Сценарий проведения игровой программы пословицы недаром молвятся

Игровая программа, предназначенная для 4–5-х классов, знакомит учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами и поговорками. Мероприятие способствует воспитанию интереса учащихся к культуре народа через знакомство с его языковым наследием, к родному языку, к изучению и чтению литературы; расширению кругозора учащихся, развитию их любознательности, мышления и речи, делая ее меткой, богатой, выразительной; формированию коммуникативных навыков, воспитанию культуры общения.

Цель: познакомить учащихся с
одним из малых жанров фольклора – пословицами и
поговорками.

Задачи:

  • Формировать понятия о пословице и поговорке как
    фольклорных жанрах.
  • Формировать интерес учащихся к родному языку,
    знакомить их с богатством и разнообразием родной
    речи, расширять их кругозор.
  • Способствовать повышению культуры речи
    учащихся, обогащению их словарного запаса
    пословицами и поговорками.
  • Развивать творческие способности, логическое,
    ассоциативное и абстрактное мышление детей.
  • Знакомить учащихся с национальными
    особенностями разных народов.
  • Воспитывать детей в духе межнациональной
    терпимости и толерантности.
  • Формировать умение командной работы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети делятся на три команды. Каждая занимает
свое рабочее место.

Звучит фонограмма песни «Вместе тесно…»
(автор М.Скребцова).

Ведущая: Дорогие ребята! Нашу
программу я хочу начать с загадки. А ну-ка,
отгадайте, о чем идет речь?

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?      (Пословицы)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Без пословиц не проживешь – точно и
справедливо сказано народом. В краткой, образной
форме они отражают все стороны человеческой
жизни. В них заключены вековая мудрость, красота
и сила русской речи.
Недаром говорится, что русская пословица ко
всему пригодится.

  • Пословица – всем делам помощница.
  • Без пословицы не проживешь.

Русский народ очень богат пословицами. Свое
глубокое уважение к пословицам и свой взгляд на
них народ выразил в пословицах о самих
пословицах:

  • Пословица вовек не сломится.
  • Пословицы ни обойти, ни объехать.
  • Пословица ведется, как изба веником метется.

По мнению народа, каждая пословица наполнена
содержанием: «Всякая пословица недаром
молвится», «Старинная пословица не на ветер
молвится». Придавая высокое значение пословице,
народ считает, что пословица – это речь умная,
разумная, содержательная: «Глупая речь – не
пословица», или: «Белый свет – не околица, а
пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский
народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь
пословицу!»

Проводится дидактическая игра «Составь
пословицу!»

Каждая команда получает карточку, на которой
отдельными словами в произвольном порядке
написаны пословицы. Задача детей составить эти
пословицы.

1 команда

  • пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая
    пословица не мимо дела молвится.)
  • слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое
    слово – пословица.)

2 команда

  • пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в
    лад.)
  • есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою
    спесь пословица есть.)

3 команда

  • Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На
    всякого Егорку есть поговорка.)
  • слова, Из, выкинешь, поговорки, не.  (Из
    поговорки слова не выкинешь.)

Все команды

  • строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь,
    без, молвится. (Без углов дом не строится, без
    пословицы речь не молвится.)

Ведущая: Что же такое пословица?
Пословица – это краткое изречение, заключающее в
себе какое-нибудь практическое поучение.
Пословица учит, как надо жить, как обходиться с
людьми, как надо относиться к труду, к своему 
отечеству и т.д.
Пословица величает труд и тружеников, порицает
лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность
богатых, заступается за бедных, учит верить в
добро, справедливость, правду, уважать науку,
просвещение и книгу.
Эти маленькие мудрые изречения веками учили и
воспитывали целые поколения, служили для
размышлений. Недаром русские люди уже много лет
назад составляли для себя рукописные сборники
пословиц, перечитывали их, раздумывали над ними,
старались их запомнить. И еще заметили, что стихи
запоминаются лучше, чем проза. Поэтому и
 становились пословицы стихотворными
строчками:

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Если мил друг, то и семь верст не крюк.

Проводится  игра «Загадки, загаданные
пословицами».

Ребятам предлагается отгадать загадки,
загаданные пословицами и поговорками. А затем
вспомнить и назвать пословицу со
словами-отгадками.

1 команда

  • Лапки её мягки, да когти остры.
  • Она спит, а мышей видит.
  • Доброе слово и ей приятно. (Кошка)
  • И она помнит, кто ее кормит.
  • Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
  • Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)

Вспомните и назовите пословицу, которая
характеризует взаимоотношения постоянно
ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)

2 команда

  • Грозит она кошке, да из норы.
  • Она гложет, что может.
  • Надулся, как она на крупу. (Мышь)
  • Она на порог, а мышка в уголок.
  • Ее против шерсти не гладят.
  • Знает она, чье мясо съела. (Кошка)

Вспомните и назовите пословицу, которая
означает предостережение человеку, обидевшему
слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)

3 команда

  • Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
  • Как его ни корми, он все в лес смотрит.
  • Его ноги кормят. (Волк)
  • Он неуклюж, да дюж.
  • С ним дружись, а за топор держись.
  • Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)

Вспомните и назовите пословицу, которая
означает попадание из малой беды в большую.  (От
волка бежал, да на медведя напал.)

Ведущая: Если бы собрать все до единой
пословицы одного только русского народа, то
образовалась бы огромная многотомная
энциклопедия народной мудрости, завещанной нам
веками.
Знаменитый собиратель русских народных пословиц
Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина,
потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц,
и все же его сборник пословиц считается далеко
неполным.
«Пословица – это коротенькая притча… Это
суждение, приговор, поучение, высказанное и
пущенное в оборот, под чеканом народности», –
такое определение дал пословице В.И.Даль.

Проводится дидактическая игра «Живые
буквы» – тема «Пословица».

Команды  получают наборы карточек с буквами,
из которых они сначала составляют исходное слово
«Пословица», а затем из букв исходного слова
 –  слова-ответы на вопросы.

Ведущая дает задание:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

1.   Оно не воробей, вылетит – не
поймаешь.                
            слово
2.   Когда она есть, ума не
надо.                                       
            сила
3.   Им лучше в грязь не
ударять.                                     
            лицо
4.   Кто и во сне кур
считает?                                           
            лиса
5.   Паршивая, она все стадо
портит.                               
            овца
6.   В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом
пил?                                          
            пиво
7.   Бывает он долог, да ум
короток.                                
            волос

Чтецы:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В.Суслов «Как работает слово»

Ведущая: Пословицы стали возникать
еще до появления письменности. В России они были
известны свыше тысячи лет назад.
Русская народная пословица существовала в
различных слоях общества, но большинство
пословиц возникло в народной среде, и творцом их
является сам народ.
«Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто. Слов
мало, чувства много», – сказал однажды великий
русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Пословичная энциклопедия народной мудрости
непрерывно обновляется и обогащается, как и сама
народная жизнь. На место устаревающих пословиц
всегда возникают новые, отвечающие потребностям
народа. Кроме того, среди старых пословиц много
таких, которые не устарели еще и в наше время.
Самые устойчивые из старинных пословиц те,
которые величают труд и учение и выражают
презрение к невеждам, глупцам и лентяям.

  • Лентяй да шалопай – два родных брата.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
  • Где ум, там и толк.
  • Красна птица пером, а человек умом.

Проводится дидактическая игра
«Азбука – к мудрости ступенька».

Ребятам предлагается заменить предложения
пословицей или поговоркой.

Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а
неученье – тьма.)

Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Освоение грамоты – большой труд. (Сперва аз да
буки, а там и науки.)

Для учения нет старости. (Грамоте учиться
всегда пригодится.)

Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень
учения горек, а плод его сладок.)

Ведущая: Не каждый человек сумеет
рассказать сказку или спеть песню. Но
любой человек может употребить в разговоре
пословицу или поговорку и даже сам того не
заметит. Не зря в народе говорится: «Без
пословицы речь не молвится».
Я прочитаю вам одну сказочную историю из книжки
«Пословицы и поговорки в сказках». Вы
внимательно слушайте и назовите потом те
пословицы и поговорки, смысл которых объясняется
в этой сказке.

Ведущая читает сказку «Делу время – потехе
час» О.Перовой.

Ведущая: Все народы имеют пословицы, и
у всех народов пословицы ведут свое начало от
самой глубокой древности. Но у каждого народа они
свои, потому что пословицы отражают национальные
черты каждого народа.
«За двумя зайцами пого­нишься – ни одного не
пойма­ешь», – говорят русские люди. А в
Азербайджане о том же самом скажут иначе: «Два
арбуза одной рукой не удержишь».
«Новая метла чище метет»,– говорят русские. А
таджики на ту же тему сложили свою пословицу: «В
новом кувшине вода холодней».
У русских есть пословица: «Попал из огня да в
полымя». А у индусов: «Вырвался из пасти
крокодила, угодил в пасть к тигру».
И таких примеров можно найти сотни. Недаром
говорится: «В каком народе живешь, того и обычая
держись».

Проводится дидактическая игра
«Пословицы – мудрость народов».

Ведущая дает каждой команде карточку с русской
пословицей. На отдельном столике разложены
пословицы и поговорки народов мира.
Детям предлагается к русской пословице
подобрать подходящие по смыслу пословицы
народов мира.

1 команда – «У семи нянек дитя без
глазу»

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед
    пригорает.        (ассирийская
    пословица)
  • У многих хозяев и собака дохнет.
                                            
              (карельская
    пословица)
  • Где много нянек, там дитя без
    носу.                                     
           
         (польская пословица)
  • Много поваров плохой суп варят.    (английская
    пословица)
  • В доме, где много петухов, поздно наступает
    утро.                        
    (турецкая пословица)

2 команда – «Сапожник всегда без
сапог»

  • У кровельщика крыша дырявая.
                                               
           (бенгальская пословица)
  • Дверь плотника всегда сломана.
                                                          
    (арабская пословица)
  • Торгующий овощами ест ботву.
                                               
               (китайская
    половица)
  • Красильщик в некрашеных шароварах
    ходит.                     
                (японская
    пословица)
  • Гадалка своей судьбы не знает.
                                                
            (осетинская
    пословица)

 3 команда – «Шила в мешке не
утаишь»

  • Верблюда под мостом не спрячешь. 
                                                   (афганская
    пословица)
  • В сене огня не
    скроешь.                      
        
                                             (грузинская
    пословица)
  • Пика не кладется в мешок.      
         
                                                        
     (польская пословица)
  • Угля в мешке не спрячешь.     
        
                                             
             (английская
    пословица)
  • Сидящий на верблюде себя не
    скроет.                                    
        (туркменская пословица)

Демонстрируется отрывок из мультфильма
«Волк и лиса» (голодный волк  встречает лису,
поедающую рыбку).

Дети просматривают отрывок и называют
пословицу:«Ем свой, а ты подальше стой…»

Ведущая: Очень близки к пословицам
поговорки, недаром их обычно рассматривают
вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка
отличается от пословицы тем, что в ней нет
законченной мысли, как в пословице. Например,
выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а
«Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица.

В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это
цветочек, а пословица – ягодка.

Демонстрируются диафильмы «Коломенская
верста» (о поговорке «Начать с азов») и «Хватит
бить баклуши» (о поговорке «Писать с красной
строки»).

Ведущая: Если верить пословице, то в
народной речи «На всякого Егорку есть
поговорка». Главное назначение поговорок в том,
чтобы разговорной речи придавать красочность и
образность.

Проводится игра «Мыслей и речи
украшение».

Каждая команда получает альбомный лист, на
котором нарисованы: бабушка, два зайца, кот, пара
сапог, шляпа, метла, ложка. Рядом с рисунком
написана зашифрованная поговорка. Рисунок
служит подсказкой.
Задание: Расшифруйте поговорки и объясните
их смысл.

  • Б*б*ш*а   н*дв*е   ск*з*л*.  (Бабушка
    надвое сказала.)
  • *б*ть   дв*х   *ай*ев. (Убить двух
    зайцев.)
  • К*п*ть   *от*   в   *еш*е. (Купить
    кота в мешке.)
  • Д*а   с*п*г*    *ар*. (Два сапога
    пара.)
  • Д*л*   в   *л*п*. (Дело в шляпе.)
  • *ов*я   *е*ла   по-н*в*му   м*т*т. (Новая
    метла по-новому метет.)
  • *ор*г*   *ож*а   к   *б*д*. (Дорога
    ложка к обеду.)

Ведущая: Российская Императрица
Екатерина II говорила: «Русские пословицы
изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и
поговорки делают речь яркой, богатой и
выразительной, они неразрывно связаны с
разговорным языком. Человека образованного
всегда отличало умение правильно использовать
их в разговоре.

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

 Наша программа подошла к концу, и завершаю
ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай –
себе ум набирай!»

Литература:

  1. Даль В.И. «Пословицы русского народа» (в 3-х
    томах) – Москва, «Русская книга», 1993.
  2. Перова О. «Пословицы и поговорки в сказках»
    – Москва,  ОЛИСС, Эксмо, 2008.
  3. Серия «Библиотека школьника» «Сценарии
    викторин, конкурсов, познавательных игр в школе»
    – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.
  4. Агеева И.Д. «Новые загадки про слова для
    всех детских праздников» – Москва, ТЦ «Сфера», 2003.

Развлечение для старшей группы:

 «Пословица недаром молвится».

Цель: Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы. вызывать у детей эмоционально положительное отношение к досугу, желание активно участвовать в нем.

Задачи:

  1. Познакомить детей с одним из разделов русского фольклора: «пословицы, поговорки».
  2. Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок.
  3. Заучить пословицы.
  4. Развивать речь и мышление детей.
  5. Закреплять умение работать в команде.

Материалы: корзинка с сюрпризом, мешок с книгой «Пословицы и поговорки», коромысло с ведерками, разноцветные камушки, видеоматериал и МР3 запись.

Ход занятия: Дети сидят на стульчиках в музыкальном зале, под фольклорную  музыку входит ведущая в русском сарафане с корзинкой. проходит по залу, приветствует гостей…

-Зравствуйте, добро-молодцы, здравствуйте красно-девицы, здравствуйте, гости дорогие! Я, Рассказушка и пришла сегодня к вам не с пустыми руками. Ребята вы любите игры и подарки?. А слушать умеете? Есть у меня в корзинке- мешочек волшебный ,а что в нем лежит вы узнаете, если мою загадку отгадаете…

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
Дети: — Книга

  Рассказушка:   — Правильно – это книга. Дети, а как мы узнаем о чём эта книга? (Ответы детей. Воспитатель читает что написано в книге)

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Старый друг лучше новых двух

Рассказушка: — Ребята, вы догадались, что я прочитала? Правильно, эта книга пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки каждому знакомы с детства. Они возникли в давние времена, еще до того как появилась на Руси письменность. Их называют золотыми зернами русского языка, маленькими жемчужинами, сокровищами народной мудрости. Благодаря пословицам и поговоркам, наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.

 В жизни на каждый случай есть меткое выражение – пословица.

О значении некоторых пословиц мы узнаем. когда посмотрим пластилиновый мультфильм о пословицах(демонстрация мультфильма)

 Рассказушка продолжает беседу с детьми: Например, о людях, которые всегда торопятся и дела делают некачественно – народ сложил такую пословицу «Поспешишь – людей насмешишь»

 — А есть люди очень медлительные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят так: «Семеро одного не ждут».

 — И вот людям ленивым, не очень умным от пословиц не укрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но ещё учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию.

 — Кто знает такие пословицы, расскажите нам.

Выслушивает ответы детей.

 — Вот я знаю несколько о дружбе :

  • Друга ищи, а найдешь — береги.
  • Друг познается в беде.
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

 — О пословицах и поговорках народная мудрость  тоже сложила поговорки и пословицы. Например, вот такие:

  • Пословица недаром молвится.
  • Пословица всем делам помощница.
  • Пословица ввек не сломится.
  • Стара пословица, да про новое молвится.
  • У каждого Егорки свои поговорки.

А теперь, давайте немного разомнёмся.

(Физкультминутка- музыкальная)

Викторина

Дети делятся на две команды: «Бабочки» и «Цветочки» в соответствии с картинками на ведерках с коромыслом.

1.А сейчас шуточное задание по пословицам.(нужно выбрать правильный ответ)За каждый правильный ответ ,команда получает волшебный камушек,который Рассказушка кладет в ведерко…

Любишь кататься, люби и…

-стиральный порошок

-голубей кормить

-саночки возит

Гусь свинье…

-друг, товарищ, брат

-не спонсор

-не товарищ

После драки…

-все к мамкам бегут

-кулаками не машут

-никому уже не страшно.

Один в поле…

-не воин

-не воет

-сам себе режиссер.

Не буди лихо, пока…

— оно тихо

-сторож спит

-овцы целы.

Бесплатный сыр бывает только…

-в гостях

-в мышеловке

-под прилавком

Тише едешь…

-коня потеряешь

-дальше будешь

-улитку не догонишь

Без труда не вытащишь и…

-жвачку из волос

-рыбку из пруда

-друга из Интернета.

Будет дождик – будут и…

-грибки

-дождевые черви

-грязные ботинки.

Чем дальше в лес, тем…

-больше дров

-нужнее огонь

-голоднее турист

Слово – не воробей…

-вылетит — не поймаешь

-сверху не капнет

-не разгонит голубей.

Не зная броду, не суйся…

-к комоду

-к директору

-в воду

Семь раз отмерь…

-коли делать нечего

-один отрежь

-один раз выкинь

(музыкальная пауза-игра с ускорениемМР3)

2.Изобразите поговорку

Рассказушка— Поговорки – меткие выражения, делают нашу речь богатой, образной и интересной. А вот веселое задание. Изобразите поговорку и объясните смысл.

  • Работать спустя рукава.
  • Клевать носом.
  • Тянуть за уши.
  • Воды в рот набрать.
  • Кусать локти.
  • Зарубить на носу.

Рассказушка приглашает 6-ых детей, которые по очереди изображают поговорки, остальные дети отгадывают.

3.Закончи пословицу

  • -Скучен день до вечера…(коли делать нечего).
  • -Семь раз отмерь…(один раз отрежь).
  • -Любишь кататься…(люби и саночки возить).
  • -Не красна изба углами, …(а красна пирогами).
  • -Не рой яму другому…(сам в нее попадешь).
  • -Не зная броду,…(не суйся в воду).
  • -Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
  • — Первый блин…(комом).
  • -Не было бы счастья…(да несчастье помогло).
  • -Куй железо…(пока горячо).
  • -Готовь сани летом,… (а телегу зимой).
  • -Не сиди сложа руки…(не будет скуки).
  • -Хороша веревка длинная,…(а речь короткая).
  • -Чай пить –… не дрова рубить.
  • -Терпенье и труд все …перетрут.
  • -Правда ни в огне не горит, ни в воде… не тонет.
  • -Друзья познаются… в беде.
  • -Не спеши языком, торопись… делом.
  • -Золото из земли добывают, а знания –… из книги.
  • -За добрые дела всегда ждет… похвала.
  • -Доброе слово лучше всякого… пирога.
  • -Кто друга в беде покидает, тот сам в беду… попадает.

Рассказушка: -Молодцы ребята, как много вы пословиц знаете!!!

-Наши конкурсы закончились. Я приглашаю двух помощников для подведения итогов.( взрослые считают камушки в ведерках)

-Счет равный .Победила ДРУЖБА!!!

  Рассказушка:

         Пословицы недаром молвятся…

        Без них прожить никак нельзя!

        Они великие помощницы

        И в жизни верные друзья!

А в качестве поощрительных призов , я приготовила для вас гостинцы –это баранки! (Рассказушка угощает детей , прощается и уходит).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

________________________________________________________________

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь ул. Школьная, 5. т./ф. 8 (30136) 53-3-02

Е-mail:nbskoshi@yandex.ru

Игровая программа «Пословицы недаром молвятся» для учащихся 7-9 классов.

Составила и провела педагог-библиотекарь: Финаева О.С.

Новая Брянь

2018

«Пословицы недаром молвятся»

ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с творчеством В.И.Даля;

  • вспомнить известные детям русские пословицы и поговорки;

  • узнать и выучить неизвестные ранее детям пословицы и поговорки;

  • расширять кругозор;

  • воспитывать любовь к русской культуре (устному народному творчеству);

  • умение дружно работать в команде.

Оборудование:

Ход мероприятия.

  1. Орг. момент. Капитаны представляет свою команду, членов команды, девиз. 

  2. Вступительная беседа.

«Пословица – это коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное и пущенное в оборот, под чеканом народности», – такое определение дал пословице В.И.Даль известный русский писатель и этнограф, поэт и драматург, лингвист и лексикограф, врач и знаток русского языка, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», содержащего около 200 000 слов, за который был удостоен Ломоносовской премией Российской академии наук и звания почётного академика; один из основателей русского романтизма. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля — явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. Создатель его не был языковедом по специальности.

  Пословицы стали возникать еще до появления письменности. В России они были известны свыше тысячи лет назад.
Русская народная пословица существовала в различных слоях общества, но большинство пословиц возникло в народной среде, и творцом их является сам народ.
«Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто. Слов мало, чувства много», – сказал однажды великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Пословичная энциклопедия народной мудрости непрерывно обновляется и обогащается, как и сама народная жизнь. На место устаревающих пословиц всегда возникают новые, отвечающие потребностям народа. Кроме того, среди старых пословиц много таких, которые не устарели еще и в наше время. Самые устойчивые из старинных пословиц те, которые величают труд и учение и выражают презрение к невеждам, глупцам и лентяям.

Очень близки к пословицам поговорки, недаром их обычно рассматривают вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченной мысли, как в пословице. Например, выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а «Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица. 
В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка.

Впереди вас ждет несколько станций, где вы будете выполнять задания, за каждое задание ставятся баллы. Итак, получите ваш маршрутный лист и следуйте по нему.

« Кто хочет много знать, тому надо мало спать». Вперед!

1 станция. Конкурс «Расшифруй пословицу».

Каждая команда получает альбомный лист, на котором нарисованы: бабушка, два зайца, кот, пара сапог, шляпа, метла, ложка. Рядом с рисунком написана зашифрованная поговорка. Рисунок служит подсказкой.
Задание: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.

  • Б*б*ш*а   н*дв*е   ск*з*л*.  (Бабушка надвое сказала.)

  • *б*ть   дв*х   *ай*ев. (Убить двух зайцев.)

  • К*п*ть   *от*   в   *еш*е. (Купить кота в мешке.)

  • Д*а   с*п*г*    *ар*. (Два сапога пара.)

  • Д*л*   в   *л*п*. (Дело в шляпе.)

  • *ов*я   *е*ла   по-н*в*му   м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)

  • *ор*г*   *ож*а   к   *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)

2 станция. Конкурс «Скоро слово молвится»

Ведущий. Задание — завершить пословицу или поговорку. Например, я говорю: «Дело мастера…», а вы должны добавить: «…боится».

  1. Аппетит приходит во время …(еды).

  2. Голод не …(тетка).

  3. Готовь сани летом, а телегу …(зимой).

  4. Кашу маслом не … (испортишь).

  5. Всяк кулик свое болото… (хвалит).

  6. Не в свои сани не … (садись).

  7. Первый блин … (комом).

  8. Век живи век… (учись).

  9. Без труда не вытащить и рыбку из …(пруда).

  10. У семи нянек дитя без … (глаза).

  11. Терпи, казак, атаманом … (будешь).

  12. Труд человека кормит, а лень… (портит).

  13. Хлеб-соль кушай, а правду … (слушай).

  14. Будет и на нашей улице … (праздник).

3 станция. Конкурс «Век живи — век учись!»

Вам предлагаются слова, из которых нужно составит пословицу, поговорку или крылатое выражение. 

  1. Пруд, труд, вынимать, рыбка.

  2. Будет, наша, праздник, улица.

  3. Семь, дитя, глаз, няньки.

  4. Смотреть, конь, дареный, зубы.

  5. Ухо, медведь, наступать.

  6. Терпеть, быть, казак, атаман.

  7. Каша, масло, портить, не.

  8. Соловей, кормить, басни.

4 станция. «Объясни смысл пословицы»

  1. Под лежачий камень вода не течет.

  2. Труд человека кормит, а лень портит.

  3. Дело мастера боится.

  4. У страха глаза велики.

  5. Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

  6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5 станция. Творческий конкурс «Оживи пословицу». Повтори скороговорку.

  1. Семеро одного не ждут.

  2. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

  3. Знает кошка, чье мясо съела.

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

  Наша программа подошла к концу, и завершаю ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников №524

Учитель-логопед Безрученкова Е.М.

Учитель-логопед Малюкова О.А.

КВН «Пословица недаром молвится»

Задачи: обобщить у детей знание пословиц; развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении; воспитывать любовь к речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность; вовлечь детей в совместную игровую, творческую деятельность.

Оформление: на центральной стене зала изображены солнце, плетень, поющий петух, подсолнухи; на левой и правой стенах — выставка иллюстраций к пословицам, плакаты: «Пословица — всем делам помощница», «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится».

Декорации: к спектаклю по мотивам белорусской сказки «Пых».

Ход праздника: Звучит русская народная мелодия.

В зал заходит Василиса Премудрая: (дети повторяют за ней движения, стоя у своих мест)

-Доброе утро, улыбнись скорей! (руки в стороны)

И сегодня весь день будет веселее (руки вверх)

Мы погладим лобик, носик и щечки

Будем мы красивыми как в саду цветочки (наклоны, показ цветов руками)

Разотрем ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем!

Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! (руки в стороны, поклон)

Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей, воспитателей и гостей. Садитесь все удобнее!

— В народе говорили:

Сидит дед, ему 100 лет…(покажите, как сидит сгорбившийся дед)

— а нам меньше лет, мы сидим не так как дед (выпрямляемся)

— Собрались мы на праздник посвященный русскому народному творчеству. Много можно сказать о русском языке, но наша встреча сегодня посвящена пословицам.

В этой коробочке необычные жетоны (достает и показывает жетон в форме сердечка). Их вы будете получать за смекалку, за знание пословиц. В конце праздника мы посчитаем, у какой команды больше жетонов.

Разминка

Дети отвечают на вопросы Василисы Премудрой и получают жетоны.

1.Кто придумал пословицы? (Народ.)

2.Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, в стародавние времена.)

3.Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели, люди, любившие, знавшие и изучавшие русский язык.)

4.О чем говорят пословицы? (О добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни.)

5.Почему вам нравятся пословицы? (Они умные, складные, красивые.)

Василиса Премудрая: Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил пословицы. Он говорил так: «Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»

Василиса Премудрая: Пословицы — это настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

А теперь сядем правильно, спина прямая.

Уши – слушают,

Глаза – смотрят,

Ноги – не мешают,

Руки — помогают. Все готовы, тогда приступаем к следующему испытанию.

Василиса Премудрая: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я прочитаю начало пословицы, а вы закончите ее одним словом.

Конкурс 1. «Доскажи словечко». Вопросы задаются по очереди каждой команде. За ответы жюри раздает жетоны.

1.Не спеши языком, торопись… (Делом.)

2.Сначала подумай, потом… (Говори.)

3.Сумел взять — умей… (Отдать.)

1.Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал… (Умнее.)

2.О дереве судят по плодам, а о человеке по… (Делам.)

3.Терпение и труд, все… (Перетрут.)

Василиса Премудрая: «Много крику – мало толку». «Поменьше слов, да побольше дела». Предлагаю вам поиграть в игру «Золотые ворота».

Музыка сопровождает игру.

Звучит музыка. Под музыку заходит Емеля, танцует. Открывает книжку…

(«Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа» и читает).

Емеля: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи». Конечно, хочу поесть калачей! Значит, печь мне сегодня не пригодится! (садится на стул)

Василиса Премудрая: Здравствуй, Емеля. А что это ты здесь делаешь?

Емеля: Жду, когда мне калачи принесут.

Василиса Премудрая: Калачи? Вот так дела! Боюсь тебя расстроить, Емеля, но только сегодня на обед в детском саду будут щи из свежей капусты и макароны с котлетой, а на полдник, запеканка. Калачей в нашем меню, к сожалению, нет.

Емеля: Как это, нет? Здесь же написано (достаёт «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа» и читает):

«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи». Я даже на стул из-за этого пересел.

Василиса Премудрая: Так вот почему ты сегодня без печи!

Емеля: Ну, конечно. Калачи-то, наверное, вкусные будут.

Василиса Премудрая: Ребята, как вы думаете, дождётся Емеля калачей, если будет просто сидеть на стуле? (Ответы детей…)

Емеля: А что же мне ещё нужно для этого сделать?

(дошкольники высказывают свои предположения: взять муку, просеять её, замесить тесто, испечь в печи)

Емеля: Так, значит, в этой книге неправда написана?

Василиса премудрая: Почему же, неправда, Емеля? Не сидеть на печи – значит…

Дети: …не лениться.

Емеля: Так бы сразу и сказали. Зачем только нужны такие непонятные выражения?

Василиса Премудрая: Это выражение, Емеля, содержит в себе народную мудрость. Ведь речь идёт не только о калачах: без труда ни одно дело само собой не сделается.

Емеля: Ой, да я ведь читал все пословицы, но помню только начало!

Василиса Премудрая: Ребята, давайте поможем Емеле продолжить пословицы

Конкурс 2. «Продолжи пословицу»

Дружно не грузно… (А врозь — хоть брось.)

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь)

Сначала подумай — (потом говори.)

Едет Емеля… (Да ждать его неделю.)

Емеля: Чего меня ждать, я уже тут давно с вами! Я с вами спою, да о своих приключениях расскажу!

Василиса Премудрая: Ох, мели, мели, Емеля — твоя неделя! Поменьше слов, да побольше дела! Давайте, ребята, ему поможем спеть, чтобы он ничего не напридумывал! Будем Емеле подпевать: Мели Емеля – твоя неделя!

Физминутка — ПЕСНЯ: «Мели Емеля»

Василиса Премудрая: Ну, Емеля, ты и выдумщик! Ребята, вы поняли, что означает пословица «Мели Емеля, твоя неделя»?

Конкурс 3. «Узнай пословицу по двум словам»

Емеля: Молодцы! Конечно, петь хорошо вместе, а вот говорить хорошо порознь! Послушайте пару слов и скажите, в какой пословице эти слова встречаются.

Семь — один. (Семеро одного не ждут.)

Язык — дело. (Не спеши языком, торопись делом.)

Пчела — мед. (Одна пчела много меду не натаскает.)

Труд — лень. (Труд кормит, а лень портит.)

Емеля: — Вы знаете, что я очень смекалистый! А, ну-ка, испытайте меня.

Конкурс 5. «Дай ответ, одним словом»

Василиса Премудрая:

Емеля, я сейчас загадаю тебе загадку по пословицам, а ты, попробуй, отгадай. И перед тем как ответить, ты Емеля, семь раз отмерь – один раз отрежь:

Емеля: Ой, а что это значит «семь раз отмерь – один раз отрежь» (выслушиваются ответы детей). Я без ребят не справлюсь, помогайте мне, мои друзья.

Василиса Премудрая:

1.То, без чего не вынешь рыбку из пруда. (Труд.)

2.У жадины его невозможно выпросить даже зимой. (Снег.)

3.Его всякое дело боится. (Мастер.)

2.Если оно вылетит — его уже не поймаешь. (Слово.)

3.Емеля:- Я так люблю петь и играть! А вы мне так понравились! Поиграем вместе!

Музыкальная физминутка: «Мы идем»

Емеля: Спасибо, ребята, вы меня многому научили! Теперь я знаю, что ученье – свет, а не ученье – тьма! До свидания ….(уходит под музыку).

Конкурс 4. «Вспомни пословицу с этим словом»

Василиса Премудрая: Ребята, я вижу, что у вас есть терпенье, значит, будет и уменье! Послушайте следующее задание по пословицам! Я называю слово, а вы пословицу, в которой есть это слово!

•Поспешишь. (Поспешишь — людей насмешишь.)

•Труд (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

•Сто рублей (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

•Саночки (Любишь кататься, люби и саночки возить)

Звучит музыка… Входит «иностранка» ( в современной одежде, в черных очках)

Василиса Премудрая: К нам на праздник приехала гражданка — иностранка. Проходите, гостья дорогая. Мы рады видеть Вас у себя в гостях.

«Иностранка» здоровается, говорит с акцентом.

Иностранка: Конкурс 8. «Путаница»

Здравствуйте! Вы речь ведете о пословицах? Мне тоже нравятся русские пословицы. Я быстро выучила их. Вот, послушайте:

•Что с возу упало, того не вырубишь топором.

•Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь.

•За двумя зайцами погонишься, гуляй смело.

•Не имей сто рублей, людей насмешишь.

Василиса Премудрая: Ой-ой-ой! Ребята, вы поняли, что произошло? Наша гостья все перепутала! Помогите ей, назовите пословицы правильно.

Иностранка: Кто пословиц больше знает, тот награду получает. Назовите пословицы о дружбе (дети называют пословицы о дружбе)

Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.

Друг лучше старый, а платье — новое.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

Дерево живет корнями, а человек — друзьями.

Нет друга — ищи, а найдешь — береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Иностранка: Слово — не воробей, вылетит – не поймаешь! Будем внимательно слушать слова, повторять и играть!

Музыкальная физминутка: «Лоб, рука, колено»

Иностранка: Спасибо вам, друзья! Теперь я постараюсь говорить пословицы правильно. «Иностранка» прощается и уходит.

Василиса Премудрая: « Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается». Посмотрите белорусскую народную сказку« Пых». После сказки вам надо будет подумать и сказать, какая из пословиц подходит к этой истории:

1.За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

2.Собака помнит, кто ее кормит.

3.У страха глаза велики.

Музыкальная Сказка «Пых» ( показывают дети подготовительной группы)

Завершение праздника, подведение итогов.

Василиса Премудрая: Молодцы, ребята! Все вы дружны с пословицами и хорошо их знаете. «Пословица — цветочек, поговорка — ягодка». Пословицы не только украшают нашу речь, но и развивают ум. Чтобы понять пословицу — надо поразмыслить. Но давайте посмотрим, кто справился с заданиями лучше всех? Слово предоставляется ЖЮРИ.

Награждение детей подарками, дипломами.

Музыка

Пословицы, использованные в ходе праздника

•Не спеши языком, торопись делом.

•Сначала подумай — потом говори.

•Сумел взять — умей отдать.

•Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал умнее.

•О дереве судят по плодам, а о человеке — по делам.

•Терпенье и труд все перетрут.

•Сначала подумай — потом говори. Большой говорун — плохой помощник.

•Кто зря сердит, у того голова болит.

•Едет Емеля, да ждать его неделю.

•Одна пчела много меду не натаскает.

•Не спеши языком, торопись делом.

•Труд кормит, а лень портит.

•Любишь кататься — люби и саночки возить.

•Утро вечера мудренее.

•Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

•У жадины, зимой и снега не выпросишь.

•Сначала подумай — потом говори. Дело мастера боится.

•Не рой другому яму — сам в нее попадешь.

•Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.

•Друг лучше старый, а платье — новое.

•Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

•Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

•Нет друга — ищи, а найдешь — береги.

•Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

•Ученье — свет, а неученее — тьма.

•Птица рада весне, а младенец — матери.

•Что с возу упало, то пропало.

•Что написано пером, не вырубишь и топором.

•Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

•Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.

•Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

•За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Собака помнит, кто ее кормит.

•Долог день до вечера, коли делать нечего.

•Лодырь, да бездельник, им праздник и в понедельник.

•Не бывает скуки, коли заняты руки.

•Кончил дело — гуляй смело.

• Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Л.В. Наумова

педагогбиблиотекарь МБОУ ТСОШ №3

Муйский рн , п. Таксимо, республика Бурятия

Внеклассное мероприятие для учащихся

среднего возраста на тему»Пословица недаром молвится». КВН.

Цельраскрыть ученикам богатый мир пословиц и поговорок;

Развивающая :

расширить словарный запас;

развивать творческие способности;

расширять литературный кругозор.

Воспитательная :

воспитание гармоничной личности; формирование любви к родной земле , к ее

литературному наследию;

создать благоприятный психологический климат на мероприятии;

создание условий для реализации творческих способностей детей;

повышение интереса к народному творчеству;

воспитание чувства товарищества, взаимовыручки.

Оформление:

книжная выставка»Народная мудрость»;

на доске размещены высказывания о пословицах и поговорках.

Оборудование: фотоаппарат.

Жюри

Участники мероприятия— 5-е классы.

1.Библиотекарь : 21 февраляМеждународный день родного языка. Этот праздник был

провозглашен ЮНЕСКО в 1999 году с целью поощрения языкового многообразия

,осознания языковых и культурных традиций, которые основываются на

взаимопонимании, толерантности и диалоге. В разных странах люди говорят на 600

яззыках. В течение трех последних веков темпы угасания языков малочисленных народов

все возрастают.Культура народов мира , преемственность ее традиций могут

существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком

свободно и в полной мере в любых жизненных обстоятельствах.

Наш КВН посвящен пословицам и поговоркам, которые относятся к жанру устного

народного творчества.Многие из них появились раньше письменности.Но сегодня мы

можем написать их на нашем современном русском языке.,и они будут понятны нам. И

более того ,мы поймем .что справедливость этих изречений за века не потеряла своей

актуальности.Не зря их называют сокровищами народной мудрости. Благодаря

пословицам и поговоркам наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы

мудрее.Молод ты или стар , болен или здоров,или обрадовалсяна всякое переживание,на

любое событие сразу отзовется пословица.Пословиц так много , что когда лингвисты

попытались их собрать и записать, то насчитали более 30 тысяч.

Ребятам сегодня предстоит блеснуть знанием пословиц и поговорок, проявить свою

эрудицию в этой области. Итак ,настало время пригласить команды на сцену.

Конкурс» Приветствие»

Команды (хором)

Тише едемдальше будем!

В КВН играть мы будем!

Капитан 1ой команды.

Вас приветствует команда,,,,,

( Все хором призносят название)

К месту состязания явились!

Наш девиз:

Команда( хором)».Бейся и на победу надейся!»

Капитан 2й команды.

Команда ,,,,

(Хором произносят название).

К месту состязания явилась !

Наш девиз:

Команда (хором). » Не копьем побивают, а умом!».

Игрок 1ой команды.

Чтоб победы нам добиться,

Придется много потрудиться.

Много книг всегда читаем

И пословиц много знаем.

Игрок 2й команды.

Пословицы мы все учили,

Чтоб соперников команду

В поединке победить.

Игрок 1й команды.

Жюри сегодня очень просим,

Чтоб справедливо нас судили.

Игрок 2й команды.

И победу по заслугам

Объективно присудили.

Библиотекарь : Ребята ,готовясь к КВНу, вы перечитали, просмотрели много книг.

Надеюсь , что это поможет в предстоящем конкурсе.

Конкурс » Разминка»

Командам поочередно задаются вопросы. Отвечать нужно пословицами. За. каждый

правильный ответ команда получает по одному баллу.

1.Какую пословицу учитель скажет тому , кто первым сделал самостоятельную работу,

но допустил ошибки?( » Поспешишьлюдей насмешишь».)

2.В какой пословице говорится о том . что дорогу можно найти и в неизвестной

местности?(«Язык до киева доведет»).

3. Что говорят о человеке , который очень хорошо выполняет свою работу?.( «Дело

мастера боится».)

4. Что говорят о чрезмерно любопытном человеке, который постоянно вмешивается в

разговоры других?.(» много будешь знатьскоро состаришься».)

5. Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а ктото вам

помог?( «Один ум хорошо, а двалучше»,)

6.Если в какойто трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь , какую

пословицу вы вспомните? (» Друг познается в беде».)

7. что скажут родители, если сын или дочь взялись за несколько дел сразу и ни одно не

довели до конца?.(» За двумя зайцами погонишьсяни одного не поймаешь2,)

8. Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает . куда себя деть от

безделья7(» Скучен день до вечера,коли делать нечего»,)

Жюри оценивает конкурс.

Конкурс «Словесная дуэль»

Библиотекарь: Остроумие и изящество вашей речи смогут передать русские пословицы

и поговорки, особенно если они произнесены к месту. Сейчас вам необходимо вспомнить

пословицы и поговорки о речи и языке.Произносить вы их будете по очереди.Проиграет

та команда, которая первой не сможет вспомнить пословицу или поговорку.

Конкурс «Веселые пословицы»

Наумова Л.В. А сейчас шуточное задание по пословицам.

«Гусь свинье…»

друг, товарищ и брат;

не спонсор ;

не товарищ;

крыльев не привяжет .

«После драки ….»

все к мамкам бегут; кулаками не машут; прокурору не пишут; никому не страшно.

» Один в поле ….»

не воин; не воет; сам себе режиссер.

» Не буди лихо, пока…»

оно тихо; сторож спит; рак на горе не свистнет; овцы целы.

«Бесплатный сыр бывает только….»

в гостях; в мышеловке; под пилавком; в грязной луже.

«Тише едешь…»

и улитка цела; коня не потеряешь;дальше будешь,.

«Баба с возу…»

Кобыле легче; кобыла на воз; и волки сыты.

» Без труда не вытащишь и…»

» жвачку из волос»;Рыбку из пруда; рыбака из подо льда; друга из Интернета.

«Дареному коню …».

сытый не товарищ; хвост отрывают;зубы не чистят; в зубы не смотрят.

» Любишь кататься, люби и…»

стиральный порошок; полицейских;саночки возить;

» Будет дождик будут и …»

занятия в спортзале; грибки; дождевые черви; грязные ботинки.

«Чем дальше в лес, тем….»

больше дров; нужнее огонь; голоднее турист; сильнее застрял.

» Не плюй в колодец ….»

козленочком станешь; пригодится воды напиться; не сдашь экзамен.

» Не зная броду, не суйся….»

к комоду; к директору; в воду; к доске.

» Семь раз отмерь …»

коли делать нечего;; один отрежь один раз выкинь; и с температурой в школу не

пойдешь.

» Словоне воробей…»

вылетит не поймаешь;;сверху не капнет; учительница не заметит.

Библиотекарь: Пословицы перевертыши нас позабавили. Но для выполнения

следующего задания вам потребуется хорошее воображение.

Конкурс » Иллюстрация фразеологизма»

В течение 5 минут необходимо изобразить на бумаге сюжет по фразеологизму Команде

соперников предстоит отгадать это словосочетание.Задание оценивается 2 баллами.Один

балл получит команда за иллюстрацию, другой балл в том случае, если соперники

отгадают фразеологизм.Например:»Работать спустя рукава», » Клевать носом».

Конкурс » Сложи пословицу»..

Каждый получает конверт с 5 пословицами.Пословицы разрезаны на отдельные слова.

Жюри оценивает правильность составления пословиц и скорость выполнения задания.

Задание для зрителей

Пока ребята выполняют полученное задание, зрители зарабатывают балл. Нужно

закончить пословицы и поговорки. За каждый правильный ответ вручается жетон.

Зрители , заработавшие больше жетонов. приносят своей команде бонусный балл.

У кого глаза велики?( У страха).

Чем горю не поможешь?( Слезами)

Кого по осени счтают?( Цыплят)

Что красит человека?(Скромность.)

Чем не кормят соловья?(Баснями.)

На какой роток не накинешь платок?(На чужой.)

В какие сани не следует садиться?(Не в свои.)

Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда).

В какое время приходит аппетит?(Во время еды.)

Без чего и медом сыт не будешь?( Без хлеба.)

Библиотекарь: Давайте проверим, как ребята справились с заданием, правильно ли были

ими составлены пословицы и поговорки. Проверка пословиц и поговорок. оценка

жюри.

Конкурс » Пословицы по теме»

На столе разложены карточки, на внутренней стороне которых написаны

слова:»труд»,»хлеб»,»ученье»,»добро»,»лень».капитаны поочередно берут по одной

карточке.Задача командв течение 3 минут записать наибольшее количество пословиц и

поговорок по этой теме, после чего капитаны зачитывают их апитан , зачитавший

больше пословиц и поговорок, получает 1 балл.

Наумова Л.В. А сейчас вам предстоит изобразить пантомиму.Да, представьте , пословица

искусно и красноречиво может быть воплощена в немой сцене.

Конкурс»Ответный удар»

Команды поочередно в форме пантомимы инсценируют пословицы.Соперники должны

угадать пословицу и объяснить ее смысл. Оценивается содержание пантомимы

угадывание и объяснение смысла пословицы.

Задание болельщикам быстро закончить пословицу. Назвавшие больше пословиц

заработают бонусный балл для своих товарищей.

«»скучен день до вечера..(коли делать нечего)»

«Семь раз отмерь…(один раз отрежь)».

«Любишь кататься….(люби и саночки возить)».

«Не красна изба углами…(а красна пирогами)».

«Не рой яму другому…(сам в нее попадешь).

«Не зная броду…(не суйся в воду)».

«Скоро сказка сказывается…( да не скоро дело делается)».

«При солнышке тепло….( при матери добро)».

«»Первый блин….(комом)».

«Шила вмешке …(не утаишь)».

» не было бы счастья…( да несчастье помогло)». Подведение итогов.Награждение

победителей.

Библиотекарь: Я хочу поблагодарить всех участников КВНа,

болельщиков.Надеюсь, что сегодняшняя встреча доставила истинное удовольствие.Вы

еще раз убедились в том,

Что пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чемуто поучают

И от беды нас берегут.

01.04.2015

Сценарий праздника «Пословица недаром молвится»

Бабина Ольга Сергеевна

Мероприятие позволит обобщить знание пословиц и привлечь внимание детей к красоте и точности русских пословиц.

Оценить




1700

Содержимое разработки

Праздник «Пословица недаром молвится»

Задачи: обобщить знание пословиц; развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении; воспитывать любовь к речи, обратить внимание на её красоту, выразительность и точность; вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность

.

Подготовительная работа. Дети заучивают пословицы, готовят инсценировки и костюмы к ним, совместно с родителями рисуют иллюстрации к пословицам.

Оформление. На центральной стене изображены солнце, плетень, поющий петух, подсолнухи. на левой и правой стене зала размещена выставка иллюстраций к пословицам и плакаты: Пословица — всем делам помощница. Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится.

Декорации: деревенская изба, лавочка.

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит русская народная мелодия.

Логопед. Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей, воспитателей и гостей. Собрались мы на речевой праздник. Много можно сказать о русском языке, но наша встреча сегодня посвящена пословицам. В этой коробочке незримая богиня речи прислала нам частичку своего сердца — это жетоны (красные сердечки). Эти сердечки вы будете получать за смекалку, за знание пословиц.

Говорите, не скучайте и жетоны получайте.

Представление жюри и команд.

Разминка

— Кто придумал пословицы? (Народ).

— Когда появились пословицы и поговорки? (Давно).

— Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели).

— О чем говорят пословицы? (О добре и зле, о уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе,

о Родине, о жизни).

— Почему вам нравятся пословицы? (Они умные, складные, красивые).

Дети отвечают на вопросы и получают жетоны.

Логопед. А.С.Пушкин высоко ценил пословицы, называл их золотом: «Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»

Пословицы — это настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Разминка окончена. Приступаем к конкурсам.

1.Конкурс «Доскажи словечко».

Вопросы задаются по очереди каждой команде. За ответы жюри раздает жетоны.

• Не спеши языком, торопись … (делом).

• Сначала подумай, потом… (говори).

• Сумел взять — умей … (отдать).

• Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал … (умнее).

• О дереве судят по плодам, а о человеке по … (делам).

• Терпение и труд, все … (перетрут).

2. Конкурс «Продолжи пословицу».

• Дружно не грузно, …(а врозь — хоть брось).

• Большой говорун — … (плохой помощник).

• Кто зря сердит — … (у того голова болит).

• Едет Емеля, …(да ждать его неделю).

3. Конкурс «Узнай пословицу по двум словам».

Семь — один. Язык — дело.

Пчела — мед. Труд — лень.

4. Конкурс «Вспомни пословицу с этим словом».

Каждой команде вручается конверт со словом. Дети называют пословицу с этим словом.

Любишь … Утро…

5. Конкурс «Ответь одним словом».

Логопед загадывает загадки по пословицам.

• То, без чего не вынешь рыбку из пруда. (Груд).

• У жадины его невозможно выпросить даже зимой. (Снег).

• Его всякое дело боится. (Мастер).

• Если оно вылетит — его уже не поймаешь. (Слово).

6. «Аукцион».

Логопед. А сейчас аукцион.

Подведёт итоги он.

Кто пословиц больше знает,

Тот награду получает.

Назовите пословицы о дружбе. Побеждает тот, кто назовёт пословицу последним. Он получает три жетона.

7.Конкурс» Домашнее задание «.

Логопед. «Покажите» пословицу.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Птица рада весне, а младенец матери.

На фоне русской народной мелодии одна команда инсценирует пословицу, другая — её угадывает.

Жюри оценивает артистичность, изобретательность и понятность показа.

8. Конкурс «Перепутаница».

Логопед. К нам приехала в гости иностранка.

Звучит музыка. Входит гостья в современной одежде, в чёрных очках ­»иностранка».

Логопед. Проходите, гостья дорогая. Мы рады видеть Вас у себя в гостях.

«Иностранка» здоровается, говорит с акцентом.

Иностранка. Здравствуйте! Вы речь ведёте о пословицах? Мне тоже нравятся русские пословицы. Я быстро выучила их.

Например: «Что с возу упало, того не вырубишь топором».

Логопед. Пословицы у неё смешались, перепутались. Помогите ей, назовите пословицы правильно.

Первая команда поправляет «иностранку».

Иностранка. Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь.

Вторая команда поправляет «иностранку».

Иностранка. Вот спасибо, поправили меня. Постараюсь теперь говорить эти пословицы правильно.

«Иностранка» прощается и уходит.

Логопед. Речь с пословицей становится яркой, выразительной, точной. Недаром говорится: «Пословица — цветочек, поговорка ­ягодка. «Пословицы не только украшают нашу речь, но и развивают ум. Чтобы понять пословицу — надо поразмыслить.

Приступаем к интеллектуальным конкурсам.

9. Конкурс «Одна из двух«.

Логопед. Послушайте историю. К ней надо подобрать пословицу. Несла Жучка кость через мост. Глядь, а в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде другая собака с костью. Она и пусти свою кость, чтобы 1у взять. Ту не взяла и своя ко дну пошла.

Какая из двух пословиц подходит к этой истории?

— За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

— Собака помнит, кто её кормит.

у каждого ребёнка есть цифра 1 и 2. Дети поднимают цифру, соответствующую выбранной пословице. Жюри подсчитывает количество правильных ответов в каждой команде.

10. Конкурс «В селе Посдовицыно»

Лоrопед. Представьте картину: село Пословицыно.

Звучит музыка «Во саду ли, в огороде … », дети — артисты занимают места в избе, садятся на лавочку около дома.

в селе ПОСЛОВИЦЫНО живёт славный народ. У него без пословицы речь не молвится, ‘Как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди хлеб убирать, а они на солнышке лежать «.

Сценка «Ленивица»

Из терема выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает, начинает дремать.

2-я девочка.

Проснулась Ульяна не поздно не рано.

До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.

Матушка. (Выглядывает из окна). Ульяна, сходи за водицей на речку!

Ульяна. Да лень мне, дрёма одолела. 2-я девочка.

Вот лодырь!

Кто ленив, тот и сонлив.

Матушка. (Из терема). Ульяна, иди киселя хлебать!

Ульяна. (Поднuмаясь). Раз матушка велит- надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (Уходит в терем).

Группа на заваднике (запевает).

Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить. ОН избы не прибирает, как испечь калач не знает. С зарёй рано не встаёт, с косой в поле не идёт.

А уж как за стол идти, ложку знает где найти.

Ульяна.. (Высовывается из окна). Ой-ой! Не надо про меня петь. Все. (Хором). Хочешь есть калачи — не сиди на печи!

Логопед. Какие пословицы народ сказал Ульяне?

Какие пословицы вы ещё скажите ей?

Логопед. Много трудился русский народ, но и о развлечениях не забывал. Недаром в пословице говорится: «Делу — время, а потехе ­час.» Когда работа была окончена, собирались у околицы и стар и мал, смешили друг друга небывальщиной да неслыхальщиной.

Сценка «Фома и Ерёма»

Фома и Ерёма. Здрасьте. А вот и мы оба, Фома да Ерёма. Фома. Голоса услыхали, к вам прибежали.

Ерёма. Мы ребята удалые.

Фома. Мы ребята озорные.

Ерёма. Голосом пляшем, ногами поём. Фома. В общем и в целом прекрасно живём.

Ерёма. А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ.

Фома. Нынче мы вам расскажем в лицах весёлые небылицы

(садятся).

Ерёма (толкает Фому). Начинай. Фома. Нет, ты начинай.

Оба. Вместе мы начнём, а вы подпевайте. «-

Фома и Ерёма, имитируя игру на балалайке, исполняют небылицы.

Две девочки приплясывают на кругу.

Фома. На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.

Все. Здорово, здорово у ворот Егорова.

А у наших у ворот всё идёт наоборот

Фома. Рано утром вечерком, поздно на рассвете

Баба ехала верхом в ситцевой карете.

Ерёма. А наш дедушка Иван посадил кота в карман.

Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Все. Здорово, здорово у ворот Егорова.

А у наших у ворот всё идёт наоборот.

Фома. На заборе чепуха жарила варенье.

Куры съели петуха в одно воскресенье.

Ерёма. Сидит ёжик на берёзе, новая рубашка,

На головке сапожок, на ноге фуражечка.

Все. Здорово, здорово у ворот Егорова.

А у наших у ворот всё идет наоборот.

Фома. Сидит заяц на заборе в алюминиевых штанах.

А кому какое дело, может, заяц — космонавт.

Ерёма. По реке плывёт корова, обогнала пароход.

На рогах сидит ворона и соломинкой гребёт.

Все. Здорово, здорово у ворот Егорова.

А у наших у ворот всё идет наоборот.

11. Конкурс для болельщиков «Семь и один».

Болельщикам предлагается вспомнить как можно больше пословиц с числом «один» и «семь».

Один в поле не воин.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семь бед — один ответ.

Один за всех, и все за одного.

Одна пчела много мёду не натаскает.

Подчас и один стоит семерых.

Одной рукой и узла не завяжешь.

12. Конкурс «Домашнее задание».

Жюри объявляет победителей выставки рисунков-иллюстраций к пословицам.

Логопед. Вот теперь узнали мы,

Что вы с пословицей дружны.

И посмотрим мы сейчас,

Кто самый знающий из вас.

Дети подсчитывают жетоны. Жюри награждает детей, набравших в каждой команде большее количество жетонов. Затем жюри определяет командное первенство.

Пословицы, использованные в ходе праздника«Пословица недаром молвится»

• Не спеши языком, торопись делом .

• Сначала подумай — потом говори.

• Сумел взять — умей отдать.

• Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал

умнее.

• О дереве судят по плодам, а о человеке — по делам.

• Терпенье и труд все перетрут.

• Дружно — не грузно, а врозь- хоть брось.

• Большой говорун — плохой помощник.

• Кто зря сердит, у того голова болит.

• Едет Емеля, да Ждать его неделю.

• Одна пчела много меду не натаскает.

• Не спеши языком, торопись делом.

• Труд кормит, а лень портит.

• Любишь кататься — люби и саночки возить.

• Утро вечера мудренее.

• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

• У жадины зимой и снега не выпросишь.

• Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

• Семь раз отмерь — один раз отрежь.

• Дело мастера боится.

• Не рой другому яму — сам в неё попадёшь.

• Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.

• Друг лучше старый, а платье — новое.

• Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

• Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

• Дерево живет корнями, а человек — друзьями.

• Нет друга — ищи, а найдёшь — береги.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• С кем поведешься, от того и наберешься.

• Ученье — свет, а не ученье — тьма.

• Птица рада весне, а младенец — матери.

• Что с возу упало, то пропало.

• Что написано пером, не вырубишь и топором.

• Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

• Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

• Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

• За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Источник:

Бетц Л.Л., Цуканова С.П. Речевые праздники и развлечения в детском саду. Пермь: ПОИПКРО, 2007.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/120171-scenarij-prazdnika-poslovica-nedarom-molvitsj

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения дня рождения друга
  • Сценарий проведения зубка
  • Сценарий проведения дня рождения детского сада
  • Сценарий проведения золотой свадьбы дома
  • Сценарий проведения дня рождения девочке 10 лет дома