Сценарий про сновидения

Сценарий новогоднего музыкального представления разработан для учащихся 9 класса. Музыкальные мини-сценки, оригинальная задумка в результате веселый новогодний праздник.

СЦЕНА 1 (звучит  мелодия0

Монолог ученика:

Ну вот даже перед новым годом не дадут отдохнуть ! Конец четверти, а им сочинение подавай!  Да еще с элементами ( читает)  драматургии  в сказочно-фантазийной форме . голову сломаешь! А темы, темы! Вы только вдумайтесь  — «Философия героизма  и трагизм комизма в русских народных сказках». Да таких и тем – то   нет нигде! (смотрит в телефон)

 Даже в библиотеки! А библиотеку теперь посещают только мыши! Списать не с чего!   Завтра двойка обеспечена. Разборки с «родоками», лишение дискотеки, и т д. и т.

Ой,  кажется директор Роман Алексеевич!

Директор:

Ты  еще не ушел? (потирая очки).  Петрова заболела! Срочно нужен Снегурочка и  сценарий   новогодней  концертной  программы.  Чтобы было  смешно, весело,  персонажи сказочные, но  сюжет современный! Ты понял? (уходит  насвистывая) Вот и чудненько.

Ученик  Понял! (глядя в след)

 Доклад по биологии написал, карту  Гватемалы нарисовал, 10 задачек решил, наблюдение по физике провел,  10 страниц по истории вызубрил, А еще новогодний сценарий!  Первый час ночи. Спать хочется! Все спать и только спать!

(Уходя) Замучили,  совсем замучили, совсем бедным детям покоя нет. Сами бы попробовали.

Заснул наш герой, и снится ему волшебный сон.

СЦЕНА 2   Шум вьюги.  Появляются  Метелица и Олень Северный 

Мет: Напрасно вы затеяли этот разговор, он совершенно не ко времени.
Олень: Он всегда не ко времени, то есть он никогда не ко времени…
Вы госпожа Метелица  начальник администрации Деда Мороза, вам и отвечать за программу.  (оглядываясь) А зачем мы в библиотеку пришли?
Мет:  Вы,  начальник транспортного цеха господин  Олень-Северный, вы  и обеспечьте явку отборочной комиссии во главе с Дедом Морозом! А главных героев мы здесь  найдем!

Олень: А Деда Мороза  не будет.
Мет: Как это? Отчего!?
Олень: А на чем он приедет? В гараже одни сани и ни одного оленя.
Мет: Но это невозможно!
Олень: Еще как возможно! Нет финансирования – нет запчастей, нет горючего. Олени мох из-под снега выкапывают.
Мет: Тогда везите сами.
Олень: Не могу, мне зарплата не позволяет. Вот добавите 1000 рублей – повезу.
Мет: Ни за что!
Олень: А не добавите 1000 рублей, я всем расскажу, что мне добавили 2000!
Мет: Это шантаж! Вы уволены!
Олень: Пожалуйста! /исполняет песню «Увезу тебя я в тундру»/
Мет: Хорошо, вы меня убедили. С сегодняшнего дня у вас зарплата стала на 1000 рублей больше! И немедленно начинаем отбор

Шум за сценой
Олень: Мы кажется здесь не одни.
Мет: Кому здесь в библиотеке, в полночь взяться.  Однако…..

Прячутся за кулисой

СЦЕНА 3

Мышь ( звучит  музыка, мышь  грызет учебники, морщится )

  — Учебник по алгебре. Фу , я его не догрызу .Бумага какая-то соленая. Наверное, ученики слезами залили! Ха-ха!  Надо попробовать  лучше английский! И вкусно, и полезно! Некоторые слова усваиваются.  Ай лав ю ! Вот дую  ду?

А я  вчера немецким поужинала… Всю ночь кошмары снились. Хэнде Хох! Ахтунг! Ферштейн?

А вот биология – тоже прикольно.  Сгрызу-ка крупных приматов на десерт…

С полки падает большая книга «Сказки».

Мышь: Ой!!

Какая книга толстая, с картинками. Не книга, а целый торт,  с кремом!

Появляются Метелица и Олень Северный .

Олень:  Равняйсь! Смирно!

Мышь : Ах!! (падает в обморок) Олень пытается ее привести в чувства.

Метелица:

Так вот кто книги лучше всех знает, даже на вкус! Она то  нам и поможет!

(Обращаясь к мышке)

Очнитесь, пугливая вы наша! Поможете нам подобрать Снегурочку,   составить сценарий и найти героев из самых лучших (поднимает огрызки книг)   вкусных  книг.

Олень  Будете у нас Мышкой – Наружкой.  (надевает на мышку темные очки, звучит детективная музыка, )

Мет: Итак,  к делу…

Возвращаясь назад, несет листочки  из книг.

Мышь: Вот эти  книги  самые вкусные.

Олень:  Но они же все перепутаны

Мышь:  Зато  здесь  есть все:  погони, обман, колдовство, гадания,  дружба,  верность, честность, юмор и конечно любовь!

Метелица:  Ладно,  разберемся!  (выбирает листочек начинает читать)

У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом!

Мышь с визгом бежит и прыгает на руки Оленю

Метелица:  Что случилось,  робкая вы наша?

Мышь: Там кот

Мет. Где кот?

Мышь: Там (показывая на листочки в руках Метелицы)   Давайте я буду выбирать.

Мет  Ну хорошо  Давай

Мышь: Вот!

Метелица:  Там ступа с Бабою Ягой

                         Идет,  бредет сама собой  ( шум приближающейся ступы, приземление)

СЦЕНА 4    Баба-Яга (Катя Пушкарева) и Мышь

Мышь: Госпожа Метелица! Кажется накликали. На конкурс Снегурочек сама Яга пожаловали!
Мет: Не пускать ее!
Яга: Как это не пускать? Меня не пускать?! Да я вас…
Мет: Тише, тише. Успокойтесь.
Мышь: Это баба Яга.
Яга: Сама ты баба! Яга это псевдоним. А настоящее имя Екатерина Пушкарева!
Мышь: Рост 175 см, вес 56 кг, возраст 1364 года.
Яга: О возрасте можно было и не говорить.
Мышь: Имеет личный транспорт, раз в месяц посещает ночной клуб под названием «Шабаш», водит дружбу со змеем Горынычем.
Яга: Ах ты, шпионка! /гоняется за мышью, та прячется за  Метелицу/
Мет: Прекратите! Госпожа Яга..
Яга: Екатерина Пушкарева!
Мет: Госпожа Пушкарева, Снегурочка имеет дело с детьми. Она должна быть мягкой…
Яга: А я что, твердая? Да вы меня потрогайте! /протягивает руку потрогать/
Мет: Я не о том! Снегурочка должна быть доброй, знать стихи и детские песенки…
Яга: Песенки? Сколько угодно! /исполняет песню Земфиры/
Мет: И песня не подходит, и вы нам не подходите!
Яга: Так я и знала! Никто меня не любит, не жалеет! Потому, что я некрасивая, неуклюжая, а-а! /рыдает/
Мет: Не расстраивайтесь, госпожа Пушкарева.
Яга: Катя!
Мышь: Не плачь, Катя, все будет хорошо.

Мышь ведет Ягу к дверям, но Яга вновь появляется

/звучит песня из к/ф «Не родись красивой» в исполнении Яги/

Мет:  Пожалуй,  с последней композицией она справилась неплохо,  Этот номер нам подойдет. Давайте дальше Мышка Наружка.

Мышь: Пожалуйста

СЦЕНА 5 

Входит Волшебница, ведя за руку Конфетку/
Конф: Не хочу! Не буду!
Волш: Перестань! Никто тебя здесь не съест!
Конф: Ага! Ты только посмотри, как они облизываются! /показывает в зал/
Мет: Простите, вы кто? Вашего резюме у нас нет! /просматривает бумаги/
Волш: Нет? Сейчас будет! /Колдует/
Мет: Действительно, есть. Кандидат Конфетка, вес 50 грамм, рост 3 см. Это, наверно, какая-то ошибка…
Волш: Никакой ошибки. Я директриса школы волшебников, а это моя самая нерадивая ученица! 50 лет я с ней бьюсь, и ничего не получается. Вы посмотрите, что она с собой сделала?! В конфету себя превратила! А хотела – в Снегурочку! Когда эта двоечница колдовать начинает – вся школа от страха разбегается! В общем, я умываю руки. Делайте с ней что хотите!
Мет: Девочка, ты почему не хочешь учиться?
Конф: У меня не получается   /исполняет песню «Волшебник недоучка»/
Мет: А что у тебя получается?
Конф: Дарить радость!
Мет: Сладкая ты наша, беги  и колдуй, сколько хочешь!
Конф: Ура! /убегает/
Волш: Спасибо огромное! Это вам маленький подарочек.
Мет: А что это?
Волш: Карманный оракул. Предсказывает будущее. Нужно задать вопрос – только обязательно в стихах – и позвонить в колокольчик. Всего вам доброго. /уходит/
Мет: Проверить, что ли? Что я через сорок лет буду кушать на обед?
Голос: Будешь есть протертый суп и беречь последний зуб.
Мет: Неправда! У меня отличные зубы!
Олень : А можно я попробую?
О, начальник, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Заставляешь и в субботу
Выходить нас на работу.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты зарплаты годовой?
Я очень жду  ее…       

  Голос: — Постой
есть на севере гора,
В ней глубокая нора,
В той норе на трех канатах 

 Гроб качается из злата, 

В том гробу твоя зарплата!

Метелица: А кроме зарплаты вас ничего не интересует господин Олень!

Олень: (обиженно)

Вот и верь людям  после этого.

СЦЕНА 6

Мет: Продолжим наш отборочный тур.

Мышь: Теперь моя очередь выбирать

Олень: Позвольте мне!

Мышь: Нет я…..

Олень:  Ах, сударыня это может быть опасно!

/каждый тянет к себе афишу продолжа спорить/

Вмешивается Метелица

Метелица: Я вам не мешаю?

( рвут на половинки)

Вместе: Исчезни! Сосулька!  Испуганно смотрят на Метелицу

Метелица: отнимает разорванную афишу читает

Две старушки, две соседки
Собралися у беседки,
 Повели свой разговор:

Матрена и Цветочек

М. Не видались сколько лет…

Ц. Сколько зим минуло!

М.Стал тощее силуэт…

Ц. Эк, тебя раздуло…

М. И опять блаженный взгляд

   И улыбка до ушей…

Ц. До чего ж хорош наряд –

   Только им пугать мышей…

М. Тоже мне, фотомодель,

   Зелёная как эта ель.

   Одни сплошные кости –

   Гремят, куда не бросьте…

Ц. Ну, то ли дело, ты – красавица,

   Обнять тебя бы, да не справиться –

   Не хватит рук и обезьяны,

   Чтоб обхватить твои изъяны…

М.  Ну, уж это слишком,

    Даже с твоим умишком,

    Точней с его остатком.

    Да я тебя, как тряпку… (берёт  и трясёт)

Ц.  Э-э, полегче, руки прочь.

    Смотри, какая нынче ночь…

М.  Ну, тёмная, холодная…

Ц.  Дурында, новогодняя!

М.  И впрямь, до чёж, внимательна…

Ц.  А как же, обязательно.

Ц: Ой, Матрёна, вот так диво!

Ай, да ёлка! Как красиво!

Скоро будет Новый год,

Нас, наверно, чудо ждёт!

М: Ты сама у нас, как чудо,

До того уж ты мила…      (Ц. улыбается)

Уточняю, чудо-юдо,

А ты о чём подумала?    (Ц. расстраивается)

Ц: Не романтик ты, Матрёна,

Ты не веришь в чудеса.

М: Ой, романтик, вошь ядрёна,

Ты разуй свои глаза.

Экономика в упадке!

Ц: Да, Матрёна, всё в порядке!

М: Телик, что ли смотришь, мало?

Ц: Целый день…

М: Чё?

Ц: Сериалы!

М: А, ну тогда всё ясно…

Ц: Да, Матрёна, всё прекрасно!

К тому, кто чуда очень ждёт…

М: Цветочек вяленький придёт,

Постучится клюшкой в дверь,

Только в чудо очень верь!

Ц: Не права, Матрёна, ты,

Нету у тебя мечты!

М: В облаках летать опасно,

Не спуститься можно. Ясно?

Ц: Что с тобой стряслось, подружка?

Ты, ворчливая старушка.

Ничего тебе не в милость,

Ты бы, что ли хоть, влюбилась!

На мотив «Ой, мороз-мороз»

1  Ой, склероз, склероз,

   Ты оставь меня,

   Ты оставь меня

   Хотя бы на три дня.

2. Пенсия моя,

   Удиви меня,

   Удиви меня –

   Не кончись через три дня.

СЦЕНА  7 (За сценой шум, крики)

Мет: В чем дело?
Мышь: Там народ волнуется, на конкурс рвется! Оленя в плен взяли! Слышите? Рога ему отшибают!
Мет: Кошмар!

Метелица:

 Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком,
И не столько они пряли,
Сколь мололи языком!

1:      Кабы я была царицей я бы заказала себе   кучу бриллиантов Лучшие друзья девушек – бриллианты. Чем больше карат, тем крепче дружба.

2: Кабы я была царицей я бы заказала себе  — какой-нибудь крутой кабриолетт из новинок. Чтобы салон из кожи ската и руль со стразиками.

1: Зачем тебе зимой кабрио? 

2: А я его пока в спальню поставлю – на подиум. Или по оранжерее буду кататься.

3: А я бы попросила ………………..

1: Я надеюсь, ты что-нибудь приличное попросишь? Типа спортивного самолета

2:  или хотя бы платья от Версаче

3: Цветочек аленький!

 Вместе   Не-е-ет!

1.  Ты помнишь, чем в прошлый раз вся эта бодяга кончилась?

2. Горшок  разбили, цветок по дороге засох…

3.  Так я  не просила раффлезию из тропиков тащить диаметром полтора метра!  А я хочу цветочек! Маленький – аленький…

1: Ну, где же царь-то? Сколько можно под этим окном сидеть?

2: Повторяем одно и то же, как китайские болваны. Кабы я была царица, кабы я…

3: А царя никакого и нет. Может, с ним что случилось по дороге?

1: Мы теперича уже в царском тереме должны быть.

2: На перинах валяться, пряники медовые кушать.

3: Ой, подружки, кто-то, кажется подошел! Давайте!

Танец Девиц

Если вы  нахмурясь

Выйдете из класса

Потому что двойка

В дневнике стоит

Пусть вам улыбнуться

Все друзья по школе

И приобретете сразу

Вы счастливый вид

И улыбка без сомненья

Вдруг коснется ваших глаз

И хорошее настроение

Не покинет больше вас

Если  наш сценарий

Удался на славу

И веселый праздник

В сердце вам проник

Здесь стоят артисты

Крикните им «Браво!»

От души они старались, похвалите их

 Припев

Если вы  нахмурясь

Выйдете из класса

Потому что двойка

В дневнике стоит

Пусть вам улыбнуться

Все друзья по школе

И приобретете сразу

Вы счастливый вид

И улыбка без сомненья

Вдруг коснется ваших глаз

И хорошее настроение

Не покинет больше вас

Если  наш сценарий

Удался на славу

И веселый праздник

В сердце вам проник

Здесь стоят артисты

Крикните им «Браво!»

От души они старались, похвалите их

 Припев

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат»

г. Куйбышев

Внеклассное занятие по теме:

«Загадочный и удивительный мир сна»

Составители: Зырянова Марина Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной

категории;

Кузнецова Светлана Николаевна, воспитатель

I квалификационной категории.

Данное внеурочное занятие проводилось по АООП для глухих обучающихся старшего школьного возраста (9-11 классов, в количестве 14 человек). В рамках программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о сне, как составляющей части здоровья человека; формирование знаний о значении полноценного сна для сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для усвоения обучающимися знаний о сне как физиологическом процессе, его значении для нормальной работы мозга, мыслительной деятельности, восстановления работоспособности организма. Уметь находить ответы на вопросы в разных источниках биологической информации, использовать свой жизненный опыт.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей. Преобразование практической задачи в познавательную. Уметь самостоятельно контролировать время в процессе работы над заданиями педагога.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формирование умения соблюдать нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в деятельности.

Коррекционные: вырабатывать привычку слухового контроля.

Планируемые результаты:

Создание внутренней мотивации для дальнейшего изучения физиологических процессов и состояний своего организма, формирование навыков здоровьесбережения и потребности ведения ЗОЖ, формирование культуры здоровья, культуры сна. Знание и соблюдение условий, необходимых для полноценного сна.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе коллективной деятельности.

Материально-техническое обеспечение: 

мультимедиа / экран, компьютер/;

компьютерная презентация;

документальный фильм «Сны и сновидения»;

анкета, демонстрационный материал, фломастеры.

План занятия:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач занятия.

Формулирование проблемы.

Знакомство с темой.

Подведение итогов. Рефлексия.

Формы организации деятельности воспитанников:

коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют проблему исходя из темы занятия, формулируют цель занятия, отвечают на вопросы анкеты, осуществляют рефлексию;

кооперативно-групповая: работают с анкетой и дополнительной литературой.

Технологии и методы: здоровьесберегающие технологии, технология коллективного обучения, развивающего обучения.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Создание положительного эмоционального настроя.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а значит, желаю всем вам здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.

II.Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач занятия.

Рассказ воспитателя сопровождается компьютерной презентацией.

Воспитатель: Прочитайте тему нашего занятия: «Загадочный и удивительный мир сна». (Слайд 1).

Воспитатель: Данная тема актуальна и интересна практически для всех людей, ведь сон – это наше здоровье, а в современном мире так важно следить за своим здоровьем и делать все возможное для того, чтобы его не испортить. (Слайд 2).

Воспитатель: Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что можно увидеть с закрытыми глазами»? (Ответы детей). (Слайд 3).

Правильно – сон.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим с вами о том, что такое относитесь. А в заключение занятия посмотрим документальный фильм «Сны и сновидения».

Воспитатель: Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, что человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участие в разговоре, не способен был защитить себя. В древности считали, что сон – подобие смерти: каждый вечер человек умирает и каждое утро рождается вновь. (Слайд 4).

Человек из 60 лет жизни более 20 лет проводит во сне.

III. Формулирование проблемы.

Воспитатель: Ребята, что вам известно о сне и его значении в жизни человека? (Слайд 5). Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного нормального сна немыслимо здоровье.

Воспитатель выслушивает ответы и мотивирует обучающихсяна формулирование цели занятия, оказывает в этом содействие.

Воспитатель: Как вы думаете, сколько времени необходимо для полноценного сна человека?

Обучающиеся приводят цифры.

Воспитатель. Продолжительность сна обычно составляет: (Слайд 6)

Младенцы -16 часов;

Дошкольники и дети школьного возраста (3–12лет) -10 часов;

Подростки (13–18 лет) –10 часов;

Взрослые (19–55 лет) –8 часов;

Взрослые (старше 55 лет) –6 часов.

IV. Знакомство с темой.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя?

(Дети высказывают своё мнение, доказывают).

Сон необходим для укрепления организма, он восстанавливает деятельность мышц, обеспечивает отдых организму. Во время сна вырабатывается гормон роста, поэтому малыши спят значительно больше, чем взрослые. Ребёнок должен ложиться спать не позднее 22 часов. С 22 часов до 1ч 00 мин вырабатывается основное количество гормона роста соматропина.

Сон необходим для хорошего настроения днём. Дети, когда не выспятся, становятся капризными, раздражительными, учатся хуже.

Сон необходим для того, чтобы бороться с инфекцией. Наиболее активны иммунные клетки в период с 4 до 6 часов утра. Полноценный ночной отдых помогает человеку выздороветь или не заболеть. Во сне организм сам себя лечит без лекарств. Если человек блеет, то ему требуется больше времени на сон. Не зря говорят: «Сон — лучшее лекарство».

Сон способствует переработке и хранению информации.

А вот как определяли сон известные люди:

«Жизнь и сновидения – страницы одной и той же книги» (Артур Шопенгауэр).

«СОН м. состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств» (Владимир Даль. «Толковый словарь»).

И учёные лет сто назад считали, что сон – полный отдых организма, позволяющий ему восстановить силы, потраченные в период бодрствования.(Слайд 7).

Воспитатель: Наука, изучающая сон — сомнология. Основоположник науки о сне – сомнологии (вторая половина XIX века)- М. М. Манасеина. В 50-х годах XX века учёные открыли, что в течение ночи организм спящего человека вовсе не отдыхает, а «выкидывает» из памяти ненужный мусор случайных впечатлений, накапливает энергию для следующего дня. При регистрации электрической активности головного мозга у спящих людей обнаружилось, что существуют разные стадии (фазы) сна: медленная и быстрая или парадоксальная. (Слайд 8).

Медленный сон непрерывно длится 80-90 минут. Наступает сразу после засыпания. На него приходится 80% ночного отдыха. Учёные считают, что в это время происходит восстановление и обновлениеклеток. Приток крови к головному мозгу увеличивается, усиленно работают органы иммунной системы, активизирует свою деятельность гипофиз, вырабатывая гормоны роста. В этой стадии могут интуитивно появляться идеи, способствующие успешному решению той или иной проблемы. Д.И. Менделеев «увидел» во сне свою периодическую таблицу, Нильс Бор – модель атома, Александр Флеминг – формулу пенициллина. Исследования показали, что именно фаза медленного сна является ключевой для закрепления осознанных воспоминаний. (Слайд 9).

Быстрый сон следует за медленным и длится 10 — 15 минут. В этот период электрическая активность мозга сходна с состоянием бодрствования. В стадии быстрого сна структуры головного мозга как бы «сортируют» информацию, полученную человеком за день. Часть её «стирается» из памяти, а важная информация «загружается» в долговременную память. Учёные считают, что мозг использует сновидения для этой деятельности и для соотнесения новой информации с уже имеющейся в памяти. Люди, разбуженные в стадии быстрого сна, рассказывают о своих снах, запоминают их. (Слайд 10).

Во время правильно протекающего сна организм восстанавливает силы, потраченные на дневную активность, «приводит себя в порядок». Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил. (Слайд 11).

Лишение сна является очень тяжёлым испытанием. В течение нескольких дней сознание человека теряет ясность, он испытывает непреодолимое желание уснуть, периодически «проваливается» в пограничное состояние со спутанным сознанием. Затем наступает нервное расстройство и смерть, т.к. мозг более не в состоянии выполнять свои функции; он просто «отключается», а вслед за ним тоже делают и все остальные органы. (Слайд 12).

В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд — 11 суток без сна. Американский подросток Рэнди Гарднер не спал 264 часа. К концу эксперимента школьник практически не мог разговаривать и мыслить, страдал от мании преследования и галлюцинаций. Его поступок был расценен как опасный для жизни и здоровья, после чего подобные рекорды перестали регистрировать.

Физминутка.

Воспитатель предлагает ребятам ответить на вопросы анкеты и в ходе мероприятия работать со своими ответами, интерпретировать их. (Приложение 1).

Воспитатель: Посмотрите в свои анкеты, посчитайте, достаточно ли времени вы отводите для сна. Тем, у кого эта цифра меньше, стоит задуматься над своим режимом (распорядком дня).

Воспитатель: Среди вас, ребята, есть те, кто легко встанет рано утром? А кто себя чувствует плохо, когда встаёт рано?

Предлагаю вам опять взглянуть на вашу анкету. Вопросы №№ 3-6. Выберите вариант ответа, выписав буквы А, Б или В.

Интерпретация ответов:

— если больше ответов А – вы «сова»;

— если больше ответов В – вы «жаворонок»;

— если больше ответов Б – вы «голубь»;

Мы попытались приблизительно определить ваш хронотип — типичный для данного человека характер суточной активности.

Воспитатель: Хронотипы бывают: (Слайд 13)

Жаворонки — пробуждаются самостоятельно, без труда, с самого раннего утра, с шести – семи часов могут плодотворно трудиться. Наибольшая активность этих людей продолжается до обеденного времени. Спать «жаворонки» отправляются примерно в десять часов вечера.

Голуби — самостоятельно просыпаются часов в семь, они трудоспособны весь день, а ко сну отходят около одиннадцати вечера.

Совы — самостоятельно пробуждаются поздно, часов в 10-11. Пик активности у них наступает ближе к вечеру и продолжается до глубокой ночи.

Ребята, согласитесь, очень заманчиво и легко объяснять свои неудачи на уроках, сонливость, принадлежностью к хронотипу «сова». Но действительно ли люди рождаются «жаворонками», «голубями» и «совами»?

Большинство специалистов-сомнологов считает, что «жаворонок» — более природный, более естественный для человекахронотип. На протяжении всей эволюции человек приспосабливался к бодрствованию днём. Ночью человеку было незачем проявлять активность, поскольку против ночныххищников люди практически бессильны. Человек был и остаётся дневным существом.

В сохранившихся ещё диких племенах Африки и Амазонии, где нет электричества, «сов» — нет. Ночью там совсем темно, люди спят, просыпаютсяс восходом солнца. Пока не было электричества, все жители нашей планеты были «жаворонками». «Совы» появились только тогда, когда появилось вечернее освещение и возможность вести вечернюю активную жизнь.

Давайте вернёмся к вашим анкетам. Уважаемые «совы», всегда ли так поздно вы ложитесь спать? Или такую привычку вы сами выработали, т.к. вам не хочется отрываться от ваших гаджетов, нравятся «прогулки» по Всемирной Сети? Если вы измените привычку поздно ложиться спать, то тогда минуют вас следующие неприятности и болезни, связанные с недосыпанием.
Последствия и симптомы недосыпания: (Слайд 14).

Снижение иммунитета, повышенная склонность к инфекционным заболеваниям.

Головокружение, головные боли, периодические обмороки.

Утрата чувства юмора, повышенная раздражительность, может развиться депрессия.

Провалы в мышлении, периодическая спутанность сознания, не способность концентрировать внимание на чём-то.

Сонливость во время бодрствования, потеря ощущения реальности происходящего.

Увеличивается вероятность развития таких заболеваний, как сахарный диабет и ожирение. Возможны резкие повышения давления (гипертонический криз)

Развитие бессонницы.

Чтобы сон был крепким, здоровым и приносил пользу нужно соблюдать несколько простых правил: (Приложение 2)

Ложитесь спать в одно и то же время, желательно в десять вечера. С одиннадцати до четырех утра происходит так называемый «сон красоты» – самый глубокий и продуктивный сон, залог красоты и здоровья.

«Ночная» одежда не должна стеснять движения. Следует отдать предпочтение пижаме, ночной рубашке.

Не следует наедаться перед сном, но ложиться голодным – тоже. Ужинайте за два-четыре часа перед ночным отдыхом. Не пейте перед сном крепкий чай и кофе.

Просмотр кинофильмов, телепередач, работа за компьютером и т.д. должны быть закончены не позднее, чем за час до сна.

Хорошо проветрите комнату перед сном. Летом можно спокойно спать при открытом окне или балконе.

Матрас не должен быть слишком мягким. Спать нужно на твердой поверхности. Это полезно для позвоночника и способствует быстрому засыпанию.

Перед сном постарайтесь выкинуть навязчивые мысли о будущем. Думайте о завтрашнем дне только в положительном ключе.

Сон при свете может привести к развитию депрессии, искусственное освещение по ночам вредно для здоровья.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель организует подведение итогов занятия.

Высказывания известных людей о сне:

«Ничего лишнего. Рано ложиться и рано вставать – вот что делает человека здоровым, богатым и умным».

Бенджамин Франклин

«Считается, что успех приходит к тем, кто рано встаёт. Нет: успех приходит к тем, кто встаёт в хорошем настроении!»

Марсель Ашар

Обучающимся предлагается продолжить фразы: Я узнал(а)… Меня удивило… Я согласен … Я затруднялся … Оценивание участников мероприятия.(Слайд15).

Воспитатель: Желаю вам всегда вставать в хорошем настроении, а для этого помнить и соблюдать рекомендации, которые мы с вами совместно выработали.

В завершении занятия обучающимся демонстрируется документальный фильм «Сны и сновидения».

Цель: приобщение детей к колыбельным песням как условие  сохранения народных традиций.

Образовательные задачи:

  •  Поддерживать  интерес и любовь к колыбельным песням

Развивающие задачи:

  • Развивать художественно-образное мышление при восприятии колыбельных песен
  • Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах, в танцевальных композициях,
  •  Развивать вокально-хоровые навыки при работе над интонацией.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать речевую культуру,
  • Воспитывать умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в песнях.

Программное содержание:

  • Сформировать у детей понятие о колыбельных песнях; обогащать словарный запас. 
  • Слушать различные колыбельные, в том числе авторские песни.
  • Закреплять навыки восприятия музыки: определять характер, узнавать и называть особенности звучания колыбельных песен.
  • Развивать фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в танцевальной импровизации.
  • Формировать интерес к народному творчеству, способность к эмоциональному отклику на художественные образы.

Предварительная работа:

1. Знакомство с колыбельными песнями «Котенька-коток», «Баюшки-баюшки», В.Моцарт «Спи, моя радость, усни», «Сонная песенка» Р.Паулса.

2. Слушание колыбельных песен: «Колыбельная Светлане» Т Хренникова, русских народных колыбельных песен.

3. Просмотр видео с записью песни  А.Островского, «Спят усталые игрушки», мультфильма «Умка» песни Е.Крылатова «Колыбельная медведицы», М.Дунаевского «Цветные сны» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания!»

4. Рисование на тему колыбельных песен в свободное время.

5. Постановка танцевальной композиции на песню А.Ермолова «Колыбельная для Лизы».

Оборудование: центральная стена зала украшена звездами и изображением спящего малыша, костюм Дремы, костюм бабы яги, игрушки для танцевальной композиции, музыкальный центр, аудиозаписи.

Ход развлечения

Ведущая:
— В страну сновидений сейчас мы пойдем, волшебные сны в стране той найдем!

Только мой сынок уснет,  
Дедка  Дрёма к нам придет.
Старый Дрема — старичок —
Острый серый колпачок.
Дедка Дрёма — сам с вершок,
Принесет с собой мешок,
А в мешке для деток сны
У него припасены.
Для дурных,  для шалунов
Не припас  он сладких снов,
Но для крошки моего,
Лучший сон есть у него (Г.Галина)

Песня С. Пожлакова «Колыбельная с четырьмя  дождями»

Выход Дрёмы.

Дрёма:

— Здравствуйте! Очень рад с вами познакомиться. Вот только имен ваших не знаю!

Ведущая:

— А ты спроси, и узнаешь!

Дрёма ведущему:

(пропевает) – как вас зовут?

(обращаясь к детям)  – как тебя зовут?

Дрёма:

— Я очень волнуюсь! Меня так редко приглашают в гости!

Ведущая:

— Нет — нет спать мы не собираемся Дрёма, мы просим тебя, подари нам интересные сны.

Дрема:

— С удовольствием! В моем мешке много разных снов! Особенно я люблю веселые. В стану сновидений сейчас мы пойдем, волшебные сны в стране той найдем!

1 ребенок:

А знаете, какие сны являлись ночью к нам?
Так вот, что было снами в них
Поведаем мы вам!

2 ребенок:

Скажу вам, ребята! Увидел я сон
Такой необычный и странный был он!
Даю вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок
Даю вам честное слово!

Песня С. Гаврилова  «Зеленые ботинки»

Дрема:

— Какой веселый сон я вам подарил про свинок! А про меня вы песню знаете?

Дети:

— Да!

Дрема:

— Я даже догадываюсь, какую! Только хочу, чтобы вы, ребята, мне помогли озвучить песенку музыкальными инструментами, чтобы она зазвучала еще красивее! Поможете?

Дети:

— Да!

Песня Р.Паулса «Сонная песенка»

Дрема:

— Какая замечательная песенка, спасибо вам за неё!

Дрема:

— Я, ребята, не только танцы и песни вам принес, но и игру! Предлагаю вам в нее поиграть!

Русская народная игра «Ходит сон по лавочке»

4 ребенок:

А мне приснился страшный сон
Беда ко мне явилась!
И вместе с бабою Ягой
Рядом примостилась
Беда сказала, что добрей
Её, конечно, в мире нет!
И бабка Ёжка вместе с ней
Давала мне такой совет.

Танец с бабой Ягой под песню Т. Морозовой «Бабка Ежка»

Баба Яга:

1,2,3,4
Разбросай по всей квартире
Погремушки, колотушки
И катушки, и вертушки
Барабаны, молоточки
Тапки, шапки и платочки
1,2,3,4,5.

И не вздумай убирать!
Мама будет очень рада
А не веришь? И не надо!

5 ребенок:

Моя мама так устала
Разве рада будет мама?
У мамы немало забот и хлопот
Мы знаем, что часто она устает
Пусть уж лучше отдохнет
Под колыбельную уснет (Н.Пикулева)

Песня М. Шошина «Мама спит»

Дрема:

— Не хорошо, баба Яга, беспорядки наводить в нашем сонном царстве! Сны я детям дарю — добрые, а ты – убирайся в свой лес подобру — поздорову!

Баба Яга уходит.

Дрема:

— Ну,  а следующий сон я дарю девочкам!

Девочка:

У меня игрушки есть
Всех их и не перечесть
Рыбки, мишки, погремушки,
Разноцветные зверушки.
Ну а всё же всех любимей
Кукла Лиза всех красивей
Я для Лизоньки свою
Колыбельную спою!

Танец под песню  А. Ермолова « Колыбельная для Лизы»

Ведущая:

— А вот ответь нам, Дрема, стольким детям ты даришь сны, а своей дочке ты поешь колыбельные?

Дрема:

— Ну, конечно! И папы поют! Как без колыбельных! Без них и дети плохо засыпают, да и сам я, когда пою, успокаиваюсь. Дочка моя где-то среди вас находиться (ищет) Вот она, моя милая! Заждалась, устала! Посиди со мной рядом, а я спою тебе!

Песня В. Моцарта « Спи, моя радость, усни!»

Дрема:

Снова сон к нам приходит в дом
И опять вы закроете глазки
Ночь крылом своим поведет
И подарит вам новые сказки

Звучит в записи песня М.Дунаевского «Цветные сны» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания!».

Всемирный день сна

Эпиграф:

«Сон облагораживает любого человека».

Впервые Всемирный день сна (World Sleep Day) был проведён 14 марта 2008 года

и с тех пор проводится ежегодно, в пятницу второй полной недели марта, в рамках

проекта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по проблемам сна и

здоровья. Около трети всей своей жизни мы проводим в царстве Сновидений, а это в

среднем как минимум два десятка лет. В сущности, не так уже и мало, правда? Но, к

сожалению, о качестве сна люди практически не заботятся, безжалостно ломая

режим и укорачивая время, предназначенное для активного отдыха мозга в

постоянной гонке за средствами существования, карьерным ростом, подчиняясь до

боли надоевшему «надо»… Каждый год мероприятия в рамках дня посвящены

определённой теме.

Сон — особая форма существования организма, не менее сложная, чем дневное

бодрствование. Во время правильно протекающего сна организм восстанавливает

силы, потраченные на дневную активность, «приводит себя в порядок». Именно ё

конференции и симпозиумы, посвящённые повышению осведомлённости о

важности сна, проблемам сна и влиянию расстройств, связанных с его нарушением,

на здоровье человека и общество в целом. Сбалансированное питание,

правильная организация режима дня, достаточное время для сна

необходимые условия для сохранения физического и психического здоровья на

долгие годы.

В среднем, каждый человек проводит во сне треть своей жизни. Во время сна у нас

наблюдается минимальный уровень мозговой активности и пониженные реакции.

Доказано, что длительные периоды «недосыпа» негативно сказываются на качестве

жизни: пропадает чувство юмора, появляется раздражительность, замкнутость,

зацикленность на одних и тех же проблемах. Потеря всего лишь 4 часов сна снижает

реакцию на 45%. Ухудшается память, возможно обострение различных заболеваний.

Медики называют плохой сон ступенью к будущим инсультам, инфарктам,

гипертонии и другим серьёзным заболеваниям. В то же время нормальный сон

один из действенных способов профилактики сердечнососудистых и многих других

заболеваний, ожирения. Специалисты утверждают, что недосыпание не только

снижает работоспособность, но и приводит к нервным расстройствам. Сон помогает

мозгу избавиться от всего лишнего, «счищая» с нейронных соединений ненужные

белки.

Для того чтобы высыпаться, достаточно следовать нескольким простым правилам.

Старайтесь не накапливать периоды «недосыпа». Не стоит принимать перед сном

алкоголь и кофеиносодержащие продукты — они негативно влияют на нервную

систему. Известно, что вредит качеству сна и то, если вы ложитесь спать голодным

или, наоборот, плотно поев. После ужина и до сна должно пройти около 4х часов.

Однако спать много — не менее вредно, чем недосыпать. По мнению учёных,

идеальная продолжительность сна взрослого человека составляет 78 часов в сутки.

Некоторые специалисты считают, что женщинам требуется дополнительный час

сна, потому что они более эмоциональны. Детям для нормальной работы организма

необходимо спать не меньше 10 часов в сутки. Полноценный сон может снизить у

них проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности и улучшить

поведение.

Пусть этот праздник будет ещё одним поводом уделить внимание своему сну, а,

значит, и здоровью. Приятного, здорового, полноценного сна!

Правила здорового сна

Беспокойство, выражаемое WASM по поводу регулярного недосыпа большинства

жителей Земли, бессонницы, в нередких случаях принимающей хроническую

форму, и прочих достаточно весомых отклонений от нормы, имеет вполне понятные

причины. Учёные уже давно говорят во весь голос о том, что продолжительность

сна менее 7 часов в сутки является источником преждевременного старения –

особенно у женщин, ухудшения памяти, концентрации внимания и самое главное

риска тяжёлых сердечных заболеваний, таких, как инсульт и инфаркт. Кроме того,

столь безответственное отношение к себе чревато развитием сахарного диабета,

гипертонической болезни и значительным снижением работоспособности.

Последний факт негативно сказывается на качестве труда, страдает уже не только

сам человек, но и учреждение, предоставляющее ему возможность получать деньги

за выполнение прямых служебных обязанностей.

Международная ассоциация медицины сна не ограничивается одним только

предупреждением граждан: организация призывает придерживаться очень лёгких

правил, которые помогут избежать пагубных последствий плохого сна. Прежде

всего, нужно соблюдать определённую дистанцию между отходом ко сну и

последним за день приёмом пищи. Если в вечернем меню числятся возбуждающие

нервную систему продукты (например, какао, кофе, шоколад), ужин необходимо

окончить, по крайней мере, за 5 6 часов до назначенного момента. Желание

побаловать себя горячительными напитками лучше удовлетворять за 4 5 часов до

путешествия в «запредельные миры». Такой же срок применим и к острой пище.

Все люди подразделяются на:

«сов», сладко засыпающих поздней ночью и пробуждающихся в момент, когда

солнце уже высоко над горизонтом;

«жаворонков», бодро встречающих рассвет, а то и раньше дневного светила

вскакивающих с постели, для посещений же сонного царства выбирающих

«детское время»;

«голубей», не обнаруживающих какихлибо особых предпочтений в данной

области и считающихся стандартной категорией граждан.

Но, независимо от принадлежности к какомулибо из существующих психотипов, в

целях укрепления здоровья стоит спать согласно раз и навсегда установленному

режиму или хотя бы стремиться к этому. Организм, как и в случае с приёмом пищи,

привыкает к своеобразному графику, поэтому проблем с засыпанием и

пробуждением у человека не возникает. Точно так можно обезопасить себя от

развития бессонницы, если только она не связана с расстройствами нервной

системы и другими физиологическими сбоями.

Помещение, в котором вы отдыхаете по ночам, должно быть изолированным от

громких звуков и яркого света, хорошо проветренным. Существенное внимание

уделите своей кровати, которую следует подобрать таким образом, чтобы в ней

сочетались уют и комфорт. Разумеется, немалую роль здесь играет и постельное

белье: откажитесь от атласа, шелка и синтетики. Самый удобный вариант –

обычный хлопок.

Последние пожелания WASM: используйте постель по назначению, а не по

собственному усмотрению. Если берете с собой в кровать пончики с соком или

ноутбук для завершения «горящего» отчёта, уснуть после этого в срок вам вряд ли

удастся. И не забывайте выполнять несколько гимнастических упражнений

специалисты Ассоциации утверждают, что зарядка на сон грядущий очень полезна.

Сон и здоровье

Короткий и непродолжительный сон приведёт к:

1. Потере чувства юмора.

2. Снижению реакции.

3. Раздражительности и замкнутости.

4. Концентрации на постоянных проблемах.

5. Болезням сердца.

6. Нервным расстройствам.

7. Ожирению.

Для получения порции качественного сна следует соблюдать ряд правил. Нельзя

перед сном пить алкоголь и кофе. После приёма пищи перед сном должно быть не

менее трёх часов. Но и голодным спать нельзя. Нормальная длительность сна: 78

часов. Для детей лучший сон составляет 10 часов. Женщинам можно спать на часок

дольше: они более эмоциональны. Это снизит их гиперактивность,

раздражительность и ощущение дефицита внимания.

Перспективы

В России день сна в почёте. Именно природные условия проживания, уклад жизни

вынуждает русских людей относиться ко сну с уважением. Долгая зима и тяжёлые

погодные факторы заставляют россиян хорошо спать и уважать качественный

отдых. А ещё русские любят разгадывать сны, видеть в них намёки и руководство к

действию. Даже дата праздника подходящая: в марте наблюдается весеннее

равноденствие. День прибавляется, работы становится больше. А праздник будет

хорошим напоминанием: трудись, но спать не ленись. День не является

государственным праздником, памятной датой. Но качественный сон это

здоровье нации, минимум аварий и несчастных случаев. Мероприятия,

приуроченные этому дню, можно проводить в больницах, школах, ВУЗах. Даже в

детском саду это будет отличный праздник. А украсить его можно

соответствующими художественными произведениями. Ведь сну посвящено много

книг, песен и фильмов.

В Международный день сна многие информационные программы затронут эту

тему:

анабиоз, гипноз, кома, обморок

Короткий сон в жарких странах после обеда:

Существа, которые почти не спят:

Что такое циркадный ритм? Циркадные ритмы и их нарушения.

Практически все жизненно важные процессы в природе проходят по циклу.

Самым простым примером цикла является смена времён года. Каждый год все

живое переживает четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. Другим примером

может послужить цикл полного вращения нашей планеты вокруг солнца. Одно такое

вращение длится год. Или же полный оборот Земли вокруг своей оси, образующий

сутки. В нашем организме также происходят определённые циклы. Почему

организм человека имеет потребность во сне? Или что способствует его

пробуждению? Что такое циркадный ритм? Организм человека подвластен 24

часовому циклу. Самое важное в этом цикле – это смена сна и бодрствования. Этот

процесс автоматически регулируется головным мозгом.

Понятие циркадного ритма. Циркадные ритмы — это изменение

интенсивности биологических процессов, протекающих в организме человека на

протяжении суток. Другими словами, это такие биологические часы внутри

организма. Сбивать их ритм нельзя, так как это чревато различными заболеваниями

психики и жизненно важных органов. Циркадные ритмы в норме создают

циркадный баланс. То состояние, когда у человека прекрасное самочувствие,

называется циркадным балансом. При циркадном балансе человек чувствует себя

физически здоровым, у него прекрасный аппетит, отличное настроение, его

организм отдохнувший и полон энергии. Человек находится в своём ритме. Но когда

циркадный баланс отсутствует, циркадный ритм нарушен, то это оставляет свой

отпечаток на здоровье организма.

Проявление циркадных ритмов. Каждый наверняка замечал за собой, что чувствует

себя более работоспособным, энергичным и полным жизненных сил и энергии в

одни часы суток и более обессиленным, вялым и сонным в другие. Это связано

именно с биологическими ритмами. За работу биологических часов в человеческом

организме несут ответственность около 20 тысяч нейронов в гипоталамусе. До сих

пор точно неизвестно, как работают эти «часы». Однако учёные уверены, что для

нормального функционирования организма их работа должна быть чёткой и

слаженной, циркадный ритм сердца всегда должен быть в норме.

В среднем умственная активность человека имеет два пика: 9:00 утра и 21:00 вечера.

Физическая сила своего пика достигает в 11:00 утра и 19:00 вечера.

Цикл «сон бодрствование» Постоянная смена дня и ночи это цикл, от которого

напрямую зависит состояние человеческого организма, его циркадный ритм. Цикл

смены ночи и дня, ответственный за процесс смены сна и бодрствования. Именно от

цикла «сон бодрствование» зависит протекание многих процессов в организме, его

нормальное функционирование и трудоспособность. Недостаточное количество сна

может стать причиной снижения концентрации внимания, падения

трудоспособности. В случае отсутствия полноценного здорового сна ухудшаются

интеллектуальные функции, нарушаются процессы обмена веществ в организме.

Это далеко не все, чем чревато для организма нарушение циркадного ритма сна.

Также это чревато ранним старением мозга, психическими нарушениями и даже

шизофренией.

Влияние дневного света на циркадные ритмы. Когда солнце уходит за горизонт,

падает уровень освещённости. Зрительная система человека посылает сигналы к

головному мозгу. Стимулируется выработка такого гормона, как мелатонин. Он

способствует снижению активности человека. Мелатонин расслабляет человека,

заставляет почувствовать себя сонным. И наоборот, когда солнце появляется на

горизонте, в мозг человека поступает сигнал о повышении освещённости.

Выработка мелатонина идёт на снижение. Как последствие – активность

человеческого организма повышается. В регулировке цикла «сон – бодрствование»

принимают участие и другие стимулы. Например, принятие душа или ванны,

привычный звонок будильника, уход в спальню, принятие горизонтального

положения и любые другие привычки.

Рассветы и закаты. Учёные считают, что именно ранний подъём с рассветом и

отход ко сну после ухода солнца за горизонт позволит сделать работу

биологических часов чёткой и слаженной. Именно по этой причине поздний рассвет

и ранний закат зимой нередко приводит к тому, что люди чувствуют себя сонными,

вялыми и заторможенными. Это нормальная реакция организма на дневной свет.

Биологические часы человека не могут настроиться на нормальную работу.

Суточные циркадные ритмы дают сбой, и возникают различные проблемы со

здоровьем. Такое же снижение настроения, падение активности и ощущение

бессилия испытывают люди, которые живут в условиях полярной ночи или когда

очень длительное время держится пасмурная, дождливая погода.

Хронотипы человека. Циркадные ритмы человека до сих пор исследуются. Учёные

предположили, что существует три основных хронотипа организма человека.

К первому хронотипу относят «жаворонков» людей утреннего типа. Они

просыпаются рано, с восходом солнца. Наутро и первую половину дня выпадает пик

их бодрости, трудоспособности и жизнерадостности. Вечером «жаворонки»

сонливы, они рано ложатся спать.

Ко второму хронотипу относят людей вечернего типа. Называют их «совы». Ведут

себя «совы» противоположно «жаворонкам». Спать они ложатся очень поздно и

терпеть не могут утренние пробуждения. Утром «совы» сонливы, вялые,

работоспособность крайне низкая. Утренняя заторможенность «сов» может

сопровождаться головной болью. Работоспособность у них повышается только во

второй половине дня, чаще даже после шести вечера. Бывают случаи, когда пик

работоспособности «совы» выпадает на ночь.

Третий хронотип это люди с колебаниями интенсивности физиологических

возможностей на протяжении суток. Их называют «голуби» или, другими словами

аритмики. Такие люди впадают из одной крайности в другую. Могут одинаково

эффективно работать как днём, так и вечером.

Жаворонками», «совами» или «голубями» люди рождаются, или они такими

становятся? Ответа на этот вопрос ещё не нашли. Однако было проведено много

исследований, доказывающих существование взаимосвязи между хронотипом и

родом деятельности человека. Например: служащие в большинстве случаев

являются «жаворонками». Люди, работающие умственно — «совы». А люди

физического труда — «голуби». То есть получается, что человек в силе сам

настроить свои биологические часы, приспособиться к своему ритму жизни.

Главное не навредить самому себе.

Причины сбоя циркадного ритма. Нарушение циркадных ритмов может

происходить по разным причинам. Самые основные и распространённые причины

сбоя в работе биологических часов:

Работа посменно.

Беременность.

Длительная поездка, перелёт.

Употребление медикаментов.

Различные изменения в привычном образе жизни.

Пересечение других часовых поясов.

Синдром совы. Люди с этим хронотипом предпочитают отходить ко сну очень

поздно. По этой причине у них возникают трудности с пробуждением утром.

Синдром жаворонка. Данный хронотип характеризуется ранним

пробуждением. У таких людей возникают трудности тогда, когда есть

потребность поработать вечером.

При переходе на летнее или зимнее время. У многих людей в этот период

наблюдается снижение работоспособности, повышение раздражительности,

бессилия, апатии. Причём перевод стрелок на зимнее время переносится

легче, чем на летнее.

Любителям проводить ночь за компьютером также грозит сбой циркадного

ритма. Ночная работа — очень сильный стресс для организма. На первых

порах это может не ощущаться, но с каждым днём усталость накапливается,

ухудшается сон, падает трудоспособность, возникает апатия, которая может

смениться депрессией. Непредвиденные ситуации, когда день и ночь

меняются местами.

Молодые мамы часто страдают от того, что её циркадные ритмы не совпадают

с ритмами ребёнка. Часто у детей основной сон проходит днём, а ночью они

спят маленькими отрезками времени. О таких детях говорят, что они

перепутали день и ночь. Мама же в таком случае, естественно, выспаться не

может. Вот тут и имеет место серьёзное нарушение циркадного ритма матери.

Регуляция циркадных ритмов. Человек должен уметь подстроится под любой

график, ведь жизнь может предоставить множество сюрпризов, которые могут

отобразиться крайне негативно на работе биологических часов. Вот некоторые

советы, которые могут помочь поддержать циркадные ритмы человека:

Если человеку предстоит перелёт, то с востока на запад лучше выбрать

утренний рейс, а с запада на восток – наоборот, вечерний. При этом перед

полётом в западном направлении дней за пять нужно постараться отходить ко

сну на пару часов позже. В восточном направлении, наоборот – на пару часов

раньше.

Точно так же, ложась спать раньше или позже, можно подготовиться и к

переводу стрелок часов на летнее или зимнее время.

Необходимо постараться ложиться спать не позже 23:00 – это при условии,

что сон будет продолжаться 78 часов. В противном случае лечь стоит раньше.

В случае посменной работы или какихто других обстоятельств человек

должен получить свою порцию сна в другой половине суток или, в крайнем

случае, на следующие сутки.

Не стоит откладывать сон на выходные. За 45 дней организм может так

сильно устать, что отсыпания на выходных будет недостаточно. Или же может

случиться другое – может сложиться обманчивое мнение, что усталости нет, и

организм будет мучить бессонница. Нельзя доводить организм до крайностей,

испытывать его на прочность. Последствия могут быть очень серьёзными.

Лечение сбоя циркадного ритма. Нарушения циркадного ритма лечатся после

вынесенного диагноза. Целью лечения является возвращение организма человека

к нормальному режиму работы, восстановление работы его биологических часов.

Основным и самым распространенным методом лечения расстройства

циркадного ритма является лечение ярким светом или хронотерапия. Терапия

ярким светом используется с той целью, чтобы восстановить нормальное

функционирование организма человека, наладить работу его внутренних

биологических часов. Эта методика даёт значительные результаты людям, у

которых нарушены циркадные ритмы сна.

Противоположная во взглядах эзотерика утверждает: великие умы прошлого были

абсолютно правы, воспринимая ночные видения как путешествия в другую

реальность. Трёхмерные изображения, которые мы не просто созерцаем, а

участниками которых становимся – это сведения, черпаемые спящим из тонкого,

астрального мира, недоступного человеку в состоянии бодрствования.

Подтверждением тому являются многочисленные подсказки, получаемые во сне

знаменитыми людьми. Например, всем известно, что химик Дмитрий Иванович

Менделеев, много дней искавший адекватное решение о группировке химических

элементов в одной таблице, увидел своё будущее произведение ночью, когда его

мозг пребывал в состоянии активного отдыха.

Пренебрежение советами врачей может окончиться для вас очень плохо. Помните

об этом, когда веселитесь ночь напролёт в клубе, а днём ходите без сил или

навёрстываете упущенное.

Семнадцатого же марта непременно выспитесь в знак поддержки Всемирного

дня сна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про урожай осени
  • Сценарий про снежинки
  • Сценарий про университет
  • Сценарий про снеговика начальных классов группы
  • Сценарий про улыбку