Сценарий проведения мозгового штурма

Уже скоро нас ждёт пора отпусков, поэтому важно подвести итоги и наметить дальнейшие планы в работе компании. Многие сотрудники по сей день работают удаленно. Как собрать всех коллег вместе вне зависимости от их местонахождения и какую методологию использовать для эффективной совместной работы? Поделимся своим опытом, как мы это делаем в Pruffme.

Уже скоро нас ждёт пора отпусков, поэтому важно подвести итоги и наметить дальнейшие планы в работе компании. Многие сотрудники по сей день работают удаленно. Как собрать всех коллег вместе вне зависимости от их местонахождения и какую методологию использовать для эффективной совместной работы? Поделимся своим опытом, как мы это делаем в Pruffme.

Методология мозгового штурма

Мозговой штурм – инструмент для генерации идей усилиями команды за короткий срок. Важная деталь методологии – все идеи имеют право на жизнь, даже самые безумные. В потоке совместного мышления рождается большое количество мыслей, которые можно собрать в одно целое, получив новый интересный продукт, концепцию, идею.

Мозговой штурм может быть групповым и индивидуальным. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. В индивидуальном проще развить собственную идею, не придется отвлекаться на остальных коллег и их мысли. В групповом же генерируется большое количество разных идей, которые могут воплощаться по разному, благодаря видению остальных сотрудников. Стимулируется креатив, инициативность и работа в команде.

Кто может участвовать?

Все! Генеральный директор, менеджеры по продажам, маркетологи, техническая поддержка, бухгалтеры. Они работают в вашей компании, взаимодействуют с клиентами или продуктом, у всех есть своя точка зрения.

Что для этого нужно?

1. Подготовка
Огласите тему встречи, поставьте цели и задачи. Сделать это можно даже за несколько дней до проведения мозгового штурма, оповестив коллег по электронной почте, в соц. сети или мессенджере.
Лайфхак: Фиксируем встречу в Гугл Календаре. Тогда сотрудникам придет напоминание за 5-10 минут до встречи, а вы заранее увидите, кто подтвердил участие.

2. Модератор или фасилитатор
Выберите человека, который будет направлять поток идей, давать слово сотрудникам, структурировать и фиксировать мысли, а также следить за ходом штурма. Не назначайте модератором руководителей.

3. Отсутствие критики
Отключите критическое мышление. Модератор, которого мы выбрали, должен пресекать критику, чтобы Ваши сотрудники не боялись высказывать любые идеи, даже самые необычные. “Эта идея не влезает в бюджет”, “это у нас уже было”, “это не одобрит заказчик!” — это тоже критика!

4. Подготовка вопросов
Заранее выпишите для себя список вопросов, которые помогут вашим коллегам, когда обсуждение зайдет в тупик.

5. Записывайте все идеи
Мы же не хотим забыть замечательные идеи, что у нас родились. Запомните это правило: фиксируйте мысли сразу на интерактивной доске.

6. Дружественная атмосфера
Разогрейте участников коллективной игрой, шуткой, интерактивом. Доверие и дружелюбие – важная часть! Предложите онлайн-обнимашки. Пусть ваши сотрудники загрузят свои фотографии на доску, приблизят их друг к другу. Таким образом вы обнялись, а также собрались в одного большого и творческого супер-коллегу.

7. Обратная связь
Попросите по результату мозгового штурма фидбэк от коллег. Как прошло мероприятие, освоились ли с функционалом интерактивной доски? Это поможет перед следующим мозговым штурмом.

8. Интерактивная доска
Определитесь с интерактивной доской, которую вы будете использовать. Что такое интерактивная доска? Это бесконечное пространство для совместной работы и воплощения ваших идей в онлайне. Рисуйте, пишите, оставляйте заметки, клейте стикеры, составляйте схемы. Изменения происходят в реальном времени и вы сразу можете оценить работу коллег.

Инструменты интерактивных досок для эффективного мозгового штурма

1. Деление участников на группы
Групповой мозговой штурм может быть эффективнее индивидуального, где человек работает в своём темпе. Коллектив не дает обсуждению утихнуть и подпитывает креатив. Разделите его на группы и для каждой создайте рабочую область на доске.
Лайфхак: при выборе интерактивной доски обязательно учитывайте, будете ли вы делить участников на команды и выводить в эфир с камерой. Если да, то обращайте внимание на эти возможности внутри интерактивных досок. Мы такого решения не нашли, поэтому решили создать собственную доску и встроили ее в видеоконференции.

2. Создайте свои шаблоны
Наша команда любит создавать собственные шаблоны, самые интересные мы выкладываем в общий доступ. Вы можете создавать и сохранять свои шаблоны, чтобы использовать их на следующих штурмах.

3. Совместно оценивайте идеи, сортируйте и оставляйте комментарии
С помощью инструментов доски вы можете запустить голосование за лучшую идею.
Перенесите наиболее успешные идеи на отдельную область для дальнейшей работы.
Оставляйте и просматривайте комментарии (текстом, голосом, видео) на любом месте доски с помощью инструмента «комментарий».

Сценарий мозгового штурма

1. Разогрев и знакомство с интерактивной доской
Основная задача – познакомить ваших сотрудников с интерактивной доской, а также друг с другом.

Проведите с командой игру, которая научит пользоваться доской и поднимет настроение.

Вариант игры 1 “Ресторан”
Создайте шаблон ресторана и стол с тарелками. Задача сотрудников — занять место за столом, подписать тарелочку и добавить туда свой идеальный завтрак. Когда все выберут еду, попросите их кратко рассказать о себе и ответить на вопрос: “Почему именно эту еду они выбрали?”
Время игры — 5 минут

Вариант игры 2 “Что было дальше”
Создайте маленькую историю из картинок и голосом расскажите историю из вашей жизни. Предложите остальным участникам придумать её продолжение, чтобы оно было забавным и максимально фантастическим. Пусть дополнят ее картинками.
Время игры — 5 минут

2. Включите камеры для всех участников
1) Заранее сообщите, что штурм будет проходить с вебкамерами.
2) Используйте интерактивные доски, внутри которых можно выходить в эфир с камерой. Например, интерактивную доску на Pruffme.com.
3) Придумайте задание, для которого обязательно включение камеры. Например, “покажите палец вверх, если вы меня видите и слышите”.
4) Скройте чат, чтобы не было соблазна общаться текстом.

3. Не проводите мозговой штурм на аудиторию более чем 30 человек
Идеальная команда для мозгового штурма состоит из 3-7 человек. В ином случае он может превратиться в балаган.
Лайфхак: Если во встрече должны принять участие больше 7 человек, то используйте групповые комнаты и делите участников на команды. Помните сериал “Секс в большом городе”? Набор команды должен быть примерно таким: 3-4 человека разных по темпераменту и опыту. Такие команды создают лучшие идеи. Следите за процессом коммуникации в командах. Может случиться так, что самые творческие сотрудники будут продвигать только свои идеи и критиковать других.

4. Продумайте как Вы будете передавать слово участникам
1) Можно создать макет комнаты со стульями. Каждый размещает своё имя на стуле и общение движется по кругу.
2) Метод поднятия руки (ставим в чате «+», или поднимаем руку через вебкамеру)
Лайфхак: Принцип “каждый говорит когда захочет” — плохая идея, если вас больше 5 людей. Кто-то обидится, что его перебили, кто-то постесняется говорить. Люди будут чувствовать неловкость.

5. Продумайте правила по которым участники будут формулировать свои идеи. Для этого можно использовать одну из креативных методик

1) Фиксация первых идей участников штурма
Время — 4 минуты
Запишите первые 15-20 идей команды без применения специальных техник, записывайте то, что приходит в голову. Заранее подготовьте список вопросов по технике глубинного интервью из методологии Дизайн-мышление: «почему это важно?», «как вы это видите?», «Расскажите, что вы чувствуете?».
Визуальное правило: 1 идея = 1 стикер

2) Фиксация идей с применением креативных методик
Время — 10 минут
50 идей от команды

Креативные методики для мозгового штурма, которые мы используем:

1) Шквал вопросов
Преимущество этого метода заключается в том, что он раскрепощает участников. Наш мозг устроен так, что всегда пытается находить правильные ответы и не любит, когда он ошибается, отсюда возникает проблема с формулированием идей на мозговых штурмах. Попробуйте сгенерировать вопросы, а не утверждения.
Пример:
Изначальный вопрос: “Как сделать жизнь в офисе экологичнее?”
Шквал:
Зачем нам думать об экологии?
Как защищать природу в офисе?
С чего нам стоит начать экологичный офис?
Что такое экологичный офис?

2) Перифраз — переформулируем вопросы
С учетом конечной цели расширяем поставленный вопрос.
Пример:
“Как сделать жизнь в офисе экологичнее?”
Перифраз 1:
Как сделать жизнь в офисе экологичнее, чтобы каждый сотрудник чувствовал, что он делает социально значимое действие?
Перифраз 2:
Как сделать жизнь в офисе экологичнее и превратить процесс раздельного сбора в интересную игру для мотивации сотрудников и повышения командного духа?

3) Метафора — игра с картинками
Все играли в настольную игру “Имаджинариум” или “Диксит”?
Вы можете взять карточки из этих игр или же подготовить свой набор карточек на интерактивной доске. Это могут быть кадры из фильмов, картины художников-сюрреалистов или рисунки любимого аниме. Лучше брать картинки в которых много деталей, они будут подталкивать человека на размышления выходящие за рамки бытовой картинки.
Пример:
Как сделать жизнь в офисе экологичнее?
Картинка:

Хаяо Миядзаки

Решение:
1) Нужно превратить раздельный сбор в игру. Например, после того как я кладу в нужный контейнер фантик, то делаю победный жест как Тоторо.
2) нужно добавить в офис зеленых растений, это будет навевать мысли о природе.

Когда первый участник перестает генерировать идеи, остальные могут добавить свои к этой картинке, после этого следующий участник берет карточку и так по кругу.

4) Придумайте и нарисуйте это…
Команда рисует ответ на вопрос штурма.
Пример: Как сделать жизнь в офисе экологичнее?
Задача: нарисуйте Ваш идеальный экологичный офис

Важно: Если вы думаете, что для этого задания нужно быть дизайнером или художником, то это не так. Самые необычные рисунки выходят у тех, кто не умеет рисовать! (Художники, без обид).

6. Делаем перерыв
Если штурм затянулся, то сделайте перерыв, отпустите коллег на обед или займитесь другими задачами, чтобы дать мозгу отдохнуть. После перерыва возвращайтесь к штурму с новыми силами.

7. Выбор идей
В начале штурма нужно заранее обговорить то, как будут отбираться идеи, чтобы не было эффекта обманутых ожиданий. Также стоит озвучить количество идей, которые нужно отобрать. Прозрачные правила — залог успешной командной работы. Мы обычно выбираем идеи посредством большинства голосов. В финале должно получится 30-35 идей, но может быть и больше.

Что мы получим?

Множество креативных идей, полученных в короткий срок. Без мучений, бессонных ночей и исписанных листов. Вы не только получите результат работы, но также весело проведете время благодаря совместным играм и интерактиву, сплотите команду и способствуете ее творческому мышлению.
Чтобы идеи не исчезли, мы можем оценить их уже с критической точки зрения. Для этого мы используем вот такой шаблон:

3 готовых сценария для мозгового штурма:

1. Быстрый мозговой штурм без лишних деталей
Добавляете шаблон, задаёте тему штурма и сразу приступаете к работе:
Пример
2. Смена групп
Создаём несколько рабочих областей. Каждая группа работает на своей области и на ней делится своими идеями. Через некоторое время группы меняются местами и работают с идеями предыдущих коллег, улучшают их и дополняют. И так все проходят по кругу.
Пример

3. Ролевой мозговой штурм
Этот вариант штурма подразумевает взятие каждым участником на себя определенной роли. Приведем пример. Планируете производить продукт? Пусть один участник возьмет роль создателя, другой производителя, третий продавца, а четвёртый покупателя и все делятся своими мыслями о том, как сделать продукт наиболее оптимальным для всех категорий:
Пример (немного отдалите доску колесом мыши, чтобы увидеть сценарий)

Каждую седьмую задачу можно решить при помощи метода мозгового штурма. Прочитав эту статью, Вы узнаете, что и как нужно делать, чтобы решить Ваши задачи, как в бизнесе, так и личные, при помощи этого метода.

Что такое и когда используют

Вы наверное сталкивались с такой ситуацией, на работе или даже в жизни, когда нужно решить важную и сложную проблему.

А из идей — скучные шаблоны, которые уж точно не способны на утилизацию проблемы, разве что на маленькое улучшение ситуации. Так вот, как раз в таком случае Вам нужно использовать метод мозгового штурма.

Мозговой штурм — метод для генерирования идей, основанный на творческом подходе и интеллекте.

Теперь картинка начинает прорисовываться. Характерная черта метода и его главное преимущество — возможность найти нестандартный подход к решению задачи.

И именно поэтому, данный подход поможет оперативно найти выход там, где Вы его не видите. Области, где применяется метод мозгового штурма обширны.

И как, Вы уже догадались, что в процессе участвует не один человек. Например, это может быть: маркетолог, специалист по продажам, лояльный клиент, разработчик продукта, нескольких потенциальных клиентов.

Впрочем, состав подбирается исходя из задач. Но об этом я расскажу Вам чуть позже.

Правила проведения

Теперь разберем более подробно этот инструмент. Но Вы не думайте, это не обычная теория, это важные моменты, на которые Вы должны опираться при генерации идей.

И скажу сразу, что все это влияет на результат. К тому же кто-то уже наступил на эти грабли до Вас.

1. Количество

Перед тем, как начать заниматься организацией метода, Вы должны понимать, сколько людей задействовано в процессе. Это может быть один человек, а может и пять, десять… И поэтому мозговой штурм бывает:

1.1 Индивидуальный

Да-да, звучит необычно, но проводить мозговую атаку можно в одиночку. Поэтому, концентрируясь на вопросе, и одновременно высвобождая свой творческий потенциал, Вы получаете возможность развить мысль в нечто действительно стоящее.

Например, Вы не готовы ни с кем обсуждать размер своих долгов. Тогда штурм по поиску идей как вылезти из долговой ямы, Вы можете провести и наедине.

Более того, уединенные размышления чаще приносят более ощутимые результаты.

1.2 Групповой

Это уже своего рода групповая дискуссия, потому что процедура заключается в коллективном обсуждении. Такой вариант подходит для решения рабочих и творческих задач.

Например, поиск идеи для рекламной кампании лучше всего осуществить при помощи группового обсуждения.

В нем вы можете собрать огромное количество специалистов и позвать даже представителей из целевой аудитории, поэтому идеи будут разнообразнее.

2. Этапы

Один из самых важных пунктов, а все потому что правильное соблюдение этапов прямым образом влияет на результат, и далее Вы поймете почему.

Поэтому читайте внимательнее. Так вот, сейчас расскажу как нужно провести мозговой штурм. Метод включает следующие этапы:

  1. Знакомство с правилами. О них мы поговорим чуть ниже. Но я сразу скажу, что Вам важно добиться того, чтобы все понимали эти правила одинаково и соблюдали их;
  2. Разминка. Небольшое задание перед мозговым штурмом. Например, попробуйте произнести все буквы алфавита в обратном порядке. Это нужно, чтобы ваш мозг переключился с проблем и высвободил творческий потенциал;
  3. Формулировка задачи. Следует четко обозначить для всех участников цель обсуждения и, что Вы хотите видеть в результате. Например, нам нужна свежая идея для рекламной кампании, чтобы вывести на рынок новый продукт;
  4. Генерирование и презентация решений. Идеи можно высказывать по очереди или по желанию. Главное — зафиксировать все предложения, даже самые нереальные. Например, пригласить Шварценеггера для съемки в рекламе;
  5. Оценка предложений. Определите по какому принципу Вы выбираете лучшее предложение. Например, это может быть легкость или скорость реализации, минимальный бюджет или что-то еще.

Как Вы видите, не так уж и сложно, на первый взгляд. Однако, тут есть свои тонкости, которые необходимо применять к каждому из разновидностей метода.

Важно. Выжимайте из бизнеса максимум с помощью нашей методички формата “фишечная стратегия”. В ней самый сок из сотен тренингов и книг по маркетингу и продажам. А также концентрат успешных действий. По ссылке скидка 50% в течение 4 часов, кликайте -> “200+ фишек маркетинга: от привлечения до удержания

3. Оптимальные условия

Стоит отметить, что неправильная организация мозгового штурма может свести к нулю все Ваши старания. И, чтобы он принес Вам нужный результат, внимательно изучите описание факторов, которые стоит учесть при подготовке.

3.1 Участники

Привлеките к мозговой атаке сотрудников с небольшим опытом, а потому свежим взглядом на деятельность Вашей компании. Но и не забывайте про более опытных. 

Например, если Вы используете метод мозгового штурма в компании, при коллективном принятии решения, то пригласите разных по полу и профессии людей, чтобы получить интересные решения в результате единства противоположностей.

И вместе с тем, не переборщите с разницей в возрасте, чтобы процесс обсуждения не зашел в тупик.

Не стоит привлекать больших руководителей компании, если Вы понимаете, что это будет сковывать остальных участников. И исключите скептиков, откровенных критиканов и ворчунов, этот метод не для них.

Важно. Оптимальное количество участников для продуктивной работы в групповом штурме от 6 до 12 человек. В индивидуальном — один в поле воин.

3.2 Место проведения и реквизит

Самое главное — отдельное помещение, вдали от постороннего шума. И так как сейчас век технологий, то не забудьте попросить присутствующих отключить телефоны, и включить диктофон для фиксации идей.

Интересный момент, для такого вида работы лучше всего подойдет стол без углов — круглый или овальный. Также Вам может потребоваться доска и маркеры, чтобы составить подобие карты, на которой Вы отразите все озвученные идеи.

3.3 Время проведения

Тут стоит не переусердствовать. И даже не думайте, что чем больше по времени Вы будите в методе, тем больше идей у Вас получится собрать. Вовсе нет. 

Например, для обширных творческих задач самый продуктивный период составляет 40-60 минут.

А если вопрос достаточно простой, будет достаточно и 20 минут. Сами же знаете, что на свежую голову думается гораздо лучше, чем после долгих часов напряженной работы. 

Важно. Оптимальное время для продуктивной работы с 10 до 12 часов в первой половине дня, и с 14 до 16 часов во второй.

3.4 Формулировка проблемы

Задача должна быть сформулирована конкретно, просто и ясно. И вопрос должен быть не слишком общим, но в то же время иметь большое количество вариантов решений.

И еще очень важно, чтобы вопрос был направлен не на поиск причины, а на поиск решения.

Неверная формулировка: “Почему в нашей компании низкий уровень продаж?”

Верная формулировка: “Каким образом повысить уровень продаж в нашей компании?”

При чём задачу мозговой атаки можно озвучить участникам заранее, чтобы они выделили время на ее самостоятельное обдумывание до начала дискуссии.

3.5 Руководитель

Главная задача руководителя — проинформировать присутствующих о правилах проведения, обсуждения и следить за их соблюдением.

И вместе с тем, руководитель тоже участвует. В случае индивидуального штурма Вам придется контролировать процесс самостоятельно.

Верх мастерства руководителя — подкинуть самые нестандартные и разрывающие шаблоны идеи в ходе обсуждения. Особенно если он видит, что остальные не могут отбросить стереотипы и раскрыть свой творческий потенциал.

3.6 Подведение итогов или выбор идеи

Тут главное — критерии оценивания, как уже говорила ранее. Что будет для нас первостепенным при выборе?

Не бойтесь исключать предложения. Например, если нет достаточного количества ресурсов — вычеркиваем. Нет времени на реализацию — вычеркиваем. Идея никому не интересна — вычеркиваем.

Если идею выбирают сторонние эксперты, ее можно выбрать сразу. А вот если выбирают те же участники, что и придумывали, то лучше провести оценку и выбор решения спустя 2-3 дня.

Методы использования

В отличие от видов мозгового штурма, методик использования мозгового огромное множество.

И выбор метода зависит от задачи, которую Вам нужно решить, а также от индивидуальных особенностей участников. Но мы с Вами рассмотрим самые крутые и известные варианты, а не ТОП-100 не пойми каких…

1. Обратный

метод мозговой штурм обратный

Обратный, как «лунная» походка

Суть метода: составить наиболее полный список минусов объекта дискуссии.

Технология метода: Вы и присутствующие сосредотачиваетесь только на: недостатках услуги, продукта или ситуации, препятствиях на пути клиента при получении данного товара или услуги, самых ужасных последствиях.

После чего для каждого пункта, из полученного списка, придумываете варианты решения.

Кому подходит: такая методика мозгового штурма применяется как в группе, так и индивидуально. Наиболее подходящая задача — вывод нового продукта или услуги на рынок.

А все потому, что такой способ позволит изучить новую услугу или продукт со всех сторон и предвосхитить многие трудности, которые способны помешать успешному выходу продукта на рынок и его дальнейшему существованию.

Сценарий мозгового штурма: представьте, что Вы запускаете новую модель пылесоса на рынок.

Что не так с пылесосом?

  1. Он похож на другие пылесосы;
  2. Он тяжелый;
  3. Он недостаточно мощный, чтобы собирать строительный мусор;
  4. Он не управляется при помощи мобильного приложения;

Что мы можем с этим сделать?

  1. Придумать необычный дизайн в виде слона с хоботом;
  2. Заменить некоторые металлические детали пластиковыми;
  3. Позиционировать и продавать только для использования в домашних условиях;
  4. Разработать программу для дистанционного управления пылесосом;

Какое решение мы выбираем и почему? Например, мы заменим металлические детали пластиковыми, потому что мы можем сделать это быстро, а еще это не только облегчит вес, но и удешевит конструкцию пылесоса и так далее.

Дефекты, недостатки, трудности в использовании — “расстрельный список” не должен ограничиваться ничем.

Сюда же можно добавить и те проблемы, которые могут возникнуть через 5-10 лет. Пофантазировать, заглянуть в будущее. Конечно, пример утрированный. Но он хорошо отражает сущность процесса.

2. Теневой штурм

метод мозговой штурм теневой

Все в тени…

Суть метода: деление участников дискуссии на три группы.

Технология: первая группа генерирует идеи публично, а вторая группа “теневая”, то есть она не вмешивается в обсуждение, а просто следит за его ходом.

Так участники второй группы выписывают идеи, которые приходят к ним в процессе обсуждения первой группы.

И есть третья группа — эксперты, те, кто будет оценивать весь перечень идей от первой и второй группы. Эксперты также могут предложить и свои решения, полученные на стыке идей первых двух групп.

Кому подходит: такое использование метода мозгового штурма подойдет при решении задачи в компании, к которой привлечено большое количество людей.

При этом Вы знаете, что некоторые из них могут предложить хорошие идеи, но не очень любят высказывать их публично. Или обладают хорошей наблюдательностью, но не склонны к генерированию нового.

Сценарий мозгового штурма: первая группа вслух обсуждает варианты дальнейшего развития компании по производству обуви.

Первая группа предлагает:

  1. Открыть линию производства сопутствующих товаров — кремы, спреи, ортопедические стельки;
  2. Создать интернет-магазин и доставлять обувь клиентам на дом;
  3. Увеличить долю занимаемого рынка при помощи выхода на новые сети по продаже обуви;
  4. Узко специализироваться на спортивной обуви, как самой рентабельной.

Вторая группа предлагает:

  1. Создать интернет-магазин, а вопрос доставки решить при помощи партнерства с другими сетями по продаже обуви;
  2. Предложить существующим партнерам — сетям по продаже обуви — сопутствующие товары;

Третья группа выбирает вариант — открыть интернет-магазин и осуществлять доставку через сетки партнеров продаже обуви.

Потому что есть уже несколько партнеров, которые готовы сотрудничать, а в маркетинговом бюджете заложен пункт по созданию сайта.

3. Письменный

метод мозговой штурм письменный

Записываем все

Суть метода: идеи генерируются путем поочередного записывание на листе бумаги.

Технология: каждый присутствующий не высказывает мысли и предложения вслух, а пишет их на листке бумаги, затем они меняются листками по кругу. Так предложение предыдущего участника — отправная точка для генерации идеи следующим участником.

Кому подходит: лучше всего использовать в коллективах технических специалистов или когда Вы заведомо знаете, что присутствующие не готовы делиться своими мыслями публично.

И, что ситуация публичного говорения будет сковывать их творческий потенциал.

Сценарий мозгового штурма: нужно найти способ снижения затрат на закуп оборудования.

Первый участник пишет: “сменить поставщика”, второй добавляет: “найти поставщика в самом ближайшем городе, чтобы снизить затраты на доставку”.

Третий вносит свой вклад: “предложить новому поставщику поставлять только комплектующие, а сборку осуществлять самостоятельно”. И так далее.

Эффективно меняться листками по кругу не более 15-20 минут. А далее привлеките группу экспертов, как в предыдущем случае, и предложите им оценить полученные результаты и сделать выбор.

Непременно укажите критерии выбора, обговорите их с экспертами заранее. Метод хорош тем, что каждая идея не просто «виснет в воздухе», а получает свое развитие и докрутку.

4. Штурм с зарисовками

метод мозговой штурм с зарисовками

Рисуем, креативим

Суть метода: не просто описать, но зарисовать каждую идею, которая приходит в голову во время мозговой атаки.

Технология: все присутствующие берут листки бумаги и любой инструмент, с помощью которого можно рисовать: карандаш, фломастер, кисть, ручка — не имеет значения.

После чего ведущий дискуссии еще раз озвучивает тему, вопрос, который предстоит решить. Далее у всех есть 10-15 минут, чтобы схематично зарисовать все мысли, которые приходят в голову после озвученного вопроса.

Затем каждый участник проводит небольшую презентацию своего предложения.

Кому подойдет: такое использование метода мозгового штурма подойдет, как для группы, так и индивидуально. Я думаю, понятно из определения, что применяется он в тех случаях, когда решение проблемы можно визуализировать.

Например, Вы генерируете идеи для внешнего вида новой модели холодильника или содержание рекламной листовки.

Сценарий мозгового штурма: придумать новую форму чайного пакетика, для производства и продажи нового сорта чая. Результаты такой атаки могут выглядеть как на рисунке ниже.

метод мозговой штурм пример зарисовки

Пример зарисовок

Техника проста и позволит максимально раскрыть творческий потенциал каждого участника.

Самое главное — не терять скорость и не углубляться в мелкие детали, пытаясь нарисовать шедевр. Лучше всего схематично зарисовывать то, что приходит в голову.

5. Ролевой штурм

метод мозгового штурма ролевой

Ну как я Вам в такой роли? 

Суть метода: примерить на себя разные роли и с этих позиций дать ответ на вопрос, задачу, проблему, которую Вы ставите перед участниками обсуждения.

Технология: Вы определяете несколько ролей или позиций, с которых было бы полезно взглянуть на ситуацию, продукт или услугу.

Каждый участник процесса по очереди представляет себя в той или иной роли. И из этой позиции вслух высказывает свои предложения по решению проблемы.

Далее все предложения фиксируются и выбираются наиболее подходящие варианты.

Кому подходит: метод одинаково хорош как для группового, так и для индивидуального вида работы.

Подходит в том случае, когда Вам хочется более глубоко понять отношение всех участников процесса к продукту, услуге или ситуации.

Сценарий мозгового штурма: задача — вылезти из долгов. И на месте тех, у кого я одалживаю деньги, я бы посоветовала себе более детально планировать финансы и с любой полученной суммы откладывать 10%. Так долго, пока это не перейдет в привычку.

На месте значительно более богатого человека я бы посоветовала себе найти варианты, куда можно часть денег выгодно вложить, чтобы они работали и приносили дополнительный доход.

На месте тех, у кого были такие же проблемы, я бы посоветовала себе найти дополнительные источники дохода, монетизировать свои умения.

Например, я отлично знаю немецкий, можно стать репетитором и давать уроки в свободное от работы время. И так далее.

Лайфхак. Если выводите новый продукт на рынок, побудьте в роли клиента, продавца, производителя. И посмотрев на ситуацию под разными углами, Вы откроете для себя факты, которые не замечали.

Безусловно, есть еще много разных методик. И как способ — Вы можете попробовать комбинировать все вышеперечисленные.

Например, выявить препятствия или минусы путем обратного мозгового штурма. А затем поискать, как можно эти препятствия устранить, при помощи ролевого.

Лайфхаки и ошибки 

Ну и теперь, как Вы любите,  расскажу про лайфхаки, которые применяются в методе мозгового штурма и самые распространенные ошибки. Кстати, если Вы уже проводите мозговые штурмы и знаете секрет как сделать их максимально эффективными, то делитесь в комментариях.

1. Лайфхаки

метод мозговой штурм лайфхаки

Вот это я люблю

Конечно, подходы к проведению дискуссии индивидуальны. Но обобщая все вышесказанное, мы с вами все-таки можем выделить несколько “золотых” правил. И они заключаются в следующем:

  1. Готовьтесь заранее. Перед мозговым штурмом предупредите всех приглашенных о теме обсуждения и количестве времени, которое потребуется для его проведения, чтобы участники настроились на работу и никуда не торопились;
  2. Приглашайте разных. Участниками могут быть: мужчины и женщины, маркетологи и менеджеры продукта, покупатели и продавцы. Потому что разнообразный состав обеспечит Вам неожиданные идеи и новый взгляд на задачу;
  3. Создайте общее информационное поле. Перед началом работы стоит еще раз кратко проговорить текущую ситуацию и цель штурма, чтобы убедиться, что дальше все будут общаться об одном и том же;
  4. Фиксируйте все идеи. Абсолютно все идеи, даже самые безумные. И для этого можно использовать маркерную доску, ватман или диктофон. Самое главное — не потерять ни одной, в данном методе все идеи на вес золота;
  5. Запретите критику. Ни одна идея не должна исключаться.  Даже самые бредовые, нереальные идеи имеют право на существование. Вам нужно донести это до всех присутствующих. И повторю, скептикам тут не место;
  6. Настройте участников говорить все. Некоторые из них могут чувствовать себя неуверенно, больше обдумывать идеи, чем делиться ими. Поэтому Вам нужно ободрить их, позвольте высказывать абсолютно любые мысли, подайте пример;
  7. Будьте готовы к отрицательному результату. Обсуждение может пойти совсем не так, как Вы планировали. Опять же повторюсь, что критика под запретом. И Вам нужно принять результат таким, каким он будет.

Так, с лайфхаками разобрались. Советую Вам их детально прорабатывать при каждом проведении метода мозгового штурма. Ну а теперь переходим к типичным ошибкам.

2. Ошибки

метод мозговой штурм ошибки

Слушаю внимательно

Итак, какие же препятствия могут встать у вас на пути? На чем не раз спотыкались другие при организации мозговых атак. Поэтому читайте и запоминайте, а лучше записывайте, чтобы уж точно не допустить ошибки:

  • Нет конкретной темы и цели обсуждения;
  • Нет интереса у участников;
  • У команды не хватает знаний, чтобы решить вопрос;
  • Состав команды однотипный;
  • Упертость и скептический настрой;
  • Сверхсерьёзность;
  • Частые паузы в обсуждении;
  • В составе группы есть конкуренты;
  • Излишнее давление руководителя.

И на этом все, не такой уж и большой список получился. И все же, рекомендую не забывать про ошибки. Они довольно простые, но часто упускаются из виду. 

Плюсы и минусы 

Мозговой штурм можно умело применить при любой ситуации. В то же время не стоит его слишком идеализировать. Как и любой другой метод решения задач, он имеет свои достоинства и недостатки.

Плюсы:

  • Оперативность;
  • Большое количество решений за минимальный срок;
  • Возможность взглянуть на задачу с разных сторон;
  • Выход за пределы стереотипов при решении задач;
  • Исключение критики;
  • Простота освоения метода.

Минусы:

  • Непредсказуемость результата;
  • Отсутствие реально осуществимых предложений на выходе;
  • Влияние организационного процесса.

Правильная организация процесса краеугольный камень в проведении мозговых атак.

По статистике каждый третий штурм не приводит к желаемому результату именно из-за несоблюдения правил. Поэтому чтобы у Вас был результат, внимательно ознакомьтесь с пунктами ниже.

Коротко о главном

Метод мозгового штурма отлично подходит для решения, как управленческих, так и личных задач. И самое главное в этом методе — правильно организовать процесс и не забывать креативить.

Помните, что Ваша цель — найти максимальное количество решений и зафиксировать их. Так как метод предполагает, что даже самые нелепые завиральные решения имеют право на существование.

Кто знает, может быть именно, трансформировав их, Вы получите самое эффективное решение вопроса.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

ПРЕДОЛЖЕНИЕ ДЛЯ НОВЫХ РЕЗИДЕНТОВ

Попробуйте Безлимитный доступ WeWork по специальной цене в течение первых 3 месяцев

Узнать больше

Продуктивный групповой мозговой штурм действительно ощущается как победа: команда уходит с чувством энергичности, завершенности и воодушевления для следующих шагов. Достичь этого помогают эффективные методы мозгового штурма. С другой стороны, если сеанс мозгового штурма заканчивается неудачей — он кажется непродуктивным, повторяющимся или негативным, — вся команда будет чувствовать себя потерянной. 

Множество факторов могут сорвать мозговой штурм, ниже представлены некоторые из распространенных причин, по которым сеанс мозгового штурма может пойти не так:  

  • Несбалансированный разговор. В разговоре доминируют экстраверты, не оставляя времени другим товарищам по команде. 
  • Эффект якоря. Участники сходятся на первых нескольких идеях, выдвинутых в ходе мозгового штурма, и это подавляет новые идеи, мешая команде двигаться дальше. 
  • Неловкое молчание. Участники не готовы, что приводит к часу мучительного молчания или, что еще хуже, к прерыванию встречи, чтобы избавить всех от страданий.
  • Отключенные команды. Удаленная работа во время пандемии требует мозгового штурма посредством видеоконференцсвязи. Врожденная неловкость в сочетании со склонностью людей говорить одновременно затрудняет захват творческой энергии, которая формируется, когда все находятся в одной комнате. 

Применение следующих методов группового мозгового штурма может помочь избежать этих распространенных проблем и объединить вашу команду для выработки идеальной идеи.

В этом выпуске

  • 10 эффективных методов группового мозгового штурма 

    FD8B74A2-3372-42BA-99CD-BCC6C3C6EA13@1x

  • Пять советов по проведению эффективных групповых сеансов мозгового штурма 

    FD8B74A2-3372-42BA-99CD-BCC6C3C6EA13@1x

  • Преимущества группового мозгового штурма 

    FD8B74A2-3372-42BA-99CD-BCC6C3C6EA13@1x

10 эффективных методов группового мозгового штурма 

Мозговой штурм обычно состоит из трех этапов: захват идеи, обсуждение и критика, выбор. Следующие стратегии помогут вам и вашей команде пройти все три этапа как при встрече лицом к лицу, так и удаленно. 

1. Мозговое письмо 

В этом невербальном методе мозгового штурма каждый записывает три идеи, относящиеся к теме. Выделите на этот процесс от четырех до шести минут. Затем каждый передает свои идеи человеку справа (или слева, как вам больше нравится), который затем развивает их, добавляя пункты или творческие стратегии. Если участники вашей команды работают удаленно, они могут использовать коммуникационную платформу, такую как Slack, для обмена идеями. Еще через несколько минут все снова передают лист бумаги, пока он не пройдет весь стол. Как только идеи пройдут по кругу, команда обсуждает их и решает, какие идеи лучше реализовать. 

Этот метод помогает преодолеть две главные проблемы мозгового штурма — несбалансированный разговор и эффект якоря — гарантируя, что каждый получит возможность высказаться, и устраняя предвзятость в пользу первой идеи. 

2. Быстрое генерирование идей 

При быстром генерировании идей каждый записывает как можно больше идей за определенное время, прежде чем эти идеи будут обсуждаться, подвергаться критике или конкретизироваться. Для этого метода мозгового штурма вам нужно будет установить (и придерживаться) временных ограничений, иначе вы рискуете потерять ощущение срочности. 

Это упражнение для мозгового штурма может быть полезным для предотвращения распространенного сценария, когда идея быстро отбрасывается до того, как у нее будет время для роста, трансформации и развития. Давая каждому возможность зафиксировать свои идеи до начала критики, быстрое генерирование идей позволяет избежать их преждевременного отбрасывания. Ограничение по времени также может помешать людям убедить себя в несостоятельности идеи, прежде чем они поделятся ею с группой — распространенная проблема мозгового штурма.

3. Мозговой штурм от лица другого

При мозговом штурме от лица другого группа выбирает известную фигуру, которой нет в комнате, — это может быть босс, вымышленный персонаж или известная публичная личность — и обсуждает, как этот человек подошел бы к проблеме или что бы он подумал об этой идее. Например, вы можете спросить: как бы Опра Уинфри подошла к этой проблеме? Это кажется глупым вопросом, но поставив себя на место другого человека, вы и ваша команда сможете иначе подойти к проблеме. 

Участники команды иногда не решаются выдвигать свои творческие идеи, но если к ним привязано имя другого человека, например имя Опры, они с большей вероятностью поделятся ими. Кроме того, этот метод мозгового штурма устраняет некоторые барьеры, которые обычно ограничивают творческое мышление, такие как бюджет и время. 

4. Метод эйдетического образа.

Этот метод на основе на визуализации, рекомендованный автором и психологом Жаклин Сассман, использует яркие образы из нашего жизненного опыта, хранящиеся в нашем сознании. Начните с установки намерения: попросите группу закрыть глаза и четко сформулировать намерение относительно того, что они будут создавать, например инновационный смартфон. Каждый человек в группе ставит перед собой цель разработать новый дизайн телефона, непохожий на предыдущие.

После того как эти намерения будут установлены, вы снова закроете глаза и вызовете первый эйдетический образ: текущий дизайн телефона компании. Как только все участники группы представят этот образ, вы сможете начать развивать его. Попросите группу представить текущий дизайн в их любимом цвете или в идеальном размере. Попросите участников добавить функции, которые они хотели бы изначально включить в текущий дизайн. Возможно, они добавят лучшую камеру или экран большего размера. После того как каждый мысленно создаст образ своего идеального телефона, вы случайным образом попросите участника команды рассказать, как именно выглядит его улучшенная версия. Запишите его идею. Теперь попросите всех представить эту новую версию телефона, и начните добавлять идеи к ней. В итоге вы можете получить сотни новых конкретных идей — от цвета до характеристик и размера.

Этот метод лучше всего работает, если цель не в том, чтобы изобрести колесо заново, а в его улучшении. Хотя группа не должна сосредотачиваться на затратах, их идеи должны оставаться в пределах возможного.

5. Мозговой штурм через Интернет 

Все, что вам нужно для этого метода группового мозгового штурма, — это центральное место, где участники команды могут записывать свои идеи. Если все ваши сотрудники находятся в одном часовом поясе, вы можете проводить мозговые штурмы в реальном времени в Slack для совместной разработки идей. Если ваша команда распределена, вы можете создать открытый документ Google, который позволит участникам команды записывать свои идеи, когда к ним приходит вдохновение, с поправкой на плотный график и разницу во времени. Для команд в одном городе одним из вариантов является использование WeWork On Demand или безлимитного доступа WeWork для бронирования переговорной комнаты или общего пространства для очного мозгового штурма.

После того как все запишут свои идеи, важно решить, какие из них следует развивать, поэтому данный метод лучше всего использовать для фиксации идей с отдельными встречами для критики, планирования и реализации. 

Этот метод поощряет участие удаленных сотрудников и ставит всех на одно игровое поле. Вы также можете сохранить анонимность участников, если это поможет команде вносить свой вклад более свободно. 

6. Круговой мозговой штурм 

В круговом мозговом штурме участвует каждый участник встречи, выдвигая одну идею для мозгового штурма. Первое правило состоит в том, что каждый участник группы должен высказаться хотя бы один раз, прежде чем кто-либо сможет предложить вторую идею или критиковать, уточнять или обсуждать любую из идей. Второе правило заключается в том, что никто не может сказать: «Моя идея уже была высказана». Вы можете вернуться к этому человеку в конце, чтобы у него было время подумать. Также рекомендуется дать команде некоторое время на подготовку идей перед мозговым штурмом. 

Подобно быстрому генерированию идей, этот метод поощряет (читай требует) участия каждого и позволяет участникам команды выдвинуть все свои идеи перед тем, как переходить к критическому этапу мозгового штурма. 

7. Метод стремянки

Метод стремянки довольно сложный, но предлагает отличный способ гарантировать, что первые несколько идей или самые громкие люди в комнате не окажут значительного влияние на группу. 

Чтобы использовать метод стремянки, ведущий сначала представляет тему мозгового штурма, а затем все, кроме двух человек, выходят из комнаты. Если вы работаете с удаленными участники команды, вы можете использовать отдельные комнаты в приложении для видеоконференций, чтобы реализовать это. Эти два человека проводят мозговой штурм в течение нескольких минут, а затем третий человек возвращается в комнату. Третий человек делится своими идеями, прежде чем обсудить идеи, которые обсуждали первые двое. Участники возвращаются в комнату по одному, делясь своими идеями, прежде чем узнают о других обсуждавшихся идеях. За пределами комнаты другие участники команды могут либо продолжить мозговой штурм и записывать идеи, либо вернуться к индивидуальной работе, но они не должны обсуждать свои идеи ни с кем, пока не окажутся в комнате. 

Если ваша группа слишком велика, вам лучше работать с более простым методом, поскольку стремянка занимает некоторое время. 

8. Интеллект-карты

Иногда первая идея, представленная в группе, не является правильной, но она рождает три идеи получше — вот где на помощь приходят интеллект-карты. При использовании этого метода группа начинает с одной идеи, а затем проводит линии, соединяющие производные идеи с первой идеей. Интеллект-карты — это визуальный подход к мозговым штурмам, который может быть полезен тем, кто мыслит визуально. 

9. Звездообразование 

Звездообразование — это метод мозгового штурма на более позднем этапе, который может быть реализован, когда группа уже выбрала идею для развития и потенциальной реализации. 

В сеансе мозгового штурма ваша команда начнет с идеи или задачи в центре, а затем строит вокруг нее шестиконечную звезду. Каждая точка представляет вопрос: кто, что, когда, где, почему и как. Например, на кого ориентирован продукт? Когда его лучше всего запустить? Какова наша мотивация для создания этого продукта? 

Поскольку звездообразование фокусируется на вопросах, а не на ответах, оно поощряет группу исследовать идею со всех сторон. Таким образом, представление идеи освобождает человека, представившего идею, от необходимости защищать ее или придумывать, как реализовать ее самостоятельно. Вместо этого команда работает над решениями совместно.

10. Смена обстановки

Если вся ваша команда находится в одном помещении, перенос мозгового штурма на улицу, в обычное место для обеда или даже на другой этаж в вашем здании, может помочь потоку новых идей. Физическое пространство играет значительные роль в том, как сотрудники себя чувствуют, работают и думают. Когда команда постоянно проводит мозговой штурм в одной комнате с одной и той же группой людей, процесс может показаться повторяющимися и скучными. Смена обстановки с переходом в совершенно новое пространство, даже на короткий период времени, может помочь людям мыслить по-новому и генерировать новые идеи. 

Пять советов по проведению эффективных групповых сеансов мозгового штурма 

Независимо от того, какую технику вы используете, эти советы помогут получить максимальную отдачу от сеансов мозгового штурма: 

  1. Дайте людям возможность подготовиться. Трудно активировать творческий потенциал по запросу, поэтому выделите некоторое время на подготовку. Не забудьте как можно раньше отправить участникам команды приглашение, тему или проблему, которую вы пытаетесь решить, чтобы они могли начать придумывать идеи самостоятельно. Это следует сделать по крайней мере за один полный день до мозгового штурма, если не за два. 10 минут до встречи недостаточно, чтобы активировать творческое мышление. 
  2. Установите четкое намерение. Вам нужны легко осуществимые идеи, которые мы можем воплотить в жизнь в этом месяце или идеи, которые еще никогда не были реализованы? Убедитесь, что желаемый результат ясен до начала встречи. 
  3. Приглашайте новых людей. Если одна и та же команда проводит мозговой штурм каждую неделю или месяц, идеи могут устареть, и группа начнет каждый раз приходить к одному и тому же результату. Приглашение свежей точки зрения расшевелит ситуацию, поэтому обязательно зовите людей из разных слоев общества и команд.
  4. Создавайте инклюзивную дружественную среду. Лозунг «плохих идей не бывает» стал клише мозгового штурма, но если чья-то идея быстро отвергается, у этого человека будет меньше шансов набраться уверенности, чтобы поделиться своей следующей идеей.  
  5. Предпринимайте дальнейшие шаги. Следует понимать, что мозговой штурм служит определенной цели — выдвижению новых идей, решений, продуктов и т. д. — и вам следует предпринять дальнейшие шаги, чтобы воплотить эти идеи в жизнь. Не забудьте выделить время, чтобы сузить круг идей и поработать над некоторыми из них структурированным образом. 

Преимущества группового мозгового штурма 

Традиционно мозговой штурм используется для создания и разработки новых идей, но, если все сделано правильно, преимущества мозгового штурма не ограничиваются новыми идеями. 

  • Улучшение морального состояния группы

Мозговой штурм в группе улучшает ее моральное состояние, поскольку команда работает над достижением общей цели в творческой дружественной обстановке. Мозговые штурмы позволяют участникам команды проводить время лицом к лицу, что важно для ее сплочения. Сдерживание критики на этапе сбора идей во время мозгового штурма имеет важное значение для достижения этого преимущества. 

  • Продвижение творческого мышления 

Даже в творческих сферах люди часто проводят день, последовательно выполняя задачи и не находя ни минуты для передышки. Выделение времени, чтобы дать идеям возможность течь свободно, не отвлекаясь, имеет большое значение и помогает держать творческие мышцы в тонусе. Кроме того, объединение людей вокруг общей темы или идеи может помочь сотрудникам чувствовать себя менее изолированными и повысить их продуктивность. 

Когда люди приходят на традиционное собрание, они должны быть готовы и иметь ответы на вопросы. Мозговые штурмы снимают это давление и позволяют участникам предлагать полусырые идеи, даже если они продуманы не полностью или не являются идеальным решением. Эти идеи могут спровоцировать новые идеи от других людей в комнате или помочь в их развитии (см. интеллект-карты).  

  • Объединение разнообразных идей

Целое лучше, чем сумма его частей: мозговой штурм в группе может дать лучшие результаты, чем в одиночку, потому что каждый привносит свои сильные стороны и точки зрения. 

  • Большое количество идей

Огромное количество идей, выработанных в ходе группового мозгового штурма, является веским аргументом в пользу его эффективности. Не каждая идея будет выигрышной, но среди идей, предложенных командой, будут несколько достойных реализации. Поэтому важно провести сеанс планирования после каждого мозгового штурма, чтобы воплотить эти идеи в реальность. 

Эти методы группового мозгового штурма помогут структурировать сеанс мозгового штурма для максимальной эффективности, а если вам нужен дополнительный заряд творческой энергии, ознакомьтесь с этими цитатами о креативности , чтобы поощрить себя и свою команду. 

Эта статья была изначально опубликована 16 октября 2019 г. и с тех пор несколько раз обновлялась редакторами.

Дженна Уилсон была старшим сотрудником отдела WeWork по работе с социальными сетями и автором рассылки Ideas by WeWork. Она писала о влиянии и развитии WeWork по всему миру, а также о сотрудниках компании.

«Мозговой штурм» — способ генерации новых идей

Цели и задачи деловой игры

Деловая игра «Мозговой штурм» — продуктивный способ выдвижения новых идей. Подчас довольно сложная проблема, не поддавшаяся решению традиционными способами, неожиданно получала оригинальное решение методом «мозгового штурма». Этот метод развивает мыслительные процессы, способность абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели и т.д.

Порядок проведения деловой игры

Постановка проблемы. Обоснование задачи для поиска решения. Определение условий коллективной работы, выдача студентам правил поиска решения и поведения в процессе «мозговой атаки». Формирование нескольких рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, обязанностью которой будут разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей. Время -10 мин.

Разминка. Упражнения в быстром поиске ответов на поставленные вопросы. Задача этого этапа -помочь студентам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и т.п.). Время -15-20 мин.

«Мозговая атака» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется задача, напоминаются правила поведения в ходе игры. Генерирование идей начинается по сигналу преподавателя одновременно во всех студенческих рабочих группах. К каждой группе прикрепляется эксперт из числа студентов, задача которого фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. Время -10-15 мин.

Оценка и подбор наилучших идей. Пока эксперты на основе избранных критериев отбирают идеи, рабочие группы отдыхают. Время -10-15 мин.

Сообщение о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие коллективного решения.

Сценарий деловой игры

Во время игры нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов, есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль или привилегии; преимущества не дает даже авторство блестящих идей.

Участник игры должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.

«Мозговой штурм» требует полного раскрепощения мысли и свободы для выступления; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на ее успех.

Как бы фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников игры, она должна быть встречена с одобрением.

Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки — они мешают построению и формированию новых идей.

Следует воздерживаться от перешептываний, переглядывании, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками игры.

«Мозговая атака» не терпит шаблонного мышления; полное освобождение от плена стереотипов, стандартов и традиций — важнейшее условие успешного творческого поиска.

Если не хотите обречь поиск на неудачу, избегайте мысли, что обсуждаемая проблема может быть решена только известными способами.

Не допускайте суждения, будто данная проблема вообще не разрешима. Теоретически таких положений в практике не существует.

Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.

Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

В ходе игры допускаются и приветствуются дополнения и усовершенствования идей, предложенных вами или другими участниками «мозговой атаки».

Разрешается задавать вопросы коллегам с целью уточнения и развития их идей; вопрос не должен содержать в себе оценки или вашего отношения к идее.

Тщательно, но корректно формулируйте свои мысли, не огорчайтесь, если вас не поймут, сделайте попытку еще раз изложить идею.

Не ждите одобрений или осуждений вашего предложения со стороны коллег, лучше подумайте, как его можно усовершенствовать.

Не обращайтесь к руководителю «мозговой атаки» за поддержкой — до окончания игры он не имеет права на публичную оценку.

Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные элементы и поразмыслите над каждым из них в отдельности.

Используйте способ комбинирования приемов, решений, подсчетов, оценок; попытайтесь структурировать некоторую систему из казалось бы чуждых друг другу частей.

Осмысливая выдвинутую для решения проблему, можно попытаться сделать все наоборот; ставить задачу, обратную данной, изменить последовательность действий, операций, расположение деталей т.д.

Попробуйте для решения данной проблемы использовать известные вам способы и приемы, применение которых в других ситуациях дает положительные результаты.

Оценка и решение поставленной задачи не обязательно могут быть найдены только в фирме, попытайтесь вспомнить интересные неожиданные разрешения сходных проблем в других деятельности.

Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставленной проблеме: уменьшать или увеличивать стоимость, сроки, размеры, расстояния и т.д. Если идея решения будет найдена, ее можно доработать до уровня установленных фирмой границ.

В процессе «мозговой атаки» меньше обращайте внимание на возможные последствия, думайте о том, насколько ваше предложение может быть существенным для фирмы, в которой вы работаете.

Помните: оптимизм и уверенность удесятеряют умственную и психическую энергию человека

За пять минут до начала игры попытайтесь ответить на следующие вопросы:

заслуживает данная проблема моего внимания?

что дает ее решение?

кому и для чего это нужно?

что произойдет, если ничего не менять?

что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

Примерные ситуации для проведения «мозгового штурма»

Задание 1. Предложите несколько идей, которые вы реализуете, если вас назначат директора службы экономической безопасности фирмы (начальником финансово-экономической службы).

Задание 2. Действительно ли мужчины способнее женщин в управленческой деятельности? нет, объясните, почему возникло такое мнение. (Приведите максимум примеров.)

Задание 3. Если нарушитель технологической дисциплины фирмы по производству продукции, ведение которого осуждается в трудовом коллективе, поднялся бы и демонстративно вышел из помещения то какие действия вы предприняли бы и к чему бы они привели?

Задание 4. Какие идеи вы предложили бы для того, чтобы сократить число бракованной продукции выпускаемой фирмой?

Задание 5. Какое применение можно найти для женской пудреницы? (Дайте максимум идей.) Время на выполнение каждого задания — 5 мин.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/70349-delovaja-igra-mozgovoj-shturmsposob-generaci

Благодаря
своей, казалось бы, простоте и доступности,
мозговой
штурм
был когда-то очень популярен. Но существует
обратная сторона медали: в литературе
отсутствует полноценное методическое
описание мозгового штурма, позволяющее
обычному человеку использовать его для
решения творческих задач.

Задача
«Время на перекуры»

На
одном из заводов возникла следующая
проблема: из-за частых перекуров рабочих
производительность труда в цехе была
не слишком высокой. Поставить у каждого
станка контролера – невозможно. Да и
видеокамеру над каждым станком не
повесишь, дорого. Во время «мозговой
атаки», в котором принимали участие
рабочие, было найдено простое и остроумное
решение, учитывающее человеческую
психологию. Какое? Сейчас проведем
анализ.

Участники:
ведущий (менеджер фирмы), группа из 8
человек.

Необходимое
время

– 2–2,5 часа.

1)
Определение проблемы

Этот
этап необходим в том случае, если
проблема, требующая решения, не обозначена
с самого начала. В нашем случае проблема,
известная с самого начала, – это большая
трата времени на курение.

2)
Генерация идей

Это
самый важный этап работы. От качества
выдвинутых идей будет зависеть итог
«мозгового штурма».

Участники
группы разбиваются на 2 команды (по 4
человека в каждой). Команды получают по
стопке пустых карточек. Именно на них
они будут записывать новые идеи – по
одной на каждой.

Ведущий
информирует участников о правилах этого
этапа. Категорически запрещается критика
выдвигаемых идей. Это нужно для того,
чтобы не мешать свободному полету
творческого мышления.

Необходимо
положительно оценивать любую высказанную
мысль, даже если она кажется вздорной.
Это, конечно же, бывает сложно сделать,
но демонстрируемая поддержка и одобрение
очень стимулируют и вдохновляют
генераторов идей.

Самые
лучшие – это сумасшедшие идеи. Желательно,
чтобы участники попытались отказаться
от стереотипов и шаблонных решений и
сумели посмотреть на проблему с новой
точки зрения.

Нужно
выдвинуть как можно больше идей и
зафиксировать все.

Время
этого этапа – 30 минут. Обычно первые
10–15 минут – это стадия «раскачки», во
время которой звучат достаточно банальные
предложения. Наиболее продуктивно
проходят последние минуты этапа генерации
идей. Ведущий переходит от команды к
команде, оказывая эмоциональную поддержку
участникам.

По
окончании отведенного времени ведущий
просит сообщить о количестве выдвинутых
в каждой группе идей.

3)
Анализ идей

Основной
задачей этого этапа является глубокая
обработка высказанных предложений.

Правила
этого этапа следующие.

А)
Самая лучшая идея – та, которую ты
рассматриваешь сейчас. Анализируй ее
так, как будто других идей нет вообще.
Указанное правило подразумевает
предельно внимательное отношение к
каждой идее. Необходимо найти рациональное
зерно в каждой идее. Это означает, что
нужно сосредоточиться на поиске
конструктива в любой идее.

Б)
Отбрасывать идеи нельзя.

Время
– тоже 30 минут, иногда требуется немного
больше.

При
необходимости участники пишут на
карточках свои соображения, развивающие
высказанную идею.

Идеи:

1
группа – 4 идеи предложила

2
группа – 3 идеи предложила

1)
Запретить на заводе курить;

2)
Курить в специально – отведенное
время по 1 минуте;

3)
Курить только в обед;

4)
«Курилку» перенести из дальнего
помещения в центр цеха, установить
ее на высоком постаменте и сделать
стеклянной

1)
Вход в «курилку» сделать по специальным
электронным карточкам, считывающим
время на курение и количество людей,
находящихся в помещении;

2)
Вместо сигарет на заводе выдавать
конфета;

3)
Премировать тех, кто бросит курить

4)
Поиск возможностей для реализации

Самые
хорошие идеи так и останутся идеями,
если не будут продуманы шаги по их
внедрению. Ведущий предлагает просмотреть
снова все предложения с точки зрения
их соответствия двум критериям –
оригинальности и возможности реализации.

Каждая
карточка с идеей должна быть помечена
такими значками:

+
+ – очень хорошая, оригинальная идея;

+
– неплохая идея;

0
– не удалось найти конструктива;

НР
– невозможно реализовать;

ТР
– трудно реализовать;

РР
– реально реализовать.

Разумеется,
возможны самые разные сочетания этих
значков. Ведь идея может быть блестящей,
яркой, необычной, но возможностей для
ее реализации в данный момент просто
нет.

Время
этого этапа – 20 минут.

1
группа – 4 идеи предложила

1)
Запретить на заводе курить – 0;

2)
Курить в специально – отведенное
время по 1 минуте – НР;

3)
Курить только в обед – ТР;

4)
«Курилку» перенести из дальнего
помещения в центр цеха, установить
ее на высоком постаменте и сделать
стеклянной – РР

2
группа – 3 идеи предложила

1)
Вход в «курилку» сделать по специальным
электронным карточкам, считывающим
время на курение и количество людей,
находящихся в помещении – ТР;

2)
Вместо сигарет на заводе выдавать
конфета – 0;

3)
Премировать тех, кто бросит курить –
+.

5)
Завершение

Представители
групп делают сообщения об итогах своей
работы. Они рассказывают о тех идеях,
которые получили либо два «плюса», либо
значок «РР», либо оба эти значка.

Вот
тут-то и выясняется, насколько продуктивным
оказался «мозговой штурм». Опыт
показывает, что практически всегда
находятся такие идеи, которые раньше
никому из участников в голову не
приходили.

Результаты,
полученные в процессе работы, «выстраданные»
участниками, имеют для них большое
значение. Поэтому представляется
целесообразным после завершения
«мозгового штурма» поручить кому-либо
(может быть, своеобразной комиссии,
составленной из представителей всех
групп) оформить самые лучшие идеи на
специальном стенде или представить их
в виде рекомендаций, которые можно было
бы раздать каждому участнику. Возможен
вариант, при котором психолог берет эту
обязанность на себя.

Плоды
«мозгового штурма» важно «материализовать»
в самое короткое время.

Ответ
задачи:

В
нашем случае оценку РР (реально
реализовать) получила идея 1 группы:
«курилку» перенесли из дальнего помещения
в центр цеха, установили ее на высоком
постаменте и сделали стеклянной. Понятно,
что на виду у всех особенно долго не
покуришь. Производительность труда
выросла.

Эта
задача помогает участникам приблизиться
к способам решения проблем, которые для
них близки.

Заключение

Таким
образом, одним из основных методов,
который позволяет проявить творческую
активность в процессе обучения умениям
решать физические задачи, является
эвристический
метод.

Очевидно,
что эвристика и эвристические приемы,
несмотря на свою популярность и широкую
область применения, обладают помимо
достоинств, рядом общих, принципиально
непреодолимых недостатков. Это:

а)
отсутствие механизма для составления
списка всех возможных вариантов (а
значит, нет гарантии выхода на самые
выгодные, экономичные решения);

б)
отсутствие объективных критериев отбора
лучших вариантов: предложения оцениваются
специалистами, и выбирают они, естественно,
то, что подсказывает им здравый смысл
(т.е. психологическая инерция): генерирование
нетривиальных идей сводится на нет
тривиальным отбором.

Самый
распространенный метод коллективного
генерирования идей – метод мозгового
штурма или метод мозговой атаки
(Brainstorming)
позволяет в рамках делового совещания
использовать по максимуму творческий
потенциал каждого его участника и
добиться необходимого эффекта при
решении нестандартных ситуаций и проблем
силами коллектива.

Актуальность
рассматриваемого вопроса объясняется
тем, что мозговой штурм, как креативный
метод решения задач, стимулирует
активность и интуитивное мышление людей
в процессе поиска идей, предложений;
способствует интегрированию накопленной
информации и на этой основе значительно
повышают эффективность принимаемых
решений, что особенно важно в условиях
жесткой конкуренции, когда необходимы
инновационные стратегии, неординарные
идеи и действия, новые способы поведения.

По-моему
мнению, мозговой штурм является
неотъемлемой частью процесса принятия
решений в организации. Несомненно, что
грамотный руководитель должен всегда
держать на вооружении данную технику
принятия решений, ведь она способствует
мышлению роста, ориентации на развитие
и поиску возможностей, управлению
смыслом. Это позволяет коллективу не
только выжить в условиях интеллектуальной
конкуренции, но и благодаря компетентности
и эмоциональной грамотности при внедрении
инноваций создать корпоративную
культуру, способствующую стабильному
успеху, и помочь понять более глубокие
причины перемен.

Список
использованной литературы:

  1. Кулюткин Ю.К.,
    «Эвристические методы в структуре
    решений», М.: Педагогика, 1970.

  2. Пономарев Я.А.,
    «Психология творческого мышления»,
    М.: Наука, 1960.

  3. Панфилова А.П. Мозговые
    штурмы в коллективном принятии решений,
    – Спб, 2005.

  4. Рубинштейн С.Л.,
    «О мышлении и путях его исследования»,
    М.: Просвещение, 1958.

  5. Хуторской А.В.,
    «Эвристическое обучения», М.: 1998.

  6. Шегда А.В. Основы
    менеджмента. Москва, 1998.

  7. http://www.chelni.ru

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения митинга ко дню победы
  • Сценарий проведения митинга ко дню неизвестного солдата
  • Сценарий проведения мисс колледж
  • Сценарий проведения мини футбола
  • Сценарий проведения методического семинара