Сценарий про родину беларусь

Данный сценарий апробирован на школьном  фестивале Дружбы народов. цель: ознакомить обучающихся с национальными традициями, бытом, культурой близкой на по духу соседней с Россией страной - 

Сценарий Фестиваля дружбы народов

Республика БЕЛАРУСЬ

Цель  данного мероприятия :  

ознакомить обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитание толерантного  отношения к представителям разных  культур, формирование национального самосознания, включающее  убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности вне зависимости от национальных и религиозных убеждений и культурных традиций.  

Регламент  выступления:

Представить историю выбранной народности, геральдику, национальный костюм и национальные блюда данной страны, ее быт , номер художественной самодеятельности ( танец, песня, театрализованный фрагмент художественного произведения и т.д)

Содержание:

  1. На экране видео фильм о Белоруссии

Мы живем в России. Герб России золотой двуглавый орел. На груди орла Георгий Победоносец, он побеждает злого дракона. Флаг России трёхцветный: белый, синий, красный. Наша столица – Москва – огромный многонациональный город. И в Москве и по всей России живет много белорусов. Их родина – республика Беларусь – наш ближайший сосед. Русский и белорусский народы всегда жили вместе, поэтому наши обычаи, языки, национальные костюмы и песни очень похожи. Белорусы  замечательные земледельцы. Везде славится белорусская пшеница, лён, овес и , особенно, рассыпчатая картошка – бульба. С древних времен в этих местах живет обычай – устраивать по праздникам кукольный театр, который называется батлейка.

  1. Ведущий 1:

Выйду я в ромашковое поле,

В синь васильков любимых окунусь…

Это ты, моё безбрежное раздолье,

Моя любовь, родная  Беларусь! 

Пытали, жгли и за  тебя решали,

Стараясь уничтожить и подмять,

Людское недовольство  разжигали,

Но, не сумели  Родину сломать!

А ты стоишь бессменно на  границе,

Сестру свою от недругов закрыв.

Твоей живой истории страницы,

Я в памяти храню, не позабыв.

Цвети, моя любимая сторонка,

Пусть горести и беды обойдут.

Не зря тебя так нежно и негромко,

С любовью Русью Белою  зовут!

 Ведущий 2:

Я люблю тебя, Беларусь!

Свою маленькую страну.

И по праву ею горжусь, 

Здесь я выросла и живу.

Я люблю эту синь озёр,

И богатство родных полей.

Чистоту городов и сёл,

И леса, их нету щедрей.

Пусть цветёт моя Беларусь!

На радость и счастье людей.

Я в дочерней любви признаюсь

Беларуси любимой моей!

  1. Звучит песня «Алеся» в исполнении  Белорусского ансабля «Песняры»

Девочка исполняет под музыку танец

  1. Хор исполняет песню «Косив Ясь конюшину»

Мальчик в роли Яся косит косой на лугу траву. Девочка косит серпом (театрализация)

  1. Под музыку (фон) «Молодость моя, Белоруссия» дети читают стихи:

Дорогая моя Беларусь!

Ты, как Русь, как берёзка белая!

Я землёй своих предков горжусь,

Где бы ни был и что бы ни делал я…

Ты всегда для России форпост,

Часовой на эпохи, столетия.

За славян становилась в рост

В годы трудные лихолетия.

Жгли тебя и топтали враги,

Кровь с землёю мешая алую.

Сокрушить тебя не смогли

Даже нищую и отсталую…

Много пало твоих сыновей,

Защищая Отчизну великую.

Горе вдов и сирот-детей

Тебя сделало нежною, тихою.

Для тебя Россия – сестра,

Горячо, на века любимая.

Словно солнышка лучик с утра

Или матушка добрая, милая.

Не найдёшь на земле твоей,

Пережившей беду и ненастья,

Человека к России добрей,

Чтоб желал процветанья и счастья.

Вместе с Русью одною семьёй

Жить веками тебе предназначено

И в счастливый час, и в лихой,

Если б снова судьба озадачила…

Дорогая моя Беларусь!

Край мой чудный, святой и милый…

Ты – во мне, и тобой я горжусь,

Пока жив, всей сыновней силой!

6.

                                Белорусская бульба

Главный ингредиент  белорусской кухни — это картошка.

Да что говорить! Белорусы только из картошки умеют готовить 300 различных блюд. А с салом — раза в два больше!

Блюда из картошки:

  1. Отварная
  2. Обжаренная
  3. Тушеная
  4. Запеченная
  5. Картопляники
  6. Гульбишники
  7. Бабки
  8. Пызы
  9. Картофельные колбаски
  10. Солоники
  11. Картофель в мундирах
  12. Копытки
  13. Клёцки
  14. Цыбрики
  15. Бульбяная яичница
  16. И конечно. белорусские драники

Белорусская нация начала формироваться именно тогда, когда на территорию ее компактного проживания попал картофель. Он сплотил вокруг своих клубней различные славянские, балтийские  племена.

 Встреча белорусов и картошки состоялась благодаря Петру I, который вез ее контрабандой через Брест в Москву под видом голландского продавца . Доблестные литвинские таможенники усомнились в правильности заполнения им таможенной декларации и реквизировали весь груз.

Таможенники сдали таинственный груз «куда положено», на склад хранения конфиската в Новогрудок, и там, следующей весной, пораженные красотой всходов прорастающих клубней, местные власти осознали, что в руки им попало настоящее чудо.

Белорусское название картофеля – бульба.

К бульбе белорусы всегда относились очень трепетно и бережно — из нее, кроме еды для людей, делали корм для животных, из ее стеблей плели нити для одежды и вили веревки, картофельные цветы украшали в обязательном порядке головной убор невесты.

Правда, не все так просто складывалось с первых лет знакомства белорусов с картошкой. Поначалу были  и обиды и непонимание… Случались даже картофельные бунты, когда голодные крестьяне отказывались есть картошку.

Самый выдающийся белорусский деятель-селекционер картофеля — Алесь Картофан (Тарас Бульба). Он основал в Запорожской сечи агрокультурную станцию по изучению свойств картофеля.

Однако уже к середине XIX века картошка прочно вошла в быт, эпос и мифологию белорусов, и постепенно стала героем былин, сказок, мифов, многочисленных песен и задач в учебниках арифметики.

Даже танец «бульба» появился. Вот такой — озорной и заводной.!

7  

Танцевальная группа  исполняет белорусский танец  «Бульба»

Тема:
«Моя
Родина — Беларусь»

Цель:
расширение
знаний учащихся о своей стране, её символах и                    достопримечательностях;

         воспитание
патриотических чувств.

Ход мероприятия

         Учитель. Родина… Какое
богатое по своему смыслу слово! А произошло оно от древнего слова род,
которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас –
потомок какого-либо старинного рода. Назовите слова, которые ассоциируются с
понятиями «род», «Родина».

         Дети.

ü
Родители
— отец и мать, у которых рождаются дети.

ü
Родич
– родственник, член рода.

ü
Родня
– родственники.

ü
Родословная
— перечень поколений одного рода.

ü
Родной
— близкий человек.

ü
Народ
– нация, народность, жители страны. И т.д.

         Учитель. Какие богатые
ассоциации! И само слово «Родина» означает и отечество, и страну, и место
рождения человека. Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города,
и сёла. И если родина у каждого своя, то большая Родина – наша страна Беларусь
у нас общая. О ней сегодня и пойдёт речь.

         1-й ученик.

         Что мы Родиной зовём?

         Солнце в небе голубом

         И душистый, золотистый

         Хлеб за праздничным столом.

         Что мы Родиной зовём?

         Дом, где мы с тобой растём,

         И берёзки, вдоль которых,

         Взявшись за руки, идём.

         Учитель. Любовь к Родине
присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни,
пословицы, поговорки.

         Игра «Пословица».

ü
Родина
– мать, умей за неё постоять.

ü
Для
Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

ü
Родная
сторона – мать, чужая – мачеха.

ü
Где
мать родила, там и Родина.

ü
Везде
хорошо, а дома лучше.

ü
На
чужой сторонушке рад своей воронушке.

ü
Чужбина
– калина, Родина – мать.

ü
Человек
без Родины, что соловей без песни.

ü
Родину
не выбирают.

ü
Родину,
как и родителей, на чужбине не найдёшь.

         2-й ученик.

         Радзіма наша — Беларусь,

         І колькі ні шукай,

         Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі

         Мілей, чым гэты край.

         Песня

         3-й ученик.

         Зямля з блакітнымі вачамі-

         Святло азёр, прастор лугоў!

         Тут называюць Васількамі

         На Беларусі хлапчукоў.

         Звіняць крыніцы, як цымбалы,

         Сцяжынкі свецяць у лясах.

         Палі, узгоркі, перавалы-

         Прасторны шлях, далёкі шлях.

         Учитель. Вас не удивило
название – “зямля з блакітнымі вачамі”? Как вы думаете, почему именно так
часто  называют нашу родину – Беларусь? (ответы детей).

         Беларусь не только край голубых
озёр и зелёных лесов. Ещё её называют землёй под белыми крыльями.

         4-й ученик. Расправив
белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями
они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми
крыльями.

         Кожны ведае, што бусел- сімвал
нашай Беларусі.

         Учитель. Народное поверье
утверждает, что аист

приносит в дом удачу, детей и счастье.

         5-й ученик.

         Няма радзімы без
бацькоўскай хаты;

         Бусліны клёкат – гэта родны дом;

         Ты будзеш жыць шчасліва і багата,

         Калі над хатай — буслава гняздо.

         Учитель. Символом нашей
земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. А сколько в нашей стране
красивейших уголков, удивительных достопримечательностей – и не сосчитать! В
2007 году газета «Зорька» предложила своим читателям назвать уникальные места,
которые можно зачислить в список «7 чудес Беларуси». В редакцию пришло
множество писем, в которых  содержались разные варианты знатной «семёрки». Дома
вы пытались составить свои варианты.

         Конкурс «7 чудес Беларуси».

          Беловежская пуща – самый великий
лес Европы. Когда учёные замерили количество вредных микробов в кубометре
пущинского воздуха, то оказалось, что их в полтора раза меньше, чем в
стерильной операционной палате больницы. Гордость пущи – самые крупные и редкие
животные зубры.

         Софийский собор в
Полоцке
символ государственной независимости. Его не раз
разрушали, но величественный собор снова и снова возрождался.

         Крест Ефросиньи Полоцкой
– ценнейшая реликвия Беларуси. По приказу княгини Ефросиньи в 1161 году
полоцкий мастер — ювелир Лазарь Богша изготовил шестиконечный надпрестольный
крест, покрытый золотыми пластинами с эмалевыми изображениями святых,
драгоценными камнями.

         Слуцкие пояса
самые оригинальные тканые изделия, в которые вплетались золотые и
серебряные нити. Их создавали слуцкие ткачихи для знатных и богатых людей.
Каждый пояс был единственным в своём роде. По сей день среди них не обнаружено
«двойников».

         Брестская крепость
– мемориальный комплекс, созданный в память героической защиты и героических
защитников крепости в первые дни Великой Отечественной войны. Тысячи туристов
со всего света приезжают в Брест, чтобы поклониться мужеству и стойкости
солдат, до последнего вздоха сражавшихся с врагом.

         Несвиж – красивейший
город Беларуси. Испокон веков он притягивал талантливых и творческих людей.
Памятники Несвижа восхищают всех, кто их видел: Фарный костёл с великолепными
внутренним убранством, городская ратуша, Слуцкая брама, коллегиум иезуитов,
дворцово-замковый комплекс – бывшая резиденция Радзивилов.

         Национальная библиотека
– главное хранилище знаний с восемью миллионами книг. Это уникальное
архитектурное сооружение, которое построено в начале XXI века. Оно превосходит
подобные проекты в городах Германии, Франции, Польши. Здание библиотеки такое
необычное, что имеет шанс войти в историю архитектуры XXI века. Библиотека
оснащена самыми современными системами доставки книг и документов из
книгохранилища. Чтобы расставить все книги, понадобилось 170 км стеллажей.

         Учитель. Белорусская земля
всегда славилась своими людьми: добрыми, щедрыми, талантливыми. Беларусь богата
на славные имена, которые яркими звездами сияют на протяжении многих  столетий.
Назовите прославленных наших земляков. (Ефросинья Полоцкая, Франциск
Скорина, Лев Сапега, Кирилла Туровский,  Максим Богданович, Янка Купала, Якуб
Колас и т.д.)

         Учитель. Однако Республика
Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы.

         Легенда.

         Родились у матери три сына. Говорит
она первому: «Тебя сынок, буду просить, чтобы ты носил мой венок. Я сплела его
из хлебных колосьев, клевера, льна, которыми богата  наша земля». А потом дает
сыну красную звездочку. «Береги её, — говорит мать, — и смотри, чтобы
никогда-никогда не погасла звездочка, потому что  с нею в сердце боролся наш
народ за свободную жизнь, за солнечное небо».

         «Ты, сынок, — говорит мать
второму, — носи одежду, по которой все будут узнавать нашу богатую и
мужественную землю». И одела сына в красно-зелёно-белую одежду.

         “А ты, сынок, птенец мой
голосистый, будешь петь мою самую любимую, дорогую песню”.

         Задумалась мать: а какие имена
дать своим сыновьям? А потом обратилась снова к своим детям: “Ты, сынок, первый
будешь известен в нашем Государстве под именем Герб; ты, сынок, второй, будешь
называться Флагом, а ты сынок, третий, — Гимном”. Так и живут у матери три
сына:Герб, Флаг, Гимн.

         Учитель. Государственный
флаг, Государственный герб, Государственный Гимн – это государственные символы.
А что такое Государственный флаг?

         6-й ученик. Государственный
флаг —  это символ независимого государства. В очень давние времена  в качестве
флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали
оружие или кусок ткани с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на
шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самым старым
государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.

         7-й ученик. Государственный
флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак
Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, мира. Белый
цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне
расположен красный народный узор – орнамент. (Демонстрируется изображение
Государственного флага Республики Беларусь.)

         8-й ученик.

         Ливнем вымытые нивы,

         Осененные рассветом, —

         Сочетаются счастливо

         Цвет зеленый с красным цветом

         Полыхание восхода,

         Всходы- полосою узкой, —

         Соткала сама природа

         Флаг державы Белорусской.

         Разве довод мой не весок:

         На весенем кругозоре

         И заря, и перелесок,

         И березы белокорье.

         Розовый узор и млечный,

         Красок радостная спевка –

         Как орнамент наш извечный

         Красно-белый возле древка!

         Учитель. Флаг развевается
над всеми государственными учреждениями. Вторым государственным символом является
герб. (Демонстрируется герб Республики Беларусь.)

         9-й ученик. Все
государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются
составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках
страны. Изучением гербов занимается наука геральдика.

         10-й ученик.

         Излучает он
чудесный свет.

         У него – высокая судьба,

         И, пожалуй, в целом мире нет

         Благородней нашего герба.

         Гармонично сочетает герб,

         Воедино сопрягает он

         Солнце и колосья, свет и хлеб,

         Человеком чтимый испокон.

         В ярких, выразительных тонах

         Колоски, цветы родных полей.

         В толстых геральдических томах

         Нет герба красивей и светлей.

         Учитель. Символом любого государства
также является и гимн – торжественная песня.

         11-й ученик. Слово
“гимн” возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь
богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в
торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране.

         Мелодию гимна нашей страны
сочинил Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и
Владимиру Каризне.

         12-й ученик.

         В шесть утра, в
двенадцать ночи

         Он по радио звучит.

         Всех людей родного края

         Сплачивает и роднит.

         Песня в зале зазвучала,

         Люди дружно все встают.

         От велика и до мала

         Эту песню все поют.

         Она очень величаво

         Прославляет край родной.

         Встав со всеми с тёплым чувством

         Гордо эту песню пой!

         Звучит музыка. Учащиеся
встают и поют гимн Республики Беларусь.

         Выполнение интерактивных
заданий на компьютере.

         13-й ученик.

         Гляджу на родныя мясціны,

         Адданая я ім навек,

         Бо даражэй свёй краіны

         Не мае скарбу чалавек.

         Люблю я пераліў заранак

         І сінявочкі –васількі,

         У белых хустачках сялянак

         На сенажаці ў ракі.

         У полі кветак назбіраю

         Упаду ў росную траву.

         У косы сена наўплятаю…

         Ах, як шчасліва я жыву!

         І хоць багацця я не маю,

         Але скажу з усёй душой:

         Другім багатая, я знаю, —

         Сваёй Радзімай дарагой.

         Учитель. Наша
Родина — Республика  Беларусь, и мы являемся её гражданами. Каждый гражданин
должен знать историю своей страны, её язык, изучать природу и
достопримечательности родного края.

         Предлагаю провести викторины и
конкурсы. Будут участвовать две команды: “Беларус” (мальчики) и
“Беларусачка”(девочки).

          Викторина “Знатоки родного
края”

1. Назовите хвойные деревья наших лесов.
(Сосна, ель, можжевельник.)

2. Каких животных называют строителями?
(Бобров.)

3. Назовите хищных животных наших лесов.
(Волк, кабан, лиса.)

4. Какие животные Беларуси на зиму меняют свой
цвет?(Заяц, лиса, белка.)

5. Назовите ядовитый гриб, которым лечится
лось? (Мухомор.)

6. Какие птицы остаются у нас зимовать?
(Воробей, сорока, ворона.)

7. Кто днем отдыхает, а ночью
летает?(Сова.)

8. Какая птица выводит птенцов зимой?
(Клест.)

9. Как называется жёлто –бурая птица,
похожая на маленькую курицу? (Перепел.)

10. Каких жуков называют санитарами,
потому что они закапывают в землю мертвых птиц и мелких
животных?(Жук-могильщик.)

11. Какие звери наших лесов занесены в
Красную книгу Республики Беларусь?(Зубр, бурый медведь,барсук и т. д.)

12. Какие птицы занесены в Красную книгу
Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, черный аист, большая белая цапля,
авдотка, орлан-белохвост и др.)

13. Назовите лекарственные растения наших
лугов. (Тысячелистник, мать-и- мачеха, ромашка, зверобой и др.)

14. Назовите растения, занесенные Красную
книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, венерин башмачок, лунник
оживающий.)

15. Кто является “санитаром” водоемов, так
как кормится мертвыми рыбами?( Рак.)

16. Какая хищная речная рыба имеет большую
пасть с загнутыми назад зубами?(Щука.)

17. Назовите самого злостного вредителя
картофеля. (Колорадский жук.)

         Учитель.   Каждый любит
страну, в которой живёт. Мы гордимся тем, что мы – белорусы. Белорусы —
трудолюбивые люди. Но умеем мы не только работать, но и отдыхать. Предлагаю
отдохнуть и поиграть.

         Гульня «Кароль»

         “Кароль” сядзіць
на лавачцы. Дзеці тайна ад яго дамаўляюцца, што будуць рабіць (напарыклад,
капаць бульбу, рваць яблыкі, вудзіць рыбу, касіць і г.д.). Затым падыходзяць да
“караля”:

         -Добры дзень, дзядуля кароль!

         — Добры дзень, дзеці. Дзе вы
былі?

         — На панскім двары.

         — А што вы там рабілі?

         — Мы не скажам, а пакажам!

         Пасля гэтага дзеці імітуюць тую
работу, пра якую яны дамаўляліся, а “кароль” услых адгадвае. Як толькі адгадае,
даганяе дзяцей. Той, каго “кароль” зловіць, становіцца новым “каралем”, і
гульня працягваецца.

         Учитель. Белорусы
образованные и очень сообразительные люди. Давайте сейчас и докажем это. Как?
Будем отгадывать  белорусские загадки.

         Конкурс “Белорусские загадки”

1. Прыйшла чорна маці. Усіх паклала спаці.
(Ноч.)

2. Спачатку падае, потым устае, пасля
гасцінцы раздае. (Дождж.)

3. Што за астры – люба глянуць.  Толькі
ўночы цвітуць, а ўдзень вянуць?(Зоркі.)

4.       Урадзіўся ён высокі,

         Шаўкавісты, сінявокі.

         Апранае нас здавён…

         Здагадайцеся, хто ён? (Лён.)

5.      Цвіту ўсё лета я.

         Жыву звычайна ў жыце.

         Нашу хлапечае імя.      

         Як зваць мяне, скажыце?
(Васілёк.)

6. За ўсіх птушак ён чарней, чысціць поле
ад чарвей. (Грак.)

         Учитель. Умеют белорусы и
шутить.

         Смяшынкі

Хітры хлопец

         -Мама, дай мне гароху.

         -Добра, вазьмі сабе поўную жменю.

         -Аж поўную жменю! То ты, мама,
дай сама, бо твая жменя большая.

Хто старэйшы

        
Хто
з вас старэйшы – ты ці твой брат? – спыталі ў малога Міколкі.

        
У
мінулым годзе мама казала, што брат на год старэйшы за мяне. Так што сёлета я з
ім зраўняўся, — адказаў Міколка.

У фельчара

        
Вось,
цётка, будзеш даваць гэта лякарства свайму старому па 10 лыжак у дзень.

        
А
божа ж мой! Дзе я вазьму столькі лыжак? У мяне іх толькі 4.

Дзед і ўнук

        
Дзядуля,
а ты быў калісьці маленькім, — пытаецца ўнук.

        
Быў,
унучак, быў…

        
Вось
ты быў смешны тады са сваёй лысінай і барадой.

          Викторина “Моя Родина — 
Республика Беларусь”

1. Как называется наша страна?(Республика
Беларусь.)

2. Кто является Президентом нашей страны?
(А.Г.Лукашенко.)

3. Назовите столицу нашей Родины.
(г.Минск.)

4. Какие государственные символы вы
знаете? (Флаг, герб, гимн.)

5. Какие языки в Республике Беларусь
являются государственными?(Русский, белорусский.)

6. Сколько человек проживает в нашей
стране? (Более 10 миллионов.)

7. Назовите самые большие реки Беларуси.
(Днепр, Неман, Западная Двина.)

8. Назовите самые большие озёра нашей
страны.(Нарочь, Красное, Свитязь.)

9. Как называют жителей Республики
Беларусь? (Белорусы.)

10. Какой вид транспорта есть в нашей
стране только в Минске?(Метро.)

         14-й ученик.

         Я – беларус
маленькі,

         Спяшаюся са школы.

         Як і бацькі сумленны,

         Руплівы і вясёлы.

         Я – беларус маленькі

         З блакітнымі вачыма.

         Хачу і  я, каб лепей

         Жыла мая Радзіма.

         15-й ученик.

         Я
дзяўчынка-беларуска

         З васільковымі вачыма.

         Хоць малая, але знаю:

         Беларусь – мая Радзіма.

         Учитель.
Сегодня
мы говорили о своей Родине – Беларуси, о  её символах и 
достопримечательностях, о белорусском народе, о его качествах и традициях. Вы
знаете и любите свою Родину. Наше государство заботится о детях. Для вас
созданы  хорошие условия для учебы и отдыха. А ваши права и обязанности
записаны в Конституции Республики Беларусь, в главном государственном законе. У
вас счастливое детство. Я надеюсь, что вы с гордостью будете нести своё имя –
белорус.

         Песня
«Усе мы родам
з дзяцінства”.

         Учитель. Пусть счастливой
будет земля под белыми крыльями, наша Родина – Беларусь!



Сценарий «Республика Беларусь»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска»

Сценарий праздника «Вербный базар»

Республика БЕЛАРУСЬ

возрастная категория: 56 класс

автор: педагогорганизатор Забалуева Г.А.

Орск, 2018

Сценарий праздника по теме: «Республика Беларусь»

Пояснительная записка:

Актуальность: Россия многонациональное государство, в последние время в

нашей стране происходит много сложных, противоречивых событий в

общественной жизни, межнациональных конфликтов, которые несут в себе

жестокость, разрозненность между нашим российским народом, дружба

которых сохранялась долгое время. У подрастающего поколения

наблюдается падение интереса и уважения к людям разной национальностей

России.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства.

Поэтому гражданскопатриотическое воспитание сегодня одно из

важнейших направлений воспитательной работы в дополнительном

образовании. Задача педагогов развивать и воспитывать уважительное

отношение к различным национальностям. Педагоги должны понимать, что

за каждым ребенком традиции и уклад семьи, за семьей культура целого

народа. Для решения данной задачи целесообразно вовлечь обучающихся к

участию в мероприятиях по воспитанию нравственной культуры..

Цель :

ознакомить обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта

белорусского народа, воспитание толерантного отношения к представителям

других культур, формирование национального самосознания, включающее

убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности вне

зависимости от национальных и религиозных убеждений и культурных

традиций.

Задачи:

приобщение к духовным ценностям, стимулирование интереса к народным

традициям, обычаям;

повышение уровня патриотического воспитания;

воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию

родного края;

приобщение учащихся к краеведческой деятельности;

.

Оборудование: компьютер, мультимедийная аппаратура, магнитола,

белорусские национальные костюмы, 10 камешек, 2 мешочка, 10 небольших

кружков из бумаги.

Ход мероприятия:

Под песню ВИА Сябры “Вы шумите, березы” выходит группа в белорусских

национальных костюмах.

1чтец: (На экране слайд. Белоруссия)

Мы живем в России. Герб России золотой двуглавый орел. На груди орла

Георгий Победоносец, он побеждает злого дракона. Флаг России

трёхцветный: белый, синий, красный. Наша столица – Москва – огромный

многонациональный город. И в Москве и по всей России живет много

белорусов. Их родина – республика Беларусь – наш ближайший сосед.

Русский и белорусский народы всегда жили вместе, поэтому наши

обычаи, языки, национальные костюмы и песни очень похожи..

2 чтец: (Звучит белорусская музыка На экране виды природы Белоруссии.)

Радзіма наша – Беларусь,

І колькі ні шукай,

Не знойдзеш ты на ўсей зямлі

Мілей, чым гэты край

3 ЧТЕЦ:

История белорусского народа и его быт тесно переплетался с

традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение

уважение к культурным и религиозным истокам. Обряды и традиции,

которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ,

который здесь живет.Здесь, сохранились древние языческие ритуалы.

Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки в каждом из этих праздников, как и

в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований.

Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в

результате получилась неповторимая и колоритная белорусская культура.

4 чтец: Национальный костюм ( на экране белорусские национальные

костюмы)

Традиционный народный костюм один из главных элементов этнической

культуры белорусов.

Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и

вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В

нем преобладал белый цвет естественный цвет льна, из которого

изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым

распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи

использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев,

болотной руды).

5 чтец: Мужской костюм. (на экране белорусский мужской национальный

костюм)

До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской

одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм

дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также

обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма,

несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который

использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси

сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов.

Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через

плечо или подвешивали к поясу.

5 чтец: Женский костюм. (на экране белорусский женский костюм)

Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась

в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки,

фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли

костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой

оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы,

которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это

разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка одна из

самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки,

коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и

совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная

полотняная сорочка с красночерным узором по верхней части рукавов,

воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические

мотивы ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой

набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются

в разнообразные узоры.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами

того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в

полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную

окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли

явный цветовой контраст сдержанному белокрасному колориту рубах и

фартуков.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные

уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а

также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не

закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать

волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей

урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной

воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность.

Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и

одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной

убор женщины это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого

положения. Снять головной убор значило едва не нарушить брак.

6 чтец: Белорусская кухня

Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое

влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и

национальная кухня. Белорусская кухня, с одной стороны, продолжала

сохранять близость к кухням окружающих белорусов славянских народов

русских, украинцев, поляков, а с другой стороны, испытала известное

влияние кухонь своих неславянских соседей литовцев и

латышей. Часто используются в белорусской кухне различные виды

«черной муки» овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем

для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий

овсяная.

Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох,

бобы, морковь и, конечно, картофель последнему принадлежит особое

место.

Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она

знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из

которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в

меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть

национального стола.

Природногеографические условия Белоруссии способствовали широкому

использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть,

щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.

Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне

нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка,

масло) используются как обязательные добавки «забелки», «закрась» и

«вологи» во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи

или грибы.

Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд

особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую

кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно

зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с

картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы

предпочитают гуся, также в запеченном виде.

7 чтец: Белорусская бульба (на экране картинки блюд из картофеля)

Главный ингредиент белорусской кухни это картошка.

Да что говорить! Белорусы только из картошки умеют готовить 300

различных блюд. А с салом раза в два больше!

Блюда из картошки:

1. Отварная

2. Обжаренная

3. Тушеная

4. Запеченная

5. Картопляники

6. Гульбишники

7. Бабки

8. Пызы

9. Картофельные колбаски

10. Солоники

11. Картофель в мундирах

12. Копытки

13. Клёцки

14. Цыбрики

15. Бульбяная яичница

16. И конечно. белорусские драники

Белорусская нация начала формироваться именно тогда, когда на территорию

ее компактного проживания попал картофель. Он сплотил вокруг своих

клубней различные славянские, балтийские племена.

Встреча белорусов и картошки состоялась благодаря Петру I, который вез ее

контрабандой через Брест в Москву под видом голландского продавца .

Доблестные литовские таможенники усомнились в правильности заполнения

им таможенной декларации и реквизировали весь груз.

Таможенники сдали таинственный груз «куда положено», на склад хранения

конфиската в Новогрудок, и там, следующей весной, пораженные красотой

всходов прорастающих клубней, местные власти осознали, что в руки им

попало настоящее чудо.

Белорусское название картофеля – бульба.

К бульбе белорусы всегда относились очень трепетно и бережно из нее,

кроме еды для людей, делали корм для животных, из ее стеблей плели нити

для одежды и вили веревки, картофельные цветы украшали в обязательном

порядке головной убор невесты.

Правда, не все так просто складывалось с первых лет знакомства белорусов с

картошкой. Поначалу были и обиды и непонимание… Случались даже

картофельные бунты, когда голодные крестьяне отказывались есть картошку.

8 чтец:

В Белоруссии существует великое множество народных игр. По некоторым

источникам их насчитывается около 400. Мы приглашаю вас попробовать

сыграть в одну из этих народных игр.

Проводится со зрителями национальная белорусская игра. «Посадка

бульбы».

8 чтец:

Культура белоруской страны представляет собой, пожалуй, наиболее

хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних

языческих обычаев и

традиций.

В Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с

Масленицы и Купалы, «Громницы» и «Гуканне весны» (перелом года от зимы

к лету), «Сороки» и «Деды», «Коляд» и «Дожинок» (праздник окончания

жатвы), «талаки» и «сябрына» (обычай общинной взаимопомощи

8 чтец: Гуканне вясны

В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый

праздник, посвященный весне — «Гуканне вясны». Перевести название

можно, как зазывание весны на землю.

Звонкие, радостные песни разносились повсюду, девушки собирались

на самом высоком месте в деревне и, сев на расстеленную солому, пели

весенние песни

Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих

песнях они не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение

природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку.

Женщины посвоему встречали весну выпекали из теста фигурки птиц,

считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету, девушки

брали этих птиц и, исполняя «вяснянкi», подкидывали их вверх: «Жаўраначкі

прыляціце, вясну прынясіце».

Парни раскладывали костер, на котором жгли ненужное старье, к

девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали

вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов,

символизируют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость,

есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни

делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться

как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала

примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лен и другие

растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя

бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.

Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая

хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам.

В некоторых селах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали

«вясноўку» красивую девушку. На голову ей надевали венок, сажали на

борону и с песнями возиливокруг костра.

Дети тоже радовались приходу весны, собравшись группой, они бегали

по деревне, не пропуская ни одного дома, пели веснянки с пожеланием

здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу,

тыквочки, сушеную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме,

устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории.

9 чтец:

Белоруссия вот оно, счастье:

Гладь озёр, да небес высота.

В жаркий солнечный день и в ненастье

Мне по сердцу твоя красота!

Встанет солнышко утренней ранью,

Освещая возлюбленный край,

Так отрадно подальше, за гранью

Окунуться опять в этот рай

Приложение

Песня «Шумите берёзы».

Музыка Э.Ханка

Слова А.Прокофьева

Вы шумите, шумите надо мною, берёзы,

Колыхайтесь, ведите свой мотив вековой.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

На душистом покосе, на траве молодой.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

Головой на пригорок, на высокий курган.

А усталые руки я свободно раскину,

А ногами в долину, пусть накроет туман.

Вы шумите, шумите надо мною, берёзы.

Тихой лаской милуйте землю радость мою.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

Утомившись немного, я минутку посплю.

Вы шумите, шумите надо мною, берёзы,

Колыхайтесь, ведите свой мотив вековой.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

На душистом покосе, на траве молодой.

Национальная белорусская игра «Посадка бульбы».

Посадка картошки (Пасадка бульбы)

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,капитан,

он держит в руках мешочек с пятью картофелинами( камешками). На

расстоянии двадцати тридцати шагов от каждой колонны лежат пять

кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по

одной в каждый кружок, затем возвращаются передают мешочек

следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т.

д.

Список рекомендованной литературы:

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.:

О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл.

ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. М.:

Большая Российская энциклопедия, 1998, 928 с.: ил. ISBN 5-85270-155-

6

Агеева Р. А. Белорусы // Какого мы родуплемени? : народы России: имена и

судьбы : словарьсправочник. – М., 2000. – С. 6872.

Белорусы // Народы России : энциклопедия. – М., 1994. – С. 110112.

К. М. ЛЯШКЕВІЧ, настаўніца Астрамечаўскай сярэдняй школы Брэсцкага раёна.

Беларусь мая сінявокая

Сцэнарый ранішніка

(На сцэне дзяўчынка і хлопчык у нацыянальных касцюмах.)

Хлопчык.
Мяжуе з Польшчай, Украінай,
Расіяй, Латвіяй, Літвой
Твой родны край, твая Айчына,
Жыццё тваё і гонар твой.
I ты яе запомні імя,
Як неба, сонца і зару.
Твая зямля, твая Радзіма
Названа светла — Беларусь.
(Ю. Свірка.)

Дзяўчынка.
Я — дзяўчынка-беларуска
3 васільковымі вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь — мая Радзіма.
Васількі ў світальным жыце.
Вербы ніцыя над Сожам.
Беларусь: Бярэсце, Свіцязь,
Налібокі і Каложа.
(П. Панчанка.)

Вядучы. Мы нездарма назвалі ранішнік «Беларусь мая сінявокая». На нашай зямлі багата рэк, азёр, а ў жыце ўлетку цвітуць блакітныя васількі. Беларусь — наша Радзіма. А — з чаго пачынаецца Радзіма? 3 песні маці,-з роднага слова. Паслухаем вершы пра Беларусь.

Хлопчык.
Ёсць на свеце нямала прыгожых узлессяў,
Ёсць на свеце нямала чароўных дарог,
Толькі самыя лепшыя словы і песні
Для цябе я навекі збярог.
Як гаючы бальзам, п’ю твой вецер ласкавы
I шапчу табе словы адданай любві.
I не трэба ў жыцці мне пашаны і славы,
Толькі сынам сваім назаві.
(Г. Бураўкін.)

Дзяўчынка.
Ад ветру гнуцца вербалозы,
Бяжыць дарога напрасткі.
Мой край — бялюткія бярозы
Абапал сіняе ракі.
Высока ў небе вырай кружыць:
Ляціць за сіні небакрай.
Не забывай ніколі, дружа,
Сваю зямлю, свой родны край.
Мой край —лугі і пералескі,
Крыніцы звон і шум лясны,
Мой край — блакітныя пралескі
На сцежках ранняе вясны.
(Вера Вярба.)

Вядучы. Мы, беларусы, ганарымся сваімі славутымі продкамі: Ефрасінняй Полацкай, Кірылам Тураўскім, Францыскам Скарынай. Нашы выдатныя пісьменнікі Янка Купала, Якуб Колас, Максім Багдановіч, Элаіза Пашкевіч, Канстанцыя Буйло марылі аб незалежнай Беларусі з уласнай мовай і культурай і сваёй творчасцю, сваімі справамі набліжалі гэты час. Яны любілі наш край і гэтую любоў адлюстроўвалі ў вершах.

Дзяўчынка.
Люблю наш край, старонку гэту,
Дзе я радзілася, расла,
Дзе першы раз пазнала шчасце,
Слязу нядолі праліла.
Люблю народ наш беларускі,
Іх хаты ў зелені садоў,
Залочаныя збожжам нівы,
Шум нашых гаяў і лясоў…
I песню родную люблю я,
Што дзеўкі ў полі запяюць,
А тоны голасна над нівай
Пераліваюцца, плывуць.
Усё ў краю тым сэрцу міла,
Бо я люблю край родны мой,
Дзе з шчасцем першым я спазналась
I з гора першаю слязой.
(К. Буйло.)

Вядучы.
Багатая беларуская мова прыказкамі, прымаўкамі. Памерлі ўжо людзі, якія сказалі мудрыя словы, а прыказкі працягваюць жыць.
Дзяўчынка і хлопчык (па чарзе).
Дарагая тая хатка, дзе радзіла мяне матка.
Родная зямелька, як зморанаму пасцелька.
На Радзіме і паміраць лягчэй.
У родным лесе і куст родны.
У сваім краі, як у раі.

Вядучы. А зараз правядзём гульню-конкурс «Хто хутчэй?». Будзем чытаць скорагаворкі.

  1. Ехаў Пракоп з Пракопіхаю і малым Пракапяняткам.
  2. На рэчцы Лука спаймаў рака ў рукаў.

Вядучы. Сёння мы падрыхтавалі і хвілінку-весялінку.

(Дзеці па чарзе расказваюць кароткія смешныя гісторыі.)

Маленькі хлопчык прынёс дадому чарапаху.

— Навошта яна табе? — пытаецца маці.
— Хачу праверыць, ці праўда, што яна жыве 200 гадоў.

*  * *

— Марынка,  ты  вельмі  непаслухмяная дзяўчынка. Адны непрыемнасці праз цябе. Я ўся пасівела.
— Мамачка, калісьці і ты,- напэўна, не слухалася. Паглядзі, колькі сівых валасоў у бабулі.

*  * *

— Дзядуля, а ты быў маленькі?
— А як жа, унучак. I ў першы клас хадзіў, як і ты.

Відаць, смешны быў ты ў школе са сваёю барадою?

* * *

— Ты не бойся,  — супакойвае маці сына перад кабінетам зубнога ўрача.
— Нічога тут табе не зробяць.

Тады чаго мы сюды прыйшлі?

Вядучы. Ці любіце вы загадкі? А як вы думаеце, для чаго загадваюць загадкі? Правільна, яны вучаць думаць, развіваюць кемлівасць, фантазію.
Дык давайце падумаем разам.

  1. Жывы — чорны, памрэ — чырвоны. (Рак.)
  2. Зубастыя, а не кусаюцца. (Граблі.)
  3. Высока стаіць, навокал глядзіць, у белай кашулі і люльку курыць. (Комін.)
  4. Каля носа ўецца, а ў рукі не даецца. (Дым.)

А цяпер вы самі загадайце загадкі, і мы ўсе будзем іх адгадваць.

(Дзеці прапануюць загадкі.)

Вядучы. Паслухайце адну гісторыю.
Ці то полем, ці то лесам ішлі тры падарожнікі. Ішлі яны тры дні і тры ночы ды яшчэ паўдня. Прытаміліся. Прыселі. Раптам чуюць — спявае нехта. Прыслухаўся першы:
— Відаць, жаўранак. Нё, — кажа другі, — гэта лес шуміць. А трэці прыпаў вухам да зямлі і прашаптаў:- Ды гэта ж зямля наша спявае.

Вось якая яна, наша зямля беларуская. Таму ў нас і песні, і танцы такія прыгожыя.

(Дзеці выконваюць падрыхтаваны па выбару настаўніка танец і ўсе разам спяваюць беларускую народную песню.)


Яшчэ на гэту тэму:

Беларусам я завуся, родным краем ганаруся     3 любоўю да Беларусі     

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про робота
  • Сценарий про репрессии
  • Сценарий про разные национальности
  • Сценарий про пушкина
  • Сценарий про путешествие во времени