Сценарий проведения практического занятия

практическаое занятие - форма учебного занятия, на котором организуется детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формсирует умения , навыки и освоение кромпетенций.. Технология, Планирование, СУЗ, Методика проведения практического урока

Практические занятия. Методика подготовки и проведения.

Практические занятия (греч prakticos —деятельный) — форма учебного занятия, на котором организуется детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач.

В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов

Практические и лабораторные занятия получили распространение в университетском образовании усилиями МВ Ломоносова лекция нашла сочетание с практическими занятиями и научно-исследовательской работой.

Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:

— углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

— формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

— развитие умений наблюдать и объяснять явления, изучаемые;

— развития самостоятельности и т.д.

Основные формы и методы активного обучения

Под активными методами обучения понимают способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.
Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых:

стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах,

выработать оптимальное решение,

Активные формы занятий – это формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют:

разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем),

активному взаимодействию обучаемых и преподавателя,

живому обмену мнениями, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение.

Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов.

Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

Методы активного обучения:

– диалоговый; – игровой;
– исследовательский;
– модульный;
– опорных сигналов;
– критических ситуаций;
– метод проектов.

Эти и другие методы активного обучения делятся на две группы: а) имитационные; б) неимитационные. А имитационные, в свою очередь, – на игровые и неигровые. 

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запоминается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.

Наиболее результативным является сочетание трех основных компонентов:

1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).
2. Избранный метод (методы) проведения занятий.
3. Соответствующая ему форма (формы).

Для использования АМО обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий (в особенности практических), а также планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы обучаемых.

Сценарий занятия – это комплексный методический документ (разработка) по проведению конкретного занятия по теме, создаваемый преподавателем. Он представляет собой схематическое описание содержания темы (ее основные проблемы и структуры) и процесса его развертывания в деятельности обучаемых с указанием времени, методологических способов и средств исполнения.

В дополнение к этому разрабатывается комплексное задание по данной теме, которое включает:

– целевые установки обучаемым на самостоятельную работу;
– методические рекомендации;
– основную литературу, необходимую для подготовки;
– проблемные задачи и задания;
– вопросы для самоконтроля обучаемых.

Таким образом, единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемых, сотворчество и сотрудничество, значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов. 

Проблемно-ситуационные методы обучения —

Ведущее место в этом занимает проблемная лекция. В ходе ее чтения имеет место двухсторонняя мыслительная деятельность – преподавателя и обучаемых.
Структура главной части проблемной лекции может быть следующей:

– формирование проблемы;
– поиск ее решения;
– доказательство правильности решения;
– указание (перечень) проблем, которые должны быть решены.

В ходе лекции применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, проблемная лекция в отличие от традиционной учит обучаемых думать.

б) Модульный метод. Группы СПО

Смысл этого термина связан с понятием «модуль» – функциональный узел, законченный блок информации, пакет.

Модуль представляет собой определенный объем знаний учебного материала, а также перечень практических навыков, которые должен получить обучаемый для выполнения своих функциональных обязанностей.

Основным источником учебной информации в модульном методе обучения является учебный элемент, имеющий форму стандартизированного пакета с учебным материалом по какой-либо теме или с рекомендациями (правилами) по отработке определенных практических навыков.

Учебный элемент состоит из следующих компонентов:

– точно сформулированной учебной цели;
– списка необходимой литературы (учебно-методических материалов, оборудования, учебных средств);
– собственно учебного материала в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;
– практического задания для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу;
– контрольной работы, соответствующей целям, поставленным в данном учебном элементе.

Путем набора соответствующих учебных элементов формируется учебный модуль на основании требований конкретной темы или выполняемой работы.

Цель разработки учебных модулей заключается в расчленении содержания каждой темы на составляющие элементы в соответствии с военно-профессиональными, педагогическими задачами, определяемыми для всех целесообразных видов занятий, согласовании их по времени и интеграции в едином комплексе.

Порядок проведения занятий модульным методом и его преимущество по сравнению с традиционным обучением рассмотрим на примере проведения занятий по тактическим дисциплинам.

Последовательность работы:

1. На первом занятии читается установочная лекция с включением проблемных вопросов. При этом излагаются не все требования руководящих документов, а лишь главные, ставятся задачи с точным указанием, что должны обучаемые знать и уметь в результате изучения данной темы. Каждый из них получает отпечатанный опорный конспект в виде блок-схемы содержания лекции. Это освобождает обучаемых от необходимости конспектировать все излагаемые в ней вопросы. Таким образом, время на изучение программного материала сокращается на 40%, и у преподавателя появляется возможность прямо на лекции обсуждать с обучаемыми проблемные вопросы, контролировать качество усвоения темы.

После лекции на самостоятельной подготовке обучаемые обычно за час успевают изучить указанные в задании источники, а также материал, специально разработанный преподавателем и изданный типографским способом.

2. Второе занятие организуется как самостоятельная работа под руководством преподавателя. В течение двух часов обучаемые изучают источники и материалы.

в) Метод анализа конкретных ситуаций.

Процедура проведения семинара с использованием метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы:

I этап: введение в изучаемую проблему:

ориентировать обучаемых на предмет предстоящего разговора,

II этап: определение условий проведения семинара и постановка вопросов.

Учебная группа делится на несколько подгрупп, работающих над ситуационными задачами, подученными от преподавателя

III этап: групповая работа над ситуацией.

Каждая подгруппа коллективно работает над поставленными задачами, в ходе обмена мнениями и полемики ищет оптимальные варианты ответов. Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникшие вопросы, напоминает о необходимости уложиться в установленное время, подгруппы должны подготовить ответы по всем блокам вопросов задания.

IV этап: групповая дискуссия.

Представители подгрупп поочередно выступают с сообщениями о результатах коллективной работы над ситуацией, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предполагаемый вариант решения.

Преподаватель также после обсуждения каждого блока вопросов делает вывод по итогам дискуссий, выделяет лучшие ответы, оценивает работу подгрупп.

V этап: итоговая беседа.

Подводится итог коллективной работы над ситуацией. Выделяются наиболее оптимальные решении проблем, вытекающие из конкретной ситуации. Дается окончательная оценка работы всех групп. 

г) Метод случаев.

Цель его – оформить умение применять на практике полученные обучаемыми ранее знания и закрепить основные понятия по предмету.

Занятие делится на 6 фаз, не считая вступительной части.

1-я фаза – передача и изучение обучаемыми информации, касающейся данного случая. Информация дается посредством печатного текста, который преподаватель раздает и, определив время для его изучения, следит за тем, чтобы обучаемые изучили его самостоятельно.
2-я фаза – имеет целью формирование у обучаемых умения определять, какой информации недостает. Это определяется открытым обменом мнениями.
3-я фаза – нахождение главных и второстепенных проблем проводится методом свободной дискуссии. В результате дискуссии должно сложиться общее мнение о том, какая проблема является главной.
4-я фаза – выделение существенных обстоятельств, необходимых для решения главной проблемы. Результатом явится составленная модель задания.
5-я фаза – принятие общего критерия выбора решения и его оценки. Проводится методом свободной дискуссии.
6-я фаза – принятие решений по главным и второстепенным проблемам.

д) Метод «мозговой атаки».

Этот метод, называемый иногда мозговым штурмом, разработан а США в 1930-е годы, как метод коллективного генерирования новых идей первоначально в научных коллективах, а впоследствии при обучении в вузах.

Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время.

д) Пражский метод.

В перечне активных методов обучения могут быть включены групповые методы обучения. Важным аспектом групповых методов является наличие элемента состязательности, повышающего интерес к активности обучаемых. Именно благодаря этому групповой метод в качестве дополнительного приема часто используется в других методах: дискуссиях, «мозговой атаке», лабиринте действий и других. Групповой метод обучения является основой так называемого пражского метода, о котором пойдет речь ниже.

Последовательность работы может быть следующей:

– учебная группа (15–20 человек) разбивается на подгруппы по 5–6 обучаемых. Подгруппа из своего состава выбирает руководителя;
– преподавателем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок ее решения;
– работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя;
– после выработки решения руководители сами или по их назначению представители подгрупп по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;
– после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения;
– окончательный итог подводится преподавателем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность (степень правильности) групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних – преподаватель.

Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики. 

Игровые методы обучения

Активные методы обучения делятся на две группы: имитационные и неимитационные, а первые, а свою очередь, – на игровые и неигровые. В группу имитационных игровых методов входят: деловые игры; ролевой тренинг или разыгрывание ролей; стажировка в определенной должности; управленческие игры и разновидности других игр.

Для всех перечисленных методов активного обучения рассмотрим игровые методы.

Деловая игра – это в определенном смысле репетиция будущей профессиональной деятельности. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.

В системе активного обучения обычно используются пять модификаций деловой игры:

– имитационные;
– операционные;
– исполнение ролей;
– метод инсценировки;
– психодрама и социодрама.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария.

В его содержание входят:

– учебная цель занятия;
– описание изучаемой проблемы;
– обоснование поставленной задачи;
– план деловой игры;
– общее описание процедуры игры;
– содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Как правило, каждая игра включает несколько этапов: подготовительный, вводную часть, собственно деловую игру, анализ результатов, подведение итогов, в комплексных деловых играх характерны три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

а) Бригадно-ролевой метод

Суть его состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучаемых, передав им часть обязанностей преподавателя.

Можно также предложить следующую методику проведения занятий с использованием этого метода: при подготовке к семинарскому, практическому или классно-групповому занятию обучаемые разбиваются на пятерки, члены которых исполняют несколько ролей – рецензента, докладчика, задающего вопросы и отвечающего на них, и секретаря семинара.

Готовятся пятерки по всем вопросам, выносимым на занятия, но основное внимание они концентрируют на том вопросе, который пошел по распределению между пятерками.

б) Индивидуально-коллективный метод 

Сущность метода состоит в следующем. В начале занятия или накануне его учебная группа разбивается на три равные по количеству человек подгруппы: А, Б и В. Порядок разбивки может быть: по списку; по столам; произвольный.

В каждой подгруппе выбирается лидер (капитан), и подгруппы рассредоточиваются в аудитории (учебном классе).

Преподаватель объявляет тему, учебные цели и порядок проведения занятия. Иногда тема может быть объявлена заранее. Обучаемые, используя подготовленные учебные материалы (литературу, ТСО, наглядные учебные материалы и т. д.), в течение отведенного времени (примерно двухчасового времени и до 70–75% четырехчасового занятия) изучают материалы по заданной теме.

По истечении времени каждая подгруппа формирует вопросы по существу изложенного материала в письменном виде. Количество вопросов оговаривается заранее (как правило, три–шесть). По готовности вопросов или по истечении времени подгруппы по часовой стрелке передают их друг другу по схеме: А–Б–В–А.

Подгруппы, получившие вопросы, готовят на них ответы также в письменной форме и по их готовности снова по часовой стрелке передают следующим подгруппам на рецензию.

Например, подгруппа А свои вопросы передает подгруппе Б, подгруппа Б полученные и подготовленные на них ответы передает на рецензию подгруппе В. Подгруппа В их рецензирует, т. е. оценивает, с одной стороны, корректность и конструктивность заданных подгруппой А вопросов, а с другой – качество ответов подгруппы Б на эти вопросы, и выставляет оценки в таблицу, форма которой вычерчивается на доске накануне занятия. 

Аналогично подгруппа А рецензирует работу подгрупп Б и В, а подгруппа Б–В и А. Все рецензии выполняются письменно.

На заключительном этапе занятия все рецензенты (например, подгруппа В) производят защиту своих рецензий, а так как зачастую не все оппоненты (подгруппы А и Б) согласны с ними, возникает дискуссия, в ходе которой выясняется существо рассматриваемых вопросов, вырабатываются умения мыслить научно, отвлекаться от стереотипных суждений, использовать в ходе поиска правильные и ошибочные мнения других. Руководит дискуссией и направляет ее ход преподаватель, но активность ее ведения принадлежит непременно обучаемым.

В ходе дискуссии преподаватель определяет итоговое количество баллов всем подгруппам. Он может в ходе как всего занятия, так и дискуссии применять поощрительные (+) или штрафные (–) баллы за поведение на занятии (активность или пассивность), аккуратность, наглядность и полноту оформления допросов, ответов и рецензий, наличие элементов новизны и оригинальности, обоснованности в вопросах и ответах и т. д.

Индивидуальные оценки, если необходимо, каждому обучаемому выставляют капитаны подгрупп. При подведении итогов занятия преподаватель делает краткий разбор действий и решений, принятых обучаемыми, обращая внимание прежде всего на альтернативность и даже многовариантность решений по одному вопросу.

Кроме того, следует отметить активность отдельных обучаемых или подгрупп, вскрыть ошибки и недостатки самостоятельной работы и коллективного разбора, расставить приоритеты, внести коррективы в индивидуальный стиль делового общения, оценить умение говорить, слушать, защищать свои решения и т. п.

Таким образом, обучаемые в ходе занятия, проводимого данным методом, изучают материалы, готовят по нему вопросы, отвечают на них, рецензируют и защищают рецензии – все это обеспечивает многократные индивидуальные и коллективные действия их в процессе усвоения материала, что позволяет достичь глубоких и прочных знаний.

М.В.Зиновьева.

7.1. Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения

Наряду
с семинарскими, в вузе широко используются
практические занятия,
проводимые в различной форме в соответствии
со спе­цифическими
особенностями преподаваемых учебных
дисциплин.

Понятию
«практическое занятие» нередко придают
очень широкое толкование, понимая под
ним все занятия, проводимые под
руковод­ством
преподавателя и направленные на
углубление научно-теоретичес­ких
знаний и овладение определенными
методами работы по той или иной
дисциплине учебного плана. К практическим
занятиям относят не только
упражнения в решении задач по общенаучным
курсам, но и за­нятия
по общеинженерным и специальным
дисциплинам, лаборатор­ные
работы и даже занятия по изучению
иностранных языков. Различные формы
практических занятий являются самой
емкой частью учебной нагрузки
в вузе.

Практические
занятия

метод репродуктивного обучения,
обеспечи­вающий связь теории и
практики, содействующий выработке у
студентов умений
и навыков применения знаний, полученных
на лекции и в ходе самостоятельной
работы.

Раскроем
сущность
и содержание практического занятия,
его
организа­цию
и планирование.

Практические
занятия представляют собой, как правило,
занятия по ре­
шению
различных прикладных задач, образцы
которых были даны на лекциях.
В
итоге у каждого обучающегося должен
быть выработан определенный профессиональный
подход к решению каждой задачи и интуиция.
В связи с
этим вопросы о том, сколько нужно задач
и какого типа, как их распо­ложить
во времени в изучаемом курсе, какими
домашними заданиями их подкрепить, в
организации обучения в вузе далеко не
праздные. Отбирая систему
упражнений и задач для практического
занятия, преподаватель стремится
к тому, чтобы это давало целостное
представление о предме­те и методах
изучаемой науки, причем методическая
функция выступает здесь
в качестве ведущей.

В
системе обучения существенную роль
играет очередность лекций и практических
занятий. Лекция является первым шагом
подготовки сту­дентов
к практическим занятиям. Проблемы,
поставленные в ней, на практическом
занятии приобретают конкретное выражение
и решение. Аналога
лекция среди других видов занятий не
имеет. Хотя каждое прак­тическое
занятие, будучи занятием в традиционном
плане развивающим,
закрепляющим
и т.д., может активно выполнять функции
подготовитель­ного
занятия к последующему активному
восприятию лекции.

Таким
образом, лекция и практические занятия
не только должны строго
чередоваться во времени, но и быть
методически связаны про­блемной
ситуацией. Лекция должна готовить
обучающихся к практиче­скому
занятию, а практическое занятие — к
очередной лекции. Опыт под­сказывает,
что чем дальше лекционные сведения от
материала, рассмат­риваемого
на практическом занятии, тем тяжелее
лектору вовлечь сту­дентов в творческий
поиск.

Однако
следует подчеркнуть, что очень серьезно,
особенно на пер­вых
порах обучения, опасна несогласованность
лекций и практических занятий, когда
лектор и преподаватель, ведущий
практические занятия, рассказывают
об одних и тех же вопросах с разных точек
зрения, основы­ваясь
на разных определениях, сокращениях и
обозначениях, а иногда даже на разной
последовательности изложения отдельных
фактов. Это может
запутать обучающихся, нанести тем самым
вред усвоению курса, снизить
его эффективность, сделать процесс
восприятия материала бо­лее
трудным.

Практические
занятия по любой учебной дисциплине —
это кол­лективные
занятия. И хотя в овладении теорией
вопроса большую и важ­ную
роль играет индивидуальная работа
(человек не может научиться, если
он не будет думать сам, а умение думать
— основа овладения любой дисциплиной),
тем не менее большое значение при
обучении имеют кол­лективные
занятия, опирающиеся на групповое
мышление. Они дают значительный
положительный эффект, если в ходе их
царит атмосфера доброжелательности и
взаимного доверия, если обучающиеся
находятся в
состоянии раскрепощенности, спрашивают
о том, что им неясно, от­крыто
делятся с преподавателем и товарищами
своими соображениями.

Педагогический
опыт показывает, что нельзя на практических
заня­тиях
ограничиваться выработкой только
практических навыков и умений решения
задач, построения графиков и т.п.
Обучающиеся должны всегда видеть
ведущую идею курса и ее связь с практикой.
Цель занятий должна быть
понятна не только преподавателю, но и
студентам. Это придает учеб­ной
работе актуальность, утверждает
необходимость овладения опытом
профессиональной
деятельности, связывает её с практикой
жизни. В та­ких
условиях задача преподавателя состоит
в том, чтобы больше показы­вать
обучающимся практическую значимость
ведущих научных идей и прин­ципиальных
научных концепций и положений.

Цели
практических занятий:

  • помочь
    обучающимся систематизировать, закрепить
    и углубить знания теоретического
    характера;

  • научить
    студентов приемам решения практических
    задач, способствовать овладению навыками
    и умениями выполнения расчетов,
    графических и

    других видов заданий;

  • научить
    их работать с книгой, служебной
    документацией и схемами,

    пользоваться
    справочной и научной литературой;

  • формировать
    умение учиться самостоятельно, т.е.
    овладевать метода­

    ми, способами
    и приемами самообучения
    ,
    саморазвития и самоконтроля.

В
системе
профессиональной подготовки студентов
практические за­нятия
занимают большую часть времени, отводимого
на самостоятель­ное
обучение. Являясь как бы дополнением к
лекционному курсу, они закладывают
и формируют основы квалификации
специалиста заданного профиля.
Содержание этих занятий и методика их
проведения должны обеспечивать
развитие творческой активности личности.
Они развивают научное
мышление и речь обучающихся, позволяют
проверить их зна­ния, в связи с чем
упражнения, семинары, лабораторные
работы выс­тупают
важным средством достаточно оперативной
обратной связи. По­этому
практические занятия должны выполнять
не только познаватель­ную
и воспитательную функции, но и
способствовать росту обучающих­ся
как творческих работников.

На
лекции студент достигает определенного
уровня понимания, т.е. у него
устанавливаются известные связи и
отношения к изучаемым явле­ниям или
предметам реального мира, формируются
еще непрочные ас­социации
и аналогии. Физическая основа практических
занятий состоит в упрочении
образовавшихся связей и ассоциаций
путем повторяющегося выполнения
действий, характерных для изучения
дисциплины.

Повторные
действия в процессе практического
занятия достигают цели, если
они сопровождаются разнообразием
содержания учебного материа­ла
(изменением исходных данных, дополнением
новых элементов в учеб­ной
задаче, вариацией условий ее решения и
т.п.), рационально распре­деляются
по времени занятия. Как известно,
однообразные стереотип­ные повторения
не приводят к осмыслению знаний.

С
учетом выполняемых функций к практическому
занятию, как и к другим
методам обучения в вузе, предъявляются
требования научности, доступности,
единства формы и содержания, органической
связи с дру­гими
видами учебных занятий и практикой.

Подготовка
преподавателя к проведению практического
занятия
на­чинается
с изучения исходной документации
(учебной программы, те­матического
плана и т.д.) и заканчивается оформлением
плана проведе­ния
занятия.

На
основе изучения исходной документации
у преподавателя должно сложиться
представление о целях и задачах
практического занятия и о том объеме
работ, который должен выполнить каждый
обучающийся. Далее
можно приступить к разработке содержания
практического заня­тия.
Для этого преподавателю (даже если он
сам читает лекции по этому курсу)
целесообразно вновь просмотреть
содержание лекции с точки зрения
предстоящего практического занятия.
Необходимо выделить по­нятия,
положения, закономерности, которые
следует еще раз проиллюстрировать
на конкретных задачах и упражнениях.
Таким образом, произ­водится
отбор содержания, подлежащего усвоению.

Важнейшим
элементом практического занятия является
учебная за­дача
(проблема), предлагаемая для решения.
Преподаватель, подбирая примеры (задачи
и логические задания) для практического
занятия, дол­жен
всякий раз ясно представлять дидактическую
цель: привитие каких навыков
и умений применительно к каждой задаче
установить, каких усилий
от обучающихся она потребует, в чем
должно проявиться твор­чество студентов
при решении данной задачи.

Основной
недостаток практических занятий часто
заключается в том, что
набор решаемых на них задач состоит
почти исключительно из про­стейших
примеров. Это примеры с узкой областью
применения, которые служат иллюстрацией
одного правила и дают практику только
в его при­менении.
Такие примеры необходимы, без них не
обойтись, но в меру, чтобы
после освоения простых задач обучающиеся
могли перейти к ре­шению
более сложных, заслуживающих дальнейшей
проработки.

Если
студенты поймут, что все учебные
возможности занятия исчер­паны,
интерес к нему будет утрачен. Учитывая
этот психологический момент,
очень важно организовать занятие так,
чтобы обучающиеся постоянно
ощущали увеличение сложности выполняемых
заданий. Это ведет
к осознанию собственного успеха в учении
и положительно моти­вирует их
познавательную деятельность.

Преподаватель
должен проводить занятие так, чтобы на
всем его про­тяжении
студенты были заняты напряженной
творческой работой, по­исками
правильных и точных решений, чтобы
каждый получил воз­можность
раскрыться, проявить свои способности.
Поэтому при планиро­вании занятия и
разработке индивидуальных заданий
преподавателю важ­но
учитывать подготовку и интересы каждого
студента. Педагог в этом случае
выступает в роли консультанта, способного
вовремя оказать не­обходимую
помощь, не подавляя самостоятельности
и инициативы обу­чающегося.
При такой организации практического
занятия в аудитории не
возникает мысли о том, что возможности
его исчерпаны.

Рекомендуется
вначале давать студентам легкие задачи
(логические задания), которые рассчитаны
на репродуктивную деятельность,
требу­ющую простого воспроизведения
способов действия, данных на лекции для
осмысления и закрепления в памяти. Такие
задачи помогают контро­лировать
правильность понимания обучающимися
отдельных вопросов изученного материала
небольшого объема (как правило, в пределах
од­ной
лекции). В этом случае преобладает
решение задач по образцу, пред­ложенному
на лекции.

Затем
содержание учебных задач усложняется.
Предлагаются задачи, рассчитанные
на репродуктивно-преобразовательную
деятельность, при которой
обучающемуся нужно не только воспроизвести
известный ему способ действий, но и дать
анализ его целесообразности, высказать
свои соображения,
относящиеся к анализу условий задачи,
выдвигаемых гипотез, полученных
результатов. Этот тип задач по отдельным
вопросам темы должен развивать умения
и навыки применения изученных методов
и контролировать их наличие у обучающихся.

В
дальнейшем содержание задач (логических
заданий) снова усложняется с таким
расчетом, чтобы их решение требовало в
начале отдельных элементов продуктивной
деятельности, а затем — полностью
продуктивной (творческой). Как правило,
такие задачи в целом носят комплексный
характер и предназначены для контроля
глубины изучения материала темы или
курса.

Выстраивая
систему задач постепенно возрастающей
сложности, преподаватель добивается
усвоения студентами наиболее важных
методов и приемов, характерных для
данной учебной дисциплины.

Подготовка
преподавателя к проведению практического
занятия включает:

подбор
вопросов,
контролирующих
знаний на понимание обучающимися
теоретического материала, который был
изложен на лекциях и Г
изучен ими самостоятельно. Вопросы
должны быть расположены в таком логическом
порядке, чтобы в результате ответов на
них у всех студентов создалась целостная
теоретическая основа — костяк предстоящего
заня­тия;

  • выбор
    материала для примеров и упражнений.
    Подбирая
    задачи, пре­

    подаватель
    должен знать, почему он предлагает
    данную задачу, а не другую
    (выбор задачи не должен быть случайным);
    что из решения этой задачи
    должен извлечь обучающийся (предвидеть
    непосредственный практический
    результат решения выбранной задачи);
    что дает ее решение обучающемуся
    для овладения темой и дисциплиной в
    целом (рассматривать решение каждой
    задачи как очередную «ступеньку»
    обучения, забо­тясь
    о том, чтобы она была не слишком сложной,
    но и не легкоразрешимой);

  • решение
    подобранных задач самим преподавателем
    (каждая
    задача,

    предложенная
    обучающимся, должна быть предварительно
    решена и методически
    обработана);

  • подготовку
    выводов из решенной задачи,
    примеров
    из практики, где встречаются
    задачи подобного вида, разработку
    итогового выступления;

  • распределение
    времени,
    отведенного
    на занятие,
    на решение каждой задачи;

  • подбор
    иллюстративного материала (плакатов,
    схем),

    необходимого
    для решения задач, продумывание
    расположения рисунков и записей на
    доске, а также различного рода
    демонстраций.

Практическое
занятие проводится, как правило, с одной
группой, поэтому
план на его проведение может и должен
учитывать индивиду­альные
особенности обучающихся данной группы.
Это касается рас­пределения времени,
сложности и числа задач, предлагаемых
для ре­шения.

Создав
систему практических задач (логических
заданий) по теме, выбрав необходимые
задачи для конкретного занятия, рассчитав
время для
решения каждой из них, преподаватель
приступает к разработке пла­на
проведения практического занятия.

В
какую форму целесообразно облечь его
рабочий план? По-видимо­му,
целесообразна та форма, к которой привык
сам педагог. Практика работы
вузов показывает, что такой план может
включать общие исход­ные данные для
проведения занятия и содержательную
его часть.

В
плане проведения практического занятия
должны быть даны ответы на
следующие вопросы.

  • Сколько
    времени необходимо затратить на проверку
    домашних заданий?

  • Сколько
    времени затратить на опрос обучающихся
    по теории и какие вопросы необходимо
    задать?

  • Какие
    примеры и задачи будут решаться у доски
    и в какой последовательности?

  • На
    что обратить внимание в той или иной
    задаче?

  • Как
    расположить чертежи и вычисления по
    каждой задаче?

  • Кого
    нужно будет опросить по теории и кого
    вызвать к доске для решения задач?

  • Какие
    задачи можно предложить для решения
    на местах без вызова к
    доске?

  • Какие
    задачи предложить «сильным» студентам?

  • Какие
    задачи задать для самостоятельного
    решения дома?

План
практического занятия отрабатывается
преподавателем на ос­нове определенного
замысла, зафиксированного в тематическом
плане изучения
дисциплины.

Рассмотрим
порядок
проведения практического занятия.
Как
правило, оно
начинается с краткого вступительного
слова и контрольных вопро­сов.
Во вступительном слове преподаватель
объявляет тему, цель и поря­док
проведения занятия. Затем иногда полезно
на экране в быстром тем­пе показать
кадры, использованные лектором на
предшествующем заня­тии,
и тем самым восстановить в памяти
обучающихся материал лек­ции,
относящийся к данному занятию.

Затем
рекомендуется поставить перед студентами
ряд контрольных вопросов
по теории. Ими преподаватель ориентирует
обучающихся в том материале,
который выносится на данное занятие.
Методически правильно контрольный
вопрос ставить перед всей группой, а
затем после некото­рой
паузы вызывать конкретного студента.

Практическое
занятие может проводиться по разным
схемам. В одном случае все обучающиеся
решают задачи самостоятельно, а
преподаватель, проходя по рядам,
контролирует их работу. В тех случаях,
когда у боль­шинства
студентов работа застопорилась,
преподаватель может как бы прервать
их и дать необходимые пояснения
(частично-поисковый метод).

В
других случаях задачу решает и комментирует
свое решение вызван­ный
к доске студент под контролем преподавателя.
Но и в этом случае задача
педагога состоит в том, чтобы остальные
студенты не механичес­ки
переносили решение в свои тетради, а
проявляли максимум самосто­ятельности,
вдумчиво и с пониманием существа дела
относились к разъяс­нениям,
которые делает их товарищ или преподаватель,
соединяя об­щие
действия с собственной поисковой
деятельностью.

Во
всех случаях важно не только решить
задачу, получить правильный ответ,
но и закрепить определенное знание
вопроса, добиться прираще­ния
знаний, проявления элементов творчества.
Обучающийся должен не механически
и бездумно подставлять знаки в формулы,
стараясь полу­чить
ответ, а превратить решение каждой
задачи в глубокий мыслитель­ный
процесс.

Основная
задача любого педагога на каждом
практическом занятии, наряду
с обучением своему предмету (дисциплине),
— научить человека думать.
Именно здесь у преподавателя имеется
много возможностей про­явить
свой педагогический талант. Он прежде
всего должен добиваться знания
методов изучаемой науки.

Очень
важно приучить студентов проводить
решение любой задачи по определенной
схеме, по этапам, каждый из которых
педагогически целе­сообразен.
Это способствует развитию у них
определенных профессионально-значимых
качеств личности.

Особое
место среди практических занятий,
особенно в технических вузах,
отводится так называемым групповым
занятиям, на которых изуча­
ют
различные образцы техники, условия и
правила ее эксплуатации, практи­
ческого
использования.

Для
успешного достижения учебных целей
подобных занятий при их организации
должны выполняться следующие основные
требования:

  • соответствие
    действий обучающихся
    ранее изученным на лекционных и
    семинарских занятиях методикам и
    методам;

  • максимальное
    приближение действий студентов к
    реальным, соответствующим будущим
    функциональным обязанностям;

  • поэтапное
    формирование умений и навыков, т.е.
    движение от зна­ний к умениям и
    навыкам, от простого к сложному и т.д.;

  • использование
    при работе на тренажерах или действующей
    технике фактических документов,
    технологических карт, бланков и т.п.;

  • выработка
    индивидуальных и коллективных умений
    и навыков.

Раскроем
более подробно сущность, назначение,
особенности, по­рядок
подготовки и проведения в вузе подобного
вида практических заня­тий.

Подготовка
преподавателя к практическому занятию
на
технике
начина­ется
с изучения исходных документов по
организации учебного процесса на
кафедре. На их основе у преподавателя
должно сложиться представле­ние
о целях и задачах занятия, объеме работ,
который предстоит выполнить
обучающимся, уровень, до которого нужно
довести их умения и навыки.

На
каждое практическое занятие, как правило,
разрабатывается спе­циальное
задание обучающимся,
призванное
обеспечить методическое со­провождение
их подготовки к работе на технике. Формы
подобных зада­ний
могут отличаться друг от друга в
зависимости от требований, выра­ботанных
в конкретном вузе, дидактических целей
занятия, а также осо­бенностей его
проведения. Но существуют общие подходы
к разработке подобных заданий, на которых
следует остановиться подробнее.

Как
правило, специальное задание для
обучающихся состоит из двух основных
разделов и приложения. В первом разделе
указываются учебные вопросы,
к отработке которых должны быть
подготовлены обучающиеся. Вопросы
определяются тематическим планом и
охватывают содержание работ на всех
учебных точках. Во втором разделе
указывается, как сту­дентам
организовать самостоятельную подготовку
к занятию, что изу­чить,
что исполнить, к чему быть готовым, на
каких учебных точках предстоит
работать. Кроме того, указываются общий
порядок и место (места)
проведения занятия, а также меры
безопасности.

Приложениями
к заданию оформляются выдержки из
руководств, пособий и инструкций (в том
числе по технике безопасности), графи­ки
работ на учебных точках и другой
необходимый справочный мате­риал.

Основным
методическим документом преподавателя
при подготовке и
проведении практического занятия
являются методические
указания.

При
формулировании дидактических и
воспитательных целей заня­тия, которые
приводятся в первом разделе задания,
необходимо акцен­тировать
внимание не только на привитии студентам
умения выполнять что-либо,
но и закреплении и расширении их
теоретических знаний. Ос­новным
содержанием второго раздела является
либо расчет учебного времени,
либо график работы обучающихся на
учебных точках. С учетом конкретных
условий (продолжительность учебного
времени, количество учебных
вопросов или точек), как правило,
выделяемое время для отра­ботки
учебных вопросов (работы на учебных
точках) жестко не связано с
продолжительностью академического
часа, и в связи с этим не предус­матриваются
специальные перерывы между ними. Для
отдыха и переклю­чения
внимания обучающихся с одного объекта
на другой используется время смены
учебных точек или перехода от одного
учебного вопроса к другому.

В
методических рекомендациях руководителю
занятия указываются порядок разработки
учебно-методических Материалов,
определения со­става
учебных групп, последовательность смены
рабочих мест. Кроме того, в
них определяются организация подготовки
обучающихся и учебных то­чек к занятию,
методика проверки знаний по технике
безопасности (про­ведению
инструктажа) и соблюдению режима работы
технических средств,
указываются рациональные методы работы,
выполнения опе­раций
и действий на технике.

В
качестве приложений обычно используются
те же документы, кото­рые
предусматриваются заданием на практическое
занятие.

Рабочим
документом преподавателя является план
проведения заня­тия.
В
нем, как правило, отражается краткое
содержание (тезисы) всту­пительной
части: проверка готовности к занятию,
объявление темы, учебных
целей и вопросов, инструктаж по технике
безопасности, рас­пределение
по учебным местам и определение
последовательности рабо­ты
на них.

В
основной части плана выделены
последовательность действий обу­чающихся
и методические приемы преподавателя,
направленные на эф­фективное
достижение целей занятия, а также на
активизацию познава­тельной
деятельности обучающихся.

Параллельно
с разработкой учебно-методических
материалов произ­водится
подготовка техники и учебных мест к
отработке практических за­дач,
подбору и заказу необходимой документации
(схем, бланков и т.п.).

С
руководителем учебной лаборатории
согласовываются следующие воп­
росы:
какая
техника и к какому времени должна быть
подготовлена, ка­кие
контрольно-измерительные приборы должны
быть на рабочих мес­тах,
какие данные должны быть представлены
обучающимся на рабочих местах, какой
технической документацией их обеспечить
и т.п.

Технический
состав лаборатории за несколько дней
до начала заня­тия
в соответствии с общим замыслом проведения
проверяет его реали­зуемость
на практике. Основной задачей является
проверка работоспо­собности
техники и соответствие ее технических
характеристик установ­ленным
нормам, а также проверка наличия и
готовности контрольно-измерительных
приборов. В ходе проверки фиксируются
особенности эк­сплуатации
и состояние техники. Результаты проверки
докладываются ру­ководителю
занятия. По согласованию с ним может
проводиться частич­ная
корректировка замысла с учетом выявленных
особенностей практи­ческого
использования техники. Корректировку
целесообразно произво­дить для всех
учебных групп с отражением сделанных
изменений в соот­ветствующей
документации.

Практическое
занятие в учебных группах может
проводиться как од­ним,
так и двумя преподавателями с привлечением
инженерно-техни­ческого персонала
лаборатории. Второй вариант можно
считать более предпочтительным
с учетом наличия нескольких рабочих
мест и необхо­димости
индивидуализации обучения.

Раскроем
особенности проведения практического
занятия на технике.

В
начале занятия объявляются его тема,
учебные цели и вопросы, осуществляется
мотивационная подготовка обучающихся
к предстоящей работе.
Далее обязательно проводится инструктаж
по технике безопас­ности.
Преподаватель указывает меры
предосторожности и правила безопасности
при работе с электроустановками,
источниками электромаг­нитных
излучений, ядовитыми жидкостями и т.д.
Обращается внимание на
недопустимость вскрытия блоков, их
замены, нарушения порядка выполнения
операций по эксплуатации аппаратуры,
указанного в эксп­луатационной
документации. После инструктажа
обучающиеся расписы­ваются
в «журнале инструктажа по технике
безопасности».

Целесообразно
проверить теоретические знания
обучающихся по изу­чаемым
образцам техники, сформированные на
лекциях и в период са­мостоятельной
подготовки.

После
проверки знаний двух-трех обучающихся
преподаватель объяв­ляет
порядок проведения занятия. Выполнение
всех структурных компо­нентов
разбивается на этапы, для осуществления
операций каждого эта­па
определяется конкретное время. Учебные
вопросы, основные этапы занятия, время,
выделяемое на их выполнение, рекомендуется
записать на
доске.

Практическое
занятие требует деления учебной группы
на подгруппы (бригады). Это деление
производится преподавателем накануне
согласно заданию.
В каждой подгруппе назначается старший
из числа наиболее под­готовленных
студентов. При этом на доске также
целесообразно указать порядок
взаимодействия подгрупп при отработке
учебных вопросов (рас­пределение
по рабочим местам, порядок смены и т.д.).

Основную
часть занятия составляет практическая
работа на местах. Обучающиеся
выполняют действия на технике, используя
инструкции по
эксплуатации, практические руководства
и другие учебные пособия. Они
работают, как правило, самостоятельно,
а преподаватель направ­ляет
их деятельность на достижение учебных
целей.

В
процессе занятия руководитель показывает
методы, способы и при­емы
выполнения действий, объясняет их
последовательность, взаимо­связь,
предостерегает от характерных ошибок
(но не следует чрезмерно увлекаться
показом своих действий). В некоторых
случаях допускаемые обучающимися
ошибки могут быть им хорошим, надолго
запоминаю­щимся
уроком. Главное, чтобы замеченные ошибки
не приводили к на­рушениям
техники безопасности, поломкам
материальной части, к из­лишним
затратам энергии, средств и материальных
ценностей.

Для
активизации работы целесообразно
подготовить несколько про­блемных
ситуаций, которые могут быть созданы в
ходе занятия. После их разрешения
проводится обсуждение, дается краткая
оценка действий участвующих
в ней студентов.

При
организации практического занятия
необходимо продумать сис­тему
контролирования формируемых уровней
знаний, систему оценок, выработать
единые критерии для всех руководителей
по определению сте­пени
овладения нормативными действиями.

В
процессе занятия преподаватель
накапливает материал для подведе­ния
итогов, которые желательно подводить
сначала по подгруппам: указываются
конкретные успехи и недостатки в работе
обучающихся, — а затем
со всей учебной группой. На последнем
этапе отмечаются общие недостатки
в работе и достигнутые успехи, пути
дальнейшего совершен­ствования
умений и навыков в период самостоятельной
работы.

После
подведения итогов преподаватель выдает
задание на самостоя­тельную
работу и отвечает на вопросы обучающихся.
На этом практичес­кое
занятие заканчивается.

Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования дом детского творчества

муниципального образования «Город Донецк»

Методическая разработка

Тема: Сценарий практического занятия

«Экспресс-исследование «ДДТ-прошлое, настоящее, будущее»

Адресат: педагоги дополнительного образования,

руководители команд-участниц городской интегративной игры «Интеллектуальный марафон»

    Автор: Интер Олеся Владимировна,

                                                         методист социально-педагогической направленности

Донецк

2018

  1. Пояснительная записка к методической разработке

Методическая разработка «Сценарий практического занятия «Экспресс-исследование «ДДТ-прошлое, настоящее, будущее» описывает занятие для обучающихся МБУДО ДДТ г.Донецка по дополнительной общеобразовательной  программе общеразвивающего вида «Интеллектуал», участников городской интегративной игры «Интеллектуальный марафон».  

«Будущее начинается сегодня» — так называется программа городской интегративной игры «Интеллектуальный марафон» в 2018-2019 учебном году.

Участвуя в программе игры, путешествуя в пространстве и времени, раскрывая загадки истории Донецкой земли, приобретая знания о современном состоянии родного края, о перспективах его развития и собственных перспективах,  подростки становятся участниками и организаторами реальных событий и дел, авторами  творческих, социальных и бизнес проектов.

Участники городской интегративной игры  «Интеллектуальный марафон» – команды  школ города. Предпочтительный возраст – 6–8 класс. Выполняя задания марафона, команды набирают баллы. Команда, набравшая большее количество баллов по итогам 5 этапов становится победителем игры.

1этап — 26 сентября. Игра-вертушка «Лента времени». Командам предлагается подготовить название, девиз команды, познакомиться с информацией о возникновении, периодах и тенденциях в эволюции выдающихся культур: первобытного общества, Древнего Египта, Двуречья, Древней Индии, Древнего Китая, Древней Японии, Майя, Древней Греции, Древнего Рима, Нового времени, подготовить информацию о вкладе России в мировую культуру.

2 этап — 28 ноября. Защита исследовательских работ  «Без прошлого нет будущего». Командам предлагается исследовать то, что в прошлом внесло большой вклад в будущее.

3этап — 8 января.  Игра «Самый умный», заочные задания для личников-отличников. Участникам конкурса «Личники-отличники» предлагается изготовить информационный продукт по теме «Будущее начинается с меня» и разместить его в  сети ВКонтакте, в группе «Интеллектуальный марафон».

4 этап -6 февраля. Игра «Брейн-ринг». Тема игры – «Факты, люди, открытия». Команды готовят 5 вопросов по теме открытия, люди, интересные факты Ростовской области.

5 этап, 24 апреля. Конкурс  проектов  «Город будущего». Команды разрабатывают проекты креативных идей решения проблем города в области геодезии, городского дизайна, архитектуры, инженерного обеспечения, которые решают важные вопросы нашего времени: быстрая урбанизация, изменения климата, нехватка ресурсов и др.

Цель занятия: подготовка обучающихся ко второму этапу игры «Интеллектуальный марафон».

Задачи:

— формировать у обучающихся навыки исследовательской деятельности (умение выдвигать гипотезу, использовать предложенные методы исследования, умение анализировать полученные данные, делать выводы),

— развивать навыки публичного выступления,

— развивать навыки работы в команде.

  1. Содержание

Форма занятия: исследование.

Участники:  учащиеся 6-8 классов — команды-участницы городской интегративной игры «Интеллектуальный марафон».

Место проведения: актовый зал, кабинеты МБУДО ДДТ г.Донецка.

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор,  презентация «Этапы исследовательской деятельности», газеты «Донецкий рабочий», ноутбук с выходом в интернет, бумага, ручки.

Вводная часть занятия (20 минут)

  1. Этапы исследовательской деятельности (презентация).
  2. Цель нашего исследования:  Изучение прошлого, настоящего и будущего дома детского творчества города Донецка
  3. Задачи нашего исследования: 

1. Составить перечень учреждений дополнительного образования в городе Донецке.

2. Изучить основные сведения о доме детского творчества города Донецка.

3. Изучить историю образования дома детского творчества.

4. Изучить настоящее дома детского прошлого (направленности, количество обучающихся, педагогический коллектив, материально-техническое обеспечение, структура и органы управления, социальные партнеры, основные ежегодные конкурсы и проекты).

5. Ознакомиться с перспективами дома детского творчества.

Формулируем гипотезу исследования, определяем методы исследования.

Предлагается каждой команде выполнить одну из предложенных задач  исследования, проанализировать полученные данные, сделать выводы и рассказать о результатах. Затем формулируется общее заключение  исследования на основе полученных данных.

Основная часть (40 минут)

Команды  получают и выполняют задания:         

1 команда — составить перечень учреждений дополнительного образования в городе Донецке,

2 команда – ознакомиться с  основными сведениями о доме детского творчества города Донецка,

3 команда – ознакомиться с историей образования дома детского творчества,

4 команда – ознакомиться с направленностями, количеством обучающихся ДДТ,

5 команда – ознакомиться с педагогическим коллективом, материально-техническим обеспечение ДДТ,

6 команда – ознакомиться со структурой и органами управления ДДТ, социальными партнерами ДДТ,

7 команда – ознакомиться с основными ежегодными конкурсами и проектами ДДТ,

8 команда – ознакомиться с перспективами дома детского творчества.

На выполнение заданий командам отводится 40 минут. Команды в зависимости от выбранных методов исследования получают необходимые материалы, расходятся по кабинетам для реализации задач, делают выводы на основе полученных данных.  

Заключение занятия (30 минут)

По истечению 40 минут команды собираются в зале, где выполняют публичный отчет о проделанной работе, полученных данных, делают выводы. На основе отчетов делается общее заключение, подтверждается или опровергается гипотеза исследования.

  1. Методические рекомендации

Так как в занятии участвуют большое количество детей, необходимо большое помещение для вводной и заключительной частей занятия.

Подготовки обучающихся к занятию не требуется. Если участники занятия не знакомы, можно провести упражнения на знакомство, например, «Снежный ком», «Поменяйтесь местами».

Для ведущего занятия необходимо подготовить кабинеты, как можно больше источников информации для выполнения поставленных задач (литература, интернет, газеты, журналы и др.).

В помощь ведущему желательно подготовить 1-2 консультанта (можно из числа руководителей команд), которые будут оказывать помощь командам в выполнении задач.

При подготовке к занятию необходимо продумать ситуацию, если в исследовании будут участвовать не восемь команд, а больше или меньше. Тогда необходимо будет распределить между участниками все имеющиеся задачи исследования, либо разделить всех участников на команды по числу задач.

Чтобы найти престижную работу после вуза, нужно не только слушать умных лекторов, но и ходить на практические занятия. О них и пойдет речь в сегодняшней статье. Читайте и узнаете, какие цели и задачи решают практические занятия в университете и какие их виды и формы существуют.

Не забудьте подписаться на наш информационный канал, чтобы первыми получать свежие новости. И пользуйтесь актуальными акциями и скидками от компании — так ещё выгоднее учиться на отлично.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Практическое занятие в вузе: что это такое

Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.

Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.

Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.

Лекция & практическое занятие

Зачем нужны практические занятия, неужели недостаточно одних лекций? Давайте узнаем, что по этому поводу говорят учёные.

Лекция & практическое занятие

Согласно «Пирамиде обучения», которую начали разрабатывать ещё в 70-х годах XX века, количество усваиваемой информации напрямую зависит от вида образовательного метода.

Так, самые худшие показатели как раз у лекционного формата — всего 10%. Лучший результат у такой формы обучения, где мы помогаем другим людям освоить новые знания — дополнительная ответственность даёт целых 90%. Немного отстают практические занятия — благодаря им можно усвоить даже новый материал на 70%. Поэтому в университетах лекции всегда совмещают с практикой.

Как появилась «Пирамида знаний»? Её разработала Национальная тренинговая лаборатория США. Участники проекта опирались на исследования Эдгара Дейла, американского преподавателя из университета Огайо, который изучал вопросы восприятия лекционного обучения и первым стал применять аудио-визуальные материалы в образовательном процессе.

Виды практических занятий в вузе

Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.

Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:

  • индивидуальная самостоятельная работа;
  • решение контрольных робот и проверочных упражнений;
  • лабораторные работы;
  • практические исследования и эксперименты;
  • учебные дискуссии;
  • круглые столы;
  • групповые семинарские занятия;
  • исследовательские практикумы;
  • решение проблемных кейсов;
  • деловые игры;
  • обучающий тренинг.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Виды практических занятий в вузе

Решение кейсов предполагает групповую работу

Формы проведения практических занятий в вузе

Различаются не только виды, но и формы практических занятий в вузе. Особое разнообразие внесла пандемия и тотальный переход на дистанционное обучение. Теперь практические занятия могут проходить в следующих формах:

По месту проведения По форме выполнения
аудиторные; индивидуальные;
онлайн-занятия (дистанционные); работа в малых группах;
частично аудиторные. коллективные.

Преподаватель выбирает вид и форму практического занятия, учитывая сложность учебного материала, общую подготовку студентов и цели обучения. В некоторых вузах учащиеся сами могут принимать активное участие в разработке данного типа занятий.

Цели и задачи практических занятий в вузе

Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.

Цель практического занятия в вузе

Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:

  • научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
  • показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
  • развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
  • привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
  • заложить основы критического мышления;
  • научить решать практические задачи;
  • сформировать основные принципы профессиональной этики;
  • развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.

Цель практического занятия в вузе

Лабораторная работа по химии в вузе

Задачи практических занятий в вузе

Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:

  • использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
  • применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
  • искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
  • проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
  • подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
  • решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
  • изучать правила и нормы профессиональной этики;
  • делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.

Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов. Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.

Структура практического занятия в вузе

Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:

  1. Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
  2. Заявление темы, целей и задач практического задания.
  3. Подробное объяснение практического задания.
  4. Методические указания по его выполнению.
  5. Ответы на дополнительные вопросы.
  6. Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
  7. Формирование команд, если это групповая форма работы.
  8. Непосредственное выполнение задания.
  9. Сдача готовых работ или презентация результатов.
  10. Подведение финальных итогов.
  11. Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.

Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.

Структура практического занятия в вузе

Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи

Как подготовиться к практическому занятию в вузе

Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:

  • изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
  • повторить правила и значимые формулы;
  • решить большое количество типовых задач;
  • просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
  • подготовить тезисы для своего выступления;
  • изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
  • почитать правила и методические рекомендации;
  • выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий пенсионеры будущего текст
  • Сценарий проведения дня рождения татьяны
  • Сценарий спектакля стихотворение
  • Сценарий пасхальной сказки теремок
  • Сценарий проведения дня рождения ребенку 9 лет