Сценарий про таджикистан

Разработка выступления класса на школьном мероприятии "Фестиваль национальных культур". Цель мероприятия — познакомить учащихся с

05.12.2019

Фестиваль национальных культур (визитка класса «Республика Таджикистан») .

Варнакова Светлана Геннадьевна

Разработка выступления класса на школьном мероприятии «Фестиваль национальных культур». Цель мероприятия — познакомить учащихся с национальными культурными ценностями одного из народов , проживающих на территории Югры.

Оценить




1582

Содержимое разработки

Фестиваль национальных культур

Ход выступления 6 класса

1. Ассалом алейкум! Здравствуйте!

Россия — страна многонациональная.

Даже в нашем 6 «В» классе 17 учащихся – представители 5 разных национальностей.

И все мы живем единой семьей в дружбе и согласии.

Именно этой дружбе, этому единству нашей большой многонациональной семьи мы посвящаем нашу визитку.

Таджикистан – прекрасная страна! (Выходят выступающие в национальной одежде).

Таджикистан, прекрасен ты зимой,

Когда покрыт пушистым белым снегом,

Весной, когда цветут сады, холмы и даже небо!

И летом, в знойную жару, когда укрыться можно

Лишь в тени твоих деревьев, стоящих у брегов прохладных горных рек,

И осенью, когда базары ломятся от фруктов!

История Таджикистана. (Экскурсия по презентации).

Республика Таджикистан – само маленькое государство в Центральной Азии.

Население Таджикистана составляют таджики, говорящие на таджикском языке, около 15% населения – узбеки, менее 1% — русские.

Официальная религия – ислам. В сегодняшнем Таджикистане повсеместно отмечают религиозные праздники Курбан-Байрам и Ураза-Байрам.

Президент республики Таджикистан – Эмомоли Рахмон.

Государственный флаг Республики Таджикистан является символом … нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции…». Рабочих символизирует красный цвет, крестьян — зелёный, интеллигенцию — белый.


Столица республики — город Душанбе.

Государственный герб Таджикистана.

Государственный герб республики Таджикистан представляет собой изображение короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца. Солнце выходит из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венцом: справа состоит из колосьев пшеницы, слева – из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит трёхполосной лентой в цвет флага: зелёный – цвет долин, белый – хлопка и снежных горных вершин, красный – единения с другими народами. Внизу помещена книга на подставке.

Гимн был утверждён 7 сентября 1994 года, через три года после обретения независимости Таджикистаном после распада СССР.

— Сегодня Россия и Таджикистан остаются верными и надёжными друзьями.

2. Национальное блюдо

Таджики являются одним из самых древних народов в мире
Каждое утро таджика начинается с «Ассалому алейкум» (таджики приняли это у арабов в IХ веке), что в переводе означает «Мир Вашему дому». 

Национальное блюдо
Таджикская национальная кухня – одна из древнейших в мире. Кулинарное искусство таджиков формировалось в течение многих веков под влиянием богатой истории края.
Таджикистан удивляет гостей десятками видов различных блюд: мясных, молочных, мучных, овощных . Способы приготовления еды варьируются от региона к региону.

Самым главным блюдом таджикской национальной кухни является оши палов – плов. Отличительной особенностью таджикского плова является приготовление не из целого мяса, а из фарша. Этот плов готовится с виноградными голубцами.

О, плов, ну как же без тебя!
К котлу сбежалась вся родня,
Какой волшебный аромат,
А брось-ка на фактуру взгляд:
Рисинки, словно жемчуга,
Баранинка сочна, нежна.
А ну-ка, налетай скорей,
Потом зеленый чай попей.
Чтоб снилось много вкусных снов,
Почаще ешь таджикский плов!

3 творческий номер – танец.

4. Знаменитые люди Таджикистана

Таджики – древнейший и мудрый народ, который подарил человечеству великих поэтов и мыслителей: Рудаки, Фирдоуси, Саади, Авиценна. Они обращаются и к нам…

Блажен, кто может на земном пути

Сокровища познаний припасти. (Саади)

Дела переносит назавтра неумно,

Что завтра может быть, нам ведать не дано! (Фирдоуси)

Безделье и праздность не только рождают невежество,

Они в то же время являются причиной болезни. (Авиценна)

Ашур Хайдаров (14 июля 1916 — 21 мая 1998) — советский таджикский живописец.Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР, народный художник Республики Таджикистан, Член Союза художников СССР. Произведения живописца находятся в Музеях изобразительных искусств городов Омска, Горького, Воронежа, в Художественных музеях Самарканда, в Национальном музее им. К. Бехзода, Душанбе. Они находятся в Дирекции Художественных выставок и панорам в Москве, Санкт-Петербурге, Алматы, а также в частных коллекциях.

Минхо́дж Гулямович Гулямов (тадж. Минходж Гулямович Гулямов; 3 сентября 1929 года — 6 мая 1996 года) — советский и таджикский научный и государственный деятель.советский и таджикский научный и государственный деятель. Являлся главным психиатром Министерства здравоохранения Таджикистана. Он является автором Закона РТ о психиатрической помощи.

Амонов Раджаб

Главный научный сотрудник Института языка и литературы им А. Рудаки АН Республики Таджикистан, литературовед, фольклорист, этнограф, Заслуженный деятель науки Таджикской ССР

Садридди́н Айни́ (Садриддин Айнӣ, настоящее имя Садридди́н Саи́д-Муродзо́да; 1878—1954) — таджикский советский писатель, общественный деятель и учёный, автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии. Основоположник таджикской советской литературы и один из зачинателей узбекской советской литературы.

В память о своём дедушке его с собой в космос взял известный космонавт Солиджон Шарипов, который ровно 20 лет назад совершил свой первый полет в космос, тем самым став первым космонавтом Средней Азии. Взяв с собой государственный символ РеспубликиТаджикистан, прославленный космонавт подтвердил факт, что он имеет таджикские корни. 

Серебряный призер Таджикистана Дильшод Назаров празднует победу на турнире по легкой атлетике в рамках Азиатских игр 2018.Заслуженный мастер спорта Республики Таджикистан. Молотобоец Дильшод Назаров – легкоатлет №1 не только в Таджикистане. Спортсмен занимает лидирующие позиции в Азии и мире.

Зебо Мухиддиновна Амин-заде советская таджикская актриса, танцовщица, балетмейстер, хореограф, педагог. руководитель танцевального ансамбля «Зебо» ведёт работу по возрождению танцевального ансамбля «Зебо»

Ато Мухамеджанов (2 сентября 1940, Душанбе — 9 сентября 2002) — советский и таджикский актёр театра и кино. Народный артист Таджикской ССР. Главную роль исполнил в кинофильме «ВСТРЕЧА У ВЫСОКИХ СНЕГОВ» (1981)

5. Национальные традиции

Таджики являются одним из самых древних народов в мире
Каждое утро таджика начинается с «Ассалому алейкум» (таджики приняли это у арабов в IХ веке), что в переводе означает «Мир Вашему дому». 

Национальное блюдо
Таджикская национальная кухня – одна из древнейших в мире. Кулинарное искусство таджиков формировалось в течение многих веков под влиянием богатой истории края.
Таджикистан удивляет гостей десятками видов различных блюд: мясных, молочных, мучных, овощных . Способы приготовления еды варьируются от региона к региону.

В систему народных обычаев и обрядов включаются также различные праздники и свадьбы. Древнейшим и широко распространенным народным праздником считается Навруз (Новый год), отмечающийся 21-22 марта. Он знаменует новый год и начало сельскохозяйственных работ. В некоторых районах Таджикистана распространен праздник “сайри гули лола” (“праздник тюльпана”). В дни праздника в духе народных традиций устраиваются конные скачки, козлодрание, борьба силачей, молодежь приводит в порядок окрестности школ, учебных заведений, сажает цветы и деревья.

Сайри лола – праздник тюльпанов
Сайри лола – национальный таджикский праздник тюльпанов, отмечаемый летом.Это время цветения тюльпанов.В Таджикистане Сайри-лола отмечают после сбора первого урожая. В горах в это время цветут тюльпаны.

Национальный костюм

Таджикский народ свято чтит традиции, хранит и передаёт из поколения в поколение. Они передаются и в одежде, и в еде, и в быту.

Мужчины и сегодня ходят в хлопчатобумажных куртах и эзорах: широких рубахах навыпуск и брюках-шароварах. Прямо поверх рубахи надевают чапан – халат, распашной, прямого кроя, их полосатой или цветной хлопчатобумажной ткани. На голове всегда тюбетейка.

Женщины ходят в цветных широких вышитых платьях со штанами, которые затягивают у щиколоток красивой тесьмой. На голове обязательно платок или тюбетейка, а многие девушки по-прежнему заплетают по сорок косичек.

Заключение

В соседстве жизнь ведём сто лет,

В дни песен, праздников и бед.

Россия и Таджикистан,

Пусть будет крепким мост двух стран!

Ҷаҳон хона шумо!

Мир вашему дому!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/385918-festival-nacionalnyh-kultur-vizitka-klassa-re

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Тема: Фестиваль народов мира. Таджикистан.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
 Михайлова Катя: 
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним ­ тайга по нраву,
Другим ­ степной простор.
Стеблин Коля:
Я преклоняюсь пред Тобою,
любимый мой Таджикистан.
Твоих сынов и дочерей,
нас приютило много стран.
Михайлова Катя:
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один — Черкесску носит,
Другой надел халат.
Стеблин Коля:
Таджикистан ­ самобытный край поразительнейших природных контрастов, 93% всей его 
территории, занимают горы, считающиеся самыми красивыми в Центральной Азии.
У страны великое историческое наследие, самобытная культура, выгодное географическое 
расположение, многообразие природных ландшафтов и рекреационных зон, интереснейшая 
флора и фауна.
Михайлова Катя: 
 Флаг страны является символом государственной независимости, прочного союза 
рабочих, крестьян и интеллигенции, а так же дружбы и братства всех наций и народностей, 
населяющих Таджикистан.
Стеблин Коля: 
Официальной датой принятия государственного флага, считается ­ 25 ноября 1992 года. В центре белого поля флага изображен фрагмент государственного герба ­ стилизованная 
золотая корона, осененная полукругом из семи звезд.
Официальная версия описания флага гласит следующее: «Зеленая часть полотнища ­ 
это долины, их в стране очень мало, не более 7% территории. Остальную ее часть занимают
горы. Белая полоса олицетворяет цвет главного богатства государства ­ хлопка, а также 
цвет высокогорных льдов и снегов. Красная составляющая флага символизирует единение 
Таджикистана и братство с другими народами мира».
Михайлова Катя: 
Флаг страны является символом государственной независимости, прочного союза 
рабочих, крестьян и интеллигенции, а так же дружбы и братства всех наций и народностей, 
населяющих Таджикистан.
Официальной датой принятия государственного флага, считается ­ 25 ноября 1992 года.
Стеблин Коля: 
Герб республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной золотой 
короны, увенчанной полукругом из семи звезд в лучах восходящего из­за гор солнца. Это 
изображение помещено в центр венца, составленного из колосьев пшеницы ­ справа, и веток
поспевшего хлопчатника ­ слева. В самом верху венец перевит трехцветной лентой, на 
нижнем плане изображена книга на подставке.
В цветовом решении герб повторяет основные тона государственного флага страны: белый,
красный, зеленый и золотой.
Герб Таджикистана был официально принят в 1993 году, 28 декабря.
Михайлова Катя: 
Республика Таджикистан – государство в Средней Азии, граничащее на западе и 
северо­западе с Узбекистаном, на севере с Киргизией, на востоке с Китаем и 
Афганистаном на юге.
   
 Стеблин Коля: 
Душанбе — столица Республики Таджикистан, самый крупный и красивейший город 
страны, его политический, культурный, деловой и экономический центр. Город расположен
на высоте 800 м над уровнем моря в самом центре густонаселенной, плодородной 
Гиссарской долины, юга Таджикистана. Зеленым, прекрасным островом раскинулся он на 
территории в 124,6 км.кв.
Михайлова Катя: С севера на юг его пересекает река Варзоб (Душанбинка), а с востока на запад – 
Кафирниган, что несколько смягчает умеренный, резко континентальный климат региона.
Средняя температура зимы здесь + 1С, а лета + 28С. Максимальное количество осадков 
выпадает зимой и весной, в летний и осенний сезоны, дожди идут крайне редко.
Стеблин Коля: 
Численность населения города, по данным на 2010 год, составляет 706 тыс. 100 чел., что 
составляет примерно 9 % от всего населения республики. 
Этнический состав, в процентном отношении выглядит следующим образом: таджики ­83,4;
узбеки­9,1; русские­5,1; другие национальности ­ менее 3 процентов.
Достоверно известно, что история города начинается с кишлака, называвшегося Душанбе, 
самые ранние сведения о котором относятся к первой четверти XVII века. 
Михайлова Катя: 
Изначально это было небольшое поселение, возникшее на перекрестке торговых путей, 
известное тем, что по понедельникам здесь устраивался большой и шумный базар. 
Собственно и название Душанбе, в переводе с таджикского означает ­ «понедельник».
Государственный язык – таджикский (входящий в группу персидских языков), языками 
делового и межнационального общения являются русский и английский.
Стеблин Коля: 
 ­ Таджикистан ­ страна гор и цветущих долин.
В Таджикистане самый лучший хлопок. Собирать его не так просто. 
Хлопчатник коварен. Мягкий и пушистый, нежно­белый, он остается одной из самых 
трудоемких сельскохозяйственных культур. 
Михайлова Катя: 
Хлопковое растение живет двести дней и требует постоянного ухода: прополки, полива. 
Труднее всего приходится сборщикам, которые вышли на поля как раз сейчас, в сентябре. 
Выбирать хлопковый пух из коробочки нужно быстро, но осторожно, ведь ее сухие края 
режут руки как бритва.
    Стеблин Коля: 
 ­ Таджики сохранили многие древние традиции и обычаи своих предков. Все таджикские традиции и обычаи, складывавшиеся в течение долгих лет, являются 
очень важной и тонкой частью бытия этнического народа – таджиков. Поэтому в практике 
еще с рождения в подсознание маленького ребенка устанавливаются старинные обычаи в 
качестве основной программой жизни. 
Михайлова Катя: 
Стародавние ритуалы, суеверия, обряды, традиции и обычаи – все вместе сформировали 
восточный менталитет, свойственный Среднеазиатскому народу. В Таджикистане живут 
народы около 20 наций – закоренелые узбеки, таджики, киргизы, осетины, татары, русские 
(основном в городах страны), украинцы и другие представители разной национальности. 
    Стеблин Коля: 
Все эти народы считаются равноправными гражданами республики Таджикистан, поэтому 
каждый человек имеет право исповедовать те религию и традиции, которые достались им 
от своих предков. Таджики – это потомки древнеиндийских и древнеперсидских племен и 
соответственно множества манеры и жизненный склад таджикского человека – 
таджика/таджички характерны к родному ему/ей восточноазиатскому менталитету. 
Таджикская свадьба – национально­общественная традиция у таджиков.
Михайлова Катя: 
В Таджикистане широко празднуются религиозные праздники и национальные праздники, 
связанные с независимостью государства, в том числе и сезонные праздники. Таджикский 
народ больше всего любит праздник мусульманин – Курбан­хайит, в котором люди 
становятся благодушными и добрыми. 
Стеблин Коля: 
В этот день таджики традиционно свершают обряды жертвоприношения, мало 
имущественным семьям оказывают материальная помощь, детей­сирот одевают­обувают, 
посещают больных и так далее. В этот день в каждом доме стол стоит накрытым, чтобы 
достойно встречать гостей, хозяюшки готовят различные национальные выпечки и 
таджикские блюда. 
Михайлова Катя: 
Молодые девушки ходят по домам новых невест, у которых недавно была свадьба. Невесты
угашают своих гостей разнообразными сладостями и демонстрируют свои приданные. 
Стеблин Коля: Еще одним национальным таджикским праздником народа является Навруз – новый день – 
равноденствия. Это один из любимых весенних праздников девушек таджичек. В этом 
празднике девушки специально сшивают себе платья из национальных таджикских тканей, 
таких как атлас, адрас, парча и др. А также существует традиция «Праздник тюльпанов», 
который не менее любят таджикские красавицы.
Михайлова Катя: 
Как видим , в Таджикистане умеют не только работать, но и отдыхать. Для праздников 
готовят свои любимые блюда из мяса и пекут вкусные лепёшки и лаваши. 
Стеблин Коля: 
Национальная кухня Таджикистана, хотя и имеет схожесть с кухнями народов Средней и 
Центральной Азии, но специфические особенности и местные технологии приготовления 
блюд, делают её неповторимой и узнаваемой. Таджики гордятся своей национальной 
кухней и считают её одной из исторических ценностей своей нации. 
Михайлова Катя: 
Большое влияние на формирование этой кухни, оказала богатая многовековая история 
Таджикистана. На протяжении столетий, население вело полукочевой образ жизни, что 
предопределило обилие мясных и мучных блюд на таджикском столе. 
Стеблин Коля: 
Основу национальной кухни Таджикистана составляют мясные блюда. Наибольшее 
предпочтение отдаётся баранине, конине и козлятине. Свинину, как и во многих 
мусульманских странах, здесь не едят вообще.
Михайлова Катя: 
Весьма преуспели таджикские хозяйки, в приготовлении мучных блюд. Главное — это 
лепёшки из дрожжевого или пресного теста, которые считаются традиционным хлебом. К 
хлебу особенное и бережное отношение — его не принято класть на стол нижней стороной 
вверх, нельзя бросать, ронять, хлеб не режут ножом, а очень осторожно ломают на кусочки.
Стеблин Коля: 
В национальной кухне Таджикистана не принято завершать трапезу десертом. Сладости 
там едят до еды, после еды, иногда даже, во время приёма пищи.
Таджикистан славится своим восточным гостеприимством. Таджики считают, гость в доме 
– праздник. 
Ещё путешественники, прошлого века, писали «…В какой бы дом мы не заходили, там нам 
были рады и угощали чаем». Михайлова Катя: 
Самый излюбленный напиток таджиков — зелёный чай («чои кабуд»). Ни один приём 
гостей, или просто дружеская беседа, не обходятся без этого напитка. Разливают чай в 
пиалы и подают, обязательно, на подносе. Чайные традиции уже давно превратились в 
настоящий ритуал, даже обед начинается с чаепития. 
Стеблин Коля: 
Кстати, в Таджикистане, как и вообще в Средней Азии, не принято добавлять в чай сахар. 
Также, пьют  таджики и чёрный чай, но, в основном, в зимнее время. Ещё, один, интересный
напиток в кухне Таджикистана — «ширчой» (в горячую воду засыпают чёрный чай и 
добавляют молоко, затем доводят до кипения. В полученный напиток добавляют соль и 
сливочное масло).
    
 Михайлова Катя: 
Чай часто попивают в местной чайхане ­ чайхана. Чайхана это место, где люди всех 
возрастов могут собираться и обсуждать вопросы, которые важны в их жизни. 
 Как только человек насытился чаем он должен, перевернуть  пустую чашку (пияла)  вверх 
дном, перед собой, как признак того, что он больше не хочет  чая.
Катя и Коля вместе: Добро пожаловать в гостеприимный Таджикистан! 
 
Инсценировка  под песню (выходят все участники) 15 человек
Песня «Чайхана».

Сценарий праздничного фестиваля

« Мой народ — моя гордость»

Цели:

— ознакомление с богатой культурой, традициями и обычаями народов, проживающих на территории г. Новый Уренгой;

-создание условий для творческого общения и взаимообмена культурными ценностями, сохранение и развитие культурных традиций многонационального сообщества жителей г. Новый Уренгой;

-сохранение преемственности традиций народной художественной культуры;

-выявление и поддержка инициативных самодеятельных творческих личностей.

Оборудование:

Микшерский пульт

Ноутбук

Видео проектор

Экран

Микрофоны

Оформление:

Шары

Столы «В каждом блюде попробуйте ароматы культуры»

Стенд «Дерево толерантности»

Перед началом праздничного фестиваля звучит №1. «На холодном Ямале»,ролик

Ход мероприятия.

2. Звучит «Гимн РФ».

Ведущий:

— Добрый день! Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Но каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Нам посчастливилось жить на ямальской земле, работать и учиться в городе Новый Уренгой. Наш Межшкольный учебный комбинат «Эврика» распахнул двери для ребят всех национальностей.

В нашем мире наций много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.
Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса,
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.

— Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с национальными культурами ребят нашего учебного комбината «Эврика».

-Оценивать участников фестиваля мы пригласили компетентное жюри:

1.Председатель жюри- зам.директора по УВР- Тихонова Валентина Ивановна

2.Методист-Шулекина Наталья Викторовна

3.Зам. директора по УПР- Баисов Аскар Салимгереевич

4.

1)Ведущий: 

-Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья! Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры.

Пусть каждый помнит, что Россия – наш общий дом!

Россия! Русь! Страна моя родная,

Любовью  чистой  я с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая,

Тебе я низко поклонюсь.

Взрастила ты уж много поколений,

Народ свой дружный за собой вела,

Ты верила им сердцем без сомнений,

С людьми вершила добрые дела!

-Встречаем, коллектив представляющий русскую культуру.

2) Ведущий:

-Белорусская культура, язык сродни русскому и украинскому, все же имеет свои неповторимые особенности. Белоруссия славится своими необъятными полями. На ее территории проживает спокойный и дружелюбный народ. Песни у них певучие, сказки, похожие на русские.

Белоруссия — вот оно, счастье:
Гладь озёр, да небес высота.
В жаркий солнечный день и в ненастье
Мне по сердцу твоя красота!
Встанет солнышко утренней ранью,
Освещая возлюбленный край,
Так отрадно подальше, за гранью
Окунуться опять в этот рай!

Ах, Беловежская пуща!
Нет тебя краше и лучше!
Аист на крыше, озерный край,
Белоруссия – зажигай.

3) Ведущий:

Таджикистан – страна с древней культурой и традициями. Культура таджиков по-своему уникальна и требует приумножения и сохранения национальных ценностей. Таджики внесли значительный вклад в духовную сокровищницу цивилизации, дали миру выдающихся и замечательных ученых, философов, литераторов, поэтов и зодчих, труды которых стали неотъемлемой частью научного и культурного багажа, накопленного мировой цивилизацией.

Я приклоняюсь пред Тобою,
любимый мой Таджикистан.
Твоих сынов и дочерей,
нас приютило много стран.
Да мы покинули Тебя,
Ты строго нас не осуждай.
Не разлюбить нам никогда
наш дальний, милый, тёплый край.
Тот край любви, тепла и света,
растёт там хлопок на полях.
Арбуз и дыню вспоминаем
мы со слезинкой на глазах.
Любви и мысли нет границы,
Тебя всё также любим мы.
О скорой, неизбежной встрече
наполнены мои мечты.

-Поприветствуем коллектив, представляющий таджикскую культуру.

________________________________________________________________________________

Игра со зрителями.

Ведущий:
-Предлагаю поиграть в игру, повторяйте движения за мной:

Поднимите все ладошки,
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший —
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший —
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Всем народам,
Крикнем дружное: Ура!

4) Азербайджан – удивительная страна. Все в ней уникально – природа и культура, история и обычаи и традиции, архитектура и многое другое. Азербайджан часто называют «страной огней» (от «азер» — огонь). Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой.

Азербайджан страна огней
Страна игидов и друзей
Страна распахнутых дверей
Страна Бабека, Короглы,
Страна Новруза и весны
Твоих сынов весь мир узнал,
Твоих красавиц всяк искал,
Кто хоть раз народ твой повидал
Стремились все к твоей земле,
К необыкновенной чистоте.
Где звон ручей ласкает слух
Озер твоих бездонных звук,
Где с гор твоих поет, мугам
От сердца молодой чабан
Тебя старались покорить,
Твои тела они терзали.
Но дух твой тронуть не могли.
Пока игид с огнем в челе,
Пока с ребенком мать в руке,
Пока народ твой на земле
Твой дух держат они в себе
Жить будешь вечно ты
Азербайджан
Азербайджан!

-Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.

5)

Сколько есть  нардов у Кавказа –
Гордые ногайцы, осетины

Строгие чеченцы и кумыки

Отделить нельзя Вас от России.

Дагестан — уникальный многонациональный край. Даг- означает гора, стан— означает страна. Дагестан – страна гор, горная страна, гордая страна. И каждый дагестанец опишет его по-разному. Друг степей ногаец скажет вам, что Дагестан — это степные просторы Ногая, расположенные на севере республики у Прикаспийской низменности, а вот его сосед кумык расскажет про удивительный Сарыкум – самый высокий в Европе бархан с уникальной флорой и фауной.

Кумыки — один из коренных народов Республики Дагестан.

Дагестан — край древних гор,
Здесь обычаи крепки.
Наши предки с давних пор,
Ценят дружбу и клинки!

Для гостей открыты двери,
А врагам пощады нет.
Мы в друг друга свято верим
И как братья много лет.

Дагестан — земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть «Лезгинка» удалая,
Радость в жизни нам дает.

-Встречаем коллектив, представляющий кумыков.

Ногайцы — одна из малочисленных тюрко-язычных народностей. В настоящее время ногайцы проживают в основном на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики. Во всех торжественных событиях в жизни ногайцев звучат песни, устраиваются состязания исполнителей. Большинство ногайских инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся, имеются такие, как домбра.

-Встречаем коллектив, представляющий ногайскую культуру.

-Все коллективы выступили. Попросим жюри подвести итоги.

Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит планета вся».
Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы,
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды,
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь планета наша дорогая,
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!

— Много интересного мы узнали сегодня о быте, культуре, традициях тех национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории нашей малой родины бок о бок с нами. А еще говорят, что когда дружат дети – дружбе жить. Дружите, несмотря ни на что! Будьте толерантными к людям других национальностей! Дружите, побеждая межнациональную рознь и расовую нетерпимость. Ведь в дружбе бывают ситуации, когда кто-то должен первым сказать верное слово, сделать первый шаг.

— А сейчас мы попросим наше многоуважаемое жюри подвести итоги всех конкурсов и сообщить общие итоги Фестиваля!

Ведущий:

 Внимание друзья! Мы приглашаем на сцену в «Хоровод дружбы» участников Фестиваля в национальных костюмах. Выходят дети (украинец, белорус, русский, кумык)

(Звучит песня «Моя Россия — моя страна», участники выходят на сцену с шарами)

1: Наш след не померкнет на российской земле.

2: Мы — образ России в зеркальном стекле.

3: В ладу жили с русскими встарь,

4: Свидетельство – нравы, привычки, словарь.

1: Мы с русским народом сроднились давно,

Во всех испытаниях стоим заодно.

2: Такого родства временам не забыть –

Нас крепко связала истории нить!

3: На счастье — с народом любым наравне —

Имеем мы право в родимой стране!

Ведущий:

-Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья! Пусть каждый помнит, что … Россия – наш общий дом! 

ГБОУСОШ №451        

(Слайд 1)

Система мероприятий

Составила учитель начальных классов ГБОУСОШ №451

Скопина Елена Валерьевна 

Цель: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, национальный костюм;
  • познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России и  народов других стран (Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Украина)

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
  • прививать любовь к Родине, народу.

Оборудование: презентация, национальные костюмы для детей, подготовивших выступления (костюмы изготавливаются силами родителей).

Вступление (Слайд 2)

«Мир един, но удивительно многообразен. Мир прекрасен единством своего многообразия и многообразием своего единства. Так же должно быть состыковано и человеческое общество — творчеством и созиданием разных людей, народов и культур. Таковы и законы природы. Поиск смысла и сути мироздания в его многообразии должен помочь человеку, обществу найти в этом мире своё достойное место. Для этого важна свобода мысли, творчество людей и воплощение их созидательных идей. Народы, государства себя реализовывают, каждый сохраняя своё лицо…» (Рамазан Абдулатипов) [1].

— Ребята, как вы думаете, сколько стран на нашей планете Земля? (Варианты ответов)

Всего на нашей планете 253 страны, из них 192 признаны ООН, 11 не общепризнанных, 47 особых территорий и 3 территории, не контролируемые центральным правительством, но не претендующие на полную независимость.

— А сколько национальностей проживают в этих странах? (Варианты ответов)

Национальность —  это принадлежность человека к какому – то определённому народу. По разным оценкам количество национальностей составляет от 192 до 4500 — 6000.

— Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие.

— Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 3). На каком материке мы с вами живём? (Евразия.) Сколько звёздочек вы видите? (Семь). Это  значит, мы познакомимся с семью разными народами из разных стран. В нашем классе учатся ребята из 6 стран, и сегодня мы начинаем наше воображаемое путешествие в каждую из них.

— В конце нашего путешествия вы получить задание по командам, которое должны будете выполнить. (Учащиеся предварительно разделены на семь команд. Разделить на  команды можно используя кружки семи цветов. Ребята берут кружок, не видя его цвета, те, у кого кружки одинакового цвета  – команда)

— Отправляемся в путь. Послушайте стихотворение «Необъятная страна» и скажите, какой стране его посвятил В.Степанов.

Стихотворение наизусть читает ученик(ца):

 Если долго-долго-долго

 В самолёте нам лететь,

 Если долго-долго-долго

 На Россию нам смотреть,

 То увидим мы тогда

 И леса, и города,

 Океанские просторы,

 Ленты рек, озёра, горы…

 Мы увидим даль без края,

 Тундру, где звенит весна,

 И поймём тогда, какая,

 Наша Родина большая,

 Необъятная страна.

— О какой стране стихотворение? (О России.) (Слайд 4)

— Почему вы так решили? (Ответы детей.)

— Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 5). Как вы считаете, большую территорию занимает Россия? (Да.)

— А вы знаете, что Россия занимает первое место в мире по территории и девятое место по количеству населения?

— Как называется главный город государства? (Столица.)

— Какой город является  столицей  России? (Москва.)

— Что такое государственные символы? (Варианты ответов.)

— Государственные символы – это установленные конституцией или специальным законом особые отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущие определенный идеологический смысл. К основным символам государства обычно относятся:  флаг, герб, гимн [17].

— Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 6)

— Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:

— белый цвет символизирует благородство и откровенность;

— синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;

 -красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь[2].

— Ученик(ца) рассказывает о гербе:

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Три короны олицетворяют суверенитет как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов федерации. Скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть и единое государство[2].

— А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный русский костюм. (Слайд 7).

 Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

— Ученик(ца) рассказывает об отличительных особенностях русского национального костюма:

Косоворо́тка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.

Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом.

В отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась «стан». Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, ворожбенными, свадебными и похоронными. Женские рубахи шили из домотканины — льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы — кони, птицы, древо Жизни, ланки, растительные узоры — соответствовали различным языческим божествам. Рубахи красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий.

Сарафан — народная русская женская одежда. Платье, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Пово́йник, повой, повоец (от повивать) — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора [19].

— Наш путь продолжается, а какая республика ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение «Есть на Земле одна страна», которое написал Расул Гамзатов.

 — Ученик(ца) наизусть читает стихотворение:

Мой Дагестан (отрывок)

Когда я, объездивший множество стран,

Усталый, с дороги домой воротился,

Склонясь надо мною, спросил Дагестан:

«Не край ли далекий тебе полюбился?»

На гору взошел я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

«Немало краев повидал я, но ты

По-прежнему самый любимый на свете.

Я, может, в любви тебе редко клянусь,

Не ново любить, но и клясться не ново,

Я молча люблю, потому что боюсь:

Поблекнет стократ повторенное слово. [14]

— О какой республике стихотворение? (О Республике Дагестан.) (Слайд 8)

— Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 9). Какую территорию занимает Дагестан? В состав какой страны входит? (Территория небольшая. Входит в состав России.)

Какой город является столицей Республики Дагестан? (Махачкала)

— Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 10)

— Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

Зелёный цвет флага олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли и одновременно выступает как традиционный цвет ислама (верующие дагестанцы — в большинстве мусульмане-сунниты). Голубой (синий) — цвет моря (восточную часть республики омывает Каспийское море), символизирует красоту и величие дагестанского народа. Красный означает демократию, просветительскую силу человеческого разума в процессе созидания жизни, мужество и храбрость населения Страны гор (Дагестана)[8].

— Ученик(ца) рассказывает о гербе:

Герб Республики Дагестан представляет собой круглый геральдический щит белого цвета, в центральной части которого изображен золотой орёл. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше — рукопожатие, с обеих сторон которых проходит геральдическая лента с надписью белыми буквами «Республика Дагестан». В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней  —  двумя орнаментальными кантами: слева — синим, справа — красным.

Герб Дагестана отражает политическое, историко-культурное единство более 30 родственных этносов, сформировавшихся на относительно небольшой территории на Северном Кавказе.

Орёл в международной символике означает власть, верховенство, государственную прозорливость. У народов Дагестана он один из наиболее почитаемых представителей мира животных, олицетворение независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости и стойкости, выносливости. Он символ лучших черт национального характера Дагестанцев — национальной гордости, открытости, миролюбия, гостеприимства. Эту же идею выражает и усиливает рукопожатие. Оно как бы передает тепло, говорит о поддержке, добром приветствии «Ассаламу Алейкум». В таком контексте орел одновременно символ и государственной, и народной власти.

Солнце в гербе республики олицетворяет жизнь, источник жизни, жизненную силу, свет, богатство, плодородие, изобилие. В целом солнце выражает идею жизнеутверждения и процветания Дагестана. Золотой цвет в гербе подчеркивает власть, государственность[8]

— А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный  кумыкский костюм. (Слайд 11) Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

— Ученик рассказывает об отличительных особенностях кумыкского национального костюма:

Мужчины носили тонкие туникообразные рубахи, штаны, черкесску, бешмет и овчинные шубы, а женщины — платья, кожаные башмаки, галоши и носки, причём одежда украшалась серебряными пряжками, пуговицами, поясом. Платья «полша», состоящее из нижнего платья из тонкого однотонного шелка и верхнего платья из плотной ткани с вышивкой, вышитые платки из тонкой шерсти и шелковые платки — «гульмельды» с характерным рисунком. Для женщин-кумычек характерно платье — так называемый кабалай. Оно состоит из двух частей: верхнее платье имеет длинные крылья-рукава, другое платье надевается снизу. Для кумычек характерен головной убор — тастар, плетеный из одной нити. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями.

Мужчины обязательно надевали папаху. На Кавказе папаха- это честь и достоинство мужчины, и сбить папаху, снять папаху считалось большим оскорблением. Вот подарить папаху — означало побрататься [23].

— Давайте послушаем стихотворение на кумыкском языке.

Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется песня на кумыкском языке или национальный танец)

— Наш путь продолжается, а какая страна ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение «Есть на Земле одна страна», которое написал Джабир Новруз.

— Ученик(ца) наизусть читает стихотворение:

Есть на земле одна страна.

Луга ее ярки и высоки стога.

И горы ее горды в вышине.

И ветры ее в сердце дуют мне.

Страда ее высокая слышна

В ашугском сказе, в песне чабана.

Здесь верностью и правдою навек

Свободный утверждался человек.

Ее ветра, бураны, жгучий зной,

Ее снега витают надо мной.

И честь, и память у нее в крови,

Возвышенной во гневе и любви,

Вы только приглядитесь к ней, как я,

Коснитесь ее мудрого огня –

Он вам сумеет душу осветить.

Она в объятьях может мир вместит.

Есть на земле одна страна.

Всегда

Поможет тем, к кому пришла беда.

Она не прячет от беды глаза,

Слеза другой страны –

Ее слеза.

Она гнездо моей мечты.

И свет

Моей любви на много-много лет.

Есть на земле одна страна.

Она

Художником великим рождена –

Природою, праматерью своей,

И творчеством достойных сыновней. [13]

— О какой стране стихотворение? (Об Азербайджане.) (Слайд 12)

— Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 13) Какую территорию занимает Азербайджан? (По размеру занимаемой территории находится на 111 месте.)

Какой город является столицей Азербайджана? (Баку)

— Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 14)

— Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

Флаг представляет собой трёхцветное полотнище (триколор). Полосы (голубого, красного и зелёного цветов) расположены горизонтально. В центре флага на красной полосе размещены восьмиконечная звезда и полумесяц. Оба изображения белого цвета. Под голубым цветом подразумевается тюркизм, красный цвет отражает курс на модернизацию общества и развитие демократии, а зеленый цвет указывает на принадлежность к исламской вере.

Первый Председатель Национального Совета Азербайджана Мамед Амин Расулзаде также отмечал, что трёхцветное знамя означает тюркскую свободу, исламскую культуру и современность. А автор музыки гимна Азербайджанской Республики Узеир Гаджибеков писал, что значение флага обуславливается синим цветом — цветом тюркизма, зелёным цветом — цветом исламизма и красным цветом — цветом прогресса и культуры

Полумесяц на флаге символизировал ислам, а восьмиконечная звезда, по Фатали хану Хойскому, указывает на 8 букв названия «Азербайджан» (арабским алфавитом). Считается также, что восьмиконечная звезда символизировала восемь ветвей тюркоязычных народов, включая азербайджанцев, оттоман (турков), джагатаев (туркмен), татар, кыпчаков, сельджуков и туркоманов. Некоторые исследователи отмечают, что под кыпчаками в то время подразумевались казахи и киргизы, также отмечается, что классификация тюркских народов в годы АДР отличалась от современной.  По другим данным восьмиконечная звезда может означать 8 традиционных народов, проживающих в Азербайджане.  

 (Азербайджанские тюрки — или просто «тюрки» до 1936 года официальное название народа, составляющего основное население Азербайджанской Республики и Северного Ирана, и ныне известного также под названием «азербайджанцы») [6].

— Ученик(ца) рассказывает о гербе:

В центре герба изображены языки пламени, которые символизируют «Страну Огней». Символ огня также интерпретируется как арабское слово «Аллах». Цвета, использованные на гербе, являются цветами национального флага Азербайджанской Республики. Восьмиконечная звезда символизирует восемь ветвей тюркского народа. Снизу расположен венок из колосьев пшеницы и ветвей дуба. Венок из колосьев символизирует богатство, плодородие. Ветви дуба символизируют древность страны. Щит на гербе означает защиту [6].

— А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный азербайджанский костюм. (Слайд 15)  Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

— Ученик рассказывает об отличительных особенностях азербайджанского национального костюма:

Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь, сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора. Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин.

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «чарых».

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало — «чадру» и лицевую занавеску — «рубенд», которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

Головной убор —  шапочки разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков [18].

— Давайте послушаем стихотворение на азербайджанском языке.

Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется песня на азербайджанском языке или национальный танец)

— Наш путь продолжается, а какая страна ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение

— Ученик наизусть читает стихотворение

 Я сам не знаю, что со мной творится;

 Другой красы душа не понимает.

 И холм чужбины в зрении двоится,

 И Грузию мою напоминает.

 Ее свеча восходит солнцем малым

 Средь звезд и лун, при ветреной погоде.

 Есть похвала тому, что изумляет:

 О, как это на Грузию похоже.

 Природе только слово соразмерно,

 Смотрю, от обожания немею.

 И все, что в этом мире несравненно,

 Я сравниваю с Грузией моею! [10]

— О какой стране стихотворение? (О Грузии.) (Слайд 16)

— Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 17) Какую территорию занимает Грузия? (По размеру занимаемой территории находится на 118 месте в мире.)

— Какой город является столицей Грузии? (Тбилиси.)

— Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 18)

— Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

Современный флаг Грузии представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с пятью красными крестами, одним центральным Георгиевским и четырьмя равносторонними Болнисско — Кацхскими крестами в четырёх квадрантах. Изображённые на государственном флаге Грузии один прямоугольный крест и по углам четыре малых креста на серебряном (белом) фоне являются общехристианским символом, олицетворяющим Иисуса Христа-Спасителя и четырёх евангелистов. Серебряный (белый) цвет в геральдике указывает на невинность, непорочность, чистоту, мудрость, а красный —  мужество, отвагу, справедливость и любовь [4].

— Ученик(ца) рассказывает о гербе:

Щит красного цвета с изображением серебряной фигуры покровителя Грузии — Святого Георгия на коне, поражающего копьём дракона. Щит увенчан золотой короной, держат его два золотых льва. Под щитом находится лента с девизом «Сила в единстве». Частично герб основан на средневековом гербе грузинского королевского дома Багратиони [4].

— А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный украинский костюм (Слайд 19). Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

— Ученик рассказывает об отличительных особенностях грузинского национального костюма:

В XIX — XX веках в Грузии национальный костюм имел еще широкое распространение. Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахалохи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи опоясывалось узким ремнем с серебряной чеканкой. Обувью служили туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги с острыми носами, на эластичной основе. Крестьяне носили лапти из сыромятной кожи — каламани и голенища из грубой домотканной шерсти

Не менее своеобразна была и грузинский женский костюм. Стянутое в талии платье — картули, каба с длинной широкой юбкой, закрывающей ноги до ступни, туфли на каблуках без задника, с загнутыми вверх носами. Головной убор состоял из мчака — треугольной белой тюлевой вуали, копи — тонкого валика из шелка и ваты и чихта — обшитого бархатом картонного ободка. Сверху накидывали гладкую, обычно темную, со скромным узором косынку — багдади. Мчаки и багдады закреплялись на ободке, ниспадая на плечи и спину; впереди из-под мчаки выпускались букли волос [20].

— Давайте послушаем стихотворение на грузинском языке.

Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется  песня на грузинском языке или национальный танец)

— Наш путь продолжается, а какая страна ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение, которое написал Онегин Гаджикасимов.

— Ученик(ца) наизусть читает стихотворение:

Я приклоняюсь пред Тобою,

Любимый мой Таджикистан!

Твоих сынов и  дочерей,

Нас приютило много стран.

Да мы покинули Тебя,

Ты строго нас не осуждай.

Не разлюбить нам никогда

Наш дальний, милый, тёплый Край!

Тот край любви, тепла и света,

Растёт там хлопок на полях.

Арбуз и дыню вспоминаем

Мы со слезинкой на глазах.

Любви и мысли нет границы,

Тебя всё также любим мы.

О скорой, неизбежной встрече

Наполнены мои мечты. [12]

— О какой стране стихотворение? (О Таджикистане.) (Слайд 20)

Какой город является столицей Таджикистана? (Душанбе.)

— Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 21) Какую территорию занимает Таджикистан? (По размеру занимаемой территории находится на 93 месте  в мире.)

— Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 22)

— Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

красный — свобода и независимость;

белый — мир и спокойствие;

зеленый — благоустроенность и процветание.

Корона с полукругом из семи звёзд символизирует государственный суверенитет и независимость Республики Таджикистан. В настоящее время семь звёзд обозначают семь историко-культурных областей современного Таджикистана [7].

— Ученик(ца) рассказывает о гербе:

Герб представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венком, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венок перевит трехполосной лентой, в нижнем секторе помещена книга на подставке [7].

— А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный таджикский костюм. (Слайд 23) Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

— Ученик рассказывает об отличительных особенностях таджикского национального костюма:

Традиционная одежда таджиков имеет свои особенности в каждом из регионов, отличаясь по цвету, вышитыми узорами, фасоном. Но общие признаки у национального костюма все же общие. У мужчин – рубаха туникообразного покроя, широкие штаны, стеганый халат, пояс-платок, тюбетейка или чалма, кожаные сапоги, галоши с заострённым носом (которые чаще всего одевают поверх сапог). У женщин – туникообразного покроя платье, широкие шаровары. На голове — платок или тюбетейка. Современные сельчане до сих пор придерживаются национального стиля в одежде.

 Тюбетейки и платки девушки и женщины надевают в основном на праздники (свадьбы, дни рождения). Национальные украшения, в основном, из серебра. Очень массивные, кованные, чеканные: ожерелья, подвески, серьги и кольца [24].

— Давайте послушаем стихотворение на таджикском языке.

Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется песня на таджикском языке или национальный танец)

— Наш путь продолжается, а какая страна ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение Хамиджана Икрамова.

— Ученик(ца) наизусть читает стихотворение:

О мой Родной Узбекистан!

Полей бескрайних караван,

Ты самый солнечный, красивый.

Гостеприимный край, любимый.

Твои цветущие поля и вдоль дороги тополя.

Сады, леса, гор снежных башни,

Которых нет на свете краше.

Всё говорит о красоте, земли великой доброте. [11]

— О какой стране стихотворение? (Об Узбекистане.) (Слайд 24)

— Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 25) Какую территорию занимает Узбекистан? (По размеру занимаемой территории находится на 56 месте в мире.)

Какой город является столицей Узбекистана? (Ташкент.)

— Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 26)

— Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

Небесно-голубой цвет на флаге — символ голубого неба и чистой воды. Лазурный цвет почитаем на Востоке, его избрал когда-то для своего флага и великий Амир Темур. Белый цвет — символ мира и чистоты. Молодое независимое государство должно преодолеть на своем пути высокие перевалы. Белый цвет на флаге означает доброе пожелание, чтобы путь был чист и светел. Зеленый цвет — олицетворение благодатной природы. В настоящее время во всем мире ширится движение по охране окружающей среды, символом которого тоже является зеленый цвет. Красные полосы — это жизненные силы, пульсирующие в каждом живом существе, символ жизни. Полумесяц соответствует многовековой традиции народа Узбекистана. Полумесяц и звезды — символ безоблачного неба мира. На флаге Узбекистана 12 звезд. Число 12 означает 12 звёздных месяцев, так же иногда считают, что число 12 символизирует знак совершенства(для мусульманского мира это важное число, к примеру 12 лет мальчики становятся мужчинами) и 12 областей. Данное утверждение не совсем верно, официально считается что 12 звёзд — 12 звёздных месяцев. Государственный флаг- это символ прошлого, настоящего и будущего [5].

— Ученик(ца) рассказывает о гербе:

В верхней части герба находится восьмигранник, символизирующий утверждение республики, внутри — полумесяц со звездой.

Изображение солнца символизирует свет, озаряющий путь узбекского государства, а также подчеркивает уникальные природно-климатические условия республики.

Две реки, изображенные под птицей — это Амударья и Сырдарья, которые протекают на территории Узбекистана.

Колосья являются символом хлеба, стебли с раскрытыми коробочками хлопка характеризуют главное богатство Узбекистана. Вместе, колосья и коробочки хлопка перевитые лентой Государственного флага, символизируют консолидацию народов, проживающих в республике.

В центре герба изображена Хумон (птица счастья в Узбекистане) с простертыми крыльями — в узбекской мифологии символ счастья и свободолюбия. Узбекский поэт Алишер Навои характеризовал птицу Хумо как самое доброе из всех живых существ [5].

— А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный узбекский костюм. (Слайд 27) Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

— Ученик рассказывает об отличительных особенностях узбекского национального костюма:

Узбекский национальный костюм, созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей.

 Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.

Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Ее шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

 Чалма — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Тюбетейка — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». 

Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или паранджи, тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.

Голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В позапрошлом столетии женщины надевали платок с выходом для лица, на лоб повязывали небольшой платок — пешона румол. Главной женской обувью были туфли, без задников [21].

— Давайте послушаем стихотворение на узбекском языке.

Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется песня на узбекском языке или национальный танец)

— Наш путь продолжается, а какая страна ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение

поэта Геннадия Малыша.

— Ученик(ца) наизусть читает стихотворение «Украина»:

О, как прекрасна УКРАИНА!

Ее таврийские поля,

Ее луга, леса, пригорки

И благодатная земля.

Нет неба чище в белом свете

И в родниках воды вкусней,

Я неземной поклон отвешу,

Любимой Родине своей.

Я босиком пройдусь по полю,

И полной грудью там вдохну!

Горжусь я тем, что украинец,

Я счастлив тем, что здесь живу.

Здесь цвет акации закружит,

Пьянит здесь песня соловья,

И хлебом пахнет в каждом доме,

Родился здесь и вырос я.

Я ни за что не променяю,

Ее вовек мне не предать.

Святому слову УКРАИНА,

Созвучно только слово МАТЬ. [9]

— О какой стране стихотворение? (Об Украине.) (Слайд 28)

— Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 29) Какую территорию занимает Украина? (По размеру занимаемой территории находится на 44 месте в мире.)

Какой город является столицей Украины? (Киев.).

— Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 30)

— Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

Прямоугольное полотнище из двух равновеликих горизонтальных полос: верхней — синего и нижней — жёлтого цвета, жёлтый цвет символизирует пшеничные поля, а синий — ясное небо над ними. [3].

— Ученик(ца) рассказывает о гербе:

Малый герб государства — золотой тризуб на синем фоне. Тризуб во времена Киевской Руси являлся государственной эмблемой и родовой печатью князей Рюриковичей. Малый герб является основной частью так и не принятого большого герба: на нём изображен синий щит с жёлтым тризубом [3].

— А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный украинский костюм. (Слайд 31) Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

— Ученик рассказывает об отличительных особенностях украинского национального костюма:

Костюм девушки. Поверх широкой белой полотняной рубашки, расшитой на груди, рукавах, повороту и подолу национальной вышивкой, девушки надевают поневу из плотной шерсти в широкую клетку и расшитый фартук, голову украшают венком с длинными лентами. На груди танцовщиц несколько ниток разноцветных бус. На ногах — высокие сапожки на среднем каблуке, желательно.

Костюм юноши. Белая полотняная рубашка, расшитая на груди, рукавах и по вороту украинскими узорами. Очень широкие шаровары ярко-красного или синего цвета подпоясываются широким длинным кушаком. На ноги надеваются черные сапоги.

Мужские головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме — это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна.

В числе последних — высокая барашковая шапка (кучма), зимняя шапка с удлиненными наушниками (треух, малахай), шляпа из войлока и соломы (бриль).

Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих — они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы [22].

— Давайте послушаем стихотворение на украинском языке.

Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется песня на украинском языке или национальный танец)

— Сегодня мы с вами познакомились с теми странами, откуда приехали ваши одноклассники. Каждый из вас узнал что-то новое. Но самое главное, что мы с вами должны понять: как прекрасно, что мы все разные. Это делает нашу жизнь интересней!

— Мы должны помнить, что Россия  является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов. Кроме того у нас живут, работают и учатся представители других стран. Не смотря на разные национальности  и религиозную принадлежность,  мы живём в одной стране  и отношения между её жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего. Подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении стоит кое-что подкорректировать.

— В заключении послушайте стихотворение, которое написала Фаина Гаджиева. (Слайд 32):

Много наций на Свете,

У них свой обычай, язык.

Но счастья хотят, поверьте,

И маленький, и старик!

Всем хочется мирного неба,

В любви и согласии жить!

Чтоб было достаточно хлеба,

Детишек своих растить!

Давайте дружить, народы!

Ведь мы пред Всевышним равны!

Все люди хотят свободы,

Нельзя допустить войны! [15].

Источники:

1. Интерент —  ресурс. ….России в Республике Таджикистан, Посольство РФ в РТ | Стихи о России…Межрегиональное сотрудничество. Межпарламентские связи России и Таджикистана. … Стихи о России и Таджикистане.

rusemb.tj›ru/index/index/pageId/101/

2. Интернет —  ресурс. Википедия. Россия.

3. Интернет – ресурс. Википедия. Украина.

4.  Интернет – ресурс. Википедия. Грузия.

5.  Интернет – ресурс. Википедия. Узбекистан.

6.  Интернет – ресурс. Википедия. Азербайджан.

7.  Интернет – ресурс. Википедия. Таджикистан.

8.  Интернет – ресурс. Википедия. Дагестан.

9.Интернет – ресурс. Стихи про Украину поэта Геннадия Малыша… polza.su›stihi_pro_ukrainu.php

10. Интернет –  ресурс. Стихи о Грузии vse-o-gruzii.narod.ru›stihi_o_Gruzii.html

11. Интернет – ресурс. Детская библиотека, Стихи об Узбекистане … Прославлю тебя — УЗБЕКИСТАН ! kitob.uz›ru/view_data.php?id=1221

12. Интернет – ресурс. ТАДЖИКИСТАН — Дом стихов дом стихов. … Таджикистан – ярчайшая строка. У офицера в личном деле. domstihov.ru›Произведения›stihi-o-voine…

13. Интернет – ресурс. Стихи об Азербайджане и Баку. Джабир Новруз ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ ОДНА СТРАНА. Струится ль первый луч в мое окно, Звенит ли дождь, восходит ли зерно, Звучит ли стих… az-love.com›viewtopic.php?id=73

14. Интернет – ресурс. «Мой Дагестан» — Расул Гамзатов И после, когда затихали бои, Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей Клялись молчаливые дети твои Стучащей киркой и косою … Ваши любимые стихи. Рассылка стихов. Стихи русских поэтов.

rupoem.ru›gamzatov/kogda-ya-obezdivshij.aspx

15. Интернет – ресурс. Стихи о Дагестане звучат в Ростове-на-Дону Но с особой теплотой была встречена Фаина Гаджиева, читавшая собственные стихи «Гордый Кавказ» и «Мой Дагестан». Фаина учится в 11 классе…

dagpred-161.ru›index.php?option=com_jevents…month…Махачкала

16.  Интернет – ресурс.  Википедия. Русский национальный костюм.

17. Интернет – ресурс.. Википедия. Символы государства СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА — то же, что и атрибуты государства. Дают представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживается. dic.academic.ru›Символы государства

18. Интернет — ресурс. Википедия. Азербайджанский национальный костюм.

19. Интернет — ресурс. Википедия. Русский национальный костюм.

20. Интернет – ресурс.  Википедия. Грузинский национальный костюм.

21. Интернет — ресурс. Википедия. Узбекский национальный костюм.

22. Интернет — ресурс. Википедия. Украинский национальный костюм.

23. Интернет — ресурс.  Национальный костюм Дагестана | Вестник Кавказа Потом кумыки, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы. И у всех этих народов мужской национальный костюм схож с одеяниями других народов Кавказа — Осетии… vestikavkaza.ru›Статьи›26927.html

24. Интернет — ресурс.  Таджикистан – Одежда Но общие признаки у национального костюма все же общие. … Во многих областях Таджикистана встречаются легкие‚ полусферические тюбетейки – арахчин‚ выполненные… advantour.com›rus/tajikistan/traditions

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про чечню
  • Сценарий проведения вечера осенний бал
  • Сценарий про табакокурение
  • Сценарий про честность
  • Сценарий про суд