Сценарий профилактика насилия над детьми

Тема: Воспитательский час "Не допускай насилия!"Цель: профилактика жестокого и насильственного поведения в среде подростковЗадачи:- повысить информировать детей о видах насилия;  &

Конспект занятия,                                                                                                                           разработанного воспитателем ГБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Пскова»                                                                                                                           Григорьевой Натальей Николаевной

Тема: Воспитательский час «Не допускай насилия!»

Цель: профилактика жестокого и насильственного поведения в среде подростков

Задачи: — повысить информировать детей о видах насилия;                                                                       — учить распознавать насилие, противостоять ему и не совершать насильственных действий;                                                                                                                                                                         — выявить причины и последствия проявления жестокости;                                                                      — познакомить с законами РФ по теме насилия;                                                                              — воспитывать уважительное отношение к окружающим

Участники: воспитанники 10-17 лет, воспитатель, психолог

Оборудование: таблица на листе ватмана и маркер для письма, листы бумаги и ручки для составления Памятки, оборудование для просмотра видеопрезентаций

Ход занятия

1. Беседа-рассуждение на основе жизненных наблюдений

(В ходе беседы с детьми планируется получить ответы на вопросы: Что такое жестокость, насилие? Какие виды насилия существуют и как они проявляются? Какова цель человека, совершающего насилие? Почему совершается насилие? Как противостоять насилию?)

— Расскажу вам о недавнем случае, произошедшем в одной из школ. Одноклассники в очередной раз решили поиздеваться над девочкой: отобрали ее сумку с учебниками, тетради испачкали и порвали, спрятали куртку в раздевалке, смеялись и толкали ее, растрепали косу и стали тягать за волосы, кто-то снимал истязания на камеру телефона, в завершение облили девочку водой. Домой она не пришла.

— Как вы охарактеризуете этот поступок подростков? Какие качества характера проявили одноклассники? Какой по характеру была девочка? Почему такое произошло? Какие последствия может иметь этот случай? Что вы посоветуете одноклассникам и самой девочке после случившегося? Как предотвратить подобные случаи? К кому можно обратиться за помощью, если вы узнаете о факте издевательства или насилия?

— Предположите, чем закончилась эта история с девочкой. (Варианты детей). После школы она некоторое время бродила по улицам, где меньше прохожих. Размышляла, как поступить дальше. Приняла решение рассказать своей двоюродной сестре-студентке. Вместе с нею и ее мамой наутро они обратились к директору школы. Было сообщено в полицию. Обидчицы принесли извинения, оплатили ущерб, были вызваны на комиссию ПДН и поставлены на учет, их родители получили штраф. Девочка в нашей истории была из малообеспеченной семьи и росла без отца.

2. Информационный блок — просмотр слайдов видеопрезентации

Жестокость (беспощадность, безжалостность) — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Насилие — намеренное применение физической силы (в том числе в качестве угрозы) против себя самого, другого лица или группы, принуждение против воли человека, нарушение личной неприкосновенности (в том числе изнасилование), а также причинение моральных переживаний и боли другому через унижение, оскорбление.

К насилию приводит желание власти и контроля над другим человеком.

По характеристикам субъектов, совершающих насилие, выделяются следующие категории:                                                                                                                                                                                            — покушение на собственную жизнь или здоровье (в том числе самоубийство, попытки самоубийства, самоповреждение);                                                                                                                            — межличностное насилие (насилие со стороны другого человека или группы людей);                                            — коллективное насилие (насилие со стороны государства, политической группы, террористической организации).

По природе насилия выделяют следующие типы:                                                                                               — физическое насилие;                                                                                                                                      — сексуальное насилие;                                                                                                                                      — психологическое насилие;                                                                                                                                — экономическое (нанесение ущерба);                                                                                                                   — отсутствие заботы и пренебрежение нуждами (моральная жестокость).

Деструктивные виды насилия — это убийство, изнасилование, тяжкие телесные повреждения, доведение до суицида.

3. Практическая работа — заполнение таблицы методом «мозговой штурм»

— Следует записать, как конкретно проявляются разные виды насилия и жестокости, основываясь на примерах из жизни и теоретических знаниях.

Физическое

Психологическое

Сексуальное

Экономическое

Толкнуть, ударить, избить

Оскорбление, прозвище

Изнасилование (половое сношение)

Не давать денег

Таскать за волосы

Грубые окрики, обидные слова

Оральный и анальный секс

Контролировать все траты

Бросаться чем-либо

Словесные угрозы

Обнажать половые органы

Ограничивать во всем

Физические наказания

Постоянная критика

Вульгарные жесты, слова, мимика

Не покупать необходимое: пищу, вещи

Принуждать к действию

Требовать подчинения

Прикасаться к телу

Порча вещей

Наносить урон здоровью

Не развивать, не учить, не воспитывать

Повреждение гениталий

Плохой медицинский уход

Принуждать к алкоголю, курению, наркотикам

Предъявлять повышенные требования

Подглядывать за раздевающимся

Плохие условия проживания

Попытка удушения, утопления

Публично унижать

Вовлекать в проституцию и порнобизнес

Коммерческая эксплуатация — попрошайничество

Обманывать

Не разговаривать

Не пускать домой

— Выскажите свое мнение: какие из перечисленных проявлений насилия оказывают на ребенка самое негативное влияние?

— Возвращаясь к ситуации с девочкой и поступком ее одноклассниц, скажите, какие виды насилия были применены?

— Сделаем вывод: никто не имеет права проявлять насилие и жестокость по отношению к другому человеку. Насилие и жестокость в любой форме неприемлемы. 


4. Правовой ликбез — просмотр слайдов видеопрезентации

Согласно ст.63 Семейного кодекса РФ, родители несут ответственность за воспитание и развитие  своих  детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности за жестокое обращение с ребенком.

1. Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст.111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст.112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст.118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст.131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст.134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст.135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст.156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст.157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); ст.110 (доведение до самоубийства); ст.119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и др.

3. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст.69 Семейного кодекса), ограничение родительских прав (ст.73 Семейного кодекса), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 Семейного кодекса).

4. Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

5. Итоговая беседа — составление Памятки «Как противостоять жестокости и насилию»

— Что можно противопоставить насилию и жестокости? (уважение)                                                             — Что означает «уважительное отношение»? (не оскорблять, не унижать, говорить уважительно, уметь слушать и не перебивать при разговоре, пытаться понять другого, заботиться о родных и друзьях, быть милосердным, не толкать и не бить, не портить вещи другого, ценить личную неприкосновенность, не принуждать к нежелаемым действиям)

— Если к вам или другому проявляют насилие, нужно обратиться за помощью незамедлительно! (позвонить по телефону доверия, обратиться в полицию, к медицинскому работнику, воспользоваться помощью человека, которому доверяете (родственники, друзья, учитель или психолог школы), обратиться в специальные центры, в комиссию по делам несовершеннолетних, в приют для детей)

Используемая литература:                                                                                                                  интернет-ресурсы;                                                                                                                                    материалы учебных курсов и семинаров;                                                                                                                                     журнал «Инспектор по делам несовершеннолетних», №11, 2008;                                                           Грибанов Е.В. Школьное насилие: меры профилактики и контроля, № 7, 2016

Цель: донести до подростков понятие о
жестокости, насилии, о возможностях его
предотвращения, о законах, защищающих жертву.

Целевая группа: обучающиеся 7-8
класса

Какие ЗУНКи приобретут участники в ходе работы
на мероприятии: составят определение словам
“жестокость”, “насилие”, будут учиться
работать в группе, выслушивать мнение друг друга,
принимать собственные решения, попробуют
испытать различные чувства во время
инсценирования ситуаций (насилия, унижения,
радости), научатся действовать в ситуации
давления на личность

Технология: активные методы обучения

Краткое описание мероприятия.
Классный час предполагает не только
ознакомление с теоретической стороной вопроса,
но и предусматривает практическую
направленность. Дети разберут примеры, взятые из
кинофильма “Чучело”. При помощи “мозгового
штурма” попробуют найти выход из ситуаций.
Сделают выводы, как противостоять жестокости и
насилию

Оборудование: проектор, экран, презентация; вырезанные фигурки
сердечек, изображение солнца с лучиками;
фломастеры, тексты, ватман.

Ход занятия

I. Начало образовательного мероприятия

Учитель. Ребята, давайте поприветствуем друг
друга. Сначала, как японцы, потом, как
одноклассники, которые не виделись 10 лет, потом,
как партнеры по бизнесу (деловые люди)

II. Вхождение или погружение в тему

Учитель. Сегодня мы будем говорить о деликатной
теме, для кого-то, может быть, она неприятная, для
кого-то — новая. Но мы должны об этом говорить,
потому что с врагом легче бороться, когда его
знаешь. Мы живем с вами в очень сложное и жестокое
время. Преступления среди подростков
увеличиваются с каждым днем, формируются
антиобщественные группировки, совершающие
преступления, растет число наркоманов. Мы с вами,
простые граждане, уже не можем спокойно ходить по
улицам вечером. Ответьте мне, пожалуйста.

III. Работа над темой

Учитель. Какие случаи, действия можно назвать
насилием?

(Записываю все ответы детей)

Возможные варианты ответа: это когда бьют,
толкают, таскают за волосы, раздают пинки и
подзатыльники.

Учитель. Как можно охарактеризовать людей,
которые совершают эти действия? (Жестокими)

Что такое жестокость? (Дети сами пробуют дать
определение)

Послушайте, как дается это понятие в словаре.

Жесто’кость — морально-психологическая
черта личности, которая проявляется в
бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении
к другим живым существам, причинении им боли и в
посягательстве на их жизнь.

Что такое насилие? Как вы считаете?

Это преднамеренное применение физической силы
или власти, действительное или в виде угрозы,
направленное против себя, против иного лица,
группы лиц или общины, результатом которого
являются (либо имеется высокая степень
вероятности этого) телесные повреждения, смерть,
психологическая травма, отклонения в развитии
или различного рода ущерб.

Еще по-другому можно сказать, что если вам
страшно, это насилие

Учитель. Есть разные формы насилия,
каждая из которых характеризуется по-своему.
Посмотрите на схему и приведите примеры для
каждой формы насилия.

Слайд Формы насилия

Давайте подумаем и назовем формы

Как вы понимаете?

  • Психическое насилие — это оказание давления,
    унижение, угроза, порча принадлежащих тебе вещей.
    отвержение, изоляция, игнорирование.
  • Эмоциональное насилие — это грубые окрики,
    оскорбления, унижение чувства достоинства,
    постоянная критика.
  • Экономическое насилие — это когда не дают денег,
    контролируют, сколько и куда потратил, лишают
    собственных денег, во всем ограничивают.
  • Сексуальное насилие — это изнасилование,
    принуждение к сексуальным отношениям, пошлые
    домогательства, вульгарные выражения.

Пренебрежение нуждами ребенка — это отсутствие
заботы, ограничения в еде, лишение одежды, жилья.

Эмоциональная разрядка

Встать так, чтобы дети могли свободно ходить по
помещению. 

Прошу встать в круг. Затем рассчитаться на
“один — четыре” и сделать следующее:

  • Каждый “номер первый” складывает руки за
    головой так, чтобы локти были направлены в разные
    стороны;
  • Каждый “номер второй” ставит руки на талию так,
    чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • Каждый “номер третий” кладет левую руку на
    талию, правую руку – за голову, при этом руки
    согнуты, локти отведены в стороны;
  • Каждый “номер четвертый” держит руку на талии,
    а другую на колено ставит (локти смотрят в
    стороны).  

Нужно перемещаться по кругу, касаясь друг друга
локтями

Учитель. Посмотрите отрывки из к/ф
“Чучело”.(Приложение 1. Приложение 2. Приложение
3
.)

Скажите, какие из всех перечисленных нами форм
насилия представлены в ролике?

Как вы оцениваете поведение ребят? (Жестокое)

Как поступить девочке в этой ситуации?
(рассказать, довериться)

Учитель. Но часто, когда над
подростком совершается насилие, он боится об
этом сказать даже родителям. Что же делать в
таком случае?

Учитель: Вы должны воспользоваться
помощью человека, которому доверяете. Давайте
вместе определим, кто это может быть? (На доску
креплю ватман, на котором нарисовано солнце. Один
ученик записывает на лучиках ответы детей)
(полиция, родители, родственники, учитель,
специальные центры, уполномоченный по правам
ребенка, психолог)

Учитель. Давайте выберем из
предложенных ответов

“Солнце доверия” (по защите прав ребенка)

Запомните: Если случилось насилие, то

  • Вы не одиноки.
  • Вы не виноваты в том, что происходит насилие.
  • Вам помогут и вас поддержат.

Учитель. Никто не имеет право
совершать насилие над другим человеком. И
берется оно по разным причинам (по каким)

Где может произойти насилие? (дома, в школе и на
улице)

Но как его избежать? Какие правила безопасного
поведения вы можете предложить своим товарищам?

Давайте разобьемся на три группы.

  • 1 гр. – Написать или нарисовать Правила
    безопасного поведения дома
  • 2 гр. — Правила безопасного поведения на улице
  • 3 гр. — Правила безопасного поведения в школе

Защита плакатов

(Дополнения учителя: Советы, которые могут
помочь тебе:

Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок
должен сказать себе, что перед ним – незнакомый
человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик,
дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то
ведем себя со всеми ними практически одинаково.

Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен
отмерить дома на полу расстояние 2 метра и
запомнить его.: вести беседу с незнакомцем только
на безопасной дистанции. Если человек
приближается – надо уходить или убегать в
безопасном направлении.

Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й
секунде. Говорим “Нет” или придумываем срочное
дело, по которому вы торопитесь. Среди
злоумышленников попадаются прекрасные
психологи, которые могут “заболтать” и
взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа
может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо
принимать решение.

Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это
значит, нужно подойти к находящимся во дворе
знакомым мамам и папам других детей, либо уйти
домой)

Шаг 5. Не угрожай (Я расскажу родителям, я сообщу
в милицию), если, например, отобрали телефон)

Инсценировать ситуации

1 группа. К тебе подходит мужчина и
говорит, что в подвал котенок попал и просит
помочь ему достать котенка.

2 группа. К тебе подходит
старшеклассник и говори: “У тебя есть часы
(телефон, наушники, ручка, часы)? Дай посмотреть.
(Берет, рассматривает.) Будет моя!!!” И убегает.

3 группа. К тебе подходит мужчина и
говорит: “Помоги достать телефон. Он под сиденье
автомобиля упал, а у меня спина болит”.

(Каждая группа инсценирует, предлагает
ответные действия. Другие группы дополняют,
высказывают свое решение выхода из данной
ситуации)

IV. Завершение мероприятия

Сложностей нельзя избежать. Научитесь решать
эти сложности. Заканчивая классный час, я хочу,
чтобы вы на сердечках написали советы (пожелания)
себе или другу, или всем людям, как нужно
противостоять жестокости и насилию

Использованные ресурсы

  1. http://infourok.ru/material.html?mid=26395
  2. https://urok.1sept.ru/articles/592263/
  3. http://sc0029.shortandy.akmoedu.kz/index.php?p=docs-view&d=D604692E86D6ECD4

Занятие с элементами тренинга

«Мир без насилия — вместе мы справимся»

Цель: закрепить и углубить знания детей о правах человека, о насилии и его видах;

формировать навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное мнение;

развивать коммуникативные способности учащихся, логическое мышление;

воспитывать толерантность в отношении к людям.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, газеты.

                                             Ход занятия:

Эпиграф занятия:

 «Добро делаешь — себя прославляешь, зло делаешь — себя унижаешь»

 (Царь Соломон)

1. Формирование групп.

2. Правила группы.

3. Объявление темы и цели занятия.

4. Погружение в работу. (Цель: настроить детей на работу)

-Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение

— Поднимите руку те, кто пришел с плохим настроением.

— Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать.

— Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.

5. Определение понятия. (Цель: вспомнить определение понятий «насилие», «агрессор», «жертва», а также — информацию о видах насилия).

Насилие — это любые умышленные действия одного человека по отношению к другому, если эти действия нарушают права и свободы человека и наносят ей физическую, моральную или психическую вред.

Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как глобальную угрозу здоровью. Согласно социологическим исследованиям, проведенным в разных странах мира, физического или психологического насилия испытывает каждая 4 женщина и каждый 10 мужчина.

Насилие может быть:

— Физическое — избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;

— Психологическое — насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;

— Сексуальное — вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;

— Экономическое — умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести вред здоровью.

К сожалению, многие действия можно назвать насильственными. Не все об этом знают. Возможно, именно поэтому многие подростки подвергаются насилию, не осознавая этого. Очень важно знать об этом, чтобы не допускать случаев насилия по отношению к себе.

Агрессор — это человек, который совершает насилие.

Жертва — это человек, который подвергается насилию. (демонстрация рисунка с агрессором и жертвой)

6. Мозговой штурм «Кто может совершать насилие?»

(Цель: достичь участниками понимание того, насилие могут осуществлять разные люди).

Задача участников: сказать, кто может совершать насилие (1 вариант от группы).

7. Упражнение «Перетягивание газеты».

(Цель: иллюстрация сценария, в котором развиваются конфликты).

Участники объединяются в пары, получают газету и сворачивают ее в трубочку, становятся на расстоянии 1 м друг от друга, подгибают одну ногу и придерживают ее рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают ее перетягивать, стараясь вывести друг друга из равновесия, но при этом не разорвать газету.

8. Практикум «Анализ ситуаций».

(Цель: формировать умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия).

Каждой группе вручается задачи.

Задача: определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации.

Ситуация 1

Петя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.

Ситуация 2

Во время перерыва Юрий бегал по классу и толкнул Иру. Девочка, падая, случайно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Ирина пыталась объяснить, что случилось на перемене, но учительница не выслушала оправданий и накричала на нее.

Ситуация 3

Десятилетние Оля и Леся отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.

Ситуация 4

После окончания школы-интерната Иван вернулся в родное село. Выяснилось, что в его доме проживает сожительница умершего отца. Она прогнала его из родного дома.

Ситуация 5

Дима взял без разрешения ручку Олега. Когда Олег это увидел, ударил Диму.

Ситуация 6

7-классница Юля гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Юле к ним присоединиться.

В конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему — и болезни неизбежны.

9. Притча «Все оставляет свой след».

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал, чтобы каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующий день еще больше. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем ​​число забитых в столб гвоздей стало уменьшаться. Парень понял, что легче контролировать свой гнев, чем забивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял контроль над своими эмоциями. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на этот раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься -шрам останется ».

10. Круг идей «Как остановить насилие».

(Цель: как избежать ситуации насилия).

Задача участников: обсудить этот вопрос и предложить один вариант, объяснив его.

• Избегайте ситуаций, которые могут привести к насилию.

• Говори спокойно и уверенно.

• Дай агрессору возможность остановиться.

• Отойди в сторону. Это не признак слабости!

• Не стремись мстить врагам. Умей просить прощения.

• Попроси помощи. Это не признак слабости или трусости!

• ПОМНИ!

• Ты имеешь право отказаться делать то, к чему тебя принуждают силой или оскорбительными, злыми словами.

• Мы подобные, но все разные.

• Ваша собственность принадлежит только тебе.

• Ты имеешь право на помощь.

• Каждый человек имеет право жить свободно, в безопасности, чувствуя тепло и любовь!

11. Подведение итогов.

Рефлексия.

Упражнение «Волшебная бабочка».

 (Цель: дать возможность участникам высказать свои пожелания, и при этом почувствовать, что другие внимательно слушают и воспринимают их).

Каждый участник складывает «волшебную» бабочку, располагает ее на дереве и сообщает свои впечатления от занятия и пожелания.

Сегодня мы обсудили важный вопрос. Надеюсь, что вы сможете изменить свое отношение к миру, людям, которые нас окружают. Мудрый царь Соломон много веков назад сказал, что добро возвышает человека, а зло унижает. Желаю вам только добра. Надеюсь, что это занятие никого из вас не оставило равнодушным.

Миллеровский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Занятие с элементами тренинга

по профилактике насилия и жестокого обращения в семье

Тема: «Защитим своих детей от нашей жестокости»

Рыбалкина С.В.

Педагог-психолог

Пояснительная записка

Всегда считалось, что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 % жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально — дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Научными исследованиями установлено, что:

насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;

ежегодно около 2,5 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;

для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;

более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Основная причина жестокого обращения с детьми — внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Тема жестокого обращения с детьми, в частности дошкольного возраста, на сегодняшний день, к сожалению, является очень актуальной. Это во многом связано с недостаточной осведомленностью родителей с основными видами жестокого обращения. Практика показывает, что чаще всего жестокость ассоциируется с нанесением телесных, видимых повреждений. Только в ходе беседы, с рассмотрением конкретных примеров, родители приходят к выводу, что некоторые стороны детско-родительских отношений могут оказывать негативное влияние на психическое здоровье ребенка, что в свою очередь входит в понятие жестокого обращения с детьми. 

  Таким образом, данная разработка занятия с родителями познакомит родителей с четырьмя основными формами жестокого обращения с детьми, раскроет причины проявления жестокого обращения по отношению к детям, научит некоторым правилам воспитания ребёнка, а также родители смогут научиться управлять своим гневом, используя тренинговые упражнения. В конце родительского собрания каждому родителю вручается буклет «Дети не для насилия».

Аннотация:

Материал можно использовать для проведения классного или общешкольного родительского собрания. Материал содержит буклеты – памятки для родителей, презентацию к родительскому собранию. 

Цели:

Профилактика жестокого обращения с детьми, ознакомление с приемами оказания психолого-педагогической помощи детям, жертвам насилия.


2. Воспитание у родителей осознанной потребности в создании для детей благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий защищённого детства, свободного от жестокости и насилия.

Задачи:

1. Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми и подростками.

2. Осуществить консультативно-профилактическую работу среди родителей.

3. Обучить родителей методам ненасильственной педагогики и оказать психолого-педагогическую помощь семьям, нуждающимся в этом.

4. Обсудить опыт профилактики и пресечения насилия в отношении детей.

5. Внести коррективы в планирование воспитательной работы родительских комитетов в классных, школьных, городских коллективах, с учётом профилактики насилия и жестокости по отношению к несовершеннолетним.

6. Содействовать в формировании у родителей представлений об истинном родительском авторитете и показать, к чему могут привести ошибки воспитания.

Целевая аудитория: родители обучающихся 6 класса, 12 лет

Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование: мультимедийный проектор, плакаты, шарф, стаканчик, листы с заданиями для групп, клубок ниток, зеркало, листы формата А5 для каждого участника, памятки.

Информация о ведущем: ведущим может быть педагог-психолог, социальный педагог, педагог, который является классным руководителем. В целом основное требование к ведущему — иметь основные знания возрастной психологии и педагогической педагогики.

Ожидаемые результаты:

  1. Приобретение теоретического и практического материала по проблеме жестокого обращения с детьми и подростками.

Овладение родителями методам ненасильственной педагогики.

Формирование у родителей представлений об истинном родительском авторитете.

Этапы подготовки и проведения занятия:

Подготовительный: анализ актуальной ситуации, изучение Интернет-ресурсов, подбор заданий и упражнений, разработка сценария, методических материалов для участников.

Основной: проведение занятия в соответствии со сценарием.

Заключительный: анализ занятия

Ход занятия

Слайд 1

Вступление. Упражнение «Психологическая зарядка».

Здравствуйте, уважаемые родители! Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” — похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете — дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем — постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком — моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой

Если вы считаете, что в воспитании детей главное — пример взрослых — улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье — погладьте себя по голове.

Слайд 2

— Нашу беседу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год — сей рожь, на десятилетия — сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).

Сегодня мы проведем нашу встречу в форме занятия с элементами тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы — люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас.

— Что это, как вы думаете? (дети)

— Совершенно верно, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью.

— Предлагаю посмотреть видео для определения темы нашей беседы.

Слайд 3

Просмотр видео.

— Итак, тема нашего разговора…(жестокое обращение с детьми)

Слайд 4

— Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это защита наших детей от нашей жестокости.

Слайд 5

Упражнение «Правила работы».

Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.

— Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи.

В нашей работе, мы будем придерживаться следующих правил:

Созрел вопрос задавай.

Право на собственное мнение.

Правило «стоп» (Я ввожу правило «стоп», мы в это больше не играем, об этом больше не говорим).

Слайд 6

  1. Упражнение «Стаканчик».

Цель: вызвать эмоциональную реакцию у всех присутствующие. Позволить каждому высказаться. Важно обсудить, что почувствовали родители. 

— Обратите внимание. У меня в руках стаканчик. Представьте, что это стаканчик, в который вы можете поместить ваши самые сокровенные чувства, желания, мысли (пустить стаканчик по кругу). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно, это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите.

На протяжении нескольких минут царит молчание, затем неожиданно стакан сминается.

Что вы почувствовали?

Как вы считаете, можно ли сказать, что в отношении вас я применила эмоциональное насилие?

Так и наши дети испытывают такие чувства .

Слайд 7

Работа в группах.

Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.

I группа – отвечает на вопросы «Что такое насилие? Что такое наказание?»

II группа – перечислить виды насилия.

III группа – перечислить последствия насилия

Слайд 8

Вывод:

Насилие – это вид отношений между людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб, травму, унижение или иногда, к сожалению смерть. Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность, возникающая как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Слайд 9

В последнее время выделяют 3 основных вида насилия:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Слайд 10

  1. Упражнение «Паутина»

Цель: способствовать развитию хороших отношений между родителями.

Слайд 11

— Жестокое обращение с ребенком это – симптом нарушения детско — родительских отношений. И в этих отношениях мы вязнем, как в паутине. Выпутаться из этого очень сложно.

Давайте попробуем прочувствовать это. Нам нужен один доброволец.

Вы будете играть роль ребенка. Остальных я попрошу встать в круг.

— Как часто мы произносим фразы:

«Сейчас же иди отсюда!»

«Чтобы я не видел, что ты это делаешь!»

«Ты что, дурак? Я тебе миллион раз говорила!»

«Уйди! Мне надоело на тебя смотреть!»

— Сейчас мы будем произносить ребенку обвинительные фразы. Ребенок будет принимать клубок, а затем возвращать на выбор любому участнику, стоящему в кругу (образование паутины).

Давайте выслушаем ребенка: Что вы чувствуете?

Легко ли вам было бросать в ребенка обвинительные фразы?

Нелегко!!! Мы с вами понимаем, что это плохо, но ведь очень часто мы произносим их по отношению к детям.

Как вы думаете, можем ли мы помочь ребенку выпутаться из этой паутины? Как? Давайте поможем ребенку выпутаться из нашей паутины.

Как вы себя чувствовали? (обращаемся к ребенку)

Какие чувства возникли у вас, когда вы произносили положительные фразы? (обращаемся к родителям)

Для положительных отношений с ребенком необходимо, безусловно, принимать ребенка, таким, какой он есть. Причем необходимо помнить: проступки ребенка – не он сам. Он сам – это только его чувства и переживания. Мы можем не любить, отрицать, осуждать только поступки ребенка, но не его самого.

Слайд 12

Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: формирование опыта доверия к окружающим.

Упражнение проводится в паре. В паре выбирается «слепой» и «поводырь». «Поводырь» должен провести своего партнера за собой. Глаза у него закрыты.

Слайд 13

Упражнение «Круг идей» — «Как избежать ситуации насилия».

Цель: снятие эмоциональной напряженности, заявление о себе как о потенциальном участнике контакта.

-Давайте подумаем и продолжим фразу «Избежать ситуацию насилия над детьми можно …», предлагая свое продолжение по кругу. Ваши ответы я буду фиксировать на доске.

Уменьшить стресс в своей жизни

Любить своих детей

Менять свое поведение

Быть защитником для своих детей

Никогда не сравнивать своего ребенка с другими

Не быть слишком требовательным к своим детям

Помогать ребенку быть самостоятельным

Помнить, что ребенок такой же человек как и вы

Быть оптимистом по жизни.

Слайд 14

Упражнение «Волшебное зеркало».

Для упражнения понадобится небольшое зеркало круглой формы и музыкальное сопровождение.

— Сейчас вы буде­те передавать друг другу зеркало. Тот, кто получит его, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого доброго, дружелюбного человека на свете. Улыб­нитесь ему. Чтобы ни какие беды не затрагивали Вас и вашу семью.

Слайд 15

Итог занятия. Упражнение «Загибаем лист»

— Перед вами чистый лист бумаги. Вспомните, когда вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. На каждое слово загибайте часть листка. А теперь начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, доброе, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания, обид, несправедливости к ним.

Слайд 16

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие, которые крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. И пусть это будет вашим постоянным домашним заданием.

Слайд 17

И хотелось бы закончить нашу встречу словами Льва Кассиля: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Желаю вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому!

Анализ родительского собрания.

Тема собрания: Защитим своих детей от нашей жестокости. 

Цели этого родительского собрания:

1.Профилактика жестокого обращения с детьми, ознакомление с приемами оказания психолого-педагогической помощи детям, жертвам насилия.


2. Воспитание у родителей осознанной потребности в создании для детей благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий защищённого детства, свободного от жестокости и насилия.

Перед собранием проводилась следующая подготовительная работа: анализ актуальной ситуации, изучение Интернет-ресурсов, подбор заданий и упражнений, разработка сценария, методических материалов для участников. Родительское собрание началось с психологической зарядки для создания благоприятной обстановки общения. Далее было введение в тему занятия с помощью упражнения «Стаканчик», с помощью которого наглядно было продемонстрировано влияние насилия на окружающих. Общение по теме занятия происходило с помощью групповой работы. В ходе общения родители сами сообщали свои знания о насилии, наказании, видах насилия и последствиях насильственных действий по отношению к детям. Последующие упражнения «Слепой и поводырь», «Паутинка» помогли родителям побывать в роли детей терпящих жестокой обращение и в роли родителей, которые преступают грань наказания. В конце собрания родители сами с помощью упражнения «Круг идей» вывели правила, которые помогут избежать насилия в воспитательной процессе. Упражнение «волшебное зеркало» помогло присутствующим увидеть в себе все хорошие качества. А упражнение «Загибаем лист» позволило родителям понять, какое влияние оказывают их необдуманные действия на ранимые детские души и сердца. В ходе собрания родители смогли поделиться друг с другом собственным жизненным опытом, получить важную информацию по устранению и профилактики данной проблемы. Родителями была осознана актуальность данной темы, сделаны выводы по обследованному вопросу.

Собрание проходило в форме занятия с элементами тренинга, наблюдалась благоприятная атмосфера в классе. Я считаю, что собрание прошло на высоком уровне, так как поставленные нами цели и задачи были полностью реализованы благодаря различным методам и приемам. По данной тематике было проведено три занятия. В данном занятии приняло участие 20 родителей 6-в класса.

Список использованных источников:

Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М: 1971.

Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.-сост. Я.К. Нелюбова. — Волгоград: Учитель, 2009.

Помощь родителям в воспитании детей / Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского. — М.: 1992. 9.Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Олиференко Л. Я., Иванова Н. А., Демьяненко И. И. Жестокое обращение с детьми. — М.: 1993. 10.Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. — М.:1992

Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. — Волгоград: Учитель, 2009.

С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

http://detochkidoma.ru/stihiosemedlyadetey/#ixzz2ju4zVTF3 Роберт Рождественский «Все начинается с любви»

http://www.pro-life.by/antisemejnye-tehnologii/yuvenal-naya-yustitsiya/chto-takoe-zhestokoe-obrashhenie-s-det-mi/Что такое жестокое обращение с детьми? Пролайф Беларусь информационно-аналитический портал

Ситуация для размышления:

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:

— Будешь еще так делать?

— Нет, — ответил малыш.

— А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

— Да, за то, что кашлял, — ответил ребенок…

t1636013108aa.jpg

Единый федеральный бесплатный телефон доверия

для детей, подростков и их родителей:

8-800-2000-122

Приложение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

t1636013108ab.jpg

АЗБУКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как воспитывать:

кнутом или пряником?

(маленькие подсказки для взрослых)

С незапамятных времен используют обе эти формы наказания.

Словарь Даля гласит, что слово «наказать» — это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию).

Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал.

Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте для профилактики, «на всякий случай».

В любом случае придерживайтесь следующих правил наказания детей:

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.

При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).

При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.

При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.

Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:

когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции не предсказуемы;

когда ребенок ест;

перед сном и после сна;

во время игры или работы;

когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.

Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.

Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:

Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.

Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка.

Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила — единственное безотказное средство решения конфликта.

Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.

Тема: «Детство без насилия и жестокости»

Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», воспитывать  отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников , умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.

Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», воспитывать  отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников , умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.

Ход классного часа

1 Круг радости      Доброе утро солнцу и птицам

                                 Доброе утро улыбчивым  лицам 

                                   И каждый становится добрым, доверчивым 

                                Пусть доброе утро  длится до вечера  

2. Работа по теме  « Детство без насилия и жестокости» 

а)

— Покажите, как выглядит  счастливый  ребёнок.

— Покажите , как выглядит  ребёнок, которого обидели. 

— Каким  ребёнком  хочется быть всегда?    

-Как вы понимаете название нашего классного часа?

Беседа о значении друзей ,об отношениях между  детьми, о  жестокости и насилии   (ситуациях , когда  они проявляют жестокость и насилие по отношению друг к другу  в школе и вне её и не подозревая об этом.  Дети высказывают своё отношение.

— Смеётесь над товарищем, заставляете делать свою работу другого, физическое насилие, психологическое насилие, насилие со стороны ровесников, старших.

б)Игра «Радость-Обида»                   

— По каким причинам  возникает  радость или  обида ? 

-Покажите  с помощью  жестов , мимики, движений свою радость или обиду  если  вам подарили  подарок ,  пригласили  в гости , обозвали , позвали играть, ударили, толкнули, улыбнулись тебе , забрали игрушку, вручили  грамоту.

-Какое чувство вам нравится больше : радость или обида ?  

— Давайте придумаем « Лекарство от обиды»

-Как  преодолеть чувство обиды на  другого человека? 

-надо преодолеть обиду  сразу  — ведь на друзей не обижаются

-уметь уступить если не прав

-стремиться доставить радость 

-не обижать  друзей 

— суметь первым подойти и помириться

 -Посмотрите на доску. Нравятся ли вам эти обиженные и злые лица?  А вы когда – нибудь так выглядели?

Ребята,  как вы считаете, что необходимо предпринять, если вам нанесли обиду – независимо от того, кто это сделал? (подвести к выводу о том, что надо научиться прощать)

А каким человеком надо быть, чтобы уметь прощать?

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, 
Ты судом поспешным не греши. 
Гнев на друга может быть мгновенным, 
Изливать покуда не спеши. 
Может друг твой сам поторопился 
И тебя обидел невзначай, 
Провинился друг и повинился, 
Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога, 
Не стесняйтесь доброты своей, 
На земле друзей не так уж много, 
Опасайтесь потерять друзей.

В прощении заключается великая сила. Все ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет (слишком велика может быть обида). Всегда ли нужно прощать? Всегда!  Если человека любишь по-настоящему и собираешься продолжить с ним отношения — постарайся поставить себя на его место и простить. Если даже при таком условии простить не удастся — найди ему оправдание, придумай что-нибудь и прости. А иначе, как жить дальше с обидой?   Носить в себе, а тем более «холить и лелеять» обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет «разъедать» вас изнутри, подобно ржавчине. Конечно, это очень трудно – простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом.  Но это не так. Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать

«Правила Дружбы»                

( дети в группе разрабатывают правила и защищают )

-помогать другу

-быть заботливым, справедливым

-уважать мнение друга

-не оставлять в беде

-не спорить по пустякам

-не ссориться

-не выдавать чужие секреты

-уступать, делиться всем

-радоваться успехам друга

-не смеяться над недостатками других 

-уметь прощать

в) Чтение и анализ  рассказа «Самое страшное»  Е. Пермяка

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинёшенек!

-Что можете сказать о Вове?

— Почему он остался один?   Можно ли его назвать  жестоким ?

— По отношению к кому он проявил насилие ?

— Есть ли такие ребята среди вас?

-Что бы вы посоветовали Вове? 

г) -Может ли человек совершать жестокие поступки  просто от невнимательности, от того, что не подумал, не предугадал, чем может обернуться его поступок? Мы с вами читали рассказ «Змейка»

    Мальчик, ловил рыбу в небольшом пруду недалеко от дома. День был жаркий, и рыба не клевала. Поудив несколько часов, он увидел в траве маленькую змейку. Мальчик не  боялся змей, поэтому взял ее в руки и быстро засунул и стеклянную банку с завинчивающейся  крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха. Вечером после рыбалки мальчик понес домой пойманную рыбу и змейку в банке. Около дома ему повстречались приятели, и вскоре, забыв о змейке, он убежал с ними играть. Банка осталась стоять во дворе. Через неделю мальчик наткнулся на нее: змейка была почти высохшей, задыхающейся и полуживой.

1. Можно ли поступок мальчика назвать жестоким? Почемv?

2. Случалось ли вам проявлять в жизни жестокость? Что вы при этом

чувствовали?

3. Можно ли помочь человеку избавиться от жестокости? Как?

д) «Это должен знать каждый!»

Вы должны знать – если вы подвергаетесь насилию – помогут правила:

Нельзя  вступать в контакт с незнакомыми на улице, тем более соглашаться на их предложения сходить в кино, покататься на машине, посмотреть коллекцию марок и т.п.

Возвращаясь после секции, вечера домой, идите группой, нигде не задерживайтесь.

Не стесняйтесь  громко кричать и звать на помощь.

Сообщите  родителям и  учителям о посягательстве.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  Я буду читать стихотворение, а вы хором должны

Говорить это запрещается или разрешается

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить – 
Это (разрешается).

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить, 
с разными детьми дружить  это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Работа в группах

Анализ рисунков «Права ребёнка»

3.Рефлексися Ладошка «Я против насилия и жестокости»

4.Итог

-Закончить наш разговор я хочу просьбой:

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай родителей, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.

Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

Вывод:

-Наш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было места насилию и жестокости. Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий пьесы медведь
  • Сценарий профилактика наркозависимости у подростков
  • Сценарий работник клуба
  • Сценарий пьесы маугли
  • Сценарий профилактика зож