Сценарий про армению

 Сценарий инсценировки "Страна Армения"

«САМАЯ НУЖНАЯ ВЕЩЬ»

Танец с саблями Хачатуряна

1 ученица:

Армения моя милая

Всех зовет сюда.

Здесь чудесный воздух

Земля и вода

Персики и чучхели

Сладкий виноград

И народ прекрасный

Всем он будет рад.

1Ведущий:

Армения – это небольшая древняя страна.

Её история началась еще 7 тысяч лет назад.

Армению называют солнечной страной.

Армения – страна плодородных земель.

Армения – горная страна.

Армения богата талантами, там много хороших композиторов, поэтов, артистов, писателей и певцов.  Армянские традиции уходят далеко вглубь веков.

В быту по сей день сохраняются взаимопомощь, прочность семейных и родственных уз.

Ведущий: Жил некогда, в Армении, справедливый и мудрый царь, и было у него три сына. Пришло время передать царский трон одному из сыновей.

Призвал царь своих сыновей и говорит

 Царь: Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец уже стар и не может больше править страной. Хочу передать трон самому достойному из вас. Видите, вот то, огромное хранилище, построенное мною давно. Это хранилище надо заполнить самой нужной вещью на свете. Отправляйтесь в путь, из страны в страну, из города в город и отыщите самую нужную вещь.

Ведущий: Дал царь сыновьям срок — три раза по сорок дней. Поцеловали сыновья руку отца и пустились в путь. Ходили они из города в город, из страны в страну.  

2 ученик:

И отвечали им вольные ветры:
“Много мы видели,
Много летали
Только Отчизны,
Похожей на нашу,
Нет, не видали,
Нет, не видали”.

Ведущий: Навидались они людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых.

Танец

Столица Армении – Ереван.

Армяне гордые и красивые люди, трудолюбивые и талантливые.

В армянском доме гостю самое почетное место.

Самые красивые слова говорят, ему при встрече.  

3 ученик:

Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза.

4 ученик:

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

Ведущий:  И в назначенный день явились они перед царем.

Царь:   Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну как, нашли вы ту самую нужную вещь?

Все вместе: Нашли! Дорогой наш отец!

(На ширме картинка — хранилище, царь ведет сыновей к хранилищу).

Царь:     Чем мы заполним это хранилище, дорогой мой старший сын? Какой самой нужной вещью на свете?

Старший сын: (показывает отцу зерно) — хлебом! Хлебом заполню хранилище, дорогой мой отец! Много я странствовал, много повидал, ничего не нашел нужнее, чем хлеб! (отходит в сторону).

    Ученик:  Барев дзез! Армянский народ очень гостеприимный. Гость на порог — счастье в дом. Я угощаю вас армянским национальным блюдом – лаваш, который долгое время остаётся мягким и ароматным.

Лаваш – всему голова. Армяне не завтракают, не обедают и не ужинают. Они садятся <есть хлеб>. Именно так в языке обозначается любая из стадий трехразового приема пищи. А хлеб — это лаваш.

Ведущий: И тогда отец позвал среднего сына.

Царь: Чем ты порадуешь отца, чем заполнишь это хранилище, дорогой мой средний сын? Какой такой самой нужной вещью на свете?

Средний сын: (показывает землю). Землею! Землею я заполню это хранилище, дорогой мой отец! Где бы я ни бывал, чего бы не видел, но ничего не нашел нужнее земли! Без земли, и хлеба нет! (отходит в сторону).

Песня

Ведущий: Позвал отец младшего сына.

Царь:   Чем ты заполнишь это огромное хранилище, сын мой младший? Какой самой нужной на свете?

Царь: (С нетерпением) Ну говори же, сын мой младший, чем заполнишь хранилище?

Младший сын: Светом! Светом и знаниями я заполню это хранилище, мудрый мой отец! Много я повидал, но нужнее света ничего не нашел. Свет знания — самая нужная вещь! Без света земля не уродит хлеба! Без света нет жизни на земле. Свет знания — самая нужная вещь, только этим можно править миром.

Царь: (с восторгом) Молодец! Молодец, мой младший сын! Ты по праву заслужил трон, потому что хочешь наполнить свое царство и души людей светом и знаниями.

Все вместе: ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАШ МОЛОДОЙ СВЕТОНОСНЫЙ ЦАРЬ! ХВАЛА ТЕБЕ.

Ученик:   Звуками играет и поёт зурна,
                 Вот она какая,
                 Армения моя!

              Представление Армении  на
фестивале  дружбы народов  «Мы едины».

Классный руководитель 5Б класса  —
Ваганова  Л.А.

Песня «Армения»   Под сопровождении
барабанов

Ведущий.  Барев тэз . Здравствуйте!  
                           Ханума

Ведущая.  Шат  урахэм  андипэм  тэз  мэр  танэ.  Мы рады вас приветствовать! Ванян Рома

          Арина

1.           
В Ветхом Завете  есть рассказ о праведнике
Ное, который во время Всемирного потопа построил корабль  — ковчег и погрузил
на него свою семью и разных животных. Когда дождь, шедший 40 дней и 40 ночей
прекратился и вода начала спадать, Ной оказался на горе Арарат, на камнях будущей
Армении.

Милена

2.           
Сегодня  наш класс расскажет вам о
прекрасной стране Армения, о ее культуре и традициях.  Армения – древняя
страна. Ее история началась 7000  лет назад. По – армянски название страны
звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс  «стан»,
таким образом страна стала называться Айастан.

3.           
Армению называют солнечной страной.   Костя 
Гайдуков

4.           
Армения – страна плодородных земель.    Соковец 
Данил

5.           
Армения – горная страна                            
Авагян Роберт

6.           
Столица Армении —  славный город  Ереван,
один из древнейших городов мира  Тимур

7.           
 Многие века армянский народ страдал от
иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики
истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали
стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции,
культуру и веру.  Игорь Филатов

Армения, ты вся в напевах,

Ты и поэт и муза ты.

В твоей душе, как в листьях древа                  
Ангелина

Румянятся плоды.

По музыке, что с ветром сшита,

Что сшита с голосом полей,

Что сшита с криком журавлей,                        
Влад Ахадов

Армения, ты – композитор.

По камню, что резьбу вознёс

До самых звёзд, слепящих очи,                       
Кристина Каграманова

Армения- каменотёс,

Армения- великий зодчий

По цвету голубых озёр,

По золотому цвету пожней.

По цвету скал, по цвету гор                              
Алена Бакуменко

Моя Армения –художник

Звучит гимн Армении (27 сек)

Влад  Муравьев

 Символы государства:

     Флаг Армении
имеет три полосы- красную, синию и оранжевую. Красный цвет символизирует
постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру,
свободу и независимость. Синий цвет символизирует стремление армянского народа
жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и
трудолюбие армянского народа.

Эля Дисакаева

     Герб Армении имеет форму щита. В
центре –  гора Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость,
терпение и благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ
освобождения армян от иноземного ига.

Федя Филимянов

 Государственный язык  Армении —  армянский.  Еще  Джордж Гордон   Байрон  говорил:  « Я
выучил язык армян, чтобы понимать как и на каком языке говорили  Боги. Ибо
армянский язык есть язык Богов…  И Армения есть Родина Богов.. И Боги родом из
долины араратской…

Стихотворение на армянском языке   
Андраник

Лиза Шаповалова

     Древняя культура Армении
привлекает нас своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием
прикоснемся сегодня к ней.
Среди
армян много академиков, профессоров, докторов наук, известных врачей, актеров,
художников, спортсменов; способствующих процветанию российского государства.

Нафанаилов Христиан

Самый древний армянский музыкальный
инструмент – дудук (мелодия  дудука)

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как сердце светлой грустью наполняет,            
Арина

Как наши души он объединяет,

Его пропитанный судьбою горький звук

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке печали.                        
Ангелина

В ней плач сердец, которые страдали

От боли расставаний и разлук.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке надежды,

Она нам души греет, как и прежде                       
Федя

Согрела нашим прадедам, мой друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

 В нем дух
армянский – чудных гор творенье.

В нем весь народ,                                              
         Алена

В нем вся наша Армения,

В нем будут наши правнуки, мой друг.

Гусаренко Егор

А самый древний   национальный  армянский
танец, танец  Победы   —  Кочари

Кочари мой кочари —
Народный танец армянский,                  Влад Стоянов   
Его все пляшут исстари,
Поднимая дух наш братский.

Его плясали пред Рейхстагом
И у храма в селе Шуше,
Танцевали перед врагом,                          Затона Артем
Чтобы знал, что в их душе.

Танец  Кочари

Осипян
Мадлена

Традиционная
армянская одежда очень красочна и разнообразна.
У мужчин сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с
низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти
или хлопка. Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук,
доходившую до колен.

Алина

Женская верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с
вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или
шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма
армянок был расшитый передник. И много украшений.

Ульяна

Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов.
Более сложным был женский головной убор, своеобразные «башенки» из бумажной
ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками. Широкое распространение
имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.

Армения – страна древних обычаев и традиций. 
Зинченко Никита

Арина

Если говорить о
повседневных обычаях армян, у них много общего с русскими, но есть и свои
нюансы. Например, когда у ребенка прорезается первый зубик, всех родных и
близких также принято созывать на «зубок» (атамхатик) и одаривать малыша и
маму. А еще нужно обязательно приготовить кашу из фасоли и гороха и посыпать ею
головку ребенка, чтобы остальные зубки росли безболезненно и были крепкими и
здоровыми

Рома

В этот же день принято
проводить еще один интересный, похожий на увлекательную игру обряд, – выбор
профессии. И это несмотря на младенческий возраст. Вокруг ребенка раскладывают
предметы, символизирующие ту или иную сферу деятельности, и он как бы выбирает
занятие на будущее. Получается очень милое и веселое зрелище, но, конечно, это
просто шутка, никак не влияющая на реальный выбор.

Роберт

В Армении женщины не
получают подарков и цветов в Международный женский день  8 марта. В Армении
есть свой национальный женский праздник – День материнства и красоты. Отмечается
он 7 апреля   

Егор

Интересно, что и День
влюбленных они празднуют не 14-го, а 13 февраля – в день Святого Саркиса, но
точно так же обмениваются подарками и признаниями.   Существует обычай печь в
этот день соленое печенье ахалибт и оставлять его на ночь под подушкой, чтобы
увидеть во сне суженого или суженую .

Спивак Миша

В конце февраля в
Армении празднуют «Трндез», пришедший из времен язычества. В церковном дворе
принято разводить костер, через который должны перепрыгнуть молодожены, чтобы
избавиться от всякой нечисти.

Ахмедов Тимур

Еще один праздник,
посвящен наступлению весны – «Цахказард», когда люди посещают церковь для
освящения веток вербы, а на головы неженатых молодых или детей надевают венки,
сплетенные из ивовых прутьев.

Затона Артем

Излюбленный армянами
праздник – «Вардавар», когда все жители Армении обливают водой друг друга
 – как знакомых, так и случайных прохожих.

Армения 
— жемчужина долины Араратской. 

Прекрасен облик твой, великая
страна! 

Ты словно света — лучик ясный.                             
Алена

Твоя столица — Ереван. 

Ереван — весь в розоватой
дымке,

Озеро Севан — печаль
веков,                                    Никита Лындин

И Сарьяна дивные картинки,

И хранилище старинных книг
и слов.

Я люблю
тебя, моя Армения

Ты –
обетованная земля!

Ты –
мечта, ты свет и откровение                          Ханума

Родина
далекая моя!

Как
любимы мной твои просторы

Как мечтаю
вновь увидеть я                                  Кристина

Всю твою
красу, леса и горы

Родина
цветущая моя!

Я уже давно живу в России,

Здесь мой дом, работа и
друзья.

Но лишь ты — моя Святая
сила!                            Зуля

Ты — обетованная земля!

Вахнин Влад

В нашем классе учатся дети   разных
национальностей: русские,  армяне, азербайджанцы.  И всех нас обьединяет
крепкая дружба!  Неважно, какой ты национальности, важно, чтобы ты был хорошим
человеком! А знаете, что  между нами общего?  Мы все живем в России!

  Стихотворение  об Армении – России    
  Ангелина

Любить Армению по русски – без измен                                                                                   Решая
миром множество проблем                                                                                                 
  И выбирать родителей из стран                                                                                                   Россию
– мать! Отца же  —  Айастан!                                                                                          Любить
Армению по русски, без причин                                                                                  Лететь
душой в святой Эчмиадзин                                                                                               Неся
в себе спасение Креста                                                                                                                  С
благословением жить  Господа Христа.

Россия и Армения вместе навсегда.             
                     Хором

Армения – Россия — дружная семья.

Песня  «Россия  —  Армения»  (2.46)

Банер

Шары с цветами России и Армении

Презентация

Костюмы

Подготовка.

За месяц до игры даются ключевые слова и
литература.

1. Этнографический портрет. Национальные
особенности армян (сайт в интернетресурс).
Ключевые слова: шалвар, архалух, чуха, хоровац,
толма, тонир, лаваш, кюфта, бораки, мацун, дошаб.

2. Арташес Арцруни. Армянское нагорье и
цивилизация, М., «Мнеджер», 1999 год. Ключевые
слова: Халиб, калибр, халява, олух, мангал,
гиксосы, сталь —  астероиды, железо — метеориты,
обсидан, карасы, брут, нанэ (нани, нан), хоз,
«Айо!», кашель, матид, гирк, кит, Матенадаран,
дег, дехтер – дохтур, хаким.

3. С.Х. Мнацаканян. Звартноц. Памятник армянского
зодчества VII век. М., «Искусство», 1971 год.
Ключевые слова: Звартноц, тетраконх, хачкар,
мартирион.

Ход мероприятия

Выходит ведущий — в национальном
костюме

Ведущая:

Добрый день, уважаемые команды, руководители и
гости программы “Путешествие по Армении”!
Сегодня ваши руководители на игре будут моими
помощниками – экспертами.

При этом руководители берут приготовленные для
них листы экспертов с ходом игры и садятся в
команды.

Ведущая:

Армянский народ — один из древнейших
современных народов. Он пришёл в мир из такой
глубины веков, когда не только не существовали
современные нам европейские народы, но и едва
зарождались народы античной древности — римляне
и эллины.

Перед нами на экране карточка (можно
использовать на игре и бумажный вариант).

Карточка. Согласно Священному Писанию, Бог
разгневался на людей за грехи и послал на Землю
Всемирный потоп, чтобы истребить всё живое. Чтобы
возродить жизнь после страшного наводнения, Бог
назначил его (ваш выбор цифры), как единственного
праведника. Ваш выбор, найти букву
соответственной ответу. А ответ, где на берегах
Армении нашли спасение все, которые были в
ковчеге?

Ответ: 1. Ной, цифра “8”; 2. Буква “в”
Ной построил ковчег, взял своих сыновей и их жён и
“каждой твари по паре”; 3. Нашли спасение после
долгого плавания у горы Арарат.

Блок первый.
Армения загадочная и древняя в словах, сказаниях
и мифах

1. Своеобразное древнейшее орудие наскального
письма?

Ответ: палец для письма – матид.

2. Армения является древнейшим центром
возделывания этого дерева 6000 лет и произрастает
на Армянском нагорье. “Арману” известен ряду
древнейших народов, полководец Лукулл вывез его
в Грецию, а затем в Рим, где дерево получило
название “армянская слива”. Отсюда
распространилось по всей Европе. Под каким
названием известны его плоды, употребляемыми
нами, как сок, варенье, курага, джем, урюк, повидло?

Ответ: абрикосы.

3. В 782 году, как крепость Эребуни был основан
Эривань – город, который в 1829 году присоединен к
Российской империи, однако известен он стал
своим построенным на восточный лад,
каравансараем и мечетью из кирпича, покрытой
синей глазурью. Объяснение названия идёт со
времени до праотца Ноя. Когда воды потопа стали
понижаться, и появились земли, то праотец рода
человеческого, впервые увидевший Канакирские
высоты, воскликнул: “еревумэ”, что могло
означать “Видно, показывается!!” Как сегодня мы
называем этот город?

Ответ: Ереван.

3. “Чудо-Юдо – рыба-кит”. Кит оказалось не имя.
Кит это по-армянски – “фонтан” или “нос”. А
почему?

Ответ: дышит не жабрами, а как все звери носом.

4. В армянском языке “нан” обозначает “мать,
бабушка, хозяйка дома, хранительница очага. Так, в
русском языке известно устаревшее понятие и
обозначает того, кто ухаживает за больными или
присматривает за детьми. Как звучит это слово?

Ответ: няня — очень распространена
профессия в царской России. Как правило, это была
крепостная, которой был доверен уход за детьми
помещика (барина). Сегодня есть специальность в
детском саду – нянечка, которой доверена забота
над маленькими детьми

5. Основной вид мемориальных памятников
средневековой Армении. По преданию, Прародитель
Айк перед смертью дал завет своим потомкам
художественно украшать камни. И народ стал
шлифовать и сооружать чудесные храмы, дворцы, но
в Армении на протяжении многих лет орды
завоевателей уничтожали эти строения. Их вновь
восстанавливали и в доказательство вечности
своего народа начали сооружать мемориальные
памятники, оставляя их под открытым небом. О
каком символе христианской веры идёт речь?

Ответ: крест- камень или хачкар, как
архитектура малой формы.

6. До изобретения книгопечатания писали все
писания от руки, что назывались рукописью. Эти
манускрипты, хранятся с 1920 года в специальном
хранилище “даране” для книг “матян”. Как
называют этот уникальный древнеармянский музей,
одновременно являющийся хранилищем и научно
исследовательским институтом древних рукописей
имени Месропа Маштоца?

Ответ: Матенадаран.

Блок второй. Перевод с армянского

1. Специалисты считают его дерзновенным
экспериментом, самой смелой центрической
композицией в армянском зодчестве. Композиция
чем-то напоминала вавилонские зиккураты — это был
трехярусный круглый храм, состоящий из трех
поставленных друг на друга уменьшающихся
цилиндрических объемов, увенчанных сферическим
конусом. Во всем облике храма присутствовало
мощное устремление ввысь. Стены храма украшали
виноградная лоза, ветви граната, тончайшей
работы геометрический орнамент. Назовите этот
храм по-армянски, если, посмотрев на него и
представить ракету, устремлённой в небо?

Ответ: Храм Бдящих Сил получил свое прозвание Звартноц
не случайно. Слово «зварт» по-армянски
означает «украшенный».

2. Оказывается, мы ещё с детства владеем
армянским языком, когда начинаем поднимать
телефонную трубку. Каким образом?

Ответ: говорим “алло”, происходящее из
армянского — “айо”

3. Это мыло можно купить в аптеке, как
лекарственное, что написано на его упаковке?

Ответ: мыло дегтярное, по-армянски — “дег” это
лекарство.

4. От армянского глагола происходит такой
перевод “оттягивание” или “извлечение” из
внутренних дыхательных путей сгустков мокрот?
Как звучит этот армянский глагол в русском
существительном?

Ответ: “кашел” – “кашель”.

5. О недееспособном человеке у нас говорят
“Олух Царя Небесного”. Разговорное выражение,
означающее “простофиля”, “простак”, “разиня”.
В древности на Руси было в ходу имя Олух, которое
постепенно исчезло, так как слово “олух” стало
нарицательным Происхождение слова “олух” точно
не известно. Существует несколько объяснений
этимологии этого слова. А кто такой олух?

Ответ: в тюркском это “сын”, а вот по-армянски
это “козлёнок”.

6. Бесплатное подношение, угощение, которое
звучит как “дар богов”?

Ответ: халява.

7. Иохаким, Ефим, Яким, Хаким не просто имя, а
призвание. О какой “мудрой” профессии идёт речь?

Ответ: лекарь.

Блок третий.
“В здоровом теле – здоровый дух”

Кавказ – обитель мудрости. Остаётся
узнать, как и почему люди становятся
долгожителями. Как оказалось тайны в этом нет,
если спросить у горца. Из его ответа следует, что
надо любить землю, на которой ты живёшь,
приравнивая её к своим близким родственникам,
это считается, во-первых. Есть второе — здоровье
должно стоять впереди пищи, как лошадь впереди
телеги.

1. “Аш” — на тюркском “пища”, а в целом
произносится, как “добрая”, “хорошая еда”,
которая обычно заготовляется осенью,
высушивается и может храниться 3-4 месяца?

Ответ: лаваш.

2. Сироп вишнёвого цвета, уваренный виноградный
сок, именно на этой на основе варится дошаб?

О каком напитке идёт речь, в русских сказках он
достаточно твёрд?

Ответ: кисель.

3. Пифосы в Греции, чаны у тюркоязычных народов,
у армян — карасы – огромная посуда для вина,
масла, зерна. Как же её переставляли?

Ответ: Не переставлялась, так как её вкапывали в
землю, когда она была пустой.

4. Печь, для жарки хороваца, что звучит как
“гулять” или “прогуливаться”?

Ответ: мангал.

5. Круглый глиняный очаг для выпекания
национальных видов хлеба и пирожков,
представляет большую керамическую посуду, с
круглым проёмом в стенке или дне и ставится во
дворе на глиняную платформу дном кверху?

Ответ: тонир.

6. О каком блюде идёт речь, если бораки нужно
сварить, а потом выложить на сито и поджарить до
румяной корочки, а сибирское блюдо будет только
сваренным и уже модно есть. Как привычно
по-сибирски мы назовём “бораки”?

Ответ: пельмени.

7. Какой известный нам продукт похож на
армянский мацун из кипячёного коровьего,
буйволиного, овечьего, верблюжьего или козьего
молока?

Ответ: йогурт.

8. Овощная толма из виноградных листьев с мясом
и крупой?

Ответ: голубцы.

Блок четыре.
Железо, глина, камень – творческий ряд веков

1. Самое образцовое изделие Халиба,
определяющее его мощь?

Ответ: калибр. Причём между последними буквами,
можно поставить гласный “а” и получится слово
“бар”, то есть — “плод”.

2. Глина являлась основным строительным
материалом. Глинобитный пол, стены-мазанки,
кирпич, детские игрушки, свистульки, дудочки,
домашние тарелки – всё с использованием этого
природного сырья. Какую надо было освоить
профессию, чтобы заниматься этим?

Ответ: гончар, глинщик или брут. Кстати, именно
от этого названия происходит название большого
глиняного ковша – братина.

3. Что собирала и использовала армия для
изготовления мечей, саблей, палиц и ядер?

Ответ: железные метеориты.

4. Богатейший и могущественный фараон Египта:
Тутанхамон просит оружие из армянского железа,
но получает в дар 1 кинжал. Какую технологию
пытаются сохранить и быть единственной мощной
армией в древности?

Ответ: Армения в древности являлась хранителем
уникальной технологии плавки железа.

5. Армения, как и другие горные местности,
использовала необычное стекло для изготовления
украшений и таких древнейших орудий труда эпохи
палеолита, как рубило, остроконечник, нуклеусы.
Что служило основой для получения обсидиана?

Ответ: магматические горные породы или вулканы.

6. Вышедшие с армянского нагорья азиатского
происхождения племена, которые впервые
использовали в военном искусстве повозки с
колёсами, окованные железом стрелы со стальными
наконечниками, т.е. первыми применили железо. Как
чужеземных завоевателей назвали египтяне?

Ответ: гиксосы; первые ввели в Египте
коневодство и колёсный транспорт. Они упростили
египетскую письменность, создав чисто
алфавитное письмо.

7. На немецком это слово — “штерн”, на латинском
— “стела”, на английском — “стар”, на русском —
“сталь”, а на армянском — “астел”. В основе всех
перечисленных слов по этимологии лежит одно и
главное. Назовите его?

Ответ: звезда, упавшая с неба — астероид.

Блок пятый.
Модный фасон по-кавказки

1. “Шаль” известна как тёплый платок, а
“вар” — основа слова “варежка”, а вы должны
назвать часть верхней одежды из темной шерсти
или хлопка, обычно синего цвета, с широким
подрубным швом на талии, в который продевалась
опояска хонджан — тканая узорчатая и довольно
плотная тесьма шириной примерно в два
сантиметра.

Ответ: На персидском — “шаравара”, на турецком —
“шалвар” или “шаровары”, как мы это привыкли
произносить на русском языке.

2. Кавказский плотно прилегающий к телу
атласный кафтан с высоким стоячим воротником,
дополнялся кушаком. Назовите бешмет по-тюркски?

Ответ: архалух(к).

3. Как называется верхняя мужская плечевая
одежда, в талии обычно отрезана, со складками или
сборкой и в переводе с тюркского обозначает
“сукно”? Ответ: чуха.

Блок шестой. “Знаем – смотрели…”

1. Какой вид оружия прославляет в балете,
родившийся в Грузии известный русский
композитор и дирижёр, армянин по национальности?

Ответ: сабля, “Танец с саблями” из балета
“Гаянэ” Арама Хачатуряна.

2. Из разрушенной столицы, его предки
переселились в Крым, в XIV-XV веках. В детстве он
рисовал углём на заборах, затем спустя годы был
принят в Петербургскую Академию художеств и в 1837
окончил её с золотой медалью. Со временем он стал
известным миру маринистом. Шедевры кого, по
словам знаменитого художника Мартироса Сарьяна,
рассматривали как “большую эпическую картину в
море”?

Ответ: Айвазовский Ованес (Иван
Константинович).

3. В Гюмри, где Мгер выступал на сцене
драматического театра, его знали все, а его
киногерои стали известны всем зрителям, жадный
погонщик – Мустафа из фильма “Али Баба и сорок
разбойников” и дядя Джабраил из фильма
“Кавказская пленница”. Под каким именем нам
известен этот артист, если известно, что имя ему
дали родители в честь известного полководца
Гражданской войны?

Ответ: Фрунзик Мкртчян, назван в честь Михаила
Фрунзе.

4. Снявшись более чем в 160 картинах, он стал
первым из российских актёров, который вошёл в
книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных
ролей. Его штабс-капитан Овечкин в трилогии о
неуловимых мстителях, главарь банды “Чёрная
кошка” в фильме “Место встречи изменить
нельзя”. О ком идёт речь?

Ответ: Армен Джигарханян.

Подведение итогов.

Программа

Содержание Исполнители

Вступительное слово учителя

1

«Սիրել Հայաստանը ռուսավարի …»
Виктор Коноплёв

ՍԻՐԵԼ ՀԱՅԱՍՏԱՆԸ ՌՈՒՍԱՎԱՐԻ

1. Երբ Հայաստանի սիրով ես սնվում,
Ասես դեռ նոր է քո հոգին ծնվում,
Սկիզբ առնելով Արարատից սեգ,
Սերն այդ անկաշառ չի հատնում երբեք:

4. Հայաստան երկրում ջերմ սերն է տիրում,
Սերն այդ ջերմացրու հայկական գինով,
Ամբողջ էությամբ տրվիր այդ սիրուն
Եվ սերն այդ շահիր քո սիրո գնով:

5. Սիրիր Արմենիան զուլալված սիրով,
Խաղաղ լուծելով հարցերը բոլոր,
Ողջ աշխարհը թող դառնա բուրաստան,
Քո ծնողներն ենª Ռուսիա-Հայաստան:

6. Հայաստան սիրիր նվիրումով վառ,
Թևածիր դեպի սուրբ Էջմիածին,
Քո մեջ կրելով խաչը փրկարար
Եվ Քրիստոսի փառքը սրբածին:

Перевод Сократа Ханяна

2

ВИДЕО

«Любить Армению по-русски»
Исполняет автор — Виктор Коноплёв

3

Стихотворение
«На свете лишь
одна Армения»

1. На свете лишь одна Армения,
Она у каждого — своя.
От робости, от неумения
Её не воспевала я.
2. Но как же я себя обидела —
Я двадцать лет тебя не видела,
Моя далёкая, желанная,
Моя земля обетованная!
3. Поверь, любовь моя подспудная,
Что ты — мой заповедный клад,
Любовь моя — немая, трудная,
Любое слово ей не в лад.
4. Со мною только дни осенние
И та далёкая гора,
Что высится гербом Армении
В снегах литого серебра,
5. Та величавая двуглавая
Родная дальняя гора,
Что блещет вековечной славою,
Как мироздание стара.
6. И тайна острова севанского,
Где словно дань векам седым —
И своды храма христианского,
И жертвоприношений дым.
7. Орлы Звартноца в камень врублены,
Их оперенье — ржавый мох…
О край далёкий, край возлюбленный,
Мой краткий сон, мой долгий вздох.

Мария Петровых

4

Стихотворение «Голубоглазыми были армяне …»

1. Голубоглазыми были армяне.
Светловолосыми были армяне.
Такими в древности были армяне.
2. Но жгли и рубили отчизну армян,
Пришли и убили так много армян,
Что огнём затрубили, как нефти фонтан,
И окутались дымом глаза у армян.
3. Тогда черноглазыми стали армяне,
Черноволосыми стали армяне, —
Целый народ почернеть в состоянье
В развалинах, где почернели армяне.
4. Но в недрах времён, из бессмертных семян,
Грустит голубое глазами армян.

Юрий Саакян

5

ПЕСНЯ

«Հայի աչքեր»


6

Звалась Армения Урарту

1. Звалась Армения Урарту,
лежала между трёх морей
В старинных атласах и картах,
Ани была столицей в ней.
И правил здесь Тигран Великий –
отважный воин, царь армян.
И от границы до границы
шёл много суток караван.
2. Другим царём был Арарат –
гора с двуглавою вершиной
Над плодородною долиной
власть держит, как большой мужчина.
Не зря же Ной после потопа,
собрав всю живность на ковчег,
Нашёл причал на Арарате
и приводнился здесь навек.
3. Месроп Маштоц алфавит создал –
ни у кого такого нет.
У каждой буквы свой орнамент,
овал, фактура, раритет.
И в гордом граде Ереване,
хранятся в Матенадаране
Истории земли армянской,
что были созданы здесь ране.
4. В четвёртом веке нашей эры
пришёл Григорий-просветитель.
И христианство, как основа,
нашло в Армении обитель.
И сотнями церквей и храмов
украшен здешний был пейзаж.
Католикос в Эчмиадзине,
и каждый храм, как горный страж:
5. Вот Хор Вирап, Гарни, Гегард
и восхитительный Татев,
Тысячелетиями стояли,
мирские радости презрев.
И Карабах, и Зангезур,
и Цахкадзор, и Дилижан —
Прекрасней нет на свете мест,
и нет таких красивых стран.
6. С тех пор веков прошло немало —
не стало выходов к морям.
Земли в стране осталось мало,
почти не стало и армян.
Средь горных круч, сухих равнин,
где солнцем выжжена земля,
Смог выжить только армянин –
создав между камней поля,
7. Где зреет сочный виноград –
основа вин и коньяка.
Даже во Франции коньячной
вкуснее нет ещё пока.
Васпуракан и Наири,
Отборный, Праздничный, Ани
И аромат, и дух в них горный,
и запахи родной страны.
8. Глаза армянские – ачкеры,
в них геноцид, и боль, и грусть,
По ним историю народа
ты прочитаешь наизусть.
Дудук Дживана Гаспаряна
залечит все на сердце раны,
А после – к берегам Севана,
отведать свежего ишхана.
9. Пожалуй, нет сегодня в мире,
мест, где армяне не живут:
Свои диаспоры и кланы
везде с успехом создают.
Татлян и Шер, Шарль Азнавур
и тысячи других армян
Внесли любовь свою и гены
в культуры самых разных стран.
10. И говорю я всем армянам –
ес кез сирумем, барев дзез!
Желаю, чтоб Ваш дух был юным,
страна жила под стук сердец,
В которых страсть, любовь и нежность
к своей Армении родной.
Хоть жить и можно где угодно –
храните верность ей одной!

Александр Вайнерман 30 апреля 2008 года

7

ПЕСНЯ

«Տուն իմ հայրենի»


8

Стихотворение «Армении»

АРМЕНИИ 
1. Как перед женщиной, неведомой и новой, 
В счастливом трепете стою перед тобой. 
И первое сорваться с уст боится слово, 
И первою смущаются глаза мольбой. 
2. Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью, 
Друг другу золотые двери отворить. 
Армения, звенящая огнём и кровью! 
Армения, тебя хочу я полюбить! 
3. Я голову пред древностью твоей склоняю, 
Я красоту твою целую в алые уста. 
Как странно мне, что я тебя ещё не знаю, 
Страна — кремень, страна — алмаз, страна — мечта! 
4. Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью, 
И воскресенья весть услышать над тобой. 
Армения, звенящая огнём и кровью!
Армения, не побеждённая судьбой!

Сергей Городецкий

9

ПЕСНЯ

«Армения»

10

Стихотворение
«
Дудук»

1. Послушай, друг мой, как поёт дудук,
Как сердце светлой грустью наполяет,
Как наши души он объединяет,
Его, пропитанный судьбою горькой, звук.

2. Послушай, друг мой, как поёт дудук,
Как много в этой музыке надежды,
Она нам души греет, как и прежде
Согрела нашим прадедам, мой друг…

3. Послушай, друг мой, как поёт дудук,
В ней дух Армянский — наших гор творение,
В ней весь народ, в ней вся наша Армения,
В ней будут наши правнуки, мой друг…

Карен Хачатрян

11

ТАНЕЦ
армянский

Учащиеся

12

Стихотворение
«
Да! Не армянка!»

ДА! НЕ АРМЯНКА!

1. Да не армянка! Ну и что ж?!
Кто смеет мне сказать хоть слово?
Армения во мне поёт
И это ли к любви не повод?
2. Прервать разлуки я стремлюсь,
Арменией полна до края.
К её просторам часто рвусь
И расстоянья сокращаю…
3. Любовь! Кто может запретить?
Она даруется от Бога…
Земная-то не всем дана…
А мне к Армении так много!
4. Душа-раба свободна там…
Божественный тот рай вдыхая,
Живёт, парит… Понять ли вам…?
Как снова крылья обретаю…
5. Да не армянка… Ну и что ж…?
Да не жалею я об этом!
Ведь Богом право мне дано…
Любить ДВА края беззаветно!

ТатьянаТелегина

13

Стихотворение
«
Дети Капана».

Дети Капана
1. Там, где Хуступ взирает молчаливо
И вьётся в исступленье Вачаган,
Стоит себе упрямый, горделивый,
Непокорённый маленький Капан.

2. Его сыны смелы′ и непреклонны,
Кипучей кровью жилы их полны,
Они за Зангезур дрались упорно,
И за Арцах без страха полегли …

3. А девы … и нежны … и кротки …
И духа стойкостью наделены.
Поистине! Они …горянки …
Всем сердцем Вотчине верны.

4. Там матери детей вскормили
Орлино-львиным молоком!
Они детей своих взрастили …
Надёжным Родине щитом!

5. Капанцы лишь в угоду Богу,
Не преклонив главы вовек,
Живут, храня в душе свободу,
Как завещали Нжде и Давид Бек!

ТатьянаТелегина

14

ПЕСНЯ

«Мой Капан» (гимн Капана) ПОЮТ ВСЕ

Сценарий
представления страны Армения ко дню фестивалей «Нации»

3 человека выходят (2-читают рассказ,
1-держит символы Армении).

1 ведущий: Сегодня наш класс расскажет вам о
прекрасной стране Армении. Армения – древняя страна. По – армянски название
страны звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс
места «стан», таким образом страна стала называться Айастан.

2 ведущий: Многие века армянский народ страдал от
иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики
истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали
стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции,
культуру и веру.

1 ведущий: Россия всегда шагала рядом с Арменией,
оказывала помощь в трудные времена. Армения входила в состав Союза Советских
Социалистических республик. Не так давно Армения стала независимой страной. Она
сохранила дружеские отношения с Россией.

2 ведущий: Мы представляем вам символы государства:

1 ребенок:  Флаг Армении имеет три
полосы- красную, синюю и оранжевую.

=Красный цвет символизирует постоянную
борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и
независимость.

=Синий цвет символизирует стремление
армянского народа жить под мирным небом.

=Оранжевый цвет символизирует
созидательный талант и трудолюбие армянского народа.

2 ребенок: Герб Армении имеет форму щита. В центре –гора
Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость, терпение и
благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ
освобождения армян от иноземного ига.

Древняя культура Армении привлекает нас
своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к
ней.

3 ребенок (в костюме пастушка):

Есть магия в тенистом слове
«джан»…
Наполненное жизнью и любовью,
Оно — сама душа, как Божий Храм,
Где силу обретаешь над собою.

В нем красота, энергия ветров,
Оно сродни харизме Арарата.
Среди его бесчисленных даров
Радушный кров друзей — душе отрада.

Ведь там я не подвластен хмурым дням,
Ведь там узнал я, что в судьбе случится:
Фамилии любимые на «ян»,
Друзей очаровательные лица.

И каждой клеточкой впитав простор,
Мне сердце говорит открыто, прямо:
Хочу вдыхать свободный ветер гор
И тосковать с дудуком Гаспаряна.


4 ребенок: (рассказывает под музыкальное
сопровождение дудука Гаспаряна
)

Послушай, друг мой, как поет дудук

Не знаю, что за инструмент сей музыкальный,

У гуслей явно голос повокальней,

По крайней мере это русский звук.

Наверно, все ж послушаю дудук,

Ведь это музыкальный инструмент армян,

Откуда родом сам Джигарханян.

А он нам самый лучший друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как сердце светлой грустью наполняет,

Как наши души он объединяет,

Его пропитанный судьбою горький звук

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке печали.

В ней плач сердец, которые страдали

От боли расставаний и разлук.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке надежды,

Она нам души греет, как и прежде

Согрела нашим прадедам, мой друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

В нем дух армянский – чудных гор творенье.

В нем весь народ,

В нем вся наша Армения,

В нем будут наши правнуки, мой друг.

Под дудук выходят все, кто поют песню

Весь класс исполняет песню «Армения моя».

Солист 1:

Мама не грусти,
Береги отца
Бог вас сохранит,
Мама не грусти, не грусти..
Родина моя,
Как ты без меня,
На вершинах снег
Где мои друзья
Сберегла ль ты всех?!

Весь класс:

А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.

Солист 2:

Mayrig che tkhres
Yete che gam yes,
Girkt indz charnes,
Achkt artsungov che ltsnes.
Hayastan im tun,
Moratseles du?
Te hishumes u norits indz yet kanchum?

Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Sevanadzov dzhurn arat
Ergire Nairian.
Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Srtis meches anentat Hayastan

Весь класс:

А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.

3 ребенок (в костюме пастушка):

Кочари мой кочари-
Народный танец армянский,
Его все пляшут исстари,
Поднимая дух наш братский.

Танцуют вкруг, плечом к плечу,
Выкрикивая гей, гей,
Зажгу, за них, свою свечу
Я вижу в них богатырей.

Его плясали пред Рейхстагом
И у храма в селе Шуше,
Танцевали перед врагом,
Чтобы знал, что в их душе.

Под дробь большого барабана
И звуки народной зурны,
Кочари идёт от Вана,
До тех, кто родине верны!

Исполняется национальный армянский танец
«Кочари».

3 ребенок (в костюме пастушка):

Горжусь, Армения, тобой, культурой древней
и седой.

Ты первой христианство приняла и вера
сильная тебя спасла.

Весь класс хором:

Россия и Армения вместе навсегда.

Армения-Россия-дружная семья.


Ведущий 1: Попробуйте наше национальное блюдо печенье
гата.

Сценарий представления страны Армения ко дню фестивалей «Нации»

3 человека выходят (2-читают рассказ, 1-держит символы Армении).

  1. Сегодня наш класс расскажет вам о прекрасной стране Армении. Армения – древняя стран. По – армянски название страны звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс места «стан», таким образом страна стала называться Айастан.
  2. Многие века армянский народ страдал от иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции, культуру и веру.
  3. Россия всегда шагала рядом с Арменией, оказывала помощь в трудные времена. Армения в состав Союза Советских Социалистических республик. Не так давно Армения стала независимой страной. Она сохранила дружеские отношения с Россией.

Символы государства:

Флаг Армении имеет три полосы- красную, синию и оранжевую. Красный цвет символизирует постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость. Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и трудолюбие армянского народа.

Герб Армении имеет форму щита. В центре –гора Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость, терпение и благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ освобождения армян от иноземного ига.

Древняя культура Армении привлекает нас своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к ней.

2. Пастушок:

Есть магия в тенистом слове «джан»…Наполненное жизнью и любовью,Оно — сама душа, как Божий Храм,Где силу обретаешь над собою.В нем красота, энергия ветров,Оно сродни харизме Арарата.Среди его бесчисленных даровРадушный кров друзей — душе отрада.Ведь там я не подвластен хмурым дням,Ведь там узнал я, что в судьбе случится:Фамилии любимые на «ян»,Друзей очаровательные лица.И каждой клеточкой впитав простор,Мне сердце говорит открыто, прямо:Хочу вдыхать свободный ветер горИ тосковать с дудуком Гаспаряна.

3. Стихи:

Послушай, друг мой, как поет дудук

Не знаю, что за инструмент сей музыкальный,

У гуслей явно голос по вокальней,

По крайней мере это русский звук.

Наверно, все ж послушаю дудук,

Ведь это музыкальный инструмент армян,

Откуда родом сам Джигарханян.

А он нам самый лучший друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как сердце светлой грустью наполняет,

Как наши души он объединяет,

Его пропитанный судьбою горький звук

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке печали.

В ней плач сердец, которые страдали

От боли расставаний и разлук.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке надежды,

Она нам души греет, как и прежде

Согрела нашим прадедам, мой друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

В нем дух армянский – чудных гор творенье.

В нем весь народ,

В нем вся наша Армения,

В нем будут наши правнуки, мой друг.

Под дудук выходят все, кто поют песню

4. Песня «Армения моя»

Мама не грусти,Береги отцаБог вас сохранит,Мама не грусти, не грусти..Родина моя,Как ты без меня,На вершинах снегГде мои друзьяСберегла ль ты всех?!А где -то горы,горы,А за ними ,нимиАРМЕНИЯ МОЯ,Знаю мама,мамаАрмения ты ждешь меня.А где -то горы,горы,А за ними ,нимиАРМЕНИЯ МОЯ,Знаю мамаАрмения ты ждешь меня.Mayrig che tkhresYete che gam yes,Girkt indz charnes,Achkt artsungov che ltsnes.Hayastan im tun,Moratseles du?Te hishumes u norits indz yet kanchum?Ko lanjerine AraratAshkhare ArmenianSevanadzov dzhurn aratErgire Nairian.Ko lanjerine AraratAshkhare ArmenianSrtis meches anentat Hayastan

А за тобою Арарат! А за тобою Арарат — Армения моя…Знаю, Мама… Мама-Армения ты ждешь меня.А за тобою Арарат — Армения моя…Знаю, Мама-Армения ты ждешь меня.Ko lanjerine Ararat ashkhare ArmenianSevanadzov dzhurn arat ergire Nairian.Ko lanjerine Ararat ashkhare ArmenianSrtis meches anentat Hayastan.Srtis meches anentat Hayastan…Hayastan!

5. Пастушок:

Кочари мой кочари-Народный танец армянский,Его все пляшут исстари,Поднимая дух наш братский.Танцуют в круг, плечом к плечу,Выкрикивая все гей, гей,Зажгу, за них, свою свечуЯ вижу в них богатырей.Его плясали пред РейхстагомИ у храма в селе Шуше,Танцевали перед врагом,Чтобы знал, что в их душе.Под дробь большого барабанаИ звуки народной зурны,Кочари идёт от Вана,До тех, кто родине верны!

6. «Кочари»-танец исполняется.

7. Пастушок:

Горжусь Армения тобой, культурой древней и седой.

Ты первой христианство приняла и вера сильная тебя спасла.

Россия и Армения вместе навсегда.

Армения-Россия-дружная семья.

Все вместе выделенные слова произносят.

8.Попробуйте наше национальное блюдо.(мы пекли печенье гата)

Пояснительная записка.

Сценарий классного часа, направленный на воспитание положительного отношения к себе, друзьям, одноклассникам.

Возрастная категория, на которую рассчитана разработка, 3-4 класс.

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением и значением.

Задачи:
Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Тематическое содержание.

Я, ты, он, она — вместе дружная страна, вместе — дружная семья, в слове «мы» — сто тысяч «я»!» — такими словами начинается неко­гда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Данная разработка направлена на формирование правильного представления о толерантном поведении и отношениях одноклассников между собой, а также способствует развитию у детей самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Материалы и оборудование: презентация «Планета толерантности », клип «Давайте дружить», музыкальное сопровождение.

Форма проведения: беседа

Место проведения: класс

Планируемый результат:

— знать значение слова «толерантность», правила толерантного поведения;

— осознавать смысл понятия «толерантный человек»;

— учащиеся совершенствовать умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;

— адекватно осознавать значение правил толерантного поведения в жизни человека

Список используемой литературы:

Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л.В. Строганова. – М. : Педагогическое общество России, 2007.

Платонова Н.А. День толерантности в образовательном учреждении / Н.А. Платонова // Воспитание школьников. – 2010.

http://www.tolerance.ru/ – Сайт «Толерантность»

http://discussiya.com/2008/11/15/tolerance/– Ещё раз о толерантности и методах обучения

Попова Л.В. Я в мире… мир во мне…толерантность – путь к миру : классный час для 4 кл. / Л.В. Попова // Завуч начальной школы. – 2007.

http://www.vlivkor.com/2007/12/12/tolerantnost__preddverie_mira.html

Сценарий классного часа.

1.Организационный момент.

2.Постановка темы классного часа.

Люди на свет Адам Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем классном часе? (ответы учеников).

III. Работа по теме .

Наш классный час посвящен одной из важнейших тем воспитания-толерантности.

-Тема звучит так: «Планета толерантности»

1.Слово учителя.

Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Мы все живём в обществе. А учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, поко­рять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожитьнормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, просто не обойтись. Наш мир день ото дня становится жестоким, тревожным, нетерпимым. Что же происходит с людьми? От чего люди так жестоки друг к другу? Послушайте стихотворение «Добро и Зло».

И вновь мы слышим это слово – толерантность. Что такое толерантность?

Толерантность. Что это такое? -Ваня
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Толерантность — это люди света Эвелина
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая Саша
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!

3. История происхождения слова «толерантность».

Как появилось это слово? Заглянем в прошлое.

Ученик:

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.    Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

4.Определение понятия «толерантность».

Определение слова «толерантность»на разных языках земного шара звучитпо-разному:

в английском – готовность быть терпимым;

во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность часто называют терпимостью, но это не значит, что, ударив по левой щеке, мы должны подставлять правую щеку. Толерантный человек – это человек, умеющий принять другого, и уважаемый за это. Толерантность – милосердие, сострадание, уважение других, прощение, сотрудничество.

5.Чтение стихотворений учащимися.

1.

Что ж такое толерантность? Софа
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме Данил Т
Я на день рождения принес?
3.
Понял я, что это – уважение Денис Нар
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую Маша
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему, Лиза
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу, Денис Новосёлов
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,  Ханум
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов Илья
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту. Тимофей
Взрослых уважаешь,
10.
Маме с папой не грубишь, Артём
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят, Богдан
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и Даниил Д
Будь еще галантен.
13.
Что такое толерантность? Лиля
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность? Марго
Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим, Рагима
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим, уважительно относиться друг к другу.
Не случайно, что символом толерантности является радуга. Почему?

Как вы думаете, а с чего начинается толерантность? Конечно же, с улыбки.

6.Прослушивание песни « От улыбки» караоке

Давайте попробуем составить правила толерантного общения (работа в группах).

6.Правила толерантного общения:  

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

7. Обыгрывание ситуаций на экране . (карандаш, лист бумаги)

Давайте проверим, насколько мы толерантны.  Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.

 Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

·         

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.

 Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

 Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.  Ты идешь с ними гулять.

2.  Ты устраиваешь истерику.

Дети считают.
– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

— Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

А сейчас предлагаю всем доказать, что вы умеете быть дружными и доброжелательными. Для этого повторяйте те движения, о которых я буду говорить. Встаньте со своих мест. Приготовились!..

Руку правую подняли, все мне дружно помахали!…(остановиться)

Ну, а левая рука опускается слегка на колено…(остановись)

Не своё! А соседа своего!.. (остановись)

Правой ручкой горячо мы соседское плечо обнимаем, (посмотри на ребят)

Так прилично… Покачались! (остановись)

Вам понравилось? Отлично! (посмотри в зал)

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся. (посмотри на детей)

Поднимите все ладошки,

И похлопайте немножко,

Дружно хлопните пять раз:

1 2 3 4 5.

Снова можно повторять.

1 2 3 4 5.

Руки вверх поднять пора,

Всем друзьям сегодня в зале

Крикнем громкое — УРА!. Садитесь на места! Молодцы!

1. Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети
На нашей планете.

2.
Но дело не в цвете,
А в том, что на свете
Друг другу всегда
Улыбаются дети!

3.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.

4.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

5.
Хочу я, чтоб общими были на веке –
И небо, и море, и горы, и реки,

6.
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
Пусть будут все люди в мире навеки

Все: ДРУЗЬЯМИ!

Дети 2 «а» класса поют песню «Дружба» Барбарики

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же нужно сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стал планетой толерантности?

Говорят, что добрые слова — это волшебные слова, такие как «спасибо», «пожалуйста», «простите». Помогите мне вставить правильные слова.

***

Друг другу на прощание мы скажем…

(До свидания)

***

Друг друга не стоит винить, лучше скорее…

(Извинить, простить)

***

Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста-

(Извините)

***

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …

(Не перебивай)

***

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…

(Спасибо)

***

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…

(Простите, пожалуйста)

***

Если друг встречает друга,

Жмут друзья друг другу руку,

На приветствие в ответ каждый говорит…

(Привет)

***

Если с другом иль подругой

Долгою была разлука,

Мы при встрече говорим:

«Сколько лет и …»

(Сколько зим)

***

Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем: «Как…»

(Дела)

***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…

(Здравствуйте)

***
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …

(Добрый день)

***

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте…»

(Так добры)

Помните, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие – это и будет проявление нашей толерантности

8.Рассказывание притчи.

Китайская притча «Ладная семья» .

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал, что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: 
любовь; 
прощение; 
терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

Просмотр видеофильма Армения:

— Как тут красиво какая природа, какие великолепные горы, а куда это мы попали?

Армения моя милая Кирилл Ш Всех зовёт сюда. Здесь чудесный воздух Земля и вода

Персики и чучхели

Сладкий виноград

И народ прекрасный

Всем он будет рад

.

— А попали мы с вами в Армению.

Арарат

Сегодня наш класс расскажет прекрасную страну Армению. Армения – древняя стран. По – армянски название страны звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс места «стан», таким образом страна стала называться Айастан.

Эля

Многие века армянский народ страдал от иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции, культуру и веру.

Символы государства:

Флаг Армении имеет три полосы- красную, синию и оранжевую. Красный цвет символизирует постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость. Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и трудолюбие армянского народа.

Герб Армении имеет форму щита. В центре –гора Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость, терпение и благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ освобождения армян от иноземного ига.

Древняя культура Армении привлекает нас своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к ней.

Столица: Ереван,

Население 3 мил. человек.

Армения — солнечная страна, с ярко выраженными временами года.  Холодные зимы здесь длятся долго, температура может падать до -23 и даже -30 ти градусов.

Горные вершины Армении круглый год покрыты снегом. Лето по-настоящему жаркое. В Ереване температура может достигать до 30-40 градусов.

КУХНЯ – Самостоятельная достопримечательность Армении. Она считается одной из самых древних в мире, а в наши дни армянская кухня сохранила вековые традиции народа этой страны.

Также кухня Армении заслуженно считается обладательницей самобытных традиций планеты в кулинарии.

В блюдах этой кухни используется очень много зелени, сыра, овощей, мяса, а также незаменимым спутником любого стола является лаваш.

(слайды про Армению)

Нет на сете Родины милее,Богдан

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса.

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза!

Привет тебе, мой край родной, Артём

С твоими тёмными лесами

С твоей великою рекой

Я неоглядными полями!

— И по пути нашей экскурсии, поэтому замечательному городу, мы встретили поэта. Давай те попросим прочитать пару строк стихотворении на родном языке, и рассказать, о чем же в нём говориться.

( стих на Армянском языке)

!!!!!Какой красивый язык, и замечательные виды природы, а кухня просто не оторваться.

Музыкальная заствка Армена Джигорханяна

Послушай, друг мой, как поет дудук

Не знаю, что за инструмент сей музыкальный,

У гуслей явно голос по вокальней,

По крайней мере это русский звук.

Наверно, все ж послушаю дудук,

Ведь это музыкальный инструмент армян,

Откуда родом сам Джигарханян.

А он нам самый лучший друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как сердце светлой грустью наполняет,

Как наши души он объединяет,

Его пропитанный судьбою горький звук

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке печали.

В ней плач сердец, которые страдали

От боли расставаний и разлук.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке надежды,

Она нам души греет, как и прежде

Согрела нашим прадедам, мой друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

В нем дух армянский – чудных гор творенье.

В нем весь народ,

В нем вся наша Армения,

В нем будут наши правнуки, мой друг.

Горжусь Армения тобой, культурой древней и седой.

Ты первой христианство приняла и вера сильная тебя спасла.

Россия и Армения вместе навсегда.

Армения-Россия-дружная семья.

1.На территории России

Живут народы разные с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

2.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

3.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

4.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

5.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

6.

А родина  Россия,

У нас у всех одна!

Все мы разные, разных национальностей. Всегда люди призывают друг друга жить в дружбе и согласии. Давайте вспомним, какие другие народы нас окружают. Игра «Дружба народов».

Дети поют песню «Я, ты, он, она……»

Выстраиваются два класса 2 и 4

И в завершении хочу вам пожелать

Будьте добрыми и человечными

И относитесь, друг к другу так, как хотелось, чтобы другие относились к вам.

Просмотр видеоролика « Давайте дружить».

Скачать ЗДЕСЬ

История и традиции

Выходит чтец( в чёрном балахоне, в руках книга)

Чтец: В Ветхом Завете, первой части Библии, есть рассказ о праведнике Ное, который во время Всемирного потопа построил корабль- ковчег и погрузил на него свою семью и разных животных. Когда дождь, шедший 40 дней и 40 ночей прекратился и вода начала спадать, Ной оказался на горе Арарат, на камне будущей Армении

Армения- маленькая страна с большой историей. Армения- древнейшая страна, первое в мире христианское государство, образовавшееся в 301 году до н. э. и одна из самых ранних стран на Земле. Поэтому по количеству памятников культуры она может считаться одной из самых интересных в Старом Свете.

Здесь живут гордые и свободолюбивые люди. В Армении сохранилось много традиционных народных обычаев, например, благославление первого урожая в августе или жертвоприношение ягнят во время религиозных праздников.

Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. В Восточной Армении головными уборами у мужчин служили меховые шапки, а в Западной —  войлочные и тканые. У женщин — накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Обувь представляла собой поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.

Всё здесь волшебно: проверните весь мир и то очарование, к которому так стремились вы найдётся в Армении. Армения это разноцветная , играющая на солнце мозаика, меняющая свои узоры.

Визит в Армению непременно побудит желание посетить древние храмы т памятники природы, похожие на райские уголки.

  1. Многие века армянский народ страдал от иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции, культуру и веру.

Россия всегда шагала рядом с Арменией, оказывала помощь в трудные времена. Армения входила в состав Союза Советских Социалистических республик. Сейчас Армения -независимая страна. Она сохранила дружеские отношения с Россией.

Горжусь Армения тобой, культурой древней и седой.

Ты первой христианство приняла и вера сильная тебя спасла.

Россия и Армения вместе навсегда.

Армения-Россия-дружная семья.

Армянская кухня

Сценка Дедушка, ты прожил долгую жизнь многое видел и знаешь, а если бы спросили у тебя, что армянин считает для себя самым большим горем, что бы ты ответил?

Расскажу я тебе, дорогой старую армянскую притчу: пойманного вора привели к султану, который приказал привязать преступника к позорному столбу, чтобы каждый проходящий мог плюнуть на него. Несколько дней спустя султан пошёл на площадь и, подойдя к столбу, спросил: Ну, как, есть ли на свете горе тяжелее того, которое тебя постигло?

Есть, о, повелитель, есть- ответил вор.

Какое же?

Самое тяжёлое горе — это, когда к тебе приходит гость, и нет возможности его угостить.

Армянская кухня – такая же древняя, как и ее история, как земля, на которой она сложилась. Армянские кулинарные традиции насчитывают более 2000 лет. Сочный дымящийся шашлык, источающий умопомрачительный аромат, запеченные овощи – хоравац, пропитанные вкусом и запахом костра, тающая во рту нежнейшая долма, приготовленная без грамма масла, м-ммм… объедение. Все блюда армянской кухни всем хорошо знакомы и, главное, любимы.

Традиционно армяне готовили пищу на огне. Глиняная печь-очаг стала назваться тонир и сохраняет это название по сей день. Посуду армяне тоже использовали глиняную. В тонире выпекают хлеб, варят каши, коптят рыбу и птицу, запекают овощи, готовят супы и другие блюда.

Все восточные страны славятся своими кондитерскими изделиями по всему миру, Армения в этом отношении не исключение.
• Кята и назук. Считаются самыми известными армянскими сладостями. Они представляют собой многослойные пироги с начинкой. У назука и кяты нежнейший вкус, так как слои намазываются и пропитываются теплым маслом с сахаром.

• Пахлава — медовая слоеная выпечка с густой обильно помазанной ореховой начинкой.
• Суджук — сладость, которую хозяйки всегда готовят на новый год и другие большие праздники. Делается она с большим количеством орехов.

Вынос угощений под народную музыку.

Танец

Кочари мой кочари-
Народный танец армянский,
Его все пляшут исстари,
Поднимая дух наш братский.

Танцуют в круг, плечом к плечу,
Выкрикивая все гей, гей,
Зажгу, за них, свою свечу
Я вижу в них богатырей.

Его плясали пред Рейхстагом
И у храма в селе Шуше,
Танцевали перед врагом,
Чтобы знал, что в их душе.

Под дробь большого барабана
И звуки народной зурны,
Кочари идёт от Вана,
До тех, кто родине верны!

Песня

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как сердце светлой грустью наполняет,

Как наши души он объединяет,

Его пропитанный судьбою горький звук

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке печали.

В ней плач сердец, которые страдали

От боли расставаний и разлук.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке надежды,

Она нам души греет, как и прежде

Согрела нашим прадедам, мой друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

В нем дух армянский – чудных гор творенье.

В нем весь народ,

В нем вся наша Армения,

В нем будут наши правнуки, мой друг.

Милая страна, добрая страна, Бог тебя хранит.
Горная страна, страна любви.
Родина армян и  высоких гор, на вершинах снег,
Здесь вас ждут друзья, очень любят всех
Припев.
А где-то горы, горы, а за ними нивы, Армения моя,
Знаю, мама, мама, Армения, ты ждешь меня.
А где-то горы, горы, а за ними нивы, Армения моя,
Знаю, мама, Армения, ты ждешь меня.

Майр им чтхрес ете чгам ес, гиркт индз чарнес,
Ачкт арцунков члцнес.
Аястан им тун, морацелес ду,
Те (г)ишумес у нориц индз ет канчум

Припев.
Ко ланджерине Арарат, ашхары Арменьян,
Севан(ы) цов, джурн арат, еркиры Наирян,
Ко ланджерине Арарат, ашхары Арменьян
Сртис мечес анынтат Аястан.

Игра

Армянский народ — один из древнейших народов, имеющих многовековую историю. Им созданы прекрасные архитектура, литература, музыка, театральное искусство и др. В культурном наследии значительное место занимает физическое воспитание (в частности, народные игры). Сведения о национальных играх, начиная с V в., имеются в письменных источниках, авторами которых являются такие мыслители, как Хоренаций, Арцруни, Агатанагоци и др.

Земля, вода, огонь, воздух (Хох, джюр, крак, от)

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое- либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой- либо рыбы; на слово «Воздух!» — названием птицы. При слове «Огонь!» все должны не­сколько раз быстро повернуться кругом, пома­хивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Правила игры.

Ошибающийся не играет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про антошку
  • Сценарий про антитеррор
  • Сценарий про ангела
  • Сценарий про алтай
  • Сценарий про алкоголизм