Сценарий про суворова

Праздник,посвящённый А.В.Суворову.

«ВЕЛИКИЙ ВОИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Сценарий праздника, посвященного А.В. Суворову (1730 — 1800)

Сценарий составила

Бондарева Елена Александровна учитель музыки МОУ СОШ № 24

Действующие лица: Суворов, Суворов в возрасте 12 лет, Солдат, Суворовцы, Знаменосец, Девушка, Ведущий, барабанщики, дети-певцы в военной форме нашего времени.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, проигрывающее устройство, фортепиано.

Использованный материал: художественный фильм «Суворов», режиссеры Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер, студия «Мосфильм», 1940 г.

Ход мероприятия

На экране фрагмент фильма «Суворов»

Ведущий. «Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божиим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать от роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы через истину и добродетель…» Эти слова принадлежат великому русскому человеку – А.В. Суворову.

208 лет назад, 6 мая 1800 г., скончался Александр Васильевич Суворов, — граф Рымникский, князь Италийский, граф Священной Римской Империи, фельдмаршал русской и австрийской армий, генералиссимус русских сухопутных и морских сил, великий маршал Пьемонтских войск, наследственный принц Сардинского королевского дома, кузен короля, гранд  короны, кавалер всех  русских  и многих иностранных орденов, удостоенный ещё множества особых наград и отличий.

Несмотря на продолжительный промежуток времени, отделяющий нас от этого дня, имя Суворова не поблёкло: оно и теперь окружено  особым, ярким светом славы – славы героя, преданного своему долгу, любящего свою Родину, своего Государя и свою Веру, сильного своей духовной мощью, своими нравственными основами Великого Воина Земли Русской!

А.В. Суворову – посвящается!

Звучит труба (военный сигнал). Под барабанный марш входит знаменосец и вносит знамя Российской Федерации.

На экране портрет А. Суворова со словами «Доброе имя есть принадлежность каждого человека, но я заключал доброе имя моё в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию».

Знаменосец.

Он под военною трубою

Был вскормлен, вспоен и воспитан.

И добрый барабанный бой

Не раз в бою им был испытан.

На непреступный Измаил

Ведя полки под вражьи клики,

Он барабанный бой ценил

Превыше всяческой музыки.

На экране отец А.В. Суворова (Василий Иванович Суворов, генерал-аншер).

1 Суворовец. Отец его Василий Иванович был деньщиком, ординарцем и переводчиком с французского у Петра I. Суворов-старший дослужился до чинов немалых: он был генерал-сенатором, прокурором, генерал-губернатором, главным интендантом.по меньшей мере два десятилетия службу обновременно проходили оба Суворова, хотя встречались крайне редко.

На экране мать Суворова (Авдотья Федосеевна Манукова).

Девушка. О матери известно совсем немногое: звали её Авдотья Федосеевна Манукова; происхождение – из небогатойдворянской семьи. Биографы считают, что от матери унаследовал Александр Васильевич любовь к языку простонародья, знание пословиц и поговорок, которыми постоянно пересыпал устную речь свою, письма и чуть ли не военные донесения.

На экране юный Суворов и его семья (старинная гравюра), церковь, в которй крестили Суворова.

Ведущий. А. Суворов, 12 лет, 1742 год. Прошение. «Всепресветлейшая Державнейшая Великая Государыня Императрица Елизавет Петровна Самодержица Всероссийская Государыня Всемилостивейшая.

Бьёт челом недоросль Александр Васильев сын Суворов.

Имею желание служить Вашему Императорскому Величеству в лейб-гвардии Семёновском полку, и дабы высочайшим Вашего Императорского Величества указом повелено было меня именного определить в означенный Семёновский полк солдатом.

К сему прошению Александр Суворов руку приложил».

На экране Суворов на часах. Суворов несёт службу.

2 Суворовец. Из письма ратного командира отцу. «Сын ваш по усердию к службе, по знанию её и по поведению, был первым солдатом во всей гвардии, первым капралом, первым сержантом… Большую часть времени проводит он с солдатами в казармах. Деньги, которые вы присылаете тратит он только на помощь солдатам, на книги, на учителей…

Никогда, подобно другим дворянам, не нанимал он за себя других солдат на службу, а напротив, охотно ходит в караул за других. Для него забава стоять на часах в ненастье или жесткую стужу. Простую солдатскую пищу предпочитает он всем лакомствам».

На экране картины походной жизни.

1 Суворовец. Суворов ненавидел мародерство и сурово наказывал тех, кто пытался грабить мирных людей. Как-то при выходе из альпийских ущелий, когда русская армия  фактически голодала, солдаты схватили и зажарили двух быков. Владелец их, крестьянин, обратился с жалобой. Суворов тотчас расплатился с ним из собственного кармана.

На экране картина В Сурикова «Переход Суворова через Альпы» и другие портреты А.В. Суворова.

Ведущий. В одном из сражений солдат Митрофанов с товарищем взял в плен трёх французов. Они отдали свои кошельки, часы и всё, что с собой имели. Федот Митрофанов возвратил им деньги. Кто-то из подбежавших наших солдат хотел было в ярости изрубить пленных, но Митрофанов не допустил этого. Тотчас Митрофанов был представлен Суворову.

Суворов. Кто научил тебя добру?

Солдат. Русская азбука и Ваше поучение: солдат – христианин, а не разбойник!

Суворов обнимает солдата

Суворов. Молодец! Солдату надлежит быть здоровым, храбрым, твердым, решительным, правдивым и благочестивым.

Ведущий. Прошло более 30 лет. Солдат Федот Митрофанов возвращался  на Родину, в Новгородскую губернию. А в это время приехал в своё имение фельдмаршал А.В. Суворов. Царь  Павел сослал его. Идет солдат думу думает, а  на встречу ему сам Суворов.

Солдат. Здравия желаю!

Суворов. Как зовут, служивый?

Солдат. Федот Митрофанов!

Суворов. Федот? Да ведь мы с тобой знакомы!

Солдат. Так точно!

Суворов. А помнишь ли службу славную, добрую за Отечество родимое?

Солдат. Как можно забыть!?

Суворов. Молодец! Помню тебя, всех помню, родные мои ребятушки!

Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки» (дети четким шагом, с песней входят в зал, встают около Российского флага).

На экране портреты А. Суворова.

Суворов. Здорово, братцы!

Дети-певцы. Здравия желаем!

Суворов. Довольны ли службой?

Дети-певцы. Довольны!

Суворов. А помните ли вы главное правило науки побеждать?

Дети-певцы. Тяжело в ученье – легло в бою!

2 Суворовец. Уважение к другим народам, независимо от  того союзники они или противники всегда было свойственно Суворову, и это нисколько не противоречило ни его самозабвенной любви к Отечеству, ни гордым словам Петра I, которые он всегда любил повторять: «Природа произвела Россию только одну, она соперницы не имеет».

На экране памятники А. Суворову в разных городах.

Девушка. Прожил Суворов жизнь яркую – только не стоит считать её легкой. Познал он многое – славу и почести, незаслуженные обиды и надменность двора… Но в день похорон великого полководца, 12 мая 1800 года, весь Петербург вышел на улицы, чтобы проводить героя в последний путь!

На экране  икона А.В. Суворова

Суворов. Служа августейшей моей государыне, я стремился только к благу Отечества моего, не причиняя особенного вреда народу, среди коего я находился. Неудачи других воспламеняли меня надеждою. Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя свое в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинные и природное великодушие облегчали мои труды; чувства мои были свободны, а сам я тверд.

На экране фрагмент фильма «Суворов».

Дети-певцы исполняют песню «Учил Суворов», музыка А. Новикова, слова М. Левашова.

Использованная литература

  1. Вся Россия: Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, рассказы, стихи. Выпуск 1. – М., 1993
  2. Стремоухов М.Б., Симанский П.Н. Жизнь Суворова в художественных изображениях.
  3. Побединская Л.А. Дни воинской славы России (сценарии праздников в школе).

Интернет-ресурсы

  1. http://his.1september.ru/2005/09/18.htm
  2. http://adjudant.ru/suvorov/suvorov007.htm
  3. http://images.yandex.ru/ — изображения к презентации

Жизнь, ставшая легендой!

Истинная слава не может быть отыскана.

Она проистекает из самопожертвования

на пользу блага общего.

А.В. Суворов

Цели: расширить представление детей о судьбе и личности А.В. Суворова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как целеустремленность, воля к победе, самоотверженность, патриотизм; побуждать детей к изучению истории России, к участию в патриотических мероприятиях.

Подготовительная работа: поручить группе специального назначения (7 учеников) подготовить рассказы о Суворове по текстам сценария.

Оформление:

написать на доске эпиграф классного часа, а также слова: «Доброе имя должно быть у каждого человека. Лично я видел это доброе имя в славе моего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие. Горжусь, что я русский» (А.В. Суворов);

выставить иллюстрации: портрет А.В. Суворова; фотографию могилы А.В. Суворова в Александро-Невской лавре; репродукцию картины В.А. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

План классного часа

Вступительное слово.

Интерактивная беседа «Истинная слава – в чем она?»

Информационный блок.

Победа над самим собой.

Доблесть и верность.

Чудо военной истории.

Заключительная беседа.

Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

Вступительное слово.

Классный руководитель. Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу. Молодой человек, жадно ищет образец для подражания, идеал, на который хочется быть похожим, с кого «делать жизнь». Герои боевиков, участники телевизионных шоу, миллионеры, политики – вот кумиры современной молодежи. Но цена этим кумирам ничтожна. Их забывают, как только они исчезают с экранов. Только жалко людей, которые пускаются в погоню за такими идеалами.

А ведь истинный идеал – он как факел в темноте, дремучем лесу. Он может осветить всю жизнь человека, придать ей смысл, вдохновить на подвиг. И такие идеалы мы можем найти в истории нашего Отечества. Сегодня мы будем говорить об одном из них. Великий полководец, не знавший поражений, любимец солдат, народный герой. Он принес славу своему Отечеству и сам добился невиданной славы.

Те, кто видел его могилу в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, невольно останавливались не в силах сдержать трепетного благоговения…Вделанная в пол белая мраморная плита с огромными медными буквами: «Здесь лежит Суворов». И никаких объяснений – ни орденов, ни побед, ни титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ – и у каждого русского сожмется сердце. Русский поэт Ю. Николаев написал прекрасное стихотворение, в котором выразил все эти чувства. (Читает)

Могила Суворова.

С годами сердце жаждет простоты,

Побольше дел, побольше разговоров.

Вот я стою у каменной плиты

С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».

Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.

Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.

Как много надо одержать побед,

Чтоб так звучали три негромких слова!

Когда хватают славу на лету,

Когда о титулах заводят споры,

Я вспоминаю серую плиту

С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».

Заслуженная, истинная слава…

Интерактивная беседа «Истинная слава – в чем она?»

Классный руководитель. А как понимал славу сам Суворов? На доске записаны его слова. (Читает первое высказывание.)

Давайте разберем каждую строку по порядку. Что имеет в виду А.В. Суворов, когда говорит, что истинная слава не может быть отыскана? Почему?

Примерные ответы детей:

Потому что ее надо заработать.

Ее нужно добиваться, а не бродить где-то в поисках.

Можно специально творить разные чудеса, чтобы на тебя обратили внимание и этим прославиться. Но истинная слава не в этом.

Классный руководитель. Читаем дальше: самопожертвование и общее благо. Как слава связана с этими двумя понятиями. Что это, вообще, такое?

Примерные ответы детей:

Это значит пожертвовать собой, своими интересами ради интересов народа, страны, человечества.

Значит вообще отказаться от своей выгоды ради общей пользы.

Значит думать не о себе, а только о своем долге, чтобы всей России было хорошо.

Классный руководитель. Суворов видит сове доброе имя в славе Отечества. Согласны ли вы, что это путь к истинной славе?

Примерные ответы детей:

Славы заслуживает не тот, кто чего то добился только для себя, а тот, кто все делает для Отчизны.

Если человек заботится только о себе, он славы не заслуживает.

Суворов считает, что его имя будут все знать, потому что он много сделал для России.

Он думал о славе России, а заслужил славу себе.

Информационный блок.

Классный руководитель. А сейчас я передаю слово группе специального назначения, которая подготовила информационный блок об Александре Васильевиче Суворове. Первыми начинают бойцы (имена, фамилии).

(К доске выходят 2 ученика)

1.Победа над самим собой.

Боец 1. Наш рассказ о Суворове можно назвать «Победа над самим собой».

Слайд № 3

Говорят, что генералиссимус Суворов выиграл более 60 сражений, в которых участвовал. Александр Васильевич Суворов заботился о солдатах как отец, разработав для них практичную униформу, сменившую узкие прусские мундиры, усовершенствовав устав и правила воспитания.

Историки называют полководца уникальным, ведь за полвека службы он вел исключительно наступательные операции и ни разу не участвовал в оборонительной войне. Суворов сумел обезопасить страну от агрессивных соседей на долгие десятилетия, сделав границы государства нерушимыми.

Слайд № 4

Родился будущий генералиссимус в семье генерала Василия Суворова, крестника Петра Первого, начинавшего службу денщиком и переводчиком при царе. При Екатерине Второй Василий Иванович служил в тайной канцелярии и дослужился до генеральского звания. Незадолго до отставки стал сенатором. Мама знаменитого полководца Авдотья Манукова происходит из старинного дворянского рода. Ее отец был вице-президентом Вотчинной коллегии.

Возможно, в жилах Александра Суворова текла не только русская, но также шведская и армянская кровь. Семейная легенда гласит, что род полководца произошел от знатного шведа Сувора, ставшего русским подданным в 1622 году. А материнские корни зарыты в Армении («манук» в переводе с армянского языка – ребенок).

О годе и месяце рождения Александра Суворова спорят, чему виной он сам. В автобиографии военачальник указал, что приступил к службе 15-летним парнем в 1742 году (т.е. дата рождения – 1727 год). В другой записке Александр Васильевич указывает 1730-й. Есть и третья дата – 1729 год, указанный в полковом журнале, куда поступил на службу подросток.

Боец 2.

Слайд № 5

Имя сыну дал отец, прославившийся написанием первого в России военного словаря. Неудивительно, что Василий Суворов назвал отпрыска в честь древнерусского полководца Александра Невского. Интерес к военному делу мальчик перенял от родителя: благодаря Василию Ивановичу в имении была богатейшая библиотека. На полках хранились пособия по артиллерийскому и фортификационному делу, к которым юный Саша пристрастился, едва научившись читать.

Но отец, мечтавший о продолжателе военного рода, весьма скептически оценивал будущее сына: мальчик рос болезненным и хилым. Василий Иванович видел Александра гражданским служащим. Но мальчик, знавший в подростковом возрасте о военном деле то, что было известно не всякому офицеру, нацелился на карьеру военного. Юный Суворов закалялся и каждый день подвергал тело изнурительным физическим упражнениям.

Однажды гостивший в доме генерал Абрам Ганнибал заметил, что мальчик, играя в солдатики, весьма грамотно ведет «бой» и владеет тактикой. Ганнибал посоветовал Суворову-старшему выбрать сыну военную специальность.

2. Доблесть и верность.

Классный руководитель. Спасибо. А сейчас я передаю слово двум другим бойцам (имена, фамилии).

(К доске выходят 2 ученика)

Боец 3. Наш рассказ о Суворове мы назовем «Доблесть и верность».

Суворов – величайший полководец мира. Он прошел все ступени воинской службы- от солдата до генералиссимуса.

Слайд № 6

В 1742 году Александр Суворов стал мушкетером Семеновского полка. Через 6 лет, получив офицерский чин, приступил к действительной военной службе. В это время юноша совершенствовал знания, посещая занятия корпуса кадетов Санкт-Петербурга и изучая иностранные языки.

В биографии Александра Суворова на заре военной карьеры случилось знаменательное событие. Когда он стоял в карауле в Петергофе, мимо проходила царица Елизавета Петровна. Императрица подошла к Суворову и, узнав, чей он сын, протянула юноше серебряный рубль. Но тот отказался, объяснив, что устав не велит часовому брать деньги. Елизавета Петровна похвалила ретивого часового и положила рубль на землю, сказав Суворову, чтобы забрал после службы. Монету Александр Васильевич хранил всю жизнь.

Слайд № 7

В 1754-м поручика Александра Суворова прикомандировали к Ингерманландскому полку пехоты. Через год взяли служить в Военную коллегию, где он пробыл до 1758 года. В первые годы Семилетней войны Суворов служил в тыловом подразделении, пройдя чины от провиантмейстера до премьер-майора, изучив работу тыловых служб и армейского снабжения.

В 1758-м Александра Суворова перевели в действующую армию. Спустя год будущий генералиссимус участвовал в первом бою: возглавив драгунский эскадрон, успешно атаковал, заставив бежать германских драгун.

Первое сражение, участником которого стал Суворов, состоялось под Кунерсдорфом в августе 1759 года. Эта войсковая операция известна как переломная в Семилетней войне. Она поставила точку в разгроме прусской армии. Проявив себя в сражении, Александр Суворов стал дежурным офицером при главнокомандующем Виллиме Ферморе. С генерал-аншефом он участвовал в успешной Берлинской экспедиции.

Слайд № 8

В начале 1760-х Александр Суворов перешел в подчинение к генералу фон Бергу. Ему доверили командовать гусарскими и драгунскими отрядами, прикрывавшими отход русской дивизии к Бреславлю и уничтожавшими провиант противника. Осенью 1762 года Суворов произведен в полковничий чин и поставлен во главе Астраханского полка. За отменную службу императрица подарила Александру Васильевичу свой портрет. С этого момента, по мнению Суворова, начался его путь к славе.

С 1763 по 1769 годы Александр Суворов руководил Суздальским полком, дислоцированным в Новой Ладоге. В это время он написал «Полковое учреждение» — правила воспитательной работы, внутренней службы и боевой подготовки солдат. Осенью 1768-го Суворову присвоили звание бригадира.

Боец 4.

Слайд № 9.

Формирование Суворова как полководца выпало на век Екатерины Великой и две победные Русско-турецкие войны. В 1770-м Александру Васильевичу присвоили звание генерал-майора. После победы над турками под Туртукаем и Козлуджи он стал генерал-поручиком. В это время Суворову посчастливилось служить под началом фельдмаршала Петра Румянцева. Дарование полководца раскрылось во второй Русско-турецкой войне. В 1788 году генерал-аншеф Александр Суворов отличился при обороне Кинбурна. Здесь он получил первое серьезное ранение.

За победное сражение военачальнику вручили орден Андрея Первозванного. Второй раз Суворова ранили при штурме турецкой крепости в Очакове. Между двумя турецкими войнами Александр Суворов доказал свою эффективность как военачальник и стратег, подавив бунт Емельяна Пугачева. Императрица отблагодарила его 2 тысячами червонцев. В сентябре 1789 года состоялось сражение при Рымнике. 25 тысяч русско-австрийских солдат разгромили 100-тысячное турецкое войско Юсуф-паши. Русские силы в этом бою возглавил Александр Суворов.

Слайд № 10.

Победа при Рымнике продемонстрировала преимущество русского оружия на военном театре, изменив стратегическую обстановку на фронте. Яркой победой военачальника стало стремительное взятие в декабре 1790 года турецкой крепости Измаил, которую считали неприступной. Битва вошла в анналы истории России, ее ставят в один ряд с Полтавским и Бородинским сражениями.

После смерти императрицы в 1796 году ее заменил Павел Первый. Отношения с сыном Екатерины Алексеевны у Александра Суворова складывались напряженные.

Император Павел преклонялся перед Пруссией. В русской армии он ввел прусские порядки, нарядил солдат в пруские парики с буклями и косами, посыпанными мукой, вел жестокую муштру и палочную дисциплину. В этой армии надо было не рассуждать, а беспрекословно подчиняться. Суворов, наоборот, учил солдат самостоятельности, инициативе. На одном из парадов Павел 1 увидел на Суворове старую русскую форму и потребовал, чтобы Суворов ее заменил. Но Суворов не захотел подчиниться этим порядкам. Он сказал: «Пудра – не порох, букли — не пушка, коса- не тесак, я не немец, а природный русак». После этих слов Суворов развернулся и уехал с парада.

Чудо военной истории.

Спустя год царь издал приказ об отставке военачальника. В феврале фельдмаршала сослали в родовое имение. Но после обострения политической обстановки в Европе об Александре Васильевиче вспомнили. Правители Австрии и Британии обратились к Павлу I с просьбой поставить во главе союзных войск Суворова.

Классный руководитель. Спасибо за интересный рассказ. И завершают информационный блок бойцы (имена, фамилии).

(К доске выходят 2 ученика)

Боец 5. Мы расскажем о Швейцарском походе Суворова. Этот поход назвали «чудом военной истории».

Слайд № 10

Французы собрали остатки армии и во главе с генералом Жубером двинулись на Пьемонт. В августе они заняли город Нови-Лигуре. Союзническая армия во главе с Александром Суворовым приняла вызов. В 18-часовом сражении при Нови французская армия была разбита, потеряв 7 тысяч солдат убитыми. Погиб и командующий Жубер. Эта победа оказалась решающей в Итальянском походе. Пораженный победой император распорядился отдавать Александру Суворову те же почести, что и особам императорской фамилии.

Поход 1799 года золотыми буквами вписан в историю российской армии. Легендарный переход Суворова через Альпы и сегодня поражает воображение. Павел I с восхищением констатировал победу Александра Суворова над самой природой. Покорение швейцарских горных вершин и длиннейший перечень предыдущих побед принесли полководцу прижизненную славу и звание генералиссимуса – высочайшее в военной иерархии.

Все помнят картину В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». На этой картине изображены Суворов и его солдаты, которые весело спускаются с горы. Не стоит забывать, что это были грозные Альпы – неприступные скалы, ледники, обрывы, водопады, пропасти. Местные жители утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: «Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат!»

Чтобы выйти из окружения, солдатам приходилось иногда идти по пояс в снегу, всю артиллерию пришлось бросить, армия несла большие потери. Но Суворов поддерживал боевой дух своих солдат. Он говорил6 «Мы русские, мы все одолеем!» И русским удалось вырваться из вражеского кольца и даже привести с собой 1400 пленных. Вся Европа дивилась стойкости и храбрости русских солдат. Потом Суворов скажет: «Русский штык прорвался сквозь Альпы».

Боец 6

Слайд № 11

Александр Суворов создал новую военную доктрину. Основываясь на личном опыте боевых действий, разработал стратегию и тактику ведения войны. Написанное полководцем тактическое пособие «Наука побеждать» – настольная книга русских военачальников. Воспитанниками Суворова стали Михаил Кутузов, Николай Раевский, Петр Багратион. Полководец награжден всеми высшими воинскими наградами, в том числе орденом Святого Георгия трех степеней.

Памятник генералиссимусу воздвигли при жизни. Появились суворовские училища, в которых воспитывали будущих военных. Во время Великой Отечественной войны орденом Суворова награждали героев, а именем полководца назван не один десяток кораблей. Среди них броненосец «Князь Суворов» и теплоход «Александр Суворов»

Слайд № 12

После окончания швейцарского похода Александр Суворов возвратился в Россию. Измотанный переходом через Альпы полководец заболел. Добравшись до родового имения в Кобрине, слег. В Петербурге генералиссимуса ждали, готовя герою торжественную встречу. Направленный царем доктор поставил Александра Васильевича на ноги.

Приехав в северную столицу, Суворов остановился в доме племянницы и снова слег. На этот раз – навсегда. Скончался полководец в доме по Крюкову каналу. Император на похороны не приехал. Похоронили Александра Суворова в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

Слайд № 13

О Суворове сложены легенды, много интересного можно рассказать об этом великом человеке. А его цитаты разлетелись на крылатые фразы. Вот некоторые из них.

Глазомер, быстрота, натиск – вот мои руководители.

Ученье свет, а неученье – тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть – хлеб не родится.

Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля дура, штык молодец.

Праздность есть мать скуки и многих пороков.

Кто храбр – тот жив. Кто смел – тот цел.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний погибший на ней солдат.

Классный руководитель. Спасибо, ребята.

Заключительная беседа.

Классный руководитель. Ребята, есть такая христианская истина: «Непобедим победивший себя». Как вы считаете, имеет ли она отношение к Суворову?

Примерные ответы детей:

Он столько сделал для России, что ему не стыдно называть себя русским.

Он защитил и прославил Россию, ему можно гордится, что он русский.

Своими победами он заслужил, чтобы и мы, его потомки, гордились своей страной.

Мы тоже можем гордиться, что мы русские, потому что у нас великие предки и великая история.

Мы тоже должны работать на благо России, чтобы можно было гордиться тем, что мы русские.

Классный руководитель. Ребята, мы вспомнили некоторые факты из биографии великого полководца А.В. Суворова. Его жизнь – хороший пример для молодежи: великая цель, великие дела, слава Отчизны. Вот идеал, достойный подражания! Вся жизнь А.В. Суворова, позволила ему сказать: «Потомство мое прошу брать мой пример…до издыхания быть верным…Отечеству».

Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Какие чувства и мысли возникли у вас в ходе классного часа?

Примерные ответы детей:

Удивление – оказывается, Суворов был слабым в детстве.

Очень трудно брать пример с Суворова – нужно строго относиться к себе.

Жалость к солдатам, которые погибли в Альпах.

Восхищение – как можно было не проиграть ни одной битвы!

Гордость за Россию, за русскую землю.

http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/aleksandr-suvorov

https://ru.wikipedia.org

 А. Давыдова «Классные часы 7 класс», изд. ВАКО, 2010 год.

Цели:

  • расширить представление детей о судьбе и
    личности А.В. Суворова;
  • сформировать положительную нравственную
    оценку таких качеств, как целеустремлённость,
    воля к победе, самоотверженность, патриотизм,
    верность присяге, упорство, настойчивость;
  • побудить детей к изучению истории России;
  • воспитывать уважение к истории своей страны.

Ход классного часа

(На экране название классного часа — слайд №1, приложение 2; звучит музыка
«Снегирь» — приложение №1)

Вступительное слово классного руководителя:

Человеку всегда было свойственно стремление к
идеалу. Молодой человек жадно ищет образец для
подражания, эталон, на который хочется быть
похожим, с которого следует брать пример. Герои
боевиков, участники телевизионных шоу,
миллионеры, политики — вот кумиры современной
молодёжи. Но цена этим кумирам — ничтожна. Их
забывают, как только они исчезают с экранов.
Только жалко людей, которые пускаются в погоню за
такими идеалами.

А ведь истинный идеал — он как факел в тёмном,
дремучем лесу. Он может осветить всю жизнь
человека, придать ей смысл, вдохновить на подвиг.
И такие идеалы мы можем найти в истории нашего
Отечества. Сегодня мы будем говорить об одном из
них. Великий полководец, не знавший поражений,
любимец солдат, народный герой. Он принёс славу
своему Отечеству и сам добился невиданной славы.
(1)

(На экране портрет Суворова А.В. и годы жизни /1730
— 1800/) — слайд №2 (приложение 2)

Ведущие две девушки (1, 2):

1. Александр Васильевич Суворов родился в 1730
году в семье офицера гвардии. Его отец считал, что
из-за плохого здоровья сын не пойдёт по его
стопам, но мальчик, напротив, стал закаляться:
обливался колодезной водой, в любую погоду
скакал верхом на лошади:

2. Однажды в дом к Суворовым приехал важный
гость — артиллерийский офицер Ибрагим Петрович
Ганнибал, воспитанник Петра I. Увидев отважного
мальчугана, который пытался оседлать
норовистого коня, гость сказал отцу: «Записывай
сына в полк. Добрый будет воин!»

(На экране портрет отца Суворова — Василия
Ивановича) слайд №3, приложение 2.

1. В отличие от родителей других военных,
Василий Иванович не добивался присвоения сыну
званий по мере взросления, и 17-летний Суворов
прибыл в полк простым солдатом. Юных гвардейцев в
учебных целях заставляли совершать длинные
переходы, разбивать полевой лагерь и проводить
учебные стрельбы. Вот тогда Александру Суворову
пригодилась его физическая подготовка. Вскоре он
был произведён в офицеры, в то время как другие
оставались солдатами. В 1762 году он получил звание
полковника и стал командиром Суздальского
пехотного полка.

2. Столкнувшись с рекрутами, вчерашними
забитыми крепостными крестьянами, Суворов
стремился сделать из них находчивых солдат. Он
прекратил телесные наказания за дисциплинарные
нарушения. Начал учить солдат читать, писать и
считать, чем вызвал недоумение офицеров. В книге
«Наука побеждать» простым, понятным языком он
изложил «три воинских искусства»: Первое —
глазомер. Второе — быстрота. Третье — натиск.(2)

Выходят два бойца (1, 2):

(На экране написано «ПОБЕДА НАД САМИМ СОБОЙ» —
слайд №4, приложение 2)

Боец 1.

Наш рассказ о Суворове можно назвать «Победа
над самим собой».

Говорят, генералиссимус Суворов провел 60
сражений и во всех 60 одержал победу. Но самую
первую и самую главную победу он одержал над
собственной слабостью, над самим собой. В детстве
Суворов был хилым, болезненным ребёнком, вечно
простуженным и нездоровым. Его отец решил, что
мальчик не годится к военной службе, потому что
он ростом мал, тощ, плохо сложен и некрасив, а в
армии нужны сильные, выносливые здоровые
офицеры. Но у Саши были совсем другие планы. С
самого раннего детства он увлёкся военной
историей и военным делом. Он запоем читал
биографии полководцев: Александра Македонского,
Юлия Цезаря, Ганнибала, восхищался
выносливостью, мужеством древних воинов, которые
могли сутками идти по пустыне, не боялись жары,
жажды, холода. Он поставил себе цель — стать
полководцем. И ради этой цели он решил переделать
себя. Он занимается гимнастикой, обливается
холодной водой, даже в самую лютую стужу, ходит в
лёгкой одежде. Чтоб испытать свою смелость, он
скачет на лошади под проливным дождём, когда
грохочет гром и сверкают молнии. Эту борьбу с
собой, с собственной слабостью, ленью,
изнеженностью Суворов вел всю жизнь, даже когда
стал генералиссимусом.

Боец 2.

Он просыпался с первыми петухами. Приказывал
слугам: «Если не послушаю, тащи меня за ногу!» Он
спал на сене, укрывался простынёй или своим
кафтаном, каждый день обливался холодной водой,
делал зарядку, бегал, каждую свободную минуту
старался использовать для учёбы — учил языки,
литературу, историю. Он избегал всякой роскоши,
ел очень простую пищу, строжайше соблюдал все
церковные посты, не исключая среды и пятницы. А во
время Страстной недели Суворов ничего не ел, а
только пил один чай без хлеба. Он вообще был
глубоко верующим человеком.

Вера в Бога и в добро всю жизнь руководили
Суворовым. Он не начинал ни одного сражения, не
обратившись с горячей молитвой к Богу. И каждую
победу начинал праздновать с благодарственного
молебна. Он считал, что и в армии все должны быть
верующими. Суворов говорил: «Неверующее войско
учить, что ржавое железо точить».
Суворов был
очень скромным человеком, избегал самолюбования
— терпеть не мог зеркал и своих парадных
портретов. (1)

(На экране въезд Суворова в Измаил — слайд №5, приложение 2)

Ведущие две девушки (3, 4):

3. Суворовские молниеносные переходы стали
легендой. Он появлялся перед противником там, где
его не ожидали. Суворов особенно ценил штыковой
удар. «Пуля — дура, штык — молодец», —
говаривал он. Навязывая неприятелю ближний бой,
полководец использовал редкую способность
русского солдата к рукопашной схватке.

4. В русско-турецкой войне 1787 — 1791 годов
русские войска под командованием Суворова
захватили турецкую крепость Очаков, а в декабре
1790 года пала сильнейшая турецкая крепость
Измаил.(2)

Выходят два бойца (3, 4):

(На экране написано «ДОБЛЕСТЬ И ВЕРНОСТЬ» —
слайд №6, приложение 2)

Боец 3.

Наш рассказ о Суворове мы назовём «Доблесть и
верность».

Суворов — величайший полководец мира. Он
прошёл все ступени воинской службы — от солдата
до генералиссимуса. Путём самообразования, он
досконально изучил военное искусство, знал
географию, математику, интересовался философией,
говорил на 8 иностранных языках! Он хорошо знал
жизнь солдат и офицеров, жил в солдатских
казармах, ел солдатскую кашу, не доверяя никому,
вникал во все подробности армейской жизни. Он
любил русского солдата, сумел оценить
драгоценные качества его души. Он учил их
секретам военного искусства. Это была
суворовская «Наука побеждать» — так назвал
полководец свою книгу о военной науке. И эта
наука обучала солдат только одному — атаке и
штурму.

Главные правила этой науки: «Быстрота и
внезапность заменяют число. Натиск и удар решают
битву. Приступ предпочтительнее осады».

Суворовская «Наука побеждать» и сделала его
солдат «чудо-богатырями», которые принесли
славу полководцу и Отечеству. В современной
армии есть спецназ, специальные элитные войска,
которые отличаются высоким боевым духом и
отличной подготовкой. А у Суворова вся армия была
такая!

(на экране портрет Павла I и А.В. Суворова —
слайд № 7, приложение 2)

Боец 4. Император Павел преклонялся перед
Пруссией. В русской армии он ввел прусские
порядки, нарядил солдат в прусские парики с
буклями и косами, посыпанными мукой, ввёл жёсткую
муштру и палочную дисциплину. В этой армии
главным было — не служить, а беспрекословно
подчиняться. Суворов, наоборот, учил солдат
самостоятельности, инициативе. Он говорил: «Каждый
воин должен знать свой манёвр».
О прусских
порядках он говорил: «Русские прусских всегда
бивали, что ж тут перенять?

Выходят Павел I и Суворов.

Боец 4. На одном из парадов Павел I увидел на
Суворове старую русскую форму.

Павел. (зло) Александр Васильевич, соизвольте
снять сие одеяние и предстать на параде одетым по
уставу.

Боец 4. Но Суворов не захотел подчиниться этим
порядкам.

Суворов. Что ж, Павел Петрович: Пудра
— не порох, букли — не пушка, коса — не тесак, я не
немец, а природный русак».

Боец 4. После этих слов Суворов развернулся и
уехал с парада. За это разгневанный император
отправил Суворова в ссылку. Но потом вынужден был
вернуть его в армию. Суворов отличался
безрассудной отвагой. Он не боялся смерти. Его
мечтой было умереть на поле брани. Суворов был
награждён самыми высокими русскими и
зарубежными орденами и титулами. Но самой высшей
наградой для него была любовь солдат и уважение
народа. На всех своих письмах Суворов ставил
сургучную печать с пушками, саблями, знамёнами.
На печати была надпись по-латыни: «Virtute et veritate»,
то есть «Доблесть и верность» — этот девиз
Суворов пронес через всю жизнь.(1)

Выходят две ведущие (5, 6) и два бойца (5, 6):

(На экране написано «ЧУДО ВЕННОЙ ИСТОРИИ» —
слайд №8, приложение 2)

Боец 5.

Мы расскажем о Швейцарском походе Суворова.
Этот поход назвали «чудом военной истории».

После серии блестящих побед в Италии, Суворов
получил приказание двинутся в Швейцарию, чтобы
соединиться с корпусом другой русской армии.
Суворов выбрал самый короткий путь — через
горный перевал Сен-Готард, занятый французами. В
районе перевала было узкое ущелье, где французы
попытались остановить продвижение суворовской
армии. Они разрушили Чёртов мост, который
перекинулся над ущельем на высоте 22-23 метра. Но
русские солдаты под огнём врага сумели исправить
мост, связав подрубленные сваи своими поясами.
Прорвавшись через перевал, Суворов обнаружил,
что союзники-австрийцы обманули его: ни
продовольствия, ни вьючных животных русским не
предоставили. 20-тысячная армия Суворова
оказалась в горной ловушке. Со всех сторон её
окружала 80-тысячная армия французов. У Суворова
был только один выход — двигаться вперёд, иначе
— неминуемая смерть в горах. И суворовское
войско совершило ставший легендарным переход
через Альпы.

(На экране картина Сурикова «Переход Суворова
через Альпы» — слайд №9, приложение 2)

Боец 6.

Все помнят картину Сурикова «Переход Суворова
через Альпы». На этой картине изображён Суворов
и его солдаты, которые весело спускаются с горки.
Но это не простые горки, это были грозные Альпы —
неприступные скалы, ледники, обрывы, водопады,
пропасти. Местные жители утверждали, что в это
время многие перевалы непроходимы, но Суворов
говорил: «Там, где пройдёт олень, там пройдёт и
русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё
равно пройдёт русский солдат!»
Ведя
ожесточенные бои, русская армия двигалась по
горным тропам и перевалам. Русские перебирались
через обледенелые скалы и бездонные ущелья, шли
среди облаков, ночевали на ледниках.

Чтобы выйти из окружения, солдатам приходилось
иногда идти по пояс в снегу, всю артиллерию
пришлось бросить, армия несла большие потери. Но
Суворов поддерживал боевой дух в своих солдатах.
Он говорил: «Мы русские, мы всё одолеем!» И
русским удалось вырваться из вражеского кольца и
даже привести с собой 1400 пленных. Вся Европа
дивилась стойкости и храбрости русских солдат!
Потом Суворов скажет:

«Русский штык прорвался сквозь Альпы». (1)

Ведущие (5, 6)

5. Участие русской армии в антифранцузской
коалиции завершилось военно-политическим союзом
между Россией и Францией. Заболевшего в Альпах
Суворова привезли в Петербург, где на
предсмертном одре он узнал, что ему присвоено
звание генералиссимуса. В мае 1800 года оборвалась
жизнь А.В.Суворова — полководца, не проигравшего
ни одного сражения. (2)

(На экране изображение могилы Суворова — слайд
№ 10, приложение 2)

6. Те, кто видел его могилу в
Александро-Невской Лавре, в Санкт-Петербурге,
невольно останавливались, не в силах сдержать
трепетного благоговения:

Вделанная в пол белая мраморная плита с
огромными медными буквами: «Здесь лежит
Суворов». И никаких объяснений — ни орденов, ни
титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ — и
у каждого русского сожмётся сердце. (1)

Классный руководитель:

Русский поэт Ю.Николаев написал прекрасное
стихотворение, в котором выразил все эти чувства.

Могила Суворова.


С годами сердце жаждет простоты,
Побольше дел, поменьше разговоров.
Вот я стою у каменной плиты
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».
Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.
Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.
Как много надо одержать побед,
Чтоб так звучали три негромких слова!
Когда хватают славу на лету,
Когда о титулах заводят споры,
Я вспоминаю серую плиту
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».


Заслуженная, истинная слава: (1)

Суворов велик и вечен, как и страна его
породившая, как и русский народ!

Суворову посвящают стихи, пишут песни. Давайте
прослушаем отрывок из героико-патриотического
полонеза «Гром победы раздавайся», который был
неофициальным русским национальным гимном конца
18-начала 19 столетия.

(Звучит героико-патриотический полонез «Гром
победы раздавайся», музыка О.А.Козловского,
слова Г.Р.Державина — приложение 3;

На экране слайд №11 «Генералиссимус
А.В.Суворов», приложение 2)

Классный руководитель.

«Мы русские, мы всё одолеем». Это слова
Суворова. Он страстно верил в силу России,
русского духа, характера. И эти слова великого
полководца вселяют уверенность, что что бы ни
случилось Россия выстоит и всё одолеет.

Как вы считаете, ребята, нужно ли сейчас
вспоминать о далёких победах русского оружия,
устанавливать дни воинской славы?

(ученики отвечают на вопрос, вместе с
учителем формулируют вывод, основываясь на том,
что они услышали и узнали сегодня)

Использованная литература.

1. Классные часы: 7 класс / Автор-составитель
А.В.Давыдова. — М.: ВАКО, 2008. — 256 с. — (Учебный год).

2. Краткая энциклопедия школьника: «Великие
полководцы» / Автор-составитель В.Авдеенко. —
ОАО «Молодая гвардия», 2001.

Суворов.

Сценарий композиции

Вед.1 Александр Васильевич Суворов. Великий русский полководец, нет на звёздном небосклоне российских военных побед более яркой звезды, чем гений военного искусства Ал-р Вас-ч Суворов.

Вед.2 А что мы помним о нём, великом сыне Отечества? Родился в семье генерал — аншефа Василия Ивановича Суворова в1730г. Назван Александром в честь русского полководца князя Александра Невского, умер в 1800г. 70-ти лет от роду, столько замечательных побед связано с этим именем.

Сув. Детство моё прошло в отцовском имении в деревне. Часто болел, рос слабым и хилым. Матушка Авдотья Федосьевна часто Бога молила о здоровье любимого сына.

С детских лет меня интересовало военное дело. Пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, я изучал артиллерию, фортификацию, военную историю. Кстати, батюшка являлся автором первого русского военного словаря.

Вед.1 Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями. И всю жизнь учился, учился, учился.

Сув. В 1742 году в 12 лет был зачислен мушкетёром в Семёновский лейб-гвардии полк, в котором в 1748 году начал действительную военную службу, постепенно повышаясь в звании.

Песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Вед.2 П.А. Румянцев граф, генерал-фельдмаршал. В Семилетней войне (1756-1763) с Пруссией и в первой русско-турецкой войне (1768-1774) прославился многочисленными победами при Ларге, Кагуле, Рябой могиле.

Румянцев. Суворов служил у меня в семилетнюю кампанию сначала в чине майора, потом полковника. Нанёс ряд поражений прусской армии в Польше. В первой русско- турецкой кампании мы встретились с ним снова. Храбрость. Нестандартное мышление, наступательная тактика — вот что всегда отличало сего доблестного командира.

Генерал Суворов, в Вас я вижу продолжателя славных побед русского воинства!

Барабанная дробь

Вед.1 В истории суворовских побед известен факт, ставший историческим анекдотом:

Посыльный Сув-ву: « Господин генерал – майор, вам бумага из штаба от генерал-аншефа Салтыкова, извольте получить!»

Сув. Так, приказано провести разведку боем у турецкой крепости Туртукай. Говорят, крепость –то неприступна! Но нет такой крепости, которую не мог бы взять русский солдат! Барабанная дробь.

Вед.2 И крепость была взята! Взята с минимальными потерями, при штурме погибло около 2оо русских солдат против полутора тысяч турок!

Генерал-аншеф Салтыков, читая донесение. Что показала разведка?.. Что за чёрт, прости Господи, какие-то стишки! Слава Богу, Слава Вам, Туртукай взят и я там! Да как он смел, ослушаться приказа, да я его под суд! Немедленно доложить матушке императрице!

Екатерина Салтыкову. Слышала я, что ты, друг мой, не осмелился штурмовать крепость, а теперь не доволен, что генерал Суворов взял Туртукай без твоего соизволения. Но победителей не судят! Наградить генерал-майора Суворова орденом Святого Георгия 2 степени.

Барабанная дробь

Вед.1. Но главные победы были впереди: разгром турок на реке Рымник и взятие крепости Очаков.

Вед.2. Неприступная крепость Измаил, война в Европе, итальянский поход, переход через ледяные вершины Альпийских гор, титулы князя и графа , чин генералиссимуса.

Суворов. Да, к концу жизни титул мой назывался Генералиссимус, князь Италийский, граф Александр Васильевич Суворов Рымникский . Но на надгробной плите в Александра Невской лавре высечено: «Здесь лежит Суворов».

Вед.1. А в чём главный секрет суворовских побед? Строгость, требовательность к себе, офицерам и постоянная забота о солдатах. Чудо-богатыри, так называл он русских воинов, и они его никогда не подводили.

Окончание.

Вед.2. Давно отгремели суворовские баталии. Но имя Суворова продолжает вдохновлять на подвиги русского солдата и сегодня. Главное, что оставил великий полководец, это его труд «Наука побеждать».

Суворов. Быстрота, глазомер, натиск!

Вед.1 Каждый воин понимай свой манёвр!

Вед.2 Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко!

Вед. 1 «Чудо – богатыри, неприятель от вас дрожит!» — говаривал своим солдатам Суворов.

Салтыков. Прошло более века. В 1918 году в красноармейские книжки в качестве памятки были включены основные положения «Науки побеждать».

Румянцев. Образ непобедимого Суворова вдохновлял советских воинов в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в дни Великой Отечественной войны.

Песня «Учил Суворов».

.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения боулинга
  • Сценарий про цветик семицветик
  • Сценарий про субкультуры
  • Сценарий проведения благотворительного концерта
  • Сценарий про царя ирода