Сценарий про азербайджан

Выступление класса с темой "Азербайджан". ✅ Скачать бесплатно

Сценарий выступления 5 Д класса по теме
«Азербайджан»

Под
музыку Муслима Магомаева «Азербайджан» выходят ведущие.


Добрый день всем присутствующим!

Salam!

— Вы
знаете место, где Восток целует Запад?


Где есть и морские пляжи, и горнолыжные курорты? Вкусная национальная кухня и
все знают русский язык?


Это Азербайджан! Край огней и сильных мужчик.

А – Аллах.
Именно это слово представлено в виде огня в центре герба Азербайджана, который
символизирует Ислам и «Страну огней». (выносит герб)

З – звезда
восьмиконечная и полумесяц размещены на флаге на красной полосе. Оба
изображения белого цвета. Согласно Конституции Азербайджана, голубой цвет на
флаге является традиционным цветом тюркских народов, красный — прогресса,
зелёный — ислама. Полумесяц обозначает принадлежность к религии ислама,
восьмиконечная звезда означает восемь ветвей тюркских народов. (выносят флаг)

Е –
Еда и почти вся азербайджанская кухня отличается остротой и неповторимым
ароматом. Самое популярное основное блюдо в Азербайджане — плов. И  сегодня мы 
хотели бы угостить вас им (выносят лов под музыку). Азербайджанский плов
отличается от остальных тем, что рис варится отдельно и всё остальное к нему
подаются тоже отдельно. Часто готовят долму — традиционный рецепт из рубленого
мяса ягненка, перемешанного с рисом, с добавлением мяты, фенхеля и корицы, и
обернутый в виноградные листья (ярмак долмасы) или капустные (калам долмасы).
Особенность азербайджанской долмы — это ее размер. Чем мельче долма, тем лучше.

Р –
религия. Основными религиями в Азербайджане являются мусульманство и
христианство. Основной религией, исповедуемой населением Азербайджана, является
ислам. Ислам (İslam с арабского мир, покорность) базируется на следующем
догмате: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – Пророк Его».

Б – Баку
(Bakı, Бакы) — столица Азербайджана; город, сочетающий в себе динамику
современной жизни и традиционность богатой культуры. Его называют по-разному:
«город ветров», «восточный Париж». Здесь есть и новейшие районы с бизнес-центрами,
и исторические кварталы, поэтому привлекает туристов с разных стран.

А –
артист, которого знает всё поколение ваших бабушек и дедушек – Муслим Магомаем
— советский, азербайджанский и российский эстрадный и оперный певец (баритон),
актёр, композитор. Народный артист СССР.

Й –
Исмайллы и Имишли – одни из городов Азербайджана. Всего в Азербайджане 77
городов.

Д –
Джурабы –это очень красивые яркие, красочные и очень теплые носки. Они
настолько тёплые, что иногда к ним пришивается кожаная подошва, и джурабы
являются обувью, носить которую можно в самый лютый мороз, как валенки.

Ж –
Жарить кутабы, ткать ковры и печь хлеб должны уметь все незамужние девушки,
иначе их не брали замуж.

А –
Араш – певец, танцор и композитор, родился в Тегеране. Его хит «
Boroboro» знает уже и наше
поколение. (Включить песню)

Н –
Национальная валюта в Азербайджане – манаты и гапики. 1 манат=почти 37 рублей.

Азербайджан
страна огней.

Страна
игидов и друзей.

Страна
распахнутых дверей.

Народ
здесь гостеприимный. В Волгоградской области проживает довольно много
азербайджанцев – примерно 70 тысяч.

Как
и у всех народов, у Азербайджанцев имеются свои национальные костюмы. Женский 
костюм в Азербайджане очень ярко отражал еще и возраст, и семейное положение
своей обладательницы: молодая незамужняя девушка одевалась намного ярче и
наряднее замужней. Женщины носят широкие шаровары, большею частью из шелковой
материи, шелковую короткую рубаху, а сверху надевают коротенький архалыг, также
шелковый, с золотым и серебряным шитьем, стягивая его на талии широкою пряжкою.
Поверх шаровар азербайджанские женщины носили еще как минимум три юбки-туманы:
нижнюю, потом среднюю, и верхнюю. Вообще юбок могло быть… до десяти штук! Но в
основном три-четыре. Юбки эти были очень широкими. Верхняя юбка была самой
длинной и закрывала и нижние юбки, и шаровары. И, наконец, шаль в виде чалмы
обертывает голову. Волосы должны были быть покрыты как дома, так и на улице.
Прическа состояла из двух кос – хоруг. Непременным атрибутом традиционного
женского костюма являются многочисленные ювелирные украшения.

Главной
деталью мужского азербайджанского костюма является головной убор — символ
достоинства кавказца. Шапку не снимали даже за едой. Для сна существовал особый
головной убор — тескулах. Основным головным убором была овчинная папаха. Помимо
шапки, азербайджанский национальный костюм состоял из нижней рубахи, кальсон,
верхней рубашки, шаровар (позже — брюк) и архалука.

(выходит
девочка и мальчик в костюмах, демонстрируют)

Очень
популярной в Азербайджане является песня «Джитджалярим». (включается песня,
поем кусочек)

Ну и
куда же без традиционного национального танца.

Мальчики
танцуют

Девочки
танцуют

С
новым годом!

Сценарий представления страны Азербайджан на празднике «День Толерантности» в детском саду.

Воспитатель Тихомирова Яна Владимировна

Входит Старший с двумя флагами.

Старший

Есть страна у моря Каспийского…

И Армения рядом, Иран,

Рядом Грузия, братья российские,

И страна эта – Азербайджан! ®

*

Ты послушал старших!

Слушай теперь младших!

3 пары выходят в национальном танце.

После читают стихи.

1 мальчик

Главный город наш – Баку!

Не лежим мы на боку!

Собираем урожай!

Ты к нам в гости приезжай! ®

1 девочка

Все гостеприимные

И здоровы старцы.

Кухню ты попробуешь

И оближешь пальцы. ®

2 девочка

В церемониях чайных

Нет гостей случайных!

За столом всегда друзья,

Как и ты, и он, и я! ®

3 девочка

Мы к одежде строги,

Не кажем даже ноги.

Чтим традиции свои,

С близкими живём в любви. ®

2 мальчик

Ты увидишь Каспийское море

Совершенно с другой стороны.

Обозришь красивые горы

И озёра, что так холодны. ®

3 мальчик

Между славных всех рек Закавказья,

Где ветра с утра до утра,

Не найти такого нам счастья,

Как родимая речка Кура. ®

Старший заканчивает.

Мы друзья давным-давно!

Дружба наша крепится!

Жить нам в мире суждено!

Мне лишь в это верится! ®

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 116 г. Челябинска»

Фестиваль дружбы народов,

посвященный

традициям и обычаям народов Евразии.

Конкурс методических разработок

классного часа – семинара

«Жизнь одного народа»

г. Челябинск

2020 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 116 г. Челябинска»

Методическая разработка классного часа – семинара

«Традиции и обычаи народа

Республики Азербайджан»

Автор: Наумова Татьяна Витальевна

учитель начальных классов

г. Челябинск

2020 г.

Методическая разработка классного часа – семинара

«Традиции и обычаи народа Республики Азербайджан»

Участники: обучающиеся 1/15 класса МБОУ «СОШ №116 г. Челябинска», представители родительского комитета.

Дата проведения: 8 декабря 2020 г.

Время проведения: 10:00 ч.

Место проведения: кабинет № 305

Оборудование и реквизит: АРМ учителя, экран, физическая карта Евразии, указка, раздаточный материал (эскиз флажков, шаблон самовар, набор букв), синий, зеленый, красный карандаши, иллюстрации для оформления доски, карточки с буквами, магниты на доску, глобус. Выставка национальных блюд азербайджанского народа.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с независимым государством- Азербайджана, исходя из возрастных возможностей обучающихся.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с особенностями жизни народа Республики Азербайджан.

2. Вызвать у обучающихся интерес к изучению истории, фольклора, обычаев и особенностей традиций азербайджанского народа.

3. Формировать у обучающихся толерантное отношение к людям другой национальности.

Подготовительный этап:

Название дела

Ответственные

Сроки

1

Проведение собраний творческой группы по подготовке классного часа из числа родителей учащихся 1/15 класса.

Кл. рук., родительский комитет

17.11.20.

2

Сбор предметов быта азербайджанского народа. Оформление выставки.

Родители

18.11-27.11.20.

3

Подбор материала для классного часа, написание сценария, оформление и печатание методической разработки, подготовка презентации.

Кл. рук., родители

19-30.12.20.

4

Подготовка учеников класса (26 чел.) к выступлению на классном часе.

Кл. рук., родители

01-07.12.20.

5

Изготовление карточек с опорными словами.

Кл. рук.

02.12.20.

6

Изготовление шаблоны самовара, эскиза флага Азербайджан.- (для 26 чел.).

Кл. рук., родители

11-19.10.18.

7

Приготовление национального блюд для угощения детей.

Родители

В день кл. часа

08.12.20

Ход проведения:

Учитель: Добрый день, дорогие друзья!

1 ученик: Салам алейкум! (азерб.)

2 ученик: Здоровеньки былы!(белор.)

3 ученик: Салом! (тадж.)

4 ученик: Исям – месис!(татар.)

Учитель: Наша прекрасная планета – многонациональна. По законам уважения, толерантности и дружбы живут в ней народы. У каждого народа, каким бы маленьким он ни был, есть своя культура, свои традиции, своя история, свой быт.

Учитель: Ребята, вы любите путешествовать?

Ученики: Ответ учеников.

Учитель: Тогда послушайте стихотворение, которое для вас приготовили ребята из нашего класса, и узнаете, в какую страну мы сегодня с вами совершим путешествие!

1-й ученик: Азербайджан страна огней 
Страна игидов и друзей 
Страна распахнутых дверей 
2-й ученик: Страна Бабека, Короглы, 
Страна Новруза и весны 
3-й ученик: Твоих сынов весь мир узнал, 
Твоих красавиц всяк искал, 
Кто хоть раз народ твой повидал 
4-й ученик: Стремились все к твоей земле, 
К необыкновенной чистоте. 
5-й ученик: Где звон ручей ласкает слух 
Озер твоих бездонных звук, 
6-й ученик: Где с гор твоих поет, мугам 
От сердца молодой чабан 
Жить будешь вечно ты 
Вместе: Азербайджан 
Азербайджан! 

Учитель: Сядем удобно и начнём наше интересное путешествие!

Слайд 1 Классный час «Добро пожаловать в Азербайджан».

Название страны происходит от персидского «азар» — «огонь» , абадаган – «собирающий».

Слайд 2 Карта. Учитель показывает на карте Евразии Азербайджан и его границы с другими государствами. Предлагает детям найти Азербайджан на глобусе.

Слайд 3 Символы республики.

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат эскизы одного из символов Республики Азербайджан. Это флаг. Задание: раскрасить флаг Азербайджана.

(дети выполняют задание).

Слайд 4

Республика Азербайджан. Её столица – красивейший город Баку. Это крупнейший промышленный, экономический и научно-технический центр Закавказья, а также самый крупный порт на Каспийском море и самый большой город на Кавказе.

Слайд 5

Республика расположена в восточной части Закавказья. С востока территорию Азербайджана омывает Каспийское море. С трёх сторон её замыкают мощные горные системы: Большой Кавказ, Малый Кавказ, Талыш и др. Между гор и по берегам Каспийского моря расположены равнины и низменности. Самая большая низменность – Куринская.

Слайд 6

Азербайджан-страна свято соблюдающая свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни. Слайд 7 Традиционные жилища Азербайджана.

В большинстве случаев древние азербайджанские села были многодворными. Поселения горных регионов чаще всего имели вид террасы и были застроены очень близко расположенными друг к другу каменными или кирпичными домами с плоскими земляными крышами. От улицы жилища отгораживались высокими глухими каменными или глинобитными заборами. Порой улицы таких селений были настолько узкими, что два всадника с большим трудом могли разминуться на них.

Слайд 8 Быт.

Сельское хозяйство специализируется, в основном, на виноградарстве, садоводстве, табаководстве, овощеводстве, животноводстве и шелководстве. Главные технические культуры — хлопчатник, табак, чай. Развито раннее овощеводство, субтропическое плодоводство. 

Слайд 9 Ремесло.

Слайд 10 Праздники.

Одной из самых интересных азербайджанских традиций является праздник Новруз, который посвящен весне и наступлению нового года. Его отмечают 21 марта. Одним из основных в этот день является обряд приготовления ритуального блюда сэмэни (каша из пшеницы). Кроме того, церемония приготовления сопровождается танцами и песнями.

Слайд 11

Празднуется и последний день уходящего года. В этот день вся семья собирается вместе. Глава семьи совершает намаз и читает молитву. После того как прозвучит выстрел, который извещает о начале трапезы, вносится молочный плов. Когда же наступает сам Новруз, все переодеваются в новую одежду, и начинаются гуляния. На столе должно быть семь блюд, название каждого из них начинается с буквы «с»: скэд (молоко), сэмени, сумах, сирке (уксус), сабзи (зелень) и т. д. Также на стол ставится свеча, зеркало и крашеное яйцо. Считается, что как только качнется яйцо – начнется Новый год. После этого все поздравляют друг друга. В первый день Нового года в доме всю ночь горит свет.

Слайд 12

Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа. Ни одно важное событие в жизни азербайджанцев не обходится без чаепития. Чай-национальный напиток, который пьют по-турецки из маленьких тюльпанообразных чашек. Его обычно делают с сахаром, но без молока. Кусок сахара нужно положить в рот и через него пить чай. А какое чаепитие без самовара! Пузатый и дымящийся, важный и блестящий, самовар стал незаменимым атрибутом азербайджанского чаепития.

Да, да. Именно самовар. Тот самый, который принято считать исконно русским. Самому старому самовару в Азербайджане насчитывается 4 тысячи лет.

Слайд 13

Азербайджанцы очень любят сладкое. В Баку с давних пор готовят пахлаву, парварду, козинаки из орехов, халву, рахат-лукум, щербеты, различные варенья и другие сладости.

Любой человек, посетивший страну, будет поражен прекрасным вкусом и тонким ароматом азербайджанской кухни. Пища -важная часть азербайджанской культуры. Традиции азербайджанской кухни считаются самыми древними и разнообразными в мире.

Учитель: Ребята, вам было дано домашнее задание сделать самовар по шаблону.

(выставка самоваров).

Слайд 14 Культура и традиции азербайджанского народа.

Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов. А современные мотивы во многом до сих пор напоминают народные традиции, поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.

Слайд 15

Национальный колорит всегда прослеживается и в танцевальном искусстве. Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными. Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои танцы.

Слайд 16

Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику. В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

Слайд 17

Большинство из азербайджанских традиций относятся к свадьбе. Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии. Как известно свадьба в азербайджанской семье — это торжественные мероприятия, которые проводятся в несколько этапов, на каждом их которых свои обычаи и правила.

Слайд 18

Достопримечательности.

Девичья Башня Самым величественным и самым таинственным памятником Баку является Гыз Галасы — Девичья Башня, возвышающаяся в юго-восточной части крепости Ичери Шехер.

В тридцати километрах от столицы Азербайджана (в селении Сураханы) расположена настоящая уникальная находка – Храм Атешгях, или другими словами храм вечного огня.

Учитель: Азербайджан богат своей культурой. Мы познакомились лишь с её малой частью. И по окончанию нашего путешествия, я предлагаю вам, ребята выполнить интересное задание.

Учитель показывает на доске кроссворд. Приложение 1.

Ответ на кроссворд . Приложение 2.

Дети приглашаются на чаепитие с национальными сладостями азербайджанского народа.

Приложение 1

Кроссворд «Азербайджан»

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Столица Азербайджана.

  2. Национальный напиток из кислых ягод и фруктов.

  3. Конфеты из сахарного сиропа посыпанные мукой.

  4. Любимое печенье азербайджанцев.

  5. Напиток-символ гостеприимства азербайджанцев.

  6. Фрукт заменяющий лекарство.

  7. Что объединяет народы разных стран.

  8. Достояние азербайджанской семьи.

Приложение 2

Ответы

б

а

к

у

з

щ

е

р

б

е

т

п

а

р

в

а

р

д

а

к

у

р

а

б

ь

е

а

й

в

а

ч

а

й

д

р

у

ж

б

а

ж

с

а

м

о

в

а

р

н

Фотоотчет о проведении в 1/15 классе

классного часа на тему:

«Традиции и обычаи народа Республики Азербайджан»

14

Подготовка к игровой программе:

1. Размещены для подготовки к игре слова и
литература (возможно в группе, на сайтах для
ознакомления руководителям команд, родителям и
ребятам): газель, касыды, оруджлуг, Хыдыр Наби,
“Ялла”, Туран, Гюн, сэмэ (е)ни, су, Герай Асадов,
пахлава, Амрах Ахмедов, Янардаг, Шамахы, дилибоз,
Шуша, “Гавал даш”, архалыг, чо(у)ха, папаха,
Муслим Магомаев, Таир Салахов, кэмер, тар, саз,
мугам, ганун.

Литература:

1.М. Абасов, А Гритченко,Р.Зейналов.Азербайджан в
годы Великой Отечественной войны,
Баку-ЭЛМ-1990,стр. 10-11, 33-34.

2. Аликамал Гасанзаде, Злата Санкина,
Азербайджан. Путеводитель. М., “Издательство
ФАИР”, 2012, стр. 65-67, 117-119, 166-167.

3. Оксана Буланова. Азербайджан: культура,
традиции, люди. М.- 2011, стр. 16-17, 25-27, 36-42, 44-45, 49, 50,53,
54-55, 66-67, 100, 103, 139 – 140, 157-159, 166-167, 172.

4. Касыды. Низами. Избранное, Ташкент.
Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1982, стр.
49-50.

2.Костюмы, банеры (азербайджанская кухня,
деятели литературы и искусства), выставка,
оформление сцены.

3. Сценарий поддерживается презентацией с 7
видеофрагментами.

4. Мероприятие рассчитано на 1час 20 минут.

Сценарий.

Ведущий:

Азербайджан — государство на Южном
Кавказе, расположенное в Передней Азии, а также
по мнению некоторых источников, частично и в
Восточной Европе. Омывается
водами Каспийского моря. Имеет сухопутную
границу
с Россией, Грузией, Арменией и Ираном.
Азербайджан, Грузия и Армения известны как
государства Закавказья.

Азербайджанский язык, как один из тюркских
языков имеет свои характерные особенности.
Гласных 15, а согласных 25 в фонематическом составе
азербайджанского языка, 40 фонем и 32 буквы на
основе латинской графики.

Гостеприимство жителей широко известно.
Недаром гласит пословица, что “Украшение дома —
ребёнок, украшение стола – гость”.

Про гостеприимство поэт Закир писал:

“Можно сэкономить масло, рис
Но не пожалей для гостей, что имеешь!
Для ночлега имею богатую комнату
И достаточно плова для гостей”.

А у нас на игровой программе по Азербайджану
гостеприимство во всём: мы вам очень рады и
готовы всех поприветствовать. (Идёт перечисление
команд и учебных заведений).

2015 год был годом 70-летия Победы над фашизмом.
Каждый 5-тый житель Азербайджана встал на защиту
Отечества. 681 тысяча мужчин и женщин ушли на
фронт. В память тех лет вопрос:

Слайд № 2. В конце 1944 года в боях за румынский
город Влака обессмертил своё имя гвардии
сержант, бывший колхозник Герай Асадов. Наши
части атаковали город. На одном из участков
вражеские пулемётчики сильным огнём преградили
путь наступающей цепи. Герай Асадов со связкой
гранат подполз к огневой точке и удачным броском
заставил её замолчать. Но в это время с фланга
застрочил другой пулемёт. У Асадова больше не
было гранат. Что предпринял тогда Герай Асадов?
Чей подвиг он повторил?

Ответ: Чтобы атака была удачной, сержант
бросился к амбразуре фашистского дзота и прикрыл
её своим телом, повторив тем самым подвиг
Александра Матросова. В память о нём была сложена
солдатская песня:

Под знаменем нашим Асадов служил,
Был верен он долгу солдата.
И подвиг в жестоком бою повторил
Матросова — русского брата.

Блок № 1. Чудо природное и рукотворное.

Слайд № 3. Слово “янар” обозначает с
азербайджанского “горящая”, а “даг”- “гора”.
Кажется как в сказке. Если смотреть издалека, то
где-то там, под этим “дагом” лежит клад и блеск
сокровищ виден на многие километры. Как мы
называем это чудо природы?

Ответ: слайд № 3.1.(Видео № 1)На самом деле это
грязевой вулкан попал в список номинантов на
звание одного из “Семи чудес света”.

Говорят, что на самой вершине горы Янардаг
находится пещера, которую местные жители по
одной из легенд её называли “Волчьими вратами”,
потому что здесь жила волчья стая. Правда это или
нет?

Ответ: можно сказать, что это так по легенде, на
самом деле эта пещера — одна из древних стоянок
первобытных людей.

Природное явление Аглаян Гая. Легенда гласит,
что это слёзы матери по погибшим здесь сыновьям?
Как принято называть это природное чудо?

Ответ: “Плачущая скала”.

Слайд№ 4. “Гавал даш” — камень бубен, размером с
хороший автомобиль, в районе Губустана, ему- 6
тысяч лет. А почему бубен?

Ответ: потому что издаёт звуки, в разных
частях камня звук получается разной высоты.
Отчего возникает удивительный звук, неизвестно,
мнения учёных расходятся.

Это самая крупная в мире коллекция народно —
прикладного искусства в этом музее,
сформированная в эпоху Средневековья и
продолжающая развивать свои древние традиции.
Назовите это национальное достояние в разных
музеях, являющееся для многих предметом
восхищения творчества женщин Азербайджана?

Ответ: Слайд № 5, 5.1, 5.2. Ковры. Музей ковров своим
внешним видом напоминает ковёр.

В переводе на русский у него достаточно
хрупкое, тонкое название — “зеркало”, а среди
жителей закрепилось название “консерватория
Востока”, так как здесь родина многих
азербайджанских музыкантов, композиторов и
дирижёров. А так писал российский художник
В.Верещагин: “Дома ее правильны, красивы, высоки
и освещены прекрасными многочисленными окнами.
Город построен из камня, взятого из утёсов, на
которых он расположен. Улицы везде вымощены
широкими плитами, крыши сделаны из тёса”. О каком
городе идёт речь?

Ответ: слайд № 6. “Стекло” — Шуша.

Его считают человеком мира. Видное место в
творчестве Таира Салахова занимает цикл
произведений о нефтяниках Азербайджана, он
хорошо знал виолончелиста Мстислава
Растроповича, американского художника Роберта
Раушенберга, азербайджанского киносценариста
Максуда Ибрагимбекова, австрийского актёра и
продюссера Максимиана Шелла, композитора
Дмитрия Шостаковича и других. Назовите его
профессию, где знакомство с известными людьми
переплетается с творчеством?

Ответ: слайд № 7. Художник.

Голова с тонким носом, чёткие очертания
подбородка и короткие уши, высоко держит голову,
за счёт мощной, мускулистой шеи, отличается
долголетием и выносливостью? О каком
азербайджанском красавце идёт речь?

Ответ: слайд № 8. Ди (е)либоз – порода вьючных,
работоспособных лошадей.

Блок № 2.“Слово, идущее от сердца, проникает в
сердце.” — Низами Гянжеви

Слайд № 9.

Из ручья не пей чужого даже розовой воды.
Не ищи на чуждом хлебе даже божии следы.
Если слёзы подступили, это незачем скрывать-
Лучше жемчуг драгоценный нитью тонкою связать.
Подними с земли завесу. Ты поймёшь, что каждый час
Жизнь великими играет. Это спрятано от нас.
Как называются стихи, написанные по
торжественному случаю?

Ответ: Касыды.

Слайд № 10. Какому талантливому
азербайджанскому поэту принадлежит этот касыд?

Черты каждой мысли собрав в букет,
К крылу птицы слов привязал поэт.
У мысли начало, у счёта конца
Есть слово, его береги, как отца.
Где царствует слово, обычай таков:
Букв много и множество там языков.

Речь о превосходстве слова. Слайд 10.1. Видео № 2.
Ответ: Абум Мухамммед Ильямс ибн Юсуф Низами
Гянджеви, в этом году ему 876 лет со дня рождения.

Шамахы- старинная жемчужина Востока. Именно
сюда в древности приходили гружённые шёлком
караваны из Индии, а русский поэт Александр
Сергеевич Пушкин прославлял Шамахи в своих
стихах. Какой персонаж он ввёл в сказку родом из
Шамахи?

Ответ: слайд № 11. Царицу.

Мухаммед Физули — один из самых выдающихся
поэтов и мыслителей азербайджанского народа, в
его поэзии эта стихотворная форма лирического
толка на азербайджанском языке воспринимается
настоящей песней без музыки. Назовите этот жанр,
если точно также звучит антилопа и малотоннажный
автомобиль?

Ответ: слайд № 12. Газель.

Блок 3. Австрийская писательница Мария Эбнер
Эшенбах писала так: “Ты вправе мыслить иначе, чем
твоя эпоха, но не вправе одеваться иначе”. Перед
нами блок “Во что одевается Кавказ по своей
моде”.

1.Один из самых распространённых типов верхней
одежды мужчин и женщин, который шился строго по
фигуре, в талию, полностью закрывал спину .
Назовите часть данного костюма,который в своё
время рисовали Верещагин и Гагарин? Трудно
вспомнить? Тогда подсказка: начало “арха” это
спина.

Ответ: архалыг.

Юноши и молодые мужчины носили кожаные
плетёные или цельные ремни- гайыш из тонкой
ягнячьей кожи. Кэмер — это был обязательным
элементом азербайджанского женского костюма.
Подсказка на сцене. Что же обязательным было в
костюме в женском костюме?

Ответ: Пояс золотой или серебряный.

Они делались прямоугольной формы и длиной до 4-6
метров: обвивая несколько раз вокруг талии,
оставляя украшенные бахромой концы висеть по
бокам. Кушак для пожилых людей не только дань
моде, он имел и медицинское значение. Подумайте
какое?

Ответ: Во — первых поддерживал больную поясницу,
во – вторых утягивал и маскировал немаленькие к
преклонным годам животы.

Ещё одно бытовое предназначение (показываем):
служил карманами, так как шаровары этого не
предусматривали, за кушаком носили табакерку,
кисет, нож, ключи, кошелёк, и мелкие.

А вот перед нами верхняя одежда, расклешённая в
поясе, с газырями очень часто показываемая во
многих фильмах про Кавказ.

Ответ: слайд № 13. Чуха, чоха.

Что является основной деталью
азербайджанского мужского костюма, как
материальное воплощение чести, достоинства,
мужества. Самым страшным позором было потерять
её. Считалось, что этим наносилось оскорбление не
только мужчине , но и всему роду. Сбивание этой
детали было равносильно бросанию перчатки к
дуэли в Европе. О чём идёт речь?

Ответ: слайд № 14. Папаха.

Блок.4 Праздники.

Оруджлуг (Рамазан) наступает с появлением
нового месяца (Луны) и продолжается 29-30 суток. А с
2006 года — это праздник государственного уровня и
отмечается в Азербайджане два дня.

Существует традиция по правилам шариата каждый
должен по окончанию оруджлуга выполнить
зякат-фитру по отношению ко всем нуждающимся. О
чём идёт речь?

Ответ: о помощи деньгами или продуктами.

Этот праздник связывают с древней религией
огнепоклонников- зороастризмом. В прошлом он
именовался праздником – Туран и отмечался 7 дней.
Начинали готовиться к празднику за 50 дней,
выставлялось 7 видов угощений. Изначально связан
с весной, началом сельско-хозяйственных работ,
обновлением природы и плодородия, верованиями в
воскресающую природу.

Ответ: Новруз байрамы- праздник весны, день
весеннего равноденствия.

В ожидании Новруза ходили вечерами на вершины
гор, держа в руках свечи и выражали свои надежды
на приход Хыдыр Наби. По народному поверью, в
начале февраля Хыдыр Наби должен принести с
собой солнце, чтобы оно согрело мир, т.е. принести
с собой тепло, чтобы человек смог без помех
собрать взращённый урожай, он должен принести с
собой воду- символ всего живого. Как мы называем
Хыдыр Наби, если по своей деятельности он похож
на греческого Гефеста?

Ответ: На вестника добрых вестей: Хыдыр Наби
даритель первостихий, способных разбудить и
обновить природу.

Ялла — хоровод, призывают Дочь Небес- Гюн
поскорее прийти и согреть природу:

“Появись Гюн, появись Гюн!
Сядь на гнедого коня и появись!”

Гюн является главным в этом объединяющем
хороводе? О чём идёт речь?

Ответ: Солнце.

Из чего готовится обрядовая специальная каша
из пшеницы на Новруз байрамы?

Ответ: слайд № 15. Сэмэни. Проросшие зёрна
пшеницы. Сэмэни — проросшая в тарелке пшеница,
является непременным атрибутом празднества. Для
её выращивания берётся и замачивается горсть
пшеницы, символизирующая изобилие и достаток,
причём этот ритуал сопровождается песней
“Сэмэни, храни меня, ежегодно буду растить тебя”

Кардамон, гвоздика, шафран и перед нами
популярное кондитерское изделие из слоёного
теста с орехами в сиропе, широко
распространённое в кухнях восточных народов,
прежде всего в турецкой, армянской,
азербайджанской, лезгинской, арабской,
крымско-татарской, болгарской и греческой.

Что подаётся традиционно подаётся во время
весеннего праздника Новруз байрамы (кстати и на
других праздниках), приготовленное совместно
всеми семьями в одной местности?

Ответ: слайд № 16. пахлава.

Какой праздник без музыкальных инструментов?

С персидского “струна”, это щипковый
инструмент, по форме, если смотреть сверху, то
похож на гитару?

Ответ: слайд № 17. Видео: “тар” в исполнении
Полада Бюльбюль – оглы.

Этот инструмент называют “собеседником”
ашугов, по виду напоминает добру, но с длинным
грифом. Азербайджанский поэт Шах Исмаил Хатаи
писал:

“Сегодня я не взял свой….музыкальный
инструмент
Ввысь полетит один мой глас
Четыре важных дела есть для каждого из нас:
Наука, слово, пение и…”.

О каком музыкальном инструменте писал
азербайджанский поэт?

Ответ: Слайд № 18. Саз.

9. “сундук тайн” или “шах” всех инструментов,
трапециевидной формы, используются в
современном звучании капроновые нити, лежит на
коленях играет как гусли.

Средневековый поэт Фузули писал:

“Однажды ночью на пиру, весельем развлекая
Таким, что грусть-тоска была забыта, далека,
Звучали песни царские, и дева рая
…инструментом услаждала слух, всем радуя
сердца”

Ответ: слайд № 19. вставить нужно было по смыслу
“гануна”.

10. Одна из главных культурных ценностей,
исполняется певцом, который называется ханенде,
под сопровождение музыкальных инструментов,
таких как тар, саз, кяманча и гавал. На гавале
играет сам певец. Назовите эту форму народной
музыки?

Ответ: Мугам.

Что поездив по планете
Э ты узнал дорожный ветер,
Видел это, видел то…
Но зачем себя обидел?
Ты ж ещё Баку не видел,-
Что тогда ты видел?
Роберт Рождественский “Если ты Баку не видел”

Слайд № 20.видеофрагмент № 4. выступления
Муслима Магомаева. Песня о Баку.

Слайд № 21 Фрагмент 5. мультипликационного
фильма “По следам бременских музыкантов”.

Интересно, кто в мультипликационном фильме “По
следам Бременских музыкантов” напоминает, что
происхождение у него бакинское?

Ответ: Муслим Магомаев пел баритоном песни
на разных языках и не только, он даже озвучивал
мультипликационных героев.

Слайд № 22. Фрагмент художественного фильма
“Человек — амфибия”, видео № 6 .

Сверкающие улицы, где герой фильма “Человек
Амфибия” пытается найти Гутеэру. Где велись
подобные съёмки? Варианты ответов:

1.Баку

2. Стамбул

3. Ташкент

3. слайд № 23. Фрагмент художественного фильма,
видео № 7.

Из этого города герой фильма “Бриллиантовая
рука” пытается увезти контробандой бриллианты.
В каком городе велись съёмки этого фильма?
Варианты ответов:

1.Баку

2. Стамбул

3. Ташкент.

Подведение итогов игровой программы.

Презентация.

Азербайджан

(Звенит звонок на урок, входит учитель с журналом и указкой. На экране – карта Азербайджана, на столе – глобус. Дети сидят за партами – 8 человек, 3 – за кулисами)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке географии мы совершим увлекательную виртуальную экскурсию в солнечный Азербайджан.

Дома с помощью дополнительных источников вы искали информацию об этой удивительной стране. Отвечать пойдет (смотрит в журнал) … Тимур.

Тимур: (монотонно) Азербайджан – это государство на побережье Каспийского моря. Население составляет более 9 миллионов человек. Граничит с Россией, Грузией, Арменией и Ираном.

Учитель: (останавливает) Тимур, нам нужны факты. Интересные факты! Дети, расскажите об этой стране необычно, ярко, интересно.

(звучит таинственная музыка, из-за кулис выходят фокусник с помощницей)

Помощница: Давным-давно прибыл в Азербайджан итальянский купец и путешественник Марко Поло. (СЛАЙД )

Он увидел, что для освещения и лечения больных в этой стране добывают … нефть.

(фокусник накрывает ладонь платком, помощница взмахивает волшебной палочкой)

Фокусник: Старейшая нефтяная платформа под названием «Нефтяные камни» занесена в Книгу рекордов Гиннеса.

(звучит ритмичная азербайджанская музыка, из-за кулис выходит Тая с двумя факелами)

Тая: Азербайджан называют «Страной огней». В поселке Сураханы есть необычный храм Атеш-гях, что переводится как «Дом огня». (СЛАЙД )

Уникальное сооружение построено на месте «вечных огней». Это горит выходящий из-под земли природный газ.

Учитель: А что ты, Маша, узнала об этой стране?

(Маша Л. Выходит с макетом вулканов)

Маша Л.: В Азербайджане находится большое количество грязевых вулканов. Их можно увидеть на макете. Эти вулканы напоминают возвышенности на Марсе.

Учитель: Спасибо. Садись. Дети, почему вы ничего не рассказываете о столице Азербайджана?

Дима Г.: Столица Азербайджана – город Баку. (раздается шум ветра)

Тс-с! Слышите? В переводе с персидского «Баку» означает «удар ветра».

(звучит музыка, выходит Надя с ковриком)

Надя: Один из символов страны – ковер. (разворачивает свернутый в рулон ковер) В 2014 году в Баку был открыт музей ковра. (СЛАЙД )

Само здание имеет форму ковра, свернутого в рулон.

(учитель подходит к Стефе)

Учитель: Стефа, ты почему на уроке занимаешься посторонними делами?

Стефа: (держит крючок и пряжу, на парте лежат яркие носки) Дело в том, что я готовлюсь к конкурсу «Семь красавиц». Азербайджанских девочек с ранних лет учат вязать крючком. Чтобы победить в конкурсе, необходимо за ограниченное количество времени связать лучшую пару носков. (показывает носки)

Учитель: (обращается к двоим) Вы принесли еду на урок? Зачем?

(звучит музыка, выходят из-за парты Максим с казаном и Полина с шампурами)

Максим: Самое популярное блюдо в Азербайджане – плов с бараниной.

Полина: Второе место по популярности занимают люля-кебаб и шашлык.

Учитель: Юсуф, а что ты расскажешь нам о солнечной стране?

Юсуф: Я хочу показать национальный азербайджанский танец. (танцует под музыку, все ребята выходят, встают полукругом, хлопают в такт)

Учитель: Спасибо вам, ребята за урок. (под музыку уходят)

«Описание материала:

Сценарий-представление страны Азербайджан на школьном многонациональном фестивале.

Включает в себя небольшой рассказ о национальных традициях этой страны и её народе. В течение представления страны рассказывается о костюмах, блюдах, национальных героях азербайджана. Дана краткая характеристика представителей этой народности в данном городе.

К сценарию выполнена презентация. Помимо рассказа необходимо разучить танец на азербайджанскую музыку, в представлении также включён мультфильм про национального героя Джыртдана, исполнен шуточный танец на песню Джиджалярим.

«Выдержка из материала:

Азербайджан.

Видеоклип с песней Муслима Магомаева, музыка затихает, выходят ведущие.

Жаля – (по-азербайджански слова приветствия).

Юсиф – Добрый день всем собравшимся в зале.Жаля – Сегодня мы хотим вам представить и рассказать про замечательную страну

Азербайджан. В 2011 году был открыт мост российско-азербайджанской дружбы, на средства азербайджанских представителей отреставрирована школа №11 и изготовлен памятник Князю Владимиру, который установлен в сквере возле храма Святого Владимира.

Ситора – Азербайджан, так же как и все народы богат своей культурой. У нас существует много национальных произведений народного творчества. Я хочу вам рассказать стихотворение про разноцветного барашка.Стихотворение. 

Вели – про Джыртдана.Мультфильм. И сегодня мы хотели бы угостить вас им. Азербайджанский плов отличается от остальных тем, что рис варится отдельно и всё остальное к нему подаются тоже отдельно. 

Юсиф – У нас Азербайджане есть не только традиционные национальные танцы и песни, но и шуточные.

Жаля – Очень популярна песня «Джитджалярим».Танец.

Жаля — Азербайджан богат своей культурой. Мы познакомили вас лишь с её малой частью. А если кто-то заинтересовался нашей страной, то милости просим в наш славный Азербайджан.

Азербайджан.

Видеоклип с песней Муслима Магомаева, музыка затихает, выходят ведущие.

Жаля – (по-азербайджански слова приветствия).

Юсиф – Добрый день всем собравшимся в зале.

Жаля – Сегодня мы хотим вам представить и рассказать про замечательную страну Азербайджан.

Юсиф — Азербайджанцы в основном мусульмане-шииты (хотя в Северном Азербайджане немало и суннитов). Азербайджанцы (самоназвание «азербайджанлылар») были ещё в дореволюционной Астрахани. В источниках того времени их обозначали как «персы» или «шемаханские татары».

В советское время доля азербайджанского населения в Астрахани была сравнительна невелика. Его численность стала возрастать только в последней четверти XX – начале XXI в. По данным последней переписи 2002 г. численность азербайджанцев в области – 8 215 чел., хотя по неофициальным данным в области проживают свыше 18 тысяч человек. Они заняты в основном, в сфере торговли.

Жаля — В 2001 г. возникла Астраханская областная общественная организация национальной культуры «Азербайджан». В 2002 г. было создано Астраханское областное региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийский Азербайджанский Конгресс». Основными целями данных азербайджанских общественных организаций в Астрахани являются: сохранение и развитие национальных традиций, языка и культуры, укрепление межнациональных отношений и дружбы между народами Российской Федерации и Азербайджанской Республики.

Юсиф — В последнее время слово «Азербайджан» звучит в астраханских СМИ все чаще. 27 октября 2010 г. президент Азербайджана И. Алиев и губернатор Астраханской области А.А. Жилкин открыли в Астрахани памятник Гейдару Алиеву — предыдущему азербайджанскому президенту (1993-2003). Договоренность открыть в Астрахани памятник первому президенту Азербайджана Г. Алиеву была достигнута во время визита в Баку делегации Астраханской области. Азербайджанская сторона внесла такое предложение, астраханцы его приняли и тем выразили признание весомого вклада Г. Алиева в развитие дружественных связей и делового партнерства между Астраханской областью и Азербайджаном, а также заинтересованность в активизации двустороннего сотрудничества. Расходы на осуществление проекта взяла на себя азербайджанская сторона. В 2011 году был открыт мост российско-азербайджанской дружбы, на средства азербайджанских представителей отреставрирована школа №11 и изготовлен памятник Князю Владимиру, который установлен в сквере возле храма Святого Владимира.

Танец.

Жаля – Как и у всех народов, у Азербайджанцев имеются свои национальные костюмы. соответственно, и одежда видоизменялась во времени сообразно этим особенностям.

В Лянкяране отдают предпочтение зеленому цвету и всем его оттенкам. Это цвет травы и леса. В Нахчыване – предпочтение отдают коричневым тонам и его оттенкам. Это – цвет земли, глинистых пород. В Шеки – яркий зеленый, синий, сиреневый.

Женский костюм в Азербайджане очень ярко отражал еще и возраст, и семейное положение своей обладательницы: молодая незамужняя девушка одевалась намного ярче и наряднее замужней. Национальный азербайджанский костюм делится на женский и мужской.

Женщины носят широкие шаровары, большею частью из шелковой материи, шелковую короткую рубаху, а сверху надевают коротенький архалыг, также шелковый, с золотым и серебряным шитьем, стягивая его на талии широкою пряжкою. Застегивали архалыг на крючки и петли или на пуговицы. Поверх шаровар азербайджанские женщины носили еще как минимум три юбки-туманы: нижнюю, потом среднюю, и верхнюю. Вообще юбок могло быть… до десяти штук! Но в основном три-четыре. Юбки эти были очень широкими. Верхняя юбка была самой длинной и закрывала и нижние юбки, и шаровары. Завершали наряд пришитые внизу цветные шерстяные носки – джорабы. так ходили дома, обувь одевали на выход. И, наконец, шаль в виде чалмы обертывает голову.

Общий вид женских национальных головных уборов сложился к XVI–XVII веку. Основная их задача был в том, чтобы закрыть волосы, причем волосы должны были быть покрыты, как дома, так и на улице. Прическа состояла из двух кос – хоруг. Непременным атрибутом традиционного женского костюма являются многочисленные ювелирные украшения.

Юсиф — В рассказе о традиционном мужском азербайджанском костюме, прежде всего, следует начать с главной детали — головного убора — символа достоинства кавказца. Шапку не снимали даже за едой. Для сна существовал особый головной убор — тескулах. Лишь во время омовения перед намазом азербайджанец оставался с непокрытой головой.

Основным головным убором у азербайджанцев была овчинная папаха. Зачастую папахи отличались по форме, они были конусообразные, круглые, с плоским матерчатым дном и другие. Помимо шапки, азербайджанский национальный костюм состоял из нижней рубахи, кальсон, верхней рубашки, шаровар (позже — брюк) и архалука.

Иногда поверх архалука надевали суконную чуху (род черкески) с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, с украшенными чеканным серебром или шитьем газырями — гнездами для патронов, которые в Азербайджане называли везне. Разрезные рукава чухи, отделанные галуном и подбитые яркой материей, в теплую погоду забрасывали за спину. На ноги надевают короткие шерстяные носки.

В холодных предгорных и горных местностях в качестве верхней одежды носили кюрк — непромокаемый овчинный тулуп длинной до пят, или бурку (япынджы).

Ситора – Азербайджан, так же как и все народы богат своей культурой. У нас существует много национальных произведений народного творчества. Я хочу вам рассказать стихотворение про разноцветного барашка.

Стихотворение.

Вели – про Джыртдана.

Мультфильм.

Жаля — Любой человек, посетивший страну, будет поражен прекрасным вкусом и тонким ароматом азербайджанской кухни. Пища — важная часть азербайджанской культуры, и хорошо покушать можно без особых затрат. Ягненок — основной компонент, а типичные приправы включают шафран, корицу и свежий кориандр. Свежее и кислое молоко широко используется в приготовлении довга, судлу, келекош, овдух.

Азербайджанская кухня известна своими овощами. Практически вся стряпня отличается остротой и неповторимым ароматом, это объясняется любовью жителей к пикантному.

Традиции азербайджанской кухни считаются самыми древними и разнообразными в мире. Издавна блюда готовили в медной посуде, и сегодня во многих поселках Азербайджана жители продолжают эту традицию.

Сервировка также очень оригинальна. По традиции чай подают вначале, а затем основные блюда. Как правило, подают два или три блюда.

Самое популярное основное блюдо в Азербайджане — плов. И сегодня мы хотели бы угостить вас им. Азербайджанский плов отличается от остальных тем, что рис варится отдельно и всё остальное к нему подаются тоже отдельно.

Гульжан — Часто готовят долму — традиционный рецепт из рубленого мяса ягненка, перемешанного с рисом, с добавлением мяты, фенхеля и корицы, и обернутый в виноградные листья (ярмак долмасы) или капустные (калам долмасы). Особенность азербайджанской долмы — это ее размер. Чем мельче долма, тем лучше.

Ситора — Азербайджанцы, как и их собратья в Турции, любят сладкое. Типичные десерты Азербайджана — липкие, пропитанные сиропом печенья, такие как пахлава и халва. Последняя, слой измельченных орехов, зажатый между кусками тонкого жареного теста, является фирменным блюдом в Шеки, в северо-западном Азербайджане. Среди другой традиционной выпечки имеется шекербура (в форме полумесяца, наполненная орехами), пешмак (леденец в форме трубочки, сделанный из риса, муки и сахара) и гырмабадам (печенья с измельченными орехами).

Но такие сладости вообще покупают в пастанеси (кондитерских), а едят дома или на праздник, такой как свадьба.

Гульжана — Национальный напиток — чай, который пьют по-турецки из маленьких тюльпанообразных чашек. Его обычно делают с сахаром, но без молока. Кусок сахара нужно положить в рот и через него пить чай. Еще одна необычная традиция, более распространена среди лезгинов северного Азербайджана, это добавление ложки розовой воды в чай. Чай вообще подают в горшке в чайхане.

Юсиф – У нас Азербайджане есть не только традиционные национальные танцы и песни, но и шуточные.

Жаля – Очень популярна песня «Джитджалярим».

Танец.

Жаля — Азербайджан богат своей культурой. Мы познакомили вас лишь с её малой частью. А если кто-то заинтересовался нашей страной, то милости просим в наш славный Азербайджан.

Конспект открытого НОД в подготовительной группе «Путешествие в Азербайджан»

Цель: создание условий для формирования представлений о достопримечательностях и образе жизни людей в Азербайджане.

Дата проведения: 19.11.2020 г.

Программное содержание:

Образовательные программы: рассказать детям о стране, культуре, природе, национальном костюме Азербайджана; учить детей называть и узнавать культурные особенности народа; учить детей толерантности и любви к другим народам. В продуктивной деятельности продолжать учить вырезать ножницами, аккуратно пользоваться клеем и кистью.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство уважения к культуре и традициям другой страны; воспитывать интерес к познанию новой культуры, расширять границы мышления детей. В продуктивной деятельности воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Развивающие задачи: развивать эстетический вкус ребенка, умение находить прекрасное в достопримечательностях и костюмах народа; развивать память, воображение, творческое мышление, желание передавать накопленные знания в игровой деятельности.

Речевые задачи: развивать связную диалогическую речь, отвечать полными ответами, пополнять словарный запас новыми словами.

Взаимодействие с родителями: организация выставки «Моя страна Азербайджан», помощь в заучивании стихотворений и прозы.

Материалы и оборудование: выставка национальных предметов, ковер, подбор ряд видеофрагментов, аудиозаписей по теме занятия, презентация, указки, платочки, пазлы «музыкальные инструменты», салфетки, клей, кисти, ткань, тапочки «чарыг».

Предварительная работа: проведение ряд НОД и игр по теме проекта, изготовление материала для продуктивной деятельности.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1 воспитатель: Ребята, нам в группу пришла посылка, интересно что там? Давайте узнаем?  Здесь написано «Передать лично в руки Мамедову Сулейману».

— Сулейман, подходи, будем открывать! Странно, какой — то кувшин… И что нам с ним делать? Пустой, ничего в нем нет…. Очень интересно! Как ты думаешь, Сулейман, что нам делать? А давайте его потрем как в сказке про Алладина!

Подходит ребенок, рассматривает кувшин, натирает, появляется джинн:

Ребенок джинн: О великий повелитель, ты освободил меня из кувшина! И я готов исполнить любое твое желание!

Сулейман: — Я мечтаю рассказать ребятам о своей стране, о своей Родине.

Джинн: — Будет исполнено, молодой господин! У меня есть волшебный ковер-самолет, садитесь на него, и сразу окажетесь где пожелаете! В какую страну вы хотите попасть?

Сулейман: — Моя страна – очень красивая: там много гор, чистых озер и светит солнце. Я хочу полететь в Азербайджан.

Воспитатель: А вы хотите отправится на ковре-самолете в путешествие? Тогда вперед! Садитесь на ковер, держитесь крепко, нам предстоит удивительное приключение!

Дети садятся на ковер, на экране транслируется диафильм «полет на ковре».

1 воспитатель: Долетели, вставайте, пожалуйста.

2 воспитатель: — Здравствуйте, ребята, добро пожаловать в необычную восточную страну Азербайджан. Я сегодня буду вашим экскурсоводом и расскажу вам много интересного. Присаживайтесь к волшебному экрану, он расскажет нам о стране.

Дети рассаживаются на стулья.

2 воспитатель:

Показ 1 слайда: Страна Азербайджан очень интересная и самобытная с богатой многовековой культурой. Россия граничит с Азербайджаном на юге страны. Столица страны – город Баку. Как и любая страна имеет свой флаг и герб. А вы знаете какой флаг и герб в Азербайджане?

Показ 2 слайда:

рассказ ребенка: Флаг состоит из трех полос: голубого, красного и зеленого цвета. В середине нарисован полумесяц с восьмиконечной звездой.

Герб похож на щит: —  внизу ветви и колосья. В середине восьмиконечная звезда и языки пламени.

Показ 3-4-5 слайда   Природа Азербайджана многообразна: мы увидим заснеженные горы и теплые равнины, много дней светит солнце. А что вы знаете о природе страны?

Рассказ ребенка «Природа очень богатая: есть и горы, и зеленые равнины. Климат очень разный: благоприятный для растений и животных.  Много рек и озер. Самые крупные реки Кура и Араз, которые впадают в Каспий. Каспий – самое крупное озеро в мире, и его называют морем.

Скажите ребята, такая разная природа: много лугов, горы. Чем занимаются местные жители?  (много лугов, разводят овец, из шерсти делают ковры.

Хорошая погода для выращивания овощей и фруктов, даже привозят в Россию)

Показ 6 слайда: А еще есть уникальное озеро в Азербайджане, оно называется озеро Гельгель.  Вы слышали о таком озере?

Рассказ ребенка: Самое крупное и чистое озеро в стране – озеро Гёльгёль. Возникло в результате землетрясения в горах. Вода в озере чистая и прозрачная, здесь обитает форель и белые лебеди. Вокруг озера — зеленый лес, здесь живут много животных и птиц.

2 Воспитатель: Спасибо, верно. Здесь обитает огромное количество животных, в том числе и редких, занесенных в Красную книгу. А что такое красная книга? Сейчас это заповедник. Экологи заботятся о природе.

Показ 7 слайда: Страна славится не только природой, но и богатой культурой.

Символом города Баку является древняя башня. До сих пор загадка: для чего она была построена. Одни считают, что это оборонительная крепость. Другие – что это маяк. Башню называют «девичьей» — и сейчас здесь музей.

Говорят, есть красивая легенда, вы слышали о ней?

Рассказ ребенка: Давным –давно жил богатый шах. И была у него дочь, прекрасная как солнце. Решил он выдать ее замуж за старого и некрасивого человека. Девушка сказала: «Отец, построй высокую башню. А когда построишь, я выйду за него замуж» . Она думала, что пока башня будет строится отец передумает иразрешит ей выйти замуж за любимого. Но отец не передумал. И девушка в день свадьбы бросилась вниз и погибла….Сейчас есть такая традиция в день свадьбы невесты приносят цветы, в честь вечной любви.

Показ 8 слайда: В современном Баку выстроены огромные небоскребы – пламенные башни. Они построены на холме и видны повсюду. Слышали вы о таких башнях?

Рассказ ребенка: В Баку построены 3 огромных небоскреба, похожих на языки пламени. Днем в них отражается Каспийское море, а ночью башни светятся как костер. В стены небоскреба встроены светильники.  Здесь расположены гостиница, рестораны, офисы, смотровые площадки.  

2 воспитатель: — Верно, а вы знаете, почему построены именно в виде пламени? Потому что люди издавна считали огонь священным и сильным. Называют Азербайджан – страна огней.  

Спасибо, мне было очень понравилось беседовать с вами.

1 воспитатель: А вы любите играть? У нас в России много игр, и здесь в Азербайджане дети тоже очень любят играть. Я вас приглашаю поиграть в игру «Отдай платочек»

Игра «Отдай платочек»

(дети становятся в 2 команды – шеренгой, руки за спиной, выбирают по 1 ведущему из команды. Задача ведущих вложить в руки платок своей команде незаметно для других игроков. По сигналу воспитателя отдать платочек своему ведущему, а задача игроков команды догадаться у кого платок и не дать возможности передать платочек своему ведущему) игра проводится несколько раз.

1 воспитатель: — Люди в Азербайджане очень гостеприимные, радушные. Любят музыку и танцы. Без этого не обходится ни один праздник. Инструменты   тоже необычные и интересные.

2 воспитатель: — Посмотрите на  музыкальный инструмент называется «Саз». Делают его из абрикосового и орехового дерева. Это струнный оркестровый инструмент. Давайте послушаем его звучание.

Дети слушают видеофрагмент игры на музыкальном инструменте.

1 воспитатель: Ребята, Сулейман приготовил нам танец, а все инструменты поломаны.  Без музыки танцевать невозможно. Давайте починим инструменты. Проходите в мастерскую.  

Дидактическая игра «Собери пазлы – национальные музыкальные инструменты Азербайджана»

Во время игры воспитатель спрашивает детей, какой вид у них музыкальных инструментов, как называется. На экране звучит видеофрагмент игры на этих музыкальных инструментах.

1 воспитатель: — Молодцы, инструменты починили. Давайте включим оркестр и пригласим Сулеймана.

Воспитанник группы исполняет национальный мужской танец.

1 воспитатель: Спасибо, Сулейман. А вы заметили какая у него одежда, все национальные танцы исполняются в костюмах? Кто подскажет, как называется головной убор? (папаха).

2 воспитатель: — Молодцы, проходите к экрану, я расскажу вам о костюмах. Мужчины азербайджанцы надевали рубаху, штаны, черкеска. На голове – папаха. Мужчины не снимали папаху, даже кушали в головном уборе.

Женский костюмы шили из красивых тканей, чаще всего шелк, расшивали узорами низ, рукава. Чем богаче семья – тем наряднее и богаче платье. Состоит из рубахи, шаровары, длинной юбки. Обязательно покрывались волосы.

Особенно интересна обувь «Чарых», это такие тапочки, шились из кожи, украшены и расшиты. Особенность – поднят нос. Вы хотите сами изготовить такие такие тапочки на память? Сначала давайте разомнемся.

Музыкальная пауза «Цып-цып мои цыплятки» на азербайджанском языке.

Продуктивная деятельность 2 воспитатель:

На столах в предварительной работе изготовлены тапочки из картона, которые следует украсить аппликацией.  

— Ребята, проходите к столам, сегодня мы попробуем стать настоящими мастерами и украсим тапочки «чарых» восточными узорами. Перед вами шелковая ткань, ножницы, клей. Вырезайте узоры и наклеивайте на тапочки, не забывайте пользоваться салфеткой, аккуратно работайте с ножницами.

— Молодцы, какая красивая обувь получилась! Я вам дарю на память о стране

Азербайджан, приезжайте снова! Люди здесь радушные и гостеприимные!

1 воспитатель проводит рефлексию: Спасибо, нам очень понравилось у вас в гостях, до новых встреч! А нам пора на ковер- самолет. Пока мы летим, расскажите, что вам понравилось? Что вы видели и чем занимались? Что показалось сложным?

Мне тоже понравилось наше путешествие, и надеюсь, мы скоро снова отправимся в далекие края! Спасибо!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про автомобилистов
  • Сценарий представления израиля
  • Сценарий приглашение на бал
  • Сценарий про авиацию
  • Сценарий представления детского объединения