Сценарий про профессию учитель

Внеклассное мероприятие во 2 классе по окружающему миру в рамках проведения мероприятий в начальной школе по профориентации. Сценарий "Профессия "Учитель". Дети узнают о профессии &quot

МОУ «Средняя школа № 41»

Внеклассное мероприятие

в рамках проведения мероприятий

в начальной школе по профориентации

Учитель

Подготовила мероприятие:

учитель начальных классов

Горбунова Людмила Николаевна

МОУ «Средняя школа №41»

г. Саранск

2017-2018 г.

Сценарий внеклассного мероприятия

Профессия «Учитель»

В рамках проведения внеклассных мероприятий в начальной школе по профориентации

Тема мероприятия: Профессия «Учитель»

Цель мероприятия:

расширение представления учащихся о разнообразии мест работы специалистов этой профессии.

Задачи мероприятия:

обучающие 

  • познакомить детей с профессией «учитель»;
  • дать общие сведения о содержании труда этой профессий;

воспитательные

  • формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности;
  • формировать уважительное отношение к людям труда;

развивающие

  • развивать интеллектуальные и творческие возможности;
  • показать способы самопознания для определения своих склонностей в профессиональной сфере.

Методы и приемы:

• методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: информационный рассказ, беседа);

• методы наглядной  передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации);

• методика концентрации внимания (игры, конкурсы)

• методы контроля (прием: самопроверка).

Формы организации на занятии: групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка, технология, ИЗО.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Дидактический материал: карточки, презентация.

2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент
— Ребята! Мы продолжаем знакомиться с профессиями. Сегодня узнаем об интересной профессии. Давайте настроимся на хорошую работу.
II. Психологический настрой
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Отгадывание загадки

1) В этом заведении все перебывали.

Двоечники, гении отметки получали.

Учились здесь артисты, певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я, и вы, мои друзья. (Школа)

3) Здесь за партами сидим,

Пишем, слушаем, молчим.

Каждый день и каждый час

Мы учиться ходим в… (класс).

2) Мы за парты дружно сели,

Рты закрыли на замок:

В перемену мы галдели,

А теперь у нас… (урок).

IV. Актуализация опорных знаний

1. Беседа по вопросам

— Ребята, вы знаете, кем работают ваши родители?

— Давайте вспомним, что такое профессия?

2. Определение темы мероприятия

1) Игра «Отгадай загадку»

— Отгадайте, о какой профессии будем говорить на мероприятии. Для этого отгадайте загадки.

1. Его каждый год,

Ученик меняет,

В библиотеке на полке,

Он проживает! (Учебник)

2. Какая водица
Только для грамоты годится?
(Чернила)

3. Компьютерная то наука.

О вычислениях она.

Ее учить совсем не скучно,

Она загадочна, сложна.

Рифмуется с «грамматикой»,

Зовется… Информатикой.

4. Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток.
(Тетрадь)

5. Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля … Енот.

6. На листы меня кладут,
Ровно линию ведут.
Без меня черта, как змейка.
Кто же я, ответь скорей-ка?
(Линейка)

7. В начале слова нет меня,

Зато в конце бываю я,

И в середине я встречаюсь.

Я слог при чтении смягчаю. (Ь)

2) Составление слова, название данного мероприятия

— Угадайте название нашего мероприятия. Для этого из начальных букв отгадок составь слово.

Учебник

Чернила

Информатика

Тетрадь

Енот

Линейка

Ь знак

— Какое слово у вас получилось? (Учитель) 

3. Целевая установка

— Люди, которые работают школьным учителем, должны обладать определёнными профессиональными и человеческими качествами.

— Что бы вы хотели узнать о профессии «учитель»?

V. Работа над новым материалом

1. Выступления детей

Ученик 1. — В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.

Ученик 2. — Он учит буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.

2. Вступительное слово учителя

Профессия — это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Каждая из них интересна по своему: одни связаны с опасностью и приключениями, другие с оказанием помощи людям, кто-то руководит, кто-то выполняет приказы, кто-то варит сталь, а кто — то выращивает богатый урожай …

Выбор профессии — жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.
Обдумать вопрос о будущей профессии заранее — полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ. Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.

3. Выступление ученицы

Научу я бабушку, как вязать носки.

Подскажу я мамочке, как варить борщи.

Кран на кухне починить,

Гвоздик в стеночку забить –

Растолкую папе, дело будет в шляпе.

Все уже умею, все уже могу!

Значит, точно решено:

Педагогом быть дано!

4. Выступление ученика

Учитель (жен. род — учительница) — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя — воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся).

5. Рассказ учителя

История профессии

Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.

Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей (Как стать охотником), так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия. При этом, человек, который обучал подростков и детей был высокоуважаемым членом племени.

С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда. Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов.

Всего лишь столетие назад большинство населения даже европейских стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной (семейной) педагогики, имевшей свои как положительные, так и отрицательные стороны. А отдельные лица для воспитания, обучения и пригляда за детьми нанимались только немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством и т. д.) или осуществлялись в узкопрофессиональных целях и только по мере необходимости (воинская подготовка, обучение ремеслу и т. д.).

В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на разных людей: воспитателей, кураторов, учителей.

6. Выступления учеников. Стихи про школьные дисциплины

Ученик 1. Школьные предметы

Без наук нам не прожить.

Нужно умниками быть.

Больше знать, больше читать,

Верно, правильно считать.

Нужно ничего не забывать,

Грамотно всегда писать,

Если непонятно вопросы задавать

И каждый предмет знать на пять.

Ученик 2. Русский язык

Начался «Русский язык»
Берем в линеечку тетрадь,
Будем мы сейчас учиться
Ровно буковки писать.

С буковками справимся —

Слова и предложения
«Соберем» в рассказы
И в стихотворения.

Чтобы грамотными стать
Нужно правила учить,

Чаще буковки писать
И книги добрые любить.

Ученик 3. Литература
«Ура» — крик ребятишек раздаётся,
Ведь урок литературы скоро начнётся.
Дети любят сказки Шарля Перро
И стихи поэта – Агнии Барто.
Мы Достоевского читаем,
Его произведения изучаем,
Тургенева, Бажова знаем
И стихи Полонского заучиваем.

Ученик 4. Математика

Что такое математика?
Это в клеточку тетрадь;
А в тетради живут цифры —
Их мне нужно посчитать.

Цифры, деньги и часы
Нужно всем считать учиться
Школьникам и взрослым людям
Это очень пригодится:

В магазин сходить за хлебом,
На зиму носки связать,
Время, петельки, копейки —
Все приходится считать.

Ученик 5. Окружающий мир

Мы изучаем окружающий нас мир 

И самого человека.

Покоритель гор и рек —
Это гордый человек!

Учат нас любить свой край
И наблюдать природу,
Как всех зверей оберегать,
Беречь и лес, и воду.

Ученик 6. Музыка
На уроке мы песни поём,
Слышен в музыке громкий трезвон,
И в окне соловей тихонько летает,
Песню свистом своим напевает.
В песне звон тихо льётся
Той мелодии Аренского.
И последний аккорд раздаётся
В чистой музыке Чайковского.
Музыкант заиграл вдруг на скрипке,
На его лице засияла улыбка.
Пианист заиграл на рояле,
Нету в зале ни капли печали.

Ученик 7. ИЗО
Предмет – изобразительное искусство
Рождает восхищения чувство.
На листе так ярко краски замирают.
Все персонажи будто оживают.
На портрете изображённая девушка
Смотрит взглядом своим мечтательным, глубоким,
Еле видно на плечах её белое платьишко.
Она поддаётся мыслям красивым, далёким.
Картины знаменитого художника Клода Моне
Известны повсюду, всегда и везде.
Мастер – художник Ван Гог
Нарисовать что угодно бы смог.

Ученик 8. Технология
А на технологии мы учимся готовить.
Сможем рыбку мы сварить или пожарить,
Без труда сошьём мы блузочку,
Шорты, платье, юбку или кофточку.
Как устроена машинка хорошо мы знаем,
Никогда мы этого низа, что не забываем.
Где хай – тек, а где модерн сможем отличить
И знаем, как утюг выключить и включить.
Каждая хозяйка должна уметь готовить
Или модную одежду красивенько украсить.
Но без техники безопасности нельзя
Шить, готовить, украшать никогда.

Ученик 9. Физкультура

В спортивную форму
Оделся весь класс,
Урок физкультуры
Начнется сейчас.

Построимся по росту,
Пойдем в спортивный зал,
Все упражнения выполним,
Как тренер показал.

Нужно, обязательно,
Со спортом всем дружить,
Чтобы болеть пореже,
Чтобы здоровым быть.

Ученик 10. Английский язык

Я повторяю по утрам:

«MY name is Natali»

I like…забыла, как «гулять».

Мамуля, подскажи! 

My cat? my mother —  

Много слов мне надо повторить,

Но почему и для чего

Должна я все учить?!

Сказала мама: «Не ленись! 

Английский нужен всем!

Побольше с малых лет трудись,

Потом поймешь — зачем!

Вот папа твой всего достиг, 

Учиться не ленился,

Но, если б он английский знал,

То б большего добился!!!»

Ученик 11. Мордовский язык

Изучаю край мордовский –

Здесь живёт мой друг и брат.

И они при милой встрече

Нам все «Шумбрат!» говорят.

7. Продолжение рассказа учителя о профессии «Учитель»

1) Основными задачами, которые решает учитель, являются такие: 

  • приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
  • формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
  • развитие собственного достоинства и самоуважения;
  • воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
  • развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.

Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, — это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику.

2) Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:

  • планировать учебный материал по своему предмету,
  • обеспечивать выполнение учебных программ,
  • участвовать в методической работе,
  • использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,
  • проводить анализ успеваемости своих учеников,
  • обеспечивать соблюдение дисциплины,
  • формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
  • стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,
  • добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять на практике.

3) Требования к профессии учитель

— Для того, чтобы стать хорошим специалистом, необходимо иметь определенные качества:

  • развитые интеллектуальные способности,
  • высокая концентрация,
  • хорошая дикция,
  • умение переключать и распределять внимание,
  • выдержка,
  • чуткость,
  • самообладание,
  • доброжелательность,
  • такт,
  • сопереживание,
  • энергичность,
  • работоспособность,
  • умение заинтересовать своим предметом.

8. Сценка «Правильный ответ» (И. Бутман) 

Действующие лица: Учитель, Ученик Петров 

Учитель: — Петров, сколько будет: четыре разделить на два?

Ученик: — А что делить, Михаил Иванович?

Учитель: — Ну, допустим, четыре яблока.

Ученик: — А между кем?

Учитель: — Ну, пусть, между тобой и Сидоровым.

Ученик: — Тогда три мне и одно Сидорову.

Учитель: — Почему это?

Ученик: — Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.

Учитель: — А сливу он тебе не должен?

Ученик: — Нет, сливу — не должен.

Учитель: — Ну, вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?

Ученик: — Четыре. И все Сидорову.

Учитель: — Почему четыре?

Ученик: — Потому что я сливу не люблю.

Учитель: — Опять неправильно.

Ученик: — А сколько правильно?

Учитель: — А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!

9. Выступление ученика. Стихотворение «Быстро как бегут года…» (Комлык В.)

Быстро как бегут года,
Скоро восемнадцать.
Думать надо нам сейчас,
Чем будем заниматься.
Кто рисует, кто поёт
Кто в цеху металл куёт.
Хочешь, можешь хлеб растить,
Спутник в космос запустить.
Много на Земле работы
Всё попробовать охота.
Чтоб профессию иметь,
Надо лень преодолеть.
В школе хорошо учиться,
Чтоб могли тобой гордиться.

10. Сценка «Максимум и минимум» (Игорь Шевчук) 

Действующие лица: Автор, Вожатая Лена, Гена Иванов 

Автор: — Вожатая Лена на перемене

Советы давала притихшему Гене:
Вожатая Лена: — Чтобы отличником стать, Иванов,
МАКСИМУМ надо: терпенья, трудов,
воли, усидчивости, прилежанья,
ноченеспанья, тетрадкописанья…
Гена Иванов: — А минимум можно?

Автор: — Промямлил он Лене.
Вожатая Лена: — Минимум? Можно.

МИНИМУМ лени!

11. Исполнение частушек о школьных предметах

1. Ох, частушки хороши,

Их поём от всей души.

Но вы тоже не зевайте,

А смелее подпевайте!

2. Обожаю я читать

Вслух стихотворения,

Только трудно мне понять

Пушкина творения!

3. Математику учу

Триста сорок дней в году!

Остальные двадцать дней

Просто думаю о ней.

3. Буквы в Машиной тетради

Не стоят, как на параде.

Буквы прыгают и пляшут,

Маше хвостиками машут.

4. На уроке физкультуры

Бегаем и прыгаем,

Лишь учитель отвернется-

Мы ногами дрыгаем.

5. Я английский уважаю,

Каждый день его зубрю,

А зачем, не понимаю,

Я Вам честно говорю.

6. На уроке рисования

Рисовали пароход.

Не расслышал я заданье,

Получился луноход!

7. Целый день горланю я

Без всякого стеснения.

Завтра всех перепою

На уроке пения!

8. Шили фартук на трудах,

Очень мы старались,

А как стали примерять-

Сами растерялись.

9. Я частушки сочиняю,

Сочинять мне их не лень.

Если б в школу не ходила,

Сочиняла б целый день.

12. Сценка по стихотворению А. Барто «По дороге в класс»

Действующие лица: Автор, Никита, Танюша

Автор: — Спешил Никита на урок.

Шёл, не сбавляя шага.
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.

Никита — взрослый! Он не трус!
Но шла Танюша рядом,
Она сказала:

Танюша: — Ой, боюсь!
Автор: — И сразу слёзы градом.

Но тут её Никита спас,
Он проявил отвагу, сказал:

Никита: — Иди спокойно в класс!
Автор: — И отогнал дворнягу.

Его Танюша по пути
Благодарит за смелость.
Ещё разок её спасти
Никите захотелось.

Никита: — Ты потеряешься в лесу,
А я приду — тебя спасу!
Автор: — Он предложил Танюшке.

Танюша: — Ну, нет!

Автор: — Ответила она.
Танюша: — Я не пойду гулять одна,
Со мной пойдут подружки.

Никита: — Ты можешь в речке утонуть!
Вот, утони когда-нибудь!
Автор: — Ей предложил Никита.
Никита: — Не дам тебе пойти ко дну!

Танюша: — Я и сама не утону!
Автор: — Она в ответ сердито.

Она его не поняла…
Но ведь не в этом дело!
Он всю дорогу до угла
Спасал Танюшу смело.
В мечтах её от волка спас…
Но тут пришли ребята в класс.

13. Выступление учеников. Стихотворение «Учитель»

1. В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.

2. Самый главный на уроке,
Учит буквы различать,
Цифры складывать и числа,
Чтоб пятерки получать.

3. С белым мелом и с указкой
Он проводит нам урок!
И рассказывает классно
Наш любимый педагог.

4. Он учит буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.

VI. Развлекательная часть мероприятия

1. Задание «Отгадай профессию»

1) Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает…
(столяр).

2) Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит…
(шофер).

Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный …
(продавец).

3) Доктор, но не для людей,
А для птичек и зверей,
У него особый дар,
Этот врач — …
(ветеринар).

4) Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит…
(пожарный).

5) Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…
(строитель).

6) Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок…
(учитель).

2. Задание «Отгадай, кто потерял свой инструмент?»

— Назовите профессию владельца этих предметов:

1) шпатель;

2) кастрюля;

3) термометр;

4) указка;

5) лампочка;

6) весы.

3. Задание «Продолжи пословицу»

— Прослушайте начало пословицы и продолжите её.

1) Без труда не выловишь и рыбку из (пруда). 

2) Дело мастера (боится). 

3) Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).

4) Маленькое дело лучше большого (безделья). 

5) Кончил дело — гуляй (смело).

6) Делу – время, потехе – (час).

4) Работа с карточками 

— Ребята, перед вами лежат карточки. На каждой карточке написано слово. Из этих слов нужно составить предложение и объяснить это высказывание.

Ученику — удача, учителю — радость.
VII. Итог мероприятия

1. Выступление ученика. Стихотворение «Кем быть?» (Л. Курзаева)
Я целый день мечтаю.
И знаете о чём?
Что вырасту и буду,
Наверно, я врачом.
А может педагогом?
Учить детей писать,
И ставить им в тетрадки
Четыре или пять.
Ещё я вам признаюсь-
Мечтаю я давно,
Что буду я артисткой
Театра и кино.
Ещё хочу быть мамой,
Иметь своих детей.
Рожу сначала дочек,
А после, сыновей.
Сижу, мечтаю, думаю,
Чего же я хочу?
А вдруг, как Терешкова,
Я в космос полечу?

2. Выступление ученика. Стихотворение «Когда я вырасту…» (А. Карамышев)  
Много есть профессий разных
Много всяких нужных дел.
Чем бы в жизни заниматься,
Что бы делать Ты хотел?
Иль летать над облаками,
Или делать все руками,
Или строить, или шить,
Иль пожар водой тушить?
Дядя Ваня — тракторист,
Дядя Саня — машинист,
Тетя Таня — пчеловод,
Всем, кто трудится — почет!

3. Заключительное слово учителя

— Ребята, вот и подошло к концу наше мероприятие. Для того, чтобы найти свое любимое дело, нужно не только много знать о профессиях. Сегодня вы узнали о профессии «Учитель». Я думаю, когда вы вырастите, то выберите ту профессию, которая вам понравится, и будете любить ее. Она вас будет радовать, но помните, любая из них нужна и важна, где бы вы ни работали и что бы вы не делали, вы будете приносить радость и пользу людям.

4. Выступление ученика. Стихотворение «Учитель»

Учитель! Какое прекрасное слово.
Оно нашей жизни и свет и основа.
Сияет для нас путеводной звездой
И в мир новых знаний ведет за собой.

Учитель! Какое высокое слово!
Его повторяем мы снова и снова.
Наш старший товарищ, наш искренний друг.
Он – ключ, открывающий кладезь наук!

Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.

VIII. Рефлексия 

— Что нового узнали о профессии Учитель?

— Какие качества должны быть у учителя?

— Ребята, что вам понравилось на мероприятии?

IX. Список литературы и Интернет-ресурсов 

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2017.

2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2014.

3. veravverav.blogspot.ru

4. загадки.su

5. proprof.ru

6. zanimatika.narod.ru

7. mamamozhetvse.ru

8. ru.wikipedia.org

9. ped-kopilka.ru

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Основное общее образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Предлагаем вашему вниманию авторский сценарий ко дню учителя на тему: «Твоя будущая профессия – учитель». Материалы праздничной программы доступны для бесплатного просмотра и скачивания.

Классный час рассчитан на будущих выпускников, т.к. девятиклассникам предстоит сделать серьезный шаг: выбрать будущую профессию. Классный час построен в форме беседы с элементами диалога. Материал поможет классному руководителю 9 класса.

Цель мероприятия: воспитание уважительного отношения к профессии учитель, улучшение качества общения и взаимопонимание учеников и учителей.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей развития праздника;
  • прививать любовь и уважение к людям старшего поколения;
  • совершенствовать умения культурного общения друг с другом и с учителями. 

Формы организации: классный час.

Предварительная подготовка: Учащиеся заранее получили задание написать сочинение по теме «Мои учителя», подготовить «творческий» подарок любимому учителю. Сильный ученик готовит сообщение об истории возникновения профессии «учитель»

Место проведения: классная комната.

Ход мероприятия

Слово классному руководителю: в жизни любого человека наступает такой период, когда он с нетерпением ждет первую встречу со школой. И от того, кто встретит и поведет его по дороге к новым знаниям, зависит очень много в дальнейшей жизни человека. Вы догадались, речь сегодня пойдет о профессии учителя.

Совсем скоро вам предстоит сделать нелегкий выбор: кем быть, чему посвятить себя? Рассказать о нелегком труде учителя попытаемся мы на нашем уроке.

Как и всякая профессия, работа учителя имеет свою глубокую историю. Об этом нам расскажет Луиза. 

Профессия учителя — одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.

Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей (Как стать охотником), так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия. При этом человек, который обучал подростков и детей был высокоуважаемым членом племени, вследствие чего ему всегда предавались некие привилегии.

С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда. Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов.

В Древней Греции педагогами называли рабов .Слово «педагогика» в переводе с древнегреческого означает буквально «детовождение, детоведение». В Древней Греции педагогами называли рабов, часто неспособных к физическому труду, которые провожали ребёнка в школу и забирали его после занятий. А вот учителей арифметики древние греки именовали калькуляторами. Это слово в переводе с латинского означает «счётчик, счетовод» и происходит от слова calculus — «камешек» (камешки использовались для счёта).

В послереволюционной России учителей стали называть «шкрабами». Шкраб сокращение от «школьный работник».

Классный руководитель: Дворянские дети в основном обучались у иностранных гувернёров. Первые гувернёры появились в России в эпоху Петра I. А после того, как в 1737 году императрица Анна Иоанновна издала указ об образовании дворянских детей, в страну хлынул целый поток иностранцев. Среди гувернёров было много немцев, англичан, итальянцев, но уже в 1750-х годах наиболее востребованы оказались французы, а также франкоговорящие швейцарцы. Зачастую это были люди без какого-либо образования, их брали в гувернёры лишь за знание иностранного языка.

Гувернёра предпочитали брать немолодого и женатого, среди гувернанток более всего ценились немолодые, а из молодых — некрасивые (что должно было гарантировать серьёзность и отсутствие любовных связей с членами семьи).

Известна картина « Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866 г.) Худ. Василия Перова.

Классный руководитель: В 1834 году было издано Положение о домашних наставниках и учителях, согласно которому они должны были быть непременно христианами и российскими подданными. Были среди них и порядочные люди, но были и отчаянные прохиндеи. Как не вспомнить француза мосье Бопре из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», которого с позором выгнали родители Петруши Гринева из дома.

А вы знаете, ребята, что до начала 20 века мальчики и девочки обучались раздельно. В России символом элитного закрытого учебного заведения для представительниц прекрасного пола стал Смольный институт благородных девиц, основанный в 1764 году императрицей Екатериной II. Девушки изучали русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, словесность, архитектуру, геральдику, музыку, танцы. Воспитанниц учили, как вести домашнее хозяйство и заниматься рукоделием.

Вот так незаметно мы и добрались до нашего времени. С профессией учителя все мы встречаемся, пожалуй, гораздо чаще, чем с другой какой-либо. Если вы помните, я предложила вам заранее разделиться на 2 группы и показать положительные и отрицательные моменты профессии.

1 группа: положительные моменты

  • учителя пользуются высоким доверием общества.
  • учителям положен короткий рабочий день и длинный отпуск.
  • по норме, педагог должен работать от 18 до 36 часов в неделю. Обычная норма офисных служащих — 40 часов в неделю.
  • отпуск преподавателей составляет от 42 до 56 календарных дней, в то время как обычный срок ежегодного оплачиваемого отпуска — 28 дней. К тому же преподаватели имеют право на длительный отпуск сроком до года с сохранением должности. Но не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.
  • кроме того, пенсия по старости назначается ранее установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность.

А самое важное – это любовь детей!

2 группа: отрицательные моменты

  • низкая заработная плата;
  • напряжение в течение всего рабочего дня. Учитель всегда должен быть собран, ему нельзя расслабиться.
  • очень «нервная» работа, нельзя повышать голос, когда нервы на пределе.
  • эта профессия не способствует укреплению здоровья: ослабевает зрение, проблемы с сердцем и т. д.

(Выступают участники групп).

Кл. рук.: наверно, как у всякой другой профессии и у профессии учителя есть и положительные и ,к сожалению, отрицательные моменты. Быть учителем нелегко, это известно, но все трудности забываются или становятся вовсе не трудностями, а незначительными мелочами, когда детские глаза с восторгом смотрят на тебя и ждут новых открытий, новых знаний от человека, призвание которого – учитель.

Мы подготовили выдержки из ваших сочинений. (Отдельные предложения из сочинений я набрала на компьютере и распечатала. Ученики выбирают любой листок и зачитывают). 

— С юных лет нас окружают учителя. Они раскрывают перед нами секреты чисел, объясняют законы природы, знакомят с шедеврами мировой культуры. Для меня учитель – это прежде всего – друг, который придет всегда на помощь.

— Они открывают перед нами двери в этот прекрасный мир, наполненный радостью узнавания. Настоящие учителя учат нас не столько науке, сколько умению учиться, самим находить источник знаний. Они пробуждают в нас тягу к доброму, светлому. Именно на таких учителей хочется быть похожим.

— Как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Мне повезло, моими учителями являются самые классные учителя мира.

— Мне нравится эта профессия, но работать учителем, наверно, не смогу, слишком большая ответственность. Еще раз склоняю голову перед учителями и благодарю их за все хорошее, что смогли во мне воспитать. 

Классный руководитель: большое спасибо за ваши признания.

Каждый из вас подготовил свое поздравление любимому учителю, давайте послушаем:

Розалина. Стихотворение Андрея Дементьева для моей любимой учительницы:

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Эльвира. Очень понравилось стихотворение Роберта Рождественского. Послушайте.

Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями и без всяких затей,
любящие или ненавидящие
этих – будь они трижды… – детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

Тимур. Моим дорогим учителям.

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.

(М. Садовский)

Классный руководитель. Чтобы быть хорошим учителем важно не только хорошо знать предмет, но и обладать такими качествами как… продолжите, какими качествами должен обладать хороший учитель. (перечисляют и аргументируют)

Классный руководитель. Для учителя самая большая награда – это успехи его учеников. Где бы они не находились, какие бы высокие посты или не совсем высокие их питомцы не занимали, главное, чтобы ты всегда помнил, уроки мудрости и доброты своего учителя. Всем спасибо за активное участие. Удачи вам при выборе своей будущей профессии.

Цель:

  • Показать тонкости нелегкой профессии;
  • Познакомить детей с работой учителя (профориентация, профессиями будущего, сайтами, на которых размещена информация о профессиях.
  • Воспитывать уважительное отношение к учителям;
  • Воспитывать чувство дружбы и толерантности у учащихся.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.

Ход классного часа

СЛАЙД №1

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА СОБОЙ.

I. Вводное слово.

Добрый день! Сегодня наш классный час посвящён профориентации. А вот о какой профессии мы будем говорить, вы должны будете догадаться сами.

Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор». Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Я предлагаю вам закончить предложения, и ответить на очень важные вопросы по теме «Профессия» (предложения на ЭКРАНЕ)

СЛАЙД №2

Закончить предложения

  • Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного «Я».
  • Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
  • При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
    А. Хочу — своё желание.
    Б. Могу — свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
    В. Надо — потребности рынка труда.
  • В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
  • Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

СЛАЙД №3 ВИДЕОРОЛИК 1 «ПЕДАГОГ»

Ребята, мы будем говорить о профессии «Учитель»,

СЛАЙД №4  Прочитайте тему урока на доске: «Zaсобой в образование. Профессия учитель — сложная, трудоёмкая, но самая нужная на земле».

СЛАЙД №5. «Давать знание и воспитывать нравственного человека – это основные задачи образования». (Из послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию)

Учитель: Каждая профессия требует от человека определённых знаний, умений, проявления человеческих качеств. Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель — это звучит гордо. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не проникся уважением к людям этой профессии, ведь они зачастую вкладывают в обучение нового поколения не только свои знания и силы, но и душу. Большинством из них движет призвание обучать и воспитывать. Но, согласитесь, учитель – это гораздо больше, чем просто профессия. Учитель – это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.

 Учитель — не просто профессия, а стиль жизни. Учителя — земные люди, достигшие высокого уровня сознания и духовности.

II. Общая характеристика профессии

Учитель — это специалист в области образования, преподаватель. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми.

Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении. Таким образом, наблюдательность, распределение внимания, его переключаемость являются профессионально важными качествами учителя. Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Квалификационные требования

  • Высшее или среднее педагогическое образование. Большинство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется также в школах-интернатах, в школах рабочей молодежи, ПТУ, техникумах, в дошкольных учреждениях. Помимо перечисленных ранее профессиональных качеств учитель-предметник должен иметь способности к определенной области науки (к математике, физике, литературе и т.п.).
  • Учитель – профессия массовая, уникальная, творческая.
  • Успех учительской деятельности зависит от степени развития педагогических способностей:
  • Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.
  • Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.
  • Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.
  • Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.
  • Учитель — древнейшая профессия. Всегда, из поколения в поколение старшие должны были передавать свои знания младшим, обучая их таким образом. Эту профессию нельзя списать во время, она будет всегда.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, если он решил выбрать профессию учителя?

СЛАЙД № 6  Профессионально значимые качества личности педагога (список, составленный с учетом мнения ученых, педагогов, студентов, литературных источников, рассказывающих о педагогах)

  • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
  • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
  • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
  • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
  • общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
  • требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
  • альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);
  • волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П.Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
  • толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
  • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
  • эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость)

Каждый ли человек сможет работать учителем?

Да, не каждый способен стать учителем. Об этом рассказал Василий Александрович Сухомлинский в книге «100 советов учителю».

«Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».

Кроме того, существуют медицинские противопоказания:

  • заболевания органов пищеварения (язвенная болезнь и др.);
  • нервно-психические заболевания (неврозы и др.);
  • значительное снижение остроты слуха;
  • ярко выраженные дефекты речи. 

СЛАЙД № 7  Профессиональные противопоказания для работы педагогом (список, составленный с учетом мнения ученых, педагогов, студентов, литературных источников, рассказывающих о педагогах)

• беспечность
• нерешительность
• подозрительность
• капризность
• вспыльчивость
• злопамятность
• некоммуникабельность
• эгоизм
• мнительность
• несдержанность
• равнодушие
• зависимость
• мстительность
• высокомерие

• легковерие
• обидчивость
• нервозность
• необязательность
• завистливость
• рассеянность
• неуверенность в себе
• наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.)
• нравственная распущенность
• рукоприкладство
• грубость и жестокость
• беспринципность
• безответственност

По-разному приходит к человеку людская любовь и известность. Одни завоёвывают её быстро, совершая героические подвиги, полные отваги и необычайного мужества, и такая слава, ослепительно сияя, облетает мир. Другие добывают славу незаметным кропотливым трудом, целиком отдаваясь ему. Слава о таких людях медленно идёт от человека к человеку, от селения к селению, проходят годы и она распространяется далеко, далеко. И такая слава светит ровным, спокойным светом.

Профессия учителя – это дар, который дается человеку.

Каждый из вас в будущем может выбрать профессию учителя. Выбирая, нужно обязательно знать все ее положительные и отрицательные стороны.

СЛАЙД №  8 

Деловая игра «Репортаж из зала суда»

Слушается дело «Профессия учитель».

Участники суда: обвинители, адвокаты.

(Ставятся таблички с надписями «обвинители», «адвокаты»)

У каждой профессии есть свои плюсы и минусы.

Обвинители ищут в профессии учителя — минусы, адвокаты — плюсы.

Слово предоставляется обвинителям и адвокатам поочерёдно.

Предполагаемые ответы детей

СЛАЙД № 9

Адвокаты:

  • Постоянное общение с детством-это верный способ сохранить душу молодой.
  • Собственные дети постоянно на глазах, можно наблюдать за их развитием.
  • Большой летний отпуск даёт больше возможности находиться с семьёй.
  • Постоянная работа над собой, повышение интеллекта.
  • Работа учителя очень важна для общества, поэтому приносит моральное удовлетворение.
  • Учителями славится Россия, ученики приносят пользу ей.

СЛАЙД № 10

Обвинители:

  • Колоссальные нервные перегрузки
  • Проверка тетрадей и подготовка к урокам занимает много времени, не хватает времени на семью
  • Отсутствие полноценных выходных дней.
  • Нужно постоянно читать, узнавать что-то новое.
  • Учитель должен всё уметь.
  • Учитель-это профессия, которая отнимает у человека здоровье, отнимает время у семьи.

СЛАЙД №  11

Я полностью согласна с вашими высказываниями и с мнением судьи и хочу сказать:

Ни вчера, ни сегодня, ни завтра
Не погаснет той веры свеча
Без учителя нет космонавта,
Инженера, поэта, врача.

Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель — это гораздо больше чем профессия. Учитель — это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям. 

СЛАЙД № 12 В России вопросы образования курирует Министерство образования и науки Российской Федерации, в лице министра Ольги Васильевой.

Учитель: Ребята, а вы уже думали о том, кем вы станете, когда вырастите? А кто из вас выбрал бы профессию учителя? Почему? 

СЛАЙД  № 13–16

Примеры некоторых профессий  образовательной сферы

  • ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ
  • ЛОГОПЕД 
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕГО ИЛИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
  • СУРДОПЕДАГОГ (Педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей)
  • ТИФЛОПЕДАГОГ (Педагог, специалист по обучению и воспитанию слабовидящих детей)

Слайд № 17–18 

Профессии будущего сферы ОБРАЗОВАНИЯ

  • Разработчик инструментов обучения состояниям сознания
  • Разработчик образовательных траекторий
  • Организатор проектного обучения
  • Игромастер
  • Координатор образовательной онлайн платформы

СЛАЙД № 19

Атлас профессий будущего
«Труд всем». Минобр. Забайкальский край.

СЛАЙД № 20

ВЫ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ

НАЗОВИТЕ ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО. ПРЕДСТАВЬТЕ  ИХ.

СЛАЙД № 21 

Разработайте и спроектируйте высокотехнологическое устройство/приспособление, которое появится в школах через 50 лет.

На подготовку 3-5 минут, презентация 1 минута.

Слайд № 22 – 25.

Отрывки из сочинений учащихся 9А класса

Ребята, давайте послушаем, как относятся к профессии учителя ваши
одноклассники.

СЛАЙД № 26 РОЛИК 3

Для школы

III. Заключительная часть.

  • Ребята, о чем мы с вами беседовали? (о профессиях)
  • О какой профессии конкретно? (учитель)
  • Что мы узнали о ней?

Профессия учитель очень сложная, но очень интересная и необходимая. Сердце каждого учителя наполняется гордостью за своих учеников, когда он видит их успехи.

Спасибо за сотрудничество!

Я бы очень хотела знать, какие чувства вы испытывали? Какое настроение у вас?

Слайд № 27 НЕМНОГО ЮМОРА

  • Если у вас хорошее настроение, много положительных эмоций, похлопайте.
  • Если совсем грустно — потопайте.

СЛАЙД № 28 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про мамина сибиряка
  • Сценарий про профессию воспитатель
  • Сценарий про летчика
  • Сценарий про профессии квн
  • Сценарий про летний лагерь