Сценарий про рушник

Cкачать: Методическая разработка праздника рушников

«Обрядовые
традиции жителей Ступинского края. Праздник полотенца»

Материал
подготовила: Буряк С. В

 Цель
мероприятия: Знакомство учащихся со старинными обрядовыми традициями и
традиционными занятиями ступинцев на примере полотенца, формирование любви к
национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и
музыкальному фольклору.

Задачи

-развитие
навыков и умений при решении творческих задач на вариацию и импровизацию


развивать эстетический и художественный вкус;

-знакомство
с новыми понятиями: орнамент и мозаика;

-воспитание
уважения к истории, культуре, традициям своего края- малой Родины.

Сценарий
мероприятия.

Буряк – Ведущая :

Очень
часто за событиями

И
за сутолокою дней

Старины
своей не помним,

Забываем
мы о ней.

Хоть
и более привычны

Нам
полёты на Луну,

Вспомним
старые обычаи,

Вспомним
нашу старину.

Мы
очень рады видеть всех вас на нашем празднике русских народных обычаев и
традиций.

Внукова-Ведущий: Дорогие,
гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые
песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши
посиделки. Милости просим, гости дорогие!

 Буряк
:
 

Россия,
Россия, края дорогие, 
Здесь издавна русские люди живут 
Они прославляют просторы родные 
Раздольные русские песни поют. 

 Мы
сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком
русском чуде мы вам расскажем, вы сейчас узнаете сами.

Действующие лица:

 Ведущий,
бабушка, внук или внучка, девушки-помощницы.

(Входит
внук с рюкзаком, говорит по сотовому телефону.)

Внук: Нам тут, сочинение задали написать про
какие-то тайны бабушкиного сундука. А я что-то ничего не понимаю. Бабушка у
меня есть, старенькая стала, болеть начала, вот к нам теперь переехала, с нами
и живет. Да и сундук свой привезла, ехать без него не хотела. А сундук-то
старый какой-то, ветхий. Вот какие в нем могут храниться тайны непонятно. Ну,
пока, надо с бабушкой переговорить, может она мне что-то и расскажет.

(
внук подходит к бабушке)

Внук: Баб, а нам сегодня задали сочинение на
тему: «Тайны бабушкиного сундука», расскажи про тайны-то, ведь у тебя есть
сундук. Бабушка: Тайны-то есть, внучок.

Внук: Баб, расскажи, а…

Бабушка:
А ты оглянись. Да посмотри внимательно вокруг себя, ничего не замечаешь. Эх ты,
все торопишься, а вот смотри.

( достает из
сундука полотенце)

Внук: Да ну тебя, я ведь серьезно, а ты свои
тряпочки мне показываешь, бабуль.

Бабушка:
Да ты погоди, внучок, не спеши, тайны-то терпеливых да внимательных любят. А
рассказ я поведу не спеша, чтоб тебе все понятно было, да и запомнилось
надолго. Отправимся в край, где живет русская старина.

Слава нашей
стороне,

Слава русской
старине,

И про эту старину,

Я рассказ свой
поведу.

(Высвечиваются
слайды на экране)

Да
и непростые у меня эти тряпочки, а «полотнища для утирания лица и рук», вот как
люди-то умелые раньше написали. Ну, догадался, о чем речь идет? Конечно же, о
полотенцах. А чтобы получилось полотенце, ой, сколько труда надо было вложить.
А изготавливали полотенца из удивительного растения, люди его любовно называли
ленок.

 Ведущая:
вырабатывалось льняное полотно, из которого и получались такие удивительные
полотенца

(идет демонстрация
слайдов)

 Очень
трудно в наше время найти предметы, которые необходимыми были для изготовления
льняного полотна, инструменты были такими: Трепало. Предназначалось для тог,
чтобы отделить тонкое волокно льна от более жесткого.

Гребень.
Предназначался для того, чтобы сортировать волокно и разгладить его в нужном
направлении для удобства прядения. Лен чесали.

Прялка
и веретено- это орудия для ручного прядения.

Ткацкий
стан. Из спряденных нитей на ткацком стане ткали для полотенца полотно.

Внук. Да, понятно теперь как получали полотно
для полотенец, но вот что-то я никак не пойму, что на них какие-то линии,
крестики, петухи. Бабушка. А они непросто так появились на полотенцах –
это каждая мастерица послание свое передавала. Каждая девочка мечтает быть
невестой, удачно выйти замуж и жить счастливо… И редко кто знает в наше время,
что наши прабабушки умели кодировать свое счастье с помощью вышивки. Узоры
вышитых полотенец — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях.

Внук: Знаю русский язык, который год изучаю
английский, но эти знаки для меня тайна

(слайды с
символикой)

Ведущая. Я сейчас попрошу своих помощниц
объяснить символы. 1.Горизонтальная линия- поверхность земли.

2.Горизонтальная
волнистая линия-вода.

3.Вертикальная
волнистая линия-дождь.

4.Треугольник
— горы.

5.Скрещивающиеся
линии (крест) — огонь и молния.

6.Женская
фигура с поднятыми кверху или опущенными руками – образ матери-земли, связанный
с почитанием земли и влаги.

7.Травы,
цветы, кусты и деревья- волосы земли.

8.Птица-посланница
солнца, тепла и света, символ счастья и радости. 9.Квадрат, разделенный на
четыре части с кружочками или точками в каждой — усадьба или засеянное поле.

10.
Узор внутри квадрата или ромба — семена или растение.

Внук. Многое я узнал о полотенцах, а вот когда
они появились, ты что- то забыла рассказать, бабушка.

Бабушка. Полотенца изготавливали еще наши давние
предки. Это не просто предмет быта, это изделие,соединяющее каждого человека с
его родом и предками. Но повсеместное распространение полотенца получили лишь в
начале 20 века.

По
этому поводу рассказывают анекдоты: «Чем у вас утираются?»- спросил прохожий у
крестьянского мальчика, умывши лицо. На что тот ответил: «Отец рукавом
утирается, мама подолом, а я и так обсохну» Главное его предназначение было
обереговым, оно сопровождало человека на протяжении всей его жизни.

Ведущая: При рождении ребенка (обряд
родин
) мать с новорожденным младенцем чествовали полотенцем с особо
насыщенными обереговыми атрибутами, которые должны были обеспечить жизнь и
здоровье незащищенным перед злыми силами младенцу и матери.

 Полотенце,
на котором несли крестить ребенка, вышивала крестная мать, применение темных
тонов было запрещено, только светлые тона и яркие краски сулили ребенку хорошую
судьбу.

Существовал
обряд при крещении, называвшийся «бабина каша» , а заключался он
в том, что после крещения новорожденного всегда происходил крестинный обед, в
котором особая роль принадлежала полотенцу. Бабка ставила на стол горшок с
кашей, покрытый полотенцем, на который гости должны положить дары.

Одними
из самых важных обрядов были обряды сватовства и свадьбы. Рукобитник
— полотенце, употребляемое в свадебном ритуале. На сговорах рукобитным
полотенцем «били» по рукам в знак окончательного сговора к свадьбе. Подножник
— самый главный на свадьбе. Именно он решает, как сложится семейная жизнь
молодых. На этом полотенце нельзя вышивать пару птиц, которая символизирует
молодых, пожелания «На счастье!», цветы, кольца – когда молодожены стоят на
таком полотенце считается, что затопчут все, что могло быть хорошего в их
жизни. Если девушка начала вышивать полотенце сама, нельзя, чтобы ей помогали
мать или сестра – зятя отошьют. Обычно хватает 3-5 полотенец: под хлеб- соль,
молодым под ноги, связывать руки невесте и жениху, чтобы всегда шли рука об
руку. Девушка в приданое готовила не менее 30 штук, а если родня жениха была
большая, то и до 100 штук. Каких только не было названий полотенец: рукобитники;
перебирка, украшенные перебранным узором, использовались для украшения избы; накрючник,
для украшения стен избы; рукотерники, раскутерники, утиральники-обыденные
полотенца, используемые для вытирания рук и лица.

Бабушка: А у рукомойника полотенце висит
вышитое. На белом холсте оранжево-красный петух. Каждое перо расшито полосками
и звездочками… Вышивальщицы очень любили изображать петуха. Ведь это он
спозаранку своим кукареку звонко приветствует восход солнца, наступление нового
дня. Думали тогда, что вышитый петух приносит дому счастье.

Встречая
гостей, подносили на полотенцах хлеб и соль. Древний этот обычай
дошел и до наших дней. И теперь особо важным гостям подносят «хлеб-соль» также
на расшитом полотенце.

Буряк

 Сейчас
девушки будут вам рассказывать об определенном обряде, а вы должны догадаться,
о котором идет речь.

1 девушка. После совершения этого обряда
происходил обед, когда на стол ставили горшок с кашей, покрытый полотенцем, на
который гости клали дары, а потом ели угощение. О каком обряде идет речь?

(ответ-крещение)

 2 девушка. «Положу полотенце под подушку и
загадаю: «Суженый-ряженый, приходи наряженный умываться — я полотенце
приготовила»». О каком обряде идет речь?

(ответ — святки)

3 девушка «Приготовила я 30 полотенешков,
долго трудилась, своему избраннику подарила «тонкий браный утиральничек» своей
работы, одарила будущих родственников и сказала:«Кланяюсь бельцем-рукодельцем
.Не годится на руки, так хоть на онучки.» К какому событию я готовила столько
полотенец?

(ответ – свадьба)

1девушка «А я под крышу дома прикреплю
веночек, переплету его полотенцем и буду милого своего ждать». С каким событием
это связано?

(ответ – проводы в
армию)

2 девушка Почему
вышивальщицы так любили изображать петуха? (вышитый петух приносит счастье)

 3девушка
Где носили ложки, инструмент мужики до того, когда были придуманы карманы?

(подпоясывались
полотенцем, подсовывали под него)

Внук: Да, интересно получается. Полотенце, оно
такое простое на первый взгляд, а оказывается, такое загадочное. Теперь я
понимаю, почему ты, бабушка, без сундука-то своего не хотела ехать, и точно
знаю, о чем напишу в своем сочинении и назову его «Тайны русского полотенца» .

Буряк

Сегодня
здесь собрались люди, для которых рушники- «семейная реликвия». Ведь данное
полотенце играет большую роль в обрядах русского народа.

Сейчас
мы попросим каждого выйти со своим рушником и рассказать всем о своих семейных
реликвиях, о мастерах которые изготовили эти предметы, когда появились эти
чудесные творения, о своей семье.

Рассказы
мастериц.

Буряк-
Ведущая:

Рушник–это
не просто   красота.

В
нем наставленья, счастья пожеланья.

В
нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра
добра извечное сиянье.

                     Внукова

   
                 Рушник как книгу можно прочитать.

                     
Ведь вековая мудрость в нем хранится.

                     
И чтобы этим знаньям не пропасть,

                     
Нам нужно вновь к истокам обратиться.

В
старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников — самобытных
полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой
древности. 

Буряк-Ведущая: Вот и
заканчивается наше путешествие в край старины. Наши предки жили среди природы,
и ее красоту стремились перенести в свой быт. Звери и птицы, деревья и цветы –
все, что было вокруг них и о чем знали, они изображали в фантастических узорах.
Всевозможные вещи, в том числе и полотенца, покрывались этими узорами.

Но
мы теперь мало пользуемся этими вещами, но бережем их. Дарим на память, храним
в музеях, как произведения искусства. Искусства прекрасного, вечного потому,
что его создал народ. Ну а теперь…..

Внукова-Ведущая:

Мы
гостей встречаем…

Чаем,
чаем, чаем!

Первым
делом угощаем…

Чаем,
чаем, чаем!

Приглашаем
к самоварам…

С
чаем, с чаем, с чаем.

И
в накладку, и в прикуску…

Чай,
чай, чай.

Пейте
чай, друзья, по-русски.

Чай,
чай, чай.

В конце
мероприятия чаепитие у самовара.

МОУ «Колосковская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

Районная неделя «Музей и дети», посвященная

 60-летию образования Белгородской области

Бабушкины рушники

(музейный урок)


C:UsersянаDesktopрушникиDSCN1772.JPG

Подготовила: Сопина Яна Александровна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Колосковская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

Колосково

Пояснительная записка

         Белогорье… Милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие, твои друзья. Этот край — частицу Родины, мы любим, этим краем гордимся. Любая  область, даже небольшое село, как наше, по своему неповторимы.  В каждом месте — своеобразная  красота. Что такое красота? Красота — это не только природа, музыка, но и вещи, созданные руками человека. Краса родного края может быть запечатлена в разных предметах. И один из таких предметов — рушник. Рушник — единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению.  Большую роль в жизни человека играл вышитый рушник. Он   сопровождал его от рождения до самой смерти. С ним встречали  дорогих гостей хлебом-солью. Рушник — изделие глубоко символичное, многозначное. Созданный по законам искусства, он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с Богом, его родом, предками. Можно смело говорить, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях нашей местности.

Мероприятие рассчитано на детей 5-7 классов. 

Тема: «Бабушкины рушники».

Цель урока: формировать у учащихся знания о видах народного рушника на территории Белгородской области.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с разновидностями  местных рушников.
  2. Расширить знания учащихся о различных видах вышивки рушников
  3. Описать  рушник, как музейный предмет.
  4. Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого.
  5.  Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле.

      Оборудование: различные виды вышитых рушников, изображения схем — швов, изображения сцен русской жизни, карточки с заданиями, пустые бланки карточек для  описания музейного предмета.

   Форма урока: комбинированный

   Методы: словесный, наглядный, практический

           Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

2.1.Вводная беседа.

3.Подготовка к изучению нового материала.

3.1. Сообщение учащегося по теме.

4. Изучение нового материала.

4.1. Рассказ учителя.

4.2. Обобщение.

5. Закрепление изученного материала.

          5.1. Задание по карточкам.

6. Практическая работа.

6.1. Описание рушника.

7. Итог урока.

7.1. Беседа по вопросам.

Литература:

  1. Жаров М. Народная художественная культура Белгородчины. — Белгород, 2000.
  2. Белгородская энциклопедия. — Белгород, 2000.
  3. Турынина Л.А. Методические рекомендации по комплектованию, учету и хранению фондов общественного музея/Белгородский краеведческий вестник, выпуск 2 – с. 96 — Белгород, 2002.
  4. Гасюк Е.О. Художественное вышивание. / Е.О. Гасюк, М.Г. Степан. — Киев, 1984.
  5. Дурасов Г.П. Изобразительные мотивы русской народной вышивки. / Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. — М., 1990.
  6. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. /Г.С. Маслова. — М., 1978.
  7. Народные художественные промыслы. / Под. общ. ред. Попова О.С.-М., 1984.
  8.  Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В., Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие, Белгород,  2000.

Ход урока

  1. Организационный момент.

          Учитель: сегодня на нашем музейном уроке мы перенесемся в прошлый век. Это совсем незаметный промежуток для древней истории, когда все менялось в жизни незаметно и незначительно. И совсем иначе пролетел, промчался  последний век. Предметы, которые вас сегодня окружают, еще сохранили тепло рук ваших бабушек и прабабушек. Но в наших домах уже давно ничего подобного нет —  прогресс усовершенствовал нашу жизнь. Мы сегодня с вами погрузимся в тот мир, который окружал жителей нашего села в  XX веке. Я думаю, наш урок будет интересен и тем, чьи семьи являются коренными в нашем селе, и для тех, кто поселился здесь недавно.

2. Вступительное слово учителя.

2.1.Вводная беседа.

          И в старом  красоту находим,

          Хоть новому принадлежим.

          Чем дальше в будущее входим,

          Тем больше прошлым дорожим.

                                               ( Вадим Шафран)

        Учитель: Честь и хвала нашим бабушкам и прабабушкам,  именно они бережно сохранили в сундуках и донесли до нас культурное наследие предков, согретое руками нескольких поколений.  Представьте себе: длинный,  зимний вечер. За окном вьюга играет, а в тёплой избе сидят девушки и с  любовью, старанием, узор к узору вышивают  рушники.  До наших дней сохранились полотенца, которые были украшением святых углов, вешались в избе в праздничные дни, молодыми девушками шились впрок в качестве приданого. Вышитые узоры, отделка краев крючком на полотенцах поражает нас своей необычностью и нарядностью. Перед вами представлена выставка рушников, которые нам подарили жители села, некоторых из них уже нет в живых.

3.Подготовка к изучению нового материала.

3.1. Сообщение учащегося по теме.

      Ученик:  Рушником называют полотенце, это полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, кружевом, тесьмой, бахромой. В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» трактует рушник как утиральник, а полотенце — ручник, утиральник, ширинка, то и другое это короткое полотнище для утирания лица или рук. Само слово «рушник» объясняют по-разному. Одни исследователи возводят его к слову «руки» — то есть, ткань, которой вытирают руки. В других исторических источниках рушник» означает «кусок полотна», от слова «рушить» — отрезать, отрывать, «от-рушить». Таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и назначений, нежели простое вытирание рук.
Учитель: сегодня дополнили нашу выставку новыми рушниками ученики, которые принесли их из дома и расскажут историю их создания и предназначения, ее рассказали им прабабушки.

Рассказы  учащихся

C:UsersянаDesktopрушникиDSCN1773.JPGC:UsersянаDesktopрушникиDSCN1775.JPGC:UsersянаDesktopрушникиDSCN1776.JPG

4. Изучение нового материала.

4.1. Рассказ учителя.

История возникновения и развития русской народной вышивки.

          Учитель: искусство вышивки развивалось преимущественно как искусство для себя, для нужд своей семьи. Но поскольку это искусство было массовым и создавалось руками народных мастеров, в нём также присутствует отражение эстетических идеалов народа, его представление о прекрасном.

          Русская народная вышивка всегда отличалась и отличается особым разнообразием. Вышивке нашего района свойственна насыщенность цветом и узором; геометрические мотивы в ней даются в бесконечном количестве вариантов. Какой-либо приём вышивки редко выступает в одиночестве. Обычно сочетаются несколько видов швов вместе с полосами браного ткачества, гладкими и узорными многоцветными лентами и другой отделкой, образуя единый ансамбль оформления конца полотенца (рушника).  При этом главный акцент украшения даётся, как правило, по низу изделия, а вверху орнаментальная и цветовая насыщенность комплекса как бы постепенно затухает. 

(Учитель показывает вышитый рушник). 

C:UsersянаDesktopрушникиDSCN1778.JPG

             В целом же вышивка южных русских районов, куда входит Белгородчина — это царство геометрического орнамента. Но в нашем селе очень распространены были рушники с орнаментом цветов,  фигур птиц и людей. Так же могли вышиваться инициалы людей.

Первый секрет вышивки  —  всё, что изображает она, называется орнаментом.

Второй секрет  —  они бывают: растительные, животные, геометрически.

Особенность нашего региона  —  сочетание этих орнаментов, т.е. в одной вышивке встречаются разные орнаменты.

Мастерица непросто украшала своё изделие, она высказывала пожелания.

 Вопрос:  — Какие орнаменты вы видите на рушниках?( Ответы детей.). 

Приходится удивляться, как русские крестьянки, жизнь которых была очень тяжелой, смогли вложить в эти узоры подлинные гимны красоте — столько неисчерпаемого оптимизма и жизнерадостности.


Виды  вышитого рушника и его роль в жизни человека.

Учитель: до сих пор сохранились различные названия для различных видов рушников.

Рушник-утиральник, ручник предназначался для вытирания рук и лица при умывании утром и вечером. Такие рушники обязательно присутствовали в каждом доме. Считалось, что умывание с использованием рушника-утиральника утром защищает и придаёт силы для дневных трудов, вечером — снимает усталость. Существует также поговорка «утёрлись и дальше живём».

На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например,  Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом — на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес).

 Божником называли рушник, обрамляющий изображения богов– иконы. Такие рушники можно и сейчас встретить в домах пожилых людей, в красном углу — месте, где располагаются иконы.

При рождении ребёнка ранее использовали рушник родильный, а на крестины вышивали рушники крестильные, на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета.

После смерти человека рушники сопровождали его при погребении, на них несли гроб, их также вешали на кресты. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю, часто — белыми нитками по белой ткани.

Ещё один важный вид рушника — рушник хлебосольный. На нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой.

Самый главный свадебный рушник сейчас носит название «венчальный», на нём стоят молодые в церкви, а так же жениха и невесту ставили рядом и связывали рушниками.

4.2. Обобщение.

Учитель: уникальные вышитые рушники представляют собой выдающиеся произведение декоративно — прикладного искусства, а также являются неисчерпаемым историческим источником традиционной народной культуры людей, живших в данной местности.

5. Закрепление изученного материала.

5.1. Задание по карточкам.

Учитель: ребята, вы знаете о процессе изготовления ткани. Попробуйте установить очерёдность в работе, для изготовления рушника.

          Задание на карточке: расположите в порядке очередности

ткали холст

вышивали

пряли нитки

выдернули лён с корнем

отмочили в речке и высушили на лугу

сделали полотенце

вытрепали лён

посеяли льняное семя                                                                                                                 Проверка, вывод.

6. Практическая работа.

6.1. Описание рушника.

Учитель: Разобравшись с историей рушника и способами декорирования его в нашем регионе, переходим к важному этапу урока – составлению карточки описания музейного предмета.

(Работа  в группах)

Схема описания рушника:

  1. Наименование предмета.
  2. Источник поступления. Легенда предмета (кому принадлежал, каким образом попал в музей, музейное значение).
  3. Техника изготовления. Способ изготовления.
  4. Время создания, место бытования.
  5. Материал.
  6. Размеры.
  7. Сохранность.
  8. Краткая характеристика предмета (этническая принадлежность, описание внешнего вида формы составных частей, назначение).

Проверка. Обсуждение.

7. Итог урока.

  1. Беседа по вопросам.

— Что вам запомнилось на уроке?

— Какой вид украшения вам больше всего понравился? Почему?

— Как вы понимаете выражение «Рушник ходит от родов до смерти»?

— Что вам было непонятно или требует дополнительной консультации?

— Какие предметы в современном быту заменили собой рушники?

— А где сейчас, кроме музея, еще можно увидеть рушники?

— Можно ли, по вашему мнению, каким-то образом осовременить рушник, ввести его опять в жизнь людей?

Методическая разработка по теме:

«Обрядовые традиции народов России. День полотенца»

Выполнила: классный руководитель 7«б» класса

Фаткуллина Е.Р.

Методическая разработка по теме:

«Обрядовые традиции народов России. День полотенца»

Форма: устный журнал (слайд 1)

Цель мероприятия: знакомство учащихся со старинными обрядовыми традициями и традиционными занятиями россиян на примере полотенца, формирование любви к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

Задачи:

-развитие навыков и умений при решении творческих задач на вариацию и импровизацию;

— развивать эстетический и художественный вкус;

-воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего края, малой и большой Родины.

Эпиграф: «Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим…» В.С.Шефнер(слайд 2)

Страницы устного журнала:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Беседа «Предметы быта на Руси».

  3. Рушник – элемент культуры. Обряды, традиции, связанные с рушником.

  4. Пословицы, русские народные песни со словом и понятием «рушник».

  5. Значение национальных атрибутов для русского народа.

Страница 1. Вступительное слово учителя

(слайд 3) Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интереса. Так, например, на масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать древнерусские обряды. И это понятно, ведь эти традиции — часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд — это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Страница 2. Беседа «Предметы быта на Руси» (слайд 4)

Ребята, перечислите предметы русского народного быта в русских семьях. (кухонная утварь, предметы заготовки, хранения вещей, продуктов, инструменты для ведения сельскохозяйственных работ, предметы для содержания домашнего скота и др.) (печь, лавка, стол, сундук, люлька(колыбелька), вязаные и тканые половики, полотенце).

Страница 3. Рушник – элемент культуры.

Обряды, традиции, связанные с рушником

Сегодня мы с вами, ребята, окунёмся в мир русского обряда, связанного с прекрасным его элементом – полотенцем, рушником. (слайд 5)

Слово рушник происходит от корня «руш»-ломать, рвать, то есть рушник — оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании -отрез, (полотнища на ткацких станках ткались очень длинные). (слайд 6)

Для вытирания рук в славянском быту использовали кусок ткани от старого негодного рушника небольшой длины, который был менее украшен, чем настоящий рушник. Называли его — полотенце-ручник, утирка, рукотёрник, ширинка, ветошка. Крестьяне не выбрасывали старые тканые изделия, а пользовались, как ветошкой до полного износу.

Вышивка – один из самых удивительных видов народного искусства. Яркими узорами мастерицы-вышивальщицы украшали скатерти, женские и мужские рубахи, головные уборы. Кроме того, вышитое полотенце было оберегом. Их вешали на иконы, окна и двери, на фотографии, дарили на свадьбу молодожёнам. Рушниками украшали дом к празднику. Летом на Руси отмечали праздник берёзки, украшали берёзку девушки, каждая своим рушником. Вокруг берёзки водили хоровод, отдыхая, садились на свой яркий рушник, напевая:

Мы гордимся стариной,

Стала нам она родной.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

Полотенца изготавливали еще наши давние предки на специальных ткацких станках.(слайд 7) Это не просто предмет быта, это изделие символичное и многозначное, является напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками. Но повсеместное распространение полотенца получили лишь в начале 20 века. Русские этнографы отмечали:«..В деревнях нет ни зеркал, ни полотенец, утираются какой-либо тряпицей, старой рубахой». По этому поводу рассказывают анекдоты: «Чем у вас утираются?»- спросил прохожий у крестьянского мальчика, умывши лицо. На что тот ответил: «Отец рукавом утирается, мама подолом, а я и так обсохну». Главное предназначение рушника было обереговым, оно сопровождало человека на протяжении всей его жизни. При рождении ребенка (обряд родин) мать с новорожденным младенцем чествовали полотенцем с особо насыщенными обереговыми атрибутами, которые должны были обеспечить жизнь и здоровье незащищенным перед злыми силами младенцу и матери. Полотенце, на котором несли крестить ребенка,(слайд 8) вышивала крестная мать, применение темных тонов было запрещено, только светлые тона и яркие краски сулили ребенку хорошую судьбу. Существовал обряд при крещении, называвшийся «бабина каша»(слайд 9), а заключался он в том, что после крещения новорожденного всегда происходил крестинный обед, в котором особая роль принадлежала полотенцу. Бабка ставила на стол горшок с кашей, покрытый полотенцем, на который гости должны положить дары. Совместное поедание каши рассматривалось как закрепление родственного союза и включение в него новорожденного, а деньги являлись общественным благодарением повитухе, принявшей роды. Одними из самых важных обрядов были обряды сватовства и свадьбы. Рукобитник — полотенце, употребляемое в свадебном ритуале. (слайд 10) На сговорах рукобитным полотенцем «били» по рукам в знак окончательного сговора к свадьбе. Подножник — самый главный на свадьбе. Именно он решает, как сложится семейная жизнь молодых. (слайд 11) На этом полотенце нельзя вышивать пару птиц, которая символизирует молодых, пожелания «На счастье!», цветы, кольца – когда молодожены стоят на таком полотенце считается, что затопчут все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант – геометрический узор – символ достатка и благополучия. Если девушка начала вышивать полотенце сама, нельзя, чтобы ей помогали мать или сестра – зятя отошьют. Обычно хватает 3-5 полотенец: под хлеб-соль, молодым под ноги, связывать руки невесте и жениху, чтобы всегда шли рука об руку. Девушка в приданое готовила не менее 30 штук, а если родня жениха была большая, то и до 100 штук. Каких только не было названий полотенец: рукобитники; перебирка, украшенные перебранным узором, использовались для украшения избы; накрючник, для украшения стен избы; рукотерники, раскутерники, утиральники-обыденные полотенца, используемые для вытирания рук и лица. А у рукомойника полотенце висит вышитое.(слайд 12) На белом холсте стоит на длинных, тонких ногах оранжево-красный петух, как солнышко сияет. На голове корона с деревьями. (слайд 13) Может быть, это царь-петух? Сколько важности! Распустил веером огромный хвост, словно он совсем не петух. Каждое перо расшито полосками и звездочками… Вышивальщицы очень любили изображать петуха. Ведь это он спозаранку своим «Кукареку!» звонко приветствует восход солнца, наступление нового дня. Думали тогда, что вышитый петух приносит дому счастье. Встречая гостей, подносили на полотенцах хлеб и соль. Древний этот обычай дошел и до наших дней. И теперь особо важным гостям подносят «хлеб-соль» также на расшитом полотенце.(слайд 14)

После совершения этого обряда происходил обед, когда на стол ставили горшок с кашей, покрытый полотенцем, на который гости клали дары, а потом ели угощение.

О каком обряде идет речь? (ответ-крещение)(слайд 15)

«Положу полотенце под подушку и загадаю: «Суженый-ряженый, приходи наряженный умываться — я полотенце приготовила»». О каком обряде идет речь? (ответ — святки) (слайд 16)

«Приготовила я 30 полотенешков, долго трудилась, своему избраннику подарила «тонкий браный утиральничек» своей работы, одарила будущих родственников и сказала:«Кланяюсь бельцем-рукодельцем. Не годится на руки, так хоть на онучки». К какому событию я готовила столько полотенец? (ответ – свадьба) (слайд 17)

«А я под крышу дома прикреплю веночек, переплету его полотенцем и буду милого своего ждать». С каким событием это связано? (ответ – проводы в армию) (слайд 18)

— Почему вышивальщицы так любили изображать петуха? (вышитый петух приносит счастье)

— Где носили ложки, инструмент мужики до того, когда были придуманы карманы? (подпоясывались полотенцем, подсовывали под него)(слайд 19)

Во всём мире известны изделия народных мастериц, каждый гость увозит с собой на память о нашей стране сувенир – рушник.

На Руси много обрядов, связанных с рушником. Красив русский обряд встречать хлебом с солью и обязательно на рушнике:

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

И когда провожают в армию или в дальнюю дорогу, то мать своему сыну давала на счастье рушник, и сын вспоминал её такими словами:

Родная мама моя, ты ночей не доспала,

И в далёку дорогу ты меня провожала,

И рушник вышиванный на счастье, на долю дала.

Есть ещё традиция: когда хозяйки выпекают домашний хлеб, вытаскивая его из печи, кладут на рушник и накрывают рушником, чтобы корочка была душистой, хрустящей.(слайд 20)

Страница 4. Пословицы, песни со словом и понятием «рушник»

«Дом без рушника, что семья без дитя»

Пословица – «Одним рукотёрником утираться — на том свете разодраться», говорит о том, что у каждого члена семьи было в быту отдельное полотенце.

В каждом доме деревенском

Вышивались рушники;

Их стирали, полоскали

На мосточках у реки.

Каждый вышитый рушник

Петухами был расшит

Красными и синими

Нитками красивыми!

С рушником гостей встречали,

На нём хлеб-соль им подавали,

Друзей в дальнюю дорогу

С рушниками провожали;

В тёплое поставив место,

Укрывали квашню с тестом;

С рушником через плечо

Сваты сватали невесту;

Когда утром умывались,

Рушниками утирались;

Иконы рушником прикрыты,

Хлеба горячие накрыты;

Рушник дарится невесте,

Про рушник поются песни,

Как салфетки, на виду

Рушники на стол кладут…

Ярко вышитый рушник

В каждый уголок проник!

В доме каждом, и сейчас

Рушник радует Вам глаз!

Страница 5. Значение национальных атрибутов для русского народа

Полотенце, украшенное разнообразными узорами – рушник, играло важную роль в жизни наших предков. Расшитые яркими красочными рисунками и орнаментами  полотенце – произведение наиболее древнего и наиболее распространённого искусства. (слайд 21)

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества, показывая ловкость и сноровку в профессии, работать, непременно делясь плодами своего труда со своими ближними, то есть, являя лучшие русские качества: патриотизм, смекалку, творческий дар, товарищество, любовь к России. Или, например, древний обычай гостеприимства, которым всегда славился русский народ.   Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается  путь правильного развития природных способностей,  путь к жизненному успеху.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений. (слайд 22)

Ребята, наш устный журнал завершается. Надеюсь, вам было интересно.

Муниципальное
общеобразовательное  учреждение   «Средняя школа № 87

Тракторозаводского 
района  Волгограда»   структурное  подразделение группы детей дошкольного
возраста

Тематическое познавательное занятие
для воспитанников подготовительных групп

«Вышитый рушник — символ семьи
казаков»

Куприянова Валентина Петровна,

 заместитель директора по воспитательной работе

Цель: 
расширять представления воспитанников  об истории семьи в контексте истории
казачества  родного края (традиции семьи в разные периоды истории края).
Продолжать развивать познавательный интерес к истории и искусству родного края.

Задачи:

  1. Закрепить представления о традициях
    казачьего быта.
  2. Закреплять знания об искусстве как
    виде творческой деятельности людей, об одном из видов искусства (декоративно-прикладном
    искусстве  – вышивке,  росписи).
  3. Продолжать воспитывать желание
    познавать культуру своего народа (через произведения народного
    творчества).
  4. Закрепить навыки рисования красками.
  5. Развивать умение активно и творчески
    применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.
  6. Развивать нравственные чувства
    (патриотизм), воспитывать любовь к малой Родине.

Словарная работа: рушник.

Ввести в активный словарь
детей слова: казаки, Родина, станица, край, символ.

Предварительная
работа:

  1. Знакомство с народно-прикладным
    искусством  казаков: вышивка, вязание крючком, роспись.
  2. Ознакомление с  обрядами и
    праздниками, бытом казаков.
  3. Посещение музея, «трогательное»
    знакомство с  предметами  убранства казачьей  горницы  (салфеток,
    полотенец, простыней, фартуков, подушечек).

Материал:

рушники, кисти, гуашь, иллюстрации,
трафареты с   орнаментом.

Ход  занятия

Ведущий

 Среди просторов нашей
большой страны есть край, где ты живёшь, где твой дом родной, твоя земля
родная. И где  бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать
свою родную землю.

— Дети, я вам много
рассказывала о том, как люди жили в старину в устьях рек Волги и Дона, об их
быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем  зимой занимались люди?

— Да! Зимними холодными
вечерами  женщины занимались рукоделием, украшением своих домов: вязали,
ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Давным-давно поселились казаки в
междуречье  Волги и Дона,  жили свободно,  умело стерегли они свои границы. Это
были храбрые люди, удалые. Они умели и воевать,  и жить ладно. Семьи у казаков
были большие, многодетные. Жили семьи в любви, уважении и согласии.

 — Давайте вспомним,
чему учили в казачьих семьях малых ребят? (уважать и почитать старших, быть
вежливыми, скромными, честными, трудолюбивыми).

— А сейчас мы с вами
перенесемся в те далекие времена.

 Дети вместе с
воспитателем заходят в горницу.

— Посмотрите, сколько
красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением.
Видите, как они украшают светёлку. Узнаете  ли вы эти вещи (скатерти,
полотенца, коврики, прялки)?

— Полотенце имело много
названий: постенник,  набожник,  рукотёр,  рушник, утиральник,
утирка. Длина полотенец была от двух до четырёх метров, ширина до 40  см.

Полотенце играло важную роль
в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для
этого случая полотенцем, умирал человек – покрывали  полотенцем.

— Давайте посмотрим, что
вышивали умелые руки на этих рушниках, какие узоры подбирали. Узоры  для
своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы,
птицы, животные.

— А  какие цвета
 использовали мастерицы, чтобы вышить рушник?

— Красный, чёрный.

— А знаете, что означает эта
вышивка?

Вышивка означала следующее: 
цветок красный с бутонами и корнями — символ крепкой семьи; корни — бабушка и
дедушка; цветы — родители, бутоны – дети.

В крепкой семье уважают
стариков, берегут родителей, любят детей.

 Прямая чёрная линия на
рушнике  — символ земли.  Рушниками украшали свои дома, а самый красивый
вешали в  красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела
икона. (Воспитанники рассматривают красный угол, украшенный рушником)

  Вышивка – популярный
и любимый в народе вид рукоделия. Вышивкой занимались как крестьянки, так и
знатные, богатые женщины. Имея деревянные пяльцы, иголку, нитки, женщины,
покрывая их красивыми узорами, превращали холсты в неповторимые произведения
искусства, которые радовали глаз. Сколько терпения, труда и вкуса нужно было
иметь, чтобы создавать такую красоту!

Сегодня мы можем познакомиться
с такой красотой  и в нашем   музее «Казачий курень».

     К свадьбе в хате
устраивали своеобразную выставку рукоделий, по которой судили о состоятельности
невесты, её мастерстве и трудолюбии.

  Девушка заготавливала
к свадьбе не менее 12 полотенец. Это  прежде всего  рушник для новобрачных — им
пользовались молодожены в первые дни.

Два рушника готовились для
будущих малышей: мальчика — с геометрическим орнаментом,   для девочки — с
растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной
принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю счастливую дорогу.
Иногда внизу вышивали голову лошади или цветочную подкову.

    Вышитые
полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной
обрядности. Начиная с первого дня сватовства, полотенце выполняло определенную
роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она каждому из сватов
подносит на тарелке по полотенцу, в знак того, что она принимает их
предложение. На протяжение всех этапов свадебного ритуала полотенце
использовалось в качестве подарка, а также как знак участников свадьбы.
Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами  вступающих
в брак, под него клали медную монету. После церемонии подножник и деньги
оставались в пользу церкви. На полотенце родители подносят хлеб-соль жениху и
невесте.

 А теперь немножко
отдохнём. Физкультминутка.

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

— «Лучше нет родного края!»

Воспитатель:

Ой, беда-беда-беда!

 Помогайте, детвора!

 Как у нас в станице

 Разленились мастерицы.

 Не хотят ни шить, ни
прясть –

 Не поймем, что за
напасть!

В музее «Казачий курень» 
ребята рассматривают рушники,  и воспитатель коротко  рассказывает их историю…

Рушник –
дорога жизни

Искусство вышивания всегда
ценилось на Поволжье. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и
охраняли от злых сил. Рушниками завешивали окно „от злых духов”, когда освящали
хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась
нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома.

 Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон –
лицевая сторона для людей, изнаночная – для Бога.

    Рушник – это
дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь
(не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы
навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).

На свадебных рушниках вышивают
пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек
– вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней (чтобы муж не изменял).

«Раздолье»

 Все размеры рушника
(ширина, длина) должны делиться на семь.

В традиционной славянской
вышивке важное символическое значение имеет цвет. Красный цвет в народной
культуре всегда имел особое значение. Этот цвет жизни, солнца, плодородия и
здоровья. Рушник «Раздолье» неслучайно вышит нитями красного цвета. Само слово
«красное» означает еще и «красивое»,
«прекрасное»: красна девица, красно солнышко, весна – красна.
Ромбовидный орнамент рушника – древние земледельческие символы, которые
означают засеянное поле, солнце, выражая идею плодородия и защиты от всякого
зла. Птицы – уточки, расположенные по центру рушника, связанны со стихией
питающей и животворящей воды. В свадебном фольклоре уточка и селезень
традиционно символизируют жениха и невесту, т.е. пора уточек является символом
семейной жизни. Изображением поры уточек может украшаться свадебный каравай.
Рушник «Раздолье» — это пожелание богатства, счастливой семейной
жизни и благополучного продолжения рода.

Ваза с цветами

Нередок в вышивке мотив
вазона. Его распространение в прикладном искусстве Восточной Европы относят к
XVI-XVII вв. Мотив вазона стал одним из центральных в украинском народном
искусстве. Цветы условны, фантастичны. Узор привлекает яркостью и
декоративностью. Можно говорить об иконографии мотива: изящная стройная ваза с
изысканно-прихотливым абрисом на тонкой, словно точеной ножке, в основании
переходящей в причудливые завитки, и крупный пышный букет.

                          

Этот орнамент практически
без существенных изменений, встречается на рушниках во многих хуторах и 
станицах Поволжья.

Рушник предназначен для
традиционных свадебных торжеств.

Свадебный венок

Девушки брачного возраста во
время празднования Троицы по венкам из цветов гадали о замужестве, снимая их с
головы и бросая в реку:

 Ой, на веночках девки
гадали,

 Они веночки в воду
побросали,

 Чей венок восплывет,
тот верно с миленьким живет

 Чей венок потонул,
значит того милый обманул…

Считалось, в какую сторону
венок поплывет, туда девка выйдет замуж.

Свадебный венок невесты –
символ ее девичества, непорочности, как и ее коса. Для изготовления свадебного
венка у славян использовались различные растения: барвинок, разморин, калина,
мирт, роза, гвоздика, и другие живые, сухие или искусственные цветы.

 

Свадебный венок из роз –
прекрасный образ для венчального рушника, символ пожелания молодым счастья,
любви и верности. Он является неотъемлемой, составной частью комплекса
свадебных символов: каравая, кольца, свадебного наряда, свадебной скатерти.

Купала

Купала – особенный праздник,
день летнего солнцестояния. Трава и цветы в это время обладают особой
целительной силой. Девчата и парни, держась за руки, прыгают через костер в
специально сплетенных венках из цветов и зелени. Девушки в этот день по венкам
гадают о своей судьбе, бросая венок в реку: куда поплывет, туда и замуж идти.
Существует предание, что в купальскую ночь зацветает таинственный цветок
папоротника.

Символическое изображение
солнца (огня небесного) и цветочных мотивов характерно и для вышивки восточных
славян. Эти символы призваны уберечь человека от всякого зла и обеспечить ему
жизненное благополучие. Особый смысл имеет и изображение на рушнике женских
фигурок. Древний смысл восходит к идее Матери-земли, кормилицы, обеспечивающей
человеку богатство и процветание.

Древо жизни

Древо жизни, райское древо —
излюбленный мотив восточнославянской вышивки, но он был известен и в искусстве
Восточной Европы. Считается, что дерево олицетворяет собой связь земли с небом.
Известен сказочный сюжет о дереве, по которому человек попадает на небо.
Изображение «древа жизни» по народным представлениям должно приносить
счастье, а также оберегать от всякого зла. Поэтому данный символ вышивается на
свадебных рушниках. Образ «древа жизни» присутствует на свадьбе и в
виде наряженной цветами и лентами ветки.

  Вместе с изображением
«древа» в вышивке рушников обычно присутствуют и птицы. Образ птицы
также неслучаен. Птица — символ души человека, парные птички обычно
символизируют жениха и невесту. Птица — это и обитатель мира небесного,
следовательно,  обладает способностью влиять на судьбы людей.

Свадебный рушник «Древо
жизни» — это пожелание молодым счастья, любви и всех жизненных благ.

Берегиня

В славянской мифологии
берегини — женские персонажи, оберегающие дом и его обитателей от зла и
несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу — древняя молитвенная поза,
обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла. Роль оберега
играет изображение на рушнике орнамента из геометрических фигур. Ромбы,
звездочки — старинные земледельческие символы плодородия земли; солнца (огня
небесного); воды; мужского и женского начал.

Рушник «Берегиня»
— это и оберег от бед и несчастий, и пожелание человеку достатка, здоровья и
благополучия.

Маки

Маки — одни из любимых
цветов  народной вышивки. Этот прекрасный цветок символизирует чистоту и
непорочность, девственность невесты. Вышитые на свадебном рушнике маки являются
пожеланием молодым всех благ, верности в любви и счастливой семейной жизни.
Хорошее, чистое начало совместной жизни — залог достойного её продолжения.

Свадебный

В свадьбе рушники
используются в качестве обязательных и одних из основных символов. Одно из
основных значений свадебного рушника — жизненный путь, по которому вместе
должны пройти жених и невеста, муж и жена.

В свадьбе используются
несколько специальных рушников: на икону — родительское благословение; под
хлеб, который держат родители на рушнике во время благословения молодых; два
каравая; для связывания руки невесты с рукой жениха (символ соединения,
неразлучности); особый рушник, который невеста приносит в дом жениха;
настольные большие рушники со свадебной символикой, и т.д.

В традиционной вышивке восточных славян изображение на
свадебном рушнике пары птичек (жаворонков, голубков) символизирует жениха и
невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви.
Неслучайно на свадебном рушнике вышиваются и цветочные орнаменты. Это и оберег
от злых сил, и пожелание молодым «процветания», здоровья, богатства,
рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен
жениха и невесты. Существует прекрасная традиция сохранять свадебный рушник в
семье, передавая его своим детям.

Музейные экспонаты.

Воспитанники  рассмотрели рушники, поделились своими
впечатлениями.

— А теперь, ребята,
выручайте. Все мастерицы у нас в избе  отказываются работать. Не шьют, не
вышивают. Все рушники состарились, а новые некому сделать. Может быть, вы
поможете?

— А вы знаете, что искусство
вышивания всегда ценилось у казаков. Для этого мастерицы вышивали специальные
узоры или орнамент. Очень любили наши предки изображать птиц на рушниках, ведь
птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда женщины вышивали павлинов на
своих изделиях. Он считается символом мудрости. Узор из растений был не менее
популярен.

— Посмотрите внимательно, ребята,
какие растения вышивали на рушниках?

  • калина, рябина – символы любви;
  • виноградная лоза – символ долголетия;
  • василек – символ свадьбы.

Чаще всего из цветов
использовали красный (цвет солнца, тепла и красоты) и черный цвета. Позже 
стали вышивать в дополнение к красно-черным узорам синими и зелеными нитками.

— Видите, как сложно
правильно вышивать, но я думаю, что вы справитесь! Тем более, что будете
работать с бумагой, красками и трафаретом.

Перед вами лежат совершенно
белые рушники из бумаги и трафаретки с орнаментом для вышивания.

А вот вышивку мы будем
делать не нитками, а красками и кисточкой. И для наших мам и бабушек получатся
красивые новые рушники.

Практическая работа
детей.

(Во время работы звучат
спокойные песни из репертуара Кубанского казачьего хора.)

Воспитатель:

— Все ребята закончили.
Какие чудесные рушники у вас получились.

Спасибо вам, ребята. Вы
такие молодцы! Вы сделали  новые детские рушники, а когда подрастёте, то
сможете и сами вышить рушник нитками. А эти первые ваши рушнички  я прошу вас
подарить мамам и бабушкам.

Скачано с www.znanio.ru

Разработка внеклассного мероприятия «Вышитый рушник в жизни народа» предназначена для классных часов и внеклассных мероприятий в 5-9 классах. Ресурс также будет полезен для начальной школы во внеурочной работе.

Цель: знакомство с историей рушника, его значением в жизни народа.

Задачи: углублять знания учащихся о традициях родного края; развивать интерес к историческому прошлому своего народа; воспитывать любовь к своей Родине и уважение к национальным традициям.

©

Моргунова Ольга Викторовна

Моргунова Ольга Викторовна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Разработка внеклассного мероприятия «Вышитый рушник в жизни народа»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Классные часы на разные темы» и представляет собой: «классный час».

Загрузка началась…

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про русскую печь
  • Сценарий про русскую матрешку
  • Сценарий про олимпийские кольца
  • Сценарий про олимп
  • Сценарий про оладушки