Сценарий про страх

-

Сценарий праздника «День страха»

Одной из самых эффективных форм работы по ознакомлению учащихся с традициями стран изучаемого языка является проведение тематических праздников, вечеров. Конкурсные задания позволяют вовлечь даже слабо мотивированных учащихся в деятельность, а дух соревнования удерживает внимание детей.

В данной работе предлагается сценарий праздника «День страха».

        Цель: знакомство с традициями празднования Хэллуина в англоязычных странах.

        Задачи:

1.Расширить кругозор учащихся в области страноведения.

2.Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям народов других стран.

3.Воспитывать культуру поведения в условиях соревнования.

4.Развивать творческие способности учащихся.

5.Развивать воображение.

6.Способствовать развитию мотивации к изучению английского языка.

      Оборудование: компьютер, проектор, презентация с символами праздника, раздаточный материал к конкурсам, значки с символами праздника, сертификаты.

Ход мероприятия

Звучит музыка.

      Учитель: «Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать на  праздник «День страха». Праздник отмечается в Великобритании и Америке 31 октября. Древние англичане в этот день прощались со старым, плохим, ненужным и встречали новое. Они приносили в дар богам природы яблоки, осенние овощи и цветы. Ночью было принято выставлять тарелку с фруктами на улицу — для мертвых душ, чтобы те могли прийти на помощь живым.

В этот день взрослые и дети наряжаются в нарядные костюмы ведьм и привидений и вырезают из тыквы смешные рожицы, а внутрь тыквы помещают зажженные свечки, чтобы отпугнуть нечистую силу и повеселиться. В этот день дети в костюмах ходят от дома к дому и говорят “Trick or Treat”, что означает угощение или розыгрыш.

     Посмотрите на экран. Перед вами символы праздника: witch, black cat, ghost, bat, pumpkin, goblin, skeleton, old castle, mask, spider, jack-o’-lantern. (Учитель показывает символы праздника. Называет их. Учащиеся повторяют и запоминают их)

     Учитель включает запись стихотворения «Halloween is coming» («Приближается Хэллоин»)              

     Ученики выбирают значки с символами праздника, которые помогут их  разделить детей на 2 команды.

     Первая команда называется «Черный кот». Вторая команда называется «Маска». Третья команда «Тыква» (нарисовать свою эмблему)

     Первый конкурс. «Конкурс ведьм». Ведьмы – женщины, обладающие магической силой. Большинство из них стары и страшны, но встречаются молодые и привлекательные. Они варят зелья, которые начинают действовать после произнесения заклинания.

Задание для вас – придумать заклинание. Победителем станет тот, чьё заклинание окажется самым интересным.

     Конкурс вампиров. Как вы знаете, вампиры – это существа, которые спят днём, а ночью охотятся.

Задание для вампиров: пока звучит музыка – ночь, и вы охотитесь, как только включается выключается музыка – наступает утро, и вы замираете. Побеждает тот вампир, кто ни разу не пошевелится.

     Конкурс летучих мышей. Задание: вам нужно подсчитать количество картинок летучих мышей. У вас есть 5 секунд.

     Конкурс скелетов. Скелет – ещё один символ Хэллуина. Задание: изобразить походку скелета.

     Конкурс гоблинов. Гоблины – это существа, живущие под землёй. Говорят, что у них есть король, который любит устраивать в своей пещере балы. Задание: исполнить танец для горного короля под музыку.

(Музыкальное сопровождение Э. Григ «В пещере горного короля»)

     Конкурс привидений. Привидения живут в заброшенных, старинных замках и домах, которых очень много  в Англии и Шотландии. Они летают по тёмным коридорам и пугают всех, кто попадётся на их пути.

Задание: ответить на вопросы школьного привидения.

«Я знаю, что ты любишь все самое модное, самое крутое. А какой марки твое новое помело?»

«А у кого лучше отбирать сладости: у девочек или у мальчиков?»

«А какая пугалка у тебя самая страшная?»

«Как зовут твоего любимого домашнего паучка?»

«Кто подбирает за тобой потерянные вещи?»

«Что из своих волшебных вещей тебе удалось потерять и найти?»

«Чем отличается большая пакость от мелкой?»

«Одному съесть праздничный торт — это большая или мелкая пакость?»

«Ты самый красивый? Самый умный? самый смелый? самый хвастливый?»

      Конкурс тыкв. Jack – o’- lantern – традиционное украшение окон на Хэллуин. Оно сделано из тыквы, в которой вырезаны глаза, нос и рот, а внутри стоит свеча или фонарик.

Задание: перед вами нарисованы две тыквы, с завязанными шарфом глазами вам нужно дорисовать глаза, нос и рот.

     Конкурс масок и костюмов.В доме Джека обитают привидения. И они любят играть. Поиграйте с призракам. (Из белых салфеток делают привидения (салфетку расправляют, центр скручивают, чтобы получилась голова. На ней черным маркером отмечаются глаза и рот. Низ расправляется.). Привидения лежат на полу перед каждым участником). Задание: необходимо передвинуть привидение в сторону финишной черты, помахивая, как веером листком плотной бумаги. Привидение как бы летит, подгоняемое ветерком от ваших движений.

      В конце праздника всем участникам вручаются сертификаты победителям конкурсов.

      На специальном плакате участники могут оставить записи о своих впечатлениях и пожеланиях, проголосовать за лучший конкурс.

 Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста

«У страха глаза велики»

Цель: снижение страхов и тревожности у детей 6-7 лет.

Задачи:

Обучающая: научить  детей использовать различные приемы для преодоления страха

Развивающая: развить у детей навыки рефлексии, умение использовать внутренние ресурсы  для преодоления страха

Воспитательная: воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь, укреплять чувства единства в группе.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Длительность: 40-45 мин.

Материал: антистрессовая «подушка-мнушка» для рефлексии, маски «Страх», «Радость» , бумага для рисования, гуашь, цветная бумага, клей, шаблон приведения.

Музыкальное сопровождение: классическая музыка.

Структура занятия:

I. Вводная часть:

1.1. Ритуал приветствия «Здравствуй друг» 

II. Разминка.

2.1. Упражнение «Хорошо-плохо». 

2.2. Упражнение «Конкурс «боюсек»» 

III. Основная часть

3.2.Упражнение «Расскажи свой страх»  

3.3.Игра «Приведение» 

3.4.Упражнение «Страшная сказка по кругу» 

IV.Заключительная часть

4.1.Рисунок на тему «Веселый страх» 

4.2.Психогимнастический этюд «Я не боюсь» 

v.Рефлексия .

Ход тренинга

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Ритуал приветствия «Здравствуй друг»

Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.

Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Психолог: «Ребята, чтобы наша встреча прошла интересно, предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением. Примерьте маску «радость» и вспомните, чему вы радовались в последнее время. Назовите причину, почему у человека может быть замечательное настроение. (Дети высказывают предположения).

У меня есть еще одна маска. Посмотрите, какая это маска (маска страха). Ребята, сегодня мне хочется поговорить с вами о страхах. Это чувство испытывал каждый и оно одно из первых, которое появляется у человека как только он рождается. Этого чувства стыдиться не нужно оно есть у всех.

II. РАЗМИНКА

2.1. Упражнение «Хорошо-плохо».

Цель: Цель: Посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения. Развитие умения слушать другого

Педагог-психолог: «А как вы думаете, страх полезен или вреден? (ответы) Давайте, выясним, что полезного и что вредного в страхах (ответы). Ребята, а теперь представьте, как жили бы люди, если ничего не боялись? (ударялись, обжигались, прыгали с крыш домов, лезли в огонь и т.п.). Страх нам дан природой, для чего же? (ответы). Верно, чтобы уберечься от травм . Но бывает такой страх, который нам мешает что-нибудь делать, сковывает нас. Это БОЯЗНЬ.

2.2. Упражнение «Конкурс «боюсек»»

Цель • предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем

Педагог-психолог предлагает детям сыграть в игру. Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его дол­жен назвать тот или иной страх человека, например, боязнь тем­ноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-ни­будь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, напри­мер: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, вы­бывает из игры. В конце определяется победитель конкурса — это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. 3.1. Упражнение «Расскажи свой страх»

Цель: Актуализация образов страха, игровая диагностика.

В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то…» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Предложить одеть маску страха. Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее. Предостережение: Следить, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

  1. 3.2.Игра «Приведение»

Цель:   научить в приемлемой форме вып3.леснуть накопившийся у    детей  негативные эмоции.

Инструкция педагога-психолога: ««Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает со­гнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук: „У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить: „У», если я буду громко хлопать, вы будете пу­гать громко. Но помните, что мы добрые приви­дения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

3.3. Упражнение «Страшная сказка по кругу»

Цель: помочь детям довести страх до гротеска.

Дети при помощи педагога-психолога, по очереди добавляя каждый по 1 -2 предложения, сочиняют страшную сказку. Сказка должна «на­громоздить» так много страшного, чтобы обратить страшное со­держание в смешную противоположность. Например:

«Алеша по дороге в школу увидел собаку. Она оказалась гро­мадной. Она была к тому же очень голодна. Алеша очень испу­гался. Собака с оскаленной пастью бросилась к Алеше. Алеше некуда было спрятаться. Он снял рюкзак и стал туда залезать, чтобы спрятаться от собаки. Собака начала страшно лаять. Але­ше от страха захотелось в туалет. Потом он начал громко кри­чать: «Помогите!»

Собака испугалась его и убежала. Оказывается, она почуя­ла запах бутерброда из Алешиного рюкзака и ждала, что он угостит ее».

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Рисунок на тему «Веселый страх»

Цель: преодоление страха через смену отношения к нему при сохранении самоценности «страшных» переживаний.

Инструкция педагога-психолога: «Вот и отдохнули, даже немного повеселились, а теперь я вас попрошу присесть за столы, где вас ждут альбомы и краски, цветная бумага и клей. Педагог — психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагают свои варианты. СТРАХ прислал свои фотографии и вам нужно сделать его веселым.

Примечание. Фоном включается спокойная классическая музыка, педагог-психолог наблюдает за процессом, делает для себя пометки. После того как рисунки готовы, каждый ребенок по очереди показывает свою работу и знакомит остальных со своим веселым страхом (Приложение 1).

4.2. Психогимнастический этюд «Я не боюсь»

Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе

Дети выполняют с педагогом-психологом : напряглись, ладони сжали в кулаки, затаили дыхание, а теперь расслабили все тело, руки, ноги и сказали поочередно.

«Беги от меня страх, я ничего не боюсь!»

(Психолог подходит к каждому ребенку, кладет руки на ладони ребенка и они говорят слова).

V. РЕФЛЕКСИЯ

Для рефлексии используется «подушка-мнушка».

Слово педагога-психолога: «Ребята, удобно располагайтесь на ковре, образовывая круг. Пришло время подвести итоги нашей встречи!

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что больше всего вам запомнилось?
Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, впечатлениями. Только помните про «золотое правило» — у кого в руках подушка, тот говорит, остальные внимательно слушают товарища. Не переживайте, каждый из вас будет услышан и каждый сможет подержать в руках подушку».

Примечание. Дети высказывают свои мнения по очереди, передавая «подушку-мнушку» по кругу. В конце подушка передается педагогу-психологу. Он делится своими впечатлениями о прошедшем мероприятии, подводит итоги, благодарит детей, прощается и сопровождает их в группу.

Педагог-психолог: «Ребята, хочу вручить вам свидетельства, о том, что вы можете преодолевать свои страхи. Они будут напоминать вам о том, что вы смелые и можете любой страх сделать веселым» (Приложение 2).

В тренинге использованы упражнения Хухлаевой О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2005. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)»

Приложение 1

Приложение 2

Свидетельство

Выдано _______________________________ (фамилия, имя)

В том, что он(а) научился(лась) побеждать, преодолевать свои страхи и теперь умеет владеть собой в любой ситуацией.

Свидетельство предъявлять родителям, друзьям.

Самому владельцу смотреть на него в случае сомнения в том, что он смелый.

« _____»_______20 г.

педагог-психолог: __________________

Муниципальное
автономное образовательное учреждение

дополнительного
профессионального образования

«Институт
повышения квалификации»

(МАОУ
ДПО ИПК)

Фестиваль
педагогических идей

«Мое
первое открытие»

                                                                                               Выполнили:
авторы-составители

Поденкова А.П., педагог-психолог, МКОУ «Детский
дом-школа №95».

Терентьев Б.В., педагог-психолог, МКОУ «Детский
дом-школа №95».

Новокузнецк 2016г.

Деловая игра – квест «Путешествие по
островам страха»

Пояснительная записка

В настоящее время у подростков появилось
множество различных видов страха: экзаменационный, публичных
выступлений, обще бытийные страхи, страх агрессии. В связи с этим у детей
повышается уровень тревожности, а как следствие подростки становятся
агрессивными: учащаются конфликтные ситуации, появляется пониженное настроение,
плохой сон, у некоторых подростков падает уровень самооценки, снижается
активность на уроках. Урочная форма занятий-тренингов по отработке
страхов дает лишь краткосрочный эффект и не всегда позволяет отработать и
закрепить полученные знания и навыки на практике. Для решения выявленной
проблемы с обучающимися старшего школьного возраста педагоги-психологи
учреждения используют такую форму работы как деловая игра. В деловой игре ученик
становится лично причастным к процессу изучаемого материала, получает
возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

Эта форма работы многогранна и позволяет
решить множество аспектов. Например, позволяет рассмотреть проблему отработки
навыков конструктивного общения, освоить навыки выявления, анализа и решения
конкретных проблем взаимодействия, изучить групповые методы при подготовке и
принятие решений, ориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях,
концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и
устанавливать причинно-следственные связи, развивать взаимопонимание между
участниками игры. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет
традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более
эффективно решать поставленные задачи.

Одной из форм
деловой игры является – квест. Квест позволяет прожить определенные роли и
выполнить поставленные задания в напряженных условиях. Напряжение позволяет
избавиться от негативных эмоций, сгруппироваться участникам, проявлять
поисковую активность, находить выход в нестандартных ситуациях, быстро
принимать решения в индивидуальном и командном варианте. Эффект неожиданности
поджидает участников квеста на каждом шагу.

Цель: преодоление различных видов страха
(экзаменационный, публичных выступлений, обще бытийные страхи, страх агрессии).

Задачи:

1.     Отработать навыки
преодоления различных видов страха;

2.     Отработать навыки
конструктивного общения;

3.     Выработать навыки
работы в команде;

4.     Раскрыть
творческий потенциал воспитанников;

5.     Способствовать
самоорганизации, самодисциплине.

6.      

Категория
участников:
обучающиеся
9-11 классов, педагоги-психологи.

Сроки
реализации проекта:
15
октябрь – 15 ноябрь 2015г.

Этапы проекта:

Подготовительный

1.     Органная стадия;

2.     Творческая стадия;

3.     Дизайнерская
стадия.

Реализация
проекта или реализационный этап

1.     Оформление
помещений;

2.     Проведение деловой
игры – Квест.

Анализ
реализации проекта

1.     Обобщение 
результатов реализации проекта.

Подготовительный этап

На этом этапе организаторами проекта
выделяются три стадии: организационная, творческая, дизайнерская.

1.     Организационная
стадия.

На этой стадии организаторами была
доведена информация о проведении игры до обучающихся и было предложено
участвовать не только в проведении, но и в создании сценария. На этой стадии
сформировалась творческая группа подростков  старших классов.

  2. Творческая стадия. Здесь
участники творческой группы составляют сценарий квеста, планируют ход
мероприятия, распределяют роли.

3. Дизайнерская стадия. На этой стадии
участники творческой группы, разрабатывают и изготовляют костюмы и реквизит, планируют
оформление помещений, подбирают музыку и оборудование для проведения игры.

Реализации проекта
или реализационный этап

  На этом этапе происходит воплощение в
жизнь организационных задач. Реализация проекта также как и на подготовительном
этапе осуществляется через стадии:

1.     Оформление
помещений

На этой стадии оформляются три кабинета и
объединяющий их коридор, расставляется оборудование и реквизит.

2.     Проведение деловой
игры – Квест.

Здесь происходит непосредственное
проведение игры – квест.

Анализ реализации
проекта

  Заключительный этап проекта на нем
подводятся итоги того, что получилось, что не получилось и почему. Анализ
позволяет организаторам и участникам  проекта учится на собственном опыте,
отмечать рост и развитие воспитанников.

Обобщение  результатов реализации проекта проходит
в форме заключительного совместного собрания воспитанников и педагогов-психологов,
на котором подводятся итоги выполненной работы. Собрание строится так, чтобы
все участники игры могли рассказать о своих впечатлениях, высказать своё 
мнение, по поводу прошедшего события. Педагоги-психологи создают обстановку,
располагающую к серьезности и откровенности, высказываются последними и подводят
итоги проекта.

Ожидаемые результаты:

1.     Приобретение опыта
по преодолению страхов;

2.     Раскрытие
творческого потенциала воспитанников;

3.     Развитие навыков
делового, межличностного общения, общения в экстремальной ситуации;

4.     Получение навыков работы
в команде;

5.     Приобретение опыта
и навыка самоорганизации, самодисциплины.                 

Дальнейшее
развитие проекта

       После
реализации проекта проведения деловой игры – Квест, мы планируем продолжить
работу по развитию навыков; конструктивного общения; взаимодействию в команде,
поисковой активности;
самоорганизации,
самодисциплины

в выбранной нами форме.

Ход деловой игры

Название

эпизода

Место проведения

Участники

Реквизит

Ответственный

1

Начало
игры

Коридор
медицинского отделения «устье реки Стикс»

Команды
9-11, Люди сумрака и тьмы

Костюмы,
декорации (двери)

Деничеко
А. 11 класс

2

Распределение
по командам, получение маршрутных листов

Коридор
медицинского отделения «устье реки Стикс»

Команды
9-11, л юди сумрака

Маршрутные
листы

Деничеко
А.

3

Начало
движения по маршрутам

Медицинский
коридор «река Стикс»

Участники
3 команд, «люди тьмы»

Магнитофон,
емкость с водой, пуфики, зановиси, фонарики 3 , веера -3

Деничеко
А.

4

Развилка

Коридор
около кабинетов психологов «река Стикс»

Участники
3 команд, «люди тьмы»

Подставка
для цветов, тыква.

Дениченко
А.

5

Остров
«невыученных уроков»

Кабинет
психолога № 1

Участники
3 команд

Помада,
муляж приведения, резиновый паук, горящие фонарики

Холмогорова
Н.В.

6

Дорога
в «некуда»

Коридор
офицеров «берег реки Стикс»

Участники
3 команд

Молярный
скотч, мягкие игрушки

7

Остров
«потерянных ключей»

Кабине
«профориентации»

Участники
3 команд

Ведра-5шт,
набор ключей-34, муляж головы, туалетная бумага-7

Терентьев
Б.В.

8

Остров
«крика»

Кабинет
психолога для индивидуальной работы

Участники
3 команд

Линейка,
свеча, спички

Поденкова
А.П.

9

Посвящение
в «Смелые»

Кабинет
ОБЖ (остров света)

Участники
3 команд, «люди тьмы»

Стаканы,
емкость с лимонной водой ( вода, сахар, 1 порезанный лимон без кожуры)

Холмогорова
Н.В., Поденкова А.П.,

Терентьев
Б.В.

10

Уборка
помещений

Коридоры,
кабинеты психологов, кабинет ОБЖ.

«люди
тьмы» 10 классы, Холмогорова Н.В.

Поденкова
А.П.

Терентьев
Б.В.

Порошок,
мыло, тряпки, ведра, вода

Холмогорова
Н.В.

Речь

БОГДАН Здравствуйте,
мы психологи МКОУ «Детский дом-школа №95»!

Хотим рассказать о
необычной форме проведения деловой игры Квест.

АННА Мы выбрали эту форму, потому что
урочная форма занятий-тренингов не всегда позволяет отработать и закрепить
полученные знания и навыки на практике, поэтому с обучающимися старшего
школьного возраста педагоги-психологи учреждения используют такую форму работы как
деловая игра. Занятия чаще всего носят иллюстрирующий характер, а в деловой
игре ученик становится лично причастным к процессу изучаемого материала,
получает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

БОГДАН Квест позволяет прожить
определенные роли и выполнить поставленные задания в напряженных условиях.
Напряжение позволяет избавиться от негативных эмоций, снять стресс, проявлять
поисковую активность, находить выход в нестандартных ситуациях, быстро
принимать решения в индивидуальном и командном варианте. Эффект неожиданности
поджидает участников квеста на каждом шагу.

БОГДАН     И так, как все начиналось?

АННА Началось с того, что старшим
классам предстояло сдать пробные экзамены. В связи с этим у детей повысился
уровень тревожности и страхов, а как следствие старшеклассники стали
агрессивными: участились конфликтные ситуации, дети стали жаловаться на плохой
сон, пониженное настроение, у некоторых упал уровень самооценки, снизилась
активность на уроках. Индивидуальные консультации и психологический разгрузки и
тренинги по отработке страхов давали недостаточный эффект, и мы решили провести
Квест «Путешествие на острова страха».

БОГДАН Сначала провели исследование, какие
виды страхов присутствуют у старшеклассников: экзаменационный, публичных
выступлений, обще бытийные страхи, страх агрессии. В связи с этим мы
разработали испытания, преодолев которые воспитанники смогли бы перерасти свои
страхи.

АННА Так родился сценарий для
обучающихся 9,11 классов, для реализации которого нужны были помощники. Мы
решили пригласить на эту роль обучающихся 10 классов во главе с воспитателями,
т.к. они не сдавали экзамены, но очень хотели принять участие в игре. Они вошли
в творческую команду так называемых людей сумрака и тьмы.

БОГДАН Эти группы должны были разработать
маршрут движения до островов страха. Ребята с удовольствие взялись за это дело,
подобрали реквизит, музыку, костюмы, распредели между собой роли, оформили
коридор: разбросали игрушки, поставили мягкие пуфики, заняли свои позиции.

В обязанности людей сумрака входило
распределение участников квеста на команды, выдача маршрутных листов, сообщение
правил передвижения. Они придумали ворота, которые открываются и закрываются,
пропуская только одну команду. Люди тьмы встречали команды за воротами. У них
была определенная форма одежды: одеты они были во все черное, у них были
специальные атрибуты: веера, обувь без каблука, перчатки, вода и фонари, так же
ребята предложили, что путешествие к островам должно быть в полной темноте.

АННА Идея нам понравилась, так как
здесь дети могли отработать страхи темноты и укрепить командный дух. Однако,
для безопасности передвижения в темноте мы предложили дать каждой команде
сопровождающих (людей тьмы), у которых должен быть фонарь и если у команды
возникли сложности, сопровождающий должен молча, без слов направить команду и
следить, чтобы никто не потерялся, вся команда дошла полностью без потерь.

Все старшеклассники 9 и 11 классов были
заранее оповещены о мероприятии и в назначенное время и место пришли в хорошем
настроении в костюмах. Но что их ожидает, дальше никто не знал, даже люди
сумрака и тьмы.

БОГДАН   На начало игры главные
организаторы квеста (психологи) находились на своих островах, и слышали, что
происходит в коридоре.

АННА Играла страшная музыка, были
слышны крики и возгласы детей, из которых было ясно, что некоторые участники
команды взяли на себя роли ответственных за команду.

БОГДАН Были слышны возгласы «Я все решу»!
«Сейчас все будет нормально»!

АННА Участники дошли до развилки, где
были указаны направления движения: Б.В. (остров потерянных ключей), остров
невыученных уроков, АД (остров крика), никуда (дорога в никуда). На каждом
острове команду ожидали испытания:

БОГДАН Остров потерянных ключей.
Команда попадала в сумрак, за ними тут же закрывалась на ключ дверь. Дети
понимали, что они в комнате, где никого нет, в это время из ниоткуда появлялся
хранитель ключей, в черном плаще, с выбеленным лицом и черными глазницами. Он
сообщал, что необходимо найти ключи, чтобы выбраться с острова. Ключи были с
прятаны в сосудах, содержащих различные вещества. Пока команда искала нужный
ключ, хранитель ключей одного из участников превращал в мумию (с помощью
туалетной бумаги). «Жертву», которую превращали в мумию, выбирала группа, а
снять заклятье «мумии» можно было на острове крика, после выполнения
определенного задания.

Остров невыученных уроков. Задание
заключалось в составлении слов на заданную тему из определенных букв. Задание
выполнялось в полной тишине, за короткий промежуток времени. Нарушителей
«клеймили» губной помадой, след от которой стереть можно было на острове крика,
после выполнения определенного задания.

Остров в никуда. Детей ждало новое
испытание, им необходимо было двигаться по стрелочкам, в темноте, с фонариком,
собрать необходимые предметы.

Остров крика. Ребята, кто был
«клеймен» или превращен в «мумию», по одному заходили в комнату и проходили
испытания криком, а остальные члены команды за дверью отмаливали грехи своего
провинившегося члены команды. Испытание заключалось в том, чтоб провинившийся
криком затушил горящую свечу. В это время палач издавал стук, ударяя по столу
свернутой в трубку бумагой.

В конце всех испытаний, группы добрались
до острова света, где их ждало посвящение в смелые.

АННА Таким образом, обучающиеся
отработали навыки преодоления различных видов страха: экзаменационный,
публичных выступлений, обще бытийные страхи, страх агрессии, выработали навыки
работы в команде, раскрыли творческий потенциал, развили навыки делового,
межличностного общения, общения в экстремальной ситуации, приобрели опыт и
навык самоорганизации, самодисциплины.

Анализ ответов детей на анкету по наличию
страхов показал, что ребята стали более уверенно чувствовать себя на экзаменах,
их психоэмоциональное состояние стабилизировалось, наличие конфликтных ситуаций
уменьшилось.

Занятие № 1

Тема: “Знакомство и первичная диагностика”.

Цель: формирование положительной мотивации,
развитие эмпатии, коммуникативных навыков;
исследование психоэмоционального состояния;
выявление и уточнение преобладающих видов
страхов (страх темноты, одиночества, смерти,
медицинские страхи и т. д.) у детей.

Время: 30 — 40 минут.

Материал и оборудование: бумага формата А4,
стрелочки, ватман, белый картон, цветные
карандаши, карточки (по Люшеру), ручки, бланки к
тестовым заданиям, упражнениям.

1. Упражнение “Знакомство”.

Цель: установление контакта, создание
положительного настроя на дальнейшую работу.

Техника проведения: ребенок представляется
по имени и рассказывает немного о себе.

Инструкция: здравствуй, для начала давай
познакомимся. Назови, пожалуйста, свое имя и
расскажи немного о себе, есть ли у тебя
братья/сестры, много ли друзей, чем ты любишь
заниматься и т.д.

2. Упражнение “ Парусник настроения”.

Цель: развитие абстрактного мышления.

Техника проведения: педагог-психолог
предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с
заготовкой парусника. Задача обучающегося,
окрасить один из парусов в цвет своего
настроения, присущее на данный момент.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги
с изображением парусника, на котором мы
отправимся в свое маленькое путешествие. Но
прежде чем мы это сделаем, ты парус слева
раскрасишь в цвет твоего настроения,
самочувствия. Возьми цветной карандаш того
цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у
тебя настроение?

3. Упражнение “Имя — вензель”.

Цель: снятие нервно-психического напряжения,
развитие творчества.

Техника проведения: ребенку предлагается
написать свое имя на листе бумаги.

Инструкция: сейчас у нас будет творческое
задание. Тебе нужно написать с помощью цветных
карандашей на листе бумаги, свое имя, но не
просто, а украсить его каким-то необычным образом
(вензелями, рисунками и т.п.).

4. Первичная диагностика.

4.1. Методика “Волшебная страна чувств”
(Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.).

Цель: исследование психоэмоционального
состояния.

Техника проведения: перед участником
тренинга ведущий раскладывает восемь
карандашей, красок или мелков (По Люшеру: красный,
желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый,
серый и черный) и бланк методики “Волшебная
страна чувств”. Ребенок должен раскрасить
силуэт человека и домики чувств. Работа
происходит под медленную музыку.

4.2. Цветовой тест Люшера.

Цель: диагностика нервно-психического
состояния и выявление внутриличностных
конфликтов.

Инструкция: посмотри внимательно на эти 8
карточек. Выбери, какой цвет является самым
приятным для тебя в данный момент. Постарайся не
связывать этот цвет с какими-либо вещами –
одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее
приятный сам по себе. Хорошо, а теперь выбери
самый приятный цвет из тех, что остались. Выбери
наиболее приятный цвет из оставшихся — и так, пока
не переберешь все 8 цветов в порядке убывания
предпочтения. В конце должен остаться самый
неприятный для тебя цвет.

4.3. Методика “Страхи в домиках” (А.И. Захаров,
М.А. Панфилова).

Цель: выявление и уточнение преобладающих
видов страхов (страх темноты, одиночества,
смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей.

Материал: изображение черного и красного
домов, цветные карандаши.

Инструкция: в черном домике живут страшные
страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне
расселить страхи из списка по домикам.

5. Упражнение “Парусник настроения”.

Цель: развитие абстрактного мышления.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой
парусника, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог
предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с
заготовкой парусника. Задача обучающегося,
окрасить один из парусов в цвет своего
настроения, присущее на данный момент.

Инструкция: посмотри, вначале занятия ты
раскрасил один из парусников, теперь раскрась
другой парусник тем цветом, какое у тебя
настроение. Возьми цветной карандаш того цвета,
какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя
настроение?

6. Обратная связь.

Цель: узнать мнение ребенка о занятии.

  • Что понравилось на сегодняшнем занятии?
  • Какие задания вызвали затруднения?
  • Какие задания выполнил без затруднений?

7. Упражнение “Аплодисменты”.

Цель: снятие напряжения, позитивное
эмоциональное закрепление  новой
конструктивной информации.

Техника проведения: ребенок встает вместе с
педагогом-психологом. Они хлопают в ладоши.

Инструкция: наше занятие подошло к
завершению, и настала пора прощаться. Давай
встанем, улыбнемся и похлопаем в ладоши.

Занятие №2

Тема: “Кто я? Какой я?”

Цель: создание доверительной обстановки,
установление контакта, формирование
положительной мотивации , развитие эмпатии,
коммуникативных навыков.

Время: 30-40 минут.

Материал: бумага формата А4, цветные
карандаши, фломастеры, ручки, бланки к тестовым
заданиям.

1. Упражнение “Назови свое имя”.

Цель: установление доверительных отношений;
настрой на совместную деятельность, общение.

Техника проведения: педагог-психолог
предлагает поприветствовать друг друга,
используя мяч.

Инструкция: мы будем бросать друг другу мяч,
называя свое имя и приветствуя друг друга.

2. Упражнение “Парусник настроения” (См.
упражнение 1).

3. Упражнение “Раскрась имя”.

Цель: расширение представлений обучающегося
о себе, развитие доверительных отношений.

Техника проведения: обучающемуся
предлагается раскрасить свое имя цветными
карандашами.

Инструкция: на листочке написано твое имя.
Раскрась все буковки цветными карандашами.

4. Тест “Сказка” (автор Луиза Дюсс).

Цель: выяснить, не возникнут ли спонтанно
эмоциональные явления, которые обычно не
проявляются в поведении ребенка, но в то же время
действуют в нем.

Техника проведения: ребенку рассказывают
сказки, где фигурирует персонаж, с которым
ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из
сказок заканчивается вопросом, обращенным к
ребенку. 

5. Сеанс в сенсорной комнате (Пальчиковая
гимнастика. Тактильные коврики).

Цель: снятие психоэмоционального напряжения,
мышечных зажимов.

Упражнение “Флажок” (“Лодка”, “Скворечник”,
“Шел Саша по шоссе”).

6. Упражнение “Поймай кошку”

Педагог касается мягкой игрушкой (кошка) разных
частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми
глазами определяет, где киска. По аналогии для
касания можно использовать другие предметы:
мокрую рыбку, колючего ежика и др.

7. Упражнение “Парусник настроения”
(См. упражнение 1).

8. Обратная связь.

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Какое у тебя настроение?
  • Что было интересного?

9. Упражнение “Прощание улыбкой”.

Цель: завершение занятия.

Техника проведения: педагог-психолог
предлагает на прощание улыбнуться друг другу.

Инструкция: наше занятие подошло к концу,
давай прощаться. А попрощаемся мы сегодня с тобой
улыбкой (широкой, доброй, озорной), без слов.

Занятие №3

Тема: “Страшилки”.

Цель: устранение, либо частичное
обесценивание страха животных, снижение
психоэмоционального напряжения, повышение
самооценки ребенка, развитие мышления,
воображения, концентрации.

Время: 30 — 40 минут.

Материал и оборудование: бумага А4, заготовка
парусника, цветные карандаши, пластилин.

1. Упражнение “Здороваются пальчики”.

Цель: развитие внимательного отношения,
эмоциональности.

Техника проведения: педагог-психолог
предлагает ребенку поздороваться друг с другом
каждым пальчиком правой руки.

Инструкция: сегодня у нас будет необычное
приветствие. Мы будем здороваться с тобой каждым
пальчиком правой руки и произносить слова
“Добрый день”.

2. Упражнение “Парусник настроения”
(См. упражнение 1).

3. Сказка “Страшилки, или Кто кого боится?”.

Цель: коррекция страха.

Техника проведения: педагог-психолог
зачитывает ребенку сказку, и после этого идет ее
обсуждение.

Инструкция: сейчас я прочитаю тебе
прекрасную сказку.

Страшилки, или кто кого боится?
(Сказка-парадокс).

В одном большом доме жили маленькие страшилки.
Они были такие трусливые, что никогда не гуляли
по дому днем. Страшилки тряслись от ужаса при
одной только мысли встретить кого-нибудь из
обитателей дома. Только с наступлением ночи,
когда все жители ложились спать, страшилки
осторожно выбирались из своего убежища и
пробирались в комнаты мальчиков и девочек, чтобы
поиграть их игрушками. Они старались быть тихими-
тихими и все время прислушивались к звукам. Если
в комнате раздавался чуть слышный шорох,
страшилки сразу же кидали игрушки на пол и
вскакивали на свои маленькие ножки, готовые
убежать в любую секунду. Их волосы от страха
поднимались дыбом, а глаза становились огромными
и круглыми. Можно себе представить, что было с
детьми, которые просыпались от звука упавшей
игрушки и видели перед собой такое взъерошенное
“чудовище”. Любой нормальный ребенок начинал
кричать и звать на помощь родителей. От крика
детей страшилкам становилось еще хуже. Они
забывали, где в комнате дверь, начинали прыгать
из угла в угол, иногда даже запрыгивали на
кровать к ребенку, но все же успевали убежать и
спрятаться до прихода родителей. Родители
заходили в комнату, включали свет, успокаивали и
усыпляли детей и уходили в свою спальню. И весь
дом снова погружался в сон. Только маленькие
страшилки не спали до утра. Они горько плакали в
своем укрытии, потому что опять не смогли
поиграть игрушками. Дорогие дети, не пугайте
страшилок по ночам своими криками, дайте им
спокойно поиграть вашими игрушками.

Беседа по сказке.

4. Упражнение “Давай вместе бояться!”.

Цель: развитие и коррекция  
эмоционально-личностной  сферы   ребенка.

Техника проведения: педагог-психолог
зачитывает, а ребенок выполняет определенные
действия.

Инструкция: сейчас я зачитаю, а ты выполнишь
следующие действия. А теперь давай позволим себе
побояться всласть! Пусть наши зубы стучат как
барабанные палочки, а по спине бегут 40000 мурашек!
У страха глаза велики, а наши глаза пусть станут
еще больше, кричи от страха громко “Ма-а-ма-а”.
Думаю, что раньше ты так не умел бояться. Страх
был вовсе не страх, а так – легкое беспокойство.

5. Упражнение “Мой талисман-помощник”.

Цель: снижение психоэмоционального
напряжения, развитие воображение.

Техника проведения: педагог-психолог
предлагает ребенку слепить из пластилина
талисман. В завершении занятия он с помощью
заклинания превращает талисман в волшебный.

Инструкция: ты знаешь, что издревле у людей
были талисманы, которые защищали их от страхов.
Сегодня я предлагаю сделать свой собственный
волшебный талисман, который поможет тебе
справиться с любой ситуацией, защитить от любых
неприятностей. Для этого понадобится все твое
воображение и умелые руки.

Как хорошо у тебя получилось! А чтобы твой
талисман стал волшебным, положи его перед собой,
поднеси к нему ладони, опусти голову и шепотом
повторяй за мной заклинание:

Ты теперь мой талисман!
Ты помогаешь мне бороться с любыми страхами.
Раз, два, три, четыре,
Не один я в этом мире,
Я со страхом поборюсь,
Ничего я не боюсь!
Давай вместе произнесем: “Я смелый!”.

6. Упражнение “Шалтай — Болтай”.

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Техника проведения: педагог-психолог
читает стихотворение, а обучающийся слушает и
выполняет.

Инструкция: Сначала будем поворачивать
туловище вправо-влево, руки при этом свободно
болтаются, как у тряпичной куклы. На слова
“свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела
вниз.

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С.Маршак) 

7. Упражнение “Парусник настроения”
(См. упражнение 1).

Цель: определение настроения в конце занятия.

8. Обратная связь.

Цель: узнать мнение ребенка о занятии.

  • Что понравилось на сегодняшнем занятии?
  • Какие задания вызвали затруднения?
  • Какие задания выполнил без затруднений?

9. Упражнение “Прощаются пальчики”.

Цель: развитие эмоционального фона,
внимательного отношения.

Техника проведения: педагог-психолог
предлагает ребенку попрощаться каждым пальчиком
левой руки.

Инструкция: занятие подошло к концу, и
прощание будет таким же необычным, как и
приветствие. Мы будем прощаться пальчиками левой
руки и произносить слова “До новой встречи”.

Занятие №4

Тема: “Отказ от еды”.

Цель: устранение, либо частичное
обесценивание страха еды, повышение самооценки,
развитие творческого мышления, воображения,
способности концентрироваться.

Время: 30 — 40 минут.

Материал и оборудование: лист бумаги А4,
цветные карандаши, пластилин, музыкальный центр.

1. Приветствие “Салют”.

Цель: установление контакта и создание
положительного настроя на дальнейшую работу.

Техника проведения: ребенку предлагается
руками изобразить красочный салют.

Инструкция: мы начинаем наше занятие. А для
того, чтобы мы смогли справиться со всеми
заданиями, давай с тобой запустим праздничный
салют. Кладем ладони на стол, по команде “Залп!”
хлопаем в ладоши, по команде “Салют!” поднимаем
и машем руками, перебираем пальцами (рука в
щепотке), изображая треск искрящихся огней.

2. Упражнение “ Парусник настроения”
(См. упражнение 1).

3. Упражнение “Брось имя”.

Цель: расширение представлений обучающегося
о себе, развитие эмпатии, доверительных
отношений.

Техника проведения: обучающемуся
предлагается раскрасить свое имя цветными
карандашами.

Инструкция: давай, покидаем мячик. Бросать
его будем не просто так. Для начала посчитаем,
сколько букв в твоем имени. Теперь бери мяч и
бросай его мне, называя первую букву своего
имени. Я в свою очередь обратно брошу мяч тебе и
назову вторую букву твоего имени и т.д., пока не
назовем все буквы твоего имени.

Анализ: Понравилось ли упражнение?

4. Сказка “Новые приключения Кота в
сапогах”.

Цель: коррекция страха еды.

Техника проведения: педагог-психолог
зачитывает ребенку сказку, и после этого идет ее
обсуждение.

Инструкция: сейчас я прочитаю тебе
прекрасную сказку. Понравилась ли тебе сказка?

Жил на свете Кот в сапогах, котятам-внучатам
рассказывал, как победил людоеда ужасного и
королевство спас. Спокойно жил: много спал, много
гулял. По деревьям, правда, уже не лазил, силенок
поубавилось, здоровье подводить стало. Да и
аппетит пропал, съест, бывало, кусочек хлеба,
запьет водичкой — вот и вся Кота еда. Долго уже
жил, старенький стал, так бы и дожил свой век, если
б однажды не нависла над королевством новая беда.
Внук того самого Людоеда, которого когда-то Кот
победил, решил за деда своего отомстить и Кота
нашего наказать. Заявил на все королевство, что,
мол, растерзаю Кота ненавистного, на куски порву
да в море куски те выброшу. Не на шутку наш Кот
испугался, да что делать? Принял вызов Людоеда.
Осталось только силенок прибавить да здоровье по
править. Решил Кот собрать котят-внучат и
расспросить молодежь, откуда силы набраться.
Молодежь-то сейчас умная, все знает. Говорит
старший внучок: “Слышал я, что сила в молочных
продуктах, схожу к молочнику, попрошу молока,
сметаны, сыра и творожка свежего”, — и побежал к
молочнику. Потом другой внучок в разговор
вступил: “Видел я, как охранники королевские
булочки и пирожки ели и нахваливали. Говорили,
что сила в булочках спрятана богатырская”.
Сказал и помчался к пекарю. Третий внучок тоже
быстро сообразил, куда идти: “Пойду к фермеру,
попрошу фруктов и овощей. В умных книжках читал —
сила в витаминах”. Наконец, четвертый котенок,
самый маленький, осторожно предложил: “А я мясо
люблю. Как съем кусочек колбаски или сосиску, так
чувствую, силы прибавилось. Сила в мясных
продуктах. Схожу к мяснику, принесу колбаски и
мяса”. Разбежались котята-внучата за продуктами.
Остался Кот один, сидит на лавочке, слова внучат
вспоминает: “Сила в молочных продуктах… сила в
булочках… сила в витаминах… сила в мясных
продуктах…” Пока думал, котята вернулись.
Выложили все продукты на стол. Ешь — не хочу. Чего
только не принесли: молоко, сметану, сыр,
творожок, булочки, пирожки, пончики, яблоки,
груши, огурцы, помидоры, колбаски, сосиски,
ветчину и еще много разных продуктов. Сел Кот за
стол, начал пищу пробовать. Давно он, кроме хлеба
и воды, ничего в рот не брал. Сначала ему ничего не
нравилось, есть не хотел. Но знал Кот: силы нужны,
чтобы Людоеда победить. Вот и ел, хоть и не хотел.
Не хотел, не хотел, да распробовал: вкусной еда
показалась. Молочко и сыр — вкусно! Булочки и
пирожки — вкусно! Фрукты и овощи — вкусно! Мясо ел,
чуть язык не проглотил, так вкусно. Сидел за
столом, ел вкусно и не заметил, как мускулы силой
налились. Берегись, Людоед! А схватки-то и не
случилось. Как увидал Людоед Кота с мускулами,
так и сбежал с поля боя. Чудеса, да и только!
Молодец Кот, что внучат послушал да продукты с
аппетитом скушал!

Беседа по сказке.

5. Рисунок по сказке.

6. Упражнение “Любопытная Варвара”.

Цель: расслабление мышц шеи.

Техника проведения: педагог-психолог,
показывает ребенку определенны действия,
которые способствуют расслаблению мышц шеи.

Инструкция: давай с тобой немного
подвигаемся. Итак, поверни голову влево,
вправо, чтобы увидеть, как можно дальше. Мышцы шеи
сильно напряжены. Это неприятно. Посмотри вверх,
запрокинь голову, даже дышать трудно. Расслабься.
Слушай и делай, как я:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит
вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…
А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…

7. Упражнение “Сарай – дом с трубой —
пароход”.

Цель: устранить состояние психомышечного
напряжения, дать небольшой отдых, вызвать
положительные эмоции, хорошее настроение,
активизация мыслительных процессов, подготовка
руки к письму.

Техника проведения: ребенку предлагается
повторить упражнения, предложенные
педагогом-психологом. Ребенок выполняет пробу
вместе с педагогом-психологом, затем
самостоятельно по памяти в течение 8 — 10
повторений моторной программы.

Инструкция: выполни задания: пальцы рук
соединить как крышу, а большие прижать к
ладошкам. Пальцы соединить, большие соединить
внизу как основание, указательный палец правой
руки оттопырить в сторону, изображая трубу.

8. Упражнение “Парусник настроения” (См.
упражнение 1).

9. Обратная связь.

Цель: узнать мнение ребенка о занятии.

  • Что понравилось на сегодняшнем занятии?
  • Какие задания вызвали затруднения?
  • Какие задания выполнил без затруднений?

10. Упражнение “Салют на прощание!”.

Цель: подведение итогов, закрепление
положительного эмоционального отношения к
занятию.

Техника проведения: ребенку предлагается
руками изобразить красочный салют.

Инструкция: ты отлично справился сегодня.
Давай с тобой запустим праздничный салют. Кладем
ладони на стол, по команде “Залп!” хлопаем в
ладоши, по команде “Салют на прощание!”
поднимаем и машем руками, перебираем пальцами
(рука в щепотке), изображая треск искрящихся
огней.

Сценарий сказки «У страха глаза велики» с детьми подготовительной группы.

Цель:

— создать условия для формирования личностных УУД (Универсальных учебных действий):

активного творческого отношения к окружающему миру;

побуждению к активному участию в театральной деятельности.

Задачи:

— развития творческого потенциала каждого участника;

— развития умения изображать эмоции, используя голос, мимику, жесты;

— формирования коммуникативных компетенций личности, умения взаимодействовать с партнёром, с группой через групповые формы работы;

Действующие лица: Сказочница, ведущий, бабушка, внучка, курочка, мышка, деревца-3 девочки, ветерок, яблочко, заяц.

Атрибуты: Дом, лавочка, вёдра, колодец, колода, яблоня, яблоко, печка.
Аудиозаписи: Заставка передачи «В гостях у сказки»; шум: леса, ветра.

Электронно-дидактическое пособие «У страха глаза велики».

Ход театральной деятельности:

Звучит аудиозапись: Заставка передачи «В гостях у сказки»

Появляется слайд: Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Сказочница: Развесёлые дела —

Сказка в гости к нам пришла!

Жили-были, не тужили,

На краю деревушки

В маленькой избушке.

Ведущий: Бабушка, внучка, курочка да мышка.

Утром за водой ходили.

Бабушка: Пойду-ка, я за водой схожу.
Внучка: Бабушка и я с тобой.
Курочка: Куд-куда! Куд-куда! И я вам помогу!
Мышка: Пи-пи-пи. И меня с собой возьмите.
Появляется слайд: С видом колодца, колоды…

Ведущий: Пришли они к колодцу,

Зачерпнули воды.

Да домой отправились.

Впереди бабушка выступает,

Бабушка: Вода из колодца,

Вёдра бо-о-льшие,

Водица из ведёрка: плёх-плёх-плёх!

Ручейками — ручейками.

Ведущий:За бабушкой внучка поспевает.

Внучка:Вода из колоды,

Вёдра — поменьше.

Водица из ведёрка: плёх-плёх-плёх!

Струйками — струйками.

Ведущий:За внучкой курочка спешит.

Курочка:Вода из лужицы,

Ведёрки с огурчик.

Водица из ведёрка: плёх-плёх-плёх!

Ниточкой — ниточкой.

Ведущий:А за курочкой мышка бежит.

Мышка:Вода из следа от поросячьего копытца.

Ведёрочки с напёрсточек.

Водица из ведёрка: плёх-плёх-плёх!

Капелькой — капелькой.
Появляется слайд: С видом сада.

Звучит аудиозапись: Шум деревьев (леса)

(Вышли девочки-деревцы)

1 Деревце: — Тише, тише, подружки,

Что-то мы с вами расшумелись и забыли,

Что своим шумом нарушаем:

Утреннюю тишину и покой.

2 Деревце: Мы улыбнёмся друг другу! 

С солнечными лучами,

Просыпаются все вокруг.

Начнём день непременно с улыбки,

3 Деревце: Тогда и жизнь в нашем саду

Будет просто замечательной.

Мир будет вокруг нас

Солнечным и добрым. 

Ведущий: Идут они через сад,

А в зелёном садочке,

Под яблонькой,

Зайка отдыхал, да задремал.

На веточке, яблочко висело,

Оно давно поспело.

Яблочко: Эх, — Кто бы яблоньку тряхнул.

Да мне бы, спелому яблочку,

Помог бы с веточки упасть!

Ведущий:А тут и налети ветерок-непоседа

Звучит аудиозапись: Шум ветерка

(Выбегает мальчик – ветерок, пробежал между деревцами)

Ветерок-непоседа:Я веселый ветерок,
Дую с юга на восток.
Листьями, травой играю,

Веточки в саду качаю.(Убегает)

Ведущий:Качнул веточки на яблоньке

И спелое яблочко с веточки: Бу-ух!

Да зайке по носу!
Зайка вскочил Со страху

Ничего не видит, ничего не понимает…

Куда бежит не знает.

Зайка со всего разбегу-то,

С перепугу водоносам под ноги!
Старушку повалил,

Внучку опрокинул,

Курочку перевернул,

Мышке на лапу наступил.

Да и был таков!
У наших водоносов

Вёдра опрокинулись,

Вода разлилась.

Шуму-то, грому…

Со страху всё побросали

И домой побежали.
Появляется слайд:

Ведущий: Прибежали домой.

Бабушка на лавку упала,

Внучка за бабушку спряталась,

Курочка за печку,

Мышка под печкой схоронилась.

Никак отдышаться не могут.
Ведущий: Бабушка охает, никак не поймёт, что за зверь её с ног сбил.
Бабушка: Ох, не иначе, как медведище!

На меня напал.

Чуть было меня не сломал!

Глазищи-то — во!

Зубищи-то — во!

Когтищи-то — во!

Ох, страшно мне очень…

Ох, некому помочь мне…

И как я жива — то осталась?

Еле ноги унесла.

Ведущий: Внучка за спиной у бабушки плачет.
Внучка: Бабушка, на меня волчище наскочил!

Чуть было не раздавил!

Глазищи-то — во!

Зубищи-то — во!

Когтищи-то — во!

Еле-еле от него убежала!

И дрожала вся, дрожала…

Я думала, он съест меня!
Ведущий: Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала.
Курочка: — Ко-ко-ко. Куд-куда!

Лиса за мной! А мне куда?

Глазищи-то — во!

Зубищи-то — во!

Когтищи-то — во!

Ух, как я бежала!

Лиса чуть не догнала, не поймала

Как это я уцелела!
Ведущий: А мышка из-под печки пищит.
Мышка: — Пи-пи-пи. Вы не видели кота?

Вот это — страшно!

Глазищи-то — во!

Зубищи-то — во!

Когтищи-то — во!

Пи-пи-пи. Ой, не могу!

Лучше спрячусь, убегу…

Котище, лапищей-то!

Вот страху я натерпелась!
Появляется слайд: С видом леса.
Ведущий: Зайка в лес прибежал, под кустик забился, а сам думу думает.
Зайка:— Ну, какой с зайчишки спрос?

Еле ноги я унёс!

Вот страсти-то!

Охотники с ружьями, и все с собаками.

За мной, за мной…

А я бегу домой, домой…

Как только меня ноги унесли.

Хорошо, что длинные выросли! (убегает)
Ведущий: Вот с той поры и говорят добрые люди:

«У страха глаза велики — чего нет, и то видят!»

Сказочница: — Глаза у страха велики,

Он ими страшно, так вращает.

И все на свете — пустяки,

В кошмарный ужас превращает.

Но вы-то сами, ребятишки,

Надеюсь, вовсе не трусишки?!

Герои сказки проговаривают пословицы:

Бабушка:Робкого и тень страшит.

Внучка:У нашего Трошки задрожали ножки.

Курочка: Для трусливого Афоньки и заяц — волк.
Мышка:Чего боишься, то и случится.

Деревце:Пуганая ворона куста боится.
Зайка:Пуганый зверь далеко бежит.

Деревце:Страх силу отнимает.

Звучит аудиозапись: Заставка передачи «В гостях у сказки»

Появляется слайд: Конец.

Тут и сказке конец, кто слушал и смотрел — молодец.

Герои сказки кланяются и уходят под аплодисменты.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/342963-scenarij-skazki-u-straha-glaza-veliki

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения бала маскарада
  • Сценарий про холокост
  • Сценарий про старуху шапокляк
  • Сценарий проведения аукциона на право заключения договора аренды
  • Сценарий про хлеб подготовительная группа