Сценарий про былины

Сценарий «Былинные герои древней Руси" для старшей группыНародная музыка, входят дети.

Былинные герои древней Руси

Народная музыка, входят дети.

В.: Здравствуйте, дорогие ребята! .Добрый день уважаемые гости. Сегодня мы поговорим о богатырях-защитниках нашей страны.

А как называется наша страна?…..

Много чудесных стран есть на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина, Родина- значит родная, как мама и папа.

Дети читают стихи….

  1. Родина любимая, что мать родимая.
  2.  Жить- Родине служить.
  3. На чужой стороне- что соловей без песни.
  4. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  5. Родина- мать, умей за нее постоять.
  6. Россия, Росся- края дорогие

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Песня «У моей России длинные косички»

 Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Много славных  подвигов совершали они, защищая ее от врагов.

Как   вы думаете, как называли таких людей?…….

Герои- богатыри жили тысячу лет назад, слава об их подвигах из глубокой старины дошла до наших дней.

Ребята, кто такие богатыри?

Дети:  1.Он силен, как вольный ветер,

             2. Могуч как ураган,

              3. Он защищает землю

             4. От злостных басурман!

             5. Он силой добрую  богат,

           6. Он защищает стольный град.

           7. Спасает бедных,  и детей

          8. И стариков, и матерей!

Сегодня мы отправимся ы удивительное путешествие по русским былинам. Что же такое былина?

Это и сказка , и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.

Былины- это древние сказания , которые дошли до наших дней. У былин нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние  времена, когда наша Родина- Россия- называлась Русью. Это было давно. Не все люди могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивали наизусть и передавали  друг другу. Из былин мы узнаем, как жили люди в древней Руси.

Я хотела вас познакомить с самыми известными воинами, о которых вы уже, конечно, слышали. Это самые знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Звучит музыка, входят богатыри.

Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые!. Низкий вам  поклон от нас, русских богатырей. Уж как мы старались, прославляли русское воинство. И с Чудом- Юдом боролись, и с Соловьем- разбойником.

Добрыня Никитич :А и сильные, могучие богатыри. На славной Руси. Не скакать врагом по нашей земле!. Не топтать их коням землю русскую. Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь, не шатается. И века простоит.

Алеша Попович: Много на нашем веку воин было да сражений великих. А вам мы желаем, чтобы никогда вы горя  не знали, чтобы в мирное время росли и были самыми настоящими богатырями- как мы. Да только чтобы на вашем пути не встречалось всякой нечисти вроде Змея Горыныча или Кощея Бессмертного.

Илья Муромец: Разудалы добры молодцы, собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую до удаль молодецкую.

 Танец «Богатырская сила».

Какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам?

  1. Защищать свою Родину, беречь ее. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
  2.  Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным. Любить  свою родную Землю, свой народ, свою страну.

Игры:  «Подушка», «перетягивание каната».

Ай да богатыри.

Показали вы нам силушку богатырскую

Про богатырей любимых и почитаемых,

Чтоб добрые люди увидели да послушали,

Чтоб зрители в зале призадумались.

А теперь посмотрим на девиц красных.

Ждут своего выхода девы светлые да прекрасные.

Лицо –то у них- как бы белый снег,

Щеки- то у них- будто алый цвет,

Очи ясные у них- как у ясна сокола,

Брови черные,

Походка у них……

И желают они свой танец показать

Чтобы нам угодить, да гостей побаловать.

Танец «Улетай на крыльях ветра».

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагами по нашей Земле!!!

Не топтать их конями Землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит- не шелохнётся.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Т. «Русский перепляс»

А кто знает из вас, друзья первый закон русского гостеприимства?? Правильно от души накормить.

  1. Гость, садись за стол!

 Традиции не нарушим.

 С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье. .

Хлебосольство и открытый дом.

  1. Символ дружбы мира и согласья.

Хлеб да соль столетия спустя.

 Как залог и пожеланье счастья,

Преподносят дорогим гостям.

Звучит музыка.

Дети встают в полукруг, воспитатель с подносом(каравай). Все низко кланяются, угощают гостей.

Лагерное мероприятие «День русских богатырей»

Игра-путешествие «По заставам богатырским, по Руси былинной»

(для учащихся 3-6 классов)

Цель: познакомить учащихся с русскими богатырями, обычаями Древней Руси.

Задачи:

Образовательные: закрепление и обобщение знаний, полученных о русских былинах и русских богатырях; расширить представление о русских богатырях; формировать основы народной культуры.

Развивающие: развивать образное мышление детей; быстроту, ловкость, смекалку; развивать двигательную активность детей при помощи подвижной игры.

Воспитательные: через былинный слог воспитывать эстетическое отношение к русским былинам; формировать умение взаимодействовать в коллективе; воспитывать чувство взаимовыручки.

Оборудование:

Маршрутные листы для прохождения испытаний (для жюри)

Берестяные грамоты с заданиями

Грамоты для награждения

Предварительная подготовка:

Чтение былин о русских богатырях

Изготовление одежды русских богатырей из подручного материала.

Выставка книг «Русь былинная»

Ход игры:

Ведущий 1

Ой вы гой еси, добры молодцы!

Братья младшие Ильи Муромца!

Ой, вы гой еси, красны девицы!

Раскрасавицы да затейницы!

(Ведущие делают 3 низких поклона в разные стороны)

Нам по нраву ваш характер боевой!

Темперамент ваш весёлый, заводной!

Ведущий 2

Неспроста мы кланяемся вам,

Прибегая к обходительным словам…

Приглашаем в путешествие мы вас,

Рассказать хотим мы быль былинную,

О богатырях русских и заставах богатырских.

А и гой еси, разудалы добры молодцы!

Собирайтесь-ка в дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Ведущий 1

В те давние-давние годы, когда привольны были степи, тенисты белоствольные леса, жемчужны ручьи и речки, хрустальной свежестью наполнены родники, жили-были богатыри святорусские: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали они родную землю от врагов чужеземных. Зорко всматривались они вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней? Много ратных подвигов на их счету богатырском. Есть чему поучиться у них, есть чему позавидовать и нам с вами.

Поэтому сегодня мы проведём игру-путешествие с нашими сегодняшними богатырями. А посмотреть на эту встречу пришли строгие, но справедливые люди нашей лагерной богатырской заставы – это независимое жюри в составе… (Представление жюри) и весь люд людской, лагерный.

Ведущий 2

Отправились наши герои по Руси-матушке, чтобы себя показать да на других посмотреть. Едут они дорогой дальнею, близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, и приехали богатыри в луга бескрайние. А в поле чистом на распутье путей-дорог увидели они мрачный седой камень, поросший мхом, а на нём – зловещая надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь». Вот у этого камня и встретились наши богатыри.

Ведущий 1

Выходите, стройтесь в ряд.

Пусть народ любуется.

Вы теперь – богатыри,

Гордость нашей стороны.

Вот ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо

Получается на славу!

Конкурс 1 «Витязь на распутье»

Обычно перед боем богатыри называли себя, говорили, какого они роду-племени, а изображения на щите давали сопернику определенные представления о том, с кем он имеет дело. Вот и вам предстоит рассказать о себе, силу и мощь богатыря прославить.

Рассказ о «своём» богатыре.

Ведущий 1

Не проложена в степи дорожка прямоезжая, да не помеха то богатырю святорусскому. Но что это за чудо дивное или это лихо лихое? Свет белый помутился?

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай, черным-черно, как чёрна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица чёрный ворон не пролётыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

Куда попали наши богатыри?

Ведущий 2

Правильно, наша остановка у Чернигова-града.

Конкурс 2 «Богатырская застава у Чернигова»

Посмотрим, как вы юные богатыри вооружились, с чем вы со врагом сражаться готовы. (Богатыри демонстрируют свои доспехи и вооружение)

Ведущий 1

Мы видим, что наши богатыри вооружились основательно, доспехи их прочные, и готовы они сразиться с вражьей силой несметною. Да только не всегда победить врага можно силою, иногда и смекалка нужна. Вот и проверим сейчас ваш ум да смекалку. Забава эта трудная, поэтому на помощь богатырям могут прийти наши девицы-разумницы.

Конкурс 3 «Былинная разминка» (выносят берестяные грамоты свёрнутые трубочкой)

Нарисуйте (быстро) значение каждого слова.

Шалыга – дубина, палка, кнут, плеть

Шелом – шлем

Рогатина – оружие для охоты

Грош – двухкопеечная монета

Чебурацкий свинец – гиря на ремне

Жуковинья – кольцо, перстень

Булат – меч

Покляпый – наклонившийся, кривой, изогнутый

Ведущий 2

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

Своей смекалкой вы блеснули, молодцы!

Теперь похвастайтесь умом, юнцы!

Вопросы викторины

Что такое старина? ( Былина)

Кого называли ратными людьми? (Богатырей)

Кто такие калики перехожие? (Странники, поющие духовные стихи и былины)

Кого вылечили калики перехожие? (Илью Муромца)

Как называют камень на развилке трёх дорог? (Бел-горюч камень)

Кого на Руси называли крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами)

Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь)

Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

Как звали крёстного отца Ильи Муромца, главного богатыря на заставе Киевской? (Самсон Самойлович)

Какие богатырские доспехи брал с собою Илья Муромец? («Брал с собой доспехи крепки богатырские: …брал палицу булатную, …копьё брал мурзамецкое, а ещё брал саблю свою острую, ещё брал шалыгу подорожную…»)

Кто такой Соловей-разбойник? (Это лесное чудовище, использующее оглушительный свист для нападения на путников)

Назовите отчество Соловья-разбойника. («Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын…»)

Где располагалась лесная застава Соловья-разбойника? (Лесная застава Соловья-разбойника располагалась у реки Смородины)

Эту реку поначалу считали чисто мифической и на карте не искали. А оказалось, что недалеко от Карачева протекает река Смородиновка. А в 13 км от Карачева лежит село с названием Девять Дубов. «…Местные старожилы помещики указывают даже то место, где было расположено «гнездо Соловья-разбойника». И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-Разбойник».

Что означает название реки Смородина? (Река Забвения – смрадная)

Сколько детей было у Соловья-Разбойника? (3 дочери)

Назовите любимое «ругательное» слово Ильи Муромца? (Собака: «Что ты на корни, собака, спотыкаешься?»)

На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.)

Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Любава, дочь князя Владимира)

Ведущий 1

Узнайте героя по его описанию: «Он сидит злодей на семи дубах, На семи дубах, на сорока суках» (Соловей — разбойник)

Крупнейшие специалисты в области славянского языкознания много лет исследовали образ этого былинного злодея. Они выдвинули гипотезу о внешности Соловья, «замершей» в переходе от птицы к человеку. А каким вы представили этого героя?

Конкурс 4 «Богатырская мастерская» (домашнее задание)

Перед вами стоит дуб сырой, на котором сидел Соловей-разбойник. Вы должны были изготовить соловья-разбойника из различных материалов: пенопласта, перьев, бумаги, пластилина, проволоки и др. Водрузите своих соловьёв на этот дуб, и пусть жюри оценит ваше творчество.

Ведущий 2

Не проложена в степи дорожка прямоезжая,

Да не помеха то богатырю.

Вот преграды на пути!

Их непросто обойти!

Надо лихо проскакать,

Но барьеры не сбивать!

Конкурс 5 «Проскочи на коне»

Каждый участник получает лошадь (палка с головой лошади). Ему необходимо преодолеть препятствия, которые встречаются на пути: «горы», «деревья» и «кочки».

Горы – спортивная лестница; деревья – канаты, натянутые на разной высоте на расстоянии; кочки – деревяшки на земле. Надо  преодолеть «гору», проскакать между «деревьями», пройти по «кочкам» (на время).

Ведущий 1

Ой, опять стрелочка калёная принесла весточку берестяную. Только теперь она прилетела с моря Корсуньского. И просят ребятки-корабельщики из неволи вызволить, от Маринки, дочь Кайдаловны.

Выразительное чтение отрывка из былины «Глеб Володьевич»:

Уж ты гой, ты князь да Глеб, ты сын Володьевич!

Уж как падала погодушка со синя моря,

Заметало нас под тот же городок под Корсунь же.

А во том же было городе во Корсуни

Ни царя не было, ни царевича,

Ни королято не было и ни королевича,

А ни князя не было, и ни княжевича;

Как княжила Маринка дочь Кайдаловна…

А мы как ведь в гавань заходили — брала с нас ведь пошлины,

А ведь как паруса ронили — брала пошлину,

Якори те бросали – брала пошлину,

Шлюпки на воду спускали – брала пошлину,

Уж мы в шлюпочки садились – брала с нас ведь пошлину,

А как к плоту приставали — плотово брала,

А ведь как по мосту шли — так мостово брала,

А в таможню заходили – не протаможила;

Да взяла она данипошлины сорок тысячей,

Да взяла у нас трои перчаточки;

Везены были тебе, князю, в подареньицо:

А как первы те перчатки во пятьсот рублей,

А вторы те перчатки в целу тысячу,

А третьим перчаткам цены не было.

Ведущий 2

Вызволить этих корабельщиков можно только добравшись до морюшка Корсуньского, отгадав загадки Маринки хитромудрой.

Конкурс 6 «Загадки от Маринки, дочери Кайдаловны»

Маринка

Уж ты гой еси, ты князь да сын Володьевич!

Я отдам тебе три черненых трито корабля;

А да только отганитко три мои загадки хитромудрые,

Я отдам тебето три черненых корабля.

А как перва та у меня загадка хитромудрая.

1) Что в лете бело, да в зимы зелено?

Ответ:

А как в летето бело – Господь хлеб дает,

А в зимыто зелено – да тут ведь ель цветет.

А загану тебе втору загадку хитромудрую.

2) Что без кореньица растет да без лыж катится?

Ответ:

Без кореньица растут белы снеги,

А без лыжто катятся быстры ручьи.

Загану тебе третью загадку хитромудрую:

3) А как есть у вас да в каменной Москве,

В каменной Москве да есть мясна гора;

А на той на мясной горе да кипарис растет,

А на том кипарисе-дереве сокол сидит.

Ответ:

Как мясна та гора – да мой ведь добрый конь,

Кипарис-дерево – мое седелышко,

А как соловей сидит-то – я, удалой добрый молодец».

Ведущий 1

Молодцы богатыри, отгадали все загадки Маринки и отправились дальше в путь, к стольному Киеву-граду.

Ведущий 2

Аи, под славным городом под Киевом,

Стояла-то застава богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич,

Есаул — Алёша — поповский сын.

Себе славу добывали и родную землю защищали.

Ведущий 1

Ой, вы гой еси, люди добрые!

Терпеливые да задорные!

Ой, вы гой еси, ребята славные!

Неуёмные, безустанные!

Взговорю-ка я да былинным стихом.

Обращаюсь к вам, люди русские,

Не с простым стишком, с благодарственным!

Конкурс 7 «В стольном Киев-граде»

Мы предлагаем вам написать хвалебные стихи былинным стихом своим соперникам.

Заключительное слово

Вот и закончилось наше путешествие.

Наши богатыри возвращаются домой.

Славит их народ честной!

А красавицы девицы

Петь большие мастерицы,

Их встречают у ворот

И заводят хоровод.

(Вокальная группа исполняет русскую народную песню)

Ведущий 1

Мы отдохнули все на славу,

И победители по праву

Похвал достойны и награды,

А мы призы вручить им рады.

(Слово жюри для подведения итогов и награждения).

Литература

1. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. — М., Детская литература, 1987

2. Картинки для создания грамот и заданий:

https://img.pravda.com/images/doc/c/e/cea58ad-filonov-1-original.jpg

http://900igr.net/up/datai/152044/0015-010-.jpg

https://kursktv.ru/upload/files/stepan-gilev-6.jpg

https://www.pslava.info/files/PSlava/Personal/Indef/2006/Chernigiv.jpg

https://img2.freepng.ru/20180402/gwe/kisspng-paper-ancient-egypt-cyperus-papyrus-scroll-papyrus-5ac26b76813

18.12.2016

Сценарий театрализованного представления «По страницам былин»

Басова Оксана Геннадьевна

Данный сценарий разработан для детей старшего дошкольного возраста, с целью формирования у них представления о былинных богатырях.

Оценить




2842

Содержимое разработки

МБДОУ «Детский сад №23»

воспитатель Басова О. Г.

Сценарий театрализованного представления

« По страницам былин»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: формирование у детей представления о былинных богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

1. Оживить представление детей о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.

2. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, преданий о русских богатырях.

3.Познакомить детей с оружием и доспехами богатырей.

4.Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.

Действующие лица:

Любава —

Илья Муромец —

Добрыня Никитич —

Алеша Попович —

Соловей — разбойник —

Люди русские —

Ведущий. Ребята, мы с вами живем в прекрасной стране – России, в ней столько всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Так было и в давние времена.

19 января в России отмечается день былинного богатыря — Ильи Муромца.

Вам уже прочитали некоторые книги про русских богатырей, поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое нашей страны и еще раз встретиться с героями былин.

Звучит музыка. Выходит Любава, кланяется.

Любава. Здравствуйте люди добрые, девицы красавицы да ясны молодцы.

Я Любавушка русская – рассказывать умелица. Хочу поведать вам сегодня о героях Древней Руси, которые жили много лет назад, а вот слава о них по сей день сохранилась, (читает стихотворение).

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли

А поможет мне в этом – богатырская книга, (показывает книгу, открывает, читает). Раньше наша страна называлась не Россия, а Русь и люди, живущие в ней – не россияне, а русичи. И славилась Русь богатырями – сильными духом, бесстрашными, отзывчивыми и мужественными людьми. Узнали мы о русских богатырях из былин. Былина произошла от слова быль, было, а слагал былины – сказитель. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях. Так и слагались былины из уст в уста. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, земля Русская. Родина – какие красивые и загадочные слова.

Посмотрите, как выглядела Россия в давние времена, (показ слайдов).

Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте ее рассмотрим (показ слайда).

Любава. На картине изображены три богатыря: в центре картины — Илья Муромец. Он самый старший, могучий и опытный богатырь. Слева от Ильи Муромца — Добрыня Никитич, а справа — Алеша Попович. Они молодые и сильные богатыри. Их надежный друг – это конь. Главной защитой были оружие и доспехи (показ слайдов).

Шлем — это металлическая шапка, которая оберегала голову от удара.

Кольчуга — рубашка, сплетенная из железных колец, она защищала грудь богатырей от стрел и от меча.

Щит — это дополнительная защита богатырей от ударов врага.

Меч был главным оружием воинов.

Лук и колчан со стрелами тоже являлись основным оружием богатырей.

В Древней Руси родовым деревом считался дуб, ему поклонялись и отдавали честь. Уходя в поход, богатыри брали с собой дубовый листок и горсть родной земли.

В древние времена большую опасность для земель русских представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли села и города, поэтому стены в старину старались строить из камня (показ слайда). Враги

забирали в плен женщин, детей, стариков. И каждый раз на защиту своей земли вставали богатыри русские. Один из них и есть — Илья Муромец! Посмотрим, как это было.

Звучит музыка. Открывается занавес, выходит Илья Муромец.

Илья Муромец. Ох и много в Чернигове я побил врагов, а теперь иду в стольный Киев – град.

За ширмой слышен шум, голоса людей, выбегает молодец.

Молодец. Эх, Илья Муромец, прямая дорога травой заросла, никто по ней не езживал. Засел там у речки Соловей – разбойник, свистит он по- соловьиному, рычит по- звериному, от его свиста все цветочки осыпаются, а люди замертво лежат (убегает).

За ширмой слышен свист, рычание, громкая музыка.

Илья М. Не честь, не хвала, мне молодцу, идти дорогой окольной. Я пойду дорогой прямой, да возьму я свой лук разрывчатый и пущу стрелу в разбойника (подходит к реке, стреляет, слышен шум).

Из-за ширмы тащит разбойника «героя в костюме».

Илья М. Полно свистеть по-соловьиному, полно кричать по-звериному, полно стращать малых детушек, понесу-ка я тебя князю потешиться (уходят).

Любава. А еще под Киевом жил богатырь Добрынюшка. Он и статен и высок, в бою смел и на пиру весел.

Звучит музыка. Выходит Добрыня Никитич.

Добрыня. Наказала мне матушка не ходить в чисто поле, не купаться в Бучай-реке. Ох, родимая, не послушался Добрыня тебя, дошел до Бучай-реки.

Над ширмой появляется Змей Горыныч «театральная кукла».

Змей Г. Теперь то ты, Добрыня, в моих руках! Из моих рук ты, молодец, не вырвешься! Теперь то я тебя в свое логово унесу, в плен возьму. Немало у меня в плену русских людей, не хватало только Добрыни.

Добрыня. (без страха). Посмотрим, чудище, чья возьмет. Ты сначала возьми Добрынюшку, потом хвались, а пока я не в твоих руках.

Достает меч, размахивает, поочередно отрубает все три головы Змея.

Срывает цепи с его логова.

Добрыня. Эй же вы, люди русские! Выходите на вольный свет, расходитесь по своим домам, да вспоминайте русского богатыря. Без него вам бы век сидеть в змеином плену.

Люди выходят.

Люди. Век мы тебя помнить будем, русский богатырь (кланяются, уходят).

Добрыня. Пора мне в Киев-град идти.

Звучит музыка, выходит навстречу Алеша Попович

Добрыня. Здравствуй, добрый молодец! Как звать – величать тебя. Откуда путь держишь.

Алеша Попович.Прозываюсь я Алеша Попович-млад. Еду я с поля боя, бился с Тугарином, сыном Змеевым. Сам он трёх саженей росту был, изо рта пламень,из ушей дым столбом, все его боялись лютого. Вызвал я его на бой в чисто поле, да и хитростью взял, попросил Тугарина оглянуться назад, а сам взмахнул острой саблей и отсек ему голову, так и упал Змеевич во сырую землю.

Добрыня. А теперь куда ты путь держишь?

Алеша Попович. Иду в Киев-град послужить князю, говорят там Илья Муромец служит, могучий богатырь.

Добрыня. Пойдем вместе (идут, встречают Илью Муромца).

Алеша П. Славный богатырь Илья Муромец,возьми нас к себе в товарищи.

Добрыня Н. Будем вместе мы с тобой на заставе стоять, родную Русь от врагов беречь.

Илья М. Такая силушка мне нужна.

Звучит музыка (исполняют танец, уходят, занавес закрывается).

Любава. И служили богатыри на заставе русской: Илья Муромец за старшего, а Алеша и Добрыня за младшеньких (закрывает книгу).

Рассказала я вам про дела старые, про бывалые, чтобы добрые люди послушали, чтобы молодцы призадумались, что во веки не меркнет слава Русская. Подарю я вам на память талисманчик — листочек дуба, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри.

(прощается, уходит за занавес).

Ведущий. Вот и закончилась наша встреча с героями былин.

Вопросы: Как звали самого старшего богатыря?

Кто были его помощники?

Какие подвиги они совершали?

Вы хотите быть такими?

Что нужно для этого?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/234077-scenarij-teatralizovannogo-predstavlenija-po-

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

по мотивам русских былин (для детей от
пяти лет)

Картина первая

Звучит напевная мелодия, лучше в
исполнении гуслей. Появляются две сказительницы.

Первая сказительница:

Я скажу вам, гости любезные,
Детки малые да пригожие,
Старый сказ про дела далекие,
Про дела далекие да великие.

Вторая сказительница:

Как во стольном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Да с княгинею его да с Опраксией
Пир горой идет. Веселится народ.

Занавес медленно раздвигается. На
заднике — изображение древнерусского города. В
глубине сцены на скамье сидят князь с княгиней.
Девочки водят хоровод. Музыка медленная. Хоровод
скорее грустный, чем веселый.
Внезапно музыка прерывается. Прилетает Ворон
(девочка или мальчик в костюме черной птицы),
кружит по сцене. Девочки-хороводницы отступают
вглубь сцены, переглядываются, перешептываются:
«Это плохая примета! Быть беде!»


Княгиня:

Ах ты, князь Владимир мой ласковый!
Князь Владимир Красное Солнышко!
Грусть-тоска томит мою душеньку
И предчувствия мучат тяжелые.

Князь:

Не печалься, моя княгинюшка!
Я развею тоску твою черную.
Пусть играют веселые песни нам.
Пусть танцуют парни и девушки.

Вместо веселой музыки раздается
колокольный звон.
Вбегает гонец. Князь и княгиня вскакивают с мест.
Гонца обступают.


Гонец:

Ох ты, князь Владимир наш ласковый,
Да с княгинею да с Опраксией!
Я принес вам вести недобрые,
Вести страшные да тревожные.
Как на наши села прекрасные,
Да на стольный славный наш Киев-град
Наступает ужасный Калин-царь.

Девочки-хороводницы и дети в зале (переглядываясь
и передавая друг другу новость с испугом на лице):

А у Калина голова как пивной котел,
А у Калина уши как блюдищи,
А глазищи как круглые чашица,
А ручищи как сильные граблища…

Князь:

А что хочет Калин-царь в Киеве?

Гонец:

Хочет он громить стольный Киев-град.
Все соборные церкви на дым пустить,
Все людские дома огнем спалить,
Все святые иконы в воде утопить.
А тебя, князь, грозится в котле сварить.
А княгиню твою на себе женить.

Народ:

Горе! Горе тебе, Владимир-князь!
Горе, горе тебе, княгинюшка!

Княгиня:

Не случайно томилась душа моя.
Не случайно предчувствия мучили!

Князь:

Ты садись, гонец, на добра коня
Да скачи на заставу дальнюю,
Собирай дружинушку храбрую,
Собирай всех русских богатырей.

Снова слышен набат. Занавес
опускается
.

Картина вторая

Первая сказительница:

Побежал гонец на конюшенку,
Выбирал добра коня себе по-люби.
И поехал он в чисто полюшко,
В чисто полюшко, во раздольице.

Вторая сказительница:

В чистом поле белый шатер стоит.
В том шатре сидят добры молодцы.
Как Алешенька да с Добрынюшкой
В шашки-шахматы забавляются.
На кровати спит Илья Муромец,
Одеяльцем накрыт соболиныим.
Спит-храпит, как порог шумит.

Занавес поднимается. На сцене —
шатер. Выбегает гонец.

Гонец:

Ай же вы, богатыри, добры молодцы!
Спите, молодцы, прохлаждаетесь!
А невзгодушки над собой и не ведаете!
(Пускает в шатер стрелу.)

Из шатра выходят богатыри — Илья
Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Алеша:

Ой ты гой еси добрый молодец,
Из каких краев к нам наведался?

Добрыня:

Мы живем на заставе пятнадцать лет,
Не видали ни конного, ни пешего,
Ни прохожего тут, ни проезжего.

Илья:

Серый волк тут не прорыскивал,
Ясен сокол не пролетывал,
Чужеродный богатырь не проезживал.

Гонец:

Ай же вы, богатыри, добры молодцы!
Как на наши села прекрасные,
Да на славный наш стольный Киев-град
Наступает ужасный Калин-царь,
Нагнал силушки он черным-черно.
Разгромить хочет стольный Киев-град.
Все соборные церкви на дым пустить,
Все людские дома огнем спалить,
Все святые иконы в воде утопить.
Князя нашего Владимира
Царь грозится в котле сварить,
А княгиню его на себе женить.

Богатыри выходят на авансцену: Алеша
направляется к одному краю, Добрыня — к другому,
Илья — к середине; прикладывают руку «козырьком»
к глазам, смотрят в разные стороны.

Алеша:

Посмотрю я в сторону летнюю —
Там стоят луга зеленые.

Добрыня:

Посмотрю я в сторону западную —
Там стоят леса темные.

Алеша:

Посмотрю я в сторону северную —
Да стоят там ледяные горы.

Илья:

Посмотрю я в сторону полночную —
Лежит там поле чистое.
А по полю-то в тумане да в копоти
То ли зверь бежит, то ли сокол летит —
Туча темная в пыли движется,
Войско вражеское да несметное.

Алеша:

От того поблекло красно солнышко,

Добрыня:

Помертвел светел месяц-батюшка,

Илья:

Потерялись звезды частые,
Звезды частые да зори ясные.

Гонец:

Вы могучие богатыри, добры молодцы!
Вы садитесь-ка на добрых коней,
Поезжайте-ка в поле чистое,
В поле чистое, во раздольице
Да под стольный наш славный Киев-град.

Гонец вместе с детьми из зала:

Вы постойте-ка за веру, за отечество,
Да за бедных вдов и малых детей!

Снова слышен колокольный звон. Он
сменяется тревожной музыкой. Богатыри
выпрямляются и медленно сходятся к середине
сцены. Застывают в напряженной позе. Занавес
опускается.

Первая сказительница:

Выходили тут богатыри из бела шатра,
Да садились скоро на добрых коней,
Подъезжали ко граду Киеву.

Вторая сказительница:

А под Киевом-то силушки — черным-черно,
Ай черным-черно, как черны вороны.
А как стали добры молодцы ту силушку
Конем топтать да копьем колоть,
Стали палицами тяжелыми помахивать.

Первая сказительница:

И земля-то от той битвы потрясалася,
И вода в озерах колыхалася,
Темные леса шаталися,
В чистом поле травка да повяла вся.

Вторая сказительница:

Бьются-рубятся двенадцать дней,
Не пиваючи, не едаючи,
Добрым коням вздоха не даваючи.

Первая сказительница:

Перебили всех врагов да до единого.

Веселый перезвон. Занавес
открывается. За столом в глубине сцены сидят
князь Владимир, княгиня Опраксия и богатыри.
Девочки и мальчики водят веселые хороводы.

Инсценировка Марины АРОМШТАМ

Внеклассное мероприятие на тему:

«Былинные герои Древней Руси».

Задачи :

1. Обучающие:

  • Обеспечить усвоение представления о понятии «богатырь».

  • Повторить значение слова «былина».

  • Выявить признаки былины.

2. Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

  • Способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, щедрости, скромности, великодушия.

3. Развивающие:

  • Создать на уроке проблемную ситуацию, используя межпредметные связи (чтение, история, музыка, физкультура)

  • Развивать речь детей.

Ход урока

1. Организация детей. Актуализация знаний.

Звучит песня «Богатырская наша сила».

-Мы с вами сегодня совершим путешествие в далёкое прошлое, в те времена, когда на Русь с запада и с востока, с севера и юга нападали враги.

-Послушайте отрывок из стихотворения Никитина: «Русь»

Широко ты, Русь, по лицу Земли,

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

— Во все времена русские люди любили свою Родину, готовы были встать на ее защиту.

-Отгадайте загадку:

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит. (Богатырь)

2. Вступительное слово учителя.

Богатыри- воины, подвиги и заслуги которых перед Землей Русской через былины и сказания дошли до наших времен.

Мы с вами читали, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от порабощения и унижения.

— Ребята, вспомните значение слова «богатырь».

Богатырь: 1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя

Родины.

2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

— Подберите синонимы к слову «богатырь».

(Силач, воин, защитник, витязь).

3. Открытие новых знаний.

-Как назывались произведения, где воспевались подвиги богатырей? (Былины).

Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.

На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа. Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги. В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.

4. Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!).

5. — Вспомним русских богатырей и их подвиги.

1 ) -Из того ли то из города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел во Киев – град.

— Кто я? (Илья Муромец)

-Есть я старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

— Ребята, какие подвиги совершил Илья Муромец?

Илья Муромец — самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику.

2) – Ай же вы полоны. Да все русские!

Выходите-ка из нор вы змеиных,

И ступайте-ка да по своим домам.

— Кто я? (Добрыня Никитич)

— Ребята, какие подвиги совершил Добрыня Никитич?

Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

3) – У моего у света батюшки,

У попа у Леонтия Ростоцкого,

Была старая собачища дворовая.

По подстолью собака волочилася,

Лебяжьей костью подавилася –

Собаке Тугарину не миновать того:

Лежать ему далече в чистом поле.

— Кто я? (Алёша Попович)

— Меня зовут Алешей да Поповичем,

Сын попа Леонтия Ростоцкого.

— Ребята, какие подвиги совершил Алеша Попович?

Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться.

Блиц- турнир.

1. Славный защитник Руси-матуш­ки. Он освободил дорогу прямо­езжую между Черниговом и Кие­вом. (Илья Муромец.)

2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)

3. Что обозначает имя Илья? (Сила, мощь, крепость, камень.)

4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)

5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)

6. Он нередко брал верх над про­тивником благодаря удали, отва­ге и хитрости? (Алеша Попович.)

7. Что означает имя Алексей? (За­щитник.)

8. Почему Алешу прозвали Попови­чем? (Отец был священнослужи­телем, попом.)

9. Злодей, который свистел по-со­ловьиному, кричал по-зверино­му, шипел по-змеиному? (Соло­вей-разбойник.)

10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)

11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша Попович)

12. Сколько лет Илья на печи «сид­нем сидел»? (Тридцать три.)

13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни кон­ного. (Тридцать лет.)

14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (Конь)

15. Кто из богатырей носил прозвище « Тихий»? ( Добрыня Никитич.)

16. Кто из богатырей сам ковал себе оружие? ( Илья Муромец).

17. Как звали коня Ильи Муромца? ( Бурушкой).

— Ребята, назовите имена других русских богатырей. (Микула Селянинович, Святогор,

Вольга Святославович, Никита Кожемяка).

4) Кто был первым русским богатырем? Чей это портрет: «Ростом он выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вся вода из реки выплеснется»? (Святогор)

— Что вы знаете о Святогоре?

Святогор — первый богатырь русской земли. Святогор – богатырь силы

Великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Святогор – великан, его с трудом носит мать сыра земля.

Он не ездит на Святую Русь, а живет на высоких Святых горах.

При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал.

5) Микула Силянинович — пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля». Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная». Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», — поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормится».

6) Былины использовались в военных походах в качестве строевых песен , их хором исполняли княжеские дружинники. Одна из них посвящена русскому богатырю по имени Вольга Всеславьевич.

Родился молодой богатырь Вольга, когда закатилось солнышко за горы и высыпали на небо частые звёздочки. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбельку и стала петь ему песни. Что произошло дальше, чем Вольга испугал даже родную маменьку?

Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у колыбельки днище выпало, а Вольга на ноги встал и говорит: «Сударыня – матушка, не пеленай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный, да дай мне в руки палицу в сто пудов.

В пять лет стал книги читать и писать, а потом обучился соколом по небу летать, серым волком оборачиваться, оленем по горам скакать.

В силки да капканы дичь загонял. А когда задумал идти на Русь злой турецкий царь, обернулся Вольга горностаем, пробрался в подвалы царские и там луки и стрелы перегрыз, сабли повыщербил. Обернулся серым волком, побежал на царские конюшни и всех коней перегрыз.

7) Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какими качествами обладали русские богатыри?

(Были сильные, выносливые, мужественные, умные, находчивые,

храбрые, отважные, смелые, справедливые).

— Во имя чего совершали подвиги богатыри?

(Во имя Родины, во имя народа).

Учитель: Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, составив синквейн.

1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – вывод, одно слово, существительное.

Синквейн

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

Воин.

7. Чтение детьми синквейна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про георгия победоносца
  • Сценарий про бумагу
  • Сценарий про индейцев
  • Сценарий про геологов
  • Сценарий про будущее россии