Сценарий про балалайку

Сценарий предназначен для проведения мероприятий, посвященных Дню балалайки

Сценарий тематического развлечения

«ЧУДО-БАЛАЛАЙКА»

23.06.2022

Ведущий(Хозяюшка):
Дегтярева Г.С.

Ход мероприятия:
Под веселую народную музыку дети входят в зал. Их встречает Хозяюшка

Хозяюшка:

Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Прежде, чем мы начнем, послушайте загадку.

Она умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная…Сколько эпитетов ни подбери – все они о ней – простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой. Она – символ России с давних времён, прошедшая сложный путь от музыкальной игрушки черни до всенародного и всемирного признания. Узнали о каком инструменте я говорю?
Ну тогда еще загадка о нем же.

У меня есть три струны,
Песенные, звонкие,
Любят так по ним бренчать
Музыканты ловкие!

Треугольная спина,
Расписное брюшко,
Как зовут, скажи, меня?
Громко, не на ушко!
Дети: Балалайка!

hello_html_243f1543.jpg

Хозяюшка:
Да, это конечно же балалайка. А что вы знаете об этом инструменте? (Дети отвечают)

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете? Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…
Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.
Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно,  то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.
Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры —  вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

1реб:

Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!

2реб

Нет в деревне хохотушки
Озорнее балалайки –
Целый день бренчит частушки
Или громко травит байки.

3реб:

Три струны всего, трям-трям.
Инструмент известен нам.
Балалайку я возьму,
Плясовую заведу.

Каждый пел и веселился,
То — то праздник получился!

Ведущая:

Ребята! А знаете ли вы, как появилась балалайка?

Существует несколько версий происхождения балалайки.  Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от домбры(показывает картинку).

hello_html_m3552d1ee.jpgНекоторые исследователи предполагают, 

что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.
Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.
В середине 19 века на основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера(показывает картинку)

hello_html_m77d4db67.jpgи был создан первый оркестр народных инструментов (показывает картинку).

hello_html_m5c3183eb.jpg
До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели (показывает картинку).

hello_html_m5b527e4f.jpg

Хозяюшка:

А у меня сюрприз для вас

В группе нашей  музыканты!

Куда ни глянь – одни таланты!

На народных инструментах

Будем музыку играть!
Праздник балалайки отмечать!

Дети: Да!

(Оркестр «Добрый мастер»)

Хозяюшка:

Ребята! Смотрите сколько инструментов участвовало в нашем оркестре. Давайте я теперь вам загадки  про муз.инструменты, а вы отгадайте.

 1.Очень весело поёт,

Если дуете в неё.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете

Не палочка, не трубочка.

А что же это?……

(Дудочка)

2.Струнные инструменты

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосочек тонкий,

А голосочек звонкий.

(Балалайка)

hello_html_m2fba8c48.jpg

3.Морщинистый Тит,

Всю деревню веселит.

(Гармошка)

hello_html_3f2338a8.gif 

 4.Купи, денег не жалей-

Со мной ехать веселей.  

(Колокольчик)

5.И щи хлебают,

И «Барыню» играют.

(Деревянные ложки)  

 6.С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий, хоть малое призвание!

(Трещотка)

7.Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

(Бубен или бубенцы)

Ведущая:

Молодцы ребята! Все правильно отгадали!

Что с ногами не пойму, вправо – влево носятся,

Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!

(Пляска «Чудо-балалайка)

Хозяюшка:
 
Наш праздник подошел к концу, до свидания!

(Смотрят мультфильм «Трень-брень балалайка)

hello_html_5034d51e.jpg

Автор: Кузьмина Лариса Александровна
Должность: преподаватель детской музыкальной школы по классу балалайки

Учебное заведение: МБУ ДО «Газ-Салинская детская музыкальная школа
Населённый пункт: с. Газ-Сале Тазовского района ЯНАО
Наименование материала: Сценарий концерта
Тема: Сценарий концерта «Балалайки звонкая струна»

Раздел: дополнительное образование

Сценарий концерта

«Балалайки звонкая струна»

Сценарий концерта ансамбля балалаечников «Нурдинка» для учащихся

младшего школьного возраста.

Автор: Кузьмина Лариса Александровна, преподаватель МБУ ДО «Газ-

Салинская ДМШ» по классу гитары, балалайки.

Описание работы:

Данная работа представлена в виде сценария концерта для учащихся

начальных классов общеобразовательной школы, чтобы привлечь детей к

занятиям

в

музыкальной

школе

на

музыкальном

инструменте

балалайка,

успешно провести новый набор первоклассников. В нем органично связаны

концертные

номера

учащихся

музыкальной

школы,

рассказ

об

истории

развития балалайки, загадки, вопросы и ответы, беседа со зрителем.

Назначение:

предлагаемый

сценарий

адресован

преподавателям

народных отделений ДМШ, школ искусств. Материал рассчитан на детей

младшего школьного возраста.

Цель:

пропаганда

русского

народного

музыкального

инструмента

балалайки.

Задачи:

— сформировать у учащихся интерес к обучению в музыкальной школе

на балалайке;

— обогатить духовный мир детей посредством музыкальных пьес;

— развивать у детей познавательный интерес к музыке;

воспитывать

любовь

к

музыке

как

к

искусству,

обладающему

наибольшей силой эмоционального воздействия на человека.

Необходимое

оборудование:

музыкальные

инструменты

балалайки,

фортепиано,

картинки

с

изображением

старинной

балалайки,

портретов

известных балалаечников ( И.Хандошкина, Б.Трояновского , В. Андреева),

первого

ансамбля

балалаечников

В.

Андреева,

первого

Великорусского

оркестра народных инструментов.

Оформление: на передних кулисах крупными яркими буквами название

концерта «Балалайки звонка струна» с одной стороны, плакат красочным

изображением балалайки с другой стороны.

Ведущий:

Дорогие

друзья,

сегодня

перед

вами

выступит

ансамбль

балалаечников Кужмарской детской школы искусств «Нурдинка».

А начнем мы наше выступление с загадки:

В лесу вырос, на стене повис,

На руках плачет, а кто слушает скачет.

Конечно

же

это балалайка. Существуют

инструменты,

которые

считаются

музыкальным

символом

какого-либо

народа,

у

испанцев

это

гитара, у итальянцев — мандолина, а у русского народа таким инструментом

стала

балалайка.

Ее

своеобразный

треугольный

корпус,

специфические

приемы игры, различного вида щипки, удары, ее серебристый звонкий тембр

нельзя

спутать

ни

с

каким

другим

инструментом.

Это

один

из

самых

любимых

и

популярных

инструментов

на

Руси.

В

старину

без

нее

не

обходился ни один праздник, люди пели и плясали под балалайку.

Русская народная песня в обр. Захарьиной «Во саду ли в огороде»

исполнит дуэт балалаечников Иванова Маргарита и Сергеев Руслан

Ведущий: Первые дошедшие до нас сведения о балалайке относятся к

1688 г. О ней часто упоминается в р. н. п.

Выйду я во горенку, сяду я на лавочку,

Возьму балалаечку, стану я играти,

песни припевати.

Особенно

популярна

была

балалайка

среди

крестьян,

т.

к.

была

доступна всем, недорогая, легка в изготовлении и усвоении.

И звучала на

праздниках, посиделках. Давайте послушаем как красиво звучат на балалайке

народные мелодии.

Русская народная песня. Во поле береза стояла. Обр А. Семячкина

Исполняет младший состав ансамбля балалаечников «Нурдинка»

Ведущий: Есть версия, что слово балалайка произошло от татарского

слова

«бала»

дитя,

и

слова

балалайка,

балаболка,

баловство

одного

происхождения, то есть детская забава или баловство, несерьезное дело.

Балалайка была инструментом простонародным, как говорили мужицким, и

была она примитивной, имела 5 жильных ладов, которые навязывались на

длинном широком грифе в разных местах, на каждую песню их нужно было

перевязывать. Так было до тех пор, пока за дело не взялся талантливый

русский музыкант, страстный энтузиаст русского народного муз. творчества

В. В. Андреев. По его заказу музыкальный мастер Пасербский смастерил 12-

ладовую балалайку с хроматическим звукорядом. Теперь у балалайки были

большие

возможности.

Теперь

можно

было

исполнять

и

классическую

музыку,

и

переложения

зарубежных

композиторов.

Давайте

послушаем

музыку немецкого композитора Людвига Бетховена «Экосез». Французкое

слово экосез означает старинный шотландский танец

Л. Бетховен. Экосез.

К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

Ведущий:

Теперь

на

балалайке

играют

не

только

народные

исполнители, но и люди из именитых домов. Русский композитор, скрипач И.

Е. Хандошкин виртуозно играл на балалайке. И даже аристократические дамы

любили музицировать на этом инструменте. А Василий Андреев организовал

целый

ансамбль

балалаечников

из

8

исполнителей,

который

позднее

превратился в первый Великорусский оркестр народных инструментов. Таким

образом Андреев явился создателем первого оркестра.

А наш ансамбль балалаечников «Нурдинка» исполнит

Новгородские частушки

А. Иванов. Полька

Ведущий: В начале 20 века королем балалайки называли Бориса

Трояновского.

В

течение

многих

лет

он

был

солистом

Андреевского

Великорусского

оркестра.

Трояновский

написал

много

обработок

русских

народных песен.

Р. н. п. Ай, все кумушки домой. Обр. Б. Трояновского

Ведущий: В нашей республике балалайка тоже полюбилась в народе. И

теперь замечательно красиво звучат на русском народном инструменте и

марийские мелодии. Сейчас прозвучит

Старинная марийская плясовая

Ведущий:

Балалайка

становится

профессиональным

академическим

инструментом.

Появляются

новые

имена

исполнителей

на

балалайке:

Н.

Осипов, П. Нечепоренко, Н. Рожков и много других имен. Композиторы

пишут

музыку

для

балалайки.

Расширяется

репертуар

балалаечников.

Старшая группа ансамбля «Нурдинка» исполнит

А. Эшпай. Танец восточных мари

Рус. нар. танцевальный наигрыш. Па д,эспань.

Ведущий:

Сейчас

появилось

много

творческих

коллективов,

работающих в самых разных направлениях, балалайка звучит неповторимо

красиво в непривычном сочетании — гитара и саксофон в группе «Русское

банджо»,

частенько

мы

можем

услышать

эстрадную

музыку

и

джаз

на

балалайке. То есть балалайка идет в ногу со временем.

В. Макарова. Маленький экспромт

Р. Петерсон. Старый автомобиль

Ведущий:

В

современное

время

появляются

новые

исполнители

на

балалайке,

новые

музыкальные

жанры.

Алексей

Архиповский

пишет

и

исполняет

музыку

в

стиле

этноджаз.

Балалайка

сравнительно

молодой

инструмент, более трех веков прошло с момента появления его на Руси. Она

постоянно совершенствовалась, преображалась, дополнялась разнообразием

новых приемов, что давало новые возможности в музицировании на этом

инструменте.

Балалайка

привлекает

своим

неповторимым

тембром,

множеством различных приемов игры – это различного вида щипки, удары по

струнам, тремоло, вибрация и еще много всяких приемов. Русскую балалайку

знают во всем мире и любят ее, и мы верим, что она не утратит своей

популярности и будет радовать людей своим удивительным чудным звуком.

Три струны всего у балалайки, но широк ее размах большой,

Взмах руки и пролетают чайки с набежавшей песенной волной.

Парень укорачивает струны, прижимает крепко их к ладам,

И плывет напев простой и юный по окрестным паркам и садам.

Скажите , ребята,

— какой инструмент является музыкальным символом русского народа?

(балалайка)

— когда балалайка появилась на Руси? (более трех веков назад)

какими

были

первые

балалайки

на

Руси?

пятью

жильными

струнами, которые навязывались в разных местах)

— Кто был создателем первого оркестра народных инструментов (В.

Андреев)

Назовите

имена

исполнителей-балалаечников

(И.

Хандошкин,

Б.

Трояновский, В. Андреев , Н. Осипов, П. Нечепоренко, А. Архиповский).

Вы внимательно слушали наш концерт. Мы верим, что вам доставило

удовольствие

выступление

ансамбля

балалаечников

«Нурдинка».

Поблагодарим

ребят

за

красивую

музыку.

А

вас

юные

зрители

мы

приглашаем в нашу музыкальную школу учиться на замечательном русском

инструменте балалайке.

Программа выступления ансамбля

балалаечников «Нурдинка»

1.

Р. Н. п. Во саду ли в огороде. Обр.

Захарьиной Исп. дуэт Иванова Рита и Сергеев

Руслан

2.

Русская народная песня. Во поле береза стояла. Исп. младший

состав ансамбля балалаечников «Нурдинка»

3.

Л. Бетховен. Экосез

4.

К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

5.

Старинная марийская плясовая. Обр Л. Кузьминой

6.

Новгородские частушки. Обр. А. Лобова

7.

А. Иванов. Полька

8.

Р. н. п. Ай, все кумушки домой. Обр. Б. Трояновского.

9.

А.

Эшпай.

Танец

восточных

мари.

Исполняет

старшая

группа

ансамбля балалаечников «Нурдинка»

10.

Русский народный танцевальный наигрыш. Па д-Эспань

11.

В. Макаров. Маленький экспромт,

12.

Р. Петерсен. Старый автомобиль

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Звёздочка»

П одготовила: воспитатель Науменко Н.В

2022

Сценарий праздника «День рождения Балалайки»

Ход мероприятия

Звучит русская народная мелодия«Попурри -русская балалайка»

Дети выходят на площадку в народных костюмах 

Воспитатель: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйста! Веселья Вам, да радости! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко! (дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель: пожаловала я к вам с рассказами да частушками, стихи припасла! Услышала музыку звонкую, народную! Да скорее к Вам бежать! И подружку свою с собой прихватила. Хотите узнать, кто она такая?

Воспитатель: Если отгадаете мою загадку, обязательно узнаете. Слушайте!

Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень,

И услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка! Кто я отгадай-ка!

Озорная … 

ДетиБАЛАЛАЙКА!

(Воспитатель всем демонстрирует народный инструмент -БАЛАЛАЙКУ)

Воспитатель: А вы знаете, какой  праздник сегодня, ребята!

Дети хором«День рождения балалайки

Воспитатель: ЗдОрово, что у балалайки тоже есть день рождения, как у каждого из Вас. А что обычно делают люди, отмечая день рождения. (поют, танцуют, веселятся) Думаю, что Балалайка тоже не против с Вами повеселиться.

23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.

Воспитатель (читает стихотворение)

Игра на балалайке творит чудеса,

Как будто настежь открывается душа,

К горлу комок подступает,

Когда трёхструнная красавица играет,

Звучит музыка (игра на балалайке)

Воспитатель: А как мы обычно поздравляем именинников? Какую им поём песню?

Дети: Каравай

Воспитатель: А давайте споём «Каравай» для нашей именинницы. (звонит в колокольчик)

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг, слева- друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Дети становятся в круг. Исполняют песню «Каравай». По окончании песни садятся на стулья.

Воспитатель (исполняет частушки)

Балалаечка – гудок
Свое дело знает.
А в умелых- то руках
Хорошо играет.
Воспитатель: А хотите «байку» вам расскажу? 

Дети: Да!

(Байка — поучительный или юмористический рассказ)

Жила красна девица на виду у честного народа. Болтунья, пустозвонка — говорили одни. Людям от нее радость да потеха — говорили другие. Давно ли то было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить-поживать припеваючи, да пританцовывая. Дружбу водила с людьми веселыми — в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская — гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара…

Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец — Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру — умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу — треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит. В 18-19 веках балалайка становится самым признанным народным музыкальным инструментом. Большую лепту в преобразование инструмента внес русский дворянин Василий Васильевич Андреев(1861-1918). Он вывел его на концертную сцену.

Воспитатель:

Что за чудо балалайка!

Где же ее можно увидеть и услышать?

(рассматривает балалайку)

Воспитатель: Служит балалайка с тех пор, в оркестре русских народных инструментов и не только в оркестре, на ней играют и индивидуально.

А у меня ребятки сюрприз для вас:

Гости к нам придут сейчас.

Это, дети, музыканты!

И, как вы — одни таланты!

Вас они хотят потешить,

Посмешить, позабавлять,

На народных инструментах 

Будут музыку играть.

Веселы они всегда!

Встретить их хотите?

Дети: Да!

(дети первой младшей группы исполняют «Танец с ложками»)

Воспитатель: Молодцы, малыши! А ребята старшей группы умеют играть на ложках? Приглашаю исполнить пьесу «Ложкари»

Воспитатель:

Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет.

Оркестр замечательный! Давайте поаплодируем все вместе! Какие молодцы!

(звучат аплодисменты, дети уходят)

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, стихи про балалайку?

(Дети младшей группы читают стихи)

Балалайка -три струны,

Заиграй-ка звонко,

Настроенье подними

Мальчишкам и девчонкам. 

 Балалайка, завлекай-ка.

Своей песней дивною,

Познакомь нас, балалайка,

С музыкой старинною.

Три струны на балалайке,

Но красиво как звенят,

И в дому и на лужайке

Созывают в круг ребят.

Любо-дорого послушать,

Что расскажут три струны,

Запоют на воле души

Песни русской старины!

Балалайки в руки взяли,

Струны зазвенели.

А мы вместе с балалайкой

Весело запели.

 Балалайку я возьму.

Сяду на поляночку

И частушки пропою

Вам под балалаечку.

Воспитатель: Балалайка умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни и хлестать сатирой. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная… Поддержим нашу балалайку!

Танец детей под песню«Чудо балалайка»

Воспитатель : Вы плясать мастера! Вам с частушками дружить пора!

Дети: (дети средней исполняют частушки, девочки держат платочек, притопывают, по окончании кланяются и уходят)

  1. Балалайку полюбила

И друзей я позабыла.

Целый день по струнам бью,

Больше всех её люблю!

  1. Три струны всего, трям-трям.

Инструмент известен нам.

Балалайку я возьму,

Плясовую заведу. Ух!

  1. Балалайка, балалайка,

Я в тебя влюбленная,

Потому что ты родная,

Русская, народная!

  1. И не надо мне рояля,

Саксофон мне не к чему!

С балалаечкой в обнимку,

Я по улице пройду!

  1. Я сыграю — Ты спляши!

Всю Страну растормоши!

Хватит жить в депрессии!

Что Вы нос повесили!

  1. Как все начали плясать

И платочками махать

Каждый пел и веселился,

То — то праздник получился!

Воспитатель: Дети, на Руси пословица русская гласит:

«Делу- время, а потехе – час!» А у меня игра для вас!

Игра «Веселая балалайка»
Наша веселая балалайка приглашает всех на пляску. Мы будем передавать балалайку по кругу и говорить такие слова:
«Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в веселый пляс».
У кого из вас в руках окажется балалайка после того, как мы проговорили слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши.

Воспитатель: Закончить наш праздник мы хотели ещё стихами о нашей имениннице в исполнении ребят старшей группы:

Балалайка — знаменитый

Музыкальный инструмент.

Чем угодно замените – 

Балалайки звонче нет!

Ты дивись да примечай-ка,

Как развеселилися.

На Руси на балалайке 

Все играть училися!

Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (балалайка)

С балалайкой веселее

И в жару и в холод.

Тот, кто любит балалайку,

Тот душою молод!

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент

Самый русский инструмент.

Воспитатель:

Балалаечку настрою

Пальцами струну щипну

И мелодию родную

Звоном по окраинам пущу.

Воспитатель: Закончился наш праздник, а вам, ребята, он понравился?

— А каким стало ваше настроение?

— С каким народным инструментом вы сегодня познакомились?

— А какие еще русские народные инструменты вы знаете?

Видите, какие ребята молодцы — они могут выступать как взрослые артисты; сами играют, и сами поют, пляшут, всему этому они учатся с большим интересом и желанием. Можно научиться играть не только на балалайке, но и на других инструментах. Познать сказочный мир музыки.

В наше время в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где главную роль играет балалайка.

Вот и настал момент прощанья.

Будет краткой моя речь,

Говорю вам:

«До свиданья!

До счастливых, новых встреч!»

(Дети, держась за руки парами, под мелодию р. н. «Коробейники» выходят из зала, девочки машут платочками)

+❤ В Мои закладки

Автор: Ниязова Ольга Александровна
Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад №6
Населённый пункт: г. Лукоянов , Нижегородской области
Наименование материала: сценарий
Тема: фольклорный праздник «Русская ложка, балалайка и гармошка»праздник

Раздел: дошкольное образование

Сценарий фольклорного праздника

«Русская ложка, балалайка и гармошка»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Звучит русская народная мелодия, выходят два скомороха :Фома и Ерема.

Фома: Здравствуйте, честной народ

Праздник в гости к нам идет!

Ерема: Праздник в гости к нам идет

За собой гостей ведет

У гостей тех ложки

Звонкие гармошки

Фома: Балалайки в три струны

С ними выйдут плясуны

К нам и вас всех приглашаем

Русский праздник начинаем!

( русскую народную песню в сопровождении баяниста, исполняет

народный ансамбль РДК «Погодушка»)

Ерема: Ой, ты, Русь моя, Русь великая!

Как святыня святынь, хранимая-

В сердце вся целиком вмещаешься

Навсегда в ней такой останешься!

( танец «Края родные» исполняют дети детского сада №4)

Фома: Как наша Аленушка

Вставала на зорюшке

По реке ходила

Песни выводила

На траве плясала

С коровкой гуляла

( песню «Ой, вставала я ранешенько» исполняют дети детского сада

№1 )

Ерема: У подружки Вареньки

Ноженьки маленьки

Будет музыка играть

Будет Варенька плясать

( танец «Варенька» исполняют дети детского сада №3)

Фома: Ну-ка, дружно, по порядку ( к зрителям)

Отгадайте-ка загадку

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой

Ждет лошадка у ворот

Открывай пошире рот! (ложка)

Ерема: На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец и швец

И на ложечках игрец!

Фома: Хохломские, Псковские

Тульские, Ростовские

Вятские, Смоленские

Ложки деревенские!

(« Танец с ложками» исполняют дети детского сада №6)

Ерема: Ложки разные бывают

И на них порой играют

Отбивают ритм такой

Сразу в пляс пойдет любой!

( «Ложкари» исполняют дети детского сада «2»)

Фома: Эй, кто весел и удал!

Принесите ложки в зал!

Пригласите ложкарей!

Что? Они уж у дверей?

Ерема: А не хотите ли вы поиграть с ложками?

Дети: Да!

Фома: Каждый возьмите по ложке и держите ее крепко. С началом музыки,

надо передавать ложку из рук в руки, пока она не дойдет док конца

ряда, а потом положить ее в ведерко и поднять его. Чей ряд быстрее

передаст ложку тот и победитель. Готовы?

( проводится игра со зрителями «Передай ложку»)

Ерема: Ложки знает целый мир

Ложки – русский сувенир

Трели наших ложкарей

Веселят они людей

( танец с ложками «Как по горкам по долам» исполняют дети

детского сада №1 )

Фома: Каблучком и ложкой бью

Я танцую и пою

Ложки, ложки, ну дружней

Зазывайте всех гостей!

( ансамбль Ложкарей детского сада №5)

Ерема: Фома, ты чего губы надул?

Фома: Кафтан прожег.

Ерема: Зашить можно.

Фома: Да иглы нет.

Ерема: А велика ли дыра?

Фома: Один ворот остался.

( звучит музыка, Фома и Ерема меняются местами)

Фома: Ерема, что из леса нейдешь?

Ерема: Медведя поймал

Фома: Так веди сюда.

Ерема: Да он нейдет.

Фома: Так сам иди.

Ерема: Да он не пускает.

Вместе: Много шуток еще знаем

Дальше праздник продолжаем!

Фома: За окном метель кружится, зимний вечер настает

В красной горенке девица кружевную шаль плетет

Узоры нежные, как будто снежные

Мерцают инеем на завитках!

Ах, Вологодские, узоры снежные

Они не тают в моих руках

( танец «Вологодские кружева» исполняют дети детского сада №5)

Ерема: Русская прялку узором богата

Формой красива, резьбой хороша

Мастер создал ее в прошлом когда-то,

В ней старина и живая душа.

Фома: Женские руки к ней прикасались

Пряжу крутили, веретено

Прабабушки наши пряли, старались

Чтобы красивым соткать полотно

( песню «Прялица» исполняют дети детского сада №8)

Ерема: Делу время, а потехе час

Так народ говорит у нас

А ну, в круг выходи,

Перепляс свой покажи!

Фома: Эх, русский танец – загляденье!

Взорвется вширь и в высоту ,

Он всем покажет, без сомненья

Души Российской широту.

( танец «Московская кадриль» исполняют дети детского сада №2)

Ерема: Сядем рядком, поговорим ладком

Сядем на лесенке, споем песенки

Положим рядом венички, да погрызем семечки

(Музыкальная картинка «Семечки» исполняют дети

детского сада №3)

Фома: Вот, загадочка для вас

Отгадайте, сей же час!

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет!

Гармошка? Нет!

Это… русская матрешка!!!

Ерема: Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало

Символом России стала.

( танец «Матрешки» исполняют дети детского сада №8)

Фома: Ой, звенит она, звенит

Всех игрою веселит

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны

Кто такая, отгадай-ка?

Ну конечно…балалайка!

Ерема: Поиграй-ка, пострадай-ка

Символ русской старины,

Балалайка, балалайка-

Немудреных три струны!

( песню «Балалаечка» исполняют дети детского сада №6)

Фома: Нет в деревне хохотушки

Озорнее балалайки

Целый день бренчат частушки

Или громко травит байки

( частушки исполняют дети детского сада №4)

Ерема: Выручал не раз он нас-

Быстрый русский перепляс

Говорят не зря в народе:

Перепляс и нынче в моде!

Весело, задорно, ловко

Пляшут все без остановки!

( танец «Тимоня» исполняют дети детского сада №6)

Фома: Мы танцуем с настроеньем

Как кадриль ты хороша!

Развернется в ней гармошкой

Моя русская душа!

( «Кадриль» танцуют дети детского сада №6)

Ерема: Заглянули в старину мы

Будто дождь омыл сердца

Только не допели струны

Нашу песню до конца

Фома: Всех не спеть нам славных песен

Танцев всех не станцевать

Край веселый наш, чудесный

Как и вся Россия – мать.

Ерема: Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех

Говорим мы: «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Фольклорный праздник «Чудо-балалайка».

Руководитель фольклорного кружка «Родничок» МБОУ СОШ с. Казаяк Иглинского района Республики Башкортостан Марзукова Людмила Алексеевна

1 ведущий.

Что за славный денек,

На бугре солнцепек.

Собирайся народ у ворот!

2-ведущий.

Петь, шутить, хороводы водить,

Весну красную веселить!

Хором. Идет матушка Весна,

Отворяйте ворота,

Первым март пришел,

Всех друзей с собой привел.

А за ним и апрель – отворяй пошире дверь.

А потом пришел и май-

Сколько хочешь ты гуляй!

1 ведущий.

Собирались музыканты у ворот на лужок,

Принесли музыканты, кто гармошку, кто рожок.

2- ведущий.

Заиграй-ка балалайка, заиграй-ка звончата.

Дома ль Марья, дома ль Дарья,

Дома ль Ольга и Наталья?

Девочки: Мы туточки!

3 ведущий.

Что вы девицы сидите?

А гулять вы не хотите?

1 ведущий.Засиделись, чай с утра

Уж на улицу пора!

1девочка. Мы пойдем гулять на улицу, на улицу широкую.

2-я девочка. Супротив наших ворот разыграем хоровод.

3-я девочка. А я сяду ль молоденька, на лавку, да под белую березу и песни буду петь, кто со мной?

Песня: Русская народная песня «Подай балалайку»

1-й ведущий. Ах так! Фольклорные дразнилки!

Дуня-пышка

На улицу вышла.

На кочку села,

Комарика съела.

Лешка-лепешка

Голова с лукошко.

Шапка колышком,

Ноги бревнышком.

Борис-барбарис

На веревочке повис,

Как веревка оборвется,

Так Борис перевернется.

Коля-Коля-Николай,

Сиди дома, не гуляй.

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

Ваня, Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Мальчики (хором) Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки. Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

1 ведущий. А давайте поиграем!

Как во темном во бору начинаем мы игру.

Голос. Во что играем?

Девочки. А в»Костромушку»!

Игра (встают в круг девочка-пряха –Костромушка и ее матушка, Все водят вокруг них и поют)

Кострома! Кострома!

Государыня моя Кострома!

У Костромушки кисель с молоком

Еще с прибылью блины с творогом.

Затем спрашивают матушку: Здорова ли Костромушка?

-«Нет, хворает! – отвечает мать. (Повторяют песню, снова спрашивают. Мать отвечает – Здорова! Костромушка встает и бежит за детьми, стараясь их поймать. Игра продолжается с новым участником).

2-ведущий. Частушки!

1.Девочка. Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.

Мальчик. Только разве дело в моде,

Если любят их в народе.

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Пропоем мы вам частушки,

Очень замечательно.

Ах гармошка заиграла,

Значит надо выходить.

И самой повеселиться,

И других повеселить.

Я плясала у реки,

Потеряла каблуки,

Обернулася назад,

Каблуки мои лежат

4 . Не смотрите на меня,

Глазки не ломайте.

Я не вашего села,

Вы меня не знаете.

Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать,

Запряжем худые сани,

Ребят по полю терять.

Трень-брень, дребедень,

Выступал бы целый день.

Мне учиться не охота,

А частушки петь не лень!

В огороде мы копали,

Червяков в земле нашли,

Так девченок напугали,

Что они совсем ушли.

Заиграй-ка балалайка,

Балалайка – три струны,

Подпевайте, не зевайте,

Выходите плясуны.

Вместе. Мы частушки вам пропели,

Больше чем полвечера,

Мы пойдем, а вы сидите,

Ведь вам делать нечего.

Ведущий. А вот и конец, всему делу венец.

Мальчик. Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла.

Девочка. Здоровья, радости, успехов.

Мальчик. Покоя, счастья и тепла

Исполняется девочками песня «Чудо-балалайка»

Все вместе. Приезжайте в гости к нам,

Будем рады мы гостям!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/115925-folklornyj-prazdnik-chudo-balalajka

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про ахматову
  • Сценарий про афганистан вечер памяти
  • Сценарий про асадова
  • Сценарий про археологов
  • Сценарий про артек