Сценарий профориентационного квеста

Скачать Сценарий "Квест-игра «Ярмарка профессий»"

МБОУ Новомеловатская СОШ

Сценарий мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся в

рамках сетевого взаимодействия

Квестигра

«Ярмарка профессий»

Разработала:

социальный педагог Котова Е.И.

С. Новомеловатка 2019 г.

1. Пояснительная записка

Профориентационные игры являются эффективной формой профориентационной

работы со старшеклассниками.

Профессиональный квест (англ. quest)это игра профессиональной направленности.

Участники квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая задача.

Участникам игры предлагаются разные задания или ситуации профориентационной

направленности. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой

ситуации или выполняет коллективное задание.

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию

учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением

социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального

пути, так как во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные

отношения взрослых.

Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым

стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не

интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий,

недостаточной активностью подростков в самоопределении.

Целями профориентационной игры являются:

1. Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу.

2. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей.

3. Анализ и осмысление профессиональных перспектив.

4. Управление личным профессиональным планом.

5. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие

профессионально важных качеств.

Актуальная особенность метода профориентационных игр заключается в следующем:

в создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно,

атмосферы работы со старшеклассниками

в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и

личностного самоопределения.

Цель квеста: «Ярмарка профессий»: Формирование позитивного имиджа

Калачеевского техникума, способствовать приобретению у подростков знаний о

профессиях.

Задачи: Повышение уровня осведомленности школьников о специальностях и

профессиях техникума;

Повышение конкурентоспособности техникума на рынке образовательных услуг;

Создание условий для осознанного профессионального самоопределения и раскрытия

способностей личности.

Участие в квесте даст возможность игрокам на практике отработать навыки

профессий. В игре школьники получат новые знания о профессиях, познакомятся со

специалистами данных профессий, приобретут коммуникативные навыки

(эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать

в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Перед игрой участники делятся на три команды, состоящие из равного количества

человек. В каждой команде выбирается капитан, у которого во время игры находится

маршрутный лист. На листе указаны станция, место ее нахождения, порядок

прохождения. Для каждой команды маршрут начинается с разных станций, чтобы

избежать «пробок». План квеста и маршрутные листы прилагаются.

Оценка проводится по следующим критериям

От 1 до 5 баллов – выполнение задания

От 0 до 2 баллов – поведение команды

Максимальное количество баллов — 7

Окончание игры.

Сбор участников игры в актовом зале.

Пока обучающиеся ожидают результатов игры:

Организуется брифинг. Школьники задают интересующие их вопросы. Подводятся

итоги. Награждение участников.

Победители игры награждаются Дипломами 1-2-3 степени. Имиджевой продукцией

площадки «Точка роста»

Участники игры – сертификатами участника

Сценарий мероприятия

1. Организационный момент.

При входе в актовый зал каждый участник игры подходит к столу для

регистрации, получает ленточку определённого цвета (красный, синий или белый) –

это будет определять принадлежность его к той или иной команде.

Регистрируют участников, а потом выписывают сертификаты Коновалова

Любовь, Петрикова Алина, Деркачева Алеся.

Завязывают разноцветные ленточки Нерушев Михаил, Коломыйцев Андрей и Шевцов

Роман. Они же и являются сопровождающими команд по станциям.

(Приложение 1. Лист регистрации)

2. Вступительное слово ведущих о значимости профессии в жизни человека.

3. Открытие квестигры.

4. Прохождение станций участниками команд.

5. Подведение итогов.

Ход квестигры

(на заставке презентация Слайд 1 Название игры)

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас на квестигре «Ярмарка профессий». Рады

видеть ваши весёлые улыбки, задорный взгляд… И. думаем, что сегодня у вас будет

прекрасное настроение.

Ведущий 1: Слово для приветствия предоставляется руководителю площадки «Точка

роста» Стрельцовой Ольге Алексеевне.

(презентация Типы профессий.)

У каждого в жизни настаёт момент выбора профессии. Ктото мечтает о будущей

профессии с детства, а ктото долго не может определиться: кем же стать в жизни.

Иметь любимое дело, найти свою будущую профессию, стать профессионалом

значит стать успешным человеком!

Выбор профессии это, в известной мере, выбор судьбы, принимая во внимание и то,

что с каждым годом становится всё труднее и труднее найти дело своей жизни, чтобы

оно было и по вкусу, и по плечу, и, что немаловажно, достойно оплачивалось.

Очень важно, если каждый, кому придётся сталкиваться с выбором будущей

профессии, сможет вовремя понять: что же, действительно, ему ближе и интереснее.

Ведущий 2 Мы с удовольствием представляем наших гостей:

обучающиеся 23 группы Калачеевского аграрного техникума отделения повар,

кондитер Колосов Андрей и _______, а также их наставник — ___.

лесничий Новомеловатского лесничества Шевцов Сергей Стефанович.

фельдшер скорой помощи Шошаева Светлана Владимировна.

Сегодня в ходе квестигры «Ярмарка профессий» мы отправимся в увлекательное

путешествие. Вы посетите станции, где вас ждут интересные люди и задания. Вы

побываете в роли различных специалистов.

Ведущий 1 Вы разделитесь на 3 команды и посетите 6 станций. На каждой станции

вы узнаете чтото новое о профессиях, а также сможете продемонстрировать свои

знания, представления о сферах трудовой деятельности, принять участие в конкурсах

и играх.

Ведущий 2: Таким образом, мы узнаем, кто из вас лучше всех ориентируется в

многообразии мира профессий.

Ведущий 1: Ваша задача: пройти все станции, выполнив все задания.

Ведущий 2: Наша квестигра, как и любая другая игра, имеет ряд правил.

1.Передвигаться от станции к станции можно, только взявшись за руки всей

командой.

2.Активными должны быть все.

3. Не перепутайте порядок вашего движения!

4. Не консультируйтесь с членами других команд, не мешайте и не помогайте другим

командам: идёт соревнование, и задача каждой команды – победить!

5. На выполнение всех заданий на каждой станции у вас 10 — 15 минут.

Ведущий 1: Мы всем вам желаем весело и интересно пройти все станции.

Ведущий 2: Выполняя задания, вы будете набирать призовые баллы, которые в

конце игры подсчитает счетная комиссия. В ее состав входят….

1. Стрельцова Ольга Алексеевна

2. Шиянова Зоя Петровна

3. Деркачева Наталья Васильевна

Ведущий 1: Но, прежде чем приступить к любой работе, нужно посетить «Отдел

кадров», где вы и познакомитесь с вакансиями.

«Отдел кадров» находится на нашем вокзале. Именно с него и начнётся путешествие

каждой команды.

Ведущий 2: Отдел кадровэто структура в организации, которая занимается

управлением персонала. Отдел кадров является не только функциональной единицей,

но ещё и лицом компании, так как именно в отделе кадров любой соискатель

начинает знакомиться с организацией.

Ведущий 1: Отдел кадров обеспечивает подбор работников, который ведется с

помощью специально разработанных стратегий: подачи информации о вакансиях в

СМИ и службы занятости населения, применения методик отбора, тестирования,

процедур адаптации специалистов и последующего повышения квалификации.

Ведущий 2:Прежде чем ознакомиться с данными вакансиями, вам предстоит

создать команды: каждая команда, а команд будет три (помощники делят участников

на команды по цветам жетонов, который каждый получил при регистрации,

собирая к табличке определённого цвета всех, у кого такого же цвета галстук )

выберет себе капитана, который получит маршрутный лист команды, где указаны

станции квеста. (3 минуты)

Ведущий 1: Итак, я попрошу построиться всем командам и представить своих

капитанов.

Ведущий 2: А сейчас мы проверим, как вы знаете профессии. Вы будете

зарабатывать баллы, выполняя определённые задания. Чем больше баллов вы

заработаете, тем больше у вас шансов на победу.

Задание №1 «Подбери синонимы» (Каждая команда получает карточкузадание)

(Приложение 2. Отдел кадров. Задание 1.)

Вам предлагается написать, используя синонимы, представителей указанных

профессий. Например, шофер – водитель. На выполнение задания у вас 3 минуты. По

истечении времени карточки сдаются жюри.

Варианты ответов:

1. Педагог (учитель, преподаватель);

2. врач … (лекарь, доктор);

3. космонавт … (астронавт);

4. повар … (кулинар);

5. голкипер … (вратарь);

6. цирюльник … (парикмахер);

7. фокусник …(иллюзионист, факир);

8. стюардесса…(бортпроводница);

9. экскурсовод … (гид);

10. арбитр … (судья);

11. вокалист … (певец);

Ведущий 1: А теперь Задание №2 «Словарь профессий» (Приложение 3. Отдел

кадров. Задание 2.)

Капитаны, получите задания!

Вы получаете карточки с названиями профессий и описаниями деятельности

специалистов. Ваша задача соединить название профессии и её описание. Каждый

правильный ответ оценивается в 1 балл.

Задания:

1. Аниматор мультипликатор, художник, рисующий кадры для

мультипликационных фильмов. Работник сферы развлечений. Массовик

затейник.

2. Мерчендайзер это специалист по продвижению продукции в розничной

торговле. Основная его задача — поддерживать положительный имидж своей

фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках,

отслеживать ее постоянное наличие в продаже. Он снабжает магазины рекламой,

дарит от имени фирмы сувениры.

3. Архивариус на предприятиях и в учреждениях организует хранение и

обеспечивает сохранность документальных материалов. Систематизирует и ведет

учет дел в архиве. Выдает документы для пользования, а также справки на основе

сведений, содержащихся в документах архива.

4. Сомелье работник ресторана, который отвечает за покупку, хранение и

продажу вин.

5. Бондарь – специалист по изготовлению бочек.

6. Стрингер журналист, первым пребывающий на место происшествия,

показывают «правду без купюр»

7. Витражист работает на предприятиях, выполняющих рекламно

оформительские и макетные работы. Вырезает и изготавливает по чертежам и

шаблонам детали из стекла. На бесцветное стекло наносит узор гравированием

или травлением. Загружает в печи разрисованные стекла для обжига.

Изготавливает формы для отлива толстого стекла. Монтирует и устанавливает

витражи, армирует их свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.

8. Титестер Специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху)

чая.

Задание №3 «Головоломка» Презентация

На экране представлены ребусы с зашифрованными профессиями. Каждая команда

записывает в карточку название этих профессий. Каждая разгаданная профессия1

балл.

ювелир водолаз

ветеринар лингвист

гримёр гимнаст

скульптор дипломат

психолог сварщик

А теперь команды отправляются в путешествие по указанным маршрутам. Удачи

вам! Ждём вашего возвращения на наш вокзал для подведения итогов!

Удачи! (звуки отправляющегося поезда, команды уходят на маршрут)

Станция «Медицинская»

1. Беседа.

Участников игры встречает медицинский работник в халате:

Здравствуйте, ребята!

Как вы относитесь к своему здоровью? Бережно, охраняете его? Здоровье одно

из главнейших богатств человека. Думаю, вам известно немало профессий,

представители которых помогают людям оберегать и поддерживать свое здоровье.

Профессия медицинского работника в первую очередь подходит людям с высоким

уровнем эмпатии (умение сопереживать) и сострадания. Медсестра должна быть

хорошим психологом и уметь успокоить больного перед процедурой. Важно

понимать, что медсестра это профессия, требующая высокого уровня

стрессоустойчивости. Больные бывают разными и далеко не все выздоравливают.

Также данная профессия предполагает высокий уровень концентрации внимания,

аккуратности, точности, ответственности и умения самоорганизовываться.

Каждая медсестра может столкнуться с такими обязанностями:

Оказание первой помощи. Это должен уметь каждый медицинский работник, от

младшего до старшего персонала.

Внутримышечные и внутривенные уколы. Медсестра должная знать анатомию и

четко выполнять данную манипуляцию.

Уход за больными. Это основная обязанность.

Забор анализов.

Распределение лекарственных препаратов и контроль их приема больными.

Установка капельниц, при необходимости.

Стерилизация медицинских инструментов.

Ведение документации.

Подготовка больных к операциям и другим процедурам.

Проведение лечебнопрофилактических процедур. Это всем известный

электрофорез, парафин и т.д.

2. Мастеркласс «Оказание первой помощи».

3. Зачёт участников.

Станция «Лесничество»

1. Беседа.

Лесники нужны, конечно, там, где есть лес. С лесничеством должны быть

согласованы все планы по промышленной вырубке лесных участков, заготовке

древесины.

Профессия лесничего предполагает не просто любовь к лесу ему необходимо

мышление эколога. Ему нужны трудолюбие, методичность, желание пополнять свои

знания каждый день. А также крепкое здоровье и способность к ручному труду.

Лесничий должен знать биологию лесных растений и животных, разбираться в

почвах, понимать закономерности существования и развития лесных экосистем, знать

правила защиты от насекомыхвредителей, пожаров, разбираться в экономических и

юридических вопросах ведения лесного хозяйства.

В обязанности лесника входят мероприятия по охране леса: лесной обход;

контроль за соблюдением правил пастьбы скота, сенокошения, вырубки леса, охоты.

Также нужно в случае возникновения проблем с пожарами и браконьерами

оповещать о них и руководить их разрешением. А ещё нужно вести среди населения

разъяснительную работу по поводу охраны и защиты леса, объяснять, почему не надо

его губить, а надо любить.

Лесник должен любить природу и чувствовать за неё ответственность. Для

возможной борьбы с браконьерами необходимо быть принципиальным и смелым

человеком.

Нужно и умение читать и составлять карты, ориентироваться на местности,

вести лесное хозяйство.

Лесник должен использовать в своей работе самые современные технические

средства компьютер, ГЛОНАСС, электронные карты, таксационные приборы,

технику лесохозяйства.

Профессия лесничего предполагает не просто любовь к лесу ему необходимо

мышление эколога. Ему нужны трудолюбие, методичность, желание пополнять свои

знания каждый день. А также крепкое здоровье и способность к ручному труду.

Лесничий должен знать биологию лесных растений и животных, разбираться в

почвах, понимать закономерности существования и развития лесных экосистем, знать

правила защиты от насекомыхвредителей, пожаров, разбираться в экономических и

юридических вопросах ведения лесного хозяйства.

Специалист на должности руководителя должен иметь диплом по

специальности «инженер лесного хозяйства». Эту специальность можно получить в

вузах и техникумах, готовящих специалистов квалификации «техниклесник».

Ближайший техникум находится в п. Хреновое Воронежской области.

2. Мастеркласс. «Знакомство правилами посадки деревьев и кустарников».

3. Ответы на вопросы. Высадка кустарников.

Станция «Кулинарная»

1. Беседа. Повар – это интереснейшая и очень востребованная специальность.

Повар — это человек, который занимается приготовлением пищи. Повар, не

только готовит блюдо технологически правильно, в строгом соответствии с рецептом,

он любит свою работу, получает от неё искреннее удовольствие и рад, когда

результаты его труда восхищают клиентов.

С одной стороны, эта профессия требует скрупулёзной точности, с другой

наличия творческой жилки, чтобы придумать оригинальный рецепт или изысканное

украшение для блюда.

Обоняние и тонкие вкусовые ощущения помогут повару достичь высот в своей

карьере. Так же, хороший повар должен быть внимателен, аккуратен, организован,

должен иметь хорошую память.

Профессию «Повар» можно получить в Калачеевском аграрном техникуме на

отделении рабочих профессий.

2. Мастеркласс «Выпечка блинов».

3. Практическая работа участников.

Станция «Учительская»

Профессия учитель уникальная профессия. Она считается одной из

древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на

сегодняшний момент. Профессионал, который учит других своему предмету,

тому, о чем он очень хорошо знает сам.

Педагог, где бы он ни трудился в дошкольном учреждении, школе,

университете, спортивной секции, и т.п., является представителем одной из самых

социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена

на развитие и формирование человека.

Существует множество специализаций профессии учитель: профессия

учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель

истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия

учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и

благородными.

Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень

способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских),

основательная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной

работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными

методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и

подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе. Не зря говорят, что

Учитель— это не просто профессия, а призвание человека.

Задание №1 «Угадай специальность» (Приложение 5. Станция

«Учительская» Задание 1.)

Определить педагогическую специальность по её описанию.1 балл за верный

ответ.

1. Специалист, занимающийся обучением и воспитанием детей 26 лет.

Воспитатель

2. Специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи,

предупреждением и устранением ее дефектов.

Логопед

3. Специалист, занимающийся процессами и закономерностями психической

деятельности человека.

Психолог

4. Те, кто несут «доброе, разумное, вечное».

Учитель

5. Специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Дефектолог

6. Нанимаемый домашний воспитатель для детей, который занимается их

воспитанием и обучением со старшего дошкольного возраста и чаще всего до

окончания начальной школы, хотя встречаются и исключения.

Гувернер

Игра «Проверка диктанта» (в каждом тексте 12 ошибок)

Найди в тексте ошибки и исправьте их:

Подул халодный ветер. Замалчяли птицы. начелась гроза. трещят ветви

надеревьях. По листям стучят тежёлые даждевые капли.

Найди в тексте ошибки и исправьте их:

У танюшы жыл виселый рыжый катёнок пушок. Девочька кармила его

малоком и мясом. Она чясто хадила с ним гулять.

Станция «Трактористмашинист» (15 минут)

1. Рассказ мастера о профессии трактористамашиниста.

2. Мастеркласс по теме профессии.

3. Выполнение заданий командой.

4. Выставление баллов за конкурсы

Станция «Журналистская» (20 минут)

1. Рассказ учителя информатики, специалиста площадки «Точка роста» о профессии

журналист.

2. Мастеркласс по теме профессии.

3. Выполнение заданий командой.

4. Выставление баллов за конкурсы.

Станция «Финишная»

После прохождения всего маршрута по маршрутному листу, команды

направляются в счетную комиссию, чтобы отдать свои результаты. Перед дверью в

счетную палату их ждёт последняя, конечная станция. Задание даёт ведущий.

Капитану команды выдается лист А4 с распечатанным алфавитом. Команда

должна составить «Азбуку страны профессий», используя полученные в ходе игры

знания.

Задание: на каждую букву алфавита написать профессию или специальность.

За каждую написанную профессию начисляется 1 балл.

Финал.

Во время выполнения финального задания счетная комиссия подводит итоги.

Выявляются победители. В это же время заполняются грамоты и сертификаты для

команд, выбираются самые результативные игроки от каждой команды.

Подписываются благодарности организаторам станций.

Ведущий 1.

Вот и закончились наши состязания. И пока жюри подводит итоги и определяет

самую профессионально эрудированную команду, хочу поблагодарить всех. Для

подведения итогов слово предоставляется членам счётной комиссии.

Если жюри не готовы, то для зрителей проводится ТЕСТ Знаю ли я закон?

Ведущий: Ребята, часто в нашей жизни происходят ситуации, когда человек

получил профессию и не может устроиться на работу или наоборот, он был устроен,

и его незаконной увольняют?

При устройстве на работу человек должен обладать хотя бы поверхностными

знаниями в области трудового права, чтобы уметь отстоять свои права. А сейчас я

предлагаю вам проверить себя, насколько вы хорошо знаете свои права при

трудоустройстве.

Вопросы:

1. В каком нормативном правовом акте закреплены основные

положения трудовых отношений между работодателем и работником?

А. Семейный кодекс

Б. Трудовой кодекс

В. Жилищный кодекс

2. Как называется соглашение между работодателем и работником, в

соответствии с которыми работодатель обязуется предоставить работнику

работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда,

предусмотренные Трудовым кодексом?

А. закон

Б. трудовой договор

В. приказ

3. С какого возраста лицо может самостоятельно заключать трудовой

договор?

А. 14 лет

Б. 18 лет

В. 16 лет

Г. 20 лет

4. Укажите виды трудового договора по срокам действия:

А. Срочный, бессрочный, на время определенной работы.

Б. Срочный, бессрочный.

В. Краткосрочный, среднесрочный, сезонный.

5. При приеме на работу не требуется документ:

А. паспорт

Б. свидетельство о рождении

В. трудовая книжка

Г. Диплом

6. По общему правилу срок принятия на работу несовершеннолетнего не

может превышать:

А. две недели.

Б. в зависимости от сферы деятельности 13 месяца.

В. 3 месяца

7. При 5дневной рабочей неделе продолжительность работы для

несовершеннолетних не может превышать:

А. 7 часов

Б. 8 часов

В. 6 часов

Г. 2 часов

8. Какой документ является свидетельством о трудовой деятельности

несовершеннолетнего?

А. Трудовой договор

Б. Трудовая книжка

В. Приказ о приеме на работу

Объявляются победители. Идет церемония награждения. Закрытие

мероприятия.

Ведущий 2.

Выбор профессии это очень важное событие в жизни каждого человека. Но

какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в

школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов,

больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в

самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться,

нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Ведущий1.

Будешь ли ты водить корабли,

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли

Может, ты станешь железо ковать.

Ведущий 2.

Тысячи тропок готовит судьба,

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет тропинка твоя

Это тебе доказать предстоит.

Приложение 1

Лист регистрации

__________________________________________________________________

Капитан__________________________________________________________

Приложение 2

Отдел кадров. Задание 1.

Команда__________________________________________________________

Задание №1 «Подбери синонимы»

Приложение 3.

Отдел кадров. Задание 2.

Команда________________________________________________________

Задание №2 «Словарь профессий»

Специалист по дегустации (оценке качества по виду,

вкусу и запаху) чая

специалист по изготовлению бочек

работает на предприятиях, выполняющих рекламно

оформительские и макетные работы. Вырезает и

изготавливает по чертежам и шаблонам детали из

стекла. На бесцветное стекло наносит узор

гравированием или травлением. Загружает в печи

разрисованные стекла для обжига. Изготавливает формы

для отлива толстого стекла. Монтирует и устанавливает

витражи, армирует их свинцовой, стальной или

пластмассовой лентой.

на предприятиях и в учреждениях организует хранение и

обеспечивает сохранность документальных материалов.

Систематизирует и ведет учет дел в архиве. Выдает

документы для пользования, а также справки на основе

сведений, содержащихся в документах архива

это специалист по продвижению продукции в розничной

торговле. Основная его задача — поддерживать

положительный имидж своей фирмы, обеспечивать

выгодное расположение продукции на магазинных

полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже.

Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы

сувениры

работник ресторана, который отвечает за покупку,

хранение и продажу вин

журналист, первым пребывающий на место

происшествия, показывают «правду без купюр»

мультипликатор, художник, рисующий кадры для

мультипликационных фильмов. Работник сферы

развлечений. Массовикзатейник

Приложение 4

Маршрутный лист команды

Название __________________________________________________

Девиз_____________________________________________________

__________________________________________________________

Баллы

(на станциях

от 0 до 6)

Дополнительные

баллы за

дисциплину

(от 0 до 2)

Дополнительные баллы_______________________________________

Заключение судий __________________________________________

Приложение 5

Станция «Учительская. Задание 1.»

Команда ____________________________________________

Угадай специальность

Название

специальности

педагога

Специалист, занимающийся обучением и

воспитанием детей 26 лет.

Специалист, занимающийся постановкой

правильной устной речи, предупреждением и

устранением ее дефектов.

Специалист, занимающийся процессами и

закономерностями психической деятельности

человека.

Те, кто несут «доброе, разумное, вечное».

Специалист, работающий с детьми, имеющими

отклонения в развитии.

Нанимаемый домашний воспитатель для детей,

который занимается их воспитанием и

обучением со старшего дошкольного возраста

и чаще всего до окончания начальной школы,

хотя встречаются и исключения.

Приложение 6

Станция «Учительская. Задание 2»

Команда ________________________________________________________

Игра «Проверка диктанта»

Найдите в тексте ошибки и исправьте их:

Подул халодный ветер. Замалчяли птицы.

начелась гроза. трещят ветви надеревьях. По листям

стучят тежёлые даждевые капли.

Найдите в тексте ошибки и исправьте их:

У танюшы жыл виселый рыжый катёнок пушок.

Девочька кармила его малоком и мясом. Она чясто

хадила с ним гулять.

Приложение 7

Станция «Финишная»

НАЗОВИ ПРОФЕССИИ «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ»

КВЕСТ-ИГРА

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

8-9 КЛАССОВ

«Профессии вокруг меня»

Классный руководитель: Панова Любовь Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

  1. Сценарий квест-игры «Профессии вокруг меня»        4

Заключение        17

Список использованных источников        18

Приложение А  Маршрутный лист для жюри        19

Приложение Б  Маршрутный лист команды        20

Приложение В  Профессии родителей        21

Приложение Г  В гостях у сказки        23

Приложение Д  Найди профессию в школе        25

Приложение Е  Путешествие в страну Педагогика        26

Приложение Ж  Профессия на букву         28

Приложение И  Ассоциации        29

Приложение К  Весёлая викторина        30

Приложение Л  Угадай кто?        32

Приложение М  Мозговой штурм        33

Приложение Н  Ключевые слова        34

ВВЕДЕНИЕ

Мы все отлично знаем, что одним из самых важных решений в жизни является выбор профессии! Правильный выбор профессии — очень важный шаг, от него зависит будущая жизнь. От него зависит успешность человека как профессионала и как личности в целом.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но и раскрывает возможности для проявления его интересов и склонностей. Человек, который с детства знаком с миром профессий, его разнообразием, быстрее и правильнее сделает свой профессиональный выбор.

Традиционные формы профориентационной работы с современными школьниками не всегда эффективны и привлекательны. Что же можно им предложить?

Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает так называемый «квест».

Что такое «квест»? В русский язык слово «квест» пришло из английского («quest» — «поиск»). Само это понятие происходит из средневековой литературы, где оно обозначало долгое и трудное путешествие героя, чаще всего рыцаря, за каким-либо предметом, обычно волшебным. На пути героя встречались многочисленные препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей.

Методическая разработка профориентационнойквест-игры для «Профессии вокруг меня» рассчитана на обучающихся 5-7 классов. Играть можно как между классами, там и между командами одного класса. На каждой станции команда выполняет определенное задание. Детей каждой команды объединяет общая задача и желание проявить себя с лучшей стороны, показать свои знания и способности, сделать что-то особенное, оригинальное. Темы конкурсов разнообразны, и позволяют всем детям проявить свои способности, будущие профессиональные возможности.

Сценарий квест-игры

«Профессии вокруг меня»

Форма проведения: квест-игра для обучающихся 8 классов.

Состав команды: 8 человек. Всего команд-участников – 2 (можно больше). Максимальное количество баллов на каждой станции прописано в маршрутном листе.

Оборудование, наглядность: конверты с раздаточным материалом на каждую станцию; маршрутные листы для каждой команды; маркеры; карточки с буквами.

Цель: способствовать приобретению подростками знаний о профессиях, активизировать самоопределяющегося подростка для ценностно-нравственных размышлений, связанных выбором профессии.

Предварительная работа: команды готовят приветствие.

Дорогие ребята, сегодня вам предстоит принять участие в интересной  и увлекательной квест-игре по профессиям, которые окружают нас.

Квест – это приключение, с определённым сюжетом. Для победы вам придётся решать умственные задачи, мыслить творчески и логически, проявить смекалку, ловкость и, конечно же, дружно работать в команде.

Каждая команда проходит 10 станций, где помощники  вам проводят инструкцию и дают задание. Они же оценивают работу, ставят баллы в маршрутном листе и на каждой станции дают карточки с буквами, из которых необходимо составить слово, обозначающее профессию.

Найти место, где расположена  следующая станция, можно по фотоснимку, который находится у Помощников, а получить его можно только выполнив задание. На каждую станцию отводится время (не больше 10 минут). Команда, потратившая меньше всего времени зарабатывает дополнительно 10 баллов. Игра начинается и заканчивается в спортивном  зале школы. Жюри получает маршрутный лист(Приложение А).Капитаны команд получают маршрутные листы(ПриложениеБ).

Перед игрой каждая команда представляет короткое приветствие, которое готовит заранее(приветствие оценивается).

Пройдя все станции, команда сдаёт маршрутный лист жюри и собранное  название профессии. Жюри подсчитывает баллы каждой команды и награждает победителей квест-игры.

Станция 1

«Профессии родителей»

Помощник: Ребята! Задумывались ли вы, кем станете, какую профессию выберете? Каждому школьнику предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться  в этом выборе необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий.

 Ребята, каждое утро вас папы и мамы приводят в школу, а сами идут на работу. Первоначальные сведения о профессиях вы получаете именно в семье. А знаете ли вы, кем работают ваши родители?

Вам надо отгадать загадки и разгадать кроссворд(Приложение В).

1. Кто по круче чуть заметно
К  туче, к туче
Метр за метром
Поднимается с трудом —
На спине несёт свой дом. Альпинист

2. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает…
(врач)

3. На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он? Милиционер

4. В ресторане мы – мы не дома.

Блюда здесь нам подадут

И за нами уберут.

Кушай, пей и отдыхай.

Благодарить этого человека

Не забывай! Официант

5. В золотых её руках –

Все иголки и булавки,

Нитки, пуговки, крючки

Превращаются в одежду.

Её носим я и ты. Швея

6. Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня, …(воспитатель)

7. Он плывет по толще волн,
Чтоб дышать как рыба.
За спиною есть баллон,
Движется красиво. Аквалангист

8. Всё, что доверено –

У него под контролем.

Знает, что и где лежит,

Каждой вещью дорожит. Кладовщик

9. Кто поможет стать красивым?

Стиль нам быстро поменяет?

От него услышишь фразу:

«Стрижка только началась». Парикмахер

10. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много, 
Потому что он… (артист)

11. Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не супер человек,
А обычный … (продавец)

12. С ластами, а не тюлень.
Плавает, а не рыба.
Не скрывается, а в маске. Водолаз

13. Дядька тот в судах бывает,
На зубок законы знает.
Не учитель, не артист,
Этот дяденька – (юрист)

14. Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку.
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. Водитель

15. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок
… (учитель)

16. Всем зарплату он считает,

Деньги чётко отмеряет.

Калькулятор под рукой,

Точность – вот его пароль! Бухгалтер

17. Человек этой специальности-

На все руки мастер.

Бывает по работе с клиентами,

С документами, с персоналом.

Может быть по туризму, по

рекламе,

По продаже.

И даже организует работу в

офисе,

Встречи и совещания. Менеджер

18. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит… (пожарный)

7

8

18

3

16

14

15

1

9

17

5

6

11

12

13

2

4

10

п

р

о

ф

е

с

с

и

и

р

о

д

и

т

е

л

е

й

Рисунок 1.

Молодцы! Многие из вас знают, где работают и чем занимаются ваши родители. Папы и мамы выполняют разные работы, трудятся в разных местах. Труд каждого из них важен и полезен. Каждый человек трудится  не только для того, чтобы заработать деньги и купить всё необходимое, но и для того, чтобы всем нам хорошо жилось. Вот почему каждый человек на своём рабочем месте старается лучше работать.

Станция 2

«В гостях у сказки»

Следующий этап познаний о профессиях к нам приходит через сказку.

Вопрос: Как вы думаете, кем могли бы работать в наши дни сказочные герои? (Приложение Г).

1. Красная Шапочка из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

https://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=1d4b1d581fcbe7fe&mb=imgdb_preview_310

Рисунок 2.

(Социальный работник, курьер и др.)

2. Золушка из сказки Шарля Перро «Золушка».

https://i0.wp.com/moy-maluch.com/wp-content/uploads/2013/02/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0-%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B01-300x225.jpg

Рисунок 3.

Домработница, горничная, швея, повар и др.)

3. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».http://fonstola.ru/pic/201511/1920x1200/fonstola.ru-213141.jpg

Рисунок 4.

(Бизнесмен, животновод и др.)

4. Волк из сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят».

http://privetsochi.ru/uploads/images/00/04/14/2012/12/04/c60f48.jpg

Рисунок 5.

(Пародист, артист и др.)

5. Три богатыря с картины Виктора Васнецова «Богатыри».

Viktor Vasnetsov - Богатыри - Google Art Project.jpg Рисунок 6.

(Охранники, телохранители, мили-ционеры, военнослужащие и др.)

6. Кот Василий из сказки Самуила Маршака «Кошкин дом».

https://detskoevremya.org/x/c_10/115/koshkin-dom.jpg

Рисунок 7.

(Дворецкий, дворник и др.)

7. Кот в сапогах из сказки Шарля Перро «Кот сапогах».

Vaizdo rezultatas pagal užklausą „Кот в сапогах читать“

Рисунок 8.

(Спортсмен-фехтовальщик, экскурсовод, организатор праздников, аниматор и др.)

8. Стёпка герой белорусскойнародной сказки «Як сцізорык зламаўся”.  

Як Сцёпка з панам гаварыў (ілюстратар: Вячаслау Валынец) Рисунок 9.

(Посол, дипломат)

Станция 3

«Найди профессию в школе»

В шесть лет ребёнок приходит в первый класс  и на своём пути встречает не только учителей разных специальностей, но и  представителей других  профессий.

Найдите названия профессий, которые есть в нашей школе: медсестра, сторож, психолог, повар, воспитатель, уборщик, няня, бухгалтер, водитель, дворник, сантехник, столяр, электрик, кочегар, кладовщик, учитель, преподаватель, сторож, библиотекарь(Приложение Д).

а

б

м

е

д

с

е

с

т

р

а

у

к

е

н

с

г

ш

б

и

б

л

и

о

т

е

к

а

р

ь

п

о

в

а

р

б

п

ц

у

к

е

н

г

о

с

т

о

р

о

ж

о

н

э

у

с

о

к

р

п

а

в

о

ф

ъ

х

з

щ

у

д

т

л

х

и

л

о

к

з

а

д

о

ш

е

к

а

в

б

и

е

е

г

х

д

ч

ю

ц

д

в

о

р

н

и

к

о

о

т

х

к

а

о

ж

е

а

ш

н

я

н

я

к

и

е

о

р

е

н

т

л

л

э

г

к

ф

а

с

т

о

л

я

р

к

щ

л

и

р

т

о

я

а

м

в

и

л

з

и

о

р

о

л

и

ь

к

и

е

г

ч

р

л

и

а

в

а

м

а

п

е

к

к

и

а

к

р

л

с

у

к

л

а

д

о

в

щ

и

к

б

ю

ж

ш

у

в

л

м

и

т

ь

п

р

е

п

о

д

а

в

а

т

е

л

ь

у

ч

и

т

е

л

ь

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

ь

Рисунок 10.

Станция 4

«Путешествие в страну Педагогика»

Имя учителя – свято. Для любого человека учитель – это память о школе, о детстве, память, которая остаётся на всю жизнь.

Учитель, с одной стороны, — самая древнейшая профессия. А с другой стороны – самая современная и необходимая профессия.

Ребята, вы тесно  общаетесь с учителями. Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете тонкости профессии учителя (Приложение Е).

п/п

Задание

Ответ

1.

Шутят, что представитель этой профессии обладает «лучшими качествами дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу». О какой профессии идет речь?

Учитель

2.

Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и учителя математики?

Без дроби

3.

К какому учителю-предметнику надо обращаться «Ваше преподобие» или «Ваше степенство»?

К учителю математики, ведь это он – специалист по подобию треугольников и степенным функциям.

4.

Диктатор – это учитель… По какому предмету?

Учитель русского языка, ведь именно он диктует диктанты

5.

Какая буква, приблизившись к любому самому хорошему учителю, очень плохо на него влияет?

Буква «М»: учитель – мучитель

6.

Почему руки учителей информатики очень любят лизать кошки?

Потому что они у них пахнут «мышкой»

7.

У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка?

Об учителях биологии

8.

Как японцы обращаются к своему учителю?

а) Сэнсэй;  

 б) Самурай;

в) Камикадзе;                                       

г) Икебана.

Сэнсэй

9.

Как называют педагогов по общественным дисциплинам?

а) Гурманы;            

 б) Гуманисты;

в) Гуманитарии;                                

г) Гуманоиды.

Гуманитарии

10.

Как преподаватель должен объяснять материал урока учащимся?

а) Заносчиво;                             

б) Доходчиво;

в) Усидчиво;                                       

 г)  Бегло.

Доходчиво

11.

Как расшифровывается название школьной должности – завуч?

а) Заводила учащихся;

б) Заведующий учебниками;

в) Заведующий учебной частью;  

 г) Заведомо умный человек.

Заведующий учебной частью

12.

В качестве чего учитель биологии использует скелет человека?

а) Как украшение класса;     

б) Как школьное пугало;

в) Как учебное пособие;                 

 г) В качестве вешалки.

Как учебное пособие

Станция 5

«Профессия на букву …»

В настоящее время насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают, и примерно столько же возникает новых. Среднее существование многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий вам необходимо будет выбрать одну на всю жизнь.  Легко ли разобраться в этом и правильно сделать свой выбор? Задумайтесь, вы студенты  в будущем.

Напишите, как можно больше профессий на заданные буквы (Приложение Ж).

С

Т

У

Д

Е

Н

Т

——————————————————————————

Станция 6

«Ассоциации»

Любая профессия предполагает какие-то действия. Ваша задача – показать, что вызнаете много профессий, связанных со словами глаголами. Запишите, как можно больше профессий, которые у вас ассоциируются со следующими глаголами(Приложение И).

Бегать

Писать

Считать

Говорить

Танцевать

Станция 7

«Весёлая викторина»

Кто умеет трудиться, тот умеет веселиться. Соедините стрелками высказывания с картинками(Приложение К).

Перед кем все люди снимают шапки?
(Перед парикмахером.)

http://rsute.ru/upkeep/uploads/2019/09/491611233_w0_h0_kursy-parikmaher-stilist-780x375.jpg

Рисунок 11.

Кто работает играючи?
(Актёры, музыканты-исполнители.)

http://fata.com.ua/img/catalog/145.jpg

Рисунок 12.

Человек, работающий с огоньком, – это… Кто?
(Пиротехник.)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0823/000426d2-ef99f502/img1.jpg

Рисунок 13.

Кто вас вгоняет в пот?
(Банщик, орудующий берёзовым веником.)

https://osteoz.ru/wp-content/uploads/2017/02/banya_6.jpg

Рисунок 14.

Как звали первую женщину-лётчицу?
(Баба-Яга.)

http://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/752643/b6965240-a61a-4f4a-b891-f36347baa088/orig

Рисунок 15.

Самый сладкий мастер – это… Кто?
(Кондитер.)

https://crazy10.ru/uploads/publication/2019/04/30/06c778cdd75a080bd2c6ba685850a7c3.jpg

Рисунок 16.

Овечий телохранитель – это… Кто?
(Чабан.)

http://stihi.ru/pics/2010/11/13/8438.jpg

Рисунок 17.

Звёздный бухгалтер – это… Кто?
(Астроном.)

http://sporturfo.ru/userfiles/images/kartinki_stati/ceaed667ff8b6395258eaf25b2a928a4.jpg

Рисунок 18.

Парикмахер для травы – это… Кто?
(Газонокосильщик.)

http://nez-ras.ru/files/project_1792/article/1473629756_1.jpg

Рисунок 19.

Ухажер за деревьями – это… Кто? (Садовод, садовник.)

http://mtdata.ru/u4/photoA5AF/20431760430-0/original.jpg

Рисунок 20.

Станция 8

 «Угадай кто?»

Капитан команды должен показать профессию, название которой написано на листе, с помощью пантомимы, а команда должна отгадать, что это за профессия. Чем больше профессий команда отгадает, тем больше баллов набирает команда (Приложение Л).

Профессии для конкурса:

  1. Художник. 2. Швея. 3. Фотограф. 4. Парикмахер. 5. Доктор.6. Водитель. 7. Электрик. 8. Учитель. 9. Повар. 10. Милиционер.

Станция 9

«Мозговой штурм»

На этой станции постарайтесь прислушаться к мнению каждого участника и выбрать правильный ответ(Приложение М):

  1. Какая профессия у Президента Республики Беларусь?

а) политолог;

б) историк, экономист;

в) агроном, механизатор.

2. Представитель какой профессии должен одеть спецформу за 46 секунд?

а) хирург;

б) пожарный;

в) пилот.

3. Представители какой профессии используют эту одежду: альба, орнат, стола?

а) дизайнер;

б) организатор мероприятий;

в) священнослужитель.

4. Человек какой профессии написал книгу «Маленький принц»?

а) историк;

б) военный;

в) пилот.

5. Кто пишет эпикриз?

а) лаборант;

б) врач;

в) историк.

Станция 10

«Ключевые слова»

Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться! А школа – начало пути к любой профессии.

На последней станции вы сможете прочитать те слова, которые вам помогут сделать правильный выбор в профессии, слова-напутствия для достижения цели(Приложение Н).

Рисунок 21.

Развивайте: знания, умения.

Рисунок 22

Правильный выбор – совпадение трёх слагаемых. Хочу, могу, надо.

Рисунок 23.

Желаем успехов, удачи.

Все команды собираются в актовом зале. Сдают маршрутные листы.

Дорогие ребята! Сегодня вы с большим интересом и азартом выполняли задания, стараясь опередить соперников. Я думаю, что вы проверили все свои знания о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора. А на протяжении всей игры вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы.

А теперь давайте узнаем победителя. (Объявление, награждение.) Итоги игры подводятся по сданным Помощниками картам прохождения станций. Лучшая команда получает приз победителя. Команда, набравшая меньшее количество очков – призы поощрительные. 

 Наша квест-игра «Профессии вокруг меня» подошла к завершению, но уходим  мы с багажом знаний и хорошим настроением. Хочу вспомнить слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На I ступени формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость его для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На II ступени раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На III ступени профессиональные интересы школьников более осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Чем интереснее формы и методы профориентационной работы, тем они доступнее и актуальнее для обучающихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ:

1. Ероховец, О.Е. Формирование профориентационного самосознания учащихся/ О.Е Ероховец. – Минск: Красико-Принт, 2014. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

2. Психологическое сопровождение профориентационной работы в учреждении образования/сост. О.И. Главницкая. – Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу).

3. Азбука профориентации в школе: классные часы, игры, мероприятия, неделя профориентации/ сост. Котова Н.В. – Минск: Красико-Принт,2015. 128 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Маршрутный лист для жюри

п/п

Станция

Максимальное кол-во

 баллов

Комментарий помощников

1.

Приветствие

«Профессия родителей»

10

18

2.

«В гостях у сказки»

8

3.

 «Найди профессию в школе»

19

4.

«Путешествие в страну Педагогика»

12

5.

«Профессия на букву …»

12

6.

«Ассоциации»

10

7.

«Весёлая викторина»

10

8.

«Угадай кто?»

10

9.

«Мозговой штурм»

5

10.

«Ключевые слова»

Слово – название профессии (архитектор, переводчик)

4

5

11.

Баллы за время

10

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Маршрутный лист команды

___________________________________________________

(название команды)

Время начала квеста:_________________

Финиш:_______________________

п/п

Станция

Кол-во

 баллов

Комментарий помощников

1.

Приветствие

«Профессия родителей»

2.

«В гостях у сказки»

3.

 «Найди профессию в школе»

4.

«Путешествие в страну Педагогика»

5.

«Профессия на букву …»

6.

«Ассоциации»

7.

«Весёлая викторина»

8.

«Угадай кто?»

9.

«Мозговой штурм»

10.

«Ключевые слова»

Слово – название профессии

11.

Баллы за время

Итоговое количество баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ В

«Профессии родителей»

 Помощник: Ребята! Задумывались ли вы, кем станете, какую профессию выберете?

Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться  в этом выборе необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий.

 Ребята, каждое утро вас папы и мамы приводят в школу, а сами идут на работу. Первоначальные сведения о профессиях вы получаете именно в семье. А знаете ли вы, кем работают ваши родители?

Вам надо отгадать загадки и разгадать кроссворд.

1. Кто по круче чуть заметно
Ктуче, к туче
Метр за метром
Поднимается с трудом —
На спине несёт свой дом.

2. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает…

3. На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он?

4. В ресторане мы – мы не дома.

Блюда здесь нам подадут

И за нами уберут.

Кушай, пей и отдыхай.

Благодарить этого человека

Не забывай!

5. В золотых её руках –

Все иголки и булавки,

Нитки, пуговки, крючки

Превращаются в одежду.

Её носим я и ты.

6. Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня,…

7. Он плывет по толще волн,
Чтоб дышать как рыба.
За спиною есть баллон,
Движется красиво.

8. Всё, что доверено –

У него под контролем.

Знает, что и где лежит,

Каждой вещью дорожит.

9. Кто поможет стать красивым?

Стиль нам быстро поменяет?

От него услышишь фразу:

«Стрижка только началась»

10. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много, 
Потому что он…

11. Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не супер человек,
А обычный …

12. С ластами, а не тюлень.
Плавает, а не рыба.
Не скрывается, а в маске.

 13. Дядька тот в судах бывает,
На зубок законы знает.
Не учитель, не артист,
Этот дяденька –

14. Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку.
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.

15. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок…

16. Всем зарплату он считает,

Деньги чётко отмеряет.

Калькулятор под рукой,

Точность – вот его пароль!

17. Человек этой специальности-

На все руки мастер.

Бывает по работе с клиентами,

С документами, с персоналом.

Может быть по туризму, по рекламе,

По продаже.

И даже организует работу в офисе,

Встречи и совещания.

18. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит…

7

8

18

3

16

14

15

1

9

17

5

6

11

12

13

2

4

10

п

р

о

ф

е

с

с

и

и

р

о

д

и

т

е

л

е

й

Рисунок В.1.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

«В гостях у сказки»

Следующий этап познаний о профессиях к нам приходит через сказку.

Вопрос: Кем могли бы работать в наши дни сказочные герои:

1. Красная Шапочка из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

https://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=1d4b1d581fcbe7fe&mb=imgdb_preview_310

Рисунок Г.1.

_____________________________

____________________________

____________________________

2. Золушка из сказки Шарля Перро «Золушка».

https://i0.wp.com/moy-maluch.com/wp-content/uploads/2013/02/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0-%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B01-300x225.jpg

Рисунок Г.2.

____________________________

____________________________

____________________________

3. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».http://fonstola.ru/pic/201511/1920x1200/fonstola.ru-213141.jpg Рисунок Г.3.

____________________________

____________________________

____________________________

4. Волк из сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят».  

http://privetsochi.ru/uploads/images/00/04/14/2012/12/04/c60f48.jpg

Рисунок Г.4.

____________________________

____________________________

____________________________

5. Три богатыря с картины Виктора Васнецова «Богатыри».

Viktor Vasnetsov - Богатыри - Google Art Project.jpg

Рисунок Г.5.

____________________________

____________________________

___________________________

6. Кот Василий из сказки Самуила Маршака «Кошкин дом».

https://detskoevremya.org/x/c_10/115/koshkin-dom.jpg

Рисунок Г.6.

____________________________

____________________________

___________________________

7. Кот в сапогах из сказки Шарля Перро «Кот сапогах».

Vaizdo rezultatas pagal užklausą „Кот в сапогах читать“

Рисунок Г.7.

____________________________

____________________________

___________________________

8. Стёпка герой белорусской народной сказки «Як сцізорык зламаўся”.  

Як Сцёпка з панам гаварыў (ілюстратар: Вячаслау Валынец)

Рисунок Г.8.

____________________________

____________________________

___________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Найди профессию в школе»

В шесть лет ребёнок приходит в первый класс  и на своём пути встречает не только учителей разных специальностей, но и  представителей других  профессий.

Найдите названия профессий, которые есть в нашей школе: медсестра, сторож, психолог, повар, воспитатель, уборщик, няня, бухгалтер, водитель, дворник, сантехник, столяр, электрик, кочегар, кладовщик, учитель, преподаватель, сторож, библиотекарь.

а 

 б

м

е

д

с

е

с

т

р

а

 у

к 

 е

 н

с

 г

ш 

б

и

б

л

и

о

т

е

к

а

р

ь

п

о

в

а

р

б

п

 ц

у 

к

 е

 н

 г

 о

с

т

о

р

о

ж

о

н

э

у

с

 о

к

 р

п 

 а

 в

 о

ф

 ъ

 х

з 

 щ

у

д

т

л

х

и

 л

о

 к

з 

 а

д 

 о

 ш

 е

 к

а 

 в

б

и

е

е

г

х

д 

ч

 ю

 ц

д

в

о

р

н

и

к

 о

о

т

х

к

а

о

 ж

е

а 

ш

н

я

н

я

к 

 и

 е

 о

р

е

н

т

л

л

э 

г

к 

 ф

а 

с

т

о

л

я

р

 к

щ

л

и

р

т

о

я 

а

 м

 в

 и

л

 з

 и

 о

 р

 о

 л

и

ь

к

и

е

г

 ч

р

л 

и 

а 

 в

 а

 м

а

п 

 е

 к

к

и 

 а

к

р

 л

 с

у 

к

л

а

д

о

в

щ

и

к

б

 ю

ж 

ш 

 у

в 

 л

 м

и 

т 

 ь

п

р

е

п

о

д

а

в

а

т

е

л

ь

у

ч

и

т

е

л

ь

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

ь

Рисунок Д.1.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

«Путешествие в страну Педагогика»

Имя учителя – свято. Для любого человека учитель – это память о школе, о детстве, память, которая остаётся на всю жизнь.

Учитель, с одной стороны, — самая древнейшая профессия. А с другой стороны – самая современная и необходимая профессия.

На протяжении 11 лет вы ребята тесно  общаетесь с учителями. Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете тонкости профессии учителя.

п/п

Задание

Ответ

1.

Шутят, что представитель этой профессии обладает «лучшими качествами дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу». О какой профессии идет речь?

Учитель

2.

Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и учителя математики?

Без дроби

3.

К какому учителю-предметнику надо обращаться «Ваше преподобие» или «Ваше степенство»?

К учителю математики, ведь это он – специалист по подобию треугольников и степенным функциям.

4.

Диктатор – это учитель… По какому предмету?

Учитель русского языка, ведь именно он диктует диктанты

5.

Какая буква, приблизившись к любому самому хорошему учителю, очень плохо на него влияет?

Буква «М»: учитель – мучитель

6.

Почему руки учителей информатики очень любят лизать кошки?

Потому что они у них пахнут «мышкой»

7.

У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка?

Об учителях биологии

8.

Как японцы обращаются к своему учителю?

а) Сэнсэй;  

 б) Самурай;

в) Камикадзе;                                       

г) Икебана.

Сэнсэй

9.

Как называют педагогов по общественным дисциплинам?

а) Гурманы;            

 б) Гуманисты;

в) Гуманитарии;                                

г) Гуманоиды.

Гуманитарии

10.

Как преподаватель должен объяснять материал урока учащимся?

а) Заносчиво;                             

б) Доходчиво;

в) Усидчиво;                                       

 г)  Бегло.

Доходчиво

11.

Как расшифровывается название школьной должности – завуч?

а) Заводила учащихся;

б) Заведующий учебниками;

в) Заведующий учебной частью;  

 г) Заведомо умный человек.

Заведующий учебной частью

12.

В качестве чего учитель биологии использует скелет человека?

а) Как украшение класса;     

б) Как школьное пугало;

в) Как учебное пособие;                 

 г) В качестве вешалки.

Как учебное пособие

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

«Профессия на букву …»

В настоящее время насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают, и примерно столько же возникает новых. Среднее существование многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий вам необходимо будет выбрать одну на всю жизнь.  Легко ли разобраться в этом и правильно сделать свой выбор? Задумайтесь, вы студенты  в будущем.

Напишите, как можно больше профессий на заданные буквы.

С

Т

У

Д

Е

Н

Т

——————————————————————————

ПРИЛОЖЕНИЕ И

«Ассоциации»

Любая профессия предполагает какие-то действия. Ваша задача – показать, что вы знаете много профессий, связанных со словами глаголами. Запишите, как можно больше профессий, которые у вас ассоциируются со следующими глаголами.

Бегать

Писать

Считать

Говорить

Танцевать

ПРИЛОЖЕНИЕ К

«Весёлая викторина»

Кто умеет трудиться, тот умеет веселиться. Соедините стрелками высказывания с картинками.

Перед кем все люди снимают шапки?

http://stihi.ru/pics/2010/11/13/8438.jpg

Кто работает играючи?

https://crazy10.ru/uploads/publication/2019/04/30/06c778cdd75a080bd2c6ba685850a7c3.jpg

Человек, работающий с огоньком, – это… Кто?

http://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/752643/b6965240-a61a-4f4a-b891-f36347baa088/orig

Кто вас вгоняет в пот?

http://sporturfo.ru/userfiles/images/kartinki_stati/ceaed667ff8b6395258eaf25b2a928a4.jpg

Как звали первую женщину-лётчицу?

https://osteoz.ru/wp-content/uploads/2017/02/banya_6.jpg

Самый сладкий мастер – это… Кто?

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0823/000426d2-ef99f502/img1.jpg

Овечий телохранитель – это… Кто?

http://nez-ras.ru/files/project_1792/article/1473629756_1.jpg

Звёздный бухгалтер – это… Кто?

http://mtdata.ru/u4/photoA5AF/20431760430-0/original.jpg

Парикмахер для травы – это… Кто?

http://rsute.ru/upkeep/uploads/2019/09/491611233_w0_h0_kursy-parikmaher-stilist-780x375.jpg

Ухажер за деревьями – это… Кто?

http://fata.com.ua/img/catalog/145.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

«Угадай кто?»

Капитан команды должен показать профессию, название которой написано на листе, с помощью пантомимы, а команда должна отгадать, что это за профессия. Чем больше профессий команда отгадает, тем больше баллов набирает команда.

Профессии для конкурса:

  1. Художник. 2. Швея. 3. Фотограф. 4. Парикмахер. 5. Доктор.6. Водитель. 7. Электрик. 8. Учитель. 9. Повар. 10. Милиционер.

ПРИЛОЖЕНИЕ М

«Мозговой штурм»

На этой станции постарайтесь прислушаться к мнению каждого участника и выбрать правильный ответ:

  1. Какая профессия у Президента Республики Беларусь?

а) политолог;

б) историк, экономист;

в) агроном, механизатор.

2. Представитель какой профессии должен одеть спецформу за 46 секунд?

а) хирург;

б) пожарный;

в) пилот.

3. Представители какой профессии используют эту одежду: альба, орнат, стола?

а) дизайнер;

б) организатор мероприятий;

в) священнослужитель.

4. Человек какой профессии написал книгу «Маленький принц»?

а) историк;

б) военный;

в) пилот.

5. Кто пишет эпикриз?

а) лаборант;

б) врач;

в) историк.

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

«Ключевые слова»

Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться! А школа – начало пути к любой профессии.

На последней станции вы сможете прочитать те слова, которые вам помогут сделать правильный выбор в профессии, слова-напутствия для достижения цели.

Развивайте __________________________________

Правильный выбор – совпадение трёх слагаемых: ______________________________________________________________

Желаем _________________________________________

Профориентационный квест «Генеральная репетиция»

Единственный путь к познанию – деятельность

Бернард Шоу

Участники квеста – ученики 9 классов, которые изучают факультативный курс «Мое профессиональное будущее»

Цель игры: способствовать приобретению учениками знаний о профессиях, закреплению знаний о типах профессий, развивать умения определять профессию, специальность, должность, составлять формулы профессий, воспитывать творческое отношение к учебной деятельности.

Форма проведения мероприятия: профориентационный квест

Основная идея квеста: участие в квесте дает возможность продолжить знакомство с профессиями, развивать логику и интуицию, развивать коммуникативные навыки, умение продуктивно работать в команде, приобретать навыки работы с информационными технологиями. 

Этапы (треки)

Тайны филворда

Великий стратег

Ширма перевоплощений

С песней по жизни

Отдел кадров

Статисты

Ловушки

Юморинка

Время выполнения квеста — около 60 минут

Сценарий игры (описание заданий для учащихся)

Трек 1 (каб. 215) – Филворд – найдите названий профессий

Трек 2 (каб.103) – прочитав синквейн, назовите профессию и составьте ее формулу

А) Считающий, ответственный.

Учитывает, осваивает, исполняет.

Сохраняет средства для предприятия.

Бюджет

(экономист – бухгалтер)

Б) Многогранный, экстравагантный.

Творит, украшает, создает.

Всегда неповторимый результат труда.

Красота.

(дизайнер – художник)

В) Разбирающийся, предприимчивый.

Чертит, конструирует, внедряет.

Может обслуживать технику и руководить.

Исправность.

(механик – инженер)

Г) Бдительный, бесстрашный.

Контактирует, организовывает, отвечает.

Награждают, присваивая внеочередное звание.

Порядок.

(следователь – милиционер)

Трек 3 (каб. 224) — Отгадайте профессии по словосочетаниям

Трек 4 (каб. 18) — Вспомните песни о профессиях – напишите строчки из песни (5 песен)

Трек 5 (фойе)

Найдите профессию, должность и специальность:

Продавец продовольственных товаров — продавец — заведующий магазином.

Директор школы — учитель биологии – учитель.

Инженер – инженер – конструктор — начальник цеха.

Трек 6 (учительская)

На листочках с заданием написаны профессии, напротив названия напишите типы профессий

Воспитатель

Ч — Ч

Фрезеровщик

Ч — Т

Дизайнер

Ч — Х о

Доярка

Ч— П

Визажист

Ч — Ч

Нотариус

Ч — З

Оператор станков с ЧПУ

Ч — Т

Логопед

Ч — Ч

Трек 7 (фойе перед театральной студией)

Назовите профессию, о которой говорится в загадке.

Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)

Кто погружается в работу с головой? (Водолаз, а ещѐ и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра или крокодила)

Кто работает со вкусом? (Дегустаторы)

Человек, работающий с напряжением, это… Кто? (Электрик.)

Мастер «топорной работы» это… (Дровосек, лесоруб.)

Кто может взять в тиски? (Столяр.)

Кто из учѐных ворон считает? (Орнитолог.)

Как называют профессионала, набивающего цену молотком? (Ведущий аукциона.)

Кто дарѐному коню в зубы смотрит? (Ветеринар)

Городской «ледокол» это Кто? (Дворник зимой.)

Трек 8 (каб.18)

Игра: «САМАЯ-САМАЯ».

Назовите профессии:

Самая зеленая (озеленитель, лесник, цветовод…)

Самая сладкая (кондитер, изготовитель конфет на кондитерской фабрике…)

Самая денежная (космонавт, It-специалист, банкир, сотрудник в энергетической отрасли…)

Самая красивая (визажист, парикмахер, ювелир, художник…)

Самая детская (воспитатель, учитель, педиатр…)

Самая чистая (посудомойка, дворник…)

Самая смешная (клоун, пародист…)

Самая общительная (журналист, режиссер, учитель, тамада…)

Самая серьезная (милиционер, военнослужащий, хирург…)

Самая железная (токарь, металлург, фрезеровщик…)

Пройдя все этапы, команда сдает жюри маршрутный лист и буквы, из которых нужно сложить название профессии

1 команда – МАШИНИСТ

2 команда — ФОТОГРАФ

3 команда – ДИЗАЙНЕР

Рефлексия

Какие новые профессии вы сегодня открыли для себя?

Какой этап вызвал у вас затруднения? Почему? Что показалось сложным?

Какой этап требовал от вас размышления при поиске ответов?

Довольны ли вы своей работой?

Чему вы научились сегодня на игре?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Методические рекомендации для проведения квеста

Квест («Quest» переводится на русский язык как «поиск») — это увлекательная игра для нескольких команд. В игре предполагается выполнение 8 заданий, при передвижении от трека к треку необходимо использовать подсказку, которую ученики смогут получить, используя QR-код.

Проведение квеста начинается с инструктажа ведущих на каждом треке (этапе) (ученики 10-11 классов). Выдаются ведущим папки с заданиями для каждой команды и ответами на эти задания, бумагой для выполнения заданий командами, ручками, буквой слова (название профессии), которое будет определено после прохождения всех треков, QR-кода для определения места дислокации следующего трека. Ведущие после инструктажа уходят на трек (кабинет, фойе…), готовят материалы для проведения игры. Кроме выдачи заданий и их последующей проверки, ведущие должны сделать фотографию работы команд на треке, на листочке с буквой оставить замечания о правильности выполнения заданий (+ или — если таковые имеют место быть).

Дальше идет инструктаж по технике безопасности участников игры, даются указания по выполнению заданий и по использованию подсказок для перемещения по маршруту квеста.

Ученики с помощью приложения в мобильных телефонах считывают QR-код и начинается игра…..

1.

Трек 1

Тайны филворда

Там речи идут о сокровищнице наших деяний, свидетельнице прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего
(нужно догадаться, что это кабинет истории)

Филворды выглядят следующим образом (их можно найти в интернете)

Ответы: жестянщик, животновод, журналист, забойщик, землекоп, зверовод, зодчий, зоолог.

2

Трек 2

Ширма перевоплощений

Коротка речь и ясна — оттого и прекрасна

( ученики должны догадаться, что это кабинет русского языка)

Ответы на задание.

А) (экономист – бухгалтер) — формула ЗПрАБ

Б) (дизайнер – художник) – формула ХИФБ

В) (механик – инженер) – формула ТПрМБ

Г) (следователь – милиционер) – формула ЧГФМ(б)

Трек 3

Великий стратег

Рядом с этим кабинетом

информация о безопасности на водах

Задания выглядят следующим образом

В огне – пожарный

Открытка из Парижа – почтовый работник

В одно касание – программист и т.д…

(Такие задание готовим с учениками, используя вырезки из СМИ)

Трек 4

С песней по жизни

Начали за здравие…вернемся … продолжим)))

( ученики должны догадаться, что это кабинет, где они получали инструкции)

Например: Не страшны тебе ни дождь, ни слякоть,
Резкий поворот и косогор.
Чтобы не пришлось любимой плакать,
Крепче за баранку держись, шофер.

Трек 5

Отдел кадров

Обычно там снимают шапки и топают ногами если выпал снег)))

(фойе)

 

5.

Ответы на задание «Найдите профессию, должность и специальность»

Продавец — заведующий магазином — продавец продовольственных товаров.

Учитель — директор школы — учитель биологии.

Инженер – начальник цеха – инженер — конструктор.

6.

Трек 6

Статисты

Хранилище отметок)))

(учительская)

Ответы на задание размещены в сценарии мероприятия

Трек 7

Ловушки

Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!

(театральная студия)

8.

Трек 8

Юморинка

Где не было начала, не будет и конца.

(кабинет, где проходил инструктаж)

QR-кодами можно пользоваться для проведения квеста в ваших школах. Они размещены в моем облачном хранилище без изменений и доступны всем обладателям QR-кодов.

После проведения игры подводятся итоги. Ребята демонстрируют слова, которые получились после прохождения всех треков. Определяются победители, проводится церемония награждения и рефлексия.

Список использованной литературы:

Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. / Н.С. Пряжников [текст] – М., “ВАКО” 2005.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий радиогазеты ко дню народного единства
  • Сценарий профориентационного воспитательного мероприятия
  • Сценарий пьесы подростки
  • Сценарий радио концерта
  • Сценарий профилактической беседы антинарко