Сценарий про баян

Концертная деятельность – важная часть творческой работы учащихся ДШИ. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов, предполагает владение определённым комплексом

Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа

“Детская школа искусств”  г.Нарьян – Мар

Творческий ПРОЕКТ

“Играй, баян!”

        Руководитель проекта:

Зимина Вера Петровна – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ  ДШИ г. Нарьян-Мара

по классу баян/аккордеон

Нарьян-Мар

2016 г.

Содержание

  1. Проектное портфолио
  2. Пояснительная записка
  3. Этапы реализации
  4. Содержание проекта
  5. Музыкальные странички (Обоснование выбранной программы)
  6. Критерии результативности
  7. Заключение
  8. Критерии успешности реализации проекта
  9. Используемая литература
  10.  Приложение

Проектное портфолио

Наименование учреждения

ГБУ ДО  НАО “Детская школа искусств г. Нарьян-Мар “

  166000, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Выучейского, д.24,

8 (81853) 4-20-55

Руководитель учреждения

Носова Надежда Ароновна

Тип и наименование проекта

Творческий  проект “Играй, баян!”

Характер координации проекта

Непосредственный (гибкий)

Разработчики проекта

Преподаватель народного отделения по классу баян/

аккордеон ДШИ Зимина Вера Петровна

Характер контактов.

Количество участников

  1. Команяк Александр – главный участник проекта, учащийся ДШИ по классу баяна.
  2. Зимина В.П. – руководитель проекта, ведущая концерта.
  3. Айвазова Лиана (вокал) – учащаяся ДШИ по классу вокала (класс преподавателя Чечуевой Н.Ю.)
  4. Талеева Вероника (вокал) – руководитель вокальной группы ненецкого ансамбля “Хаяр” дворца культуры  “Арктика”
  5. Ансамбль балалаечников младших классов ДШИ в составе: Носов Михаил, Зимин Руслан, Собчак София, Овчинников Аристарх (класс преподавателя Носовой Л.П.).

Основная цель проекта

  1. Реализация творческого потенциала личности учащегося через применение инновационных форм работы с одарёнными детьми

Основные

задачи

проекта

1.Обучающие:

— Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

— Формирование позитивного отношения к работе.

3..Развивающие:

 — Развитие культуры поведения и общения.

 — Развитие навыков подбора по слуху, аккомпанемента, игры в ансамбле.

4..Воспитательные:

 — Воспитание ответственности, дисциплины.

 — Воспитание нравственных качеств личности.

 — Развитие умения работать в творческой группе  с разновозрастным составом

 5..Практические:

— Демонстрация результативности совместной работы преподавателя и ученика с применением дополнительной образовательной программы.

Сроки реализации

проекта

Долгосрочный – сентябрь-март 2016 года.

Место

проведения

 Зал ДШИ города  Нарьян – Мара.

Ожидаемые результаты

реализации

проекта

Сольный концерт “Играй, баян!”

Рефлексия

деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей, качества результата, приобретённых знаний, умений, навыков.    

Пояснительная записка

“Играй, баян, — душа России!

Играй, баян, на все лады!

В твоих аккордах – наша сила!

В твоих напевах – зов души!”

В условиях модернизации дополнительного образования решается одна из основных задач современного музыкального образования – выявление, развитие и поддержка одарённых детей. В ДШИ г. Нарьян-Мара создана творческая среда, необходимая для профессионального и жизненного самоопределения детей, обеспечиваются условия для раскрытия и развития их природных способностей. “Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста” (Г.Г. Нейгауз).

Суть метода проектов – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

В педагогике понятие “инновационная деятельность”- это внедрение новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Поиск новых подходов к обучению в ДШИ, обеспечивающих развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству волнует педагогов. И, конечно же, мотивирующими факторами являются внеклассная работа и концертная деятельность.

Концертная деятельность – важная часть творческой работы учащихся ДШИ. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов, предполагает владение определённым комплексом знаний и практических навыков. Каждое публичное выступление – это итог достигнутого.

Со стороны ученика по классу баяна Команяка Александра  поступило предложение – организовать творческий проект, результатом которого станет его сольный концерт. Преподаватель Зимина Вера Петровна идею своего ученика поддержала. Это послужило “толчком” для разработки проекта. А основанием является понимание того, что с одарёнными детьми, каким и является Команяк Александр, необходима более широкая реализация его творческого потенциала. Накопленный опыт выступлений, накопленный исполнительский репертуар не должен быть утрачен и забыт. Собранные в определённом смысловом порядке музыкальные произведения (музыкальные странички) и составили программу сольного концерта.

В обучении Саши используется дополнительная рабочая программа “Музицирование. Играй, баян!”, составленная его педагогом Зиминой В.П. (Приложение), которая включает в себя развитие таких навыков, как подбор по слуху, игру в ансамбле, аккомпанемент и другие. Все эти навыки продемонстрированы в сольном концерте. Программы для ДШИ, разработанные Министерством культуры РФ, не предусматривают знакомство учащихся с музыкальной культурой своего края, в дополнительную программу ”Музицирование. Играй, баян!” введён региональный компонент, что позволяет ученикам расширить кругозор знаний, пробудить интерес к исполнению национальной музыки, не нарушая системы образовательного процесса. В программу сольного концерта так же включены ненецкие песни.

В основе  проекта лежит развитие познавательных навыков, творческого мышления учащегося, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

          Цель творческого проекта:

— Реализация творческого потенциала личности учащегося через применение инновационных форм работы с одарёнными детьми.

Задачи

 Обучающие:

— Применение полученных знаний и умений в практической деятельности

— Формирование позитивного отношения к работе.

Развивающие:

— Повышение нравственного потенциала.

— Развитие навыков подбора по слуху, аккомпанемента, игры в ансамбле.

Воспитательные:

— Воспитание  сценической воли.

— Воспитание  концентрации внимания на исполнительских и художественных задачах.

— Воспитание патриотических чувств, любви к Отечеству, национальной культуре.

Практические:

-Демонстрация результативности совместной работы преподавателя и ученика с применением дополнительной образовательной программы.

— Подготовка музыкальных номеров.

          Здоровьесберегающие:

— Создание атмосферы доверительного общения, сотрудничества, сотворчества.

Результат проекта, проектный продукт: сольный концерт учащегося ДШИ г. Нарьян-Мара по классу баяна Команяка Александра.

Место проведения: Зал ДШИ города Нарьян-Мара.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое обеспечение:

 — музыкальные инструменты  (баян,  балалайки)

— ноутбук, интерактивная доска.

— микрофон.

— зал ДШИ

Кадровое обеспечение:

— Преподаватель ДШИ  Зимина Вера Петровна

Срок реализации проекта: долгосрочный – сентябрь-март  2016 года.

Слушатели: учащиеся,  их родители, педагоги ДШИ г. Нарьян-Мара и пос. Искателей, учащиеся и педагоги  общеобразовательной школы №1.

Уровень: школьный.

Этапы реализации проекта

Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:

Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателей ДШИ, учащихся, руководителя вокальной группы ненецкого ансамбля “Хаяр” дворца культуры  “Арктика”.        

Работа распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность ученика

1 этап

( подготовительный)

  1. Формируют проблему (цель) –

Определяется продукт проекта;

  1. Вводят в сюжетную ситуацию;
  2. Формулируют задачу.
  1. Вхождение в проблему;
  2. Вживание в сюжетную ситуацию;
  3. Принятие задачи;
  4. Дополнение задач проекта.

2 этап

( основной)

  1. Помогают в решении задач
  2. Организуют деятельность
  3. Оказывают практическую помощь (по необходимости)
  4. Направляют и контролируют осуществление проекта
  1. Работа над концертной программой
  2. Распределение репетиционного времени.
  3. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

3 этап

( итоговый)

  1. Педагог ДШИ готовит  и проводит концерт.
  1. Представляет зрителям продукт деятельности (Сольный концерт).

Содержание проекта.

I этап (подготовительный):

Создание творческой группы.  Определяются участники проекта:  Преподаватель ГБУ ДО НАО “Детская школа искусств г. Нарьян-Мара” по классу баяна, аккордеона Зимина Вера Петровна (руководитель проекта, ведущая концерта),  её ученик – Команяк Александр (главный участник проекта). Привлекаются в сотворчество: Айвазова Лиана, Талеева Вероника, ансамбль балалаечников младших классов под руководством преподавателя ДШИ Носовой Л.П.

Задача руководителей проекта: Зиминой В. П.– создать условия, сформулировать цели и задачи.

Задача учащихся ДШИ – вжиться в проблему, принять и дополнить задачи проекта.

— Разработка организационного плана проекта:

 Оценка масштаба предстоящего мероприятия  (вживание в сюжетную ситуацию)

— Выбор программы, не менее 10 пьес  (сольное исполнение на баяне,  аккомпанемент солистам-вокалистам, инструменталистам). (Приложение)

          II этап (основной):

— Разработка и составление сценария.

— Подготовка концертных номеров.

— Подготовка презентации, афиши.

— Распределение обязанностей, распределение репетиционного времени между участниками проекта.

— Оформление сцены, подготовка мест для зрителей,  технического оснащения.

— Фотосъёмка, видеосъёмка.

III  этап (итоговый):

На данном этапе происходит проведение сольного концерта.

Проводится рефлексия:

— Проведение опроса участниками проекта среди зрителей о впечатлениях проведённых  мероприятий.

— Самоанализ выступления учащихся на концерте.

— Саморефлексия: понравилась ли ученику подготовка и проведение мероприятия.

Музыкальные странички

( обоснование выбранной программы)

“Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека”

К. Роджерс                          

1-я страничка — “Первые шаги”

В 2010 году в ДШИ г. Нарьян-Мара пришёл учиться маленький семилетний мальчик – Команяк Саша. Свою мечту, научиться играть на музыкальных инструментах, он лелеял с 2-3 лет, переслушал и попробовал поиграть на самых разных инструментах, но в итоге – выбрал русский народный инструмент БАЯН! Большая доля успеха и развития учащегося-музыканта зависит от первого года обучения. Успехи и трудности дальнейшего развития часто уходят корнями в “первые шаги”. Сольный концерт Саша решил открыть одной из самых первых, освоенных в 1 классе им пьесок.

  • “Тирольский вальс”

2-я страничка – “Народные напевы”

Дети, обучающиеся в Детской школе искусств, должны воспитываться на произведениях композиторов – классиков, на лучших образцах мирового наследия классической культуры. В нашем проекте участвует ученик, который обучаются игре на баяне на народном отделении ДШИ и его первоначальный музыкальный опыт основан на впечатлениях от соприкосновения с национальной русской музыкой. Именно баян, как никакие другие инструменты, способен передать глубину и широту русской народной музыки, призван способствовать  распространению народной музыкальной культуры среди широких масс слушателей.        

  • Евгений Дербенко “Простая кадриль”
  • Обработка  русской народной песни в обработке Н. Чайкина “Утушка луговая”  

3-я страничка – “Год литературы”

Прошедший 2015 год, Указом президента РФ В.В. Путиным был объявлен годом литературы,  мы участвовали в мероприятиях, посвящённых данному событию. И в программу сольного концерта включили соответствующие пьески.

  • Цезарь Пуни “Русский танец” (из балета “Конёк-Горбунок”)
  • Юрий Гаврилов “Колобок”

4-я страничка – “Наш край”

“Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации” (Г.Н. Волков).

У населения северных регионов страны появилось здоровое стремление к возрождению и освоению своей национальной культуры. В детских школах искусств необходимо создавать дополнительные условия для включения детей в культурное пространство региона, приобщению к национальным, региональным культурным ценностям.

“Любовь к своей стране начинается с любви к малой Родине. К тому месту, где мы родились и выросли…” (Д.С. Лихачёв). Саша очень любит подбирать по слуху любимые мелодии, в том числе ненецкие песни, танцы, песни о  Нарьян-Маре. Преподаватель это стремление ученика поддерживает. Стараемся включать их в концертные программы. Обе песни на данной страничке подобраны Сашей по слуху.

  • Вячеслав Смирнов “Нисяв тена мена” (“Мой отец оленевод”)
  • Вячеслав Смирнов “Сёна пенарёя” (“Пусть летят наши песни”)

5-я страничка – “Аккомпанемент”

Слово “аккомпанемент” в переводе с французского языка означает “сопровождать”. Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Аккомпанемент — это приобретение новых исполнительских навыков, расширение репертуарных рамок, развитие умения слушать и создавать единый художественный образ произведения с тем, кому аккомпанируешь. Кроме практических навыков, эта работа приносит большое эмоциональное удовлетворение, расширяет рамки концертных выступлений. От точно найденной звучности аккомпаниатора зависит и звучание сольной партии. Без творческого, рабочего, духовного контакта с теми, кому аккомпанируешь, не получится ансамбля. Так же совместная игра приносит большую пользу ученику в плане воспитания эстрадного самообладания.

  • Семён Няруй (первый ненецкий композитор).  Ненецкая песня “Тёплые руки мамы” (солистка – Вероника Талеева)
  • Музыка Александра Аверкина, слова Игоря Лашкова “Милая мама” (солистка Лиана Айвазова)
  • Латышская народная песня “Я – девочка как розочка” (исполняет ансамбль балалаечников младших классов ДШИ, руководитель Носова Л.П.)

6-я страничка – “Патриотическая”

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит и слышит ребёнок, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Поэтому, педагог  поддерживает Сашу в его желании исполнять песни, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне, нашей Армии, патриотизму, России.

                   Эта страничка, в основном, составлена из песен, посвящённых победе советского народа в Великой Отечественной войне. Каждая из этих песен несёт в себе неповторимую атмосферу тех далёких, но не изгладившихся из памяти лет, каждая навсегда связана с чувствами высокого патриотического подъёма, непреклонной решимости, устремлённости к победе, что объединяли наш народ перед суровыми испытаниями. Эти песни – звучащий памятник мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма.

  • Дмитрий и Даниил Покрассы “Казаки в Берлине”
  • Анатолий Новиков “Смуглянка”
  • Игорь Матвиенко “За тебя, Родина-Мать!”

7-я страничка – “Эстрадно-джазовая музыка”

Баян и джаз… Русский народный инструмент и эстрадно-джазовая музыка… Казалось бы, что они совсем несочетаемы – вовсе нет! Множество специально написанных и переложенных джазовых композиций для баяна служат тому доказательством.

  • Виталий Кароник “Давай, потанцуем!”
  • Геннадий Лохин “Латина”
  • Гарри Эдисон “Джайв в 5 часов”
  • Евгений Дербенко “Ливенский ковбой”
  • Евгений Дербенко “Гармонист играет джаз”

Критерии результативности:

  • доступность выбранной программы концерта  для восприятия слушателями;
  • культура исполнения и поведение учащегося во время концерта (внешний вид, собранность, отношение к слушателям);
  • эмоциональность и образность исполнения;
  • улучшение настроения, эмоционального фона слушателей.

Заключение

Исполнительская деятельность ребёнка – сложный, напряжённый и ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, он затрачивает огромное количество энергии как физической (особенно при  игре на баяне), так и эмоциональной. А выступление с сольным концертом – это огромный труд! И очень важной задачей для педагога является научить ребёнка получать удовольствие от упорного труда. “Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески” (Ф.И. Шаляпин)

Творческий проект “Играй, баян!” имеет практическую направленность и планируется  к применению (возможно частично) в концертной деятельности Команяка Александра в детских садах, общеобразовательных школах, в  мероприятиях муниципального  и регионального уровней.

Актуальность проекта обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, гибком подходе к его желаниям и возможностям, формировании ценностных ориентиров, приобщении к культуре родного края.

Педагогическая целесообразность данного проекта заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка, творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки ученика, преодолению одностороннего развития. Основное состояние, которое должно сопутствовать ученику после концерта, (а ещё более после сольного концерта), — это жажда последующих занятий, потребность в разучивании новых произведений, стремление к постижению новых вершин. Так же в рамках сольного концерта происходит сетевое сотрудничество: пропаганда музыкального искусства среди сверстников.

Формирование мотивации учащихся ДШИ к творческой деятельности, реализация творческого потенциала через применение инновационных форм работы (в нашем примере – через сольный концерт ученика) способствует превращению детской любознательности в зрелую, стойкую потребность общения с искусством и становится неотъемлемой частью жизни, одухотворяет, наполняет её глубоким смыслом.

Тема обучения одарённых и талантливых детей – одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике. Научно-технический прогресс, благополучие общества во многом зависят от интеллектуального потенциала людей.

“И всюду, — это каждый знает,

От села простого, до Кремля,

Пока ещё баян в стране играет,

Жива Россия-матушка Земля!”

Используемая литература

1. Рабочие материалы “Инновационная деятельность как механизм устойчивого развития образовательной деятельности ДШИ”, Ульяновская Н.Д., ГБУ НАО “НРЦРО”, г. Н-Мар, 2016год.

2. Хрестоматия “Этих дней не смолкнет слава”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2012.

3. Песни великого подвига.- М.,- Худож. лит., Музыка, 1985.

Приложение

  1. Сценарий сольного концерта “Играй, баян!” Команяка Александра
  2. Дополнительная образовательная программа “Музицирование. Играй, баян!”

 

               

30.06.2016

Сценарий музыкальной гостиной «Играй, мой Баян»

Гладкова Людмила Васильевна

педагог дополнительного образования (баян)

Сценарий творческого проекта подготовлен на тему «Играй, мой Баян» с целью сформировать национальное самосознание учащихся, уважение к культуре, традициям своего народа через концертно – исполнительскую деятельность, а также реализацию творческого потенциала детей. В сценарии используется как проза, так и стихи о музыкальном инструменте – баян, о родном крае, русской песни, соответствуют заданной теме мероприятия, тонко переплетаются с музыкальными произведениями. Концертная программа выстроена блоками, от простого к сложному.

Оценить




7298

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1»

Сценарий

музыкальной гостиной

«Играй, мой Баян»

Автор:Гладкова Людмила Васильевна,

педагог дополнительного образования (баян)

Железногорск

2016

Дата: 23мая 2016 г.

Время: 14.00

Место: репетиционный зал МОУ «Гимназия №1»

Число зрителей: 80 человек

Участники: учащиеся гимназии, учителя, родители, выпускники, гости. Цель:

-сформировать национальное самосознание учащихся, уважение к культуре, традициям своего народа через концертно – исполнительскую деятельность.

Задачи:

-формирование мотивации у учащихся к музыкально — просветительской деятельности;

-реализация творческого потенциала, возможностей и потребностей детей;

-развитие эмоциональной сферы, коммукативных навыков в процессе подготовки творческого вечера;

-воспитание в ребенке духовности, толерантного отношения к музыкальным традициям своего народа и мировой исполнительской культуре посредством игры на баяне.

Форма: концерт – презентация.

Оборудование: музыкальные инструменты, пюпитры, микрофоны, стойки, колонки, усилители, мультимедийная установка.

(Звучит музыка в исполнении В. Гридина. Гости рассаживаются по местам).

Первый чтец

Как услышу звук баяна,
Всколыхнётся в душе  вдруг
И заноет в сердце рана,
Предвещая сладость мук.

Отдав дань волшебной лире,
Не отдам приоритет:
Инструмента лучше в мире,
Чем баян, на свете нет.

Этот истинный волшебник
Покоряет все сердца.
Он Бояна есть преемник,
Древнерусского певца.

Второй чтец

Как нет Марьи без Ивана,
Говорит народный сказ,
Так нет свадьбы без баяна —
Без него какой же пляс.

Ширь душевную народа
Он всегда сопровождал,
Не касалась его мода —
Ею он пренебрегал.

Звук баяна, нежный, чистый,
В сердце, как родник, журчит.
Хрип басов, тон бархатистый
Болью радостной звучит.

Третий чтец
Грусть старинных вальсов милых
Лишь баян мог передать.
Не тоскливых и унылых —
Он надежду мог вселять.

Песню русскую в трёхзвучье,
Широту её души
Под баян петь всего лучше,
И другого не ищи.

Душе русской, сердцу милый
В грустный, радостный момент
Он, мой ангел белокрылый,
Баян — русский инструмент.

1.Виктор Темнов «Кнопочки баянные» (без объявления)

Ведущий:

Добрый вечер, дорогие зрители, гости нашего концерта! Сегодняшнюю встречу мы посвящаем любимому русскому инструменту– Баяну и его звучанию! Приготовьте самые теплые пожелания и самые трепетные чувства! Запаситесь терпением! Не стыдитесь выразить доброе отношение друг к другу и выступающим. Не экономьте сил на аплодисменты.

Наш концерт открыл семейный дуэт. В их исполнении прозвучала песня Виктора Темнова «Кнопочки баянные».

У каждого народа есть свой любимый инструмент. В России таким инструментом по праву считается баян. Несмотря на свою популярность во многих странах, баян достойно и прочно занял свое место в ряду русских народных музыкальных инструментов. И хотя его биография значительно короче, чем у большинства других инструментов, страницы его наполнены интересными событиями, фактами и несут живое дыхание истории музыкальной культуры русского народа от прошлого века до наших дней. Баян – универсальный инструмент, на котором можно исполнять разно-образный репертуар: от детской песенки до полифонических произведений, произведений крупной формы, современной музыки.

Сейчас мы представим вашему вниманию несколько песен из страны Детства. Детство — счастливая пора, и эта тема звучит в произведениях многих композиторов.

Первый чтец
Ты тихо поешь колыбельную песню опять.
Я счастлив и вновь понимаю, как вечно все это.
Я знаю: ребенку- расти, этой песне — звучать.
Я знаю, что вечно сияние лунного света. (без объявления)

2.А.Островский «Спят усталые игрушки»

Ведущий:

В исполнении дуэта баянистов прозвучала песня Аркадия Островского «Спят усталые игрушки», которая никого не оставляет равнодушным, она трогает своей душевной теплотой и искренностью. Ласковая, нежная музыка, в звуках которой слышны материнская любовь и материнское беспокойство.

Все вокруг вдруг завертелось,
Танцевать нам захотелось.
Знают все мои подружки

Эту полечку «Вертушку».

3.Иванов «Полька»

Ведущий:

Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет. Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру «голоса» многих инструментов, таких, например, как фагот, флейта, кларнет, орган.

Какой же инструмент обладает столь редкостною способностью имитировать различные тембры? Он единственный из многочисленных музыкальных «собратьев» образно и с любовью назван людьми «душой русского народа». Да! Это баян – национальный русский народный инструмент.

4.В. Савельев « На крутом бережку»исполняет дуэт баянистов

Третий чтец: (загадка)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (Кузнечик)

Кто это?

Ведущий:

Ну, конечно же, это кузнечик! У Владимира Шаинского есть песня о кузнечике, которая была написана для мультфильма «Приключения Незнайки» на слова Н.Носова.

В исполнении дуэта баянистов прозвучит «Песенка о кузнечике».

5.В. Шаинский «Песенка о кузнечике»

Ведущий:

Без музыки давно нет настроения,
И праздник без неё не выносим!
Она подарит радость и веселье нам,
Такая разная, на множество причин!

6.А. Доренский «Веселое настроение» 

Ведущий:

У каждого есть свой изъян, свои привычки, увлеченья.
И в музыке есть направленья,
Но в том не может быть сомненья,
Что мне милей всего баян.
Вы скажете: «Но как же так?

Он стар,
Забыт!»
И ошибётесь.
Своей ошибке улыбнётесь,
Когда он вновь придёт в наш быт.
И, верьте мне, промчатся годы,
Сменятся ветреные моды,
И лишь баян не замолчит.
Пройдёт он все огни и воды.
И вместе с «Русским хороводом»
Баян на Марсе зазвучит!

7.В.Завальный «Лирический танец»

Ведущий:

Хорошо знакомые слова: «Какая ж песня без баяна», выражающие суть нашего отношения к этому широко распространенному инструменту — баяну. Главное, видимо, в том, что баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно «спеть» задушевную песню, как говорят в народе, тронуть за душу. Его глубокий, густой, «дышащий» звук, соответствующий широте русского характера, может передать целую гамму чувств: от глубокой печали до безудержного веселья.

Третий чтец:

Я учусь играть на баяне,
Вывожу мотив невеселый.
Не дается он, окаянный,
А баян – тяжелый-тяжелый. (без объявления)

8.Р.н.п. «Белолица – круглолица»

Ведущий:

Все узнали р.н.п.? Прозвучала р.н.п. «Белолица, круглолица».

Белолица, круглолица, красная девица

При долинушке стояла, калину ломала…

В деревнях по праздникам русские люди издавна собирались на гулянья, плясали под народные инструменты. Звучанию гармошки в данном произведении подражают и мелодия, и аккомпанемент. Музыка похожа на озорную, весёлую частушку.

9.Г.Свиридов «Парень с гармошкой»

Ведущий:

Ты откуда, русская,

Зародилась, музыка?

То ли в чистом море,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

10.Об. С.Павина р.н.п. «Коробейники»(без объявления).

Ведущий:

Прозвучала р.н.п. в обработке С. Павина «Коробейники». Трудно подыскать слова, чтобы выразить, что испытываешь, слушая этот русский народный инструмент.

Мне просто сказочно сегодня не везёт!..
Исчез внезапно, растворяясь в звуках,  зал,
А баянист выводит медленный фокстрот,
И вспоминаются слова, что я сказал.

11.А.Цфасманмедленный фокстрот «В дальний путь»

Ведущий:

Инструмент без баяниста
Глух, не интересен,
Только клавиш он коснется —
Льются чудо-песни!
Так играй же, баянист!
Пусть в судьбе прекрасной
Больше будет тех, кто чист,
Тех, кто не опасен,
Пусть наполнится душа
Музыкой чудесной,
Жизнь пусть будет хороша,
Как вот эта песня!

12.О. Бурьян р.н.п. «Выйду на улицу»

Ведущий:

Живет в памяти народа и голос фронтового баяна. В суровые дни военных испытаний он звучал в землянке и госпитале, на корабле и в заводском цеху, на привалах и даже на полях сражений, с честью выполняяя свой патриотический долг, вселяя радость и надежду в бойцов и тружеников тыла, вдохновляя их на подвиги. Баян – боец, так точно и образно называли его поэты, скрашивал суровое время, вдохновлял на боевые подвиги во славу нашей Родины. Лирический и мужественный голос баяна в краткие часы затишья напоминал о мирной жизни, о доме, о любимых, поднимал боевой дух, скорбел по погибшим, вселял надежду на будущее; щемящими нотами военных мелодий проникал в сердца новых поколений. И снова на сцене дуэт баянистов

13. А. Новиков «Смуглянка»

Ведущий:

Когда речь заходит о современниках – энтузиастах, пропагандистах традиций исполнительства на народных инструментах, нельзя не упомянуть имя Евгения Петровича Дербенко. Он проявил себя как первоклассный мастер в области исполнительства, педагогики и как композитор. Дербенко Евгений Петрович стремиться творить искусство столь же простое, естественное, непосредственное, как народное. Сегодня, наверное, нет ни одного баяниста, который бы не знал его обработок народных мелодий или оригинальных сочинений.

14.Е.Дербенко «Вальс для бабушки»

Ведущий:

Родина композитора – подмосковный город Павловский Посад. Первым музыкальным впечатлением детства, определившим дальнейшую судьбу Евгения Дербенко, была поразившая его воображение игра на гармони соседа – самоучки. Сам Евгений начал сочинять музыку в первом классе музыкальной школы.

Я зимой пляшу и летом.
Как, кадриль, ты хороша!
Развернётся в ней гармошкой
Моя русская душа!

15. Е. Дербенко «Приокская кадриль»

Ведущий: В чем же секрет музыки Евгения Дербенко? Народный артист Украины, профессор В.В. Бесфамильнов так ответил на этот вопрос: «В каждом его произведении – своя «изюминка», нет повторов в технических и композиторских приемах, почерк остается дербенковским. Музыка покоряет оптимизмом, содержательностью, страстью душевной и эмоциональной!».

16.Е. Дербенко «Лимузин»

Ведущий:

Я видела край берёзовый,
Из белого ситца стан,
Где ветер играл сатиновый,
В серёжках теряя дурман.

Где травы тянулись к макушкам,
Росою смывая  туман,
Над берегом тихой речушки,
Заросшей тропинки в бурьян.

Здесь воздух, подслаженный мёдом,
Шалфея и донника  вздох,
Здесь небо любуется всходом,
Озимых  зелёных  в полях.

Я видела край берёзовый,
Счастье дышало в нём,
Тоненьких веточек кружево
В сердце горело огнём.

17.Е.Дербенко «Край березовый»

Второй чтец:

У деда нашего Ивана,
В деревне хоть кого спроси,
Всегда играли на баяне,
Баян в почете на Руси.
Баян, гармошка и трехрядка —
Он наш народный инструмент,
На проводах, на свадьбах,
Скажу Вам для порядка,
Игры  его  прекрасней нет.

Первый чтец:

Русь, Русь, твой путь неведом нам и странен.
Бывало, что в лихие времена
Звучали песни вещего Баяна,
С волнением их слушала Страна.
Побалагурить любит наш народ,
Частушку спеть и вспомнить анекдот.
Какая же частушка без баяна?
Какая песнь без баяниста, без Ивана?
Та песнь прекрасна, хоть кого спроси.
Баяны есть, Баяны были,
Баяны будут на Руси.

18.Е.Дербенко «Веселые музыканты». Исполняет инструментальный ансамбль.

Ведущий:

Да здравствует музыка, танец и песня!

Давайте все дружно шагать с нами вместе.

Пусть счастье, добро рядом с нами живут.

Да здравствует музыка – вечный наш друг!

Наш концерт подошел к концу. И как бы там ни было, а сказать хочется одно — «Виват, Баян».

Спасибо за внимание. До новых встреч.

Список литературы

1.Новожилов В. Музыкальные инструменты. «Баян». – М., 1988.

2.Журнал «Народник» № 3. – М, 2005.

3.Липс Ф.Р., Имханицкий М.И. Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства. – М, 2010.

4.Журнал «Народник» № 4. – М, 2005.

5.Крылова Г. «Азбука маленького баяниста» ч.1. – М., 2010.

6.http://festival.1september.ru/articles/641418/

7.Липс Ф.Р. «Искусство игры на баяне». – М., 2004.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/210447-scenarij-muzykalnoj-gostinoj-igraj-moj-bajan

Также вас может заинтересовать

  • СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА КРАСОТЫ «МИСС СОВЕРШЕНСТВО»
  • Игровая программа по книге Т.Александровой «Домовёнок Кузька»
  • Презентация «День матери»
  • Сценарий Новогоднего бала олимпийцев (чествование победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников)
  • УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (сценарий)

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сценарий концерта, посвященного

Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники

Подготовила преподаватель Никульшина Юлия Викторовна

Программа концерта:

1.И.Цветков «Интермеццо» — исполняет оркестр баянистов и аккордеонистов

руководитель Михеев С.А.

2. Терем-квартет «Импровизация в стиле кантри», Е.Дербенко «Кубанская залихватская»

— исполняет ансамбль преподавателей

руководитель Никульшина Ю. В.

4. Д.Самойлов «Кадриль-шутка»- исполняет трио: Шинкарев Илья, Урманов Даниил,

Кузнеченко Ставр

преподаватель Довгопол Ж. Я.

5.Е.Дербенко «Киндер-сюрприз»-исполняет Малафаев Николай

преподаватель Мирошниченко О.М.

6.Е.Дербенко «Аты-баты, шли солдаты»-исполняет ансамбль «Классная компания»

руководитель Довгопол Ж.Я.

7. «Словацкая полька»-исполняют Звягольская Екатерина, Соболева Ирина

преподаватель Науменко Т.В.

8. Казачья песня «Снежочки»-исполняют: Глущенко Михаил, Глущенко Сергей,

Глущенко Александр Викторович

9.И.Альбенис «Астурия»-исполняет Золотых Даниил

преподаватель Винокурова Л.П.

10.В.Семенов «Сюита № 2» Фанфары. Марш. Серенада. Кукушечка. Гармоника

Голосистая. -исполняет Куренков Иван

преподаватель Винокурова Л.П.

11.С.Власов «Босса-нова»-исполняет Щетинин Сергей

преподаватель Винокурова Л.П.

12.Е.Дербенко «Коллаж», П.Фроссини «Карусель»-исполняет шоу-дуэт «Виртуозы»

14.А.Островский «Солнечный круг»-исполняют: учащиеся ОНИ ДШИ №1

им. Г.В.Свиридова, студенты КМК им. Г.В.Свиридова, шоу-дуэт «Виртуозы»

Ход концерта:

Супер закрыт

Приветственные фанфары

Супер открывается

1.И.Цветков «Интермеццо» исп. оркестр баянистов и аккордеонистов

ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова.

рук. Михеев С. А.

Ведущая.

Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в этом уютном зале. Наш праздничный концерт, посвященный Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники открыл оркестр баянистов и аккордеонистов «Детской школы искусств №1 им. Г.В.Свиридова» под управлением Михеева Сергея Александровича.

Этого праздника нет в официальном календаре. Его придумал в 2009 году известный российский баянист Фридрих Робертович Липс. Его инициатива — ежегодно, в третью субботу марта, проводить День баяна, аккордеона и гармоники вызвала к жизни уникальное фестивальное движение. Уже пятый год подряд в этот мартовский день во многих городах России звучат переливчатые голоса любимых народных инструментов.

Таким образом, третья суббота марта стала знаковой для всех, кто причастен к искусству игры на народных инструментах – исполнителей-профессионалов, педагогов и любителей. В 2010 году ярким событием стал «Первый красноярский фестиваль баяна, аккордеона и гармоники». В 2011 году эту дату решили отметить в Кемерово, где прошел первый фестиваль «Виват, баян!». В 2013 году в концертном зале Воронежской областной филармонии состоялся концерт с участием Лауреатов всероссийских и международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, студентов и выпускников учебных заведений города Воронежа. В 2014 году такие же концерты прошли в Белгороде, Нижнем Новгороде и Курске. С 2009 года, каждую третью субботу марта, в концертном зале РАМ им. Гнесиных, в рамках празднования Дня баяна, аккордеона и гармоники собираются и показывают свое мастерство лучшие исполнители на этих инструментах со всего мира.

Наша школа решила поддержать фестивальное движение и уже второй год подряд в Курске проводится концерт, посвященный Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники.

На сцене ансамбль преподавателей «Детской школы искусств №1 им. Г.В.Свиридова»

2.Терем-квартет «Импровизация в стиле кантри»

3.Е.Дербенко «Кубанская залихватская»

рук. Никульшина Ю. В.

Ведущая.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Так возникла первая тульская гармоника. В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили вначале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармоники возрастал. Одновременно с увеличением спроса и развитием производства расширяется и распространение тульских гармоник. Их можно встретить уже и в Нижегородской, Тверской, Ярославской губернии. Инструмент того времени мы можем увидеть на картине Венецианова «Девушка с гармоникой», написанной им в Тверской губернии. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках.

4. Д.Самойлов «Кадриль-шутка» исп. трио: Шинкарев Илья,

Урманов Даниил,

Кузнеченко Ставр

преп. Довгопол Ж. Я.

Ведущая.

Баян, аккордеон и гармоника всегда были любимы и популярны в России… Сегодня мы хотим рассказать о некоторых исполнителях на этих замечательных инструментах живущих в нашем городе.

Заслуженный артист Российской Федерации Юрий Ткачёв. Не одно поколение исполнителей знает этого замечательного человека. Талантливый музыкант, педагог, руководитель ансамбля «Русская мозаика».

С 1988 работает артистом Курской государственной филармонии, выступает в качестве солиста – инструменталиста и концертмейстера. Юрий Николаевич владеет несколькими разновидностями гармоники, что использует в концертных программах ансамбля. С 1988 преподает в Курском музыкальном колледже им. Г. В. Свиридова. С 1994 начал свою деятельность в качестве художественного руководителя ансамбля «Русская Мозаика». В 2005 Юрию Николаевичу Ткачёву было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РФ».

5. Е.Дербенко «Киндер-сюрприз» исп. Малафаев Николай

преп. Мирошниченко О. М.

6. Е.Дербенко «Аты-баты, шли солдаты» исп. ансамбль «Классная компания»

преп. Довгопол Ж.Я.

Ведущая.

Для исполнителей на баяне, аккордеоне и гармони проводится множество конкурсов и фестивалей. В Курске стало доброй традицией проводить конкурс – фестиваль им. Виктора Федоровича Гридина. Нашего земляка, выдающегося виртуоза-исполнителя и композитора. Сочинения и обработки народных мелодий, сделанные Гридиным входят в репертуар многих прославленных музыкантов мира.

Постоянными участниками фестиваля являются наши курские баянисты–виртуозы Сергей Сидоров и Алексей Клевцов.

Солист Курской государственной филармонии, солист оркестра народных инструментов им. В.Ф.Гридина Сергей Сидоров хорошо известен ценителям народного искусства не только в Курске и Курской области, но и за её пределами. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, замечательный музыкант – исполнитель, концертмейстер, Сергей, неизменный участник праздничных мероприятий на концертных площадках города и области.

Концертмейстер Курского колледжа культуры, артист оркестра народных инструментов им. В.Ф.Гридина Курской государственной филармонии, Лауреат международных конкурсов Алексей Клевцов так же хорошо известен в кругу профессиональных музыкантов города и области. Талантливый аккомпаниатор и аранжировщик, Алексей, постоянный участник городских, областных, всероссийских и международных конкурсов.

В декабре 2013 года музыканты создали дуэт «Концертина». Коллектив существует чуть более года, но он уже полюбился курской публике. Его выступления проходят с неизменным успехом. Репертуар ансамбля постоянно пополняется. В исполнении дуэта можно услышать классические произведения, обработки народной музыки, пьесы современных композиторов.

7. «Словацкая полька» исп. дуэт Звягольская Екатерина,

Соболева Ирина

преп. Науменко Т.В.

Ведущая.

В 2013 году в Курск приехал лауреат Международных конкурсов, выпускник Орловского института искусств гармонист Дмитрий Шилов. Он начинает работать преподавателем в Курском музыкальном колледже по классу гармони и становится солистом Курской государственной филармонии. Дмитрий сразу же полюбился курской публике. Его выступления отличаются необычайной виртуозностью, артистизмом, несут в себе большой эмоциональный заряд. Репертуар музыканта постоянно пополняется новыми произведениями современных композиторов и пьесами самого Дмитрия.

8. Казачья песня «Снежочки» исп. семья Глущенко: Михаил, Сергей и

Александр Викторович

Ведущая.

В нашем сегодняшнем концерте принимают участие студенты Курского музыкального колледжа им. Г.В.Свиридова. Все они обучаются у замечательного педагога – Винокуровой Любови Павловны.

За время своей педагогической работы Любовь Павловна воспитала не одно поколение талантливых музыкантов. Многие её выпускники стали преподавателями в школах искусств, артистами оркестров народных инструментов в разных городах нашей Родины, сольными исполнителями.

9.И.Альбенис «Астурия» исполняет Золотых Даниил

преп. Винокурова Л.П.

10.В.Семенов Сюита №2 Фанфары. Марш.

Серенада. Кукушечка. Гармоника голосие.

исп. студент I курса КМК им. Г.В.Свиридова Куренков Иван

преп. Винокурова Л.П.

11.С.Власов «Босса-нова» исп. студент IV курса КМК им. Г.В.Свиридова

Лауреат областных, всероссийских

и международных конкурсов

Щетинин Сергей

преп. Винокурова Л.П.

Фильм о шоу-дуэте «Виртуозы»

Ведущая.

На сцене гости нашего праздника – Лауреат всероссийских и международных конкурсов, шоу – дуэт «Виртуозы» в составе Владимира Киреева и Владислава Евдокимова. Встречаем…

13. Е.Дербенко «Коллаж»

14.Фроссини «Карусель»

Дети читают стихи:

Дядя Вова, дядя Влад Мы хотим как «Виртуозы»

Здорово играете Быстро пальцами играть

Но у нас один вопрос: Ну, пожалуйста, возьмите.

-«В группу принимаете?» Вместе будем выступать!

«Виртуозы»:

Ну конечно, приходите

Инструмент с собой берите

И сыграем, и споём

Вместе с вами зал зажжем!

14. А.Островский «Солнечный круг» исп.: учащиеся ОНИ ДШИ №1

им. Г.В.Свиридова, студенты КМК

им. Г.В.Свиридова, шоу-дуэт «Виртуозы»

Ведущая.

Наш праздник – это один из шагов для привлечения внимания к баяну, аккордеону и гармони. Инструменты заслужили этот день исторически, ведь они сопровождали жизнь человека и в счастливых событиях, и в минуты отдыха, и во время ратных дел.

Только через возрождение интереса и внимания к музыкальному искусству, через расширение круга любителей баяна, аккордеона и гармони возможно восстановление былого уважения к этим инструментам в нашей жизни. Празднование Всероссийского дня баяна, аккордеона и гармони — большой шаг в этом деле. И то, что с каждым годом ширится круг участников и зрителей концерта, тому надежное подтверждение!

Наш концерт окончен. Спасибо за внимание.

Сценарий утверждён 15.03.2015г.

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ ДОД ДШИ №1им. Г.В.Свиридова

г. Курска Курской области

9

Знакомство с баяном и аккордеоном для воспитанников старшей и подготовительной групп ДОУ

У каждого народа есть свой особо любимый им народный инструмент. В России такими инструментами по праву считаются баян и аккордеон. Несмотря на свою популярность во многих странах, эти инструменты прочно заняли свое место в ряду русских народных инструментов. И хотя биография баяна-аккордеона значительно короче, чем у большинства других инструментов, страницы ее наполнены интересными событиями и фактами истории музыкальной культуры русского народа от прошлого века до наших дней.

Очень важно в наши дни не потерять приоритет народных инструментов, как исконно русских инструментов, выражающих дух народа, его особое мироощущение, миропонимание, и по праву завоевавших народную любовь еще в прошлом веке. Недаром музыкальный инструмент баян носит имя легендарного певца-сказителя Киевской Руси.

Педагоги и воспитанники нашей школы искусств ведут кропотливую и плодотворную работу по популяризации исполнительства на русских народных инструментах, тесно сотрудничая с педагогическими коллективами общеобразовательных школ и ДОУ п. Свердловский.

Сценарий

Баянист – Здравствуйте, ребята.

Аккордеонист – Здравствуйте, мальчики и девочки.

Баянист — Дорогие ребята, очень скоро вы станете взрослыми и пойдете учиться в школу. Там вы научитесь читать, писать и считать.

Аккордеонист — Но есть у нас особенная школа. Она называется «школа искусств». В этой школе дети учатся петь, танцевать, рисовать и даже играть на музыкальных инструментах. Мы работаем в этой особенной школе, в школе искусств.

Баянист – Сегодня мы пришли к вам в гости не одни, а со своими любимыми музыкальными инструментами. Мой любимый музыкальный инструмент – баян. Посмотрите, какой он красивый, с золотыми узорами (ставит на столик).

Аккордеонист – А мой любимый музыкальный инструмент – аккордеон. Посмотрите, какой он нарядный, блестящий (ставит на столик).

Баянист – Ребята, а вы нас внимательно слушали? Скажите, как называется мой любимый музыкальный инструмент? (показывает на баян). Правильно, баян.

Аккордеонист – А как называется мой любимый музыкальный инструмент? Кто ответит? (показывает на аккордеон). Правильно, аккордеон.

Баянист – А сейчас задание потруднее.

Баян и аккордеон – родные братья. И их часто путают.. Ну-ка, посмотрите повнимательнее и скажите, чем отличаются друг от друга баян и аккордеон? Правильно, у баяна слева кнопочки-басы, а справа кнопочки, похожие на пуговички.

Аккордеонист – А у аккордеона слева тоже кнопочки-басы, а справа – белые и черные клавиши, как у пианино, рояля и синтезатора. А еще наши инструменты по-разному звучат.

 Баянист – У баяна голос более строгий, сдержанный. Послушайте, как он звучит (играет).

Русская народная песня «Степь да степь кругом»

Аккордеонист – А у аккордеона голос звонкий, веселый. Послушайте, ребята (играет).

П.Пиццигони «Свет и тени»

Баянист – Наши инструменты живые, они могут дышать. Если вы будете сидеть очень тихо, то сможете услышать, как дышит баян (играет на воздушном клапане).

Аккордеонист – А теперь послушайте, как дышит аккордеон (играет на воздушном клапане).

Баянист – Наши инструменты дышат благодаря меху. Вот он (показывает), расположен посередине. Мех – это легкие баяна и аккордеона.

Аккордеонист — У каждого человека тоже есть легкие. Благодаря им мы можем дышать, говорить, петь, радоваться жизни.

А вы, ребята, умеете дышать? Ну-ка, покажите. Молодцы!

 Баянист — Без воздуха баян и аккордеон звучать не могут. Как бы мы не старались нажимать на кнопочки или клавиши – инструменты молчат (даем детям проверить).

Аккордеонист — Но стоит нам повести мех, и вот они запели (играем).

 А еще аккордеон может петь разными голосами. У аккордеона есть особенные клавиши – регистры. Вот они: и справа, и слева (показывает). Именно регистры помогают аккордеону менять голос. Сейчас я нажму одну-единственную клавишу, а моя помощница будет нажимать по очереди разные регистры. Ну а вы, ребята, слушайте внимательно, что будет происходить со звуком.

Баянист — Что же происходило со звуком? Правильно, звук менялся.

Аккордеонист — Есть среди вас кто-нибудь смелый? Кто хочет попробовать сам переключать регистры?

 (приглашает ребенка)

Баянист – Чтобы на инструментах можно было играть звуки высокие, низкие, средние, к каждой кнопочке и клавише присоединен язычок. Мы знаем, что у каждого человека тоже есть язычок, который помогает нам разговаривать.

Аккордеонист — Ребята, а где у вас находится язычок? Я думаю, вы все знаете, что язычок показывать нельзя. Это некрасиво. Вот и баян с аккордеоном тоже прячут свои язычки. Вот здесь (показывает на корпус).

Баянист — Баян и аккордеон очень дружны, как все родные братья. Они могут и грустить, и веселиться. Послушайте, как красиво они звучат вместе.

Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет», А.Доренский «Веселое настроение».

Аккордеонист – А еще у баяна и аккордеона есть сестрички – гармошки. В России они появились около 200 лет назад и очень скоро стали любимыми народными инструментами. В каждой области делали свои особые гармошки: в Туле – тульские, в Саратове – саратовские, в Ельце – Елецкие (показ слайдов). Вы ведь знаете, что все девчонки любят наряжаться. Вот и гармошки всегда яркие, нарядные. Да еще любят украсить себя бубенцами и колокольчиками, чтобы петь еще звонче и заливистей. Послушайте, как звучат гармошки (видеозапись: ансамбль русских гармошек «Купина»).

Баянист – наши инструменты: баян и аккордеон, любят во многих странах мира. На них играют не только в России, но и в Италии, и во Франции, и в Германии, и в Румынии. Они любимы народом. Поэтому их и называют народными инструментами. Без них не обходится ни один праздник. С ними и петь, и танцевать веселее (поем с детьми одну песенку, танцуем — движения под музыку).

Аккордеонист – Ребята, мы очень рады встрече с вами. Если вы нас пригласите, мы придем к вам еще раз, но уже не одни. Мы приведем с собой таких же мальчиков и девочек, как и вы, только чуть-чуть постарше. Они уже ходят в нашу школу искусств и учатся играть на баяне и аккордеоне.

Баянист — Наши ученики с удовольствием исполнят для вас свои любимые музыкальные произведения. Ну а сейчас пора прощаться. До свиданья!

Аккордеонист — До новых встреч!

Фотографии инструментов

Ансамбль народной музыки

Автор: Новикова Татьяна Викторовна
Должность: Преподаватель

Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Сценарий юбилейного концерта отделения баяна и аккордеона «Детской музыкальной школы №3»
Тема: Сценраий юбилейного концерта отделения баяна и аккордеона «Детской музыкальной школы №3»

Раздел: дополнительное образование

Сценарий концерта, посвящённый 75-летию отделения баяна и аккордеона Детской

музыкальной школы №3 города Северодвинска!

Добрый вечер, поклонники детского музыкального творчества и любители баянной

музыки!

Сегодня вашему вниманию будут представлена юбилейная концертная программа

отделения баяна и аккордеона нашей любимой школы.

Вы пройдёте большой слушательский

путь от классического репертуара до

современных обработок; перед вами выступят как совсем юные музыканты, так и

опытные, заслуженные артисты Детской музыкальной школы №3. Баян и аккордеон

предстанут перед вами во всей своей красе -от сольного звучания, до оркестрового tutti.

Итак, наш концерт открывает квартет баянистов класса преподавателя,

заведующего отделения баяна и аккордеона, композитора Рябикова Константина

Павловича! Обработка К.Рябикова «Весёлое настроение». На сцене: Воронин Андрей,

Степан Гуревич, Елисей Краснов, Константин Павлович Рябиков!

У всех народов мира есть свои народные инструменты. Какое же русское гуляние

или праздник обходится без гармониста или баяниста? Однако, мало кто знает, что

прародителем баяна стал восточный музыкальный инструмент- шэн. На Руси шэн

появился вместе с татаро- монгольским нашествием. Как знать, что бы было с баяном,

если б не исторические события того времени. ..

Русская народная песня «Василёк» в обработке К.Рябикова. Исполняет дуэт

баянистов: Сурков Захар и Долгих Тимофей.

Подбор репертуара для начинающего музыканта-это всегда ювелирная работа

педагога-наставника. Ведь для того, чтоб выступление ученика было ярким, необходим

музыкальный материал понятный юному дарованию. Преподаватели отделения баян и

аккордеона нашей школы мастерски делают переложения и обработки для

своих

учеников, а Константин Павлович даже пишет музыку специально для каждого своего

ученика, учитывая технические и музыкальные возможности ребёнка.

В.Шаинский «Антошка» из М/Ф «Крот и енот». Исполняет Тимофей Крючков.

Баян и аккордеон-два брата-неразлучника. История возникновения аккордеона

весьма удивительна, извилиста и до сих пор вызывает оживленные дискуссии в

профессиональной среде. А у истоков создания этого замечательного инструмента стояли

немецкий часовщик и чешский умелец, более того эти два человека даже не были знакомы

друг с другом!

С.Бланк, «Аккордеона-соло». Исполняет Алексей Дойков.

«Ливенская» гармонь -ещё одна предшественница баяна, имела необычайно

длинные меха, которые были почти 2 метра! Такая гармонь могла опоясать своего

владельца!

А.Доренский. «Весёлое настроение». Исполняют Барышников Антон и Большаков

Эдуард.

Если педагог соединяет в себе любовь к своему делу и любовь к ученикам-это

совершенный педагог! Нет, это не моё мнение, но я полностью его разделяю с автором

высказывания Львом Николаевичем Толстым. Педагог всегда ищет новое, интересное,

лучшее для своих воспитанников. Это и новые формы работы, и новые произведения,

которые будут близки современным детям. Конечно, современное музыкальное искусство

не может оставаться в стороне и, чтоб быть востребованным, чтоб быть интересным

вынуждено шагать в ногу со временем. Сегодняшние ученики и преподаватели

овладевают навыками нотографии — это умение набирать нотный текст в редакторе,

делать компьютерные оранжировки. Сейчас вашему вниманию мы предлагаем такое

выступление, где ученик-баянист исполняет произведение в тандеме с компьютером.

Г.Шеринг. «Колыбельная пернатого царства». Исполняет Палоусова Екатерина.

По широким, как море равнинам,

По лесным и озёрным краям,

Ты от Курской дуги до Берлина

Шёл с боями, солдатский баян!

Да, на «теле» баяна не мало ран с полей сражения, в биографии инструмента

множество страниц о героическом подвиге в годы Великой Отечественной войны. Роль

искусства в том Великом сражении невозможно переоценить. Наша школа славится

своими фронтовиками! Усов Фёдор Андреевич-директор школы, фронтовик и музыкант.

Человек- истинный патриот своей Родины и делу музыкального воспитания детей. Он

гордился свои военным трофеем- немецким аккордеоном, который долгие годы стоял на

одной ступени с орденами и медалями, заслуженными на полях сражений.

А.Новиков. «Дороги». Исполняют: Федюнин Егор, Соков Масим, Казунин Роман.

Для меня, как пианистки, существует тайна –как можно не перепутать все эти

кнопочки? Пальчики, словно мотыльки

порхают у юных музыкантов. Как легко и

непринуждённо раздвигают тяжёлые меха баяна совсем юные артисты?

Ю.Грнов «Мотылёк». Исполняет Алексей Панов.

Прогресс втягивает в свою воронку не только технику и механизмы, но и

музыкальные

инструменты.

Современные

музыканты

владеют

музыкальными

электроинструментами, русские народные инструменты давным-давно вышли за рамки

народной музыки в жанре частушки, прибаутки и песни. Теперь любой инструмент в

состоянии исполнить музыку любого направления и жанра: джаз, рок, техно.

Э.Градески. «Мороженое». Исполняет Алексей Краснов и Степан Гуревич.

Баян, гармонь и аккордеон своим славным жизненным путём уже при жизни

заслужили увековечение! Народная любовь к этим инструментам выражается не только

бурными овациями на концертных площадках, но и созданием памятников. Более того,

наши народные заслужили почёт и уважение далеко за пределами России: Аргентина,

Италия, Белорусь, города России: Саратов, Смоленск, Иваново, Орехово-Зуево и многие

другие могут похвастаться своими памятниками инструменту.

Обработка Игоря Обликина. Русская народная песня «Как у наших у ворот».

Исполняет Ярослав Павлов и Артём Михно.

Любовь к народной музыке в нашей школе началась с момента её основания в 1947

году. У истоков стояли Фёдор Андреевич Усов, Анатолий Петрович Кузнецов и многие

другие преподаватели. За дирижёрским пультом оркестра баянистов стояли наши лучшие

преподаватели: Шишалов Борис Александрович, Рыжкова Татьяна Васильевна. Ученики

отделения всегда показывали и показывают высочайший уровень исполнения на

различных конкурсах.

М. Товпенко «Чижик-пыжик». Исполняет Антон Барышников

Нельзя пройти мимо плодотворной работы, которая объединяет отделения баяна с

отделением струнно-щипковых инструментов. Я, будучи преподавателем фортепиано, до

сих пор ношу в сердце искреннюю благодарность и самые тёплые воспоминания об

«Андреевских днях», когда я была удостоена (Да! Именно удостоена!) чести быть

участником оркестра русских народных инструментов преподавателей нашей школы.

Руководитель этого оркестра -Борис Юрьевич Майоров подарил возможность ученикам и

преподавателям

насладиться

интересными

творческими

встречами

с

известными

музыкантами: композитором В. Биберганом, дирижёром Н. Калининым, баянистом

В.Гридиным и другими известными артистами нашей страны.

К.Листов. «В землянке». Исполняют Полина Дронова (аккордеон) и Диана

Дитятьева (домра).

Есть у музыкантов такая шутка:»Баянист-мечта соседей». А почему бы и нет? Ведь

на отделении баяна и аккордеона работают в основном преподаватели-женщины. В их

руках инструмент, казалось бы, такой массивный и тяжёлый, звучит не хуже, чем в

крепких мужских руках. Школа всегда с уважением относится к своим ветеранам,

гордится неоценимым вкладом в музыкальное воспитание детей своих преподавателей :

Любовь Николаевна Калитина, Татьяна Ивановна Чернакова, Заслуженный работник

культуры РФ Наталья Владимировна Пятницкая.

А.Куклин. «Прыг-скок». Исполняет Мария Тихомирова.

В Советском Союзе одно время производились даже электронные баяны, однако,

это нововведение не прижилось, поскольку в то же время в обиход вошли синтезаторы,

которые получили большое распространение. Я думаю, что нам сегодняшним было бы

любопытно послушать электронный баян, но уверена, что и без него мы ничего не

потеряли, а сохранили самобытность инструмента, исполнительские традиции и истинно

народный репертуар.

В.Беккер. «Лесная сказка». Исполняют: Диана Васильева (аккордеон) и Мария

Волкова (синтезатор).

Надо сказать, что концертный баян весит 14 кг! Так что на отделении баяна и

аккордеона хлюпиков не держат! И потому понятно, что на отделении учатся в основном

мальчишки.

И. Якушенко. «Первое знакомство». Исполняет Андрей Воронин.

Когда мы слышим хорошую музыку, да знакомые слова любимой песни, то и душа

поёт. На концертах отделения зрители часто не могут удержать своих эмоций и поют

вместе с артистом. Уверена, что следующее выступление не оставит в зале ни одного

равнодушного слушателя.

Русская народная песня в современной обработке «Вот кто-то с горочки

спустился». Исполняет Денис Захаров.

В мире музыки –всё очень гармонично, музыкальные инструменты между собой

живут очень дружно, объединяясь порой в самые неожиданные ансамбли.

Русский баян приглашает изящную итальянку-скрипку на танец и их захватывает

венгерский танец «Чардаш».

А.Курчи. «Чардаш». Исполняют Александр Першин (баян) и Анастасия Никитина

(скрипка).

Не смотря на свои солидные габариты, баян и аккордеон по характеру очень

коммуникабельные инструменты и в любом коллективе становятся душой компании.

К.Молчанов. «Вальс Анны Снегиной» из К/Ф «Сергей Есенин». Исполняет

ансамбль «Отражение».

Оркестр

баянистов

и

аккордеонистов

Детской

музыкальной

школы

№3-

безусловная гордость нашего коллектива. Год рождения оркестра -далёкий 1957. Первых

руководителем коллектива был Фёдор Андреевич Усов-человек-легенда. Более 30 лет он

стоял за дирижёрским пультом оркестра. С 1960 года Ф.А. Усов передал дирижёрскую

палочку энергичному и жизнерадостному человеку, отдавшему всю свою жизнь, энергию,

знания и любовь к делу Шишалову Борису Александровичу, который 34 года руководил

оркестром. С 1994 года за пульт встаёт Заслуженный работник культуры РФ Рыжкова

Татьяна Васильевна и с 2003 года она передаёт эстафету руководства оркестром Рябикову

Константину Павловичу. У участников оркестра появляется уникальная возможность

исполнять произведения самого автора-композитора К.П. Рябикова.

Встречайте! На сцене оркестра баянистов и аккордеонистов Детской музыкальной

школы №3!

В.Котельников. «Пьеса-шутка» на тему Русской народной песни «Перевоз Дуня держала».

Е.Баев. «На ранчо» из сюиты «Детские сны».

М. Товпеко. «Вариации на тему песни братьев Покрасс «Три танкиста»»

Прозвучали финальные аккорды большого концерта отделения баяна и аккордеона.

Юбилейные мероприятия, посвящённые 75 –летию ДМШ №3 только в начале своего

пути. Мы искренне будем рады новым встречам с вами. Следи за афишами! До новых

встреч!

Ведущая концерта и автор сценария –Новикова Татьяна Викторовна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про башкортостан
  • Сценарий про злого деда мороза
  • Сценарий про башкирский народ
  • Сценарий про барона мюнхаузена
  • Сценарий про бандитов