Сценарий про белоруссию

Данный сценарий апробирован на школьном  фестивале Дружбы народов. цель: ознакомить обучающихся с национальными традициями, бытом, культурой близкой на по духу соседней с Россией страной - 

Сценарий Фестиваля дружбы народов

Республика БЕЛАРУСЬ

Цель  данного мероприятия :  

ознакомить обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитание толерантного  отношения к представителям разных  культур, формирование национального самосознания, включающее  убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности вне зависимости от национальных и религиозных убеждений и культурных традиций.  

Регламент  выступления:

Представить историю выбранной народности, геральдику, национальный костюм и национальные блюда данной страны, ее быт , номер художественной самодеятельности ( танец, песня, театрализованный фрагмент художественного произведения и т.д)

Содержание:

  1. На экране видео фильм о Белоруссии

Мы живем в России. Герб России золотой двуглавый орел. На груди орла Георгий Победоносец, он побеждает злого дракона. Флаг России трёхцветный: белый, синий, красный. Наша столица – Москва – огромный многонациональный город. И в Москве и по всей России живет много белорусов. Их родина – республика Беларусь – наш ближайший сосед. Русский и белорусский народы всегда жили вместе, поэтому наши обычаи, языки, национальные костюмы и песни очень похожи. Белорусы  замечательные земледельцы. Везде славится белорусская пшеница, лён, овес и , особенно, рассыпчатая картошка – бульба. С древних времен в этих местах живет обычай – устраивать по праздникам кукольный театр, который называется батлейка.

  1. Ведущий 1:

Выйду я в ромашковое поле,

В синь васильков любимых окунусь…

Это ты, моё безбрежное раздолье,

Моя любовь, родная  Беларусь! 

Пытали, жгли и за  тебя решали,

Стараясь уничтожить и подмять,

Людское недовольство  разжигали,

Но, не сумели  Родину сломать!

А ты стоишь бессменно на  границе,

Сестру свою от недругов закрыв.

Твоей живой истории страницы,

Я в памяти храню, не позабыв.

Цвети, моя любимая сторонка,

Пусть горести и беды обойдут.

Не зря тебя так нежно и негромко,

С любовью Русью Белою  зовут!

 Ведущий 2:

Я люблю тебя, Беларусь!

Свою маленькую страну.

И по праву ею горжусь, 

Здесь я выросла и живу.

Я люблю эту синь озёр,

И богатство родных полей.

Чистоту городов и сёл,

И леса, их нету щедрей.

Пусть цветёт моя Беларусь!

На радость и счастье людей.

Я в дочерней любви признаюсь

Беларуси любимой моей!

  1. Звучит песня «Алеся» в исполнении  Белорусского ансабля «Песняры»

Девочка исполняет под музыку танец

  1. Хор исполняет песню «Косив Ясь конюшину»

Мальчик в роли Яся косит косой на лугу траву. Девочка косит серпом (театрализация)

  1. Под музыку (фон) «Молодость моя, Белоруссия» дети читают стихи:

Дорогая моя Беларусь!

Ты, как Русь, как берёзка белая!

Я землёй своих предков горжусь,

Где бы ни был и что бы ни делал я…

Ты всегда для России форпост,

Часовой на эпохи, столетия.

За славян становилась в рост

В годы трудные лихолетия.

Жгли тебя и топтали враги,

Кровь с землёю мешая алую.

Сокрушить тебя не смогли

Даже нищую и отсталую…

Много пало твоих сыновей,

Защищая Отчизну великую.

Горе вдов и сирот-детей

Тебя сделало нежною, тихою.

Для тебя Россия – сестра,

Горячо, на века любимая.

Словно солнышка лучик с утра

Или матушка добрая, милая.

Не найдёшь на земле твоей,

Пережившей беду и ненастья,

Человека к России добрей,

Чтоб желал процветанья и счастья.

Вместе с Русью одною семьёй

Жить веками тебе предназначено

И в счастливый час, и в лихой,

Если б снова судьба озадачила…

Дорогая моя Беларусь!

Край мой чудный, святой и милый…

Ты – во мне, и тобой я горжусь,

Пока жив, всей сыновней силой!

6.

                                Белорусская бульба

Главный ингредиент  белорусской кухни — это картошка.

Да что говорить! Белорусы только из картошки умеют готовить 300 различных блюд. А с салом — раза в два больше!

Блюда из картошки:

  1. Отварная
  2. Обжаренная
  3. Тушеная
  4. Запеченная
  5. Картопляники
  6. Гульбишники
  7. Бабки
  8. Пызы
  9. Картофельные колбаски
  10. Солоники
  11. Картофель в мундирах
  12. Копытки
  13. Клёцки
  14. Цыбрики
  15. Бульбяная яичница
  16. И конечно. белорусские драники

Белорусская нация начала формироваться именно тогда, когда на территорию ее компактного проживания попал картофель. Он сплотил вокруг своих клубней различные славянские, балтийские  племена.

 Встреча белорусов и картошки состоялась благодаря Петру I, который вез ее контрабандой через Брест в Москву под видом голландского продавца . Доблестные литвинские таможенники усомнились в правильности заполнения им таможенной декларации и реквизировали весь груз.

Таможенники сдали таинственный груз «куда положено», на склад хранения конфиската в Новогрудок, и там, следующей весной, пораженные красотой всходов прорастающих клубней, местные власти осознали, что в руки им попало настоящее чудо.

Белорусское название картофеля – бульба.

К бульбе белорусы всегда относились очень трепетно и бережно — из нее, кроме еды для людей, делали корм для животных, из ее стеблей плели нити для одежды и вили веревки, картофельные цветы украшали в обязательном порядке головной убор невесты.

Правда, не все так просто складывалось с первых лет знакомства белорусов с картошкой. Поначалу были  и обиды и непонимание… Случались даже картофельные бунты, когда голодные крестьяне отказывались есть картошку.

Самый выдающийся белорусский деятель-селекционер картофеля — Алесь Картофан (Тарас Бульба). Он основал в Запорожской сечи агрокультурную станцию по изучению свойств картофеля.

Однако уже к середине XIX века картошка прочно вошла в быт, эпос и мифологию белорусов, и постепенно стала героем былин, сказок, мифов, многочисленных песен и задач в учебниках арифметики.

Даже танец «бульба» появился. Вот такой — озорной и заводной.!

7  

Танцевальная группа  исполняет белорусский танец  «Бульба»

Сценарий выступления белоруской группы на фестивале дружбы народов

Автор Гукепшева М.Х.

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №19с.Побегайловка

10 декабря 2018 год

с. Побегайловка.

Цель мероприятия:

Сформировать представление у учащихся представление о культуре, традициях братского белорусского народа.

Способствовать воспитанию чувство уважения к представителям разных национальностей.

Хозяйка: Добры дзень, дорогiе сябры. Вiтаю, шаноўнае спадарство. Так приветствуют своих гостей белорусы. И действительно наши друзья-белорусы открывают своё доброе сердце для всех своих гостей. Они всегда рады видеть у себя в гостях людей любой национальности. Наша группа, 6 и 8 а классов познакомят вас дорогие друзья с культурой братского государства, Республики Беларусь.

Хозяин. Какое красивое название у страны – БЕЛАРУСЬ. А знаете ли вы, откуда произошло название «Белоруссия»? Белоруссия раньше называлась «Белой Русью». Это название дал ей царь Алексей Михайлович, во второй половине 17 века, оккупировав эти территории. Слово «белая» в данном случае означает «законная», то есть часть Руси, которая официально присоединена к ней.

Хозяйка: Белоруссия благодатный край. Над широкими полями, над вековечными пущами, над зелёными лугами. Над голубыми лентами рек и речушек, над  зеркалами бесчисленных озёр парят в высоком небе белокрылые аисты. Поэтому поэт Владимир Короткевич назвал эту страну землёй под белыми крыльями.

Презентация. Беларусь — страна под белыми крылами

Хозяйка : Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху. Важнейшей этнической приметой белорусов является рушник. Рушник — «руш-«Рух»-, «Рушить» — ломать, рвать, то есть оторванный кусок ткани. Это домотканый материал, то есть материал, который ткали дома на ткацком станке. От домотканого материала отрывали кусок ткани и вышивали.

1 ученица. Рушник в беларусском быту и занимает очень важное место.В белорусском языке есть несколько различных слов для обозначения рушника. Например, простой рушник с небогатой вышивкой по краям, который служит бытовым целям — это «утиральник», а самый красивый рушник, предназначенный для украшения иконы — это «набожник».

2 ученица.Важную роль играл рушник на свадьбах. В былые времена девушка на выданье в сотрудничестве со старшими женщинами в семье вышивала не менее 30-40 рушников специально к свадьбе. Ими перевязывали важных гостей — свекровь, свата, свояков и сватов со стороны жениха, дружбанов жениха, мать невесты. Помимо этого, во время венчания молодые становились на специальный рушник-подножник, руки молодых тоже связывались рушником, их накрывали одним рушником. Все эти обряды символизировали объединение, связывание двух родов. Некоторые из этих обрядов до сих пор сохранились.
3 ученик. В погребальных обрядах рушник символизирует дорогу в другой мир. В деревнях было принято вывешивать за окно рушник, когда в хате кто-либо умирал. До похорон и шесть недель после них в доме тоже висел рушник, в котором душа умершего, возвращаясь в свой дом, могла найти приют. Рушник до сих пор принято класть в гроб.

4ученица. Существовал в Беларуси и обряд «покрывание поля», когда первый сжатый сноп перевязывали рушником. Это должно было способствовать хорошему будущему урожаю, обеспечить поддержку и благословение предков. Сохранился до наших дней и всем известный обряд встречать дорогих гостей хлебом-солью, которые тоже располагаются на рушнике.

Хозяин.. Много стихов написано об этой стране, много песен спето, искусство не могло не затронуть этот прекрасный край. Узяў мяне одум. Хто я такі, адкуль родам? Стихотворение « Я белоруска» читает Сафонова Виктория

Сафонова Лера.

А я — беларуска!
 І тым ганаруся!
 Славянка? Этруска?
 Я з Белае Русі…
 Яе называлі
 па-рознаму у свеце.
 Тапталі, знішчалі
 ў часы ліхалецця,
 але, яна тут,
 разам з намі, жывая!
 І гэта — галоўнае!
 Усіх нас аднае!
 Пакуль яна ёсць,
 Наша любая маці,
і нас беларусамі
 змогуць назваці…

Хозяйка. Шаноўнае спадарства вучаницы 6 класса прапануюць вашей увазе белорускую польку « Митусь».

Танец. ( исполняет танцевальная группа)

Хозяйка. Еще одним элементов этнической культуры белорусов является традиционный народный костюм.

Дизайнер национальной одежды ( ученица 10кл). Народный костюм отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. Материалами для изготовления белорусской народной одежды в основном были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Излюбленным цветом белоруской нации во все века был белый. Если подкрашивали то натуральными красителями. Наиболее ярко самобытность белорусского традиционного костюма воплотилась в женской одежде. Она была гораздо разнообразнее. Основой женской одежды была искусно вышитая сорочка, юбка, спадница – летняя, льняная юбка или андарак – зимняя, шерстяная юбка, жилет (гарсет) и фартук. Фартук -это такая часть одежды, которую девочки, впервые начиная ткать или вышивать, делали сами. По тому, как был соткан или вышит фартук, можно было судить о художественных способностях и мастерстве девочки – будущей невесты, жены, хозяйки. Носили фартук с подросткового возраста, он был обязателен в повседневной жизни и в праздничном костюме. Головной убор девушек узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок).Женщины навязывали длинный платок полотенчатого типа- намиток. Особенностью белорусской одежды является орнамент. Сначала вышитый орнамент был в красно-черном колорите, затем постепенно вышивка расцвечивалась.

Идет демонстрация национальной одежды.

Хозяйка: Белоруссия -хлебосольная страна. Они щедро угощают своих гостей, накрывают широкие столы, попробовав белорусских угощений, никому не захочется отсюда уезжать . Белорусская кухня вобрала в себя элементы кухонь, как славянских народов — русских, украинцев, поляков, так и неславянских соседей – литовцев и латышей.

5 ученица. Хлеб в Белоруссии пекут из помеса овсяной, ржаной, ячменной муки. Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло). В белоруской кухне предпочтение отдается овощам- капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель — последнему принадлежит особое место. Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.

Хозяин. Из-за преданной любви народа к картошке, на белорусском языке «бульба», белорусов чаще всего называют бульбашами. Паважаныя сябры, для вас гучыць песня «Бульба».

Учащиеся поют песню

Куплет

Ехалі ў Галандыю бульбашы спяваць
Пачалі Еўропу ўсю бульбай частаваць.
Няма ў свеце лепш нічога, дранікаў спячы
Гэты смак дапамагае ўсіх перамагчы
Припев
Бульба — гэта супер — клас
Абароніць бульба нас
Ад усякай атыпічнай трасцы,
Бульба — гэта лад жыцця
Няма лепей пачуцця
Чым паесці смачна бульбы з мясцам.

Куплет
Бульбу жараць у фрыцюры толькі за мяжой,
З’еш такое на дэсерт, у пузе неспакой.
Каб заўсёды быць здаровым, бульбу адвары,
І адразу вырасцеш дагары.

Припев
Бульба — гэта супер — клас
Абароніць бульба нас
Ад усякай атыпічнай трасцы,
Бульба — гэта лад жыцця
Няма лепей пачуцця
Чым паесці смачна бульбы з мясцам.

Куплет

Няма ў свеце лепш нічога, дранікаў спячы
Гэты смак дапамагае ўсіх перамагчы
Припев

Бульба — гэта супер — клас
Абароніць бульба нас
Ад усякай атыпічнай трасцы,
Бульба — гэта лад жыцця
Няма лепей пачуцця
Чым паесці смачна бульбы з мясцам.

Бульба — гэта супер — клас
Абароніць бульба нас

Бульба — гэта лад жыцця
Няма лепей пачуцця

Хозяйка. Каждый народ славится своими традициями, праздниками и обрядами. Белоруссия не является исключением. В каждом уголке Белоруссии свои традиции, обряды. Но есть и общенациональные,к примеру народные праздники «Дожинки»- праздник урожая, «Ивана Купала» и другие. Наша группа представит вам обрядовую игру « Женитьба Церешки»

(Инсценировка обряда. Группа учащихся 10 класса)

Васильева Э .Женитьба Церешки (Жаніцьба Цярэшкі) – старинная белорусская народная игра, приуроченная к празднику Коляды. Первоначальная её функция познакомить поближе неженатую молодёжь, помочь примерить на себя роль семейных людей. Игра была крайне популярна на севере Беларуси и являлась неотъемлемой частью зимних святок. В упрощённых вариантах она сохранилась в некоторых районах Витебской и Минской областей.

Скрипка Е. Кто же такой этот Церешка (Цярэшка)? Исследователи не могут дать конкретного ответа на вопрос касаемо этого мифологического персонажа. По одной из версий Церешка одно из имён сказачного деревянного мальчика – куклы, который ожил на радость своим бездетным «родителям». По другой версии, в древние времена обрядовая игра проводилась при деревянной резной фигуре некого Церешки, опекуна молодых семейных пар.

Ильина А.Суть игры — сыграть шутливую свадьбу с имитацией свадебных обрядов, обилием народных песен, танцев и шуток. В начале определяется место проведения – чей либо дом или корчма. Молодёжь стягивается туда, каждый несёт с собой что-то для импровизированного «свадебного» стола. Выбирается сватья – девушка которая побойчее. Она ставит играющих в два ряда, с одной стороны парней, с другой – девушек, и начинает сватовство, которое сочетается с парными танцами. Сватья берёт одного из парней за руку, выходит с ним на середину и запевает особый куплет:

Сватья :«Цярэшка валочыцца,
Бо жаніцца хочацца;
Ён туды-сюды зірнёць,
Дзе мілу сваю найдзёць.

Музыканты в это время играют, а стоящие по сторонам участники хлопают в ладоши и в ответ поют:

«Цярэшка, Цярэшачка!
К маей хаці сцежка
Бітая, таптаная;
ў мамкі я каханая.»

Пройдя раза три-четыре взад и вперёд, сватья выхватывает одну из девушек и вручает её парню. Сватья отходит в сторону, а эта пара начинает плясать под пение хора:

«Цярешка хадзiў, блукаў, —
Ён жаны шукаў, шукаў,
Каб была пригожая,
Хоць куды дык гожая.

Сватья ведет молодых к стульям и усаживает спинами друг к другу. На счет три парень и девушка поворачивают головы и если в разные стороны то молодые расходятся , а если в одну , то проходит шуточный свадебный обряд связывание жениха и невесты рушником под пение хора:

Узяў сабе дзевочку
Як тую пралесочку,
Тонкую, высокую,
Ліцом белаліцую.»

Хозяйка: Дорогие гости, сегодня вы совершили заочное путешествие в другую страну, в другую культуру, которая не смотря на различие всё равно очень близка России. Не только своей природой ,искусством, кухней славится эта страна, но и конечно самым главным богатством страны – людьми! Ведь люди – это самое бесценное сокровище любого государства. А люди в Белоруссии замечательные. Я надеюсь, вы лучше стали понимать эту страну и его народ и возможно у кого-то возникнет желание съездить в Белоруссию и сможете увидеть этот благодатный край не со сцены нашего зала. До пабаченне, дорогiе сябры. Дзякую усiх за увагу.



Сценарий «Республика Беларусь»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска»

Сценарий праздника «Вербный базар»

Республика БЕЛАРУСЬ

возрастная категория: 56 класс

автор: педагогорганизатор Забалуева Г.А.

Орск, 2018

Сценарий праздника по теме: «Республика Беларусь»

Пояснительная записка:

Актуальность: Россия многонациональное государство, в последние время в

нашей стране происходит много сложных, противоречивых событий в

общественной жизни, межнациональных конфликтов, которые несут в себе

жестокость, разрозненность между нашим российским народом, дружба

которых сохранялась долгое время. У подрастающего поколения

наблюдается падение интереса и уважения к людям разной национальностей

России.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства.

Поэтому гражданскопатриотическое воспитание сегодня одно из

важнейших направлений воспитательной работы в дополнительном

образовании. Задача педагогов развивать и воспитывать уважительное

отношение к различным национальностям. Педагоги должны понимать, что

за каждым ребенком традиции и уклад семьи, за семьей культура целого

народа. Для решения данной задачи целесообразно вовлечь обучающихся к

участию в мероприятиях по воспитанию нравственной культуры..

Цель :

ознакомить обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта

белорусского народа, воспитание толерантного отношения к представителям

других культур, формирование национального самосознания, включающее

убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности вне

зависимости от национальных и религиозных убеждений и культурных

традиций.

Задачи:

приобщение к духовным ценностям, стимулирование интереса к народным

традициям, обычаям;

повышение уровня патриотического воспитания;

воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию

родного края;

приобщение учащихся к краеведческой деятельности;

.

Оборудование: компьютер, мультимедийная аппаратура, магнитола,

белорусские национальные костюмы, 10 камешек, 2 мешочка, 10 небольших

кружков из бумаги.

Ход мероприятия:

Под песню ВИА Сябры “Вы шумите, березы” выходит группа в белорусских

национальных костюмах.

1чтец: (На экране слайд. Белоруссия)

Мы живем в России. Герб России золотой двуглавый орел. На груди орла

Георгий Победоносец, он побеждает злого дракона. Флаг России

трёхцветный: белый, синий, красный. Наша столица – Москва – огромный

многонациональный город. И в Москве и по всей России живет много

белорусов. Их родина – республика Беларусь – наш ближайший сосед.

Русский и белорусский народы всегда жили вместе, поэтому наши

обычаи, языки, национальные костюмы и песни очень похожи..

2 чтец: (Звучит белорусская музыка На экране виды природы Белоруссии.)

Радзіма наша – Беларусь,

І колькі ні шукай,

Не знойдзеш ты на ўсей зямлі

Мілей, чым гэты край

3 ЧТЕЦ:

История белорусского народа и его быт тесно переплетался с

традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение

уважение к культурным и религиозным истокам. Обряды и традиции,

которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ,

который здесь живет.Здесь, сохранились древние языческие ритуалы.

Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки в каждом из этих праздников, как и

в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований.

Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в

результате получилась неповторимая и колоритная белорусская культура.

4 чтец: Национальный костюм ( на экране белорусские национальные

костюмы)

Традиционный народный костюм один из главных элементов этнической

культуры белорусов.

Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и

вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В

нем преобладал белый цвет естественный цвет льна, из которого

изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым

распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи

использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев,

болотной руды).

5 чтец: Мужской костюм. (на экране белорусский мужской национальный

костюм)

До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской

одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм

дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также

обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма,

несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который

использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси

сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов.

Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через

плечо или подвешивали к поясу.

5 чтец: Женский костюм. (на экране белорусский женский костюм)

Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась

в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки,

фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли

костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой

оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы,

которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это

разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка одна из

самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки,

коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и

совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная

полотняная сорочка с красночерным узором по верхней части рукавов,

воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические

мотивы ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой

набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются

в разнообразные узоры.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами

того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в

полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную

окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли

явный цветовой контраст сдержанному белокрасному колориту рубах и

фартуков.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные

уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а

также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не

закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать

волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей

урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной

воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность.

Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и

одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной

убор женщины это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого

положения. Снять головной убор значило едва не нарушить брак.

6 чтец: Белорусская кухня

Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое

влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и

национальная кухня. Белорусская кухня, с одной стороны, продолжала

сохранять близость к кухням окружающих белорусов славянских народов

русских, украинцев, поляков, а с другой стороны, испытала известное

влияние кухонь своих неславянских соседей литовцев и

латышей. Часто используются в белорусской кухне различные виды

«черной муки» овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем

для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий

овсяная.

Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох,

бобы, морковь и, конечно, картофель последнему принадлежит особое

место.

Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она

знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из

которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в

меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть

национального стола.

Природногеографические условия Белоруссии способствовали широкому

использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть,

щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.

Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне

нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка,

масло) используются как обязательные добавки «забелки», «закрась» и

«вологи» во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи

или грибы.

Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд

особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую

кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно

зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с

картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы

предпочитают гуся, также в запеченном виде.

7 чтец: Белорусская бульба (на экране картинки блюд из картофеля)

Главный ингредиент белорусской кухни это картошка.

Да что говорить! Белорусы только из картошки умеют готовить 300

различных блюд. А с салом раза в два больше!

Блюда из картошки:

1. Отварная

2. Обжаренная

3. Тушеная

4. Запеченная

5. Картопляники

6. Гульбишники

7. Бабки

8. Пызы

9. Картофельные колбаски

10. Солоники

11. Картофель в мундирах

12. Копытки

13. Клёцки

14. Цыбрики

15. Бульбяная яичница

16. И конечно. белорусские драники

Белорусская нация начала формироваться именно тогда, когда на территорию

ее компактного проживания попал картофель. Он сплотил вокруг своих

клубней различные славянские, балтийские племена.

Встреча белорусов и картошки состоялась благодаря Петру I, который вез ее

контрабандой через Брест в Москву под видом голландского продавца .

Доблестные литовские таможенники усомнились в правильности заполнения

им таможенной декларации и реквизировали весь груз.

Таможенники сдали таинственный груз «куда положено», на склад хранения

конфиската в Новогрудок, и там, следующей весной, пораженные красотой

всходов прорастающих клубней, местные власти осознали, что в руки им

попало настоящее чудо.

Белорусское название картофеля – бульба.

К бульбе белорусы всегда относились очень трепетно и бережно из нее,

кроме еды для людей, делали корм для животных, из ее стеблей плели нити

для одежды и вили веревки, картофельные цветы украшали в обязательном

порядке головной убор невесты.

Правда, не все так просто складывалось с первых лет знакомства белорусов с

картошкой. Поначалу были и обиды и непонимание… Случались даже

картофельные бунты, когда голодные крестьяне отказывались есть картошку.

8 чтец:

В Белоруссии существует великое множество народных игр. По некоторым

источникам их насчитывается около 400. Мы приглашаю вас попробовать

сыграть в одну из этих народных игр.

Проводится со зрителями национальная белорусская игра. «Посадка

бульбы».

8 чтец:

Культура белоруской страны представляет собой, пожалуй, наиболее

хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних

языческих обычаев и

традиций.

В Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с

Масленицы и Купалы, «Громницы» и «Гуканне весны» (перелом года от зимы

к лету), «Сороки» и «Деды», «Коляд» и «Дожинок» (праздник окончания

жатвы), «талаки» и «сябрына» (обычай общинной взаимопомощи

8 чтец: Гуканне вясны

В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый

праздник, посвященный весне — «Гуканне вясны». Перевести название

можно, как зазывание весны на землю.

Звонкие, радостные песни разносились повсюду, девушки собирались

на самом высоком месте в деревне и, сев на расстеленную солому, пели

весенние песни

Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих

песнях они не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение

природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку.

Женщины посвоему встречали весну выпекали из теста фигурки птиц,

считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету, девушки

брали этих птиц и, исполняя «вяснянкi», подкидывали их вверх: «Жаўраначкі

прыляціце, вясну прынясіце».

Парни раскладывали костер, на котором жгли ненужное старье, к

девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали

вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов,

символизируют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость,

есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни

делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться

как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала

примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лен и другие

растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя

бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.

Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая

хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам.

В некоторых селах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали

«вясноўку» красивую девушку. На голову ей надевали венок, сажали на

борону и с песнями возиливокруг костра.

Дети тоже радовались приходу весны, собравшись группой, они бегали

по деревне, не пропуская ни одного дома, пели веснянки с пожеланием

здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу,

тыквочки, сушеную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме,

устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории.

9 чтец:

Белоруссия вот оно, счастье:

Гладь озёр, да небес высота.

В жаркий солнечный день и в ненастье

Мне по сердцу твоя красота!

Встанет солнышко утренней ранью,

Освещая возлюбленный край,

Так отрадно подальше, за гранью

Окунуться опять в этот рай

Приложение

Песня «Шумите берёзы».

Музыка Э.Ханка

Слова А.Прокофьева

Вы шумите, шумите надо мною, берёзы,

Колыхайтесь, ведите свой мотив вековой.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

На душистом покосе, на траве молодой.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

Головой на пригорок, на высокий курган.

А усталые руки я свободно раскину,

А ногами в долину, пусть накроет туман.

Вы шумите, шумите надо мною, берёзы.

Тихой лаской милуйте землю радость мою.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

Утомившись немного, я минутку посплю.

Вы шумите, шумите надо мною, берёзы,

Колыхайтесь, ведите свой мотив вековой.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

На душистом покосе, на траве молодой.

Национальная белорусская игра «Посадка бульбы».

Посадка картошки (Пасадка бульбы)

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,капитан,

он держит в руках мешочек с пятью картофелинами( камешками). На

расстоянии двадцати тридцати шагов от каждой колонны лежат пять

кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по

одной в каждый кружок, затем возвращаются передают мешочек

следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т.

д.

Список рекомендованной литературы:

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.:

О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл.

ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. М.:

Большая Российская энциклопедия, 1998, 928 с.: ил. ISBN 5-85270-155-

6

Агеева Р. А. Белорусы // Какого мы родуплемени? : народы России: имена и

судьбы : словарьсправочник. – М., 2000. – С. 6872.

Белорусы // Народы России : энциклопедия. – М., 1994. – С. 110112.

Внеурочное мероприятие посвящено Дню единения народов России и Беларуси и призвано воспитать чувство уважения к братскому народу, расширить представления о дружественном государстве, традициях народа, о единстве взглядов на современную историю.

Автор разработки: Григорьева Н.Ф.

Цель праздника: воспитание чувства уважения к народу Беларуси, нашему общему историческому прошлому.

Задачи:

1) познакомиться  с историей развития отношений Россия – Беларусь;

2)  выявить, на чем строятся отношения между нашими народами;

3) познакомиться с культурой, обычаями,  традициями  народа Беларуси;

4) воспитать у детей  умение принимать и понимать других людей, умение  выстраивать отношения.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

Слайд 2 ( 1-2 куплеты песни о Беларуси)    (Видеосюжет о Беларуси)

Слайд 3

1 вед.

 Союз народов будет вечным,
Как братья мы, мы как родня,
В соединении бесконечном,
Мы вместе как одна семья!

Слайд 4

2 вед. 2 апреля отмечается День единения народов Беларуси и России. В 1996 году Президенты России и Белоруссии подписали в Москве Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, благодаря которому было положено начало возрождению традиционно крепких отношений между нашими народами.

1 вед. День единения народов опирается на память  прошлых поколений белорусов и россиян и в то же время устремлен в будущее, символизируя надежду, что наши народы никогда не разорвут своих братских уз.

Мы – добрые соседи.. Нас роднит общее стремление – жить в мире. Россия и Беларусь – слова одного корня. У нас один язык-основа.

Вслушайтесь – и вы все поймете без перевода. Стихотворение белорусского поэта Якуба Коласа «Ручей»

Слайд 5     Видео

Стихотворение белорусского поэта Якуба Коласа «Ручей»

1 вед. Сегодня мы поучаствуем в диалоге России и Беларуси. Постараемся увидеть, чем похожи наши народы.

Русская народная музыка понятна и дорога нашему сердцу. «Выйду на улицу» исполняет на баяне Иван Соколов.

Слайд 6

Музыкальный номер. Баян, Соколов Иван

Слайд 7 (почему Беларусь)

1 вед. Происхождение названия «Белая Русь» неоднозначно: одни исследователи связывают со словом «белая» значит «свободная», другие — с обликом населения либо цветом национальной одежды.

Слайд 8 (история Беларуси)

2 вед. Первое упоминание «Белая Русь» относится к XIII веку. Разные исторические события отражались в названии республики. В 1991, после распада СССР, преемником Белорусской советской социалистической республики  была объявлена Республика Беларусь. 

Слайд 9 (государственные символы)

1вед. Государственные символы – это часть отечественной истории, воплощение её героических и трагических страниц.

Герб Республики Беларусь обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна.

2 вед. Красный цвет флага символизирует кровные узы, братство, победу. Красный – это и один из 3-х цветов российского флага.

1 вед. Зелёный цвет – цвет добра, развития, благополучия – это цвет лесов, которые издавна занимали основную часть территории.

Слайд 10 ( Видео без звука) Звучит песня «Беловежская пуща»

Слайд 11

1 вед. Беловежская пуща» – один из старейших заповедников в мире. Беловежская пуща упоминается в Ипатьевской летописи 983 года. Сохранились сведения, что на территории национального парка когда-то проживали племена ятвягов, которые занимались охотой и рыбной ловлей. В 12 веке здесь проживал Владимир Мономах. Официально считается, что национальный парк «Беловежская пуща» был основан в 1409 году. Главное богатство – зубры и  птицы.

2 вед. Погружаемся в мелодии Беларуси. Народная песня «Савка и Гришка.  Исполняет инструментальный ансамбль.

Слайд 12 (Савка и Гришка)

Музыкальный номер. Песня «Савка и Гришка»

Слайд 13 (писатели 20 века)

1 вед. Богата Беларусь, как и Россия, талантами. В учебниках литературы мы читаем произведения Василя Быкова. Кто из нас не знает «А зори здесь тихие». Сегодня звучат стихотворения поэтов 20 века Якуба Коласа и Янко Купалы.

Слайд 14

2 вед. Современные белорусские писатели интересны подросткам и молодежи. Наталья Батракова –  автор женской прозы.

Андрей  Жвалевский плотно занял нишу популярного фантаста и автора книг для подростков.

Слайд 15

1 вед. Победитель школьного этапа  конкурса «Живая классика»

Ксения Елисеева читает  рассказ  современной белорусской писательницы Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» об афганской войне.

Слайд 16

2 вед. Стихотворение «Проталины» белорусского поэта Янко Купала читает Анастасия Найденкова

Уж по земле пошли проталины,

Разворошили снежную постель,

Черны пригорки, как подпалины,

Вода в ложбинах жалит, словно шмель.

Как чьи-то слезы сине-белые,

Подснежники, точь-в-точь птенцы из гнезд,

Уж кое-где проклюнулись, несмелые,

Все ищут солнца днем, а ночью – звезд.

Гляди, уже и птицы начали

Возвратный лет вдоль Млечного Пути,

Творя молитву тихую, горячую,

Чтоб верное пристанище найти.

Сиянье теплое небесное

На много верст свой удлинило шлях,

На нивы падают лучи отвесные

И стелются, как лен, в живых огнях.

Заходят в хату, золотистые –

А даром что оконца в ней малы, –

Бегут по стенам, словно зори чистые,

И зайчиками скачут на полы.

Угрелась на бугре сосенушка,

До донышка криничка вся видна,

Вставай, вставай, мое ты солнышко!

Золотострунная звенит весна.2 вед. Ярко, заливисто, раздольно звучат и белорусские и русские народные песни. «Я на горку шла» исполняет Анастасия Соколова

Слайд 17 (русская песня)

Музыкальный номер. Песня «Я на горку шла».

Исполняет Анастасия Соколова

Слайд 18 ( гостеприимство) 

1 вед. Наши народы отличает удивительное гостеприимство. У многих белорусов, равно как и у многих россиян, родственники и друзья живут в союзной стране. Союз стран значительно упрощает процесс общения: границы как таковой нет, поэтому не требуется  длительной процедуры оформления бумаг для ее пересечения.

2 вед. Чтобы понять  язык танца, тоже не  не требуется много времени и   перевода, потому что он  отличается изяществом, пластикой, он эмоционален и близок  как русскому,  так и белорусу.   Белорусский народный танец

Музыкальный номер            Белорусский танец

Слайд 19 (к стихотворению)

Фоменкова Надежда читает стихотворение  «Белоруссия родная»

Во сне тебя, родная, вижу,

Чем дальше ты, тем сердцу ближе.

Тебя люблю, тобой горжусь,

Моя родная Беларусь.

Люблю неброскую, простую

Я красоту твою земную:

Торжественны и величавы

Твои тенистые дубравы.

И с облаками разговор

Ведет вечнозеленый бор.

Болота, речки, редколесье –

Мой край родной,  мое Полесье…

И в этой тихой стороне

Хранится память о войне:

Здесь старый дуб в боях изранен,

Здесь каждый кустик партизанил…

Россия – рядом… Знают люди:

Теперь нашествия не будет,

Пускай спокойно аист – птица

На крышах тамошних гнездится.

Слайд 20 видео Песня «Молодость моя, Белоруссия»

Слайд 21 (Хатынь)

1 вед. Удивительно схожи скорбные  страницы истории России и Беларуси. В годы Великой Отечественной войны фашисты стерли с лица земли деревню Большой Дуб в Курской области и белорусскую деревню Хатынь.

2 вед. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгнали из домов и загнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Только троим детям удалось скрыться от гитлеровцев.

1 вед. А в деревне Большой Дуб никто не уцелел.

Утром 17 октября 1942 года каратели расстреливали местных жителей в упор из автоматов. После расправы нацисты подожгли дома, облили бензином и подожгли тела убитых. Через 5 дней после уничтожения посёлка из слободы Михайловки немцы пригнали подростков, чтобы похоронить погибших.

2 вед. Закроем трагические страницы истории России и Беларуси, но навсегда оставим в памяти эти события, чтобы никогда не повторилось подобное.

Слайд 22

1 вед.  За последние годы Россия и Беларусь существенно продвинулись в формировании единого экономического пространства, обеспечении равенства прав граждан наших стран.

2вед. Российская Федерация и республика Беларусь  проводят согласованную внешнюю и оборонную политику. Тесное партнерство двух государств в борьбе с угрозами наступившего века направлено на создание условий мирной и достойной жизни каждого человека.

1вед. Сегодня Беларусь и Российская Федерация развивают взаимовыгодные связи в экономике, культуре, образовании.

2 вед. Среди основных программ Союзного государства можно выделить:

  • развитие дизельного автомобилестроения;
  • производство и переработку плодоовощной продукции;
  • создание биологически безопасных лекарственных препаратов, нового поколения на основе белков, получаемых из молока;
  • разработку перспективных космических технологий. 

1 вед. В новейшей истории Беларуси и России 2 апреля – особый день. Следуя воле народов, наши государства сделали свой единственно верный выбор.

Слайд 23 (видео без звука)

Звучит стихотворение Евгений Нефедов «В пути»:

По дороге от Москвы до Минска
Березняк сиренево дымится.
Только это, к счастью, не пожар,
А весенних почек урожай.

Вдоль дороги от Москвы до Минска
Тишина рассветная повисла,
Лишь поют вдали колокола,
Где сияют храмов купола.
Ах, дорога от Москвы до Минска,
Ниточка надежды на единство.
Ты одна сегодня без границ.
Сохранись, родная, сохранись.

Слайд 24 (видео без звука)

Музыкальный номер  Песня «У моей России»

Вед. Пусть наш общий дом будет источником добра, мира и дружбы.

Литература:

  1. Из века в век: Сборник стихотворений. — М.: Пранат, 2003.
  2. Колесников А. Непокоренный край. – Курск, 1992.
  3. Интернет-ресурсы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про баян
  • Сценарий про злую тучку
  • Сценарий про башкортостан
  • Сценарий про злого деда мороза
  • Сценарий про башкирский народ