Сценарий профессия художник

Данное мероприятие поможет учащимся узнать многое не только о профессии художника, а также о специализациях этой профессии. Оно также поможет ребятам "примерить" профессию художника - дизайнера на себ

Стрельченок Елена Александровна

Учитель изобразительного искусства МКОУ «Колесниковская ООШ».

Внеурочное мероприятие по изобразительному искусству для 3-4 классов

«Моя профессия – художник».

Введение.        

           Данная методическая разработка является актуальной потому, что:

          -может быть использована  при проведении мероприятий по изучению профессий (более подробно —  профессии художника и дизайнера) и профессиональному самоопределению младших школьников;

       — методическая разработка знакомит  с работой (в том числе) все более популярной и востребованной современной профессией «дизайнер». Многие ребята интересуются этой профессией, слышали о ней, хотят после окончания школы получить эту профессию. Знакомство с работой художников и выполнение практического задания  «Примерь профессию на себя» могут дать возможность школьникам попробовать себя в качестве художника-дизайнера. Но растить будущего художника нужно с младшего возраста : именно в этом возрасте, когда ребенок смотрит на мир широко раскрытыми глазами,  еще формируются восприятие мира, эмоциональная сфера, умение видеть прекрасное в обыденном, развиваются наблюдательность и глазомер. В этом чудесном возрасте ребята не боятся экспериментировать, не боятся неудач при выполнении работ, их чувства и эмоции являются самыми яркими и непосредственными. Они еще играют в художника, но уже имеют первоначальные знания для выполнения удачных для своего возраста работ;

          -данная работа  может явиться (как внеклассное мероприятие) логическим окончанием  изучения изобразительного искусства в 3 классе по программе Неменского Б.М.

Преподавание изобразительного искусства по этой программе подразумевает постепенное введение учащихся в мир искусств, подводят их к осознанию того, что без участия художников (трех братьев-Мастеров : Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) невозможно представить жизнь современного человека.  Причем ребенок постепенно осознает, что кроме утилитарного назначения, каждый предмет является носителем духовной культуры народа. Третий год изучения изобразительного искусства полностью посвящен теме «Искусство вокруг нас». Темы четвертей говорят сами за себя : тема «Искусство в твоем доме» знакомит с работой художников в создании предметов для дома,  «Искусство на улицах твоего города» позволяет увидеть работы художников по обустройству среды обитания человека, «Художник и зрелище» помогает ребятам ощутить участие художников в организации зрелищ, тема «Художник и музей» подводит их к осознанию того, что произведения искусства являются  носителями духовной культуры народа.

Поэтому данная работа может явиться  не только интересным,  эмоционально насыщенным, позитивно окрашенным завершением изучения изобразительного искусства в 3 классе через изучение профессии художника ;

          -разработка позволяет  дать возможность визуалам, аудитам, кинестетикам и глаголикам  активно участвовать в мероприятии и проявить каждому свои способности.

       Методическая разработка рассчитана на детей 3-4 классов (10-11 лет).

  Цель данной разработки :

расширение представлений ребенка о профессии художника.

       Задачи : 

-активизировать деятельность учащихся по повторению профессий через составление темы занятия;

-активизировать деятельность учащихся по изучению профессии «художник»

через составление схемы;

-активизировать умственные процессы ребенка через выполнение заданий на основе изученного материала;

-увеличить  лексический запас школьников за счет пополнения специальными терминами (специальность, умбра, патина);

-развивать коммуникативные способности через выполнение общего для всех задания, взаимодействия в группе и межгрупповом взаимодействии;

-развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность через выполнение занимательных заданий ;

-развивать творческие способности через выполнение практической работы;

-воспитывать «чувство локтя» при выполнении общих задач;

-воспитывать эстетический вкус через обустройство пространства доски;

-воспитывать  уважение к чужому мнению, умение  критически подходить к оценке своего мнения  и отказываться от него ради общего блага.

            Главные ИДЕИ при составлении  методической разработки:

1.Нет ни одной вещи в современном мире, в создании которой не принимал бы участие художник (профессиональный или любитель).

2.Изучая разные направления в работе художника, ребенок будет воспринимать окружающий мир совсем другими глазами.

3.Проведение мероприятий по профориентации среди младших школьников позволяет выявить ребят, склонных к творческой деятельности.

4.Художника нужно растить смолоду. Зная основные специальности профессии художника ,каждый ученик может на протяжении школьных лет уделять особое внимание постепенному изучению их всех  или одной приглянувшейся ему специальности.

5.Современная техника позволяет стать художником (не связанным с написанием картин) даже тем людям, которые не имеют особого опыта в рисовании.

            Главные ПРИНЦИПЫ , которые были использованы :

-связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;

-целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса;

-педагогического руководства и самостоятельной деятельности и активности

школьников;

-учета возрастных индивидуальных особенностей школьников.

            МЕТОДЫ, которые использованы в данной разработке:                                                            

-организация деятельности детей;

-объяснение;

-беседа;

-проблемно – поисковый;

-педагогическое требование;

-провокация на творчество;

-воспитательные ситуации (обстоятельства затруднения);

-наблюдения;

-социометрический (выявление лидеров, возможностей коллектива, в том числе  сплоченности и взаимодействия);

-стимулирования поведения и деятельности (похвала, по окончании мероприятия  — чаепитие ) .

          Необходимое ОБОРУДОВАНИЕ:

-доска трехстворчатая , средняя часть магнитная , магниты;

-дидактический материал лучше оклеить клейкой пленкой и крепить его к доске при помощи скотча;

-музыкальный центр с быстрой  музыкой для сопровождения заданий  второй части мероприятия и звуками природы или музыки, имитирующей их при выполнении физминутки;

           СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ :

-дидактический материал ;

-ранее выполненные детские работы;

-составляемая детьми схема;

-слово учителя;

-четверостишия — загадки о профессиях;

-задания на повторение цветоведения;

-четверостишия о работе художников разных специальностей;

-взаимодействие школьников при выполнении задания в обстоятельствах затруднения;

-выполнение практической работы;

-обсуждение выполненных работ;

-рефлексия (отзыв ребят на проведенное мероприятие).

        Продолжительность мероприятия 40 минут, из них 10 минут отводится на выполнение творческой работы в  четверках (стихийно созданных детьми или тактично  созданных педагогом в целях коррекции поведения ребят или по принципу сильный – слабый ).                                                

           ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-на мероприятии :

–активизация деятельности школьников  по изучению профессии художника и ее специальностей ( через составление названия мероприятия, составление схемы специальностей художника , выполнение творческих работ).

   Отдаленный  ожидаемый результат:

-повышение активности деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства;

-повышение самооценки учащихся через проживание ситуации успеха;

-увеличение количества ребят, посещающих кружки, связанные с творчеством;

-уменьшение количества ребят, не охваченных дополнительным образованием;

-при продолжении профориентационной работы,  направленной на повышение престижа профессии художника, часть ребят по окончании школы обязательно выберет профессию , так или иначе связанную с творчеством (дизайнер, программист, модельер, закройщик, портниха, столяр-краснодеревщик, ландшафтный дизайнер, мастер по производству мебели, оформитель, фотохудожник и многие другие).

             ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

            Оформление класса.

            На левой стороне доски вверху надпись : «Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования».

Ниже – «Специальность — вид занятия в рамках одной профессии».

На правой стороне доски – детские работы , выполненные в течение года на уроках изобразительного искусства или вне их, посвященные работе художника или портреты, натюрморты, пейзажи, выполненные детьми.

Средняя часть доски пока свободна, на ней дети будут выкладывать название мероприятия и схему направлений работы художника (специальности).

            Столы поставлены друг к другу так, чтобы все ребята сидели  как бы за круглым столом. Учительский стол стоит у боковой стены недалеко от доски (на нем находится дидактический материал и все необходимое для проведения мероприятия).При проведении экспресс- выставки стол нужно поставить у доски в центре.

            На столе стоят непрозрачные  красивые коробки с надписью «приз»

( в них спрятаны торт или торты).

           ПЛАН мероприятия.

I.Организационная часть.

II.Основная часть.

   1.Приветствие учителя, учеников.

   2.Вступительное слово педагога.

   3.Задание №1.Расшифровка первой части темы занятия.

   4.Задание №2.Расшифровка второй части темы занятия.

   5.Задание №3.Составление схемы «Специальности художника».                                                                

   6.Задание №4.«Примерь профессию на себя».Правила безопасной работы с ножницами. Выполнение творческой работы.

 7.Экспресс-выставка.

   8.«Если ты хочешь быть художником». Требования профессии к человеку.

III.Заключительная часть.

     Рефлексия. Итоги. Напутственное слово педагога.

     Чаепитие.

          I. Здравствуйте,  уважаемые гости (педагоги и родители). Я приветствую вас, ребята, будущие труженики России. Сегодня мы с вами проведем очень интересное мероприятие, которое поможет вам в будущем сделать правильный выбор жизненного пути. Злая волшебница уничтожила название нашего занятия,  поэтому всем нам придется поработать, чтобы вернуть его.  

           Задание 1: Ребята угадывают каждая  слова  (МОЯ ПРОФЕССИЯ).

 У вас на столах, ребята,  лежат карточки  (комплект №1), в которых есть рисунок и небольшое стихотворение — загадка из 4 строк — четверостишие. Вам нужно угадать, о какой профессии идет речь,  на столе  найти его первую букву (пакет №2). Из всех угаданных букв составляете 2 слова. Обратите внимание – на некоторых буквах стоит цифра 1. Это означает, что из отмеченных номером букв нужно сложить отдельное слово. После этого составленные слова  нужно прикрепить горизонтально к верхней части доски. Подсказка: дайте дорогу маленькому слову (если у ребят возникает сложность в складывании слов, то нужно сделать подсказку (последние буквы этих слов одинаковые, буква «п» — первая во втором слове , или подобные подсказки).

          Загадки  к заданию №1.

Мчится поезд много дней,

Везет он грузы и людей,

Стучат колеса, слышен свист –

Ведет наш поезд ____________

        Ответ : МАШИНИСТ.

Науке военной он учит солдат,

Строем ходить и держать автомат.

Знаем мы – во всем пример

Для солдата________________

       Ответ : ОФИЦЕР.

Есть у ________________ черпак,

Печь, кастрюля и дуршлаг.

Будет детям на обед

Суп, картошка и рулет.

        Ответ :ПОВАР.

Там, где сломан светофор,

Из машин всегда затор!

Занял пост______________

И проехать стало проще!

       Ответ : РЕГУЛИРОВЩИК.

___________________ спешит и вот

Два коктейля нам несет,

Два пирожных, один сок,
Пирога большой кусок.

      Ответ :ОФИЦИАНТ.

В нашем цирке представленье

Веселый _____________________ дает.

Малышам на удивленье,

Из шляпы зайца достает.

      Ответ : ФОКУСНИК.

И зимой и летом одним цветом.

       Ответ : ЕЛЬ.

___________ объявляет решенье суда.

И это решенье справедливо всегда:

Ведь он наизусть знает каждый закон,

И как и когда применяется он.

       Ответ : СУДЬЯ.

.

________________ строит новый дом:

Кладет кирпич за кирпичом!

Там будет жить моя семья:
Отец, братишка, мама, я!

      Ответ: СТРОИТЕЛЬ.

Чтоб построить звездолет,

_______________ провел расчет,

Чертежи нарисовал,

Все продумал, рассчитал.

      Ответ: ИНЖЕНЕР.

Веселый ________________ нам добраться помог

По нужному адресу в заданный срок.

На вызов немедля, любого спросит,

Спешит к пассажиру водитель такси!

           Ответ: ТАКСИСТ.

Как в давние времена назывался таксист, который управлял лошадью?

  Ответ : ЯМЩИК.

А есть ли у нас загадка, ответ на которую не является профессией ? (ель).

 Молодцы, ребята, часть работы вы выполнили. Посмотрите  пожалуйста

на сложившееся словосочетание. А кто знает, что такое профессия? Поднимаем руки.  Посмотрите на левую сторону доски. Профессия- это трудовая деятельность, требующая специальной подготовки, знаний и опыта и являющаяся обычно источником существования. При расшифровке темы занятия мы вспомнили большое количество профессий. А какая профессия вам показалась незнакомой? (ямщик). Эта профессия давно «канула в лету», то есть она уже давно не существует, а какая профессия ее заменила ? (таксист).

        ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

        Задание №2: угадать слово, получить его первую букву, затем из всех первых букв сложить слово (ХУДОЖНИК) .

Наступило время угадать последнее слово в теме нашего задания.  Сейчас вы, ребята, называете по очереди номер от 1 до 8 , я буду задавать вам вопросы по цветоведению (комплект №3), если вы знаете ответ – поднимайте руку. За правильный ответ вы получаете одну из букв этого слова (пакет №4).

          Вопросы  к заданию №2.

1.Как еще называют цветные цвета (красный, желтый, зеленый, синий и другие)?

Ответ : ХРОМАТИЧЕСКИЕ.

2.Как называется черно — коричневый цвет в красках?

Ответ: УМБРА.

3.Как называются цвета, которые находятся в цветовом круге напротив друг друга (красный-зеленый, фиолетовый- желтый, синий — оранжевый)?

Ответ : ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ.

4.Как называется составной цвет, который получается в результате соединения желтого и красного цветов?

Ответ: ОРАНЖЕВЫЙ.

5.Как называется основной цвет, который  участвует в создании оранжевого

цвета?

Ответ :ЖЕЛТЫЙ.

6.Как называется жанр, изображающий неживую природу.

Ответ: НАТЮРМОРТ.

7.Этот цвет имеет самоцвет, сказка «Волшебник _______________ города».

Ответ: ИЗУМРУД, ИЗУМРУДНЫЙ.

8.Как называется самый яркий основной цвет, который участвует в создании фиолетового и оранжевого цветов?

Ответ: КРАСНЫЙ.

     Из полученных букв вам нужно сложить третье слово темы нашего занятия.

Подсказка : складывайте его по принципу паровозика вертикально. Молодцы! Это слово мы прикрепим в центр доски. Не удалось злой волшебнице нам  сегодня испортить  занятие.

      А какое слово не означает цвет (натюрморт) .      

  Задание №3.По четверостишию подобрать  название специальности и иллюстрацию к ней (ключевое слово выделено курсивом).

         Итак, тема нашего занятия звучит так: «Моя профессия -художник». Сегодня мы с вами, ребята, постараемся услышать, чем занимаются художники, увидеть результаты их работы, почувствовать работу художника и выполнить работу художника. Оказывается, что у художников есть огромное количество разных специальностей. Ребята, обратите внимание на левую часть доски. Специальность- это вид деятельности в рамках одной профессии. Сейчас вам нужно внимательно прочитать карточки (пакет №5), обращая внимание на слова, выделенные курсивом (наклонным шрифтом), подобрать к каждой карточке специальность на основе слов, выделенных курсивом (пакет №6) и иллюстрацию (пакет №7) , на которой показана работа художника данной специальности. Затем нужно собрать эти три составляющие по принципу паровозика  и прикрепить их (за название специальности) к доске слева, справа и внизу возле слова «художник», соединив его и специальности стрелками.

          Загадки к заданию №3 (специальности художника).

Запечатлел художник на портрете

Очаровательные черные глаза.

Прошли века, не ездят уж в карете,

Но не померкнет красота та никогда

         Специальность: ПОРТРЕТИСТ.

Уж сколько веков колдует художник,

Склонившись над тонкой пластиной.

Наносит тончайший узор он вмиг,

А графику покроет потом веков патина.

 Специальность: ХУДОЖНИК — ГРАФИК.

Трудится над мрамором с молотком

Много лет терпеливый художник.

Скульптура не терпит слова «потом»-

Все может рассыпаться вмиг.

           Специальность: СКУЛЬПТОР.

Художник, инженер в лице одном

Подолгу сидит над проектом своим.

Все чертит, считает, рисует дом,

Чтоб мог ты здание назвать домом своим.

          Специальность: АРХИТЕКТОР.

Подойдешь ты к магазину

И не сможешь глаз отвесть-

Художник оформил витрину:

Все товары в магазине есть!

         Специальность: ОФОРМИТЕЛЬ.

Создает для модели художник

И пальто, и платье и костюм,

Даже обувь, только шьет ее сапожник

Так, как придумал художника ум.

         Специальность: МОДЕЛЬЕР.

Открывает крошка сказку-

Радости ее не счесть:

Иллюстрации  цветные!

Много книг на свете есть.

          Специальность: ИЛЛЮСТРАТОР.

Как прекрасна русская природа!

Каждый миг изменяется ее вид.

На пейзаже сохранилась та погода,

Что любого зрителя удивит.

         Специальность :ПЕЙЗАЖИСТ.

Дизайнер создаст облик вещей,

Построит для тебя интерьер любой.

Без него скоро не подадут щей,

Не полетит ракета к планете с тобой.

Молодцы, ребята, схема получилась замечательной! По этой схеме можно увидеть, что нет ни одной вещи в современном мире, в создании которой не принимал бы участие художник (профессиональный или любитель). А кто

знает , что означает слово «патина»? В течение многих десятков, а то и сотен лет на поверхности металлических изделий ( скульптур, ювелирных изделий , гравюр) образуется налет, который является показателем старинности вещи.

         ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

         Задание №4: «Примерь профессию на себя». Используя цветную бумагу,

заготовку упаковки, яркие бумажные ленточки, конфетти, клей выполнить

упаковку для духов или конфет (по выбору учеников). Работа в  четверках.

             Посмотрите, ребята, какая красивая у нас получилась схема. Она не

только красива и  насыщена информацией, но  к тому же является плодом труда художника, специальность которого звучит очень красиво, загадочно и вы наверняка о ней уже слышали. Это дизайнер. Весь наш класс при составлении этой схемы был коллективным  (дети) дизайнером, который обустроил пространство доски.

            Сейчас эта творческая профессия приобретает все большую популярность . Связано это с тем, что все большее количество продуктовых и промышленных товаров продаются в упаковках. Часы и кружки, детские игрушки и карандаши, конфеты и печенье, зубная паста и обувь, стиральный порошок и духи. Всего и не перечесть.  Перед мероприятием вы могли увидеть некоторые из них. Сейчас, работая в  четверках , вы сможете примерить профессию дизайнера на себя и выполнить его работу.

     Повторение правил безопасной работы с ножницами. Инструктаж

     Сначала нужно решить, для какого товара вы будете делать упаковку. Затем из материалов, которые находятся у вас на столах,  нужно  каждому украсить  приготовленную одну часть упаковки (для конфет или духов). После выполнения  —  наклеить каждому свою часть на готовую форму упаковки. В результате в одной упаковке получится четыре разных грани. Затем мы проведем выставку всех ваших работ. Подсказка : упаковка должна настолько понравиться покупателю, чтобы он обязательно купил то, что находится внутри. Не забудьте придумать и сделать на упаковке название  ваших конфет или духов.

На выполнение этой работы отводится всего 10 минут, поэтому работать нужно быстро. Готовые работы вам нужно поставить на стол у доски. Если кому-то нужна помощь- зовите. Две головы хорошо, три- лучше.

          Посмотрите, ребята, какие замечательные упаковки у нас получились!

А сейчас мы общими усилиями оценим ваши работы. Если работы вам понравились – хлопайте в ладоши их создателям, если не понравились – не хлопайте. Оказалось, что нет ни одной неудачной работы, покупатели обязательно оценят ваши труды и купят упакованный в эти замечательные упаковки товар.. Экзамен по профессии художник, специальности дизайнер вы все выдержали с честью.

 А теперь послушайте, какие требования предъявляет профессия

 художник — дизайнер к человеку, который хочет ее освоить:

-наличие творческого воображения; поднимите руку тот, у кого оно есть. Да,

ребята, это подтверждают ваши замечательные работы.

-талант; ваши шедевры подтверждают его наличие у всех ребят.

-трудолюбие; поднимите руку, кто считает себя трудолюбивым. Молодцы!

-желание не останавливаться на достигнутом; кто «за»-поднимите руки. Здорово! Весь класс в полном составе может получить в будущем такую

замечательную профессию, как дизайнер.

        III. Что сегодня вас, ребята удивило? А что вам больше всего понравилось или наоборот, совсем не понравилось? Ответы ребят.

        Сегодня все поработали на славу. Просто все большие молодцы! Я надеюсь, что это мероприятие поможет вам в будущем выбрать любимую профессию, которая сможет не только обеспечивать вам жизнь, но приносить вам истинное  удовольствие . А сейчас – сюрприз! За отличную работу ребята награждаются тортом. Объявляется чаепитие ! Всем спасибо.

 За столом ребята делятся впечатлениями.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

          В дальнейшем я планирую обязательно продолжать работу по профориентации школьников . Причем планирую это  делать не только на уроках (в том числе изобразительного искусства), во внеклассной работе,  но и на классных часах – ведь я являюсь классным руководителем 8 класса. Причем сегодня детей нужно ориентировать на получение той профессии, которая в последние годы востребована, а не только престижна, чтобы по окончании учебного заведения выпускник обязательно устроился на работу по этой или близкой специальности, а не пополнил ряды безработной молодежи. В дальнейшем  для государства это будущий работник и налогоплательщик, обеспечивающий финансами свою семью муж и отец, уверенный в завтрашнем дне гражданин своей страны. А это значит законопослушный гражданин своего государства. Это особенно важно сейчас, в том числе для такого региона, как Курганская область.

           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Г.Харченко, К.Ткаченко. Мамины и папины профессии. М. АСТ-ПРЕСС.2008.

2.В задании №3 (специальности художника) использованы четверостишия Стрельченок Е.А.

Сценарий занятия
для детей дошкольного возраста
из серии
«Знакомство с миром профессий»

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам сценарий занятия из серии «Знакомство с миром профессий» для детей в возрасте от 4 до 6 лет. Занятие может проводиться в библиотеке или детском саду.

Сценарий разработан с учетом возрастных особенностей детей и методических рекомендаций для разработки сценариев занятий с дошкольниками.

Занятие включает в себя элементы игры, творческие задания, задания на развитие воображения, информационный блок.

Цель: расширить знания детей о профессии художник.

Задачи:

— в доступной форме донести понятия о профессиональной деятельности художника;

— помочь детям составить представление о жанровой разновидности живописи;

— развить интерес к детской литературе об искусстве;

— развить интерес к учебно-познавательной деятельности;

— развить творческую активность детей.

Рекомендации к проведению:

Для проведения занятия необходимо подготовить слайдовую презентацию по основам истории живописи и жанрам живописи. Рекомендуем обратиться к сайту: http://900igr.net/prezentatsii/chelovek/ professii-6.files/o-professijakh-detjam.html. Для показа слайд-шоу понадобятся проектор, экран.

Рекомендуется оформить выставку репродукций картин, выставку книг о художниках и их произведениях.

Для проведения игры необходимы рюкзаки, наполненные разными вещами (обязательно: карандаши, фломастеры, краски, кисти, мольберт, палитра, рама для картины, альбом, ластик).

Для творческого задания детям необходимы цветные карандаши, изображения автомобилей для раскрашивания.

Действующие лица: Ведущий, Незнайка.

Ход занятия

Звучит песня Г. Гладкова «В коробке с карандашами».

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим говорить о профессиях. Кто из вас помнит, что такое профессия?

НЕЗНАЙКА: Посмотрите внимательно на наши выставки, послушайте загадку и попробуйте догадаться, о какой профессии мы сегодня будем говорить.

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я … (художник).

ВЕДУЩИЙ: Правильно, сегодня речь пойдет о профессии художника. Художник –  человек, который занимается изобразительным искусством, создает художественные произведения.

НЕЗНАЙКА: Он и фрукты, и природу

Нарисует, и портрет.

Взял художник на работу

Кисти, краски и мольберт.  (С. Чертков)

Кто из вас знает, чем занимается художник?  Правильно.

ВЕДУЩИЙ: Художник обладает талантом изображать мир в своих произведениях. Он может показать события далекого прошлого, изобразить героев сказок и романов, показать духовный мир человека, его эмоции и чувства. Для создания произведения художнику нужно собрать материал, представить себе картину, сделать множество набросков. Некоторые произведения художники рисуют годами. Самые красивые картины и другие произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях. Посмотрите на стеллажи. Здесь у нас тоже собраны репродукции лучших картин. А еще вы можете взять и посмотреть книги и альбомы о великих художниках и их произведениях.

НЕЗНАЙКА: А теперь давайте попробуем угадать, чем пользуется художник в своей работе:

Вот тебе помощник деревянный.

Должен быть он острым постоянно.

Контур, натюрморт, портрет, пейзаж

Быстро нарисует … (карандаш)

ВЕДУЩИЙ: Чтобы ноты разложить,

У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить,

Художникам нужны… (палитры)

НЕЗНАЙКА: На асфальте детвора

Нарисует нам с утра

Солнце, облако, машину,

Птичку, рыбку, Буратино,

Домик, бабочку, цветок.

Рисовать помог… (мелок)

ВЕДУЩИЙ: Вы меня перелистали –

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице – дом,

На последней – хвост жар-птицы.

А всё вместе я –  … (альбом)

НЕЗНАЙКА: На асфальте детвора

Нарисует нам с утра

Солнце, облако, машину,

Птичку, рыбку, Буратино,

Домик, бабочку, цветок.

Рисовать помог… (мелок)

ВЕДУЩИЙ: Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

Пригодится… (ластик)

НЕЗНАЙКА: Я люблю купаться в краске.

Совершенно без опаски

С головою окунаюсь,

А потом, не вытираясь,

По бумажному листу

Или тканому холсту

Влево, вправо, вверх и вниз

Я гуляю. Кто я? (кисть)

ВЕДУЩИЙ: Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

И открытку-поздравленье.

Рисовать плакаты мастер

Яркий тоненький… (фломастер)

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята! Все угадали! А можете вспомнить, в каких произведениях или мультфильмах были герои-художники? (Называют). Как много сказочных художников вы знаете!

Ребята, помните, Незнайка собирался стать художником? Он собрал огромную сумку – сложил туда вещи, которые хотел взять с собой, чтобы рисовать картину. (Незнайка показывает большую сумку, где вместе сложены различные вещи: и те, которые необходимы для занятий рисованием, и те, которые не нужны художнику в работе). Давайте поможем ему – нужно разобрать вещи и выбрать те, которые пригодятся художнику. (Детей можно поделить на команды и провести игру в виде соревнования).

ВЕДУЩИЙ: Все разобрали, молодцы! А как вы думаете, кто был первым художником? Правильно, первые художники появились еще в древние времена. Я предлагаю вам собраться у экрана, посмотреть слайд-шоу.

Слайд-шоу

Живопись – один из древнейших видов искусства. Изображения людей и животных, сделанные на стенах пещер древними художниками – вот начало живописи. Посмотрите внимательно на эти картины. Что они вам напоминают? (Обсуждение)

Люди всегда стремились украшать свои жилища. Они расписывали стены домов, храмов, дворцов. Такой вид живописи называется СТЕНОВАЯ ЖИВОПИСЬ.

В средние века в Европе картины чаще всего писались на деревянных дощечках, а на Востоке – на шелке, рисовой бумаге.

Сейчас картины чаще всего пишут на ХОЛСТЕ. Холст – это основа картины. Это не просто материя, прежде, чем начать рисовать, холст долго готовят: пропитывают специальным составом, наносят специальные растворы, высушивают.

На холсте художники могут изобразить  что угодно: людей, цветы, деревья, животных, горы,  фрукты и овощи. Поэтому картины можно разделить на разные группы, в зависимости от того, что на них изображено. Это жанры живописи.

ПОРТРЕТ. Это картина, на которой изображен человек. Художник может изобразить только лицо героя, может изобразить его целиком. Особенно интересно рассматривать  исторические портреты, на которых изображены дамы в нарядных платьях, с красивыми прическами, кавалеры на лошадях. (Рассматривают и обсуждают)

ПЕЙЗАЖ. Это картина, изображающая природу.  Художник может изобразить разные времена года.  Может нарисовать горы, лес, море, реку. А может изобразить деревню или городской пейзаж. Давайте посмотрим на знаменитые пейзажи. Что на них изображено? (Рассматривают и обсуждают)

НАТЮРМОРТ. На этих картинах изображают предметы, фрукты, цветы, вещи, которые окружают людей. Давайте рассмотрим несколько натюрмортов. (Рассматривают и обсуждают)

НЕЗНАЙКА: Ребята, вы запомнили, какие жанры живописи существуют? Об этих жанрах  поэт Александр Кушнер и композитор Григорий Гладков написали песенку. Слушайте и подпевайте! (Звучит «Песня о картинах» стихи Александра Кушнера, музыка Григория Гладкова):

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, – 

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, – 

Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, – 

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, – 

Обязательно картина

Называется портрет.                                                                                    

НЕЗНАЙКА за отдельным столом раскладывает бумагу, краски, кисти, фломастеры, карандаши, собирается рисовать.

ВЕДУЩИЙ: Что это ты делаешь, Незнайка?

НЕЗНАЙКА: Я буду рисовать пейзаж. Сейчас возьму зеленую краску и нарисую травку (проливает краску). Ну и ладно. Сейчас возьму желтый карандаш и нарисую солнышко (ломает карандаш). Что такое? Почему ничего не получается?

ВЕДУЩИЙ: Ребята, почему у Незнайки ничего не получается? Как вы думаете, какими качествами должен обладать художник?  (Дети отвечают) Художником может стать только тот, кто хорошо рисует, потому что рисунок – это основа любого изображения. Художник должен быть аккуратным, усидчивым, терпеливым, наблюдательным. Обучают художников в художественных школах и училищах.

Сегодня без живописи – никуда. Художники нужны везде. Профессия художника имеет много разновидностей, например, живописец, реставратор, театральный художник, художник по костюмам, художник-мультипликатор.

НЕЗНАЙКА: Как вы думаете, что рисуют современные художники? Где они могут работать? (Дети отвечают)

ВЕДУЩИЙ: Правильно. Они рисуют мультфильмы, рекламные плакаты, иллюстрируют детские книжки. А еще без художника не обходится ни один спектакль в театре, ни один фильм. Художники-модельеры придумывают одежду. Художники-архитекторы знают, как украсить любое здание. Художники помогают создавать красивую мебель, посуду, игрушки.

А еще недавно появился новый вид живописи: рисунок на автомобиле. Занимаются этим художники-аэрографы. Наверное, вы уже встречали красиво разрисованные машины на улице.  Давайте и мы попробуем стать художниками-аэрографами. Выберите себе картинку с машиной, возьмите карандаши. А теперь представьте, как мог бы быть разрисован ваш автомобиль и попробуйте создать автомобиль своей мечты. (Дети раскрашивают картинки с изображением автомобилей. Из них можно организовать выставку для родителей.)

НЕЗНАЙКА: Молодцы, ребята! Какие замечательные машинки у вас получились! Кто помнит, кем мы сегодня с вами были?

ВЕДУЩИЙ: А что нового вы узнали о профессии художника? А сейчас мы с Незнайкой приглашаем вас на нашу выставку, где вы можете ознакомиться с книгами и альбомами по искусству.

При подготовке сценария использованы материалы:

1.       http://www.musicgu.ru/grigoriy_gladkov/pesnya_o_kartinah.html

2.       http://www.moskva.fm/artist/детские_песни/song_0215116

3.       http://www.solnet.ee/sol/001/s_321.html

4.       http://azbuka-uma.by/professiya_hudoznik

5.       http://razukraska.ru/transport/raskraski-s-mashinami.htm

Для подготовки к проведению занятия можно воспользоваться:

презентации, картины художников

http://900igr.net/prezentatsii/chelovek/professii-6.files/o-professijakh-detjam.html

дидактическая игра «Художник»

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/didakticheskaya-igra-chej-domik

Стихи и загадки о профессиях

http://moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/646-detskie_stihi_o_professiyah.html

Песни Г. Гладкова «В коробке с карандашами», «Песня о картинах»

http://detki-konfetki.com/music/66.html

http://www.musicgu.ru/grigoriy_gladkov/pesnya_o_kartinah.html

Составитель: Самсонова Т. А., ведущий библиотекарь МБО 

Программное содержание.

Познакомить детей с профессией и творчеством
художника.

Формировать у детей положительное,
эмоциональное отношение к изобразительной
деятельности.

Побуждать использовать разнообразные средства
выразительности.

Воспитывать у детей уважение к труду художника.

Материал и оборудование.

Демонстрационный:

Зрительный ряд: Репродукции картин
известных художников И.Левитан “Золотая осень”;
Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”;
И.И.Шишкин “Перед грозой”; И.Е.Репин
“Автопортрет”. Иллюстрации с изображением
разных профессий людей искусства.

Музыкальный ряд: Записи классической
музыки.

Раздаточный:

Листы бумаги, простые и цветные карандаши,
цветные мелки, краска гуашь, палитры.

Предварительная работа:

Экскурсия в выставочный зал или в картинную
галерею. Беседа о жанрах изобразительного
искусства, рассматривание иллюстраций известных
художников.

Словарная работа:

Набросок, реставратор, театральный художник,
скульпторы, архитекторы, графики, пейзаж,
портрет, натюрморт.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Воспитатель.

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …

Ответы детей. Художник

— Правильно, ребята, это загадка про художника,
молодцы!

Мы с вами побывали в выставочном зале.
Рассмотрели живописные, графические и
скульптурные работы, а также произведения
декоративно – прикладного искусства. Мы узнали,
что профессии искусства бывают разные
(живописцы, скульпторы, архитекторы, графики).

— Кто же такой художник?

Ответы детей.

— Правильно, художник – человек, который
занимается изобразительным искусством, создаёт
картины, художественные произведения.
Изобразительное искусство появилось в давние
времена, ещё древние люди украшали стены своих
пещер росписями с изображением животных, людей.

Художник обладает талантом изображать
разнообразный мир в своих произведениях. Он
может показать события далёкого прошлого,
изобразить героев сказок и романов, передать в
красках изображение человека, его черты лица, его
настроение, характер. Чтобы написать картину
художнику нужно собрать материал, представить
себе картину, сделать множество набросков.
Художником может стать только тот, кто хорошо
рисует, потому, что рисунок – это основа любого
изображения.

Профессия художника имеет много
разновидностей.

-Ребята кто такой живописец, портретист,
реставратор, театральный художник, художник по
костюмам, художник-мультипликатор?

Ответы детей.

— Правильно, живописец любит рисовать пейзажи –
это любимые уголки природы, разные времена года.

— Портретист рисует лицо человека или во весь
рост, передаёт черты лица человека, его характер.

— Реставратор – это человек, который обновляет
старые или испорченные предметы старины,
картины. При помощи этих людей мы можем увидеть
картины, которые были нарисованы несколько
столетий назад.

— Театральный художник. Без его работы не
проходит не одно представление в театре. Только
он умеет и знает, как оформить сцену. Увидев
сцену, мы с вами понимаем, в какое время года,
внутри здания или на улице идёт действие.

— Художник по костюмам придумывает новые модели
разнообразных и красивых костюм.

— Художник-мультипликатор для создания новых
мультфильмов рисует интересную историю на
бумаге.

При помощи этих людей мы на экранах телевизоров
видим очень много сказок.

(показ иллюстраций).

— Итак, мы с вами узнали, как на протяжении
многих столетий художники изображали в свих
картинах окружающий их мир, всю его
многообразную природу, животных, предметы,
человека и его жизнь. Отсюда возникло деление
картин по жанрам.

— Картины, изображающие природу, называли
жанром пейзажа;

— Изображение красивых вещей и предметов –
жанром натюрморта;

— Рисование человека – жанр портрета; а
изображение животных – жанром анималистки.

— Ребята, а где хранят свои работы художники?

Правильно, некоторые произведения художников
хранятся в музеях и картинных галереях.

— Ребята как вы думаете, какими качествами
должен обладать художник, чтобы нарисовать
картину?

Ответы детей.

— Правильно, художник должен быть аккуратным,
усидчивым, терпеливым, наблюдательным,
творческим.

Рассматривание репродукции картин:
И.Левитан “Золотая осень”; Ф.П.Толстой “Букет
цветов, бабочка и птичка”; И.И.Шишкин “Перед
грозой”; И.Е.Репин “Автопортрет”.

Физминутка.

-Ребята, чтобы художниками быть, надо чтобы мы
были здоровыми и наши руки никогда не уставали, в
этом нам поможет физминутка “Юные волшебники”.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И картины создавать.

Загадки.

— Ребята, а теперь послушайте загадки и если вы
угадаете, мы узнаем, какими инструментами
пользуется юные художники.

Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (Кисть)

Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует… (Карандаш)

Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны… (Палитры)

— Молодцы!

Игра “Кто быстрее”.

Воспитатель.

Для работы взял ХУДОЖНИК
Кисти, краски и мольберт.
Нарисует даже дождик –
Или, хочешь, твой портрет?

Итак, ручки наши готовы рисовать, осталось
провести весёлую разминку “Кто быстрее”.

Ребята мы с вами разделимся на две команды.
Перед вами у каждой команды стоят мольберты. На
каждом прикреплён большой лист бумаги с
нарисованными, но не раскрашенными предметами
(предметы по количеству участников). Вам нужно по
очереди выходить к своему мольберту и
раскрашивать один из предметов. Выигрывает
команда, которая быстрее, правильнее, аккуратнее
выполнит задание, и получит в приз листы бумаги
для будущего рисунка.

2.Практическая часть.

— А теперь художниками становитесь ребята вы
сами. Вы можете нарисовать рисунок, где изображен
портрет, пейзаж или натюрморт. Для приятной
работы я включу вам музыку.

Работа с красками и другими художественными
материалами начинается с организации рабочего
места.

— Приготовим рабочее место настоящего
художника.

Индивидуальная работа.

Воспитатель оказывает в случае необходимости
практическую помощь детям в применении
технических навыков.

3.Заключительная часть.

-Ребята кто закончил, приводим в порядок своё
рабочее место. (выставка детских рисунков)

Вопросы к детям:

— Какое настроение ты хотел передать в своей
картине? — Как ты это изобразил? Раскрой свой
секрет, пожалуйста. – Ребята, какие профессии
искусства вы сегодня узнали?

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Перспектива»

«Посвящение в художники»

(сценарий мероприятия)

Подготовила:

пдо Тулинова И.Н.

Старый Оскол

Возраст участников: 610 лет.

Продолжительность: 45 минут.

Цель: познакомить учащихся с работой объединения по интересам художественной направленности, вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством, создать благоприятную атмосферу для коллективно-творческой работы.

Задачи:

  1. Развивать познавательные потребности, творческое мышление, воображение, инициативу учащихся.

  2. Формировать интерес к предмету.

  3. Воспитывать ответственность, пунктуальность, дисциплинированность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование для педагога: плакат с изображением палитры, раздаточный материал, компьютер.

Оборудование для учащихся: краски, кисточки, баночки для воды, палитры, карандаши, альбомы.

Место проведения: учебный кабинет ИЗО.

Ход мероприятия
Педагог: 

— Добрый день, дороги е друзья! Ребята, наше мероприятие я неспроста хочу начать со стихотворения о художнике, ведь в каждом из вас заложены художественно-творческие способности, которые помогут вам раскрыть наши педагоги на занятиях изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством.

«Скажи художник».
Ромашку сделал белой,
Гвоздику сделал красной,
Но ты такое сделай,
Что нам еще не ясно.
Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета вечер,
Какого цвета ветер,
Ответь, какого цвета 
Земля – моя планета.

Педагог: 

— Ребята, посмотрите, я пришла к вам только с красками (на подносе коробочки с акварельными и гуашевыми красками). Нет сегодня рядом со мной нашей верной подружки. Кто скажет, без чего мы не можем нарисовать ни одной картины?
Ответы детей: Палитра.
Педагог: 

—  У меня в волшебном сундучке спрятаны кисточки и карандаши. Каждый из вас должен взять по одному из них. Кому достанется кисточка, тот занимает места рядом с кисточкой, а у кого карандаш — тот рядом с карандашом.

Педагог: 

— У вас на столе лежат конвертики. В них спряталась тема нашего мероприятия. Попробуйте ее разгадать.

(Команды кисточки и карандаша из слогов составляют тему мероприятия

«Волшебная палитра»).
Педагог:

Итак, молодцы, вы правильно справились с этим заданием. Тема нашего мероприятия «Волшебная Палитра»
(На экране компьютера и на магнитной доске появляется красочная палитра)
Педагог:

— Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Путь наш будет интересным. Под цветными кружочками на палитре спрятались задания, которые нам нужно разгадать. Кто же начнет игру первым? А для этого мы посчитаемся. От каждой команды идут по одному человеку.
Считалка:
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Педагог:

 А теперь начинается путешествие. Первая команда отправляется в путь.

(Учащийся поднимает выбранный кружочек на палитре и читает первое задание).

Первое задание: «Дорисуй недостающие части».

Звучит музыка. Учащиеся берут карандаши и фломастеры, и рисуют. По окончании дети вывешивают свои работы на выставочную доску.

Педагог: 

— Я приглашаю участника второй команды для выбора задания.
(Учащийся поднимает выбранный кружочек на палитре и читает второе задание).
Педагог: 

—  Итальянский художник Леонардо да Винчи советовал художникам рассматривать пятна на сырых стенах и угадывать в них лица, чудовищ, пейзажи и сцены битв. Мы последуем его совету.

Второе задание: «Фантазируй и рисуй».

Педагог: 

— Рассмотрите облака, нарисованные на бумаге, и угадайте в них лица, цветы, животных, кто больше найдет — за тем и победа в этом конкурсе.

(Детям даются листы альбома с рисунками, а они ищут и дорисовывают там изображения).

Третье задание «Собери аппликацию».

Педагог: 

— Я приглашаю участника следующей команды для выбора задания.
(Учащийся поднимает выбранный кружочек на палитре и читает третье задание).

Педагог: 

— Каждой команде дается конверт, в котором лежат пазлы. Из них нужно собрать картину.

(Дети собирают аппликацию, а в это время звучит песня «Чему учат в школе?»).

Четвёртое задание «Разгадай кроссворд».

Педагог: 

—  Ребята, вы все любите разгадывать кроссворды. Сейчас мы все вместе разгадаем зашифрованные задания кроссворда. 

  1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека. ДПИ

  2. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является линия и черно-белые пятна. Графика.

  3. Вид изобразительного искусства, где человек проектирует здания, сооружения, парки и площади, города и поселки. Архитектура.

  4. Водяные краски, используемые для живописи. Акварель.

  5. Сочетание цветов в картине. Колорит.

  6. Основа для изображения, картины. Холст.

  7. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью лепки, высекания, резьбы или отливки. Скульптура.

  8. Художник, который рисует животных. Анималист.

  9. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет. Живопись

Ответы:


Педагог:

— Ребята, а сейчас я предлагаю вам привести физкультминутку и немного отдохнуть.

Физкультминутка: 
Ветер, ветер, с горных круч
Ты сорвись, и стаи туч
Разгони на небосводе,
Чтоб гуляло на свободе
Солнце красное с утра
В небе нашего двора.

Педагог: 

— Я приглашаю участника следующей команды для выбора задания.
(Учащийся поднимает выбранный кружочек на палитре и читает пятое задание).

Пятое задание «Дай правильный ответ»

Педагог:

—  А сейчас, ребята, я буду задавать вам вопросы и из предложенных мною ответов выбрать правильный. Итак, желаю вам удачи!

Педагог:

— Из предложенных четырех вариантов ответа выберите один правильный.
1. Какой из перечисленных музеев находится в Москве?
а) Эрмитаж; б) Третьяковская галерея; в) Русский музей; г) Лувр.
2. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:
а) красный и золотой; б) желтый и черный; в) белый и синий; г) оттенки зеленого.
3. Кто из перечисленных художников является знаменитым древнерусским иконописцем?
а) А. Рублев; б) В. Суриков; в) И. Репин; г) В. А. Серов. 
4. Какие народные промыслы знамениты в первую очередь росписью по дереву
а) Дымково; б) Городец; в) Гжель; г) Жостово.
6. Что является основным в художественном языке живописи?
а) линия; б) штрих; в) декоративность; г) цвет.

Педагог: 

— Ну, спасибо, ребята, вы меня очень порадовали. А сейчас я приглашаю участника следующей команды для выбора задания.
(Учащийся поднимает выбранный кружочек на палитре и читает шестое задание).

Шестое задание «Три цвета»

Педагог: 

— Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы разбираетесь в красках, какие цвета являются основными и почему?

(Педагог читает стихотворение, смешивает краски и рисует ими на листе ватмана)

Три цвета, три цвета, три цвета.
Ребята, не мало ли это?
А где нам зелёный, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной (вот этой вот)
Получим мы цвет … (фиолетовый).
А синий мы с жёлтым смешаем – 
Какой мы цвет получаем? (Зеленый)
А красный плюс желтый,
Для всех не секрет,
Дадут нам, конечно… (оранжевый цвет)

Педагог: 

— Ребята, вот и подошло к концу наше замечательное путешествие по волшебной палитре. Оно было интересным, весёлым, вы многое для себя узнали. Я очень рада, что вы хорошо отвечали на вопросы, разгадывали кроссворд, рисовали. Но на нашей палитре остались белые пятна, давайте заполним их разноцветными кружками, чтобы наша «Волшебная палитра» стала ещё разноцветней.

(Дети заполняют свободные места на палитре цветными кружками, которые лежат у них на столе).

Педагог: 

— Ребята, как здорово получилось! Я желаю, чтобы ваша жизнь была такой же яркой, разноцветной. А чтобы научиться красиво рисовать, делать аппликации, лепить, сделать свою жизнь интересной, наполнить её радостными событиями приглашаю вас в наш «Центр развития творчества детей и юношества №1» на занятия в объединения по интересам.

Конспект урока

Тема: «Знакомство с профессией художника»

Задачи:

познакомить детей с профессией художника, дать детям

представления о художникепейзажисте, портретисте, иллюстраторе;

закрепить знания о профессиях;

совершенствовать разговорную речь,

упражнять в умении называть слова по обобщающему слову.

воспитывать уважение к людям разных профессий.

Оборудование:

репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», И.Хруцкого

«Цветы и плоды», И.Глазунова «Ваня. Портрет сына»,книги сказок с

иллюстрациями.

мольберты;

картинки профессии.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг друзей и поздороваемся

друг с другом.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты –мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Здравствуйте.

Воспитатель: Я очень рада видеть вас.

Ребята, мы с вами живём в замечательной, красивой стране. Как она

называется? (Россия)

А кто же делает нашу страну красивой, могущественной, известной?

(Люди)

Во всех городах и сёлах страны трудятся люди. От их труда людей

разных профессий зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и

богатой.

Мы с вами знаем много профессий, давайте их вспомним (картинки с

профессиями)

А сегодня я познакомлю вас ещё с одной профессией, которая

доставляет всем нам удовольствие, учит видеть красоту, создает

настроение, помогает узнать об истории страны и мира.

Отгадайте, о какой профессии пойдёт речь:

У него есть карандаш, разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,

А ещё мольберттреножник,

Потому что он… (художник).

Воспитатель: Молодцы! Что вы знаете о труде художника?

Что должен уметь художник? (Хорошо рисовать)

Что он создаёт? (Картины)

Что может изображать художник на своих картинах? (Природу,

человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок.)

Какие материалы нужны художнику для работы? (Краски, кисти,

пастель, карандаши, сангина, уголь, палитра, бумага, холсты, мольберты.)

Чтобы увидеть вокруг себя интересное, необычное, каким должен

быть художник? (Наблюдательным, внимательным, трудолюбивым,

обладать хорошей памятью)

Воспитатель: Стать настоящим художником совсем непросто. Для

этого нужно долго и упорно трудиться, развивать память, воображение,

наблюдательность, изучать творчество великих художников. А ещё у

художника должен быть талант.

Воспитатель: сейчас я приглашаю вас в музей живописи. В музее

люди всегда спокойны и внимательны, умеют слушать собеседника.

Когда войдём в музей искусства,

Откроем тайну красоты.

Слилось в нём всё: и мысль, и чувство,

Талант, художник, чудо, ты.

Проходите, пожалуйста, к первой картине.

Что вы видите на картине? (Ответы детей)

А как это всё назвать, одним словом? (Природа)

Если на картине изображена природа, то такой жанр живописи

называется пейзаж, а художник, который рисует пейзажи – называется

пейзажист. Давайте повторим – пейзажист.

Ребята, как вы думаете, какая погода изображена на пейзаже?

А какое настроение у вас вызывает дождливая погода?

Почему хорошо, что идёт дождь? (Смывается пыль, растения

получают влагу и не погибают, реки наполняются водой, землю

насыщается влагой для того, чтобы всё хорошо росло)

Почему плохо, когда идёт дождь? (Нельзя гулять, можно

простудиться, может быть наводнение)

Воспитатель: Умницы! Я приглашаю вас пройти к следующей

картине. Что изображено на этой картине? Если на картине изображены

неживые предметы: цветы, фрукты, овощи, посуда – это натюрморт. Чтобы

лучше запомнить, что художник изображает, когда создаёт натюрморт, мы

поиграем в игру «Назови слово». Я назову обобщающее слово, а вы то, что

к нему относится.

Игра «Назови слово» (с мячом)

фрукты,

овощи,

цветы,

посуда.

Воспитатель: Здорово. А сейчас мы переходим к следующей картине.

Может быть ктото знает, к какому жанру относится эта картина.

Правильно, это портрет. Если пейзажист рисует пейзажи, то как

называется художник, рисующий портрет? Портретист. Он рисует лицо

человека, передаёт черты лица, его характер, настроение. Художники

портретисты очень внимательны и очень хорошо понимают и чувствуют

людей.

Как вы думаете, у людей всегда одинаковое настроение?

Воспитатель: Я прошу вас подойти к следующим экспонатам. Здесь

книги (закрытые). А как вы думаете, художники участвуют в создании

книг? (Да)

Правильно, они рисуют картинки к произведениям, или правильнее

сказать – иллюстрации. И художник, оформляющий книги, называется

художник – иллюстратор.

С какой профессией мы сегодня познакомились? (Художник)

Давайте ещё раз скажем:

Художник, рисующий пейзаж – это пейзажист, портрет – портретист,

иллюстрации к книгам – иллюстратор.

Наша экскурсия в музей закончилось.

Конспект внеклассного занятия «Знакомство с профессией художник» для обучающихся 3 классов (31, 32) с У/О, РАС.

Воспитатели:Никифорова К. О., Жималина Т. Н.

Цель: расширить знания детей о профессии художник, развивать познавательный интерес к изобразительному искусству.

Задачи:

-создать условия для формирования коммуникативных навыков, уважительного отношения к профессиональной деятельности человека.

— познакомить детей с профессией художника, дать детям

представления о художнике,

— закрепить знания о профессиях,

— совершенствовать разговорную речь,

— упражнять в умении называть слова по обобщающему слову.

Оформление:

— выставка книг по данной теме,

— картинки профессий,

— презентация, интерактивная доска, компьютер.

-альбомы, цветные карандаши.

Ход занятия.

I. Введение в тему.

Звучит песня Г. Гладкова «В коробке с карандашами».

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим говорить о профессиях. Кто из вас помнит, что такое профессия?

— Ответы детей.

— Посмотрите внимательно на доску, послушайте загадку и попробуйте догадаться, о какой профессии мы сегодня будем говорить.

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я … (художник).

-Правильно, сегодня речь пойдет о профессии художника.

-Художник –  человек, который занимается изобразительным искусством, создает художественные произведения.

Он и фрукты, и природу

Нарисует, и портрет.

Взял художник на работу

Кисти, краски и мольберт.  (С. Чертков)

-Кто из вас знает, чем занимается художник?  (Пишет картины)

Что должен уметь художник? (Хорошо рисовать)

-Что он создаёт? (Картины)

-Что может изображать художник на своих картинах? (Природу,

человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок.)

Воспитатель: Художник обладает талантом изображать мир в своих произведениях. Он может показать события далекого прошлого, изобразить героев сказок и романов, показать духовный мир человека, его эмоции и чувства. Для создания произведения художнику нужно собрать материал, представить себе картину, сделать множество набросков. Некоторые произведения художники рисуют годами. Самые красивые картины и другие произведения художников хранятся в музеях и картинных галереях. Посмотрите на стеллажи. Здесь у нас тоже собраны репродукции лучших картин. А еще вы можете взять и посмотреть книги и альбомы о великих художниках и их произведениях.

— А теперь давайте отгадаем загадки и узнаем, чем пользуется художник в своей работе:

Вот тебе помощник деревянный.

Должен быть он острым постоянно.

Контур, натюрморт, портрет, пейзаж

Быстро нарисует … (карандаш)

Чтобы ноты разложить,

У музыкантов есть пюпитры,

А чтобы краски разводить,

Художникам нужны… (палитры)

На асфальте детвора

Нарисует нам с утра

Солнце, облако, машину,

Птичку, рыбку, Буратино,

Домик, бабочку, цветок.

Рисовать помог… (мелок)

Вы меня перелистали –

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице – дом,

На последней –хвост жар-птицы.

А всё вместе я –  … (альбом)

На асфальте детвора

Нарисует нам с утра

Солнце, облако, машину,

Птичку, рыбку, Буратино,

Домик, бабочку, цветок.

Рисовать помог… (мелок)

Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

Пригодится…(ластик)

Я люблю купаться в краске.

Совершенно без опаски

С головою окунаюсь,

А потом, не вытираясь,

По бумажному листу

Или тканому холсту

Влево, вправо, вверх и вниз

Я гуляю. Кто я? (кисть)

Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

И открытку-поздравленье.

Рисовать плакаты мастер

Яркий тоненький… (фломастер)

-Молодцы, ребята! Все угадали! А можете вспомнить, в каких произведениях или мультфильмах были герои-художники?

-Ответы детей.

-Ребята, помните, Незнайка собирался стать художником? Он собрал огромную сумку – сложил туда вещи, которые хотел взять с собой, чтобы рисовать картину. Давайте вместе поможем Незнайке положить в сумку вещи, которые пригодятся художнику.

— Все разобрали, молодцы! А как вы думаете, кто был первым художником? Правильно, первые художники появились еще в древние времена.

-Живопись – один из древнейших видов искусства. Изображения людей и животных, сделанные на стенах пещер древними художниками – вот начало живописи.

-Люди всегда стремились украшать свои жилища. Они расписывали стены домов. Такой вид живописи называется СТЕНОВАЯ ЖИВОПИСЬ.

В средние века в Европе картины чаще всего писались на деревянных дощечках, а на Востоке – на шелке, рисовой бумаге.

Сейчас картины чаще всего пишут на ХОЛСТЕ.

На холсте художники могут изобразить что угодно: людей, цветы, деревья, животных, горы, фрукты и овощи. Поэтому картины можно разделить на разные группы, в зависимости от того, что на них изображено. Это жанры живописи.

ПОРТРЕТ. Это картина, на которой изображен человек. Художник может изобразить только лицо героя, может изобразить его целиком.

ПЕЙЗАЖ. Это картина, изображающая природу.  Художник может изобразить разные времена года.  Может нарисовать горы, лес, море, реку. А может изобразить деревню или городской пейзаж.

НАТЮРМОРТ. На этих картинах изображают предметы, фрукты, цветы, вещи, которые окружают людей.

Физкультминутка с мячом.

«Назови словечко»

— фрукты,

— овощи,

— цветы,

— посуда.

Воспитатель: А сейчас я превращу вас в маленьких волшебников (дотрагиваюсь до каждого ребёнка волшебной палочкой), и вы нарисуете своё волшебство. Представьте, что вокруг нас всё необычное, сказочное, фантастическое.

-Чем мы сегодня занимались?

-Что нового узнали?

-Что было интересного?

-Что понравилось? (ответы детей)

-А сейчас нам пора прощаться! Будьте наблюдательными, фантазируйте и воплощайте свои мысли на бумаге, как настоящие художники! И помните Художник всегда прав! Ведь каждый художник видит окружающий мир по- своему!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/482468-vospitatelnoe-zanjatie-dlja-mladshih-shkolnik

Сценарий мероприятия, посвященный Международному

Дню художника

Мероприятие проводится в большом классе или зале, где оборудованы места для зрителей-болельщиков и предполагаемой сцене, для команд. Сцена украшена надписью «День художника». Для членов жюри (из числа педагогов школы) стол и стулья, листы протоколов и ручки.

Участвуют в викторине две команды «Кисточки» и «Карандаши» (по 5 человек). У каждого участника прикреплена эмблема команды (образец в приложении).

Необходимое оборудование: экран, проектор, ПК, колонки, видеопрезентация для вступления, видеоролик с рисованием на песке, мольберты в количестве 2 штук, маркеры разноцветные, две повязки для глаз, карточки с заданиями (приложение).

Для награждения команд медальки (образец в приложении) призы по желанию (альбомы, краски, пластилин, картон и т.д.)

Предполагаемое время проведения 40-45 минут.

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь на внеклассном мероприятии, посвященное Международному Дню художника, который отмечается 8 декабря. Это событие мы не могли пройти стороной, т.к. у нас в школе есть художественное отделение и многие из вас его посещают. Ну а если и не посещают, то уверена, что все вы любите рисовать. (Под видеопрезентацию ведущий рассказывает об истории Дня художнка).

Ведущий: Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы – все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Благодаря им, мы рассматриваем статуи в музеях, любуемся живописными полотнами, удивляемся красоте старинных построек. Современное изобразительное искусство поражает нас, классическое заставляет задуматься. Но в любом случае творения человека окружают нас всюду. Изобразительное искусство объединяет близкие друг другу живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию. Оно едва ли не наиболее древнее среди других видов искусства и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен.

Без преувеличения можно заявить, что профессия художника является одной из самых древних. За все время своего существования она прошла долгий путь от простых рисунков, выполненных углем на стенах, до всемирно признанных шедевров искусства, перед которыми ежедневно выстраиваются очереди в самых престижных музеях Земли.

Проведенные в Лондоне исследования показали, что красивые картины обладают способностью положительно воздействовать на человеческую психику. У людей, которые ежедневно видят перед собой красивые картины, отмечается снижение тревожности, улучшение качества сна и более высокая, по сравнению с другими, стрессоустойчивость.

Поэтому рекомендует посвящать рисованию хотя бы несколько минут в день, ведь этот процесс развивает мелкую моторику, позволяет привести в порядок мысли и избавиться от накопленной усталости.

Мало кто задумывается о том, что благодаря художникам историки и археологи имеют возможность изучать историю Древнего мира, ведь старинные рисунки дают прекрасное представление о том, как жили люди тысячи лет назад.

В Древнем Египте профессия живописца считалась чрезвычайно уважаемой. Художники создавали фрески, разукрашивали саркофаги и создавали картины, которые должны были сопровождать умерших в загробный мир.

Во время эпохи Возрождения искусство живописи достигло своего расцвета, подарив миру таких гениев, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джованни Беллини, Тициан, Мазаччо. Шедевры этих великих художников продолжают жить и в наше время, ежедневно привлекая к себе тысячи туристов и любителей прекрасного.

8 декабря во всем мире празднуют Международный день художника, учрежденный 10 лет назад Международной Ассоциацией «Искусство народов мира». В это время по всей стране проводятся многочисленные выставки, мастер-классы и интереснейшие инсталляции. В свой профессиональный праздник художники особенно стремятся презентовать себя миру, пообщаться с другими людьми, больше рассказать о своей необычной профессии.

Отмечают День художника не только профессионалы и мастера живописи, но и все люди, которые так или иначе связаны с живописью. В их число входят те, кто только собирается стать профессионалом или просто рисует для собственного удовольствия.

Поэтому сегодня в рамках этого мероприятия мы проведем игру-викторину.

В ней будут участвовать две команды: «Кисточки» и «Карандаши». Ну и конечно большая команда зрителей-болельщиков.

Команды приглашаю на сцены занять свои места.

Оценивать нашу игру будет компетентное жюри в составе педагогов нашей школы:

Задание 1.

Командам выдаются иллюстрации известных картин художника Ю. Васнецова (образцы в приложении)

«Кисточки»

«Карандаши»

«Три богатыря»

                    «Иван – царевич на сером волке»

Команда должна по иллюстрации изобразить «живую картину». Команда зрителей должна отгадать название картины и назвать художника. Если зрители назвали картину –2 балла, назвали художника –1 балл.

Задание 2.

Командам выдаются карточки с названием животного. Все участники команды поочередно с закрытыми глазами должны нарисовать предложенное животное.

«Кисточки»

«Карандаши»

собаку

кошку

Команда зрителей должна угадать получившееся животное своей команды.

За правильное название нарисованного животного команда получает 3 балла, если зрители не угадали – 1 балл.

Задание 3.

Командам выдаются карточки с темами задания. Участникам на листе предлагается нарисовать заданную тему.

«Кисточки»

«Карандаши»

Как утром не хочется вставать!

Какой сегодня хороший день!

Команда зрителей должна угадать заданную тему своей команды. За правильный ответ – команда получает 3 балла, за частично угаданную тему – 2 балла, если не угадали – 1  балл.

А пока команды выполняют задание загадки для зрителей-болельщиков.

1) Он строен, он устойчив

Хоть верьте, хоть не верьте

На нѐм планшет устроен

О чѐм я? ………(о мольберте)

2) А на планшете прикреплѐн

Невероятно бел и чист

Всем нам известен и знаком

Просто бумажный белый ……(лист)

  3) Рисунок на листе начнѐт

И поведѐт тебя вперѐд

Неутомимый спутник наш

Незаменимый ……(карандаш)

  4) Картину бы наполнить цветом

Но что же, нам поможет в этом

Просто по дружбе, без корысти?

А в этом нам помогут ………(кисти)

  5) Черный Ивашка-

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет…….. (карандаш)

  6) Если ей работу дашь – Зря работал карандаш…… (резинка)

  7) Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым….. (кисточка и краски)

  8) Отворились ворота – всему миру красота…. (радуга)

9) Маленький, кругленький, а до неба достанет…. (глаз)

  10) Лежит на земле: еѐ не закрыть, не соскоблить, не завалить…. (тень)

  11) Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них не легко,

Те ворота высоко

Постарался мастер тот,

Взял он краски для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать?……. (радуга)

Задание 4.

Индивидуальный конкурс.

На доске (мольберте, планшете, листе ватмана) прикреплены карточки с вопросами так, чтобы не было видно текст. Каждый участник команды подходит и выбирает одну карточку, читает вопрос и дает ответ. За правильный ответ каждый участник получает 1 балл.

Вопросы и ответы

Команда «Карандаши»

1.  Белая краска – хроматическая или ахроматическая? (ахроматическая);

2.  Шишкин рисовал – портрет или пейзаж? (пейзаж);

3.  Исакиевский собор находится в Москве или Санкт — Петербурге? (Санкт — Петербург);

4.  Синяя краска – холодная или теплая? (холодная);

5. Картину «Золотая осень» нарисовал Шишкин, Левитан или Васнецов? (Левитан).

Команда «Кисточки»

1. Черная краска – хроматическая или ахроматическая? (ахроматическая);

2. Картину «Утро в сосновом лесу» нарисовал Шишкин, Левитан или Васнецов? (Шишкин);

3. Собор Василия Блаженного находится в Москве или Петербурге? (Москве);

4. Красная краска – холодная или теплая (теплая);

5. Левитан рисовал портрет или пейзаж? (пейзаж).

Задание 5.

Командам по очереди предлагается называть строчки из песен, где упоминается, какой-нибудь цвет или оттенок. Если затрудняются, могут помочь болельщики. Кто больше назовет, получает 2 балла, у кого меньше 1 балл. (Голубой вагон, про зеленого кузнечика, синий иней, белые розы, и т.д.)

Задание 6.

Занимательные ребусы. Командам раздаются ребусы, и дается время для отгадывания. За каждый отгаданный ребус по 1 баллу.

Команда «Карандаши» (ответы: пластилин, пастель, карандаш)

t1600754981aa.jpg

t1600754981ab.jpgimage.png

 Команда «Кисточки» (ответы: гуашь, акварель, кисть)

t1600754981ad.pngt1600754981ae.png

image%281%29.png 

​​​​​​​Задание 7.

Конкурс «Симметрия».  Дорисовать вторую половину рисунка, повторяя первую и раскрасить. За выполнение работы более точно и симметрично 2 балла, похуже — 1 балл.

image%282%29.png    image%283%29.png

Игра со зрителями «Что перепутал художник?»

t1600754981am.jpg

image%286%29.png

image%287%29.png

image%288%29.png

image%289%29.png

Подведение итогов. Пока жюри совещается для всех под музыкальное сопровождение (видео роспись на песке), воспитанник читает стих.

Художник хочет рисовать.

Пусть не дают ему тетрадь –

На то он и художник,

Рисует он, где только может.

Он чертит пальцем на земле,

Зимою – пальцем на стекле.

Углём он пишет на заборе,

И на обоях в коридоре.

Рисуем мелом на доске,

На глине пишет и песке.

Пусть нет бумаги под руками

И нету денег на холсты,

Он будет рисовать на камне

И на кусочке бересты.

Салютом он раскрасит воздух

Взяв вилы, пишет на воде

Художник потому художник

Что может рисовать везде!

А кто художнику мешает

Тот землю Красоты лишает.

Жюри объявляет оценки и победителей. Награждение.

Приложение

Эмблемы команд

t1600754981an.gif

t1600754981aq.gif

Медальки для награждения

t1600754981at.jpgt1600754981au.jpg

t1600754981aw.jpg
image%2810%29.png

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий пять чудес деда мороза
  • Сценарий профессии наших родителей
  • Сценарий пьесы комедийной
  • Сценарий профессия учитель это призвание
  • Сценарий пять лет свадьбы