Сценарий про полотенца

Cкачать: Методическая разработка праздника рушников

«Обрядовые
традиции жителей Ступинского края. Праздник полотенца»

Материал
подготовила: Буряк С. В

 Цель
мероприятия: Знакомство учащихся со старинными обрядовыми традициями и
традиционными занятиями ступинцев на примере полотенца, формирование любви к
национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и
музыкальному фольклору.

Задачи

-развитие
навыков и умений при решении творческих задач на вариацию и импровизацию


развивать эстетический и художественный вкус;

-знакомство
с новыми понятиями: орнамент и мозаика;

-воспитание
уважения к истории, культуре, традициям своего края- малой Родины.

Сценарий
мероприятия.

Буряк – Ведущая :

Очень
часто за событиями

И
за сутолокою дней

Старины
своей не помним,

Забываем
мы о ней.

Хоть
и более привычны

Нам
полёты на Луну,

Вспомним
старые обычаи,

Вспомним
нашу старину.

Мы
очень рады видеть всех вас на нашем празднике русских народных обычаев и
традиций.

Внукова-Ведущий: Дорогие,
гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые
песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши
посиделки. Милости просим, гости дорогие!

 Буряк
:
 

Россия,
Россия, края дорогие, 
Здесь издавна русские люди живут 
Они прославляют просторы родные 
Раздольные русские песни поют. 

 Мы
сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком
русском чуде мы вам расскажем, вы сейчас узнаете сами.

Действующие лица:

 Ведущий,
бабушка, внук или внучка, девушки-помощницы.

(Входит
внук с рюкзаком, говорит по сотовому телефону.)

Внук: Нам тут, сочинение задали написать про
какие-то тайны бабушкиного сундука. А я что-то ничего не понимаю. Бабушка у
меня есть, старенькая стала, болеть начала, вот к нам теперь переехала, с нами
и живет. Да и сундук свой привезла, ехать без него не хотела. А сундук-то
старый какой-то, ветхий. Вот какие в нем могут храниться тайны непонятно. Ну,
пока, надо с бабушкой переговорить, может она мне что-то и расскажет.

(
внук подходит к бабушке)

Внук: Баб, а нам сегодня задали сочинение на
тему: «Тайны бабушкиного сундука», расскажи про тайны-то, ведь у тебя есть
сундук. Бабушка: Тайны-то есть, внучок.

Внук: Баб, расскажи, а…

Бабушка:
А ты оглянись. Да посмотри внимательно вокруг себя, ничего не замечаешь. Эх ты,
все торопишься, а вот смотри.

( достает из
сундука полотенце)

Внук: Да ну тебя, я ведь серьезно, а ты свои
тряпочки мне показываешь, бабуль.

Бабушка:
Да ты погоди, внучок, не спеши, тайны-то терпеливых да внимательных любят. А
рассказ я поведу не спеша, чтоб тебе все понятно было, да и запомнилось
надолго. Отправимся в край, где живет русская старина.

Слава нашей
стороне,

Слава русской
старине,

И про эту старину,

Я рассказ свой
поведу.

(Высвечиваются
слайды на экране)

Да
и непростые у меня эти тряпочки, а «полотнища для утирания лица и рук», вот как
люди-то умелые раньше написали. Ну, догадался, о чем речь идет? Конечно же, о
полотенцах. А чтобы получилось полотенце, ой, сколько труда надо было вложить.
А изготавливали полотенца из удивительного растения, люди его любовно называли
ленок.

 Ведущая:
вырабатывалось льняное полотно, из которого и получались такие удивительные
полотенца

(идет демонстрация
слайдов)

 Очень
трудно в наше время найти предметы, которые необходимыми были для изготовления
льняного полотна, инструменты были такими: Трепало. Предназначалось для тог,
чтобы отделить тонкое волокно льна от более жесткого.

Гребень.
Предназначался для того, чтобы сортировать волокно и разгладить его в нужном
направлении для удобства прядения. Лен чесали.

Прялка
и веретено- это орудия для ручного прядения.

Ткацкий
стан. Из спряденных нитей на ткацком стане ткали для полотенца полотно.

Внук. Да, понятно теперь как получали полотно
для полотенец, но вот что-то я никак не пойму, что на них какие-то линии,
крестики, петухи. Бабушка. А они непросто так появились на полотенцах –
это каждая мастерица послание свое передавала. Каждая девочка мечтает быть
невестой, удачно выйти замуж и жить счастливо… И редко кто знает в наше время,
что наши прабабушки умели кодировать свое счастье с помощью вышивки. Узоры
вышитых полотенец — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях.

Внук: Знаю русский язык, который год изучаю
английский, но эти знаки для меня тайна

(слайды с
символикой)

Ведущая. Я сейчас попрошу своих помощниц
объяснить символы. 1.Горизонтальная линия- поверхность земли.

2.Горизонтальная
волнистая линия-вода.

3.Вертикальная
волнистая линия-дождь.

4.Треугольник
— горы.

5.Скрещивающиеся
линии (крест) — огонь и молния.

6.Женская
фигура с поднятыми кверху или опущенными руками – образ матери-земли, связанный
с почитанием земли и влаги.

7.Травы,
цветы, кусты и деревья- волосы земли.

8.Птица-посланница
солнца, тепла и света, символ счастья и радости. 9.Квадрат, разделенный на
четыре части с кружочками или точками в каждой — усадьба или засеянное поле.

10.
Узор внутри квадрата или ромба — семена или растение.

Внук. Многое я узнал о полотенцах, а вот когда
они появились, ты что- то забыла рассказать, бабушка.

Бабушка. Полотенца изготавливали еще наши давние
предки. Это не просто предмет быта, это изделие,соединяющее каждого человека с
его родом и предками. Но повсеместное распространение полотенца получили лишь в
начале 20 века.

По
этому поводу рассказывают анекдоты: «Чем у вас утираются?»- спросил прохожий у
крестьянского мальчика, умывши лицо. На что тот ответил: «Отец рукавом
утирается, мама подолом, а я и так обсохну» Главное его предназначение было
обереговым, оно сопровождало человека на протяжении всей его жизни.

Ведущая: При рождении ребенка (обряд
родин
) мать с новорожденным младенцем чествовали полотенцем с особо
насыщенными обереговыми атрибутами, которые должны были обеспечить жизнь и
здоровье незащищенным перед злыми силами младенцу и матери.

 Полотенце,
на котором несли крестить ребенка, вышивала крестная мать, применение темных
тонов было запрещено, только светлые тона и яркие краски сулили ребенку хорошую
судьбу.

Существовал
обряд при крещении, называвшийся «бабина каша» , а заключался он
в том, что после крещения новорожденного всегда происходил крестинный обед, в
котором особая роль принадлежала полотенцу. Бабка ставила на стол горшок с
кашей, покрытый полотенцем, на который гости должны положить дары.

Одними
из самых важных обрядов были обряды сватовства и свадьбы. Рукобитник
— полотенце, употребляемое в свадебном ритуале. На сговорах рукобитным
полотенцем «били» по рукам в знак окончательного сговора к свадьбе. Подножник
— самый главный на свадьбе. Именно он решает, как сложится семейная жизнь
молодых. На этом полотенце нельзя вышивать пару птиц, которая символизирует
молодых, пожелания «На счастье!», цветы, кольца – когда молодожены стоят на
таком полотенце считается, что затопчут все, что могло быть хорошего в их
жизни. Если девушка начала вышивать полотенце сама, нельзя, чтобы ей помогали
мать или сестра – зятя отошьют. Обычно хватает 3-5 полотенец: под хлеб- соль,
молодым под ноги, связывать руки невесте и жениху, чтобы всегда шли рука об
руку. Девушка в приданое готовила не менее 30 штук, а если родня жениха была
большая, то и до 100 штук. Каких только не было названий полотенец: рукобитники;
перебирка, украшенные перебранным узором, использовались для украшения избы; накрючник,
для украшения стен избы; рукотерники, раскутерники, утиральники-обыденные
полотенца, используемые для вытирания рук и лица.

Бабушка: А у рукомойника полотенце висит
вышитое. На белом холсте оранжево-красный петух. Каждое перо расшито полосками
и звездочками… Вышивальщицы очень любили изображать петуха. Ведь это он
спозаранку своим кукареку звонко приветствует восход солнца, наступление нового
дня. Думали тогда, что вышитый петух приносит дому счастье.

Встречая
гостей, подносили на полотенцах хлеб и соль. Древний этот обычай
дошел и до наших дней. И теперь особо важным гостям подносят «хлеб-соль» также
на расшитом полотенце.

Буряк

 Сейчас
девушки будут вам рассказывать об определенном обряде, а вы должны догадаться,
о котором идет речь.

1 девушка. После совершения этого обряда
происходил обед, когда на стол ставили горшок с кашей, покрытый полотенцем, на
который гости клали дары, а потом ели угощение. О каком обряде идет речь?

(ответ-крещение)

 2 девушка. «Положу полотенце под подушку и
загадаю: «Суженый-ряженый, приходи наряженный умываться — я полотенце
приготовила»». О каком обряде идет речь?

(ответ — святки)

3 девушка «Приготовила я 30 полотенешков,
долго трудилась, своему избраннику подарила «тонкий браный утиральничек» своей
работы, одарила будущих родственников и сказала:«Кланяюсь бельцем-рукодельцем
.Не годится на руки, так хоть на онучки.» К какому событию я готовила столько
полотенец?

(ответ – свадьба)

1девушка «А я под крышу дома прикреплю
веночек, переплету его полотенцем и буду милого своего ждать». С каким событием
это связано?

(ответ – проводы в
армию)

2 девушка Почему
вышивальщицы так любили изображать петуха? (вышитый петух приносит счастье)

 3девушка
Где носили ложки, инструмент мужики до того, когда были придуманы карманы?

(подпоясывались
полотенцем, подсовывали под него)

Внук: Да, интересно получается. Полотенце, оно
такое простое на первый взгляд, а оказывается, такое загадочное. Теперь я
понимаю, почему ты, бабушка, без сундука-то своего не хотела ехать, и точно
знаю, о чем напишу в своем сочинении и назову его «Тайны русского полотенца» .

Буряк

Сегодня
здесь собрались люди, для которых рушники- «семейная реликвия». Ведь данное
полотенце играет большую роль в обрядах русского народа.

Сейчас
мы попросим каждого выйти со своим рушником и рассказать всем о своих семейных
реликвиях, о мастерах которые изготовили эти предметы, когда появились эти
чудесные творения, о своей семье.

Рассказы
мастериц.

Буряк-
Ведущая:

Рушник–это
не просто   красота.

В
нем наставленья, счастья пожеланья.

В
нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра
добра извечное сиянье.

                     Внукова

   
                 Рушник как книгу можно прочитать.

                     
Ведь вековая мудрость в нем хранится.

                     
И чтобы этим знаньям не пропасть,

                     
Нам нужно вновь к истокам обратиться.

В
старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников — самобытных
полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой
древности. 

Буряк-Ведущая: Вот и
заканчивается наше путешествие в край старины. Наши предки жили среди природы,
и ее красоту стремились перенести в свой быт. Звери и птицы, деревья и цветы –
все, что было вокруг них и о чем знали, они изображали в фантастических узорах.
Всевозможные вещи, в том числе и полотенца, покрывались этими узорами.

Но
мы теперь мало пользуемся этими вещами, но бережем их. Дарим на память, храним
в музеях, как произведения искусства. Искусства прекрасного, вечного потому,
что его создал народ. Ну а теперь…..

Внукова-Ведущая:

Мы
гостей встречаем…

Чаем,
чаем, чаем!

Первым
делом угощаем…

Чаем,
чаем, чаем!

Приглашаем
к самоварам…

С
чаем, с чаем, с чаем.

И
в накладку, и в прикуску…

Чай,
чай, чай.

Пейте
чай, друзья, по-русски.

Чай,
чай, чай.

В конце
мероприятия чаепитие у самовара.

Методическая разработка по теме:

«Обрядовые традиции народов России. День полотенца»

Выполнила: классный руководитель 7«б» класса

Фаткуллина Е.Р.

Методическая разработка по теме:

«Обрядовые традиции народов России. День полотенца»

Форма: устный журнал (слайд 1)

Цель мероприятия: знакомство учащихся со старинными обрядовыми традициями и традиционными занятиями россиян на примере полотенца, формирование любви к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

Задачи:

-развитие навыков и умений при решении творческих задач на вариацию и импровизацию;

— развивать эстетический и художественный вкус;

-воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего края, малой и большой Родины.

Эпиграф: «Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим…» В.С.Шефнер(слайд 2)

Страницы устного журнала:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Беседа «Предметы быта на Руси».

  3. Рушник – элемент культуры. Обряды, традиции, связанные с рушником.

  4. Пословицы, русские народные песни со словом и понятием «рушник».

  5. Значение национальных атрибутов для русского народа.

Страница 1. Вступительное слово учителя

(слайд 3) Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интереса. Так, например, на масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать древнерусские обряды. И это понятно, ведь эти традиции — часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд — это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Страница 2. Беседа «Предметы быта на Руси» (слайд 4)

Ребята, перечислите предметы русского народного быта в русских семьях. (кухонная утварь, предметы заготовки, хранения вещей, продуктов, инструменты для ведения сельскохозяйственных работ, предметы для содержания домашнего скота и др.) (печь, лавка, стол, сундук, люлька(колыбелька), вязаные и тканые половики, полотенце).

Страница 3. Рушник – элемент культуры.

Обряды, традиции, связанные с рушником

Сегодня мы с вами, ребята, окунёмся в мир русского обряда, связанного с прекрасным его элементом – полотенцем, рушником. (слайд 5)

Слово рушник происходит от корня «руш»-ломать, рвать, то есть рушник — оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании -отрез, (полотнища на ткацких станках ткались очень длинные). (слайд 6)

Для вытирания рук в славянском быту использовали кусок ткани от старого негодного рушника небольшой длины, который был менее украшен, чем настоящий рушник. Называли его — полотенце-ручник, утирка, рукотёрник, ширинка, ветошка. Крестьяне не выбрасывали старые тканые изделия, а пользовались, как ветошкой до полного износу.

Вышивка – один из самых удивительных видов народного искусства. Яркими узорами мастерицы-вышивальщицы украшали скатерти, женские и мужские рубахи, головные уборы. Кроме того, вышитое полотенце было оберегом. Их вешали на иконы, окна и двери, на фотографии, дарили на свадьбу молодожёнам. Рушниками украшали дом к празднику. Летом на Руси отмечали праздник берёзки, украшали берёзку девушки, каждая своим рушником. Вокруг берёзки водили хоровод, отдыхая, садились на свой яркий рушник, напевая:

Мы гордимся стариной,

Стала нам она родной.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

Полотенца изготавливали еще наши давние предки на специальных ткацких станках.(слайд 7) Это не просто предмет быта, это изделие символичное и многозначное, является напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками. Но повсеместное распространение полотенца получили лишь в начале 20 века. Русские этнографы отмечали:«..В деревнях нет ни зеркал, ни полотенец, утираются какой-либо тряпицей, старой рубахой». По этому поводу рассказывают анекдоты: «Чем у вас утираются?»- спросил прохожий у крестьянского мальчика, умывши лицо. На что тот ответил: «Отец рукавом утирается, мама подолом, а я и так обсохну». Главное предназначение рушника было обереговым, оно сопровождало человека на протяжении всей его жизни. При рождении ребенка (обряд родин) мать с новорожденным младенцем чествовали полотенцем с особо насыщенными обереговыми атрибутами, которые должны были обеспечить жизнь и здоровье незащищенным перед злыми силами младенцу и матери. Полотенце, на котором несли крестить ребенка,(слайд 8) вышивала крестная мать, применение темных тонов было запрещено, только светлые тона и яркие краски сулили ребенку хорошую судьбу. Существовал обряд при крещении, называвшийся «бабина каша»(слайд 9), а заключался он в том, что после крещения новорожденного всегда происходил крестинный обед, в котором особая роль принадлежала полотенцу. Бабка ставила на стол горшок с кашей, покрытый полотенцем, на который гости должны положить дары. Совместное поедание каши рассматривалось как закрепление родственного союза и включение в него новорожденного, а деньги являлись общественным благодарением повитухе, принявшей роды. Одними из самых важных обрядов были обряды сватовства и свадьбы. Рукобитник — полотенце, употребляемое в свадебном ритуале. (слайд 10) На сговорах рукобитным полотенцем «били» по рукам в знак окончательного сговора к свадьбе. Подножник — самый главный на свадьбе. Именно он решает, как сложится семейная жизнь молодых. (слайд 11) На этом полотенце нельзя вышивать пару птиц, которая символизирует молодых, пожелания «На счастье!», цветы, кольца – когда молодожены стоят на таком полотенце считается, что затопчут все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант – геометрический узор – символ достатка и благополучия. Если девушка начала вышивать полотенце сама, нельзя, чтобы ей помогали мать или сестра – зятя отошьют. Обычно хватает 3-5 полотенец: под хлеб-соль, молодым под ноги, связывать руки невесте и жениху, чтобы всегда шли рука об руку. Девушка в приданое готовила не менее 30 штук, а если родня жениха была большая, то и до 100 штук. Каких только не было названий полотенец: рукобитники; перебирка, украшенные перебранным узором, использовались для украшения избы; накрючник, для украшения стен избы; рукотерники, раскутерники, утиральники-обыденные полотенца, используемые для вытирания рук и лица. А у рукомойника полотенце висит вышитое.(слайд 12) На белом холсте стоит на длинных, тонких ногах оранжево-красный петух, как солнышко сияет. На голове корона с деревьями. (слайд 13) Может быть, это царь-петух? Сколько важности! Распустил веером огромный хвост, словно он совсем не петух. Каждое перо расшито полосками и звездочками… Вышивальщицы очень любили изображать петуха. Ведь это он спозаранку своим «Кукареку!» звонко приветствует восход солнца, наступление нового дня. Думали тогда, что вышитый петух приносит дому счастье. Встречая гостей, подносили на полотенцах хлеб и соль. Древний этот обычай дошел и до наших дней. И теперь особо важным гостям подносят «хлеб-соль» также на расшитом полотенце.(слайд 14)

После совершения этого обряда происходил обед, когда на стол ставили горшок с кашей, покрытый полотенцем, на который гости клали дары, а потом ели угощение.

О каком обряде идет речь? (ответ-крещение)(слайд 15)

«Положу полотенце под подушку и загадаю: «Суженый-ряженый, приходи наряженный умываться — я полотенце приготовила»». О каком обряде идет речь? (ответ — святки) (слайд 16)

«Приготовила я 30 полотенешков, долго трудилась, своему избраннику подарила «тонкий браный утиральничек» своей работы, одарила будущих родственников и сказала:«Кланяюсь бельцем-рукодельцем. Не годится на руки, так хоть на онучки». К какому событию я готовила столько полотенец? (ответ – свадьба) (слайд 17)

«А я под крышу дома прикреплю веночек, переплету его полотенцем и буду милого своего ждать». С каким событием это связано? (ответ – проводы в армию) (слайд 18)

— Почему вышивальщицы так любили изображать петуха? (вышитый петух приносит счастье)

— Где носили ложки, инструмент мужики до того, когда были придуманы карманы? (подпоясывались полотенцем, подсовывали под него)(слайд 19)

Во всём мире известны изделия народных мастериц, каждый гость увозит с собой на память о нашей стране сувенир – рушник.

На Руси много обрядов, связанных с рушником. Красив русский обряд встречать хлебом с солью и обязательно на рушнике:

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

И когда провожают в армию или в дальнюю дорогу, то мать своему сыну давала на счастье рушник, и сын вспоминал её такими словами:

Родная мама моя, ты ночей не доспала,

И в далёку дорогу ты меня провожала,

И рушник вышиванный на счастье, на долю дала.

Есть ещё традиция: когда хозяйки выпекают домашний хлеб, вытаскивая его из печи, кладут на рушник и накрывают рушником, чтобы корочка была душистой, хрустящей.(слайд 20)

Страница 4. Пословицы, песни со словом и понятием «рушник»

«Дом без рушника, что семья без дитя»

Пословица – «Одним рукотёрником утираться — на том свете разодраться», говорит о том, что у каждого члена семьи было в быту отдельное полотенце.

В каждом доме деревенском

Вышивались рушники;

Их стирали, полоскали

На мосточках у реки.

Каждый вышитый рушник

Петухами был расшит

Красными и синими

Нитками красивыми!

С рушником гостей встречали,

На нём хлеб-соль им подавали,

Друзей в дальнюю дорогу

С рушниками провожали;

В тёплое поставив место,

Укрывали квашню с тестом;

С рушником через плечо

Сваты сватали невесту;

Когда утром умывались,

Рушниками утирались;

Иконы рушником прикрыты,

Хлеба горячие накрыты;

Рушник дарится невесте,

Про рушник поются песни,

Как салфетки, на виду

Рушники на стол кладут…

Ярко вышитый рушник

В каждый уголок проник!

В доме каждом, и сейчас

Рушник радует Вам глаз!

Страница 5. Значение национальных атрибутов для русского народа

Полотенце, украшенное разнообразными узорами – рушник, играло важную роль в жизни наших предков. Расшитые яркими красочными рисунками и орнаментами  полотенце – произведение наиболее древнего и наиболее распространённого искусства. (слайд 21)

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества, показывая ловкость и сноровку в профессии, работать, непременно делясь плодами своего труда со своими ближними, то есть, являя лучшие русские качества: патриотизм, смекалку, творческий дар, товарищество, любовь к России. Или, например, древний обычай гостеприимства, которым всегда славился русский народ.   Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается  путь правильного развития природных способностей,  путь к жизненному успеху.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений. (слайд 22)

Ребята, наш устный журнал завершается. Надеюсь, вам было интересно.

Внеклассное мероприятие «Тайны старинных узоров».

     Вступительное слово: Полотенце — с  одной стороны это самый знакомый и простой, бытовой предмет, а с другой — использование его в обрядах нашими предками указывает на важную ритуальную роль этого предмета в жизни человека. Родившегося ребенка принимали на полотенце, гроб в могилу опускали тоже на полотенце. Полотенце вешали на икону, на полотенце подавали хлеб-соль. Во всех семейных обрядах использовалось полотенце: и на свадьбе и на поминках.      Полотенцем украшали свадебный поезд, украшали дом, подносили хлеб-соль, повязывали через плечо дружке, стелили под ноги в церкви и т.д.   

 Полотенце украшенное разнообразными узорами – рушник играло важную роль в жизни наших предков. Расшитые яркими красочными рисунками и орнаментами полотенце – произведение наиболее древнего и наиболее распространенного искусства.

И это естественно: такие виды женского искусства, как рукоделие, ткачество и вышивание были развиты повсеместно  в нашей области.

1-ый рассказчик: (с полотенцем в руках) Полотенце чисто утирального назначения называли утирками, утиральником, рукотерками. Их или совсем не украшали или украшали очень скромно (показ полотенца).      

  2-ой рассказчик:  Невеста дарила полотенца родне жениха, и называли их «дарьё». Перед венчанием невеста сидела под иконами в доме родителей под свадебным полотенцем своей матери. А после венчания, в доме мужа, свекровь накрывала её своим свадебным полотенцем. Полотенце играло роль родового оберега.

            3-ий рассказчик:    Для свадебного ритуала обязателен был рушник «на вожжи» (заменен сейчас лентами на машине). Он предназначался повознику, когда молодых везли от венца. Рушник «на водонос» шел дядьке, который сопровождал молодых на 2 день свадьбы на колодец. Во время свадьбы подруги развешивали рушники вдоль стен.

          4-ый рассказчик:  Полотенце использовали во время свадьбы в обряде «обручения молодых». Мать невесты брала скатанное полотенце и обводила им вокруг головы жениха и невесты 3 раза. Таким образом, обращение к полотенцу в свадебной обрядности основано на мифологическом представлении о том, что союз между женихом и невестой заключали умершие предки (с помощью орнаментированного полотенца). полотенце являлось символом — заменителем умерших      прародителей.

                  5-ый рассказчик:      В родильной обрядности полотенце дарилось повивальной бабке. Полотенце было ритуальным жертвоприношением и оберегом от дурных сил.      В похоронно-поминальной обрядности на полотенце ставится хлеб-соль, полотенце после 40-го дня отдается в церковь на помин души. Ткань орнаментировалась не всегда, в поминальной обрядности, как правило, полотенце не украшалось.

6-ой рассказчик:   А какое полотенце называлось «обыденное»? Это полотенце, изготовленное как зарок «об один день». Обыденные полотенца несли в церковь. Вешали на иконы. (Опять как жертвоприношение).     

 7-ой рассказчик:  В зависимости от использования в старину полотенце называли по-разному: блинник, набожник, рушник и т.д. Всего можно насчитать около 30 названий этого предмета. Наиболее древнее из них- «убрус». Н. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «Славяне дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся». У наших предков полотенце исполняло роль жертвоприношения в культе деревьев.  

   8-ой рассказчик:   Роль полотенца усиливалась нанесенным на него орнаментом. Как писал известный исследователь русского орнамента В. Стасов: «У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений».9-ый рассказчик:  Орнаменты бывают геометрические, растительные и сюжетные. По технике выполнения — вышитые, тканые, набивные и вывязанные.
      Язык орнамента многообразен. Он играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения.

10-ый рассказчик:  Русский орнамент представляет сложный комплекс разновременных напластований. Ряд мотивов составляют древний пласт: это геометрические и сюжетные композиции. Несомненно, связь орнамента с верованиями. Часть верований и представлений русского народа была общей с древними верованиями и представлениями других поволжских народов.

11-ый рассказчик:  Архаичные узоры (квадрат с четырьмя точками) как знак засеянного поля, плодородия встречается в вышивке на свадебных одеждах и полотенцах низовых чуваш, в мордовской (эрзянской) вышивке.    

  12-ый рассказчик:  Ромбический орнамент присущ всем народам Симбирского края. Причины кроются в древних общих корнях. Но, рассматривая орнаменты народов, тесно проживающих друг с другом, нельзя исключить и их взаимовлияния в технике исполнения и сюжетном построении. Хотя каждому народу в орнаменте присуще и свое национальное осмысление. Так геометрический ромбовидный орнамент на чувашских головных полотенцах — сурпанах выполнен всеми цветами радуги, он полифоничен.

13-ый рассказчик:  Татарские полотенца, ткани украшались ромбовидным орнаментом, выполненным закладной техникой ткачества. Браная техника на татарских полотенцах была перенята у русских мастериц. Ромбовидный орнамент симбирских мишарей имел свои национальные особенности. Это, прежде всего, умение вовлечь в «работу» фон, поверхность украшаемого изделия. Пространство между орнаментом само звучит как орнамент.     

14-ый рассказчик:   Обрядовые предметы лучше сохранили традиционные народные орнаменты. Так русские свадебные полотенца донесли до нас мотив восьмиконечной звезды, несущей функцию оберега.       Наличие орнамента у всех народов русских, татар, мордвы и чуваш служило отличием праздничной одежды от будничной. Орнамент дольше, чем костюм народа, сохранял свои традиции.      Черты устойчиво повторяющихся орнаментов в различных вариантах вышивки, ткачества позволяют считать рассматриваемые узоры не просто игрой воображения вышивальщиц, а глубоко традиционными.
     
15-ый рассказчик:  В сюжетах архаичной вышивки отражается древний земледельческий культ славян. Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами — розетка , являются изображением мирового дерева, древа жизни, возможно, эта вышивка выполнялась к свадьбе и была взята со старинного свадебного кокошника, тыльная сторона которого традиционно в Симбирской губернии вышивалась с таким орнаментом.      Птицы на деревьях, вышитые на полотенцах это посредники между миром живых и миром мертвых. Антропоморфные существа в позе лягушки, как отмечалось нами, связаны с магией плодородия .    

16-ый рассказчик:    Русские вышивки Поволжья представляют сложный комплекс разновременных направлений. Со временем от мифологии осталось только оболочка и традиционное трехчастье, но долго еще мотивы деревьев, птиц, зверей наделялись емкой и многозначной символикой. Лебеди являлись олицетворением верной любви, чистоты, уточки — знаком трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия, голуби — символами супружеского счастья. Все перечисленные орнаменты птиц являлись мотивами свадебных полотенец.      Сюжетные мотивы сочетаются с растительными, последние порой выходили на первый план.      Растения на вышивках, за редким исключением, не имеют аналогий в живой природе. Редко на старинных вышивках растительного сюжета встречаются зеленые тона. Основной цвет красный, как бы напоминает естественное и древнее назначение растений — красота.

17-ый рассказчик:  Для вышивки народов Поволжья, пишет Гаген-Торн, «наиболее древней традицией является сочетание красного цвета, как основного и черного или темно-синего, как окаймляющего контуры. Полихромность вышивки приходит как позднее явление» .      «Поклонение деревьям было одним из главнейших элементов религии славян. Но если бы в этом могло оставаться хоть тень сомнения, то нас убедили бы в этом орнаменты» . Из всех видов растений можно различить в вышивке лапы елей и пышные кудри березы . По мнению В.Стасова, «в религиозном значении деревьев, играющих такую громадную роль в наших узорах, мудрено сомневаться, зная, что поклонение деревьям было одним из главных элементов религии славян».      

18-ый рассказчик:  Таким образом, в Среднем Поволжье отличительной особенностью используемых в вышивке материалов были шерстяные и шелковые нити. Среди орнаментов преобладали геометрические. В поздних Поволжских орнаментах начала ХХ века стали больше использоваться растительные орнаменты, символы и знаки городской любовной тематики. Одна из главных тем ее — тема «виноградья», выражающая идею изобилия, тесно связанную с предсвадебным и свадебным периодом . Орнамент дольше всего сохраняет национальную специфику, древние традиции. Устойчивость орнамента на одежде связана с его смысловым значением. Как справедливо было замечено В. Стасовым «древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений.»

Муниципальное
общеобразовательное  учреждение   «Средняя школа № 87

Тракторозаводского 
района  Волгограда»   структурное  подразделение группы детей дошкольного
возраста

Тематическое познавательное занятие
для воспитанников подготовительных групп

«Вышитый рушник — символ семьи
казаков»

Куприянова Валентина Петровна,

 заместитель директора по воспитательной работе

Цель: 
расширять представления воспитанников  об истории семьи в контексте истории
казачества  родного края (традиции семьи в разные периоды истории края).
Продолжать развивать познавательный интерес к истории и искусству родного края.

Задачи:

  1. Закрепить представления о традициях
    казачьего быта.
  2. Закреплять знания об искусстве как
    виде творческой деятельности людей, об одном из видов искусства (декоративно-прикладном
    искусстве  – вышивке,  росписи).
  3. Продолжать воспитывать желание
    познавать культуру своего народа (через произведения народного
    творчества).
  4. Закрепить навыки рисования красками.
  5. Развивать умение активно и творчески
    применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.
  6. Развивать нравственные чувства
    (патриотизм), воспитывать любовь к малой Родине.

Словарная работа: рушник.

Ввести в активный словарь
детей слова: казаки, Родина, станица, край, символ.

Предварительная
работа:

  1. Знакомство с народно-прикладным
    искусством  казаков: вышивка, вязание крючком, роспись.
  2. Ознакомление с  обрядами и
    праздниками, бытом казаков.
  3. Посещение музея, «трогательное»
    знакомство с  предметами  убранства казачьей  горницы  (салфеток,
    полотенец, простыней, фартуков, подушечек).

Материал:

рушники, кисти, гуашь, иллюстрации,
трафареты с   орнаментом.

Ход  занятия

Ведущий

 Среди просторов нашей
большой страны есть край, где ты живёшь, где твой дом родной, твоя земля
родная. И где  бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать
свою родную землю.

— Дети, я вам много
рассказывала о том, как люди жили в старину в устьях рек Волги и Дона, об их
быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем  зимой занимались люди?

— Да! Зимними холодными
вечерами  женщины занимались рукоделием, украшением своих домов: вязали,
ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Давным-давно поселились казаки в
междуречье  Волги и Дона,  жили свободно,  умело стерегли они свои границы. Это
были храбрые люди, удалые. Они умели и воевать,  и жить ладно. Семьи у казаков
были большие, многодетные. Жили семьи в любви, уважении и согласии.

 — Давайте вспомним,
чему учили в казачьих семьях малых ребят? (уважать и почитать старших, быть
вежливыми, скромными, честными, трудолюбивыми).

— А сейчас мы с вами
перенесемся в те далекие времена.

 Дети вместе с
воспитателем заходят в горницу.

— Посмотрите, сколько
красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением.
Видите, как они украшают светёлку. Узнаете  ли вы эти вещи (скатерти,
полотенца, коврики, прялки)?

— Полотенце имело много
названий: постенник,  набожник,  рукотёр,  рушник, утиральник,
утирка. Длина полотенец была от двух до четырёх метров, ширина до 40  см.

Полотенце играло важную роль
в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для
этого случая полотенцем, умирал человек – покрывали  полотенцем.

— Давайте посмотрим, что
вышивали умелые руки на этих рушниках, какие узоры подбирали. Узоры  для
своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы,
птицы, животные.

— А  какие цвета
 использовали мастерицы, чтобы вышить рушник?

— Красный, чёрный.

— А знаете, что означает эта
вышивка?

Вышивка означала следующее: 
цветок красный с бутонами и корнями — символ крепкой семьи; корни — бабушка и
дедушка; цветы — родители, бутоны – дети.

В крепкой семье уважают
стариков, берегут родителей, любят детей.

 Прямая чёрная линия на
рушнике  — символ земли.  Рушниками украшали свои дома, а самый красивый
вешали в  красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела
икона. (Воспитанники рассматривают красный угол, украшенный рушником)

  Вышивка – популярный
и любимый в народе вид рукоделия. Вышивкой занимались как крестьянки, так и
знатные, богатые женщины. Имея деревянные пяльцы, иголку, нитки, женщины,
покрывая их красивыми узорами, превращали холсты в неповторимые произведения
искусства, которые радовали глаз. Сколько терпения, труда и вкуса нужно было
иметь, чтобы создавать такую красоту!

Сегодня мы можем познакомиться
с такой красотой  и в нашем   музее «Казачий курень».

     К свадьбе в хате
устраивали своеобразную выставку рукоделий, по которой судили о состоятельности
невесты, её мастерстве и трудолюбии.

  Девушка заготавливала
к свадьбе не менее 12 полотенец. Это  прежде всего  рушник для новобрачных — им
пользовались молодожены в первые дни.

Два рушника готовились для
будущих малышей: мальчика — с геометрическим орнаментом,   для девочки — с
растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной
принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю счастливую дорогу.
Иногда внизу вышивали голову лошади или цветочную подкову.

    Вышитые
полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной
обрядности. Начиная с первого дня сватовства, полотенце выполняло определенную
роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она каждому из сватов
подносит на тарелке по полотенцу, в знак того, что она принимает их
предложение. На протяжение всех этапов свадебного ритуала полотенце
использовалось в качестве подарка, а также как знак участников свадьбы.
Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами  вступающих
в брак, под него клали медную монету. После церемонии подножник и деньги
оставались в пользу церкви. На полотенце родители подносят хлеб-соль жениху и
невесте.

 А теперь немножко
отдохнём. Физкультминутка.

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

— «Лучше нет родного края!»

Воспитатель:

Ой, беда-беда-беда!

 Помогайте, детвора!

 Как у нас в станице

 Разленились мастерицы.

 Не хотят ни шить, ни
прясть –

 Не поймем, что за
напасть!

В музее «Казачий курень» 
ребята рассматривают рушники,  и воспитатель коротко  рассказывает их историю…

Рушник –
дорога жизни

Искусство вышивания всегда
ценилось на Поволжье. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и
охраняли от злых сил. Рушниками завешивали окно „от злых духов”, когда освящали
хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась
нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома.

 Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон –
лицевая сторона для людей, изнаночная – для Бога.

    Рушник – это
дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь
(не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы
навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).

На свадебных рушниках вышивают
пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек
– вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней (чтобы муж не изменял).

«Раздолье»

 Все размеры рушника
(ширина, длина) должны делиться на семь.

В традиционной славянской
вышивке важное символическое значение имеет цвет. Красный цвет в народной
культуре всегда имел особое значение. Этот цвет жизни, солнца, плодородия и
здоровья. Рушник «Раздолье» неслучайно вышит нитями красного цвета. Само слово
«красное» означает еще и «красивое»,
«прекрасное»: красна девица, красно солнышко, весна – красна.
Ромбовидный орнамент рушника – древние земледельческие символы, которые
означают засеянное поле, солнце, выражая идею плодородия и защиты от всякого
зла. Птицы – уточки, расположенные по центру рушника, связанны со стихией
питающей и животворящей воды. В свадебном фольклоре уточка и селезень
традиционно символизируют жениха и невесту, т.е. пора уточек является символом
семейной жизни. Изображением поры уточек может украшаться свадебный каравай.
Рушник «Раздолье» — это пожелание богатства, счастливой семейной
жизни и благополучного продолжения рода.

Ваза с цветами

Нередок в вышивке мотив
вазона. Его распространение в прикладном искусстве Восточной Европы относят к
XVI-XVII вв. Мотив вазона стал одним из центральных в украинском народном
искусстве. Цветы условны, фантастичны. Узор привлекает яркостью и
декоративностью. Можно говорить об иконографии мотива: изящная стройная ваза с
изысканно-прихотливым абрисом на тонкой, словно точеной ножке, в основании
переходящей в причудливые завитки, и крупный пышный букет.

                          

Этот орнамент практически
без существенных изменений, встречается на рушниках во многих хуторах и 
станицах Поволжья.

Рушник предназначен для
традиционных свадебных торжеств.

Свадебный венок

Девушки брачного возраста во
время празднования Троицы по венкам из цветов гадали о замужестве, снимая их с
головы и бросая в реку:

 Ой, на веночках девки
гадали,

 Они веночки в воду
побросали,

 Чей венок восплывет,
тот верно с миленьким живет

 Чей венок потонул,
значит того милый обманул…

Считалось, в какую сторону
венок поплывет, туда девка выйдет замуж.

Свадебный венок невесты –
символ ее девичества, непорочности, как и ее коса. Для изготовления свадебного
венка у славян использовались различные растения: барвинок, разморин, калина,
мирт, роза, гвоздика, и другие живые, сухие или искусственные цветы.

 

Свадебный венок из роз –
прекрасный образ для венчального рушника, символ пожелания молодым счастья,
любви и верности. Он является неотъемлемой, составной частью комплекса
свадебных символов: каравая, кольца, свадебного наряда, свадебной скатерти.

Купала

Купала – особенный праздник,
день летнего солнцестояния. Трава и цветы в это время обладают особой
целительной силой. Девчата и парни, держась за руки, прыгают через костер в
специально сплетенных венках из цветов и зелени. Девушки в этот день по венкам
гадают о своей судьбе, бросая венок в реку: куда поплывет, туда и замуж идти.
Существует предание, что в купальскую ночь зацветает таинственный цветок
папоротника.

Символическое изображение
солнца (огня небесного) и цветочных мотивов характерно и для вышивки восточных
славян. Эти символы призваны уберечь человека от всякого зла и обеспечить ему
жизненное благополучие. Особый смысл имеет и изображение на рушнике женских
фигурок. Древний смысл восходит к идее Матери-земли, кормилицы, обеспечивающей
человеку богатство и процветание.

Древо жизни

Древо жизни, райское древо —
излюбленный мотив восточнославянской вышивки, но он был известен и в искусстве
Восточной Европы. Считается, что дерево олицетворяет собой связь земли с небом.
Известен сказочный сюжет о дереве, по которому человек попадает на небо.
Изображение «древа жизни» по народным представлениям должно приносить
счастье, а также оберегать от всякого зла. Поэтому данный символ вышивается на
свадебных рушниках. Образ «древа жизни» присутствует на свадьбе и в
виде наряженной цветами и лентами ветки.

  Вместе с изображением
«древа» в вышивке рушников обычно присутствуют и птицы. Образ птицы
также неслучаен. Птица — символ души человека, парные птички обычно
символизируют жениха и невесту. Птица — это и обитатель мира небесного,
следовательно,  обладает способностью влиять на судьбы людей.

Свадебный рушник «Древо
жизни» — это пожелание молодым счастья, любви и всех жизненных благ.

Берегиня

В славянской мифологии
берегини — женские персонажи, оберегающие дом и его обитателей от зла и
несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу — древняя молитвенная поза,
обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла. Роль оберега
играет изображение на рушнике орнамента из геометрических фигур. Ромбы,
звездочки — старинные земледельческие символы плодородия земли; солнца (огня
небесного); воды; мужского и женского начал.

Рушник «Берегиня»
— это и оберег от бед и несчастий, и пожелание человеку достатка, здоровья и
благополучия.

Маки

Маки — одни из любимых
цветов  народной вышивки. Этот прекрасный цветок символизирует чистоту и
непорочность, девственность невесты. Вышитые на свадебном рушнике маки являются
пожеланием молодым всех благ, верности в любви и счастливой семейной жизни.
Хорошее, чистое начало совместной жизни — залог достойного её продолжения.

Свадебный

В свадьбе рушники
используются в качестве обязательных и одних из основных символов. Одно из
основных значений свадебного рушника — жизненный путь, по которому вместе
должны пройти жених и невеста, муж и жена.

В свадьбе используются
несколько специальных рушников: на икону — родительское благословение; под
хлеб, который держат родители на рушнике во время благословения молодых; два
каравая; для связывания руки невесты с рукой жениха (символ соединения,
неразлучности); особый рушник, который невеста приносит в дом жениха;
настольные большие рушники со свадебной символикой, и т.д.

В традиционной вышивке восточных славян изображение на
свадебном рушнике пары птичек (жаворонков, голубков) символизирует жениха и
невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви.
Неслучайно на свадебном рушнике вышиваются и цветочные орнаменты. Это и оберег
от злых сил, и пожелание молодым «процветания», здоровья, богатства,
рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен
жениха и невесты. Существует прекрасная традиция сохранять свадебный рушник в
семье, передавая его своим детям.

Музейные экспонаты.

Воспитанники  рассмотрели рушники, поделились своими
впечатлениями.

— А теперь, ребята,
выручайте. Все мастерицы у нас в избе  отказываются работать. Не шьют, не
вышивают. Все рушники состарились, а новые некому сделать. Может быть, вы
поможете?

— А вы знаете, что искусство
вышивания всегда ценилось у казаков. Для этого мастерицы вышивали специальные
узоры или орнамент. Очень любили наши предки изображать птиц на рушниках, ведь
птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда женщины вышивали павлинов на
своих изделиях. Он считается символом мудрости. Узор из растений был не менее
популярен.

— Посмотрите внимательно, ребята,
какие растения вышивали на рушниках?

  • калина, рябина – символы любви;
  • виноградная лоза – символ долголетия;
  • василек – символ свадьбы.

Чаще всего из цветов
использовали красный (цвет солнца, тепла и красоты) и черный цвета. Позже 
стали вышивать в дополнение к красно-черным узорам синими и зелеными нитками.

— Видите, как сложно
правильно вышивать, но я думаю, что вы справитесь! Тем более, что будете
работать с бумагой, красками и трафаретом.

Перед вами лежат совершенно
белые рушники из бумаги и трафаретки с орнаментом для вышивания.

А вот вышивку мы будем
делать не нитками, а красками и кисточкой. И для наших мам и бабушек получатся
красивые новые рушники.

Практическая работа
детей.

(Во время работы звучат
спокойные песни из репертуара Кубанского казачьего хора.)

Воспитатель:

— Все ребята закончили.
Какие чудесные рушники у вас получились.

Спасибо вам, ребята. Вы
такие молодцы! Вы сделали  новые детские рушники, а когда подрастёте, то
сможете и сами вышить рушник нитками. А эти первые ваши рушнички  я прошу вас
подарить мамам и бабушкам.

Скачано с www.znanio.ru

Цель: Формирование первичных навыков здорового образа жизни.

Задачи

Образовательные

1. Закрепление знаний о назначении гигиенических предметов: зубной пасты и щётки, мыла, полотенца, воды, расчёски, шампуня, зеркала.

2. Закрепление умения ходить и бегать, не обгоняя друг друга, в обход по залу.

3. Закреплять умение ходить друг за другом по узкой дорожке, руки в стороны.

4. Упражнять в подлезании под предметом.

Оздоровительные

1. Формирование правильной осанки.

2. Профилактика плоскостопия.

Воспитательные

1. Воспитание гигиенических навыков.

2. Воспитание интереса к занятиям по физической  культуре.    

3. Воспитание положительных черт характера, таких как:          вежливость, ответственность, умение слушать и заниматься в коллективе.

Инвентарь: Узкая дорожка из ткани — 1шт., мягкий модуль – «воротца», гигиенические принадлежности: мыло, полотенце, зубная щётка и паста, расчёска, шампунь, корзина для гигиенических принадлежностей

Предварительная работа

Детям предварительно сообщается, что они идут в гости к Замарашке.

Стихи и танец, используемые в сценарии, дети предварительно учат.

На роль Замарашки назначается воспитатель из группы, она предварительно знакомится со сценарием и учит свою роль.

Готовится костюм для Замарашки и Микроба.

На роль Микроба назначается воспитатель из группы. Он предварительно знакомится со сценарием и учит свою роль

Заранее выписываются яблоки по количеству детей для сюрпризного момента.

Вводная часть

Дети заходят в спортивный зал и строятся в шеренгу.  Воспитатель предлагает детям пойти в гости к Замарашке и помочь ей полюбить чистоту, пока она не заболела, предварительно спросив у детей, кого называют замарашками.

Частные задачи:

Способствовать улучшению координации движений при ходьбе, сохранению хорошей осанки.

Профилактика плоскостопия.

Укрепление мышц плечевого пояса.

Укрепление ССС и дыхательной системы.

Способствовать улучшению координации движений при беге.

Способствовать восстановлению дыхания.

Подготовить детей к основной части.

Упражнения:

1) Ходьба в обход в колонне по одному.

2) Ходьба на носках руки вверх, ладоши внутрь.

4) Обычная ходьба.

5) Лёгкий бег.

6) Обычная ходьба.

7) Дыхательное упражнение:

Вдох – руки вверх;

Выдох – руки вниз, произнося звук «ох»

8) Построение в круг

1, 5 круга

0, 5 круга

1 круг

2 круга

1, 5 круга

«Друг за другом мы шагаем никого не обгоняем».

Следить за  осанкой, работой рук и за лёгкостью шага.  

«На носочках мы идём, каждый день растём, растём! »

Ноги в коленях, руки в локтях не сгибать.

Следить за осанкой.

«Мы опаздываем в гости, поэтому нам нужно торопиться.  Следить за работой рук и за лёгкостью бега.  

«Шагаем по дорожке поднимаем ножки».

Вдох носом,  

Выдох длиннее вдоха.

Воспитатель предлагает детям громко позвать Замарашку.

Основная часть

Дети громко зовут Замарашку, затем хлопают в ладоши.

Появляется Замарашка вся грязная, волосы не расчёсанные.

Воспитатель: Посмотрите, какая неопрятная девочка, настоящая замарашка.

  — Замарашка, ты почему никогда не умываешься?

Замарашка: Я никогда не мою руки,

                       Шею, уши и лицо.

                       Это глупое занятье

                       Не приводит ни к чему.

                       Вновь запачкаются руки,

                       Шея, уши и лицо.

                       Так зачем же тратить силы,

                       Время попусту терять!

Воспитатель: Замарашка, быть грязной девочкой очень вредно для здоровья.

Замарашка: Ничего не вредно! Я же не болею.

Выбегает вредный микроб.

Микроб: Мы, микробы страшные,

                 Вредины ужасные,

                 Мы любим не букашек,

                 А грязных замарашек.

                 Их схватим и утащим,

                 Микробам отдадим!

Замарашка: Ой! У меня всё зачесалось. Ой! Заболели уши и зубы. Ой! И живот заболел. Ой! Ой боюсь! Не хочу болеть!

Воспитатель: Не бойся, Замарашка, мы тебя научим, как избавиться от микробов.

Микроб: Интересно, как вы от меня избавитесь?

1 ребёнок: Чтобы чистым быть всегда,

                    Людям всем нужна вода.

2 ребёнок: Гладко, душисто, моет чисто,

                    Нужно, чтоб у каждого было

                    Душистое мыло.

Микроб: Для нас, самое опасное на свете –

                 Мыло, полотенце и вода.

                 Только ей не умыться никогда.

                 Всегда замарашкою была!

                 Как в руки мыло взять не знает.

                 Ха! Ха! Ха!

Воспитатель: А ты не смейся раньше времени.

Замарашка, ты согласна научиться быть чистой и здоровой?

Замарашка: Конечно, мальчики и девочки, согласна.

Воспитатель: Замарашка, всё, что мы будем делать, повторяй за нами.

Танец: «Хулахуп» Геннадий Ветров.

Танец исполняют дети, Замарашка пытается повторять движения.

Частные задачи

Укрепление мышц плечевого пояса.

Укрепление мышц спины, способствовать развитию гибкости.

Укрепление мышц ног и развитие чувства равновесия.

ОРУ

1) И. п. – широкая стойка.

1-2 – руки через стороны вверх,

3-4 – и. п.

2) И. п. – широкая стойка.

1 – наклон вниз, руки на поясе,

2 – и. п.,

3 — наклон вниз, руки на поясе,

4 – и. п.,

5 – наклон вниз, касаясь пола руками,

6 – и. п.

3) И. п. – о. с.

1 – сгибать одну ногу,

2 – и. п.,

3 – сгибать другую ногу,

4 – и. п.

Дети просыпаются и потягиваются.

Смотрят на один тапочек,

Смотрят на другой тапочек,

Поднимают тапочки с пола.

Дети одевают тапочки.

Воспитатель: А затем, Замарашка, все утром рано идут умываться из-под крана.

Микроб: Зарядкой занимаются,

                И чисто умываются,

                С микробами сражаются.

Ну надо же, какие зловредные детишки! Ничего у вас не получится! Ха! Ха! Ха!  (убегает) .

Воспитатель: Чтобы зубы были здоровыми, малыши чистят их зубной пастой и щёткой.

3 ребёнок: Чистить зубы надо часто

                    Друг зубов – зубная паста.

4 ребёнок: Чистим зубы дважды в сутки,

                    Чистим долго – три минутки.

5 ребёнок: Чистим щёткой вверх и вниз –

                    Ну, микробы, берегись!

Дети дарят Замарашке зубную щётку и пасту.

Воспитатель: Ребята, а какие ещё помощники есть у чистоты?

6 ребёнок: Полотенце помогает,

                    После душа вытирает.

7 ребёнок: Зеркало я в карман положу,

                   Достану, потом на себя погляжу.

Дарят Замарашке полотенце и зеркало.

Воспитатель спрашивает у детей, что нужно для того, чтобы голова всегда была чистая и аккуратная. Дети отвечают, что это шампунь и расчёска и дарят эти предметы Замарашке.

Воспитатель: Замарашка, подарки наши ты возьми, и грязь скорее ототри. А малыши вернуться в детский садик, где их ждёт много интересных дел.

Замарашка берёт подарки и уходит. А дети возвращаются в детский сад, преодолевая препятствия.

Веселые старты

Задание №1 «Бег в мешках»

Задание №2 «Собери бананы»

Задание №3 «Ручеёк»

Задание №4 «Весёлый поезд»

Задание № 5 «Полоса препятствий»

Задание № 6 «Меткий стрелок»

Заключительная часть

Дети строятся в круг.

Воспитатель: Интересно научилась Замарашка быть чистой девочкой.

Появляется красивая, чистая девочка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая девочка.

                          Девочка, а ты кто?

Замарашка: Это я – бывшая Замарашка, а зовут меня (имя девочки)

Появляется Микроб.

Микроб: Ну и где же Замарашка?

Воспитатель: А у нас нет теперь замарашек. У нас есть красивая девочка (имя девочки)

                         В учёбе она отличница:

                         Сама отмыла личико.

                         Сияют чистотой ладошки.

                         Отмыла также ручки, ножки.

                         Да и причёска модная.

Микроб: Да, испугали вы меня,

Всего страшнее Чистота!

Боюсь её я как огня! (Микроб трясётся от страха и убегает.)

Воспитатель: Ещё к нам в гости приходи,

                         Но вредные микробы с собой не приводи.

Замарашка:  С водою буду я дружить

                       И буду с чистотой дружить.

                       Ведь чистота всего полезней,

                       Защищает от болезней!

В благодарность я хочу вас угостить яблоками, которые я помыла.

Дети благодарят Замарашку, приглашают ещё в гости и уходят в группу.

11 сентября, на очередном
заседании  клуба любителей книги и
библиотеки «Ярославна»,
  его члены,  читатели МЦБСТ,  совершили путешествие в далёкое прошлое  наших предков, ещё раз убедившись насколько оно
богато и удивительно…

Познакомились с историей
обыденного, но довольно  древнего
предмета  — полотенца.
Многие даже не
задумываются о том, насколько богата и уникальна его история. А ведь именно
оно, полотенце, есть в каждом доме! И трудно представить нашу  жизнь без этого предмета!

Весит
на стенке холст как холст,

Совсем
не шелк, но он не прост:

Как
только просыпаешься,

С
ним первым обнимаешься…
 

В Древней Греции и Древней
Руси
полотенце
имело особое, мистическое значение. Н. М. Карамзин в «Истории государства
Российского» писал, что у русских задолго до христианства существовал такой
обычай, связанный с полотенцем: «Славяне в России также молились деревьям,
особенно же дупловатым, обвязывая их ветви убрусцами (полотенцами) или платками».

Участники
мероприятия узнали, какие виды старинных полотенец существовали, вспомнили к
каким группам можно отнести этот предмет в современности. Познакомились  с  орнаментами  и узорами, вышивкой, украшавшими и украшающими
этот предмет, делая его настоящим произведением искусства.

Уникальная
отделка отображала то событие, для которого полотенце и шилось: ответ на
сватовство, свадьба, рождение ребёнка, церковные праздники, пожелания
одариваему, похороны…

Старинные
рушники  участникам клуба «Ярославна»
представила главный хранитель Михайловского краеведческого музея Анастасия
Ивановна Петухова.

Орнамент
и элементы вышивки свидетельствуют о чувствах и желаниях мастериц, о том времени,
когда они и создавались, подчеркивая колорит и его особенность.

Всем
присутствующим понравилось стихотворение Эдуарда Багрицкого «И, шею вытянув, протяжно запевает, На полотенце
вышитый петух» тонко созвучное с темой этого очередного заседания.

Кучеренко
Р. М., Ромашкина О. И., Бородина С. П. , участницы клуба любителей книги и
библиотеки «Ярославна», поделились 
своими новыми поэтическими произведениями, воспев такой незаменимый
предмет в нашей жизни, как полотенце.

Вокальная
группа «Подруги» напели украинские народные песни о рушнике, их пение подхватил
и Бородин С. И.

Электронные
презентации, сопровождавшие рассказ всех выступающих, оформление читального
зала старинными и современными полотенцами, усилили атмосферу праздника в этот
день. Библиотекарь обратила внимание на литературу  книжной выставки   «Полотенце в каждом доме», где были
представлены и уникальные издания середины прошлого века.

За
дружным столом  и чашкой чая продолжилось
мероприятие.

У  каждого из нас есть своё любимое… полотенце.
Можно даже не знать этого, но интуитивно доставать из шкафа именно его: самое
мягкое, самое приятное и самое «своё». 

Сценарий:  Керимова В.В. Полотенце в каждом
доме / В.В. Керимова // Читаем, учимся, играем. – 2015. — № 4. – С. 98-101.

  Подписывайтесь на нас в социальных сетях, следите за событиями!

Уважаемые читатели и посетители блога БИБЛИОПАРУС,  напоминаем, что мы теперь и в КОНТАКТЕ Открытая группа «Горячий снег нашей памяти»  https://vk.com/club158646132    и  БиблиоПарус   в КОНТАКТЕ                  https://vk.com/biblioparus 

 О
рушнике  / Стихотворение Кучеренко Р. М./

Предки
наши, древние славяне

Придумали
когда – то на Руси

Что  б жизнь казалась веселее –

Один
угол в доме наряди!

В
каждом доме есть подобный угол,

Где
заветное всегда храним,

Икона,
локон об ушедшем, перстень

И
многое другое.. О чём часто мы молчим!

Повесили
в углу огонь и  подсвечник…

Ряд
икон поставили туда..

Лучшим
рушником всё это окаймили
Вот и красный угол там!!!

Живой
огонь! Как мудро и достойно!!!

Зайди
в тот угол, низко поклонись!

И
ты почувствуешь: Душа взметнётся

И
как легко, свободно полетит!!!

И
так понравилось это народу:

Все
стали в  своей жизни применять,

Радуясь  рождению ребёнка –

Надо
в красном углу постоять!

По
поводу смерти – горько горевать,

Но
тоже надо в красном углу постоять….

Теперь  это обряд!

А
помог ведь рушник:

Объединив
воедино молитву, красоту и огонь!!!

01.09.2018  Кучеренко Р.М.

Пушистый рай: День Полотенца — каждый день!

Просмотров: 3113, дата: 23.05.2015, автор: Ольга Степанова

25 мая — День Полотенца

Благодаря нашему учителю Интернету мы стали настолько осведомленными обо всём , что происходит в разных уголках страны и одним кликом узнаем о том, какие праздники календарь нам предьявляет каждый день. День полотенца — новое явление, совсем недавно появился и стал распространяться быстрыми темпами во многих уголках  мира. Мы все уже успели прочитать историю  об этом дне. Праздник совершенствуется, развивается и появляются новые его тенденции. Например, не просто носить полтенца в этот день, а можно теперь и дарить. Ведь это настолько нужный предмет, настолько нежный и теплый, мягкий и пушистый. 

Фото с Дня Полотенца в Питере

День полотенца — один из забавных майских  праздников, который имеет смысл отмечать. День полотенца , как мы уже с Вами знаем, это день памяти Дугласа Адамса, написавшего «Автостопом по Галактике» и еще крутой рассказ про Чингиз Хана, про который, спорим, вы и не знаете.
Праздновать нужно так: весь день гордо ходить с полотенцем, рассуждать на темы Жизни, Вселенной и всего остального, и делать при этом свои дела, то есть быть в своем бизнесе. 

 


 

Если Вы в школе отмечаете день полотенца, то  — О! это стоит этого! вы можете устроить КВН по полной программе! Идей — множество! Начиная от общих вопросов про историю дня до рекламы своего любимого полотенца! Можно включить момент сочинения стишка про полотенце и инсценирования момента дарения пушистого подарка другу… масса всевозможных конкурсов вокруг темы полотенца!
 


 

Далее я хотела бы представить видеоролик  о том, 

что будет, если выжать мокрое полотенце в невесомости? Крис Хадфилд, астронавт Канадского космического агентства (CSA), продолжает показывать землянам интересные факты из жизни в невесомости. В прошлый раз он показал, как почистить зубы на орбите, а теперь — что происходит с водой, если выжать мокрое полотенце. Предупреждаю, данный ролик на английском языке, но видео есть видео — там всё наглядно и вы всё поймете. А заодно послушаете, как говорят американцы на английском. Красивая речь! И так…

 

Ну и как вам? Здорово, правда? Следующий момент, чем бы я хотела с радостью поделиться с Вами, уважаемые коллеги, это снова видео, которое рассказывает нам про удивительную вещь, связанную опять с полотенцем. и снова фильм будет на английском. Но вы всё поймете, уверяю вас, уважаемые читатели.  Искусство мастерить лебедя из полотенца — это стоит видеть!

Вот таково оно полотенце! И это тоже — прекрасная идея для полотенчатого КВНа: кто быстрее и красивее смастерит лебедя из полотенца на день полотенца!
Полотенце нашло себе места даже в литературных произведениях. К слову, Михаил Булгаков написал рассказ «Полотенце с петухом», входящий в цикл рассказов «Записки юного врача».

Сентябрь 1917 года. В Мурьинскую сельскую больницу приезжает новый 23-летний доктор, только что закончивший университет. Он растерян, боится не освоиться, пугается авторитета Леопольда Леопольдовича, его предшественника. Немного освоившись, он решает лечь спать.

В дом врывается человек. Выясняется, что его единственная дочь (редкостная красавица) попала в мялку, и он молит спасти её.

Левая нога у девушки почти оторвана, правая — серьёзно раздроблена. Акушерки и фельдшер считают, что она вот-вот умрёт от кровопотери.

  Преодолев растерянность и ужас первых минут, доктор распоряжается вколоть девушке камфоры  и начинает ампутацию остатков левой ноги. На правую кладёт гипс.

Спустя два с половиной месяца отец с выжившей дочерью приходят отблагодарить доктора. Девушка дарит доктору вышитое ею «длинное снежно-белое полотенце с безыскусственным красным вышитым петухом».

— Не возьму, — сурово сказал я и даже головой замотал. Но у нее стало такое лицо, такие глаза, что я взял… И много лет оно висело у меня в спальне в Мурьине, потом странствовало со мной. Наконец обветшало, стерлось, продырявилось и исчезло, как стираются и исчезают воспоминания.

Заводя речь о полотенце,
нельзя не вспомнить и про Сонник  о Полотенце

Полотенце, Увиденное вами во сне, Как гласят Сонники, Может многое вам раскрыть и о многом рассказать. Полотенце во сне появляется неслучайно. Сонники считают, Что это знак — наяву вам предстоит какое-то важное событие. Древние Сонники обещают всем холостым, Что после такого сновидения им предстоит вступить в брак. Семейным же людям Полотенце во сне может указать на дальнейшее развитие отношений. 

Видеть во сне красивое чистое полотенце, Вытирать им лицо — почет, Уважение, Счастливый случай; богатство и изобилие. 
Полотенцу традиционно приписывается очень значимая роль — оно олицетворяет гостеприимство, Почет, Уважение и любовь. Этот сон принесет вам много хорошего. 
Видеть во сне полотенце для неженатых — скорая свадьба. 
По старой традиции брачующихся связывают одним Полотенцем — это олицетворение семейных уз. Возможно, Очень скоро именно это и предстоит вам наяву. 
Видеть во сне полотенце, Вытирать им руки — к приходу гостей. 
Полотенце предлагают каждому гостю, А вы моете руки во сне как раз для того, Чтобы поздороваться с гостем. 

 
 

Видеть во сне полотенце рваное или грязное — ссоры и конфликты в семье. 
Полотенце ассоциируется с семейным очагом, Поэтому пятна на Полотенце указывают — семейная жизнь будет омрачена какими-то тревожными событиями. 
Видеть во сне, Что вы пытаетесь отыскать хотя бы одно сухое полотенце, Но все полотенца мокрые — обман друзей, Одиночество. 
Возникнет ситуацию, После которой вы останетесь не только без поддержки близких людей, Но и вероятно вообще в гордом одиночестве! Очень тревожный сон. Отнеситесь к нему максимально серьезно. 

 

Источник:http://astroscope.ru/sonnik/polotence.html

Пусть кажждый день будет у Вас пушистым и мягким, аромантным и нежным. Пусть ваш пушистый рай  не на словах , а в деле будет доставлять радость каждый день. Давайте помнить — без полотенца — гигиены никакой.

Да здравствует День Полотенца каждый день! 

А кому нравится приподнести такой подарок
 «Кошка с котятами из полотенец» близким … 


то мастер класс находится здесь:

А в  продолжение темы полотенца не могу не добавить материал
про Полотенчики для тюленчиков.

 

Санкт-Петербург. Апрель 2015 года. Фонд друзей балтийской нерпы объявляет об окончании акции «Полотенчики для тюленчиков». Всего за несколько дней сотни петербуржцев помогли собрать необходимое количество махровых полотенец для питомцев Центра изучения и сохранения морских млекопитающих. 

Большие махровые полотенца и халаты используются для реабилитации тюленят и нерпят в Центре изучения и сохранения морских млекопитающих. «Это отличный подстилочный материал для наших пациентов, – объясняет директор Фонда друзей балтийской нерпы Вячеслав Алексеев. – Тюленята и нерпята очень любят с ними играть, греться в них, строить домики. Кроме того, их легко дезинфицировать и использовать многократно».

Фонд друзей балтийской нерпы благодарит всех петербуржцев, которые откликнулись на просьбу принести полотенца для тюленей. Всего за три дня собрано два больших контейнера и более 60 больших пакетов (по 120 л) полотенчиков. В сборе принадлежностей для животных приняли участие и дети, и взрослые, и организации. В частности, откликнулись школы, гостиницы, фитнес-клуб. 
Петербуржцы — добрейшие  жители Земли!

И ТАК…

Источник:
День полотенца http://www.calend.ru/holidays/0/0/3240/ 
Сонник Полотенце http://astroscope.ru/sonnik/polotence.html 

Изображения взяты на сайте    http://yandex.ru       
Условия использования сайта https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/                  
Видеоролик взят с http://youtube.com                   
Условия использования материалов — https://www.youtube.com/static?gl=RU&template=terms 

Другие блоги пользователя

  • Слово года 2017
  • Ник Вуйчич — Жизнь без границ
  • Новогодние счастье несущие приметы
  • Единые учебники по русскому языку и литературе
  • Лети, мгновенье! Ты — прекрасно!
  • Добро творится часто без слов
  • Объявляется посадка на поезд № 2019
  • Каждый день Горжусь Россией!
  • Устами младенца глаголет жизнь
  • Старость начинается с … ног

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про покров
  • Сценарий про кутузова
  • Сценарий про подснежники
  • Сценарий про курскую битву
  • Сценарий про подводное царство