Сценарий про первобытных людей

Увлекательное путешествие на машине времени в мир первобытного человека.. Дошкольное образование, Мероприятия, Дошкольникам, Сценарий развлечения "Путешествие в первобытный мир"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 13 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области.

Путешествие в первобытный мир

Автор-составитель:

Щеколдина

Олеся Олеговна,

инструктор по

физической культуре,

1КК

г. Россошь

2019 г.

Цель:  формирование у детей представления о первоначальных спортивных навыках первобытного человека. Развитие двигательной активности детей.

Задачи:

Оздоровительные: охранять и укреплять здоровье детей.

Образовательные: формировать у старших дошкольников представление о возникновении цивилизации человечества. Совершенствовать навыки детей в метании, ползании, прыжках, беге.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, интерес к истории, уважение к предкам.

Материалы: развивающий мультфильм «Древний человек», иллюстрация «Эволюция человека», картинки «Дикие животные».

Оборудование: амулеты из соленого теста, муляжи костей животных, следы первобытного человека, массажные и ребристые дорожки, пазлы «мамонт», мешочки для метания, «полоски-липучки», канат, 2 дубинки, 2 мата, игра «Рыбалка», 2 обруча, шарики из сухого бассейна, 2 ватмана, факел.

Форма проведения: тематическое развлечение

Предварительная деятельность:

1. Просмотр развивающего мультфильма «Древний человек».

2. Беседа «Кто такой первобытный человек».

Содержание

Группа.

Воспитатель предлагает детям посмотреть видеоматериал о происхождении первого человека на Земле.После просмотра воспитатель беседует с детьми.

В: Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился.

И был он вот такой, наш далёкий предок. (Показ картинки на слайде)

В: Чем же отличался первобытный человек от современного? (Ответы детей)

В: Дети, посмотрите, какая была осанка и походка у первобытного человека. Я предлагаю пройтись как первобытный человек, наклониться немного вперед и опустить плечи вниз.

Дети имитируют походку древнего человека, ходят, согнувшись, опустив руки вниз и наклонив плечи вперед.

В: Ребята, вам удобно так ходить? Я предлагаю выпрямить спину и пройтись по группе прямо.

В это время дети находят след первобытного человека. Они отправляются по следу и приходят к спортивному залу.

Вход в зал это туннель — машина времени. Проползая по туннелю дети попадают в каменный век (спортивный зал), где их встречает первобытный человек.

Вводная часть

Спортивный зал.

ПЧ: Приветствую вас, о великоеплемя чистоволосых и многоумных детей! Я очень рада, что вы прибыли повидаться со своей дальней родственницей! Жизнь первобытного человека не проста, полна приключений и опасностей! Сейчас нам всем вместе представится возможность оказаться в удивительном мире первобытного человека и на себе испытать все трудности отсутствия цивилизации: добывать себе пищу, преодолевать трудные переправы, собирая ягоды отличать полезные от ядовитых…Отправляясь в дальний трудный путь или собираясь на охоту, первобытные люди «призывали» удачу и успех танцами! Сейчас и мы проведем такой ритуальный танец!

«Ритуальный танец» (выполнение ритмичных движений под музыку).

ПЧ: А еще в наших краях есть легенда о разбитом древнем тотеме. Говорят, если его найти и собрать, то вы станете самыми сильными, умными и здоровыми! Вы бы хотел его найти? Тогда вперед! Предлагаю разбиться на два племени. 1 племя «Мамонтёнок». 2 племя «Динозаврики».

ПЧ: В древности многие племена верили в покровительство животных или считали их своими предками. Члены общины поклонялись своему животному и носили свою отличительную метку в виде зуба животного. (Раздать каждому племени метку – амулет из соленого теста в виде зуба животного)

Основная часть

ПЧ: Наверное, вы очень проголодались с дороги? Сейчас мы с вами отправимся на охоту! Мы должны поймать как можно больше животных, для этого их надо выследить. Сначала надо найти тропинку, по которой животные ходят на водопой.

 «Выследи животное». По команде дети идут по массажным и ребристым дорожкам и строятся в 2 племени.

Звучит музыка, слышны голоса животных. В это время подвешиваются мишени с изображением животных и раздаются мешочки.

ПЧ: Ребята, животные пришли на водопой, пора нам с вами отправляться на охоту. Но прежде чем метать в зверя, нужно к нему бесшумно подкрасться. Я хочу проверить, сможете ли вы справиться и с этой задачей? Нам необходимо передвигаться вперед с помощью рук и ног (по-пластунски) до линии, встать, взять в руки мешочек, прицелиться в силуэт животного и выполнить метание в цель.

 «Охота на животных».

ПЧ: Молодцы! Вы прекрасно справились со своим заданием. А вот и первые кусочки тотема!

ПЧ: Хорошая добыча! Но ведь первобытный человек питался не только мясом. Что он еще употреблял в пищу?

Дети: Ягоды, фрукты, корни растений, рыбу.

ПЧ: Я знаю отличное место для рыбалки! Но чтобы туда добраться, нам необходимо перебраться через пропасть. А для этого мы должны собрать длинную крепкую веревку из заготовок.

«Собери веревку». Из нарезанных полосок, соединяющихся липучками, дети собирают длинную веревку и находят еще по кусочку тотема).

ПЧ: Ну что ж, веревка готова! Кусочки найдены! Нам осталось только перелететь как на тарзанке над пропастью на другую сторону и отлично порыбачить! А может там мы еще найдет кусочки тотема!?

«Переправа». Держась крепко за канат, дети переправляются с одного мата на другой)

ПЧ: А вот и та самая речка! Необходимо взять удочку, подбежать к реке и опустить крючок удочки прямо на рыбку.

«Поймай рыбу». На ткани голубого цвета разложена рыба с магнитом внутри. На конце удочки тоже магнит. Выдается по 1 удочке каждому племени. Когда выловили последнюю рыбку, подбросить части тотема.

ПЧ: Как много рыбы! Молодцы! Кажется, в реке плавает еще что-то? Это же части тотема! Хватайте их скорее! Здорово!

А еще я знаю, что недалеко за лесом есть полянка с вкуснейшими ягодами. Давайте отправимся туда и соберем их. А может, мы найдем еще кусочек тотема?! Необходимо как можно быстрее собрать ягоды в корзину. Для этого нужно перепрыгнуть через лужи, сорвать ягоду и вернуться обратно. Будьте осторожны! Помимо полезных красных, там есть еще ядовитые зеленые ягоды! Собираем только полезные!!!

«Собери ягоды». В обручах лежат шарики из сухого бассейна. Ребенок прыгает через лужи к обручу, берет шарик и переносит его в корзину.

ПЧ: Смотрите, на поляне спрятаны еще 2 части тотема! Как много мы уже собрали!

ПЧ: Ребята, охота и рыбалка удались. А теперь давайте посмотрим, сколько частей тотема мы с вами нашли, и получится ли у нас с вами его собрать!

Из кусочков тотема получается мамонт.

ПЧ: Мамонт это самое большое животное каменного века. Первобытные люди верили, что он приносит удачу. Собрав этот тотем, теперь и вы стали сильными, умными и здоровыми! Вас всегда будет сопровождать удача!

ПЧ: О важных событиях в своей жизни – удачных охотах или нападении врагов — первобытные люди рассказывали, рисуя на стенах пещеры. Некоторые из таких рисунков можно увидеть в пещерах по всему миру и сейчас. Давайте и мы с вами изобразим чем мы сегодня занимались, чтобы рассказать потомкам о своих успехах.

«Наскальная живопись»

Заключительная часть.

ПЧ: Дети, проходите, садитесь возле костра. Ребята, вам понравилось наша экскурсия? (ДетиНам было очень интересно).

ПЧ: Как вы думаете, трудно было выжить первобытному человеку? (ДетиДа).

ПЧ: Что мы сегодня делали для того, чтобы добыть пищу? (ДетиПрыгали, ползали, метали, бегали).

ПЧ: Действительно, много сил уходило на поиски пищи. Охота на зверей, защита от врагов были связаны с бегом, прыжками, ползанием, плаванием, метанием. У человека вырабатывались первые спортивные навыки.

Вот и закончилось наше с вами первобытное приключение. Вам пора возвращаться в ваше время. На прощанье я хочу подарить вам частичку нашего тепла. Первобытные люди не умели самостоятельно разжигать огонь, но они научились его хранить и передавать. Пусть огонь, зажженный миллионы лет назад первобытным человеком, путешествует вместе с вами. Этот огонь приведет вас к факелу самых главных спортивных соревнований – факелу Олимпийских игр. До скорой встречи!

Первобытный человек «зажигает» символический факел от костра и передает его детям. Они передают факел друг другу, отдают воспитателю и возвращаются в группу через машину времени (туннели).

3

Вперед, первобытные!
Семейная познавательно-развлекательная программа

Рекомендуемый возраст: учащиеся 5-х классов

Цель: создание условий для совместного семейного проведения
досуга, раскрытия творческого потенциала детей и родителей.

Задачи:

— развивать творческие способности учащихся

— поддерживать и развивать интерес к истории

— вовлекать семьи в воспитательное пространство лицея

— формировать социальную активность, инициативность, культуру
поведения

Ожидаемый результат:

— активное участие 5 классов в общелицейских мероприятиях

— адаптация учащихся 5 классов

— активность, инициативность, заинтересованность родителей в
проведении классных, лицейских мероприятий

Действующие лица

Ведущая

Вождь

Умная Синица

Зеленая Киви

Умный Удод

Воин

Колдун

Тум

Ака

Оформление зала

— на стене рисунки учащихся 5 классов “Этот первобытный мир”

— на заднике сцены нарисованы силуэты животных, фигуры первобытных
людей

— в центре сцены костер, который обыгрывается во время исполнения
сценки

В зале находятся педагоги,
родители (многие из них в костюмах); звучит первобытная музыка; выходит Ведущая

Ведущая. Сегодня мы с вами собрались в
этой “священной пещере”, украшенной рисунками первобытных художников для
необычных состязаний между племенами:

5а — “Ловкие ягуары”

56 — “Саблезубые тигры”

5в — “Дикие собаки”

Священная пещера требует особого почтения, и каждое племя должно в
нее войти со своим особым ритуалом.

В зал по очереди, с
танцевальными движениями, под музыку и звуки барабанов входят племена;
рассаживаются в зале

Ведущая.  Каждое племя имело своего
“животного — родственника”, считало его своим защитником и покровителем. Такое
животное называлось ТОТЕМ, тотемных животных изображали на стенах пещер.

Вокруг этих рисунков совершали обряды. На животных — тотемов
старались быть похожими. Для этого изготавливались маски. У наших племен тоже
есть маски-тотемы, которые они используют для ритуальных танцев, (ведущая
представляет маски-тотемы участников команд)

Сегодня на наше необычное состязание пригласили еще одно племя —
племя “Мудрых пернатых”

В зал вбегают
старшеклассники, читают в стиле рэп:

        Наше племя “Пеликанов” жило на берегу реки

        Не было у нас не грусти, ни тоски.

        Жилось нам весело и елось и пилось

        Но событие такое у нас приключилось:

        Вдруг сообщение в бутылке подплыло к нашим крутым берегам

        Ну-ка, что там посмотри-ка, расскажи-ка ты всем нам.

        Здесь племен собирается много

        Приезжайте к нам в лицей,

        К нам доедите любой дорогой, Приезжайте поскорей!

        Собирались мы недолго,

        каждый взял, что нужно было

        нож, бревно, топор и мыло,

        все, что в дороге необходимо.

        наконец дошли, но где-то наших половину растеряли.

        мы, наверное, их съели, ведь еды — то мы не брали.

        и лишь один оказался умнее нас всех

        потому и ждет его большой успех.

        он мудрый, и хитрый, и ловкий, и сильный

        он добрый, и храбрый, и любвеобильный

        Это наш великий вождь.

Все.

        Самый мудрый вождь на свете

        Он знает все языки на планете

        Его у нас любят и взрослые, и дети.

        Он очень мудреный, он очень ученый

        Копченый, соленый, переперченный.

Вождь. Племя мое!

Все. Что, о великий вождь!

Вождь. Племя мое! Слушайте голоса духов
наших предков! (из-за кулис звучат голоса “О-у-у-у!”, “О-о-о-о!”)

Духи наших предков благосклонны к нам! Они позволили нам попасть
на этот великий праздник, где собрались целых три племени “Ловких ягуар”,
“Саблезубых тигров”, “Диких собак”.

Сегодня они должны доказать себе, своим предкам, и предкам их
предков, что их племя самое мудрое!

Все. Мудрое!

Вождь. Умное!

Все. Умное!

Вождь. Сильное!

Все. Сильное!

Вождь. Выносливое!

Все. Выносливое!

Вождь. Самое — самое — самое!

Все. Самое — самое — самое!

Ведущая. Мы все знаем, что ваше племя
очень мудрое, оно одно из самых ученых племен!

Вождь. Да! Это чистая правда! Вот,
например, Умная Синица, она знает целых 10 букв

Умная Синица. Да! Я знаю А! Б! В! Е! (через
паузу) ЁКЛМН, ОПРСТ!

Вождь. Или, например, Умный Удод, он
может решить самую сложную задачу

Умный Удод (отвечает с гордым видом). Юрх!

Вождь. А вот, например, Зеленая Киви,
она легко и быстро может сочинить интересную историю.

Зеленая Киви. Фти-фти-фти-фти-фти!
фти-фти-фти-фти-фти!

Ведущая. Да, мы все убедились, что ваше
племя очень мудрое и ученое, и мы хотим пригласить вас в почетный Совет,
который будет судить наше состязание.

Вождь. Мы с благодарностью принимаем
ваше приглашение!

Ведущая. Перед тем, как вы приступите к
своим обязанностям, не могли бы вы продемонстрировать некоторые приемы
педагогического общения.

Вождь. В основном мы используем этот
предмет (показывает дубину; вызывает двух учеников и бьет их дубинками).

А также используем и такой метод (вызывает двух девочек, берет их
за косички и мажет лицо сажей).

Ведущая. Спасибо! Мы надеемся, что для
наших племен эти “педагогические” приемы не потребуются.

Вам, Совет старейшин, выпал счастливый жребий рассудить какое же
племя станет сегодня победителем, племя “Ловких ягуар”, “Саблезубых тигров” или
“Диких собак”.

О! Умнейшие и мудрейшие! Вы сильные как медведи, быстрые как
олени, мудрые как совы! Вы сможете справедливо рассудить наши племена.

(Племена подносят дары).

“Саблезубые тигры” — дарят горный мед , чтобы ваша жизнь была
сладкой и племя никогда не вступало на тропу войны.

“Ловкие ягуары” — дарят вам плоды лесных орехов. Раскусив их вы
станете еще мудрее и справедливее.

“Дикие собаки” — дарят молоко горной козы, чтобы вы также ловко
прыгали по горам.

Ведущая. Испытания начинаются!

На уроках мы вкратце познакомились с первобытной историей, которая
длилась многие сотни тысяч лет. Мы увидели, что человечеством пройдена огромная
дистанция. Вначале — полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из
камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать
землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудие из
бронзы, железа.

А сейчас — интеллектуальный конкурс!

Я приглашаю ко мне по 2 человека от каждого племени. За каждый
правильный ответ — 3 балла. Если представитель затрудняется ответить, отвечает
племя, но в этом случае племя получает 2 балла.

     Вопросы к конкурсу:

1. Ученый Эжен Дюбуа в 1891г. на острове Ява нашел останки
первобытного человека, которого назвали… (питекантропом, что в переводе с
греческого означает обезьяночеловек)

2. Первый этап каменного века — это… (палеолит, древний каменный
век)

3. Назовите оружие первобытных охотников, которым можно поразить
цель на большом расстоянии (копье — металка)

4. Назовите пещеру в Испании, где любитель Саутуола обнаружил
рисунки первобытного человека (Альтамира)

5. Как называется рисуночное письмо? (пиктограмма)

6. Как называется животное-родственник? (тотем)

Ведущая. Первое испытание для наших племен
прошло успешно.

А сейчас мы проведем с вами первобытную зарядку.

Звучит музыка, племена за
Ведущей выполняют упражнения

Сценка “Пещера Тума”.

У костра сидит вождь
племени “Улла”; вбегает воин.

Воин. О, великий вождь! Свершилось
ужасное. Тум — сын волка и его друг Ака — сын леопарда проникли в священную
розовую пещеру предков. Духи наших предков разгневаны, горе нам! Вот этими
дротиками с кремневыми наконечниками они выцарапали на стенах пещеры фигуры
людей и животных. Мальчики признались, что делают это не в первый раз.

Вождь. Зови всех на совет племени. Скажи
колдуну, что я жду его. А этих негодяев Тума и Аку связать и охранять. О, духи,
смените гнев на милость!

Звучат барабаны. К костру
собираются люди. Воины вносят носилки с коробом из шкур. Вождь кланяется в
сторону носилок и, подняв руку обращается к племени.

Вождь. Свободные охотники! Много лет
наше племя живет в этих высоких горах. У нас всегда была удачная охота, нас
боялись враги потому, что боги оберегали племя. Но духи разгневались на нас.
Наступили дни больших холодов, звери уходят в теплые края, и наши охотники все
чаще возвращаются без добычи. Племя голодает, а виновны в этом они! (показывает
на связанных мальчиков). Они проникли в пещеру предков и потревожили их.

Все. Их нужно убить!!!

Вождь. Тихо! Послушаем великого и
мудрого колдуна.

Колдун. Встаньте, свободные охотники.
Слушайте голоса духов!

Если мы убьем мальчиков, духи предков разгневаются на нас. Ведь
они не покарали Тума и Аку, когда те делали рисунки на стенах священной пещеры.
Значит, духи охраняли их. Мы оставим мальчиков в живых. Но ты прав, вождь,
племя должно уходить в теплые края.

Вождь. Племя уйдет на восходе солнца!

Колдун. Чтобы эта история с Тумом и Акой
не была забыта, Тум закопает свое копье с кремневым наконечником в пещере под
своими рисунками.

Тум. Хорошо, о мудрейший!

Вождь. А род Ака пусть передает эту
историю из поколения в поколение, чтобы наши потомки через много лет помнили о
нас.

Ака. Я все исполню вождь.

Все. Эту пещеру мы будем называть
пещерой Тума! Правильно пусть будет так!

Колдун. Хорошо, развяжите их.

Вождь. Сыновья беркута! Вы будете зорко
сторожить наш сон и охранять священный огонь. Все племя идет отдыхать в большую
пещеру. Набирайтесь сил. Завтра мы уходим в неведомые края.

Все уходят

Ведущая. Вы посмотрели выступление
учащихся 6 классов, такое событие могло произойти в те далекие времена.

Сейчас каждое племя покажет нам свой ритуальный танец. И первыми я
приглашаю племя “Саблезубых тигров”

Ритуальный танец племени
“Саблезубых тигров”

Ведущая. Сейчас каждое племя выбирает 6
человек (3 предка и 3 ребенка) самых достойных, способных вынести физические
нагрузки.

Итак, на тропу состязаний выходят “Ловких ягуар”, “Саблезубых
тигров” и “Диких собак”.

Конкурс — эстафета “Поддержи очаг”. Вы должны поддержать огонь в
нашей священной пещере. Дрова находятся в лесной чаще, чтобы в нее попасть,
необходимо пройти болото. Каждый игрок пробирается через болото, берет полено,
возвращается, кладет его в кострище и ударяет по плечу следующего игрока,
передавая эстафету.

Внимание! Музыка! Начали!

Проводится конкурс

Ведущая. Конкурс — первобытная
парикмахерская. Чувство красоты у первобытных людей выражалось в стремлении
украсить себя, свое лицо, тело. Лицо и тело расписывали яркими красками,
обвешивали ожерельями их ягод, фруктовых косточек, ракушек, костей животных. Я
приглашаю первобытных парикмахеров (выходят от каждого племени 2 предка и 2
ребенка для участия в конкурсе)

Ритуальный танец племени
“Ловких ягуаров”

Ведущая. Археологи находят на стоянках
первобытных людей, музыкальные инструменты: из костей мамонта, барабаны с
натянутыми шкурами убитых животных. Сейчас Поющая Сойка из племени “Мудрых
пернатых” исполнит нам ритуальную песню.

Исполняется песня “В траве
сидел кузнечик”, у ребят в руках бубны, маракасы. В такт музыке они играют на
музыкальных инструментах.

Ритуальный танец племени
“Диких собак”

Ведущая. Для счета в первобытной школе
нужны камешки. Но тернист путь к знаниям. Поэтому следующий наш конкурс —
эстафета. Команды должны пройти по мосту, пройти через пещеру, взять камни на
берегу реки и принести их в школу.

Проводится конкурс.

Ведущая. А сейчас общий танец всех племен.

Все племена встают в
большой круг и исполняют танец “Птички”.

Ведущая. Подошел к завершению наш конкурс,
и мы предоставляем слово нашему многоуважаемому жюри.

Подведение итогов.
награждение.

Наталья Маренкова 
Сценарий развлечения «Первобытные охотники»

Скоро лето и, как и в большинстве садов, мы с нашими воспитанниками не расстаемся и продолжаем работать. Весь день мы проводим на улице, придумывая все новые занятия и развлечения. Вашему вниманию я представляю сценарий одного такого досуга.

1) Вводная часть. Приветствие

Сегодня мы с вами, ребята, побудем настоящими первобытными  охотниками. А кто мне скажет, кто это? Какие они? Что они умеют делать? Как они были одеты?

Первобытные люди   были прекрасными охотниками, но  наряжаться тоже очень любили. Но все украшения на них были со смыслом. Например, делали ожерелья из зубов убитых животных. Чем больше зубов, тем удачливее охотник.

2) Мастерская. Изготовление ожерелий

Чтобы стать настоящими охотниками, надо сделать себе ожерелий. Но так как мы ещё неопытные охотники и воины, у нас на веревочке будет только несколько подвесок.

(зубы  можно делать из бумаги, украшать аппликацией из бумаги..Нанизываем получившиеся зубы вешаем на веревочки)

3) Придумывание имени

Вот теперь мы похожи на охотников.  А вы знаете, что первобытных людей были очень необычные имена. И их тоже давали со смыслом. Смотрели на ребенка, замечали какое-нибудь его особенное качество и давали соответствующее имя. Вот, например, мальчик очень быстро бегал, так его называли Быстроногий Олень. Или у другого прекрасное зрение, и ему дают имя – Зоркий Глаз. Давайте вы тоже придумаете себе настоящие  имена.

4) «Следопыты» («Узнай по следу»)

Но, вы же понимаете, что имени и ожерелий не хватит, чтобы стать настоящим охотников. Готовы ли вы к испытаниям?

Ну, что ж, тогда начнем. Вы, конечно, знаете, что первобытные люди  были прекрасными следопытами, могли по следам узнать, кто по тропе прошел, когда и куда идут. Могли определить, какое животное оставило те или иные следы. Давайте и мы с вами попробуем это сделать.

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост —

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога! (Лось)

Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таежной тропке. (Тигр)

Посмотрите, он каков!

Ходит посреди песков,

Бережет в горбах водицу —

В Каракумах пригодится. (Верблюд)

Папа очень крепкий, рослый,

И рога ветвисты.

Сын, пока еще не взрослый, —

Рыжий и пятнистый.

Он рождается без рожек,

В шубке пестренькой в горошек. (Олень и олененок)

Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

(Детям предлагаются изображения с животными и их следами, надо сопоставить картинки)

Думаю, мы вполне заслужили прикрепить ещё по одному зубу.

5) Эстафеты

Конечно,  были и самыми ловкими. Так что и нам надо попробовать свои силы. 

«Прыжки на двух ногах с мячом, зажатым ногами».

Каждый ребенок в команде зажимает мяч между колен и прыгает до финишной прямой, стараясь не уронить мяч. Обратно возвращается бегом.

У линии старта передает эстафету следующему касанием руки.

«Хождение змейкой между предметами».

Каждому ребенку в команде необходимо пройти змейкой между кубиками, при этом их не задеть. Оценивается скорость и аккуратность детей в каждой команде. У линии старта передают эстафету следующему.

«Пролезь, перепрыгни, доставь мешочек».

У каждого ребенка в руке мешочек с песком. Участнику необходимо подлезть под дугу, перепрыгнуть обруч и положить мешочек в корзину. Чья корзина быстрее наполниться, та команда и победила.

Вот как замечательно мы с вами справляемся с заданиями. Вот и ещё по одному перу у нас с вами на повязке.

6) «Первобытные танец»

Вот научились мы с вами распознавать следы животных, потренировались в силе и ловкости. Надо на охоту собираться. Но ля начала надо протанцевать ритуальный танец, который нам в охоте поможет.

(Включается диск с этнической музыкой, и вслед за воспитателем, повторяя ее движения, дети танцуют.)

7) «Охота на буйвола»

Теперь мы с вами готовы к охоте, наточим свои копья, приготовим амулеты, принесем жертву Богам и идем в лес.

Ветер лесные деревья качает

(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками).

Яркие бабочки всюду порхают

(взмахивают руками, словно крыльями).

Скачут по веткам белка с бельчонком (прыгают).

Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)

Ест землянику в лесу детвора

(приседая, дети изображают, как они едят землянику).

Но что я слышу, кажется буйвол идет на водопой!

(Детям предлагается ватман или плакат с изображение буйвола и мягкие мячики. Необходимо попасть в буйвола.)

Вот и добыли мы для племени буйвола, какие мы молодцы. Мы были самыми ловкими, самыми быстрыми, самыми умными охотниками. А теперь можно возвращаться в нашу  деревню и заниматься там любимыми делами.

Оформление зала: “наскальные надписи на
стенах”, шалаши-пещеры, шкуры животных на полу,
выставка древних луков, стрел, орудий труда
первобытного человека, ритуальных масок.

I. Вступление. Введение в эпоху.

Дети сидят в зале. Свет выключен. Звучит
торжественно-спокойная музыка. Включается
светомузыка.

На фоне музыки звучит голос за кадром:

“Это было давным-давно: 3 миллиона лет тому
назад… Во времена Ледникового периода в далекой
и жаркой Африке от человекообразной обезьяны
произошел первый человек…(На сцену выходит
африканец. Свет на него). И стали объединяться
первые люди в племена. (К нему подходят африканцы
и по 2–3 человека от племени славян и племени
индейцев.)

И разошлись племена по свету. Кто-то остался
обживать Африканский континент (африканцы
остаются на сцене), кто-то переселился на
континент Американский (в зал спускаются
индейцы), кто-то ушел еще дальше: на Европейский
континент (спускаются славяне), кто-то в
Юго-Восточную Азию, Австралию…

Но каждые 200 лет лучшие представители древних
племен собирались на огромной поляне вблизи
озера Якатука, чтобы заключить договор о
перемирии, обменяться знаниями и орудиями труда,
чтобы напомнить миру о Славной Истории своего
племени, о Великой истории всего человечества”.

Танец

II. Представление (визитки) племен

Звучит музыка. Племя древних африканцев.

Танец. Выход представителей племени.

1-й: Мы, великие потомки древних бушменов,
приветствуем вас, славных представителей
древних родов древних славян и древних индейцев.

2-й: Много лун тому назад мы отправились в
путешествие к берегам священного озера на поляну
дружбы.

3-й: Мы шли к вам через огромные тропические
леса, где вершины деревьев дрожат от криков
обезьян.

4-й: Где в сырых и темных глубинах леса снуют
дикие звери.

5-й: Мы прошли через степи и саванны, от края и
до края заполненных стадами антилоп и зебр.

6-й: Где в поисках пищи затаились кровожадные
львы и гепарды.

7-й: Мы переплывали широкие и бурные реки, где
живут кровожадные крокодилы.

8-й: Нас обжигали пески великой Калахари, где
змеи скользят по песку и прыгают быстрые тушканы.

9-й: Мы пришли из самого сердца далекой Африки,
континента, который считают колыбелью
человечества.

10-й: Наши боги говорили нам, что все народы
мира произошли от одной маленькой группы
доисторических африканцев. Великих первых людей,
связанных между собой кровными родственными
узами.

11-й: Наше племя Нахуки — племя древних нуэров,
охотников и рыболовов.

12-й: Племя великих могучих воинов,
поклоняющихся священному огню.

13-й: Пламя огня освещает наши пещеры,
согревает нас в холодные зимы.

14-й: Мы высоко чтим наше тотемное животное —
могучего леопарда, — чей образ устрашает врагов
и вселяет в наши сердца отвагу.

Танец вокруг тотемного животного.

Звучит музыка. Племя древних славян.

Сцена 1. Песня-слава. Звучит флейта.

1-й: О светло-светлая

И красно украшена,

Земля Славянская

2-й: И многими красотами

Удивлена еси:

3-й: Озерами многими

Удивлена еси,

4-й: Реками и кладезьми

Местночтимыми,

5-й: Горами крутыми,

Холмами высокими,

6-й: Дубравами частыми,

Полями дивными,

7-й: Зверьми различными,

Птицами бесчисленными,

8-й: Всего еси исполнена

Земля Славянская!

Сцена 2. Звучят гусли.

Старейшина: Давным-давно пришли на эту землю
“словене” — владеющие словом.(Выходят
охотники, гончары, швеи, шаман.)

Старейшина: Восточные, западные, южные
славяне — это самая большая славянская семья.
Селились славяне на высоких холмах, среди лесов и
рек. Поселения свои обносили частоколом, чтобы от
врага защититься.

Охотники: Много в наших лесах дичи и зверя
ценного, но бьем мы пушных зверей тупыми
стрелами, чтобы шкуру не портить. А еще мы рыбу
ловим, коров и лошадей разводим и мед диких пчел
собираем.

Гончары: В наших краях мягкая глина. Сделаем
из нее горшки и нанесем орнамент — волнистый
узор. Горшки нам нужны не только для хранения
пищи, но и как погребальная урна.

Сцена 3. Сватовство.

Невеста:

Голубушки-девицы, пришел красы девичьей
погубитель,

С подружками, с родными разлучитель.

Не выдайте подружку, схороните!

А выдайте, так за великий выкуп!

Жених: Красавицы-девицы, меж вами не прячется
ль красавица Любава?

1 подружка невесты: Красавица Любава нам,
девицам, самим нужна.

2 подружка невесты: Отдать, так не с кем будет
круги водить и вечера сидеть.

3 подружка невесты: И тайности девичьи
говорить.

Жених: Красавицы, подружка вам нужна, а мне
нужней. Одним-один гуляю.

4 подружка невесты: Отдать иль нет?

5 подружка невесты: Не отдавай подружку.

6 подружка невесты: У нас еще и песни недопеты.

7 подружка невесты: И игры мы не доиграли с
ней.

8 подружка невесты: Разве выкуп великий даст?!

Жених: Не жаль для вас орехов и пряников
печатных, полотна. (Берет мешок с подарками,
одаривает подружек.)

Невеста: Пойдемте веселиться, круги водить на
Красной горке! Музыканты, возложите персты свои
на струны звонких гуслей!

Звучит музыка. Племя древних индейцев.

(Реквизиты расставляются на сцене: задник,
декорации, тотем, огонь, циновки и т. д.) Звучит
музыка.

Ведущий (Во время расстановки реквизитов): История
индейцев — уникальна, трагична, и в то же время
полна оптимизма. К западу от Миссисипи леса, и
холмы восточных штатов сменяются обширной,
проросшей травой возвышенностью, открытой всем
ветрам. Это Прерии, — родина индейцев равнин.
Прерии простираются на сотни миль и
заканчиваются у подножия Скалистых гор. Наиболее
известны племена равнин: Дакота (или Сиу), кроу,
шайены, черноногие, апачи, команчи и киова. Народ
Сиу — наиболее многочисленный и могучий…

Ведущий уходит в сторону, Звучит музыка.
Участники визитки выходят на сцену, каждый
изображает свое движение-притопывание, прицел из
лука, поднятие рук вверх, игру на барабанах
(распределить и закрепить м/у участниками);
Встают в шахматном порядке: мальчики впереди,
девочки сзади. Руки опущены вниз, ладони
развернуты в зал, ноги на ширине плеч. Молчат,
улыбаются. Вождь-старейшина Красное Облако
встает впереди по центру. Делает шаг вперед и
поднимает правую руку вверх (рука чуть согнута в
локте, ладонь развернута и открыта):

Вождь: Вас приветствует народ Сиу и вождь
Красное Облако! Хэя! (Легкий кивок головой.)

Индейцы: (Стоя на своих местах поднимают
правую руку вверх (как
вождь) и дружно хором с
легким кивком головы):
Хэя!!!

Звучит музыка. (Вождь садится на коврик в
центре по-турецки и смотрит в даль, в руках
-флейта (символ трубки мира).

Шаг вперед делает ИНДЕЕЦ № 1: Соколиный Глаз! (Показывает
свое движение, встает справа от сидящего вождя.
Встав на место, показывает элементы боевой
раскраски (имитация на лбу, щеках, руках) и
натягивает лук, готовит щит и стрелы).

Шаг вперед делает ИНДЕЕЦ № 2 Крепкий Кулак! (Показывает
свое движение, встает к индейцу №1, справа от
сидящего вождя. Встав на место, показывает
элементы боевой раскраски (имитация на лбу,
щеках, руках) и натягивает лук, готовит щит и
стрелы).

Шаг вперед делает ИНДЕЕЦ № 3 Одинокий Волк! (Показывает
свое движение, встает к индейцу №1, справа от
сидящего вождя. Встав наместо, показывает
элементы боевой раскраски (имитация на лбу,
щеках, руках) и натягивает лук, готовит щит и
стрелы).

Шаг вперед делает ИНДЕЕЦ № 4.

Индеец №4: Шаман Тысячеязычный! (Показывает
свое движение,
встает слева от сидящего
вождя. Встав на место, изображает элементы
ритуального танца: 6раз стучит бубном по коленям,
затем поднимает руки с бубном вверх, чуть
наклоняется назад и трясет бубном. Притопывая,
повторяет все эти движения снова.)

Шаг вперед делает ИНДЕЕЦ № 5 и ИНДЕЕЦ № 6.

Индеец № 5: Дикий Койот!

Индеец №6: Дикий Огонь! (Показывают свое
движение, садятся на коврик между шаманом и
вождем, чуть вглубь от сидящего вождя. Кивают
друг другу головой, делая вид, что общаются,
проверяют луки, точат стрелы.)

Шаг впередделает ИНДЕЕЦ № 7:
ГрозаБледнолицых! (Показывает свое движение,
садится к индейцам №5 и 6. Молится об удачной
охоте с тотемом в руках, поднимая руки к небу.)

Шаг вперед делает ИНДЕЙКА № 8: Быстрая Лань! (Показывает
свое движение, садится вглубь, к костру, между
индейцами №1,2,3 и сидящим вождем. Чистит шкуру
бизона гребешком.)

Шаг вперед делает ИНДЕЙКА № 9): Шустрая
Белочка! (Показывает свое движение, садится
вглубь, к костру, между индейцами №1,2,3 и сидящим
вождем. Зашивает одежду из шкур, вышивает.)

Шаг вперед делает ИНДЕЙКА № 10: ДикаяРоза! (Показывает
свое двиэюение, садится вглубь, к костру, между
индейцами №1,2,3 и сидящим вождем. Поправляет
палочкой угли и ветки в костре.)

Шаг вперед делает ИНДЕЙКА № 11: Звезда Прерий! (Показывает
свое движение, садится вглубь, к костру, между
индейцами №1,2,3 и сидящим вождем. Чистит шкуру
бизона гребешком.)

Шаг вперед делает ИНДЕЙКА № 12: Ясноокая
Голубка! (Показывает свое движение, встает
вглубь, рядом с костром. Качает младенца в
люльке.)

Пауза!!! Все замерли (каждый в своей позе).

Вождь встает, скрещивает руки на груди и сразу,
одновременно все индейцы садятся на пол. Идет
звук индейской речи (обращение). Вождь при этом
поднимает обе руки вверх, ноги на ширине плеч.
Затем звук индейской речи убавляют. Звучит
музыка.

Вождь: О, белые братья и сестры!!! С раннего
детства индейскому мальчику прививаются умения
и навыки, которыми он, став взрослым воином,
должен обладать. Его первые игрушки — маленький
лук и стрелы. Когда мальчик превращался в
мужчину, его основным охотничьим оружием
становится короткий мощный лук. После лука самое
употребляемое оружие индейца — копье. Для воина
самый важный предмет снаряжения — щит из толстой
сыромятной кожи бизона. Считается, что щит не
только физически защищает в бою, но и является
защитой от злых духов.

У народа СИУ особенные головные уборы. Каждое
перо обозначает какой-то подвиг. Это перья
“военных успехов”. Наш племенной закон
разрешает носить головной убор из перьев только
прославленным воинам, которые совершили много
боевых подвигов.

Индеец если молод, то он охотник или воин; если
старик, то член совета, так как все управление
осуществляется советом мудрецов. Поэтому мы
изучаем красноречие, и лучший оратор имеет
большее влияние. Индейские женщины возделывают
землю, готовят пишу, нянчат и воспитывают детей,
хранят и передают потомству память об
общественных делах. Эти занятия мужчин и женщин
считаются естественными и почетными.

Индейцы добились большого порядка и
благопристойности в проведении общественных
собраний. Старики сидят в передних рядах, воины в
следующих, а женщины и дети в самых задних. Дело
женщин — пристально наблюдать за тем, что
происходит, запечатлевать все в памяти и
передавать это своим детям. Они как бы являются
летописью собраний и передают из поколения в
поколение соглашения, заключенные сто лет назад.
Тот, кто собирается говорить, встает. Остальные
хранят молчание. Когда говорящий садится на
место, ему дается пять или шесть минут для того,
чтобы сосредоточиться, и, если он пропустил
что-нибудь из того, что намеревался сказать, или
хочет что-нибудь добавить, он снова может
подняться и сказать. Перебивать другого, даже в
общей беседе, считается в высшей степени
неприличным.

Гостеприимство является прочно укоренившимся
порядком. Индейцы верят, что Великий Дух сотворил
землю и все, что на ней, для общего блага людей.
Все было дано сынам человеческим в общее
обладание. Таков источник индейского
гостеприимства, которое является не
добродетелью, а строгим долгом. Индейцы щедро
делятся со своими соседями запасами,
приготовленными ими для себя. Индейцы щедры и
гостеприимны по отношению ко всем без всяких
исключений, они всегда делятся друг с другом и
часто с чужим человеком последним куском. Они
скорее лягут сами голодными, чем возьмут на себя
грех пренебрежения долгом.

Вождь обращается к Индейцу №7: О, Гроза
Бледнолицых!!! В честь дружбы и нашего уважения к
племени старейшин разрешаю тебе преподнести
тотем “Орел” племени СИУ им в дар. Индеец № 7
преподносит тотем племени старейшин.

Все встают, кланяются и уходят.

III. Инсценирование мифов

Звучит музыка. Голос за кадром:

“Древние люди верили в существование
сверхъестественного. Верили в мир добрых и злых
духов, поклонялись стихии огня и воды, наделяли
землю и все живое на ней особыми магическими
свойствами. Они пытались объяснить
происхождение Солнца, Луны, Звезд, грома и молнии
— всего Вселенского мироустройства… Так на
Земле появились первые легенды и мифы”.

Звучит музыка. Миф африканцев.

Р: Давным-давно, когда еще не было людей на
земле, все птицы и звери умели говорить. Даже
деревья разговаривали между собой. Но вот
появились люди. Люди стали охотиться на зверей.

(Появляется человек, он подзывает к себе
собаку).

Человек: Поймай вон эту антилопу. (Собака не
трогается с места. Человек начинает ее бить.)

Собака: За что меня бьешь?

Человек: Разве ты умеешь говорить?

Собака: Все звери и птицы на земле и даже
деревья умеют говорить.

Человек: Не может быть.

Собака: Ладно, сегодня ты убедишься в этом.

Р: Пошли они дальше и увидели мертвую
антилопу. Человек снял с антилопы шкуру и хотел
нести ее в племя.

Собака: Постой. Ляг на землю, накройся этой
шкурой. Я спрячусь в кустах. Посмотришь, что
будет. (Пес прячется. Подлетают орел и ворона.)

Орел: Здравствуй, Кабадхатоба.

Ворона: Здравствуй, Макалобурианг. Как твои
дела? Что на свете нового?

Орел: Новостей я не знаю. Разве, что вот эта
дохлая антилопа. Как бы к ней приступиться?

Ворона: Начинай первый ты.

(Орел склонился над человеком. Человек
сбрасывает шкуру, вскакивает. Ворона и орел
отпрыгивают в сторону.)

Ворона: Я так и знала, что что-то здесь не так.

Орел: Придется другую пищу искать. (Улетают.
К человеку подбегает собака).

Собака: Ну, слышал ли ты что-нибудь?

Человек: Да, я слышал, как говорят между собой
птицы и как разговаривали травы, когда я их
примял.

Собака: Теперь ты мне веришь, что все в мире
умеет разговаривать?

Человек: Теперь верю.

Собака: Но только ты никому не должен об этом
рассказывать, иначе Великий Дух Мабуки погубит
тебя.

Р: Три дня крепился охотник, никому ничего не
рассказывал, на четвертый не выдержал.

(Охотник подходит к группе соплеменников.)

Человек: О старейшины племени! Вы говорите,
что знаете все, но я уличу вас в обмане: вы не
знаете великой тайны: на земле умеют говорить не
только люди.

(Грохот, молния. Выходит Дух Великого Мабуки.)

Дух: Ты раскрыл страшную тайну, ты будешь
наказан (взмахивает руками, человек падает).
Отныне человек никогда не услышит голоса
животных и птиц!

(Человек лежит, соплеменники уходят, подбегает
собака.)

Собака: Я не хотела тебя оживлять, да
пожалела, хоть ты и раскрыл людям наш великий
секрет. Кто кроме меня позаботится о тебе и твоих
голодных детях? Вставай, пошли к людям.

(Удивленные люди вышли им на встречу.)

Человек: Люди, никогда не бейте собак. Пусть
они спят в наших домах и едят нашу пищу, покуда
жив на земле хоть один пес и хоть один человек.

Р: С тех пор собака живет всегда рядом с
человеком.

Звучит музыка. Миф славян.


Играют гусли. Выходят девочки в хоровод.

1-й чтец: Ярило! Палящий бог,

Тебя всем миром славим,

Тебя зовем, явись!

Выносят обруч (солнце).

2-й чтец: Свет и сила, бог Ярило!

Красное солнце наше,

Нет тебя в мире краше!

3-й чтец: Даруй, бог света,

Теплое лето.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше!

4-й чтец: Краснопогодное,

Хлебородное

(Хором) Красное солнце наше,

Нет тебя в мире краше!

Ярило: Славяне! Да будет ваша жизнь
благословенна

Обилием и счастием!

В богатстве и радости

Живите до последних дней своих!

1-й чтец: Холодные утраи суховеи,

медвяных рос убыточные порчи,

Неполные наливы хлебных зерен,

Недород и ранние осенние морозы!

Уйдите прочь! Уйдите прочь! Уйдите прочь!

Звучит музыка. Миф индейцев.

Автор: Одно время на окраине Шиполови жила
женщина, у которой был сварливый характер. Раз,
когда она растирала кукурузу, ее сынишка
заплакал, и она, не помня себя от гнева, схватила
его за руку и сказала

Мать: Марш за дверь! Плачь там сколько влезет!

Автор: Случилось так, что неподалеку от
хижины пролетал в это время Орел. Услышал он
детский плач, спустился вниз и сказал мальчику:

Орел: Заберись ко мне на спину, я отнесу тебя в
мое жилище.

Автор: Малыш сделал так, как велел Орел:
вскарабкался ему на спину и крепко уцепился за
перья. Орел отнес его в небольшую пещеру,
находившуюся на высокой скале. Там Орел жил со
своими орлятами. Ребенок стал играть с ними и
быстро подружился. Между тем женщина
спохватилась, что малыш исчез. Она обыскала всю
улицу, обошла всех соседей, но нигде не
обнаружила сына. Теперь, когда мальчик пропал,
она почувствовала, как ей недостает его, и стала
умолять односельчан помочь ей в поисках, не
уставая при этом расхваливать мальчика на все
лады. Но поиски закончились ничем.

Через три дня несколько мужчин отправились за
топливом и на скале, возле пещеры Орла, увидели
мальчика. За эти дни он изменился: на теле его
появились орлиные перья, а глаза из черных стали
желтыми. Люди бросились в Шиполови и рассказали
родителям, что видели их сынишку. Родители в
сопровождении односельчан поспешили к скале. При
виде людей орлята забились в самый дальний угол
пещеры. Мальчик спрятался вместе с ними.

Орел: Я знаю, зачем вы здесь. Можете взять
ребенка с собой. Но когда вы вернетесь в Шиполови,
сделайте так, как я вам скажу: на четыре дня
поселите мальчика в отдельном помещении.
Приготовьте пищу и питье. Но никого к нему не
пускайте, ибо никто не должен на него смотреть.
Тогда к концу четвертого дня он снова станет
мальчиком из племени хопи. Но если кто-либо
нарушит запрет, ребенок превратится в орла и
вернется к нам.

Автор: Родители сделали все, как сказал Орел.
Поместили сына в заднюю комнату, припасли еду и
питье, мягкие шкуры и одеяла и, ласково
простившись, ушли. К концу первого дня мать
разобрало любопытство.

Мать: Я только чуточку приоткрою дверь и лишь
взгляну на сына, – стала она уговаривать мужа.

Автор: Но тот не дал ей этого сделать и
отогнал от двери. Три дня и три ночи сторожил он
комнату и был неумолим к просьбам жены. Наступила
последняя ночь. И вновь жена стала упрашивать
мужа.

Мать: Вот уже и четвертая ночь кончается. Что
случится, если я взгляну на сына часом раньше?
Должна же я знать, не обманул ли нас Орел. А вдруг
наш сын так и не станет снова индейским
мальчиком.

Автор: И, оттолкнув мужа, заглянула в щелку. В
тот же миг мальчик превратился в орла. Хлопая
крыльями, пересек комнату, перепрыгнул порог
отцовского дома и, расправив крылья, взмыл вверх.

Когда отец опомнился, было уже поздно. В гневе
он закричал жене.

Отец: Это твоя вина! Ты ослушалась старого
Орла и не сделала так, как он велел. Теперь пеняй
на себя. У старого Орла будет еще один сын, у нас
не будет ни одного!

IV. Конкурс шаманов.

V. Конкурс охотников / воинов / собирателей.

VI. Преподнесение даров племени старейшин.

Звучит музыка. Дары преподносят африканцы.

Звучит музыка. Дары преподносят славяне.

Звучит музыка. Дары преподносят индейцы.

VII. Старейшины посвящают племена.

VIII. Завершение сбора.

Звучит музыка. Голос за кадром:

“Итак, Великий Сбор Великих народов подошел к
концу. Древние племена отправляются в далекий
путь на свою историческую родину. По дороге
каждое племя может остановиться в заранее
приготовленной пещере, чтобы передохнуть и
восстановить свои силы перед Дальним Походом”.
(племена под музыку идут в свои “пещеры”).

IX. Племена в “пещере”.


  1. Поедание “даров природы”.
  2. Поздравление именинников племенем старейшин.

Ведущая: Сегодня мы с вами собрались в этой «священной пещере» для необычных состязаний между племенами:

а – «Быстрые гепарды»

6 – «Ловкие ягуары»

в – «Саблезубые тигры»

Ведущая: Священная пещера требует особого почтения, и каждое племя должно в нее войти со своим особым ритуалом.

зал по очереди, с танцевальными движениями, под музыку и звуки барабанов входят племена) Музыкальный фон Выход команд

Ведущий:  У каждого племени есть свой вождь, которого почитает все племя.

Самый мудрый вождь на свете.

 Он знает все языки на планете.

Его у нас любят и взрослые, и дети.

Он очень мудреный, он очень ученый

Копченый, соленый, переперченный.

Ведущая:  Слушайте голоса духов наших предков! Духи наших предков благосклонны к нам! Они позволили нам попасть на этот великий праздник, где собрались целых четыре племени: «Саблезубых тигров», «Ловких ягуар», «Быстрых гепардов» и «Гордых орлов».

Ведущая:  Сегодня они должны доказать себе, своим предкам, и предкам их предков, что их племя самое быстрое!

Все: – Быстрое!

Ведущий:  – Смелое!

Все: Смелое!

Ведущий:  – Ловкое!

Все: Ловкое!

Ведущий:  – Выносливое!

Все: Выносливое!

Ведущий:  – Самое! Самое! Самое!

Все: – Самое! Самое! Самое!

Музыкальный фон 1

Ведущий:   А судить наши соревнования будет Совет старейшин – самое мудрое племя, одно из самых ученых племен!

Вот, например, Мудрая сова, она знает целых 10 букв.

Мудрая сова : – Да! Я знаю А! Б! В! Е! (через паузу) ЁКЛМН, ОПРСТ!

  Умная Синица и Мудрая сова: Мы с благодарностью принимаем ваше предложение!

Ведущий: – Перед тем как начать соревнования, не хотите ли вы, о Великие  вожди,  продемонстрировать приемы педагогического общения.

 Говорит один из вождей: – В основном мы используем этот предмет (показывает дубину).

Ведущий: – Спасибо! Мы надеемся, что для наших племен эти «педагогические» приемы не потребуются.

Включить музыкальное сопровождение  для жюри

Ведущая: – О! Умнейшие и мудрейшие! Вы сильные как медведи, быстрые как олени, мудрые как совы! Вы сможете справедливо рассудить наши племена.

 –  Вам, Совет старейшин, выпал счастливый жребий рассудить какое же племя станет сегодня победителем, племя «Ловких ягуар», «Саблезубых тигров», « Быстрых гепардов»  или «Гордых орлов».

– Наши племена принесли вам дары (племена преподносят дары):

 «……………..» – дарят вам плоды лесных орехов. Раскусив их вы станете еще мудрее и справедливее.

«………………» – дарят молоко горной козы, чтобы вы также ловко прыгали по горам.

«…………….» – дарят вам воду из горного родника, чтобы ваша совесть была так же чиста, как это вода.

Ведущий:Испытания начинаются!

– Перед тем, как пойти на охоту, каждое племя совершает свой ритуал. Таким ритуалом будет – первобытная зарядка (звучит музыка, племена за ведущей выполняют упражнения). Музыкальный фон Первобытная зарядка

– Итак, на тропу состязаний выходят  племя «Быстрых гепардов», «Ловких ягуаров» и «Саблезубых тигров».

1эстафета «Поддержи очаг»

Вы должны поддержать огонь в нашей священной пещере. Дрова находятся в лесной чаще, чтобы в нее попасть необходимо пройти болото. Каждый игрок пробирается через болото, берет полено, возвращается, кладет его в кострище и ударяет по плечу следующего игрока, передавая эстафету.

Инвентарь: 24  кегли, 15 обручей

Ведущий:  Первобытные люди   заготавливали фрукты и овощи, передавая  их по цепочке друг другу. Следующая  эстафета. Первый игрок передает мяч над головой, второй под ногами и т.д., последний берет мяч и бежит до флажка, обегает его, возвращаясь,  встает  перед   колонной и передает таким же образом и так до тех пор, пока первый не вернется на свое место.

Инвентарь: 3  в/Б мяча  

эстафета «Свари борщ »

Теперь на огонь можно и суп поставить вариться.  Для этого нужно проползти до противоположного берега  по узкому бревну, спуститься, взять только нужный ингредиент для борща и вернуться обратно. Каждый игрок ползет по скамейке на животе, на  столе берет карточку с  ингредиентами и возвращается обратно гладким (не выполняя заданий) бегом.

Инвентарь:  карточки  с названиями  продуктов (3 комплекта).

Ведущий: –  Для счета в первобытной школе нужны камешки. Но тернист путь к знаниям. Поэтому следующая  4 эстафета. Команды должны пройти через пещеру, взять камни на берегу реки и принести их в школу.

Инвентарь: 3 скамейки , 3 «туннеля», 3 обруча, 24 мяча.

У каждого племени перед охотой был свой ритуал. Оно  взывало к духам, чтобы охота была  удачной. С помощью акробатической секции   «Арабеска» мы попробуем представить его.

Ведущий:  На охоте  первобытным людям приходилось  прыгать через препятствия, а также прыгать, доставая фрукты с высоких деревьев. Каждый игрок перепрыгивает через препятствия, поставленные друг за другом, затем пропрыгать на скакалке (5  раз), обратно возвращается  перепрыгивая через препятствия.

Инвентарь:  3 барьера, 3 скакалки.

Ведущий:  –  Первобытному человеку необходимо быть метким, чтобы охотиться и добывать себе пищу. Поэтому следующая эстафета. Каждый игрок добегает до определенной отметки, берет мяч и бросает с расстояния в корзину. Если попал, то получает дополнительный бонус.

Инвентарь: 3 корзины, 24 мяча.

Ведущий: Уже в те времена, первобытные люди поняли, что выживать  легче, когда племя едино. Поэтому следующая эстафета «Когда мы едины, мы непобедимы». Первый   берет за руку второго,  бегут вместе до отметки. Первый остается на противоположной стороне, а второй возвращается за третьим, второй остается, а третий бежит за четвертым и т.д.,  пока все игроки  не будут переправлены на противоположную сторону.

Ведущий:  Первобытные люди оставили на камнях и в пещерах рисунки.  И мы с вами оставим след, что мы были в этой священной пещере. Племя  вместе со своим вождем рисует мамонта. Какое племя справится быстро и качественно.

Ведущий:  Подошел к завершению наш праздник. И как во всех соревнованиях есть победители. Просим Совет старейшин  озвучить итог соревнований.

Награждение победителей.

Ведущий:  А теперь все племена и ваших вождей   попрошу объединиться, чтобы   запечатлеть  на первобытное фото.

До свидания, до новых встреч!

Сценарий занятия по теме «Первобытный мир»:

undefined

Динозавры вымерли, на первый план вышли млекопитающие. Появились предки всех существующих животных.

В том числе появились люди.

Первые люди появились в Африке. Было много видов людей, но выжил только Homo Sapiens.

Рассмотреть карту Африки, откуда как раз вышли те самые первые люди. Очень хорошо и емко все это дело отображает клип Fat boy slim — right here right now

Рассмотреть картинки первобытного человека и современного, найти общее и отличия.

Теперь мы — как семейка Крудс (идеальный мультик про первобытного человека) И наш дом — пещера!

Можно сделать такие варианты пещеры:

— Сделать пещеру из одеял, стульев, столов

— сделать маленькую пещеру для игрушечного первобытного человека из подручных материалов. У нас были камни:

undefined

— сделать пещеру из коричневого теста (мука+соль+какао+вода)

— а можно просто нарисовать пещеру с этим справиться даже самый маленький — просто дать ребенку коричневую краску, а затем поселить -приклеить туда первобытного жителя

undefined

— А можно сделать целую первобытную деревню с домами, заливами, это все то, что любят делать дети, зарывшись в земле с палками:

undefined undefined undefined undefined

Теперь нам захотелось покушать. Как же добыть еду в каменном веке? Магазинов-то нет.

Придется идти на первобытную охоту!

Маме надо заранее припрятать игрушки в затаенных углах.

А как же их поймать? Оружия-то нета, мечей, ножей нет, не придумали еще металл. А что есть вокруг? Только камни и трава с деревьями. Вот! Поэтому век-то и КАМЕННЫЙ!

Берем камни, загоняем мамонтов и других зверей в ямы и забиваем камнями! Жестоко, но так человек бы не выжил.

Можно сделать камни из скомканной бумаги серого цвета, да и обычного подойдет. Так безопаснее, нежели кидать обычные)

Закидываем игрушечных зверей «камнями» на меткость вдаль или кидать «камни»в ведро-яму, в которой сидят звери.

Сделать главное оружие каменного человека — первобытный молоток. Мы сделали так: скомкали оберточный картон в форму обколотого камня, приклеили скотчем к трубочке от полотенец, покрасили в серый цвет под камень и перевязали веревкой:

undefined undefined

Поймали мамонта, привязали веревками к палке, тащим к костру:

undefined

Так, а огонь-то где взять, чтобы мясо зажарить?

Спичек нет, зажигалок нет.

Придется ждать грозы и молнии, или можно попробовать выбить огонь из камней. Просто терли камни друг о друга. Допустим получилось)))

Теперь надо зажарить мамонта целиком.

Жарим мясо на мангале на палке и едим прямо с нее.

undefined undefined

Более продвинутые первобытные жители уже придумали как делать посуду из природного материала, например из глины!

Лепим тарелки, миски, у нас глина была самозасыхающая. А как иначе, духовок-то еще не было:

undefined

Шкура мамонта не пропадает, Снимаем, высушиваем, шьем одежду из шкуры. Шкуру у нас заменила обычная тряпочка более менее подходящего цвета. И о-па, наша Френки уже стала каменной женщиной при полном параде, да еще и кости динозавров отыскала))) ! Я помогла с выкройкой, Соня одежки теперь шьет сама.

undefined undefined

Часть женщин племени уходит заниматься собирательством — ищет ягоды, грибы. Тут вариантов игр масса: от сортировки, лото до сенсорной коробки.

А часть женщин остается делать украшения из клыков саблезубого тигра!

Клыки заранее мы вылепили из соленого теста:

undefined

Ну теперь наелись, оделись, можно устроить танцы. Песни-пляски первобытных людей под музыку барабанов и бубнов точно пройдут на Ура)

Подустали от танцев, сели вокруг костра, остальные жители пещеры начали спрашивать, а как же прошла охота? А как говорить-то? Ведь и языка еще не придумали.

Стали рисовать:

попросила ребенка сделать карточки с пиктограмами, составить рассказ про охоту:

undefined

— Нарисовать на стенах нашей пещеры сцены охоты! А чем? Красок то не было, можно развести корицу в воде, рисовать палочками, углями. Мы рисовали на оберточной бумаге угольками, непростое дело оказалось, так что перешли все же на краски:

undefined undefined

Т.е. можно с уверенностью сказать, что первые художники появились еще в каменном веке! Это и было рождение искусства. А первым автопортретом была обведенная рука первобытного человека, очень простое задание для ребенка, и получится в точности первобытная живопись, для похожего эффекта лучше использовать губку или сухую кисть с краской:

undefined undefined

— А еще можно выражать эмоции при помощи мимики, жестов. Попросить изобразить что случилось на охоте только с помощью этого способа.

Ну вот наелись, напились, надо искать новое место охоты. Но тут женщины увидели, что из овоща, который они недавно ели, в том месте просыпались семена, и появились ростки! Можно сделать огород, есть овощи и фрукты с огорода и никуда не уходить! Засеваем и наш огород, высаживаем горох, сеем кабачки, кукурузу. Мы это делали на даче, но можно и дома посадить зелень или просто игрушечные овощи сажать например в кинетический песок:

undefined

Тут первобытный человек увидел, что несколько волков отбились от стада и стали приходить к людям. За еду они стали охранять людей и помогать им охотиться. Вот так и приручились первые домашние животные, а волк стал собакой. Обязательно почитать или послушать Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе».

У нас было еще лото с домашними животными, всех вспомнили, повторили.

Ну что ж, пойдем на первобытную рыбалку! Сделать самим удочки — палки с привязанными веревками и крючками. Как вариант копья-зубочистки ловить пластилиновых рыб или магнитная рыбалка.

undefined

Тренировка перед следующей охотой:

— игра « Угадай чьи следы». Оставлять следы животных в соленом тесте, песке, на улице прямо в земле.

— Отработка движений: метание копья, бег, бросание арканов, преодолевание препятствий.

— Игра « Угадай животного по повадкам». Ребенок изображает животных, другие угадывают.

А еще у первобытных людей были дети! да-да, в точности как вы, только немножко более дикие и игрушки у них были совсем другие! Не было же ни фабрик игрушек, ни магазинов. Где же взять первобытным малышам игрушки? А вот мамы мастерили им игрушки из всевозможных материалов, которые могли найти вокруг, например из палочек. У нас все же это оказалась пробка и кусок тряпки, современные дети собирают пластик)))

undefined

Откуда же мы знаем о первобытных людях, вы может думаете, я сама это придумала?

Нет, ученые-палеонтологи нашли в раскопках кости древних людей, а также останки первобытных животных, например мамонта.

Мы сделали таких мамонтов — дети сами нарезали полоски бумаги, а также приклеили бахрому с нитками:

undefined

Также я подготовила дополнительно печатные задания:

undefined undefined undefined

Скачать можно в моей группе Волшеблог

задания «Первобытные люди»

Вот такой сценарий получился) Мои дети были в восторге!!!

И еще несколько фоток для вдохновения:

undefined undefined undefined

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про женщин
  • Сценарий про пеппи длинный чулок
  • Сценарий про крокодила гену
  • Сценарий про парикмахера
  • Сценарий про кредиты