Сценарий проведения диспута

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Диспут проводится в рамках патриотического воспитания школьников.

Цели:


  • содействовать развитию чувства любви к
    Отечеству, причастности к его судьбе,
    ответственности за его состояние и развитие,
  • создание и обеспечение возможности для
    активного вовлечения школьников в
    организованный процесс освоения знаний, умений и
    навыков, обеспечение условий для
    самообразования и самовоспитания ребят в сфере
    патриотического воспитания
  • сформировать навыки ведения диспута

Задачи:


  • выявить отношение школьников к проблемам
    патриотизма и помочь стать позитивными творцами,
    так как молодежь сегодня — это Россия завтра;
  • определить роль патриотизма в жизни
    современного общества; старших школьников
  • сформировать у школьников понятия и
    представления, связанные с патриотизмом.
  • формирование корректного, уважительного и
    внимательного отношения к мнению других людей.

Предварительная работа:

1. Мозговой штурм среди учителей, учеников

2. Анкетирование

Анкета составлена и обработаны результаты
группой старшеклассников (приложение
№1)

3. Формирование 2-х команд

Команда 1 отстаивает тезис «Патриотизм — это
мода. Сейчас стало модно и выгодно (в моральном и
материальном отношении) быть патриотом и
заявлять об этом».

Команда 2 отстаивает тезис «Патриотизм —
естественное чувство каждого нормального
человека. Нынешняя молодёжь гордится своей
страной».

4. Работа куратора с каждой командой:

1) помогает провести обсуждение вопросов
диспута внутри команды

2) проработка аргументации своей позиции
(используя доп. материал, СМИ);

3) определение вопросов
команде-противнику(работа с доп. материалом,СМИ)

4) свои выступления по 6 основным вопросам и
предварительные выводы по данной теме.

Основные вопросы диспута (они же даются для
подготовки командам).

Что такое патриотизм?

Что означает для вас слово Родина?

Гордитесь ли вы своей страной?

Что ты можешь сделать для своей страны?

Кто является патриотом в современной России?

Как воспитать патриотизм?

5. Школьная газета «Ветер перемен»- анонс и
тезисы

6. Подбор вопросов для обсуждения (приложение
№2)

7. Подбор афоризмов (приложение №3)

8. Составление презентации (приложение
4, приложение 5)

Сценарий проведения диспута

Входят под музыку «С чего начинается Родина»

Команды перед сценой.

Уважаемые ребята. Уже стало традицией
организация диспутов для старшеклассников на
актуальные вопросы современной жизни.

Для вас, конечно же, не секрет тема нашего
разговора, нашего диспута. «Патриотизм — это мода
или просыпающееся самосознание нации».

Напомню вам правила диспута

С уважением относимся друг к другу.

Чтобы высказываться, поднимаем руку.

Порядок выступлений определяет ведущий.

Своё мнение или позицию аргументируем фактами,
примерами из жизни, литературы, фильмов, СМИ и т.
д.

Признаём право каждого иметь свою точку зрения,
своё собственное мнение.

Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и
личности.

Любая страна рассыплется в прах если её граждан
не объединяет привязанность к земле на которой
они живут.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего
народа, но победы в войнах не всегда делают
страну счастливой и богатой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но
почему-то она не защитила нас от пьянства и
наркомании, не избавила от хамства и грубости,
пошлости и безнравственности.

Так что же такое патриотизм? Вопрос в зал

Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник,
patris — родина, отечество), любовь к Отечеству,
преданность ему, стремление своими действиями
служить его интересам.

Можно найти разные определения

У нас две команды

1-я отстаивает тезис «Патриотизм — это мода.
Сейчас стало модно и выгодно (в моральном и
материальном отношении) быть патриотом и
заявлять об этом»

2-я команда отстаивает тезис » Патриотизм —
естественное чувство каждого нормального
человека. Нынешняя молодежь гордится своей
страной»

Кто за первое утверждение? За второе? Подсчет
голосов, музыка «Родина-почти красавица»

Выступление команд (3 мин) Музыка, если
затягивают

Вопросы команд друг другу .Если есть, вопросы из
зала

Почему патриотизм сейчас в моде?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ-«Результаты тестирования»

Просмотр результатов тестирования.
Анализирует результаты ученик 11 класса.

Вопрос (в зал, пока команды обсуждают
результаты тестирования):

Как вы оцениваете результаты тестирования?

Очень краткий ответ команд на этот же вопрос.

Вопросы

А) С какого возраста могут проявляться
патриотические чувства?

Можно ли воспитать патриота?

Каковы истоки этого чувства?

Может ли человек неосознанно быть патриотом?

Б) Может ли настоящий патриот быть
националистом? Есть ли грань? Страшно ли
преступить эту грань?

Чем меньше у человека внутренней культуры, тем
проще его убедить в собственной
исключительности

Как вы можете проявить свои патриотические
чувства, сейчас и в будущем?

(патриотизм — долг)

Можно ли гордиться своей страной? Когда вы
испытывали это чувство? За страну? За себя?

Что ТЫ можешь сделать, чтобы жители нашей
страны чаще испытывали гордость за нее?

Так что же такое патриотизм — это мода или
просыпающееся самосознание нации? Подсчет
голосов . Музыка

В человеке порядочном патриотизм есть не что
иное, как желание трудиться на пользу своей
страны, и происходит не от чего другого, как от
желания делать добро, сколько возможно более и
сколько возможно лучше. Николай Александрович.
Добролюбов (литературный критик,
публицист)(1836-1861)

Ученица 9 класса читает стих:

Анна Ахматова

               
Родная земля
И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
1961 Ленинград

Диаграмма по результатам голосования.

— Что понравилось, что не понравилось, что
изменить, было ли лично для вас обсуждение
полезным?

Сценарий диспута «Патриотизм: знак вопроса?»,  проведенного в 7 классе МКОУ «СОШ №2 р.п.Дергачи».

(классный руководитель Самойлова С.А)

ЦЕЛИ ТЕМЫ:

  1. воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;
  2. продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;
  3. развивать ценностные ориентиры и социальную активность учащихся;
  4. формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Основные понятия : Родина, патриотизм, патриот, патриотичный, толерантный, толерантность, национализм, шовинизм, геноцид.

ОФОРМЛЕНИЕ :

-Музыкальная заставка: песня в исполнении Марка Бернеса,

-Эпиграфы,

-Словари: русского языка, философский,

-«Перекличка веков» (составитель В.Г.Носков),
— «Русский фольклор» (составитель В.Аникина),
— «Русские пословицы и поговорки» (состав. В.Аникина)

СЛОВАРИК ДИСПУТАНТА

ДИСПУТ – слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее в диспуте, в спорах. Диспутанты, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

АРГУМЕНТИРОВАТЬ – доказывать, приводить доводы, аргументы.

ДЕБАТЫ – обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.

ОППОНЕНТ – лицо, возражающее кому-либо в диспуте; противник в споре.

СПОР – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

СПОРЩИК – человек, который спорит, любитель спора.

ЗАКОНЫ ДИСПУТА

  1. Здесь нет наблюдающих. Каждый — активный участник разговора.
  1. Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется. 
  1. ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ!
  2. Идея стоит спора. Спорь — да не вздорь!
  1. Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута. 
  1. Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит … Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
  1. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа-ты, по крайней мере, испытываешь удовольствие от борьбы.  
  1. Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, чётче определишь свою позицию.

Подготовка к диспуту: 

  1. Составить вопросы для обсуждения.
  2. Провести анкетирование «Что значит Родину любить?»
  3. Подобрать цитаты по теме.
  4. Оформить класс.
  5. Подобрать музыкальное сопровождение.
  6. Выступление по вопросам.

Форма проведения урока: КСО (коллективный способ обучения)

Учащиеся работают в малых группах.

Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». (Н.М. Карамзин)

«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (В.В. Путин)

Ход диспута:

Эпиграфы  «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей Родины» (Дж. Кеннеди)

«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился»

1. Вступительное слово учителя

                                       НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество . Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Патриотизм: знак вопроса”. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории,
сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и
полным созидательной энергии людям. 

II. Проведение дискуссии.

Слово учителя:

Человек рождается ,чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству . Родная мать, дом ,где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа- такие простые и   теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах,  ведь они хранятся в самом сердце.

Вспомните песню Марка Бернеса «С чего начинается Родина?» . Я уверена, что она знакома каждому из нас.(включается звукозапись песни М.Б. «С чего начинается Родина?»)

Вопросы для обсуждения:

  1. Ребята, с чего начинается Родина для вас?

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

“С чего начинается Родина?”

    Как прекрасна Россия – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.

(Лаврентьева Д)

“    Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” — так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
                                                                                                     (Юсупова Л)            

  “Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … — писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать:

“Это моя Родина, моя Россия!”.                                                                                                

(Шутов Ю)

Слово учителя:                                                                                                            

— Я разбила класс на три группы. Перед вами вопросы, ответ на которые мы должны сегодня получить и обсудить. Я надеюсь, что вы будете активны .

1 группа.

1.Как вы понимаете слова «Родина» , «патриотизм»?

2. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

3.Готовы ли вы посвятить себя и свою жизнь процветанию России?

Вывод:

(самое главное дело ваше сейчас — учиться, чтобы потом применить свои знания и умения на пользу Родине)

Словарная работа:

Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой  он состоит.

Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

                                                    Д.Н.Ушаков.  Толковый словарь русского языка)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины

                                                                                            (Философский словарь)

Патриот- человек, который любит свою страну и готов ее защищать.

Работа над понятием Родина, «патриотизм», «патриотический» в словарях (индивидуально ).

Слово учителя: Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней, как говорил великий русский писатель А.Н.Толстой.

— 2-3 группа ,что может добавить?

2 групп 1 . Гордитесь ли вы тем, что живете в России? Гордитесь ли вы своей страной?

Слово учителя: В последнее время принято ругать  недавнее прошлое нашей страны. Мне ,кажется, что  ругать свою историю,- это все равно ,что придавать анафеме ( неприятию , проклятию) своих родителей. Мы  должны любить  свою страну такой, какая она есть. С достижениями и поражениями, и ,конечно же , нам хочется, чтобы она была лучше ,чтобы люди были счастливы, чтобы не было войны, насилия ,зла.

2. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране?  Хотели бы вы уехать из России?

                     3.  Нужно ли патриотическое воспитание в школе?                                                                                                            

Что можете или хотите добавить? Согласны с мнением этой группы ребят?

3 группа: 1. Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?

                    2. Вы за или против службы в армии?

                    3 .Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны?

                        Сделаем вывод: В чём же, проявляется патриотизм?

Ответы каждого участника.

Патриотизм проявляется:

— в любви к своему Отечеству;

— в гордости за свой народ;

— в любви к культуре своего народа;

— в любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей  

   жизни;

— в желании процветания своей Родины;

— в деятельности на благо Родины;

— в готовности охранять и защищать свою страну;

— в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам  

  своих предков.

Слово учителя: Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.

Давайте обратимся к истории, вспомним те события, о которых мы должны помнить всегда,  потому что все они связаны с защитой Отечества.

Слово директору районного краеведческого музея Леушиной Татьяне Владимировне ( презентация, в которой рассказывается о подвиге защитников Отечества, начиная с 1 Мировой войны и заканчивая нашими днями).

III. Рефлексия.   В конце дискуссии мне хочется привести слова выдающегося русского мыслителя ХХ века Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить! Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».

Вы, юное! Беспокойное громкоголосое племя… На вас падает отблеск славы воинов-победителей в Великой Отечественной войны и доблесть защитников нашего Отечества всех времён. Может быть, наступят такие времена, когда люди перестанут воевать, но принципы воспитания, формирующие мужество, останутся в русском народе.

Так, какие же вы: мальчишки и девчонки наших дней? Сможете ли вы поддержать честь и славу нашей Родины? Это покажет время. А пока… Я предлагаю вам составить представление о себе как о патриоте своей Родины, оценив по пятибалльной шкале ряд качеств образа «Я – Патриот!». И подсчитать средний балл. Для этого нужно сумму баллов разделить на 8.  

— Гражданин России;                                         ……   баллов

— патриот своего народа;                                   ……   баллов

— интернационалист;                                          ……  баллов

—  испытываю гордость за своё Отечество;       …… баллов

— сочувствие состраданиям своего народа;      ……   баллов

— готов к защите Родины;                          ……  баллов

— уважение к отечественной истории;              ……  баллов

— вера в будущее России.                                   ……   баллов

(Выполняют задание)

Кто-нибудь хочет высказаться по поводу получившейся оценки?

(высказывания учеников, учителя)

Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.

Я хочу прочесть вам стихотворение. Оно мне очень понравилось. А написала его ученица одной из московских школ:

Храни огонь родного очага!
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что для тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!

                                          Благодарю всех за участие.

Приложение.

1 группа.

1.Как вы понимаете слова «Родина» , «патриотизм», «патриот»?

2. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

3.Готовы ли вы посвятить себя и свою жизнь процветанию России?

 В чем проявляется патриотизм?

2 группа

1.Гордитесь ли вы тем, что живете в России? Гордитесь ли вы своей страной?

2. Хотели ли вы жить и родиться в другой стране?  Хотели бы вы уехать из России?

 3.  Нужно ли патриотическое воспитание в школе?  

      В чем проявляется патриотизм?

3 группа.

1.Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?

  2. Вы за или против службы в армии?

   3. Интересуетесь ли вы героическим прошлым нашей страны?

       В чем проявляется патриотизм?

Анкета.

«Я – Патриот!».

— Гражданин России;                                         ……   баллов

— патриот своего народа;                                   ……   баллов

—  испытываю гордость за своё Отечество;       …… баллов

— сочувствие состраданиям своего народа;      ……   баллов

— готов к защите Родины;                                    ……  баллов

— уважение к отечественной истории;              ……  баллов

— вера в будущее России.                                   ……   баллов

Сценарий диспута «Благо творить – это лучшее чудо»

Автор: Агалакова Ольга Александровна

Организация: ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Минобороны РФ

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Направление воспитательной работы: нравственное воспитание.

Форма проведения: диспут.

Цель: развитие способности к состраданию, эмпатии воспитанников.

Задачи:

  • актуализировать понятия «милосердие», «добродетель», «сострадание», «благотворительность»;
  • формировать потребность воспитанников в совершении благих дел, добрых поступков;
  • вовлечь воспитанников в волонтёрское движение.

Участники диспута: педагогические работники, обучающиеся 5-9 классов.

Образовательные технологии:

  • ИКТ – использование мультимедийных ресурсов;
  • Проблемное обучение – постановка проблемных вопросов, поиск решения, выражение решения;
  • Обучение в сотрудничестве – активная совместная деятельность.
  • Личностно-ориентированное обучение – развитие эмоциональной сферы, эмпатии.

Авторская идея: показать парадоксальность ситуации «милосердие на войне» и раскрыть естественность проявления человеколюбия для военного человека, важность этого качества для защитника Отечества.

Звучит музыка Грига.  На экране слайд  со словами:

«Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать»

                                             (Ф.И. Тютчев)

ВЕДУЩИЙ:

Здравствуйте, друзья! Сегодня наш разговор пойдёт о милосердии. Слово это уже стало забываться, выходить из употребления. В словаре Ожегова даётся следующее определение этому понятию: милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Действовать без милосердия – действовать жестоко.

Ведущий представляет участников диспута

На экране демонстрируются кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя»

(рассуждения персонажей о милосердии)

ВЕДУЩИЙ:

Только что вы видели кадры из культового фильма с участием Владимира Высоцкого. Его герой, сотрудник московской милиции Глеб Жеглов завоевал симпатии миллионов зрителей благодаря своей храбрости, силе духа, честности. По сюжету фильма он был вынужден проявлять жёсткость и к слову «милосердие» относился весьма скептически.

Действовать жёстко и даже жестоко часто приходится и на войне. Как вы считаете, должен ли человек, избравший военную профессию, испытывать милосердие, сострадание, человеколюбие, или эти чувства применимы лишь в мирной жизни?

Участники отвечают на вопрос, рассуждают о понятиях «мораль», «право», «приказ», о том, что по этому поводу говорил Александр Васильевич Суворов (он наставлял своих солдат: «с пленным быть милосерду – солдат не разбойник. Грех напрасно убивать, (надо) поражать неприятеля человеколюбием»)

ВЕДУЩИЙ:

Какие вы можете привести примеры человеколюбивого, сострадательного отношения к людям на войне?

Участники отвечают на вопрос

ВЕДУЩИЙ:

Расскажу  историю: одна пожилая женщина вспоминала, как они с сестрой, две девочки, жалея пленных немецких солдат, которые после войны строили в нашем городе дома, давали им свой хлеб (а время было голодное). И так делали не только они.

Милосердие на войне…Звучит парадоксально. А ведь раньше именно так называли медицинских сестёр. Одна из первых сестёр милосердия, оказавшихся на войне – Юлия Вревская.  Баронесса, друг И.С. Тургенева, во время русско-турецкой войны — сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста.

Что мы знаем о сёстрах милосердия?

В годы первой мировой войны сёстрами милосердия были русские женщины из аристократических семей. Привыкшие к балам, гувернанткам, бархату и шёлку, они шли на войну, в полевые госпиталя, понимая, как много жизней будет зависеть от их милосердной сострадательной помощи. Одна из них Римма Иванова.

Давайте посмотрим видео-сюжет о ней.

На экране видео-сюжет о Римме Ивановой

Римма Иванова погибла. Была ли её жертва напрасной? Как милосердие связано с готовностью к самопожертвованию?

Участники по очереди отвечают на вопрос, приводят примеры

ВЕДУЩИЙ:

Напомню одно имя: Януш Корчак (слайд) – рассказывает о подвиге Я. Корчака.

Звучит музыка

Нельзя не вспомнить жителей блокадного Ленинграда…Известно много случаев, когда люди отдавали свои и без того мизерные кусочки хлеба, спасали других ценой собственной жизни. Вспомним «Дорогу жизни» — шофёры вели свои машины с продуктами для ленинградцев под бомбами, часто уходя под лёд вместе с машинами.

Недавно по телевидению показали документальный фильм «Когда исцеляло только сострадание». Одна из героинь фильма, жительница блокадного Ленинграда вспоминает, как девочка-школьница спасала своего маленького брата, отдавая ему весь свой хлеб.

Мальчик выжил, а девочка умерла. И это, как говорила блокадница в фильме, была прекрасная смерть.

Да, нередко мы сталкиваемся в жизни и с проявлением жестокосердия.

На экране демонстрируется видео-ролик «Милосердие».

Суворовец читает стихотворение М. Лермонтова.

У врат обители святой

Стоял, просящий подаянье,

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

ВЕДУЩИЙ:

Сострадание является естественным состоянием человека или его надо воспитывать с детства?

Участники  отвечают на вопрос

ВЕДУЩИЙ:

Французский философ Мишель Монтень сказал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». Это очень хорошо понимало руководство кадетских корпусов дореволюционной России. Благотворительная деятельность была там широко развита. Иногда несколько воспитанников с разрешения администрации корпуса ездили в ближайшие села, чтобы лично отвезти продукты бедным детям. Воспитанники три раза в неделю жертвовали свою порцию хлеба для голодных детей.

В 1875 году в нескольких кадетских корпусах было основано так называемое братство Николая Чудотворца. В него входили представители земства, дворянского собрания, горожане. Многие выпускники корпусов, будучи офицерами, также считали себя членами этого братства. На членские взносы или пожертвования содержались в корпусах неимущие воспитанники, оказывалась материальная помощь попавшим в трудное положение выпускникам, воспитателям. Показательно, что многие выпускники на протяжении всей жизни продолжали участвовать в работе подобных обществ, поддерживали переписку с родным учебным заведением, помогали друг другу в различных жизненных ситуациях.

Как вы считаете, какое место в современном мире отводится милосердию и состраданию?

Участники отвечают на вопрос

ВЕДУЩИЙ:

Есть одно хорошее высказывание «Добро существует лишь там, где его постоянно творят».

Два мира есть у человека –

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.  

Это стихи Николая Заболоцкого, которые возвращают нас к разговору о благотворительности.

ВЕДУЩИЙ:

Суворовцы нашего училища поддержали кадетские традиции благотворительности. Вот наша летопись добрых дел (демонстрируются слайды об участии суворовцев-волонтёров в благотворительных акциях):  участие в благотворительных акциях и проектах городского и всероссийского уровня «Шаг навстречу», «Подари праздник детям», «Ты ему нужен», «Ёлка желаний», «Дорогами добра». В ходе этих акций воспитанники детских домов, дети-инвалиды получили новые игрушки, книжки, подарки к празднику. Пожилые одинокие люди, ветераны войны и труда тоже нуждаются в нашем внимании, в общении. Беседуя с суворовцами за чаем в домашней обстановке, они с удовольствием рассказывают ребятам о своей жизни, подвигах, а это порой лучше, чем учебник истории, учит суворовцев быть настоящими гражданами и патриотами.

Звучит музыка

Все мы живём и мечтаем по-разному,

Но чудеса не придут ниоткуда,

Просто понять нужно каждому:

Благо творить – это лучшее чудо!

Наш диспут подошёл к концу. До свидания, друзья, до встречи!

Опубликовано: 17.09.2016

автор: Щербакова Ольга Валерьевна

учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №12” мо г. Ноябрьск

“Книга и экран. Грани взаимодействия” Сценарий диспута.

Щербакова Ольга Валерьевна, 

учитель истории

МБОУ СРОШ №12 г. Ноябрьск

Сценарий диспута «Книга и Экран. Грани взаимодействия»

Тема: Книга и Экран. Грани взаимодействия.

Форма: Диспут. 

Ход диспута

  • Организационный момент. Приветственное слово. 

– Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые взрослые. Сегодня у нас с вами  встреча, по окончании которой, уверена, мы вместе сможем ответить на ряд важных для каждого вопросов. О теме чуть позже.  

  1. Актуализация.

А  начну я вот с чего. Передо мной тревожная статистика из рубрики

«Чтение в России перестало быть национальной ценностью». Цитирую: «Особенно сильно сегодня проявляется кризис детского чтения. В структуре досуга детей чтение ушло на 4 – 6 место. 25% школьников практически не читают на досуге. Для значительной части нынешних детей, чтение всего лишь учебная деятельность, не вызывающая радости. Среди детей большое количество «слабых» читателей, читающих только по школьной программе. 

Специалисты разных областей: психологи, педагоги, социологи, 

криминалисты, – утверждают, что нечитающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества.

Нам важно было узнать мнение о причинах невысокого интереса к чтению подростков, и вы помните, что был проведён опрос среди учащихся

10 – 11 классов, т.е. среди вас. 

И вот какие причины невысокого интереса к чтению вы указываете: 

Первая – увлечение телевизором (21%);

Вторая – другие источники знаний (19 %); (компьютер, Интернет)

Третья – снижение интереса к чтению в обществе (13%); 

Четвертая – вообще меньше стало интересной лит-ры (7%);

Пятая – современная литература ничему не учит (3%); 

Шестая – усиление прагматического подхода к жизни (7%).

                                   ( то есть потребительского)

Уверена и, думаю, вы со мной согласитесь, что каждая названная вами причина – это тема для отдельно взятой дискуссии. Поэтому предлагаю сегодня остановиться на первой это «Увлечение телевизором», можно сказать шире – «Экранной культурой», которая заполонила всё вокруг и создаёт препятствия к чтению. Итак: 

«Книга и экран: грани взаимодействия».

Ребята проведём диспут. 

Для начала вспомним правила поведения во время спора.

 (На доске Диспут и правила диспута).

Диспут – публичный спор на научную или общественную тему.

А эта тема общественно важна.

Правила диспута:

  • Прежде чем спорить, подумай, о чём будешь спорить.
  • Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
  • Начиная спорить, ясно и определённо выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
  • Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
  • Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчётливо, точно. Старайся говорить своими словами.
  • Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего «противника».
  • Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

И не забывайте главное правило: Что только в споре рождается истина

               Мы должны вместе с вами подойти к некой важной истине. Так как в ходе диспута будут высказываться разные точки зрения, необходимо будет прийти к общим мнениям,  в этом нам помогут наши эксперты:

Для начала предлагаю просмотреть следующий видеофрагмент из известного всем кинофильма.

(Видеофрагмент из кинофильма «Москва слезам не верит»).

После первого фрагмента: 

Что 20 лет в жизни человека? А что 20 лет в жизни человечества? 

Много это или мало?

Через 20 лет герой фильма опять повторяет туже фразу.

И опять прошло 20 лет. Что изменилось в жизни общества? 

Много, но книга жива.

Вопрос: Заменит ли экран книгу? 

Диспут 1.

Обсуждение.

Вопросы:

–   О чём говорили герои?

–   Как часто вы смотрите телевизор?

–   Какие передачи предпочитаете?

–   Сколько времени, примерно в день вы проводите у телевизора, видео,

     компьютера?

–   Сколько за чтением книг?

–   Какие книги вы предпочитаете читать? 

(3 направления лит-ры:  художественная, познавательная, массовая) – опрос

    ответ – развлекательного характера.

–   Где вы берёте книги?     Посещение библиотеки (опрос)

–  Вы как будущие родители хотели бы, чтобы ваши будущие дети читали, в том числе художественную литературу?     

Вывод экспертов:

Вывод: Время диктует новые условия, но экран не может полностью

заменить книгу

Но модель чтения меняется, то есть меняются запросы читателей.

Предлагаем вашему вниманию старую модель чтения.

Как относились к чтению ваши родители? Много ли они читали?

Что вы слышали об этом?

Старая модель чтения Новая модель чтения (строят сами)
Любовь к чтению (Высокий статус чтения, престиж, обязательность регулярного чтения) – единственный источник знаний Практический подход к чтению – Книга уступает другим источникам информации.

Невысокий статус, непрестижно.

Позитивное отношение к  библиотеке (частое посещение библиотеки, знание её фондов) – положительное Библиотеку посещают меньше.
Разнообразный репертуар чтения  Функциональное чтение (деловое, прагматическое)- по необходимости. 

Досуговое чтение (более поверхностный и развлекательный характер)

Наличие у ребёнка многих «любимых книг» литературных героев Затрудняются назвать. И не всегда это книжные герои, а чаще киногерои.
Небольшая доля «чтива» (литературы низких художественных достоинств) Много литературы низких художественных достоинств.
Преобладание чтения книги, а не журналов. (книг очень мало, они дефицит Возросла популярность журналов среди юной аудитории.

А новую модель чтения предлагаем составить вам самим, в соответствии с потребностями современного читателя. (анализ старой модели, по пунктам)

Обсуждение:

Современными учёнными была составлена следующая модель чтения. Сравните, совпадает она с вашей или нет. ( на экране)

Возвращая вас к теме сегодняшнего диспута, попрошу высказаться, ответив на вопрос: 

Вопрос: «Как влияет телевидение на читательскую деятельность детей и подростков?»

Диспут. 2

Обсуждение.

Вопросы: 

– Что даёт телевидение человеку? Сначала положительное влияние, затем отрицательное.

Помогает: Вредит:
Информация Фильмы-ужасы – психика людей Боевики – убийства
Экономическое  и политическое воспитание Мыльные оперы – фильмы ни о чём
Познавательные программы: знания о природе, мире Много ненужной информации
Программы о здоровье Портится зрение
Итог: Развивает Понижает уровень культуры.

Ничего не развивает.

–  Мешает ли вам телевидение как читателю?

–  Какие образы навязывает телевидение?

–  Когда проявляется большая самостоятельность?

– К чему может подойти человечество, если оно откажется от книги?

– Возможно ли это?

Выводы экспертов: С нашей точки зрения, влияние телевидения на читательскую деятельность детей и подростков проявляется в следующем: 

– меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно – повестях и романах); 

– меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и видеопрокате, – детективам, триллерам,  «фэнтези», «ужасам», «кинороманам»); 

– предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда и популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов); 

– происходит упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия, в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков.

Вопрос: Как вы относитесь к экранизированным произведениям?

Если мы с вами уже заговорили об экранизированных произведениях, прошу ответить на следующий вопрос.

 Вопрос: Что, по-вашему, мнению лучше: прочитать произведение или посмотреть фильм, в основу которого положено это произведение?  (на экране)

Диспут 3.

Вопросы: 

         –   Легче посмотреть или прочитать?

–   Что даёт человеку чтение и просмотр?

Нужно самому потрудиться.       Готовая информация. 

Итак, чтение это труд, а просмотр чаще превращается в развлечение

 (об этом многие из вас говорили в анкетах)

– Не возникало ли у вас желания после просмотра экранизации произведения обратиться к первоисточнику? Или наоборот?

 – Назовите удачные и неудачные экранизации.

Проведём с вами небольшой эксперимент. 

Сначала прочитаем произведение, а затем посмотрим экранизацию.

Предлагаю вашему вниманию рассказ  М. Зощенко, писателя-сатирика, творившего в 30-е годы 20 века: «Свадебное происшествие»

Сравним с видеофрагментом.

Видеофрагмент. 

Обсуждение.

Вопросы: 

         – Чем отличается версия режиссера?

         – Какие события взяты из произведения?

         – Что дополнил режиссёр?

         – Ухудшило это, или нет? 

         – Что не удалось реализовать режиссёру?

Вывод экспертов:

Кино превосходит литературу в своей палитре выразительных средств;

Образы, колоритны.

Литература же оперирует словом, в котором сконцентрирован опыт предшествующих поколений. Книга – искусство слова.

Экранизация принципиально не может совпадать с текстом литературного произведения, так как у кино и литературы разный набор художественных средств и возможностей, а у каждого режиссера  ещё и своё видение экранизируемого текста. 

Точка зрения режиссёра не всегда совпадает с мнением автора.

Режиссер навязывает своё мнение о герое.

В книге своё собственное восприятие, а собственное мнение очень важно.

Таким образом, чтение не может быть заменено просмотром фильма, так как у читателя при прочтении произведения может возникнуть и своё собственное мнение.

Вывод (итоговый): Книга и Телевидение – две великие силы. Художественный текст и кино-, телеэкранизация взаимно дополняют друг друга.  Грамотный читатель и грамотный зритель – одно не исключат другого.

Человек духовно развивается, духовно обогащается, таким образом, выбор за вами.

Заключение:

Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у книги будущее. Она ответила: «С таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы? У детской песенки? Лучше спросить: есть ли будущее у человека? Оно есть у человека, оно есть и у книги. Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги также нужны как хлеб и соль. Итак, будет, сколько не изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заменителей». 

Вы – подрастающее поколение. В ваших руках многое. Вы способны на создание  творческих проектов, которые смогли бы удовлетворить как информационные, так и культурные потребности современного детства.

Читайте, узнавайте, спорьте.

Благодарю вас за участие.

Сценарий проведения мероприятия — диспута среди учащихся 10-11 классов «Серьёзный разговор»

Сценарий проведения мероприятия — диспута

среди учащихся 10-11 классов

«Серьёзный разговор»

Форма проведения:

Мероприятие — диспут

Цели классного часа

1. Познакомить школьников с последствиями употребления наркотиков.

2. Выработать у школьников негативное отношение к первой пробе любого наркотического средства.

3. Научить определять людей с преступными намерениями увлечь наркотиками (формирование навыка безопасного поведения и противостояния контактам с употребляющими наркотики).

Оборудование:

1. мультимедийный комплекс

2. памятки для учащихся.

Ход мероприятия

Учитель:

— Добрый день, уважаемые друзья! В этот погожий летний день мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную тему, серьезно поговорить.

(слайд 2)

— Практически каждый школьник слышал о вреде наркотиков, но почему-то именно в старших и средних классах некоторые парни и девушки попадают в компании, где впервые употребляют эти вещества. Почему популярность запрещенных препаратов растет, несмотря на то, что к этой проблеме приковано внимание общественности? Все просто: запретный плод во все времена хотелось вкусить и испробовать, а, раз попробовав наркотики, отказаться очень непросто.

(слайд 3)

В настоящее время наркомания приобрела поистине угрожающий размах. В течение последних 6 лет распространённость наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз. Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в организм достаточно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в ад. Одним из таких наркотиков является спайс.

Спайс остается опасным психоактивным веществом. Какие последствия курения спайса? Если не тянуть кота за хвост и сказать коротко, то употребление спайса приводит к слабоумию. А если потянуть, то можно также рассмотреть такие симптомы, как ухудшение работы выделительной системы. Почки со временем забиваются токсинами и шлаковыми веществами настолько сильно, что фильтровать химикаты, которые попадают в организм, они уже не в состоянии. Следовательно, это может выразиться в остром пищевом отравлении. Большинство продуктов, которые мы едим, полны химией, а вывести эту химию почки нам не дадут. Итак – почечная недостаточность. Кроме нее, также в комплекте можно получить проблемы с печенью, которая тоже не скажет вам спасибо за отходы, бережно в нее уложенные. Репродуктивная система страдает в еще большей степени. Несмотря на то, что химически вред конопли выражен больше, вреда от курения спайса больше в разы. Это потому, что он очень сильно действует на психику человека, а значит, очень активно работает с мозгом. Внедряясь, через мозг, благодаря своим составляющим, люди становятся бесплодными. И на этом можно было бы закончить. Однако это еще не все последствия курения спайса. Самое страшное – это разрыв с реальностью. Человек видит галлюцинации, не понимает, где он и что он делает. В нашей стране уже было зафиксировано более 100 случаев, когда подростки, да и не они одни, сбрасывались с крыш и выпрыгивали из окон своих домов, в результате чего умирали на операционном столе, или даже не доживали до того момента, пока на него попадут. Последствия приёма спайса поистине ужасающи. Известны случаи, когда человек умирал всего от одной затяжки этой курительной смеси. Стоит ли сомнительное наслаждение и визуальные галлюцинации вашей жизни? Стоит ли это наслаждение тех страданий, которыми вы потом будете за него платить?

Если вы однажды столкнётесь с подобным выбором, вам необходимо знать не только об иллюзиях, которые предположительно дают наркотики, но и представлять ту грязь, пошлость и самоунижение, с которыми рано или поздно можно столкнуться.

(слайд 4)

Проблема потребления наркотиков  существует на протяжении сотен лет во всех цивилизованных странах. Но, сегодня общественность говорит о том, что эта проблема приняла масштабы эпидемии.(слайд 5) Как вы считаете, почему молодые, красивые, талантливые люди начинают употреблять наркотики? ( Предлагаю обучающимся назвать возможные причины и мотивы, побуждающие молодёжь употреблять наркотики.)

(Слайд 6)

Действительно, по данным статистики ваши сверстники ответили так :

— Сегодняшнее мероприятие в рамках программы «Антинарко» мы проводим в форме диспута. Предлагаю вспомнить, основные правила его проведения:

(слайд 7)

1. В диспуте все равны. Здесь высказываются свои мнения и никто никого не поучает.

2. В процессе проведения диспута каждый должен быть активным участником, а не пассивным наблюдателем.

3. Прежде чем высказывать свое мнение и отстаивать его, подумай, о чем будешь говорить. (слайд 8)

4. В процессе дискуссии не искажай мыслей и слов других выступающих, говори искренне, относись к высказыванию ответственно.

5. Начиная дискутировать, ясно и четко выскажи ту мысль или положение, которое будешь отстаивать или доказывать.

6. Доказывая или отвергая, говори ясно и просто, желательно своими словами. Отнесись ответственно и к тому, что доказываешь, и к тому, что опровергаешь.(слайд 9)

7. Если доказано, что твое мнение ошибочно, имей мужество признать правоту своих оппонентов. Отнесись к этому спокойно, как к неоспоримому факту.

8. Веди дискуссию спокойно, ничем не оскорбляя своих оппонентов.

9. Если хочешь быть правым, сумей убедительно доказать свою правоту.

— Существует много мифов о наркотиках, способах и последствиях их употребления.(Предлагаю обучающимся обсудить данный вопрос. Обучающиеся высказывают мнения, основываясь на материалы. После каждого выступления подводим итог).

(Слайд 10)

Миф 1. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.(слайд 11)

Реальность. Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное употребление наркотика приводит к зависимости. (слайд 12)

Миф 2.Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия.(слайд 13)

Реальность. Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции, как и при выкуривании первой сигареты. Появляется тошнота, рвота, головокружение и т.д. Более того, эйфория от  3-4 доз быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать ещё один день. (слайд 14)

Миф 3. Наркотики бывают «лёгкими» и «тяжёлыми». Травка – «лёгкий» наркотик, не вызывающий привыкания. (слайд 15)

Реальность. Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени. (слайд 16)

Миф 4. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения. (слайд 17)

Реальность. Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных, создаваемых  произведения искусства под «кайфом». (слайд 18)

Миф 5. Наркоманами становятся только слабые и безвольные. (слайд 19)

Реальность. Зависимость от наркотиков – это заболевание, и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли. (слайд 20)

Миф 6. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет. (слайд 21)

Реальность. Любой способ употребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ – на более сильные. Это закон для всех без исключения. (слайд 22)

Миф 7. Наркотики помогают решать жизненные проблемы… (слайд 23)

Реальность. То, что проблем прибавится, в частности, с законом и со здоровьем, это однозначно. Обнаружение всего лишь одной папиросы с «травкой» достаточно для привлечения к уголовной ответственности с 16 лет (статья 228 Уголовного кодекса РФ лишение свободы до 3-х лет). А про СПИД, гепатит и другие смертоносные вещи говорить не приходится. (слайд 24)

Миф 8. Если попробовать наркотик только один раз, то ничего страшного не случится… (слайд 25)

Реальность. Даже однократное употребление приводит к тому, что 14% подростков становятся наркоманами.

(обсуждение, выявление граней между мифами и реальностью)

— Сегодня мы с вами обозначили одну из актуальных проблем нашего общества. Мы говорили о проблеме наркомании в современном мире, о причинах и мотивах употребления наркотиков.

(слайд 26)

— Далее вашему вниманию я предлагаю фильм о последствиях употребления наркотиков. Многие думают, что это беда не коснется ни их самих, ни их близких. Герои этого страшного фильма тоже так думали, и вот, что из этого вышло….

Просмотр фильма (10 мин)

— Фильм поистине трагичен. Какие чувства эти кадры вызвали у вас? (обсуждение)

— Стоит ли рисковать жизнью ради мимолетной эйфории? (обсуждение)

— Мы все встречаемся со сложностями в жизни, ищем удовлетворенности, счастья. Но прежде чем решить, что ваше счастье и смысл жизни в наркотике, подумайте о последствиях. Помните также, что лечить наркоманию очень и очень трудно. Знайте, что на вас идет охота. Те, кто предлагают попробовать наркотики, не заботятся о вашем душевном состоянии, они лишь ищут жертву, которая даст им возможность быстро и много заработать. Не позволяйте себя обмануть и заманить в лабиринт, из которого можно так никогда и не найти выход.

(Всем участникам сегодняшнего диспута раздают памятки «Как уберечь себя от наркотиков»)

Диспут — публичный спор на определенную тему. Проведение диспута способствует не только воспитанию активности, но и творче­скому отношению молодежи к важнейшим событиям и явлениям на­шей жизни. Свободный обмен мнениями заставляет школьников глубже, всестороннее осмыслить окружающую действительность, а также подвергнуть анализу свои взгляды и убеждения. Чаще всего они проводятся со старшеклассниками или со старшими подростками. Лучше проводить диспут в специально выбранном месте (в зале, школьном музее и т.п.); если диспут проводится в классной комнате, то ее следует оформить плакатами, правилами ведения спора и т.п.

Методика организации и проведения диспута - Подготовка к диспуту

Подготовка к диспуту

1. Выбор темы, ее утверждение. Можно провести анкети­рование на темы: «Какие вопросы тебя особенно волнуют, и ты
не находишь на них ответа?», «О чем бы ты хотел поспорить, поговорить откровенно с товарищами?» и др.

2. Формулирование вопросов по выбранной теме. Реко­мендуется сформулировать три-четыре вопроса, но чтобы они звучали проблематично. Например, существуют ли критерии современного человека? Быть современным — значит быть мод­ным. Согласны ли вы с таким утверждением? и т.п.

3. Собственно подготовительный период, главной задачей которого является изучение мнения коллектива по выдвинутым во­просам, включает в себя следующие моменты: а) анкетирование по вопросам диспута; б) составление анкетных карточек, противопо­ложных по мнению (с них-то можно и начать диспут: зачитать одну, потом — другую, попросить каждого доказать свое мнение по поводу выделенных точек зрения); в) изучение учащимися рекомендован­ной литературы; г) инсценирование (или «модель») будущего дис­пута: за несколько дней до диспута рекомендуется собрать несколь­ко самых активных учащихся класса для выяснения их мнения по вопросам диспута. Это могут быть члены временной инициативной группы. Не навязывая своего мнения, педагог просит этих школьни­ков подготовить более тщательно свои выступления для того, чтобы на диспуте они дали «толчок» для начала общего спора

Формулировка темы должна быть острой, проблематичной, будить мысль учащихся, заключать в себе нравственную или эстетическую проблему, которая в жизни, в литературе решается по-разному, вызывает противоречивые суждения. Таким образом, педагогически ценной является такая тема диспута, которая взволнует учащихся, «заденет их за живое», привлечет внимание своей необычностью, новизной.

-Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить.

-Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.

-Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

-Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.

-Старайся говорить своими словами.

-Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего «противника».

— Заканчивай выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

В ходе обсуждения основной темы диспута обычно возникает немало вопросов, имеющих косвенное к ней отношение. В заключительном слове, давая обстоятельный и убедительный ответ на все вопросы, ведущий, ссылаясь на мнение выступающих, выделяет новые мировоззренческие и нравственные проблемы, ценные для воспитания учащихся. Таким образом, на диспуте учащиеся не только учатся спорить, думать, отстаивать свои убеждения, но и получают ответы на интересующие их вопросы, растут духовно.

Заключительное слово, желательно, чтобы было кратким, ярким и убедительным, так как оно произносится искренне и задушевно, страстно и доказательно, выслушивается с исключительным вниманием, запоминается надолго.

Примерные темы диспутов

1. Мировоззрение. Мораль.

-В чем смысл и цель жизни?

— Что значит строить жизнь и пристраиваться в жизни?

-Гражданином быть обязан…» А что такое гражданин?

— В чем счастье?

— Почему говорят: «Бойся равнодушных?»

— Кто является для тебя идеалом?

— Кто является героем нашего времени?

— Как бы ты хотел прожить свою жизнь?

— Чувство долга и чести. Как ты их понимаешь?

-Моя учеба – мое личное дело… Согласны ли вы с этим?

— Хорошо учиться – твой долг или радость?

— Мечты и фантазия… Надо ли мечтать?

— Умеешь ли ты дружить?

— Правильно ли ты живешь? Доволен ли ты собой, своей жизнью?

2. Воля, характер, самовоспитание. Внешний облик. Культура поведения.

— У меня такой характер… Можно ли его изменить?

-Как воспитывать в себе мужество, храбрость, героизм?

— «Хочу и надо». Как их соотнести?

— О вкусах спорят.

— О хорошем и дурном вкусе.

— Как мы говорим? О культуре и красоте речи.

-О красоте внутренней и внешней.

3.Выбор профессии.

— Твое место в жизни. Как его найти?

— Кем быть и каким быть?

— Как ты представляешь свое будущее?

-Твое будущее..От чего оно зависит: от способности? Активности? Удачи?

— Как избежать ошибки при выборе профессии?

— Что такое призвание и кто его находит?

— Способности и талант… Это от природы или результат труда?

— Всякое ли дело может быть интересным, творческим?

— Правомерно ли деление профессий на мужские и женские?

4. Литература. Искусство.

-Любишь ли ты искусство? За что? Какое? Почему?

-Умеем ли мы слушать музыку?

— Какой он положительный герой?

-Что ты больше всего ценишь в искусстве?

— Мой любимый кинофильм. Почему он мне нравится?

Иногда темы диспутов непосредственно связаны с учебным процессом, рождаются на уроке, когда учитель разъясняет учащимся, что на тот или иной вопрос существуют разные взгляды, и рекомендует им самим разобраться в существе вопроса.

После того как определена тема диспута, обычно составляется план его подготовки и проведения с указанием ответственных за определенный участок работы. В плане предусматривается и подбор литературы по теме, плакатов, выставок, оформление помещения, в котором будет проведено мероприятие.

Вопросы для обсуждения, как и тема диспута, должны будить мысль, заключать в себе скрытые противоречия, отличаться полемичностью, вызывать желание поспорить.

В совокупности вопросы должны исчерпывать основную проблему диспута, преследовать задачу достижения цели и подаваться в такой формулировке, чтобы они сталкивали различные точки зрения и содержали вариантность ответов. Не годятся вопросы, на которые можно дать лишь однозначные ответы.

Например, при подготовке диспута на тему «Всегда ли ты правдив и честен?» можно провести анкету:

— Какой смысл ты вкладываешь в понятие «правдивость» и «честность»?

— Может ли у человека наблюдаться несоответствие между правдивостью и честностью? Привести 2-3 примера из жизни и литературы.

— Как добиться, чтобы правдивость и честность дополняли друг друга, помогали твоему нравственному совершенствованию?

Такие вопросы заставляют думать, спорить друг с другом, советоваться со старшими, что способствует развитию у учащихся нравственного мышления. Кроме того, право не подписывать анкету делает обычно ответы школьников более свободными и интересными.

Технология диспута

Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

Правила проведения дискуссии

  1. Дискуссия — это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными на конкретных фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
  2. Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают предмет обсуждения, не отвлекаются на другие проблемы.
  3. Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной должно быть этичным.
  4. Не обидь, не оскорби, не унизь человека — девиз всякой дискуссии.
  5. Человека уважают в споре уже за то, что он искренен, хотя и ошибается.
  6. Дискуссия — это школа, вырабатывающая демократическое восприятие плюрализма мнений, отношений к поступку, действию.

Диалог завершается принятием решения, при котором каждый из учеников берет на себя какую-то работу, дело, конкретное обязательство. Учитель — оказать профессиональную помощь типа консультации, собеседования; родители — создать максимально благоприятные для ребенка условия, подросток воспитать в себе волевые качества, предъявить к себе требования последовательно и постоянно заботиться о здоровье и вести здоровый образ жизни.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.
Как руководить дискуссией в группе

  1. Приглашать к участию стеснительных детей.
  2. Направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому.
  3. Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять.
  4. Вытягивать больше информации.
  5. Не отвлекаться от предмета дискуссии.
  6. Давать время подумать над ответом: некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
  7. Когда ученик заканчивает ответ, оглядеть класс, оценить реакцию других детей.

Плюсы и минусы дискуссии*

Плюсы Минусы
1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.
2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.
1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в «к обмену глупостями». Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога.
2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.
3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Разновидность  учебной встречи является  диспут. Организация диспута,  основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело.  Успех  диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две  разноречивые позиции. В ходе дискуссии  необходимо  следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

Требования к организации и проведению диспута

Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:

  • Выбор темы для диспута должен основываться на ее значимости, проблемности, актуальности. Также выбранная тема должна предоставлять различные точки зрения.
  • Тема конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 33 до 66.
  • Объявления и пригласительных билеты необходимо подготовить своевременно.
  • Оформление помещения должно соответствовать проводимому в нем мероприятию ( диспуту), элементами оформления могут быть различные баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты.
  • Подбор и предоставление участникам соответствующей теме литературы.
  • Верный выбор ведущего, который способен «зажечь» аудиторию.
  • Важно установить четкий регламент по выступлениям.
  • В конце необходимо дать оценку и выразить признательность участникам диспута.

Занимаясь организацией диспута, педагогу необходимо иметь в виду, что:

  • диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
  • педагог должен владеть методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
  • в ходе обсуждения вопроса нужно сформировать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, не боясь осуждения кого бы то ни было;
  • общаться с участниками диспута просто, свободно, так как это способствует существенному сближению учителя и учащихся;
  • позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение и уверять в нем других участников.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Метод проектов как инновационная форма организации образовательной деятельности
  2. Модернизация традиционной системы обучения
  3. Образовательные технологии по ФГОС
  4. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и успеваемости подростков
  5. Организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении
  6. Метод изучения педагогической документации
  7. Структура процесса обучения
  8. Задачи экологического воспитания в доу
  9. Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи
  10. Теоретические основы дошкольного образования

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения детской новогодней елки
  • Сценарий проведения дня молодого избирателя
  • Сценарий проведения детского юбилея 10 лет
  • Сценарий проведения дня матери берегини нашего времени
  • Сценарий проведения детского творческого конкурса