Сценарий про русскую гармонь

     В повседневной жизни современных школьников, по нашему мнению с Фаттаховой О. Н. - вожатой школы, совсем мало тематических школьных праздников, в которых ребята могли бы показать с

Школьный праздник

«Играй, гармонь! Звени, частушка!»,

посвящённый народному инструменту – гармонике.

Составили педагоги дополнительного образования

МБОУ «СОШ №84» г. Северска Томской области

Никиенко А. А. — руководитель школьного музея «Истоки»,

Фаттахова О. Н. — старшая вожатая.

март 2018 г.

Цель: пропаганда и возрождение интереса у школьников к народному инструменту  — гармони, гармонистам, воспитание уважения к гармонистам —  землякам.

Задачи:

▪ рассказать в творческой форме о народном инструменте, любимом во все времена;

▪ познакомить учащихся и всех присутствующих на празднике гостей с гармонистами городского клуба «Играй, гармонь!»;

▪ показать и рассказать о том, как гармонисты поднимали дух советских бойцов в годы войны;

▪ показать красоту пения под гармонь;

▪ дать возможность детям проявить свои музыкальные и танцевальные способности;

▪ создать атмосферу праздника;

▪ дать возможность отдохнуть всем присутствующим душой и интересно и с пользой для себя провести свой досуг.

Ведущие праздника — два человека: девушка — Д

                                                         парень — Ю

У входа в зал работают скоморохи, они кричат «зазывалки».

В зал входят ребята и гости, каждому  входящему выдаются цветные жетоны.

Одновременно звучит мелодия песни «Завалинка».

Как только все гости собрались в зале, выходят двое ведущих в народных костюмах.

Исполняется песня или танец.

Д: Дорогие ребята!

Ю: Дорогие гости!

Вместе: Милости просим!

Ю: Поскорее проходите и места свои займите!

       С радостью мы вас встречаем, праздник – начинаем!

Д: Там, где в травах ветер сладкий, где за полем бор стеной,

     Собрали для вас мы загадки в кузовок берестяной.

Ю: У неё – вся душа нараспашку, и хоть пуговки есть – не рубашка!

       Не индюшка, а надувается! И не птица, а заливается!

       Она и с мехом, но не шуба! Худеет и толстеет!

Д: Она – звонкая, нарядная, русская, двухрядная!

     Заиграет, только тронь. Как зовут её? … ГАР-МОНЬ!

     Гармонь – название какое, в ней – молодость и старина!

Ю: Нашей встрече быть угодно! Спасибо, что отложили вы дела,

       Вас  гармоника сегодня на свиданье позвала!

Звучит наигрыш гармони.

Ю: Ах, гармонь, гармонь-услада! Ах ты, русская душа!

      До чего же ты, гармошка, во всех смыслах хороша!

Д: Наш праздник «Играй, гармонь, звени, частушка!» объявляется открытым!

     Будьте здоровы и счастливы! Веселья вам и радости!

Ю: Мы рады представить вам наших почётных гостей, без которых праздник не смог бы состояться. Кто они? Отвечайте! На плече висит ремень, а под мышкой инструмент. Наши северские артисты – это парни …  гармонисты. У нас в гостях – северские виртуозы – гармонисты, участники клуба «Русская гармонь», который живёт и действует в Северске 23 года.

Д: Давайте все вместе познакомимся с ними. Это:

     1. Президент клуба – Иглаков Василий Иванович.

     2. Новосёло Николай Николаевич    

     3. Бушко Юрий Николаевич

     4. ______________________________________________________________________

     Давайте, друзья, поприветствуем гармонистов дружными и громкими аплодисментами!

Ю: Гармонь, гармонь, гармошечка – русская душа!

      Тронь её немножечко,

      Сразу весела музыка польётся, запоют басы,

      Хороши частушки, песни хороши!

Д: Ты играй, играй, гармошка! Золотые планочки!

     Гармонист, бери скорей звонкую тальяночку!

Исполняется какая-нибудь мелодия на гармошке.

Ю: Инструмента звук певучий, озорной, лихой мотив,

       Словно вихрем вас закрутит, пляской быстрою пленив!

Исполняется  стихотворение «Горжусь земляками!»

Чтец:

В разных бывал я городах,

Но сегодня скажу, не тая,

Нет края милее на свете,

Чем малая родина моя!

Всё так близко мне и знакомо,

Голос ветра, шептание берёз.

Лес да речка, тропинка у дома,

Гармоники русской напев!

Я горжусь земляками своими,

Что живут по соседству со мной!

Исполняется весёлый танец «Замечательный сосед».

Д: Мы найдем для песен место, их не спрячем про запас,

       Никому не будет скучно с гармоникой у нас! 

Ю: Говорят – гармонь не в моде, в моде – электроника!

                Д: Брось шутить: живёт в народе русская гармоника!

      Знаю точно – было время, на гармонях играла вся святая Русь!

      Убедимся все мы в том, что жива у нас гармонь!

Ю: Русская гармонь – отечественная святыня, которую народ полюбил очень давно. С гармонью связан не один миллион людских судеб. Она веселила в праздники, помогала и в будни – поддерживала, поднимала настроение, украшала жизнь.

Д: С гармонью провожали новобранцев в армию, строили новые города, новосёлы осваивали нераспаханные земли. С неимоверным трепетом к гармони относились солдаты  в  годы  Великой Отечественной войны, когда выдавалась свободная минутка

 на привале.

Исполняется стихотворение «Дедова гармонь».

Чтец:

На войне мой дед Антон

Был в свою гармонь влюблён.

Он играл, не зная нот,

Обожал его весь взвод.

Песни дедовы звучали

Перед боем, на привале,

И в окопах, под обстрелом,

И под вражеским прицелом.

Боль и ужасы войны,

Стон обиженной страны,

Вера крепкая в победу

Были в песнях славных деда.

Пал в сражении мой дед,

Было деду 30 лет.

Дедов друг гармонь забрал,

Бабушке моей отдал.

Вот гармонь – лежит в футляре,

В ватном старом одеяле.

Вся истёрта, прожжена,

Память о войне она.

Ю: Русская гармонь – верная наша подруга и вечная спутница.

      Музыка гармони для многих людей звучит как история, несущая в себе воспоминания и заряд радости.

Д: Гармонь – не просто ящик музыкальный,
Она – хранительница русской старины,
Народной мудрости источник уникальный,
Культурное наследие страны!

Исполняется мелодия гармони.

Исполняется монтаж.

Выходят 3 человека  и читают стихи:

1. После труда, в часы досуга или у праздного стола

Гармонь – любимая подруга, нам верной спутницей была.

2. Она не только развлекала и в даль тревожную звала.

    Гармошка выжить помогала средь равнодушия и зла.

3. Она столетия копила в себе энергию людей

    И очень бережно хранила мотивы стороны моей.

4. Когда пришли года лихие, запахло в воздухе войной

    На фронт ребята молодые гармошку увезли с собой.

5. Десятки вёрст промчавшись в танках, пройдя сквозь тысячи преград,

    Гармонь в окопах и землянках лечила музыкой солдат.

6. И в бой пехоту поднимая на разъярённого врага,

    Она нам сделалась родная, как мать близка и дорога.

Звучит гармонь.

Инсценировка (автор, дед, внучок).

Автор: В конце учебного года третьеклассник Серёжа, гуляя со своим дедом по парку, обратился к нему с просьбой.

Внук: «Дедушка, а, дед! В нашей школе будет проходить концерт, и нам сказали пригласить своих родственников, чтобы они приняли в нём участие. А ты, дед, смог бы выступить  на этом концерте?

Автор: Подумав немного, дед произнёс.

Дед: Конечно, внучок, выступлю. Зачем тебя подводить? Но для этого мы с тобой должны посетить музыкальный магазин..

Автор: В большом музыкальном магазине продавалось много гармошек, баянов и аккордеонов. И каждый инструмент каждому покупателю всем своим видом говорил: «Возьмите меня!»

Внук: Дедушка, давай купим красавца – баяна, у него больше всего кнопочек, и он самый нарядный.

Дед: Да, знатный баян. На нём можно сыграть любую мелодию, даже классическую. Поэтому его и назвали баяном – в честь легендарного сказителя и певца Баяна. Только мне не он нужен.

Внук: Дед, может купим этот аккордеон, с малиновой отделкой? Посмотри, у него и кнопочки есть, и клавиши!

Дед: Хороший аккордеон, сделан со вкусом. Но мне не он нужен.

Внук: Не пойму, я тебя, дед! Что тебе надо? И этот не тот, и этот не тот! Так ты ничего и не купишь! Подведёшь ты меня, дед. Ей-богу, подведёшь!

Автор: Дед не обратил внимания на слова внука, а продолжал разглядывать инструменты. Наконец, он остановился у гармошки.

Дед: Вот она, тульская двухрядка. Видишь, у неё с правой стороны два ряда кнопочек, за это её и прозвали – двухрядкой.

Внук: Почему ты купил какую-то гармошку?! Неужели для концерта нельзя было выбрать более нарядный инструмент?

Дед: Эх, Серёжка! Поймёшь ли? Да такая гармошка всю войну со мной прошла! А за концерт, ты не беспокойся, внучек!

Автор: Серёжка любил деда, дружил с ним, но стеснялся его внешнего вида. В день концерта в школу он побежал один.

Внук: Дедуль, я пораньше побегу, а ты сам дойдёшь. Спросишь актовый зал – тебе покажут.

Автор: Начался концерт. Один за другим поднимались на сцену бабушки и дедушки. Они читали стихи, пели песни. И вдруг ведущая громко объявила: выступает гвардии сержант Антонов Сергей Николаевич!

Дед:  Дорогие ребята, друзья! Я не стану рассказывать про битвы и победы, а расскажу я вам о том, как нас гармошка спасла. Как-то я заметил, что стоило мне заиграть на гармошке, становилось тише. Однажды три дня не давал нам враг передышки. А у нас патроны кончились, в живых осталось совсем мало человек. Тогда я взял свою подружку – гармошку, заиграл и запел последний раз перед смертью. И вдруг всё стихло. Целый час я пел и играл. И целый час молчали враги, слушая музыку и песню. Ну а наши не зевали, подмогу нам прислали. С тех пор у нас появилась поговорка: «Когда играет гармошка, молчат пушки».

Д: Играй,  гармонь! Победная,  живая!

     И песню  с  той  войны нам  донеси.

     Меха  в  разлёт,  как  те  салюты  мая.

     Звучит  гармонь – царица всей  Руси!

Исполняется  военная песня  под гармонь.

Ю: Россия, Россия – края дорогие! Здесь издавна мы – русские люди живём.

      Мы прославляем просторы родные, раздольные песни поём.

Д: Пусть станет наш праздник светлей и чудесней,

     Друзья, споём же все вместе любимую песню.

Исполняется песня всем залом

Слова песни – на экране.

Можно раздать печатные тексты.

Ю: Гармонь жива, и слава богу, что не даёт нам унывать.

       А, собираясь в путь-дорогу, я громко говорю опять.

       Играй, гармонь, назло стихии! Воюй за правду и добро.

       В тебе живёт душа России, природных звуков серебро.

Инсценировка стихотворения «Гармонист»

Чтецы (девочка и мальчик)

Девочка:

Ну-ка, гармонист Антошка!

Доставай свою гармошку.

Чтобы ноги в пляс пошли,

Нас скорей развесели.

Молодчина наш Антошка!

 Мальчик:

Так и быть, – сказал Антон. И достал гармошку он.

Широко её развёл, из гармони звук пошёл.

Развесёлый, удалой, всем знакомый и родной.

Эге-гей, играй, гармошка!

Д: Ах, гармошка, чудо-встряска! Пальцы вверх и пальцы вниз.

     Где гармошка, там и пляска.

     А без пляски что за жизнь?

Исполняется под гармонь танец «Валенки».

Д: Выручал не раз он нас – быстрый русский перепляс.

     Говорят не зря в народе: перепляс и нынче в моде.

     Потому он в этот час прозвучит сейчас для вас!

Исполняется игра на ложках.

Ю: Гармошка русская! Пусть никогда не угасает

      В тебе ни удаль, ни задор.

      И весели, не уставая, сердца частушкой озорной!

Исполняются  частушки под гармонь.

Частушки:

А за рекою, за рекой,
За рекой мелодия.
Позывные подаёт
Двухрядная гармошечка.

У нас есть гармошке место,
Заиграла — просто «Ух!»
Василь Иглаков, наконец-то,
Воскрешает русский дух.

Не давайте сладкий пряник,
Не давайте мне конфет,
Дайте в руки мне двухрядку-
Козырной авторитет.

Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей, 
Чтоб порадовать людей!

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень  много,
Можем растеряться!

  Мы частушек много знаем

Под разлив гармошечки,

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки.

 Мы частушек много знаем:

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких!

Вы послушайте, ребята,

Нескладуху буду петь:

«На дубу свинья пасётся,

 В бане парится медведь».

Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше деется:

Воробей в рожок играет,

За соломку держится.

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

    В ситцевой карете.

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,
   Надо пляской помогать.

Мы весёлые ребята,
Мы нигде не пропадём.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споём.

Выйду-выйду я плясать
В новеньких ботинках.
Все ребята говорят, 
Что я как картинка.

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

Встал наш Вася на носок.

А потом на пятку,

  Стал он русскую плясать,

А потом вприсядку.

Попляши-ка ты, Андрей!

Не жалей своих лаптей.

Сходим, лыка надерём,

Лапти новые сплетём.

Топ, топ, топочок,

Приударь-ка, башмачок!

Так и этак, так и сяк!

Вот и этак, вот и так!

Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

Ах, гармошка  хороша,
Хороша и  полька,

  Пляшут ноги под гармонь,
   Не стоят нисколько.

Не могу я без частушек,
Не могу без песен,
Без гармошки заводной.
Мир как будто тесен.

Если б не было воды,

Не был б и кружки.

Если б не было девчат.

Кто бы пел частушки?

Ой, спасибо гармонисту, 
Хорошо он нам сыграл! 
А еще за то спасибо,
Что игру не прерывал!

Настоящий виртуоз,
Виртуоз и только,
Гармонист не устаёт 
Никогда, нисколько.

По России гармонистов
Не собрать, не сосчитать,
Всех в России

                     гармонистов
Надо лично уважать.

Мы пропели вам

                            частушки
Хорошо ли, плохо ли.

 А теперь мы вас попросим,
   Чтобы вы похлопали.

Д: Солнце нам светит и радость несёт.

Гармошка играет, всех забавляет.

А  может, и ещё что-нибудь сыграет?  Мелодия гармони.

Ю: Ах, сколько песен спето о гармони,
Не сосчитать написанных стихов!
Ну как, скажите, душу не затронет
Коронный звук развёрнутых мехов!

Д: Смех озорной заливистой тальянки,

     Весёлой ливенки серебряный напев

     «Цыганочку» дарили и «Смуглянку»,

     Своим дыханьем сердце отогрев.

Ю: Друзья, коль такая сила у русской гармони, сохраним её нашим потомкам, продолжим жизнь великолепному русскому инструменту!

Д: На Руси никогда не умолкнут гармони,

     Русь без голоса их, как трава без росы.

Ю: Музыкантам улыбнись. Вызывай гармонь на бис!

        Исполнение гармонистов.        

Д: Напоминаю, нас сегодня радовали самородки – гармонисты.

      ________________________________________________________________

________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Ю: Друзья, давайте искупаем гармонистов в  дружных и громких овациях!

Д: Славится, как славилась прежде издавна

     Гармонистами талантливыми наша сторона.

     Люди, сердцем чистые, как дела свои,

     Берегут и множат красоту Земли. 

Ю: А также в нашем празднике сегодня приняли участие: (называются фамилии и имена учащихся и их руководители).

Д: Идея и сценарий праздника принадлежит педагогам дополнительного образования: руководителю музея – Адександре Аркадьевне, Ольге Николаевне.

Ю: Друзья, всем вам желаем с музыкой дружить, и песни петь –

      Россию-матушку любить!

Д: Желаем красоту увидеть в некрасивом,

     И разглядеть в ручьях разливы рек.

     Кто  умеет в будни быть красивым,

     Только тот счастливый человек!

Ю: Говорим вам – до свидания, спасибо за внимание!

Вместе: До новых встреч!

Праздник длился ровно 60 минут

с коллективным пением после основной запланированной части!!!

14.02.2022

Фольклорный праздник «Играй, гармонь»

Добрынина Елена Михайловна

В данном конспекте представлен материал об истории появления русской гармошки, где и когда впервые она появилась. Включены пословицы и поговорки, загадки, частушки, стихи и потешки. А так же, песни и танцы о русской гармошки.

Оценить




1022

Содержимое разработки

«Играй, гармонь»

(сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста ) Звучит аудиозапись песни « Мужичок с гармошкой « муз. и сл. И.Николаева Дети входят в зал, их встречает музыкальный руководитель с гармошкой в руках.

Ведущая ( м.р. ) Вижу к празднику готовы , на детях новые обновы :

Сарафаны расписные , да рубахи льняные . Гармонь моя поет , играет , вас на праздник приглашает .Проходите , не стесняйтесь , удобно все располагайтесь . Посидим рядком , да поговорим ладком .( под музыку дети проходят на свои места

Ведущая ( м.р. ) Сегодня я хочу вам рассказать об очень любимом и популярном в нашей стране народном музыкальном инструменте. Вот послушайте , какие о нем сложили загадки :

В руки ты ее возьмешь ,

То растянешь , то сожмешь .

Звонкая , нарядная ,

Русская , двухрядная .

Заиграет – только тронь

Как зовут ее ? ( Гармонь )

На плече висит ремень , а под мышкой инструмент ,

Деревенский наш артист , этот парень … ( Гармонист )

Молодцы , верно отгадали мои загадки. Инструмент , о котором мы поговорим , называется – гармонь. А музыкант . который на нем играет – гармонист . Ребята , а вам интересно узнать откуда появилась гармошка ? ( Ответы детей )

Звучит фонограмма песни из мультфильма « Летучий корабль « Частушки Бабок Ежек , в зал влетает на метле Баба Яга с гармошкой .

( поет ) Я летала на метле ,

Побывала я везде .

И нашла я чудо ,

Что это , откуда ?

Ведущая ( м.р. ) Баба Яга , столько лет живешь на свете и не знаешь , что это такое ? А вы , ребята , знаете что это такое у Бабы Яги ? ( ответы детей ) Правильно , ребята , это гармошка. А как вы думаете , для чего нужна гармошка ? ( ответы детей ) Да , ребята , гармошка нужна , чтобы поднять настроение , повеселить народ . Предлагаю вам спеть песню о гармошке.

Дети исполняют песню «Эх , гармошка « сл.В. Семернина муз. А. Аверкина

Ведущий : А теперь , устраивайтесь поудобней , и смотрите и слушайте.

Баба Яга : Я тоже хочу знать , что это за инструмент – гармошка .

Презентация « История возникновения гармошки «

Ведущий : Вот такая интересная история появления гармошки .

Баба Яга : И я теперь буду знать все о гармошке , полечу в свой сказочный лес , и расскажу об этом интересном инструменте.

Звучит музыка (фонограмма ) из мультфильма «Летучий корабль « Баба Яга улетает на метле . Выходят девочка мальчик .

Мальчик : Песен на Руси немало ,

Все поют и стар и млад .

А с гармошкой – говорушкой

Песни радостно звучат .

Девочка : Ах , гармошка – говорушка ,

Всему свету госпожа .

Только кнопки заиграют ,

Запоет моя душа .

Ведущий : С давних пор полюбилась русскому народу гармошка , многим пришелся по душе ее голос. И в каждой губернии нашлись мастера , которые старались сделать свою гармошку особенной. В Туле на инструмент вешали зеркала и пускали солнечных зайчиков , которые играли на гармошке . У всех окружающих поднималось настроение ,

И никто не оставался в стороне . если звучала русская плясовая . А в городе Саратове на гармошку вешали колокольчики , и она не только играла , но и звенела .

Особым шиком считалось , когда шел гармонист по улице в солнечный день . Блестел на нем лаковый козырек , сияли сапоги , а от от гармошки лучи в разные стороны .

Читают дети :

1 – Не могу я без гармошки ,

Не могу без песен

И Без пляски заводной

Мир как будто тесен .

2 – Вот гармони заиграли,

И танцоры вышли,

Пусть веселую кадриль,

Будет всюду слышно!

3. Ах, гармошка, чудо встряска!

Пальцы вверх и пальцы вниз.

Где гармошка, там и пляска,

А без пляски, что за жизнь?

4. Пойду плясать, половицы гнуться,

Веселей играй гармонь,

Пусть меха не рвутся.

Танец «Ох Сережка»

Ведущий: Звуки гармони оказывают влияние на мысли и чувства людей. Слушая гармонь все люди становятся добрее друг к другу, она несет в себе заряд радости и добрых воспоминаний. Ребята, а как на таком душевном празднике без русской народной частушки.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка, частушки

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки

  1. Говорят, гармонь отходит, в моде электроника,

Знаю, не умрет в народе русская гармоника.

  1. Про задорную гармошку, вам частушки пропою,

Про задорную гармошку все как есть, я расскажу.

  1. Гармонист, гармонист,

Я твоя подружка.

На гармошке поиграй,

А я спою частушки.

  1. Гармонист, гармонист,

С кухни поварешка

Не бывать тебе бы с нами,

Если б не гармошка!

  1. Я играю на гармошке,

Хоть гармонь моя с ладонь.

Когда вырасту немножко,

Подрастет моя гармонь.

  1. Ты гармошка — говорушка ,

Моя верная подружка.

Я с тобой везде, повсюду

Гармонистом знатным буду!

Ведущий: А во время Великой Отечественной войны гармошка поднимала боевой дух солдат, скрашивала часы затишья между сражениями.

Дети слушают песню « В землянке» сл. А .Суркова, муз. К. Листова.

Ведущий: В старину без гармошки не обходилось ни одно событие ни на деревне, ни на селе, ни в городе. Под русскую гармошку и свадьбы играли и урожай собирали и конечно же играли. Вот и сегодня мы тоже с вами поиграем.

Песни, игры, хороводы,

Не уйдут из моды

Собирайся детвора
Коль играть пришла пора.

Выходят Мальчик и Девочка

Мальчик: Не просто так поет гармошка

Нас зовет она играть!

Мы сейчас ее по кругу,

Будем всем передавать!

Девочка: Вот гармошка у меня,

Танцевать с ней буду я.

Игра «Передай гармошку»

(Дети выстраиваются в круг, под мелодию р .н. п. « Ах вы сени, мои сени» они передают гармошку друг другу и поют:

Без гармошки вот беда,

Ходят ноги не туда.

А гармошечку почуют_

Сами ноженьки танцуют!

Тот , у кого гармошка окажется в руках, выходит в круг и танцует под РНП « Калинка» остальные хлопают.

Ведущий: И в наше время гармошка стала неотъемлемой частью русской национальной культуры. Давайте послушаем, какие пословицы и поговорки о них сложили:

Читают дети:

— Гармонь – не огонь, а разогревает.

— Легка дорожка, если есть гармошка.

— Гармонюшка – матушка лучше хлеба батюшки.

— Иногда без гармошки, что за обедом без ложки.

— Бери гармонь в руки – и не будет скуки.

— С гармошкой работа спорится.

— Гармонь отрада, гостю рада.

Ведущий: Сейчас гармонь продолжает звучать на сцене. Она, наряду со своими родственниками – баяном и аккордеоном – является частью оркестров и ансамблей народных инструментов, используется в выступлениях небольших эстрадных групп, исполняющих народный репертуар.

Гармонь – не просто ящик музыкальный, она – хранительница русской старины, народной мудрости источник уникальный, культурное наследие страны.

Своя , простая , русская, народная,

Гармонь тревожит сердце благородное,

И музыкой волнующей, особенной,

Вновь наши души связывает с Родиной.

С. Борискин

Дети исполняют песню « Моя гармошка» р. н. песня.

Дети выходят из зала под песню « Одинокая гармонь» сл. м. Б. Мокроусова.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/484168-folklornyj-prazdnik-igraj-garmon

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Праздник «Весёлая гармонь», приуроченный ко Дню пожилого человека, проведен 29 сентября 2013 года в деревне Городище Череповецкого района Вологодской области.

1. Вступительное слово ведущих. Поздравление пожилых людей, рассказ о популярном в русских деревнях инструменте — гармони.
2. Игра для детей и взрослых «Угадай мелодию». В исполнении гармониста звучат популярные мелодии, которые угадывают дети и взрослые (подпевают).

«Барыня» (народная)
«Ветка сирени» (В. Залкин)
«В лесу родилась елочка»
«Напилася я пьяна» (народная)
«Смуглянка» (Я. Шведов, А. Новиков)
«Молодая» (Е. Амирамов)
«Ой, мороз, мороз» (народная)
«Ламбада» (Kaoma)
«Облака, белогривые лошадки» (С. Козлов, В. Шаинский)
«Ваше благородие, госпожа удача» (Б.Окуджава, И. Шварц)
«Синий платочек» (К. Галицкий, Е. Петерсбургский)
«Вот кто-то с горочки спустился» (народная)
«Пусть бегут неуклюже» (А.Тимофеев, В.Шаинский)
«Старый клен» (М.Матусовский, А. Пахмутова)
«Бесаме мучо» (Консуэло Веласкес)
«Стою на полустаночке…» (И. Китаев, М. Анчаров)

3. Игра «Любовь дроздов»
Все встают в круг, рассчитываются на «Дрозд первый» и «Дрозд второй», после чего «первые» приседают, «вторые» расправляют крылья. Под звуки гармони «вторые» выходят вперед, внутрь круга, а «первые» теснятся друг к другу. Первые встают лицом ко вторым, образуя внутренний круг. Когда играет гармонь (например, «Танец маленьких утят»), круги идут в разные стороны. Музыка остановилась – останавливаются и круги.

По команде все начинают произносить слова и показывать на ту часть тела, о которой идёт речь. Слова следующие: «Ты дрозд, и я дрозд, у тебя нос и у меня нос, у тебя щёчки алые и у меня щёчки алые, мы с тобой два друга (жмут руки), любим мы друг друга (обнимаются)».

4. Развлечение для детей и взрослых «Кабачковая игра»
Присутствующие образуют большой круг, два участника получают по кабачку. Под музыку кабачки начинают перекидывать по кругу, когда музыка останавливается те, у кого в руках оказались овощи, выходят внутрь круга. Выходят и те, кто уронил кабачок в процессе передачи. Тем, кто находится внутри круга, ведущий дает задания, которые те под музыку должны выполнить:

изобразить котов на раскаленной крыше (песня «Чёрный кот»)
танцующих слонов (песня «Эй, вы там, наверху!»)
танцующего Дмитрия Медведева (под песню «Американ-бой»)
женщин, собирающихся в театр (песня «Виновата ли я»)
кривоногих футболистов (футбольный марш)
отрывок из балета «Лебединое озеро»
бабусю, у которой пропали гуси (под песню «Жили у бабуси»)
пьяного гостя на свадьбе (песня «Ах, эта свадьба-свадьба»)

5. Творческая мастерская для детей.
Заранее на территории проведения праздника необходимо спрятать бумажных птиц, выполненных в технике оригами из обычной белой бумаги. Приглашаем детей найти слетевшихся на звук гармони птиц и раскрасить их за столом (краски, карандаши, фломастеры приготовлены заранее). Птицы с пожеланиями затем будут подарены присутствующим пожилым людям.

6. Шуточная викторина для взрослых «Я знаю о гармони всё!»
Из числа гостей вызываются три участника, которые себе выбирают «красные кнопки», в роли которых выступает кто-то из зрителей. Образуются пары игроков. Для того, чтобы дать ответ, участник нажимает на голову присевшей «красной кнопки», которая издает звук «биип», после чего звучит ответ. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов (выделены жирным шрифтом).

1. Слово «гармонь» произошло от слова
А) гармоничный
Б) гормон
В) гарем

2. Какое из слов не обозначает вид гармони?
А) меховушка
Б) черепанка
В) тальянка

3. Название «Частушка» обозначает
А) честная
Б) частая
В) тушка в час

4. Правая часть гармони, на которой расположены клавиши называется
А) гриф
Б) планка
В) мех

5. Как гармонь ласково называют в народе?
А) гармоника
Б) гармонюлечка
В) гармошка

7. На стихи какого поэта написана песня «Одинокая бродит гармонь» («Снова замерло все до рассвета»)?
А) Михаил Танич
Б) Афанасий Фет
В) Михаил Исаковский

8. В каком из городов Вологодской области была сконструирована гармонь очень маленьких габаритов, которая имела гриф, продолговатые клавиши и не имела  аккордов. Эта мелодическая гармонь пользовалась особой популярностью у профессиональных исполнителей.
А) Череповец
Б) Устюжна
В) Вологда
https://pp.vk.me/c304612/v304612593/510c/K1hZwJ-vS_U.jpg
9. Семейная династия ведущих передачи «Играй, гармонь любимая» на 1 канале
А) Заболоцкие
Б) Заволокины
В) Заиграйкины

10. Как называется эта русская народная песня, традиционно исполнявшаяся под гармошку? (звучит музыка)
А) «Виновата ли я»
Б) «Златые горы»
В) «Коробейники»

Награждается пара победителей (участник + человек-«красная кнопка»), которым предлагается исполнить песню «Златые горы».

7. «Битва частушечников» — награждаются самые активные участники, победителем становится гость, спевший наибольшее количество частушек.
8. «Битва плясунов» — награждаются самые активные участники, победителем битвы объявляется самый зажигательный танцор.
9. «Битва певцов». Гости делятся на две команды и по очереди исполняют свои любимые песни.
10. Поздравление пожилых людей.
Приглашаем детей показать раскрашенных птиц и рассказать о своих бабушках и дедушках. Под песню «Голубой вагон» дети строятся в паровозик и бегут за ведущим змейкой, выбирая, кому из пожилых подарить свою раскрашенную птичку.

11. Заключение. Благодарность активным зрителям и организаторам праздника.
12. Чаепитие. Чай из самовара, сладости.

Автор, ведущий: Анна Красушкина.
Помощники: Екатерина Шведова, Анастасия Демидова, Антон Незговоров.
Гармонист: Виктор Красушкин

Статья о празднике в газете «Сельская новь»
39_10

Авторский сценарий сельских посиделок «Где гармонь — там частушки!» в сельском клубе или в городском ДК предлагает провести вечер отдыха в традиционной форме.

Этот сценарий сельских посиделок проводится в любой традиционный праздник или в выходной день, так как не связан традициями и обычаями. Материал включает театрализованное действие, уникальные слова в поэтической форме, использование минимум персонажей и концертно-игровую программу.

Сценарий сельских посиделок «Где гармонь — там частушки!»

  • Звучит фонограмма «Утро в деревне» (крик петуха, мычит корова, блеют овцы…)
  • Выход хозяйки в русском народном костюме, с ней гармонисты, ставят 2 скамейки, садятся. Фонограмма затихает.

ХОЗЯЙКА (обращается к зрителям): Утро доброго! Позвольте во горенку войти? Во горенку войти, да на лавочку сесть.

Люд честной, за соседа держись, на гостей нашего праздника подивись!

  • Фонограмма смолкает
  • Играют гармонисты

ХОЗЯЙКА: Ах, какие молодцы!

За песню и пляску —
Баранок вам связку!

(В горенку входят соседки)

Читайте также:

СОСЕДКА: Слышу я, соседка, у тебя шум, да веселье ещё с «медового спаса» стоит. Никак, думаешь, до «яблочного» гулять?..

А я-то как петь люблю!

  • Поёт песню

ХОЗЯЙКА: Простите меня, голубушки, совсем закружилась, про вас запамятовала.

Да, без гармошки было б скучно.
Меньше было бы утех
Где гармошка, там частушка
Где частушка — там и смех.

  • Поют песню
  • Игру на гармони продолжает гармонист

ХОЗЯЙКА: На гармошке кто играет
Тот хороший человек
А песни красиво поёт,
Тому здоровье Бог даёт.

  • Звучит фонограмма: мычат коровы, блеют овцы

СОСЕДКА: Ой, засиделись, стадо чуть не прозевали.

  • Все встают, уходят

ХОЗЯЙКА: Перерыв дадим гармони
И объявим новый номер!
Танцевальный коллектив,
Он и молод, и красив…

  • Вокальный ансамбль и младший танцевальный коллектив исполняют номер «Два гуся».
  • Далее мероприятие продолжают концертные номера

© ПАСПЕР: Сценарии для пожилых

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про мистику
  • Сценарий про русскую баню
  • Сценарий про мечты
  • Сценарий про русские народные инструменты
  • Сценарий про механиков