Сценарий про таджиков

Разработка выступления класса на школьном мероприятии "Фестиваль национальных культур". Цель мероприятия — познакомить учащихся с

05.12.2019

Фестиваль национальных культур (визитка класса «Республика Таджикистан») .

Варнакова Светлана Геннадьевна

Разработка выступления класса на школьном мероприятии «Фестиваль национальных культур». Цель мероприятия — познакомить учащихся с национальными культурными ценностями одного из народов , проживающих на территории Югры.

Оценить




1583

Содержимое разработки

Фестиваль национальных культур

Ход выступления 6 класса

1. Ассалом алейкум! Здравствуйте!

Россия — страна многонациональная.

Даже в нашем 6 «В» классе 17 учащихся – представители 5 разных национальностей.

И все мы живем единой семьей в дружбе и согласии.

Именно этой дружбе, этому единству нашей большой многонациональной семьи мы посвящаем нашу визитку.

Таджикистан – прекрасная страна! (Выходят выступающие в национальной одежде).

Таджикистан, прекрасен ты зимой,

Когда покрыт пушистым белым снегом,

Весной, когда цветут сады, холмы и даже небо!

И летом, в знойную жару, когда укрыться можно

Лишь в тени твоих деревьев, стоящих у брегов прохладных горных рек,

И осенью, когда базары ломятся от фруктов!

История Таджикистана. (Экскурсия по презентации).

Республика Таджикистан – само маленькое государство в Центральной Азии.

Население Таджикистана составляют таджики, говорящие на таджикском языке, около 15% населения – узбеки, менее 1% — русские.

Официальная религия – ислам. В сегодняшнем Таджикистане повсеместно отмечают религиозные праздники Курбан-Байрам и Ураза-Байрам.

Президент республики Таджикистан – Эмомоли Рахмон.

Государственный флаг Республики Таджикистан является символом … нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции…». Рабочих символизирует красный цвет, крестьян — зелёный, интеллигенцию — белый.


Столица республики — город Душанбе.

Государственный герб Таджикистана.

Государственный герб республики Таджикистан представляет собой изображение короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца. Солнце выходит из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венцом: справа состоит из колосьев пшеницы, слева – из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит трёхполосной лентой в цвет флага: зелёный – цвет долин, белый – хлопка и снежных горных вершин, красный – единения с другими народами. Внизу помещена книга на подставке.

Гимн был утверждён 7 сентября 1994 года, через три года после обретения независимости Таджикистаном после распада СССР.

— Сегодня Россия и Таджикистан остаются верными и надёжными друзьями.

2. Национальное блюдо

Таджики являются одним из самых древних народов в мире
Каждое утро таджика начинается с «Ассалому алейкум» (таджики приняли это у арабов в IХ веке), что в переводе означает «Мир Вашему дому». 

Национальное блюдо
Таджикская национальная кухня – одна из древнейших в мире. Кулинарное искусство таджиков формировалось в течение многих веков под влиянием богатой истории края.
Таджикистан удивляет гостей десятками видов различных блюд: мясных, молочных, мучных, овощных . Способы приготовления еды варьируются от региона к региону.

Самым главным блюдом таджикской национальной кухни является оши палов – плов. Отличительной особенностью таджикского плова является приготовление не из целого мяса, а из фарша. Этот плов готовится с виноградными голубцами.

О, плов, ну как же без тебя!
К котлу сбежалась вся родня,
Какой волшебный аромат,
А брось-ка на фактуру взгляд:
Рисинки, словно жемчуга,
Баранинка сочна, нежна.
А ну-ка, налетай скорей,
Потом зеленый чай попей.
Чтоб снилось много вкусных снов,
Почаще ешь таджикский плов!

3 творческий номер – танец.

4. Знаменитые люди Таджикистана

Таджики – древнейший и мудрый народ, который подарил человечеству великих поэтов и мыслителей: Рудаки, Фирдоуси, Саади, Авиценна. Они обращаются и к нам…

Блажен, кто может на земном пути

Сокровища познаний припасти. (Саади)

Дела переносит назавтра неумно,

Что завтра может быть, нам ведать не дано! (Фирдоуси)

Безделье и праздность не только рождают невежество,

Они в то же время являются причиной болезни. (Авиценна)

Ашур Хайдаров (14 июля 1916 — 21 мая 1998) — советский таджикский живописец.Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР, народный художник Республики Таджикистан, Член Союза художников СССР. Произведения живописца находятся в Музеях изобразительных искусств городов Омска, Горького, Воронежа, в Художественных музеях Самарканда, в Национальном музее им. К. Бехзода, Душанбе. Они находятся в Дирекции Художественных выставок и панорам в Москве, Санкт-Петербурге, Алматы, а также в частных коллекциях.

Минхо́дж Гулямович Гулямов (тадж. Минходж Гулямович Гулямов; 3 сентября 1929 года — 6 мая 1996 года) — советский и таджикский научный и государственный деятель.советский и таджикский научный и государственный деятель. Являлся главным психиатром Министерства здравоохранения Таджикистана. Он является автором Закона РТ о психиатрической помощи.

Амонов Раджаб

Главный научный сотрудник Института языка и литературы им А. Рудаки АН Республики Таджикистан, литературовед, фольклорист, этнограф, Заслуженный деятель науки Таджикской ССР

Садридди́н Айни́ (Садриддин Айнӣ, настоящее имя Садридди́н Саи́д-Муродзо́да; 1878—1954) — таджикский советский писатель, общественный деятель и учёный, автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии. Основоположник таджикской советской литературы и один из зачинателей узбекской советской литературы.

В память о своём дедушке его с собой в космос взял известный космонавт Солиджон Шарипов, который ровно 20 лет назад совершил свой первый полет в космос, тем самым став первым космонавтом Средней Азии. Взяв с собой государственный символ РеспубликиТаджикистан, прославленный космонавт подтвердил факт, что он имеет таджикские корни. 

Серебряный призер Таджикистана Дильшод Назаров празднует победу на турнире по легкой атлетике в рамках Азиатских игр 2018.Заслуженный мастер спорта Республики Таджикистан. Молотобоец Дильшод Назаров – легкоатлет №1 не только в Таджикистане. Спортсмен занимает лидирующие позиции в Азии и мире.

Зебо Мухиддиновна Амин-заде советская таджикская актриса, танцовщица, балетмейстер, хореограф, педагог. руководитель танцевального ансамбля «Зебо» ведёт работу по возрождению танцевального ансамбля «Зебо»

Ато Мухамеджанов (2 сентября 1940, Душанбе — 9 сентября 2002) — советский и таджикский актёр театра и кино. Народный артист Таджикской ССР. Главную роль исполнил в кинофильме «ВСТРЕЧА У ВЫСОКИХ СНЕГОВ» (1981)

5. Национальные традиции

Таджики являются одним из самых древних народов в мире
Каждое утро таджика начинается с «Ассалому алейкум» (таджики приняли это у арабов в IХ веке), что в переводе означает «Мир Вашему дому». 

Национальное блюдо
Таджикская национальная кухня – одна из древнейших в мире. Кулинарное искусство таджиков формировалось в течение многих веков под влиянием богатой истории края.
Таджикистан удивляет гостей десятками видов различных блюд: мясных, молочных, мучных, овощных . Способы приготовления еды варьируются от региона к региону.

В систему народных обычаев и обрядов включаются также различные праздники и свадьбы. Древнейшим и широко распространенным народным праздником считается Навруз (Новый год), отмечающийся 21-22 марта. Он знаменует новый год и начало сельскохозяйственных работ. В некоторых районах Таджикистана распространен праздник “сайри гули лола” (“праздник тюльпана”). В дни праздника в духе народных традиций устраиваются конные скачки, козлодрание, борьба силачей, молодежь приводит в порядок окрестности школ, учебных заведений, сажает цветы и деревья.

Сайри лола – праздник тюльпанов
Сайри лола – национальный таджикский праздник тюльпанов, отмечаемый летом.Это время цветения тюльпанов.В Таджикистане Сайри-лола отмечают после сбора первого урожая. В горах в это время цветут тюльпаны.

Национальный костюм

Таджикский народ свято чтит традиции, хранит и передаёт из поколения в поколение. Они передаются и в одежде, и в еде, и в быту.

Мужчины и сегодня ходят в хлопчатобумажных куртах и эзорах: широких рубахах навыпуск и брюках-шароварах. Прямо поверх рубахи надевают чапан – халат, распашной, прямого кроя, их полосатой или цветной хлопчатобумажной ткани. На голове всегда тюбетейка.

Женщины ходят в цветных широких вышитых платьях со штанами, которые затягивают у щиколоток красивой тесьмой. На голове обязательно платок или тюбетейка, а многие девушки по-прежнему заплетают по сорок косичек.

Заключение

В соседстве жизнь ведём сто лет,

В дни песен, праздников и бед.

Россия и Таджикистан,

Пусть будет крепким мост двух стран!

Ҷаҳон хона шумо!

Мир вашему дому!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/385918-festival-nacionalnyh-kultur-vizitka-klassa-re

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сценарий праздничного фестиваля

« Мой народ — моя гордость»

Цели:

— ознакомление с богатой культурой, традициями и обычаями народов, проживающих на территории г. Новый Уренгой;

-создание условий для творческого общения и взаимообмена культурными ценностями, сохранение и развитие культурных традиций многонационального сообщества жителей г. Новый Уренгой;

-сохранение преемственности традиций народной художественной культуры;

-выявление и поддержка инициативных самодеятельных творческих личностей.

Оборудование:

Микшерский пульт

Ноутбук

Видео проектор

Экран

Микрофоны

Оформление:

Шары

Столы «В каждом блюде попробуйте ароматы культуры»

Стенд «Дерево толерантности»

Перед началом праздничного фестиваля звучит №1. «На холодном Ямале»,ролик

Ход мероприятия.

2. Звучит «Гимн РФ».

Ведущий:

— Добрый день! Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Но каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Нам посчастливилось жить на ямальской земле, работать и учиться в городе Новый Уренгой. Наш Межшкольный учебный комбинат «Эврика» распахнул двери для ребят всех национальностей.

В нашем мире наций много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.
Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса,
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.

— Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с национальными культурами ребят нашего учебного комбината «Эврика».

-Оценивать участников фестиваля мы пригласили компетентное жюри:

1.Председатель жюри- зам.директора по УВР- Тихонова Валентина Ивановна

2.Методист-Шулекина Наталья Викторовна

3.Зам. директора по УПР- Баисов Аскар Салимгереевич

4.

1)Ведущий: 

-Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья! Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры.

Пусть каждый помнит, что Россия – наш общий дом!

Россия! Русь! Страна моя родная,

Любовью  чистой  я с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая,

Тебе я низко поклонюсь.

Взрастила ты уж много поколений,

Народ свой дружный за собой вела,

Ты верила им сердцем без сомнений,

С людьми вершила добрые дела!

-Встречаем, коллектив представляющий русскую культуру.

2) Ведущий:

-Белорусская культура, язык сродни русскому и украинскому, все же имеет свои неповторимые особенности. Белоруссия славится своими необъятными полями. На ее территории проживает спокойный и дружелюбный народ. Песни у них певучие, сказки, похожие на русские.

Белоруссия — вот оно, счастье:
Гладь озёр, да небес высота.
В жаркий солнечный день и в ненастье
Мне по сердцу твоя красота!
Встанет солнышко утренней ранью,
Освещая возлюбленный край,
Так отрадно подальше, за гранью
Окунуться опять в этот рай!

Ах, Беловежская пуща!
Нет тебя краше и лучше!
Аист на крыше, озерный край,
Белоруссия – зажигай.

3) Ведущий:

Таджикистан – страна с древней культурой и традициями. Культура таджиков по-своему уникальна и требует приумножения и сохранения национальных ценностей. Таджики внесли значительный вклад в духовную сокровищницу цивилизации, дали миру выдающихся и замечательных ученых, философов, литераторов, поэтов и зодчих, труды которых стали неотъемлемой частью научного и культурного багажа, накопленного мировой цивилизацией.

Я приклоняюсь пред Тобою,
любимый мой Таджикистан.
Твоих сынов и дочерей,
нас приютило много стран.
Да мы покинули Тебя,
Ты строго нас не осуждай.
Не разлюбить нам никогда
наш дальний, милый, тёплый край.
Тот край любви, тепла и света,
растёт там хлопок на полях.
Арбуз и дыню вспоминаем
мы со слезинкой на глазах.
Любви и мысли нет границы,
Тебя всё также любим мы.
О скорой, неизбежной встрече
наполнены мои мечты.

-Поприветствуем коллектив, представляющий таджикскую культуру.

________________________________________________________________________________

Игра со зрителями.

Ведущий:
-Предлагаю поиграть в игру, повторяйте движения за мной:

Поднимите все ладошки,
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший —
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший —
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Всем народам,
Крикнем дружное: Ура!

4) Азербайджан – удивительная страна. Все в ней уникально – природа и культура, история и обычаи и традиции, архитектура и многое другое. Азербайджан часто называют «страной огней» (от «азер» — огонь). Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой.

Азербайджан страна огней
Страна игидов и друзей
Страна распахнутых дверей
Страна Бабека, Короглы,
Страна Новруза и весны
Твоих сынов весь мир узнал,
Твоих красавиц всяк искал,
Кто хоть раз народ твой повидал
Стремились все к твоей земле,
К необыкновенной чистоте.
Где звон ручей ласкает слух
Озер твоих бездонных звук,
Где с гор твоих поет, мугам
От сердца молодой чабан
Тебя старались покорить,
Твои тела они терзали.
Но дух твой тронуть не могли.
Пока игид с огнем в челе,
Пока с ребенком мать в руке,
Пока народ твой на земле
Твой дух держат они в себе
Жить будешь вечно ты
Азербайджан
Азербайджан!

-Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.

5)

Сколько есть  нардов у Кавказа –
Гордые ногайцы, осетины

Строгие чеченцы и кумыки

Отделить нельзя Вас от России.

Дагестан — уникальный многонациональный край. Даг- означает гора, стан— означает страна. Дагестан – страна гор, горная страна, гордая страна. И каждый дагестанец опишет его по-разному. Друг степей ногаец скажет вам, что Дагестан — это степные просторы Ногая, расположенные на севере республики у Прикаспийской низменности, а вот его сосед кумык расскажет про удивительный Сарыкум – самый высокий в Европе бархан с уникальной флорой и фауной.

Кумыки — один из коренных народов Республики Дагестан.

Дагестан — край древних гор,
Здесь обычаи крепки.
Наши предки с давних пор,
Ценят дружбу и клинки!

Для гостей открыты двери,
А врагам пощады нет.
Мы в друг друга свято верим
И как братья много лет.

Дагестан — земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть «Лезгинка» удалая,
Радость в жизни нам дает.

-Встречаем коллектив, представляющий кумыков.

Ногайцы — одна из малочисленных тюрко-язычных народностей. В настоящее время ногайцы проживают в основном на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики. Во всех торжественных событиях в жизни ногайцев звучат песни, устраиваются состязания исполнителей. Большинство ногайских инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся, имеются такие, как домбра.

-Встречаем коллектив, представляющий ногайскую культуру.

-Все коллективы выступили. Попросим жюри подвести итоги.

Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит планета вся».
Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы,
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды,
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь планета наша дорогая,
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!

— Много интересного мы узнали сегодня о быте, культуре, традициях тех национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории нашей малой родины бок о бок с нами. А еще говорят, что когда дружат дети – дружбе жить. Дружите, несмотря ни на что! Будьте толерантными к людям других национальностей! Дружите, побеждая межнациональную рознь и расовую нетерпимость. Ведь в дружбе бывают ситуации, когда кто-то должен первым сказать верное слово, сделать первый шаг.

— А сейчас мы попросим наше многоуважаемое жюри подвести итоги всех конкурсов и сообщить общие итоги Фестиваля!

Ведущий:

 Внимание друзья! Мы приглашаем на сцену в «Хоровод дружбы» участников Фестиваля в национальных костюмах. Выходят дети (украинец, белорус, русский, кумык)

(Звучит песня «Моя Россия — моя страна», участники выходят на сцену с шарами)

1: Наш след не померкнет на российской земле.

2: Мы — образ России в зеркальном стекле.

3: В ладу жили с русскими встарь,

4: Свидетельство – нравы, привычки, словарь.

1: Мы с русским народом сроднились давно,

Во всех испытаниях стоим заодно.

2: Такого родства временам не забыть –

Нас крепко связала истории нить!

3: На счастье — с народом любым наравне —

Имеем мы право в родимой стране!

Ведущий:

-Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья! Пусть каждый помнит, что … Россия – наш общий дом! 

Сборник занятий

«Разные народы России» (Армении, Таджикистана, Татарстана, России)

Тема: «Россия многонациональная страна» в старшей группе.

Цель:  Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Задачи: 

  • Закреплять и расширять представление о России
  • Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России
  • Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину
  • Способствовать формированию у детей интереса к народам России
  • Познакомить с особенностями разных народных культур.
  • Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми.
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
  • Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предварительная работа:

Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н.и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н.и.); «Липкие пеньки» (башкирская н.и ), «  Тимербай» ( татарская н.и), « Платочек» ( мордовская н.и.) и др.

Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская  роспись, матрешки и др.)

Оборудование и пособия:  Видеопрезентация  , Карта РФ; элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России;  книги со сказками народов России, настольный театр по сказке «Кудрявая девочка», д/игра « Собери национальный костюм»

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная , игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, театральная.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Беседа с видеопрезентацией.  «Россия многонациональная»

1.слайд. 

 — Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне.

Читает ребёнок

Стихотворение  Т. Бутова  «Родина»

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно пол мира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и. я.

Воспитатель: Какие символы России вы знаете? ( ответы детей)

Танец с ложками ( с одним из символов России)

Воспитатель :Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

2слайд.. — Люди, каких национальностей живут в нашей стране?

Ответы детей: (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи,  ненцы и др.)

Сюрпризный момент. « К нам пришла посылка»

Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России.

Русский н.к. – кокошник.

Татарский н.к. – тюбетейка.

Чеченский н.к. – платок из легких тканей или шарф.

Чукотский н.к. – варежки из меха.

Воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы:

— что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды)

— кому может принадлежать эта одежда?

— кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду?)

— как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О людях, которые живут в нашей стране.)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

-У русских родной язык… (русский)
-У хантов родной язык… (хантыйский)
-У башкир родной язык… (башкирский)
-Послушайте, как здороваются эти народы  по разному на своем языке.

Русские при встрече говорят  друг  другу… здравствуйте.  

Послушайте в аудиозаписи как люди разных народов приветствуют друг друга  , как слово  «Здравствуйте» звучит на разных языках.

3.слайд

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Воспитатель: — Посмотрите на  мордовский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют.)

Поиграем в мордовскую игру «Платочек»

—  Воспитатель: что особенного в татарском национальном костюме?

Ответы детей:

— На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный ( застегивался на поясе), на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.

4 слайд — А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.

— мужской костюм состоял из: башмета — полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове — папаха.

У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.

5 слайд — Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 — Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

— Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.

Воспитатель:- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

Д/ настольная игра  «Собери национальный костюм» из серии разрезные картинки .Дети делятся на группы и собирают изображение национальных костюмов.

Воспитатель — У каждого народа свои песни, сказки, национальные игры. Сейчас мы познакомимся со сказкой северного народа

Настольный театр . Чукотская  сказка  «Кудрявая девочка»

( показывают дети)

П/ИГРА

Играющие,  взявшись за руки, делают круг.  Выбирают водящего — Тимербая  Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

делали вот так (показ Тимербаем  движения) .

 Воспитатель -Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе народов (Ответы детей).

Народы нашей страны дружбой сильны.

Дружба и братство лучшее богатства.

Пальчиковая игра

Разных народов большая семья, -( вертят ладошки, шевеля пальцами)И этим гордиться должны мы друзья — ладони в «Замок» поднимаем пальцы)

Россией зовется общий наш дом, -( из ладошек делаем крышу дома)

Пусть будет уютно каждому в нем.- ( ладони прижаты друг к другу)Любые мы трудности вместе осилим -( потираем кулачки друг об друга)

И только в единстве сила России.-(поднимаем руки вверх и раскрываем ладони)

Рефлексия

игра «Ладошки»
— Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Всем народам  дружное: Ура! (машут руками)

дети поют песню «Россия»

По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилось и грустного – если не понравилось. Дети объясняют свой выбор.

-Что нового узнали?  — О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать?

Тема «Знакомство с Арменией» в старшей группе.

Задачи:

  • дать детям первые элементарные представления об Армении, о ее народе, государственной символике, природе и культурных ценностях,
  • познакомить с национальной одеждой, блюдами,
  • приобщить к армянским народным играм,
  • обогащать словарный запас,
  • развивать внимательность, аккуратность,
  • вызвать интерес к другой культуре,
  • воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Материалы:

  • презентация “Знакомство с Арменией” (см. Приложение 1), запись со звучанием дудука, листочки для раскрашивания с армянской национальной одеждой, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия

Просмотр заставки перед мультфильмом из серии “Гора самоцветов” с армянской сказкой “Царь и ткач”.

Ребята, про какой народ сейчас нам рассказывали? (Про армян). А как называется страна, в которой живут армяне? (Армения). А вы знаете, что родители Евы к нам приехали из Армении? Вы хотите узнать, что это за страна? Давайте посмотрим на карту и найдем Россию. А теперь я вам покажу, где находится Армения. (Слайд 2).

У каждой страны есть свой герб и флаг. Посмотрите на флаг и герб Армении. (Слайд 3).

В Армении удивительная и уникальная по красоте природа: и величественные горы, вершины которых покрыты шапками снега, а на их склонах раскнулись альпийские луга, и высокое прозрачное небо, чистый, наполненный ароматами лекарственных растений воздух, и стремительные реки и прозрачные озера, и зеленые долины, и фруктовые плодовые деревья, и конечно, благоухающие кустарники и цветы. (Показ слайдов 4, 5, 6).

У каждого народа есть своя национальная одежда. Давайте посмотрим на армянский костюм. (Слайд 7). На нем вы видите традиционную праздничную и повседневную одежду армян. Основу мужской и женской одежды составляли рубахи и штаны. Сверху них носили другую разнообразную одежду. Мужчины: архалух, кафтан, черкеску. Женщины: архалух, платье, пояс, передник, кафтанчик, безрукавку. Одежду украшали вышивкой. Сейчас возьмите цветные карандаши, я вам раздам картинки для раскрашивания, а вы аккуратно и правильно их раскрасьте.

А теперь давайте поиграем в игру, которую придумал армянский народ. Называется она “Земля, вода, огонь и воздух”. Послушайте правила игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово “земля”, тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово “вода” играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово “воздух” — названием птицы. При слове “огонь” все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выходит из игры.

(Показ слайда 8). Как вы думаете, что это? (Дудочка). Да. Вы почти угадали. Это дудук – древний духовой инструмент, который армяне делают из абрикосового дерева. Музыка дудука на протяжении многих времен сопровождала все важные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадьбы и похороны. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Прослушивание записи). Какая она? (Печальная, грустная, душевная, пронзительная).

Армяне – очень гостеприимный народ. По случаю радости и счастья армяне накрывают стол, созывают родственников и друзей и угощают их. Скажите, ребята, во что заворачивают у нас начинку для голубцов? (В листья капусты). Посмотрите на слайд (Слайд 9) и отгадайте, во что здесь завернута начинка? (Листья). Да. Это виноградные листья. И это армянское блюдо называется – толма.

У нас в магазинах можно купить армянский хлеб – лаваш. Он представляет собой длинную и тонкую, легко свертываемую полосу из выпеченного теста длиной около метра. (Слайд 10). Выпекать такой лаваш – целое искусство. Тесто из муки, воды и соли вымешивают руками почти час без остановки. Из отдельных шариков раскатывают тонкие пласты, перебрасывают с руки на руку, как жонглеры, и прилепляют на стенку тонира. Тонир — глиняная печь цилиндрической формы, которая закапывается в землю. (Слайд 11). Во многих домах сохранился древний обычай осенью выпекать лаваш про запас на 3-4 месяца. Его высушивают, складывают в стопки, укрывают и хранят. Достаточно сухой лаваш увлажнить водой и укрыть полотенцем на полчаса, как он вновь становится мягким.

Угощение детей армянским лавашом. Понравился вам рассказ про Армению? Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).

Во второй половине дня просмотр мультфильма из серии “Гора самоцветов” по армянской сказке “Царь и Ткач”.

Конспект занятия «Знакомство с культурой таджикского народа» подготовительная группа.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка».

Задачи: Познакомить детей с культурой быта народов Таджикистана. Развивать чувства доброты и доброжелательности у детей, воспитывать интерес и уважение к сверстникам других национальностей.

Предварительная работа: Чтение таджикских народных сказок, слушание таджикской музыки, рассматривание кукол в таджикских национальных костюмах, работа с родителями мальчика.

Материал: картинки с изображением таджикского жилища, предметов интерьера, национального и народного костюмов, национальных блюд, музыкальное оформление.

Содержание организованной деятельности детей.

Звучит таджикская музыка.

Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Сегодня ребята мы совершим увлекательное путешествие в страну, которая называется Таджикистан. А приглашает нас туда мальчик Далер – ваш друг.

Я приклоняюсь пред Тобою,

любимый мой Таджикистан.

Твоих сынов и дочерей,

нас приютило много стран.

Да, мы покинули Тебя,

Ты строго нас не осуждай.

Не разлюбить нам никогда

наш дальний, милый, тёплый край.

Тот край любви, тепла и света,

растёт там хлопок на полях.

Арбуз и дыню вспоминаем

мы со слезинкой на глазах.

Любви и мысли нет границы,

Тебя всё также любим мы.

О скорой, неизбежной встрече

наполнены мои мечты.

Ассалом алейкум! Так по-таджикски здравствуйте.

Селения таджиков это компактные кишлаки с тесной застройкой, лабиринтом кривых улиц и тупиков, глухими стенами домов и заборов – дувалов.

Таджики строили свои жилища (хона, хавли) из глины, камня и соломы. Крышу делали плоской земляной, с обмазкой из глины. Под потолком делали узкие световые проёмы, заменявшие окна. Иногда дом имел террасу (айвон). Под одной крышей жила одна большая семья: мама (мадар, папа (падар, бабушка (биби, бибиджон, дедушка (бобо, бободжон). Детей в таджикской семье всегда было много – мальчиков и девочек. Все жили одной дружной большой семьёй. Жилище делилось на мужскую и женскую половины. В женскую половину – это внутренняя часть дома, посторонних не пускали.

Была в доме особая комната для гостей (мехмонхона). Пол в ней застилался кошмами (плетёные коврики, хлопчатобумажными и шерстяными паласами (намад, коврами. Вдоль стен располагались длинные узкие прошитые одеяла (курпача, в центре комнаты — скатерть (дастархан, куда клали пищу и ставили напитки.

Стены украшают сюзане и коврами. Мебель в сельской местности практически не используется. Большинство вещей хранится в специально предназначенных для этого кованых сундуках.

Традиционными занятиями таджиков было земледелие – выращивали в основном зерновые, бахчевые, огородные культуры и хлопчатник, и разведение скота (козы, овцы). Транспортными животными были яки, ослы, лошади. Также древним занятием таджиков была вышивка, вязание (у женщин, резьба по дереву, изготовление шёлковых и шерстяных тканей, изготовление посуды из глины.

Традиционная одежда таджиков имела свои особенности. У мужчин — широкая рубаха, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги, в горных местностях — туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. У женщин — широкие платья, с вышивкой или гладкие. Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор — платки, тюбетейки. Молодые таджички носят украшения –серьги, ожерелья, подвески, кольца.

Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир, лапша, различные каши; в равнинных — лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени, растительное масло (в том числе хлопковое, овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных таджиков — плов, у горных — суп из баранины (шурбо). Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот, нишалло (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня, конфеты (парварда) и т. п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный — обычно в холодное время года.

Фольклор народов Таджикистана богат и разнообразен. Это трудовые песни, колыбельные, праздничные и обрядовые. Известны таджикские музыкальные инструменты –струнные (дутар, танбур, ударные- кайрок (каменные кастаньеты, дойра (бубен, таблак (глиняные литавры). В Таджикистане существуют такие народные праздники: Курбан-Байрам, национальный праздник Весны (21 марта, праздник тюльпанов Сайри – Лола, День независимости республики. На праздниках обязательны красочные народные танцы. Любимым народным зрелищем таджиков является искусство наездников, дрессировка животных и птиц, национальная борьба, выступление канатоходцев, фокусников, кукольников.

Лухтак (или лухтаки ришта) — удивительная кукла — оберег, которая и по нынешний день живет в семьях таджиков высокогорных кишлаков. Как ее изготовить знают бабушки и прабабушки. Современные женщины их почти не делают. Кукла делается из двух палочек крестом и головы. Первоначальное назначение куклы — оберегать дом, семью, отдельно мужчин и мальчиков, женщин и девочек.

Она была много столетий распространена повсеместно: оберегала дом и людей от бед, с нею играли дети. Обереговая сила Лухтака предназначена для одного человека индивидуально (в отличие от кукол-оберегов России).

В ней ярко выражено женское и мужское начало. Кукле — девочке выплетается круглое или овальное лицо с геометрически точным ромбом, зрительно уходящим в глубину. Кукле — мальчику лицо оставляется безо всякого оформления, только сверху наматывается белая «чалма» с опущенным на плечо концом ткани. Зато ему ярко выплетается длинная шея.

У лухтака нет лица в обычном понимании, но мы, увидев куклу, мгновенно принимаем ее такой, как она есть. В доме лухтак должна жить выше голов людей, так как она, по поверьям, принимает на себя темную энергию, сглаз и болезни. Когда-то, если ребенок заболевал, родители специально делали куклу, заговаривали ее и бросали в реку — вода уносила вместе с куклой и болезнь ребенка. В лухтак изначально заложены свет, добро, защита, жизнелюбие и тепло, в которых так нуждается человек.

Тема «Знакомство с татарской народной культурой и обычаями» в старшей группе.

Цель: продолжать знакомство с татарской народной культурой и традициями.

Тема: Знакомство с татарской народной культурой и обычаями.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с традициями и обычаями татарского народа, национальная одежда, блюда, промысел. Активизировать словарь

детей: калфак, түбәтәй — тюбетей, кокошник.

Развивающие:Расширять знания о том, что страна многонациональна, все народы живут дружно.

Воспитательные: воспитывать уважение к традициям татарского народа.

Предполагаемый результат: по окончанию занятия дети могут организовать татарские народные игры в режимных моментах самостоятельно, смогут рассказать другим детям и своим родителям о татарской народной культуре и обычаях, назвать татарскую национальную одежду на татарском языке; дружба детей разных национальностей.

Виды деятельности:

Продуктивная — изобразительная деятельность “Укрась узорами татарский национальный костюм”.

Коммуникативная- развитие речи.

Социально- личностное – общение детей через игры и слайды.

Формы и методы организации совместной деятельности:

*беседа с детьми по слайдам о республики Татарстан;

*песня на татарском языке “ Дустым бар – есть друг”;

*татарские народные игры “ Йөзек салыш — колечко, колечко”, “ Түбәтәй- тюбетей”;

* шуточный татарский танец.

Индивидуальная работа: выучить стихи с детьми на татарском и на русском языках.

Предварительная работа: рассматривание альбома “ Необычайное путешествие- искиткеч сәяхәт ”, беседа о достопримечательностях г. Казани, запоминание слов песни “Дустым бар”. Шуточный татарский танец .

Оборудование к организационной деятельности:

Демонстрационный материал: колесо истории, бабушкин старинный сундучок, куклы Таня и Ваня одеты в русские национальные костюмы. Чак — чак и бавырсак на подносе с вышитыми полотенцами. Презентация “Путешествие в республику Татарстан”, диск .

Раздаточный материал: краски и кисточки, готовые образцы национального костюма для каждого ребенка , гостинцы — треугольники для детей.

Участие родителей в проведении организованной деятельности: повторение слов песни “ Дустым бар”.

Ход организованной деятельности

1.Вводное слово воспитателя. Ребята, сегодня по дороги в детский сад я встретила Таню и Ваню и пригласила их в гости. Посмотрите, какие они нарядные.

-Во что одета кукла Таня?

Дети: Таня в красивом сарафане и белой блузке.У нее в голове – кокошник.

Воспитатель: — А во что одет Ваня?

Дети: Ваня одел рубашку – косоворотку, шаровары.У него на ногах – сапоги, а на голове — картуз.

Воспитатель: — В какие же костюмы они одеты?

Дети: Таня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.

Воспитатель: — Ребята, а вы знаете, где живут Таня и Ваня?

Дети: Таня и Ваня живут в Древней Руси.

Воспитатель: У них есть друзья Алсу и Мансур, которые живут в Республике Татарстан. Они приглашают нас в путешествие в город Казань, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте татарского народа. Отправляемся мы туда сквозь “ Колесо истории”. Ребята, давайте пойдем друг за другом, откроем “золотой дверь истории” и встанем в круг.

2. Основная часть.Появляются Алсу и Мансур,одетые в национальные татарские костюмы,выносят чак — чак и бавырсак на подносе с вышитыми полотенцами.

Мансур: Исәнмесез балалар, кызлар һәм малайлар!

Без Алсу белән бергә, бик шат сезне күрергә!

Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Мы Алсу и Мансур, очень рады видеть вас.

Проходите, не стесняйтесь,поудобней располагайтесь.

Алсу: Дусларны без каршылыйбыз

Баллы чәк-чәкләр белән.

Дорогих гостей встречаем круглым, пышным баурсаком.

Он на подносе расписном с вышитым полотенцем.

Баурсак мы вам подносим, поклонясь,отведать просим.

Дети садятся на стульчики, Алсу и Мансур угощают всех.

Воспитатель: Ребята, именно вот так встречают гостей в Татарстане — чак-чаком и баурсаком.Чак-чак — на татарском языке – чәк-чәк, баурсак- бавырсак.Повторяем слова хором и индивидуально.

-Алсу и Мансур садитесь с нашими ребятками, а я расскажу вам про Республику Татарстан. Презентация (показываю материал о городе Казани по слайдам).

Наша Родина – Россия. Но наша малая Родина — это Татарстан, в котором мы живем.

-Ребята, кто знает столицу нашей Родины?

Дети: -Это, город Казань ( слайд1).

Воспитатель: — Кто президент в Татарстане?

Дети: Минниханов Рустем Нургалиевич (слайд 2).

Воспитатель: Татарстан имеет свой флаг, герб и гимн (слайд 3).

Татарстан богата лесом (слайд 4).

— Ребята, как вы думаете, зачем нужен лес ?

Дети: — Из него изготавляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи.

Воспитатель: Татарстан богат нефтью (слайд 5). Именно из Татарстана, от Альметьевского месторождения, берет свое начало знаменитый нефтепровод «Дружба», «Дружба-2». Эти нефтепроводы функционируют и сегодня, обеспечивая поставки нефти из Татарстана на экспорт. Что касается нефтепереработки, то добываемая нефть перерабатывается, прежде всего, на крупнейшем в республике Нижнекамском нефтеперерабатывающем заводе (7 млн. тонн нефти в год). Этот завод вырабатывает из нефти все виды жидкого топлива. В предприятие «Казаньоргсинтез» — производят полиэтилен.

В Татарстане Кукморском районе изготавливают валенки. А народные умельцы по просьбе людей изготавливают разные ичиги по заказу. Ильдар Шайхутдинов занимается изготовлением ичиг уже довольно долгое время. Он стал обучать молодых своему искусству в Казанском колледже технологии и дизайна. Все занятия проходят в мастерской сапожника. Ильдар Гомерович стал первым в Казани преподавателем техникума по изготовлению ичигов (слайд 6).

В Татарстане выращивают большие урожаи: хлеб, овощи, сахарную свеклу (слайд 7).

В Татарстане есть наш любимый Алексеевский район. В самом центре Татарстана, на берегу Камы, живут хранительницы древнего, но не забытого знания — художественного ткачества. Руки мастериц нашей фабрики художественного ткачества из простых нитей создают ткани, не похожие друг на друга узоры, отражают на полотне красоты родного края (слайд 8).

В Татарстане живут люди разных национальностей. — Кто может сказать, люди, каких национальностей живут у нас в Татарстане?

Дети: Татары, русские, чуваши, мордва, марийцы, крещеные татары.

Воспитатель: У нас в Татарстане люди разных национальностей живут дружно, всегда помогают друг – другу.

Давайте споем песню на татарском языке « Дустым бар — есть друг».Молодцы!

Наши друзья Алсу и Мансур — они татары. А татары умеют не только работать, но и отдыхать. Это веселый, трудолюбивый народ. Очень любят татары проводить национальные праздники « Сабантуй», «Навруз»,

«Курбан байрам», « Ураза байрам» ( слайд 9). Обряды – это песня и танец. И еще они очень любят играть.

-Давайте, с вами немножко отдохнем и поиграем.

Татарскую народную игру « Йөзек салыш – колечко, колечко». После игры дети садятся на стульчики, в кругу остаются дети, одетые в национальные татарские костюмы.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, в какой наряд одеты Алсу и Мансур? (дети рассматривают костюмы)

-Это что за костюмы?

— Это татарский национальный костюм. Посмотрите, какие они красивые (слайд10).

«Шуточный татарский танец» исполняют все дети.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается русский национальный костюм от татарской? (сравниваем одежду по слайду ).

Дети: У русской девочки одет сарафан, а у татарской — платье с камзолом. На голове – кокошник, калфак. У русского мальчика надета рубашка — косоворотка,сапоги, шаровары, на голове – картуз. У татарина — рубашка с пояском и камзолом, ичиги, а на голове — тюбетей. Алсу и Мансур достают из сундука калфак и тюбетей, показывают детям. Повторяем название головных уборов.

Татарская народная игра « Тюбетей».

Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас стать ткачами и художниками и украсить узорами татарский костюм. Дети расписывают узорами татарский национальный костюм. Дарят их Алсу и Мансуру.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, подошло к концу наше путешествие в республику Татарстан. Пора прощаться с Мансуром и Алсу.

Мы играли и плясали, много нового узнали

Хорошо в гостях у вас, только поздний нынче час.

Приезжайте гости к нам, мы будем очень рады, Вам!

Алсу и Мансур: Подождите, подождите! Мы Вас хотим угостить с татарскойнациональной блюдой “ Өчпочмак — треугольник». Раздают детям треугольники, прощаемся с ними и возвращаемся в детский сад через

« золотой дверь истории».

Воспитатель: — Ребята, куда мы с вами путешествовали?

-Давайте вспомним, что узнали? — О чем сегодня вы можете рассказать своим родителям дома? (ответы детей).

+ В Мои закладки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения вечернего отрядного огонька
  • Сценарий про таджикистан
  • Сценарий про чечню
  • Сценарий проведения вечера осенний бал
  • Сценарий про табакокурение