Сценарий профориентационного воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие по профориентации для старшеклассников

Методическая разработка воспитательного мероприятия по профориентации

Социального педагога

 Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №52»

 Костылевой Надежды Александровны

Курган, 2020

План

методической разработки воспитательного мероприятия

по профориентации

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Приложение

       3.1        Классное родительское собрание

       «Профориентации учащейся молодежи»

       3.2        Классный час для учащихся 10 класса «Выбор профессии»

4. Литература

Введение

Профориентационная работа в школе является важной частью учебно-воспитательного процесса. Огромную роль в формировании профессионального самоопределения играют те мероприятия, которые проводятся, как с родителями, так и с обучающимися. Именно поэтому  я  представляю разработку  родительского собрания и классного часа  для родителей и учащихся 10 класса. (К дальнейшему сообщению прилагается презентация)

Немецкий социальный психолог Эрих Фромм сказал:

«Человек — единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек — единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему,  он её должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе. Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его

усилий — его собственная личность

Никто не может сделать человека таким, каким он хочет быть. Каждый становится профессионалом настолько, насколько он сам сделал себя профессионалом.

 Более 100 лет назад вывели простую и запоминающуюся формулу: каждый человек на 1/3 то, что дали ему родители, на 1/3 — то, что сделали с ним люди, с которыми он много общался, отдыхал, учился, трудился, и на 1/3 — то, что он сделал с собой сам, и это одно из высших проявлений человеческого в человеке. Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления старшеклассника.

В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах.

 Структура мотивации, личности и интеллекта к этому возрасту становится уже более устойчивой, и здесь полезным оказывается профориентационное тестирование, позволяющее подобрать оптимально подходящие старшекласснику профессии и  выяснить, в каких вузах ему лучше освоить выбранную специальность. Допустим, соответствие индивидуальных особенностей профессии установлено, но помимо этого важным является и смысловой аспект выбора: «Для чего я получаю это образование? Позволит ли учеба и будущая профессия реализовать мои ценности? Что я буду делать после окончания вуза?» Ответив на эти вопросы, старшеклассник может построить личную жизненную перспективу, составить цепочки возможных выборов и выделить из них оптимальные, с помощью специальных таблиц сопоставить наиболее значимые факторы и варианты выборов. В процессе работы он может осознать препятствия, мешающие ему на пути к своей цели, – это могут быть трудности в учебе по отдельным предметам, неумение сконцентрироваться, неуверенность в себе, страх перед экзаменами и т.п. В этом случае незаменимыми окажутся развивающие тренинги и учебные курсы.

Пояснительная записка

Профессиональная ориентация при выборе профессии

Большинство школьников остро нуждаются в помощи при выборе профессии. Данная проблема является актуальной на сегодняшний день. Выбор профессии не исчерпывается только ознакомлением с миром профессий, как бы хорошо оно ни было поставлено. Школьнику необходимо разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях – все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый.

Помочь человеку выбрать профессию – это, прежде всего, раскрыть перед ним его возможности, помочь развить их, воспитать на их основе определенные способности, которые затем станут призванием, скажут решающее слово в выборе профессии. Задачей профориентации является оказание помощи, связанной с выбором профессии. Для этого необходимо следующее:

  1. Помочь ориентироваться в мире профессий. В нашей стране в настоящее время широко распространен дифференциально-диагностический опросник  Е.А.Климова. По опроснику Климова выделяются пять областей интересов (сфер деятельности): « человек- природа»,

   « человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек –

      художественный образ», — и оценивается степень предпочтений старшеклассника к каждой

      области.

  1. Выявить способности школьника. Способности зависят в известной мере от природных задатков, но не являются своего рода механизмом, которым обеспечивается человек при рождении раз и навсегда. Способности могут проявляться, развиваться, совершенствоваться, а могут изменяться, исчезать. Большую помощь в развитии способностей оказывают различные формы внеклассной и внешкольной работы: кружки, студии, секции и т.д.
  2. Выяснить потребность своей будущей профессии на рынке труда. Очень сложно строить перспективу пожизненной карьеры. Большую роль могут оказать экскурсии, выставки, встречи с работниками учреждений, предприятий, фирм, а также рекламно-информационные справочники и интернет-сайты. Служба занятости может оказать различные виды консультаций, предоставлять статистические данные о потребностях и прогнозе возможных вакансий на ближайшие и перспективные периоды.
  3. Найти пути и способы получения будущей профессии. Предоставление учащимся возможности для профессиональных проб в профильных классах на старшей ступени средних общеобразовательных учреждений.

Таким образом, все эти задачи помогут выпускнику правильно выбрать свою профессию.

Современные экономические реформы в России обусловили увеличение численности неработающей и неучащейся молодежи. В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

    Анализ современного состояния проблемы позволил сделать вывод о недостаточной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, что заключается в следующем:

  • у большинства старшеклассников недостаточно развиты личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения (способность к самопознанию и саморазвитию, ответственность, самостоятельность, целенаправленность, самокритичность, эмоциональная стабильность, сила воли, готовность к выбору);
  • у старшеклассников практически отсутствуют знания, необходимые для профессионального самоопределения ( о мире профессий, о самом себе, о потребностях рынка труда);
  • занижена потребность в профессиональном самоопределении;
  • не учитываются при выборе профессии потребности в кадрах своего города, страны в целом;
  • завышен уровень притязаний;
  • не сформированы мотивы выбора профессии;
  • отсутствует трудовая мотивация.

Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью организации профориентационной работы и недостаточной методической и теоретической разработанностью данного вопроса.

       Деятельность по формированию профессионального самоопределения учащихся как основе будущего трудоустройства современной молодежи должна быть активизирована в рамках внеклассной работы.

Являясь классным руководителем  обучающихся старшей ступени, я поставила перед собой воспитательную цель: содействовать актуализации процессов и механизмов  профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Для достижения этой цели мы постарались решить следующие задачи:

  1. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции (встречи с представителями разных учебных  заведений)
  2. Проведение просветительской работы среди учащихся и их родителей по формированию жизненных позиций в выборе профессий (разработка родительского собрания «Куда пойти учиться?»).
  3. Выявление склонностей к определенным типам профессий, устойчивого интереса в различных областях знаний (работа с психологом школы, разработка классного часа для учащихся 10 классов).

Вот  слова, которые в полной мере отражают роль и значение профориентационной работы в школе.

 «Желание рождает мечту. Мы — будим желание. Бетховен был глухим, Мильтон слепым, но их имена и творения стали бессмертными, потому что они умели не только мечтать, но претворять свои мечты в жизнь. Все и всегда начинается с «хочу», потому что желание рождает мечту. Я этого хочу – значит, это будет — вот установка, которой следуют люди, добивающиеся успеха в своей профессии».

Приложение № 1

Классное родительское собрание

«Профориентации учащейся молодежи»

Цель: информирование родителей и учащихся 10 классов о мероприятиях по организации профессиональной подготовки, о ситуации на рынке труда, о возможности получения профессий; моделирование конфликтной ситуации при самоопределении учащихся с целью овладениями способами их предупреждения и разрешения.

1. Вступительное слово классного руководителя:

Счастлив лишь тот выпускник школы, который точно знает, что может только шить или, например, чинить автомобили, и больше ничего не умеет делать. А если человек настолько умен, обладает такими разносторонними знаниями и незаурядными способностями, что не знает, какое профессиональное сообщество осчастливить своим присутствием? Родители настаивают на овладении конкретным ремеслом, которое всегда прокормит их чадо, а тут еще навязчивые пятерки по математике подталкивают к поступлению в экономический вуз…

Каждый школьник к шестнадцати годам, как правило, уже обладает индивидуальными психологическими особенностями. Их можно диагностировать, составив так называемую сетку качеств и просто наложив ее на таблицу заданных профессиональных параметров. Многие считают, что при совпадении личностного профиля с профессиональным запросом можно смело шагать в нужный вуз, однако этот путь изначально неправильный. До сих пор нет четких требований по многим специальностям. Сетки, как личностные, так и профессиональные, изменяются каждый год, по ним нельзя строить долговременные прогнозы. Будущая профессиональная пригодность человека будет меняться в зависимости от многих факторов, в число которых входят собственные мотивы, здоровье, особенности трудового коллектива и многое другое. Кроме характерологических особенностей, которые будут мешать или помогать в профессиональном становлении, нельзя забывать об индивидуальных способностях (общих, специальных или незаурядных). Именно они иногда становятся косвенными причинами выбора будущей специальности. Согласитесь, нелегко отказаться от профессии, например, танцора, когда на это уже потрачено десять лет труда в   детском ансамбле и есть природные данные. Пятерки по математике не всегда свидетельствуют о наличии таланта бухгалтера. Явный путь не обязательно верный. Бывает, что отличник по химии вдруг заявляет, что хочет поступать на факультет философии. Родители принимают это решение за протест, сопротивляются выбору, даже запрещают, не подозревая, что ситуация гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ваше нереализованное желание стать, скажем, инженером-программистом совсем  не обязан воплощать в жизнь сын, увлекающийся биологией.

У Е.Евтушенко есть замечательные слова:

«Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет,

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее».

 На собрании до родителей доводится информация о проведении в школе уроков по профориентации, на которых учащиеся знакомятся с видами профессий, проходят тестирование по самоопределению, о необходимости введения предпрофильной подготовке.

С целью выявления отношения родителей к проведению профориентационных занятий проводится анкетирование родителей.

Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы, что учащиеся 10-х классов должны приобретать профориентационные знания?

1. да

2. нет

2. На какие курсы предпрофильной подготовки Вы посоветуете пойти своему ребенку?

1.углубленные курсы по интересующему предмету

2.профориентационные курсы, дающие знания по какой-либо профессии

3.интегрированные курсы, обобщающие несколько предметов

4.другое (что именно)

3. Считаете ли Вы возможным для своего ребенка посещать интересующий спецкурс в другом образовательном учреждении?

1.да

2.нет

3.затрудняюсь ответить

4. Считаете ли Вы возможным для своего ребенка обучение в дистанционном режиме?

1.да

2.нет

3.затрудняюсь ответить

5. Как Вы считаете, что поможет Вашему ребенку в определении выбора на старшей ступени обучения?

1. Ваш совет

2. совет друга

3. профориентационные знания, полученные в школе

4. доверите выбор ребенку

5. другое

С учащимися данного класса проводится заранее анкетирование по данной теме и с результатами, полученными при анкетировании учащихся, знакомлю родителей.

Далее с родителями проводится упражнение «Дискуссионные качели».

Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе старшеклассником профессии. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, однако каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли конфликтующих «отцов и детей».

Возьмите лист бумаги, сложите его пополам, потом еще раз пополам, точно следуйте моим инструкциям, оторвите уголки полученной конструкции со всех четырех сторон, разверните лист, сравните, с листами своих соседей, одинаковые ли получились фигуры? Почему они разные? И мы с вами разные, не одни правы, другие не правы, а просто разные. Я призываю вас к открытому диалогу, с соблюдением условий и правил запретов.

Я хочу познакомить вас с условиями дискуссии. Необходимо запомнить три правила запрета:

1.Нельзя покидать комнату переговоров раньше, чем они закончатся.

2.Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.

3.Нельзя перебивать выступающего.

Данные правила необходимо вывесить в помещении, где будут проходить переговоры. И последнее. Учитель в предстоящих переговорах на правах посредника должен помочь в общении избежать ошибки утверждения «Я только прав, ты только не прав». С помощью цветных карточек делю родителей на группы: «Родители» и «Дети». Участники в соответствии с делением образуют две группы оппонентов. Далее предлагаю для обсуждения следующую ситуацию: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок стал инженером. Какие весомые доводы Вы бы привели, для того, чтобы убедить ребенка в

выборе данной профессии?» Группа «Дети», в свою очередь оппонирует «Родителям», аргументируя в пользу своего выбора.  

       Уважаемые родители! Подошло к концу наше собрание. Спасибо вам за активное участие в нем. Мне бы хотелось напоследок выявить, оправдались ли ваши ожидания. Каждому родителю предлагаю продолжить следующие предложения

— Мне сегодня понравилось…

— Я бы хотел еще узнать…

— Я бы пожелал…

Приложение№2

Классный час для учащихся 10 класса «Выбор профессии»

Вступительное слово классного руководителя:

Сделать правильный выбор будущей профессии — это значит выбрать работу, которая будет нужна людям, обществу и будет доступной и посильной для тебя в будущем, которая принесет тебе удовлетворение и радость. Коротко формула «хорошего выбора» выражается тремя вопросами: «нужно», «хочу», «смогу».

1-й этап

Каждый ученик получает тест «Сфера профессиональных предпочтений учащихся» (Е.А.Климов) и работает с ним в течение пяти минут. На доске написан алгоритм работы.

Ученик, отвечая на вопросы, ставит «плюсы» или «минусы» в карточке ответов.

Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом, который соответствует определённой сфере профессиональных интересов.

Инструкция к тесту

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тестовый материал

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при

ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ  к  тексту

Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек — знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек — художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов.

Название типов профессий:

  • «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • «человек–техника» – все технические профессии;
  • «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • «человек–знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

Анализируя полученные данные, учащиеся выделяют столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают  сферы деятельности, отвергаемые учащимися.

2-й этап

Учитель комментирует тест и рассаживает учащихся в группы, соответствующие их ответам. Далее предлагает обсудить в группе и ответить на следующие вопросы.

1. Кто может оказать большое влияние на ваш выбор профессии?

2. Что может повлиять на ваш выбор профессии?

3. Какими могут быть ошибки и затруднения при выборе профессии?

Каждая группа высказывает свою точку зрения на поставленный вопрос. Выслушиваются все точки зрения.

3-й этап

Подведение итогов. После проведения занятия проводится индивидуальная консультация с учащимися (по желанию), уточняются профессиональные планы учащихся, намечаются пути получения профессии, а также разбираются другие важные для подрастающего человека проблемы.

Литература

для методической разработки по профориентации:

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007. – 366с.
  2. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика.// Учебное пособие для высшей школы./ Э.Ф. Зеер и др. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia, 2007г. – 302с.
  4. Профориентация, планирование карьеры и профессиональное развитие в учебных заведениях.// Материалы конференции. Томск, 1997г. – 95с.
  5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256с.
  6. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984, стр. 98
  7.  Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов”. – М.: Просвещение, 1988 – 272 стр.
  8. Мартынова С.С. “Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)”; Омск: Омский пед. ин-т, 1976  -196 стр.


Сценарий профориентационного мероприятия «Моя профессия – моя дорога в будущее»

Сценарий

профориентационного

мероприятия

«Моя профессия –

моя дорога в

будущее»

Тема праздника: Моя профессия – моя дорога в будущее

Цель: организовать профоринтационную работу, досуг и развлечения

учащихся 511 классов

Образовательные задачи:

способствовать расширению представлений о мире профессий и

людях труда;

способствовать обобщению знаний полученных на уроках труда;

способствовать умению применять трудовые навыки на практике в

изменённых условиях.

Коррекционные задачи: способствовать обогащению и усложнению

активного словаря учащихся;

активизировать мыслительную деятельность учащихся;

способствовать развитию интереса учащихся к трудовой деятельности;

способствовать развитию памяти учащихся;

способствовать овладению способами контроля и взаимоконтроля;

развивать умение работать в команде;

Воспитательные задачи:способствовать самораскрытию каждого

учащегося;

воспитывать эмоциональнонравственные качества: положительную

мотивацию к выполнению практических работ, доброту, чувство скромности;

тренировать интеллектуальноволевые качества учащихся: умение

соотносить свои поступки с принятыми нормами поведения, самоконтроль.

Профориентационные задачи:

способствовать осознанному профессиональному самоопределению

учащихся;

способствовать осознанию потребности в трудовой деятельности.

Оборудование и материалы:

Актовый зал: название праздника; проектор, ноутбук, музыкальные колонки;

презентация; стенды для фотографирования «Профессии» .

Раздаточный материал:

посадочные билеты; стихи о выборе профессии, стихи о профессиях;

«профессиональный прогноз»; карточки для конкурса «Кто в чём силён»,

кнопки; жетоны активным зрителям; письма с половинками пословиц;

таблички с названиями профессий: повар, швея, овощевод, штукатурмаляр,

дворник, техслужащая, почтальон, водитель; рабочая форма для

вышеописанных профессий; половник, кастрюля; игла, игольница, нитка,

ножницы, сантиметровая лента; тяпка, резиновые перчатки; мастерок,

шпатель, валик; метла, ведро, корзина, рукавицы; ведро, швабра, тряпка;

сумка почтальона, конверты, журналы; руль, канистра.

Призы: для участников, для самых активных зрителей.

Ведущий 1 :

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Вначале предлагаем

послушать стихотворение и задуматься над его смыслом.

Ученик 1:

Есть на свете много профессий,

И важны они всем нам очень:

Врач, учитель, сантехник, профессор,

Инженер, акробат и рабочий.

Все профессии очень разные

Трудно сделать выбор порою.

Интересные и опасные,

Могут стать для когото судьбою.

Галактионова К.

Ведущий 2:

Скажите, важно ли правильно выбрать для себя профессию?

Да

Что случится, если профессия выбрана неправильно?

Работа не будет нравиться, не захочется трудиться

Ведущий 1 :

Ребята, вы согласны, что профессия, которую вы выберите, станет вашей

дорогой в будущее? Сегодня мы совершим небольшое путешествие по миру

профессий. Мы поможем вам узнать чуть больше о самых разных из них и

надеемся, что вы сделаете правильный выбор в будущем.

Ведущий 2:

Прежде чем отправиться в поездку по дороге в будущее, просим приобрести

билеты и сохранять их.

(помощниками зрителям раздаются билеты, в которых

есть цифры, обозначающие номер конкурса, в которым участвует ученик)

А сейчас прослушайте пожалуйста «Профессиональный прогноз»

Ученик 2:

Здравствуйте дорогие пассажиры! «Профессиональный прогноз». В городе

Шарья безработица составляет 15 %. В то же время наблюдается острая

нехватка таких специалистов, как: строители, маляры, электрики, сварщики. В

сельской местности требуются животноводы, растениеводы, комбайнёры. До

новых встреч, с вами был «Профессиональный прогноз». Спонсор нашего

выпуска «Центр занятости населения» желает хорошего настроения и

высокооплачиваемой работы в будущем.

Ведущий 1 :

«Профессиональный прогноз» показал, что наш город и его окрестности по

прежнему нуждается в профессионалах своего дела. Чтобы стать

профессионалом, надо много учиться и не лениться. Вперёд к знаниям!

Наше 1 испытание называется «Кто, в чём силён».

Испытание « Кто, в чём силён»

Участники, на билетах которых указана цифра 1 прошу на сцену. (11

человек)

Вам предлагается выбрать профессии, которые связаны со знанием

математики, биологии, русского языка и литературы, географии, швейного

дела, столярного дела, слесарного дела, обувного дела, истории, умением

рисовать, заниматься физкультурой.

Предлагаются следующие профессии для рассмотрения: строитель, фермер,

портной, сапожник, библиотекарь, токарь, актёр, писатель, водитель, слесарь,

столяр, лесник, комбайнёр, штукатурмаляр, повар, воспитатель, автослесарь,

растениевод, экскурсовод, тренер.

Участники прикрепляют таблички с профессиями под надписями «Кому

нужна математика» и т.д.

За участие вручаются небольшие призы.

Ребята посмотрите, оказывается знание предметов, которые вы изучаете,

потребуется практически во всех профессиях. Старайтесь получать знания, они

вам всегда пригодятся.

Ведущий 2:

Испытание зрительское «Онона»

Предлагаю всем пассажирам нашего профессионального автобуса проявить

свой ум и быстроту реакции. За участие будут вручаться жетоны, зрители,

набравшие наибольшее число жетонов получат призы.

Я буду называть профессии в женском или мужском роде, а вы быстро

поднимаете руку и называете пару этой профессии. Например: он художник

она …художница.

Она медсестра – он…медбрат,

Она балерина – он…танцовщик,

Он доктор – она…доктор,

Она стюардесса он…стюард,

Он портной – она…портниха,

Он гимнаст она…гимнастка,

Он штукатур – она…штукатур,

Он повар она…повар,

Он водолаз – она …водолаз.

За участие вручаются жетоны.

Молодцы, вы очень сообразительные!

Продолжаем нашу поездку в мир профессий и труда.

Испытание «Почтальоны»

Бывает так, что почтальону приходится потрудиться, сортируя письма.

Попробуйте помочь почтальону, на каждом письме только 1 часть пословицы о

труде, найдите вторую половинку.

Участникам (тем, у кого в билетах цифра 2 – 10 человек) выдаются письма,

они читают и стараются найти вторую половинку письма. Затем читают

пословицы вслух.

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

«Делу время, потехе – час»

«Кто не работает, тот не ест»

«Какие труды – такие плоды»

«Жизнь без труда – путь в никуда»

Ведущий 1 :

Все пословицы говорят о том, что хорошо может жить только тот человек,

который умеет и любит трудиться. А знаете ли вы, что одна и та же профессия

может называться поразному?

Испытание зрительское «Синонимы».

Синонимы это слова близкие по значению, но разные по звучанию.

Например: стоматолог – дантист, зубной врач.

Зрителям называется профессия, а они, подняв руку, отвечают.

Педагог – учитель, преподаватель,

Врач – доктор, лекарь,

Портниха – швея,

Сторож – охранник,

Лётчик – пилот,

Сапожник – обувщик,

Солдат – боец, воин,

Торговец – продавец.

За участие вручаются жетоны.

Ведущий 2:

Испытание «Собери профессию»

Ребята, наша поездка по миру профессий продолжается. Посмотрите на

картинку, человек какой профессии изображён на ней?

(на картинке

изображён полицейский)

Конечно, многие профессии можно узнать по внешнему виду.

Я предлагаю участникам 3 конкурсного испытания (тем, у кого цифра 3 в

билетах (8 человек)) пройти на сцену. Вам даются карточки, на которых

написаны профессии. Ваша задача: надеть рабочую форму данной профессии,

подобрать инструменты, качества характера, профессиональные качества и

умения (которые затем участники испытания зачитывают). А зрители

постараются угадать, какая профессия была написана на карточке.

Ведущий 2 :

Пока наши участники примеряют на себя разные профессии, у зрителей тоже

есть шуточная возможность оказаться в роли продавца или столяра.

Приглашаю из зала 3 мальчиков и 3 девочек, для фото.

(ученики выбирают

стенд для фотографирования с определённой профессией и фотографируются

в этом образе)

Когда участники 3 конкурса готовы, зрители отгадывают профессию.

Повар (черпак, фартук, колпак, кастрюля, чистоплотность, умение

готовить)

Швея (игла, нитка, игольница, ножницы, сантиметровая лента,

фартук, усидчивость, аккуратность)

Овощевод ( тяпка, перчатки резиновые, лопата, халат, любовь к

природе, знание видов растений)

Штукатурмаляр ( мастерок, шпатель, валик, фартук, аккуратность,

знание лакокрасочных материалов)

Дворник (метла, ведро, рукавицы, физическая выносливость,

добросовестность)

Техслужащая едро, швабра, тряпка, халат, знание моющих средств,

ответственность)

Почтальон (сумка почтальона, кепка, журналы, письма,

выносливость, знание местности)

Водитель (руль, канистра, комбинезон, знание правил дорожного

движения, вежливость)

Про каждую отгаданную профессию помощники ведущих читают стихи.

Повар

Жарит, парит и печёт –

Вот пирог, вот каша...

И за то ему почёт,

Благодарность наша!

Швея

Шей машина, платье шей

Для больших и малышей,

И с уменьем со сноровкой

Шьет швея наряды ловко.

Две умелые руки

Кроят, строчат лоскутки.

Овощевод

Овощи растут на грядке

И в теплице круглый год.

Вам свеклы? Моркови сладкой?

Всё взрастит овощевод.

Повещенко О.

Штукатурмаляр

Краски, лаки и шпатлевки

Ты накладываешь ловко,

Все – красиво и свежо,

И уютно и светло!

Ты работаешь умело,

Знаешь четко это дело!

Ты – отличнейший маляр,

Для работы – идеал!

Дворник

Пыльная у дворника работа –

Только солнце над землёй взойдёт

Он порою до седьмого пота,

Всё метёт, метёт, метёт, метёт.

Осенью засыпят листья дворик,

А зимой – то снег, то гололёд.

Но берёт метлу, лопату дворник,

Каждый день для нас, из года в год!

Техслужащая

Милая уборщица, мастер чистоты!

Чисто все помоешь, уберешь все ты.

Знают, уважают, твой нелегкий труд,

Люди с удовольствием в чистоте живут!

Почтальон

Письма, телеграммы и газеты

Он разносит в срок по адресам.

Новости со всех концов планеты

Почтальон всегда доставит вам.

Повещенко О.

Водитель

Шуршат по дорогам

Весёлые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове важные,

Срочные грузы:

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шофёров

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!..

Ведущий 1 :

Ребята скажите, а в нашей школе люди каких профессий работают?

учителя, воспитатели, техслужащие, повара, дворник, водитель.

Засиделись наши зрители на своих местах, объявляю викторину «Угадайка».

Испытание зрительское «Угадайка»

Зрители стараются быстро и правильно ответить на занимательные вопросы.

Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

Человек какой профессии всё время смотрит свысока? (пилот, лётчик)

Кем работал дядя Стёпа? (милиционером)

Как звали первую женщину «лётчицу»? (БабаЯга)

У кого всегда с собою градусник? (врач)

Сидит дед во сто шуб одет, кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает

(гардеробщик)

Молодцы, ребята!

Участникам вручаются жетоны.

Ведущий 2:

Мы сегодня совершили путешествие в мир профессий, послушайте

стихотворение про то, как важна любая профессия.

Ученик 1:

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова.

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Ученик 2:

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, натачает?

Стало быть так, и выходит,

Все что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

Ведущий 2:

Понравилось вам путешествие?

Да

Что вы можете сделать уже сейчас, чтобы в будущем заниматься любимым

делом?

Учиться хорошо, трудиться, не лениться.

Мы надеемся, что наше путешествие поможет вам задуматься над вопросом

«Кем быть?»

А самых активных зрителей мы награждаем памятными призами.

Ведущий 1 :

Старайтесь учиться, выбирайте свой путь правильно. Тогда работа будет

приносить вам радость, а окружающие будут уважать ваш труд. Спасибо за

внимание!

Цель:организоватьпрофоринтационную работу, досуг и развлечения

Образовательные задачи:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным

(общественно-опасным) поведением «Уральское подворье»

(КГБОУСУВУ «Уральское подворье»)

Адрес: ул. Космонавта Беляева 43/3, г. Пермь, 614065

Тел./факс (342) 228-18-20

Сценарий классного часа

по профориентации

«Дорога в завтра»

Разработала: воспитатель

КГБОУСУВУ «Уральское подворье»

Е.А. Сбоева

Пермь, 2018

Цель:активизация профессионального самоопределения обучающихся; побуждение участников игры к осознанному выбору профессии.

Задачи

Образовательные:

Расширить кругозор обучающихся в мире профессий.

Познакомить с терминологией мира профессий.

Повысить учебную мотивацию обучающихся.

Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные:

Расширить у подростков знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда.

Актуализировать уже имеющихся знаний о профессиях.

Раскрыть творческий потенциал обучающихся.
Коррекционно-развивающие:

Развивать умение работать в команде, стремления к познанию нового о мире профессий.

В.: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые коллеги. Определить тему нашего классного часа поможет небольшое стихотворение и ваши ответы, там, где я буду делать паузу.

Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит…(машинист),
Пашет в поле…(тракторист).
В школе учит нас…(учитель).
Строит здания…(строитель).
Красит стены нам…(маляр).
Столы делает…(столяр).
Песни нам поет…(певец).
Торговлей занят…(продавец).
На станке ткет ткани …(ткач).
От болезней лечит…(врач).
Лекарства выдаст нам…(аптекарь).
Хлеб печет в пекарне…(пекарь).
Нарисует нам …(художник).
Сапоги сошьет…(сапожник).
Нам  печку сложит на зиму…(печник).
Обслужит в поезде нас…(проводник).
Потушит в миг пожар…(пожарный).
На крайнем Севере работает…(полярник).
С другого языка переведет…(переводчик).
Исправит кран…(водопроводчик).
Часы чинит…(часовщик).
Грузит краном…(крановщик).
Рыбу ловит …(рыбак).
Служит на море…(моряк).
В машине возит груз…(шофер).
Хлеб убирает…(комбайнер).
В доме свет провел…(монтер).
В шахте трудится…(шахтер).
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто все знает – молодец!   

Ребята, вы уже, конечно, догадались, что мы неспроста начали нашу встречу с разговора о профессиях. Рождается человек. И мир, многообразный и многотрудный, сложный и противоречивый, мятежный и прекрасный, принимает его, юного гражданина, надеясь видеть в нем созидателя, веря в него, как в творца будущего. Проходят годы, и мы подходим к возрасту самоопределения, возрасту, когда должны уже сознательно и уверенно ответить на поставленный вопрос — кем быть и каким быть?

Сегодня наша встреча пройдет в форме конкурсной программы по профориентации. В которой будут соревноваться 2 команды. На протяжении всего мероприятия Вам будут даваться задания. Эти задания спрятаны в игровом поле, которое вы видите на экране. По итогам игры мы выберем самых эрудированных в мире профессий и отгадаем ключевую фразу, которая является целью жизни каждого человека. Тот, кто первым правильно выполняет задание, получает жетон и имеет право открыть букву загаданной фразы.

1 «Азбука профессий»

Ваша задача на каждую букву алфавита вспомнить и написать за 1 минуту как можно больше названий профессий.

Пример: А – артист, археолог, агроном, архитектор, автомеханик;

Б – библиотекарь, брокер, бухгалтер, биолог, бактериолог;

В – водитель, военный, воспитатель, ведущий, визажист;

Г – геодезист, геолог, гидролог, генетик, географ, гид;

Д — дизайнер, декоратор, дефектолог, дегустатор, дипломат;

Е- егерь,

Ж — журналист, железнодорожник, жестянщик, животновод;

З- звукорежиссер, завхоз, закройщик, зоолог;

И- инспектор, инженер, инкассатор, имиджмейкер, искусствовед;

К- кинолог, кровельщик, клипмейкер, каменщик;

Л- лингвист, логист, лоббист, логопед;

М- маляр, метеоролог, менеджер, модератор;

Н – нефтяник, нанотехнолог, настройщик, нотариус;

О – охранник, оценщик, официант, овощевод;

П- почтальон, программист, портной, переводчик, продавец, парикмахер;

Р – риэлтор, редактор, режиссер, рекрутер(занимается подбором кадров);

С- столяр, социолог, сварщик, стоматолог, селекционер;

Т – технолог, тракторист, топограф, токарь;

У- ученый, учитель;

Ф – флорист, филолог, фармацевт, фотограф;

Х – химик, художник, хореограф;

Ц-цветовод;

Ч- чабан ;

Ш- шахтер, швея, штукатур;

Э- энергетик, электрик, экскурсовод, экономист, эколог;

Ю – юрист, ювелир;

Я-ямщик

2 Анаграммы-профессионалы

Сейчас вам необходимо будет переставить буквы в предложенных словах так, чтобы разобраться, какая скрыта здесь профессия.

РВАЧ = В — — — (медработник)

ТЁРКА = А — — — — (театральная и кинематографическая  профессия)

КУЛОН = К — — — — (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М — — — — («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С — — — — —  — (младший медработник)

ВОДОСТОК = С — — — — — — — (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д — — — — — — — (руководитель предприятия, начальник)

ТОМАТ+ГОЛОС = С — — — — — — — — — (зубной врач)

ФИАКР = Ф — — — — (волшебная цирковая профессия)

3 «Отдел кадров»

В мире существуют около 50 тысячи различных профессий.   По 500 профессий ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет.Некоторые меняются по содержанию. Но есть такие, которые существуют тысячелетия и будут продолжать существовать.  Это, например, такие профессии, как врач, педагог, земледелец, строитель.Сейчас вам предстоит выступить в роли сотрудников отдела кадров. Перед вами таблица, в которой список профессий 21 века и чем занимается данная профессия. Ваша задача определить всё ли здесь верно. Если нет, то тогда стрелочками указать, чем занимаются представители этих профессий.

Титестер— Специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая.

Супервайзер–человек занимающийся разработкой маршрутов, осуществляющий наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей.

Аниматор— мультипликатор, художник, рисующий кадры для мультипликационных фильмов. Работник сферы развлечений. Массовик-затейник.

Мерчендайзер —специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Промоутер — специалист по продвижению какого-либо товара или услуг.

Стрингер– журналист, первым пребывающий на место происшествия.

Трейдер – человек, покупающий или продающий ценные бумаги или валюту с целью получения прибыли от изменения цен.

Импресарио —организатор зрелищных предприятий. Агент какого-либо артиста, действующий от его имени и в его интересах.

Копирайтер – человек, который занимается написанием текстов на заказ.

4 «Профессии известных людей»

Ваша задача назвать известных людей, прославивших свою профессию.

А. Волочкова — балерина

А.С. Пушкин — поэт

И.К. Айвазовский — художник

Ю. Никулин — актер

А.С. Макаренко – педагог

Ю. Гагарин — космонавт

В. Зайцев — модельер

Н. Басков — певец

И. Крутой – композитор

5 «САМАЯ-САМАЯ »

А теперь вам предстоит ответить на вопросы с элементами юмора. Я вам будут предлагать некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает жетон

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор …).

Самая сладкая (кондитер …).

Самая начитанная (библиотекарь…).

Самая волосатая (парикмахер…).

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…).

Самая смешная (юморист, клоун, пародист…).

Самая общительная (журналист, экскурсовод, учитель…).

Самая ответственная (судья, прокурор, хирург…).

Самая умная (учёный, профессор…).

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей, востребованных в стране и мире.

6 Сказочная профи-викторина

Ваша задача назвать профессии, глядя на картинки

Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из

Простоквашино»?(почтальон)

Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки? (доктор)

Кем были бурундуки Чип и Дейл из знаменитого диснеевского мультфильма? (спасателями)

Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина? (ткачиха, повариха)

Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик? (художник)

Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель)

Кем работала фрекен Бок в сказке «Малыш и Карлсон»? (Домработницей, а поопределению Карлсона — домомучительницей)

Профессия коротышки по имени Гусля? (музыкант)

Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова?(милиционер)

7 «Распредели».

Ребята, давайте вспомним, что же обозначает слово «профессия?». Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, и является источником существования. Скажите пожалуйста, что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (образование). В каких учебных заведениях можно получить профессиональное образование? (Все профессиональные учебные заведения делятся на несколько ступеней: 1 – начальное (НПО); 2 – средняя – техникумы, колледжи (СПО); 3 – высшая ВУЗы, академии, университеты. Также профессию можно получить на курсах.

Ребята, а что такое должность? (ответы ребят)

Должность – это служебное положение. Место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Например в школе работают учителя. Но в школе есть директор – это должность, которую он занимает, оставаясь по профессии учителем.

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии. Например, учитель физики, истории и т.д.

А сейчас я вам предлагаю проверить, как вы уяснили, что является профессией, что специальностью, а что должностью.

Каждой команде даётся одинаковый набор карточек с надписями. Необходимо как можно быстрее разложить их в три столбика: «профессия», «специальность» и «должность».

Профессия

Специальность

Должность

Врач

Инженер

Повар

Хирург

Дворник

Учитель начальных классов

Завуч

Начальник отдела

Бригадир

Врач

Инженер

Повар
Хирург

Дворник

Учитель начальных классов

Завуч

Начальник отдела

Бригадир

8 «Классификация Е.А. Климова»

В нашей стране принята классификация профессий профессора Е.А.Климова. Его классификация делит все профессии на 5 типов.
  Все профессии определяются предметом труда, с которым взаимодействует человек, и подразделяются на пять  основных типов:

1 «Человек – техника»

2 «Человек – человек»

3 «Человек – природа»

4 «Человек — знаковая система»

5 «Человек – художествен-ный образ»

Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т.д.

(слесарь)

Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей

(продавец)

Сюда относятся профессии, связанные с взаимодействием с объектами неживой и живой природы, растительными и животными организмами, микроорганизмами (агроном)

Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики.

(программист)

Включает занятия, связанные с различными видами искусства — прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального.(композитор)

Токарь

Инженер Электрик

Парикмахер

Учитель

Врач

Лесник

Зоотехник

Ветеринар

Секретарь

Бухгалтер Экономист

Писатель

Художник

Дизайнер

Теперь посмотрим, как наши команды ориентируются в огромном мире профессий.  Я буду называть любую профессию, задача команд поднять карточку с такой цифрой, к какому типу они считают относиться названная профессия. (токарь, лесник, учитель, экономист, инженер, дизайнер, бухгалтер, писатель, парикмахер, ветеринар, электрик, секретарь, художник, врач, зоотехник)

9 «Личностные качества»

Каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. И так как вы, уже обучаетесь в нашем учебном заведении на 2 курсе, то давайте сейчас выясним, какие личностные качества, присущи тем профессиям, которые  выбирали вы. (Слесарь, продавец) Ваша задача выбрать эти качества из предложенного списка и прикрепить на доску

СЛЕСАРЬ:

физическая сила

выносливость

уверенность

умение управлять собой

хорошо развитый слух

образная память

линейный и объемный глазомер

техническое мышление

пространственное воображение

ПРОДАВЕЦ:

Доброжелательность

Общительность

Желание помочь

Вежливость

Умение хорошо выглядеть

Терпение

Математический склад ума

Дипломатические способности

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

Мы с вами открыли ключевую фразу нашего сегодняшнего классного часа (НАЙТИ СЕБЯ). Как вы её понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

— Найти себя значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя.

Дорогие ребята, профессий в мире очень много — интересных, ярких, увлекательных, но, знаете, не так уж важно, какую из них выберете вы, самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно! Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об особенностях их труда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии.

Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой», а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Я желаю вам каждому – найти себя.

И теперь нам осталось только подсчитать жетоны. Спасибо, Вам ребята, работали вы все хорошо. Но цель нашего мероприятия была не в соперничестве, а расширить ваши знания в мире профессии. Поэтому победила дружба и каждая команда получает сладкий приз.

Сценарии профориентационных мероприятий

Профориентационные тесты

Мультсериал «Калейдоскоп Профессий»

Видеофильмы о профессиях для старшеклассников

Сборник сценариев профориентационных мероприятий

Профессии будущего  Видеофильмы о профессиях для старшеклассников

Профессии будущего

Квест-игра по профориентации «Профессии вокруг меня»

Профориентационная игра «Мир профессий» для старшеклассников

СБОРНИК сценариев профориентационных мероприятий

Сборник материалов конкурса методических материалов по профориентации школьников «ПРОФориентир»

Рекомендуемая литература для классного руководителя:

☑Нина Джексон «Классный учитель»;

☑ Лизинский В.М. «Новый учитель для хорошей школы»;

☑Кен Робинсон «Найти свое призвание. Как открыть свои истинные таланты и наполнить жизнь смыслом»;

☑ Лес Хьюитт, Джек Кэнфилд и Марк Виктор Хансен «Цельная жизнь»;

☑Барбара Шер «Мечтать невредно»;

☑ МэгДжей «Важные годы»;

☑ Дэн Вальдшмид «Будь лучшей версией себя»;

☑Том Питерс «Преврати себя в бренд»;

☑ Джим Коллоинс «От хорошего к великому»;

☑Питер Браун «Запомнить все»;

☑Дейл Карнеги «Наполеон Хилл»;

☑Е.И. Щебланова «Неуспешные одаренные школьники»;

☑ Элейн Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились»;

☑ Маршалл Голдсмит «Прыгни выше головы!».

Рекомендуемая литература для классного руководителя по профориентации:

☑Доклад Global Education Futures «Образование для сложного общества» (https://drive.google.com/file/d/1-lpbrgMjfYZkZaNMnisI…)

☑Пинская М.А. «Компетенции 4 «к»: формирование и оценка на уроке» ☑Школа для учителей: что мы можем сделать (https://drive.google.com/file/d/1OqeCr2wSs6qRsW-gs…)

Интернет-ресурсы:

☑https://www.youtube.com/user/postnauka Интервью с учѐными, которые рассказывают про область науки, которой занимаются;

☑ Navigatum.ru – методическая платформа инструментов профориентации;

☑https://www.ya-roditel.ru/parents/ig/kak-pomoch-reben… для родителей «Как помочь своему ребенку в выборе профессии»;

☑ https://rda.worldskills.ru/project/future-skills Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире

☑https://rda.worldskills.ru/project/mission_talent Доклад на тему «Массовая уникальность – глобальный вызов в борьбе за таланты»;

☑ https://worldskills.ru/ Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия).
☑ https://youtu.be/nEGmdlJEr8M Татьяна Черниговская «Как работает мозг обрабатывая информацию»;

☑ https://youtu.be/_o4dQDyg-OQ «Звездочки на земле»;

☑ https://youtu.be/_NIv5QT-vb0 «Ла-Ла-Ленд»;

☑ https://youtu.be/4GQqaTi8GOo Интеллекция Дмитрия Пескова «Социальные лифты цифровой экономики»;

☑ https://youtu.be/6G0-gfGUSYg выступление Александра Асмолова «Задачи и вызовы современного образования»;

☑ https://www.youtube.com/watch?v=Xda2b-R4t18&feat… «Путь героя» Фильм о зависимости от компьютерных игр» (Проект «Общее дело»)

Интернет – платформы профориентационной направленности:
https://bilet.worldskills.ru

https://bvbinfo.ru/

https://worldskills.ru

https://navigatum.ru

https://edu.sirius.online

https://smarteka.com

https://навыкибудущего.рф

http://globaltalents.ru

https://икар.фгос.рф

https://robo74.ru/kvantorium

https://openedu.ru

Всероссийский фестиваль образовательного кино «Взрослеем вместе»

сайт https://festival-vv74.ru / группа в VK https://vk.com/festivalvv

Школа для родителей: что вам важно знать

https://drive.google.com/file/d/1GZFCzBuGf4iHdKE38f

Сценарий конкурсно – игровой программы по профориентации «Калейдоскоп профессий»

Цель: в игровой форме подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии.

Задачи:

обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий;

— расширить представление о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии;

— развивать коммуникативные способности и позитивную мотивацию при работе в группах; уважительное отношение к людям разных профессий.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая

Музыкальный ряд: фоновая мелодичная музыка

ИКТ-оборудование: компьютер, проектор, экран

Материал: бланк оценки заданий, песочные часы на 2 минуты, тканевые материалы разного качества, кружева и тесьма, расчески, разноцветные резинки и заколки, конструктор «Лего» и детский строительный набор, фломастеры, карандаши, маркеры и гелевые ручки, лист ватмана, листы формата А4

Ход мероприятия

(участникам предлагается выбрать по желанию разного цвета жетоны,

из которых они будут сформированы в команды,

рассаживаются за столы по цветовым табличкам)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Хочу прочитать вам отрывок из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» (отрывок)

У меня растут года

Будет мне семнадцать

Где работать мне тогда

Чем мне заниматься?

Кем быть? Какую профессию выбрать? Самоопределение в жизни – это очень важный выбор каждого из нас. Выбор той самой, своей профессии для многих из нас становится важным шагом. От того, каким он будет – этот первый шаг – зависит многое. Давайте попробуем сегодня примерить на себя некоторые профессии. Для этого вы объединились в команды по цвету ваших жетонов. Вам необходимо выбрать название своей команды, придумать эмблему и выбрать капитана.

(участники игры определяются с выбором).

Мы начинаем нашу игру.

1задание: «Угадай профессию»

Общая инструкция: Данное задание одновременно очень необычное и очень простое. Каждой команде я раздам по карточке с указанной профессией, показывать и озвучивать содержимое карточки нельзя. Вам необходимо после обсуждения изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Другие команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют. На обсуждение вам дается две минуты. Какая из команд будет готова ответить, командир поднимает руку. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущий раздает командам карточки и определяет какая из них показывает свою пантомиму первой. Соперники должны угадать профессию.

Предлагаемый список профессий: плотник, штукатур, доярка, швея, художник.

2 задание: «Виртуозы»

Общая инструкция: Капитаны определяют задание для команды вытягивая листок у ведущего. На его выполнение у каждой команды две минуты.

1 задание — Мастер по маникюру

На нарисованных на листе ватмана руках, всей команде необходимо «сделать» оригинальный маникюр, для этого вам предоставлены изобразительные средства.

2 задание — Архитектор

Из детского конструктора команде предлагается спроектировать и «построить» самую креативную, самую необычную башню.

3 задание — Модельер

Команде нужно «создать» одежду из предложенных разнообразных подручных материалов для своей модели. Оценивается оригинальность и креативность созданного образа.

4задание — Парикмахер

Всей команде предлагается на время стать парикмахерами. Ваше задание – это сделать друг другу прически, на повторяясь.

На выполнение каждого задания каждой команде отводится две минуты, по моему сигналу вы должны будете остановить свою работу. Оценивается полнота выполнения задания, нестандартный подход и оригинальность. Команде победителю присуждается по 2 балла.

3 задание: «Отдел кадров»

Общая инструкция: По жеребьевке капитаны команд вытягивают у ведущего листок с названием редкой профессии. И ровно через 1 минуту должны будут рассказать вам, чем занимаются представители этой специальности. Ваша задача через 1 минуту назвать эту профессию. За правильный ответ команда получает 2 балла.

1-команда: Этот сотрудник работает на предприятиях, выполняющих рекламно-оформительские и макетные работы. Под наблюдением автора подбирает детали по цветам рисунка, вырезает и изготавливает по чертежам и шаблонам. Наносит узор гравированием или травлением, загружает в печи разрисованные детали для обжига, изготавливает формы для отлива. Монтирует и устанавливает эти детали, армирует их свинцовой, стальной или пластмассовой лентой (Витражист).

2-команда: На предприятиях и в учреждениях работник организует хранение и обеспечивает сохранность документальных материалов, участвует в разработке номенклатуры дел и проверяет правильность ее оформления, а также систематизирует и ведет учет этих дел. Он выдает документы для пользования, а также справки на основе сведений, содержащихся в документах (Архивариус).

3-команда: Это специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Основная его задача — сохранять положительный имидж своей фирмы, гарантировать выгодное расположение продукции на магазинных полках, проверять ее постоянное наличие в продаже. Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы сувениры (Мерчендайзер).

4-команда: Он специалист по продвижению какого-либо товара или услуг. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов и предложение им определенного товара, а лучший вариант для этого работника это работа на выставке или презентации, где он может работать как от агентства, так и напрямую от фирмы. На время проведения рекламной акции, невзирая на перемены погоды, он носит определенную униформу (Промоутер).

4 задание: «Профессиональный Синквейн»

Общая инструкция: В этом конкурсе каждой команде предстоит составить синквейн. «Синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Каждой команде за 1минуту необходимо составить синквейн на заданную ведущим профессию. Это будет слово Врач. Предлагаю вашему вниманию пример готового синквейна.

Врач

Толковый, знающий.

Лечит, заботится, проверяет.

Хорошее здоровье – залог жизни.

Лечение.

При оценке задания будет учитываться соблюдение правил построения синквейна, а также оригинальность текста и время выполнения. За это задание команда победитель получает 2 балла.

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Вы сегодня показали много знаний о профессиях, проявили свой кругозор, изобретательность и чувство юмора. Надеюсь, что получили массу мыслей и сделали какие-то выводы для себя по поводу выбора будущей профессии. Пришло время подвести итоги нашей игры и объявить команду – победителя.

(ведущий озвучивает результаты прохождения конкурсов)

Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения».

Из предложенных поговорок каждая команда выберите ту, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на сегодняшнем мероприятии. Вам будет предоставлена возможность высказаться.

Дело мастера боится

Грамоте учиться всегда пригодится

Терпение и труд – всё перетрут

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Что понравилось?
Что было полезным?
Какие чувства вас посетили?
Какие выводы можно сделать для себя?

(участники игры высказывают свое мнение)

Спасибо за активное участие!

Приложение 1

Бланк оценивания заданий

Название заданий

Баллы

1

«Угадай профессию»

2

«Виртуозы»

3

«Отдел кадров»

4

«Профессиональный Синквейн»

Приложение 2

Синквейны

1. Существительное по теме: врач.
2. Прилагательные: помогающий, лечащий.
3. Глаголы: помогает, выписывает, прописывает.
4. Фраза: Лекарства выпишет, здоровье поправит.
5. Последнее существительное: здоровье.

Врач.
Профессиональный, ответственный.
Изучает, чинит, избавляет.
Профессионально лечит все болезни.
Лекарь.

Врач.
Частный, военный.
Приносит, осматривает, считает.
Грамотный специалист — верное лечение.
Профессия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий радио концерта
  • Сценарий профилактической беседы антинарко
  • Сценарий пьесы питер пэн
  • Сценарий равнение на флаг
  • Сценарий профилактических акций