Сценарий про кутузова

Методическая разработка внеклассного мероприятия "М.И. Кутузов" в форме игры. Рассчитана на команды старшеклассников, но в мероприятии могут быть задействованы обучающиеся разных параллелей, начиная с

Международный конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Методическая разработка внеклассного общешкольного мероприятия

«Фельдмаршал М.И.Кутузов».

(игра)

                                                                                      Выполнила: Дорофеева Ольга Юрьевна

                                                                                      учитель истории и обществознания

                                                                                      БОУ г. Омска «Лицей «Бизнес и

                                                                                      информационные технологии»

Омск 2012 г.

Комментарии:

Мероприятие предназначено для проведения в актовом зале школы и проходит в форме игры команд. Формируется три команды старшеклассников (придумывают названия и представление команд), которые заранее готовятся к игре, знакомятся с учебным и дополнительным материалом из жизни М.И.Кутузова. К участию в мероприятии привлекаются обучающиеся разных параллелей, таким образом можно охватить большое количество участников. На обдумывание и обсуждение ответа команде даётся одна минута ( ответы записываются  и помощники передают их жюри для оценивания). Жюри оценивает ответы команд. Подсчёт баллов ведётся необычным способом. Команда  за правильный ответ получает очередное звание и продвигается по службе. Таким образом, если ответить правильно на все вопросы, то можно дослужиться до генерал — фельдмаршала. Заодно происходит знакомство с воинскими званиями периода Отечественной войны 1812 г. Таблица воинских званий  армейской пехоты  1800-1826 г.г. — Приложение №2 и в Презентации.

Цели:

— усвоить, расширить, углубить и закрепить знания по теме;

— развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности обучающихся;

— повышать интерес к русской истории, воспитывать чувства патриотизма, гордости и любви к Отечеству на исторических примерах.

Задачи:

формирование умения общаться в коллективе;

— формирование чувства ответственности за коллективное дело;

— вовлечение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность;

— повышение интереса к русской истории.

Оборудование:

— компьютер;

— интерактивная доска или экран для демонстрации презентации.

Звучит песня А. Розенбаума «Баллада 1812 г».

1 слайд.

Ход мероприятия.

Ведущий (можно 2 ведущих):

— « Этот человек есть не частное явление, а один из выразителей сущности народной жизни, один из представителей нравственного могущества своего народа, не Михаил и не Илларионович, а просто Кутузов – имя символическое, из собственного сделавшееся нарицательным».

    Так писал о Кутузове В. Г. Белинский.

2 слайд.

Наша игра  посвящается  в честь памяти этого человека.

 Условия игры: См. выше.

Команда – победитель получает внеочередное звание «Генерал-фельдмаршал»

3,4,5 слайды.

— Михаил Илларионович Кутузов родился 16 сентября 1745 года в Петербурге. Он происходил из старинного рода, известного в России с древних времён. Род Кутузовых играл видную роль в русской истории. Ещё в XIII веке один из предков              М.И.Кутузова, по имени Гавриил сражался под знамёнами Александра Невского. В период образования и укрепления Русского централизованного государства Кутузовы занимали видные государственные и военные должности. Отец М.И.Кутузова – Илларион Матвеевич был крупным военным инженером. Но, как известно, Кутузов носил двойную фамилию. Она образовалась ещё в XV в. 0дному из Кутузовых, а именно Василию в народе дали прозвище.

Вопрос 1.

— Назовите  прозвище от которого произошла вторая часть фамилии Кутузова.

Ответ: «Голенище» — Голенищев – Кутузов.

Ведущий:

— Прозвища на Руси были  распространённым явлением. Очень метко сказал по этому поводу Николай Васильевич Гоголь: « Выражается сильно российский народ: и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему и в род и в потомство, утащит он его с собой и на службу,  и в отставку,  и в Петербург, и на край света».

  К военной деятельности Михаила Кутузова готовили с ранних лет. Мальчика можно было определить в одно из четырёх существовавших тогда военно-учебных заведений.

Вопрос 2.

В какое учебное заведение был отдан М. Кутузов:

— Сухопутный кадетский корпус;

— Морской кадетский корпус;

— Артиллерийская школа;

— Инженерная школа.

Ответ: На семейном совете решили отдать его в Инженерную школу.

Ведущий:

— В Инженерной школе Кутузов получил основательную подготовку. Своими обширными познаниями он в последствии поражал окружающих. В его формулярном списке записано: « Грамоте читать и писать по- российски  умеет, французский и немецкий языки, то ж геометрию и часть алгебры, механики, фортификации и артиллерию знает».

В 1759 г. Кутузов досрочно закончил курс обучения.

Вопрос 3.

— Чем занимается Кутузов после окончания Инженерной школы?

Ответ: Полтора года Кутузов преподаёт математику.

Ведущий:

— Однако для молодого, энергичного М.Кутузова перспектива преподавателя школы оказалась не особенно привлекательной. Более сильным было желание посвятить всю свою жизнь военному делу. В июне 1761 г. по его настоятельной просьбе он был направлен на строевую службу.

Вопрос 4.

— Где начинал военную службу М.Кутузов.

Ответ: В Астраханском полку под Петербургом.

Ведущий:

— С первых шагов своей военной деятельности М.И. Кутузов очутился в гуще крупных военных событий. В то время ещё шла Семилетняя война 1756-1763 г.г. Через несколько лет после её окончания Россия вступает в войну с Турцией. Русско-турецкая война 1756-1763 г.г. явилась важным этапом в военной биографии М.И.Кутузова. Он участвовал во многих сражениях. Во время одной из атак Кутузов был тяжело ранен: пуля ударила ему в левый висок и вылетела у правого глаза. В память об этом бое и ранении Кутузова недалеко возле Алушты у дороги, ведущей в Симферополь, установлена мемориальная доска. Врачи считали рану смертельной, но Кутузов выжил. Получив отпуск по болезни, он отправился за границу на лечение. Екатерина II, знавшая лично Кутузова, говорила: « Надобно беречь Кутузова; он у меня будет великим генералом».

  Кутузов участвовал во всех основных сражениях. Он приобрёл большой и всесторонний опыт, проявил себя искуснейшим мастером вождения войск, прокладывающим новые пути в области военного дела. Истинный талант полководца проявился в Отечественной войне 1812 г. Но первая встреча Кутузова со своим основным противником Наполеоном произошла раньше.

Вопрос 5.

— Назовите это сражение.

Ответ: Аустерлицкое сражение 1805 г. на территории  Австрии.

Слайд 6.

Краткое сообщение об Аустерлицком сражении делает один из учеников.

Ведущий:

 — Но пришёл 1812 г. «Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Наполеон! Он принёс миру горе, смерть, разрушение. Жалкий человек. Чего он хочет?

Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?  

Слайд 7.

Театрализация.

Наполеон:

 В Европе я сыскал славу непобедимого.

На пути к мировому господству осталась одна Россия.

Я раздавлю её.

Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги,

Если я возьму Петербург, то возьму Россию за голову

Если возьму Москву, то поражу её в самое сердце.

Итак – Москва.

Ведущий:

— А в это время русская армия отступала с тяжёлыми боями.

Вопрос 6.

Назовите командующих трёх русских армий.

Ответ: Барклай-де-Толли, Багратион, Тормасов.

Слайд 8.

Вопрос 7.

А чем в это время занят М.И.Кутузов?

Ответ: Организовывал Петербургское ополчение.

Ведущий:

Между тем, обстановка на театре военных действий становилась всё напряжённее. Жизнь требовала назначения единого главнокомандующего. Решение этого главного вопроса царь Александр I  возложил на Особый комитет.

Вот его решение:

Зачитывает ученик:

 Указ правительствующего Сената А.И.Горчакову о назначении М.И.Кутузова главнокомандующим всеми армиями 8 августа 1812 года:

« Нашему генералу от инфантерии князю Кутузову всемилостивейше  повелеваем быть главнокомандующим над всеми армиями нашими, с присвоением к сему званию преимуществами последними узаконениями».

Ведущий:

Прибыл М.И.Кутузов в армию 17 августа 1812 г.

Вопрос 8.

— Сколько лет ему тогда было?

Ответ: Ему шёл 68 год.

Выступает ученик:

— Вдруг электричеством пробежало по армии известие о прибытии нового главнокомандующего, князя Кутузова. Минута радости была неизъяснима. Имя этого полководца произвело всеобщее воскрешение духа в войсках, от солдата до генерала. Все, кто мог, летели на встречу почтенному вождю принять от него надежду на спасение России.

Ведущий:

— Известие о назначении Кутузова главнокомандующим было встречено в войсках с большим энтузиазмом. Кутузов решил применить качественно иную форму борьбы, сочетая действия регулярной армии и партизанских отрядов.

Вопрос 9.

— Назовите известных вам героев партизанского движения. (Не менее 5-ти)

Ответ: Д.В.Давыдов, А.Н. Сеславин, А.С. Фигнер, Н. Дурова, Г.Курин, В.Кожина.

Ведущий:

Если Наполеон стремился добиться победы одним ударом в генеральном сражении, то Кутузов противопоставил ему другую стратегию – это целая система отдельных сражений, активная оборона с последующим переходом в контрнаступление. Настроение русских солдат выражено в этих стихах:

Читает 1-й ученик:

Друзья, бодрей! Друзья, смелей!

Не до покоя нам!

Идёт злодей, грозит злодей

Москвы златым верхам!

Там в пепле край, вот в Божий храм

С конём вломился враг!

Тут лечь костьми, тут биться нам:

До града предков – шаг!

Читает ученик:

Да! Были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля,

Не будь на то господня воля

Не отдали б Москвы.

Вопрос 10.

— О каком поле идёт речь? Когда состоялось на нём сражение?

Ответ: Бородино. 26 августа 1812 г.

Слайд 9.

Театрализация.

Наполеон:

— Из всех моих сражений самое ужасное, то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.

Ведущий:

— В боях Наполеон потерял 58, 5 тыс. солдат и офицеров. Потери русской армии были не на много меньше – 44 тысячи. Только в Бородинском сражении русская армия потеряла около тысячи офицеров и 23 генерала. Во время сражения был смертельно ранен один из командующих русской армии, прославленный полководец, ученик Суворова.

Вопрос 11.

— Назовите имя этого полководца.

Ответ: П.И. Багратион.

Слайд 10.

Ведущий:

— Ввиду больших потерь и принимая во внимание, что у Наполеона остался нетронутый резерв (Старая гвардия), Кутузов приказал утром 27 августа отойти с поля сражения. Армия подошла к Москве. Здесь решалась судьба войны.

Театрализация.

Сценка: Кутузов, Бенигсен, Ермолов, Барклай-де- Толли.

Кутузов:

— Прошу садиться, господа. Бенигсен едет…

Бенигсен: (быстро входя)

— Прошу извинить, Ваша светлость. Итак: я позволю себе предложить вопрос: выгоднее ли сразиться под стенами священной Москвы или оставить её неприятелю?

Кутузов:

— Вопрос Ваш, барон, по меньшей мере неуместен… Положение слишком серьёзно, чтобы решать его наобум. Участь не только армии, Москвы, но и всей России зависит от решения сего вопроса.

Бенигсен:

— Извините, князь… Я очень знаю… Но я желал…

Кутузов:

—  Армия вверена Государем мне… Прошу того не забывать…

Позиция наша на Воробьёвых горах выбрана крайне невыгодна. Если неприятель опрокинет наши передовые линии – вся наша армия будет уничтожена до последнего человека.

Господа! Думаю, что нам придётся сдать столицу.

Барклай-де Толли:

Потеряв этот город, мы сохраним армию.

Ермолов:

— И вы говорите —  этот город, —

Да, этот город – сердце России,

Её священная столица.

Умереть каждому, но отстоять столицу.

Кутузов:

— Волею, данною мне государем и отечеством, приказываю отступать! Потеря Москвы не есть ещё потеря России. Сохраним армию, спасём и Россию. Приказываю отступать.

Вопрос 12.

О каком событии идёт речь?

Ответ: Совет в Филях.

Слайд  11.

Ведущий:

— На следующий день русская армия вышла из Москвы.

Слайд 12.

Читает ученик:

Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля.

Нет не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не священный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Ведущий:

— Вечером того же дня проходящие войска заметили огромное зарево, поднявшееся над Москвой. Кутузов пил чай и беседовал с крестьянами, когда ему сообщили о пожаре. Помолчав, он сказал: «Жалко это, правда, но подождите, я ему голову проломаю».

Читает ученик:

Солдатская песня 1812 г.

(Сложена в лагере Кутузова при Тарутине)

Хоть Москва в руках французов

Это, братцы, не беда;

Наш фельдмаршал князь Кутузов,

Их на смерть впустил сюда!

Вспомним, братцы, что поляки

Встарь бывали также в ней;

Но не жирны кулебяки –

Ели кошек и мышей!

Свету целому известно

Как платили мы долги;

И теперь получат честно

За Москву платёж враги.

Побывать в столице – слава,

Но умеем мы отмщать;

Знает крепко то Варшава

И Париж то будет знать!

Ведущий:

Москва горела шесть дней. Погибло три четверти городских построек. Пожар уничтожил продовольственные склады. Французская армия оказалась на грани голода.

Слайд 13.

Театрализация.

Сценка: Кутузов, французский граф Лористон.

Лористон:

— Ваше превосходительство! Я уполномочен своим императором предложить вам перемирье. Пора прекратить это ужасное кровопролитие. Пора кончать войну.

Кутузов:

— Пора кончать, говорите! А мы, граф, войну ведь только начали! Да, только начали!

Лористон:

— Но война ведётся варварскими способами со стороны русских!

Кутузов:

— Варварскими! Не Россия, граф, начала войну сию. Бонапарт не объявляя войны вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из неё.

Ведущий:

— Приближались холода и Наполеон понимал, что зимовать на московском пепелище было бы безумием. В начале октября у села Тарутина  произошло сражение между французским авангардом и частями русской армии. Французы отступили с большими потерями. Будто бы для того, чтобы «наказать»  русских, Наполеон 7 октября вывел свою армию из Москвы. Передовые части двух армий встретились у Малоярославца. Перед Наполеоном встал вопрос, давать ли генеральное сражение или отступать. На этот раз непобедимый Наполеон не стал искушать судьбу и дал приказ отступать.

Вопрос 13

По какой дороге пришлось вести отступление Наполеону?

Ответ: По старой, разорённой Смоленской дороге.

Слайд 14.

Ведущий:

— А дальше была Березина, гибель армии. Война закончилась за полным истреблением неприятеля. Слава русскому воинству! Но дойти до Парижа Кутузову не было суждено. Чрезмерное напряжение, непрерывная, полная лишений походная жизнь не могли не подорвать силы и здоровье Михаила Илларионовича.

Вопрос 14.

— Когда оборвалась жизнь Великого полководца?

Ответ: 28 апреля 1813 г.

Вопрос 15

— Где похоронен М.И Кутузов?

Ответ: Гробница Кутузова находится в Казанском соборе в Петербурге.

Слайд 15.

Читает ученик:

К тени полководца.

А.С. Пушкин.

Перед гробницею святой

Стою с поникшею главой…

Всё спит кругом: одни лампады

Во мраке храма золотят

Столпов гранитные громады

И их знамён нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,

Сей идол северных дружин,

Маститый страж страны державной,

Смиритель всех её врагов,

Сей остальной из стаи славной

Екатерининских орлов.

В твоём гробу восторг живёт!

Он русский глас нам издаёт;

Он нам твердит о той године,

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!»

Ты встал и спас…

Жюри подводит итог и награждает команду- победителя.

Звучит – Чайковский «Увертюра 1812 г.»

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Автор материала (ФИО)

Дорофеева Ольга Юрьевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение

БОУ города Омска «Лицей «Бизнес и информационные технологии»

Название материала

М.И.Кутузов (Внеклассное мероприятие)

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

Текстовый документ с презентацией

Цели,

Задачи материала

— усвоить, расширить, углубить и закрепить знания по теме;

— развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности обучающихся;

— повышать интерес к русской истории, воспитывать чувства патриотизма, гордости и любви к Отечеству на исторических примерах.

формирование умения общаться в коллективе;

— формирование чувства ответственности за коллективное дело;

— вовлечение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность;

— повышение интереса к русской истории.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет — источники

— Н.А. Троицкий «Фельдмаршал Кутузов. Мифы и факты». 2003 г.

-Ф.М. Сидельников «Жизнь фельдмаршала Кутузова» 2007 г.

-Б.А. Сеченов « Поэзия на уроках Отечественной истории». 1999 г.

Учебники по Отечественной истории.

Гордость России —

Михаил Илларионович Кутузов

Методическая разработка классного

часа для обучающихся 8 класса

Коваленко Татьяна Дмитриевна педагог-психолог

Место работы: ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г. Донецка

Классный час

« Гордость России — Михаил Илларионович Кутузов»

Цель:

Формирование патриотического отношения к боевым событиям и историческим лицам в истории нашей страны.

Задачи:

1. На примере жизни и деятельности М. И. Кутузова воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, гордость за героические подвиги русского народа.

2. Развивать познавательную активность обучающихся к истории и историческим лица.

3. Развивать долговременную память, монологическую речь, умение находить из разных источников необходимый материал.

Оборудование:

Репродукции картин:

  1. Портрет М.И. Кутузова Д. Доу, 1829;

  2. М.И. Кутузов. По рисунку Харпвуда, 1813;

  3. Кутузов во время Бородинской Битвы. А. Шепелюк, 1951;

  4. Военный совет в Филях. А.Д. Кившенко

Предварительная работа:

Обучающимся было дано задание подготовить выступления по темам:

  1. «Военные заслуги М. И. Кутузова»

  2. «Память о народном полководце».

Ход мероприятия:

I этап. Биография М. И. Кутузова.

Выступление учителя с показом репродукций картин.

2012 год указом президента РФ Д.А. Медведевым объявлен годом истории. В этом году исполняется 200 лет победе русской армии в Отечественной войне 1812 года, победу русская армия одержала под руководством Михаила Илларионовича Кутузова. Этой выдающейся исторической личности и посвящается классный час.

Михаил Илларионович Голенищев — Кутузов родился в 1745 году. С семи лет Михаил обучается дома, в июле 1759 года отдан в Дворянскую Артиллерийскую и Инженерную школу, где преподавал артиллерийские науки его отец. Уже в декабре того же года Кутузову дают чин кондуктора 1-го класса с приведением к присяге и назначением жалованья. Способный юноша привлекается для обучения офицеров. В феврале 1761 года Михаил окончил школу и с чином инженер-прапорщика был оставлен при ней для обучения воспитанников математике. Расторопно управляя канцелярией Михаил, сумел быстро заслужить чин капитана в 1762 году. В том же году назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, которым в это время командовал полковник А. В. Суворов.

В 1770 году был переведён в 1-ю армию генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева, находившуюся на юге, и принял участие в начавшейся в 1768 году войне с Турцией.

Большое значение в формировании Кутузова как военачальника имел боевой опыт, накопленный им в период русско-турецких войн 2-й половины XVIII века под руководством полководцев П. А. Румянцева и А. В. Суворова. В период русско-турецкой войны 1768-74 гг.

В 1772 году произошёл случай, оказавший, по утверждению современников, большое влияние на характер Кутузова. В тесном товарищеском кругу 25-летний Кутузов, умеющий подражать манере поведения, позволил себе передразнить главнокомандующего Румянцева. Фельдмаршал узнал об этом, и Кутузов отправлен переводом во 2-ю Крымскую армию под командованием князя Долгорукого. С того времени у него выработались сдержанность и осторожность, он научился скрывать мысли и чувства, то есть приобрёл те качества, которые стали характерными для его будущей полководческой деятельности.

В июле 1774 Девлет Гирей высадился с турецким десантом в Алуште, однако туркам пройти вглубь Крыма не позволили. 23 июля 1774 года в сражении у деревни Шума севернее Алушты трёхтысячный русский отряд разгромил главные силы турецкого десанта. Кутузов, командовавший гренадерским батальоном Московского легиона, был тяжело ранен пулей, пробившей левый висок и вышедшей у правого глаза, который «искосило», но зрение сохранилось, вопреки расхожему мнению.

По возвращении в Россию с 1776 вновь на военной службе. В ноябре 1784 получил чин генерал-майора после успешного подавления восстания в Крыму. С 1785 был командиром им же сформированного Бугского егерского корпуса. Командуя корпусом и обучая егерей, он разработал для них новые тактические приёмы борьбы и изложил их в особой инструкции.

Успешно участвовал в русско-турецкой войне, в русско-польской войне. В 1795 был назначен главнокомандующим над всеми сухопутными войсками, флотилией и крепостями в Финляндии и одновременно директором Сухопутного кадетского корпуса. Многое сделал для улучшения подготовки офицерских кадров: преподавал тактику, военную историю и другие дисциплины. Екатерина II ежедневно приглашала его в своё общество, он провел с ней и последний вечер перед её кончиной.

В 1804 г. Россия вошла в коалицию для борьбы с Наполеоном, и в 1805 русское правительство послало в Австрию две армии; главнокомандующим одной из них был назначен Кутузов. В сентябре 1806 Кутузов назначен военным губернатором Киева. В марте 1808 Кутузов был направлен командиром корпуса в Молдавскую армию, однако ввиду возникших разногласий по вопросам дальнейшего ведения войны с главнокомандующим генерал-фельдмаршалом А. А. Прозоровским в июне 1809 Кутузова назначили литовским военным губернатором.

В 1811 году, когда война с Турцией зашла в тупик, а внешнеполитическая обстановка требовала эффективных действий, Александр I назначил Кутузова главнокомандующим Молдавской армией вместо умершего Каменского. После успешных для России военных событий, Турция была вынуждена вступить в переговоры.

В начале Отечественной войны 1812 года генерал Кутузов был избран в июле начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. На начальном этапе Отечественной войны 1-я и 2-я Западные русские армии откатывались под натиском превосходящих сил Наполеона. Неудачный ход войны побудил дворянство требовать назначения командующего, который бы пользовался доверием русского общества. Ещё до оставления русскими войсками Смоленска Александр I вынужден был назначить генерала-от-инфантерии Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. За 10 дней до назначения царь пожаловал (29 июля) Кутузову титул светлейшего князя. Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе.

Большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступать вглубь страны, следуя стратегии своего предшественника Барклая де Толли. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7 сентября). За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Баланс сил, очевидно, не сместился в пользу Кутузова. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях (ныне район Москвы), оставил Москву. Тем не менее, русская армия показала себя достойно при Бородино, за что Кутузов 30 августа (11 сентября) произведён в генерал-фельдмаршалы.

Потерпев неудачу в своих попытках заключить мир с Россией, Наполеон 7 (19) октября начал отход из Москвы. Он пытался провести армию в Смоленск южным путём через Калугу, где имелись запасы продовольствия и фуража, но 12 (24) октября в сражении за Малоярославец был остановлен Кутузовым и отступил по разорённой Смоленской дороге. Русские войска перешли в контрнаступление, которое Кутузов организовал так, чтобы армия Наполеона находилась под фланговыми ударами регулярных и партизанских отрядов, причем Кутузов избегал фронтального сражения большими массами войск.

Благодаря стратегии Кутузова огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена. Особо следует отметить, что победа была достигнута ценой умеренных потерь в русской армии. Князь Кутузов, по отзывам современников и историков, ни с кем не делился своими замыслами, его слова на публику часто расходились с его приказами по армии, так что истинные мотивы действий прославленного полководца дают возможность различных толкований. Но конечный результат его деятельности неоспорим — разгром Наполеона в России, за что Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером.

В январе 1813 года русские войска перешли границу и к концу февраля достигли Одера. К апрелю 1813 войска вышли к Эльбе. 5 апреля главнокомандующий простудился и слёг в небольшом силезском городке Бунцлау (ныне территория Польши). Александр I прибыл проститься с очень ослабевшим фельдмаршалом. За ширмами около постели, на которой лежал Кутузов, находился состоявший при нём чиновник Крупенников. Последний диалог Кутузова, подслушанный Крупенниковым и переданный гофмейстером Толстым: «Прости меня, Михаил Илларионович!» — «Я прощаю, государь, но Россия вам этого никогда не простит». На следующий день, 16 (28) апреля 1813, князя Кутузова не стало. Тело его было забальзамировано и отправлено в Санкт-Петербург, где погребено в Казанском соборе.

Михаил Илларионович Голени́щев-Куту́зов (1745—1813) — главнокомандующий русскими армиями во время Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия. В 1812 г. получил чин генерал-фельдмаршала и титул светлейшего князя Смоленского.

II этап. Военные заслуги великого полководца.

Обучающийся 1.

В декабре 1790 отличился при штурме и взятии Измаила, где командовал 6-й колонной, шедшей на приступ. Суворов так изложил действия генерала Кутузова в донесении: «Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, он, преодолел под сильным огнем неприятеля все встреченные им трудности; перескочил чрез палисад, предупредил стремление турок, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями… Генерал Кутузов шёл у меня на левом крыле; но был правою моей рукою.»

После взятия Измаила Кутузова произвели в генерал-поручики, наградили Георгием 3-й степени и назначили комендантом крепости. Отразив попытки турок овладеть Измаилом, он 4 (16) июня 1791 внезапным ударом разгромил 23-тысячное турецкое войско при Бабадаге. В Мачинском сражении в июне 1791 года Кутузов нанёс сокрушительный удар по правому флангу турецких войск. За победу под Мачином Кутузов удостоился ордена Георгия 2-й степени.

Обучающийся 2.

В 1804 г. Россия вошла в коалицию для борьбы с Наполеоном, и в 1805 русское правительство послало в Австрию две армии; главнокомандующим одной из них был назначен Кутузов. В августе 1805 года 50-тысячная русская армия под его командованием двинулась в Австрию. Не успевшая соединиться с русскими войсками австрийская армия была разгромлена Наполеоном в октябре 1805 под Ульмом. Армия Кутузова оказалась один на один с противником, обладавшим значительным превосходством в силах. Сохраняя войска, Кутузов в октябре 1805 г. совершил отступательный марш-манёвр протяжённостью в 425 км от Браунау к Ольмюцу и, нанеся поражение И. Мюрату под Амштеттеном и Э. Мортье под Дюренштейном, вывел свои войска из-под нависшей угрозы окружения. Этот марш вошёл в историю военного искусства как замечательный образец стратегического манёвра.

Обучающийся 3.

В начале Отечественной воны 1812г. большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступать вглубь страны, следуя стратегии своего предшественника Барклая де Толли. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа. За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях, оставил Москву. Тем не менее русская армия показала себя достойно при Бородино, русская армия осталась непобежденной. Был надломлен моральный дух наполеоновской армии и ослаблена наступательная активность, развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Кутузов 30 августа (11 сентября) произведён в генерал-фельдмаршалы.

Обучающийся 4.

М. И. Кутузов стал первым из 4 полных Георгиевских кавалеров за всю историю ордена.

III этап. Кроссворд «Кутузов».

3 5

1

2

4

6

7

К

у

т

у

з

о

в

  1. Именем какого генерала, участника Бородинского сражения названа Курганная батарея? (Раевский)

  2. Учитель и сподвижник М. И. Кутузова. (Суворов)

  3. Автор строк «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (Лермонтов)

  4. Руководил крестьянским партизанским отрядом в Московской губернии. За самоотверженные действия получил орден Георгиевский крест из рук самого Кутузова. (Курин)

  5. Армия противника в Отечественной войне 1812 года (французская).

  6. Награда в честь Кутузова за военные заслуги перед Родиной в период Великой Отечественной войны (орден).

  7. Русский военачальник, генерал, поэт-партизан. Инициатор создания подвижных конных партизанских команд. (Давыдов)

IV этап. Народная память о великом полководце.

Обучающийся 1.

  • Во время Великой Отечественной войны в СССР были учреждены ордена Кутузова 1-й, 2-й (29 июля 1942) и 3-й (8 февраля 1943) степени. Ими награждено около 7 тысяч человек и целые воинские части.

  • В честь М. И. Кутузова был назван один из крейсеров ВМФ.

  • Именем М. И. Кутузова назван астероид 2492 Кутузов.

  • В Москве существуют Кутузовский проспект (проложен в 1957—1963 годах,), Кутузовский переулок и Кутузовский проезд (названы в 1912 году), станция Кутузово (открыта в 1908 году) Московской Окружной железной дороги, станция метро «Кутузовская» (открыта в 1958 году), улица Кутузова.

  • Во многих городах России есть улицы имени Кутузова, есть она и у нас в г. Донецке.

Обучающийся 2.

  • В память о славных победах русского народа великому полководцу М. И. Кутузову воздвигнуты памятники: их насчитывается 17, география расположения обширна: Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Великий Новгород, Калининград, Украина, Польша.

V. Заключительный этап.

Сегодня мы с вами близко познакомились с выдающимся русским полководцем. Закончим наш классный час стихотворением А. С. Пушкина, которое он посвятил М. И. Кутузову. Читает обучающийся.

Перед гробницею святой

Стою с поникшею главой…

Все спит кругом; одни лампады

Во мраке храма золотят

Столпов гранитные громады

И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,

Сей идол северных дружин,

Маститый страж страны державной,

Смиритель всех её врагов,

Сей остальной из стаи славной

Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живёт!

Он русский глас нам издаёт;

Он нам твердит о той године,

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал — и спас…

Внемли ж и днесь наш верный глас,

Встань и спасай царя и нас,

О старец грозный! На мгновенье

Явись у двери гробовой,

Явись, вдохни восторг и рвенье

Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей

Нам укажи в толпе вождей,

Кто твой наследник, твой избранный!

Но храм — в молчанье погружен,

И тих твоей могилы бранной

Невозмутимый, вечный сон…

Список использованной литературы:

1. История. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Издательский дом «Дрофа»,1998.

2. Монахов А.Л. Путеводитель по Музею-панораме «Бородинская битва». – М.: ИФ «СОРЕК-ПОЛИГРАФИЯ», 2004.

3. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т.1. – М.: Художественная литература, 1985.

4. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.1.- М.: Педагогика-Пресс,1990.

5. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.2.- М.: Педагогика-Пресс,1993.

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия; История. – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

7. www.ru.wikipedia.org/wiki/ Кутузов_Михаил_Илларионович.

I. Начало Отечественной войны.

1 чтец: Сегодня мы расскажем вам о войне 1812
года, о тех героических днях, когда весь русский
народ поднялся на борьбу против французских
захватчиков. (Видеоряд).

2 чтец: 1812 год.
Огромная полумиллионная армия французского
императора Наполеона I
напала на нашу Родину.

1 чтец: Наполеон был очень опытным
полководцем. Его армия считалась самой сильной в
мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот
теперь шел на Россию. (Видеоряд).

2 чтец: Утром 23 июня 1812 года у литовской
границы Понемонь Наполеон велел навести мосты на
реке Неман.

1 чтец: На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных
со всей Европы войск, имея 527 орудий, стройными
рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты
над Неманом, ступили в пределы Российской
империи.

2 чтец: На борьбу с врагом вместе с армией
поднялся весь народ.

1 чтец: Началась Отечественная война.

2 чтец: Много мужества, стойкости и великую
сыновнюю преданность Родине проявили наши
прадеды, защищая свою Отчизну.

1 чтец: Непобедимый Наполеон и его
полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие
остатки ее ушли из России.

2 чтец: Но совсем не сразу русские пришли к
славной победе. “Мы долго молча отступали,
досадно было, боя ждали, Ворчали старики…”
Помните, откуда эти строки? Правильно, из поэмы
Михаила Лермонтова “Бородино”.

1 чтец: Давайте же вспомним о тех героических
днях, навсегда оставшихся в памяти русского
народа.

2 чтец: Верста за верстой, верста за верстой
отступают русские. Уже была отчаянная рубка в
селении Мира, 27-28 июня кровопролитный бой у
Салтановки, 16-17 августа – сражение в Смоленске.
(Видеоряд).

1 чтец: Идут они полем, идут они лесом, через
реки, болота, по холмам по низинам, по оврагам
идут. Ропщут солдаты.

Сценка №1. “Солдаты на привале”.

1 солдат: Что мы – зайцы трусливые?

2 солдат: Что – в нас кровь лягушиная?

3 солдат: Где это видано: русский – спиной к
неприятелю!

2 чтец: Рвутся солдаты в бой. Русских армий
две: одной командует генерал Барклай-де-Толли, а
второй – Багратион.

1 чтец: Не дают французы русским возможности
соединиться, хотят разбить по частям.

2 чтец: Понимают русские генералы, что нет
пока сил у русских справиться с грозным врагом.
Сберегают войска. Отводят свои полки.

1 чтец: Главнокомандующим назначен князь
Голенищев – Кутузов. А русское войско все
отступает ввиду троекратного превосходства
неприятеля. (Видеоряд).

2 чтец: Нелегкая жизнь досталась Кутузову.
Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу
Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет.

1 чтец: Много всего позади. Не счесть боев и
походов. Крым, Дунай, поля Австрии, Измаильские
грозные стены. Бой под Алуштой, осада Очакова.

2 чтец: Трижды Кутузов был тяжело ранен.
Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении
Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но
судьба как будто хранила его для чего – то более
важного.

1 чтец: Пора бы уже в отставку, на стариковский
покой, так ведь нет– помнит народ Кутузова. Вот и
сейчас Кутузов в раздумье.

Сценка №2. “Военный маневр”.

Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда
армия отступает.

Непривычно для русских солдат этакое.

Адъютант: Может, в наступление, в бой?

Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию
сберегать надо. Но и  солдат понимать нужно.
Душу русскую понимать. Едем в войска!

(За кулисами: Ропот по войскам: Кутузов едет!
Кутузов! Идет Кутузов бить французов! Ура!)

Кутузов: Ну, братцы, как настроение?

1 солдат: Веди нас, батюшка в бой!

2 солдат: Утомились, заждались.

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам
храбрости не  хватает?!

1 солдат: Вот это слова!

2 солдат: А когда же бой?

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.

2 солдат: Что – то непонятное! Ваша светлость,
так что же, опять отступление?

Кутузов (хитро прищурив глаз): Кто сказал
отступление? (Торжественно) Сие есть военный
маневр!

2 чтец: Одним из наиболее ярких проявлений
народного характера войны 1812 года было
партизанское движение.

1 чтец: Крестьяне создавали партизанские
отряды и развертывали вооруженную борьбу против
захватчиков.

2 чтец: Своей мужественной и
самоотверженной борьбой они оказали
существенную помощь в разгроме врага.

1 чтец: Еще до того как разгорелась
Бородинская битва, в дни, когда русская армия
отступала, к князю Петру Багратиону (видеоряд),
неожиданно явился подполковник Ахтырского
гусарского полка Денис Давыдов и стал говорить о
французской армии. (Видеоряд).

Сценка №3. “Давыдов у Багратиона”.

Давыдов: Растянулась французская армия на
сотни и сотни верст. Через всю Россию тащатся к
ней обозы, идут подкрепления, порох, ядра везут.
Надо оставить у Бонапарта в тылу конные наши
отряды. Пусть они обозы и мелкие части щупают.
Будет немалый урон врагу. Прошу казаков и гусар –
докажу, как возможное. (Пока Давыдов все это
говорит, лицо Багратиона светлеет и расплывается
в улыбке.)

Багратион: “Молодец!”

2 чтец: Багратион расцеловал Давыдова и тут
же пошел к Кутузову и передал все слово в слово о
просьбе Дениса Давыдова.

1 чтец: Распорядился Кутузов выделить
Давыдову 50 гусар и 80 казаков. Так возник первый
партизанский отряд. Русская армия отошла дальше,
а Денис Давыдов ушел в леса.

2 чтец: Немало причинили партизаны вреда
французам.

1 чтец: Армейские партизанские отряды
действовали в тесном контакте с крестьянами –
партизанами, движение которых росло и ширилось.

2 чтец: Особенно широко развернулась
партизанское движение крестьян Московской,
Смоленской и Калужской губерний.

Сценка №4. “Василиса Кожина идет на войну”.
(Видеоряд).

1 баба: Эй, бабы, война, война с французами,
слышали?!

2 баба: Ой, горе, ой, беда!

3 баба: Что же теперича будет?

1 баба: Побегли к Василисе Кожиной, старостихе
нашей!

(Подбегают к Василисе)

2 баба: Василиса, война, война!

3 баба: Как же нам быть?

Василиса: Да знаю я, бабы. Что делать, говорите?
Бить незваных – непрошеных!

(Мужики переглянулись)

1 мужик: Аль шутишь, Василиса?

2 мужик: Что же мы – войско?

1 мужик: А где ружья?

2 мужик: Где сабли?

1 мужик: И придет же бабе такое в голову!

Василиса: Эх, вы! Ну – ка, бабы, кто помоложе,
собирайся в отряд. Пойдем без ружей, без сабель!

1 баба: А берите, бабы, вилы, рогатины.

1 мужик: Аники – воины!

2 мужик: Бонапарту схватите в плен! (Смеются)

1 чтец: Бабы ущли в лес и поймали
отставшего от своего отряда француза. Позже к ним
в отряд попросились и мужики.

II. Бородинская
битва.

1 чтец: А военный маневр все продолжался.

2 чтец: До Москвы– 120 километров.

1 чтец: Дальше отступать нельзя.
Кутузов намерен дать генеральное сражение у села
Бородино.

2 чтец: И как испокон веку на Руси повелось,
накануне большой битвы назначен молебен.

1 чтец: Это была икона Богородицы, вывезенная
из Смоленска и с того времени возимая за армией.
(Видеоряд).

2 чтец: И вот началась служба. Все повторяли
слова молитвы, крестились.

1 чтец: Толпа, окружавшая икону, вдруг
раскрылась. Кто-то, вероятно, очень важное лицо,
судя по поспешности, с которой перед ним
сторонились, – подходил к иконе.

2 чтец: Это был Кутузов, объезжавший позицию.
Он перекрестился привычным жестом, достал рукой
до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую
голову.

1 чтец: Да уж тяжко было Михайле
Илларионовичу. Знал он, что сражение кровавым
будет, что многих ребят ядра да пули настигнут. Но
Россия ждала – выбора не было.

2 чтец: На следующий день было дано
генеральное сражение у села Бородино,
переломившее дальнейший ход событий.

1 чтец: В 5 утра началась перестрелка. В 6 утра 26
августа на русских позициях заметили движение в
рядах неприятеля. Он атаковал егерей
гвардейского полка в селе Бородино. Егеря
оставили село и сожгли за собой мост на Колочи.

2 чтец: Главное действие Бородинского сражени
произошло на пространстве тысячи сажен между
Бородиным и флешами Багратиона.

1 чтец: Сражение началось канонадой с обеих
сторон из нескольких сотен орудий. (Видеоряд).

2 чтец: Наполеон, стоя на кургане, смотрел в
трубу. В маленький круг трубы он видел дым и
людей, иногда своих, иногда русских.

1 чтец: В продолжение нескольких часов на этом
месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и
пушечной, люди появлялись, падали, стреляли,
сталкивались, не зная, что делать друг с другом,
кричали и бежали назад.

2 чтец: Подобного ужаса, такого количества
убитых на таком малом пространстве никогда не
видал еще и Наполеон, и никто из его генералов.

1 чтец: После кровопролитнейшего и 15 часов
продолжавшегося сражения русская и
неприятельская армия расстроились. Кутузов
принимает решение отойти за Можайск.

2 чтец: Неприятель потерял убитыми и ранеными
42 генерала, множество штаб – и обер-офицеров,
более 40 тысяч рядовых.

1 чтец: С нашей стороны потеря состояла до 25
тысяч человек, в числе коих 13 генералов убитых и
раненых.

2 чтец: Страшное зрелище представляло собой
место битвы. На тех полях и лугах, на которых
сотни лет одновременно собирали урожаи и пасли
скот крестьяне деревень Бородино, Горки,
Шевардино и Семеновское, лежали теперь несколько
десятков тысяч мертвых в разных положениях и в
разных мундирах.

1 чтец: На перевязочных пунктах на десятину
места трава и земля были пропитаны кровью.

2 чтец: Мертвых было так много, что их
невозможно было всех похоронить. Так и лежали они
под открытым небом.

1 чтец: И вот через несколько дней на поле
появилась фигура молодой женщины. Женщина, вся в
черном, медленно шла по полю, переступая через
трупы, как будто что – то разыскивая.

2 чтец: Это была Маргарита Михайловна Тучкова,
жена Александра Алексеевича Тучкова.

1 чтец: А знаете ли вы, друзья кто такой Тучков?

2 чтец: Старинный дворянский род Тучковых
славно послужил Отечеству. Александр Алексеевич,
Николай Алексеевич, Павел Алексеевич, Сергей
Алексеевич – все братья воевали с Наполеоном и
проявили себя с лучшей стороны. (Видеоряд).

1 чтец: Александр Алексеевич Тучков. На
Бородинском поле с полковым знаменем в руках
бросился вперед и был смертельно ранен в грудь
картечной пулей.

2 чтец: Его не смогли вынести с поля
боя, буквально вспаханного артиллерийскими
снарядами.

1 чтец: На этом история младшего Тучкова не
закончилась. У Александра Алексеевича была
прелестная и горячо любимая им жена – Маргарита
Михайловна. (Видеоряд).

2 чтец: Молодая жена сопровождала мужа в
военных походах, переодевшись денщиком, спрятав
косу под фуражку. В 1812 году она этого сделать не
смогла – сыну их не исполнилось и года.

1 чтец: 1 сентября она получила известие о
гибели мужа Бородинском сражении. Маргарита
Михайловна отправилась на поле сражения, надеясь
найти останки мужа, но этого сделать не удалось.

2 чтец: В 1818 году на месте гибели Тучкова,
укаэанном одним солдатом, был заложен Храм Спаса
Нерукотворного. Средства на храм пожертвовала
вдова молодого генерала.

1 чтец: Император Александр I добавил 10 тысяч рублей. Это был первый
памятник, сооруженный в память воинов, “убиенных
на поле брани”.

2 чтец: Жены были под стать своим мужьям, как
позже – жены декабристов.

1 чтец: Друзья мои, многие из вас бывали в
великолепном Санкт-Петербурге и посещали один из
лучших музеев мира – знаменитый Эрмитаж.

2 чтец: Если так, то вы наверняка видели
галерею, которая посвящена героям Отечественной
войны 1812 года, – ее просто невозможно забыть.

1 чтец: Вспомните эти лица – они просты и
величественны. Скромны и исполнены внутреннего
благородства. Они светятся истинной любовью к
Родине и сознанием исполненного долга.(Видеоряд)

2 чтец: В галерее героев Отечественной войны
много портретов. Назовем лишь несколько имен,
которыми по праву гордится Россия.

1 чтец: Да, имен немало – и это только высшие
чины. А сколько солдат проявили себя героями –
теперь уже и не скажешь.

2 чтец: Ясно одно, все они – и офицеры, и
рядовые – действовали едином бдагородном порыве
и отстояли Россию. И гибли все вместе.

Ш. Оставление русскими Москвы.

1 чтец: Но война 1812 года не закончилась
Бородинской битвой.

2 чтец: В этой битве двух великих армий не
выиграл никто.

1 чтец: И хотя русские продолжили отступление,
они дали понять славной и доселе непобедимой
армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину
до последней капли крови.

2 чтец: И Наполеон это понял. А еще Наполеон
понял, что его армия больше не является
непобедимой. Но он все-таки продолжал свое
наступление на Москву.

1 чтец: Ставка Кутузова. Маленькая деревня
Фили у самой Москвы. Крестьянская изба. Дубовый
стол Дубовые лавки. Образа в углу. Свисает
лампада.

2 чтец: Идет военный совет. (Видеоряд).

Сценка № 5. “Совет в Филях”.

(Приглушённо звучит “Ария Кутузова” из оперы
С.Прокофьева “Война и мир”. Учащиеся изображают
живую картину по картине С. Кившенко “Военный
совет в Филях”).

1 Генерал: Думаю, Москву отдавать нельзя. Надо
биться за Москву.

2 Генерал: У Бородина ведь не осилили нас
французы, и здесь выстоим.

1 Генерал: Но и мы не осилили французов.

2 Генерал: Наполеон впервые потерпел неудачу.
Русские первыми в мире не уступили Наполеону.
Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.

1 Генерал: На подмогу Наполеону торопятся
войска из-под Витебска, из-под Смоленска.
По-прежнему у противника больше сил. 2 Генерал: Мы
потеряем Москву, если не дадим бой.

Кутузов (встаёт): С потерей Москвы еще не
потеряна Россия. Но коль уничтожится армия,
погибнет и Москва и Россия. (Помолчал)

Властью, данной мне государем и отечеством,
повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.

(Все генералы опускают головы. “Ария
Кутузова” звучит громче.)

1 чтец: Весть о сдаче Москвы обожгла сознание
всей армии. В некоторых войсках отказывались
верить приказу. Узнав, что Москву сдают, многие
солдаты и офицеры плакали, как дети.

2 чтец: Не пережил падения Москвы и Петр
Иванович Багратион. Находясь на излечении и
случайно услышав, что в Москве хозяйничают
французы, он вскочил с кровати на раздробленную
ногу и тут же упал. Наступила смерть.

1 чтец: Весть о сдаче Москвы донеслась
молнией до ее населения, и толпы жителей
двинулись вслед за армией из столицы. (Видеоряд).

2 чтец: Наполеоновские войска вошли в Москву
2 сентября. (Видеоряд). Французы радовались, в
единодушном восторге воскликнули: “Москва!” и
захлопали в ладоши.

1 чтец: Но чем дальше продвигались войска по
городу, тем большее разочарование испытывали:
нигде не видно было света, признака жизни как
внутри домов, так и снаружи.

2 чтец: Французы остановились: им было
страшно.

1 чтец: Хотя авангард армии уже вошел в Москву,
Наполеон не торопился: он задержался на
Поклонной горе, ожидая когда представители
городской администрации принесут ему формальную
капитуляцию, символические “ключи от города”.
2 чтец:
Но “бояр” он не дождался, зато дождался
другой новости.

Сценка №6. “Наполеон на Поклонной горе”. (Видеоряд).

Наполеон: Наконец-то я в Москве, в самом сердце
России. Мои войска уже в городе. Да, город
красивый. Отсюда, с Поклонной горы, он виден как
на ладони. Но где же, где же бояре с ключами от
города? Уже смеркается. (Входит адъютант)

Адъютант: Прошу прощения, мон сир. У меня плохая
новость: город пуст. Почти все жители ушли из
города.

Наполеон: Я никогда не понимал русских! Они
ведут войну не по правилам: они должны были
цветами и пирогами встречать победителей. Едем в
город! Я хочу сам всё увидеть!

1 чтец: В этот день Наполеон так и не въехал в
город. На следующий день он разместился в самом
сердце столицы – Кремле. (Видеоряд).

2 чтец: Во всех дворцах, монастырях и храмах
Кремля разместились приближенные императора.

1 чтец: Всего несколько часов чувствовали
себя французы победителями, а затем начались
пожары сразу в разных частях Москвы. 3 сентября
было уже ясно, что город горит. (Видеоряд).

2 чтец: Наполеон давно мечтал закончить эту
войну и посылал Александру 1 предложения о
заключении мира, но ответа не получил ни разу.

1 чтец: Хороши дела у русских войск под
Тарутином, куда отвел от Москвы войска Кутузов.
Провианты сюда подвозят. Меняют солдатам одежду.
Лошадьми пополняют конницу. Отдыхают спокойно
солдаты.

2 чтец: Плохи дела в Москве у французов. Не
дождался император русских послов с миром.

1 чтец: Наполеону пришлось спасать свою шкуру
от русского огня. Он бежал из Москвы. Ушли
французы бесславно, как тень, из Москвы. Спасена
отныне Россия.

2 чтец: Когда в Москву вернулись
жители, перед ними предстала печальная картина.
По словам очевидцев, от великой Москвы осталось
лишь несколько уцелевших домов, разбросанных
среди развалин. (Видеоряд).

1 чтец: Москву начали отстраивать
сразу же. А французскую армию теперь гнали и
гнали все дальше и дальше от Москвы. Желая хоть
как – то отомстить русским, Наполеон отдал
приказ армии сжигать на своем пути все, что еще
уцелело.

IV. Бегство армии Наполеона –
справедливый итог войны 1812 года.

2 чтец: При отступлении армия Наполеона несла
огромные потери – солдаты страшно страдали от
голода, начался повальный падеж лошадей.
Кавалерия целиком превратилась в пехоту, бросали
пушки.

1 чтец: Всюду их ждала смерть от рук казаков,
партизан, крестьян. Вскоре голод вынудил есть
палых лошадей и мертвые человеческие тела. Среди
солдат Великой армии началось дезертирство.

2 чтец: Партизаны Сеславина, Фигнера, Дениса
Давыдова, Кудашева, крестьянские партизанские
отряды, которым не было числа, довершали удары
регулярных частей. Французы сдавались в плен
мелкими частями и дивизиями.

1 чтец: Зима 1812 года выдалась в России
особенно морозной, со снегопадами и лютыми
ветрами. Едва передвигая ноги, бывшая Великая
армия видела теперь свое единственное спасение в
бегстве. Как тут не вспомнить пророческие слова
другого великого полководца – Александра
Невского. (Видеоряд).

Сценка №7. “Александр Невский”.

Выходит Александр Невский: Кто к нам с мечом
придет, тот от меча и погибнет.

2 чтец: Кутузов намеренно избегал больших
боевых столкновений, сознательно давая
Наполеону возможность уйти из России.

1 чтец: Впереди была Березина. Здесь Наполеон
потерял людей не меньше, чем в Бородинском
сражении. (Видеоряд). 2 чтец: Великая армия
фактически перестала существовать. Наполеон
бросил остатки своей армии, переоделся в
штатскую одежду и под чужим именем в скромном
возке ускакал в Варшаву. (Видеоряд).

Сценка №8. “Кутузов”.

Кутузов: Я счастлив, предводительствуя
русскими. Но какой полководец не поражал врагов,
подобно мне, с сим мужественным народом!

1 чтец: Своего солдата никогда не
забудут русские душой люди. 2 чтец: Во всех
городах и селах, где оставила свой след война 1812
года, поставлены памятники, соборы, открыты музеи
и экспозиции (видеоряд), в память о тех, кто, не
пожалев живота своего, встал на защиту Родины,
кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес
для всех и прежде всего для самого себя: “Это моя
Земля!”

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про подснежники
  • Сценарий про курскую битву
  • Сценарий про подводное царство
  • Сценарий про курение про школьников
  • Сценарий про подарок