Сценарий про русскую избу

Сценарий открытия «Русская изба»

              муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=54fa6622e40f3371ce2d54153935db6d&n=33&h=215&w=237

Сценарий открытия

«Русской избы»

Арзамас 2016 г.                   

  • /Звучит русская народная музыка/

Хозяйка:                        Здравствуйте, люди добрые!

                                Милости просим!

Хозяин:                        Пожалуйте, гости дорогие!

                                Низкий вам поклон!

  • /Хозяин с хозяйкой кланяются/.

Хозяйка:                        Веселья вам да радости!

                                Здравствуйте, детишки,

                                Девчонки да мальчишки.

                                Спасибо, что мимо не прошли,

                                К нам в гости зашли.

                                Проходите, не стесняйтесь,

                                По удобнее располагайтесь!

  • /Дети садятся на лавки/.

Хозяин:                        Собрались мы здесь, чтобы совершить

                                дело доброе, доброе да нужное.

                                Мы ребятки долго собирали вещи старинные,

                                да приборы столовые, да половики домотканые,

                                которыми еще наши прабабушки

                                и прадедушки пользовались.

                                И собрали мы все эти вещи в одном месте,

                                а место мы назвали: музей русского быта «Русская изба»

                                и сегодня мы с вами открываем этот музей.

Хозяйка:                        Раньше в старину жилища строили из бревен,

                                и такие дома назывались – избами.

                                В избе жили хозяин, хозяйка с малыми детушками.

                                Русские люди много трудились,

                                делали все своими руками.

Строили избы, делали мебель,

изготавливали посуду, шили одежду.

Хозяйка:                        Вам нравится наша изба?

Дети:                        «Ваша изба, ровно тепла».

                                «Домом жить – обо всем тужить».

                                «Из гнилого леса, ненадолго изба».

                                «Не красна изба иглами, а красна пирогами».

Хозяйка:                        Вы, смотрю ребята много знаете.

                                А вы знаете, что было главным в избе?

Дети:                        Печка!

Хозяйка:                        Да, печка.

Хозяйка:                        Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги,

сушили одежду, лечились от разных болезней.

Ребенок:                        Русской печки нет добрее

                                Всех накормит, обогреет

                                Варежки сушить поможет

                                Детей спать она уложит

Хозяин:                        А чем же топили  печь?

Дети:                        Дровами.

Хозяин:                        А у нас в печурочке,  золотые чурочки!

Ой, ребята мало дров осталось, давайте с вами в лес сходим за дровами.

  • Игра «За дровами».

Хозяин:                        За дровами в лес пойдем

                                И пилу с собой возьмем

                                Вместе пилим мы бревно

                                Очень толстое оно

                                Чтоб дрова пролезли в печку

                                Их разрубим на дощечки

                                Вот молодцы, сколько дров нарубили!

Хозяйка:                        А вот для вас загадка:

                                Он как круглая кастрюля,

                                Он чумазый не чистюля

                                Где там, в печке уголек

                                Кашу сварит…(чугунок)

                                Посмотрите, ребята, какие чугунки.

                                они не бьются, выдерживают высокую температуру,

                                сделаны из металла.

                                В старину в чугунках варили кашу, суп.

Хозяин:                        Рядом с печкой стоит сват-

Злой да рогатый ухват!

Все из печки он хватает,

Да на стол скорее ставит…(Ухват)

                                Черный конь, скачет в огонь… (Кочерга)

                                                Она всегда мешает угли в печи.

Хозяйка:                        А еще в избе, было много предметов – помощников,

которые хозяюшки использовали почти каждый день.

Отгадайте мои загадки.

Воду дед носил с утра

                                Каждый раз по два ведра

                                На плечах дугой повисла

                                Держит ведра… (Коромысло)

Хозяйка:                        А вот стоит толстушка, деревянное брюшко, а зовут ее ступка.

                                               Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто.

Хозяин:                        То назад, то вперед, ходит – бродит пароход

                                Остановишь – горе! Продырявит море…(утюг)

Хозяйка:                        — Давайте посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье!

                                Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (показать рубель)

Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал.

Хозяин:                        Он по горнице гуляет,

                                Пыль и мусор собирает… (веник)

                                Эту обувь не забыли,

                                Хоть давным-давно носили.

                                Влезут дети по полати

                                У печи оставят… (лапти)

Хозяйка:                        А на полочке у нас стоит посуда: крынки, горшки всякой величины.

                                Одним словом, «Бабий кут».

Посуду в старину изготавливали из глины и дерева.

С помощью топора, вот такие деревянные ложки,

а мастера умельцы их расписывали.

Хозяин:        А вот ложка расписная, была у царя такая из нее ничего ни прольется, щи из нее вкуснее, да каша добрее, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

                                Давайте на них поиграем.

  • Русская народная песня «Во кузнеце».

/Дети играют на ложках/.

Хозяин:                        Стоит толстячек, блестит бочек,

                                Шипит, кипит, всем чай пить велит…(самовар)

                                               Вот из такого самовара любили русские люди собираться всей семьей

                                               за большим столом и пить чай с бубликами и баранками.

Хозяйка:                        Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду,

                                               русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.

                                               Прялка помогала сучить нить, а на гребнях чесали пряжу.

                                               Долгими зимними вечерами девушки и женщины пряли пряжу, из которой

                                                потом вязали носки, варежки, кофты.

А еще вышивали, шили русские сарафаны. Вот посмотрите какие были костюмы. Они были праздничные и будничные. К любому, женскому или к мужскому костюму обязательно соответствовал головной убор. Старинные суконные, шерстяные шали, расписные платки. Одежда, выполнена умельцами, передавалась по наследству- все делалось своими руками (шитье, вышивка). Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт; свое жилище. Украшением  горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

 А вот ткацкий станок. Девочки с детства должны были уметь на нем ткать. Ткали половики,  покрывало и другие предметы быта.

Хозяин:        В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, уже слышали такое выражение: «Сундук с приданым»? Посмотрите!

Хозяин:                        Ребята назовите мне еще один предмет в нашем музее!

Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто знает, как он называется? (люлька, от песни «Ой, люли») в таких люльках, какие тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте подойдем посмотрим на нашего младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку.

  • Колыбельная песня.

                                Люли, люли, люли, прилетели гули.

                                Сели гули на кровать, стали гули ворковать

                                Стали гули ворковать, мою дочку усыплять:

                                «Спи малютка, засыпай, глаз своих не открывай.»

Хозяйка:        Раньше на Руси, у детей таких игрушек как у вас сейчас не было, и они играли в самодельные игрушки  и одной из таких игрушек, была матрешка.

        Это сейчас в наше время матрешка, считается русским сувениром, а тогда с матрешками дети играли, матрешки сделаны из дерева. Еще много разных кукол изготавливали в старину: куклы из соломы, куклы из мочало, куклы-пеленашки из ткани и другие…

Хозяин:        В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, пели русские народные песни, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. Вот и сейчас я вас ребята приглашаю в русскую народную игру.

  • Русская народная игра с лентой.

Хозяйка:                        Вышел Никита погулять

                                Стал подружку выбирать

                                Стал подружку выбирать

                                Кому ленточку отдать

                                Поклонись, поклонись,

                                Да за ленточку держись.

                     Мальчик наклоняется выбранной девочке и говорит:

                                «Дарю тебе ленточку потому что ты самая добрая»

Хозяйка:                        Гармонист Тимошка, сыграет нам на гармошке,

                                А наши девчонки, петь умеют звонко-звонко.

  • Песня «Гармонист Тимошка»

Хозяин:        Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Белье в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали-спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно.

Хозяйка:        Русские люди всегда славились своим гостеприимством, любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

        А я для вас тоже испекла каравай, пышный да румяный, угощайтесь.  

Дети:                                Сей музей мы покидаем,

                                Русская изба так хороша,

                                В каждом стареньком предмете

                                Живет русская душа!

Хозяин:                        Наше мероприятие мы заканчиваем,

                                Ждем вас на экскурсию и занятия в наш музей!

                                Русские традиции храня,

                                Мы память чтим, и свято бережем,

                                Все, что досталось от далеких предков

                                Мы в маленьком музее соберем!

Цель мероприятия: формирование духовной
культуры обучающихся 10-14 лет через организацию
экскурсионной деятельности.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с предметами русского
    народного быта и обычаями, существовавшими в
    старину;
  • воспитывать уважение к людям труда — народным
    умельцам, мастерам,
  • воспитывать любовь к своей большой и малой
    Родине,
  • развивать потребность в самореализации и
    коммуникативные качества ребенка через игровую
    деятельность;
  • развивать память, логическое мышление,
    воображение.

Оборудование: цифровой фотоаппарат,
магнитофон, записи народных песен.

Реквизит: русский народный костюм,
куклы-обереги, картофель, дидактический
материал.

Методы:


  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ
    экспонатов, рассказ педагога, активизация
    внимания учащихся путем постановки вопросов;

  • игровой: направлен на развитие у обучающихся
    культуры взаимоотношений, памяти, логического
    мышления, воображения.

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ «РУССКАЯ
ИЗБА»

1. Приветствие (гостей встречает педагог,
одетый в русский народный костюм)

— Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я
рада видеть вас в своей горнице. Меня зовут
Оксана Викторовна. А вы чьи будете? Откуда вы?
Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и
чего ждать — зима на дворе. А какое сегодня число?
(17 декабря). По народным приметам, в этот день
Варвара мостит мосты ледяные. Есть даже такая
поговорка: «Трещит Варюха: «Береги нос и ухо».

Веками в народе отмечались приметы предстоящих
изменений в природе, в погоде. Наблюдения
запоминались, проверялись и передавались из
поколения в поколение. И сегодня народные
приметы погоды по-прежнему верны и надежны.

2. Постановка целей и задач

— Сегодня я вас познакомлю с бытом русских
людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами
побываем в настоящей русской избе, которая
представлена в «Музее народной культуры»
Центра детского творчества! Ребята, будьте
внимательны, потому что я вам буду давать
задания, которые вы должны будете выполнить. Вам
понадобится ваша смекалка.

3. Пословицы

— Ребята, а вы пословицы русские знаете? Я
сейчас буду говорить вам начало русской
пословицы, а вы должны будете ее продолжить.

1. Любишь кататься:(люби и саночки возить).

2. Поспешишь:(людей насмешишь).

3. Как аукнется:(так и откликнется).

4. Семь раз отмерь :(один раз отрежь).

5. Делу — время:(потехе — час).

6. Без труда:(не вытащишь рыбку из пруда)

4. Как строили избу

— Русские люди много трудились. Раньше люди жили
в деревнях. Делали все своими руками: строили
избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили
одежду и т.д.

-А вы знаете, из чего строили дома? Правильно,
избы в старой России обычно рубились из дерева.
Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать
традициям предков. А вы знаете, что не всякое
дерево годилось на постройку: для сруба нельзя
было использовать сухие деревья, считавшиеся
мертвыми, — от них у домашних будет «сухотка».
Запрет распространялся и на все старые деревья.
По поверью, они должны умереть в лесу своей
смертью. Большое несчастье случится, если в сруб
попадет «буйное» дерево, т.е. дерево, выросшее на
перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить
сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше
нового дома проделывали отверстие, чтобы через
него вылетели все беды и напасти. Когда же все
было готово, в жилище сначала пускали кошку или
курицу с петухом, которые определяли, можно ли
здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой —
его везли в поношенном лапте, в который насыпали
землю из-под печи старого дома.

В доме прорубали невысокие двери с порогом и
маленькие окна, так сберегали тепло.

— А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы
настилали из половиц — половинок бревен. Пол
раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не
просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные
полы регулярно скоблили большим ножом и мыли
речным песком, а затем покрывали домоткаными
половиками.

5. Игра «Строим дом» (ребята повторяют за
педагогом движения и слова)

— А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С
чего начнем?

  • Рубим деревья (тук-тук-тук).
  • Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).
  • Укладываем бревна в сруб (раз-два).
  • Возводим крышу (раз-два).
  • Прорубаем окна (раз-два).
  • Моем в доме полы (шух-шух-шух).
  • Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку).
  • Кричим «С новосельем!»

6. Русская печь

А как вы думаете, что же самое главное в избе?

— Центральное место в доме занимала печь.
Принято считать, что и само слово «изба»
произошло от глагола «истопить». Истопкой
называлось теплое помещение дома, отсюда и слово
«истьба» (изба).

— Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме?
Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом,
на печке спали старики и дети, в печи раньше люди
даже мылись, а также печь была главным украшением
дома. Вот пять основных функций печи. А еще в
печке сжигали сор — по поверьям, его нельзя было
выносить из избы. Также, русская печь —
прекрасное лекарство от простуд и других
заболеваний.

С печкой связано немало примет и поверий. Кто
посидел на печи в доме, тот считался уже не
гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята,
когда к девушке приходили сваты, она залезала на
печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти
замуж, перейти к другому очагу.

— А еще печь является сказочным персонажем.
Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в
которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках
она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему
веленью, Гуси-лебеди:)

— Молодцы, много сказок знаете!

7. Русская кухня

— А что же готовили в печи? Какова же была
основная пища русских людей? Молодцы! Из блюд у
русских главной едой после щей и хлеба была каша
пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая.
Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть
даже такая русская пословица: «Щи да каша — еда
наша». Рассказывают, что варил как-то древний
кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше,
чем обычно. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как
следует отругав нерадивого кашевара, все-таки
попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им
понравилось. Со временем лепешки стали выпекать
из муки. Так, согласно народной присказке, из каши
появился на свет хлеб.

8. Игра «Картошка»

Кто-нибудь из вас знает, как называется вот
этот предмет? (Ухват)

А для чего он был нужен? (вытаскивать из печи
чугунок
). Давайте попробуем это сделать. Кто
желает попробовать? Посмотрим, что же лежит в
нашем чугунке? Вот это да! Картошка! А давайте-ка с
вами немножко поиграем, так как играли раньше:
встанем в круг, будем передавать картошку по
кругу друг другу из рук в руки, пока будет играть
музыка. У кого в руках окажется картошка, когда
перестанет играть музыка, тот выполняет задание (рассказать
пословицу, считалочку, небольшое стихотворение и
т.д.)
. Договорились? (Играем 3-4 раза)

9. Красный угол избы

-Чем больше была печь, тем больше от нее было
тепла, поэтому порой она занимала очень много
места в избе. От ее расположения зависела
внутренняя планировка дома. Потому и возникла
поговорка: «Плясать от печи». По диагонали от
нее находился красный, или святой, угол. Здесь
располагалась икона, висела лампадка. Войдя в
избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые
крестился, кланялся, а уж потом здоровался с
хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с
лавками. На середине стола стоял самовар. В
красный угол сажали самых почетных гостей. Вы у
меня самые почетные гости, поэтому я приглашаю
вас сесть на эти лавки.

Напротив красного угла располагался печной,
или бабий, угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу,
пряли, ткали, шили и т. д. Вот, обратите внимание,
какие были русские костюмы, праздничные и
будничные (на каждый день). Так одевались русские
люди. Хочу заметить, что к любому костюму,
женскому или мужскому, праздничному или
будничному, обязательно соответствовал головной
убор. Посмотрите, какие головные уборы носили
женщины (показать коллекцию головных уборов). Все
это делалось своими руками (шитье, вышивка).

А вот это ткацкий станок! Девочки с детства
должны были уже уметь на нем ткать.

Тут же стоял шкаф для хранения кухонной посуды —
посудник. Кстати, посуду тоже люди делали сами. В
основном, она имела округлую форму, потому что,
когда ее ставили в печь, она обогревалась с боков.
Горлышко было узким, чтобы дольше хранилось
тепло.

От остального пространства кут отгораживали
занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда.
Угол за печью называли закутом, или запечьем.

Обстановка в избе была скудной. Главным
предметом мебели являлись лавки- они были
широкими, на них не только сидели, но и спали. У
богатых людей над окном на стене были сделаны
широкие полки. На них стояла дорогая посуда,
шкатулки и другие вещи, которые украшали избу.

В домах часто были сундуки, обитые железом. Там
хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное,
слышали такое выражение: «Сундук с приданым»?
Посмотрите! (Показать)

-А в нашем сундуке не приданое, а старинные вещи.
В нашей избе много старинных вещей.

10. Загадки

— Что-то вы немножко притомились, да?
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу!

Хочу дать вам подсказку: все ответы находятся в
этой избе.

1.

Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол)

2.

Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

3.

Ходит, ходит,
А в избу не заходит. (Дверь)

4.

Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)

5.

В избе — изба, на избе — труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

6.

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

7.

Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках. (Сито)

8.

Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки со штанов слизнул. (Утюг)

11. Утюги

— Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше
гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не
похож. Посмотрите! (Показать рубель) Мокрую
ткань наматывали на валик и водили по нему
рифленой доской — рубелем. Затем появились утюги
с углями. Угли помещались внутри корпуса и
закрывались крышкой. (Показать утюг) Чтобы
угли лучше грели, делали специальные отверстия
по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не
остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя
утюгами: пока один нагревался на плите, другим
гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами.
Когда появилось электричество, появились и
электрические утюги. Чтобы такой утюг ожил и
заработал, его шнур нужно подключить в розетку.
Но порой шнур закручивается и мешает хозяйкам
гладить, поэтому изобретатели думали-думали, и на
свет появился утюг без шнура. На специальной
подставке, он очень быстро разогревается.

— Все загадки отгадали!

Ай да молодцы!

12. Люлька

— Ребята, а назовите мне еще один необычный
предмет в нашем музее! Он необычен тем, что
подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто
знает, как он называется? (Люлька, от песни «ой,
люли»)
В таких люльках, которые тоже были
сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте
подойдем и посмотрим на нашего младенца. Когда
малыша укладывали спать, ему пели колыбельную
песенку. А вам ваши мамы пели колыбельные песни?
Какие?

13. Кукла-оберег

— Посмотрите, что же это за кукла лежит в ногах у
младенца? Это кукла-оберег. Их дарили младенцу
при рождении, затем человек хранил эту куклу в
течение всей жизни. А когда умирал, куклу клали
ему в гроб, чтобы она охраняла его в загробной
жизни. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить
своего хозяина, и у нее не было ног, чтобы она не
могла убежать от него. Видите, какой мудрый был
наш народ!

14. Игра «Ручеек»

— Я вам уже говорила, что все предметы обихода и
одежда изготавливались руками хозяев. Работы
было много у всех членов семьи, но свой труд люди
уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и
женщины собирались в одном доме, шили, ткали,
вышивали с песнями и шутками. Такие вечера
назывались Деревенские посиделки. А еще,
ребята, деревенские мальчишки и девчонки тоже
тянулись на эти посиделки, любили послушать
взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с
вами сейчас тоже поиграем. Я вспомнила одну
русскую игру «Ручеек», может быть кто-то знаком
с ней? Расскажите остальным, как в нее нужно
играть.

Дети становятся парами друг за другом,
поднимают руки, образуя «воротца». Водящий
проходит под «воротцами», берет одного ребенка
за руку и уводит к концу «ручейка». Оставшийся
игрок идет к началу, проходит под «воротцами»,
выбирая себе пару. Игра проводится под веселую
русскую народную мелодию
.

15. Заключение

— Умаялись, гости мои дорогие? Я очень рада, что
вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили,
загадки отгадали, пословицы рассказали, в игру
поиграли! Молодцы! Я надеюсь, что вы еще ко мне в
гости придете, и на память об этой встрече я хочу
подарить вам куклы-обережки, чтобы они вас
охраняли, оберегали. А чтобы и в нашей избе
осталось что-то от вашего посещения, давайте
сделаем с вами цветок и повесим его на стену (делаем
цветок настроения)
.

— Я хотела показать вам то, что есть в нашей
русской избе. А теперь хочу спросить: что вы
почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие
вы чувства испытали, когда увидели предметы
русской старины?

— Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все
это сделать? А вы готовы сами трудиться?

— Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
Русская старина вся пронизана добром, а это очень
важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь,
что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели,
останется в душе у каждого из вас!

автор: Суслова Ирина Алексеевна

педагог-организатор МБУ ДО “Дворец творчества детей и молодёжи”

Сценарий интерактивной экскурсии “Чудеса в русской избе”

Интерактивная экскурсия «Чудеса в русской избе»

Возрастная аудитория: 1-4 классы

Место проведения: музей «Русская изба»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сейчас мы с вами попадем в одно волшебное место. Чудеса там происходят! Да, и чтобы туда попасть, нам нужно произнести волшебное заклинание. Повторяйте за мной:

Вот волшебный наш музей,

Заходи сюда скорей

И бери с собой друзей.

Двери открываются,

Сказка начинается!

Дети произносят заклинание. Ведущий достает из лукошка ключ. Открывает двери в музей.

Ведущий: Добро пожаловать в нашу избу русскую. Перенеслись мы с вами лет так на 200 назад, когда наши предки еще не знали, что такое интернет. Когда жили в деревнях и строили для житья избы. А как вы думаете, друзья мои, из чего строили избы? Из дерева, конечно. Но не все деревья подходили для строительства. Какие же деревья использовалась в строительстве?

Не старые, не молодые. Не дряхлые и прогнившие, а здоровые. Ели, сосны, лиственницы, дубы, березы. 

Топором рубили деревья, складывали из них бревна. Сначала делали сруб – основу избы. Затем уже клали бревна, создавая стены, прорубали дверь и окна. А в завершении делали самое главное – крышу, чтобы ни дождь, ни снег не смогли в дом пробраться.

Вот и изба готова. А кого первым запускали в дом? Кошку или курицу. Считалось, что эти животные чувствуют благоприятную энергетику дома, а также, отгоняют злых духов.

Давайте посмотрим вокруг. Что мы видим в нашей избе? Обычно в избе была всего одна комната и называлась она горницей. А вот прихожую в избе называли сени.

Первое, что бросается в глаза – это печь белокаменная. Без печи изба не изба. Ведь печь была главной кормилицей в доме. Ребята, а как использовали печь?

Дети отвечают

Чугунок или горшок – специальная посуда для печи, в которой готовили еду – кашу, супы, мясо, овощи. Чугунок ставили в печь и там при температуре 500 градусов (!) шел процесс приготовления. А чтобы достать раскаленный чугунок из печи требовался специальный инструмент – ухват (показывает).

Раньше люди верили, что на печи живет домовой – дух дома. Его не обижали, а наоборот, старались с ним подружиться, чтобы он охранял дом и не тревожил людей. Вот на нашей печи тоже живет домовенок Кузя. И любит он играть с гостями в разные игры. Вот и сейчас Кузьма хочет с вами в викторину поиграть. А ну-ка, поглядим, как хорошо вы сказки народные знаете.

Достают у Кузи свиток с заданием. Задание № 1. Викторина по сказкам.

  1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
    1) сороки-вороны
    2) гуси-лебеди+
    3) утки-крякушки
  2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
    1) в барашка
    2)в козлёночка+
    3) в ягнёночка
  3. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
    1) от  злой мачехи+
    2) от бабы Яги
    3) от Змея Горыныча
  4. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
    1) петух+
    2) гусь
    3) индюк
  5. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
    1) на деревянных
    2) на курьих+
    3) на железных
  6. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
    1) «Волк и семеро козлят» +
    2) «Волк и три поросёнка
    3) «Ненасытный Волк»
  7. У петушка красивый гребешок. Какой он?
    1) бронзовый
    2) серебряный
    3) золотой+ («Петушок, золотой гребешок)
  8. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
    1) редиску
    2) редьку
    3) репку+
  9. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
    1) вёдра+
    2) кастрюли
    3) чайники
  10. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
    1) медведь+
    2) волк
    3) чудо-юдо
  11. Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…»
    Ответ:лиса
  12. Какие русские народные сказки о животных вы знаете?
    Ответ:«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»

Ведущий: Какие же молодцы! Кузя, все сказки знают наши ребята. А вот за это даю вам кусочек мозаики волшебной. Соберите ее полностью и найдете птицу счастья!

Ведущий отдает детям кусочек паззла. 

Ведущий: А мы идем дальше по нашей избе! Ребята, поглядите, в избе нашей всего одня комната. А в ней помещалась вся большая семья – папа, мама, бабушка, дедушка, дети и внуки. И у каждого был свой уголок. Считалось, что в избе есть мужская стороная и женская. Давайте подумаем, что же было на женской стороне избы?

Дети отвечают. Переходят к ткацкому станку.

Ведущий: На Руси женщины в доме занимались тем, что ткали, пряли, шили, стирали, гладили, готовили еду. Поглядите, какой перед вами большой инструмент. А назывался он ткацкий станок.

Занимал в избе значительное место, деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

Ткали не только ковры, но и дорожки, половики (от слова “половица”). По полу в избе тянулись радужные домотканые дорожки. Они и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле. Простые стелили на полу. Понаряднее и поярче – накрывали лавки, скамейки, сундуки.

А вот прялку и веретено (показывает) использовали для того, чтобы из шерсти животного (овцы) изготовить нить (спрясти). 

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. 

Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

Ведущий показывает технологию прядения

А вот какие утюги использовали в хозяйстве. Электричества раньше не было. Такой утюг нагревался на печи. А в такой (открывает крышку) клали раскаленный уголь. Горячий и тяжелый утюг отлично разглаживал одежду и скатерти. 

А вот у нас Марьюшка здесь, живет за такцким станком. Прядет по ночам волшебные нити. И тоже, как и Кузя, любит поиграть. Она для вас приготовила загадки русские народные!

Задание № 2. Загадки.

Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.

(Репа)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.

(Огурец)

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.

(Гусь)

Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

(Дятел)

Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла.

(Корова)

За задание вручается часть мозаики

Ведущий: Ребята, а мы с вами находимся в самом главном и святом месте русской избы, которое называется «красный угол».

Центром чистого пространства был передний угол. В переднем углу избы располагался “Красный угол”. Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома.

Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами “Красный угол”, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».

В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником. Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь же стоял обеденный стол за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события (крестины, свадьба, календарные праздники).

Народ наш был очень верующий. Верили в обереги, символы, приметы. Посмотрите на рушники. Образ кого чаще всего изображали на них? Правильно, образ птицы. Ведь птица считалась символом счастья и благополучия. Делали и игрушки в форме птиц – свистульки. 

А вот посмотрите на наши чудеса – дымковские игрушки. Такие игрушки делали из красной глины, смешанной с речным песком. Лепили сначала отдельные детали, затем скрепляли их и помещали в печь для обжига. А уж потом белили и раскрашивали. И получалась такая красота!

Наши птички тоже любят поиграть. И что же они вам приготовили? Давайте посмотрим.

Задание № 3

А ну-ка, продолжи пословицы русские (1-4 классы)

Терпение и труд … (все перетрут).

Дело мастера … (боится).

С волками жить … (по-волчьи выть).

Яблоко от яблони … (недалеко падает).

Грамоте учиться … (всегда пригодится).

Один в поле … (не воин).

Ученье — свет … (а неученье — тьма).

Что посеешь … (то и пожнешь).

Шила в мешке … (не утаишь).

Вручается часть паззла

Ведущий: А теперь мы с вами, ребята, находимся на мужской стороне и кухне. Что же мы видим? Какие предметы вам знакомы?

Дети называют «коромысло», «бочонок», «ножницы», «сито», «самовар», «серп». Про незнакомые предметы рассказывает ведущий.

Ступа и пест приспособление для растирания и размельчения различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака. Выдалбливались из дерева, изготавливались из луженой меди, латуни. Металлические ступки представляли собой круглый сосуд. Деревянные ступки могли представлять собой невысокие широкие чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью. 

В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах, а также в богатых семьях крестьян. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. Сейчас ступка нечасто используется в хозяйстве, все больше в ход идут электрические мельницы да кофемолки.

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Сундук, самовар, прялка, картины – какое многообразие вещей представлено в нашем музее. Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело – это предметы, связанные с очагом и печью. Их называли печной утварью. 

В русской деревне употреблялась гончарная, деревянная утварь, а так же изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов, приобреталась на ярмарках. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. В русской деревне утварью называлось “украшение, убранство, наряды, драгоценности..

Так, ребята, а вот вас встречает сам хозяин дома – дядя Ваня. Трудится он день и ночь, но и на игры веселые время находит. Подготовил он и для вас такую.

Задание № 4. Проводится игра «Устаревшие слова». Дети находят синонимы к выражениям:

Длинная выя (шея)

Лазурные очи (глаза)

Указывать перстом (указательным пальцем)

Машет десницей (правой рукой)

Алые ланиты (щеки)

Вручается последняя часть паззла.

Закрепление изученного. Ведущий называет предметы, дети находят их. После этого дети собирают паззл-картинку «Два веселых гуся».

Исполняют куплет из песни «Жили у бабуси»

Ведущий: Ребята, обещала я вам волшебство, а вот и оно!

Открывает сундук. Оттуда достают волшебного гуся – игрушку.

Закрывают глаза, загадывают желание, гладят гуся.

                                                                                           классов Лещёва С.Н.

Цель : формирование духовной культуры обучающихся 10-11 лет через организацию экскурсионной деятельности.

Задачи:

познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

воспитывать уважение к людям труда — народным умельцам, мастерам,

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

развивать память, логическое мышление, воображение.

Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов.

Место проведения: школьный музей «Русская изба».

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ «РУССКАЯ ИЗБА»

1. Приветствие.

— Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я рада видеть вас в своей горнице. А вы чьи будете? Откуда вы? Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и чего ждать — зима на дворе. А какое сегодня число? (17 декабря). По народным приметам, в этот день Варвара мостит мосты ледяные. Есть даже такая поговорка: «Трещит Варюха: «Береги нос и ухо».

Веками в народе отмечались приметы предстоящих изменений в природе, в погоде. Наблюдения запоминались, проверялись и передавались из поколения в поколение. И сегодня народные приметы погоды по-прежнему верны и надежны.

2. Постановка целей и задач

— Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в музее народного быта «Истоки»!

3. Русская изба.

— Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

-А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, — от них у домашних будет «сухотка». Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет «буйное» дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой — его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

— А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц — половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

Окно являлось частью дома, наделяемой многими символическими функциями. Оно часто применялось как «нетрадиционный выход из дома», чтобы обмануть нечистых духов, болезнь и т.д. Например, если в доме умирали дети, то новорожденного передавали через окно, чтобы он оставался здоровым. Окно нередко воспринималось и как путь для чего-то святого, чистого. Через эту неотъемлемую часть жилища не разрешалось плевать, выливать помои, выбрасывать мусор, так как под ними по народному поверью стоял Ангел Господень! В каждой избе была печь. Она считалась оберегом внутри дома. Печь занимала главное место в доме, потому что давала тепло и использовалась для приготовления пищи. У печи давались клятвы, у печного столба заключали договор, в печурке прятали молочные зубы детей и пуповины новорожденных; в подпечье обитал покровитель жилища – домовой.

В русской печи можно готовить очень вкусную еду, например, печь блины или пироги. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной однонаправленным подогреванием (на плите). Процесс приготовления пищи в русской печи можно назвать «томлением» — длительное время держится равномерное температурное поле. Поэтому некоторые блюда с той же вкусовой гаммой невозможно приготовить в других условиях, например, перловая каша с грибами, жаренные в сметане грибы или картошка, топленое молоко. Ставец (крынку) с молоком ежедневно ставили в печь. Такое молоко называлось жареным, взрослые добавляли его в чай, детям же позволялось напрямую лакомиться этим деликатесом.

Существовало много примет, связанных с домом и очагом, всевозможных легенд и поверий. Считалось, например, что нельзя затоплять печь с непокрытою головой. «Запечный дедушка, мог надеть на голову хозяйке чугунок». Печь также использовали в качестве бани. Рядом с печью находилось рабочее место хозяйки: стояли кочерга, ухват, деревянная лопата, висели полотенце и рукомойник.

В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». И действительно, трудно себе представить, что можно истопить печь и приготовить пищу, даже не взяв в руки кочергу. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть вглубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга. Проходит несколько секунд, и дымящееся поленце, придвинутое кочергой к печному костерку, уже горит ярким пламенем. Рассыпались по устью дрова и угли, и их нужно уложить кучно – здесь тоже не обойтись без кочерги. Словом, этот печной инструмент всегда должен быть под рукой.

«В хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках». Кому довелось родиться в крестьянской семье, без особых затруднений отгадает эту загадку. Сразу же вспоминается рогатый ухват, на котором мать или бабушка отправляют в топливник русской печи чугунок, образно названный в загадке стогом сена. Нетрудно догадаться, что хлев — это топливник русской печи, а хвост быка – деревянная рукоятка ухвата. Без ухвата нельзя достать чугунок, с приготовленной в нём пищей, из устья печи.

«Под полом, под середой, сидит баба с бородой», – загадывает одна старинная народная загадка. Таинственная баба с бородой, о которой идет речь в загадке, – помело. Оно неизменно находится при духовой русской печи и предназначено для очистки шестка и устья. Чаще всего устье в печи подметали перед тем, как печь пироги. Употреблять его для каких-то других целей строго запрещалось. Нельзя его также было заменять чем-то подобным, например веником для подметания пола, метлой или банным веником. Это равносильно тому, что мести дворовой метлой обеденный стол. Если такое кощунство замечалось за хозяйкой, то она теряла уважение соседей. Считалось, что хозяйка, которая не делает различия между полом и устьем печи, нарушает элементарные правила гигиены.

В старые года, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам – пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Как свидетельствует народная сказка про Лутонюшку, была она даже у Бабы Яги в избушке на курьих ножках. Именно на хлебной лопате отправил наш герой в пылающую русскую печь дочку злой колдуньи. Хлебную лопату делали из целого куска дерева: липового, осинового или ольхового кряжа толщиной не менее 25 см.

Почетное место в избе – красный угол. Там висели иконы, стояли стол и лавки. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Холщовая скатерть на стол стелилась даже в самых бедных домах. Перекрестившись, хозяйка раскидывала ее по столу и ставила одно общее блюдо со щами. У каждого за столом имелось свое место. Хозяин резал хлеб и солил похлебку, укрощал не в меру активных и подгонял задумчивых. Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени также не полагалось.

Детей в крестьянских семьях было много. Как только рождался ребёнок, его укладывали в зыбку, люльку, колыбель (все они исполняли одну и ту же функцию, созданы были для того, чтобы укачивать ребёнка). Покачивая зыбку, напевали колыбельную (от слова колыбель): «Берёзынька скрип, скрип…Моя деточка спит, спит…»

С давних времён на Руси человек хранил в сундуке своё имущество: одежду, посуду и даже драгоценности. В доме стоял сундук, он всегда стоял на видном месте, поскольку свидетельствовал о богатстве хозяина. Лучшими считались дубовые сундуки, обитые полосками жести. Переднюю стенку украшали орнаментом, рельефными фигурками. Сундук закрывался на массивный замок, часто со звоном. Чем богаче становился человек, тем больше у него появлялось в доме сундуков. Поставленные друг на друга, они напоминали современный шкаф.

В разделе «Предметы быта» можно встретить подлинные вещи, начиная с 18 века. В старину ни одна семья не обходилась без прялки. За прялкой да за лучиной проходила значительная часть жизни женщины, вплоть до глубокой старости. Ныне прялка почти полностью утратила свое функциональное назначение. Перед вами прялка, на которой пряли шерсть На стенде расположены кружева (подзоры), вышивки (салфетки и дорожки). На столе игрушки, которые изготавливали ручным способом, хочется рассказать про одну из них. Это крупиничка или зернушка, небольшая тряпичная кукла. Простая на внешний вид куколка. Изготовлена она с большой любовью. Имеет глубокий символический смысл. Её обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялось зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно. Для чего это было нужно. На Руси каша долгое время была основным видом питания. Зерно имело мощную жизненную силу, легко усваивалось организмом. А также было доступно для выращивания на территории славян. Если земля даёт урожай, т. е. родит, значит, образ дающий, этот урожай – женский. Чтобы урожай был богатым, хозяину преподносили куколку «Крупеничку», изготовленную, при помощи лоскутков ткани и наполненную зерном. В неурожайный год куколку распарывали и из крупы, которая находилась внутри, готовили похлёбку.

На Руси до чая пили разные напитки: капустный и огуречный рассолы, морс, квас, кисель. Первыми чай в России узнали в Сибири. И вскоре чай стал национальным напитком русских. Именно на Руси изобрели прибор для приготовления чая – самовар. Перед вами угольный самовар и более современные электрические самовары. Они разные по размеру, но выполняют одну и ту же функцию. Одна из главных особенностей русского угольного самовара в том, что он может кипеть до конца чаепития, для чего достаточно держать трубу слегка открытой. Во время войн, в голодные годы самовар, как и русская печь, был в крестьянском доме и лекарем и утешителем. За неимением чаю-сахару заваривали морковную вяленицу, зверобой, лист смородины и т.д.

Почему-то в тяжкие времена крестьянский самовар становился объектом особого внимания (та же судьба была, впрочем, и у русских колоколов). Но не всегда его, уносимого из избы, сопровождали печальные женские причитания. Во время Великой Отечественной войны русские бабы по призыву собирать цветной металл без единого вздоха отдавали в фонд войны свои последние самоваришки, после чего воду приходилось кипятить в чугунках. Нынче самовар повсеместно вытесняется электрочайником, в чем есть и свои плюсы, и свои минусы.

Перед вами утюги: угольный и цельнометаллический. Угольные утюги делали с крышкой вверху и с отверстиями внизу. Отверстия внизу утюга нужны были для того, чтобы туда поступал воздух. Перед тем как начать гладить, открывали крышку и насыпали горячих углей. Угли нагревали дно утюга и после прогрева его, начинали гладить белье. Цельнометаллический, выполнялся в основном из чугуна, был тяжеловат. Чтобы погладить бельё, надо было его нагреть на огне. Такими утюгами пользовались до 1975 года.

В сельской местности основным видом обуви были лапти. Лапти – обувь весьма не простая, выполнены они из лыка, кто был их хозяином мужчина, женщина или подросток неизвестно. Лапти не разделялись на мужские и женские, плелись они для всех одинаково. Были, правда, лапти будничные и парадные. Плели лапти из лыка липы, вяза, ракиты и вереска. Обувь была непрочной, и недаром существовала поговорка: «в дорогу идти – пять пар лаптей плести». Иногда, как материал использовалась простая верёвка. Такие лапти назывались чуни. Их носили дома.

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», — поучали родители.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», — приговаривал отец.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она —   будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», — так всегда говорила мама.

Таким образом, в крестьянских семьях, вырастали «добры молодцы» — отцовы помощники, да «красны девицы» — умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

4. Итог занятия.

— Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

— Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать?

— Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998

2. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003

3. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004

4. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Камышеватский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

Беседа

«Изба – жилище русского человека»

Супрун

Ирина Александровна,

воспитатель ГКУ СО КК

«Камышеватский СРЦН»

ст. Камышеватская

2021 г.

Тема: «Изба – жилище русского человека»

Цель: познакомить детей с жилищем русских людей в старину, с тем, как её строили.

Задачи:

формировать представление о внутреннем устройстве избы, о предметах быта;

дать детям понятие «женский угол», «мужской угол», «красный угол»;

обогащать и активизировать словарь детей;

развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости;

воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, обычаям, традициям;

воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: ноутбук, видеопроектор, экран, презентация «В русской деревне».

Форма: беседа.

Используемая литература: интернет ресурсы.

Ход беседы.

Педагог:

Милости просим.

Если величать,

Так на пороге встречать.

Сегодня мы совершим путешествие в прошлое. Для этого нам нужно сказать волшебные слова:

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Два раза повернёмся

И в прошлое вернёмся.

Слайд 1 (Русская деревня)

Педагог: Мы с вами оказались в русской деревне.

Как вы думаете, почему деревня называется деревней? (Потому что все дома в деревне сделаны из дерева)

А кто из вас знает, как назывался дом в старину? (Изба)

Слайд 2 (Изба)

А если изба маленькая, как её можно назвать? (Избушка)

Вы все знаете сказку «Заюшкина избушка». Давайте вспомним, какая была избушка у зайца? (Лубяная избушка)

А что значит лубяная, из чего она сделана? (Она сделана из луба. Луб – это брёвна, очищенные от коры.У зайчика была лубяная избушка, а у лисы ледяная. Дома можно построить из разного материала.

Давайте поиграем в игру «Из чего построен дом».

Игра «Из чего построен дом»

Я бросаю мяч и называю материал, вы – говорите какой дом. Солома, глина, камень, кирпич, панель, снег, лёд, стекло, дерево.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Мы строим дом, мы строим дом.

(ударить кулаком правой руки о кулак левой руки)

Смотрите: стены

(руки перед собой ладонями внутрь)

окна

(руки перед собой ладонями к лицу)

крыша

(изображаем крышу)

Мы строим дом.

(ударить кулаком левой руки о кулак правой руки)

Пусть все об этом слышат

(«погладить» уши)

Мы строим дом.

(ударить кулаком правой руки о кулак левой руки)

Он будет очень нужным.

Он будет очень дружный

(обнимаем себя)

Педагог: а как русская изба строилась?

Слайд 3 (Строительство избы)

Педагог: деревья рубили топором, сучья обрубали топором, кору с брёвен счищали топором.Чтобы брёвна друг за друга крепко держались, на них вырубали топором вот такие лунки, а потом складывали – и получался первый ряд, затем снова вырубали лунки, складывали брёвна и получался второй ряд. А чтобы не было щелей, в каждом бревне прорубали канавку, а в неё стелили паклю.

Слайд 4 (Строительство избы)

Педагог:Чтобы сделать крышу и потолок, нужны доски. Значит, опять надо за топор браться, доски тесать. Двери и окошки тоже топором прорубали. Получается, что топор в строительстве избы – главный инструмент! Люди так и говорили: не строить избу, а рубить, потому что все главные работы топором выполняли. Избу рубить – дело трудное. Поэтому люди сложили такую пословицу «Избу рубить не шапку на голову надеть». А теперь давайте зайдём в избу. Здесь для каждого найдется и местечко, и словечко!

Слайд 5 (В избе)

Педагог: Смотрите, как чисто и уютно в избе. Как вы думаете, что главное в избе? (Печка)

Слайд 6 (Русская печка)

Рады видеть вас у печки!

Без неё и дом пустой:

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней, как весной.

В старину так говорили:

Печь нам мать родная всем!

На печи всё красно лето.

У печи и сплю и ем.

Педагог: печь на Руси использовали для обогрева жилища, в печке готовили еду, пекли хлеб, на печи сушили травы, ягоды, грибы, одежду, грелись.

Слайд 7

Педагог:печь делит избу на три части. В правом углу около печки, находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела: готовили пищу, мыли посуду, стирал. Вот поэтому место у печки называлось «женский угол». Давайте посмотрим, что в нем находится.

Сяду рядышком на лавке.

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый – погляжу.

Длинная рука чугунок держит за бока (ухват)

Слайд 8 (Ухват)

Чёрный конь, скачет в огонь (кочерга)

Слайд 9 (Кочерга)

На плечах дуга держит вёдра, в них – вода (коромысло)

Слайд 10 (Коромысло)

Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник)

Слайд 11 (Веник)

Педагог:угол около двери был мужским. В этом углу хранились сбруя, одежда и инструменты, необходимые мужчинам. Здесь стоял сундук, на нём хозяин работал. Долгими зимними вечерами мастерил мебель да игрушки, резал миски да ложки.

Слайд 12

На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ.

Сам себе и швец, и жнец,

И на ложках он игрец.

Слайд 13 (Красный угол)

Педагог: другой, левый от печки угол был самый нарядный и назывался «красный». «Красный» значит красивый. Здесь стоял обеденный стол, скамейки, висели иконы. Здесь принимали гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством.

Слайд 14 (Хлеб да соль)

Педагог: встречала гостей хозяйка дома, в руках у неё был хлеб да соль. Хлеб лежал на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль» – с поклоном приглашала хозяйка.

Послушайте пословицы о гостеприимстве:

Что есть в печи – на стол мечи.

Умей в гости звать – умей и угощать.

Хоть не богат, а гостям рад.

Гостю щей не жалей, а погуще лей.

Гость доволен и хозяин рад.

Разговорами гостей не накормишь.

На пороге гость – хозяину радость.

Педагог: как вы думаете, чем в старину гостей угощали? Блины, пироги, калачи. В старину говорили: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!»

Слайд 15 (Блины, пироги, калачи)

Слайд 16 (Стол)

Педагог:Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. Самым главным в семье и за столом был старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались. На середину стола ставилась одна большая миска или один чугунок. Тарелок не было, а если и у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым есть начинал дед, попробует и скажет, что остальные могут есть. Если кто – то вперед него ложку опустит в еду – ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным останется. Отсюда и поговорка:«Поперек батьки в пекло не лезь!» 

Слайд 17 (Дедушка и бабушка)

Педагог:Самые старшие в семье – дедушка и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна. Их даже мама с папой слушались, потому что любили и уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей. Старость в былые времена всегда уважали, оберегали, считали, если человек состарился, должен доживать свой век спокойно в ласке и любви. Вот мы и увидели, как жили наши предки. Вам понравилось наше занятие?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про русскую гармонь
  • Сценарий про мистику
  • Сценарий про русскую баню
  • Сценарий про мечты
  • Сценарий про русские народные инструменты