Сценарий про рукоделие

Это мероприятие проводилось в рамках районного семинара завучей по УВР. Мероприятие - это очередная встреча с рукодельницами района, которые делятся своим мастерством с обучающимися кружка "Сувенир" и

Сценарий мероприятия «Гостиная рукоделия»

(Выходят ведущие в русских народных костюмах с хлебом на рушнике)

1вед. Обычай есть народный-

          Лучше не сыскать:

          Хлебом – солью у порога

          Дорогих людей встречать.

(кланяются)

2 вед. Добро пожаловать, гости дорогие!

В нашу светлицу нарядно убранную

Мы рады пригласить вас сегодня в мир прекрасного и удивительного, в мир рукоделия.

3 вед. Еще в далекой древности у людей возникло умение видеть бесценную красоту маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость.

4 вед. Наши предки научились:

Всматриваться в привычное – и видеть неожиданное;

5 вед.

всматриваться в простое – и видеть сложное;

6 вед.

всматриваться в некрасивое – и увидеть красивое;

1 вед.

всматриваться в малое и увидеть великое.

2 вед. Позже людям захотелось увиденное сохранить  в рукоделии, запечатлеть в рисунка.  Так появилось декоративно – прикладное искусство, то есть искусство украшать.

3 вед История рукоделия богата обычаями ,обрядами и традициями. Например, существовала такая традиция . С 5 летнего возраста девочку обучали рукоделию и к 15 годам она должна была своими руками приготовить приданое.

4 вед. К сожаленью, такая традиция ушла в прошлое, но искусство рукоделия  и умение мастерить передается,  из поколения в поколение, и по сей день.

5 вед. Казалось, что наш современный мир, на какое-то время поглотил древнее искусство рукоделия. Но к счастью оно не только не забыто, но еще и активно возрождается. В доказательство тому наша с вами встреча.

(стих, читает ученица)

2 вед. РУКОДЕЛЬНИЦЫ

Простой крючок из стали

И нитки – раз и два! –

Нужны, чтоб возникали

Ажуры-кружева.

Подвластны все узоры

Крючку или игле:

Так делали уборы

И раньше на земле.

Приданое невеста

И шила, и плела,

Работали с ней вместе

Крючочек да игла.

Ну а потом с терпением

Учила дочек мать

Хранить своё умение,

Чтоб дальше передать.

Так ниточкой волшебной

Связала, как могла,

Все наши поколения

Обычная игла.

Те связи не прервутся

И с ниткой той сейчас

И в мой узор вплетутся,

Чтоб радовать Вам глаз.

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались на очередную встречу рукодельниц нашего района. На которой,  мастерицы,  делятся своими знаниями и умениями с обучающимися нашей школы.

Первая встреча состоялась в 1999 году. Нашу школу посещали разные люди и по должности и по возрасту, но одно их объединяет – любовь к рукоделию. Выпускницы нашей школы начали вести альбом «Мастерицы моей малой родины», в котором вы можете узнать о талантливых людях нашего поселка.

И сейчас, позвольте вам представить нашу глубокоуважаемую гостью, которая более 40 лет отдала преподаванию физкультуры в нашей школе, замечательную хозяйку, участницу хорового коллектива «Жизнелюб», и, конечно, мастерицу-рукодельницу с неиссякаемой энергией и оптимизмом Алексееву М.П. (Аплодисменты)

Представить трудно, что ,Вам, совсем недавно исполнилось 65 лет. Разрешите, Вас, поздравить от себя и юных рукодельниц кружка «Сувенир», пожелать здоровья, душевного тепла и творческого вдохновения.

(вручение цветов и подарка)

Прежде чем мы познакомимся с вашим творчеством, позвольте, мы расскажем о работе нашего кружка.

(выходят ведущие 1,2,3)

1 вед. Кружок «Сувенир», под руководством Мамаевой Е.А. существует более 10 лет. За это время было создано много работ в разных техниках, которые принимали участие в районных, областных, всероссийских и даже международных выставках.

3 вед. Например, работа из пряжи «Домик в деревне», которую выполнила Андрюшина Мария, стала лауреатом международного конкурса в Польше «Мир детства не знает границ».

2 вед.Моей работы, о которой идет речь, здесь нет, но я могу вас познакомить с другими моими работами и работами ребят занимающихся в кружке . В кружке «Сувенир» я занимаюсь уже 4 года, работаю в технике «Флористика», изделия из кожи, папье-маше, цветы из капрона, изделия из природного материала, роспись по дереву.

(рассказ сопровождается показом работ)

3 вед. А здесь представлены работы в технике «батик», бумагапластика, вышивка бисером и в моей любимой технике «вышивка лентами»

(рассказ сопровождается показом работ)

Ленты, ножницы, иголка

За работой я опять

Я в своей родной стихии

Начинаю вышивать

Под иголкой проступают,

То деревья, то цветы

Сердце сладко замирает

В предвкушенье красоты

И какое ж это счастье

Подарить её родным

Что бы в доме была радость

От моей такой любви!

Если вас заинтересовала эта техника, мы с Машей готовы сегодня  показать простейшие приемы.

Учитель: Как вы видите, мы стараемся возрождать и  развивать ДПИ.

(стих читает 5 вед.)

Могут руки сделать чудо любое:

И по белому полю можно выткать цветы

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало чуть больше на земле красоты

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немного фантазии и волшебства,

Сотворю я такое, что вам и не присниться

Только чтобы на свете жила красота.

Учитель: Настало время предоставить слово нашей гостье Алексеевой М.П.. Она нам расскажет о себе и о своем увлечении, еще одном виде рукоделия «ковроткачество»

(беседа с гостьей)

(стих читает 6 вед.)

Фантазии полёт и рук творенье

С восторгом я держу в своих руках…

Не знает, к счастью, красота старенья,

Любовь к прекрасному живёт в веках.

Умелец может сделать из железки,

Из камня, дерева – шедевры красоты.

Из разноцветья бисера и лески,

Как в сказке, чудеса творишь и ты.

Я прикасаюсь к броши осторожно,

Она чарует и ласкает взор.

Представить трудно, как это возможно

Создать невиданной красы узор.

Как результат терпенья и уменья –

Изящество, и цвета чистота,

И совершенство формы… Нет сомненья,

Наш мир спасут талант и красота!

Учитель: К, сожаленью, сегодня не смогла прийти на встречу еще одна мастерица в технике «бисероплетение» Трифонова Н.В., но здесь присутствует её дочь, ученица 10 класса, нашей школы, Лавренова Ирина, которая превзошла свою маму, так как не только плетет, но и вышивает картины бисером. Ирина, расскажи нам о вашем, с мамой, увлечении.

(беседа с гостьей)

Учитель: А сейчас предлагаю вам посетить наши «мастер-классы»:

-Ковроткачество — Алексеева М.П.

— Бисероплетение – Лавренова И.

— Цветы из лент – Андрюшина М., Стышнова В.

(работа по группам)

2 вед. Душа и руки создают шедевры,

Да просто украшают нашу жизнь.

1 вед. За чудо творчества, истраченные нервы

Рукам искусным низко поклонись.

Учитель: Спасибо за прекрасную встречу, за «мастер-класс». Примите в подарок песню от участницы кружка «Сувенир» Прохоровой Е.

«МАСТЕР-КЛАСС»

ПРОВОДИТ УЧЕНИЦА 10 КЛАССА

«МАСТЕР-КЛАСС»

ПРОВОДЯТ ОБУЧАЮЩИЕСЯ

В КРУЖКЕ «СУВЕНИР»

МБУДО ЦДОД п.Авсюнино г.о Ликино-Дулево

Сценарий воспитательного мероприятия «День рукоделия» для детей младшего школьного возраста

Автор: Курицина Елена Константиновна, педагог дополнительного образования детей,

руководитель объединения «Декоративная мастерская»

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с историей, обычаями и традициями народного праздника, с народным фольклором, относящимся к этой теме; формировать умение и навыки при изготовлении куклы-оберега из ткани.

Развивающая: развивать творческое воображение, фантазию, вкус, творческую активность учащихся, умения понимать и ценить прекрасное; использование в практике знаний, обрядов, фольклора.

Воспитательная: воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний об обрядах народного праздника «День рукоделия»

Оборудование: украшение зала в русском стиле; прялка, печка, рушники, икона святой Параскевы- Пятницы; мультимедийный проектор, колонки, компьютер, дидактический материал для игры «Собери пословицу», листы заданий для учащихся.

Ход занятия.

Учитель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы. Садитесь рядком да поговорим ладком. Дорогие ребята! Скажите, а вы все умеете разгадывать кроссворды. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и по ключевому слову догадаться о теме нашего занятия.

КРОССВОРД-РУКОДЕЛИЕ

Рукоделие – это ручной труд, творчество. Это искусство изготовления вещей из пряжи, ниток, ткани, бумаги, картона, бисера и прочих материалов. Это шитьё, вязанье, вышивание и подобные виды ручного труда; искусство изготовления вещей руками.

А мы приглашаем вас на праздник «День рукоделия».

На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Музыка «Светит месяц»( Все встают в хоровод)

Ведущая

 Рада я, что собрались у меня в избе на посиделки: пряжу попрясть, песни попеть, в игры поиграть, на других посмотреть да себя показать.

В старые давние времена детей к труду приучали с малолетства. Девочек с 5 лет сажали за прялку пряжу прясть, учили вышивать платочки, ладно щи варить. А мальчиков обучали разным ремеслам – плотницким да кузнечным. Послушайте, как об этом поется в песне.

Звучит песня «Было у матушки двенадцать дочерей».

Ведущая: (демонстрация презентации)

С давних времён в России отмечают день рукоделия. Еще его называют День Святой Параскевы-Пятницы, покровительницы брака, женских занятий, которая ведает делами торговлирукоделием, ремёслами, является хранительницей женских секретов. 

На Руси был распространён обычай изготавливать куклу — оберег «Параскева – Пятница». Делали 10 ноября (28 октября) на праздник Параскевы Пятницы, после окончания полевых (дачных) работ, перед началом любых творческих работ (вышивки, вязания, ткачества, рукоделия)

С давних времен  на нашей земле сеяли лен. Русские женщины в долгие темные вечера при свете лучины пряли и ткали холсты, вязали и вышивали. После сбора урожая, прежде чем заняться рукоделием, отмечали в деревнях праздник «Обряжение Параскевы», украшали костюм Параскевы. Давайте и мы это сделаем.

(Девочки по очереди подходят к Параскеве и дарят ей подарки)

Девочка 1

Иголка, иголка,
Ты тонка и колка
Не коли мне пальчик,
Сшей сарафанчик.

Девочка 2

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
На тебя я глядела,
На камушке сидела,
Иголочки острила,
Рубашечки шила,
Наметочки белила.

Девочка 3

А теперь загадка:

Надену – ободом сведет,
Сниму – он лентой упадет.
Тепла не дает,
Но без него холодно.
Что это такое? (Пояс)

Пояс в руки я возьму,
Сарафан им подвяжу,
Всех злых духов прогоню.

Девочка 4

Шалью голубою
Плечи я накрою,
Чтобы любовались
Люди все тобою.

Садитесь за рукоделие, принимайтесь оберег изготавливать, да попросите Святую Параскеву – Пятницу вам помочь, ведь она ваша покровительница.

Музыка «Во кузнице» (Изготовление куклы — оберега из ткани.)

Ведущая:

Красны девицы да добры молодцы!
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.

Расступись, народ честной,
Не пыли, дорожка!
На деревню мы пойдем
Поиграть немножко!

Проводиться игра «Ручеек»

Ведущая:

Кто сказал: – частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе!

Частушки( поют дети)

Начинаем петь частушки,                                Мои щечки что листочки,
Просим не смеяться;                                         Глазки как смородинки.  
Тут народу очень много,                                  Давай, милый, погуляем,
Можем растеряться!                                         Пока мы молоденьки.

Я не с вашего селенья                                      Ваня – парень ничего,
И не с вашего села.                                          Только он кусается.
Не по-вашему танцую,                                     Все собаки от него
Посмотрите на меня.                                        Наутек бросаются

Мы с товарищем плясали                               Ох, кончаем мы плясать,
Сапоги резиновы.                                            Дома нечего кусать.
На нас публика смотрела                                Сухари да корки,
Все-то рты разинули.                                      На ногах опорки.

Ведущая

Собирайся, народ!
Шире, шире хоровод!
Будем с вами мы играть,
Поговорки собирать!

Музыка «Калинка» Проводится игра «Собери пословицу о рукоделии»

  1. Наши руки не для скуки

  2. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. 

  3. Не учись безделью, а учись рукоделью.

  4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

  5. Есть терпенье, будет и уменье.

  6. С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

  7. Без топора не плотник, без иглы не портной.

  8. Какова пряха, такова на ней и рубаха.

А сейчас переходим к конкурсной программе

1.Конкурс «Похвали рукодельницу»

Команды по очереди называют слова — комплименты, характеризующие настоящую рукодельницу: усидчивая, работящая, трудолюбивая, внимательная, терпеливая, умная, творческая, прилежная.

2.Конкурс «Завяжи платок» для пар.

Девочки по команде завязывают друг другу платки платки. Кто быстрее и лучше завяжет, тот и победит.

3.Конкурс «Косичка из лент»

Кто быстрее заплетет косичку из 3-х лент.

4.Конкурс «Бабушкин клубок»

Все встают в круг, берутся за руки и пытаются запутаться как клубок. Ведущий в это время выходит из кабинета. Когда «клубочек запутался», зовём ведущего и тот пытается распутать «клубочек».

Итог

— Не губи ты жизнь бездельем –

Занимайся рукодельем!

Шей, вяжи – не унывай,

Или гладью вышивай.

Вот иголки, нитки, пяльца

Для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки кайма –

Закружилась голова!

То, что любим, вышиваем,

Все прилежно оформляем.

Результат – на радость нам,

Нашим близким и друзьям.

А закончена работа,

Тут уж новая забота

Вновь сюжеты выбирать.

От других не отставать!

Ведущая

Вот и повеселились мы на посиделках.

Всем людям добрым
Желаем добра,
Золота и серебра.
Пышных пирогов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!

Ведущая. А вот вам печенье, примите от нас угощенье!

Цель и задачи:

·  Поддержать активный образ жизни людей с ограничениями жизнедеятельности;

·  Объединение людей для возможности самореализации и самовыражения;

·  Раскрыть творческие способности людей социально незащищенной категории.

Оформление: Книжно-иллюстративная выставка-подиум «Грани мастерства», электронная презентация «Женских рук прекрасное творенье».

Вед. 1.
Однажды Бога попросил мужчина

Создать ему объект его любви

Бог отозвался, выяснив причины

И создал женщину из плоти и крови.

Вед. 2.
Немного света лунного прибавил

И солнечным сияньем осветил

Во нрав он кротость голубя добавил

А стройность серны в стане воплотил

Вед. 1.
Создатель так увлекся над твореньем

Что наделил ту женщину слезой

Вселил в нее он молнии мгновенье

И легкость пуха он смешал с грозой.

Вед. 2.
Наполнил голос соловьиным пеньем

Болтливостью сороки наделил

А в результате страстное творенье

Всевышний для мужчины сотворил

Вед. 1.
Бог жизнь вдохнул в прекрасное созданье

Просящему отдал его заказ

«Бери и мучайся», – сказал он на прощанье

«Люби и береги как божий глас»

Вед. 2. С тех пор мужчина – пленник и хранитель

Прекрасной смеси, отданной ему

Он муж, наставник, критик и ценитель

А все вопросы – к Богу самому…

Вед. 1. Каждый из нас имеет право на выбор – жить ради себя или ради кого-то другого. И от этого выбора зависит гораздо большее, чем вся жизнь. От этого зависит то, сильными ли будут твои крылья… Для женщины большое значение имеет то, чем она увлечена – это и есть ее крылья!

Вед. 2.  Современная женщина – мотор, двигатель, зарядное устройство для батареек всей семьи… Только так часто бывает – батарейки садятся… Где взять источник, который поможет нам зарядить наши батарейки? И здесь на помощь приходят наши любимые увлечения или хобби. Именно это занятие дает женщине энергию и заряд бодрости, а также вдохновение и полет фантазии.

Вед. 1.
Как хочется иногда отвлечься от работы и домашнего хозяйства, и заняться чем-нибудь интересным, получить новые впечатления или сотворить что-то своими руками. Женщины посвящают любимому занятию все свое свободное время, а у некоторых хобби превращается и в основную сферу деятельности. В мире таких вот увлечений может быть больше тысячи, ведь у каждой из женщин свои пристрастия. Можно даже сказать, что хобби — это отражение Вашего характера.

Вед. 2.
Две женщины живут во мне…

Одна ранимая и нежность излучает,

Другая жесткая, гордыню привечает.

А лучше кто? Никто не знает.

Живут они не дружно, одиноко,

И ссорятся порой жестоко…

Одна кричит: Не надо нюни распускать,

Вторая ежится от грубости опять…

Вед. 1.
Та, что пожестче – хлещет без раздумий,

– Будь осторожней и не открывай ты Душу,

Мир так жесток, в нем много масок, мумий,

– Смотри, я сильная, любую стену рушу.

А та другая, тихо плачет, за меня боится,

Ей хочется от всех уйти, укрыться…

Во сне, она летать умеет высоко,

Ей с ханжеством ужиться ох как не легко.

Так и живу, себя на части разрываю,

А дальше? Господи, ну подскажи, не знаю…

Ведь слабую не пожалеют, а разрушат,

А сильная? Не знаю, мысли – душат!!!

Вед. 2.
Несмотря на то, что у большинства женщин в наше время работа и домашние дела отнимают много времени и сил, у них всегда есть место для парочки самых любимых и интересных занятий.

Вед. 1.
И тогда в вашу душу приходят мир и гармония, успокоятся нервы, а мысли полетят далеко-далеко: к чему-то светлому и возвышенному, чистому и искреннему, вспомнится молодость и юность,

Вед. 2.
Вспомнятся родные места детства и образы близких людей, вспомнятся счастливые моменты вашей жизни…; вспомнится первое чувство любви, запах весны и счастья…

Вед. 1.
Быстро вяжется узор

Ловкой кружевницей.

Нитка тянется легко,

В кружева ложится.

Просто глаз не оторвать

От такого дива.

Будто жизнь свою плетет

Ладно и красиво.

Ну, а я своей судьбы

Толком не связала.

Хоть старалась как могла,

Да вязать устала.

Вед. 2.
Вот бы взять и распустить,

Да смотать в клубочки,

И по новому связать

Все свои годочки.

Где бы мимо бы пройти,

Где остановиться,

Все несчастья обойти,

Счастьем поделиться.

Только Богом не дано

Нам такой свободы –

Ни смотать, ни размотать

Прожитые годы.

Вед. 1.
В старые времена женщины очень сильно увлекались рукоделием. Крестьянки таким образом делали для дома предметы обихода, одежды, красивые картинки. Аристократия предпочитала вышивку крестиком, это считалось очень благородным занятием и обязательным навыком для каждой молодой девушки.

Вед. 2.
Вышивка скрашивала досуг, а сделанные собственными руками изделия всегда являлись предметом их гордости. Каждая старалась сделать все как можно лучше, чтобы потом показать подругам или подарить своему жениху.

Вед. 1.
Оказывается, заниматься рукоделием очень полезно для здоровья. Оно успокаивает человека, все негативные мысли куда-то исчезают, когда женщина вяжет или вышивает. Это занятие умиротворяет человека. Вязание, например, даже называют спицетерапией.

Я восхищаюсь женским рукодельем,

Сидят они и вяжут, и плетут,

Когда мужья их, маясь от безделья,

У ящика с экраном пиво пьют.

Я ни смогла бы днём и ночью,

Сидеть и собирать одна к одной,

Те бусинки, каких не видят очи,

Иголкой в дырочку попасть,- ни Боже мой.

Зато подругой своею любоваться,

Могу я целый день и вечер весь,

Когда от бусинок не может оторваться,

И на лице написано,  все как есть!

Вед. 2.
И счастье, если что-то получилось,

И слёзы, если вдруг не удалось,

И радость, что в журнале разместили,

Восторг от добрых и хвалебных слов!!!

Родные женщины, пусть всё у вас срастётся,

Пусть близкие вас любят, а дети пусть растут,

В руках всё бисерится и плетётся,

В душе покой и счастье пусть живут!!!

Вед. 1. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. Создавая что-то своими руками, женщина словно передает изделию частицу себя, своей души. И получает от процесса рождения своего детища огромное удовольствие.

Вед. 2.
Кто сказал что место женщины на кухне?!. Хотя если кулинария – это ваше излюбленное времяпровождение, мы ничего не имеем против! Увлечение кулинарным искусством для женщины стоит на равном с увлечением рукоделием.

Вед. 1.
Даже в наше стремительно летящее время, когда женщины заняты множеством очень важных дел, немало встречается хозяек, которые любят готовить и, как когда-то наши мамы, собирали рецепты, обменивались ими с подругами, и время, проведённое у плиты, считают не трудовой вахтой, а, например, любимым занятием!

Вед. 2.
Что ж сготовить мне сегодня?

Сил ведь нет уже ни сколько.

На работе целый день,

И готовить как-то лень.

Но на кухню перебравшись,

И по шкафчикам промчавшись.

Отыскала я в одном

Пачку классных макарон.

С морозилки, вынув мясо,

Я нашла ещё припасов:

В виде лука, помидор,

Вот ещё б сюда ликёр.

Вед. 1.
Но ликёр я не нашла,

Опечалилась слегка.

Но не долго горевала,

И готовить молча стала.

Макароны отварила,

Мясо тонко порубила.

Помидоры, лук – нарезав,

Побежала за майонезом.

И обмазав маслом форму,

Подошла включить духовку.

Только тут нашло прозренье –

Что забыла я про зелье.

Быстро сделала без соли,

Соус белый, на бульоне.

Зелень бросила туда,

Соль в конце добавила.

Уложила макарошки,

Сверху три столовых ложки

Майонеза положила,

Помидорами покрыла.

Вперемешку лук и мясо,

Третий слой создали сразу.

Вед. 2.
Залила всё это зельем,

И закончила с везеньем.

В разогретую духовку,

Наконец поставив форму.

Я вздохнула с облегченьем.

– Пол часа пройдут с бездельем.

Вот прошло уж пол часа,

Форму вытащила я.

Ужин мой уже готов,

И семья мой слышит зов.

Вед. 1.
Домоводство – старо как мир. Во все времена женщины стремились создать уют, максимальные удобства, украсить свой быт. А сколько радости доставляет вашим близким новое изделие или блюдо, сотворенное с любовью!

Вед. 2.
И если вам все удалось! Вы почувствуете себя героиней дня. Пусть же наши пожелания и слова восхищения будут для вас источником вдохновения, придадут вам уверенность, помогут что-то изменить в жизни, в интерьере, в себе.

Творите – и у вас все получится!

Вед. 1.
Фантазии полёт и рук творенье

С восторгом я держу в своих руках…

Не знает, к счастью, красота старенья,

Любовь к прекрасному живёт в веках.

Умелец может сделать из железки,

Из камня, дерева – шедевры красоты.

Из разноцветья бисера и пряжи,

Как в сказке, чудеса творите Вы.

И прикасаюсь к мастерству я осторожно,

Оно чарует и ласкает взор.

Представить трудно, как это возможно

Создать невиданной красы узор.

Как результат терпенья и уменья –

Изящество, и цвета чистота,

И совершенство формы…

Нет сомненья,

Наш мир спасут талант и красота!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Донецкая специальная школа-интернат № 29»

Методическое объединение

учителей трудового обучения

Неделя трудового обучения

Конкурс

«А ну-ка, рукодельницы! «

Подготовила и провела

с обучающимися 9 класса

учитель Сорочка Е.В.

Конкурс «А ну-ка, рукодельницы!

Цель: демонстрация полученных на занятиях  умений и навыков, реализация творческого самовыражения обучающихся.

Задачи:

Обучающая

  • систематизировать и обобщить теоретические знания по программе, закрепить практические умения.

Коррекционно-развивающая

  • развивать познавательный интерес к рукоделию, творческие способности.

Воспитательная

  • способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, умения планировать свою деятельность, коммуникабельности.

Продолжительность мероприятия  -45 минут

Оборудование и материалы:  столы, бисер, бусины, нитки, иглы, крючки, ножницы, карточки с заданиями, бумага для квиллинга, бумага для снежинки.

Форма проведения: конкурсно – игровая программа.

Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

Добрый день, друзья! Сегодня мы собрались с вами посоревноваться в очень увлекательном конкурсе среди девочек « А ну-ка, рукодельницы!»

Я верю, что все девушки прекрасны

И добротой своею и умом,

Ещё вдвойне они прекрасней

Когда они владеют чудо-мастерством!

Оценивать наши выступления сегодня будут члены жюри: ________________________

С началом конкурса всех поздравляю

Удачно выступить всем вам желаю

2. Основная часть

Наши конкурсы будут разделены по видам рукоделия, которые вы изучали на занятиях: вышивка, вязание, бисероплетение, работа с бумагой.

1 тур: «ВЫШИВКА».

Вышивать ты не устанешь,

Перед выбором лишь станешь

Либо гладью вышивать,

Либо крестиком начать,

Или можешь, если хочешь,

Ленточками вышивать,

А упорство и терпение

В этом будут помогать!

Задание 1. Разминка. По очереди даете ответ на вопрос. Если затрудняетесь с ответом, вопрос переходит следующему участнику.

    1. Какие материалы используют при вышивании?

    2. Чем отличается игла для вышивания от иглы для шитья?

    3. Когда появилась вышивка?

    4. Какие два основных вида вышивки вы знаете?

    5. Как правильно вдевать нитку в иголку при вышивании?

    6. Какие техники вышивки относятся к счетным швам?

    7. Какие инструменты и приспособления используют при вышивании?

    8. Как называется ткань для вышивания?

    9. Какими швами вышивают по нарисованному контуру?

    10. Как называются нитки для вышивания?

    11. Что надо соблюдать чтобы не получить травму во время работы?

    12. Какие крестиковые швы вы знаете?

    13. Где используется вышивка?

    14. Можно ли стирать вышитые изделия?

    15. Как правильно утюжить вышитое изделие?

За каждый правильный ответ участница получает 1 балл.

Задание 2. У вас на столах карточки с названиями швов и образцами вышивки. Разложите образцы вышивок в соответствии с образцами швов.

Максимальное количество баллов – 6.

Задание 3. Мастерицы.

Заправить нитку для вышивания. Вышить 10 крестиков. Закрепить ее на ткани.

Максимальное количество баллов 5.

2 тур: «ВЯЗАНИЕ».

Задание 4. Перемотай клубок. Кто быстрее перемотает клубок и отгадает загадку.

  1. Чем больше кружится, тем меньше становится.(Клубок)

  1. Он разгладит все морщинки,

Только ты его не тронь,

Он горячий, как огонь!(Утюг)

  1. Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Покачусь — и под комод. (Клубок).

  1. Длинная палочка,

На конце — носик.

За петельки цепляется,

Характер несносный.(Крючок).

  1. Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик. (Ножницы)

Максимальное количество баллов 5.

Задание 5. Практическое. Кто длиннее провяжет цепочку из воздушных петель за 2 минуты.

Для 9а класса за каждые провязанные 10 см 1 балл, для 9б – 1 балл за 5 провязанных см.

Задание 6. Условные обозначения.

На столах у вас лежат карточки с названиями петель в вязании и их условные обозначения. Накройте названия карточками с условными обозначениями.

Максимальное количество баллов 6.

3 тур: «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ».

Бисер ты возьми в ладошку,

На него ты посмотри,

Словно маленькие крошки

По-отдельности они.

К телефону украшенье

Или новенький браслет,

Всё что хочешь за мгновенье

Ты сплетёшь сомненья нет!

Задание 7. Волшебный мешочек. По очереди достаете флакончик с бисером и называете его. При отсутствии ответа следующий участник может заработать балл.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Задание 8. Золушки. У вас в коробочках перемешанный по цвету бисер. Набрать на нитку бисер одного цвета, соответствующий цвету первой бисерины на скорость.

Максимальное количество баллов 5.

Задание 9. Собери пословицу. Сейчас каждый из вас получит по одной пословице о труде, которая разбросана по словам.

Пословицы:

• Сделал дело – гуляй смело.

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Терпенье и труд все перетрут.

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Семь раз отмерь, один раз отрежь.

За правильно составленную пословицу, получаете по 1 баллу.

4 тур: «РАБОТА С БУМАГОЙ».

Задание 10. Квиллинг. Сделать техникой квиллинг 5 форм «капля» одинакового размера.

Максимальное количество баллов 5.

Задание 11. Снежинка. Вырезать снежинку. На скорость.

Максимальное количество баллов 5.

3. Заключительная  часть

Слово жюри. Жюри оглашает итоги, награждает всех участников.

Рукоделия страна,

Всем известная ОНА!

Всем доступна и нужна,

Но не все идут туда.

В той стране ты не ленись,

Хорошенечко учись.

А у нас настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь:

Говорю вам: «До свиданья –

До счастливых новых встреч!»

Мероприятие «В гостях у рукодельницы»

Выполнила

педагог дополнительного образования

МУ ДО « Дом детского творчества

р.п. Новые Бурасы

Саратовской области

Бочкарева

Ольга Александровна

Цель: 1) Развивать творческие способности обучающихся;

2) Сформировать у обучающихся интерес к декоративно-прикладному творчеству;

Оборудование: изделия из бисера, нухуко, сумочки-падки, 8 листов цветной бумаги, 8 ножниц, шарф, 3 платка, 9 атласных лент, призы.

Ход мероприятия:

I Организационный момент.

(Входит рукодельница)

— Здравствуйте, девочки! Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее на свободных местах. Я в этом учебном году много про вас слышала: какие вы мастерицы, какие у вас замечательные изделия, и даже знаю, что некоторые участвовали из вас в городских выставках и заняли призовые места, поэтому мне захотелось с вами познакомиться поближе. Я приготовила для вас выставку своих изделий, которые вы уже рассмотрели (на выставке представлены различные виды декоративно-прикладного искусства: изонить, вязание на спицах, вышивка гладью, крестом, бисероплетение, фриволите, лоскутное шитьё). Если кто из вас заинтересовался, приходите ко мне, я вас научу различным техникам плетения, вышивания, вязания и др.).

II Основной этап.

— Я для вас также подготовила стихотворение, которое написала Зинаида Митрофановна Торопчина «Фантазии полёт и рук творенье…»

Фантазии полёт и рук творенье

С восторгом я держу в своих руках…

Не знает, к счастью, красота старенья,

Любовь к прекрасному живёт в веках.

Умелец может сделать из железки,

Из камня, дерева – шедевры красоты.

Из разноцветья бисера и лески,

Как в сказке чудеса творишь и ты.

Я прикасаюсь к броши осторожно,

Она чарует и ласкает взор.

Представить трудно, как это возможно

Создать невиданной красы узор.

Как результат терпенья и уменья –

Изящество, и цвета чистота,

И совершенство формы… Нет сомненья,

Наш мир спасут талант и красота.

— Отгадайте мои загадки!

1) Весь мир одевает,

Сама нагишом. (иголка)

2) Всех на свете обшивает,

Что сошьёт – не надевает. (иголка)

3) Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (шило)

4) Вроде ежика на вид

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

И одежда станет чище. (одежная щетка)

5) Держится подружка за моё ушко,

Стежкою одною век бежит за мною. (иголка с ниткой)

6) Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик. (ножницы)

7) Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он – шарф для Петеньки. (спицы)

8) Идёт пароход – то назад, то вперёд,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать. (утюг)

9) Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (клубок)

10) На пальце одном ведёрко вверх дном. (напёрсток)

11) В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки. (спички)

12) То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход,

Остановишь – горе:

Продырявишь море. (утюг)

— Какой темой объединены эти загадки? (рукоделие)

— Послушайте, пожалуйста ещё одно стихотворение «Искусные руки»

Иголочка тонка, но достаёт до сердца.

И у того, кто дивный шьёт узор,

И у того, кто от работ умельца.

Отвесть не может восхищённый взор.

Века живут в картинах и платочках,

И в бисерных роскошных ожерельях,

Подаренных когда-то внукам, дочкам,

Нетленные черты простого рукоделья

Душа и руки создают шедевры,

Да просто украшают нашу жизнь.

За чудо творчества, истраченные нервы

Рукам искусным низко поклонись.

— Я для вас также подготовила конкурсы:

Конкурс «Модельер»

Участникам выдаются цветная бумага и ножницы. Надо вырезать из бумаги фартук, без помощи клея девочки моделируют фасон фартука.

(Участвуют: Лена, Вика, Таня, Марина, Жанна, Даша, Надя, Надя)

Конкурс «Найди своё изделие»

Девочки 4 класса по очереди друг другу завязывают глаза шарфом и с завязанными глазами подходят к столу, ищут на ощупь те изделия из бисера, которые они сделали. Затем глаза развязывают и проверяют: правильно ли участница нашла свои изделия.

Конкурс «Похвали рукодельницу»

Девочки по очереди называют слова — комплименты, характеризующие настоящую рукодельницу: усидчивая, работящая, трудолюбивая, внимательная, терпеливая, умная, творческая, прилежная.

Конкурс «Завяжи платок»

Девочки – дошкольницы по команде завязывают сами себе платки. Кто быстрее и лучше завяжет, тот и победит. Участвуют: Сара, Надя, Прасковья.

Конкурс «Косичка из лент»

Кто быстрее заплетет косичку из 3-х лент.

Участвуют: Оля, Марина, Аня.

Кто быстрее расплетет косу.

Участвуют: Анука, Надя, Даша.

Конкурс «Узнай девочку»

Все девочки встают в шеренгу. Ведущему завязывают глаза. Он подходит к девочкам и на ощупь должен узнать: кто стоит перед им. Если узнали правильно, то участник садится на своё место.

Конкурс «Бабушкин клубок»

Все девочки встают в круг, берутся за руки и пытаются запутаться как клубок. Ведущий в это время выходит из кабинета. Когда «клубочек запутался», Евдя зовёт ведущего и тот пытается распутать «клубочек».

III Итог.

— Не губи ты жизнь бездельем –

Занимайся рукодельем!

Шей, вяжи – не унывай,

Или гладью вышивай.

Вот иголки, нитки, пяльца

Для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки кайма –

Закружилась голова!

То, что любим, вышиваем,

Все прилежно оформляем.

Результат – на радость нам,

Нашим близким и друзьям.

А закончена работа,

Тут уж новая забота

Вновь сюжеты выбирать.

От других не отставать!

Я вас всех угощаю сладкими призами, а те девочки, которые за целый учебный год выполнили больше всего работ награждаются отдельными призами.

— Итак, наша встреча подошла к концу. Спасибо вам большое, что пришли ко мне в гости. Я буду рада видеть снова вас у себя в гостях. До новых встреч!

Мастерицы вышивки

Праздник мастериц

Оформление:

На сцене в одном углу стоит ширма, рядом стол с принадлежностями для вышивки. В другом углу — импровизированное окно, стоит лавка, на которой будут сидеть девушки в русских сарафанах. Рядом стоит раскрытый сундук, на нем вышитые изделия; маленький столик, на котором также разложены вышитые изделия. Представлена книжная выставка по теме вечера. По стенам развешены плакаты с русскими пословицами и поговорками:

«Работа да руки — надежные в людях поруки»,

«Работа мастера хвалит»,

«Ремесло пить- есть не просит, а само кормит»,

«Иглой да бороной деревня стоит»,

«Иголка-мастерица вышивать не ленится»,

«Иголка мала, а нужду поборола».

Музыкальное оформление — по выбору организаторов.

Действующие лица:

Ведущие 1 и 2 Чтец
Девочки в современной одежде:
Наташа
1 Подруга
2 Подруга
3 Подруга
Предметы для вышивки:
Шёлковые нитки Шерстяные нитки Мулине Игла
Напёрсток
Бисер
Стеклярус
Ткань
Пяльцы
Ножницы
Девушки и парни в русских народных костюмах:
Маша
Катя
Настя
Ерёма
Матвей

ВЕДУЩИЙ (1): Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим об одном из самых древнейших видов декоративно-прикладного искусства — вышивке.

Искусство вышивки с древнейших времен известно всем народам. Значение этого искусства велико, оно помогает украсить людям свое жилище уникальными вещами. Каждая вещь, созданная мастерами, служит прекрасным подарком или сувениром, знаком памяти. Корни орнамента народной вышивки уходят в глубокую древность. В нем сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли природу, помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, дерева жизни, птиц. В течение веков узоры усложнялись, у каждого народа складывался определенный характер орнамента и его колорит.

ВЕДУЩИЙ (2): Острое желание вышивать возникает внезапно: при взгляде на красивую вышивку, при виде уникального художественного произведения с вышивкой или наблюдая за работой мастерицы. В каждом человеке заложено чувство самовыражения, где душа, вдохновившись, получит удовлетворение в делах, мечтах и мыслях. Поэтому еще в древности появилось множество художественных промыслов, и вышивка является самым доступным и любимым ремеслом для вдохновения творческой души…

ВЕДУЩИЙ (1): В одном городе жила-была обычно-необычная девочка Наташа. Она училась, как все, в обычной школе, а необычность ее заключалась в том, что она очень любила и умела красиво вышивать. В старину всех девочек с детства учили вышивать, а в наше время вышивкой занимаются любители.

(Выходит Наташа, садится за стол, берет пяльцы, вышивает)

НАТАША: Я держу в руках пяльцы — маленький кружок, в котором натянута ткань с нарисованным цветком. Я втыкаю иголку и протягиваю нитку. Один стежок, другой стежок… Хорошо ли у меня получается? Не знаю. Но мне нравится делать то, что я делаю, и очень хочется, чтобы вышло красиво, как в музее, как в книге. Все эти драгоценные вышивки, которые я видела в музее, тоже когда- то были просто тканью с нарисованным узором. Давным-давно чьи-то руки продевали сквозь ткань иголку с ниткой: один стежок, другой стежок… Безвестная мастерица час за часом терпеливо склонялась над работой. Под тонкими перстами в маленькой плоской вселенной медленно раскрывались цветы, и тихо-тихо, незаметно расцветали в сердце рукодельницы доброта и покой.

ВЕДУЩИЙ (2): Наташа любила дарить свои работы друзьям просто так, чтобы порадовать их. Как-то раз в один из обычных дней, когда Наташа вышивала очередной подарок, произошла необычная история. К ней пришли подруги поболтать за чашкой чая, но, увидев вышивку на столе, стали восхищаться.

(Выходят Подруги Наташи)

ПОДРУГА (1): Ах, Наташа! Такого красивого эльфа я еще не видела. Его золотые крылышки просто великолепны, они переливаются всеми цветами радуги.

ПОДРУГА (2): А гномик-то! Гномик! Какой он смешной!

ПОДРУГА (3): А цветы! А бабочки! Ну, просто как живые! Какая же ты, Наташа, чудесница! Это просто волшебство какое-то!
ПОДРУГА (1): Не удивлюсь, если твои работы по ночам оживают и живут своей жизнью.

НАТАША: Ой, девочки, мне и самой иногда кажется, что такое возможно.

ПОДРУГА (1): Да, у Наташи просто талант. Не всем это дано. Я бы так ни за что не смогла.

НАТАША (выходит из-за стола): Ну, что вы, это же просто шелковые нитки. Если хотите, я вас научу, как меня бабушка учила. У меня ведь тоже сразу не получалось. Пойдемте пить чай, и я вам расскажу о секретах моей бабушки.

(Наташа с подругами уходят за ширму. Звучит музыка. Из-под стола, позевывая, появляются Шёлковые Нитки, Шерстяные Нитки,Мулине, Игла, Напёрсток, Бисер, Стеклярус,Ткань, Пяльцы и Ножницы)

ШЁЛКОВЫЕ НИТКИ: Слышали, что про нас сказали? Мы — самые лучшие, мы — самые красивые, мы — самые главные!

ИГЛА и НАПЁРСТОК (хором; обиженно): Почему это вы самые главные?

ИГЛА: Без меня вообще ничего не было бы.

НАПЁРСТОК: А я Иголочке помогаю, нитку через ткань проталкиваю.

ШЕРСТЯНЫЕ НИТКИ: А чем мы хуже? (Воз-мущенно). Почему это только Шелковые Нитки главные? Мы пушистые, мягкие. Мы объемную вышивку создаем. Значит, мы главные.

МУЛИНЕ: И мы, и мы, Мулине, не хуже! Нами гладью вышивают, мы нигде не застреваем, мы ничем не хуже Шелковых. Мы — главнее!

БИСЕР и СТЕКЛЯРУС (вместе): А без нас не было бы ни глаз у птиц, ни капель росы на листочках. Так что мы самые главные!

ТКАНЬ: Ха-ха-ха!!! Да если бы не я, кусок Ткани, да не Пяльцы, где бы вы все, интересно знать, были бы!

ПЯЛЬЦЫ: Вот именно!

НОЖНИЦЫ: Возмутительно! Да это мы самые главные из главных!

(Все Предметы для вышивки кричат наперебой, что они самые главные)

БИСЕР и СТЕКЛЯРУС (вместе): Без нас не было бы красоты!

МУЛИНЕ: А мы помогаем Наташе создавать картины!

ШЁЛКОВЫЕ и ШЕРСТЯНЫЕ НИТКИ (вместе): Нет, это мы создаем картины, а вы ничего не значите!

(Выходят Наташа и ее Подруги)

ВЕДУЩИЙ (2): Они так расшумелись, что не заметили, как в комнате появились привлеченные шумом Наташа и ее Подруги.
ПОДРУГА: Вот это да!!! Они живые, они разговаривают!!!

ШЁЛКОВЫЕ НИТКИ: Ну, конечно же, мы живые. (Обращаясь к остальным Предметам, гордо). И мы — самые главные.
(В ответ все Предметы для вышивки снова начинают шуметь, спорить)

НАТАША: Тише, тише! Это удивительно, невероятно. Чудеса, да и только. Успокойтесь и не ссорьтесь. Вы все главные, и вы все помогаете мне вышивать живые и красивые картины. Вы все мне очень нужны.

ПОДРУГА (2): Уж не сон ли это, Наташа?

ПОДРУГА (3): Всем сразу один сон не может сниться. (Обращаясь к Предметам для вышивки). А спорите вы зря. Без умелых рук Наташи ни Иголочка, ни Ниточка сами вышивать не могут, да и остальные будут лежать без дела.

НОЖНИЦЫ: А ведь правда, чего это мы раскричались — кто главнее да лучше?

ИГЛА: Без умелых рук моей хозяюшки (вздыхает) я просто обычная игла.

ТКАНЬ: И я просто лоскут ткани.

ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ВЫШИВКИ (хором): Мы больше не будем ссориться. Мы будем и дальше помогать тебе,

Наташа, вышивать красивые вещи.

НАТАША: Спасибо вам, мои друзья, нам ссориться никак нельзя.

(Под музыку все Предметы для вышивки расходятся в разные части сцены, затем уходят)

ПОДРУГА (1): Чудеса, Наташа, творятся в твоем доме, сказать кому, не поверят.

ПОДРУГА (2): Действительно, чудеса. Может быть, мы ненадолго оказались все в сказке?

ПОДРУГА (3): Сказка — это вышивка Наташи. То, что ты, Наташа, создаешь своими руками, действительно похоже на волшебство.

ПОДРУГА (1): Все, что здесь произошло, просто удивительно! И, честное слово, я тоже буду учиться вышивать, чтобы дарить людям красоту.

ПОДРУГИ 2 и 3 (вместе): И мы тоже будем учиться.

(Наташа и ее Подруги уходят)

ВЕДУЩИЙ (1): Народная вышивка — старинное изобразительное искусство, это рисунок ниткой по ткани. Она не требует сложного оборудования: игла, нитки, холст — вот и все, что нужно, чтобы вышить изделие. Все это всегда было и всегда есть в каждом доме, всегда под рукой у каждой женщины. Вышивка по своей природе-домашнее занятие или, иначе, — занятие для дома, именно поэтому вышивка всегда была занятием по душе и для души, а в технические и художественные ее аспекты издревле вложены давние традиции, которые не только передаются из рода в род, но и сохранились до нашего времени.

В глубину веков уходит искусство украшать одежду, предметы быта однотонными или цветными нитками, золотом или серебром, драгоценны¬ми камнями, бисером, стеклярусом, блестками, накладным шитьем.
Материалом для шитья и вышивки в разное время служили жилы животных, нитки конопли, льна, крапивы, хлопка, шерсти, волос, серебра, золота, жемчуга, драгоценных камней, бусы, бисер, ракушки разных размеров и блестки. Для накладного шитья применяли мех, кожу, войлок, сукно, шкуры, ткани разных сортов.

ВЕДУЩИЙ (2): Наиболее древние вышитые изделия, дошедшие до наших дней, относятся к VI — V векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Ките шелком-сырцом на шелковых тка-нях волосом, золотыми и серебряными нитками. Вышивка — одно из древнейших ремесел Китая. Искусство вышивки было знакомо в этой стране уже в 255 году новой эры. Поначалу вышивание некоторых животных и птиц (журавль или павлин) использовалось для указания принадлежности людей к тому или иному социальному рангу. В дальнейшем вышивка превратилась в сугубо декоративную, а потом в художественную. Вершины развития вышивка достигла в эпоху Хань (206 — 211 гг. до новой эры), когда в Китае начало развиваться шелкопрядильное производство. Вышитая картина — особый вид художественного творчества. Мастера вышивания иглами воспро-изводили картины, которые впоследствии стали называться «картинами иглой» и «превосходящи¬ми саму природу». Такая вышивка выработала свой стиль в работе иглой, комбинации цвета и изображения. «Вышивка-рисунок» рассматрива¬ется как изысканный предмет. Шелковая нить не выцветает и сохраняет свой первоначальный вид десятилетиями. Лучшие вышивки превосходят рисованые картины.
Китайское искусство вышивки оказало большое влияние на развитие вышивки в других странах. С караванами, идущими по Великому шелковому пути, изделия китайских мастеров попали в Европу.

ВЕДУЩИЙ (1): О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX — XII векам. Это фрагменты одежды с узорами, выполненными золотыми нитками. Золотым шитьем в далекие времена украшали одежду знатных людей. Традиция вышивального искусства постоянно развивались, в XIV — XVII веках вышивка приобретает широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами выши¬вали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком украшали свадебные полотенца, праздничные рубахи, платки.

ВЕДУЩИЙ (2): Вышивание было распространено в основном среди знатных женщин и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно, с XVIII века оно входит в жизнь всех слоев населения и становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. Вышив¬кой украшали полотенца, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники и головные уборы. Приемы вышивания, узоры и их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.

ВЕДУЩИЙ (1): Многие вышивки поражают совершенством исполнения, богатством и разнообразием узоров.

Здесь можно встретить и древо жизни, и птиц, и солярные знаки. Сегодня в полной мере трудно себе представить значе-ние вышивки в старой русской деревни. Все, что окружало человека в быту, было заботливо украшено крестьянскими руками. На стол сте-лили скатерть, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор (кружевная, вышитая кайма, оборка, об-рамляющая нижний край чего-либо (покрывала, юбки и т.п.)). В праздничные дни самые красивые полотенца-платы развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу (полка или киот с иконами).

ВЕДУЩИЙ (2): В русской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье.

(Выходят девушки в русских народных.костюмах, в руках у них работы с вышивкой. Катя и Настя садятся на скамью. Маша садится у окна)

МАША (напевает):
Ты пройди, пройди, мой милый,
По моей по улушке!
Посмотри, летит вон сокол Ко своей голубушке!

НАСТЯ: Ой, Маша, хватит печалиться. Лучше за работу принимайся.

КАТЯ (встает славки, потягивается): Ох, спина устала, подруженьки.
(Притоптывая и приплясывая, поет частушку):
Полотенце вышивала Петухами, утками.
Я милёнка поджидала Часами, минутками.
По деревне я хожу,
Полотенца стелю,
А ещё похожу И ещё постелю.
У-у-ух!

НАСТЯ: Постелишь, постелишь. Как приданое нашьешь, да ткани наткешь, да выбелишь, да вышьешь, так и выстелешь до суженого.
КАТЯ: Ох, устала я, мочи нет. (Садится на скамью).

МАША: Ничего, Катенька, все вместе справимся. Успеем и тебе, и себе приданого нашить и вышить.

(Девушки продолжают вышивать и поют частушки)

МАША: У меня на сарафане Косолапы петухи:
Я сама не косолапа — Косолапы женихи.

НАСТЯ: Мы с милёночком гуляли Возле нашего пруда.
Нас лягушки испугали — Не пойдем больше туда.

КАТЯ: Ой, кошка, брысь,
На порог не садись:
А то миленький пойдет,
Спотыкнётся, упадёт.

МАША, КАТЯ и НАСТЯ (вместе): Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку!
Не стесняйся, отодвинь Мою точёну прялочку.
(Раздаётся свист, появляются Ерёма и Матвей. Они приплясывают и поют частушки.)

ЕРЁМА: Шел деревней — девки спали,
Заиграл в гармошку — встали,
Встали, пробудилися,
Окна растворилися.

МАТВЕЙ: Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей,
Батька лыка надерёт,
Лапти новые сплетёт.

(Ерёма и Матвей подходят к окошку)

ЕРЁМА: Эй, Машка, айда со мной на игрища. Хватит спину гнуть,
Пойдём со мной на луг.

НАСТЯ и КАТЯ (вместе, возмущённо): Какая она тебе Машка?!

ЕРЁМА: Миль пардон, Марья Тимофеевна. Хватит уже вышивать,
Пошли со мной гулять.

МАША: Друг сердечный, Ерёма, я не могу. Сначала надо кудельки напрясть, да полотна наткать, да рушник вышить. А потом я пойду с тобой и подругами гулять.

ЕРЁМА (машет рукой): Пока тебя дождёшься — поседеешь.
А я парень молодой И пока холостой.
Сам с усам и глаз лихой,
Я себе другую найду,
С ней по улице пойду.
(В зал). Эй, девчата! Айда со мной гулять да семечки лузгать. Пошли, Матвей, нечего нам тут делать.

МАТВЕЙ: Подожди, Ерема, ты неправ. Придет пора, и девчата пойдут с нами гулять, а пока им надо работу делать, а то их маманя заругает.

ЕРЁМА (машет рукой): А ну вас!
Я парень молодой,
Не косой и не кривой,
Мне гулять охота.

НАСТЯ: Уходил бы ты отсель, паренёк.
КАТЯ: Не мешай нам вышивать.
НАСТЯ: Да приданое в сундук набирать.
НАСТЯ и КАТЯ (вместе): Шёл бы та подобру- поздорову.
МАТВЕЙ: Пойдем, Ерёма, пусть девчата работают.
(Матвей и Ерёма уходят. Маша плачет)

КАТЯ: А ты, Маша, не плачь,
Не по тебе этот циркач.

НАСТЯ: Ты себе другого присмотри. Чтоб ра-ботящий был, да у сохи перед конём не польку танцевал, а в поле чтобы правильно пахал.

КАТЯ: Да землю-матушку любил,
Да чтоб тобой дорожил.
МАША: Ох, подруженьки…
Друга милого ждала,
Шёлком вышивала.
(Поёт):
Ой, то не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.

КАТЯ, НАСТЯ и МАША (вместе): То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…

(Катя, Настя и Маша продолжают вышивать)

ВЕДУЩИЙ (1): Крестьянские девушки к пятнадцати годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, головные уборы и подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха из¬делиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе, и каждое должно было быть расшито своим узором.

ВЕДУЩИЙ (2): Язык русской народной вышивки — это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и красная нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» означало вышивать «строкой» один за другим ряд сим¬волических знаков. В вышивке предстает перед нами народное познание мира и природы. Творцы узоров неразрывно связаны с природой родного края и несут в себе культурные традиции.

ВЕДУЩИЙ (1): Расположение узора и приёмы вышивки были органично связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их назы¬вали счетными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: ро-спись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно раз-делить на основные группы: северную и средне-русской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространенные приёмы северной вышивки — крест, роспись, белая мелкая строчка,
сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использова¬ли фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы-павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно-красной шерстью.

ВЕДУЩИЙ (2): Ещё во времена наших бабушек вышивание считалось женским занятием. Жена- рукодельница — это богатство любой семьи.

ВЕДУЩИЙ (1): В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую- либо историю или восславить красоту природы.

Мода на различные типы вышивки появля-ется и исчезает, но основные её виды остаются неизменными. И по сей день вышивка остается одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия.

Стежок к стежку ложится нитка,
Иголка протыкает ткань.
Своими нежными руками Золотошвейка вышьет ткань.
Пройдут года, тысячелетья,
Но не умрёт то мастерство,
На пяльцах ткань, иголка, нитка,
И мастерство, лишь мастерство.
Пред нашим взором луг зелёный,
На нём ромашки, васильки,
Течёт ручей, а над цветами Порхают нежно мотыльки.
Стрекозы в вышине летают,
И облака там пролетают,
Кузнечик — маленький скрипач,
Он за жуком пустился вскачь.
Стежок к стежку ложится нитка,
Иголка протыкает ткань.
Своими умными руками Нам мастерица вышьет ткань.

Е.А. Завьялова,
заведующая библиотекой Профессионального лицея № 17, г. Астрахань

Post Views: 4 679

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий служба спасения деда мороза
  • Сценарий новогодний маленькая колдунья
  • Сценарий про розы
  • Сценарий слово предоставляется директору школы
  • Сценарий новогодний диалог