Сценарий про вежливые слова

Занятие проводится в форме игры - викторины. Предназначено для детей школьного возраста. Проводится в рамках программы "Нравственные основы"

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

«Демидовский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

Игра – викторина

«Поговорим о вежливости»

Подготовила и провела: воспитатель Иванова Н.С.

Март 2019

Цель: расширение  у детей нравственного представления о вежливости.

Задачи:

  1. Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. 
  2. Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с

добрыми поступками.

  1. Воспитывать чувства товарищества и дружбы.

Состав участников: воспитанники групп «Радуга» и «Орбита».

Оборyдование: карточки с заданиями по станциям, сладкие призы ,музыкальное сопровождение.

Место проведения: игровой  зал.

Время проведения: 40 минут.

Содержание:

  1. Вводная часть. Приветствие участников.
  2. Основная часть:

— «Станция «Разминка»,

— «Станция — культура общения». Игра «Вежливо – невежливо.

— «Станция — культура внешности». Игра «Мини- викторина»

— «Станцию — культура застолья»,

— «Станцию — народная мудрость»,

— «Станция — культура поведения».

3. Заключительная часть. Подведение итогов. Вручение сладких призов.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Воспитатель:

— Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Я очень рада  приветствовать вас на нашей игре. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята,  друг на друга и улыбнитесь!

Вступительное слово.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро!
Солнцу и птицам
– Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становиться
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длиться до вечера.

  1. Основная часть.

Воспитатель:

— Ребята, вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив». А что такое вежливость? (ответы детей). Подведём итог: вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Поэтому, я сегодня пригласила вас на занятие, чтобы научиться себя вести, чтобы избежать упрёков в свой адрес : «Какой ты невежа!».

— Какие «вежливые» слова вы знаете? Назовите слова, которыми вы начинаете новый день? (доброе утро). Произнеся эти слова, вы желаете своим близким и родным здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы день у них был радостным, светлым и добрым.

— Сегодня,  мы с вами  совершим увлекательную прогулку по Вежливым станциям одного замечательного города Истока.

— В этом городе люди всегда поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу,  любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

 — А станции города Исток таковы:

1. «Станция «Разминка»,

2. «Станция — культура общения»,

3. «Станция — культура внешности»,

4. «Станцию — культура застолья»,

5. «Станцию — народная мудрость»,

6. «Станцию — Размышляй-ка».

Воспитатель:

Первая станция, которую мы посетим  — это станция «Разминка».

Задание: Доскажите слово.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома —

Не стесняясь, не лукавствуй,

А скажи погромче… (здравствуй).

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну…(извините).

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу… (привет).

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите…(До свидания).

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят: …(Благодарю).

Тебе подарят что-нибудь —

Благодарить не позабудь!

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас — будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте…(любезны),

Будьте…(добры).

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо)!

Воспитатель:

— Продолжаем наше путешествие по вежливому городу Исток. 

Следующая станция – станция «Культура Общения».

Дайте правильный ответ на вопросы.

— То, что позволяет общаться нам, не видя друг друга?

Ответ: (Телефон)

— Какие буквы надо вписать в «…тик…», чтобы получить понятие, обозначающее правила

 Ответ: (Этикет)

— Почему здороваясь, мужчины пожимают друг другу руки? Выберите ответ:

А) чтобы продемонстрировать силу мускулов;

Б) чтобы показать, что руки чистые;

В) чтобы убедиться в дружеских чувствах и добрых намерениях друг другу;

Г) чтобы отличиться.

—  Первым приветствует…

А) женщина мужчину;

Б) мужчина женщину;

В) старший по возрасту младшего.

— Дополни высказывание французского короля Людовика 14, который заявил,

что……….вежливость королей и долг всех добрых людей.

Ответ: (точность)

Воспитатель:

— А сейчас попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости, так необходимых для общения. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то поднимаете руку, а если нет, то – хлопаете в ладоши.
Игра «Вежливо – невежливо»

  1. Поздороваться при встрече… (вежливо).
  2. Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
  3. Не встать, обращаясь к взрослому…
  4. Помочь поднять упавшую вещь…
  5. Не уступить место пожилому…
  6. Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
  7. Выкрикивать с места во время урока…

Воспитатель: — Вторая станция, которую, мы должны посетить – это «Станция — культура внешности»

Вам будут представлены вопросы.

— Вставь в пословицу недостающие слова: «По….. встречают, по… провожают»

Ответ: (одежке, уму)

— Подбирая украшения к своей одежде, необходимо руководствоваться:

А) чувством юмора;

Б) чувством стыда;

В) чувством меры.

То, что в переводе с английского означает «шейный платок».

Ответ: галстук.

В какой одежде ходят в кино?

А) в нарядной;

Б) в спортивной;

В) в будничной.

— А сейчас мини-викторина.

1.Кто такой Кутюрье? ( первоклассный портной.)

2.Что такое манекен? Кто такая манекенщица? (кукла в виде фигуры человека; девушка, демонстрирующая модель одежды.)

3.Кто пользуется в своей работе тканью, иглой, утюгом? (портной).

4.Кому в работе нужны ножницы, шампуни, расчески? (парикмахер.)

5.Что такое подиум? («Приподнятое» место для показа мод.)

6.Для чего нужна шляпа? (Греет, защищает от солнца, дополняет наряд.)

Воспитатель:

— Третья станция нашего города — это «Станция — культура застолья»

Вам будут представлены вопросы.

— То, что следует есть ложкой очень аккуратно, не хлюпая.

Ответ: суп

То, что с общей тарелки принято брать руками, а не вилкой.

Ответ: хлеб

Профессия человека, прислуживающего за столом.

Ответ: официант

Фрукт, которым древние римляне обычно заканчивали обед.

Ответ: яблоко

— Из какого материала изготовлялись первые салфетки?

А) из бумаги;

Б) из асбеста;

В) из золота.

Ответ: Б) из асбеста.

Воспитатель:

— Еще одна станция города — это «Станция — народная мудрость»

— Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости.

Задание такое: Из разбросанных слов составьте пословицу .

— Итак, проверяем.

Пословицы:

1. Добрые дела красят человека.

2. Без добрых дел – нет доброго имени.

3. Добрый человек — несет мир.

4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6.Делай людям добро — будешь сам в добре.

7.Чего в другом не любишь, того и сам не делай

8.Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

9.У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

10. От одного слова, да навек ссора.

— Ребята, а чему учат все эти пословицы?

— Молодцы, ребята, вы справились с испытанием. Многому научила нас станция Народной мудрости, мы покидаем ее и отправляемся дальше. Последняя наша станция – станция «Культура поведения». Дайте ответы на следующие вопросы.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?

(Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)

Вопрос: Какие слова мы говорим при встрече?

Ответ: («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)

Вопрос: Какие слова мы говорим при расставании?

Ответ: («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)

Вопрос: Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?

Ответ: («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)

Вопрос: Какие слова мы говорим перед сном?

вет: («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)

Вопрос: Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?

Ответ: (Извинится и помочь встать.

Вопрос: Вы собрались нарисовать рисунок, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?

Ответ: (Попросить вежливо: «Дай пожалуйста»)

3.Заключительная часть. Подведение итогов

Воспитатель:

— Дорогие, ребята! Мы с вами живём в 21 веке и мы просто обязаны быть вежливыми и культурными людьми.

— Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

Рефлексия.

 — Вам понравилась сегодняшняя игра? Хотите еще раз в нее сыграть?

Спасибо всем за внимание и поддержку.

До следующей встречи.

Анализ мероприятия:

В данной игре участвовали дети группы «Орбита» и «Радуга». Дети самостоятельно разделились на две команды «Самые добрые» и «Самые веселые».  Вызвали интерес такие задания как мини – викторина, игра «Вежливо – невежливо», разминка и игра с пословицами. По результатам игры победила «Дружба». Рефлексия: все дети хором сказали, что игра очень понравилась. Большинство детей хотели бы еще раз поиграть в нее.

СЦЕНАРИЙ

занятия в кружке «Азбука общения»

для обучающихся 1-3 классов

Автор — разработчик:

КРИЦКАЯ ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА – методист МБУ ДО ДДТ

Тема занятия: «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ»

Цель: прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Задачи:

Продолжать учить пользоваться вежливыми словами. 

Познакомить с историй слова «спасибо».

Расширять понятие детей о культуре поведения.

Ход занятия

Организационная часть.

Педагог: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада видеть вас на занятии. Сегодня у нас в гостях педагоги Дома детского творчества. Поприветствуем их. Вспомните разные слова приветствия. (Дети приветствуют разными словами).

Основная часть.

  1. Беседа о вежливости.

Педагог: Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? А почему? Давайте поделимся своими мыслями и настроением со всеми.

(Игра «Мое настроение» — дети передают мяч, говорят о том, какое у них настроение и почему.)

Дети, как вы думаете, а от чего может быть хорошим настроение у ваших родителей? (Ответы детей)

Я уверена, что у всех без исключения родителей настроение становится хорошим тогда, когда они видят своих детей хорошими людьми. А каким должен быть человек, чтобы его называли «хорошим»? ( Добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.)

Вот сколько замечательных качеств у хорошего человека. Обо всем мы на одном занятии точно не успеем поговорить. Давайте поговорим о вежливости, о вежливых словах, о том, как быть вежливым в различных ситуациях.

А что значит быть вежливым?

Какие вежливые слова вы знаете?

Сколько вежливых слов вы говорите в день? Давайте посчитаем.

(Анализируется день и слова, которые говорят дети в течение дня.)

Ребята, а кто из вас вежливый?

Вежливые слова – это слова, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Для того чтобы дети лучше запоминали вежливые слова и то, где и когда их надо употреблять, придумано много стихов, загадок. Наверняка и вы слышали такие стихи и загадки. Давайте с их помощью еще раз вспомним, а если не знали – узнаем вежливые слова.

Вежливые слова

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(Доброго пути!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»
(Прошу прощенья!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(так добры!)

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»
(Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …
(представиться!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита!)

Видела девочку – Настенку,

Я на улице сейчас.

Настя — славная девчонка,

Настя ходит в 1класс!

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… (Здравствуйте)

Встретил Витю, я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!..

Но представьте! – зря от Вити

Ждал я слова… (Извините)

А слово – то какое. Очень дорогое.

Дед про внучку говорил:

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба,

Ну, сказала бы…(Спасибо).

Итог: Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их, вспоминайте о них при каждом удобном случае.

2.2.. Беседа об истории слова «спасибо».

Педагог: Ребята, вот девочка в последней истории не сказала слово «спасибо» за что? А за что говорят спасибо? За что и кому вы говорите спасибо? (Ответы детей)

В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!». Как вы понимаете значение этого слова, из каких слов оно сложилось? (Ответы детей)

Но со временем слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания
«спаси Бог». Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо». Это слово есть на всех языках мира. Предлагаю разучить, как звучит слово «спасибо» в разных странах.

Английский: Тhank you (сэнк ю)

Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

Датский: Tak (цак)

Итальянский: Grazie (грацие)

Китайский: Xie-xie (Сье-сье)

Немецкий: Danke schön (данке шон)
Польский: Dziekuje bardzo (джинкуе бардзо)

Татарский: Rekhmet (рехмет)
Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Чешский: Czech: Dekuju (дякую)

Японский: Domo arigato (домо аригато)

Итог: Думаю, что придя домой сегодня, вы порадуете своих родных благодарностью на русском или каком-то иностранном языке. Главное – не забывать говорить слова благодарности.

2.3. Обыгрывание ситуаций.

Педагог: Продолжаем разговор о вежливости. Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Старшие стараются научить младших вести себя вежливо и культурно в разных ситуациях. А вы, ребята, уже много знаете о правилах вежливого поведения, знаете много вежливых слов, так что я предлагаю вам побыть в роли взрослого, который дает наставления ребенку.

Первая ситуация.

Пусть Ваня будет папой, а Максим и Никита — его дети. Вы собираетесь в гости. «Папа» должен объяснить «детям», как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Вторая ситуация.

Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вы гуляете в парке, где на лавочке сидит старичок и читает газету. Вам придётся обратиться к нему. Как вы это сделаете?

Третья ситуация.

Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя. «Приходит утром Костя в школу. Костя, увидев в классе учительницу, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал». (Ответы)

Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями. А если вы пришли вместе с одноклассницей девочкой. Кто первым должен войти в класс? Вежливый мальчик всегда пропускает девочку вперед, а вежливая девочка – благодарит мальчика за это.

Итог: Надеюсь, вы все стараетесь поступать именно так.

Игры на закрепление.

Педагог: Друзья, предлагаю вам поиграть. Игры все вам знакомы, изменяется лишь тема игры. Поэтому о правилах я много говорить не буду.

Игра «Я знаю…»

Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Я знаю..», но не просто называть слова, а с повторением с предыдущих слов. А называть мы будем вежливые слова.

Игра «Угадай-ка»

Педагог: Выбираем водящего, я загадывает ему вежливое слово. Водящий должен объяснить, где и когда это слово употребляться. Все остальные должны отгадать слово.

Игра «Вежливо – невежливо»

Педагог: Мы все становимся в круг. Я говорю фразу. Если фраза вежливая – вы садитесь на корточки, если нет – стоите.

— счастливого пути;

— чао!

— приветствую вас;

— не болей – не кашляй;

— добрый день;

— до скорой встречи;

— чмоки-чмоки;

— извините;

— простите;

— красавчик, дай пять;

— спасибо.

Игра «Кроссворд»

Детям предлагается кроссворд для коллективного разгадывания.

Слово, которым следует попросить прощения у учителя. (простите)

Новому знакомому говорят: «Приятно было…» (познакомиться)

Приветствие при встрече со взрослым. (здравствуйте)

Прощаясь говорят: «До скорой …» (встречи)

Толкнув нечаянно товарища, следует сказать…. (извини)

Каким словом можно заменить слово «спасибо». (благодарю)

Какое слово вежливый человек добавляет к просьбе. (пожалуйста)

Педагог: Друзья, какое слово сложилось из букв в выделенных квадратах? Когда мы, как вежливые люди, будем употреблять его?

Итог: Молодцы, ребята. Надеюсь, вы после наших игр еще лучше запомнили, как следует вести себя в обществе, как вежливо разговаривать.

6. Заключительная часть.

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Как вы считаете, с пользой ли прошло наше занятие или все известно и об этом больше не надо было говорить? (Ответы детей)

Ребята, помните! Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

Всякой встрече грозит расставанье,

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать «До свиданья!»,

Чтобы «здравствуйте» завтра сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго,

Нужно вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.

Конкурсно- игровая программа « Ежели вы вежливы»

Цели:

Закрепить и обобщить понятия: “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые дела и проступки”.

Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике.

Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.

Ход мероприятия:

Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости. Как вы думаете, что такое «вежливость»? (ответы детей).

Да, ребята, это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться, это доброе поведение, почтительность. Вежливый человек – внимателен к людям.

В старину в русском языке широко употреблялось слово «вежа». 

 Вежа – от слов «ведать», «знать».

 Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке.

Отсюда и произошло слово «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». 

— ВЕЖЕСТВО — это приличное поведение, уважительное отношение.

Когда мы произносим вежливые слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей

Наше мероприятие сегодня называется «Ежели вы вежливы»

Воспитатель: А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова. Давайте разделимся на команды и поиграем, только с вежливыми словами.

Игра «Доскажи вежливое слово» 

Воспитатель: Сейчас я буду каждой команде задавать по вопросу, а вы постарайтесь ответить

1. Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2. Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста)

3. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

4. Если больше есть не в силах, скажем поварам… (спасибо)

5. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)

6. Ты чихнул? Без лишних слов, мы желаем… ( будь здоров)     

Игра «вежливо – невежливо»

Воспитатель: Играем дальше

А сейчас попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости, так необходимых для общения. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вы посчитаете что поступок вежливый (хлопните в ладоши). Если невежливый (топаем ногами). 

Поздороваться при встрече.

Толкнул, не извинился.

Помочь поднять упавшую вещь.

Громко разговаривать в общественных местах.

Обозвать обидным словом .

Не уступить место пожилому человеку.

Говорить “Спасибо” за подарок

Перебивать во время разговора

Уйти и не попрощаться

10.Бегать по коридорам, сбивая всех с ног

Воспитатель:Молодцы ребята! Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать.

Игра Заменить «плохие» слова на «хорошие».

Надо дописать доброе слово напротив грубого

Злой – добрый Грубый – вежливый

Жадный – щедрый Трусливый – храбрый

Грязный – чистый Лживый – честный

Плохой – хороший Ленивый – трудолюбивый

Физкультминутка

Воспитатель: Дети, выходите ко мне, мы с вами устроим небольшую разминку. Мы будем изображать часы.

Тики-так, тики-так, руки на поясе, наклоны влево — вправо

Ходят часики вот так.

7 утра часы пробили хлопают 7 раз-бом, бом, бом…

Всех детишек разбудили.

Утро настало,

Солнышко встало. руки вверх, тянутся на носочках

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

— Доброе утро!

Тики-так, тики-так,

Ходят часики вот так. наклоны влево-вправо

Вот и день настал, ребята,

Что сказать при встрече надо?

— Добрый день!

Тики-так, тики-так, наклоны влево-вправо

Ходят часики вот так.

Стрелки тикали, ходили хлопают 6 раз- бом, бом, бом…

И 6 вечера пробили.

Вечер наступил, ребята,

Что сказать при встрече надо?

— Добрый вечер!

Воспитатель: Ребята, не достаточно только знать волшебные слова для того, чтобы быть вежливым. Надо быть внимательным по отношению к окружающим, стараться не обижать.  Сейчас мы с вами обсудим некоторые жизненные ситуации. Я вам буду описывать небольшую ситуацию, а вы мне будете отвечать на вопросы.

1. На улице мальчики бегали наперегонки, кто быстрее всех. Один мальчик Егор налетел на знакомую женщину – соседку тётю Машу. Она остановила его и спросила:

— Что нужно сказать?

— Здрасьте! – ответил Егор. А вы как думаете?

2. Едем в трамвае. Вот и остановка. Двери открываются.

На этой остановке бабуля появляется.

Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить? (что сделать, что сказать?).

Воспитатель: Все ситуации мы разобрали! Молодцы! 

Загадки

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

 Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»

(вам помочь!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»

(С добрым утром!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита!)

Воспитатель: давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Какие вежливые слова знаем.

Воспитатель:

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку, как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.

Давайте подарим свои улыбки всем окружающим.

Составление «Словаря вежливых слов»

(выходят к доске и каждый прикрепляет одно вежливое слово в форме солнечного лучика)

Наше мероприятие подошло к концу. Улыбайтесь и дарите слова благодарности любимым людям, родственникам, друзьям и окружающим Вас людям.

Цель: привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

  1. Дать понятие об этикете.
  2. Раскрыть историю понятия этикет.
  3. Отработать навыки культурного поведения.

Оформление:

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.
(М.Сервантес)

“Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям”.
(Ж.Руссо)

“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же
он своевременно поливает первое и истребляет второе”. (Ф.Бэкон)

Приложение 1.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя
понятие “этикет”, как развивалось оно со временем; о правилах поведения в
современном обществе.

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру
поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или
некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть
изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к
другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих
составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и
сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого поведения и
общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в “Одиссее” Гомера, в
памятниках древнерусской литературы, например, в “Поучении” Владимира Мономаха,
написанном еще в Х веке.

“Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите
всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного
посещайте… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому
при встрече доброе слово…

В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV
гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От
французского названия карточек – “этикеток” – и произошло слово “этикет”. Этикет
– это свод правил поведения в обществе. При Петре I трижды издавали книгу для
молодых людей “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. В
ней, помимо, азбуки и арифметики, излагались и правила поведения в общественных
местах.

“Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить
или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать.

Над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо
так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”.

Этикет сегодняшнего дня далек от этикета Людовика XIV или Петра I. Но часть
правил пришла к нам из истории. Прошедшие века стали фильтром. Который отсеял
незначительные и бесполезные правила и оставил нам только наиболее рациональные
из них.

Сейчас я приглашаю вас на несовсем обычное соревнование – турнир
вежливости
.

Он посвящен правилам этикета в современном обществе.

(Воспитанные, любезные, культурные, великодушные.

Доспехи ваши – вежливость и любезность, внимание и доброжелательность.)

За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик. Победителем окажется
тот, кто к концу нашего мероприятия наберет наибольшее количество жетончиков.
Итак, внимание! Начинаем!

Для разминки проведем конкурс – поэтическую игру “Словарь вежливых слов”.

  1. Растет даже ледяная глыба От слова теплого….(“Спасибо.”)
  2. Зазеленеет
    старый пень, Когда услышит…. (“Добрый день.”)
  3. Мальчик вежливый и развитый
    Говорит, встречаясь…(“Здравствуйте.”)
  4. Если больше есть не в силах, Скажем
    маме мы… (“Спасибо.”)
  5. Когда нас бранят за шалости, Говорим… (Прости,
    пожалуйста.)
  6. И во Франции, и в Дании На прощанье скажут…(“До свидания.”)

Одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет.

Поговорка “Ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого,
как вежливость”
хоть и не нова, но, как и прежде, очень актуальна.

Помните в сказке “О мертвой царевне и о семи богатырях”, когда
царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали”.
Мы еще не знакомы с человеком, но
стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если
постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и
возраст.

Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный
запас, и набор грамматических структур, и интонация.

Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль,
тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться.

Ученый установили, что словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У
большинства людей словарный запас скромнее – около 4 тысяч слов.

Задание:

Давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “да” произнести по-разному:
громко и тихо; неуверенно и решительно; восторженно и задумчиво; нежно и
иронично; торжествующе разочарованно; с энтузиазмом и скучающе.

  1. Скажите, к кому вы обычно обращаетесь на “ты”? (К близким людям, друзьям,
    членам семьи, взрослые к детям.)
  2. К кому вы обычно обращаетесь на “вы”? (К малознакомым и незнакомым
    взрослым, к тем людям, кто значительно старше; так можно обратиться и к
    хорошо знакомому человеку, и даже к родственнику в строгой, официальной
    обстановке.)
  3. Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться
    первым – вошедший или те, кто находится в помещении? (Вошедший.)
  4. Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых
    важных сведений о себе? (Свои имена.)
  5. Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да.)
  6. В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (Когда
    ее представляют старшему по возрасту или положению.)

“Мы идем в гости!”

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Тарам-парам, парам-тарам, на то оно и утро!

Умение встречать гостей – большое искусство и одновременно один из секретов
человеческого счастья.

  1. Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до
    празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней.
    Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть
    купить или подготовить подарок.)
  2. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (Поблагодарить, спросить
    разрешения у родителей.)
  3. Обязательно ли договариваться о времени, приглашая друг друга в гости?
    (Обязательно.
    Дежурная фраза “Заходи как-нибудь в гости” – это, по сути дела, плохо
    завуалированное оскорбление.)
  4. Можно ли приглашать в гости по телефону? (Можно, но только очень
    близкого друга.)
  5. Как нужно вести себя в гостях? (Быть веселым, приветливым, не пытаться
    привлечь к себе особого внимания.)
  6. Должны ли хозяева знакомить незнакомых друг с другом гостей? (Должны;
    более того, это их обязанность.)
  7. Представьте, что у вас дома собрались гости, все уже приготовлено, стол
    накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его
    ждать? (Не более 15 минут.)
  8. Нужно ли, отправляясь в гости, брать с собой торт, напитки, сладости? (Главное
    – взять то, что будет уместным, и столько. Сколько действительно нужно.)
  9. Прилично ли опаздывать в гости? (Неприлично, нельзя заставлять себя
    ждать.)
  10. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить,
    чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину
    отказа.)

“Что подарить…”?


Чего не дарят людям в день рождения! Фантазии гостей предела нет.
Одни приходят с книжками для чтения, другие с целым ворохом конфет.

Приглашение получено, нужно подобрать подарок. Выбрать его – задача не из
легких. Главное здесь – чтобы подарок принес радость тому, для кого он
предназначен. Итак, поговорим о том, что и когда можно дарить и как правильно
принимать подарки!

(На столике лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка,
цветок, коробка конфет, книга, духи, часы, мягкая игрушка, шоколад, ручка,
блокнот и т.д.)

Вы видите на столе много-много подарков. Подойдите к столу и выберете
тот подарок
,
который бы подарили своему другу, маме, учительнице,
подруге. Если ничего не нравится, предложите свой вариант подарка.

  1. Какие подарки уместны в любом случае, по поводу любого праздника? (Открытка,
    цветы, книги, коробка конфет.)
  2. Как следует принимать подарок? (Развернуть, посмотреть, поставить на
    видное место и поблагодарить за него.)
  3. Вы дарите букет цветов. Сколько цветов должно быть в букете? (Нечетное
    число, если их меньше 10, а если больше – произвольное число.)
  4. Вы дарите букет. В какой руке вы его держите – в правой или в левой? (В левой, чтобы букет не мешал здороваться.)
  5. Допустим, молодой человек придя в гости к девушке приносит цветы ей и ее
    матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? Кому
    вручают цветы в первую очередь? (Букеты должны быть разными, сначала цветы
    вручаются матери, затем девушке.
  6. Можно ли дарить цветы в горшке? (Можно. Но только близкому другу.)

“Пословица за пословицей”.

Правила поведения присущие тому или иному народу,
нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках.
Есть такие
пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

  1. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  2. Даренному коню в зубы не смотрят.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Худой мир лучше доброй ссоры
  5. Не бросай камня в чужой огород.
  6. Яйца курицу не учат.
  7. Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.
  8. Всяк сверчок знай свой шесток.
  9. Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
  10. Про доброе дело говори смело.
  11. Жизнь дана на добрые дела.
  12. Как проживешь, так и прослывешь.
  13. Худо жить без ласкового слова.
  14. Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  15. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  16. Спасибо – великое дело.
  17. Встречают по одежке, провожают по уму.
  • Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая,
    устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую? (В
    гостях хорошо, а дома лучше.)
  • Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка
    Мишка вдруг схватил Колю за руку: “Смотри, вон там кто-то стоит!” оказалось,
    это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ?
    (У страха глаза велики.)
  • Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала
    другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть
    на этот счет? (По секрету всему свету.)

“Прошу за стол!”

Вот это стул – на нем сидят.
Вот это стол – за ним едят. С. Маршак.

  1. Когда можно сесть за праздничный стол?
    – как только вошли в комнату;
    – только после того, как сядут хозяева;
    – после приглашения хозяйки.
  2. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…
    – заправляете за воротник;
    – кладете на колени;
    – кладете рядом с тарелкой.
  3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
    – гневно отказаться;
    – отказаться, назвав причину отказа;
    – взять немного, поблагодарив.
  4. Как правильно есть котлету?
    – ножом и вилкой;
    – одной вилкой;
    – одним ножом.
  5. Для чего к рыбе подается нож?
    – чтобы разрезать большой кусок на маленькие;
    – чтобы отделят мясо от костей;
    – чтобы придержать кусок, когда пользуешься вилкой.
  6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
    – самые большие;
    – самые маленькие;
    – те, что лежат ближе к вам.

Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но
изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы
Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок,
щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд,
смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и
ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: «Ваше Величество! Я – человек
простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один –
ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне».
Королева ответила: «Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в
Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих
приборов». И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала
кушать омаровый паштет.

Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании,
однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам
может попасться куда менее деликатный сосед по столу.

«От теории к практике.»

Задание 1: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Съесть банан (очистить
руками и откусывать по кусочку).

Задание 2: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Для них
выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил
хорошего тона. (Для этого сначала нужно выпить компот,
потом с помощью ложечки достать плоды, косточку выплюнуть сначала на ложечку,
потом положить на блюдце.)

Задание 3: Сервировка стола. Приглашаются по одному участнику от каждой
команды. Они должны установит на столе столовый прибор (тарелка, слева от нее
вилка, справа – нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз).

“Модный этикет.”

Эта игра для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам
юмористические определения предметов одежды, а вы угадываете, что я на самом
деле имею в виду.

  1. Сапоги-теплицы. (Унты или валенки.)
  2. Дубленка для сторожа. (Тулуп.)
  3. Головной убор для дурака. (Колпак.)
  4. Безрукавка с подолом. (Сарафан.)
  5. Бабочка на косе. (Бант.)
  6. Зонтик для носа. (Козырек.)
  7. Стрелочники. (Брюки.)
  8. Защитная одежда стряпухи. (Фартук.)
  9. Два сквозняка – пара. (Сандалии.)
  10. Дамская треуголка. (Косынка.)
  11. Сверхобувь. (Галоши.)
  12. Кистяное изделие. (Шаль.)

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно
одеваться в разных случаях.

Какую одежду надо носить в школе и на занятиях физкультуры?

Кроссворд.
Приложение 2.

“Танцевальный этикет.”

  1. Можно ли танцевать девушке с девушкой, а юноше с юношей? (Можно, если
    тебе не хватает пары.)
  2. Должна ли девушка объяснять партнеру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно
    – чтобы не огорчить его.)
  3. Может ли девушка после отказа танцевать этот же танец с другим? (Нет,
    этого не следует делать.)
  4. Как вести с партнером, если он плохо танцует или вообще не умеет
    танцевать? (Ни в коем случае не отказывать, а поучить его.)
  5. Можно ли прерывать танец на середине? (Нет, такого права не имеет ни
    кавалер, ни девушка.)
  6. Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до
    места и поблагодарить.)
  7. Когда девушкам можно приглашать юношей? (Когда объявлен “белый танец”.)
  8. Можно ли танцевать на вечере “до упаду”? (Нежелательно, так как вы
    будете выглядеть “взмыленным”. Лучше пропустить 1–2
    танца и вовремя передохнуть.)

Конкурс стихов.

М.Карапузов «Очень вежливый индюк»

Объявился в доме вдруг, Очень вежливый индюк. Раз по 30 в день, не реже, Он
кричал «Эй, вы, невежи! Заходите, что ли в гости – Поучится вежливости. Я и сам,
– кричал Индюк, – Доктор вежливых наук. И жена моя – пример Замечательных манер.
Даже когда спит она, Видно, что воспитана. Не стесняйся, ты, Осел! Заходи,
садись за стол! Что же ты молчишь, как рыба? Говори: «Приду, спасибо.» Ты не
будь свиньей, Свинья, Ждет тебя моя семья. Только раньше бы умыла Ты свое свиное
рыло.» Как ни бился он, однако К Индюку никто не шел – Ни Корова, ни Собака, Ни
Хавронья, ни Осел. Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы в гости! Зря пропали
все труды! Все они балды-балды!» И добавил с высоты Своего величия: «Не усвоили,
скоты, Правила приличия!»

И. Кибаленко «Простите»

Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа
нашелся, взглянул им в глаза. И робко и тихо: «Простите» сказал. И мама молчит,
улыбается даже. – “Мы купим другую. Есть лучше в продаже”.

Ребята, в нашей школьной жизни еще много недостатков. Есть ученики,
которые постоянно нарушают дисциплину: невнимательны, разговаривают на уроках,
выкрикивают с места, бегают, дерутся на переменах.
Вот что советовал писатель Н. А. Островский: “Для самовоспитания надо,
прежде всего, призвать самого себя на собственный суровый, беспрестанный суд.
Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия… выяснить свои недостатки, пороки…
и решить раз и навсегда, буду я ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту
обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт”.
Замечательные поэты С. Маршак, А. Барто и Б. Заходер в своих стихах критиковали
многие недостатки школьников и рекомендовали избавляться от них. Прислушайтесь к
их советам, постарайтесь стать дисциплинированными и серьезными учениками,
настоящими товарищами, добрыми друзьями.

– Чему учит нас стихотворение С. Маршака “Угомон”.

Что случилось нынче в школе, нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс и бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: “Ребята, тише!”
“Тише!” – крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.
“Тише! Тише!” – закричали Коля, Оля, Галя, Валя.
“Тише! Тише! Тишина!” – крикнул Игорь у окна.
“Замолчите! – “на весь класс басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья просто вышла из терпенья, убежать хотела вон.

– Что же нужно сделать, чтобы в классе была тишина?
– Как поступит каждый из Вас?

Вдруг явился Угомон, оглядел он всех сурово и сказал ученикам: “Не учи
молчать другого, а молчи побольше сам!”

“Рыцари и джентльмены.”

Кого в прошлом называли рыцарями?

Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили
тяжелые доспехи. Чтоб стать рыцарем, необходимо было пройти целую науку, школу
воинов, которой учились от 7 до 21 года. В возрасте 7 лет мальчик, который
готовился стать рыцарем, отправлялся в знатную семью в качестве пажа. Там он
обучался хорошим манерам, помогал своему господину ездить верхом и сражаться на
мечах. В 14 лет паж становился оруженосцем. Он должен был готовить господина к
бою, следить за лошадью и доспехами. К 21 году большинство оруженосцев
становились рыцарями. Рыцарство не сводилось к умению драться – это был особый
образ жизни. Рыцарь должен быть щедрым, держать слово, говорить правду, защищать
слабых. И еще благородно и возвышенно относиться к женщине.

Кого сегодня можно назвать рыцарем?

Рыцари сегодняшних дней должны отличаться от средневековых только формой
одежды. Во всем остальном это тот же набор благородных правил обхождения.

“Кто такие джентльмены?”

Джентльмен (англ. gentleman.)

1) (устаревшее) человек «благородного» происхождения, дворянин.
2) В Великобритании и англоязычных странах – человек, строго придерживающийся
установленных в буржуазном обществе «светских» правил поведения и так
называемого хорошего тона.

  1. В Англии – вежливое обращение к мужчине.
  2. Человек, отличающийся благородством, порядочностью и великодушием.

“Современный этикет”

Задачи не на сложение – задачи на уважение!

  1. Мальчик на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким
    образом, мальчик допустил три ошибки. Какие? (Он должен был спокойно
    спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)
  2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них
    должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу
    первым уступает тот, кто вежливее.)
  3. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Во дворе мальчишка такой
    невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама.
    “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня.
    Права ли Таня? (Нет.)
  4. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в
    руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга
    упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?”
    – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и
    сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты
    хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но,
    однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать
    мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)

Этикет – не этикетка
И не новенький костюм,
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.

автор: Максимова Елена Юрьевна

Педагог дополнительного образования МБУДО”ЦРТДИЮ”

Сценарий занятия урок вежливости

Сценарий  занятия «Урок вежливости».  

Составила педагог Максимова Е.Ю.

Ведущий — Здравствуйте! –  
Поклонившись, мы друг другу сказали,  
Хоть были совсем незнакомы.  
— Здравствуйте! – 
Что особого тем мы друг другу сказали?   
Просто «здравствуйте»,  
больше ведь мы ничего не сказали.  
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?  
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?  
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? 

Ведущий – Что вы можете ответить на эти вопросы?

Ведущий – Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, друзьям, учителям, хорошего здоровья, доброго настроения.
Много-много лет назад, когда человек стал пытаться сделать мир лучше, появилась культура. И сразу возникла необходимость в правилах взаимоотношения людей.

Ведущий – Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он невоспитан, не соблюдает правила этикета. “Этикет – это правила поведения человека среди других людей.” 
Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом. 
А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их? 
Дети: 
– Его называют культурным. 
– Его называют воспитанным человеком
Как вы понимаете, кто такой вежливый человек?

Ответы ребят: “Он никогда не капризничает”, “он не вредничает”, “он не плачет громко,  даже если ему очень больно”, “он всегда здоровается”, “он хорошо одет”, “он не кричит”.

Ведущий – Нередко красивый человек ведет себя грубо, неприлично. И все перестают замечать его красоту: он всем становится неприятным. И наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и честные люди. И вам хочется дружить с ними, быть на них похожими.

Иногда, к сожалению, многие ребята не очень вежливы друг с другом, родителями, знакомыми. Некоторые в школе ведут себя хорошо, а после школы…

Ведущий – А вот, мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться “вежливыми словами”. Послушайте, как у него получилось. (инсценирование по ролям).
Обещал отцу Петрусь:
“Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить!”
Но мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только – только задремал…
А Петрусь как заорет :
“С добрым утром, дед Федот!”
Отругал его дед.
Вот Петрусь догнал Яринку,
Да как дернет за косичку:
“Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой !”
Та отпрянула в сторонку –
“Как невежлива девчонка!” (Петрусь качает головой).
Нес Володя стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
“Извините, добрый вечер!”
“ Ты – невежа и нахал!” –
Володя так ему сказал.
Петя очень удивлен:
“Разве был невежлив он?”
Ведущий – Ребята, вежлив ли был Петя? Почему?
Поднял ли он настроение деду? Яринке? Володе?

Ведущий – Недаром говорится, что ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. 
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание. 
Еще интереснее история слова «пожалуйста», которым вежливые люди пользуются для обращения, выражения просьбы или согласия. Оно тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения» обычно в качестве приставки к имени. Для примера сошлемся на роман А.К. Толстого «Князь Серебряный». Те, кто его читал, вероятно, помнят, как князь впервые побывал на пиру у Ивана Грозного. К Серебряному подошел стольник и, ставя перед ним блюдо жаркого, сказал: «Никитаста! Великий государь жалует тебя блюдом со своего стола». 
В настоящее время смысл этого старинного обращения утрачен, но слово «пожалуйста» прочно вошло в наш обиход 

Ведущий – Подберите подходящее по рифме вежливое слово или выражение:

    • Всегда я маме говорю: “За обед…” (благодарю)
    • Отзовется даже рыба, услышав теплое… (спасибо)
    • Прощенья попросить хотите – скажите четко… (извините)
    • Каждый день мы не напрасно говорим знакомым… (здравствуй)
    • Приятеля обидев, попроси: “Пожалуйста, …” (прости)
    • Прося, запомни, как пароль: “Пожалуйста, …” (позволь)
    • Знакомым на прощание скажите: … (До свидания)
  • Перед сном приятно очень услыхать: … (Спокойной ночи)

Ведущий – Игра « Пожалуйста». Я вас буду просить выполнить действия ,если скажу «пожалуйста, то вы выполняйте , если наоборот , то не выполняйте.

Ведущий – А теперь игра – «Вежливо – невежливо». Если вежливо зеленый кружок, невежливо- красный
– Поздороваться при встрече…
– Толкнуть, но не извиниться…
– Перебивать во время разговора…
– Уметь соблюдать на уроке тишину…
– Уметь выслушать друга. 
– Пропустить вперед девочек…
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать…
– Помочь поднять упавшую вещь…
– Обозвать обидным словом соседа…
 – Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

Ведущий – Сейчас предлагаем  для вашего обсуждения разные ситуации.

Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: “Сколько время?”
Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет?

Ситуация 3. Представьте, что девочке неожиданно принесли два одинаковых подарка на день рождения, как ей себя вести? Что сказать?

(Ответ: Мальчик должен был спокойно спросить: “Извините пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”) (Ответ: Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее ( Ответ: Девочка должна поблагодарить, обоих  дарителей) Ведущий – А теперь запомним  несколько важных правил:

ПРАВИЛО 1

Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

ПРАВИЛО 2

Вежливый человек внимателен к людям.

ПРАВИЛО 3

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

 ПРАВИЛО 4

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?

Ведущий – А теперь расшифруйте пословицы о добрых словах. 

О Ж Ы О Ы О Х
Т Л Х В К Т Н
В И С Я Н С Е
Е В Л З Е О Т
Д О Б Р О Е
С Л О В О И
К О Ш К Е П
Р И Я Т Н О

Ответ: Доброе слово и кошке приятно. (Читаем строками)

Ответ: От вежливых слов язык не отсохнет. (Читаем столбцами) 

Ведущий –  Следующее задание заключается в том, чтобы к каждой группе выражений из азбуки вежливости подобрать обобщающее слово.

 Обобщающие слова:

 извинение, обращение, прощание, приветствие, просьба, благодарность

  1. Анна Николаевна!
    Андрюша!
    Дорогая бабушка!
    Милая мама!
  1. Здравствуй!
    Добрый день!
    Приветствую.
    Добрый вечер.
  1. Я очень вас прошу…
    Будьте добры!
    Вы не могли бы…
    Будь любезен!
  1. Простите, пожалуйста.
    Прошу меня извинить.
    Виноват…
    Прошу прощения.
  1. Спасибо!
    Благодарю вас.
    Я вам очень признателен.
    Большое спасибо.

Ведущий – А теперь мы возьмем мяч и будем друг другу бросать мячик и говорить вежливые слова.

  1. До свидания.
    До скорой встречи.
    Всего хорошего.
    Пока!

Ведущий – Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами. И тогда вас будут называть вежливыми и воспитанными. Добрые слова – это цветы человеческой души. Так не скупитесь же раздавать эти замечательные цветы окружающим!

Эти чудные цветы,
Добавят красоты,
И станет в мире меньше зла,
И больше доброты.

О Ж Ы О Ы О Х
Т Л Х В К Т Н
В И С Я Н С Е
Е В Л З Е О Т

Ответ: От вежливых слов язык не отсохнет. (Читаем столбцами) 

Д О Б Р О Е
С Л О В О И
К О Ш К Е П
Р И Я Т Н О

Ответ: Доброе слово и кошке приятно. (Читаем строками)

Обобщающие слова:

 извинение, обращение, прощание, приветствие, просьба, благодарность

  1. Анна Николаевна!
    Андрюша!
    Дорогая бабушка!
    Милая мама!
  1. Здравствуй!
    Добрый день!
    Приветствую.
    Добрый вечер.
  1. Я очень вас прошу…
    Будьте добры!
    Вы не могли бы…
    Будь любезен!
  1. Простите, пожалуйста.
    Прошу меня извинить.
    Виноват…
    Прошу прощения.
  1. Спасибо!
    Благодарю вас.
    Я вам очень признателен.
    Большое спасибо.
  1. До свидания.
    До скорой встречи.
    Всего хорошего.
    Пока!

Сценарий

открытого внеклассного мероприятия

«Школа вежливости».

Цели: ознакомить с этическими нормами поведения;

дать представление о вежливом общении;

формировать привычку употреблять слова вежливости.

Задачи:

1) закрепить знания о правилах поведения человека среди других людей

2) расширять кругозор, обогащать словарный запас

3) воспитывать уважение, доброту, культуру поведения

Оборудование: песня «Улыбка», цветик — семицветик (видео ролик), советы — памятки для каждого ученика, «вежливые» слова (слайды).

Ход классного часа

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Ученик.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо — хлопайте два раза, невежливо — один.

Поздороваться при встрече –

Толкнуть и не извиниться –

Помочь подняться, поднять

упавшие вещи —

Не встать, обращаясь к учителю –

Взять билеты в автобусе –

Не уступить место в транспорте –

Не заметить недовольство мамы —

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель показывает на экране слайды с «вежливыми» словами.)

Игра «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:… (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь:… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:… (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю… (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Стихи

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Игра «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего — узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

Игра «Волшебный цветик-семицветик» (видео включение — ролик)

Учитель берет самодельный цветок — ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад — на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели…

А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе слово».

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится — стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни –

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.

Советы на память от волшебного цветика — семицветика

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся — так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой — проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь — подбери!

Ты труд другого уважай.

Сам насорил — сам убирай!

Не таскай в кармане мела –

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

(Памятка отпечатана на лепестках цветка для каждого ученика.)

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь… (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:… («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:… («Извините, пожалуйста».)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)

7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)

Из истории слов

Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

— Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

— Все? — удивилась мама. — Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

— Да-а, — протянула капризная девочка, — все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

— Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы — и ты станешь дедушкой?

— Нет уж, благодарю! — рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про глупого короля
  • Сценарий про ведьмочек
  • Сценарий про испанию
  • Сценарий про гитару
  • Сценарий про ведьм