Сценарий про сквернословие

Занятие для для педагогов для 7 класса. Методические разработки для 7 класса.

« Путешествие в страну сквернословия»

Цель:

-Расширить представление обучающихся о сущности сквернословия, как о пороке человеческого общества и юридической ответственности за сквернословие.

-Способствовать формированию культуры речи, культуры поведения.

— Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

Вводная часть

Психолог: Добрый день!

Я рада видеть здесь всех без исключения. Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну сквернословия. Готовы!

Звучит шум моря (слайд 1)

Психолог: Вот наш парусник прибыл встрану без названия, здесь насвстречают и приветствуют интересные жители. (слайд 2)

Игра «Необычные приветствия»

Чтобы зарядиться хорошим настроением мы под музыку друг друга поприветствуем.

В Японии – сложив ладони на груди прижав друг к другу, Греция – похлопать по плечу, Кения- кто выше подпрыгнет, Эскимосы – потереться спина о спину, Россия — рукопожатие, улыбка.

Наш парусник плывет дальше (слайд 3)

Психолог: отправляемся дальше и следующая остановка, это страна,которая находится за высоким забором. (слайд 4)

Дядя Фёдор мыл забор,

На котором был “фольклор”.

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично

И усвоив весь “набор”

Вновь украсил им забор.

Психолог: А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех — это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли о чем речь, и конечно знаете, что “фольклор” употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую “сниженную” лексику, в том числе и нецензурную.

В этой стране живут люди больные тяжелым психическим заболеванием, встречающемся достаточно редко – «копролалия».

Приходилось ли вам слышать об этом заболевании?

Психолог: Об этом мы погорим позже, а вначале скажите, что же нужно делать человеку, чтобы быть здоровым? (Примерный ответ детей: избавиться от вредных привычек: алкоголя, курения и т.д.)

Чтобы узнать о какой вредной привычке пойдёт речь, я предлагаю вам послушать одну притчу из книги “Мудрость вымысла” (Слайд 5)

Охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.

Какую же рану нанесла хозяйка медведю? (Примерный ответ детей: словесную, обидела словом).

Ребята, а давайте поможем вылечиться людям этой страны!

Эстафета «Добрые слова»

Ребята наверняка вы слышали, что слово исцеляет человека, а какие это могут быть слова?

Добрые, спокойные, утешительные слова могут под­нять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его.(«добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота»).

Начиная с меня, каждый из вас по цепочке должен передать соседу мяч и сказать, какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека — это тоже очень хорошее и доброе слово. (Дети выполняют задание.)

-Приятно ли вам было произносить хорошие слова?

-Приятно ли было, когда вам говорили добрые слова?

Психолог. Мне кажется, у нас в классе стало­, как будто немного теплее.

А если бы такие слова звучали каждый день!

Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова … Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное об­ращение со словом — необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я сегодня говорила о редком психи­ческом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Назва­ние происходит от греческого копрос — грязь и lalia — речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к ЦИНИЧНОЙ и нецензурной брани безо всякого повода.

В нашей школе самым больным вопросом является словесная распущенность школьников. Сегодня матом разговаривают не только,подростки, но и учащиеся младшего возраста.

А, что же такое сквернословие, мат? (слайд 6)

Сквернословие— это речь, наполненная скверными, неприличными выражениями

В наше время мат используется: (слайд 7)

1) для повышения эмоциональности речи, (слайд 7)
2) эмоциональной разрядки, (слайд 8)
3) оскорбления, унижения адресата речи, (слайд 9)
4) демонстрации агрессии, (слайд 10)
5) демонстрации отсутствия страха, (слайд 11)
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, (слайд 12)
Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Психолог: ребята давайте попробуем составить лозунги, антирекламу мата.

Например:

— Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

У Вас на столе лежат половинки фраз, попробуйте составить лозунги.

— Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!

— Наше условие — долой сквернословие!

— Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат).

— Мат — это помоев ушат.

— Мат — дорога в ад.

— Мат уродует девчат.

— Хочешь успеха в жизни добиться — книжки читай, прекращай материться!

— Сколько будешь материться, столько будешь и лечится!

— Мат — это ядов концентрат!

— В классе мы найдем управу на словесную отраву!

— Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!

Радужная релаксация

Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру«Да»,«Нет»,«Иногда»

-Кто ругаетсяматом поднимает карточку со словом «Да», кто не ругается — карточку со словом «Нет», а кто нечасто использует мат в разговорной речи поднимает карточку со словом «Иногда».

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Да»:

-Как часто вы ругаетесь матом?

-Скажите, а почему вы ругаетесь матом?

(злюсь, хочу обидеть, привычка, хочу выглядеть крутым)

-Как вам живется с этой привычкой?

(нормально, все ругаются и я тоже, неприятно, когда тебя ругают за мат)

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Иногда»:

-Скажите, а почему вы ругаетесь матом?

-Как вам живется с этой привычкой?

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Нет»:

-А, как вам живется без этой привычки?

(хорошо, у меня хватает хороших слов)

Психолог: Ребята, а как вы думаете, есть ли наказание за сквернословие? (слайд 13)

Сквернословие на Руси до середины 19 века было не распространено даже в деревне. И являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

В наше время за сквернословие в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Психолог:Давайте представим себе, что мы с вами врачи. И нам нужно найти лекарство от такой болезни, как сквернословие, чтобы помочь всем людям излечиться от такого вируса. Попробуем составить рецепт для больных.

(Учащиеся зачитывают рецепты)

-А во что нам предлагают психологи: (слайд 14)

Первое:не говорить плохих слов самому. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!

Второе: Не копировать других, не говорить, как все, не стараться быть похожими на кого-то, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст.”

Третье: Тренировать себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Использовать в своей речи как можно больше похвалы, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей.

«Мысленный эксперимент» (слайд 15)

Инструкция: Проведем мысленный эксперимент. Возьмите сосуд с жидкостью (символизирует позитивный социум), положите в него несколько бранных слов, которые вы когда-нибудь слышали (использовали в своей речи), и тщательно перемешайте. Затем возьмите воронку, поместите в нее фильтровальную бумагу и пропустите через нее полученную смесь. Вы увидите, что бранные слова не прошли через фильтр. Подумайте и ответьте, что символизирует фильтр в данном случае.

Аккуратно уберите фильтр с нецензурными словами в мусорную корзину и никогда не засоряйте им свою речь.

А сейчас мы отправляемся в страну добрых слов. (слайд 16)

Давайте попытаемся хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследить за изменениями в вашей жизни.

Вы скоро поймете, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретете здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим (слайд 17)

Спасибо за внимание! (слайд 18)

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сапожковский техникум

имени Героя Социалистического Труда Д.М.Гармаш»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Скажем «НЕТ» сквернословию!»

(конференция, приуроченная к Всемирному Дню борьбы с ненормативной лексикой)

Разработала и провела:

Шилкина И.В.

преподаватель биологии высшей квалификационной категории

Ведущий: 3 февраля отмечается Всемирный День борьбы с ненормативной лексикой. Где-то он воспринимается как нечто экзотическое, но для России день этот имеет существенное значение, ведь засилье нецензурной брани в нашей жизни велико.  Не редкость употребление нецензурных слов и выражений и обучающимися нашего техникума. Эта проблема волнует многих преподавателей и студентов. И сегодня, в Международный день борьбы с ненормативной лексикой, мы предлагаем поговорить о ней. Для обсуждения различных аспектов использования в речи ненормативной лексики мы пригласили специалистов в различных областях – филилога, социолога, литературоведа, историка, биолога, психолога и юриста. Они расскажут о том, что знают по этой проблеме. Знатоки современной российской поэзии прочтут стихи знаменитых и не очень известных поэтов.

Именно со стихотворения Глеба Горбовского в исполнении ___________________ я предлагаю начать нашу пресс-конференцию.

Неприкаянно, но чинно
на страницы и кино
вылезает матерщина,
словно газ, покинув дно.
И как будто всё в порядке,
ибо знали те слова
даже малые ребятки,
в мир шагнувшие едва.
И как будто всё, как было,
только в воздухе страны
стало больше смрада, пыли,
ядовитой белены.
Жизнь снаружи не плохая –
иностранное едим!
Просто – не благоухаем,
а мутнеем и смердим.

Ведущий: Рассказать о ненормативной лексике с точки зрения норм русского языка я попрошу нашего уважаемого филолога __________________________

Филолог: Ненормативная лексика – это набор непристойных слов и выражений. Ее употребление говорит о бедном словарном запасе и духовной нищете человека. В наши дни очень много говорят о культуре русской речи. Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова. Часто задают такой вопрос: «Сколько всего слов составляет матерный язык?» В целом где-то около сотни. В активном же словарном запасе находится в основном приблизительно 20-30. Но очень активно используются замены этих слов (блин, ё-моё, едрёна матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёрш твою медь, ёклмн и др.). По количеству нецензурных слов и выражений русский язык оказался на третьем месте в мире. Пальму первенства удерживает английский язык, а на втором месте – голландский.
Засилье нецензурной брани в нашей жизни велико. Мало того что в быту мы все выражаемся с разной степенью «красноречия». Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации. Да что и говорить, фраза «мы матом не ругаемся, мы им разговариваем» стала шуткой, в которой, безусловно, есть большая доля правды. «Только русский человек может восхищаться красотой заката исключительно в матерных выражениях», — повторяет с телеэкрана сатирик Задорнов. И зал рукоплещет: знай, мол, наших! Широта русской души, понимаешь…

Ведущий: А что говорят социологи по поводу распространения ненормативной лексики среди россиян?

Социолог: Судя по опросу, проведенному Исследовательским центром SuperJob.ru, крепкие словечки используют 62% россиян. Только 38% россиян, категорически не приемлют мат. По выводам социологов, среднестатистический российский матерщинник – отнюдь не сантехник-выпивоха, а семейный мужчина до 45 лет с высшим образованием и высокой зарплатой. Судя по нашим опросам, больше всего ругаются матом в Приволжском и Сибирском федеральных округах, а реже – в Южном федеральном округе.

Ведущий: Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат? Откуда он произошел? Но прежде чем предоставить слово историку я приглашаю на сцену __________________. Она прочтёт стихотворение Эдуарда Асадова «О скверном и святом»

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное — Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и тёмный и дурной
И вряд ли даже ведал что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не просто просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец.
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите, 
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Ведущий: Об историческом взгляде на проблему расскажет _____________________.

Историк: Мат на русской земле – древний «житель». Матерная лексика по происхождению является общеславянской и восходит к временам язычества. Исконно русское происхождение мата подтверждает и Этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского, в котором сказано, что слово мат образовано на базе словосочетания матерная брань и имеет отношение к слову мать, т.е. мат – это поношение матери.
Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. «Повесть временных лет», описывая языческие обряды радимичей, вятичей и северян, упоминает «срамословие» как черту языческого поведения: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало…».
На Руси скверное слово считалось таким же тяжким грехом, как и плохое дело. Сквернословие приравнивалось к нарушению христианских заповедей «Не убий!», «Не прелюбодействуй!», «Не лжесвидетельствуй!». Словесная брань, чрезмерно громкая и крикливая речь рассматривались нашими предками как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульниками. В многочисленных древнерусских и более поздних источниках отмечалось, что «матерная лая» оскорбительна сразу для трех матерей: Матери Господа, всех матерей человеческих (включая собственную мать сквернослова) и матери-земли. Осквернившему себя руганью в этот день запрещалось входить в церковь, с ним вместе нельзя было принимать пищу, с его поведением связывались насылаемые Богом беды и скорби.
В истории нашей страны сквернословие запрещалось царскими указами, обличалось в посланиях патриархов и митрополитов. Например, Иван Грозный повелел кликать по торгам постановления Стоглавого собора (1551), где говорилось, чтобы православные христиане «матерно бы не лаялись, и отцом и матерью скверными речами друг друга не упрекали, и всякими б неподобными речми скверными друг друга не укоряли». На борьбу со сквернословием были также направлены указы царя Алексея Михайловича, когда за сквернословие было положено телесное наказание: на рынках и площадях ходили переодетые чиновники, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, наказывали беззаконных розгами для примера прочих.

Ведущий: В нашей стране в последние годы сквернословие приняло поистине угрожающие размеры, стало национальным бедствием: матерятся взрослые и дети, мужчины и женщины… В последние годы широко распространилось печатное и экранное сквернословие. В том, что мат получил статус печатных слов, «постарались» и многие писатели, которые перенесли сквернословие на страницы своих произведений ради «правды жизни», а вернее, коммерческого успеха. Не так ли, уважаемый знаток литературы?

Литературовед: Вряд ли упомянутые вами писатели превзошли в правде классиков, которые тоже знали такие слова, но умели в своих произведениях обходиться без них. Например, Ф. М. Достоевский, описывая в «Дневнике писателя» сцену с пьяными мастеровыми, которые по очереди произносят одно и то же «нелексиконное», «запрещенное при дамах» существительное, само это слово не называет. У Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» матерное слово тоже остается в подтексте. Если бы Гоголь употребил на страницах «Мертвых душ» непристойное ругательство, ему вряд ли бы удалось достичь таких высот в размышлениях о русском народе и русском языке. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой  говорил так: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». В современных кино- и телефильмах широко употребляется мат как в «забибиканном» виде, так и в прямом звучании. Проникновение сквернословия в элитарную культуру ведет к оскудению ее духовности, подмене писательского и режиссерского мастерства эпатажем, откровенным цинизмом.

Ведущий: Стихотворение Нины Карташёвой прочтёт _______________________

От скверных слов из скверных уст
Земля становится бесплодна!
Но вот служители искусств
Внушают: «Модно и народно».
И непечатные слова
Печатают в «изящной» прессе –
И не растёт уже трава
И сохнут ёлки в темном лесе.
И оскорблённый детский слух
Гноится мерзкими словами,
Питается нечистый дух
В таком нечестии и сраме.
И воспевается порок
На унижении святого.
Есть Слово – Бог. И в слове – Бог
Есть антибог. И антислово.
Так не поганьте же уста,
Ведь речь, как Русь, как мать – свята.

Ведущий: Наверное, всё же многих матерящихся хоть иногда посещает мысль, что это не очень хорошо. А что обеспечивает нецензурной брани жизнестойкость? Что думают по этому поводу психологи?

Психолог: Одной из главных причин, обеспечивающих сквернословию жизнестойкость, является то, что многие считают его хорошим средством эмоциональной разрядки, оказывающим помощь в снятии стресса. По мнению многих, нельзя обойтись без мата в армии, на стройке, производстве и т.п. Но внутренняя диалектичность нецензурной брани в том и состоит, что, давая временное, сиюминутное освобождение от стресса, она в то же время создает нигилистическую модель дальнейшего поведения, ориентирует человека на циничное восприятие ряда важнейших этических ценностей. Все это влияет на моральное здоровье как самого сквернослова, так и окружающих его людей. Существует связь между широким распространением сквернословия и катастрофическим состоянием психического здоровья населения России.
Мы используем мат как средство для подпитки, чтобы как-то себя усилить. Современный мир стал жестче, и те, кто ругается матом, как бы принимают воинственную окраску. Ведь мат – язык с очень сильной энергетикой. К сожалению, чем больше у человека власти, чем выше вершина, на которую он взобрался, тем чаще он выражается независимо от места и окружения. Но мат – чисто мужской язык. Женщины, которые часто выражаются, маскулинизируются и резко теряют женственность.
Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

1.​ первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2.​ вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово — за компанию, для разрядки или напускной удали;

3.​ третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже — он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова — раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

Ведущий: Только ли психическое здоровье страдает от употребления личностью сквернословия?  Слово предоставляется ученому-биологу ____________________.

Биолог: Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие — матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить в морду». Но и они признают, что мат — обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Вопрос из зала: У меня по ходу нашей пресс-конференции возник вопрос: Почему проблема сквернословия так остро стоит в подростковом возрасте, в частности, у наших студентов?

Психолог: В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово — не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Ведущий: Сегодня у нас прозвучало много аргументов против ненормативной лексики, нецензурных выражений, сквернословия. А как бороться с матом? Слово – юристу.

Юрист: Во всех странах активно борются с ненормативной лексикой, создают специальные комитеты, проводят ряд мероприятий. Даже Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой появился. Ведь искоренение нецензурных выражений повышает престиж страны.
Сейчас сквернословие в России по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности, оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций. В российском законодательстве предусмотрены меры наказания за нецензурную брань в общественных местах. Статья 20-1 Кодекса об административных правонарушениях расценивает ее как мелкое хулиганство. На матершинника может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. А если он к тому же выказал неповиновение «требованию представителя власти или иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка», размер штрафа возрастает до 2500 рублей…Ведущий: Мы по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых красивых, богатых и выразительных языков мира. Но русский мат, ставший неотъемлемой частью общения различных слоев населения, – это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый русский должен стремиться к тому, чтобы очистить от этой скверны как собственную речь, так и язык в целом.

Цель:


  • формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи


  • Расширить знания детей о вредных
    привычках.
  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам
    человечества.
  • Побуждать к нравственному
    самосовершенствованию.

Подготовительная работа


  • Провести анкетирование среди
    участников: “Сквернословие в моей жизни”.
  • Подготовить плакат “Дерево доброты”.
  • Оформить кабинет наглядными материалами Приложение 1 (стихи, пословицы,
    поговорки).
  • Распечатать “Памятки доброты” по количеству
    детей, участвующих в занятии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный
проектор, экран, игрушечный микрофон, фломастеры,
поролон, пропитанный гуашью разных цветов
(листва “Дерева доброты”).

Перед проведением  занятия, необходимо
раздать воспитанникам анкеты “Сквернословие в
моей жизни” Приложение
2
.

Содержание


  1. Организационный момент. Игра “Необычные
    приветствия”.
  2. Представление результатов анкетирования, темы
    занятия.
  3. Информационный материал.
  4. Игра “Волшебный микрофон”.
  5. Упражнение “Дерево доброты”.
  6. Викторина.
  7. Заключительное слово, обратная связь, раздача
    памяток.
  8. Ход занятия

    Все занятие сопровождается слайдами презентации Приложение 3


1. Игра «Необычные приветствия»

Спросите ребят, как люди обычно приветствуют
друг друга. Какие движения они при этом делают?
Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев.
Остановимся на среднем варианте — рукопожатии.
Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто
это традиция. А значит, все могло бы быть совсем
иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо
поцелуев. Так что и мы сейчас будем
приветствовать друг друга новыми, необычными
способами.

Итак, как только вы включите любую танцевальную
музыку, дети должны начать ходить по комнате
(можно также прыгать и танцевать). Когда музыка
затихнет, то вы произнесете слова: «Раз, два,
три, друга найди!» В это время каждый ребенок
срочно должен найти себе пару и встать с ней
рядом. Тогда вы скомандуете —
«Поздоровайтесь …» — и затем назовете любую
часть тела. Так в процессе игры дети узнают, что
можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками,
коленками, ресничками, локтями и т. п.

Не забудьте поставить важное условие: каждый
раз во время музыкальной паузы ребенок должен
встать рядом с тем игроком, с кем он еще никак не
здоровался. Таким образом, игру можно завершать,
когда каждый ребенок поздоровался со всеми
присутствующими.

2. Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у
вас случаются ситуации, при которых вы бываете,
несдержанны по отношению к родителям, товарищам.
Итак, на вопрос (представляется анализ ответов на
вопросы из анкеты “Сквернословие в моей жизни”
на усмотрение ведущего).

Сегодня у нас очень важная, трудная и в
тоже время интересная тема. Наше занятие
называется “Сила слова или яд сквернословия”.

3. Что же такое сквернословие?
Итак, сквернословие – это речь, наполненная
неприличными выражениями, непристойными
словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается,
что сквернословие, как и хамство — оружие
неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не
только набор непристойностей. Подобная лексика
свидетельствует о духовной болезни человека.  
Слово – не просто набор звуков выражающих мысль.
Оно способно очень много рассказать о нашем
духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков
человек, такова его и речь”.

В древней Руси мат являлся ни чем иным,
как заклинанием. Наши предки произносили эти
слова, призывая себе на помощь демонов зла.
Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в
своих наговорах, насылая проклятие. Все знали,
что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы
бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить
в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу:
леший может обидеться, на берегу реки или озера –
оскорбится водяной. Где же человеку можно было
выругаться, выплеснуть из себя всю злость?
Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение
“поле брани”. Не зная происхождения этой фразы,
многие думают, что это поле битвы. Однако
значение фразы другое – это поле матерной
ругани.

Употребляя мат в разговоре с друзьями,
родными, современные люди, сами того не
подозревая, совершают сокровенный ритуал,
призывая зло изо дня в день, из года в год на свою
голову и на голову своих близких. Количество
бранных слов переходит в качество. Вначале у
людей появляются мелкие неприятности, затем
крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и,
наконец, ломается сама жизнь.

Под действием звуков, в том числе и
человеческой речи, молекулы воды (а наше тело
примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают
выстраиваться в сложные структуры. И в
зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти
структуры могут лечить или, наоборот, отравлять
организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото
научно доказал, что вода не только воспринимает
информацию, но может меняться под воздействием
слова и даже мысли. С помощью новейшего
оборудования он смог заморозить и
сфотографировать воду под микроскопом. То, что он
разглядел на молекулярном уровне, его поразило.
На фото предстали в основном кристаллы разной
формы и четкости — с виду очень похожие на
снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные
слова на многих языках или воздействовали на нее
музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов
отражает удивительные свойства воды. Ученый
сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше,
чем просьба или требование, а сквернословие не
способно породить гармоничную красоту.

Как видите, слова с негативным смыслом
даже не образуют форму, а положительно
заряженная вода имеет красивые, четкие
кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и
слова могут делать такое с водой, что же они
способны сотворить с человеком!

К еще более поразительным выводам
недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин.
Он утверждал, что ненормативная лексика очень
активно воздействует на организм человека, со
временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о
влиянии ненормативной лексики на
психофизиологическое состояние живых
организмов” проверяли несколько НИИ — столичный
научный центр при Минздраве РФ, технические
университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и
Барнаула. И доказать теорию удалось!

Ученые под руководством кандидата
биологических наук П.П. Гаряева пришли к
ошеломляющему выводу, что с помощью словесных
мыслеобразов человек созидает или разрушает
свой генетический аппарат. Исследователи
доказали, что бранные слова как бы взрываются в
генетическом аппарате человека, вследствие
этого происходят мутации, которые с каждым
поколением ведут к вырождению человека.
Исследователи изобрели аппарат, который
переводит человеческие слова в электромагнитные
колебания. Они, как известно, влияют на молекулы
ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и
его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются
местами. В результате ДНК начинает вырабатывать
противоестественные программы. Вот так
постепенно потомству передаётся программа
самоликвидации. Учёные зафиксировали, что
бранные слова вызывают мутагенный эффект,
подобный тому, что даёт радиоактивное облучение
мощностью в тысячи рентген

В целях эксперимента поливали зерна
пшеницы разной водой: одна вода слышала только
ругательные слова, а другая вода – только
молитвы. В результате семена, которые поливали
первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те
же, что поливали водой, заговоренной молитвами,
прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды
прочитать молитву или выругаться, а потом выпить,
то эффект от этой воды будет прямо
пропорционален позитивной или соответственно
негативной энергии. Группа российских физиков
сконструировала специальный аппарат,
позволяющий трансформировать звуковые
колебания в электромагнитные.

В ходе изучения влияния на растения
энергетического потенциала слов, в том числе и
бранных, ученые установили, что почти все
“обруганные” матом семена арабидопсиса
погибли, а выжившие стали генетическими уродами,
не способными программировать развитие здоровой
жизни. Во второй части эксперимента
исследователи “обласкали” самыми нежными
словами убитые радиоактивным облучением семена.
Результат превзошел все ожидания: в
“благословленных” семенах процесс мутации был
остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные
хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и
восстановились! Сквернословие наносит вред не
только духовному, но и физическому здоровью
человека.

Другая группа ученых под руководством
доктора биологических наук И.Б. Белявского
семнадцать лет занималась проблемой
сквернословия. Они доказали, что заядлые
матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не
сквернословит, потому что в их клетках очень
быстро наступают возрастные изменения и
проявляются различные болезни. К сожалению,
сквернословие негативно влияет не только на
здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден
слушать ругательства. А ведь наши предки давно
знали, что злые слова убивают. Не случайно
проклятие поражало насмерть. И словом же
воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно,
если бы человек мог видеть, какой мощный
отрицательный заряд, словно ударная волна
взорвавшейся бомбы, распространяется во все
стороны от скверного слова, он никогда не
произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.

Согласно заключению экспертов ВОЗ
состояние здоровья населения на 10% определяется
уровнем развития медицины, как науки и состояния
медицинской помощи, на 20% наследственным
фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на
50% образом жизни.

Вывод: единственный путь, ведущий к
здоровью каждого человека- это изменение
отношения человека к самому себе.

Как же избавиться от сквернословия?

Первое — не говорить плохих слов
самому. Не нужно бояться быть белой вороной.
Человек может через свою речь влиять на
состояние языка. Скажите себе: “Все пусть
говорят, а я не буду!” Конечно, для этого
требуется мужество. Скорее всего, над вами будут
смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До
сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте
устоять в такой ситуации. Попробуйте не
испугаться насмешек, презрения.

Второе. Мы, конечно, не можем исправить
общество в целом, но пресечь сквернословие в
семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде
есть люди, к которым грязь не пристает. Вот
советы, которые помогут вам сделать свою речь
лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не
старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте
самобытность и помните: “Не то, что входит в уста,
оскверняет их, а то, что выходит из уст”

Третье. Тренируйте себя просто
говорить вежливо и красиво. Важно научиться
думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова
материализуются, а помыслы реализуются.
Используйте в своей речи как можно больше
позитивных высказываний (похвалу, поощрения,
высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
Делайте ежедневно как можно больше комплиментов
другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо
выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе
здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы
увидите, что комплименты становятся вашей
привычкой, которая вам очень нравится.

4. Игра “Волшебный микрофон”. Я хочу,
чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в
руках, подарил комплимент своему соседу слева.

Четвертое. Сквернословие — не есть
способ расслабления. Может показаться, что
расслабляться — это пить пиво, вино и
сквернословить. Других развлечений нет. Но есть
спорт, музыка, рисование, коллекционирование и
многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь
каким-нибудь позитивным, креативным трудом,
например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

5. Упражнение “Дерево доброты”. Ведущий
предлагает посадить “Дерево доброты”. Для того
чтобы оно росло крепким и здоровым участники
должны удобрить почву добрыми словами (дети
маркером вписывают слова), затем каждый участник
прикладывает ладонь к поролону, пропитанному
гуашью, выбирает место на ветке дерева и
оставляет отпечаток своей ладони (листва дерева).

Рис.1

А сейчас, предлагаю вам принять
участие в викторине. Для этого вам будет
необходимо разделиться на две команды.

(дети делятся на 2 команды, избирается
жюри)

Членам жюри ведущий раздает бланки Приложение 4

6. Викторина Приложение 5

7. Итак, у того, кто сквернословит,
есть 2 пути: первый – зная, что это плохо,
продолжать нецензурно выражаться, тем самым
включить программу самоуничтожения. И, второй
путь – путь духовного роста,
самосовершенствования, путь красоты. Закон
свободной воли даёт право выбора – по какому
пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись
без бранных слов и внимательно проследите за
изменениями в вашей жизни.

Я приготовила вам памятки добрых дел,
но прежде чем вы их получите, позвольте мне
прочитать стихотворение одной Московской
школьницы:

Как богат и свободен наш Великий язык.
Как красив и чудесен его благостный лик…
Ведь же всё говорят: “Век живи – век учись”.
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим
И мой мир без него не богат, а убогий.
И для каждого он частица себя
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас
современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать?
Нет и нет!

Это только лишь казаться
Современным быть —
Это уметь говорить,
Это красиво уметь выражаться

Я от всей души желаю вам стать по-настоящему
прекрасными людьми. Пусть все в вас будет
прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Под музыку всем участникам занятия раздаются
памятки Приложение 6

Информационные источники

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

Андросова Юлия. Вирус сквернословия: Классный
час для сквернословия //Школьный психолог.-2008.-N
20.-С. 10-12.

Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова:
Разработка урока риторики в 3-м классе по теме//
Фестиваль педагогических идей.

Картинки для презентации взяты в сети Интернет.

Классный час: Сила слова. О сквернословии. Провела Давыдова М.П учитель начальных классов МОБУ СОШ №1 г. Якутска

Цель мероприятия:

Выявить отношение учащихся к сквернословию, способствовать отказу от сквернословия.

Задачи мероприятия:

Показать отрицательное влияние сквернословия на развитие личности, прививать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам.

Воспитывать толерантность, вежливость, культуру речи.

Развивать речь, мышление

Ход мероприятия:

Вступление

Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии, я очень надеюсь, что  сегодня вы узнаете для себя много полезного и интересного.

Сегодня мне бы хотелось бы поговорить с вами о культуре речи, о словах, которые играют в нашей жизни очень большое значение. Только человек имеет способность мыслить и говорить, поэтому мы должны быть очень внимательны к своим словам.

Можно ли сказать что все слова одинаково хорошие? Правильно, всем известно, что существует добро и зло, а значит и слова бывают добрые и злые, а по-другому назовем их волшебные и скверные. (слайд)

Явление сквернословия как никакое другое характеризует нравственный упадок нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты. (слайд)

В школе выборочно было проведено анкетирование. Ребятам было предложено ответить на 3 вопроса:

1 Как часто ты произносишь бранные слова?

А) часто – 19%

Б) редко – 50%

В) никогда – 31% (слайд)

2. В каких ситуациях это происходит?

А) когда ссорюсь – 27%

Б) когда злюсь – 50%

В) другие причины – 23% (доводят, обзываются) (слайд)

3. Что нужно сделать, чтобы ты не использовал в речи эти слова?

А) не выводить меня – 50%

Б) учить хорошему – 23%

В) не знаю – 27%

Эти результаты показывают, что сквернословием засорена речь уже и младших школьников, и у большинства из них бранные слова «вылетают» как бы сами собой, по привычке.

А знаете ли вы, что использование матерных слов влияет на здоровье человека? (слайд)

Существует притча, в которой рассказывается о том, как охотник  пригласил к себе своего друга – медведя. Хозяйке не понравился запах, который шёл от медведя, и она сказала об этом вслух. Медведь  обиделся и ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, медведь настоял на своём. Ударил охотник – образовалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены до сих пор саднит мне сердце».

(слайд) Что же такое сквернословие? Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Мат — это наиболее грубая разновидность ненормативной лексики. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие – оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань свидетельствует о духовной нищете человека. Ведь слово – это не только набор звуков, оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Еще Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь» (слайд)

История возникновения мата уходит в далекую языческую древность. В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности. (слайд)

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбится водяной

.

(

с

лайд)

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.

Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое — это поле матерной ругани.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на себя и на своих близких.

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. По закону за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран. (слайд)

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева изобрела аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные  колебания. Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. (слайд)

Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. (слайд)

Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом. 
На этом основании учёные сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь. (слайд)

Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли», то есть читали молитвы над убитыми семенами. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. И растения ожили. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма. (слайд) 
Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского — 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. 
Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных. (слайд)
Последние годы часто говорят и о воде. Ученые начали проверять, как влияют слова на воду. В ходе эксперимента над одной водой матерились, над другой молились. Потом исследовали структуру — у той воды, над которой матерились, структура деформировалась, а у той, над которой молились, наоборот, улучшалась.

Затем и той и другой водой поливали растения водой, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те, над которыми молились, прорастали лучше, чем те, которые поливали обычной водой. (слайд)

Если включить плохую музыку и включить кран, то вода носит плохую энергетику. Выпивший, эту воду, может заболеть. И наоборот, если включить хорошую спокойную музыку, то вода заряжается хорошей энергией и может исцелить многие болезни. (слайд)

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

А ведь человек состоит на 80-90% из воды.

Вот и представьте, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком! (слайд)

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

Как же избавиться от сквернословия? (слайд)

Первое — не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!» Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения. (слайд)

Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе, классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.

Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст(слайд)

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, «Ты сегодня очень хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть», «Ты потрясающе здорово отвечал на уроке» и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится. (слайд)

Четвертое. Сквернословие — не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться — это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

Давайте посадим цветок. (слайд)

Каждый его лепесток олицетворяет добрые слова, которые мы можем дарить людям, как солнышко дарит свой свет. Ведь солнце светит не только на добрых людей, поэтому и мы должны стараться сделать или сказать доброе даже человеку, который нас обидел. Давайте назовем лепестки нашего цветка!  Помогут нам в этом волшебные слова:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас ругают за шалости, говорим мы… (простите, пожалуйста)

И в России и в Дании на прощание говорят … (до свидания) (слайд)

Физминутка

Вы сейчас будете выполнять задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное слово»

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте!

Попрыгайте, пожалуйста!

Руки вперед!

Молодцы!

Давайте с вами вспомним пословицы про добрые дела. (слайд)

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Злой не верит, что есть добрый.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброе слово и кошке приятно.

Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: (слайд)

первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

А сейчас в группах соберем добрые слова на лепестках цветов. (работа в группах)

Получение обратной связи о занятии

От улыбки станет всем светлей …

И вырастим цветы добра.

Моменты классного часа …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про узбекистан
  • Сценарий про сказочных героев
  • Сценарий про турцию
  • Сценарий про синичкин день
  • Сценарий про туризм