Сценарий про чуковского

Сказки и стихи поэта

ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей интерес к творчеству К.Чуковского, желание узнавать новые сказки; доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим; воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

МАТЕРИАЛ: портрет К. И. Чуковского, детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, коробка с потерянными вещами, разрезные картинки (полотенце, кран, мочалка, кувшин, мыло),  «Волшебная книга сказок», аудиозаписи сказок К.Чуковского

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказок К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Путаница»; продуктивная деятельность: рисование на тему: «Герои сказок К.Чуковского», лепка на тему: «Федорина посуда», аппликация на тему: «Разноцветное платье Мухи-Цокотухи».

Ведущий. Дорогие ребята! сегодняшний вечер мы посвящаем творчеству учёного, писателя, переводчика, литературоведа Корнея Ивановича Чуковского (фотография К.И. Чуковского).

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино), в небольшом доме много лет жил человек, которого знали все дети страны.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского писателя. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Айболита, Бармалея, Мойдодыра с которыми выросло не одно поколение детей.

Занимаясь литературной критикой, писать детские стихи и сказки Чуковский стал совершенно случайно. А случилось это так. Он вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то его развлечь Корней Иванович стал рассказывать: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил…». Ребенок неожиданно затих и стал слушать. А на следующее утро, едва проснувшись, потребовал у отца продолжения.

Так родилась сказка «Крокодил». Интересна и история создания «Мойдодыра».

Работая в своём кабинете, писатель услышал громкий плач младшей дочери, не желавшей мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:

«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам —
Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился «Мойдодыр».

Интересный факт. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков. Своё литературное имя великий сказочник придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.

Мы совершим с вами необычное путешествие и встретимся с героями сказок Корнея Чуковского, которые так нам полюбились.

ВЕДУЩАЯ: Закрывайте глаза. Мы отправимся в сказочную страну.

В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят.
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.

Как у наших у ворот чудо дерево растёт, не цветочки, не листочки на нём, а сказки К. И.Чуковского (оформлено дерево со сказками).

ВЕДУЩАЯ: Посмотрите ребята сколько сказок на дереве выросло. А вы все сказки дедушки Корнея знаете? Вот мы сейчас проверим.

ВЕДУЩАЯ: Книги просят:

А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас.
Думайте ребята дружно,
Сказки эти вспомнить нужно!

1. Ехали медведи на велосипеде.
   А за ними кот задом наперёд.
   А за ним комарики на воздушном шарике.
   А за ними раки на хромой собаке.
   Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
   Зайчики в трамвайчике.
   Жаба на метле…
   Едут и смеются, пряники жуют.
   Вдруг из подворотни страшный великан,
   Рыжий и усатый Та-ра-кан! («Тараканище»)

2. Вдруг из маминой из спальни
   Кривоногий и хромой
   Выбегает умывальник
   И качает головой. («Мойдодыр»)

3. Муха по полю пошла,
     Муха денежку нашла.
     Пошла муха на базар
     И купила самовар. («Муха-Цокотуха»)

4. Вдруг откуда-то шакал
     На кобыле прискакал:
     Вот вам телеграмма
     От гиппопотама!:
     «Приезжайте доктор
     В Африку скорей
     И спасите доктор
     Наших малышей» («Доктор Айболит»)

5.   Тараканы прибегали,
      Все стаканы выпивали.
     А букашки по три чашки,
      С молоком и крендельком. («Муха-Цокотуха»)

6.   А лисички взяли спички,
     К морю синему пошли,
     Море синее зажгли.
     Море пламенем горит,
     Выбежал из моря кит… («Путаница»)

7.   А в Большой реке
     Крокодил лежит,
     И в зубах его не огонь горит,-
     Солнце красное,
     Солнце краденое. («Краденое солнце»)

8.  А за ними вдоль забора
     Скачет бабушка Федора:
     «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
     Воротитеся домой!»

     Но ответило корыто:
     «На Федору я сердито!»
     И сказала кочерга:
     «Я Федоре не слуга!» («Федорино горе»)

9.   У меня зазвонил телефон.
     — Кто говорит?
     — Слон.
     — Откуда?
     — От верблюда. («Телефон»)

10. Маленькие дети!
  Ни за что на свете
  Не ходите в Африку,
  В Африку гулять!

  В Африке акулы,
  В Африке гориллы,
  В Африке большие
  Злые крокодилы.

  Будут вас кусать,
  Бить и обижать,-
 Не ходите, дети,
  В Африку гулять. («Бармалей»)

Ведущая: Молодцы, много знаете сказок. Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?

Ответы детей: Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.

Ведущая: Чему нас учат сказки?

Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми

Ведущая: Ребята, а каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Игра «Кто есть кто».

  • Айболит — (доктор)
  • Бармалей — (разбойник)
  • Федора — (бабушка)
  • Каракула — (акула)
  • Мойдодыр — (умывальник)
  • Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
  • Цокотуха — (муха)
  • Рыжий, усатый великан — (таракан)

ИГРА «Черный ящик».

В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

— Что это? (Калоша)
В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
— Что это? (Мочалка)
В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».
— Что это? (Варенье)
В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».
— Что это? (Шоколад)
В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
— Что это? (Шарик)

Вбегает бабушка Федора.( С КОРЗИНОЙ)

Бабушка Федора. А вот и я – бабушка Федора! Ох, я расстроена. В век современных технологий очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети мало знают произведений детских писателей. Поэтому, не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения и четко выражать свои мысли. А вы , ребята , знаете сказки К Чуковского? Сейчас проверим.

Игра «Корзинка сказочных находок»

Бабушка Федора. У меня в корзинке находятся предметы, которые потеряли сказочные герои К.Чуковского. Отгадайте, что это за предмет?

  • Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

Это…? (Калоша)

  • Что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

Это? (Мочалка)

  • Чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

Это? (Варенье)

  • Чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

Это? (Шоколад)

  • На чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

Это? (Воздушный шар)

 А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Закончите начатую мной фразу и назовите произведение Корнея Чуковского. Ответ будет приниматься по первой поднятой руке.

У тебя на шее Вакса,
У тебя под носом … клякса. 
«Мойдодыр»)

Пошла муха на базар
И купила … самовар. 
«Муха – Цокотуха»)

И снова медведь:
— О, спасите моржа!
Вчера проглотил
он морского … ежа. 
«Телефон»)

Загляни-ка ты в кадушку
И увидишь там — … лягушку. 
«Федорино горе»)

Со слонами на ходу
Поиграли в … чехарду. 
«Бармалей»)

Море пламенем горит,
Выбежал из моря … кит. 
«Путаница»)

Стыдно старому реветь
Ты не заяц, а … медведь. 
«Краденое солнце»)

Но как черная железная нога
Побежала, поскакала …кочерга. 
«Федорино горе»)

Тут и мыло подскочило,
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как … оса. 
«Мойдодыр»)

И пришла к Айболиту лиса:
— Ой, меня укусила …оса. 
«Айболит»)

Бабушка Федора. Корней Иванович Чуковский очень любил сочинять для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо

(Яйцо и цыплёнок)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы)

Хожу – брожу не по лесам
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

(Расчёска)

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Итог. Браво! Порадовали меня своей смекалкой!

Ведущая: Вот и подошло к концу наше путешествие в сказки дедушки Корнея. Вам понравилось? На память о сказочном путешествии Бабушка Федора дарит вам подарки.

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3, возраст 9-10 лет.

Учебник: Литературное чтение 3 класс, Л.А.Ефросинина.

Цель: расширить представление учащихся о различных литературных жанрах на примере творчества писателя, продолжить работу над сценическим творчеством, развивать интерес к художественной литературе.

Задачи:

  • Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К.И.Чуковского.
  • Воспитывать читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное.
  • Развивать мышление, речь, воображение, память, внимание через игровые конкурсы и задания.

Оборудование: компьютерная презентация (Приложение 1), портрет К.И.Чуковского, выставка книг, рисунков и иллюстраций, диск со сказками писателя, кроссворд и карточки со словами «поэт», «литературовед»,«сказочник», «прозаик», «переводчик».

Продолжительность мероприятия: 40 минут.

Содержательная основа: «Муха-Цокотуха» «Телефон», «Мойдодыр» «Федорино горе», «Тараканище», «Айболит», стихи и переводы английских народных песенок: «Храбрецы», «Скрюченная песня», «Робин Бобин Барабек», «Котауси и Мауси», биография писателя.

Ход мероприятия

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня наш праздник, посвящён самому любимому писателю-сказочнику, стихи которого знают и помнят все дети и взрослые нашей страны. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о каком писателе пойдёт речь:

В страну сказок попадём,

Сказки умные прочтём.

Сказка есть — про Айболита.

Сказка есть — про Мойдодыра,

Про Федору и про муху,

По прозванью, — Цокотуха.

Сказки есть для малышей,

Переводы из статей.

Поучительные сказки,

Замечательные сказки.

Много умного в них есть.

Написал их все — Корней!

Ведущий: Ребята, вы догадались, о ком мы сегодня поговорим? Эти сказки написал Корней Иванович Чуковский, любимый всеми детский писатель. Сегодня мы познакомимся с биографией писателя, прочитаем его стихотворения, посмотрим сценку, поиграем в игры, разгадаем кроссворд (слайд 2).

Биография писателя

Корней Чуковский — это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков. Русский, советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский. Он родился 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский язык. В 1901 году Чуковский работал журналистом, начал печататься в газете «Одесские новости»[1].В 1903-1904 годах в качестве корреспондента был направлен в Лондон.Почти ежедневно он посещал читальный зал библиотеки Британского музея, где читал английских писателей, историков, философов, публицистов. Для детей младшего школьного возраста Чуковский переводил английские народные песенки из сборника «Nursery Rhymes» «Стихи матушки Гусыни» («Mother Goose Rhymes»), сказки Киплинга, произведения Марка Твена: «Том Сойер» и «Геккельбери Финн» [2].

Ведущий: А сейчас ребята прочитают стихи на английском языке и стихотворный перевод, который сделал К.И.Чуковский (слайд 4).

Four and twenty tailors

Went to kill a snail,

The best man among them

Durst not touch her tail;

She put out her horns

Like a little Kyloe cow,

Run, tailors, run,

Or she’ll kill you all e’en now.

Храбрецы

Наши-то портные

Храбрые какие:

«Не боимся мы зверей,

Ни волков, ни медведей!»

А как вышли за калитку

Да увидели улитку —

Испугалися,

Разбежалися!

Вот они какие,

Храбрые портные!

A crooked Man

There was a crooked man,

And he walked a crooked mile,

He found a crooked sixpence

Against a crooked stile;

He bought a crooked cat,

Which caught a crooked mouse,

And they all lived together

In a little crooked house.

Скрюченная песня

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

И стояли у ворот

Скрюченные ёлки,

Там гуляли без забот

Скрюченные волки.

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она.

Сидя у окошка.

А за скрюченным мостом

Скрюченная баба

По болоту босиком

Прыгала, как жаба.

И была в руке у ней

Скрюченная палка,

И летела вслед за ней

Скрюченная галка.[3]

Robin the Bobbin

Robin the Bobbin the big-bellied Ben,

He ate more meat than fourscore men;

He ate a cow, he ate a calf,

He ate a butcher and a half;

He ate a church, he ate a steeple,

He ate the priest and all the people!

Робин Бобин Барабек

Робин Бобин Барабек

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника.

И телегу, и дугу;

И метлу, и кочергу.

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит».[3]

Six little mice sat down to spin;

Pussy passed by and she peeped in.

What are you doing, my little men?

Weaving coats for gentlemen.

Shall I come in and cut off your threads?

No, no, Mistress Pussy, you’d bite off our heads.

Oh, no, I’ll not: I’ll help you to spin.

That may be so, but you don’t come in.

Котауси и Мауси

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

— Ах, Мауси,

— Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!

Но ответила умная Мауси:

— Ты меня не обманешь, Котауси

Вижу злые твои глазауси

И злые-презлые зубауси!

Так ответила умная Мауси —

И скорее бегом от Котауси.

Ведущий: К.И.Чуковский был не только детским писателем, но еще и критиком, журналистом, лингвистом. Одна из его книг посвящена детской речи. Книга открывается главой о детском языке, в которой приводятся примеры «лепых нелепиц» и «рассуждается о неосознанном мастерстве ребёнка, усваивающего огромное количество новых слов»[3]. Книга получила название «От двух до пяти». Первая детская поэма — «Крокодил». За этой поэмой последовали другие произведения для детей. В Москве Чуковский опубликовал детские сказки «Краденое солнце», «Бибигон», «Спасибо Айболиту». Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Вставал он очень рано, как только всходило солнце, и сразу же принимался за работу, стихи рождались сами собой, неожиданно. В них есть и нравоучение, юмор, доброта и любовь [4]. Гуляя на даче с любимой дочкой Мурочкой, Чуковский сочиняет «Федорино горе». В Ленинграде Чуковский издал книги для детей: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» [5]. По многим стихотворениям сняты мультфильмы, кинофильмы, а также поставлены спектакли (слайд 5).

Ведущий: Давайте посмотрим сценку по сказке К.Чуковского «Муха-Цокотуха» (слайд 6).

Сценка «Муха-Цокотуха»

Ведущие:

Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!

Муха по полу пошла.

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар……….Иииии……..

И купила …………….Что купила? …Сааамоваааар:

Муха:

«Приходите, тараканы,

я вас чаем угощу!»

Ведущие:

Тараканы прибегали

Все стаканы выпивали,

А букашки — по три чашки

С молоком и крендельком: (выбегают3 букашки)

(Все хором) Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

Ведущие:

Приходила к Мухе бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе меду принесла…

Муха:

«Бабочка-красавица кушайте варенье!

Или вам не нравится наше угощенье?»

Ведущие:

Вдруг какой-то старичок — паучок

Нашу Муху в уголок поволок —

Хочет бедную убить,

Козявочки: Ай — ай — ай!

Ведущие: Цокотуху погубить!

Козявочки: Ой- ой — ой!

Муха: «Дорогие гости, помогите!

Козявочки: Мы не можем!

Муха: Паука-злодея зарубите!

Козявочки: Мы боимся!

Муха: И кормила я вас!

Козявочки: Мы не ели!

Муха: И поила я вас!

Козявочки: Мы не пили!

Муха: Не покиньте меня в мой последний час!

Ведущие:

Муха криком кричит, надрывается,

А злодей молчит, ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,

И в руке его горит маленький фонарик.

Комарик: «Где убийца, где злодей?

Козявочки: Вот он.

Комарик: Не боюсь его когтей!

Ведущие: Подлетает к Пауку,

Ведущие: Саблю вынимает,

Ведущие:

И ему на всём скаку голову срубает!

Муху за руку берёт…….

И к окошечку ведёт:

Комарик: Я злодея зарубил?

Козявочки: зарубил!

Комарик: Я тебя освободил?

Муха: Освободил.

Комарик:

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»……

Ведущие:

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

Все хором:

«Слава, слава Комару —

Победителю!» [7]

Ведущий: Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Продолжи строчку». Вы внимательно слушаете отрывки из стихотворений К.Чуковского и должны продолжить строчки (слайд 7).

1. И дать ему в награду сто фунтов винограду, сто фунтов мармеладу,

(Сто фунтов шоколаду и тысячу порций мороженого!)

2. Как у нашего Мирона на носу сидит ворона

(А на дереве ерши строят гнёзда из лапши.)

3. Ой вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои!

(Вы подите-ка, немытые, домой,я водою вас умою ключевой.)

4. Если топну я ногой,позову моих солдат,

(В эту комнату толпойумывальники влетят. )

5. Ехали медведи на велосипеде, а…..(за ними кот задом на перёд)

6. Мне не надони мармелада, ни шоколада,

(А только маленьких детей!) [8]

Ведущий: На стихи К.И.Чуковского композиторы сочинили музыкальные песенки для детей. Сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Музыкальная разминка «Скрюченная песенка». (Ребята под музыку выполняют упражнения зарядки — слайд 8).

Ведущий: К.И.Чуковский любил не только сочинять сказки, но также он писал загадки в стихах. Отгадайте загадки и угадайте предметы, которые лежат в черном ящике (слайд 9).

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну — обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого (зеркало).

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.(гребешок)

Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,

А что я такое — скорей догадайтесь.

И знайте: большая была бы беда,

Когда бы не я да вода, (мыло) [6]

Ведущий: Вы правильно отгадали предметы: зеркало, гребешок, мыло. А помните из какой сказки все эти предметы? Назовите ее. («Мойдодыр»)

Давайте вспомним это стихотворение и угадаем героев сказки (слайд 10).

  • Назовите предметы, которые убежали и улетели от мальчика.(одеяло, простыня, подушка, книжка, башмаки, чулки, брюки, свечка, мочалка)
  • Как звали самого главного начальника в сказке? (Мойдодыр)
  • Как звали детей Крокодила с которыми он гулял по аллее? (Тотоша и Кокоша)
  • От какого предмета убегал грязнуля? (от бешеной мочалки)
  • Какие слова стали крылатыми в заключительном четверостишии из сказки? (Надо, надо умываться. По утрам и вечерам!) [6]

Ведущий: А сейчас разгадаем Кроссворд (слайд 11).

По горизонтали:

  1. Настоящая фамилия Чуковского. (Корнейчуков)
  2. Сказки в которых прославлялось мыло, порошок, гребешок, полотенце. (Мойдодыр)
  3. Сколько калош Крокодил просить прислать Крокодил. (Дюжину)
  4. Имя ужасного человека, который жил в Африке. (Бармалей)
  5. Название аппарата из сказки Чуковского. (Телефон) [10]

По вертикали:

  1. Кто, из героев сказки, спас зверей от ужасного, страшного таракана (Воробей)
  2. Главный герой, который украл солнце, в одной из сказок.(Крокодил)
  3. Героиня сказки у которой сбежала вся посуда (Федора)
  4. Что упало с неба на слона в стихотворении путаница? (Луна) [8]

Ведущий: вот и закончился наш литературный праздник, посвященный творчеству детского писателя К.И.Чуковского. Желаю вам никогда не расставаться с книгами. Открывать для себя что-то новое и интересное. Ведь книги Чуковского дарят нам прекрасные мгновения: радость, веселье, праздник. Они пробуждают желание помочь, стать добрее, умнее и лучше. До новых встреч на страницах книг! (слайд 12)

Список литературы

  1. Жизнь и творчество К.И.Чуковского.- М.,1978.
  2. Корней Чуковский Живой как жизнь.- М.,1982.
  3. Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия. М. Просвешщение, 2011.
  4. Лукьянова И.В. Корней Чуковский // М.: Мол. гвардия, 2006
  5. Чуковская Л.К. Памяти детства: мой отец — Корней Чуковский / Лидия Чуковская. — М.: Время, 2012.
  6. Мойдодыр: для чтения взрослым и детям / К.И.Чуковский. — М.: Самовар, 2010. — 64с.
  7. Муха-Цокотуха: сказки / К.Чуковский. — М.: Дрофа-Плюс, 2003.
  8. Сказки / К.И.Чуковский. — М.: РОСМЭН, 2000. — 168с.
  9. Сказки дедушки Корнея / К.И.Чуковский. — М.: АСТ, Астрель, 2002.
  10. У меня зазвонил телефон… / К.И.Чуковский. — М.: Самовар, 1998. — 128с.

Интернет-ресурсы

  1. https://www.chuckfamily.ru
  2. https://knigogid.ru Корней Иванович Чуковский (слайд 13)

Библиотечный урок

«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»

Цели:

1. Активизировать знания о творчестве К.И. Чуковского, совершенствовать речевые, социально — коммуникативные навыки, развить читательский интерес, развивать внимание, память.

2.Прививать любовь к его творчеству, научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Корнея Чуковского показать, что добро побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным людям.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла вам чей-то портрет. Знаете вы человека на портрете?

Дети: Корней Иванович Чуковский.

Ход занятия

1. Биография К. И. Чуковского

Воспитатель: Сегодня мы будем вспоминать детского писателя К. И. Чуковского и его замечательные сказки. Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами и сказками знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками. Ребята, давайте вспомним сказки Корнея Ивановича Чуковского. (Дети называют сказки)

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского. Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катал их на лодке, читал им книжки.

Корней Иванович очень любил детей, всегда с большим интересом общался с ними, много наблюдал за ними, и ему очень хотелось, что бы дети росли добрыми, отзывчивыми, аккуратными, бережно относились ко всему, что нас окружает, были честными, трудолюбивыми.

Презентация «Биография К. И.Чуковского»

2. Разминка (закончите фразу)

1. И дать ему в награду сто фунтов винограду, сто фунтов мармеладу, сто

фунтов …(шоколаду). «Крокодил»

2.Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и…(паучки). «Мойдодыр»

3. Папа по саду пойдёт, папа с дерева сорвёт Маше – гамаши, Зинке – ботинки, Нинке — … (чулки). «Чудо – дерево»

4. Волки от испуга скушали …(друг друга). «Тараканище»

5. Ты поди-ка, косолапый, крокодила исцарапай, разорви его на части, вырви солнышко …(из пасти). «Краденое солнце»

6. Долго, долго крокодил море синее тушил, пирогами и блинами, и сушёными…(грибами). «Путаница»

7. Но ответило корыто: « На Федору я сердито!» И сказала кочерга: «Я Федоре…(не слуга)». «Федорино горе»

8. Сварила бы баба Щи, да кастрюлю поди поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни…(тараканы). «Федорино горе»

9. А за ними раки на хромой собаке. Волки на кобыле. Львы …

(в автомобиле). «Тараканище»

10. Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю, но пузатый от меня убежал…(как от огня). «Мойдодыр»

11. У них ангина, скарлатина, холерина. Дифтерит, аппендицит, малярия и …(бронхит). «Айболит»

(Видео – клип «Сказки Чуковского»)

3. Дайте быстрый и правильный ответ

«Муха — цокотуха»

1.Сколько чашек выпили букашки? (по три чашки)

2. За кого вышла замуж муха — цокотуха»? (за комарика)

3. Что нашла муха – цокотуха в поле? (денежку)

4. До какого времени веселилась вся мошкара? (до утра)

«Тараканище»

1.На чём ехали медведи? (на велосипеде)

2. На кого села слониха от страха? (на ежа)

3.Какого цвета был таракан? (рыжего)

4. Куда упала луна во время веселья? (в болото)

«Мойдодыдр»

1. На кого похожа бегущая подушка? (на лягушку)

2. Во что ударил мойдодыр в гневе? (в таз)

3. С кем прогуливался мойдодыр по саду? (с Тотошей и Кокошей)

4. Когда же надо умываться? ( по утрам и вечерам)

«Айболит»

1. Что болело у бегемотиков? (животики)

2. Кто переправил доктора по морю? (кит)

3. Под какое транспортное средство попал зайчик? (под трамвай)

4. Сколько дней лечил доктор животных? (10 дней)

«Бармалей»

1. Кто проглотил Бармалея? (крокодил)

2. Что делал Бармалей в Африке? (кушал маленьких детей)

3. Куда бросил Бармалей доктора? (в костёр)

4. Чем обещал угощать детей добрый Бармалей? (пирогами, кренделями, калачами, пряниками)

«Федорино горе»

1. Что стала делать Федора, когда от неё все убежали? (плакать)

2. Кто кричал: «бу- бу-бу!»? (самовар)

3. А какое отчество у Федоры? (Егоровна)

4. Кто остался у Федоры? (тараканы)

«Краденое солнце»

1. Что проглотил крокодил? (солнце)

2. Кто побил крокодила? (медведь)

3. А какого цвета было краденое солнце? (красного)

4. Кто такие толстопятые? (медведи)

«Телефон»

1. Кто проглотил морского ежа? (морж)

2. Кто утонул в болоте? (бегемот)

3. Кто любил кушать калоши? (крокодил)

4. Кому нужны были капли, чтобы подлечить животы? (цаплям)

«Путаница»

1. Кто замычали как коровы? (воробьи)

2. Что хотели поджечь лисички? (море)

3. Кто изловил кошку и посадил её в мышеловку? (мыши)

«Крокодил»

1. Кого первого съел крокодил? (барбоса)

2. Кого украли звери? (лялечку)

3. Какое отчество было у крокодила? (Крокодилович)

4. Что обещал подарить крокодил Ване Васильчикову за освобождение? (прянички)

4. Мультфильм «Федорино горе»

Воспитатель: У Корнея Ивановича Чуковского был очень приятный голос, дети очень любили его и называли его «Добрый дедушка Корней». Он написал много стихов и загадок для детей.

5. Живой голос К. И. Чуковского (видеоролик)

6. Дом — музей К. И. Чуковского (видеоролик)

7. Подведение итогов

Воспитатель: Чему учат сказки к. И. Чуковского?

Что за чудесные стихи

У нашего Чуковского!

Учат многому они

И детей, и взрослого!

Учат выдержке и воле,

Доброте безмерной,

Не ругаться, не сдаваться,

Быть послушным, смелым.

Много в тех стихах зверят

Добрых, злых, трусливых,

Так похожих на ребят

В историях правдивых.

Надо нам, как в тех стихах,

Быть доброю опорой

Для тех, кто помощь ждёт в беде,

Кто мал или не молод.

Любить природу, мир, людей,

Не быть сердитым, подлым. Иметь побольше нам друзей и быть счастливым, добрым.

Сценарий праздника «Путешествие по сказкам К. Чуковского» для

старших дошкольников по произведениям К.И. Чуковского.

Цель:

1) показать детям удивительный мир сказок К.И. Чуковского, их мудрость и

красоту;

закрепить уважение и любовь к сказкам;

2) развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать

стихи.

3) воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Дети входят в зал под музыку «Дорогою добра».

Ведущий: Здравствуйте ребята, здравствуйте, родители. Ребята, наше

сегодняшнее мероприятие посвящено творчеству Корнея Ивановича

Чуковского. Надо сказать, что Корней Чуковский литературный псевдоним

писателя. Настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков. Детским

поэтом и сказочником Корней Иванович стал почти случайно. А получилось

это так… Чуковский вез в ночном поезде своего больного сынишку. Мальчик

плакал, капризничал, никак не хотел спать. Нужно было чтото придумать. И

Чуковский стал рассказывать: «Жилда был крокодил. Он по улицам

ходил…». Мальчик успокоился и стал слушать. Наутро оказалось, что мальчик

запомнил сказанное слово в слово. Так появилась сказка «Крокодил».

Чуковский был добрым и веселым человеком. Но иногда страдал сильной

бессонницей. Ночью не мог уснуть. «Я три ночи не спал, я устал» это

вполне про него. Как и то, что ему постоянно звонили с просьбами самые

разные люди, и он многим помогал. Звонки часто будили его, когда, наконец,

удавалось заснуть после изнурительного периода бессонницы. Так что можно

только восхищаться, с каким легким чувством юмора он об этом пишет в

сказке «Телефон»..

Интересна и история создания сказки «Мойдодыр». Однажды, Корней

Иванович работал в своем кабинете и услышал, как капризничает его

маленькая доченька. Она никак не хотела купаться. Корней Иванович вышел

из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя самого стал

рассказывать: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым

трубочистам стыд и срам! Стыд и срам! Так появилась сказка

«Мойдодыр».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения вокального конкурса
  • Сценарий про таланты
  • Сценарий про чувашию
  • Сценарий проведения военно патриотического мероприятия
  • Сценарий про таджиков