Сценарий про нотки

Сценарий праздника составлен так, что каждая нотка звукоряда преподносит мамам или бабушкам музыкальный подарок.

Сценарий праздника 8 Марта «Нотный бал»

(для дошкольников старшей группы)

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в преддверии празднования  женского дня  через участие детей в различных видах музыкально-творческой деятельности, укрепление детско-родительских отношений.

Задачи:

  • закреплять представления о  традиции празднования Международного женского дня в России;
  • совершенствовать навыки публичного выступления у детей;
  • воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям —   мамам, бабушкам

Ход мероприятия.

Под музыку дети заходят в зал, выстраиваются полукругом.

1 Ведущая: Вот опять наступила весна,
Снова праздник она принесла.
Праздник радостный, светлый и нежный,
Праздник всех дорогих наших женщин.

1 ребенок:

Солнце щёчку пригревает

Звонче птичьи голоса,

Потому что, потому что

К нам опять пришла весна.

2 ребенок:  

Продают везде тюльпаны,

С крыши капает капель,

Потому что, потому что

Скоро праздник – Женский день!

3 ребенок: Мы пойдём сегодня с папой

Всем подарки покупать,

Будем бабушку и маму

Завтра утром поздравлять

4 ребенок: Женский праздник очень яркий, это всем известно нам.
                   Приготовили подарки мы для бабушек и мам.

1 Ведущая: Дети приготовили в подарок для мам и бабушек «Нотный бал»! 
(показывает на нотный стан). Ноты выстроились в ряд, получился звукоряд! Итак, начинаем с ноты ДО, где у этой ноты дом? 
Здесь, на маленькой скамейке, на добавочной линейке! 

5 ребенок:  ДО-рогих гостей дети удивляют, и веселой песней праздник начинают. 
До, ре, ми, фа, соль, ля, си — спеть ребят попросим мы! Дети исполняют песню «Если туча в небе хмурится» музыка  М.Парцхаладзе

Ведущая:  Мы поднимемся чуть выше, ноту РЕ теперь мы слышим!

 Чтоб запомнить этот звук, пой про бабушку, мой друг! Дети исполняют песню «Бабушка» музыка  М.Рожковой

Выходят 2 детей.

1 ребенок:  

С искренней любовью

Бабушке своей

Желаю я здоровья

И долгих-долгих дней.

2 ребенок:  

Еще желаю бабушке

Почаще печь оладушки,

Блинчики и пироги

Из рассыпчатой муки.

Ведущая: Вот какие прекрасные стихи про бабушку. А сейчас  для любимых бабушек дети исполнят танец «Бабушка, испеки оладушки»

ТАНЕЦ «Бабушка, испеки оладушки»(фонограмма)

Ведущая: А вот нота МИ (показывает).  Смотри, запомни и пойми: на первой строчке нота МИ. 

1 ребенок:   Про маминых помощников поведем рассказ

Нота «Ми» поможет вам сейчас.

1 мальчик:

Я скажу, друзья, вам прямо,

 Просто и без лишних слов:

Поменяться местом с мамой

Я давно уже готов!

2 мальчик:

Ну подумаешь – заботы:

 Стирка, глажка, магазин,

 Дырки на штанах, компоты…

Здесь не надо много сил!

3 мальчик:            

 А легко ли мне живется?                        

 Ведь забот – невпроворот:                            

 Выучить стихотворенье,

 Песни, пляску, хоровод!                        

До чего же я устал!                            

Лучше бы я мамой стал!

Ведущая: Продолжает наш праздник  веселый танец

Дети исполняют танец «Мама-помогалочка»(фонограмма,  шоу-группа «Кукутики»)


Ведущая: 
Нота ФА тут заскучала, про секрет свой рассказала. 
Надоело  ей скучать, хочет нотка поиграть! 
Ведущая: 
Дети нам сейчас помогут разобраться, на ком в доме лежит больше  домашних дел. Я буду их перечислять, а ребята уж сами решат, кто из родителей делает это чаще и лучше – мама  или папа.

И громко об этом будут говорить. 

Игра « Чьи это обязанности»

  • Готовит обед
  • Выносит мусор 
  • Играет в футбол
  •  Ходит в магазин 
  • Моет посуду
  • Смотрит телевизор 
  • Передвигает мебель
  • Печет торт
  • Укладывает детей спать 
  • Ремонтирует пылесос
  • Вяжет шарф
  • Читает детям книжку
  •  Гладит бельё
  •  Поливает цветы 

Ведущая: Вот видите, семейный очаг поддерживают оба родителя, но домашние   хлопоты ложатся все-таки на мамины плечи и маму надо беречь и помогать ей. 

Ведущая: Продолжаем «Нотный бал»! На второй линейке  нота СОЛЬ.

Ребенок: Посмотрите, нота СОЛЬ, у неё  особенная роль: 
Быть сегодня дирижером. В нашей гамме – до мажоре. 
Эй, берите инструменты, музыканты-молодцы! 
Звуки нашего оркестра полетят во все концы! 

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ОРКЕСТРА

Ведущая: Между второй и третьей линейкой 
                   Нота ЛЯ сидит, заметьте. 

Ребенок:    Познакомьтесь, нота ЛЯ, смотрит, словно из окна. 
                   Нотка «танцевальная», зовется нотка «ЛЯ». 
                   Как ребята потанцуют, нам покажет всем она. 

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ «Ты и я» музыка А.Чугайкиной

Ведущая: На линейке третьей нота СИ, ждет, когда ж будут стихи? 

Пришло время мальчикам поздравить наших девочек.

На середину выходят мальчики.

1-й мальчик.
Праздник сегодняшний мы продолжаем,
Девочек наших мы поздравляем!
Мы бы отдельно спели для каждой,
Только поем мы очень неважно!
2-й мальчик.

Если дразнили мы вас обидно,
Честное слово, нам очень стыдно.
И не от злости, а по привычке
Дергали часто вас за косички!

3-й мальчик.
Даже ударить может мальчишка.
Больно, конечно, только не слишком.
Все мы задиры, знаете сами,
Но обижать вас больше не станем!


Ведущая: 
Нашу гамму посмотрите и последнюю ноту найдите. 

Ребенок:  Между третьей и четвертой снова встала нота ДО. 
  Голосистая и звонкая, заняла свое окно. 
  Вот все нотки встали в ряд – получился звукоряд! 

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ГАММА ДЛЯ  МАМЫ» музыка Г. Струве

Ведущая: Вот «Нотный бал» кончается,

Хотим Вам пожелать,

Никогда не печалиться

И не унывать.

Пусть улыбки весенние

Согреют  Вас теплом,

И хорошее настроение

Принесут в каждый дом!

Дети под музыку уходят из зала.

СЦЕНАРИИ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ГОСТИНЫХ

«Сказки про ноты, интервалы, знаки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изначально, предмет сольфеджио как учебная дисциплина предполагало обучение пению по нотам. С течением времени рамки предмета расширились и в настоящее время сольфеджио является теоретической дисциплиной, включающей изучение нотной грамоты и основ хорового пения, развивающей творческие возможности обучаемого, его музыкальный слух и память.

Большая роль отводится начальному этапу обучения. Ведь дети младшего возраста имеют цепкую память, и то, что ребенок усвоит в детстве, явится хорошей базой для дальнейшего освоения предмета. При этом очень важным является эмоциональный аспект обучения: усвоение терминологии на занятиях сольфеджио, проводимых мною, идет через игру, связывается с эмоционально-звуковыми характеристиками интервалов, звукорядов, аккордов, которые я оформляю в виде сказочных историй. Иногда дети включаются в процесс изучения следующим образом: они импровизируют и дополняют мою сказку, предлагают свое видение тех или иных образов. Музыкальные сказки о различных теоретических понятиях воспринимаются детьми очень живо, непосредственно, и сложные термины становятся для них простыми и понятными. В процессе изложения сказки педагог исполняет музыкальные примеры, соответствующие тем или иным терминам и определениям. Для закрепления каждой темы проводится конкурс рисунков, дети вместе с родителями с большим удовольствием рисуют героев сказок, придумывая удивительные образы.

Сказки, представленные в данном материале, создавались Алиевой Т.Н. в течение 1992-1993 учебного года для группы ребят, обучающихся по экспериментальной программе . В течение многих лет материал дополнялся, практическое значение сказок осталось актуальным и востребованным и в настоящее время.

СКАЗКА ПРО НОТЫ

НОТА — знак для записи музыки. 

По латыни nota-письменный знак.

Сегодня я расскажу тебе историю, которая произошла в одной музыкальной стране – Нотляндии, все жители которой замечательно играли на разных инструментах и пели.

Жили они в небольших уютных городках, состоящих всего из нескольких улиц. В столице Нотляндии – славном городе Нотоносце – каждая семья занимала одну из улиц. Самая старая улица называлась Контроктава, От нее шел переулок – Субконтроктава, в котором располагались всего три дома. Бургомистр с семьей жил на улице Большая октава. А рядом, на улице Малая октава жили семь его сестер с семьями, собакой, кошкой и канарейкой.

Герои нашего рассказа жили на улице Первая октава – папа, мама, бабушка, дедушка и семь сестричек, семь веселых ноток — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. В доме было пять этажей и у каждой из сестричек была своя спаленка. Девочки-нотки Ми, Соль, Си занимали первый, второй и третий этажи. А нотки Ре, Фа и Ля облюбовали небольшие пролетики между этажами: Ре – между первым этажом и подвалом, Фа – между первым и вторым этажом а Ля – между вторым и третьим этажами. И только нотка До жила на добавочном этаже-линейке снизу. Дело в том, что она очень любила рано утром гулять в саду и, чтобы никому не мешать, поселилась так далеко.

Однажды, поздно вечером, когда мама уложила девочек-ноток в постель и пожелала им спокойной ночи, старшая нотка До услышала тихий стук в дверь ее спаленки. Открыв ее, она увидела крохотного человечка с огромной бородой в полосатом камзоле и таком же полосатом колпачке. — Добрый вечер,- серьезно промолвил он. — Меня зовут гном ТАКТ. Разрешите высказать вам свою просьбу.

Нотка До улыбнулась и так же серьезно ответила: «Слушаю Вас, сударь».

— Я живу в дупле старого дуба, что растет напротив вашего дома. Сегодня заболел мой младший брат ЗАТАКТ, а вылечить его можно очень просто — надо только рассмешить его. Вы и ваши сестрички такие веселые, помогите мне!.

Нотка До повернулась к своим сестричкам, которые давно проснулись и стояли рядом с ней.

— А как же мы попадем к вам в домик? Ведь дерево такое высокое, а дупло — на самом верху.

— Не волнуйтесь, сейчас я произнесу волшебное заклинание и вы мгновенно окажетесь в нашем домике,- ответил гном.

Гномик ТАКТ дотронулся до своего колпачка, что-то прошептал и все семь ноток, все семеро сестричек тут же оказались в дупле старого дуба, в домике у гномов. Младший гномик ЗАТАКТ полулежал в кресле-качалке и, казалось, дремал. Девочки неслышно подошли к нему, боясь нарушить тишину. Старший брат ТАКТ взял в руки гитару и начал подтягивать струны, настраивая ее. Затем он спросил у ноток, какую мелодию сыграть. Самая младшая из сестричек вышла вперед и спросила: «Можно, я первая спою песенку?» -Конечно, малышка,-ответил гном ТАКТ. -Сыграйте, пожалуйста,.. — следующие слова она прошептала на ухо гномику. Он улыбнулся и весело заиграл, а девочка — нотка запела: «Синичка за море летала, синичка дальние страны видала,

Синичка решила узнать,

почему никто никогда не видал ту страну,

Где мамы и папы, и дяди и тети все разрешают детишкам своим,

Где можно резвиться, кричать и шуметь, 1

И бегать, и прыгать, и песенки петь?»

Все заулыбались и захлопали в ладоши. Нотка Си смущенно замолчала. «Теперь твоя очередь, нотка ЛЯ», — сказала одна из сестер. Та вышла и запела:

Лягушка – квакушка на зависть соседям

Купила себе замечательный зонт.

Он ярко зеленый, красивый, нарядный,

И в дождь, и под солнцем лягушку спасет!

— «Замечательно!» — воскликнул гномик ТАКТ и выразительно посмотрел на своего брата. Но тот ничего не ответил.

Наступила очередь нотки Соль. Она мягко, чуть с хрипотцой запела:

Солнце по небу гуляло, солнце к вечеру устало.

Прошептало: «Спать пора», — и уснуло до утра.

— «Какая милая песенка», — тихо сказал гномик ЗАТАКТ, но не улыбнулся.

Нотка Фа сама взяла в руки гитару и стала играть, напевая без слов: «Фа, фа, фа, фа, фа, фа…»

Нотка Ре, видя, что гномик ЗАТАКТ вновь загрустил, громко запела:

Речка-реченька течет, круты берега,

Вброд ее не перейдешь – вымокнут бока!

Все рассмеялись, а громче всех–гномик ЗАТАКТ.

— Нотка Ре, кто сочинил эту смешную песенку?

-Я,- сказала та.

— «Молодец!»

Увидев, что гномик ЗАТАКТ развеселился, взяла нотка Ми подбежала к нему, взяла за руку и повела на средину комнатки.

— Пойдем, потанцуем, — сказала она, — и все нотки дружно запели:

Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри,

И в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают, раз — два- три!

Все девочки-нотки и гномик ЗАТАКТ так бойко выплясывали польку, что когда прозвучали последние звуки танца и гномик ТАКТ опустил гитару, все остановились и недовольно посмотрели на него. Гномик ТАКТ похвалил девочек, поблагодарил их за помощь и сказал, что уже поздно и всем пора спать. Старшая нотка До подошла к гномику ЗАТАКТУ и сказала: «Ты устал и должен отдыхать. Ложись, а я спою тебе колыбельную».

Подвела гномика к его кроватке, уложила его, накрыла одеяльцем и запела:

Доброй ночи желает вам ноточка

До, дорожите минутами сна.

В гости к вам прилетят разноцветные сны,

Свою песню споет нам сова.

Гномик ЗАТАКТ сладко зевнул, засыпая. Нотки на цыпочках вышли из домика. Гномик ТАКТ дотронулся до своего колпачка, что-то прошептал и девочки вновь оказались в своем домике. Они подошли к окну, на карнизе которого стоял крохотный гномик и низко кланялся им, благодаря за помощь. Девочки-нотки пожелали друг другу спокойной ночи и улеглись в свои постельки, Завтра утром они обязательно расскажут взрослым, что произошло с ними сегодняшней ночью.

КОРОЛЕВСТВО МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

Музыкальная форма – построение музыкального произведения, соотношение его частей. В современном искусстве существуют музыкальные формы, сложившиеся на протяжении веков в народном быту и творчестве композиторов.

В одной сказочной стране жили необыкновенные люди-звуки. Они были трудолюбивыми и веселым, любили петь песни и играть на различных музыкальных инструментах. Люди-звуки обладали удивительными способностями: каждый их шаг сопровождался звуком, они не говорили, а пели. Люди-звуки жили небольшими семьями- фразами, две-три-четыре фразы составляли одно небольшое семейство-предложение. Предложения жили дружно, ходили друг к другу в гости, дарили цветы и подарки, иногда даже одевались одинаково. Вот послушайте, как весело поют песню два предложения: (музыкальная заставка). А иногда, загрустив, предложения поют и такие песни: (музыкальная заставка).

Правила этой удивительной сказочной страной королева ФОРМА, да-да, такое необычное имя ей дали. Дело в том, что королева была очень умна, находчива, мудра. Она сама придумывала правила поведения в своем королевстве. Например, войдя в незнакомый дом, гость должен был сочинить песню о себе, своей семье, своих увлечениях, своих умениях. Одежда королевы Формы служила образцом для подданных, — все дамы, подражая королеве, носили платья только светлых тонов. В спорных случаях королева Форма умела дать мудрый совет тем, кто в этом нуждался. И еще, королева очень любила музыку. Она умела играть на скрипке, флейте, арфе, замечательно пела и по вечерам, когда на главной площади столицы, перед дворцом, устраивались представления и праздники, она выходила на площадь и веселилась вместе со всеми. Наблюдая за королевой, подданные, улыбаясь, говорили: «Наша Музыкальная Форма».

Однажды два семейства- предложения поспорили друг с другом. Вы помните, что предложения иногда бывали так дружны, что в одежде, манерах поведения и привычках очень походили друга на друга. И вот теперь, каждое семейство- предложение пыталось доказать свое превосходство, считая, что другое семейство- предложение лишь повторяет его. В спор вмешался главный советник королевы ПЕРИОД. Он объявил музыкальное состязание с условием: кто станет победителем, тот и получит титул НЕПОВТОРНОГО.

В состязании приняли участие не только два поспоривших семейства-предложения, но и их родственники. Первый тур предполагал сочинение песни с собственным аккомпанементом на слова ПЕРИОДА. Первое и второе предложение- главные спорщики- сочинили и спели совершенно одинаковые мелодии, но с разными окончаниями- канденциями. Они ужасно удивились этому обстоятельству.

Во втором туре семейства –предложения играли пьесы собственного сочинения. И опять у них получились одинаковые мелодии с разными каденциями. В третьем туре сочиняли стихи, а затем- мелодии к ним. И вновь произошло невероятное: оба семейства-предложения представили одинаковые сочинения.

Наконец, в состязании приняли участие третье и четвертое предложения. Во всех трех турах результат был одинаков: их сочинения были совершенно не похожи одно на другое.

ПЕРИОД, посовещавшись с Королевой, объявил свое решение: «Взять все четыре семейства — предложения под свое покровительство». Он присвоил двум первым предложениям титул ПОВТОРНОГО, а третьему и четвертому — титул НЕПОВТОРНОГО .

СКАЗКА О ТОМ, КАК КОРОЛЕВА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

ВЕРНУЛА ГОЛОС КОРОЛЮ ДИССОНАНСУ

Консонанс — сочетание 2-х или более звуков, образующих слитное звучание (латинское consono означает «слитно звучу».

Диссонанс — сочетание 2-х или более звуков, образующих резкое, напряженное, как бы «не слитное» звучание (латинское dissono — «нестройно звучу»).

Однажды в столице МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ появились бродячие музыканты. Остановившись на главной дворцовой площади, они настроили свои инструменты и начали концерт. Музыканты играли и пели так весело, что вокруг них вмиг собралась большая толпа. Люди-звуки сначала потихоньку, а затем все громче стали подпевать музыкантам, а самые смелые даже пустились в пляс. Королева Музыкальная Форма наблюдала за музыкантами с балкона своего дворца. Когда концерт закончился, она поприветствовала музыкантов и спросила, какие новости в свете. Гости рассказали о своих приключениях. Оказывается, еще вчера они чуть-было не угодили в тюрьму.

— Какое же преступление вы совершили? – воскликнула королева.

— Мы хотели выступать в королевстве славного короля ДИССОНАНСА, вашего соседа.- ответили музыканты. – Но появившаяся стража схватила нас. По дороге в тюрьму стражники рассказали, что король издал указ: всем жителям королевства запрещалось петь, играть на каком-либо инструменте, даже громко разговаривать и улыбаться. Всем предписывалось носить одежды темного цвета, быть печальными, грустными. За нарушение указа грозила тюрьма.

Услышав это, музыканты стали уговаривать стражу отпустить их, ведь они гости и не знали об указе. Стражники вообще-то были людьми добрыми и, сжалившись, они приказали музыкантам как можно быстрее покинуть пределы королевства. Так музыканты оказались во владениях королевы МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ.

— Но почему король ДИССОНАНС издал такой странный указ?

— С королем стали происходить странные вещи: когда он начинал петь, его голос становился таким резким и неприятным, что окружающие в страхе разбегались. А король так любил петь и каждый раз, когда кто-нибудь начинал петь или играть, он с трудом сдерживал себя. Старики говорят, что избавиться он может от своего неприятного голоса лишь в том случае, если его пение будут слушать сотни людей, но никто не обратит на резкие звуки никакого внимания.

— Надо помочь королю ДИССОНАНСУ, — решила королева МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА и приказала немедленно собираться в дорогу.

Спустя час длинная вереница карет и повозок отправилась в путь.

Король ДИССОНАНС был немного удивлен неожиданному приезду МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ, но встретил ее радушно. Во время их встречи никто не обратил внимания, как последняя повозка незаметно свернула в переулок. Из нее вышли несколько человек и вынесли три больших сундука. Люди вошли в дом, что напротив королевского замка.

Утром, как только солнце осветило башни дворца, в доме напротив отворились все окна, а перед дворцом, словно по указу, собралась толпа людей. Король ДИССОНАНС и королева МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА вышли на балкон и приветствовали собравшихся. В толпе началось какое-то движение, люди стали надевать на голову странные приспособления. И все придворные, и МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА их надели. То же сделал и король ДИССОНАНС. Как только он надел наушники, в доме напротив в проемах окон появились люди с гитарами, скрипкой и другими инструментами и в наушники полилась музыка, Король, у слышав первые звуки, хотел было рассердиться, но, глядя на радостные, веселые лица присутствующих, потихоньку запел. Мелодии сменяли одна другую, люди на площади слушали и улыбались, Король пел все громче, но никто не убегал от него в страхе, так как его пения не было слышно.

Музыканты играли и пели несколько часов. Наконец, затих последний аккорд, наступила тишина. Король стоял потрясенный. Он избавился от заклятия, которое наложила на него злая волшебница. Теперь все было позади. Король ДИССОНАНС снова мог петь и смеяться. Только когда он пел секунды и септимы, голос его немного дрожал и становился резким.

НАСМЕШНИЦА ИМИТАЦИЯ

Имитация – прием музыкального изложения, когда тема или небольшой

мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется

другим голосом, как бы подражая первому (по-латински imitatio — подражание ).

У королевы МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ было две сестры. Младшую звали ГОМОФОНИЯ. Она очень любила музыку, замечательно пела песни своим красивым нежным голосом и аккомпанировала себе на гитаре. Старшая сестра — ПОЛИФОНИЯ — обладала удивительным свойством: она пела сразу одновременно несколькими голосами. Голоса как будто вели разговор друг с другом, что-то рассказывали, спорили, словно каждый хотел доказать, что он самый главный и важный. Полифонию очень любили слушать старые музыканты, жившие во дворце королевы Музыкальной Формы.

Однажды на день рождения Полифонии съехалось много гостей. Среди них были и король ДИССОНАНС со своим братом КОНСОНАНСОМ, у которого был такой приятный мягкий голос, и принцесса ИМИТАЦИЯ, и красавица ФУГА с маленькой ФУГЕТТОЙ.

Вечером во время праздника Полифония пела и танцевала, загадывала загадки и устраивала веселые игры, розыгрыши, проявляя много выдумки и фантазии. Так, например, она придумала новую игру, которую назвала «ИНВЕНЦИЯ» (выдумка). Вместе с принцессой Имитацией она показала игру гостям. Согласно правилам игры, нужно было повторять голоса всех игравших, подражая их тембру и манере говорить, придумывая при этом веселые истории. Играя, все гости были поражены тем искусством, с которым Имитация подражала голосам Диссонанса и Консонанса, ФУГИ и ФУГЕТТЫ..

Наконец, праздник подошел к концу. Гости стали разъезжаться. Король ДИССОНАНС с братом остались погостить у МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ. Им отвели две дальние комнаты во дворце и они отправились отдыхать. Когда во дворце наступила тишина, к комнате короля КОНСОНАНСА подошла принцесса ИМИТАЦИЯ. Она решила подшутить над королем и, постучав, голосом одного из слуг попросила короля пойти к его брату. КОНСОНАНС конечно же откликнулся на эту просьбу. ДИССОНАНС был удивлен приходу Консонанса. Братья посмеялись веселой шутке слуги и КОНСОНАНС отправился спать. Спустя некоторое время к нему в комнату вновь постучали и голос его брата ДИССОНАНСА попросил его выйти из комнаты. КОНСОНАНС выглянул в коридор, но, естественно, никого не увидел. Поразмыслив, он решил, что это проделки принцессы ИМИТАЦИИ, которая обиделась на него – вовремя танца король дважды наступил ей на ногу. Ожидая прихода ИМИТАЦИИ в третий раз, он незаметно задремал. Ночь прошла спокойно. Рано утром в комнату короля Консонанса постучали. Консонанс просил минуту подождать, затем открыл дверь, за которой никого не оказалось. Через полчаса все повторилось. И в третий раз в дверь постучали. Однако король не откликнулся. Тогда постучали еще и КОНСОНАНС услышал голос ДИССОНАНСА. КОНСОНАНС улыбнулся, — ведь его брат стоял рядом с ним, ожидая принцессу – насмешницу. В ответ веселая подражательница чужих голосов услышала такие неприятные, резкие звуки, словно кто-то дул в трубу, извлекая из нее скрежет и шипение. ИМИТАЦИЯ зажала уши ладошками и помчалась в свою комнату. А вслед ей все неслись эти ужасные звуки…

За завтраком Имитация сидела грустная и рассеянно отвечала на вопросы, Она поняла, что братья КОНСОНАНС и ДИССОНАНС, в ответ на ее шутку, тоже решили пошутить. Наконец, выйдя из-за стола, оба весельчака подошли к ней и она услышала: «Принцесса, примите наши извинения за столь неудачную шутку». Улыбнувшись, ИМИТАЦИЯ ответила: «Никогда не думала, что меня побьют моим же оружием. Я вас прощаю!».

Так закончилась эта веселая история. Принцесса ИМИТАЦИЯ до сих пор удивляет нас своим уникальным искусством подражания.

ФУГА И ФУГЕТТА

Фуга – многоголосное полифоническое произведение, в основном, для 2-3-4 голосов. По-латински fuga означает «бег».

Фугетта – небольшая, несложная фуга. По-итальянски fugetta – маленькая фуга.

Каждый день королева Музыкальная Форма получала очень много писем. Несколько ее помощников целыми днями читали почту, затем кратко пересказывали содержание каждого послания. Недавно в одном из них они прочитали, что старая тетушка ФУГА ожидает в гости свою племянницу ФУГЕТТУ.

Тетушка Фуга по случаю приезда племянницы затеяла ремонт. Надо сказать, что была она женщиной энергичной и хозяйственной, любила чистоту и порядок. По утрам тетушка Фуга занималась спортом. Она бегала в парке вокруг пруда, прыгала с шестом и играла в волейбол. Получив утром такой заряд бодрости, Фуга сохраняла его до вечера. Она все делала быстро, умело, без суеты и, устав за целый день от хлопот, садилась вечером у камина и читала. Отблески пламени освещали ее умное лицо и казалось, что все маленькие морщинки продолжают бег, который начался еще утром…

Итак, в доме начался ремонт. Срочно были приглашены лучшие мастера, которые активно взялись за работу. Две недели они трудились, не покладая рук и, наконец, объявили, что все готово к приезду племянницы.

Наутро тетушка ФУГА нарядилась в свои лучшие одежды и вот уже карета, запряженная четверкой лошадей, подъехала к крыльцу. Тетушка и племянница увидели друг друга и обнялись. Как они были похожи в эту минуту! ФУГЕТТА была уменьшенной копией тетушки ФУГИ. Позже оказалось, что и характеры у них тоже одинаковые. Обе они любили петь на два голоса, а когда приезжали гости, тетушка и племянница устраивали настоящие концерты и пели с кем-нибудь из гостей на три голоса. Как же замечательно они пели! Слушая их, казалось, что ты погружаешься в море звуков самых разных: веселых и грустных, смешных и печальных, торжественных и насмешливых…

Прошло несколько дней и маленькая ФУГЕТТА заскучала. Ведь она так любила шумные игры, веселье, смех, а в доме у тетушки ФУГИ было тихо и спокойно, мерно тикали часы в гостиной, гости бывали редко – только по праздникам.

Однажды ФУГЕТТА гуляла в саду и забрела в дальний его уголок. Остановившись, она подняла голову и увидела высоко в небе странный предмет. Он был похож на облако, кудрявое, веселое облако, только почему-то зеленого цвета. Странное ОБЛАКО мягко опустилось на дорожку прямо перед девочкой и помахало ей своей пушистой лапкой. ФУГЕТТА немного испугалась. Никогда прежде она не разговаривала с облаками, только видала их в небе.

И вдруг ОБЛАКО заговорило: «Поиграй со мной, девочка, мне так скучно одному». ФУГЕТТА вздохнула в ответ: «Мне тоже», — и спросила: «А в какую игру мы с тобой будем играть?»

— «Давай поиграем в догонялки».

— «Нет, лучше давай поиграем в игру «Громко-тихо».

— «А как в нее играют?»

— «Ты отвернешься и не будешь подглядывать, а я в это время спрячу свою ленту. Затем ты будешь ее искать, а я тебе буду подсказывать: если я буду напевать песенку потихонечку, значит ты очень далеко от моей ленты; а если ты услышишь, что я пою громче, значит, ты где-то рядом с ней».

— «Хорошо, я согласно»…

ФУГЕТТА и ОБЛАКО играли целый день, девочка придумывала все новые игры, фантазировала, ей было так весело и смешно, что она и не заметила, как солнце спряталось за большую гору, птицы перестали громко петь и в лесу, в парке, во всей округе наступили сумерки. Наконец, ОБЛАКО, оглянувшись вокруг, спохватилось: «Уже поздно, тебе пора домой, родные, наверное, волнуются».

ФУГЕТТА вздохнула: «Как жаль, что нам пора расставаться. А завтра мы с тобой встретимся?»

— «Конечно, приходи сюда днем».

ФУГЕТТА и ОБЛАКО попрощались. Вечером она рассказала тетушке ФУГЕ об этой необычной встрече, а ночью ей снились веселые зеленые сны…

СОНАТА

Соната – в современном понимании – произведение для одного или двух

инструментов, написанное в форме сонатного цикла (слово «соната» происходит от итальянского sonare – играть на каком-либо инструменте).

Однажды в гости к МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ приехала её давняя подруга СОНАТА. В юности она играла на всех музыкальных инструментах и все музыканты её именем стали называть любую музыку для всех инструментов. С годами СОНАТА играла всё реже, многое позабыла и её именем стали называть только определённую музыку, которая состояла из трёх частей: быстрой, медленной и снова быстрой, а первую часть стали называть сонатное аллегро («аллегро» означает «скоро»).

Королева МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА часто устраивала праздники. И в этот раз в честь приезда своей подруги она решила устроить концерт, на который пригласила лучших музыкантов. А поскольку концерт – это соревнование. То каждый музыкант решил продемонстрировать своё мастерство на каком-либо одном инструменте.

Это был замечательный концерт! Великолепие звуков. фейерверк созвучий-аккордов, яркие динамические оттенки – всё поражало слух присутствующих. Трудно было отдать предпочтение кому-либо одному, ибо это было состязание равных.

В заключение выступила СОНАТА. В её исполнении музыка жила, боролась, страдала, радовалась, негодовала и вновь ликовала. Это был рассказ о судьбе трудной и суровой, о жизни, наполненной борьбой, порывами к счастью и свету, взрывами отчаяния и скорби, и в конце – радость и упоение победой, ощущение наконец-то достигнутого желанного берега мечты…

Давай-ка повнимательнее вслушаемся в музыку первой части. Она состоит из трёх этапов: первый этап борьбы – ЭКСПОЗИЦИЯ, в которой первая тема (Главная) и вторая тема (Побочная) рассказывают о себе, показывают свой характер.

Во втором этапе – РАЗРАБОТКЕ – первая (Главная) тема развивается, меняя свой характер.

Третий этап – РЕПРИЗА – повторение. Однако зачастую это не просто повторение экспозиции, а завершение борьбы. Успокоение же и восстановление мира наступает в заключительном разделе – КОДЕ.

Вторая часть Сонаты – размышление о том, что случилось в жизни. Музыка звучит спокойно, неторопливо.

В третьей части Сонаты возвращается быстрый темп, активный ритм, музыка звучит ярко, победно, ликующе…

Вот такую удивительную историю рассказала СОНАТА с помощью музыкальных звуков.

АЛЬТЕРАЦИЯ

Альтерация – от латинского alterare — изменять – хроматическое повышение

или понижение на полутон основных ступеней лада.

В стране Музыки жила-была одна нотка, звали её СОЛЬ. Была она весёлая, жизнерадостная хохотушка, очень любила всех своих сестричек. А ещё нотка СОЛЬ любила мастерить шляпки. Она придумывала такие разные фасоны шляпок с диковинными украшениями из перьев птиц, бисера, пуговиц, цветами из ткани, что всем сестричкам они очень нравились, — ведь это были настоящие произведения искусства! Да к тому же в шляпках все девочки-нотки оказывались выше своих сверстниц – ноток из других октав! И когда в праздничные дни нотки-сестрички выходили на прогулку в своих замечательных шляпках, все окружающие говорили: «Какая выдумщица эта нотка СОЛЬ! Она настоящая фея АЛЬТЕРАЦИЯ!» А все нотки в шляпках получали интересную приставку к своему имени – ДО ДИЕЗ, РЕ ДИЕЗ, МИ ДИЕЗ, ФА ДИЕЗ, СОЛЬ ДИЕЗ, ЛЯ ДИЕЗ, СИ ДИЕЗ.

Однажды на прогулке девочек-ноток увидел злюка БЕКАР и закричал: «Немедленно снимите свои легкомысленные шляпки, иначе я вас буду наказывать в школе каждый день!» Девочки-нотки испугались и тут же сняли свои шляпки. Но БЕКАР на этом не успокоился. Он придумал наказание для всех семи ноток: каждый раз при встрече с ним девочки должны были приседать в реверансе, низко склонять голову и не поднимать её до тех пор, пока он не исчезнет из виду, при этом он их называл совершенно другими именами: ДО БЕМОЛЬ, РЕ БЕМОЛЬ, МИ БЕМОЛЬ, ФА БЕМОЛЬ, СОЛЬ БЕМОЛЬ, ЛЯ БЕМОЛЬ, СИ БЕМОЛЬ.

Ход мероприятия

Ведущий:

Внимание! Внимание!
Начинаем творческие соревнования!
Сегодня впервые в нашем саду проводим конкурс-игру «Веселые нотки»
Сюда приглашаем команды сейчас,
Смотрите, команды – супер-класс!

Под музыку в зал входят дети – 2 команды. Встают около стульчиков (вдоль
боковых стен).
(Представление команд)

Ведущий: Выступление наших конкурсантов будет оценивать жюри в
составе:

Заведующий МДОУ
Методист МДОУ
Педагог-психолог

Ведущий: Итак, команды занимают свои места, и мы начинаем Тур 1  –
разминка «Музыкальный эрудит»!

(фанфары)

Слушайте внимательно, отгадывайте старательно,
Тот, кто первый отгадает – только руку поднимает.

За каждый правильный ответ вы получаете одну нотку (старшая группа – желтые
нотки, подготовительная группа – красная). Напоминаю правила игры – нельзя
выкрикивать ответы (ответ не засчитывается), в случае подсказки – ход переходит
к следующему игроку. Во второй тур выходят игроки, набравшие более 2 нот.

Загадки:

1. Сон и отдых позабыты:
Песню пишет … (Композитор)


2. Композитор и поэт –
Это творческий … (Дуэт)


3. Тридцать маленьких ребят
На ступенечках стоят.
И с улыбкой в день весенний
Все поют про день рожденья.
Голоса, как на подбор.
Выступает детский… (Хор)


4. Перед хором я стою,
Все молчат, а я пою.
Кто же я? Что за артист?
Ну, конечно же, … (Солист)


5. Проверяют звук и тон
Инструментом … (Камертон.)


6. Низким голосом медведь
Может громко зареветь.
Слышно льва, хоть он не близко.
Его голос тоже низкий.
Назовите мне сейчас
Самый низкий голос… (Бас)


7. Веселятся музыканты,
Улыбнулся дирижер,
Лад, в котором мы играем,
Называется… (Мажор)


8. Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льет во весь опор,
Этот лад ужасно грустный,
Называется… (Минор)


9. На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (Ноты)

10. Эти чёрные значки –
Не случайные крючки.
На линеечке стоят
И мелодию хранят.
Музыкальный алфавит
Не привычен нам на вид. (Ноты)


11. Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут… (Вокал)


12. Слово книжное «вокал»
Как бы проще ты назвал? (Пение)


13. Он на сцене выступает,
В хоре песню начинает.
Исполняет весь куплет,
Хор припев поёт в ответ. (Солист)


14. В нём так много голосов –
Баритонов и басов.
Восемь теноров, сопрано
Вместе слаженно поют.
Путешествуют по странам
И гастроли там дают. (Хор)


15. Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш)


16. Новогодний бал в разгаре,
Я кружусь по залу в паре.
Этот танец нас пленил,
Его Штраус сочинил. (Вальс)


17. Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так.
Он велик и всемогущ,
Это наш … (Скрипичный ключ)


Подводятся итоги и объявляется победители 1 тура.

Ведущий:

И для наших победителей
От болельщиков и зрителей
Приз – веселая игра,
В круг вставайте, детвора.

Игра «Мы хотели танцевать»

Ведущий:

Вот закончилась игра,
Все садитесь, детвора
И следите за игрой, начинаем ТУР 2! (фанфары)


(Выходят участники 2 тура.)


Ведущий: Прежде чем объявить название 2 тура, я попрошу вас отгадать
загадку.

Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент!

Дети: Дирижёр!

Ведущий: Правильно, и мы начинаем 2 тур – «Сам себе дирижер». В третий
тур выходят игроки, набравшие более 5 нот.

(Приложение 1)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги 2 тура, предлагаю поиграть.

(Любая подвижная игра.)
Председатель жюри объявляет победителей 2 тура.


Ведущий: Внимание! Начинаем 3 тур – «Угадай мелодию».

Кто песни любимые вмиг угадает,
Тот в третьем туре и побеждает.

Ведущий: Дорогие друзья! В этом туре звучат мелодии из мультфильмов,
которые вы все хорошо знаете, но мы решили усложнить задание. Поэтому будет
звучать только вступление к песне. Тот, кто первый вспомнит название песни,
должен поднять руку.

Если вы правильно угадали песню, то получаете дополнительную нотку, если
ответ неверный, то вам придется расстаться с одной ноткой. В этом туре побеждают
игроки, набравшие более 7 нот.

  1. «Песенка крокодила Гены» (2)
  2. «Антошка» (3)
  3. «Улыбка» (4)
  4. Голубой вагон»(5)
  5. «Чунга-Чанга» (6)
  6. «Чебурашка» (7)
  7. «Настоящий друг» (8)
  8. «Неприятность эту» (9)
  9. «Ничего на свете лучше нету»(10)
  10. Говорят, мы бяки-буки» (12)
  11. «Песенка мамонтенка» (13)
  12. «Облака» (16)
  13. «В траве сидел кузнечик» (23)
  14. «Ох, рано, встает охрана» (29)
  15. «Кабы не было зимы» (34)
  16. «Колыбельная медведицы» (37)

Подводятся итоги и объявляется победители 3 тура.
Музыкальная пауза

Ведущий:

Победителей мы поздравляем
На сцену мы вас приглашаем.
Теперь победителей пробил час –
Спойте любимые песни для нас.

Выходят победители трех туров.

(фанфары)


Ведущий: Я предлагаю нашим победителям супер-игру.

Конкурс Вокалистов (караоке).

  • «Песенка мамонтенка» из м/ф «Мама для мамонтенка» (011)
  • «Облака» из м/ф «Трям! Здравствуйте!» (013)
  • «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Лето кота Леопольда» (035)
  • «Чунга –Чанга» из м/ф «Катерок» (52)
  • «Дуэт короля и принцессы» из м/ф «Бременские музыканты» (57)
  • «В траве сидел кузнечик» из м/ф «Незнайка» (67)
  • «Песенка крокодила Гены» из м/ф «Чебурашка»(68)

Подводят итог супер-игры. По итогам супер-игры, присваиваются 1, 2, 3 места.
Награждение.


Ведущий: Смотрите, смотрите, вот наш победитель!

А теперь для всех сюрприз –
Мы вручаем супер-приз.

Ведущий:

Вы сегодня так играли,
На вопросы отвечали,
Вы загадки отгадали.
А друзья за вас болели
И ладоши не жалели.
Вот поэтому в награду
Всем участникам игры
Раздаем мы угощенье – разноцветные шары.
Шарик сладкий, ароматный, удивительно приятный.

(Раздают детям чупа-чупс.)

Детский музыкальный праздник

«Музыкальная шкатулка»

Занавес открывается.

Жил-был бродячий музыкант,

Он песни сочинял.

Напевы дивные свои

Любимой посвящал.

И как-то раз напевы те

Услышал сам король:

«Позвать певца сюда! Ты кто?»

«Я- музыкант. Звать Поль».

«О чем поешь, певец, скажи

В своих напевах ты?

Откуда звуки ты берешь

Столь редкой красоты?»

«Пою я о земле родной

И о любви пою,

А звуки льются из души.

И я их всем дарю».

«Напевы слушая твои,-

Певцу король сказал,-

Я словно образ той страны

Прекрасной увидал!

Играй ещё, пускай звучат,

В сердцах людей живут!»

С тех пор напевы о любви

Мелодией зовут.

(выходит ведущая-Мелодия)

Мелодия: Здравствуйте, дорогие ребята. Я – Мелодия, в переводе с греческого – напев, песня, пение. Сегодня мы с вами вместе отправимся на встречу с музыкой. Музыка… Великое, неувядающее искусство. Она сопровождает нас с рождения и до конца дней. О появлении музыки в жизни людей сложено много легенд и сказаний. Они повествуют о том, что покоряет она не только людей, но и неподвластные силы природы. Музыка способна сделать то, что не сделают ни грозное оружие, ни грубая сила, ни устрашающие речи.

У музыки есть свои законы, если их не соблюдать, то музыкальные двери никогда не откроются. Откуда пришла к нам музыка? Говорят, что её подсказали человеку птицы, ветер, весенняя капель.

(Муз. фон)

Ветер чуть слышно поет.

Ветер вздыхает у сада.

Чуткая музыка всюду живет,

В шелесте трав, в шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода.

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа.

Тихие слезы свои

Ива роняет у брода.

Трелью приветствует ночь соловей,

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход.

Ласточка солнышку рада.

Чуткая музыка всюду живет.

Только прислушаться надо.

Песня «Музыкант»

Тихо-тихо рядом сядем.

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг.

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

МЕЛОДИЯ: Ребята, к нам в гости пришла вечная спутница музыки – Гармония, что в переводе с греческого «стройность, соразмеренность».

Откуда музыка явилась?

Быть может, капелькой дождя

Она на землю опустилась.

Сверкая, прыгая, звеня?

ГАРМОНИЯ: У каждого народа есть легенда о том, как появилась музыка. Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине священной горы Парнас собирались девять прекрасных девушек – дочерей бога Зевса. Их звали музами – богинями пения. Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл бог Аполлон, предводитель муз. Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, боги милостивей.

Думаю, что даже цветы начинали танцевать, заслышав пение муз. «Вальс цветов» для вас исполнят ребята из студии бального танца «Вояж».

«Вальс цветов»

ГАРМОНИЯ: Народ создал много легенд о волшебной силе музыки. Помните историю о чудесной флейте Крысолова, который с помощью своей искусной игры смог победить огромное крысиное воинство. Повинуясь чарующему наигрышу, крысиная стая последовала за флейтистом на берег моря. Ни на мгновенье не прекращая играть, чтобы околдованные музыкой крысы не успели опомниться, музыкант вошел в воду. Длиннохвостое полчище покорно последовало за ним и сгинуло в пучине.

МЕЛОДИЯ: А я хочу напомнить былину о новгородском герое Садко, покорившем своей игрой на гуслях самого морского царя. Ребята, скажите, а что составляет основу музыки, музыкального произведения? Правильно, ноты.

Семь подружек голосистых,

Семь звоночков серебристых

Дружно, весело живут,

Звонко песенки поют.

Домик их открыт всем детям,

Заходите, там вас встретят.

Тайны музыки расскажут,

В мир волшебный путь покажут.

Выход персонажей-ноток

-Здравствуйте, вся гамма тут.

Нотой ДО меня зовут.

-Нотка РЕ.

-Я нотка МИ,

Мы подружки, посмотри.

-Всем привет, я нота ФА,

В середине гаммы я .

-СОЛЬ — его соседка справа,

Очень тоненькая дама.

-Ля-ля-ля всем напеваю.

Нота ЛЯ – вот я какая.

-У сестриц моих спроси,

Я седьмая нота СИ.

МЕЛОДИЯ: До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Начали смеяться,

Разрешенья не спросив,

Вышли прогуляться.

Веселились, песни пели

И мороженое ели.

Ели целых три часа.

Потеряли голоса.

Потеряли и вдруг

Всё затихло вокруг:

Замолчала дудочка пастуха,

Не слыхать веселого петуха.

Ну и скука, ну и скука,

Не слыхать нигде ни звука.

ГАРМОНИЯ:

Заспешили доктора

К братцам с самого утра.

Семь термометров, семь грелок

Принесли им семь сиделок.

Стали братцев лечить,

Стали братцев поить,

И пилюлями, и микстурами,

Горькими, кислыми,

Сладкими, всякими.

Стали нашим ноткам лучше,

И теперь, набравшись сил,

Вновь поют семь ноток звучно

Ноты:До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Распевка «До – воробышка гнездо…»

МЕЛОДИЯ: А теперь давайте эту песенку споем все вместе.

(Распевка исполняется с ребятами в зале)

Давайте, ребята, проверим, как вы запомнили имена нот.

В речке плещут караси.

Напевают ноту…СИ.

Вся умылася земля.

Дождь пропел ей ноту…ЛЯ.

Принца встретила Асоль.

Напевая ноту …СОЛЬ.

Стрижку модную каре

Сделала нам нота …РЕ.

А в издательстве «Дрофа»

Вышел том про ноту…ФА.

Я приехал на такси,

Просигналил ноту…СИ.

От меня сюрприз прими.

Ноту до и ноту…МИ.

А в избе стоит ведро

И звенит нам нотой…ДО.

Есть волшебный дом у нот,

Возле дома нет ворот.

Этажи начнем считать

Снизу вверх, всего их пять.

Чтоб открыть волшебный дом,

Мы ключи искать пойдем.

Музыкальный ключ особый:

Ключ скрипичный, ключ басовый.

Два ключа помогут нам

Все расставить по местам.

Выходит скрипичный ключ.

Скрипичный ключ

Открывает нотный стан

Музыкальный капитан.

Капитан отличный –

Славный Ключ Скрипичный.

Чтоб по морю звуков плыть,

Надо музыку любить.

Есть у капитана мостик,

Завитушка есть и хвостик.

Он на мостике стоит,

Нотами руководит.

Будем знать: Скрипичный ключик

В основном для правых ручек.

Рисовать его изволь

От линейки с нотой Соль.

Выходит Басовый ключ.

Басовый ключ.

Музыка звучит везде:

И на суше, и в воде,

И в пустынях, и в лесах,

И в надутых парусах.

Ветер воет, гром гремит,

Море синее шумит,

Скачет конь, медведь ревет,

С башни колокол пробьет.

Бык на поле замычит-

Тоже музыка звучит.

Но для музыки такой

Ключик подберем иной.

Нотный стан откроем новый –

Капитан там – Ключ Басовый.

Ключ скрипичный, молодой,

Правит легкою ладьей.

А Басовый, он постарше,

И командует на барже.

Ноты низкие там ходят,

Песни басом хороводят.

Будем знать: Басовый Ключик

В основном для левых ручек.

Как похож он на большую

Завитушку-запятую.

Рядом с ним видны две точки,

Словно ягодки на кочке.

Ноте Фа с Ключом одно

Имя на двоих дано.

Музыкальная инсценировка управления Ключей нотами.

ГАРМОНИЯ:

При солнце звучат и звучат при луне

Знакомые песни в чудесной стране.

Семь ноток волшебные песни творят

И вечно готовы служить для ребят.

МЕЛОДИЯ: Пусть ключик скрипичный укажет нам путь.

Когда нам вступить и куда повернуть.

Он нежно и сладко, как скрипка, поет,

Всегда он в волшебное царство ведет.

Музыкальная поляна

ГАРМОНИЯ: Ребята, а сейчас мы с вами оказались на музыкальной поляне. Здесь живут всевозможные музыкальные инструменты. Скажите, а вы знаете названия музыкальных инструментов. Тогда хором попробуйте догадаться, о каком инструменте идет речь.

Ворона на поляне играет на …баяне

А собачки-лайки взяли… балалайки

Бьёт копытами баран, продырявил… барабан.

Ударяют белочки в медные… тарелочки.

Слышим мы медведя бас: «Мне подайте … контрабас!»

Жмет слониха на педаль, не поёт, трещит… рояль.

Волк с лисичкою на пару пели песни под… гитару.

В пляс идет сороконожка, раздувай меха… гармошка.

Вальс собачий обезьяна час бренчит на … фортепьяно.

Вызывают лишь улыбки оды кролика на …скрипке.

МЕЛОДИЯ: Как называются музыкальные инструменты, вы знаете. Предлагаю проверить, узнаете ли вы их по голосу.

Конкурс:отгадай музыкальный инструмент по голосу (на синтезаторе включается звучание различных инструментов, дети определяют инструмент).

ГАРМОНИЯ: Всё знают наши зрители. А вот догадаетесь ли вы, ребята, на каких музыкальных инструментах играют наши нотки?

Нотки показывают игру на инструментах, дети в зале отгадывают и начинают подыгрывать.Пианино – гитара – балалайка – баян – барабан – скрипка — труба

МЕЛОДИЯ: Древние философы утверждали, что музыка – это величайшая сила. Она может заставить любить и ненавидеть, убивать и прощать. В звуках музыки скрыто волшебство, благодаря которому музыка способна управлять действиями и чувствами людей.

Музыка обладает удивительной силой. Она способна потрясти, растревожить, успокоить, заставить радоваться и горевать.

ГАРМОНИЯ: Чтоб жилось на свете веселей,

Кто-то музыку придумал для людей.

И с тех пор один мурлычет сам себе.

А другой весь день играет на трубе.

Ну а мне всего дороже скрипка.

Заиграет – расцветет улыбка.

То, как зверь она завоет, то, шутя.

Рассмеётся и заплачет, как дитя.

Послушайте, ребята, как проникновенно поет скрипка.

Скрипка

МЕЛОДИЯ: В мире музыки ходит одна то ли быль, то ли легенда. Одному выдающемуся скрипачу недруги хотели сорвать концерт и на скрипке перерезали струны, оставив только одну. Но скрипач был настолько талантлив, что смог сыграть на одной струне. Как звали этого музыканта?

Ответ зала: Паганини.

Об этом музыканте и о его скрипке поёт Татьяна Скворцова.

Песня «Скрипка Паганини»

ГАРМОНИЯ: Скрипка относится к группе струнно –смычковых инструментов, петь она может только с помощью смычка.

А вот гитара – это струнный инструмент, который любили поэтические натуры во все времена. Игра на гитаре никогда не выходит из моды. На классической шестиструнной гитаре для вас играет…

Гитара

МЕЛОДИЯ: Ребята, как называется группа исполнителей, играющих на разных музыкальных инструментах?

Дети: Оркестр.

Давайте мы сейчас превратимся в большой оркестр.

Игра «Оркестро». (ба-я-но…пи-а-но… ги-та-ра)

ГАРМОНИЯ: Ребята, а вы знаете, что каждый уважающий себя музыкант, артист перед выступлением должен подготовиться. Певец что делает?

-Распевается.

-А музыкант?

-Разыгрывается.

-Не разыгрывается, а настраивает инструменты. Танцор…

-Разминается.

-Верно. А музыкант, играющий на духовых инструментах?

-Раздувается.

-Нет. Он тоже настраивает инструменты. А артист разговорного жанра?

-Разбалтывается.

-Нет. Он разговаривается. Например, с помощью скороговорок. Попробуйте сказать все вместе:

«От топота копыт пыль по полю летит».

«Крышу красят красной краской»

«Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала».

МЕЛОДИЯ: Молодцы, хорошо разговорились, теперь можете давать громкие и четкие ответы на мои вопросы. (ответивших ребят просим подниматься на сцену)

Музыкальная викторина

Сколько струн у балалайки? (3)

Как называется песня, которую мама поёт засыпающему ребенку? (Колыбельная)

Кто из героев мультфильмов любил петь не пляже, загорая под лучами солнышка? (Львенок)

На каком музыкальном инструменте играл былинный герой Садко? (Гусли)

Как звали героя сказки, который вместе с куклами пел и танцевал «Польку-бабочку»? (Буратино)

Как зовут поющего и самого миролюбивого кота? (Леопольд)

Какой персонаж мультфильма пел: «Я играю на гармошке»? (Гена Крокодил)

Кто помог волку изменить голос в сказке «Волк и 7 козлят»? (Кузнец)

Какой полевой цветок имеет очень музыкальное название? (Колокольчик)

Любимый музыкальный инструмент Карабаса Барабаса? (Труба)

Как звали музыканта Цветочного города? (Гусля)

Отгадайте песенку по ритму. (Хеппи бёздей)

МЕЛОДИЯ: Сейчас ребята, которые поднялись на сцену, получат шумовые музыкальные инструменты, на которых они немного поиграют. Вместе с залом вы, ребята, исполните популярную детскую песенку. Итак, только сейчас и только у нас в исполнении хора (ребята из зала) и шумового оркестра (ребята на сцене) исполняется песня «В траве сидел кузнечик»

Шумовой оркестр

По мостикам, ступенькам и дорожкам,

Осваивая вместе нотный стан,

Мы с вами шли сегодня понемножку

В прогулку по неведомым садам.

И в тех садах как птицы скрипки пели,

Хрустальный дождь роняло фортепьяно.

И мартовские легкие капели

Вплетали нить в дыхание баяна.

ГАРМОНИЯ: Прекрасен сад, где расцветают звуки

Мелодии чудесной и случайной.

И на клавиатуре ловят руки

Гармонии нечаянные тайны.

Дорогие друзья, наша музыкальная шкатулка закрывается, музыка в зале затихает, но музыка в душе каждого из нас пусть не умолкает.

Конкурсная программа «Веселые нотки»

Внеклассное мероприятие для обучающихся 6-7 классов 

Необходимое оборудование: ноутбук, проектор, экран, колонки, презентация.

Ход программы:

— Добрый день ребята и уважаемые педагоги! Я рада видеть вас на нашей конкурсной программе «Веселые нотки» Сегодня мы с вами поговорим о музыке, проверим ваши знания в области музыки и немного поиграем, в общем, интересно проведем время!

А начать мне хочется с высказываний великих людей о музыке. (слайд 1)

И т.к. о музыке нужно писать нотами, предлагаю угадать вам несколько загадок : (слайд 2)

— Пять линеек — дом для нот, 
Нота в каждой здесь живёт. 
Люди в мире разных стран 
Назовут их ..(Нотный стан)

— Он ключ, но ключ не для двери, 
Он в нотном стане впереди (скрипичный ключ)

— Вот сидят девчонки — 
Чёрные глазёнки, 
Будто на скамеечках, 
На пяти линеечках. (ноты)

— Нужно нам назвать семь нот.

Кто их первым назовет? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

Так как нот всего 7, то и конкурсных испытаний будет тоже 7!

И первый конкурс прячется за ноткой ДО – это музыкальная викторина! (слайд 3)

Слушайте внимательно вопросы и отвечайте. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл

Вопросы викторины:

■ Как называется русский народный трехструнный щипковый инструмент? Ответ: Балалайка.

■ Любимый марш молодоженов Ответ: Марш Мендельсона

■ Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой известной сказки? Ответ: Гусли.

■ Какой миниатюрный ударный инструмент часто используют во время танца испанские танцовщицы? Ответ: Кастаньеты.

■ Как называют человека, исполняющего музыку на церковных колоколах? Ответ: Звонарь.

■ Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? Ответ: Ложки.

■ Какой инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов? Ответ: Камертон.

■ Какой музыкальный инструмент является эмблемой музыкального искусства? Ответ: Лира.

■ Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? Треугольник.

■ Как называется руководитель хора или оркестра? Ответ: дирижер.

Открываем следующую нотку. Это нота РЕ. И конкурс называется «Узнай знаменитость» (слайд 6)

Сейчас командам необходимо на листочках написать имена и фамилии известных музыкантов. За каждый правильный ответ – 1 балл

А. Пугачева

Витас

А. Пахмутова

Н. Басков

Ю. Савичева

И. Аллегрова

И. Кобзон

Ф. Шаляпин

П.И.Чайковский

Г. Лепс

В. Цой

Л.В. Бетховен

Следующая нота МИ. И конкурс называется «Угадай мелодию» (слайд 7)

Участникам команд необходимо угадать мелодии из мультфильмов

(мелодии звучат в записи)

Нота ФА. Конкурс «Музыкальные инструменты» . Глядя на изображения музыкальных инструментов – участникам необходимо определить их названия (слайд 8,9)

Нота СОЛЬ. Конкурс «Ребусы» — участникам необходимо расшифровать ребусы и дать правильные ответы (слайд 10, 11)

Нота ЛЯ . (слайд 12) Конкурс «Музыкальный стульчик». Под музыку участники команд ходят вокруг стульев, которые образуют круг (стульев на 1 меньше, чем участников) . Когда музыка обрывается – участникам необходимо сесть на свободный стул. Кому не хватило места – покидает игру вместе со стулом. Игра проводится до последнего участника.

Нота СИ. (слайд 13-20) Конкурс «Споемте , друзья» . Участникам команд необходимо исполнить песенку о хорошем настроении с использованием различных движений руками. Та команда, которая сделает это лучше – зарабатывает баллы.

(на слайдах текст песни, + минусовка песни в записи)

Подведение итогов. Награждение команды , набравшей большее количество баллов.

Конкурсная программа «Веселые нотки»
PPT / 7.77 Мб

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про нло
  • Сценарий про немцев
  • Сценарий про национальности россии
  • Сценарий про народных умельцев
  • Сценарий про народные промыслы