Сценарий про защиту леса

Сценарий  "В защиту русского леса"  можно использовать в целом как самостоятельное мероприятие в внеурочной деятельности,при проведении предметных недель географии - биологии 

                               «В защиту русского леса»

                                                                      Материал составлен

                                                                      Решетниковой Татьяной  

                                                                      Николаевной, учителем

                                                                      биологии-географии  

                                                                       МКОУ«Гашунская СОШ

                                                                       им.Очирова А.В.»

                                                   Аннотация

Данный материал будет полезен для учителей начальной и основной школы(учителям,преподающим окружающий мир,естествознание,

учителям биологии,географии)в качестве иллюстративного материала.Материал будет интересен для классных  руководителей,учителям ГПД при проведении мероприятий экологической направленности. Основные задачи мероприятия:  

воспитание любви к Родине,формирование экологической грамотности,развитие эстетической культуры.

                                    В защиту русского леса.

«Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек,

Я другой такой страны не знаю …»

(Песня из к/ф «Цирк»)

Да, Россия великая страна!

Она хозяйка огромных природных богатств. Одним из которых являются ее леса.

«Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

У реки березка-скромница и ромашковый бугор…»

«То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!

Где найдёшь ещё такой!»

Текст песни «Наш край»

Просмотр слайдов презентации:«Русские художники о лесе»

Лес — экологическая система, в которой главной жизненной формой

являются деревья.

«Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!»

(Лес)

« Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек»

(Лес)

Лес — составная часть природы. Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км². Из них 264 млн га, или 7 %, посажены человеком. Половина лесной зоны принадлежит тропическим лесам. Лес — это не просто совокупность деревьев и кустарников, лес является экосистемой — сложным сообществом из тесно связанных между собой элементов.

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой!»

Звучит песня Дрозды

Слова: С. Островой, Музыка: В. Шаинский

«Вы слыхали, как поют дрозды?

Нет, не те дрозды, не полевые,

А дрозды, волшебники-дрозды,

Певчие избранники России.

Вот они расселись по лесам,

Зазвучали до самозабвенья.

Узнаю я их по голосам,

Звонких повелителей мгновенья.

Звуки вырастают, как цветы —

Грустные, веселые, любые,

То горячие до красноты,

То холодновато-голубые.

Достают до утренней звезды,

Радугами падают на травы…

Шапки прочь, в лесу поют дрозды,

Для души поют, а не для славы!»

сюда входят как живые организмы (биота), так и неживая, абиотическая составляющая — воздух, почва и вода. Лесная биота включает в себя, растительность.

 «Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок»

(Дуб)

«Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой»

(Береза)

« С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают»

(Липа)

  «Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?»

(Осина)

 «Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют»

(Рябина)

  «Весной зеленела,

летом загорела,

осенью надела

красные кораллы»

(Рябина)

 « Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна»

(Черемуха)

 « Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит»

(Ива)

животных и микроорганизмы, причём лесная растительность — это не только древесная растительность, — это также травы, мхи, грибы.

« Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят»

(Ландыш)

«Эй, звоночки,

Синий цвет, —

С язычком,

А звону нет!»

(Колокольчик)

«Я – болотное растенье,

Конопатят мною стены»

(мох)

«И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят»

(Грибы)

 водоросли и лишайники. Потоки энергии и веществ (например, кислорода) циркулируют в экосистеме, образуя круговорот и связывая в одно целое все элементы живой и неживой природы. Примером являются процессы, связанные с фотосинтезом — процессом образования питательных веществ из воды и углекислого газа с использованием энергии солнечного света. Способностью к фотосинтезу обладают только зелёные растения, поэтому все остальные вынуждены питаться либо этими растениями, либо другими организмами, которые используют в пищу растения, и таким образом растения, прямо или косвенно, являются источником питания для всех организмов.

 «Красит спозаранку

Солнце край небес,

Скатерть-самобранку

Расстилает лес.

Хватит угощенья

У него для всех:

Сладкие коренья,

Мед, грибы, орех»

Стихотворение Т. Шорыгина «Скатерть – самобранка»

«Настоем крепким трав, грибов и ягод

Вдруг от того повеяло леска.

Нагретою захлебываясь влагой.

Дышу, не надышусь издалека.

Ах, милая!

Когда б забыть другие,

Я б только эти повторял слова!

Привычные, по-детски дорогие…

Грибы.

Деревья.

Ягоды.

Трава.»

Стихотворение В.Субботина «Настоем крепким трав»

 Очень важна роль бактерий и других организмов, разлагающих отходы обмена веществ и остатки растений и животных, образуя более простые вещества, которые могут быть использованы в дальнейшем обмене веществ.

Более 1,2 млрд га, или 75% от площади земельных угодий, занимают леса в России. Ни одна страна в мире не имеет больших запасов древесины. Общая площадь лесов России составляет сегодня значительную часть всех лесов Земли. Это самые мощные легкие планеты из оставшихся.

Размещение лесов в нашей стране неравномерно, наибольшая часть всей лесопокрытой площади находится в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь сосредоточены основные площади сосны обыкновенной, ели, лиственницы, пихты, кедра сибирского, осины. Основные лесные богатства сосредоточены в Восточной Сибири (45 % лесов всей страны) и простираются от Енисея почти до Охотского моря. Этот богатейший лесной край представлен такими ценными древесными породами, как лиственница сибирская и даурская, сосна обыкновенная, кедр сибирский и др.

Леса — важная составная часть окружающей среды. Как экологическая система лес выполняет различные функции и одновременно является незаменимым природным ресурсом. Влияние лесов на окружающую среду исключительно многообразно. Оно проявляется, в частности, в том, что леса:

— являются основным поставщиком кислорода на планете;

— непосредственно влияют на водный режим как на занятых ими, так и на прилегающих территориях и регулируют баланс воды;

—- снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, сдерживают движение подвижных песков;

— смягчая климат, способствуют повышению урожаев сельскохозяйственных культур;

— поглощают и преобразуют часть атмосферных химических загрязнений;

— защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и других неблагоприятных геологических процессов;

Леса создают нормальные санитарно-гигиенические условия, благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение.

 «Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк…

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна.

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света»

Стихотворение «Детство» И.Бунина

Звучит песня Слова: Гилевич Н. Музыка: Ханок Э.

Лягу-прилягу (Вы шумите, берёзы) ансамбль Сябры

Текст песни

«Вы шумите, шумите надо мною, берёзы,

Колыхайтесь, ведите свой мотив вековой.

А я лягу-прилягу возле старой дороги

На душистом покосе, на траве молодой.

А я лягу-прилягу возле старой дороги

На душистом покосе, на траве молодой.

А я лягу-прилягу возле старой дороги,

Головой на пригорок, на высокий курган.

А усталые руки я свободно раскину,

А ногами в долину, пусть накроет туман.

А усталые руки я свободно раскину,

А ногами в долину, пусть накроет туман.»

Значение леса беспредельно. Известный русский писатель Л. М. Леонов назвал его Другом с большой буквы. Леса — важное и наиболее эффективное средство поддержания естественного состояния биосферы и незаменимый фактор культурного и социального значения. Позитивная экологическая роль леса отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия): «Лес — это вода, вода — урожай, урожай — жизнь». Вместе с тем леса являются источником получения древесины и многих других видов ценного сырья. Из древесины производят более 30 тыс. изделий и продуктов, и потребление ее не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.

Просмотр презентации «Что нам дают деревья»

Дерево окружает нас повсюду. Деревья растут рядом с нами.

Звучит песня из фильма — сказки

Город мастеров — Песня Караколя (Моя метла в лесу росла…) или ролик фильма.

Текст песни

«Тири  тон  Бом  Бом

Тири  тон  Бом Бом

Лала ри Лала ри,

Лала  ри Бом  Бом

Тири  тон  Бом  Бом

Тири  тон  Бом  Бом

Лала ри Лала ри,

Лала  ри  Бом  Бом

Моя метла в лесу росла,

Росла в лесу зеленом.

Еще вчера она была

Осиной или кленом.

Тири тон Бом Бом

Тири тон Бом Бом

Лала ри Лала ри

Лала ри Бом Бом

Лала ри Лала ри

Лала ри Лала ри

Лала ри Лала ри

Лала ри Бом Бом

Была вчера на ней роса,

На ней сидели птицы,

Она слыхала голоса

Кукушки и синицы.

Тири тон Бом Бом

Тири тон Бом Бом

Лала ри Лала ри

Лала ри Бом Бом

Лала ри Лала ри

Лала ри Лала ри

Лала ри Лала ри

Лала ри Бом Бом

Моя метла в лесу росла

Над речкой говорливой.

Еще вчера она была —

Березой или ивой.»

 Стулья, столы, кровати, мебель — это все наши ежедневные спутники по жизни. Спектр применения дерева широк.

Когда-то дерево было самым распространенным строительным материалом. Из него строили корабли и пускали их в плавание по всему мировому океану. Русские зодчие строили из дерева дома и церкви без единого гвоздя. Памятники этого архитектурного наследия сохранились и до наших дней, хоть и в незначительном количестве. Но до сих пор поражают воображение людей своей красотой, несмотря на ветхость.

Что делают из дерева сейчас? В сравнении с другими современными строительными материалами древо менее долговечно. Кирпич и бетон имеют большую прочность и долговечность. И тем не менее, деревянный дом по-прежнему привлекает многих своей уникальной атмосферой. Иногда о деревянном доме говорят: «Дом дышит». В нем и дышится легко, и спится слаще.

Из дерева выпускают сегодня различные пиломатериалы. Это и доску обрезную, не обрезную, брус, брусок, рейку, бревно оцилиндрованное и не оцилиндрованное. А так же изготавливают различную продукцию и строительные материалы. Древесина является сырьём для производства фанеры, древесно-стружечных плит, бумаги, картона, биотоплива в виде топливных брикет и пеллет, спичек.

Для отделки деревянных домов из древесины изготавливают вагонку, имитацию бруса, блок-хаус, плинтуса, наличники. Не потеряли своей актуальности и деревянные полы. Деревянные половые покрытия выпускаются в вид доски пола, паркета.

В мебельном производстве дерево применяется в виде массива и в виде мебельного щита, шпона. В основном для производства мебели берутся ценные породы деревьев: бук, дуб, орех, красное дерево.

Не удалось полностью заменить деревянные шпалы и столбы электропередач на бетонные. Они по-прежнему востребованы и необходимы.

Много домашней утвари и сувениров изготавливается из дерева. Это и знаменитые русские матрёшки, различны ложки, шкатулки, миски, кадушки и много другое.

Деревянные рамы начинают вытеснять в домах пластик. Двери из натурального дерева значительно надежнее и респектабельнее по внешнему виду, чем двери из МДФ или ПВХ.

По-прежнему нам приятно посидеть в деревянной беседке, попариться в деревенской баньке, порыбачить на лодочке с удочкой на какой-нибудь тихой, заповедной речке.

Ну и наконец, какой деревянный дом не украсит деревянная лестница с резными болясинами.

Находит применение древесина и в медицине. Используются в ней не только берёзовые почки, но и хвоя, кора дуба. Музыкальные инструменты, скипидар, целлюлоза, различная тара и упаковка — все это тоже связанно с древесиной. Перечень можно продолжать и продолжать. Дерево было и остается восполняемым ресурсом земли, повседневную жизнь без которого трудно себе представить.

Значение леса в природе и жизни человека

   Поддерживает равновесие в атмосфере.

Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Кислород, образовавшийся при фотосинтезе, имеет высокую степень ионизации, что плодотворно влияет на здоровье человека.

     Повышает влажность воздуха.

 Влажность воздуха на городских бульварах и скверах выше на 2-8 % в сравнении с открытыми площадками.

  Снижает уровень запыленности воздуха.

За 1 год 1 га хвойных задерживает до 40 т пыли, а лиственных — около 100 т (особенно сирень, тополь и др.).

Снижает уровень шума.

Полоса зеленых насаждений вдоль дорог снижает уровень транспортного шума на 10-12 децибел.

Предохраняет почву от эрозии, поддерживает ее плодородие.

    Регулирует гидрологический режим рек.

Запасы весенней влаги, накапливаясь в лесной подстилке и почве, предупреждают опустошительные разрушения рек при разливах, а позднее подпитывают поверхностные воды, обеспечивая их полноводность.

      Восстанавливает силы и здоровье человека.

     Является источником строительных материалов, сырьем для производства бумаги, медикаментов, витаминов, спирта, сахара и многого др.

 По своему значению, местоположению и выполняемым функциям все леса подразделяют на три группы:

 Первая группа включает леса, выполняющие защитные экологические функции. Сюда относятся: леса государственных заповедников, почвозащитные, полезащитные, защитные полосы вдоль рек, курортные зеленые зоны вокруг городов и населенных пунктов, ленточные боры, степные колки, защитные лесополосы вдоль железных и шоссейных дорог.

 Эксплуатация перечисленных лесов запрещена, возможна лишь санитарная рубка в целях ухода.

 Вторая группа объединяет водоохранные леса и леса густонаселенных районов. В лесах этой группы установлен ограниченный размер рубок, который определяется с учетом правильного ведения лесохозяйства и естественного лесовозобновления.

 Третья группа включает леса лесоизбыточных районов (эксплуатационные леса), которые используются для получения древесины.

  Дерево в степи

   Еще в 1846 году из Астрахани в Калмыцкую степь были направлены письма о необходимости разведения леса. Для этой цели из корпуса лесничих Астраханской губернии сюда был командирован специалист. В этом отношении интересна переписка соединенного присутствия Астраханской палаты государственных имуществ и Совета Калмыцкого управления с руководителями Малодербетовского улуса.

   Так, 11 декабря 1846 года было направлено письмо помощнику малодербетовского попечителя, в котором ставилась задача: избранные подпоручиком Заусцинским и предъявленные в натуре под посевы земли должны быть вспаханы с весны 1847 года.

   В письме помощнику  попечителя Малодербетовского улуса Иванову сообщалось, что ему для разведения леса высылаются семена ели, сосны, пихты, липы, ольхи, каштана.

   В одном из документов того времени называлась площадь (с разбивкой по улусам), на которой предполагалось разводить леса, — более ста десятин.

   Весной и осенью 1849 года планировалась расширить посадки леса до 546 десятин, распределяя их по улусам соразмерно с числом кибиток.

   Когда управляющему Астраханской палатой государственных имуществ и главному попечителю калмыцкого народа стало известно, что лесные плантации в Яндыковском  улусе повреждены скотом кочевавших калмыков, они поручили улусному управлению немедленно провести разыскание по этому обстоятельству и позаботиться о приведении плантаций в прежний вид, заменить поврежденные деревья новыми.

   Такая заинтересованность в разведении леса в степи, безусловно, давала положительные результаты. Лесные посадки имелись во многих улусах. Активная работа в этом направлении выдвинула новую задачу: открытие лесной школы для подготовки кадров низших лесных чинов, хорошо знакомых с условиями жизни края и особенностями лесоразведения на его территории.   Разведением леса в степи занимались и в последующее время. В начале 50-х годов активно проводилось насаждение лесополос. К этой работе привлекали и школьников.

В 70-е годы пропагандировалась работа животноводческих бригад по посадке деревьев. Позднее все это забросили. Новых насаждений почти не стало, а за старыми ослабели уход.

   Почвенно-климатические, геологические и гидрологические условия относят нашу республику к полупустынной природной зоне. Леса занимают 0.17 процентов от общей площади, но совсем недавно эта цифра равнялась абсолютному нулю. Площадь лесных насаждений в Российской Федерации  составляет 0,72 миллиарда гектаров. А это 20 процентов мировых лесов!

   Общая площадь лесного фонда Республики Калмыкия составляет 55,5 тыс.га.(в т. ч. покрытых лесной растительностью-16,8 тыс га.),или 0,23% от всех республиканских земельных угодий различных типов и форм собственности. Особая роль в Калмыкии принадлежит посадкам смородины золотистой, общая площадь которых составляет 2.253 га. Витамина С в золотистой смородине в3-4 раза меньше, чем  в черной, но в ее плодах витамина А(каротина) больше, чем в абрикосах и сладком перце. В безлесной Калмыкии в защитных насаждениях произрастает 28 видов лесообразующих и кустарниковых пород: вяз и дуб; ясень и ива; татарник и лох; смородина и алыча; шиповник и др. ценные виды. На бедных и сухих почвах не обойтись без вяза, татарского клена. Деревца эти хоть и неказистые с виду, но зато цепкие и неприхотливые. Там , где и они расти не могут, выживут кустарники скумпии, ирги; акации желтой; жимолости татарской; золотистой смородины, не последнее место в озеленении занимают береза, сосна. Они засухоустойчивы, не боятся морозов, терпят засоление, экономно расходуют воду.

  Вяз. Обыкновенное для наших лесов дерево. Его можно встретить повсюду.

Только вот название старинное – вяз. Может быть, от слова «вязать», «связывать»?

 Вряд ли — Это же не какой-нибудь прутик, который  можно чуть ли не узлом завязывать, а дерево-долгожитель (живет до пятисот лет, а то и больше), до трех метров в поперечнике, высотой до двадцати метров. Ну что им свяжешь?

Может быть, название родилось от слова «увязать», «увязнуть»?

Это вернее. Во всяком случае, для того, кому приходилось когда –нибудь колоть дрова, это будет подсказкой.

Бывает так: изо всех сил ударил топором, а полено целехонько. Да еще и топор никак из него не вытащишь – завяз.

Изрядно приходится потрудится, чтобы расколоть полено. А все потому, что волокна древесины неровные,  плохо отделяются друг  от друга .Топор увязает в полене – вязкое дерево. Вот и отгадка.

Люди давно отгадали секрет дерева, давно поняли, что древесина вяза твердая, упругая, вязкая. И тем не менее вяз в русских народных промыслах считался первостатейным материалом. Из него делали высококачественные дуги, оглобли, полозья, шла древесина и на различные поделки – у нее красивый рисунок. Кроме того, она не трескается при высыхании, не коробится от воды. Не случайно, например, каюты на кораблях отделывают вязом, да и немало деталей на кораблях сделаны из древесины этого дерева. Даже многие постройки «самого мокрого» города в мире – Венеции стоят на сваях, сделанных из вяза.

Издавна использовалась кора вяза в народной медицине, трудные

времена она даже шла в пищу.

Но ведь и живое дерево не безразлично к человеку: вяз – прекрасный «пылесос», один из лучших очистителей воздуха от пыли и сажи. А, кроме того, он очень украшает леса и парки.    

«В дни моей печали и тревоги

В рощу я забрел к исходу дня

И безмолвно пал деревьям в ноги,

И деревья поняли меня.

Тотчас легконогая береза

Гибко наклонилась надо мной,

Девичьей рукою отерла слезы,

Душу мне омыла белизной.

Протянула мне рябина грозди,

Утолила боль прохлада трав…

…А сегодня я пришел к ним в гости

И невольно вскликнув увидав,

Что шальные ручки человечьи,

Походя, небрежно, не со зла

Нанесли жестокие увечья

Тем, чья доброта меня спасла.»

Стихотворение В.Нурова «Друзьям –деревьям»

Звучит фонограма песни Березовый сок

Слова:  М. Матусовский, Музыка: В. Баснер

«Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок —

То плачут березы, то плачут березы.

Как часто, пьянея средь ясного дня,

Я брел наугад по весенним протокам,

И Родина щедро поила мен

Березовым соком, березовым соком.»

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ

Белая берёза

«Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре.

Студеный сок бежал, как слезы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

Спасли березу под Москвой.

И рано-раненько весною

Береза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

И стой поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Родную русскую березу

В обиду больше не дадим»

Звучит фонограма песни Евгения Бачурина

 ДЕРЕВА

«Дерева, вы мои дерева,

Что вам головы гнуть-горевать.

До беды, до поры

Шумны ваши шатры,

Терема, терема, терема.

Я волнуем и вечно томим

Колыханьем-дыханьем твоим,

Что ни день, то весна,

Что ни ночь, то без сна,

Зелено, зелено, зеленым!

Мне бы броситься в ваши леса,

Убежать от судьбы колеса,

Где внутри ваших крон

Все малиновый звон,

Голоса, голоса, голоса.

Говорят, как под ветром трава,

Не поникнет моя голова,

Я и верить бы рад

В то, о чем говорят,

Да слова, всё слова, всё слова.

За резным, за дубовым столом

Помянут нас недобрым вином,

А как станут качать

Да начнут величать

Топором, топором, топором!

Ах вы, рощи мои, дерева,

Не рубили бы вас на дрова.

Не чернели бы пни,

Как прошедшие дни,

Дерева, вы мои дерева!»

Десять правил друзей леса

1.Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков.

2.Сохраняйте «зеленое» равновесие – новые посадки должны полностью восполнять срубленные и погибшие деревья.

3.Приходите в лес с любовью к природе.

4.Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.

5.Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам – пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.

6.Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима, включая микроорганизмы.

7.Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.

8.Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.

9.Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.

10.Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой!

Литература:

1.М. Цембелев «Лесное хозяйство: проблемы и перспективы»-статья,

       газета «Известия Калмыкии»,2010 г.

  2.Р.Бобров «Беседы о лесе»,Изд. «Молодая гвардия»,1982 г.

   3.Ю.И.Смирнов «Популярная энциклопедия», Изд. Санкт-Петербург

       «Мим –Экспресс»,1997г.

    4. Г.Кузыченко «Зеленая зона ищет защиту», статья, газета «Известия    

         Калмыкии»,2008 г.

    5.Р. Неяченко «Посаженное в степи  дерево», статья, газета «Известия

         Калмыкии»,2010 г.

Сценарий игрового познавательного вечера в рамках Международного дня лесов

_____________________________________________________________________

*Цель Международного дня леса: привлечение внимания к проблемам сохранения и приумножения лесных богатств России, распространение знаний о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты и восстановления.

Задачи Международного дня леса:

    формировать понимание значимости природоохранных действий в защиту леса;

    воспитывать у учащихся ответственное отношение к лесным богатствам родного края;

    привлекать внимание общественности к проблемам защиты, восстановления природных лесных сообществ и искусственных лесопосадок в окрестностях населенных пунктов.

_____________________________________________________________________________

Цель мероприятия (игрового познавательного вечера): привести учащихся к пониманию значения леса в жизни человека, всего живого и его сохранению.

Задачи мероприятия (игрового познавательного вечера):

Образовательная: рассмотреть и усвоить основные экологические правила (в том числе примеры отрицательного воздействия человека на природу) и правила поведения человека в природе, которые для каждого должны стать нормой.

Воспитательная: воспитать чуткость и внимательность к жизни леса и его обитателей, положительное, рациональное и бережное отношение к лесным богатствам, личную ответственность за каждый поступок, связанный с лесом, и за сохранение целостных здоровых экосистем леса.

Развивающая: развитие интереса, неравнодушия к лесу, желания личного участия в изучении, сохранении и приумножении лесов.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Лес – наше богатство», рисунки, картинки и фотографии природы, Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (животный и растительный мир), карточки с загадками, пословицами, стихами, ребусами о лесе, картинки и предметы для снаряжения туриста, ролики и презентации о жизни леса, нарисованные знаки «Охрана леса» и стенгазеты: «Сбережем леса Югры!»

Информация на слайдах в виде цветной инфографики и на ярких плакатах, развешенных по стенам зала:

    А вы знали, что…

Общая площадь лесов на планете составляет ¼ площади всей суши (т.е. более 3,4 млрд. га), из которых 13 % относятся к особо охраняемым природным территориям.

В России сосредоточено около ¼ части мировых запасов древесины (25 %).

В нашей стране Леса занимают около половины всей территории страны (50%). Покрытая лесом площадь в России достигает 766 млн. га (около 8 млн. км2).

Площадь Ханты-Мансийского автономного округа – Югры составляет более 3% площади России (т.е. 534 800 км2). В нашем округе покрытая лесом площадь составляет 49 355 300 га.

    Значение леса для человека и всего живого:

Лес – дом для растений, животных, грибов.

Лес поглощает углекислый газ, выделяет кислород, очищает воздух.

Лес задерживает влагу, он помогает выращивать хороший урожай.

Лес – место отдыха для человека.

Лес — источник ягод, грибов, лекарственных растений.

Лес – источник древесины и иного сырья.

Выставка предварительного конкурса «Юные художники – лесные защитники»: предварительно во всех классах было дано задание нарисовать знаки «Охрана леса». К началу мероприятия на стене или на фронтальной части авансцены оформлена выставка лучших работ. Из них к концу вечера жюри отбирает лучшие и награждает победителей Дипломами и памятными призами.

Организаторы мероприятия (игрового познавательного вечера): сотрудники Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и педагоги МБОУ СОШ №3 г.Ханты-Мансийска.

Участники мероприятия (игрового познавательного вечера): учащиеся нескольких классов (из параллели 3-х или 4-х классов) начальной или средней общеобразовательной школы г. Ханты-Мансийска, совместно с учителями и родителями (по желанию).

Место проведения: актовый зал школы.

Период проведения: март.

Ход мероприятия (игрового познавательного вечера):

Организационный момент.

Объявление темы и цели мероприятия.

Ведущий: Сегодня мы с вами ответим на вопросы:

1. Что такое лес, что в нем растет и кто в нем живет?

2. Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?

3. Рассмотрим экологическую проблему – уничтожение лесов. Подумаем, любим и бережем ли мы природу.

Интеллектуальный вброс (вступительная беседа)

Ведущий: 21 марта, по решению Генеральной Ассамблеи ООН, во всем мире отмечается Международный день леса. А для чего утвержден такой день? Чтобы привлечь внимание жителей планеты к проблеме сохранения лесов, проинформировать о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты и восстановления.

А что такое лес? Кому и зачем нужны леса?

Леса – это сложное природное образование в виде совокупности растений, животных, микроорганизмов, почвы и других компонентов. В лесу важны и взаимосвязаны все составляющие внешней и внутренней среды лесных экосистем.

Проверка знаниевой платформы учащихся – участников мероприятия

Что мы знаем о лесах?

Каковы функции леса (то есть, в чем польза Леса для окружающего мира и человека): производство, защита, сохранение среды, социальные функции и др.

Леса — являются «легкими планеты». Как вы это понимаете?

А вы знали, что…

Одно дерево за год:

    Фильтрует 100 тыс. кубометров воздуха

    Изолирует (отделяет и перерабатывает) 33 кг углерода

    Производит 700 кг кислорода

    Абсорбирует (собирает, пропускает через себя) 20 кг пыли

    Нейтрализует 80 кг вредных веществ

    Снижает температуру около себя на 4 градуса Цельсия

К сожалению, леса постепенно исчезают с планеты… (ежегодно с лица Земли исчезают лесные массивы площадью с небольшое европейское государство — например, Словакии).

Гораздо меньше народа знает о том, что леса препятствуют процессу глобального потепления. А как?

    Леса — это источники углерода, который вытесняет углекислый газ из атмосферы. Они превращают этот газ в углерод и кислород. В лесах углерода больше, чем во всей атмосфере Земли (650 млрд. тонн).

Что нужно делать, чтобы уровень углерода снизился, то есть не так быстро наступало потепление на планете? (Сажать новые леса! Хранить то, что имеется! Лучше ухаживать за лесами! Берегите лес!

Ведущий: Ребята, а вы знаете, кто профессионально ухаживает за лесом?

Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: охраняют леса от пожаров специалисты авиалесоохраны, уничтожают насекомых — вредителей леса, лечат или вырубают заболевшие деревья лесничие, инженеры лесного хозяйства.

В разных регионах нашей страны созданы заповедники, заказники, природные парки и другие особо охраняемые природные территории для охраны редких видов растений и животных.

Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники, члены школьных лесничеств: они восстанавливают леса, охраняют от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами, саженцами, помогают при лесопосадках.

И вы можете помогать лесу. Берегите лес и его обитателей и вы сохраните красоту родного края — своей малой Родины и нашего большого общего дома — планеты Земля.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили знания о лесе и поведении в нем. А оценивать ваши знания нам помогут специалисты лесного хозяйства Югры.

Для удобства работы в сегодняшнем интеллектуальном состязании нужно запомнить 3 правила:

1.Все участники вечера разделены на команды (по классам или по рядам в зале, как оговорено было заранее). Желательно сформировать 4/ 6/ 8 команд. Каждая команда заранее выбрала своего капитана и придумала название команды.

2.Все учащиеся, желающие ответить, поднимают руку. Ответ произносится только по команде ведущего. Если ответ не верный, ведущий спрашивает учащегося из другой команды (готовые ответить не опускают руки, пока не получен верный ответ).

3.За каждый правильный ответ команда получает карточку-жетон с изображением еловой шишечки. Все жетоны игроков одной команды суммируются. Победителем признается команда, набравшая наибольшее количество жетонов за всю игру.

— Что растет в лесу? (представители большинства классов растений). Итак, загадка…

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево)

— О чем это стихотворение? Верно, о дереве. Вот о них и пойдет речь в следующем конкурсе.

Конкурс-викторина «Лесные великаны» (о деревьях)

Задача: Игроки должны ответить на вопросы о деревьях, растущих в лесу (вопросы можно задавать в прозе (посложнее) или в стихах, в зависимости от уровня подготовки и активности учащихся). За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий зачитывает вопросы:

    Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему было лет?

(На срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец, столько ему лет)

    Народ с любовью называет это дерево «кудрявой», «белоствольной». Много песен сложено о ней. Весной у нее сначала появляются длинные сережки, а затем – листочки. (Береза)

ИЛИ

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей.
Русская красавица косы распустила,

Спела деткам песенку, птиц от ветра скрыла. (Берёза)

    Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью – ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать их стоит только после первых морозов – тогда они будут вкуснее. (Рябина)

ИЛИ

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)

    Это дерево сибирских лесов с темными длинными мягкими хвоинками. Из его плодов изготавливают масло. (Кедр)

ИЛИ

Он сосне ближайший брат, и растёт в Сибири.
Он орешками богат — нет вкуснее в мире.
Он — украшение тайги,
Его мне вспомнить помоги. (Кедр)

    Это дерево нередко называют шумным деревом, потому что её листья начинают шелестеть даже от самого лёгкого ветерка. Лоси и олени охотно употребляют ее листья и кору в пищу, потому что они богаты питательными веществами. А люди из ее коры изготавливают краски жёлтых и красных оттенков. (Осина)

ИЛИ

Какое дерево без ветра шумит?

Никто не пугает, а она вся дрожит. (Осина)

    В русском языке прижилось слово «лапы» применительно к раскидистым ветвям этого дерева. Причём уже отломанные ветви называют «лапник». Волокна в её древесине распространены очень равномерно, поэтому из нее изготавливают музыкальные инструменты. Хвойный концентрат из ее иголок еще в прошлые века помогал мореплавателям бороться с цингой. Во многих странах именно это дерево принято наряжать на Рождество или на Новый Год.

ИЛИ

Ее всегда в лесу найдешь — пойдем гулять и встретим,

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель)

    Это дерево одно из самых распространенных деревьев на планете, считается хвойным символом России. Древесина дерева твердая, упругая, очень смолистая, обладает повышенной устойчивостью к гниению, поэтому широко используется в строительстве. Из ее бревен делали сваи, на которых стоят Рим, Венеция, Санкт-Петербург. Даже предметы, сделанные из этой древесины, очищают воздух от вредных веществ, помогает человеку справиться с простудными заболеваниями.

ИЛИ

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

    Какие хвойные деревья растут в нашем лесу?

(Сосна обыкновенная, Кедр, Лиственница, Ель, Пихта)

Как отличить шишки по картинкам, фотографиям и/или по самим шишкам (предложены образцы)?

(Еловая — продолговатая со светло-коричневыми чешуйками, шишки на ветке макушками направлены вниз.

Сосновая – имеет очертания широкие продолговатые, короче еловой, бурая, обычно смотрят вверх или направлены своими макушками в стороны.

Кедровая – шишки напоминают бочонки, на ветке чаще торчат словно свечки, в каждой шишке содержатся семена-орехи.

Лиственничная – круглая, чаще с веточкой, желтоватые (мужские) или женские — зеленые или красно-розовые.

Конкурс «Загадки на лесную тематику» (о животных леса)

Задача: Загадка задается одной команде, а если она не знает, то право сказать отгадку предоставляется другой команде и т.д. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы залу: Кто живет в лесу? (Звери, насекомые, птицы, лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, барсуки и т. д). О них далее и поговорим…

Ведущий зачитывает загадки:

    Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

    Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

    Каких зайцев называют листопадничками? (Которые родятся в листопад, осенью)

    Какие животные спят зимой? (Медведь, ёж)

    Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (Ёж)

    Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц)

    Какой хищный зверь любит малину? (Медведь)

    Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнёзда? (Кукушка)

    Кто меняет шубу 2 раза в год? (Лиса, белка, заяц)

    Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

    На овчарку он похож, что ни зуб — то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

    Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Ведущий: То есть, Лес — это большой общий дом! Для кого? (Для животных, растений, грибов и других организмов.)

А человек туда приходит как гость. На прогулку, на экскурсию, в поход… Давайте подумаем, как правильно собраться в поход в лес.

Конкурс-игра «Собери туриста в поход»

Задача: Команда выбирает одного туриста и «собирает» его рюкзак:

Вариант 1 – туриста кладут на пол на ватман, обводят его на листе, рисуют контур большого рюкзака и на скотч или магниты крепят к нему картинки (отбирая из предложенных картинок) с предметами, которые нужны туристу;

Вариант 2 – туристу на плечи надевают туристический рюкзак и складывают туда предметы (отбирая из предложенных предметов) с предметами, которые нужны туристу.

Среди предлагаемых картинок или предметов имеются подходящие для туризма и лишние.

Он с тобою и со мною шел лесными стежками.

Друг походный за спиною на ремнях с застежками. (Рюкзак)

Ведущий: Верно, ребята, это рюкзак. А значит мы сейчас превратимся в туристов и будем готовиться к походу.

Для туриста выбирают нужное из следующего перечня (можно добавить или скорректировать): шляпа с полями, сапоги на каблуке, кроссовки, бейсболка, перчатки, мяч для тенниса, фонарик, очки для плавания, спички, топор, металлическая кружка, фарфоровый чайник, утюг, моток веревки, нож, навигатор, дождевик, средство от комаров, лак для ногтей, термос, пила, вьетнамки, шерстяные носки, мобильный телефон, компьютер, банка тушенки, соль, макароны, блокнот, ручка, тазик, комнатный цветок, резиновые сапоги, куртка, вентилятор, платок или бандана, холодильник, настольная лампа, вода питьевая, хлеб, ролики и/или др.

Ведущий: Но мало правильно собраться в лес. Нужно еще правильно там себя вести. А вот знаете ли вы правила леса мы сейчас проверим.

Конкурс «Экологическая культура»

Задача: Каждая команда получает лист, на котором описывается конкретная ситуация, поведение в природе, которую необходимо обсудить. Команды по порядку рассуждает, каждая по поводу своей ситуации. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий: Разные бывают туристы. Кто-то приходит в лес с корзинкой за ягодами, грибами и шишками. Кто-то просто гуляет по лесу, дышит свежим воздухом, любуется красотами, фотографирует лесные чудеса. Кто-то приходит в лес на пикник или с палаткой, разводит костер, собирает дрова.

Ситуация 1. «Пожар в лесу»

    Вы заметили пожар в лесу. Что вы сделаете? Почему?

Ситуация 2 «Грибник»

    Грибник, собирая грибы, вырывает их с корнем. Что вы сделаете? Почему?

(Экологически верным будет выкручивать грибы. Подробнее можно прочесть об этом в лекциях миколога Михаила Вишневского.)

Ситуация 3 «Птенец на траве».

    Вы идёте по лесу и вдруг видите, сидит птенец. Что вы сделаете? Почему?

Ситуация 4 «Цветы в лесу»

    На лесной полянке вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?

Экологическая физминутка «Правила поведения в лесу» (не оценивается жетонами)

Задача: Все участники игры (учащиеся, учителя, гости) задания выполняют стоя. Если они согласны с правилом, которое произносит ведущий, то они хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.

Ведущий зачитывает правила:

    Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. (Хлопают в ладоши)

    В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет. (Топают ногами)

    Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая. (Топают ногами)

    Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. (Хлопают в ладоши)

    Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. (Топают ногами)

    Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело. (Хлопают в ладоши)

    Ой, кучка какая-то. И муравьишки мелкие вокруг бегают. А что там внутри. Возьму палку и расковыряю. Интересно же. (Топают ногами)

    Давайте поторопимся в лес. Прошел дождик. Будем с вами собирать грибы. (Хлопают в ладоши)

Конкурс «Грибы в ребусах»

Задача: Из предложенных слов-картинок (с зачеркнутыми или подчеркнутыми буквами) составить названия грибов. (Ответы дети проверяют по карточкам с картинками) За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий демонстрирует слайды или таблички с ребусами:

РЫБА + ЕЖИК = (РЫЖИК)

МАСКА + СЛОНЕНОК = (МАСЛЕНОК)

ЗАБОР + МОРКОВЬ + ДОМИК = (БОРОВИК)

ОЧКИ + ПЯТЬ + АКУЛА = (ОПЯТА)

МУХА + СОМ + МОРЕ = (МУХОМОР)

СЫР + НОЖ + СЕРЕЖКИ = (СЫРОЕЖКИ)

Ведущий: Ребята, в нашу корзинку попал один подозрительный гриб. Какой это гриб? Что в нем особенного? (Мухомор – несъедобный, ядовитый гриб.)

Конкурс-ромашка «Растения леса» (вопросы-рассуждения о лесном сообществе)

Задача: задания записаны на лепестках ромашки, по очереди один из игроков каждой из команд отрывает лепесток, зачитывает задание и до получения ответов из зала остается соведущим (учителем или др. специалистом) в качестве помощника. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

1.Продолжите пословицы и поговорки о лесе:

— Лес зимой согревает, летом… прохладу даёт; осенью… накормит.

— Много леса — не губи, мало леса – береги, нет леса – … посади.

— В лес не по груши, а по кедровые … шишки.

— Кто лес любит – тот его … не губит.

— Возле леса жить — голодным … не быть.

— Враг природы тот, кто её … не бережёт.

— Волков бояться, в лес … не ходить.

— Лес да вода поле … красят.

— Кто лес любит и знает, тому он … помогает.

— Лес богатство и краса, … береги свои леса. и др.

2.Лес – это еще и природная аптека. Назовите 6 лесных растений, плоды которых используются как лекарственное сырьё, так и в пищу.

(Шиповник, черника, земляника, клюква, брусника, малина, облепиха, боярышник, костяника и др.)

3.Что можно изготовить из хвои сосны?

(Искусственную шерсть, посуду и коврики, витамины, экстракты)

А вы знали, что???

Состав хвои сосны: витамин С; целлюлоза; каротин; витамины Е, В, Р, К, Н; протеины; дубильные вещества; эфирные масла. Больше всего витамина С в хвое зимой, но из-за трудной доступности загородных лесов в это время года, успешно используют сырье, собранное в любой сезон, свойства все равно достаточно выражены.

4. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы или ягоды?

(Они являются кормом и лекарством для многих животных, используются и людьми в медицине, в косметологии)

…Идёт подсчёт жетонов команд за весь игровой вечер. Жюри подводит итоги.

Дополнительные вопросы для всего зала (на время работы жюри)

1. Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается?

Несомненно, полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками.

2. Зачем нужны змеи, ведь они опасны? Может, их надо уничтожать?

Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Кроме того, змеиный яд используют в медицине.

3. Что это такое: снаружи – куча хвоинок и мелких веточек, а внутри –

настоящий многоэтажный дом с улицами и перекрестками?

Муравейник.

4. Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: «Не тронь

меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы.

Божья коровка.

5. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Бабочка. В своей жизни она проходит три стадии развития: кокон, гусеница, взрослое насекомое.

6. Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит?

Пчела погибает.

Ведущий: Спасибо всем ребятам и взрослым за участие! Игра показала, что вы много знаете о лесе, о его обитателях, о правилах поведения в лесу. И думаю, вы можете стать достойными друзьями природы.

А вам понравился сегодняшний игровой вечер? Наше общение было для вас познавательным?

Кто запомнил, какой день международным сообществом отмечается 21 марта? Зачем нужен такой день — Международный день лесов? А вы будете помогать лесу своими делами?

Больших проблем вам пока не решить, но кое-что может сделать каждый из вас своими руками и своим сердцем: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, дерево, поляну.

Давайте все вместе повторим и запомним девиз «Живи, лес!» (повторяют хором 3 раза)

Надеюсь, что вы ещё больше будете любить наш лес, проявлять интерес к жителям страны лесной и оберегать её.

Оглашение итогов вечера

Победила команда «_________________»!

Команду-победителя вечера (можно отметить также 1-2-3 командные места, и особо отличившихся ребят из зала) и предварительного конкурса «Юные художники – лесные защитники» жюри награждает Дипломами и памятными призами (книгами, буклетами, календарями о природе).

Ведущий: Лес – не только для нашей забавы,

Он богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Их, пожалуй, считать – не сочтешь!

Будьте верными лесу, ребята,

Ведь красивее мест не найдешь!

Автор-составитель: Масленкина Светлана Григорьевна —

учитель начальных классов, экологии, г.Ханты-Мансийск.

Цель: расширить знания о значении леса для нашей планеты и для ее жителей и определить способы сбережения леса.

Задачи:

  • Образовательные: показать значение леса для человека и планеты, открыть тайны леса, найти удивительные факты, получить новые знания;
  • Развивающие: умственные способности, умение решать практические задачи, творческий подход к использованию лесных даров.
  • Воспитательные: вызвать чувство восхищения красотой леса; показать способы сбережения леса

Титульный лист (Слайд 1)

«Если каждый человек, на кусочке своей земли,
Сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы Земля наша.
А.П.Чехов

(Слайд 2)

1. Актуальность темы.  (Слайд 3)

Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород
По утру поют нам птицы
А листва укроет в зной
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты.

2. Что такое лес? (Слайд 4 )

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

3. Как устроен лес? (Слайд 5)

Лес невозможно представить без деревьев, кустарников, мхов, лишайников, грибов, животных. Всем им для жизни необходимы свет, вода, воздух, питательные вещества. Однако они приспособились жить рядом, не мешая друг другу. Как же это им удается? Лес можно сравнить с большим многоэтажным домом. Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз. Самые высокие деревья образуют верхний ярус, немного ниже – низкорослые деревья, еще ниже ярус кустарников и ярус трав, самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.

4. Что такое природное сообщество?  (Слайд 6)

Все обитатели леса: растения, грибы, животные, микробы – живут совместно в одних и тех же природных условиях.

5. Растения и животные связаны цепями питания. (Слайд 7)

Пищевые связи, безусловно, главные в обществе растений и животных. Но кроме них между организмами существуют и другие, не менее важные связи для их жизни. Растения дают животным возможность укрываться от жары, от врагов. Птицы используют листья и стебли растений при строительстве своих гнезд. Животные помогают при распространении семян и плодов растений. Некоторые роют норы и подземные ходы, что способствует проникновению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые поглощают растения. Кроме того, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав и помогают им добывать из почвы воду, с растворенными в ней солями. Все обитатели леса не могут существовать независимо друг от друга, они живут в сообществах и помогают друг другу, поэтому лес называют природным сообществом.

6. Восстановите пропущенные звенья в цепях питания (Работа в парах) (Слайд 8)

1) Кора веток и стволов —  ?  — волк  (Ответ: заяц)

2) Древесина – личинка майского жука — ? – ястреб  (Ответ: дятел)

3) Орехи — ? —  норка  (Ответ: норка)

4) Нектар цветов —  ? —  паук —  ? (Ответ: пчелы)

Решение экологических задач.(Слайд 9-10-11) (Работа по группам)

а). Волков справедливо называют «санитарами леса», но регулировать их численность все же необходимо. Почему?

(Ответ: Волка называют санитаром леса — он уничтожает всех слабых и больных животных. Истребление волков приводит к увеличению численности животных, которыми они питаются, прежде всего копытных, пищей которым служат древесные растения. Чтобы восстановить равновесие в лесу, необходимо увеличить численность волков до определенного уровня, прекратить их отстрел.)

б). Ласка убивает за год до 2000 мышей и полёвок. Посчитайте, сколько зерна сохранит этот зверек за год, если известно, что одна мышь уничтожает за год до 12 кг отборного зерна? (Ответ: 24000кг  = 24 т зерна)

в).Как и почему изменится жизнь дубравы, если в ней вырубили кустарник?

(Ответ: Если вырубить кустарник, уменьшится количество птиц (меньше мест для гнездования), соответственно численность насекомых, поедающих дубы возрастет, насекомые объедят листья дубов. Дубы могут погибнут, дубрава исчезнет.)

7. Чем дорог нам лес?

Лес  — кормилец. Он снабжает человека пищей; грибами, ягодами, мясом зверей и птиц. (Слайд 12)

Нет ничего милее:
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

Лес – это дом для растений и грибов. (Слайд 13)

А сейчас поищем грибы и ягоды в лесу. Загадки. (Слайд 14)

1)

Шоколадно-бурый гриб
К скользкой шляпке лист он прилип
Воротник ажурный тонок
Гриб такой зовут …(Масленок)

2)

Под листочком вдоль дорожки
Вырос редкий важный тип.
Твердо встал на  толстой ножке
Гордый ценный …(Белый гриб)

3)

Эти хитрые грибочки,
Прячутся от нас в листочках
Светло-рыжие сестрички.
Как зовем мы их? (Лисички)

4)

На пеньке растут, теснятся
Небольшого роста братцы
Ох, и дружные ребята
Эти крепкие …(Опята)

5)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я … (Подосиновик)

6)

Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)

7)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … (Мухомор)

Лесные ягоды (Слайд 15)

1)

Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела… (земляника)

2)

Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с… (малиной)

3)

Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —… (черника)

4)

Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)

5)

Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая… (клюковка)

6)

На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка… (морошка)

Лес – это аптека. В лесах растёт много растений, из которых делают всевозможные лекарства. (Слайд 16)

Лес – это дом для зверей и птиц. (Слайд 17)

А сейчас заселим наш лес зверями. Загадки. (Слайд 18)

1)

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка)

2)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы…(Лиса)

3)

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4)

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это… (Лось)

5)

Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)

6)

На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

7)

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (Заяц)

8)

У этих ловких кисочек
Есть маленькие кисточки,
Они на кончиках ушей
У взрослых и у малышей. (Рысь) 

8. В чем значение леса в природе?

Лес – это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Именно благодаря лесам  на нашей планете есть пригодная для жизни, содержащая достаточное для дыхания количество кислорода атмосфера. Без лесов Земля была бы безжизненным шаром с непригодной для дыхания атмосферой. (Слайд 19)

Решение экологических задач. (Слайды 20-21) (Работа по группам)

а). Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250000 человек? (Ответ: 2 500 000 деревьев)

в). Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубаются каждый год 12 млн. га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год? (Ответ: 336 т кислорода)

Лес – это защитник водоемов и почв. Почва в лесу покрыта мхом, опавшей хвоей, перепревшими листьями. Они хорошо удерживают воду, выпадающую в виде дождя и снега. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Просочившаяся в землю вода питает ручьи и реки. Поэтому там, где много лесов, реки полноводнее. (Слайд 22)

Решение экологической задачи. (Слайд 23)

Ученые подсчитали, что каждую минуту вырубается примерно 20 га леса. Сколько леса исчезнет за 10 минут? (Ответ: 200 га)

Леса служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы. (Слайд 24)

Лес используют для борьбы с сыпучими песками. Корни деревьев и кустарников сильно разрастаются в песке и удерживают его около своих корней. Это не позволяет ветру передвигать песок с места на место и засыпать им поля, сады и огороды. (Слайд 25)

Лес – это зеленый наряд Земли. «Леса, так же, как озера, моря и реки, — лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд» — говорил советский писатель Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд 26)

Решение экологической задачи. (Слайд 27)

В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов. Как объяснить этот факт?

(Ближе к кроне больше фитонцидов, выделяемых листьями и хвоей. Они губительно действуют на микроорганизмы. Отсюда вывод, чем больше деревьев с хорошо развитой кроной, тем чище и безопасней воздух.)

9. Что можно получить из леса? (Слайд 28)

Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели.  При химической обработке дерева из нее можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, кинопленку, лекарства – всего около 20000 разнообразных изделий и продуктов. Древесную муку используют для изготовления такого интересного материала, как натуральный линолеум для кухни. Бумага, на которой ты пишешь, и книги, по которым учишься, тоже приготовлены из деревьев. Из них же получают уксусную кислоту, скипидар, дёготь. Из дерева делают спички и спичечные коробки, ручки и карандаши. Спички могут также быть интересным материалом для творчества и конструирования. Из дерева изготовляют мебель, бочки, фанеру, ящики для упаковки товаров, применяемые в комнатах, на кухнях, в офисах, на предприятиях.

Лес даёт ценный строительный материал — брёвна, доски. Из стволов деревьев делают железнодорожные шпалы, подпорки для крепления подземных коридоров в шахтах. (Слайд 29)

Лес – это источник топлива. (Слайд 30)

Чтобы печку истопить,
Надо чурки накопить.
Нам работа не нова —
К печке принесём дрова. (Талызин Владимир)

10. Зачем нужно собирать макулатуру? (Слайд 31)

Из леса делают бумагу, а собирая макулатуру, мы сохраняем деревья.

Подсчитано, что переработка одной тонны макулатуры приносит огромную пользу:

– сохраняет 17 деревьев;

– экономит 20 тыс литров чистой воды и несколько тысяч киловатт электричества;

– предотвращает выброс в атмосферу 1 700 килограммов углекислого газа.

Решение экологических задач. (Слайд 32)  (Работа по группам)

а) 100 кг макулатуры спасает жизнь 1 дерева. Если мы соберем два раза по 100 кг, сколько спасем мы деревьев? (Ответ: 2 дерева)

б) В нашей школе  980 учеников. Сколько деревьев спасет наша школа, если каждый ученик принесет по 10 кг макулатуры? (Ответ: 98 деревьев)

11. Самый страшный враг леса (Слайд 33)

В настоящее время проблема лесных пожаров стала частью проблемы охраны окружающей природной среды. Согласно лесному законодательству, все леса подлежат охране от пожаров. Лесные пожары наносят огромный ущерб, выражающийся в: уничтожении леса на больших площадях, гибели животных, уничтожении запасов семян и прекращении естественного возобновления леса. В огне нередко гибнут готовая продукция и находящиеся в лесу постройки.

Запомни, что пожар лесной —
Смертельный приговор
Даже для выживших зверят —
Без дома, без еды…
Пусть совесть не позволит стать
Виновником беды!

12. Мы в лесу всего лишь гости.  (Слайд 34 –36)

В лесу свои законы. Каждый должен помнить о правилах поведения в лесу, ведь мы в лесу всего лишь гости.

Мой друг, когда приходишь в лес,
Ты — гость, не забывай.
В лесу свои законы есть,
Ты их не нарушай.
И первым правилом, считай,
Должна быть тишина,
Ещё — порядок, чистота,
Она во всём нужна.
Шум страшно напугать порой
Зверей и птичек может.
И хлам, оставленный тобой
Зверьё в пакет не сложит.
Свой мусор уноси с собой,
И затуши костёр.
Растенье с корнем незачем,
Срывать – погубишь сорт,
А редкое не тронь совсем,
Пускай себе растёт.
Ведь лес — большой зелёный дом,
Его не разрушай,
Свои законы в доме том,
И ты их уважай!

13. Берегите леса!  (Слайды 37-39)

Берегите леса, берегите!
От пожаров, от злых людей!
Сохраните леса, сохраните!
Для своих любимых детей!
Сберегите леса! Очень просим!
Обращаемся к вам от детей!
Чтобы были лесные просторы:
Для людей, для птиц, для зверей!
Чтобы было раздолье лесное,
Где смогли бы мы отдыхать
От палящего летом зноя,
А зимой лыжню протоптать.
Сберегите леса для животных,
Ведь без леса им не прожить!
Окружите леса заботой,
Птицы гнёзда весной будут вить!
Сберегите леса! Сохраните!
Не устанем мы говорить!
Сберегите леса! Сохраните!
В этом мире потомкам жить!

14. Сохранение леса. Сбор макулатуры и посадка молодых деревьев под силу каждому из нас. Этим мы сможем спасти  и восстановить запасы леса. (Слайд 40)

21 марта отмечают Международный день лесов. Основной задачей Международного дня лесов является привлечение внимания жителей планеты к проблеме сохранения лесов. В этот день повсеместно в большинстве стран мира проводятся разнообразные акции и мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений, – это и информационные мероприятия, и всевозможные конкурсы и выставки, и кампании по высадке деревьев, и различные флешмобы. (Слайд 41)

Источники информации. (Слайд 42)

  1. http://www.supertosty.ru/stihi/stih_29.html
  2. http://стофактов.рф/27
  3. http://www.prinas.org/forum/ekologicheskie-stikhi-o-prirode
  4. http://grayreason.ru/tsitaty-aforizmy-pro-les/
  5. http://womanadvice.ru/pravila-sbora-gribov-dlya-detey
  6. http://fb.ru/article/200725/les—istochnik-energii-dlya-cheloveka-rol-lesa-v-jizni-lyudey
  7. http://fb.ru/article/200725/les—istochnik-energii-dlya-cheloveka-rol-lesa-v-jizni-lyudey#image890040
  8. https://interneturok.ru/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/les-i-ego-obitateli
  9. http://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/stihotvorenie-o-sohraneni-lesa-dlja-shkolnikov.html
  10. http://www.calend.ru/holidays/0/0/3056/
  11. http://nachalo4ka.ru/zadachi-na-ekologicheskuyu-temu-1-4-klassyi/

Агитбригада «Сохраним леса!»
РЕЧЁВКА
Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два
Кто шагает дружно вряд?
Мы экологов отряд
Ведущий:
Вас приветствует агитбригада «Зелёная планета»
Наш девиз:
Все:
Мы дети твои, планета Земля.

Зеленой тебя сохраним для себя.

Эколог 1­Леса России…Широко раскинулись они по нашей стране, словно зелёный
океан.
Эколог 2

­ Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом, с жизнью дерева.
Эколог 3
­ Удивительная способность леса: это очищение воды, увлажнение воздуха и
будущие спасительные дожди. А нет леса – нет и рек.
Эколог 4

­ Лес – это природная фабрика кислорода на планете. Лес даёт нам кислород
и поглощает углекислый газ.

Выходят 3 человек и поют частушки
1. От зари и до зари!
Лес ты лучше сбереги!
Пусть щебечут птицы там
Пропоют о лесе вам.
2. Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Лес – богатство и краса!
Береги свои леса!
3. Лесу нашему забота
От детей всегда нужна.
И всегда краса лесная
Сердцу нашему важна

СЦЕНКА О липе
ЭКОЛОГ 5
­ Мы расскажем вам о липе сибирской -прекрасная представительнице лесной фауны.
ЭКОЛОГ 6

Почему о липе?

Эколог 1
Липа – «южное» дерево, а в Кузбассе она растёт целым островком доисторического леса. Этот островок– остатки широколиственных лесов Кузбасса доледникового периода и липа сибирская в других регионах встречается отдельными деревцами и очень редко»

Эколог 2
Вид внесён в Красную книгу Кемеровской области. Место произрастания охраняется, создан памятник природы федерального значения «Липовый остров» в 15 километрах к востоку от села Кузедеево Новокузнецкого района. Леса из липы сибирской служат резервом ценных лекарственных, медоносных, декоративных видов растений. Сообщества могут рассматриваться как национальное природное достояние России, Кузбасса.

ЭКОЛОГ 3
Берегите леса, берегите!
От пожаров, от злых людей!
Сохраните леса, сохраните!

Для своих любимых детей!

Сберегите леса! Очень просим!
Обращаемся к вам от детей!
Чтобы были лесные просторы:
Для людей, для птиц, для зверей!

Сберегите леса! Сохраните!
Не устанем мы говорить!
Сберегите леса! Сохраните!
В этом мире потомкам жить!

Эколог 4

­ Пусть об этом взрослые думают. А нам это не под силу?
ЭКОЛОГ 5
­ Не под силу говоришь? Неправда, мы многое чего сделать можем и уже
сделали!
ЭКОЛОГ 6
­ Чтобы сохранить леса мы собрали более двухсот кг макулатуры и сдали
её на переработку!
ЭКОЛОГ 1
Приняли активное участие в акции «Чистые берега Сибири!»

ЭКОЛОГ 2
­ Провели Всероссийский урок «Хранители воды»
ЭКОЛОГ 3
­ Принимаем активное участие в трудовых десантах.
ЭКОЛОГ 4
­ ­Участвуем в творческих и интеллектуальных конкурсах о природе родного
края.
Эколог 5
­ Взрослые, подумайте о своих потомках. Кто будет исправлять ваши ошибки?
Нам не хватает только одного:
Все: НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ КАК ЛЮДИ
Участник 1:
Сажайте деревья.
Участник 2:
Любите деревья,
Участник 3:
Пусть будет их больше кругом,
Участник 4:
В лесах и садах,
Участник 5:
Вдоль дорог торопливых,
Участник 6:
У дома, в котором живем
Все: Мы за экологический стиль жизни!

ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Ну зачем, скажите, нам губить природу,

Губить природу, губить природу!

Ведь не станет жить нам лучше год от года,

Год от года, год от года.

А цветы, трава, деревья, реки, птицы –

Всё в природе на века пусть сохранится.

Очень многое зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даём такой наказ…

Берегите травы, речку, лес и поле,

Лес и поле, лес и поле!

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Птиц в неволе, птиц в неволе!

Посмотрите, как красиво все кругом вокруг,

Ведь природа– это тоже чей-то дом и друг!

В гнёздах птицы голосисто нам всегда поют,

А в лесах зверюшки разные пока живут!

Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,

И, конечно, нашу Землю берегите!

Пусть рассвет встречает небо голубое –

Будет легче на Земле нам жить с тобою!

  1. Изготовление приборов в домашних условиях.

Для создания своей домашней метеостанции я решил изготовить и приобрести следующие приборы:

ТЕРМОМЕТР

Этот прибор я приобрел в магазине. В продаже есть различные модели, которые могут показывать самую высокую и самую низкую температуру за сутки. Установил термометр в безопасном месте в тени.

ОСАДКОМЕР

Этот прибор позволял мне измерить количество осадков, выпавших за сутки в миллиметрах. Для этого я разрезал прозрачную пластмассовую бутылку, и, перевернув верхнюю часть, вставил ее в нижнюю. Собранные осадки не будут испаряться.

ФЛЮГЕР

Этот прибор показывает направление и силу ветра.

  1. Я сделал трафарет из бумаги.

  2. Перенес его на металлическую пластинку.

  3. Папа с помощью турбинки вырезал.

  4. Я покрасил его краской.

  5. Сделали розу ветров, я на каждой пластинке написал направление сторон света.

  6. Дедушка сварил стойку для флюгера

  7. Прикрепил флюгер на стойку и установили на крыше выставив направление с помощью компаса; флюгер свободно закрутился.

БАРОМЕТР

Этот прибор для определения давления.

Я взял стеклянную банку, воздушный шарик. Срезал часть шарика с отверстием для надувания. Оставшуюся часть шарика натянул на банку. Плотно закрепил шарик на горловине банки с помощью канцелярской резинки. Взял пластиковую трубочку от сока и приклеил к шарику так, чтобы край немного не доходил до середины горловины банки. Взял лист картона и сложил его, получилась треугольная фигура. На картоне расчертил графу по которой фиксируются показания. Поставил прибор на ровное место, так чтобы трубочка находилась в строго горизонтальном положении.

Каждый день утром обходил свои приборы и записывал их показания. Делал это весь март, а затем сравнивал с официальным прогнозом погоды.

  1. Наблюдения за показаниями приборов.

Дневник наблюдений за погодой своими приборами.

Дневник наблюдений за погодой по данным Гез. Метео.

Кузнецова Дарья

4 класс МБОУ «ООШ №12»

г. Мариинск

Номинация: новогодний сувенир, ёлочный шар «Альпийская горка»

Руководитель: Кузнецова Елена Владимировна

Кузнецова Дарья

4 класс МБОУ «ООШ №12»

г. Мариинск

Руководитель: Кузнецова Елена Владимировна

Воспитатель, МБДОУ № 66, г. Киселевск


Цель: продолжить экологическое образование детей.

Задачи: повторить правила поведения в лесу, развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощи, воспитывать экологическую культуру детей.

Ход развлечения.

Дети входят в зал.

Ведущий:  Ребята, мы сегодня здесь собрались на праздник леса. Но сначала нам надо повторить правила поведения в лесу. Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко кричать: «Да», если не правильно, то кричите «Нет».

  1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой,

Мусор унесли с собой! Правильно?

  1. Можно по лесу гулять,

 ветки с дерева ломать?

  1. Девочки цветочки рвали,

И веночки заплетали.

А полянка вся пуста,

Не осталось ни цветка!

  1. Можно уходя домой,

уносить ежа с собой?

  1. Де6ти по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали!

Ведущий: Молодцы, а что это там за шум?

В зал входит Фея леса.

Фея леса: Помогите! Помогите!

Ведущий: Что случилось, Фея леса?

Фея леса: В лесу беда случилась, вокруг все изменилось:

Птицы не поют, цветы не цветут, ветер не шумит, речка не журчит.

Ведущий: Ребята, давайте поможем фее спасти лес! Согласны? Тогда в путь!

( Дети встают со стульчиков и маршируют по залу и исполняют песню « Вместе весело шагать по просторам».  Приходят, на «полянку» кругом разбросан мусор).

Ведущий: Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Фея леса: Люди мусор раскидали,

                   за собою не убрали,

                   все цветы завяли,

                   бабочки пропали.

Ведущий: Ребята, давайте уберем мусор на поляне, и тогда снова полянка расцветет, и на нее прилетят красивые бабочки!

( Проводится игра – соревнование  « Кто больше соберет».  На полу разбросан « мусор»: кубики, пакетики, палочки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзину «мусор»).

Фея леса: Спасибо вам, ребята. ( Вбегают 2 муравья).

1муравей:

Мы трудились целый день,

И работать нам не лень.

Дом построили большой,

Поместились всей семьей!

2муравей:

Но пришли ребята в лес,

Муравейник наш исчез!

Ведущий: Давайте поможем  муравьям  построить новые домики!

( Проводится игра – соревнование  « Построй домик». Дети выстраиваются в две команды, около каждой команды лежит набор напольного конструктора. По команде дети берут один кубик и бегут до ориентира, кладут кубик. Побеждает та команда, которая, сделает все быстро и красиво).

Ведущий: Молодцы, какие красивые домики получились. А сейчас давайте порадуем наших друзей —  муравьишек  песенкой. (Исполняется песня « Про меня и муравья».

Появляется сорока.

Сорока:

Любопытная сорока,

Прилетела издалека,

Разношу по лесу вести,

Не сидится мне на месте!

Ой, беда – беда – беда!

Собирайтесь все сюда!

Ой, Ой, Ой, какой кошмар,

Начинается пожар!

Костер не потушили,

Все правила забыли!

Ведущий: Ребята, давайте поможем потушить костер в лесу. Чем можно потушить огонь? Правильно, водой.

( Проводится игра соревнование « Принеси воду». Дети выстраиваются в две команды, каждый игрок должен зачерпнуть стакан воды, перенести до ориентира и вылить в ведерко. Побеждает команда, сделавшая все быстро и не пролив воды).

Фея леса: Молодцы, хорошо поработали. Давайте послушаем, как запели птицы в нашем лесу.

(Звучит аудиозапись « Голоса птиц»

Фея леса: Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.

1 ребенок:

В лесу порядок такой:

Посидел – убери за собой!

2 ребенок:

Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой!

3 ребенок:

Ты деревья не ломай,

И цветы зря не срывай!

4 ребенок:

Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать!

5 ребенок:

Костер надумал разводить,

Ты не забудь все потушить,

Тут до беды не далеко,

Тушить пожары не легко!

Фея леса: Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывайте их выполнять!

И тогда для вас награда,

Птицы, звери – все вам рады!

Бабочки порхают, цветочки расцветают.

Спеют ягоды для вас, приходите, в добрый час!

Ведущий:  Вот и пришла пора прощаться, нам нужно возвращаться в детский сад, а чтобы нам было не скучно в пути, давайте споем песню о дружбе.

(Дети поют песню « Если с другом вышел в путь»).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про кулинарию
  • Сценарий про защитников отечества
  • Сценарий про печку матушку
  • Сценарий про куклы
  • Сценарий про зарядку