Сценарий протокольного мероприятия пример

Организация и протокол проведения мероприятий, церемоний, приемов по случаю. Участие в приемах - Логистика

Слайд 1

Описание слайда:

Организация и протокол проведения мероприятий, церемоний, приемов по случаю. Участие в приемах.
Александр Иванович Букреев
кандидат исторических наук, доцент

© Букреев А.И., 2016



Слайд 2

Описание слайда:

ПЛАН
1. Основные виды деловых мероприятий.
2. Организация и протокольные нормы проведения деловых мероприятий.
3. Участие в приемах.


Слайд 3

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА
Смирнов Г.Н., Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. М., «Проспект», 2015 – 272 с.
Арцишевский И.С., Давтян О.С., Согласно протоколу. СПб., Изд-во «Интерпредсервис», 2014, — 144 с.
Вуд Дж., Серрье Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1976.
Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. – М.: Эконинформ, 2012. – 147 с.
Соловьев Э.Я. Современный этикет: деловой и международный протокол / Э.Я. Соловьев. М.: Ось-89, 2010. – 320 с.
Усов В.В. Деловой этикет: учебное пособие для студ. Учреждений ср. Проф. Образования / В.В. Усов. – 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия» 2011. – 400 с.
Усов В.В. Деловой этикет: Учеб. пособие для вузов / В.В. Усов. М.: Академия, 2009. – 400 с.


Слайд 4

Описание слайда:

Основные виды деловых мероприятий

Международные
Всероссийские
Межрегиональные
Региональные
Районные (муниципальные)
Мероприятие на уровне учреждения, компании


Слайд 5

Описание слайда:

Отраслевые мероприятия
Педагогические
Медицинские
Спортивные
Культурные
Научные
Бизнес-мероприятия
и т.д.


Слайд 6

Описание слайда:

Форматы мероприятий
Научные конгрессы
Научно-практические конференции
Съезды, форумы
Симпозиумы
Выставки
Презентации
Визиты
Совещания
Переговоры
и пр.


Слайд 7

Описание слайда:

Структура организации мероприятия


Слайд 8

Описание слайда:

Подготовка списка участников и приглашенных
Составление списка приглашенных — один из важнейших элементов
подготовительной работы.
Сроки подготовки от года до одного месяца в зависимости от сложности,
формата и тематики мероприятия.
Состав участников зависит от:
профессиональной принадлежности;
социальной значимости;
личного авторитета;
политической и др. целесообразности.


Слайд 9

Описание слайда:

Официальные приемы
Официальным называется такой прием, на который присутствующие приглашены исключительно в силу их положения.
Проводятся по случаю проведения мероприятий или событий


Слайд 10

Описание слайда:

Виды официальных приемов по международной классификации
подразделяются на:
дневные;
вечерние;
с рассадкой и без.


Слайд 11

Описание слайда:

Дневные приемы
«Бокал шампанского»
«Бокал вина»
«Завтрак»


Слайд 12

Описание слайда:

«Бокал шампанского»
«Бокал вина»
Проводится, как правило, в 12 часов и продолжается около часа.
Поводом для организации такого приема могут быть годовщина национального праздника, открытие выставки, окончание переговоров и т.п.
Напитки и закуски разносят официанты. С точки зрения организации это наиболее простая форма приема, не требующая большой и длительной подготовки.
Аналогичным является прием типа «Бокал вина». Название в данном случае подчеркивает особый характер приема.


Слайд 13

Описание слайда:

ДЕЛОВОЙ ЗАВТРАК

Устраивается между 12 и 15 часами, чаще в 12.30 или 13.00.
Меню составляется с учетом национальных традиций.
Завтрак продолжается обычно час-полтора, из них около часа – за столом и примерно 30 минут – за кофе, чаем (кофе, чай могут быть поданы за тем же столом или в гостиной).
Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если форма одежды специально не указана в приглашении.


Слайд 14

Описание слайда:

Вечерние приемы
В международной протокольной практике принято считать, что вечерние официальные приемы являются наиболее торжественными и важными.


Слайд 15

Описание слайда:

Типы вечерних приемов

«Коктейль»
«а ля фуршет»
Обед
«Обед-буфет»
Ужин
«Чай»
Прием-банкет


Слайд 16

Описание слайда:

«Коктейль»
Начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов.
Во время приема официанты разносят напитки и холодные закуски (в виде канапе – небольших бутербродов).
Возможна подача горячих блюд. Иногда устраивается буфет, где желающим официанты предлагают напитки.


Слайд 17

Описание слайда:

«А-ля фуршет»

Проводится также между 17 и 18 часами и длится около двух часов.
На фуршетном приеме могут на-крываться столы с закусками, включая горячие блюда. Гости сами подходят к столам, набирают закуски и отходят, давая возможность подойти другим присут-ствующим.
Один из столов предназначен для почетных гостей: он должен быть расположен так, чтобы другие гости не стояли к нему спиной.
Если прием устраивается по случаю национального праздника или в честь высокого гостя, в конце приема возможен небольшой концерт или показ фильма.
Торжественность приема может быть подчеркнута и указанием в приглашении особой формы одежды.


Слайд 18

Описание слайда:

«Обед-буфет»
Предполагает свободную рассадку за небольшими столами по 4-6 человек. Так же, как на фуршетном приеме, накрываются столы с закуской, имеются буфеты с напитками. Гости набирают закуски и садятся по своему усмотрению за один из небольших столов.
Винами гостей могут либо обносить официанты, либо они стоят на столиках.
Чай или кофе предлагаются или за этими же столиками, или в другом помещении.
Такого рода приемы часто организуют после концерта, просмотра фильма, в перерыве танцевального вечера.
В тропических странах их нередко проводят на открытом воздухе – на веранде или в саду.
«Обед-буфет» менее официален, чем обед.


Слайд 19

Описание слайда:

Обед
Считается наиболее почетным видом официального приема.
Время начала проведения 20.00 или в 20.30, но не позднее 21 часа. Длительность – 2–3 часа и дольше.
Спустя примерно 1 час гости переходят в гостиные для беседы; сюда подаются кофе, чай, в некоторых случаях они могут быть поданы за обеденным столом.
В случае приема с рассадкой за столом гости собираются к назначенному времени в одном из помещений дома, куда они приглашены. Их обносят прохладительными напитками, пивом, виски, соками, а иногда и другими напитками.
Гости могут по своему выбору брать напитки в баре.
Нередко обед предполагает специальную форму одежды (смокинг или фрак – для мужчин, вечернее платье – для женщин).


Слайд 20

Описание слайда:

Ужин
Начинается в 21 час и позднее и от обеда отличается лишь временем начала.
В некоторых странах в особо торжественных случаях устраиваются подряд два приема: сразу же после обеда для высоких гостей проводится прием «коктейль» или «а-ля фуршет».


Слайд 21

Описание слайда:

«ЧАЙ»
Относится к вечерним приемам, устраиваемый между 16 и 18 часами, как правило, для женщин.
Супруга руководителей приглашает на чай супруг руководителей, учреждений, фирм, с которыми установились деловые контакты.
Для «чая» накрывают один или несколько столов с учетом числа приглашенных. Подаются конфеты, печенье, фрукты, напитки. Не исключаются канапе.


Слайд 22

Описание слайда:

Прием-банкет
Это форма обслуживания, когда холодные закуски и напитки заранее ставят на стол, а официанты подают лишь горячие блюда.

Поводом являются юбилеи, свадьбы и т.д.


Слайд 23

Описание слайда:

2. Организация и протокольные нормы проведения деловых мероприятий


Слайд 24

Описание слайда:

Порядок подготовки проведения приемов
Определение вида официального приема с учетом цели, ради которой он организуется;
Определение места и времени проведения;
Составление списка приглашенных на прием;
Подготовка и рассылка пригласительных билетов;
Организация обратной связи;
Подготовка схемы рассадки (если последняя предусматривается);
Определение меню;
Определение мест парковки автомобилей приглашенных;
Украшение помещения, где проводится прием, живыми цветами;
Обеспечение безопасности
и т.д.


Слайд 25

Описание слайда:

Организация официального обеда
Приглашение главного гостя и согласование с ним даты обеда. Обычно это делается при очередном деловом визите к этому лицу или же во время специального визита к нему по этому поводу, либо согласование осуществляется через его помощника.
Приглашение главного гостя необходимо сделать не позднее, чем за месяц, до намеченной даты.
После принятия приглашения главным гостем необходимо безотлагательно составить список гостей на этот обед и срочно разослать им приглашения. Главному гостю, несмотря на то, что он приглашение принял, также необходимо послать приглашение – пригласительный билет (карточку), в которой слова «просьба ответить» зачеркнуть и вместо них написать «для памяти».
Не будет ошибкой, если вы позвоните приглашаемым гостям и узнаете, не будут ли они возражать принять приглашение, и в случае согласия направите им пригласительную карточку, в которой слова «просьба ответить» следует зачеркнуть и написать для памяти.


Слайд 26

Описание слайда:

Составление списка приглашенных
1. Определить максимальное число гостей. Это будет зависеть от размеров представительских помещений, в особенности столовой и обеденного стола. Рекомендуется предусматривать для размещения каждого гостя за столом примерно по 70-75 см от длины стола.
2. До рассылки приглашений следует разработать план будущей рассадки за столом и в случае обнаружения трудностей в рассадке, например, при намерении пригласить лиц одинакового старшинства, внести в проект списка гостей необходимые изменения.
Очень важно обеспечить непринужденную атмосферу на обеде, располагающую к откровенным беседам и высказываниям. Этого можно достичь подбирая гостей, близких к главному гостю как по деловым (служебным) интересам, так и по совпадению взглядов или же по личной симпатии, дружбе. Если же на обед будут приглашены лица, не являющиеся близкими главному гостю и тем более оппозиционно настроенные, обед пройдет скованно и натянуто и сведется к формальному мероприятию.
3. Рекомендуется, чтобы список ваших гостей немного превышал список гостей «со стороны», минимум на четыре человека из числа сотрудников. Это даст возможность посадить на концы столов своих людей, поскольку крайние места считаются менее почетными.

4. К моменту утверждения списка гостей должны быть готовы пригласительные бланки, отпечатанные типографским способом.


Слайд 27

Описание слайда:

Подготовка пригласительных билетов, карточек
Пригласительные билеты должны быть изготовлены типографским способом, при этом фамилия приглашенного, его должность или ранг, вид приема, день, час и место проведения, могут вписываются от руки.
Приглашения направляются за две недели до приема. Для рассылки приглашений в пределах города используют нарочных или курьеров, вне его пределов – факсы и телексы, реже приглашения посылают по почте.
Чтобы получить ответ на приглашение, в правом нижнем углу ставятся буквы R.S.V.P. (Répondez s’il vous plaît – «Ответьте пожалуйста»), либо по-русски излагается просьба подтвердить присутствие по телефону или электронной почте.


Слайд 28

Описание слайда:

Примерный текст приглашения
По случаю празднования 1000-летия города Ярославля
Губернатор Ярославской области С. А. Вахруков
и Председатель Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
просят_________________________________________________________
пожаловать на торжественный прием
в пятницу 12 сентября 2010 года к 18.00
в Ярославский академический театр драмы им. Ф. Волкова
Адрес: пл. Волкова, д. 1
Пожалуйста, подтвердите
свое участие по тел. 45-55-75

Приглашение действительно по предъявлению документа, удостоверяющего личность


Слайд 29

Описание слайда:

Заполнение пригласительных билетов
При заполнении приглашений важно не исказить фамилию, должность или ранг гостя. Искажение может привести к возвращению приглашения и, следовательно, к осложнению отношений.
Не следует посылать приглашение «с супругой» вдовому или холостому человеку. Чтобы такого не случалось, необходимо иметь картотеку, досье и вносить в них своевременно изменения.
Особое внимание требуется при приглашении духовенства. Необходимо соблюдение религиозного этикета и протокола.


Слайд 30

Описание слайда:

Составление меню приема
Необходимо учитывать состав гостей, с тем чтобы подготовить блюда, соответствующие их религиозным обычаям, национальным традициям или привычкам.


Слайд 31

Описание слайда:

Меню делового завтрака

Одна-две холодные закуски;
одно горячее рыбное и одно горячее мясное блюдо;
десерт;
чай, кофе.
Перед завтраком подаются прохладительные напитки, пиво, водка, виски. Водка может подаваться не перед завтраком, а во время него, к холодным закускам. К рыбному блюду подается сухое белое вино (охлажденное), к мясному – сухое красное вино (комнатной температуры), к десерту – шампанское, к чаю или кофе – коньяк или ликер. Во время всего завтрака подается минеральная вода.


Слайд 32

Описание слайда:

Меню обеда
Одно-два блюда холодной закуски
Суп
Горячее рыбное и горячее мясное блюдо
Десерт
Кофе или чай
Перед обедом до приглашения гостей к общему столу могут предлагаться легкие закуски: орехи, хрустящий картофель, соломка из теста и т.п. После обеда – кофе или чай.
Когда собираются гости, им подается аперитив: водка, виски, джин, кампари и другие спиртные напитки. На самом обеде к закуске подается водка, к супу (очень редко) херес или мадера. К рыбному блюду подается сухое белое вино (охлажденное), к мясному – сухое красное вино (комнатной температуры), к десерту – шампанское, к чаю или кофе – коньяк или ликер.


Слайд 33

Описание слайда:

Меню коронационные
(XIX век)


Слайд 34


Слайд 35

Описание слайда:

Рассадка за столом

В основе рассадки лежит одна из важнейших норм протокола – старшинство по служебному и общественному положению человека.


Слайд 36

Описание слайда:

Правила рассадки
Ближайшие места к хозяину и хозяйке считаются самыми почетными (почетное место за столом – середина напротив входной двери, а если дверь сбоку, на той стороне стола, которая обращена к окнам, выходящим на улицу). Чем дальше место от этих лиц, тем оно менее почетно.
Место по правую руку (по правой стороне) почетнее места по левую руку (по левой стороне).
Первыми по правую и левую руку от хозяина рассаживают женщин, от хозяйки – мужчин. Затем места чередуются: рядом с женщиной сажают мужчину, и наоборот.
Женщине не отводят места рядом с женщиной, а мужу – с женой. Женщине не предлагают места на конце стола, если на его торце не сидит мужчина.
Замужняя женщина имеет старшинство мужа.
Если хозяйка дома отсутствует, ее место может занять жена одного из дипломатических работников представительства.
Место напротив хозяина может быть предложено самому почетному гостю.
Иностранным гостям в равном ранге с гостями – работниками дипломатического представитель-ства – дается преимущество в рассадке.
При рассадке необходимо учитывать знание иностранных языков сидящими рядом гостями.


Слайд 37

Описание слайда:

Обозначение мест при рассадке
Организаторы заказывают рассадочные (кувертные) карточки небольшого размера прямоугольной формы из плотной бумаги, на которых написаны фамилии участников приема.
В помещении, где собираются гости, или непосредственно перед входом в него гостям предлагается план рассадки. В соответствии с ним каждое место за столом обозначено кувертной карточкой. Гости знакомятся с планом рассадки. Если возникают затруднения, то обращаются к официанту или метрдотелю, который обязан указать гостю предназначенное для него место и проводить к нему.
Для того чтобы облегчить работу по составлению проекта рассадки, рекомендуется общий список гостей разбить на две части — на иностранных (не ваших) гостей и на список гостей с вашей стороны. Оба списка составляются по старшинству гостей.
В столовой гость находит свое место за столом и проверяет его по карточке, лежащей около столового прибора, где напечатана его фамилия, становится за спинкой своего стула и ожидает приглашения хозяев обеда садиться за стол.
Садиться до того, как сядут хозяин и хозяйка, не принято!


Слайд 38

Описание слайда:

Требования к куверту
Используется, как правило, фарфоровая посуда.
Хрусталь или высококачественное стекло.
Столовые приборы из высококачественного материала (серебро, мельхиор, полированная нержавеющая сталь).
При проведении приемов с рассадкой обязательно наличие меню для каждого гостя, салфетки из натуральной ткани (хлопок, лен) и кувертной карточки.


Слайд 39

Описание слайда:

3. Участие в приемах


Слайд 40

Описание слайда:

Прибытие на прием
Гостей встречают у входа в помещение хозяин с хозяйкой или один хозяин, если жены не приглашены. Происходит обмен рукопожатиями, произносятся поздравления. Если прием посвящен торжественной дате, можно переброситься несколькими словами, но ни в коем случае нельзя заводить при входе в помещение продолжительный разговор с хозяевами. Это может доставить другим гостям неудобство, ибо им придется стоять в ожидании, пока разговор не будет закончен.


Слайд 41

Описание слайда:

Алгоритм действий при получении приглашения на прием
1. Внимательное ознакомление с текстом приглашения.
2. Выяснение: кто проводит прием; по какому поводу; где; когда; какова должна быть форма одежды; нужен ли ответ на приглашение (в этом случае на пригласительных карточках в правом нижнем углу стоят буквы R.S.V.P.: Répondez s’il vous plaît – «ответьте пожалуйста»).
3. На приглашение с «просьбой ответить» желательно давать письменный ответ независимо от того, положительный он или отрицательный. Ответ составляется от имени получившего приглашение в третьем лице, без подписи. Не будет большой ошибкой, если ответ будет дан по телефону (но лично). В некоторых случаях протоколом предусмотрен порядок, по которому обязательно направление письменного ответа (положительного или отрицательного) на приглашение на прием, устраиваемый главой официальной делегации, официальным лицом.
4. Безотлагательно ответить на приглашение.


Слайд 42

Описание слайда:

Пример положительного ответа на приглашение
«Первый заместитель Губернатора и Председателя Правительства Орловской области господин Александр Юрьевич Бударин имеет честь подтвердить получение любезного приглашения господина Чрезвычайного и Полномочного Посла Боливарианской Республики Венесуэла в Российской Федерации господина Хуана Висенте Паредес Торреальба на обед во вторник 2 октября, в шесть часов вечера, которое он с удовольствием принимает».


Слайд 43

Описание слайда:

Пример отрицательного ответа на приглашение
«Генеральный консул Республики Польша господин Ярослав Дрозд, в связи с отъездом в ближайшие дни в отпуск, к сожалению, не может принять любезное приглашение Губернатора Санкт-Петербурга госпожи В.И. Матвиенко на завтрак в пятницу 6 сентября с.г. в честь праздника города».


Слайд 44

Описание слайда:

Речи и тосты
Произносятся в зависимости от события, по случаю которого дается обед и по предварительной договоренности с главным гостем.
В некоторых странах (например в Великобритании, Нидерландах) по сложившейся традиции ближе к концу приема предусматривают тост в честь монарха и исполнение национального гимна. Уход гостя с приема до этого церемониала может обидеть хозяев.
В Москве и Санкт-Петербурге на приемах среднего уровня произносится много тостов в течение всего застолья как хозяевами, так и гостями. Первым произносит тост хозяин, адресуясь к главному гостю, а затем тот произносит ответный тост. Эти тосты подчеркивают основной смысл приема, сосредоточивают на нем внимание приглашенных. При таком порядке весь ход приема носит более спокойный и более естественный характер.
Вместе с тем обилие тостов порой мешает общению, а иногда тост застает приглашенных в тот момент, когда они едят очередное блюдо.


Слайд 45

Описание слайда:

Общение во время приема
После обеда гости приглашаются в другие представительские помещения, где им предлагаются кофе и чай. Из спиртного предлагаются ликеры и коньяк, подаются также соки, минеральная вода. Строгой рассадки за кофе и чаем нет. Гости рассаживаются за небольшими столиками, выбирая для беседы соседей, в которых они заинтересованы.
Если дается прием с рассадкой за столом, то число гостей, как правило, будет меньше, чем на массовом приеме типа «фуршет». В этом случае хозяева должны так распределить свое время до приглашения к столу, чтобы уделить внимание по возможности всем приглашенным, хотя бы кратко поговорить с каждым.
На большом приеме типа «фуршет» эти возможности ограничены. Здесь следует уделить максимум внимания главному гостю и его «команде». Очень распространенной ошибкой на таких приемах является стремление представителей приглашающей стороны группироваться и обсуждать свои дела вместо того, чтобы уделять внимание приглашенным, помогать им освоиться, предлагать напитки и закуски.
Гостям не следует пытаться обсуждать какие-либо серьезные вопросы с хозяевами: ведь у них много забот, и они должны быть одинаково доступны всем.
Перед приглашением к столу и после выхода из-за стола, за чаем или кофе мужчины и женщины образуют свои группы. Здесь могут обсуждаться и важные политические вопросы, но в основном вопросы, носящие более общий характер.


Слайд 46

Описание слайда:

Завершение приема

Гости расходятся после того, как ушел главный гость. Накануне обеда или в день его хозяин обычно собирает у себя всех своих гостей, чтобы предусмотреть оказание ими персонального внимания приглашенным гостям, определить направление бесед.


Слайд 47

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


                                                                    Заседание РМО ПДО, 15.05.2014г.

                                                                    МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Оформление сценария массового мероприятия 

Алиева И.И., руководитель РМО ПДО, заведующая отделом, методист
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Массовые мероприятия, безусловно, являются одними из эффективных форм педагогической работы. Именно, благодаря им педагог зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет педагогу  развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание. 

Сценарий мероприятия – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – конспективная, подробная запись мероприятия: праздника, линейки, любого дела. Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого педагогического работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.

Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований. 

Помимо определения темы и замысла, одним из важных этапов написания сценария является подбор материала. Материал бывает художественный и документальный.

1) К документальному подбору относятся зафиксированные на бумаге кино, фото, магнитофонные пленки, различные факты реальной жизни. Это могут быть документальное кино, журнальные и газетные статьи, очерки, дневники, письма. К документальным материалам относятся все те события, которые реально происходили и зафиксированы. Чаще всего сценаристу приходится сталкиваться с местным материалом, т.е. с теми фактами и событиями, которые происходят в его конкретном населенном пункте. Чаще всего местный материал приходится брать в общественных организациях, в различных администрациях, в музеях, а также поддерживать связь с людьми, интересными своей биографией. Это всевозможные протоколы, отчеты, справки, вырезки газетных статей, архивные материалы и т.д. и т.п.

Разновидностью документального материала являются и планируемые выступления конкретных представителей коллектива, участников событий. Например: Вы даете участнику ВОВ слово или берете у него интервью. В личных семейных архивах можно получить документальный материал (фото, письма, грамоты, документы).

2) Художественный материал – это готовые художественные материалы профессионального или художественного характера, к ним относятся стихи, музыка, хоровые и вокальные произведения, репродукция  с картин, фрагменты из художественных фильмов, пьес т.д. Сюда можно отнести готовые сценарии, написанные по заказу. Художественные материалы можно найти в библиотеках, фонотеках. Иногда выпускаются специальные тематические сборники, где по определенной теме печатают песни, стихи, отрывки из пьес, постановка танцев, ноты, т.е. все то, что можно использовать в предстоящем мероприятии.

Критерии отбора материала:

1. Соответствие материала теме и идее.

2. Иметь конкретного адресата, учитывать его интересы.

3. Материал должен быть новым, свежим, малоизвестным.

4. Материал должен быть простым, ясным, доходчивым по содержанию.

5. Нести в себе художественно-эстетическую ценность.

6. Возможность и податливость материала на сцене (т.е. то, что написано,  можно было бы показать на сцене).

Когда вами подобран материал, вы переходите к составлению сценария. Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.

При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую структуру.

Структура сценария массового мероприятия:

1. Титульный лист (приложение 1): вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения) полное название учреждения в порядке нисходящей подчиненности, форма проведения (приложение 2) и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения.

2. Пояснительная записка

Цель мероприятия.

Задачи мероприятия.

Оборудование и технические средства.

Перечисляем оборудование, необходимое для проведения массового мероприятия. При необходимости указываем количество.

Оформление:

Музыкальное оформление:

Перечисляем всё музыкальные произведения, используемые на протяжении всего мероприятия. Для того чтобы далее в тексте делать ремарки, целесообразно структурировать следующим образом:

Звук №1. Название, авторы.

Звук №2. Название, авторы.

Наглядное:

Презентация «Название», автор (составитель).

Видео №1. Видеофильм «Название», автор (составитель), технический редактор.

Видео №2. Отрывок из видеофильма «Название», автор (составитель), технический редактор.

Декорации, реквизит, атрибуты:

Название, количество.

Дидактический, раздаточный материал:

Название, количество.

Условия и особенности реализации.

Указываем требования к помещению, количество столов, стульев, наличие затемнения, световое решение и т.п.

Методические советы по проведению.

В произвольной форме указываем, какие необходимо провести предварительные организационные мероприятия:  раздать роли (кому), в какой периодичности проводить репетиции (и нужны ли они вообще), как собрать зрителей, кто должен быть ведущим, когда лучше проводить мероприятие т.д.

3. Ход (структура) мероприятия.

Эпиграф.

Действующие лица.

Полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом.

Имена действующих лиц (в списке и в тексте мероприятия) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами). Строки списка действующих лиц выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Пример 1:

       ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

       Вася Пупкин – 35 лет, шофер
       Алла Пупкина – 35 лет, его жена
       Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

Семья сидит около стола и слушает радио (звук №1).

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется курсивом.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется курсивом.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

Примечание по оформлению сценария. Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. В нем дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д.

Пример 2. Ход мероприятия можно оформить в виде таблицы. По возможности, гиперссылками указывать на тот файл, который используется в данном месте сценария (видео, музыкальный и звуковой файлы). Данный подход обеспечивает четкое структурирование мультимедийного материала и удобство работы с ним.

Помреж (ходит по сцене, бормоча себе под нос).

Так, даже фонограмму без меня включить не могут… Тишина в студии! Живенько, живенько… квадратное катить, круглое тащить, мокрое мочить, сухое, соответственно сушить, это я так шучу, кто не понял, я не виноват! /Замечает людей с кубом и большим глобусом, буквально исполняющим выше сказанное./
А-а-а, двоечники! Попались!

Слай№1, звук №1

Работники студии

…Ну, так вы же сами… нам как скажут…

Помреж

Нет, вы не двоечники!.. Вы типичные жертвы ЕГЭнизации образования! Где сказали, там галочку и поставили – никакой гибкости мышления! (Убрав мегафон, в микрофон.) То ли дело раньше учились!.. По одной и той же шпоре и физику, и историю умудрялись сдавать!… Из одного наводящего вопроса такие теории разворачивали, такие теоремы доказывали!.. Что там Ферма… Пифагор из своих прямоугольных штанов выпрыгивал!

Видео №1

Работники студии

Что, правда?..

Звук №2

4. Литература.

Оформляем по алфавиту согласно ГОСТ.

5. Приложения.

Дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, кроссвордов, схемы, таблицы и т.д.

Список литературы

  1. Методические рекомендации для педагогических работников ОУ ДОД (требования к составлению и написанию сценария,  методической разработки и методических рекомендаций)/сост. Шевцова М.М., ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный ИПК и ПРО», Кемерово. — 2011.
  2. Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2007. — №6, 16-31 марта. – С. 23-27.
  3. Седых, Т. Что такое. Словарь массовых форм работы / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2006. — № 15, 1-15 авг. – С. 2-3.
  4. Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека –  2003. – № 2. – С.16-17.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа сценария массового мероприятия

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА г. НЕРЮНГРИ

Сценарий новогоднего праздника

«Новые приключения Снегурочки»

Адресат – учащиеся 5-6 классов девиантного поведения классов ОУ Нерюнгринского района

Автор (составитель):
Алиева Ильмира Ильдаровна,
педагог дополнительного образования

г. Нерюнгри, 2014 год

Приложение 2

Словарь форм массовой работы

Словарь представляет собой перечень форм массовой работы. В него вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

Все лексические единицы словаря представлены в именительном падеже единственного числа (например, беседа, обзор).

Для всех словосочетаний принят инверсированный порядок слов (например, урок библиографический, конференция читательская).

Все термины приведены в алфавитном порядке.

При составлении словаря использованы: база данных СКС, профессиональные периодические издания, ресурсы Интернет.

Формы массовых мероприятий:

  • CD-ROM-конкурс
  • Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)
  • Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)
  • PR-акция
  • PR-кампания
  • PRO-движение книги
  • Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста).

А

Аншлаг

Аттракцион

Аккорды литературные

Акция

Альманах

Альянс литературно-музыкальный (союз, объединение)

Анализ (книги, работы)

Ансамбль литературных звезд

Арт-встреча

Арт-пространство (выставочный зал)

Арт-час

Арт-терапия

Ассорти

Аукцион  книжный

Аукцион литературный

Б

Байки литературные

Бал литературный

Бал-маскарад

Балаганчик книжный

Беби-шоу (детское представление)

Бенефис

Бенефис книги

Бенефис читающей семьи

Беседа

Беседа-диалог

Беседа-диспут

Беседа-игра

Беседа-обсуждение

Беседа-практикум

Бестселлер-шоу

Библиодень

Библиокараван

Библио-кафе

Библио-магия

Библионочь

Библио-обзор контрастный (драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.)

Библиосумерки

Библио-шоу

Блиц-опыт (форма производственной учебы)

Блиц-опрос

Блиц-программа

Блиц-турнир

Бой интеллектуальный

Бой ораторов

Брейн-ринг

Бренд-автор-шоу (узнаваемый автор)

Бюллетень

Бюро литературных новинок

Бюро творческих находок

В

Вариации литературные

Вернисаж

Вернисаж литературный

Вернисаж газеты

Версиада (игра)

Вечер

Вечер библиографический

Вечер вопросов и ответов

Вечер выпускной

Вечер загадочный

Вечер изящной словесности

Вечер исторический

Вечер книги

Вечер краеведческий

Вечер критики и восхвалений

Вечер литературный

Вечер литературно-публицистический

Вечер отдыха

Вечер памяти

Вечер поэзии

Вечер поэтического настроения

Вечер рецензий

Вечер семьи

Вечер смеха / юмора

Вечер читательских впечатлений

Вечер-аукцион

Вечер-встреча

Вечер-дискуссия

Вечер-комплимент

Вечер-портрет

Вечер-посвящение

Вечер-реквием

Вечер русского романса

Вечер-фантазия

Вечер-элегия

Комильфо-вечер (вечер хороших манер)

Вечеринка литературная (тертулия)

Вечеринка светская

Видео-

Видеовикторина

Видеокруиз

Видеолекторий

Видеосалон

Видеоурок

Видеоэкскурсия

Видеоэнциклопедия

Викторина

Викторина-поиск

Шанс-викторина

Экспресс-викторина

Электронная викторина «БиблиоIQ»

Виражи литературные

Водевиль

Встреча

Встреча за самоваром

Встреча литературная

Встреча тематическая

Встреча-интервью

Встреча-презентация

Выборы литературные

Г

Газета говорящая

Газета живая

Галерея

Гид литературный

Глобус литературный (рассказ о писателях разных стран)

Гороскоп литературный

Гостиная краеведческая

Гостиная литературно-музыкальная

Громкое чтение

Гуляние народное

Гурман-вечер любителей …. жанра

Д

Дайджест

Дайджест проблемно-тематический

Дебаты литературные

Дебют

Дебют литературный

Девичник

Дегустация литературных новинок

Дежа-вю (неизвестное об известных, уже виденных, прочитанных произведениях)

Дежурство («Дежурный по …»)

Декада молодого специалиста

Декада толерантности

Дело литературное №

Деловой круг

Демонстрация

День библиотеки

День веселых затей

День возвращенной книги

День забывчивого читателя

День молодёжной книги

День информации

День книги

День открытых дверей

День профессии

День русских традиций

День специалиста

День читательских удовольствий

День чтения (семейного)

Десант библиотечный (в детский сад)

Десант литературный

Диалог актуальный

Диалог женский

Диалог литературный 

Дилижанс литературный

Дискуссия

Диспут

Дистусовка

Дни национальных культур

Доклад

Домино книжное

Досье информационно-библиографическое (ИБД)

Дуэль литературная

Ж

Живой журнал

Виртуальный журнал

Открытый журнал

Журнал устный

З

Загадки литературные

Заседание

Звездный час

Звездопад поэтический

И

Игра

Игра библиографическая

Игра деловая

Игра интеллектуальная

Игра историческая

Игра литературная

Игра познавательная

Игра профориентационная

Игра психологическая

Игра ролевая

Игра семейная

Игра экологическая

Игра экономическая

Игра-загадка

Игра-конкурс

Игра-отчет

Игра-представление

Игра-путешествие

Игра-фантазия

Игра-экскурсия

Игротека

Иллюзион русской словесности

Имидж-коктейль (встреча с кем-либо)

Империя игр

Импровизация

Инсценировка

Интервью

Интермедия

Интрига литературная

Инфомания

Информ-дайджест

Информ-досье (сборник материалов о ком-либо, о чем-либо)

Информ-курьер

Информ-релиз

Информминутка

Искушение книгой

Искушение литературное

Исторические виражи

К

Кадр книжный

Каламбур литературный

Конструктор книжный

Казино

Календарь

Калейдоскоп интересных фактов

Калейдоскоп рекомендаций

Капустник

Караван впечатлений,

историй, книг

Карнавал идей, книг

Карнавал литературный

Каскад литературных удовольствий

Кафе литературное

Качели дискуссионные (обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса)

Квест (командная игра)

Клип-обзор

Клуб веселых и находчивых

Клуб веселых и начитанных

Клуб видеопутешественников

Клуб дискуссионный

Клуб знатоков

Клуб литературный

Клуб любителей чего-либо

Клуб семейного чтения

Книга-поиск

Коктейль

Коллаж

Компас литературный

Композиция литературная

Композиция музыкальная

Композиция поэтическая

Композиция сценическая

Конкурс

Конкурс виртуозной критики

Конкурс заочный

Конкурс краеведческий

Конкурс профессиональный

Конкурс читающих семей

Конкурс чтецов

собственного сочинения

Конкурс эрудитов

Конкурс-концерт

Конкурс-экспедиция

Спринт-конкурс

Фотоконкурс

Консультация

Конференция

Конференция читательская

Конфетти новогоднее

Концерт сказочный

Копилка опыта (форма производственной учебы)

Королевство библиографическое

Креатив-проект

Креатив-лаборатория

Креатив-коллекция

Крестики-нолики литературные

Круглый стол

Кругосветка литературная

Кружок

Круиз литературный

Круиз литературно-краеведческий

Кураж-вечер

Курсы литературные

Л

Лаборатория

Лаборатория творческая

Лаборатория успеха

Лаборатория читательского вкуса

Лаборатория читательского творчества

Лабиринт

Лавка писательская

Лекторий

Лекция

Лестница знаний

Лестница-словесница

Лицей литературный

Лицей для малышей

Лонг-лист

Лотерея книжная

Лото литературное

Лоция литературная

М

Марафон

Маскарад

Мастер-класс

Мастерская радости

Меморина

Месячник первокурсника

Мечты и думы о профессии (профессиональные встречи)

Мини-студия

Миниатюры сатирические

Минута славы

Минутка веселая

Минутки творческие

Минуты радостного чтения

Мистерия

Митинг

Мозаика

Мозговой штурм

Мониторинг книжных новинок

Музей книги

Музей литературный

Музей поэтический (малоизвестные литературные факты)

Мюзикл

Н

Набат литературный

Навигатор книжный

Навигация литературная

Неделя краеведческой книги

Новоселье книги

Нон-стоп (стихи на одну тему, одного автора или авторские)

Ностальгия

О

Обзор библиографический

Обзор аналитический

Обзор литературный

Обзор театрализованный

Обзор-размышление

Обзор-ретро

Обзор-реклама

Обзор-игра

Обзор-интервью

Обзор-путешествие

Обзор-шоу

Обмен информацией (форма производственной учебы)

Обсуждение

Объединение литературное «Творцы и таланты»

Олимпиада

Опрос

Орбита литературная

Отзыв

Открытая трибуна

Открытый микрофон

Отчет творческий

П

Пазл читательских предпочтений

Палаццо книг (зарубежная литература)

Панно любимых книг (авторов)

Панорама

Парад книг (по одной теме)

Парад литературных героев

Парад национальных культур

Параграф книжный (научные знания о чем-либо)

Пеленг (поиск новых литературных имен, читателей)

Передача (теле-, радио-)

Перекресток мнений

Пирамида знаний

Плакат экологический

Плен книжный

Площадка интерактивная

Площадка литературная

Площадка свободного чтения спортивной литературы

Подарок читателю (к Дню …)

Подиум

Подиум литературный

Подиум мнений

Поединок фантазеров

Поле чудес

Полемика

Полигон мнений

Портал информационный

Портфель книжный (обзор новинок)

Посвящение в читатели

Посиделки девичьи

 Посиделки вечерние

Посиделки фольклорные

Последний звонок

Постановка театрализованная

Поучение книжное

Поход за знаниями

Почтамт (обзор периодики)

Праздник

Праздник библиографических открытий

Праздник военно-патриотический

Праздник книги

Праздник семейный

Праздник фольклорный

Праздник читательских удовольствий

Праздник чтения

Практикум

Представление

Представление кукольное

Представление музыкально-игровое

Представление театрализованное

Представление фольклорное

Представление эстрадное

Презентация автора, книги, журнала

Премьера журнала (книги)

Прения

Престиж-встреча

Признание в любви к жанру (книге, автору)

Приключение книжное

Присяга (книге)

Пресс-конференция

Пробег (от Эзопа и Лафонтена до Крылова)

Проводы (зимы)

Прогноз литературный

Программа

Программа игровая

Программа информационная

Программа конкурсная

Программа концертная

Программа литературная

Программа познавательная

Программа развлекательная

Программа творческая

Программа учебно-игровая

Программа чтения (летнего, семейного)

Программа-розыгрыш

Прогулка

Прогулка по литературному скверу

Прогулка по библиотеке

Прожектор библиотеки

Промо-акция

Пропаганда книжной культуры

Пульс библиотечный

Пульс литературный

Путеводитель

Путешествие виртуальное

Путешествие заочное

Путешествие литературно-этнографическое

Путешествие музыкальное

Путешествие по золотому кольцу русской литературы

 ( XIX век)

Путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач.XX века)

Путешествие сказочное

Р

Работа творческая

Радар книжный

Радиоигра

Радиопередача

Развал книжный

Развлечение познавательное

Размышление / рассуждение

Рандеву с книгой

Ракурс литературный

Раритет литературный

Рассказ инсценированный

Ребус

Регата литературная

Репортаж-обзор

Респект-встреча

Ретровзгляд (путешествие в прошлое)

Речевой тюнинг (обогащение словарного запаса)

Ринг библиотечный

Ринг литературный

Ринг правовой

Ринг эрудитов

Ристалище рыцарей слова (книги)

Робинзонада

Родословная книги

Розыгрыш литературный (библиографический)

С

Сад книжный

Сага (сказание)

литературная

Салон литературный

Салон литературно-музыкальный

Салон поэтический

Светёлка литературная

Светофор литературный

Секретные материалы

Семинар

Семинар-практикум

Семинар-тренинг

Сенсация литературная

Серпантин

Сказка вслух

Сказка-подсказка (правоведческие ситуации)

Скатерть-самобранка книжная

Сквер библиотечный

Скоморошинки

Слайд-программа / путешествие

Слет / Сбор

Словесные перепалки

Смех-тайм (ко  Дню смеха)

Смотр-конкурс

Собрание знатоков

Собрание любителей книги

Состязание литературное

Спектакль

Спор-диалог

Справка-шоу

Стиль-встреча

Стол дискуссионный

Странствия по книголэнду

Студия

Ступени книжные

Сувенир книжный

Суд литературный

Сундучок литературный

Сценка-поздравление

Сценка-сюрприз

Счастливый случай

Т

Творческая лаборатория  (библиотекаря)

Театр книги

Театр кукольный

Телешоу

Телемост

Тертулия (литературная вечеринка)

Территория чтения

Тест

Тир интеллектуальный

Ток-шоу

Тренинг

Тренинг интеллектуальный

Тренинг-практикум

Трибуна полемики смелых гипотез

Тур литературный

Турнир

У

Универсиада

Урок библиографический

Урок библиотечный

Урок веселый

Урок занимательный

Урок краеведения

Урок литературный

Урок памяти

Урок творческий

Урок-беседа

Урок-игра

Урок-путешествие

Урок-сказка

Урок-фантазия

Урок экологический

Утренник

Ф

Фабрика поэтических звезд

Фаворит-книга

Фант-ночь (Новогодний фантастический праздник)

Фаэтон литературный

Феерия

Фейерверк-ночь

Феномен-клуб

Фестиваль дружбы народов

Фестиваль молодежной книги

Фестиваль профессий

Фестиваль здоровья

Флэш-моб (сбор людей с целью проведения одноразовой акции)

Формула успеха (встреча с кем-либо)

Форум

Фото-кросс

Х

Хит-парад

Хобби-клуб

Хоровод

Ц

Церемония

Цикл встреч

Цикл-галерея

Ч

Чаепитие театрализованное

Чародей-вечер 

Час взаимопроверки (форма производственной учебы)

Час вопросов и ответов

Час информации

Час истории

Час литературно-исторический

Час хорошей литературы

Час музыки

Час мультимедийный

Час нестандартных идей

Час общения

Час познаний и открытий

Час поэзии

Час правоведа

 Час профессионального общения (форма производственной учебы)

Час размышлений

Час фантазии

Час экологический

 Чат (виртуальная беседа)

Чтения

Чтения громкие

Чудодейственное чтение

Чтения юношеские

Чудеса в библиотеке

Ш

Шабаш (на ночь всех святых)

Шатер библиотечный

Шедевры литературного мира

Школа

Школа гениев

Школа общения

Школа ремёсел, садоводов-любителей

Школа цветоводов, огородников

Шок-беседа

Шоу

Шоу интеллектуальное

Шоу-блиц

Шоу-программа

Шутка-минутка

Э

Эволюция жанра

Экскурсия

Экскурсия виртуальная

Экскурсия-путеводитель виртуальная

Экспедиция

Эксперимент

Экспозиция

Экспресс-обзор (обсуждение)

Экспромт

Энциклопедия хорошего литературного вкуса

Эрмитаж уникальных встреч

Эрудит-шоу

Эскизы удивительной жизни

Эстафета

Эстет-шоу

Этикет-класс

Этюд библиографический

Ю

Юбилей  книги

Юбилей жанра

Юбилей писателя

Юморина

Я

Явка с повинной (для задолжника)

Ярмарка литературная

Ярмарка творческих идей (форма производственной учебы)

Как правильно оформить сценарий – правила с примерами

Продюсер по одному взгляду на сценарий может сказать, кто его прислал — новичок или опытный автор. Все дело в оформлении. Из этой статьи вы узнаете, как правильно оформить сценарий по форме и содержанию.

Редактор, автор блога Band

Русская и американская запись киносценариев — какую выбрать?

Существуют два вида записи киносценариев — русская и американская, она же голливудская. И так как вторая общепризнана на мировом уровне, хорошим тоном считается оформлять сценарии именно так.

Требования к оформлению сценария

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Правила оформления сценариев фильмов делятся на два типа: по форме и содержанию. Главное, что вам нужно знать: требования разметки крайне строгие. Размер шрифта, отступ от левого и правого края, прописные или строчные буквы — каждый блок подчиняется своим правилам. Обратите внимание: это не рекомендации, а именно правила, которые необходимо строго соблюдать.

Образец оформления сценария. Здесь и далее во всех примерах приводятся отрывки из пособия Ольги Смирновой «Формат разметки сценария».

Базовые правила разметки:

Первая страница — титульная, после нее сразу идет текст сценария. Оформляется по строгим правилам: никаких замечаний, пролога, синопсиса, благодарностей, напутствий членам съемочной группы. Фрагменты биографии автора тоже стоит опустить.

Сценарии пишутся только в настоящем времени: думает, видит, говорит, кричит. Никаких «он подумал» или «увидел».

Повествование в сценарии должно быть обезличенное, от третьего лица. Никаких «я подошел и протянул руку для приветствия». Только «Он стоит, едет, смотрит, идет, говорит, садится в кресло, пьет кофе» и т.п.

Все страницы нумеруются в правом верхнем углу, за исключением титульного листа, его нумеровать не нужно.

Правила форматирования:

Классический сценарный шрифт: Courier New.

Кегль (размер шрифта): 12.

Выравнивание (всегда, если не указано иначе в конкретном разделе): по левому краю.

Поля: верхний отступ – 2,5 см, нижний – 1,25 см (может быть больше, но не меньше), левый – 3,75 см, правый– 2,5 см. У разных блоков сценария отличается оформление, дальше расскажем об особенностях разметки каждого.

Как правильно оформить титульный лист

Корректное оформление первой страницы сразу покажет ваш профессиональный подход к делу. Что нужно указать на титульном листе:

Название сценария. Пишется заглавными буквами, отступ сверху — 14 строк, слева — 3,25 см, справа – 3,25 см.

Имя автора. Пишется строчными буквами по обычным правилам. Нужно отбить его от названия пустой строкой. Отступы по краям аналогичные.

Указание авторства: источник экранизации или оригинальный сценарий. Оформляется так же, как имя автора, отбивается пустой строкой.

Контактную информацию. Отступ слева – 8,25 см, сам текст нужно выровнять по левому краю. Здесь укажите свои данные или агента.

Даже если очень захочется дополнить текст рисунками и иллюстрациями, сдержите этот порыв. Титульный лист — не обложка книги.

Пример оформления титульного листа сценария «Мама не горюй».

Блоки, из которых состоит сценарий

Текст сценария, как конструктор, собирается из стандартных разделов. Каждый из них пишется и оформляется строго по своим правилам.

«Время и место действия»

С этого блока начинается каждая сцена. Состоит из трех частей: вид места, название и время суток. Таким образом вы сразу обозначаете, где будет происходить сцена. Вид места указывается сокращением «НАТ.» или «ИНТ.» — натура (съемки на природе) или интерьер. Запомните: между частями не ставятся ни точки, ни запятые, только пробелы.

Отступ от левого края — 3,75 см (1,5 дюйма), от правого края 2,5 см (1 дюйм).

Текст набирается заглавными буквами (капслоком).

Пример правильного и неправильного отступа.

«Описание действия»

Следующий блок после «Времени и места действия», пропускать его нельзя. Оформляется аналогично, но набирается по обычным правилам текста, строчными буквами. Выделяются заглавными только персонажи, появившиеся в сцене впервые. Следующий текст делается с отбивкой пустой строкой, чтобы его было легче читать.

Пример правильного оформления «Описания действия».

Совет: не стесняйтесь подробно описывать действие. Здесь вы можете развернуться как сценарист. Не нужно просто писать «герои целуются», «герои дерутся», «герои ссорятся». Лучше расскажите, как они тяжело дышат, улыбаются, ходят по комнате, роняют или разбивают от волнения предметы. Создавайте картинку при помощи слов. Но увлекаться деталями и становиться многословными тоже не стоит: старайтесь делать куски описаний короткими, но емкими.

«Имя героя»

Появляется перед речью персонажа после описания действия. С его помощью вы показываете, кто автор прямой речи. Если в литературных формах допустимо опускать имя персонажа в диалоги, то здесь строго подписывается каждая реплика.

Правила оформления: отступ от левого края всегда 10,5 см (4,2 дюйма), от правого — 2,5 см (1 дюйм). Не выравнивается по центру, а делается с отступом.

Пример правильных и неправильных отступов блока «Имя героя».

После «Имени героя» обычно идет реплика:

Как выглядит реплика героя.

Может быть и такая структура: «Имя героя», после «Ремарка» и, наконец, «Реплика».

Пример реплики героя с ремаркой.

При таком оформлении блоки друг от друга не отбиваются пустой строкой.

«Реплика героя»

Диалоги в сценариях оформляются не как в книгах или статьях, а отдельными репликами.

Правила разметки: отступ от левого края всегда 7,5 см (3 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма).

Пишется строчными буквами, по всем базовым правилам русского языка. Реплики разных героев обозначаются «Именем героя» и отбиваются пустой строкой.

Пример двух «Реплик героя». Здесь хорошо видно, как оформлять диалоги.

«Ремарка»

Правила разметки: отступ от левого края всегда 9,25 см (3,7 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма). Так она дополнительно выделяется в тексте и обращает на себя внимание.

Пишется в скобках, набирается строчными буквами, на новой строчке. В ремарке можно указать интонацию, описать, что делает персонаж во время речи.

Пример использования ремарок.

«Титр»

Всегда выравнивается по левому краю, но оформляться может по-разному. Например, идти следом после двоеточия или отдельной строкой с отбивкой и выравниванием по центру.

Пример трех корректных вариантов оформления «Титра».

Профессиональные сокращения

ИНТ — расшифровывается «интерьер», означает съемку сцены в помещении или павильоне (раньше использовалось сокращение ПАВ, сейчас редко).
НАТ — расшифровывается «натура», означает съемку сцены на природе или улице, в любой локация под открытым небом.
КРП — так обозначают крупный план.
ЗТМ — затемнение, которым обычно заканчивается сценарий (а начинается ИЗ ЗТМ — из затемнения).
ВПЗ — вне поле зрения, ремарка, когда герой говорит и находится на месте действия, но его не видно в кадре.
ПАН — панорама, когда камера двигается по полукругу.

Что еще почитать по этой теме:

Где посмотреть примеры оформления сценария

Пользуясь базами русских сценариев и переводов зарубежных, будьте аккуратны. Многие из них интересно почитать с точки зрения содержания, но брать как пример разметки их нельзя.

Советы опытных сценаристов

Каждый делает свою работу. Не надо думать за оператора и писать «камера наехала», «камера отъехала», постоянно выделять крупный и средний план. Оставьте эту работу специалистам.

Неважно, как зовут уборщицу. Вам не нужно придумывать имена всем родственникам и проходным персонажам фильма. Смело пишите роли в сюжете — УБОРЩИЦА, СОСЕД, КОЛЛЕГА, БАБУШКА У ПОДЪЕЗДА. Именно так, прописными буквами.

«Же не манж па си жур». Если в сценарии есть иностранные реплики, не нужно переводить их самостоятельно или с помощью гугл-переводчика. Пишите этот текст, как и основной, по-русски (не транслитерацией, а обычным русским языком). По правилам иностранная речь выделяется ремаркой «говорит по-немецки».

Насколько важно следовать всем этим правилам?

Конечно, важна не только форма сценария, но и его содержание. Если вы где-то ошибетесь с разметкой, выровняете текст по центру, забудете сделать пустую строку, гениальный текст это не испортит.

Но если вы новичок, лучше оформить сценарий по всем правилам. Особенно, если вы планируете подавать его на конкурсы: в их условиях прописываются все условия участия, в том числе требования к оформлению.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Показываем, какой приказ стоит издать, чтобы утвердить им программу торжественной церемонии награждения и план подготовки, проведения мероприятия с назначением ответственных.
Показываем сценарный план с подробным таймингом: в каком порядке кто что делает и говорит. Описываем тонкости, которые позволят вам избежать досадных недоразумений на церемонии награждения (исковерканных фамилий, растерянных выступающих, отсутствия необходимых фото о прошедшем мероприятии, неадекватной одежды и др.).

Торжества, праздники, церемониалы составляют немалую часть нашей жизни: и личной, и деловой. Поводов для организации торжественных мероприятий может быть множество, условно их принято делить на 3 основные группы:

  • государственные или связанные с государственной деятельностью мероприятия: вручение государственных премий и наград, возложение цветов к памятникам, участие в государственных праздниках, открытие памятников, участие в торжественных митингах и т.п.;
  • торжества, проводимые общественными организациями, творческими союзами, партиями, бизнес-структурами, рабочими коллективами: открытие новых объектов и памятников, награждение лучших по профессии или за вклад в развитие компании (сообщества), юбилей организации и т.п.;
  • личные и семейные праздники: юбилеи, годовщины, дни рождения, свадьбы и т.п.

Церемонии награждения – это всегда кульминационное событие для организации и сотрудников, торжественное мероприятие вручения награды победителю конкурса, соревнования, или лауреату премии. Часто церемонию награждения называют протокольным мероприятием, но это неверно, т.к. по факту эта церемония является официальным мероприятием, независимо от формы собственности организации (государственный церемониал строго регламентирован, в этой статье мы рассматривать его не будем).

Несмотря на то что на законодательном уровне понятия «протокольные мероприятия» и «официальные мероприятия» не установлены, следует ориентироваться на разъяснения Минтруда России 1, где

  • под официальным мероприятием следует понимать мероприятие, проведение которого подтверждено (санкционировано) соответствующим распоряжением, приказом и т.п.;
  • под протокольным мероприятием следует понимать мероприятие, при проведении которого предусмотрены сложившийся в результате внутриведомственных, национальных, культурных особенностей церемониал и (или) введение процедур протокола – документа, фиксирующего ход проведения мероприятия.

То есть в разговорной речи мы можем использовать формулировку «протокольное мероприятие», но при подготовке документов следует использовать «официальное мероприятие», чтобы в дальнейшем избежать недопонимания, например, со стороны налоговой службы.

Пакет документов

При подготовке к проведению официальных мероприятий можно взять за основу Регламент проведения официальных мероприятий с участием главы администрации субъекта Российской Федерации. Он предусматривает подготовку целого пакета документов:

  • приказ о проведении мероприятия;
  • сценарный план и сценарий проведения мероприятия;
  • программа пребывания (визита) делегации (если предполагается);
  • повестка дня мероприятия (если предполагается);
  • информационные материалы о проводимом мероприятии;
  • список участников мероприятия;
  • список выступающих, с указанием полного наименования должностей,…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий профессия инженер
  • Сценарий пятидесятилетия свадьбы
  • Сценарий против пожара
  • Сценарий профессия доярка
  • Сценарий пьяного дня рождения