Сценарий про хлеб подготовительная группа

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при

«Х Л Е Б – В С Е М У    Г О Л О В А»

Оформление: на центральной стене музыкального зала осеннее украшение. На полках-витринах и на столе – хлебобулочные изделия .

( Дети входят  в зал  в  русских  народных  костюмах.)

Вед. Вот и осень половину

Срока своего прошла,

Скоро птицы нас покинут,

Их умолкнут голоса.

Солнышко неярко светит,

Сразу вслед за сентябрем

Заглянул в окошко месяц,

Что зовется октябрем.

1.Осень-золотом червонным ,

Окружила нас с тобой.

На песок нарядом модным,

Опустился лист резной.

2.Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались,

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели.

3.Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

4. В красных бусинках рябинки,

Зазывают в хоровод.

У реки дрожат осинки –

Ветер в их ветвях поёт.

5. Он поёт о звонком лете,

О веселье о былом.

Нам знакомы эти песни,

Вместе с ветром мы поём.

                П Е С Н Я    «О С Е Н Н И Й       В А Л Ь С»

Вед. Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим к нам на праздник, без гостей и праздник не праздник. Ох и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к нам пришли из глубокой старины. Самые веселые, щедрые праздники были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму.

А сегодня у нас необычный осенний праздник. День рождения хлеба.  Совсем  недавно, 16  октября,  во  всём  мире  отмечали  день  хлеба .Хлеб всегда считался главным блюдом на столе .В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть   хлеб, то и голод не страшен. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Не зря же говорят: «хлеб — всему голова».

 Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль — это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

И по старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью.(Выносит  каравай  на  рушнике)

6. Осень золотистая-хлебом колосистая.

Если мы хотим кого-то, встретить с хлебом и с почётом,

Встретить щедро, от души, с уважением большим,

То гостей таких встречаем, круглым, пышным караваем!

7.Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.

С караваем соль подносим, поклонясь , отведать просим.

Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб- соль из рук.

8.Этот наш обычай вечный – из далёкой старины:

Честь гостям и радость встречи- словно символ доброты!

( Ведущая с поклоном подходит к гостям с караваем и просит отведать хлеб-соль).

Вед. Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, других уважаемых гостей -это считалось символом благополучия и гостеприимства.

Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде, и сбору урожая.

9. У народа есть слова: «Хлеб всей жизни голова».

Славится он первым на земле, славится он первым на столе.

Вед. Из маленьких зёрен растут хлебные колосья. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеб? (дети отвечают) Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки и вовсю кипит работа. А ещё на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания: чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым.

                «П Е С Н Я       О       Х Л Е Б Е»

Вед. В век техники и электроники, хлеб всё равно даётся не легко. Добывается в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.

10. Для того, чтоб выросла пшеница,

Нужно, не жалея сил, трудиться:

Полюшко вспахать весною ранней,

К севу приступить без опозданий.

11. За лесами, за лугам

 Раздаётся в поле гром,

Это тракторы плугами

 Пашут лёгкий чернозём.

12. На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно –

 Сеют сеялки зерно.

13.В почву лягут золотые зерна,

Встанут стебельки над пашней черной.

А пригреет солнышко сильнее –

И земля ковром зазеленеет!

14. Сколько в это зёрнышко

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер да вода.

15.Под весенним дождиком пшеница

Будет вырастать и колоситься.

За весною вслед наступит лето –

И нальется колос незаметно.

 А потом придет к нам в гости осень.

Собирать пшеницу всех нас просит!

Вед.  Вот и созрели  колосья . Наступает пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины. А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатвой.

Солнце поднимается, заря загорается, а наши жницы на поле идут, поют, заливаются.

РУССКАЯ   НАРОДНАЯ  ПЕСНЯ    «ОБРЯДОВАЯ  УРОЖАЙНАЯ»  (девочки)

Вед. Жницы не дремали, жницы жито жали ,

Связали копнами, сложили копнами.

Девочка- «жница».  А мы жито жали, во снопочки вязали,

На ток возили, цепями молотили.

Будем тесто месить, пирогами всех кормить.

(Выходит мальчик Тит с большой ложкой, к нему подходят девочки – жницы.)

Тит: Где с начинкой пироги?

1-я жница: Не колода, лодырь, не пень,

Пролежал целый день.

2-я: Не жнёт, не косит, а обедать просит.

Тит, иди молотить!

Тит: (плаксиво): Живот болит!

3-я: Тит, иди молотить!

Тит: Спина болит!

1-я: Тит, иди мёд пить!

Тит: Дай скорее шапку схватить!

2-я: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

3-я: Хорошо лентяю жить: ему не о чём тужить.

1-я: Лентяй пашенку не пашет, сеть шелковую не тянет.

2-я: В избе не прибирает, как испечь калач, не знает.

(Девочки и мальчики встают в шеренги напротив друг друга, хором поочерёдно произносят)

Девочки: Что посеешь-то и пожнёшь!

Мальчики: Что пожнёшь- то и смолотишь!

Девочки: Что смолотишь- то и смелешь!

Мальчики: Что смелешь – то и съешь!

                «Х  О  Р  О  В  О  Д       С       К  О  Л  О  С  Ь  Я  М  И»

Вед. У всех народов хлеб пользуется особым уважением. В старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. А когда стали резать ножом, то резали, прижимая его к груди. Хлеб почитали с древних времён и складывали о нём мудрые изречения. Давайте их вспомним.

1.Не красна изба углами, а красна пирогами.

2. Был бы пирог, найдётся и едок.

3.Без теста пирога не испечёшь.

4.Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

5.Блин не клин, брюха не расколет.

6. Хлеб -всему голова.

7. Горька работа да хлеб сладок.

8. Хочешь есть калачи,  не сиди на печи.

9. Каравай хлеба не  свалится с неба.

Вед.  А  сейчас  у  нас  конкурс для родителей.

Кто пословицу отгадает,

Тот баранку получает!

                        «З  А  К  О  Н  Ч  И       П  О  С  Л  О  В  И  Ц  У»

1. Хлеб – всему (шея, голова, ноги)

2. Хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки)

3. Земля — матушка, а хлеб – (батюшка, дедушка, учитель)

4. Без хлеба куска везде (сказка, тоска, болото)

5. Хлеб хлебу (брат, друг, враг) .

Вед.  Ребята,  а  знаете ли вы,  как  каравай  к нам на стол попадает?

                        ХОРОВОД-ИГРА    «КАРАВАЙ»

Вед. Эй, мальчонки  и  девчушки,

Запевайте-ка частушки!

Спойте громко и игриво,

Чтобы выглядеть красиво.

                        «Ч А С Т У Ш К И    О     Х Л Е Б Е»

Вместе. Начинаем петь частушки,

 Просим не смеяться,

Тут народу много в зале,

 Можем растеряться.

1. На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так споём же под чаёк

Хлебные частушки.

2.Все мы в Шатовке  живём,

Сушки, пряники жуём.

Булочки и крендельки,

Кулебяки, пирожки.

3. Хлеб я ем с утра до ночи

Булки с ночи до утра

Очень весело проходят

В нашей группе вечера.

4.Прянички печатные

До чего ж нарядные!

Мы не сразу их съедим,

 А сначала поглядим.

5.Ты прости меня,

 Надюша, что тебя обидел,

Я пирог твой откусил,

А тебя не видел.

6.Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Не один его я съем,

Разделю ребятам всем.

7. Хлеборобы землю пашут,

Пекарь служит у печи .

Ну, а все ребята наши

Любят булки, калачи.

8. Пироги так хороши,

Просто объедение.

Повар наш нам напечет

Всем на день рождения.

Вместе. Каравай заводит дружбу

С тем, кто с детства любит труд

Если ты с работой дружен

Выходи смелее в круг.

Вед. У меня есть волшебные, хлебные загадки. Вы готовы их отгадывать?

                        З А Г А Д К И.

1. Он- не мяч и не клубок,

Он – румяный … (колобок)

2. Маленькое сдобное,

Колесо съедобное!

Я одна тебя не съем.

Разделю ребятам всем. (бублик)

3. Что на сковороду наливают.

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают. (блин)

4. Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху — в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (пряник)

5. В праздник он придет ко всем,

Он большой и сладкий.

В нем всегда орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт)

Вед. А  сейчас   поскорей  приглашайте в  круг  друзей.

                «П О Л Ь К А   Д О Ш К О Л Я Т»

Вед. А сейчас, ребята, поиграем в игру.

                И Г Р А    «У Г А Д А Й  П О   В К У С У»

(На подносе нарезаны кусочки разных хлебобулочных и мучных изделий. Дети с закрытыми глазами по вкусу определяют, что они съели. (пряник, черный хлеб, батон, тортик, пирожок и тд.)

Вед.  Вкусно, ребята? А все это нам приготовили пекари.

(Входят три пекаря в белых колпаках. На шее — связка сушек. Поют на мотив песни «Марш высотников» муз. Р. Щедрина (из к/ф «Высота»)

Пекари. Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет, как нет.

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!

1-ый Пекарь.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

2-ой пекарь.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

3-ий пекарь.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Вед. Посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекают руки пекаря. Что ещё можно сделать из муки?

Дети: (отвечают): Печенье, баранки, сушки, сухари, хлеб, пряники, рулеты, пельмени, макароны.

Вед. Вот  сколько  всего!  Спасибо   вам,   пекари,  за ваш  нелёгкий  труд!  (Уходят  под  «Марш  высотников»)

Вед. А  сейчас  мы  поиграем в  игру.

        АТТРАКЦИОН    «ПЕРЕВЕЗИ  МЕШКИ  С  МУКОЙ»

(Дети нагружают  в  грузовик   мешочки  с «мукой» и последний   ребёнок  увозит их на «мельницу»)

Вед. Очень важно и нужно бережно относиться к хлебу. Научитесь с детства ценить хлеб. На Руси был обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки и со стола и съесть. Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу своё почтение. Давайте   послушаем  стихотворение С. Михалкова.        

1.Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

— Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

— Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Вед. Как  вы  думаете,  правильно  поступили  дети,  играя  хлебом  в  футбол? (Ответы  детей)

— Дети! Помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!

1.Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных незнающий лет,

Помни, что были лихие года,

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал! »

 Хлеб валяться не имеет права

Потому что, если хлеб в пыли,

Самая великая держава

Не поднимет крылья от земли!

Вед. «Будет хлеб — будет песня», правда в этих словах,

Будет хлеб полновесный — будет радость в глазах.

Каждый к хлебу причастен, будем бережны все!

Будет хлеб – будет счастье, будет жизнь на Земле!

                П Е С Н Я    «З О Л О Т О Е    З Ё Р Н Ы Ш К О»

Вед. Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в кусочек хлеба.

                 1.  Человек привык трудиться.

                   Люди пашут, сеют, жнут.

                   В каждом зёрнышке пшеницы,

                   В каждой крошке хлеба труд.

                 2.  Хлеб растёт не для объедков,

                   От зари и до зари,

                   Говорят в народе метко,

                   Съесть не можешь, не бери!

                  3. Хлеб ржаной, батоны, булки

                   Не добудешь на прогулке

                   Люди хлеб в полях лелеют,

                   Сил для хлеба не жалеют.

                 4. Хлеб наш берегите

                   Хлебом не сорите

                   Хлеб наш уважайте

                   С хлебом не играйте

                  Все. Хлеб выбрасывать нельзя

                   Берегите хлеб, друзья

Вед.  Вы запомните, дети, золотые слова:

Хлеб — всему голова!

Хлеб – всему голова!

Вед.  А сейчас   приглашаем вас на  весёлое  чаепитие!

Цель: прививать уважение к труду
земледельца – хлебороба, бережное отношение к
хлебу, помнить о цене хлеба, ведь с этого  и
начинается воспитание любви к Родине.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область “Познавательное
развитие”


  • Знакомство с профессиями, связанными с
    производством хлеба.
  • Сформировать систему знаний о приготовлении
    хлеба, представления о том, как выращивают хлеб.

Образовательная область “Речевое развитие”


  • Развивать и обогащать речь детей, умение
    поддерживать диалог с взрослыми и со
    сверстниками.

Образовательная область
“Художественно-эстетическое развитие”.


  • Приобщать детей к родной культуре.
  • Формировать у детей навык ритмичного движения в
    соответствии с характером музыки.

Образовательная область
“Социально-коммуникативное развитие”


  • Формировать умение ценить и любить нелегкий
    труд людей хлеборобов.
  • Развивать чувство патриотизма к своей стране,
    краю, народу.
  • Формировать умение выразительно читать
    стихотворения.
  • Познакомить с последовательностью трудовых
    действий, народными традициями.

Образовательная область “Физическое
развитие”

  • Накапливать и обогащать двигательный опыт
    детей, развивать грациозность, выразительность
    движений.

Предварительная работа:


  • Знакомство с традициями и культурой русского
    народа.
  • Беседы с детьми, чтение стихотворений,
    рассказов, сказок, пословиц и поговорок о хлебе.
  • Просмотр презентации “Откуда хлеб пришел”.
  • Просмотр слайдов и мультфильмов о хлебе.
  • Экскурсия на хлебозавод.
  • Рассматривание иллюстраций, макета “Дворик
    мельника” и т.д.

Материалы и оборудование.


  • Оформление зала по теме “Хлеб”.
  • Колоски, каравай, рушник.
  • Мельница, русская печка.
  • Костюмы русско-народные, шапочки маски.
  • Ноутбук, проектор.

Музыкальное сопровождение.


  • Музыка “Хлеб да соль”.
  • Песня “Земля хлебами славится”.
  • Песня “Расти колосок” (муз. Ю. Чичкова, сл. П.
    Синявского).
  • Танец с колосками под музыку “Ой ты, рожь”.
  • Песня “Ой блины, блины…” (минус).
  • Музыка дождя.
  • Музыка “Хлеб”, “Тимоня”.
  • Песня “Пых-пых, Самовар” (минус).

Место проведения: подготовительная группа.

Ход урока

Зал украшен по теме “Хлеб”. Дети под
музыку “Хлеб да соль” входят в зал, встают в
большой полукруг. В центре мальчик и девочка с
караваем.

Ведущий:

Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль – это русский обычай
Словно символ людской доброты.
Хлеб-да-соль, вам, гости дорогие!

Ребенок 1:

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!

Ребенок 2:

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,

Ребенок 3:

То гостей таких встречаем
С круглым белым караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.

Ребенок 4:

С караваем соль подносим,
Поклоняясь отведать просим
— Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Дети вручают хлеб-соль гостям
праздника.

Ребенок 5:

Вот он – хлебушко душистый,
С хрустящей корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!

Ребенок 6:

В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…

Все дети: уплетай за обе щеки! Вырастай
богатырем!

Ребенок 7:

Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле.

Ведущий:

Да, ребята, хлеб пахнет полем, печью, небом. А
главное – работой пахнет хлеб! Давайте, дети,
скажем хорошие добрые слова о хлебе.

Ребенок 1: Хлеб – всему голова!

Ребенок 2: Ржаной хлебушко – пшеничному
дедушка!

Ребенок 3: В хлебе вся сила!

Ребенок 4: Каждую крошку в ладошку!

Ребенок 5: Хочешь есть калачи – не сиди на
печи!

Ребенок 6: Береги хлеб — он наше богатство!

Ведущий: В честь хлеба слагались гимны, песни,
совершались обряды, устраивались праздники,
приуроченные к посевной и сбору урожая.

Песня “Земля хлебами славится”

1. Каждый ломтик хлебушка
Пахнет теплым небушком,
И земля всю силу
В хлебе затаила.

С юга и до севера
Краше злата-серебра
Зреет рожь-красавица,
Пшеница наливается.

2. Здесь поля привольные,
Люди хлебосольные.
Добрым караваем
Мы гостей встречаем.

С юга и до севера
Краше злата-серебра
Зреет рожь-красавица,
Пшеница наливается

Ведущий: Поговорим, дети, сегодня о том, как
выращивают хлеб, ухаживают за ним. Ранней весной
люди начинают заботу о хлебе.

Иди, весна! Иди, весна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок.

Ведущий: Начались весенние работы.

Ребенок: Что посеешь – то и пожнешь,
Что пожнешь, то и смолотишь,
Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!

Песня “Расти колосок”

1. Ржаной росток зелёный
Оглядывает поле,
Смешной и удивлённый,
Как первоклашка в школе.

Припев:

Зелёный росток, весёлый росток,
Ты только пробился из зёрнышка.
Расти, колосок, расти, колосок,
Расти, колосок, до солнышка!
Расти, колосок, расти, колосок,
Расти, колосок, до солнышка!

2. Его расти научит
Любой весенний дождик,
И каждый летний лучик
Раскрасит, как художник

Мальчики садятся на свои места, девочки
берут колосья

Выбегают дети с колосьями,
присаживаются на колено, важно выходит ребенок –
Петушок, хочет склевать зернышко.

Зернышко:

Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый Петушок,
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья!

Петушок уходит.

Ребенок: (с султанчиком):

Дождик, дождик, припусти!
Дай колосьям подрасти.
Лей, лей, веселей,
Землю-матушку полей.

Закличка “Дождик”

Дождик, дождик, пуще.
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней
Ты пшеничку полей.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей.

Зернышко: (обращаясь к солнышку)

Золотое солнышко,
Ты согрей-ка зернышки!

Закличка “Солнышко”

Солнышко красно,
Гори, гори ясно!
В небо пташкой залети!
Нашу землю освети!.
Чтобы нашим колоскам
Зеленеть, цвести, расти!

Танец с колосками

Ребенок:

Колосочки поспевают,
Комбайнеры выезжают,
Быстро и дружно,
Убрать нам хлеб нужно!

Дети-комбайнеры “убирают” хлеб.

Девочки-“колоски” опускают скошенные
колосья вниз, садятся на места.

Ведущий: Вот и убрали хлеб с полей, только
одна полоска осталась несжатой. Позову-ка я
помощников.

Солнце поднимается,
Заря разгорается,
А наши жнецы на поле идут,
Поют – заливаются.

Мальчики имитируют работу жнецов.

Жнецы:

А мы – жнецы молодые,
У нас серпы золотые,
Мы жито жали,
На межу клали –
В поле стогами,
На столе пирогами!

Ведущий: Конечно дадут жнею пирожок, угостят
румяными блинами. Давайте и мы угостимся, в игру
поиграем, на вкус угадаем.

Игра “Угадай на вкус”

Дети с завязанными глазами угадывают
на вкус хлебобулочные изделия: белый хлеб, сушки,
пряники.

Ведущий: По русскому обычаю пора бороду
завивать, чтобы батюшка Илья послал нам погоду
солнечную, ясную. Чтобы был хороший урожай.

Ребенок 1: Вот тебе, батюшка Илья, хлеб да соль.

Ребенок 2:

Батюшка Илья-борода,
Уроди ржи-овса,
Ячменя и пшеницы.

Ребенок 3:

Вейся, вейся, борода,
Бородушка, вейся,
Сусек наполняйся!

Ребенок 4:

Илья-борода, Илья-борода,
На будущий год,
Уроди нам хлеба города!

Ребенок 5:

Пошли нам, батюшка Илья,
Ясное солнышко на весь жатный денек,
На золотой колосок.

Ведущий: Говорят в народе: “Есть хлеб – будет
и песня”.

Дети встают в полукруг

Песня “Блины” (1 куплет) + подвижная
игра “Не обожгись”
все по кругу передают
“блинчики” со сковороды на тарелку.

1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

5. Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Ведущий: Молодцы! И блинами угостимся.

В зал вбегает Тимоня с балалайкой в
руках, ложится на диван.

Тимоня: Как бы и мне съесть самый вкусный да
румяный пирожок?

Дети: А ты кто такой? Где ты был, когда мы все
трудились?

Тимоня:

Я – Тимоня – лежебока и засоня!
До обеда я на печке лежал,
Все бока я себе отлежал.
Здесь болит, здесь болит,
И болит тут!
Очень вреден мне физический труд!

Ведущий: Коли есть охота – работай до пота!

Тимоня: Что вы? что вы? Какая работа? Я и так
замерз…

Ведущий: Не одеть ли нам его?

Игра “Не одеть ли нам его?”

(Имитация движений)

— Не одеть ли нам его?
Не обуть ли нам его?
Как с молодца кафтан,
Со старушки сарафан,
С молодицы-то платок,
С красной девушки венок.

Изображают, как его одевают.

Дети: Что ты, Тимоня, сидишь?

Тимоня: Пить, есть хочу!

Дети: Что ж тебе надобно?

Тимоня:

Калачей, рогаликов, пряников штук 200
Пирожков, баранок, булочек поесть бы!

Ведущий: Помоги ребятам, Тимоня, потрудись
немножко, тогда и угощение получишь! А наши
хозяюшки этим временем приготовят нам румяных
бараночек.

Лепка из теста “Бараночки” (для
девочек)

Игра “Перенеси муку на мельницу” (для
мальчиков)

Ведущий: Посмотрите, какие бараночки
налепили наши хозяюшки,

Что, Тимоня, даже похудел?

Тимоня: Спасибо, ребята, я больше не буду на
печке лежать, а буду вам помогать.

Ведущий: Ай, да молодцы, ребята! И Тимоня как
старался-то. Теперь он не лодырь и засоня, а в
любом деле помощник. Закончились все работы,
можно и хороводы водить. Делу – время, а потехе –
час. Ребята, а давайте вспомним какой путь прошел
хлеб “от зернышка до каравая”.

Цепочка закономерности “От зерна до
каравая”

Земля – пашня (трактор) – зерно – дождь –
солнце – колоски — жатва (комбайн) – мельница —
каравай.

Ведущий: Молодцы, ребята всё вы сделали верно,
вы сегодня славно потрудились. А главное, дети,
помните о том, что хлеб – самое главное и великое
богатство нашей Родины, создан он огромным
трудом. Берегите, дети, хлеб!

Хлеб — всему голова
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
“Хлеб – всему голова!” —
В поле, в доме, в державе!

Всех приглашаем к праздничному столу. А без
русского самовара ни одно застолье не обходится.

Под музыку “Пых-пых, Самовар” выходит
ребенок-самовар и девочки с угощениями.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

_________________«ЯСЛИ-САД № 352 ГОРОДА ДОНЕЦКА»_____________

83117, г. Донецк, ул. Ляшенко, 3, тел.: (062)3347199,е-mail:detsad352@mail.ru

Идентификационный код 36934491

Сценарий Праздника хлеба

«У народа есть слова — хлеб всей жизни голова»

в подготовительных группах

Сильвестрова Е.Ю.

музыкальный руководитель,

специалист высшей категории

Сценарий праздника хлеба

«У народа есть слова — хлеб всей жизни голова»

в подготовительных группах

Цели:

-продолжить работу по формированию патриотических чувств у детей;

-добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба о роли хлеба в жизни людей;

-привлечь внимание родителей к данной теме.

Задачи:

— закрепление знаний о хлебе как одной из величайших богатств на земле;

— добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, о роли хлеба в жизни людей;

— обобщение и уточнение знаний о труде людей и воспитание уважения к нему;

— развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

-обучение умению применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;

— включение детей и родителей в творческий процесс, сделать их участниками современного арт- проекта.

Предварительная работа:

-разучивание народных игр, пословиц, поговорок, стихов, плясок, песен о хлебе;

-составлен мастер-класс для родителей на групповом родительском собрании (методика изготовления натюрморта);

-проведение тематической недели «Хлеб всему голова».

-составление натюрмортов из различных хлебных изделий:

— занятия по рассматриванию натюрмортов И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

Ход праздника:

Занавес закрыт, звучит песня «Листья желтые» музыка Р.Паулса, воспитатели открывают занавес.

1 часть

Композиция с осенними листьями музыка Р. Паулса (после танца дети украшают листьями зал, становятся свободно).

1 ребенок

Осень нас к себе на бал

нынче пригласила,

Чтоб никто не опоздал

Осень попросила.

2 ребенок

Осень — желтая листва,

Осень- неба синева

И на каждой на дорожке

Осень в лужицах видна!

3 ребенок

Осень — славная пора,

Любит Осень детвора!

Сливы, груши, виноград

Все поспело для ребят!

4ребенок

Кто сказал, что осень –

Грустная пора?

Радостно по лужам

Скачет детвора.

Желтые листочки

В воздухе кружат.

По стеклу дождинки

Весело стучат.

5 ребенок:

И запели песни

В небе журавли.

Косяками к югу

Тянутся они.

6 ребенок:

Кто сказал, что осень –

Грустная пора?

Сколько ярких красок

Дарит нам она!

Дети исполняют песню «Осенняя картинка» слова и музыка Н. Смирновой.

7 ребенок:

Закружила Осень желтую метель

И летят листочки мимо всех аллей.

Желтые и красные по ветру летят

И наверно песенку спеть они хотят!

8 ребенок:

Лес задумчивый овеян

Голубою дымкою.

Каждый листик серебрится

Тонкой паутинкою.

Песня «Листики кружатся» слова и музыка С. Носауленко

(садятся на стулья).

Воспитатель:

Отгадайте, кто идет

К нам, ребята?

В сарафане золотистом

И в кокошнике из листьев.

Пришла волшебница к нам в гости.

Кто она, ребята?.. (Осень.)

Заходит Осень.

Осень:Как вы славно веселитесь

Здравствуйте, друзья!

В день осенний, в день чудесный

Рада вас увидеть я.

Я — Осень золотая

Поклон вам мои друзья

Давно уже мечтала

О встречи с вами я! (дети: Здравствуй, Осень!)

Осень — Велика и необъятна наша донецкая земля.

Урожаями богаты наши нивы и поля.
По полям, садам и сёлам, по земле из края в край,
 Загорелый и весёлый ходит новый урожай!
 Хочет он, что б полной чашей наша жизнь с тобой была.
 Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина цвела!

У народа есть слова: 
«Хлеб всей жизни голова». 
Славится он первым на земле, 
Ставиться он первым на столе! 

Выходят дети с караваем на встречу к Осени:

1 ребенок:

Праздник хлеба мы встречаем

Круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

2 ребенок:

Если мы хотим кого-то

Встретить честно и с почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

Каравай ему подносим,

Поклонясь, отведать просим:

1ребенок -Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук!

Вот он, хлебушек душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый (поклон, Осень берет каравай, отламывает кусочек, пробует и ставит в центре зала на столик)

ОСЕНЬ-Хлеб — посол мира и дружбы между разными народами.  Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью. Да, больших трудов стоит хлеб.                      

У каждогосвой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Не зря же говорят: «Хлеб — всему голова».

Полилог:

Как вы понимаете: «Хлеб- всему голова», хлеб – это жизнь» (варианты ответы детей)

Осень: Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота (показать кусочек хлеба).

Велико было значение хлеба во время ВОВ. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, лебеды, добавляли древесные опилки. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г.) в день на одного человека. Люди понимали, что хлеб- это их жизнь.

Воспитатель читает стих:

Мама! Хлебушка дай -ка?

В глазах состраданье и страх.

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках.

Пайка блокадного хлеба-

С жизнью тончайшая нить,

Пайку блокадного хлеба,

Мы не должны позабыть!

Ребенок:

Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
В нем –
Здоровье наше, сила,

В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло,
Берегло!

Выходит девочка-Пшеница (музыка Бурениной «Голубая вода»)

Пшеница: 
Здравствуйте! 
Я – Пшеница Золотая, 
В гости к вам пришла. 
Отчего глаза , у вас, сияют, 
У ребят, у дошколят? 
Дети: 
Нынче праздник Урожая, 
Праздник Хлеба у ребят! 

Пшеница: 
Чтобы свежий хлеб испечь, 
Пышен и высок, 
Надо в поле уберечь, 
Каждый колосок!

Посмотрю я вокруг – 
Поле колосится. 
Урожай наш, наш урожай, 
Золото – пшеница.

Будет хлеб – будет счастье, 

Будет жизнь на земле.

Танец с колосьями

Осень — Кто сегодня самый бережливый, ловкий и соберет каждый колосок?

Дети — это мы!

Осень — тогда, ребята, не зевайте и колоски в сноп собирайте!

                 Игра-эстафета «Чья команда быстрее соберет сноп»

Осень— Хлеб- основа жизни, все народы очень бережно относятся к хлебу.

А мы с вами умеем беречь хлеб, расскажите правила, которые нужно помнить всем и всегда!

Правила бережного отношения к хлебу.

Сегодня в нашей Республике хлеба хватает на всех. Однако относиться к нему нужно бережно, уважительно, с почтением!

Осень-А главное, дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом. Берегите, дети, хлеб!

Осень —ребята, а куда отправляют зерна, собранные на полях (на элеватор, потом перерабатывают и делают муку)

Осень— эй, народ, не зевай и мешки в машины загружай!

Игра-эстафета: «Перенеси мешки»

Осень: Что нужно для того, чтобы замесить тесто? (мука и вода)

Ох, захотелось пирожка!

У нас есть масло и мука.

Вы бы тесто замесили

Да гостей бы угостили!

Игра — родители +дети (соленое тесто).

Уважаемые родители, а сейчас для вас наши загадалки

Игра со словами (интерактивная доска, картинки)

— А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если.

• ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА

• ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ – СУХАРИ

• ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД

• БАТОН + МОЛОКО + ЯЙЦА + СКОВОРОДА = ГРЕНКИ

Осень:Наш праздник продолжается. Ставьте ушки на макушке и послушайте частушки!

Частушки

Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоём.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.                     Где весною раннею

                                                        Сеяли пшеницу-

                                                         Нива урожайная

                                                         Зреет, колосится.                

В кулачке у колоска

Зёрнышки — малышки,

В каждом зёрнышке — мука,

Пироги и пышки.                    Если в гости кто приехал

                                                  Или кто-нибудь пришёл.

                                                  В каждом доме первым делом

                                                  Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

Осень:

Да, хлеб — это дар земли. 
Заканчивалась жатва, убран хлеб на полях. И начиналось веселье. 

АЭРОБИКА (Н. Шуть)

Осень — Уважаемые, ребята, родители, чтобы наша сегодняшняя встреча осталась незабываемой, я предлагаю вам, создать прекрасный натюрморт о хлебе.

2 часть

Совместная художественно-творческая деятельность

детей и родителей.

Творческая задача составить натюрморт «ХЛЕБЫ»

Дети и родители вместе работают над созданием натюрморта «ХЛЕБЫ»

(выходят в центр с работами, прикрепляют на боковую стену)

Осень—  Хлеб в трудах добывается, 
Сам собой не родясь, 
Хлеб не просто богатство – 
Хлеб опора для нас.
Родитель-  Будет хлеб, будет песня!
Правда в этих словах. 
Будет хлеб полновесный – 
Будет радость в глазах. 
Родитель —  Каждый к хлебу причастен. 
Будем бережны все. 
Будет хлеб – будет счастье, 
Будет жизнь на земле!

3 часть

Выставка натюрмортов, импровизированное обсуждениесделанных работ всеми участниками праздника. Все проходят по выставке натюрмортов и знакомятся с работами других авторов, задают им различные вопросы.

Сценарий праздника

на тему

«Хлеб – всему голова!»

для детей старшей возрастной группы. 

Подготовили:

воспитатель —

Грабушева Ирина Константиновна,

воспитатель —

Куликова Алёна Павловна

г. Череповец, 2020 г.

Сценарий праздника для детей старшей возрастной группы.

Тема: «Хлеб – всему голова!»

Форма проведения: групповая.

Цель: Формирование представления детей о процессе выращивания и приготовления хлеба и его значении в жизни людей.

Задачи:

образовательные:

  • формировать представление о том, как из зерна мы получаем хлеб;
  • познакомить детей с техникой и профессиями людей, отвечающих за определенные этапы возникновения хлеба (сеялка, комбайн, зерносушилка, тракторист, комбайнер, пекарь);
  • познакомить детей с заповедями русского народа по отношению к хлебу;
  • познакомить со стихотворениями, пословицами и поговорками о хлебе.

развивающие:

  • расширить представление детей о том, как выращивают зерно, перерабатывают его и пекут хлеб;
  • формировать представление о разнообразии хлеба и хлебобулочных изделий;
  • формировать представление о хлебе, как условии существования людей на земле, как об одном из главных продуктов питания;
  • развивать умения детей подбирать существительные, глаголы, прилагательные и синонимы к понятию «хлеб».

воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к хлебу,
  • воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
  • показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук.

Материал: медиа-презентация «Хлеб — всему голова!», тексты стихотворений «Хватит всем зерна теперь!» Нонна Журавлева-Гросс, «Как колосок на стол хлебом пришел» Светлана Богдан, «Не напрасно народ с давних пор и поныне», текст песни «Что нам осень принесет»

 сл. Л. Некрасовой, муз. З. Левиной, текст песни «Песенка о хлебе», сл. П. Кагановой, муз. В Витлина, пословицы и загадки о хлебе.

Демонстрационный дидактический материал (иллюстрации сортов хлеба и хлебобулочных изделий): чёрный хлеб, каравай, сухари, блины, печенье, пироги, баранки, булки, ватрушка, калач, крендель, пряник; иллюстрационный алгоритм «Этапы получения хлеба от поля до стола».

Раздаточный дидактический материал: иллюстрационный алгоритм «Этапы получения хлеба от поля до стола».

Оформление: выставка хлеба и хлебобулочных изделий (ржаной хлеб, бородинский хлеб, зерновой хлеб, каравай, хлебобулочные изделия: плетёнка, баранки, бублики, сухари, печенье, сушки, сочни, соломка, пирожок-налитушка; тарелки, салфетки, колосья, деревянные расписные туеса, рушники.

Предварительная работа:

  • Беседа о сборе урожая хлеба, знакомство с новыми словами;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме;
  • Рассматривание свежих колосьев ржи и пшеницы;
  • Слушание и разучивание русских народных песен;
  • Постановка и разучивание хороводного танца.

Индивидуальная предварительная работа с детьми с ОВЗ (ЗПР):

  • Рассматривание иллюстраций и постановка правильного, чёткого произношения, изображенных предметов и объектов;
  • Обогащение словарного запаса новыми словами (жатва, комбайн, элеватор, сеялка, хлебороб, закваска), объяснение их значения и формирование правильного произношения.

Сценарий праздника

Ведущий (в сарафане): Здравствуйте, ребята, послушайте и отгадайте мою загадку.

Загадка про хлеб.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый,

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет!

(Хлеб)

Дети: Хлеб.

Ведущий: (слайд 1)

Да, верно, мы с вами сегодня поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. Мы знаем, что осень — горячая пора для тех, кто убирает урожай. А какие дары нам ещё приносит осень, мы узнаем из песни.

Песня «Что нам осень принесет»

Что нам осень принесёт?

Что нам осень принесёт?

— Яблоки румяные, сладкий мёд,

Яблоки румяные, сладкий мёд.

2

Что нам осень принесёт?

Что нам осень принесёт?

— Разных овощей полный огород,

Разных овощей полный огород!

3

Что нам осень принесёт?

Что нам осень принесёт?

— Золотого хлебушка на весь год,

Золотого хлебушка на весь год!

Ведущий: Посмотрите, у меня на тарелке кусочек чёрного и кусочек белого хлеба. Как же он здесь появился, послушайте:

(отрывок из стихотворения «Хватит всем зерна теперь!» Нонна Журавлева-Гросс)

Золотистую пшеницу

Зернова сотрут в мучицу.

Из муки замесим тесто,

В формочках, в печи ей место.

Подрумянился, окреп

В жаркой печке вкусный хлеб.

Есть такие слова:

«Он — всему голова!»

Хрустящей корочкой одет

Очень мягкий белый хлеб.

Ведущий: Скажите мне, ребята, что можно назвать хлебом?

Ответы детей: (хлеб, булка, буханка, батон, пирог).

Ведущий: Умницы! Чтобы узнать всю правду о хлебе, сейчас мы с вами сыграем в игру «Расскажи о хлебе?».

Дидактическая игра: «Расскажи о хлебе?»

 1 часть: (дети отвечают на вопрос «Какой бывает хлеб?») Подбор прилагательных к существительному «хлеб». (Дети сидят в кругу и передают по кругу мяч и называют слова).

Ответы детей: хлеб свежий, чёрствый, сухой, мягкий, ароматный, воздушный, аппетитный, вкусный, чёрный, белый, ржаной, пшеничный, пышный).

2 часть: (дети отвечают на вопрос «Что делают с хлебом?») Подбор глаголов к существительному «хлеб».

Ответы детей: едят, режут, растят, пекут, заботятся, берегут.

Ведущий: Правильно, ребята, хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин «В», который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Хлеб ценили и восхваляли во все времена, как говорится в одной из пословиц «Без золота проживёшь, а без хлеба нет!».

С давних пор про хлеб писали сказки и складывали стихи.

(1 ребенок читает отрывок стихотворения «Как колосок на стол хлебом пришел» Светлана Богдан):

Хлеб, ребята, берегите!

Никогда им не сорите!

Много рук его растили,

Собирали, молотили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли,

Чтоб для нас испечь полезный

Хлеб душистый и чудесный!

Вот так малый колосок

На стол хлебом прийти смог!

Ведущий: А чтобы урожай был богатым, люди придумывали заклички о дождике и солнышке, чтобы и солнце в меру согревало колоски, и дождик в меру лил.

(дети хором проговаривают заклички)

Закличка «Дождик»

Дети: Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Закличка «Солнышко, выгляни»

Дети: Солнышко, выгляни,

Красное, высвети,

К нам на нивку иди,

Ладить косы и серпы!

Солнышко, оглянись,

Красное, повернись,

Посвети нам в лесок,

Покажи нам грибок!

Ведущий: Ребята, а откуда у вас дома хлеб появляется?

Ответы детей: Его покупают в магазине.

Ведущий: (слайд 2) Что нужно, чтобы испечь хлеб?

(ответы детей)

Ведущий: Все верно ответили. Самый главный ингредиент в хлебе – это мука. А что такое мука, из чего её получают?

Дети: Из зёрен.

Ведущий: (слайд 3) Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Раньше уборкой зерна занимались хлеборобы, а сейчас людям помогают специальные машины. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети: Да, хотим.

Ведущий: (слайд 4)Выращивать и убирать людям хлеб помогает посевная и уборочная техника, трактора и машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?

Дети: Тракторист.

Ведущий: (слайд 5) Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять!

(слайд 6) К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

(слайд 7) Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях.

(слайд 8) А когда зёрна созрели, начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнёр.

Ведущий: Что же делает комбайн?

Дети: Собирает колосья.

Ведущий: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

(слайд 9) Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу.

Ведущий: (слайд 10) Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню.

Ведущий: (слайд 11) Да. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.

Ведущий: (слайд 12) И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины. А сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в зёрнышки.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало».

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Ведущий: (слайд 13) Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Пословиц и поговорок о хлебе очень много, назовите и вы мне пословицы, которые зашифрованы в картинках.

(Ответы детей)

(слайд 14)Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

(слайд 15) Не красна изба углами, а красна пирогами.

(слайд 16)Пот по спине, хлеб на столе.

Ведущий: Очень хорошо! А чтоб узнать, что еще пекут из муки, поиграем в игру «Отгадай загадки». (слайд 17)

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Он бывает с толокном

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает

В печь сперва его сажают

А как выйдет он оттуда

То кладут его на блюдо

Ну, теперь, зови ребят

По кусочку всё съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Бублик)

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)

В нём прослойка – сладкий джем,

Сверху лёгкий белый крем.

И мука в нём – высший сорт,

Получился вкусным … (торт)!

Из муки рассыпчатой,

Сладкое печатное

Формою узорчатой,

Да в печи печёное

Всяк ест с наслаждением

Вкусное …

(Печенье)

Ведущий: (слайд 18) А как все эти продукты можно назвать вместе одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Ведущий: Правильно. Ребята, сейчас мы проверим, кто из вас самый сообразительный и внимательный. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки — нет. Готовы? Начинаем!

Малоподвижная игра «Слушай внимательно»

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь.

Выбирайте, угощайтесь!

Ведущий: Хорошо! А как надо относиться к хлебу? (ответы детей)

А вы и ваша семья как относитесь к хлебу? (ответы детей)

Ведущий: Я хочу, чтобы вы всегда любили хлеб, ценили и берегли его. А мы, взрослые, видели ваше доброе отношение к нему. Согласны? (ответы детей)

Ведущий: Очень хорошо. Чтобы узнать, всё ли вы запомнили, нам поможет игра «От поля до стола».

Дидактическая игра «От поля до стола».

(Дети делятся на подгруппы и соревнуются, кто быстрее и верно разложит карточки с этапами получения хлеба).

Ведущий:

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

„Хлеб всему голова!“ —

В поле, в доме, в державе!

Дети встают в хоровод, танцуют и исполняют песню «Песенка о хлебе».

Песня «Песенка о хлебе».

Сеют в поле зёрна

Раннею весною,

А над ними светит

Солнышко родное.

На ветру весёлом

Зашумят колосья,

Будет урожайной

Золотая осень!

И зерно в амбары

Потечёт рекою,

И его машины

Сделают мукою.

На заводе пекарь

Хлеб спечёт с любовью,

Скажет он ребятам:

«Ешьте на здоровье!»

Ведущий (зазывает детей на выставку хлеба и хлебобулочных изделий):

 Слушай, маленький народ!

В гости выставка зовет:

Балалаечки играют,

Посмотреть всех приглашают.

И гармошка заливается,

Веселить народ старается.

Хоровод и тут, и там…

Рада выставка друзьям!

Литература:

  • Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 — 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Емельянова Э.Л. — Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
  • Митяев А. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.
  • Пословицы и поговорки о хлебе.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
  • Яшин А. «Свежий хлеб». Годы жизни. Избранные стихотворения. Москва: Художественная литература, 1961.

Приложение 1

Презентация «Хлеб – всему голова!»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

3

c H6wCoKYdM

DSCN5190

DSCN5195

DSCN5202

DSCN5207

Автор:

Малыгина Наталья Михайловна,

воспитатель

МАДОУ Боровский детский сад «Журавушка»

Цель:

Сформировать бережное, уважительное отношение к хлебу и людям, его вырастившим.

Задачи:

Расширять знания детей о значении хлеба, показать, каким трудом добывается хлеб для народа и для каждого из нас.

Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение.

Формировать умение работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации хлебобулочных изделий и сельскохозяйственной техники. Ломтик черного хлеба, каравай. Карточки с изображением профессий людей, в том числе, связанных с хлебом, ноутбук, презентации, музыка. Мука, соль, сахар, вода, скалки, клеенки, поварские колпаки, фартуки.

Предварительная работа: чтение стихов, пословиц, рассказов о хлебе, просмотр видеофильма.

Приглашенные: мама ребёнка, работающая пекарем в пекарне ООО «Абсолют».

Ход деятельности:

1.

Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,

И на ребят, почти не глядя, к той булке руку протянул.

«Ты – кто такой?» — спросили дети, забыв на время про футбол.

«Я – пекарь!» — человек ответил и с булкой медленно ушёл.

Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.

2. Обсуждение увиденного детьми (проблемной ситуации)

Воспитатель: Ребята, а что же здесь сейчас произошло? Как поступили мальчики? А как бы вы поступили, если бы увидели такое? Прошли бы мимо? Что бы вы сказали мальчикам? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, правильно ребята, хлеб надо беречь, он – наше богатство.

Ребята, а как вы думаете, где и откуда берется хлеб?

Ответы детей: Покупают в магазине, пекут в хлебопечке, выращивают в поле …..

3. Рассказ воспитателя с использованием видеопрезентации и музыки.


    Издавна кормит людей матушка-земля. Во все времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось и так, что вместе со съедобными грибами и травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зёрнышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом месте вскоре колоски вырастут. Каша из этих зёрен получалась вкусная, лепёшки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально сажать зёрна.

Трудно, ребята, достаётся хлеб. Много людей помогает ему в этом: о тот, кто пашет землю, сеет, убирает, и тот, кто потом печёт хлеб. Без хлеба нет жизни. Хлеб кормит. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

(Звучит тревожная, печальная музыка (минусовка) группы «Ветер надежды» — «Дети блокады», слайды «Блокадный хлеб»)

Но было, ребята, время, когда кусочек хлеба был на вес золота. И далеко не каждый день он появлялся на столе. Велико  значение хлеба для народа во время Великой отечественной войны, тогда хлеб давали по маленькому кусочку (125 гр.) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь!  Посмотрите, ребята, насколько это мало.  (Дети бережно передают друг другу кусочек чёрного хлеба).


4. Воспитатель: У русского народа есть много пословиц о хлебе. Ребята, а какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Ответы детей: Хлеб всему голова.

 Хлеб да вода – богатырская еда.

 Хлеб – батюшка, водица – матушка.

 Плох обед, коли хлеба нет.

 Хлебушко – калачу дедушка.

Много снега – много хлеба.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

Будет хлеб, будет и обед.

Воспитатель: Молодцы, замечательные пословицы знаете.

5. Исследовательская деятельность.

Воспитатель обращает внимание детей на «букет» из колосьев ржи и пшеницы.  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот необычный букет. Он давно уже находится у нас в группе, но вы, наверное, не обращали на него особого внимания.

Предлагается рассмотреть букет. Ребята, из чего он состоит?

Ответы детей: (Из колосков, из колосьев хлеба…)

Воспитатель: Правильно, из колосков хлеба. А все ли колоски одинаковые? Давайте мы с вами рассмотрим их.

Дети рассматривают колосья, сравнивают их: одни колоски имеют длинные усики, а у других их нет, одни – короче, другие – длиннее, одни колосья —  толще, другие тоньше … .


Воспитатель: Ребята, а после созревания зёрнышки из колоска вываливаются, это означает, что колосок созрел. Предлагаю рассмотреть зёрна, для этого можно пользоваться лупой. На что они похожи? Какие они по форме?

Ответы детей: Одни зёрна– длинные и продолговатые, другие – овальные, пузатые.

Воспитатель: Ребята, понюхайте, а пахнут ли зёрна хлебом?

Ответы детей: Нет, не пахнут….

Воспитатель: А чем они пахнут?

Ответы детей: Землёй, солнцем, ветром, травой …..

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы – настоящие исследователи!

А чтобы  каждый день у нас с вами на столе был душистый, свежий хлеб, такое маленькое зёрнышко должно проделать огромный путь, и помогают ему в этом люди разных профессий.

6. Дидактическая игра «Профессии людей, связанные «с хлебом».

Ваша задача – отобрать карточки с изображением профессий людей, которые помогают появиться хлебу на нашем столе.

(Дети отбирают необходимые карточки и объясняют свой выбор)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому и относиться к нему следует бережно.

7. Знакомство с мамой-пекарем, виртуальная экскурсия в пекарню ООО«Абсолют»

Ребята, хотите, я вам открою секрет? У Маши мама – пекарь, она работает в пекарне ООО «Абсолют», они каждый день для нас пекут хлеб, булочки, коржики, печенье. Познакомьтесь, пожалуйста, с Еленой Владимировной. (Используя слайды, мама проводит виртуальную экскурсию в пекарню, рассказывает об основных этапах изготовления хлеба).


Ребята, а вы хотите побыть в роли пекарей? Тогда надевайте, пожалуйста, фартучки и колпачки, а Елена Владимировна поможет нам замесить тесто. У вас на столах для каждого приготовлена чашечка, в которой есть мука, нужно добавить воду, соль, сахар и замесить тесто. (Лепка хлебобулочных изделий под спокойную музыку, показ слайдов «Выпечка хлебобулочных изделий в ООО «Абсолют»).


После того, как тесто готово, предложить ребятам придумать свои самые необыкновенные булочки, рогалики.

Обратить внимание детей на то, что образцы готовых изделий мы пошлём технологу ООО «Абсолют», и возможно воспользовавшись их образцами, пекари испекут новый вид булочек.

 

8. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, а если бы сейчас вашу булку бросили на пол и стали пинать. Вы бы промолчали, прошли мимо?

Ответы детей: Нет, не прошли бы мимо, остановили бы хулиганов, объяснили, что хлеб надо беречь, это – наше богатство, он очень трудно достаётся.

Воспитатель: Да, ребята, я очень надеюсь, что вы не прошли бы мимо, встретив таких хулиганов. Ведь мы с вами сегодня убедились, как много труда, сил надо затратить, чтобы получить хлеб.

Воспитатель: Ребята, а Елена Владимировна пришла к нам в гости не с пустыми руками, принесла гостинец – каравай, испеченный в пекарне «Абсолют». Посмотрите-ка скорее, какой он пышный, румяный, с хрустящей корочкой, а запах-то какой!

Мама приглашает детей отведать каравай: «Хлеб-соль, ребята! По русскому обычаю угощаю вас хлебом-солью!» (Дети с удовольствием пробуют каравай, благодарят маму за угощение).

Список использованной литературы:

1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.

2. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.

3. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,  2005.

4. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и действовать, М.: «Просвещение», 2004.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

автор: Шаповалова Элла Павловна

музыкальный руководитель МДОУ “ЦРР детский сад №151” города Магнитогорска Челябинской области

Сценарий праздника “Как хлеб на стол пришел”

Как хлеб на стол пришел!

Праздник для детей подготовительной группы

Цель: прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, бережное отношение к хлебу, помнить о цене хлеба, ведь с этого  и начинается воспитание любви к Родине.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область “Познавательное развитие”

  • Знакомство с профессиями, связанными с производством хлеба.
  • Сформировать систему знаний о приготовлении хлеба, представления о том, как выращивают хлеб.

Образовательная область “Речевое развитие”

  • Развивать и обогащать речь детей, умение поддерживать диалог с взрослыми и со сверстниками.

Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”.

  • Приобщать детей к родной культуре.
  • Формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”

  • Формировать умение ценить и любить нелегкий труд людей хлеборобов.
  • Развивать чувство патриотизма к своей стране, краю, народу.
  • Формировать умение выразительно читать стихотворения.
  • Познакомить с последовательностью трудовых действий, народными традициями.

Образовательная область “Физическое развитие”

  • Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать грациозность, выразительность движений.

Предварительная работа:

  • Знакомство с традициями и культурой русского народа.
  • Беседы с детьми, чтение стихотворений, рассказов, сказок, пословиц и поговорок о хлебе.
  • Просмотр презентации “Откуда хлеб пришел”.
  • Просмотр слайдов и мультфильмов о хлебе.
  • Рассматривание иллюстраций по темам «Труд хлебороба», «Труд пекаря»

Материалы и оборудование.

  • Оформление зала по теме “Хлеб”.
  • Колоски, каравай, рушник.
  • Костюмы русские народные.
  • Ноутбук, проектор.

Музыкальное сопровождение.

  • Музыка “Хлеб да соль”.
  • Песня “Земля хлебами славится”.
  • Песня “Расти колосок” (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).
  • Танец с колосками под музыку “Ой ты, рожь”.
  • Песня “Пых-пых, Самовар” (минус).

Ход праздника.

Дети входят в зал под песню «Хлеб да соль». Встали полукругом. В центре – ребенок с караваем.

Ребенок 1:

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души, 
С уважением большим,

То гостей таких встречаем
С круглым белым караваем.
С караваем соль подносим,
Поклоняясь отведать просим
– Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Ребенок передает каравай родителям.

Вед.

Хлеб – какое короткое, но важное слово. Как много труда вложено в это слово. Каждый из нас каждый день его видит дома, в магазине. Мы привыкли к тому, что он есть всегда. Что же такое хлеб?

Дети:

1.Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Это – хлеб.(все вместе)

2.Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Это – хлеб.

3.Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Это – хлеб.

4.Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Это – хлеб.

Вед.

Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!

Песня «Колосок»

(дети садятся на стульчики)

Вед. А сейчас проведем небольшую викторину.

  1. Назовите, какие хлебобулочные изделия вы знаете?

(хлеб белый, черный, ватрушки, пирожные, пироги, пряники,  сухари)

  1. Из чего выпекается хлеб? (из муки, добавляется вода, яйца)
  2. Чем ценится хлеб? (в хлебе много витаминов, полезных веществ)

Верно,  хлеб необходим для человека. В народе говорят «Без хлеба нет обеда». Нужны нам и мясо, и фрукты,

Однако, коль строго судить.

Жить можно без многих продуктов-

Без хлеба вовек не прожить.

Вед.Ребята, а как же получается такой душистый и ароматный хлеб?

А все начинается с этого маленького зернышка. (показывает зерна)

Сколько в это зернышко

Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.

Танец с колосками.

Вед. Летом выросли колоски и начинается самая горячая пора. Колосья нужно скосить, обмолотить, посушить. Затем зерно перевозят на мельничные заводы, где зерно превращают в муку. Потом муку ссыпают в мешки и везут в пекарни.  Вот здесь и получаются такие прекрасный, душистый, вкусный хлеб.

А какие вы знаете пословицы о хлебе?

Хлеб всему голова

Хочешь есть калачи-не сиди на печи.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба ни куска, и стол-доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Береги хлеб-он наше богатство.

Вед. В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек! Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки и травы. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали людям выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас ветераны войны очень трепетно относятся к хлебу, никогда его не выбрасывают.

Ведущий показывает 125 г хлеба.

Вед. В наше время хлеба много, его всегда можно купить. Наверное поэтому многие взрослые и дети выкидывают хлеб в мусорное ведро, бросают  на дорогу. Этого делать нельзя, ведь хлеб это великая ценность, которую нужно беречь.

Дети:

1.Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года,

Хлеб- это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

2.В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Коли ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».

песня

Вед. Мы сегодня с вами будем лепить изделия из соленого теста. (на столах приготовлены: соленое тесто, скалки). А наши повара испекут нам настоящий пирог, пока мы готовим булочки из соленого теста. (приглашают родителей)

Вед. (держит испеченный пирог)

Вот он-хлебушко душистый

Вот он теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

Дети:

1.В нем-здоровье наша, сила

В нем чудесное тепло

Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

2.Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

  1. В нем-Земли родимой соки

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки

Вырастай богатырем

4.Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил

Не жалел трудов и сил!

Вед. А сейчас мы приглашаем родителей на чаепитие.

Дети выходят из зала под песню «Самовар»

Загадки по теме праздника:

Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я один тебя не съем,

Разделю ребятам всем.  (Бублик)

В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто-

Есть мясо или капуста. (Пирожок)

Это хлеб, он он не наш,

Называется …(лаваш)

Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Озерко молочное,

Берега калачные. (Ватрушка)

Кольцо непростое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Баранка)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения антинаркотической акции
  • Сценарий про хатынь
  • Сценарий про спортивное мероприятие
  • Сценарий проведения алло мы ищем таланты
  • Сценарий про флаг россии