Сценарий процедуры медиации

Сценарий проведения мастер-класса по медиации для подростков

16.01.2019

Сценарий мастер-класса по медиации

Трефилкина Елена Алексеевна

Сценарий проведения мастер-класса по медиации для подростков

Оценить★★★★½

4771

Содержимое разработки

Сценарий мастер-класса по медиации

Слайд 1

Ведущая: Добрый день уважаемые коллеги! Ребята! Я рада приветствовать вас на мастер-классе по медиации. Сегодня я познакомлю вас с работой медиаторов Канской воспитательной колонии.

Слайд 2

Ведущая: Сегодня вместе с нами будут работать наши воспитанники, которые являются членами школьной службы примирения, которая носит название

«От конфликта к согласию», ребята, так же как и мы занимаются вопросами медиации и учатся быть медиаторами. Разрешите представить наших ребят (представление ребят).

И сегодня у нас с вами пойдёт разговор о конфликтах и способах их разрешения. Внимание на экран.

ВИДЕОРОЛИК «КОНФЛИКТ»

Ну, а какой способ решения данной конфликтной ситуации мы применили, мы расскажем вам чуть позже.

Слайд 4

Вы, наверное, обратили внимание, что наш мастер-класс называется «Мы делили апельсин» Причем тут вообще апельсин, спросите вы? В моем представлении медиация связана, знаете такой детский стишок «Мы делили апельсин, много нас, а он один».

О чем это стихотворение? Это стихотворение во- первых о ценностях. Но это стихотворение о ценностях, которые появляется только при одном условии, если это дефицит. Ценность не может быть недефицитна, если что то не является дефицитом, то это не ценно. А где ценность является дефицитом, там и появляется конфликт. Давайте с вами вспомним продолжение стихотворения «А для волка кожура .Он сердит на нас беда! Разбегайтесь кто куда!». Здесь уже просматривается конфликт. Мы с вами знаем о том, что медиация работает с конфликтом, конфликт это когда есть какая -то ценность, а на эту ценность претендуют как минимум два субъекта. И сегодня мы на практике покажем, какие способы решения конфликтов являются самыми эффективными.

Слайд 5

Медиация для нас это новое направление в работе с конфликтными ситуациями, которые возникают в любом подростковом коллективе. Особенность пенитенциарного конфликта заключается в том, что он возникает в закрытом социуме, и стороны конфликта не могут разойтись, разъехаться.

Слайд 6

И поэтому для разрешения конфликтов между воспитанниками сотрудники воспитательной колонии применяют две основные формы воздействия — профилактика (на ранней стадии развития конфликта) и пресечение (на стадии его активного развития). На наш взгляд, перспективным направлением в разрешении конфликтов в рамках профилактики является медиация. Что же такое медиация? На слайде вы видите, что медиация это способ разрешения конфликта с привлечением нейтральной стороны т.е с привлечением посредника.

Слайд 7

Поэтому в октябре 2015 году в Канской воспитательной колония была создана служба примирения (медиации). 21 сотрудник прошёл обучение в учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева» по программе «Ювенальная восстановительная технология «Медиация». В состав службы примирения входят не только сотрудники ВК, но ивоспитанники, обучающиеся в старших классах.

Слайд 8

Ведущая: Педагогами нашей школы разработаны специальные тренинги и обучающие занятия по программе «Восстановительная медиация», так же разработана и реализуется «Программа подготовки ведущих службы примирения». Особенностью этой программы является вовлечение самих воспитанников в процесс урегулирования конфликтов среди их сверстников.

В ходе таких обучающих занятий ребята выполняют различные упражнения, которые направлены на то, чтобы научиться разрешать конфликтные  ситуации, занятияпроходят в игровой форме, с использованием психотехнических игр и упражнений для практического освоения методов восстановительной медиации.

Сейчас вашему вниманию мы покажем сюжет о работе ШСП.

СЛАЙД 9 Видео сюжет тренинга с 5 канала (2.03)

На примере этого сюжета мы хотели, показать какая работа ведется с воспитанниками в рамкахподготовки ведущих службы примирения. Такие занятия проводятся 2 раза в месяц. Для вновь прибывших ребят, мы проводим вводные мероприятия, на которых рассказываем о работе службы. Нами разработана анкета для отбора потенциальных медиаторов, по результатам которой формируется состав ШСП.

Слайд 10

Мы идем дальше и сейчас мне понадобиться два добровольца (из участников)

ИГРА ПРОВОКАЦИЯ

Участники выходят, ведущий дает им игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Участники начинают рисовать. Ведущий останавливает игру и просит начать все сначала, потому что участники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает участников и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем ведущий дает возможность участникам закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

Обсуждение:

— Вам было комфортно в этой игре? (Участники после выполнения задания расстроены)

— Почему? Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)

— Почему рисунок не получился? ( Ведущий плохо объяснил, участники не поняли и т.д)

— Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка)

— Можно было избежать конфликта? (Можно)

— Как? (ответы участников)

Ведущая: В этой ситуации мы пришли к выводу, что конфликта можно было бы избежать, если бы мы в самом начале оговорили правило выполнения задания. Но бывают ситуации, когда конфликт уже произошел и для того чтобы его разрешить мирным путем нужно научиться слушать и слышать другого участника конфликта, а так же понимать его чувства и переживания.

Сейчас бы мы хотели провести с вами еще одно упражнение, которое называется «Отражение чувств». Вам необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием. У каждого из вас есть карточки на которых написаны названия чувств, после того как ребята озвучат высказывания вы должна поднять карточку с тем чувством которое вы считаете, подходит к этому высказыванию.

1: Может быть, я сделал что-то не так?

Ответ: Неуверенность, тревожность, сомнение
2: Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал.

Ответ: Раздражение, обида, возмущение, злость

3: Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются.

Ответ: Успокоение, уверенность

1: Как он мог так поступить со мной, я же был его другом.

Ответ: Сожаление, обида, унижение, предательство

2: Он обозвал мою сестру, а я что молчать буду?

3: Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть.

Ответ: Злость, гнев, раздражение

1: Не хочу я с вами разговаривать, оставьте меня в покое.

Ответ:Обида, раздражение, злость

2: А если он снова начнет обзываться.

Ответ:Тревожность, беспокойство, страх

3: Я все делаю неправильно!

Ответ:Страх, раздражение, огорчение 

Спасибо ребята, присаживайтесь, все справились с этим заданием. Этим упражнением, мы хотели показать, что когда возникает какой то спор ,очень важно уметь слушать и слышать, а главное понимать чувства и переживания другого человека, тогда спор не перерастет в конфликт.

Ведущая: Сейчас я хочу провести с вами еще одно упражнение

СЛАЙД 11

Упражнение «Яблоко и червяк».

Инструкция: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко, Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Обращаю ваше внимание на таблицу, которая лежит у вас на столах. В психологии выделяют несколько способов выхода из конфликтной ситуации.

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Стратегии

Характеристики

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поведение

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов  другого

Уклонение от принятия решений

Стремление добиться своего за счет другого

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Характеристика

людей

Люди, неуверенные в себе

Кроткие, слабые, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Символ

Воробей — боится потерять отношения, уступает молча

Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта

Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу

Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда

А теперь давайте посмотрим ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесем со способами выхода из конфликтных ситуаций. Например:

Начнем с ребят, что вы написали

Валера: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» — Валера выбрал для себя такой способ как соперничество.

Александр: «Вон посмотри, какая там красивая груша» — избегание.

Всеволод: «Такая, видно, у меня доля тяжкая» — приспособление.

Ну, а примером сотрудничества «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»

Ведущая:Для медиации характерна стратегия сотрудничества, так как она предполагает поиск решений, которые бы устроили обе стороны. В таблице вы видите, что символом сотрудничества является голубь, в медиации роль голубя исполняет медиатор т.е посредник. Давайте с вами методом мозгового штурма ответим на вопрос: «Какими качествами и навыками должен обладать медиатор?»

СЛАЙД 12

Я буду записывать, а потом мы с вами подведем итоги.

Подведя итоги мы с вами пришли к выводу, что медиатор должен обладать такими качествами как: как умение слушать, умение налаживать контакт, уверенность в себе, умение оказывать помощь, умение найти факты, определить проблемы и решения этих проблем, понимание ситуации и людей, умение учиться на опыте, искренность, открытость, беспристрастность, гибкость, уравновешенность, умение быть внимательным, умение выстраивать коммуникации и задавать правильный тон, творческие способности профессионализм и конечно же НЕЙТРАЛЬНОСТЬ.

Сейчас я предлагаю вам, познакомится с раздаточным материалом.

Это программа примирения её этапы и задачи.

Исходя из этого материала мы выделяем следующие четыре этапа проведения медиации с подростками: подготовительный, предварительные встречи, примирительная встреча и выполнение договора.

Программа примирения

Подготовительный

Получив информацию о событии, определить (конфликте подходит ли оно по критериям для работы с использованием восстановительных программ)

Предварительные

встречи

Представиться и установить доверительные отношения.

Выслушать личную историю человека.

Понять и принять переживания участников ситуации, снять сильные негативные эмоции и вместе с участниками сориентироваться в их проблемах и нуждах.

Выяснить и обсудить предложения человека по разрешению ситуации.

Представить программу и предложить сторонам участвовать в ней.

Учесть пожелания каждой стороны в организации программы (состав участвующих лиц, место и время проведения)

Примирительная

встреча

Создать условия для проведения примирительной встречи

Представить участников и обсудить правила встречи.

Помочь выразить сильные эмоции сторон

Организовать диалог сторон, направленный на восстановление картины и последствий ситуаций

Помочь сторонам в осознании несправедливости произошедшего.

Составить примирительный договор сторон, учитывающий согласованные решения сторон и механизм его выполнения.

Выполнение

договора

Проверить выполнение договора.

Организовать при необходимости дополнительную встречу

Написать отчет по программе

В самом начале нашего мастер-класса вашему вниманию был показан сюжет, где между воспитанниками произошла конфликтная ситуация, а сейчас предлагаю вашему вниманию сюжет сеанса по восстановительной медиации.

Видеоролик Слайд 13

Мы с вами увидели, что с помощь технологии восстановительной медиации можно безболезненно урегулировать конфликт, который может возникнуть в любом подростковом коллективе.

И в целях практического закрепления материала я предлагает вам ролевую игру под названием «Мы делили апельсин…»

СЛАЙД 14

Действие 1: На столе лежит апельсин, в комнату заходит два брата и направляются к апельсину.

Действие 2: Начинают выхватывать апельсин друг у друга, начинается драка

Действие 3: В комнату входит мама, останавливает драку, берет апельсин и разрезает на две половины, и отдает сыновьям. Они расходятся по разным углам недовольные.

Ведущая: И так сейчас перед вами наши ребята разыграли конфликтную ситуацию.

Скажите, пожалуйста, тот способ разрешения конфликта который выбрала мама, привел к желаемому результату? ( Происходит обсуждение)

Ведущая:Я поясню, мама в этой ситуации для решения конфликта выбрала такой способом как — «Компромисс».

А ведь для того чтобы эффективно разрешить этот конфликт, нужно понять, почему стороны этого конфликта ведут себя, так или иначе.

Кто из вас хотел бы сейчас попробовать провести процедуру примирения и помочь участникам решить конфликтную ситуацию.(Проведение процедуры)

Ведущий : Вспомним нашу таблицу, какой способ решения конфликта характерен для медиации? Правильно сотрудничество! Это когда решение устраивает обе стороны. (направляет участника на выбор конструктивного поиска решения конфликта- узнать кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть)

Ведущая: Благодарю наших участников!

Подводя итоги нашей встречи можно сказать, что внедрение в деятельность любого учреждения медиации, которая культивирует мирные отношения, позволит снизить конфликтность, социальную напряженность и агрессию.

Хочу отметить, что сегодня имеются ключевые предпосылки для дальнейшего развития данного направления практической медиации.

На этом наш мастер- класс подошел к завершению. Я благодарю всех участников за плодотворную работу. И мы хотим подарить вам апельсин, который символизирует медиацию (на апельсине наклейка Мастер-класс «Мы делили апельсин…» Канская ВК)

Мы вам желаем большого терпения, надежды, удачи и крепкого психологического здоровья.

Разрешайте конфликты цивилизованно!

Спасибо за внимание!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/342600-scenarij-master-klassa-po-mediacii

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ШКОЛЕ: ТЕХНОЛОГИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Медиация – это процедура урегулирования конфликта на взаимовыгодной основе, с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора. Задача медиатора в ходе медиации — внимательно выслушать взгляд каждого участника конфликта, принять его переживания, помочь каждому самому понять происшедшее, понять собственное состояние и отношение к событию.

Основой работы школьных служб примирения является восстановительная медиация. Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создаёт условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причинённого вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от деструктивных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения между сторонами становится естественным результатом такого процесса.

​— В прошлом учебном году возник конфликт в отношениях учеников, родителей учеников, классного руководителя и администрации общеобразовательной школы одного из подмосковных городов (речь идёт о реальной ситуации). В статье рассматривается вариант проведения процедуры медиации для разрешения данного конфликта.

Описываемые события, к сожалению, типичны для современной школы. Конфликт начался в 2019 году, когда ученики — участники ситуации — учились в первом классе.

Участники конфликта:

  • Вася Н. — ученик второго класса, на которого уже с первых дней учёбы (в первом классе) начали поступать жалобы от одноклассников по поводу его агрессивного поведения,
  • Иван Н. — папа Васи Н.,
  • Наталья Н. — мама Васи Н.,
  • Петя М. — ученик второго класса, одноклассник Васи Н.,
  • Ольга М. — мама Пети М.,
  • Мария Сергеевна — классный руководитель,
  • Елена Дмитриевна — директор школы,
  • другие одноклассники Васи и Пети и их родители.

Суть конфликта.

Мария Сергеевна по телефону сообщила Ольге М. о том, что после уроков возле здания школы произошла драка: трое ребят напали на Петю М. с кулаками, один из них даже пытался его душить. Драку разняла учительница старших классов, которая проходила мимо и стала невольным свидетелем потасовки. Ольга М. по телефону сообщила об этом происшествии родителям Васи Н. и эмоционально потребовала от них принять меры. Это был уже далеко не первый случай, когда Петя М. подвергался нападкам со стороны Васи Н. Последний серьёзный инцидент произошёл в конце прошлого учебного года. Он закончился тем, что Ольга М. написала заявление на имя директора школы с требованием перевести Васю Н. в другой класс либо в другую школу и была достигнута устная договорённость о том, что этому заявлению будет дан ход со всеми вытекающими последствиями в том случае, если подобный инцидент повторится.

Следует отметить, что Ольга М. (по профессии психолог-конфликтолог), ранее неоднократно предпринимала попытки  повлиять на происходящее: регулярно беседовала со своим сыном на тему его отношений с Васей Н. и другими одноклассниками, неоднократно беседовала с Васей Н. по поводу драк с её сыном и другими детьми, а также обсуждала эту сложную ситуацию с одноклассниками мальчиков, их родителями, классным руководителем и администрацией школы. В конце первой четверти второго класса Петя М. начал ходить на секцию борьбы, так как принял решение научиться давать отпор своему обидчику. Несколько раз это ему удалось, и по поводу этих стычек родители друг с другом не говорили. Но в последнем эпизоде Вася Н. напал на Петю М. уже не в одиночку, а вместе с двумя своими приятелями из параллельного класса, и дело приняло серьёзный оборот.

Разговор Ольги М. и Ивана Н. (папы Васи Н.) продолжился в переписке через родительскую группу в социальной сети, и родители нескольких одноклассников также приняли участие в обсуждении. Некоторые из них согласились с позицией Ольги М. и сообщили о случаях агрессивного поведения Васи Н. по отношению к их детям (“Я не говорила вам раньше о подобных ситуациях с моим сыном, потому что он «не хотел быть стукачом»”).

Иван Н. в переписке, наблюдать которую могли все родители, высказал такую свою позицию: “Я считаю, что для мальчиков драка — это нормально. Я хочу, чтобы мой сын вырос настоящим мужчиной, а мужчины всегда выясняют отношения на кулаках. Я не хочу, чтобы мой сын был хлюпиком и  маменькиным сынком или выбрал «нетрадиционную ориентацию». И вообще, он первым никогда не задирается!..”

Ольга М. заняла следующую позицию, которую озвучила в переписке: “Отношения нужно не выяснять на кулаках, а выстраивать на принципах сотрудничества. Разве это по-мужски, когда трое нападают на одного и избивают его? Вас разве не тревожит, что Вашего сына остановили, когда он душил ребёнка?! А если бы в этот момент рядом не оказалось взрослого ответственного человека?! Мне даже страшно представить, что могло бы произойти! А если бы Ваш сын оказался на месте моего? Очевидно, если Вася не изменит своего отношения к людям, то когда-нибудь сам окажется в подобной ситуации, только уже в противоположной роли! Я не только возмущаюсь его поведением по отношению к моему сыну, я переживаю за будущее самого Васи и хочу ему помочь.

Но сначала родители должны поменять свой подход к воспитанию, иначе всё останется, как прежде. Поэтому мы, родители, должны прийти к согласию, мы с вами сами должны договориться друг с другом, как, по каким принципам и правилам мы все вместе (родители всего класса) будем воспитывать наших детей. Я сейчас обращаюсь не только к васиным родителям, а к родителям всего класса. Мы должны действовать сообща (и вместе с классным руководителем). Тогда и наши дети научатся по-настоящему сотрудничать, разрешать все возникающие конфликты и строить прочные, доверительные и уважительные отношения не только в школе, но и со всеми другими людьми, без чего в будущем им никак не обойтись…”

К сожалению, провести реальную медиацию для участников данного конфликта возможности не представилось, поэтому ниже описан вариант проведения процедуры медиации в подобном случае.

Участниками процедуры медиации в первую очередь должны быть родители обоих учеников. Васю и Петю следует привлекать к работе в определённые моменты на предварительных встречах каждой стороны с медиатором и в процессе самой медиации (так же, как и классного руководителя).

Подготовке к процедуре медиации для разрешения данного конфликта следует уделить особое внимание. Необходимо заручиться поддержкой администрации школы (директора, завучей) и классного руководителя: обе конфликтующие стороны должны понимать, что проведение процедуры медиации не просто одобрено администрацией, но и настоятельно рекомендовано ею. Результат медиации также в определённом смысле будет влиять и на административное решение (отдать напрямую распоряжение о переводе учащегося в другой класс или о его отчислении администрация не может, но реагировать на заявление родителей с требованием перевести в другой класс учащегося, на которого поступают жалобы от других детей, обязано).

Ещё более важный этап — проведение предварительных встреч с каждой из сторон. И само решение сторон о проведении процедуры медиации или об отказе от неё, и успех самой медиации (в случае согласия сторон на её проведение) во многом зависят от эффективности проведения именно этого этапа. Предварительные встречи необходимо посвятить прежде всего информированию сторон о правилах и законах построения гармоничных отношений в различных социальных системах, в том числе семейной системе, учебном коллективе, общеобразовательной школе, а также об универсальных принципах построения взаимоотношений, то есть о тех глубинных закономерностях, которые лежат в основе любого взаимодействия между людьми. По сути, предварительные встречи с потенциальными участниками процедуры медиации (в описываемом случае) должны стать полноценными психологическими консультациями (целесообразно провести серию консультаций для каждой стороны).

В ходе предварительных встреч медиатором ставится задача выслушать взгляд каждого участника конфликта на ситуацию, выяснить и обсудить предложения каждого по разрешению ситуации, рассмотреть разные последствия происходящего.

Одним из ключевых факторов эффективности проведения предварительных встреч будет являться понимание обеими сторонами того, что разрешить конфликт и найти хорошее решение возможно только при том условии, если каждый участник ситуации будет понимать и учитывать потребности и интересы всех других участников.

Для проведения процедуры медиации следует пригласить участников в приспособленное для этой цели помещение вне здания школы, что будет способствовать созданию подходящей рабочей атмосферы.

Процедуру медиации медиатор начинает (1-ая фаза) с собственного представления в роли медиатора, краткого рассказа о предстоящей работе (цели-задачи, принципы, этапы) и предложения сторонам принять участие в процедуре медиации.

Правила поведения всех участников процедуры медиации (медиатора и обеих сторон) проговариваются с особой тщательностью и записываются на отдельном листе (формата А1), который остаётся перед глазами сторон на протяжении всей работы. Также важно прояснить роль медиатора в процессе медиации.

На следующем этапе (2-ая фаза) медиатор предлагает каждой стороне озвучить своё видение конфликта с тем, чтобы выявить суть конфликта, а также общие моменты и различия в позициях сторон. В данном конфликте общим в позициях сторон, скорее всего, будет понимание того, что всем участникам конфликта необходимо прийти к разрешению ситуации, так как детям предстоит учиться вместе ещё десять лет и именно взрослые (прежде всего родители, а также классный руководитель) должны помочь детям создать атмосферу сотрудничества в учебном коллективе.

Различия во мнениях и позициях сторон, наиболее вероятно, будут проявляться в оценке родителями мотивов и поведения детей в конфликте. После того как обе стороны поделились своим видением ситуации, медиатор подводит промежуточный итог этого этапа работы и озвучивает схожие и различные моменты в позициях сторон, как он это увидел.

Задачей следующего этапа (3-я фаза) процедуры медиации будет  выявление глубинных потребностей и интересов каждой стороны и трансформация позиций (в каких-то моментах изначально противоположных) сторон в темы, которые сторонам (с помощью медиатора) следует обсудить в рамках медиации. Разговор о потребностях и интересах друг друга, а также обсуждение нейтрально сформулированных тем позволяет существенно снизить градус эмоций в процессе общения, лучше понять мотивы и поступки другой стороны, а также свои собственные мотивы и поведение в конфликтной ситуации.

Проведение примирительных процедур в школьной среде осложняется тем аспектом, что деструктивное поведение детей во многом связано с их семейной ситуацией и зачастую обусловлено процессами, происходящими в семейной системе. Поэтому для реализации глобальной и мегаактуальной в современном обществе задачи воспитания подрастающих поколений крайне важно наладить конструктивное взаимодействие не только родителей каждого ученика с классным руководителем, со всеми учителями-предметниками, школьными психологами, социальными педагогами и медиаторами, но и всех родителей друг с другом (!) для того чтобы появилась возможность совместными усилиями сформулировать общие правила воспитания детей и создавать новые традиции духовно-нравственного развития и гармоничного взаимодействия детей и взрослых.

Несомненно, задача эта непростая. Для её решения потребуется целый комплекс условий. Но актуальность этой задачи для всего общества трудно переоценить.

Можно смело утверждать, что глубинными потребностями и интересами каждой стороны конфликта всегда являются потребность в доверии, уважении, понимании и признании, потребность в дружбе, взаимной помощи и поддержке, заинтересованность в сотрудничестве, то есть конструктивном взаимодействии на благо всего коллектива и на благо каждого члена коллектива и т. п. (Если человек своими высказываниями или поступками демонстрирует иные цели во взаимодействии с окружающими, это означает лишь то, что он, осознанно или неосознанно, использует привычные защитные механизмы психики, а его истинные потребности, к сожалению, хранятся глубоко в душе (подсознании).) Задача медиатора на данном этапе работы — помочь участникам ситуации увидеть реальность своих отношений по-новому, ощутить и признать бессмысленность перспективы продолжения конфликта, переключиться на общие важные цели, что послужит основой для построения уважительных и доверительных отношений на принципах сотрудничества.

Следующий этап процедуры медиации (4-ая фаза), как правило, является в определённом смысле индикатором эффективности работы на всех предыдущих этапах (фазах), особенно это относится к предыдущему этапу (3-ей фазе). Медиатор предлагает сторонам применить один или несколько креативных способов поиска решения в конфликте, например, так называемый “мозговой штурм”. Если предыдущие этапы работы проведены успешно, то на данном этапе стороны уже готовы взаимодействовать друг с другом по-новому, на основе взаимопонимания и сотрудничества. В результате конструктивного общения стороны вырабатывают ряд положений (пунктов, шагов) как в отношении сегодняшней конфликтной ситуации, так и в отношении дальнейшего взаимодействия друг с другом (помочь сторонам сохранить и даже улучшить отношения — одна из основных целей медиации). Задача медиатора — поддержать креативную деятельность и атмосферу сотрудничества в коммуникации сторон. На этапе “экологической проверки” медиатор помогает сторонам трезво (насколько это возможно) оценить свою готовность и свои возможности следовать принятым решениям в будущем и скорректировать намеченные шаги.

Представляется целесообразным Васю и Петю приглашать в качестве участников процедуры медиации на каждом этапе процедуры после того, как уже будет проведена работа с их родителями: мальчикам важно видеть и понимать, что взрослые и самые авторитетные для них люди сумели прийти к взаимопониманию и договориться о сотрудничестве, и такой пример станет лучшей мотивацией для того, чтобы ребята приняли осознанное ответственное решение строить отношения друг с другом (и с другими детьми и взрослыми) по-новому.

На заключительном этапе процедуры медиации (5-ая фаза) составляется Меморандум о взаимопонимании (на предпоследней встрече) и Медиативное Соглашение, которое стороны и медиатор подписывают на заключительной (в рамках процедуры медиации) встрече.

Одним из существенных результатов успешно проведённой медиации будет планомерная реализация всеми участниками ситуации зафиксированных в Медиативном Соглашении шагов по решению конфликта и построению  отношений между сторонами на принципах сотрудничества в дальнейшем.

По глубокому убеждению автора статьи, в общеобразовательной школе с первого класса необходимо проводить полноценные еженедельные уроки (оптимально 3-4 урока в неделю) по предмету “Человековедение”, в рамках которого должны изучаться и в теории, и на практике правила и законы построения гармоничных взаимоотношений во всех системах (в семье, в дружбе, в учебном/ рабочем и т. п. коллективе, в сообществе, в мире): принципы и приёмы разрешения конфликтов (внутриличностных, межличностных, межгрупповых и т. п.), способы конструктивного проживания чувств и эмоций, этапы (стадии) и принципы гармоничного развития человека (и общества) и многие другие темы. Тогда юноши и девушки, закончив школу, будут в значительной степени подготовлены ко взрослой жизни во всех её ипостасях, что со временем будет способствовать интенсивному духовно-нравственному, а следовательно, и научно-техническому, и экономическому, и культурному развитию всего общества.

Процесс медиации состоит из этапов, каждый из которых имеет свою цель и содежание. Для успешного проведения медиации необходимо, чтобы переход к следующему этапу происходил после того, как достигнуты все цели на предыдущем.

Этап 1. Подготовка к медиации

Подготовка является решающим этапом в процессе медиации. Часто участники сразу перепрыгивают к решению проблемы: «Я не хочу тратить время на формальности. Я просто хочу сесть вместе с другой стороной и расставить все точки над «и». Я не думаю, что все это дело заберет больше часа.» Медиатор должен устоять перед соблазном согласиться на такой подход. В отличие от других методов решения споров, успешные результаты в большей степени зависят от поэтапного протекания процесса.

На этом этапе медиатор имеет возможность заложить крепкий фундамент для успешной медиации. Этап подготовки к совместной встрече предусматривает работу с двумя важными компонентами: налаживание контактов со сторонами и организация пространства для медиации.

Медиатор до этого разговаривает с каждым участником конфликта отдельно. Такой разговор проводится для того, чтобы:

  • проинформировать участников о процедуре медиации, о роли медиатора и участников в ней и получить согласие на участие в медиации;
  • объяснить принципы и правила медиации и получить согласие сторон придерживаться этих правил;
  • удостовериться, что время, назначенное для встречи, удобно для всех;
  • ответить на вопросы участников конфликта.

Перед проведением медиации необходимо подготовить помещение для общей встречи: расставить стулья (лучше — кругом), принести все необходимые для работы документы и письменные принадлежности и т.д.

Этап 2. Вступительная часть медиации (вступительное слово медиатора)

Первый контакт

Медиатор использует первый личный контакт со сторонами для установления доверия и атмосферы безопасности. С этой целью можно встретить участников у двери и предложить им места за столом переговором. Следует обратить внимание на то, чтобы участники не сидели строго напротив друг друга — это побудит их продолжать спор.

После этого медиатору нужно представиться, уточнить, как лучше обращаться к каждому из участников конфликта и записать их имена.

Описание процедуры медиации и ее принципов

Описание процедуры должно начаться с определения цели встречи, а именно: помочь участникам найти взаимоприемлемое решение их спора или проблемы.

Кроме этого, необходимо представить последовательность встречи, что поможет участникам сориентироваться в процессе и позволит снять лишнее напряжение, связанное с непониманием процедуры медиации. Таким образом, участникам нужно сказать, что:

  • каждый участник будет иметь возможность описать свое видение конфликтной ситуации;
  • каждый сможет высказаться относительно того, как можно решить конфликтную ситуацию;
  • все варианты решения будут детально рассмотрены, и участники выберут только тот вариант решения конфликта, который будет устраивать обоих;
  • по результатам встречи будет подписано соглашение о договенности между участниками.

Кроме того, можно отметить, что медиатор может пообщаться со сторонами тет-а-тет (каждому участнику должно уделиться одинаковое количество времени). Инициатива индивидуальных разговоров может быть предложена как медиатором, так и участниками.

Особенность процедуры медиации определяется ее принципами — добровольность, распределение ответственности, нейтральность и беспристрастность, конфиденциальность.

Важно в начале встречи четко определить роли медиатора и самих участников. В частности, необходимо подчеркнуть, что задача ведущего — помогать сторонам вести переговоры, а не решать, кто из них прав, а кто виноват, и не советовать, что нужно сделать, чтобы решить их проблемы. Медиатор следит за процедурой встречи, способствует созданию и сохранению безопасного, предусмотрительного и продуктивного протекания переговоров. Участники сами определяют ключевую проблему, вместе предлагают и обговаривают варианты решения ситуации и ответственны за решение своего конфликта.

Правила медиации

Успех медиации в большой мере зависит от стиля общения, который выбирают участники конфликта. Поэтому уместно обратить внимание сторон на тот факт, что взаимные оскорбления и угрозы не позволят общаться продуктивно. Вместо этого следование правилам и сотрудничество — залог решения конфликта с учетом интересов участников. Поэтому во вступительном слове следует предложить сторонам некоторые правила общения, которые позволят провести переговоры констуктивно, например:

Когда один говорит, другие его слушают.

Каждая сторона ведет себя вежливо.

Участники не перебивают друг друга.

Участники не оскорбляют друг друга.

Для удобства правила можно записать на доске и обращаться к ним в случае необходимости.

Вопросы сторон, подписание Согласия на участие в процедуре медиации

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению конфликтной ситуации, необходимо убедиться, что стороны понимают суть процедуры, ее принципы и соглашаются придерживаться правил и принимать участие в медиации. Для этого медиатор спрашивает, все ли из того, что он сказал о медиации, им понятно и есть ли у них вопросы относительно протекания их совместной встречи. Если у участников есть вопросы, медиатор объясняет непонятные моменты еще раз, если нет — предлагает подписать Согласие на участие в медиации.

Форма согласия может варьироваться, однако она всегда преследует 3 важных задания. Во-первых, стороны, подписывая договор, достигают первого понимания между собой. Во-вторых, совершая ритуал подписания формы, каждая сторона реально подтверждает намерение продолжать медиацию. В конце концов, стороны также признают конкретные требования, изложенные в документе.

Этап 3. Рассказы сторон

Данный этап начинается с просьбы медиатора описать конфликтную ситуацию, объяснить, что случилось. Медиатор может обратиться к одному из участников или предложить определиться, кто начнет повествование. Задание этого этапа — дать возможность сторонам высказаться относительно конфликтной ситуации и их отношения к ней. Важно прежде, чем перейти к решению конфликта, детально определить и согласовать между участниками суть проблемы и ключевые моменты, которые требуют решения. Если данный этап будет упущен или не будет сформулировано основных вопросов для обсуждения, существует риск, что дальнейший процесс переговоров затянется во времени или, в худшем случае, у конфликта не будет перспективы разрешиться.

Значительное внимание на данном этапе нужно уделить работе с эмоциями и переживаниями сторон относительно конфликтной ситуации и тех последствий, к которым она привела.

Важность этого этапа состоит в том, что он базовый в построении диалога между сторонами, поскольку они — основные субъекты коммуникации, а роль медиатора состоит исключительно в облегчении процесса общения между участниками. Для эффективной работы медиатора пригодятся навыки активного слушания.

Этап «Рассказы сторон» заканчивается только тогда, когда определены все проблемы и интересы, отмеченные сторонами, и стороны полностью удовлетворены этими результатами.

Этап 4. Решение проблемы

Задание этого этапа — определить пути решения проблемы и найти вариант, который удовлетворит обе стороны конфликта. Для этого медиатор должен помочь сторонам:

Определить, какие вопросы нужно решить в первую очередь, чтобы создать основу для последующих решений.

Рассмотреть вопросы от наиболее важных к наименее значимым, когда атмосфера не слишком напряженная. Когда такое напряжение сильное, выбирать первыми нужно самые легкие пункты.

Важный элемент этапа решения проблемы — определение перечня проблем. Следует помнить, что стороны должны сначала достигнуть понимания в определении проблем, а потом пытаться разработать решение. Не следует сразу «зацикливаться» на каком-то одном варианте разрешения. Перед принятием решения проработайте разные возможности — для этого можно использовать метод «мозгового штурма». Оценивать возможные варианты решения ситуации целесообразно только тогда, когда будет предложено несколько. Обсуждение путей решения конфликта предусматривает определение преимуществ и недостатков каждого из предложенных вариантов. Кроме этого уместно определить реалистичность выполнения заявленных способов выхода из конфликтной ситуации для обоих участников, так как от этого зависит будущий успех «восстановления» отношений. Также следует обсудить, к каким последствиям приведет исполнение того или иного плана для сторон. Последствия могут касаться финансовых дел, времени, отношений с друзьями, семьей, самооценки и т.д. В конце уместно помочь сторонам определить справедливые критерии, которыми они будут руководствоваться в принятии решений.

Поскольку этап решения проблемы, как правило, предусматривает большую самостоятельность сторон в прямом общении, медиаторы следят за придерживанием принципам медиации, с этой целью они:

Напоминают сторонам о правиле не перебивать друг друга.

Поощряют прямую дискуссию между сторонами, если чувствуют готовность сторон.

Используют перефразирование для облегчения общения между сторонами и направленность процесса обсуждения.

Этап 5. Составление и подписание соглашения

Последний этап процедуры медиации посвящен подписанию документа, который официально закрепляет достигнутое на протяжение предыдущего этапа согласия. Согласие само по себе — это всегда хорошо, однако до тех пор, пока остается словесной декларацией, нет уверенности, что стороны действительно нашли общий язык, как конкретно (до деталей) они будут выполнять общий план выхода из конфликтной ситуации. Хотя, нужно сказать, в практичной деятельности хватает случаев составления между сторонами устной договоренности, которая, однако, всегда имеет более низкий статус (особенно для школьников) сравнительно с письменным соглашением.

Медиатор на этапе составления соглашения помогает сторонам:

  • Детально определить решение (путь разрешения) каждой из указанных сторонами проблем, которые возникли в результате конфликта.
  • Проверить договоренность на релистичность (возможность сторон выполнить указанный объем работ в указанные сроки).
  • Подготовить участников спора презентовать  достигнутое соглашение третим лицам (родителям, завучу, психологу и т.д.) в случае, если есть такая необходимость.
  • Определить будущие отношения (взаимодействие, коммуникацию) участников спора.

По результатам обсуждения медиатор может подготовить текст соглашения, постоянно уточняя содержание формулировок у участников. Важно помнить, что медиатор не может настаивать на внесении каких-то пунктов, его задание — помочь сторонам сформулировать собственные договоренности таким образом, чтобы соглашение было реалистичным. После согласования всех пунктов договора, участники ознакамливаются с его текстом и подписывают. Обычно соглашение подписывают в двух экземплярах — по одному каждой стороне.

Таким образом, соглашение должно содержать четкий план выхода из конфликтной ситуации с указанными временными рамками и распределением ответственности между участниками конфликта. Формулировки соглашения должны быть четкими и понятными участникам, а также иметь утвердительную, позитивную форму изложения.

Гражданское процессуальное право РФ

Семинарское занятие по теме 29

«Медиация. Путь от конфликта
к примирению»

***

Порядок проведения процедуры медиации

Статья 11 ФЗ О медиации закрепляет нормы,
регулирующие непосредственно порядок
проведения самой процедуры медиации.
В части
первой закрепляется, что порядок
проведения процедуры медиации
устанавливается самими сторонами и
закрепляется в соглашении о проведении
процедуры медиации.
Напомним, что с
момента его заключения начинается
процедура медиации и именно в нем
прописываются основные условия проведения
примирительной процедуры.

Теоретически всю процедуру проведения
медиации можно разделить на ряд этапов
или стадий
. Разные авторы выделяют
разное количество стадий в проведении
процедуры медиации. Так, например, А.Я.
Анцупов и А.И. Шипилов выделяют восемь
последовательных этапов медиации:

1) анализ и ситуации, и отношений;

2) определение проблемы;

3) разогрев (снятие психологических
барьеров);

4) снятие препятствий (эмоциональных
барьеров);

5) поиск решения;

6) принятие решения;

7) заключение соглашения;

8) прояснение ситуации (семейный
конфликт, конфликт между друзьями)
1.

В отличие от них, П. Штепан выделяет
всего шесть этапов:

1) введение – медиатор кратко рассказывает
сторонам о процедуре медиации, своих
функциях и функциях сторон, устанавливает
основные правила взаимоотношений
(например, не прерывать друг друга, не
использовать оскорбительных выражений
и т.п.), объясняет основные принципы
медиации;

2) вступительное слово сторон – каждая
сторона объясняет свое видение конфликта,
высказывает свою точку зрения. Как
отмечает П. Штепан, «после каждого
изложения медиатор возвращает стороне
сказанное ею своими словами, уточняя
информацию и смягчая акценты»
2.
После изложения своего видения проблемы
стороны могут обменяться репликами,
что-то уточнить или добавить;

3) формулирование повестки дня –
медиатор помогает сторонам отделить
факты от интерпретаций и выделить
проблемы для обсуждения. Это достигается
обсуждением точек зрения каждой из
сторон и уточнением того, что есть факт,
а что — интерпретация этого факта одной
из сторон;

4) выдвижение альтернативных решений
– на этой стадии стороны с помощью
посредника предлагают свои способы
урегулирования разногласий. Задача
медиатора на этой стадии заключается
в поддержании баланса сил сторон, в
обучении их думать, действовать, вести
переговоры с позиции сотрудничества и
искать решения, которые отвечали бы как
их собственным интересам, так и интересам
другой стороны;

5) стадия оценки и выбора решений –
основываясь на высказанных сторонами
идеях, медиатор помогает им выделить
именно те решения, которые удовлетворили
бы интересы обеих сторон;

6) заключительной стадией по П. Штепану
является достижение соглашения. Медиатор
помогает сторонам достичь взаимовыгодного
решения спора, которое и закрепляется
в качестве медиативного соглашения, и
оформить его документально.

Свое выделение этапов проведения
медиации можно также увидеть у Л.В.
Ковальчук и Т.В. Саловой3
и других авторов.

Процедура состоит из следующих этапов:

  1. заключение сторонами соглашения о
    проведении процедуры медиации
    ;

  2. выбор сторонами
    медиатора – независимого посредника
    ;

  3. первая встреча
    медиатора со сторонами, знакомство,
    определение предмета спора – подготовка
    к проведению процедуры
    ;

  4. собственно процедура
    медиации проведение последующих
    переговоров, в течение которых медиатор
    помогает сторонам уточнить их требования
    и выслушать требования другой стороны
    ;

  5. завершение процедуры
    медиации. Происходит в двух формах:
    окончание и прекращение.
    Окончание
    происходит
    посредством заключения медиативного
    соглашения, в случае если стороны
    согласятся с обоюдными требованиями.
    Прекращение
    процедуры медиации

    осуществляется посредством заключения
    соглашения сторон о прекращении
    процедуры медиации без достижения
    согласия по имеющимся разногласиям,
    либо заявление медиатора в письменной
    форме, направленное сторонам после
    консультаций с ними по поводу прекращения
    процедуры медиации ввиду нецелесообразности
    ее дальнейшего проведения, либо заявление
    в письменной форме одной, нескольких
    или всех сторон, направленное медиатору,
    об отказе от продолжения процедуры
    медиации, либо истечение срока проведения
    процедуры медиации.

ФЗ О медиации не выделяет этапов
проведения медиации, лишь закрепляет
полномочия сторон самим установить
порядок проведения примирительной
процедуры. Следовательно, и этапы
проведения медиации также могут
устанавливаться самими сторонами.

О.В. Аллахвердова полагает, что
традиционно медиация состоит из следующих
стадий:

1) вступительное слово медиатора
(введение в процесс медиации);

2) презентация сторон (представление
сторонами сути их спора, разногласий,
конфликта)

3) дискуссия (выработка вопросов для
обсуждения и переговоров);

4) кокус (индивидуальная работа
медиатора с каждой из сторон)

5) дискуссия (по выработке возможных
предложений для урегулирования
конфликта);

6) подготовка проекта соглашения
(заключение согла­шения);

7) выход из медиации4.

Согласно ч.2 ст.11 ФЗ О медиации порядок
проведения процедуры медиации может
устанавливаться сторонами в соглашении
о проведении процедуры медиации путем
ссылки на правила проведения
процедуры медиации, утвержденные
соответствующей организацией
,
осуществляющей деятельность по
обеспечению проведения процедуры
медиации.
Таким образом, стороны при
обращении за помощью в разрешении
конфликта в организацию, обеспечивающую
проведение процедуры медиации, могут
просто согласиться с порядком проведения
примирительной процедуры данной
организации. Данный порядок устанавливается
внутренними актами конкретной организации
и для каждой организации является
индивидуальным. В таком случае в
соглашении о проведении медиации стороны
просто ссылаются на определенный акт
организации, обеспечивающей проведение
процедуры медиации.

Такими внутренними актами являются
регламенты по проведению примирительной
процедуры с участием посредника коллегий
посредников при ТПП РФ и ТПП субъектов
Российской Федерации.

Так, например, Приказом от 12.05.2006 «Об
образовании Коллегии посредников по
проведению примирительных процедур
при Торгово-промышленной палате
Российской Федерации» был утвержден
Регламент по проведению примирительной
процедуры с участием посредника Коллегии
посредников при ТПП РФ
5.
Он определяет порядок проведения
примирительной процедуры с участием
посредника Коллегией посредников по
проведению примирительных процедур,
действующей при ТПП РФ. В первых двух
статьях закрепляется порядок обращения
сторон к посреднику и его избрания.
Далее предусматривается подготовка к
проведению примирительной процедуры.
Она осуществляется медиатором вместе
со всеми сторонами спора. При подготовке
к проведению примирительной процедуры
назначаются консультации со спорящими
сторонами и (или) их представителями.
Консультации со сторонами проводятся
посредником для:

  • выяснения обстоятельств конфликта
    и позиций сторон;

  • определения необходимых относящихся
    к спору документов;

  • предварительного определения условий,
    требований и пожеланий сторон к
    проведению примирительной процедуры
    и ее результатам;

  • выяснения мнения сторон о предполагаемом
    времени, необходимом для проведения и
    завершения примирительной процедуры;

  • определения места и времени начала
    проведения примирительной процедуры.

Регламентом по проведению примирительной
процедуры с участием посредника Коллегии
посредников при ТПП РФ также
предусматривается, что в ходе консультаций
между сторонами заключается договор,
в котором, в частности, устанавливаются
размер, порядок уплаты и распределения
между ними сборов и расходов в связи с
проведением примирительной процедуры
(ст. 4).

После завершения консультаций назначается
день проведения примирительной процедуры,
при этом учитывается возможность
максимального участия в процедуре
каждой стороны. Проведение примирительной
процедуры начинается с проверки
полномочий лиц, принимающих участие в
урегулировании спора и достижении
соглашения сторон. Медиатор представляется
сторонам и сообщает об опыте своей
профессиональной деятельности. Сторонам
также разъясняются основные принципы
проведения примирительной процедуры
и роль медиатора в процедуре медиации,
а также право сторон в любое время
отказаться от продолжения примирительной
процедуры. В ходе примирительной
процедуры стороны излагают суть их
спора и вносят предложения по его
урегулированию. Медиатор дает возможность
сторонам высказываться и формулировать
предложения, которые, по их мнению, могут
привести к урегулированию их спора. В
ходе проведения примирительной процедуры
медиатору необходимо выявить действительный
интерес и намерения каждой из сторон.
По окончании примирительных процедур
сторонами заключается медиативное
соглашение. Оно, согласно ч. 12 ст. 5
Регламента по проведению примирительной
процедуры с участием посредника Коллегии
посредников при ТПП РФ, заключается в
письменной форме в трех экземплярах
(если в споре участвуют две стороны),
каждый из которых подписывается лицами,
принимавшими участие в примирительной
процедуре.

Схожие положения закреплены в регламентах
коллегий посредников при торгово-промышленных
палатах некоторых субъектов РФ. Однако
необходимо заметить, что большинство
локальных актов, регулирующих порядок
проведения процедуры медиации, были
приняты задолго до ФЗ О медиации.
Соответственно, положения некоторых
из них могут не соответствовать его
нормам.

Повторимся, что правила проведения
процедуры медиации, утвержденные
организацией, осуществляющей деятельность
по обеспечению проведения процедуры
медиации, должны соответствовать ФЗ О
медиации, в них должны быть указаны:

  • виды споров, урегулирование которых
    проводится в соответствии с данными
    правилами; Под видами споров в ФЗ
    О медиации подразумеваются те конкретные
    категории споров, которые подлежат
    разрешению в соответствии с локальными
    актами конкретных организаций,
    обеспечивающих проведение процедуры
    медиации.

  • порядок выбора или назначения медиаторов;
    Конкретизация и развитие положений
    ст.9 ФЗ О медиации должны осуществляться
    как раз в правилах проведения процедуры
    медиации, утвержденных организацией,
    осуществляющей деятельность по
    обеспечению проведения процедуры
    медиации.

  • порядок участия сторон в расходах,
    связанных с проведением процедуры
    медиации; ст.10 ФЗ О медиации + обязательное
    закрепление и конкретизацию в правилах
    проведения процедуры медиации

  • сведения о стандартах и правилах
    профессиональной деятельности
    медиаторов, установленных соответствующей
    организацией, осуществляющей деятельность
    по обеспечению проведения процедуры
    медиации; Во внутренних документах
    организации должны быть указаны как
    федеральные, так и локальные акты, в
    соответствии с которыми ими осуществляется
    посредническая деятельность.

  • порядок проведения процедуры медиации,
    в том числе права и обязанности сторон
    при проведении процедуры медиации,
    особенности проведения процедуры
    медиации при урегулировании отдельных
    категорий споров, иные условия проведения
    процедуры медиации. Также в локальных
    документах обязательно должен
    конкретизироваться порядок проведения
    процедуры медиации, в том числе права
    и обязанности сторон при проведении
    процедуры медиации, особенности
    проведения процедуры медиации при
    урегулировании отдельных категорий
    споров, иные условия проведения процедуры
    медиации. Как уже неоднократно отмечалось,
    данные вопросы могут регулироваться
    регламентами о проведении примирительных
    процедур.

Часть 4 ст. 11 ФЗ О медиации закрепляет
положение, что стороны могут наделить
медиатора возможностью самостоятельного
определения порядка проведения процедуры
медиации, с учетом обстоятельств
возникшего спора, пожеланий сторон и
необходимости скорейшего урегулирования
спора.

Смысл данной нормы заключается в том,
что зачастую конфликтующие стороны с
трудом идут на контакт друг с другом и
им трудно договориться даже о порядке
прохождения примирительных процедур.
В этом случае у них есть выбор – либо
сослаться на уже закрепленный порядок
проведения процедуры медиации, либо
оставить за медиатором возможность
определения ее порядка. Второй вариант
порядка проведения примирительных
процедур является более гибким, так как
медиатор уже в процессе проведении
медиации может учитывать все аспекты
конкретного конфликта и сообразно им
планировать дальнейшие действия по
урегулированию разногласий сторон.

При этом, законодатель запрещает
медиатору вносить предложения об
урегулировании спора
. Однако
здесь же делается оговорка: «…если
стороны не договорились об ином». Это
означает, что законодатель оставляет
сторонам возможность по своему
волеизъявлению наделить медиатора
правом предлагать свои варианты
урегулирования спора. Это, соответственно,
как одно из условий, должно быть закреплено
в соглашении о проведении процедуры
медиации. Если же такое условие в
соглашении отсутствует, то медиатор не
должен предлагать сторонам какие-либо
варианты решения споров. Как считает
Ц.А. Шамликашвили, «внесение предложений
о разрешении спора медиатором противоречит
сути медиации». Однако с этим утверждением
некоторые авторы предлагают поспорить.
Трактуя ст. 1 ФЗ, медиация – это
урегулирование споров с участием в
качестве посредника независимого лица
– медиатора, а следовательно, с согласия
сторон медиатор может участвовать в
поисках такого решения спора, которое
удовлетворяло бы интересы обеих
заинтересованных сторон, и это не будет
противоречием общим принципам медиации.

Медиатор вправе встречаться и
поддерживать связь как со всеми сторонами
конфликта вместе, так и с каждой из них
в отдельности
. Данная норма направлена
на оптимизацию разрешения конфликта.
Это означает, что в зависимости от
характера конфликта и готовности сторон
к совместному его разрешению медиатор
может проводить индивидуальные беседы
с каждой стороной в отдельности. Их
проведение позволяет медиатору выявить
возможные точки соприкосновения сторон
по спорному вопросу.

Например, если противоречия сторон
имеют острый эмоциональный характер
вплоть до того, что они не хотят встречаться
друг с другом, индивидуальные встречи
медиатора с каждой из сторон могут
способствовать снятию у сторон сильной
эмоциональной реакции друг на друга и
переходу к совместным переговорам. Или
же, как отмечают Ковальчук Л.В. и Салова
Т.В., «если дискуссия между сторонами
превращается в перепалку или стороны
под разными предлогами уклоняются от
конструктивного диалога, медиатор также
может объявить сторонам о необходимости
проведения индивидуальных встреч. К
тому же во время их проведения могут
быть выявлены новые обстоятельства,
относящиеся к спорной ситуации, которые
стороны не желают раскрывать в присутствии
друг друга». В связи с этим индивидуальная
беседа также может проводиться по
просьбе любой из сторон. Данное положение
также развивается и в локальных актах
организаций, обеспечивающих проведение
процедуры медиации.

Медиатору запрещается ставить
своими действиями какую-либо из сторон
в преимущественное положение, равно
как и умалять права и законные интересы
одной из сторон
. Данное положение
является продолжением развития принципов
равноправия и беспристрастности,
закрепленных в Законе. Принцип равноправия
заключается в предоставлении сторонам
равных возможностей высказать свое
мнение, определять повестку переговоров,
оценивать приемлемость предложений и
условий соглашения и других возможностей.
Принцип беспристрастности заключается
в объективном отношении медиатора ко
всем спорящим сторонам. Следовательно,
медиатор при разрешении конкретного
спора должен соблюдать ст.
19 Конституции РФ, закрепляющую
равенство всех перед законом. Он должен
предоставлять спорящим сторонам равные
возможности в равном объеме, при этом
оставаясь нейтральным и беспристрастным.

Процедура медиации ограничена
определенными в ФЗ О медиации сроками
.

Общее положение о сроках в законе
следующее: сроки проведения процедуры
медиации определяются самими спорящими
сторонами и закрепляются соглашением
о проведении процедуры медиации. Данное
закрепление необходимо, так как проведение
процедуры медиации начинается со дня
заключения сторонами соглашения о
проведении процедуры медиации,
следовательно, и течение срока проведения
примирительной процедуры начинается
со дня подписания сторонами указанного
соглашения.

В то же время законодатель закрепляет
положение, что и медиатор, и спорящие
стороны должны принимать все возможные
меры для того, чтобы указанная процедура
была прекращена в срок не более чем в
течение шестидесяти дней. Таким образом,
по общему правилу продолжительность
процедуры медиации не может превышать
шестидесяти дней
.

Однако ч.2 ст.13 ФЗ О медиации позволяет
продление срока по взаимной договоренности
сторон спора и согласие самого медиатора
в следующих случаях:

особая сложность разрешаемого
спора;

необходимость получения дополнительной
информации;

необходимость получения документов.

Продление возможно на определенный
срок с учетом того, что весь срок медиации
составляет 180 дней.

Таким образом, срок медиации не должен
превышать ста восьмидесяти дней
.

Но для проведения процедуры медиации
по спорам, ранее переданным на разрешение
суда, законодатель четко устанавливает
предельный срок проведения, который не
должен превышать шестидесяти дней
.

Данная норма закрепляется и в
процессуальном законодательстве.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 194-ФЗ
были внесены соответствующие изменения
в ГПК РФ и АПК РФ, а также в Федеральный
закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ. Так, согласно ст.
169 ГПК РФ суд может отложить разбирательство
дела на срок, не превышающий шестидесяти
дней, по ходатайству обеих сторон в
случае принятия ими решения о проведении
процедуры медиации.
Схожая норма
закрепляется и в ч.
7 ст. 158 АПК РФ. Это означает, что
законодатель дает сторонам только
шестьдесят дней, чтобы мирно урегулировать
спор. На это время суд откладывает
судебное разбирательство, о чем в
обязательном порядке выноситься
определение. Течение срока исковой
давности при этом приостанавливается.
По окончании указанного срока суд либо
утверждает мировое соглашение – если
стороны урегулировали спор и заключили
медиативное соглашение, либо продолжает
рассмотрение спора по существу – если
сторонам так и не удалось достичь
компромисса.

***

Школа посредничества (о.В. Аллахвердова) (извлечение)

Каждая стадия медиации имеет свои
конкретные цели и задачи. Поэтому
медиатор должен все время себя внутренне
проверять – все ли задачи, стоя­щие
перед ним на данном этапе, выполнены и
достигнута ли цель. Только ког­да вы
в этом полностью уверены, можно переходить
к следующему этапу.

Начнем со «вступительного слова», как
это делают все медиаторы. Итак, стороны
пришли на переговоры, вы пригласили их
за стол, заняли свое место между ними и
начали свое вступительное слово.

Вступительное слово

Основная цель «вступительного слова»
– подготовить стороны к пе­реговорам,
т. е. сделать процесс медиации ясным и
предсказуемым для участников переговоров.

Для этого необходимо решить следующие
задачи:

  • познакомиться и наладить конструктивный
    контакт со сторонами;

  • уточнить готовность сторон решать свой
    конфликт и проинфор­мировать об
    основных принципах и правилах поведения
    во время медиации;

  • рассказать о том, что ожидает стороны
    в течение сессии медиации;

  • рассказать об ответственности сторон
    в этом процессе и о своей роли в нем;

  • определить регламент работы;

  • создать атмосферу доверия к себе,
    чувство безопасности и равнопра­вия
    сторон;

  • ответить на вопросы сторон и обеспечить
    все потребности сторон на время ведения
    переговоров.

Иными словами, во вступительном слове
медиатор объясняет; что такое медиация,
каковы ее принципы. Особое внимание
обращается на конфиден­циальность
происходящего процесса, рассказывается
о правилах поведения участников. Медиатор
говорит о своем праве проводить «кокус»
(инди­видуальные встречи с каждой из
сторон во время медиационной сессии),
выясняет у конфликтантов за столом, все
ли стороны, от которых зависит принятие
решения, присутствуют на переговорах,
и предлагает участникам подписать
соглашение об участии в медиации (чаще
такое соглашение за­ключается устно).
Если вступительное слово сделано
правильно, то резуль­татом будет
атмосфера доверия как к процессу, так
и к медиатору.

Пример вступительного слова медиатора

Мед.: Добрый день. Присаживайтесь,
пожалуйста (бумага и ручки на столе,
часы перед медиатором/

Меня зовут…, я буду сегодня вашим
медиа юром — посредником (или назна­чена
Центром разрешения конфликтов) в
разрешении проблемы, с которой вы пришли.
Как я могу к вам обращаться? Представьтесь,
пожалуйста.

Меня зовут Мария.

Меня зовут Евгений Михайлович.

Мед.: Мария! Евгений Михайлович! Каким
временем вы располагаете сегодня? Обычно
такая встреча длится 2-2,5 часа.

Да, располагаем достаточным временем
(или: У нас всего час).

Мед.: Давайте посмотрим, что мы успеем
сделать в течение часа, или, может быть,
мы перенесем нашу встречу на другое
время?

Я как нейтральный посредник буду
помогать вам в переговорах, чтобы вы
пришли к наилучшему для вас обоих
решению. Но при этом важно, чтобы вы сами
хотели этого. Скажите, вы заинтересованы
в этом? Вы добровольно пришли сюда?

Мария? Евгений Михайлович? Мед.: Я хочу
сказать, что право добровольности
сохраняется за вами на всю нашу встречу.
Если кто-то из вас почувствует, что
что-то происходит не так, как вам хотелось
бы, скажите мне об этом, и мы решим вместе,
продолжать ли нам работать.

Я также могу остановить процедуру
переговоров, если увижу, что кто-либо
из вас почему-либо не готов к диалогу и
поиску взаимного решения. Скажите мне,
все ли, от кого зависит решение по вашей
проблеме, здесь при­сутствуют? Нет ли
необходимости кого-либо еще привлечь
к переговорам? Евгений Михайлович?
Мария? Мед.: Наша встреча носит
конфиденциальный характер. И все, что
будет здесь обсуждаться, и все записи,
которые я буду делать по ходу работы,
останутся внутри нашей встречи. Я не
могу и не буду свидетельствовать
кому-либо из вас, если вы обратитесь в
дальнейшем в суд.

Будучи нейтральной, я буду стараться
организовать нашу встречу так, чтобы
вы могли высказать все, что вы хотите,
и были бы полностью выслушанными, дам
вам возможность высказывать любые ваши
предложения и помогу в поиске выхода
из вашей ситуации.

Но все решения, которые вы примете,
зависят только от вас, и вы несете пол­ную
ответственность за то, о чем договоритесь
сегодня. Вы готовы принять на себя такую
ответственность? Вы, Мария? Вы, Евгений
Михайлович? Мед.: А теперь о работе. Наша
встреча будет проходить таким образом.

Сейчас, когда мы договоримся о правилах
работы, каждый из вас расскажет, что же
случилось и что вы хотите изменить.

Потом вы сможете задать друг другу
вопросы, и мы договоримся, что важно для
вас обсудить сегодня и о чем договориться.

Возможно, мне потребуется поговорить
с каждым из вас отдельно. Каждому из вас
будет предоставлено равное время для
такой беседы. А после этого мы постараемся
обсудить варианты предложений по
урегули­рованию вашей ситуации, и
если эти предложения вас будут
удовлетворять, можно будет составить
окончательное соглашение. Оно может
быть письмен­ным или устным. Это
зависит от вашего обоюдного желания. И
еще. Чтобы наша встреча проходила
конструктивно, давайте договоримся
соблюдать общие правила вежливости и
взаимоуважения. Не будем кричать,
оскорблять и унижать друг друга. Вы
согласны? Мария, вы согласны? Евгений
Михайлович, вы? Мед.: Итак, вы заключили
свое первое соглашение о работе и мы
можем продол­жить.

Есть ли у вас какие-либо вопросы сейчас?

Если вам будет необходимо сделать
перерыв, скажите мне об этом.

(Также желательно попросить стороны
выключить на время встречи их мо­бильные
телефоны или договориться, как быть со
срочными звонками и т. л. Важно, чтобы
ничто не отвлекало стороны от основной
темы их переговоров.)

Мед.: Кто из вас готов начать и рассказать,
что произошло? /Но это уже следующая
стадия — презентация сторон.)

Вступительная часть продолжается
достаточно долго, примерно 10-15 ми­нут
.
Столь длинная и стандартная процедура
обычно кажется начинающим медиаторам
излишней, и они стараются ее сократить.
Опыт показывает; что сокращение
вступительной процедуры, как правило,
приводит к резкому увеличению времени,
а то и к срыву всего процесса медиации.
Если стороны не готовы к медиации и
отказываются подписать процедурное
соглашение (потому что не доверяют
медиатору или боятся «потерять свое
лицо» в слу­чае неуспеха и т. д.), то
лучше медиацию вообще не начинать.

Важно, чтобы вступительное слово
медиатора давало сторонам чувство
однозначности процесса медиации и
неоспоримости процедурной его части.
Медиатор – хозяин и лидер процедур
на переговорах и не должен спраши­вать
у сторон о процедурах, а смело и корректно
их обозначаете и следовать им в течение
всей медиации
.

Уверенность в своих действиях – вот
что необходимо медиатору на этой стадии!
Доброжелательность и упорство, диалог
со сторонами, а не монолог; яркая
выразительная речь, спокойствие помогают
медиатору во вступи­тельном слове.
Речь медиатора должна быть точной,
четкой, однозначной и всегда нейтральной.
Не нужно создавать у сторон чувство
безответствен­ности словами. «Я не
несу ответственности за то, что будет
происходить на ваших переговорах..

— иногда говорит посредник, следуя
правилам медиации о том, что стороны
несут полную ответственность за
происхо­дящее. Да, действительно
медиатор не несет ответственности за
принятые сторонами решения, но несет
полную ответственность за то, как они
будут договариваться, все ли возможности
используют в переговорах, точно ли они
понимают, чего хочет другая сторона, и
являются ли их соглашение наилучшим в
данных условиях. За все это медиатор
несет ответственность, но не следует
об этом сообщать сторонам. Это ваша
профессиональная компетентность.

Медиатор во время медиации никогда
не извиняется и не просит разре­шения
на слово, он сам определяет стадию
медиации
. Медиатор — хозяин процесса!

Часто встречающиеся ошибки начинающих
медиаторов
: «Простите, я вас перебью…
Я вас прошу… Извините, что вмешиваюсь…
Могу я пере­говорить с вами с глазу
на глаз?».

Вы смело можете перебивать, если стороны
увлеклись и начали в своих высказываниях
ходить по кругу, повторяя второй или
третий раз одно и то же. Вы прямо заявляете
о том, что вам необходимо переговорить
с одной из сторон.

Часто для разрешения конфликта одной
медиационной сессии (одной встречи со
сторонами) бывает недостаточно. Их
количество ограничивается моментом
завершения переговоров, когда стороны
договорятся или решат прекратить
медиацию вообще, т. е. сессий медиации
может быть две-три и более.

Наиболее часто повторяющаяся ошибка
– боязнь не успеть закон­чить медиацию
в отведенное время
. Необходимо помнить:
медиация – это процесс, имеющий свою
скорость и свою продолжительность.
Ускорять процесс выработки доверия
сторон и их движение в переговорах –
небла­годарное дело! Двигайтесь со
скоростью сторон, но не тяните время,
если это возможно. Управляйте процессом
медиации
!

При каждой сессии медиации или на
повторной медиации с этими же сторонами
вступительное слово обязательно
повторяется. Не думайте, что стороны
все и так знают. Это ваш инструмент
управления. Поэтому вы сно­ва и снова
можете напоминать сторонам процедуру,
особенности медиации, их права и порядок
работы. Здесь искусство и компетентность
медиатора позволят избежать монотонности
и скучности текста. Стремитесь, чтобы
вступительное слово было кратким, но
ясным и задающим конструктивный тон
переговоров.

Если стороны перевозбуждены и их трудно
«настроить» на восприятие вступительного
слова, можно ограничиться процедурными
вопросами: «Я предлагаю прежде, чем
что-либо обсуждать, договориться о
процедуре».

Если вы уверены, что стороны готовы к
переговорам и все процедур­ные вопросы
согласованы, переходите к следующей
стадии: презентации сторон.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий развлекательной программы веселые вытворяшки
  • Сценарий радуга дуга
  • Сценарий профсоюзной агитбригады учителей
  • Сценарий развлекательной программы апрельские улыбки
  • Сценарий пьесы чучело