Сценарий про прялку

Конспект экскурсии в комнату-музей русского быта

Министерство просвещения Российской Федерации

Департамент образования администрации Владимирской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №30 «Ручеек»

пос.Городищи Петушинского района Владимирской области

Конспект экскурсии в мини-музей ДОУ

на тему «Волшебная прялка»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовил:

Санакоева Елена Григорьевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад  № 30 «Ручеек»

601130 Владимирская область Петушинский район пос. Городищи

пос. Городищи – 2019 г.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры путем ознакомления с русским бытом.

Задачи:

— познакомить с элементом русского народного быта – прялкой;

— формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и богатстве;

— приобщать к особенностям жизни и быта наших предков;

— воспитывать интерес к русской народной культуре.

Обогащение словаря: пряжа, кудель, пряха, веретено, прялка.

Предварительная работа:

 • Чтение русских народных сказок.

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Разучивание русских народных песен, русских народных игр.

Ресурсное обеспечение: 
1.Экспозиция «Комната русского быта»

2. Прялка, веретено, кудель
3. Аудиозаписи с  русскими народными песнями: «Пряха», « Веретено»- из сказки « Госпожа Метелица»

4. Проектор, экран, презентация

5. Вязаные вещи

6. Почтовая коробка с клубками шерсти, спицами, крючками

7. Письмо от Матроскина

Содержание деятельности.

Дети вместе с воспитателем входят в комнату русского быта, осматриваются, видят почтовую коробку явно не вписывающуюся в общую картину.

Воспитатель:

— Ребята, что это за посылка? (Рассматриваем шерсть, крючки, спицы).

Письмо здесь есть: «Здравствуйте ребята! Помогите мне связать теплые носки. Высылаю вам шерсть» Кот Матроскин

-Как же нам помочь коту Матроскину? (ответы детей)

Что нам нужно для вязания? (Ответы детей: нитки, спицы или крючок)

— Спицы и крючок у нас есть, но нет ниток. Зато есть комок шерсти. Что нам нужно сделать с шерстью?   (Ответы детей: Из шерсти сделать нитки).

— А как из шерсти можно сделать нитки? (ответы детей)

-Сегодня мы с вами узнаем с помощью какого приспособления в старину из шерсти делали нитки? Этот механизм называется прялкой.

— А чтобы увидеть прялку, надо перенестись в далекое прошлое, когда прялка была в каждой избе.

— Крутись, вертись, веретенце,

Да из серебряного донца

Крутись, вертись, нам прялка покажись! (Воспитатель достает прялку)

— А вот и прялка!

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Показ через проектор слайдов с изображением разных прялок.

(Слайд №1)

— На прялках изображались птицы, животные, цветы; сцены из жизни: охота, катание с гор.

— Помните сказку «Финист – ясный сокол», в которой невеста находила своего жениха с помощью нити.

Игра: «Иголка с ниткой»

(Надо выбрать водящего – он будет “иголкой”, а остальные дети получают роль “нитки”. “Иголка” бегает по команде, “петляет”, а “нитка” – за ней)

— Ребята, про прялку есть и музыкальные произведения, например, русская народная песня «Пряха», хотите послушать фрагмент этого произведения?

Слушание фрагмента и показ слайда№2 с репродукцией  картины К.Е. Маковского

— Ребята, раньше в основном был ручной труд, девушки готовили себе приданое своими руками, они пряли, а чтобы работа шла веселей, пели песни:

Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

нам работать очень нравится. (Слайд №3,4)

Каждая пряха старалась, чтобы нить была ровная, тонкая, тогда и одежда из таких ниток будет красиво смотреться. Поэтому и сложились в народе такие пословицы:

 Какова пряха, такова на ней рубаха.

Не напрядешь зимою, нечего будет носить летом.

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. (Слайд №5,6)

— Так и пряли:

Шерсть вставляют в прялку,

Чешут редким гребешком,

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном.

-Клубок ниток готов. Он хочет с нами поиграть.

Игра « Волшебный клубок».

Дети встают в круг. У одного из детей клубок, под музыку (русская народная песня «Веретено) он его передает по кругу. Музыка заканчивается, и у кого  клубок в руках, тот отгадывает загадку:

Стригли, щипали,

 А после чесали,

 Чисто, пушисто

 К доске привязали. ( Прялка)

Чем больше я кручусь,

Тем больше я толстею. ( Веретено)

— Ребята, поможете мне продолжить стихотворение?

 У кудрявого барашка, у овцы красивой что-то есть.

Буду прясть на прялке я и попрошу у них…( шерсть)

— Да, ребята, шерсть превращают в нитки, а потом…

Из волшебной этой нитки,

Вяжут теплые носки.

Варежки, шарфы и шапки

Всем зимой они нужны.

-Ребята, а что еще можно сделать из ниток? (ответы детей: одежду, коврики, валенки)

— Правильно, из ниток можно сделать много полезных вещей. Вот посмотрите, какие красивые и теплые вещи связали наши мастерицы.

— Ребята, а как вы думаете, что заменяют прялку сегодня? где делают нитки?  (ответы детей)

— Прялки со временем усовершенствовались и получились прядильные станки. На нашей фабрике, которую построил Савва Тимофеевич Морозов, тоже есть прядильные станки, которые ткут ткань. Фабрика построена еще в 1883 году, на этой фабрике работали почти все жители поселка, то есть ваши      прадедушки и прабабушки. Фабрика работает и в настоящее время.

Показ слайдов с изображением современных прядильных станков, которые есть на нашей фабрике. ( Слайд № 7,8)

 Рефлексия:

— Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?

Что интересного вы сегодня узнали?

Кому понравилось наше путешествие — возьмите красный клубок и положите на донце прялки, а кому не понравилось — возьмите синий клубок и положите в коробку.

Список литературы:

 1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/ В. П. Аникин. — М. : Вече, 1999.

2.  Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В. П. Ватаман. — М. : Просвещение, 2008.

3. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В. И. Зимин, А. С. Спирин. — М. : «Сюита», 1996.

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева.- СПб. : Детство-Пресс, 1999.

5. Комарова Т.С., Веракса Н.Е. Основная образовательная программа «От рождения до школы»./Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.

МКДОУ №468

Тема:«Прядись, куделька!»

( подготовительная к школе группа)

Подготовила

воспитатель высшей категории

Шаяхметова И.А.

г.Новосибирск 2019г.

Цель:создать условия для знакомства с предметами старины через активную познавательную деятельность.

Задачи:

— познакомить с женским народным ремеслом прядением ; орудиями труда (прялкой, веретеном) — их назначением, применением

— прививать интерес к культуре русского народа, его традициям, обычаям гостеприимства, фольклору, русским народным играм

— развивать интерес к старине, бережное отношение к старинным вещам.

— способствовать развитию у детей мыслительной активности, умению рассуждать;

обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок , рукодельница.

-воспитывать чувство уважения к людям труда, к сохранению истории родного края;

— вызвать атмосферу радости от общения с прошлым;

Оборудование: веретено, прялка, кудель, шерстяные нитки, клубок, изделия с элементами русской народной вышивки, вязаные вещи.

аудиозапись с русской народной музыкой.

Подготовительная работа: чтение сказки «Морозко», «Хаврошечка», А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», рассматривание альбома «Женские ремесла», посещение мини-выставки «Рукоделие наших бабушек», организация и проведение русских народных игр ( «Заря – заряница», «Горелки» , «Клубок» и др.).

Содержание деятельности

Организационный момент:  проводится двумя воспитателями. Один из них сопровождает детей в «Русскую избу», помогает детям в диалогах, начинает и завершает занятие. Второй воспитатель переодевается в народный костюм, играет роль Хозяйки

Xозяйкасидит у прялки с веретеном и напевает.

Веретено, веретено!

Жужжит и кружится оно.

Нитку сучит, об пол стучит.

Хозяюшка:

Здравствуйте, гости долгожданные,

проходите в дом, не стесняйтесь

поудобней располагайтесь…

Посидим рядком, да поговорим ладком.

Хозяйка:  Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Xозяйка: Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (Обращает внимание ни прялку). Я вам подскажу. Это прялка.

Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе.

Xозяйка:  Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. 

Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. 

Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки.

Xозяйка:А как вы думаете, в каком возрасте девочка должна была спрясть свою первую ниточку?

Первую нить пряли уже в 5 лет. Причем, эта ниточка считалась магической (волшебной) и ее прятали в укромное место.

В то время существовал такой обычай: как только у маленькой пряхи дело шло на лад, мать сжигала спряденную ею нитку и, смешав пепел с водой, давала дочке выпить, веря, что теперь она непременно станет искусной мастерицей.

Показ прялки и рассказ о назначении ее деталей.

— У прялки есть донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала», «зеркало» — к нему привязывали кудель (Шерсть).

— Получив от матерей задание, девочки-подростки и молодые незамужние девушки с прялками, куделью и веретенами собирались в какой-нибудь избе на беседы-посиделки, при свете лучин за работой коротая долгие зимние вечера.

Воспитатель:А из чего же пряли нить ваши бабушки?

Ответы детей 

Хозяйка:Правильно, из шерсти овец и баранов, собачьей шерсти, льна, хлопка и шелка.

Хозяйка: А сейчас я покажу вам, как работает прялка: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяйка крутит веретено.)

Дети: Крутится, вертится.

Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном.Есть такая пословица«Не велико веретено, а всех одевает оно».

Хозяйка:Вот у меня в руке волокно – кудель. Это приготовленная для прядения шерсть. Сначала нужно перебрать шерсть и удалить из нее разный мусор, потом несколько раз перебрать еще или расчесать, стараясь при этом, чтобы разные клочки шерсти связались в более-менее однородное и воздушное полотно. Проверить готовность можно, потянув небольшое количество шерстинок. Если шерсть готова, они будут легко вытягиваться из кудели. Потом готовую шерсть используют для прядения.

Хозяйка:Давайте я вас научу нитку прясть. (Хозяйка берет шерсть и объясняет.) Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку. Хозяйка раздает детям шерсть, предлагает растянуть и скрутить её. По ходу работы задает вопросы: Что ты делаешь?

Дети: Растягиваю шерсть. Скручиваю нитку. Пряду нитку.

Xозяйка: Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница — прялка. А чтобы было веселее работать, напевали.Как говорится « Ниточка прядётся, а песенка поётся».

Русская народная песня «Прялица»

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Воспитатель: Того, кто занимается рукоделием, называют рукодельницей. Напрядет пряха много пряжи на веретено, а потом перематывает в моток. (Показывает.)

А из мотка в клубок. Эта работа только на первый взгляд простая, на самом же деле нужно постараться. Помогите смотать пряжу в клубок (желающие помогают).

Вот я сколько ниток напряла. (Хозяйка показывает корзину с разными клубками — шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными. Достает из корзины шерстяные нитки со спицами)

Для чего нужны эти нитки? (Хозяйка показывает корзину с разными клубками — шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными. Достает из корзины шерстяные нитки со спицами)Для чего нужны эти нитки?

Дети: Чтобы вязать.

Хозяйка Что можно связать из этих ниток?

Дети: Кофту, варежки, носки, шарф.

Хозяйка: Почему лучше вязать из этих ниток?

Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится тёплая одежда.

Хозяйка: А для чего нужны эти нитки? (Берёт из корзинки нитки-мулине).

Дети: Чтобы вышивать.

Хозяйка:  Посмотрите вокруг, как вы думаете, чем любили заниматься наши бабушки? (Шить, вязать, прясть, вышивать.)

Хозяйка: Правильно. А что у меня в избе вышито нитками?

Дети: Полотенце, наволочка, скатерть, салфетки.

Хозяйка: Да. Много-много лет назад так выглядели узоры на полотенцах и скатертях ваших пра-прабабушек. Вышивали мастерицы долгими осенними и зимними вечерами, часто сопровождая своё рукоделие песнями. Представьте себе, что за зиму мастерица вышивала до 50 полотенец. Вышивки были, в основном, красные и черные. Посмотрите, как это красиво: яркие птицы, крестики, петушки и розы на белом полотне. Полотно (или холст) рукодельницы тоже ткали сами. Из льняных и конопляных нитей получался материал для платьев и рубашек

Воспитатель: Вы видите, сколько труда и умения прикладывает наша Хозяйка, чтобы прясть нитки, вышивать, шить. Как вы думаете, какие слова подойдут, чтобы об этом рассказать?

Дети: Хозяйка трудолюбивая, гостеприимная, добрая, она рукодельница.

Хозяйка: Спасибо, мои дорогие. Как приятно, когда твой труд ценят!

Воспитатель: Да, простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любит. Давайте выучим несколько пословиц и поговорок о труде:

Дело мастера боится;

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Дети хором повторяют пословицы.

Воспитатель: Очень хорошо! А может быть, и вы знаете какие-нибудь пословицы о труде? Поднимите руку и скажите их нам.

Дети: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

           Делу время — потехе час;

           Кто не работает, тот не ест   и т.п.

Воспитатель: Как говорится «Делу время, а потехе час». Собирайся, народ,

на весёлую игру!

Хозяйка: Да и я, пожалуй, встану,

От ребяток не отстану.

Русская народная подвижная игра «Прялица»

Хозяйка: Молодцы! Я уверена, что среди вас ленивых нет, и вы всегда помогаете вашим папам и мамам. Заходите ко мне ещё, всегда рада вас видеть!

Воспитатель: Спасибо, Хозяюшка, за учение уму – разуму. А нам пора с вашего двора.

Дети прощаются и уходят.

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности.

Дата: 18.10.2016г.

Класс: 4

Тема: «Прялка забытый элемент быта»

Цель: способствовать формированию представления о старинном

декоративноприкладном искусстве – прядении.

Задачи:

Образовательная:

активизация и актуализация знаний, полученных школьниками на уроках

музыки и английского языка;

знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы

школьной программы;

обогатить лексический запас по английскому языку по данной теме;

изучить историю прялки как предмета;

Развивающая:

развитие умения исследовать, размышлять, анализировать, сравнивать,

делать собственные выводы;

развитие образного мышления;

развитие творческой активности, трудолюбия, аккуратности, а также

умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели

прялки;

развитие навыков публичного представления исследовательского и

творческого проектов.

Воспитательная:

формирование уважительного отношение к своим древним корням и памяти

предков;

привитие интереса учащихся к английскому языку, музыке, живописи, к

декоративноприкладному искусству;

развитие художественного вкуса;

формирование навыка восприятия прекрасного.

Методы работы: метод исследовательского и творческого проектов, методы,

способствующие закреплению и совершенствованию знаний, «мозговой

штурм».

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к занятию, колонки,

магнитная доска, энциклопедический словарь, толковый словарь русского

языка.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Маргарита за прялкой», Н.А.

Рубинштейн «Прялка», Ф. Мендельсон «Прялка», песнятанец «Прялица» в

исполнении ансамбля «Берёзка» (видео), песнятанец «Прялочка» ансамбля

«Юность Сибири».

Фоторепродукции картин: В. Васнецов «Автопортрет», К. Маковский «За

прялкой», Джордж Ромни «Эмма Гамильтон как центрифуги»

Ход урока

I. Организационный момент (30 сек.).

Приветствие.

Представление учителей.

II. Активизация умственной деятельности учащихся.

Формулировка темы и цели занятия (4 минуты).

У1: Я сижу на берегу

Живописного пруда.

Без чего я не смогу

Вынуть рыбку из пруда?

Без труда

У2: Всех на свете обшивает

Что сошьет – не надевает.

Игла

У1: Птичка – невеличка

Носиком нырнёт,

Хвостиком вильнёт,

Дорожку проведёт.

Игла и нить

У2: Верчусь, верчусь не потею,

Только более толстею.

Веретено

У1: Стригли, щипали, а после чесали

Чисто, пушисто – к доске привязали!

Шерсть

У2: Ребята, русский художник Виктор Михайлович Васнецов говорил «Плох

тот народ, кто не знает и не ценит своей истории».

(СЛАЙД 3 – эпиграф и автопортрет В. Васнецова).

У2: Подумайте и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на нашем

занятии?

Дети дают ответы сегодня мы будем говорить о предмете народного

быта прялке.

У1: Правильно. Значит, тема нашей встречи с вами будет …?

Дети отвечают.

(СЛАЙД 1 тема занятия)

У2: А что мы можем сказать о прялке?

Историю прялки, образ пряхи в русском быте, интересные факты об этом

предмете, как воспевали её художники и композиторы, узнать английскую

лексику, связанную с прялкой.

У1: Значит, цель нашего занятия?

(СЛАЙД 2 моя цель)

Моя цель: узнать историю прялки, образ пряхи в русском быте, интересные

факты об этом предмете, как воспевали её художники и композиторы,

узнать английскую лексику, связанную с темой прялки, раскрыть

декоративнотематическую композицию в украшении прялки, создать свою

декоративнотематическую композицию для украшения прялки.

III. Основная часть (16 мин.).

3.1. Подготовительный этап к защите исследовательских проектов.

У2: Есть такая загадка: На липе сижу, сквозь лён гляжу, березой трясу.

Прялка.

У2: Почему так говорили о прялке?

Из липы, дерева мягкого и тёплого, делалось донце, на которое садилась

пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретено.

У1: Что такое прялка современному человеку приходится разъяснять особо.

Само слово и первое представление об этом предмете дети XXI века

получают из сказок. Увидеть прялку в живую вы сможете только в музее.

Однако ещё совсем недавно прялка была одним из самых обыденных

предметов повседневности, она сопровождала женщину на всём жизненном

пути, прялка была и работой и досугом одновременно.

У вас на партах есть словари. Воспользуйтесь ими и найдите

определение, что такое прялка.

Работа детей

(СЛАЙД 4-5 прялка предмет народного быта, орудие труда, на

котором пряли нитки)

У2: Шерсть вставляют в прялку, чешут мелким гребешком, ловко

скручивают нитку озорным веретеном.

А чтобы работать было веселее пели песни. Ниточка прядётся, а песенка

поётся:

Позолоченная прялица

Мы прядём, а нитка тянется, 2 раза

Нам работа наша нравится.

Перед тем как приступить к исследовательской и творческой

деятельности, давайте выйдем в центр класса и разомнёмся.

3.2. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

У2: Спасибо. А теперь займите свои места и приступим к работе.

У1: Дети, у вас было задание, исследовать прялку с разных аспектов. Вы

сидите по группам. Каждая группа занималась своим исследовательским

проектом. Сейчас мы послушаем ваши выступления.

3.3. Выступления с исследованиями (7-10 минут).

Исследовательский проект «История прялки»

(СЛАЙД 6 тема, цель, вывод)

Цель проекта: узнать, когда появились прялки, как их использовали и какими

они были.

Выводы: прялки появились очень давно (одной из найденных прялок три

тысячи лет), они были переносные и стационарные, цельные. Работали на

них вручную.

Исследовательский проект «Образ пряхи»

(СЛАЙД 7 тема, цель, вывод)

Цель проекта: узнать о русских пряхах и о русских традициях, связанных с

образом пряхи.

Выводы: на Руси пряли только девушки, которых с самого рождения

приобщали к прядению. На посиделках прялка играла важную роль. Образ

пряхи широко раскрывается в сказках.

Исследовательский проект «Для любознательных или это интересно

знать»

(СЛАЙД 8 тема, цель, вывод)

Цель проекта: найти интересные факты, связанные с работой пряхи

прядением.

Выводы: на Руси покровительницей работы пряхи была святая Параскева

Пятница. Нить прялась поразному и использовалась как оберег.

Исследовательский проект «Прялка в искусстве (музыке и живописи)»

(СЛАЙД 9-11 тема, цель, выводы, произведения живописи).

Цель проекта: найти образы прялки и пряхи в искусстве музыке и

живописи.

Выводы: в творчестве композиторов и художников широко раскрыта тема

прялки и пряхи. Каждый вид искусства изображает особенности работы

пряхи и выражает чувства девушекпрях.

3.4. Английская грамматика.

У2: Спасибо, ребята. Вы славно поработали и достойно представили свои

исследовательские проекты.

Первая группа рассказала нам историю прялки в России. А знаете ли

вы, что прялка была распространена не только на Руси, но и в странах

Западной Европы и в частности в Англии. В 1765 году Джеймс Харгривс,

борясь с конкуренцией дешевых индийских тканей, соорудил механическую

прялку. Производительность труда выросла в 20 раз. Самопрялка «Дженни»

приводилась в действие силой человека, но его руки были свободны. Ее

можно считать одной из первых машин. 15 лет спустя один ткач обслуживал

12000 веретен.

(СЛАЙД 12 прядильная машина «Дженни»).

У2: Дети, вы бы хотели узнать, как на английском языке звучит слово

«прясть»?

Да

У2: Внимание на экран.

(СЛАЙД 13 английская грамматика).

to spin прясть

spinner пряха

spindle веретено

У2: А теперь попытайтесь ответить на мой вопрос:

Would you like to spin? Хотел бы ты прясть?

Yes, I would. Да.

У2: Задайте этот вопрос друг другу.

Дети задают и отвечают

3.5. Творческий проект декор прялок.

У1: Хотелось отметить, что прялки в Англии при изготовлении не доводили

до произведения искусства, в отличие от России. Как украшали прялки?

В ее художественное оформление вложено много душевного тепла.

Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты. И тогда в

украшение этого предмета, который парень подносил нареченной в знак

любви и уважения, вкладывалось не только мастерство и талант, но и все те

высокие помыслы и стремления, мечты о прекрасном, на которое способна

юность. Иногда прялка делалась для молодой жены, иногда прославленный и

многоопытный мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери.

И в каждую из них мастер, чаще всего нам неизвестный, вложил частицу

своей души художника. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память

о матери следующему поколению.

Рассмотрим подробно части, из которых состоит прялка:

лопасть (верхняя часть) и донце (нижняя часть)

(СЛАЙД 14устройство прялки)

У1: Каждую часть мастер старался украсить.

(СЛАЙДЫ 1517 –с вариантами украшений прялок).

У1: На прялках изображались птицы, животные, цветы, сцены из жизни

охота, катание с гор и др. Многие прялки в добавление к росписям содержали

дарственные надписи типа: «Кого люблю того дарю», советы и поучения:

«Пряди, прялку береги, да отца бога моли». Или вот такие: «Пряди моя

пряха, пряди нелянися», или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я

бы рада пряла, меня в гости звали»

У1: А теперь вы попробуете нарисовать прялку и раскрасить по своему

замыслу (показ образца рисунка). Выбор украшений и цветов свободный.

(СЛАЙД 18 – творческое задание)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную черту. Отметьте

высоту и ширину элементов прялки.

2. Легкими линиями наметьте контуры прялки.

3. Прорисуйте мелкие элементы прялки.

4. Нанесите придуманный вами рисунок и раскрасьте прялку яркими

красками.

3.6. Представление творческих проектов.

У1: К сожалению, ниточка традиции, тянувшаяся к нам буквально от

первобытных костров, оборвалась лишь в XX веке. И кто решится сказать,

что «ниточка» здесь — всего лишь для «красного словца»?

IV. Итог занятия (5 минут).

У1: Ребята, спасибо всем. Вы хорошо поработали.

У2: Ребята, я благодарю всех за работу. Давайте мы вспомним цели, которые

формулировали в начале занятия.

(СЛАЙД 2).

У2: Как вы считаете, вы достигли каждый своей цели?

Да.

4.1. Рефлексия «Дело в шляпе» Музыка «Прялка».

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка, тот, у

кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит

оценку работающим у доски и обосновывает ее.

4.2. Домашнее задание.

У2. Вам домашнее задание: найти образ прялки в литературе. (Слайд 19).

Литература

1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX

начала XX в. Л., 1988.

2. Бернштам Т. А. Прялка в символическом контексте культуры // Сб. МАЭ.

XLV. СПБ., 1992.

3. Семенова М. Быт и верования древних славян // СПб, Азбука, 2000.

Интернетресурсы

http://xvatit.com/school/sch-online/compet/136440-urok-keys-pryalka-zabutiy-

element-buta.html

Быт и верования древних славян» М. Семенова. СПб, Азбука 2000

Приложение

1. История прялки.

«Пряслицем» же называли и называют прялку которой речь будет

чуть ниже). «Пряслень» вот как произносили древние славяне, и в таком

виде этот термин всё ещё живёт там, где сохранилось ручное прядение. У

всех славянских и финноугорских народов Восточной Европы прядущие

тянут нить из левой руки, а правой вращают. На Кавказе и в Средней Азии

поступают наоборот. А вот айсоры (потомки древних ассирийцев) и тянут, и

вертят одной правой рукой.

И в Древней Руси, и в Скандинавии времён бытовали переносные

прялки: привязывали или прикалывали к одному её концу (если он был

плоским, лопаточкой), либо насаживали на него (если он был острым), либо

укрепляли както ещё (например, в рогульке). Другой конец вставляли за

пояс и женщина, придерживая пряслице локтем, работала стоя или даже

на ходу, когда шла в поле, гнала коров, приглядывала за гусями… Дома,

вынув изза пояса, нижний конец прялки втыкали в отверстие лавки или

специальной доски «донца». Одновременно и тоже с незапамятных пор

использовались и цельные, неразъёмные прялки. Для такого изделия

требуется заготовка, повторяющая очертания прямого угла,

использовалась «копань». Одной такой прялке, найденной на реке Модлоне

(Вологодская область), ни много ни мало три тысячи лет...

1. Образ пряхи.

ПРЯХА (ПРЯЛЬЯ). Лицо женского пола, владеющее умением прясть.

Статус пряхи определялся ответственностью самого прядения главного

женского занятия, которым мужчины никогда не занимались.

Жизнь крестьянки с ранних лет была связана с прядением и с его

атрибутами. Девочке, чтобы она легко приобщалась к прядению, перерезали

пуповину на прялке или веретене, а также прикладывали эти предметы к

новорожденной. Старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на

женскую работу, в частности, пряжу. Кроме того, помещали в ее колыбель

детскую прялку. Пожелания стать хорошей пряхой произносились на

родинах: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала». Во время

крестин, возвращаясь из церкви, крёстная брала кудель и садилась прясть,

чтобы девочка успешно овладела этими операциями; с той же целью ребёнка

передавали крёстной через прялку. С 5—6 лет девочку начинали учить

прясть и ей впервые разрешали спрясть нитку из грубой шерсти или очесов.

Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив

кусочком хлеба, под приговор: «Ета зъяси будщи хорошая пряха». В

некоторых местах она глотала дымок от зажженной пряжи, чтобы работа в ее

руках горела.

Образы пряхи и непряхи раскрываются в сказках. Одним из ярких

сказочных персонажей была невеста Финиста Ясна Сокола. Она находила

своего жениха с помощью нити, прядущейся из «серебряного донца

золотого веретенца», или вышивания по «серебряному пяличку золотой

иголочкой». В фольклорных сюжетах прядение прививало навыки, которые

выражали «зрелость» невесты: по изготовленной чистой и тонкой пряже, по

умению определить количество вещей, что из этой пряжи можно сделать.

Например, в заонежской сказке «Про Иванацаревича» две сестры

хвастаются тем, сколько вещей они могут изготовить из своей пряжи, если к

ним посватается царевич: старшая — полотенце и простыню, средняя

полотенце, порты и настилальник (простыню).

Показать свое мастерство пряхи девушка могла на посиделках

(попрядухах, попрядках, супрядках), куда приходили и парни. Работали

девушки в осеннезимнее время: в период осеннего поста: отдельные работы

продолжались до Масленицы. На посиделках важная роль отводилась прялке,

которая определяла индивидуальное девичье место (у пряхи, занявшей чужое

место, прялку выкидывали на дорогу). В севернорусских и западнорусских

областях парни должны были просить разрешения войти на посиделку под

окном или в дверях избы, что называлось «проситься за прялку», «сесть под

прялку». Чтобы получить «прялочное место», парень выкупал прялку или ее

захватывал, если девушка выходила из избы, при этом он имел право сесть

только на колени к девушке. Пересесть на скамью разрешалось в процессе

игры: «в местечки», «в соседи», которые сопровождались «выкупом» прялки,

веретена, кудели, пряжи. Если девушка отказывала в выкупе (поцелуе), то

парень мог ее опозорить из мести или хулиганства он поджигал, путал

пряжу или кудель, обвивал себя ею, ломал веретено или прялочный гребень,

прятал предметы для прядения.

В обычной жизни после выхода замуж женщина не расставалась с

прялкой и не переставала прясть. Для женщины главным становилось

ткачество.

Образ пряхи существует не только в человеческом обличье. Так, роль

пряхи в животном мире, по представлениям русского народа, воплощает

горностайка, персонаж сказов об ивановских ткачах Владимирской губернии.

В них рассказывается о горностайке «доброй рукодельнице: что спрядет,

что соткет простым людям в прок идет». Она «лапками стежку шьет

стежка серебром сияет», так как прядет не простую пряжу, а снежную.

3. «Для любознательных или это интересно знать»

Любопытно, что пальцы левой руки (большой и указательный),

дёргающие кудель, как и пальцы правой руки, занятые, приходилось всё

время смачивать слюной. Чтобы не пересохло во рту а ведь за прядением

нередко ещё и пели, славянская пряха ставила подле себя в мисочке

кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину...

Непосредственной покровительницей женской зимней работы, в первую

очередь прядения, а также самих прях была святая Параскева Пятница, образ

которой зачастую сливался с Богородицей. Обе они представлялись

защитницами женщин, распорядительницами браков, покровительницами

дома и женских занятий. В древности существовала языческая богиняпряха

Мокошь женское божество древнерусского пантеона, которая, в народных

представлениях, была женщиной с большой головой и длинными руками,

прядущей в избе по ночам. По поверьям, пряхе не разрешалось оставлять

кудель открытой, а «то Мокша опрядет».

Чтобы покровительство святой Параскевы не покинуло пряху, надо было

соблюдать определенные правила и не нарушать запретов. Так, в день памяти

святой и во все пятницы не разрешалось прясть: «а то у Параскевы Пятницы

засорятся глаза»; «в пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме

конопель»; «кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с

матерью»; «не прясть в пяток, потому что в этот день Спаситель претерпел

оплевание, а на пряжу нельзя не плевать». В случае несоблюдения запретов

Параскева Пятница сурово карала скручивала пряхе пальцы на обеих

руках и покрывала их заусеницами. По легенде Ярославской губернии

Пятница наказала пряху, которая работала в ее день. Железной спицей,

которой прикрепляют кудель льна к копылу, она истыкала женщину до

полусмерти.

Невеста накануне свадьбы «от себя» прядет суровую нитку оберег от

колдунов. «Оборотные» нитки, изготовленные в праздники, играли важную

роль в домашней жизни и обрядности. Так, в Великий четверг женщины

пряли нитки «наобоко» и в случае болезни перевязывали ими руки и ноги.

При опахивании села от эпидемий из этих нитей делали вожжи. В этот же

день пряли левой рукой на каждого члена семьи по нити и привязывали их к

березе: у кого нить пропадет тот умрет. Такая нить соответствует «нити

судьбы» человека.

Прядение, особенно в большие годовые праздники, могло повлиять на

здоровье людей, животных, на благополучие дома. Так, прядение

заговоренной шерсти служило «для чарования скота и дома». Поэтому, не

разрешалось прясть и ткать по большим праздникам, так как в

«поворотные», «переходные» моменты (Рождество, Святки) мир мог быть

как правильно, так и неправильно «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан».

4. Прялка в искусстве (музыке и живописи).

Изобразительное начало прялка находит отражение в искусстве музыке

и живописи.

Так, монотонный и подвижный темп работы пряхи выражен в

музыкальных произведениях разных композиторов. Например, Николай

Григорьевич Рубинштейн, известный русский композитор второй половины

19 века, основатель Московской консерватории и первый её директор

сочинил пьесу для скрипки и фортепиано «Прялка».

Слушание

Беспокойный, взволнованный и одновременно печальный характер

музыки передаёт этот нелёгкий труд пряхи. Несмотря на то, что девушка

устала прясть, её надо этот делать, иначе не из чего будет соткать ткань, и

сшить одежду.

Немецкий композитор 19 века Феликс Мендельсон одну из своих песен

без слов называет «Прялка». По подвижному и взволнованному характеру

это произведение схоже с «Прялкой» Николая Рубинштейна.

Слушание

Однако у Мендельсона чувствуется больше радости, нежели печали.

Австрийский композиторромантик 19 века Франц Шуберт сочиняет

песню «Гретхен за прялкой» (другое название «Маргарита за прялкой»).

Вокальная партия как бы голос самих чувств Гретхен. В фортепианной же

партии изображается движение колеса прялки и непрерывное жжужание

веретена, а также создаётся взволнованный, беспокойный характер (как у

Николая Рубинштейна и Феликса Мендельсона).

Слушание

Шуберт глубоко проникает во внутренний мир любящей и страдающей

женщины, показывает переходы и оттенки ее чувств: душевную

взволнованность и мечтательную задумчивость, тоску и томление страсти,

предчувствие трагической разлуки. «Тяжка печаль и грустен свет»,— так

начинает и заканчивает Гретхен свою песню. Стихи немецкого поэта Гёте.

Русский художникпортретист 19 века, Константин Егорович

Маковский в картине «За прялкой» изображает свою дочь, Ольгу. На картине

изображена молодая девушка, сидящая в беседке солнечным летним днём.

Она совершенно не смотрит на руки, которые выполняют автоматически

действие. Глядя на её лицо, мы можем сказать, что она задумалась о чёмто

приятном.

Просмотр

Английский художник 18 века Джордж Ромни написал серию

портретов, на которых запечатлел леди Эмму Гамильтон. На одном из

портретов Эмма изображается с прялкой. По аналогии с картиной «За

прялкой» здесь мы наблюдаем, как художник восхищается красотой этой

девушки. Её лицо повёрнуто на зрителя, а руки выполняют работу

автоматически.

Просмотр

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про марину цветаеву
  • Сценарий про профессию учитель
  • Сценарий про мамина сибиряка
  • Сценарий про профессию воспитатель
  • Сценарий про летчика