Сценарий проведения тимбилдинга

О чём Вы узнаете в статье: - Держи, чтобы не упасть - Электрический забор - Стрит-арт - Формула-1 - Скованные одной цепью - Минное поле - Забег на лыж...

О чём Вы узнаете в статье:

— Держи, чтобы не упасть

— Электрический забор

— Стрит-арт

— Формула-1

— Скованные одной цепью

— Минное поле

— Забег на лыжах

— Ловкий и выносливый

— Поиск сокровищ

— Наполни водой

— Советы по проведению тимбилдинга

— Польза тимбилдинга

— Тренды в тимбилдинге 2023 года

Смена обстановки сближает сотрудников, которые привыкли видеть коллег только в одной роли. Doctor Team подготовил готовые сценарии командных игр. Придерживайтесь советов по построению команд и проведению тимбилдинга, чтобы устроить настоящее приключение.

Держи, чтобы не упасть

  • Время — от 15 минут.
  • Число участников — желательно четное.
  • Инвентарь — тонкий, легкий и длинный прут или деревянная палка.
  • Цель — опустить прут на землю.
  • Ограничения — нет.
  • Физическая нагрузка — низкая.
  • Сложность подготовки локации — низкая.

На первый взгляд простая и быстрая задача, с которой на самом деле сложно справиться. Учит взаимодействовать сообща. Разделите участников на 2 команды. Игроки каждой команды становятся в две шеренги лицом друг к другу и выстраиваются в шахматном порядке. Вытягивают перед собой указательный палец левой руки. Пальцы должны быть на уровне груди самого высокого участника и образовывать одну линию.

Ведущий кладет тонкий прут, перекрывающий все пальцы. Команды должны на перегонки опустить прут на землю, не открывая пальцев от палочки. Ведущий следит за тем, чтобы все проходило честно. Если один поспешит, то палец другого перестанет прикасаться к палочке. В таком случае команде нужно начинать все сначала.

Усложните задачу, подыскав самый легкий прут. Запрещено держать палочку пальцами. Она должна свободно лежать. Простая игра способствует коммуникации и коллективному решению задачи. Скрытый посыл — донести идею ценности и важности каждого игрока в выполнении общей проблемы.

Электрический забор

  • Время — от 20 минут, на время.
  • Число участников — по 3-5 человек в команде.
  • Инвентарь — веревка.
  • Цель — пересечь вершину «электрического забора».
  • Ограничения — не рекомендуется участвовать людям с травмами спины и колен.
  • Физическая нагрузка — высокая.
  • Сложность подготовки локации — средняя.

Физически сложная командная игра на время, в которой нужно проявить смекалку. Сформируйте равные по силам команды из 3-5 человек. Желательно, чтобы участники в каждой команде были одинаковой комплекции. Нельзя, чтобы в одной команде были только хрупкие девушки, а в другой — сильные мужчины.

Находясь на природе, вы можете использовать деревья или соорудить опоры из подручных средств.

Сделайте на небольшом участке трехъярусный «электрический» забор, натянув веревку. Верхняя веревка должна проходить на уровне пояса самого высокого участника. Вы можете сделать по забору для каждой команды или использовать один, который команды будут пересекать по очереди.

Игроки одной команды выстраиваются по одну сторону электрического забора. Каждый игрок должен пересечь верхнюю веревку, не дотронувшись к ней. Без помощи напарников по «побегу» не обойтись. Поскольку игра на время, необходимо правильно рассчитать силы и продумать стратегию. Участники, перешедшие забор, продолжают участвовать в игре, помогая оставшимся по ту сторону. Кому-то придется встать не четвереньки, а кого-то поднять на руках, чтобы выполнить условия игры.

Итоги подводятся, когда все команды перешли электрический забор. Победитель — команда, справившаяся с заданием быстрее остальных. Нельзя рукой, ногами и телом прикасаться к веревке. Участник, который дотронулся к «электрическому» забору, начинает сначала. В ходе игры игроки общаются, выдвигают идеи и помогают друг другу.

Стрит-арт

  • Время — 1-2 часа.
  • Число участников — от 10 человек и выше.
  • Инвентарь — большие белые щиты, разноцветные акриловые или эмалевые аэрозоли, респираторы, защитные костюмы для покраски, трафареты, маркеры.
  • Цель — нарисовать картину в стиле граффити.
  • Ограничения — индивидуальная непереносимость ЛКМ.
  • Физическая нагрузка — низкая.
  • Сложность подготовки локации — сложная.

Приобщите коллектив к современному уличному искусству. Предложите нарисовать что угодно в рамках корпоративной политики. Изобразить можно атмосферу на рабочем месте, ценности и миссию компании. Рисунок может быть связан с вашей деятельностью или вообще к ней не относится. Стрит-арт позволит проявить фантазию и творческие способности.

Разделите сотрудников на команды по 5-10 человек в зависимости от размера щитов для рисования. Возможно, вы откроете для себя новые таланты, провокационных художников и лидеров. Каждый игрок должен быть задействован в рисовании. Найдите в своем городе тех, кто увлекается граффити. Если любителя стрит-арта не отыскать, расскажите о мерах предосторожности в работе с аэрозольными красками.

Установите время игры — один или два часа, по истечению которых подводятся итоги. Оцениваются работы, определяется победитель путем слепого голосования. Голосуют все игроки. Нельзя отдавать голос за свою команду.

Отличное мероприятие для тимбилдинга на природе, в котором разыграется воображение и раскроются скрытые таланты. Сотрудники проявят себя с новой стороны, пообщаются в неформальной обстановке. Им необходимо придумать наиболее удачный сюжет для картины, чтобы победить.

Формула-1

  • Время — 2 часа.
  • Число участников — по 5 человек в команде.
  • Инвентарь — ОСБ-плиты, фанера, картон, веревки, фольга, пластик, пластиковые колеса, скотч, аэрозольные краски, инструменты для работы с перечисленными материалами, столы для работы.
  • Цель — сделать гоночную машину из подручных средств и прокатиться на ней.
  • Ограничения — нет.
  • Физическая нагрузка — низкая.
  • Сложность подготовки локации — сложная.

Каждая команда делает по спортивной машине для участия в импровизированной Формуле-1. К гонке допускаются полностью готовые автомобили. Необходимо воссоздать точную копию болида и устроить заезд на скорость. Масштабное мероприятие для тимбилдинга, о котором точно не забыть.

Сложность игры — изготовление машины из дерева, которая выдержит вес взрослого человека и преодолеет дистанцию. Проехать нужно расстояние в 50 или 100 м на скорость. Один игрок садится за руль, а другие подталкивают болид, чтобы разогнать машину и прийти к финишу быстрее соперников.

В игре раскрывается технический и творческий потенциал. Победа присуждается команде, которая первой пришла к финишу, а их машина осталась целой.

Скованные одной цепью

  • Время — до 30 минут.
  • Число участников — четное число в команде.
  • Инвентарь — веревка и различные подручные материалы в зависимости от поставленной задачи.
  • Цель — пройти дистанцию или изготовить что-либо с завязанными руками.
  • Ограничения — нет.
  • Физическая нагрузка — низкая.
  • Сложность подготовки локации — низкая.

Разделите игроков на команды по 2-4 человека. Участники каждой команды встают вкруг. Ведущий связывает руку одного игрока с рукой соседа. Полностью связанные участники должны что-то сделать вместе: приготовить сэндвичи, связать косу из лент, перемещаться через полосу препятствий, собрать пазл, сделать картонную коробку и обернуть ее в подарочную упаковку.

Задание может быть любым. Сложность игры в том, что нельзя сделать движение без помощи соседа. Участники почувствуют в игровой форме, как действие одного влияет на остальных. Игра на время, по истечению которого оцениваются работы. Если они проходили дистанцию, то победа присуждается самым быстрым. Если что-то делали своими руками, то оценивается аккуратность.

Минное поле

  • Время — от 30 минут.
  • Число участников — от 3 до 10 человек в команде.
  • Инвентарь — пластиковые коробки, доски, плитка.
  • Цель — перейти «минное» поле по безопасным островкам быстрее соперников.
  • Ограничения — нет.
  • Физическая нагрузка — низкая.
  • Сложность подготовки локации — средняя.

Необходимо перейти «минное» поле по импровизированным островкам друг за другом. Островки разбросаны в любом порядке в виде дорожки. В качестве островков можно использовать любое покрытие, которое выдержит вес 1-2 человек.

Нельзя наступать на землю. Участник, сошедший с островка, стартует заново. Островки должны быть удалены друг от друга так, чтобы с одного можно было перешагнуть или перепрыгнуть на другой. Победа присуждается команде, которая пришла к финишу быстрее. Время засчитывается по последнему игроку, добравшемуся до финишного островка. Чем меньше людей сойдет с дистанции во время игры, тем быстрее команда перейдет «минное» поле.

Забег на лыжах

  • Время — 30-60 минут, игра на скорость.
  • Число участников — от 3 человек.
  • Инвентарь — парные беговые лыжи или импровизированные доски со шнурками и креплением для обуви.
  • Цель — пройти дистанцию быстрее соперников.
  • Ограничения — нет.
  • Физическая нагрузка — низкая.
  • Сложность подготовки локации — средняя.

Выберите ровную открытую лужайку. Наметьте линию старта и финиша. Разделите участников мероприятия на команды, в которых может быть по 3-5 человек. Количество игроков зависит от подготовленного инвентаря. Участникам нужно встать на беговые лыжи и пройти дистанцию на скорость.

Сложность заключается в том, чтобы действовать синхронно. В одиночку сдвинуть лыжи не получится из-за веса других участников. Нужно договариваться, какой шаг делать следующим.

Чем быстрее наладиться коммуникация, тем быстрее дойдете до цели. В этой игре точно проявится лидер, который скоординирует действия остальных. Первые неловкие шаги рассмешат и позволят участникам расслабиться.

Ловкий и выносливый

  • Время — от 15 минут.
  • Число участников — от 4 человек в команде.
  • Инвентарь — брезент или полиэтиленовая пленка, 1-3 теннисных мяча.
  • Цель — не дать мячу коснуться земли.
  • Ограничения — нет.
  • Физическая нагрузка — низкая.
  • Сложность подготовки локации — низкая.

Победит команда выносливых и ловких, которые продержали мяч на брезенте дольше всего. В полотне нужно сделать несколько отверстий. В них свободно должен проходить теннисный мяч. Ведущий делит участников мероприятия на команды. Игроки растягивают брезент и держат его на весу со всех сторон. По команде ведущего встряхивают брезент, а ведущий закидывает 1 теннисный мяч на него. Игрокам нужно перекатывать мяч по брезенту так, чтобы он не провалился в отверстие.

Усложнить задачу можно, используя не один, а 2 или 3 мяча. Побеждает команда, у которой мяч упал на землю в последнюю очередь. Игра учит взаимодействовать с другими и работать сообща на один результат.

Поиск сокровищ

  • Время — 1-2 часа.
  • Число участников — от 5 человек в команде.
  • Инвентарь — любой «клад», лопаты, маячки и условные обозначения для навигации, компасы, карта.
  • Цель — отыскать сокровища по карте на открытой местности.
  • Ограничения — нет.
  • Физическая нагрузка — низкая.
  • Сложность подготовки локации — средняя.

Игра простая и увлекательная в стиле приключения. Сложность — подготовка локации, на которую организаторам нужно выехать заранее. Выбрать места, где будут спрятаны сокровища, и спрятать их. Если у вас выездное мероприятие намечается за городом, в парке или лесу, вы можете спрятать небольшие ящики с провизией или консервы. После игры участники смогут приготовить обед. В этом случае целью игры будет поиск необходимых ингредиентов для обеда.

Если такой вариант не подходит, вы можете спрятать символические призы и карты с баллами. Игроки разделят призы между собой, а карточки с баллами приведут их к победе. Побеждает команда, нашедшая все ингредиенты или получившая наибольшее количество баллов. Игра на время, поэтому командам нужно постараться быстро отыскать сокровища. Они могут быть спрятаны в земле, на деревьях или в кустарниках.

Наполни водой

  • Время — от 30 минут.
  • Число участников — от 3 человек.
  • Инвентарь — пластиковые бочки, дырявые ведра.
  • Цель — наполнить бочку водой дырявым ведром.
  • Ограничения — нет.
  • Физическая нагрузка — низкая.
  • Сложность подготовки локации — средняя.

Отличная летняя игра для локаций, находящихся вблизи водоема. Если выехать к реке или озеру нет возможности, то понадобится запас воды. Пустая бочка устанавливается на расстоянии 50 м от источника воды. Путь может идти по прямой или извилистой линии. Каждой команде выдается по одному ведру с множеством отверстий. Игроки по очереди ходят к водоему, набирают воду в ведро и несут его к бочке. Побеждает команда, которая быстрее наполнит бочку доверху.

Советы по проведению тимбилдинга

Устраивая тимбилдинг самостоятельно продумайте все заранее. Необходимо организовать трансфер для участников мероприятия, оборудовать локацию и подготовить инвентарь. Doctor Team рекомендует составить программу встречи с таймингом. Достаточно 1 масштабной игры или 3 коротких, чтобы весело провести время.

3 главных правила тимбилдинга:

  • Ясная цель. Игроки должны понимать, что им нужно делать. Цель должна быть измеримой.
  • Состав команды. Оцените объем работы и разделите игроков на команды. Каждый участник должен быть задействован. Не должно быть лишних или недостающих игроков.
  • Распределение ролей. В команду должны попасть игроки с явными лидерскими задатками и хорошие исполнители. Нельзя составлять команды из одних только лидеров.

Следуйте приведенным выше рекомендациям, чтобы по-настоящему сплотить коллектив.

Как говорит Норман Шидл: «Группа становится командой, когда каждый член достаточно уверен в себе и своем вкладе».

Польза тимбилдинга

Harward Business Rewiew опубликовал статью о важности общения между членами команды. Налаженная коммуникация повышает работу в коллективе на 50%.

Также о пользе тимбилдинга говорят:

  • Американский институт Gallup сообщает, что женщины-служащие работают на 63% лучше, если у них есть дружеские связи на работе.
  • Buffer и AngelList ежегодно мониторят ситуацию, касающуюся удаленной работы. Исследование показало, что 20% сотрудников, которые работают из дома, сталкиваются с трудностями в живом общении с коллегами. Эта информация особо актуальна в связи с карантинными ограничениями, из-за которых многие перешли на «удаленку».
  • BrightHR провело исследование, что 79% респондентов считают важным проведение неформальных мероприятий.

Тимбилдинг на регулярной основе повышает уровень доверия, вовлеченность и лояльность сотрудников.

Тренды в тимбилдинге 2023 года

Список командных игр пополняют новые активности. Программы, составленные event-агентами, позволяют эффективно провести время и устроить незабываемое мероприятие.

В тренде:

  • индивидуальные программы;
  • геймификация;
  • нестандартные игры на улице и в водоеме.

Активный отдых на природе и участие в командных играх откроет знакомых коллег с новой стороны. В результате вы получаете команду единомышленников.

Сплоченный коллектив сотрудников — мечта любого руководителя компании, ведь отношения между коллегами влияют на производительность труда. Тимбилдинг призван создать команду единомышленников, однако только грамотный подход поможет достичь цели. Мы вам предлагаем интересные идеи для сценария тимбилдинга и советы по его организации.

Содержание:

  • Ключевые понятия тимбилдинга
  • Виды тимбилдинга
  • Особенности подготовки и проведения тимбилдинга
  • Идеи для сценариев тимбилдинга
  • Некоторые нестандартные идеи тимбилдинга
  • Рекомендации для эффективного проведения тимбилдинга
  • Видео: сценарий эффективного тимбилдинга

Дружная, сплоченная команда сотрудников определяет успешную деятельность любой компании, поэтому многие руководители уделяют особое внимание командообразованию.

Ключевые понятия тимбилдинга

Суть, цели и задачи

Тимбилдинг — это психологический тренинг c системой игр и упражнений, направленная на создание цельного коллектива с общей мотивацией и стремлением развиваться.

Идея единого командного духа пришла в менеджмент из спорта в 70-80-е годы прошлого столетия.

Сегодня можно найти множество специалистов — тимбилдинг-тренеров, которые организуют это мероприятие в любом формате. Каждый руководитель предприятия должен понимать, что единство и сплоченность его сотрудников, четкое следование всем поставленным задачам, взаимопомощь коллег — необходимые условия процветания его бизнеса.

Организовывая любую корпоративную игру компании в рамках тимбилдинга, следует помнить о трех основных его задачах:

  • Создание доверительных отношений между сотрудниками.
  • Появление в компании коллективного единства (каждый должен работать не на себя, а на общее дело).
  • Создание благоприятной эмоциональной обстановки для работы — дружеской и доброжелательной.

Кроме этого, тимбилдинг преследует еще несколько не менее важных целей:

  • Адаптация новых сотрудников в коллективе.
  • Укрепление авторитета начальства.
  • Отдых и психологическая разгрузка сотрудников.
  • Обучение эффективным приемам и техникам взаимодействия в команде, корпоративной культуре.
  • Повышение внутренней мотивации работников.
  • Предупреждение и устранение конфликтов.
  • Искоренение конкуренции среди членов коллектива, замена его на стремление к сотрудничеству.

  • Необходимо знать что приготовить на день рождения ребенка. Ведь это важное условие фееричного и незабываемого торжества.
  • Советы по организации корпоративного тимбилдинга. Как сплотить коллектив и увеличить производительность своей компании читайте по ссылке.

Виды тимбилдинга





Все корпоративные мероприятия на сплочение коллектива объединяют в следующие группы:

  • Спортивный тимбилдинг
    Сценарий спортивного тимбилдинга предполагает проведение на природе активных командных игр (пейнтбола, волейбола, футбола и т.д.), подвижных квестов, разнообразных эстафет, преодоление полосы препятствий. Также распространены экстремальные виды отдыха — скалолазание, парусная регата и др.
  • Творческий тимбилдинг
    Включает ролевые игры, постановку пьес и спектаклей по мотивам различных произведений. Обязательное условие проведение такого мероприятия — создание соответствующей обстановки с помощью костюмов и реквизита, чтобы максимально вжиться в свою роль.
    Более упрощенные варианты корпоративного творчества — конкурсы поделок или рисунков, стратегическое моделирование (например, создание модели идеального офиса).
  • Психологические тренинги
    Их главные задачи — создание непринужденной обстановки в коллективе, выработка умения и стремления понимать друг друга, обучение правильному общению, выявление неформальных лидеров и определение психологической роли каждого из сотрудников в командной работе.
  • Интеллектуальные игры
    Здесь сделан акцент на умственной деятельности. Сюда входят всевозможные викторины, квесты, мозговые штурмы и прочие интеллектуальные мероприятия.
  • Социально-экологические мероприятия
    Этот формат предполагает проведение “субботников” и благотворительных акций, когда совместными силами сотрудников проводится облагораживание участков и другие социально полезные виды работ.

Особенности подготовки и проведения тимбилдинга

Вне зависимости от вида мероприятия нужно придерживаться его правильного алгоритма. Чтобы достичь поставленной цели, сценарий проведения тимбилдинга на корпоративе должен включать следующие этапы:

  • Разогревающие игры на знакомство и раскрепощение участников
    Эти “ледокольчики” необходимы для создания доверительной и откровенной атмосферы внутри группы, что облегчает выполнение участниками заданий основной части.
    Иногда вводная часть длится целый день, а на следующие сутки организаторы приступают к непосредственному проведению мероприятия (такое бывает во время выездного тимбилдинга).
  • Создание команд (выбор названия и девиза, определение капитанов команд)
    Команды набираются методом случайного отбора, чтобы избежать проявления симпатий и антипатий (например, сформировать цветовые группы на основе вытянутых фишек разного цвета). Капитан определяется тайным голосованием.
    Чтобы лучше прочувствовать свою команду, можно провести несколько разминочных упражнений перед тимбилдингом (например, выстроиться по росту, размеру обуви, в календарном порядке Дней рождения и т.д.).
  • Основная часть мероприятия (игры и конкурсы по сценарному плану)
    Предполагает проведение одной или нескольких игр в соответствии со сценарием. Перед началом развлечений нужно оговорить и закрепить все правила.
  • Подведение итогов, рефлексия участников
    Этот этап очень важен, так позволяет увидеть, достигнута ли поставленная цель. При помощи специальных техник и приемов члены коллектива анализируют свои достижения, сравнивая их с тем, что было до начала тренинга, прислушиваются к своим эмоциям, намечают дальнейшие перспективы развития команды.

Идеи для сценариев тимбилдинга

Квест-тимбилдинг

Участие в квестах — распространенный и захватывающий вид развлечений. Попадая в квест-рум, участники забывают обо всем, перед ними стоит только одна цель — решить все задания за отведенное время и добраться до выхода.

Сценарий квест-тимбилдинга включает решение головоломок, разгадывание загадок и выполнение других интеллектуальных задач, приближающих игроков к подсказкам и ключам. На протяжении всей игры участники объединяют свои усилия, проявляют себя в стрессовых ситуациях и познают друг друга с разных сторон.

Без слаженной командной работы навряд ли получится достичь блестящего результата. Такой формат — отличный вариант для небольших коллективов до 5-6 человек.

Танцевальные мероприятия

Известно, что музыка не только раскрепощает, но и устраняет психологический дискомфорт, помогает расслабиться и отдохнуть. Дэнс-терапия — это своеобразное лечение танцами.

В рамках этого мероприятия коллектив проводит несколько часов в помещении с музыкой, выполняя разнообразные задания, импровизируя в танцах или просто дурачась. Эта разгрузка — прекрасный способ избавиться от неловкости и стеснения, раскрыться в глазах своих коллег.

Еще один вариант танцевального тимбилдинга — организация флешмоба. Для подготовки и проведения масштабного перфоманса нужно уметь чувствовать своего напарника, будучи частью одной большой команды.

Такие выступления проводятся на публике, поэтому важно преодолеть в себе стеснение. Подобные мероприятия подходят для больших компаний с количеством в несколько десятков человек.

Интеллектуальный тимбилдинг в офисе

Этот вариант наиболее востребован, так как позволяет значительно сэкономить ресурсы компании и упрощает подготовку к мероприятию. он предполагает создание такой среды, где усилиями команды принимаются быстрые и эффективные решения.

Программа тимбилдинга в офисе включает различные виды интеллектуальной работы — проведение опроса по определенной тематике, создание и демонстрация презентаций, мозговой штурм, ролевая игра в виде пресс-конференции.

Тимбилдинг на природе с конкурсами и соревнованиями

Развлечения на природе — это прекрасный вариант летнего времяпрепровождения. Открытое пространство позволяет проводить масштабные квесты, подвижные игры, эстафеты, прохождение полосы препятствий. Мероприятие может быть дополнено пикником, на котором подводятся итоги и обсуждаются перспективы развития коллектива.

Развлечения на природе – это прекрасный вариант летнего времяпрепровождения. Открытое пространство позволяет проводить масштабные квесты, подвижные игры, эстафеты, прохождение полосы препятствий. Мероприятие может быть дополнено пикником, на котором подводятся итоги и обсуждаются перспективы развития коллектива.

Один из наиболее интересных сценариев для тимбилдинга на природе – выживание в экстремальных условиях. Организуйте для своих подчиненных “необитаемый остров”, где они преодолеют все трудности только в результате сплоченной командной работы, это программа «Последний герой». В 2010е годы не менее популярны тимбилдинги-квесты, где интеллектуальные конкурсы на мозговой штурм и поиск нестандартных решений сочетаются с подвижно-активными испытаниями на скорость, силу, ловкость.

Такие сценарии (например, «Шерлок Холмс», «Код да Винчи», «Фотокросс», «Джеймс Бонди») популярны своей универсальностью, поскольку каждый сотрудник, независимо от возраста, пола, состояния здоровья, принесет ощутимую пользу своей команде. Главным хитом продаж у российских агентств был и остается «Форт Боярд» по мотивам одноименного квеста, супер популярного у отечественного зрителя. Один только конкурс с насекомыми в непрозрачных сосудах чего стоит! Эмоции останутся на всю жизнь.

Наконец, VIP-программы для самых искушенных компаний, которые уже все перепробовали: полеты в кабине боевых истребителей, вертолетные прогулки, катание на гидроциклах, виндсерфе, вейкборде, воздушном шаре, джиппинг, квадроциклы со снегоходами, стрельба из всех видов огнестрельного и лучного оружия, центрифуга. Чего в них только нет! Подробнее можно ознакомиться здесь

Художественный тимбилдинг

Один из самых распространенных вариантов этого формата — создание общей картины. На огромном холсте художник намечает контуры рисунка, и каждой его части присваивается определенный номер и цвет.

Задача участников — закрасить свою область для создания общей картины, однако без общения и согласованной работы здесь не обойтись: сотрудники перемещаются по залу и сравнивают свой цвет с остальными, чтобы не получилось 50 оттенков синего, из-за чего не получиться цельная картина.

Кулинарное шоу


Суть таких мероприятий — приготовление и украшение блюд. Участники объединяются в несколько команд, распределяют роли и за определенное время создают кулинарный шедевр, который потом представляют перед остальными командами. Если коллектив небольшой, мероприятие проходит в рамках одной команды.

Некоторые нестандартные идеи тимбилдинга

Диалоги в темноте

Это мероприятие проводится под покровом темноты — всем участникам завязывают глаза и предлагают выполнить ряд заданий. В темноте обостряется восприятие и все присутствующие становятся более откровенными друг с другом, чувствуют своих напарников.

Сценарий тимбилдинга в помещении может включать такие интересные задания для сотрудников: угадать размер комнаты и ее форму, создать коллективную творческую композицию (нарисовать картину или слепить поделку), решить командные пространственные задачи и другие упражнения.
Психологи утверждают, что таким образом легко можно определить неформального лидера и “антилидера”.

Шерстяной тимбилдинг

По сути это мероприятие — обычный психологический тренинг, направленный на раскрепощение участников и более близкое их знакомство, однако шерстяной клубок превращает обычный тренинг в увлекательную игру.

Ведущий дает первому игроку клубок и предлагает рассказать о себе (варианты: назвать три главных своих характеристики, поделиться радостью, рассказать о своей мечте и т.д.).
Оставляя нить в своих руках, участник передает клубок тому, о ком хочет узнать что-то новое — и так до окончания нити. Затем ведущий выдает новый клубок и дает новое задание (или возможно продолжение предыдущего).

Итог такой игры — все присутствующие покрываются “паутинкой” из шерсти. Это не только забавно, но и полезно с психологической точки зрения: участники видят тесную связь друг с другом.

Картонный тимбилдинг

Это — один из вариантов творческого самовыражения. Коллектив объединяется в несколько команд, каждой из которых за ограниченное время нужно изготовить какую-нибудь композицию из картона. В качестве вспомогательных материалов предлагаются ножницы, клей, степлер, декоративные элементы.

Чаще всего здесь используются картонные коробки различных размеров, поэтому такой вариант мероприятия комфортно проводить на открытой местности или в просторном помещении (например, в спортивном зале).

Барабанный флешмоб

Барабанный тимбилдинг — это короткое, но яркое мероприятие, которое помогает “встряхнуть” и “перезарядить” весь трудовой коллектив. Его длительность — около 30 минут плюс разогрев и подведение итогов. Нередко такого рода флешмобы включают в другое, более масштабное мероприятие.

Все участники получают по барабану, задача команды — создать единый ритмический рисунок и правильно его исполнить. Для этого нужно не только знать свою партию, но и уметь слышать своих коллег, находиться с ними в едином ритме.

Stsenarij detskogo Dnya rozhdeniya dlya malchika

  • Как составить сценарий детского дня рождения для мальчика, чтобы сделать необычный праздник?
  • Мы расскажем что нужно знать о крещении ребёнка. Как проходит мероприятие и какие требования следует соблюсти? Об этом здесь.

Рекомендации для эффективного проведения тимбилдинга

Тимбилдинг не должен восприниматься как обязательное рабочее мероприятие, навязанное начальством. Чтобы он обеспечил сотрудникам отдых, развлечения и выполнил свои психологические функции, нужно придерживаться следующих правил его организации:

  • Конкретизировать цель мероприятия
    Различные виды тимбилдинга решают многие задачи. Выделите основную, ключевую цель и выстраивайте общение участников, не отвлекаясь на второстепенные возможности.
  • Правильный выбор вида мероприятия и места его проведения
    Формат тимбилдинга зависит от многих факторов: его главной цели, численности коллектива, уровня сплоченности его членов, образа жизни, возраста и состояния здоровья участников. Также следует ориентироваться на финансовые затраты мероприятия.
    Один из наиболее важных аспектов — учет уровня развития коллектива. К примеру, если в компании процветает жесткое соперничество, воздержитесь от спортивных или других состязаний, где есть победители и проигравшие.
  • Грамотное составление сценария
    Каждый пункт сценарного плана должен соответствовать его ключевой цели. Любое мероприятие независимо от вида, места проведения и количества участников должно состоять из трех частей — психологической разминки, основной части и подведения итогов.
    Психологи рекомендуют периодически меняться социальными ролями в рамках одного мероприятия — таким образом можно увидеть себя и окружающих с другой стороны, прочувствовать эмоции своих единомышленников.
  • Позитивная атмосфера
    Если тимбилдинг оставил у всех сотрудников только положительные эмоции — значит, он удался. Чтобы его проведение не вызывало дискомфорта, учитывайте все пожелания своих подчиненных: когда его лучше провести, в каком месте и на какую тематику.
    Работайте только с проверенными ивент-агентствами, которые предлагают качественные услуги.
  • Абстрагирование от рабочих проблем
    С одной стороны, во время мероприятия нужно отдалиться от рабочих моментов и окунуться в совершенно другую атмосферу, но в то же время не стоит забывать, что командообразование направлено на решение рабочих проблем.
    Затрагивайте производственные или организационные вопросы очень осторожно, моделируйте возможные варианты выхода из проблемных ситуаций, не указывая на конкретных личностей.
  • Понимание роли тимбилдинга
    Не все четко представляют себе, зачем им принимать участие. Для них понятия “тимбилдинг“ и “корпоратив” равнозначны. После любого тренинга необходимо проводить рефлексию: какую пользу принесло мероприятие? Что нового я узнал о своих коллегах?
    Мудрое решение — пригласить на тимбилдинг профессионального психолога, который сделает выводы о психологической ситуации в коллективе, ее динамике, даст советы о распределении социальных ролей.
  • Длительное достижение результата
    Дружная сплоченная команда создается постепенно, за одно мероприятие невозможно сформировать цельный коллектив единомышленников.
    Будьте готовы к продолжительной и упорной работе с использованием различных видов игр, тренингов, испытаний и соревнований, которые помогут раскрыть в каждом сотруднике потенциал и увидеть все его грани.

Тимбилдинг только тогда принесет пользу, когда каждый осознает его роль в создании сплоченного трудового коллектива. Пусть эти игры и развлечения войдут в систему межличностных отношений и станут доброй традицией вашей команды.

Видео: сценарий эффективного тимбилдинга

Тренинг по командообразованию необходим для каждой компании, ведь только сплоченная команда профессионалов сможет принести положительный результат. В видео ниже Вы можете посмотреть примеры красочного проведения мероприятия.

Что такое тимблидинг или по другому командообразование? Зачем он нужен и что дает? Какие виды тимбилдинга существуют и как правильно все организовать, чтобы не испортить цель мероприятия? Где лучше всего проводить тимбилдинг и в какой форме? Все это рассмотрим в статье, а также дадим идеи и сценарии для игр + советы как избежать ошибок.

Тимбилдинг давно используется в крупных коммерческих компаниях и из модного поветрия успел превратиться в стандарт работы с персоналом. Употребляют данный термин не всегда правильно, кое-где от него отказались в пользу русскоязычного «командообразование». Но так или иначе, мотивационные методики, направленные на сплочение коллектива, продолжают развиваться. Поговорим о них подробнее.

Содержание

  • 1 Что такое тимбилдинг
  • 2 Зачем нужен тимбилдинг
  • 3 Когда нужен тимбилдинг
  • 4 Чем команда отличается от группы
  • 5 Каким бывает тимбилдинг
    • 5.1 Исторический
    • 5.2 Спортивный
    • 5.3 Психологический
    • 5.4 Творческий
    • 5.5 Экзотический
  • 6 Варианты проведения тимбилдинга
  • 7 Как самостоятельно провести мероприятие по тимбилдингу: пошаговое руководство
    • 7.1 Шаг 1. Определить цели, задачи и бюджет
    • 7.2 Шаг 2. Выбрать формат
    • 7.3 Шаг 3. Проконсультироваться со специалистом по тимбилдингу
    • 7.4 Шаг 4. Разработать сценарий
    • 7.5 Шаг 5. Выбрать подходящее время
    • 7.6 Шаг 6. Организовать мероприятие
  • 8 Неудачный тимбилдинг: главные причины
    • 8.1 Причина 1. Скучный сценарий
    • 8.2 Причина 2. Слишком насыщенное мероприятие
    • 8.3 Причина 3. Не накормили участников
    • 8.4 Причина 4. Плохая организация тимбилдинга
    • 8.5 Причина 5. Принудительное участие
    • 8.6 Причина 6. Не учитываются погодные условия
    • 8.7 Причина 7. Психологический дискомфорт участников
  • 9 Как избежать ошибок
  • 10 Идеи для тимбилдинга
    • 10.1 Идеи для офисного тимбилдинга
    • 10.2 Идеи для тимбилдинга на природе
  • 11 Эффект тимбилдинга: от чего он зависит?
  • 12 Заключение

Что такое тимбилдинг

Тимбилдинг (англ. team — команда, building — строительство, создание) — это комплекс мероприятий, предназначенных для создания командного духа среди сотрудников организации, сплочения коллектива. Основная задача — это повышение работоспособности и эффективности персонала, улучшение взаимодействия между ними, что, в конечном итоге, отражается на повышении бизнес-показателей.

Первые попытки управлять эффективностью групп персонала делались в 40-х годах ХХ века в США и Западной Европе. Вид стройной теории они обрели ближе к концу 50-х. В 60-х годах американский психолог Карл Ронке разработал программу Outdoor Ropes Course (знаменитый ныне веревочный курс). Она перевернула представления о тимбилдинге и легла в основу большинства стратегий командообразования. Ронке использовал армейский курс подготовки штурмовых групп с применением снаряжения для альпинизма. В боевых операциях сплоченность важна, как нигде, поэтому именно армейский психологический опыт был признан наилучшим для корпоративного тимбилдинга.

Существует мнение, что тимбилдинг произошел из спорта, где победа как группы игроков, так и отдельно взятого спортсмена достигается только благодаря команде. Если это футбол или баскетбол, то без взаимодействия между игроками победы не добиться. Если это бокс или теннис, то победителем сложно стать без опытного тренера, консультантов, врачей, массажистов и т.д.

В СССР также существовало немало мероприятий и программ, призванных сплачивать коллектив, однако в современной России большее развитие получил западный опыт тимбилдинга. Поначалу механическое пересаживание европейских и американских наработок на отечественные реалии вызывало преимущественно удивление и отторжение в коллективах, однако затем зарубежные теории были адаптированы, и сейчас командообразование – одна из наиболее перспективных форм корпоративного управления.

тимбилдинг - это команда

Зачем нужен тимбилдинг

Основных целей у командообразования четыре:

  1. Сплочение коллектива, создание у него ощущения общности целей.
  2. Улучшение взаимодействия между членами коллектива и повышение уровня доверия. Замена конкуренции на сотрудничество. Проще говоря, чтобы никто не стеснялся спрашивать у соседа и при случае был готов откликнуться на чужую просьбу. А также не переживал по поводу того, что «этот сидит целый день, бездельничает, а я тут пашу за троих, а зарплату одинаковую получаем».
  3. Повышение лояльности персонала к руководству. Участвуя в тренингах наравне с рядовыми специалистами, директор воспринимается ими как человек, а не как должность. Логика его решений становится более понятной для коллектива и вызывает меньшее отторжение.
  4. Психологическая разгрузка для персонала. Особенно это актуально для подразделений, работающих в напряженном монотонном режиме.

Когда нужен тимбилдинг

Есть несколько ситуаций, в которых построение команды просто необходимо.

Ситуация 1. Низкая мотивация сотрудников. Люди ходят на работу без стремления что-то улучшить в своей деятельности. Механически выполняют свои обязанности и ждут конца рабочего дня. Если есть возможность – уклоняются от выполнения заданий. Соответственно, низкая производительность труда, коллектив раздирают ссоры и склоки, сподвигнуть сотрудников на покорение каких-то новых вершин решительно невозможно.

Ситуация 2. Организационные изменения в компании – слияния, поглощения, дробление или объединение департаментов и так далее. Оказывающиеся в новых условиях сотрудники могут чувствовать себя чужими в компании, брошенными, ущемленными, испытывать недостаток внимания. Тимбилдинг в этих условиях позволяет интегрировать работников в новую корпоративную среду.

Ситуация 3. Конфликты внутри коллектива. Имеются в виду не разовые ссоры сотрудников, а постоянные напряженные взаимоотношения между людьми (например, по карьерным причинам), мешающие работе. Мероприятия по командообразованию дают возможность выявить точки соприкосновения даже самых непримиримых спорщиков и превратить конкуренцию в сотрудничество.

Ситуация 4. Компания только создана, из только что набранных сотрудников требуется сформировать работоспособную команду. Тимбилдинг подходит для этого очень хорошо.

Чем команда отличается от группы

Вопрос не праздный, поскольку тимбилдинг и нужен для того, чтобы группа сотрудников превратилась в команду.

Команда Группа
  • Не конкуренция за личную выгоду, а сотрудничество для достижения общей цели.
  • Глубокая вовлеченность членов команды в процесс.
  • Участники команды охотно применяют свои навыки для решения общих задач.
  • Предложения других сотрудников получают поддержку и принимаются в работу без сопротивления.
  • Обмен мнениями и информацией широкий и беспрепятственный, никто не пытается утаить сведения для получения личной выгоды.
  • Конфликты внутри коллектива воспринимаются как проблемы роста и используются для нахождения точек соприкосновения между позициями сотрудников.
  • На первом месте личные интересы, ради них член группы может поступиться общими целями.
  • Отношение к работе формальное, сотрудники с нетерпением ожидают окончания рабочего дня.
  • Общение в коллективе идет преимущественно по личным вопросам.
  • Идеи реализуются с трудом, распространено лоббирование интересов.
  • Одни участники группы не доверяют другим, ожидают от них негативных действий и помыслов.
  • Конфликты тормозят работу, стороны не пытаются договорится, а противостоят до победного конца, даже в ущерб делу.

Каким бывает тимбилдинг

Есть четыре основных вида командообразования.

Исторический

Участники мероприятий в той или иной форме «проживают» известные исторические события с новыми вводными. К примеру, одно из агентств проводит историческую реконструкцию “Штурм Кенигсберга”: команда определяет и стратегию взятия города, и тактику, и непосредственно участвует в “боевых действиях”, стилизованных под реальные события 1945 года, причем ведущие периодически усложняют квест, дополняя его новыми препятствиями, которых во время Великой Отечественной, разумеется, не было. Здесь важна не столько историческая достоверность, сколько взаимовыручка в рамках команды. Есть и упрощенные мероприятия, когда участников погружают в стилизованную обстановку. Таков, например, исторический квест, подготовленный для одной из украинских страховых компаний:

Исторический квест «Золото Гетьмана Полуботка

Спортивный

Встречается чаще всего – это разного рода соревнования (чаще на улице, иногда в залах), эстафеты, игры. Несмотря на название, специальная физподготовка не нужна: задания подбираются с учетом возраста и физического состояния сотрудников. Например, гигантский баскетбол, когда задача команды — забросить мяч диаметром в 4-5 метров в огромную стоящую в паре десятков метров корзину. Без усилий каждого игрока добросить шар до корзины не получится, а расстояние до корзины подбирается с учетом возможностей участников.

Пример спортивного тимбилдинга для 600 сотрудников одновременно:

OMD DoctorTeam тимбилдинг 600 человек в Москве 2016

Психологический

Также частый вид командообразования – использование тренингов, тестов, совместного решения задач, поисков выхода из сложных ситуаций. Их смысл в том, что сотрудники учатся лучше понимать логику принятия решений другими людьми, учатся «притираться» в коллективе, выясняют психологические роли и установки своих коллег – это в дальнейшем помогает и в решении рабочих задач. Самый простой пример такого тимбилдинга — упражнения “на доверие”:

Творческий

Самый интересный вид тимбилдинга, но и самый сложный в подготовке Здесь участники ставят пьесы, поют в караоке, совместно рисуют картины, устраивают танцевальные баттлы, проводят исторические костюмированные реконструкции и так далее.

Для примера — тимбилдинг на теплоходе, где участники попробовали себя в кулинарных поединках, в роли пиратов и во множестве других конкурсов:

Тимбилдинг на теплоходе | Биг Джек

Экзотический

Дорогие виды мероприятий, осуществимые преимущественно в специфических климатических условиях. Сюда относятся сплав по рекам, рафтинг, восхождение в горы, совместные путешествия в экзотических странах и так далее. Или вот такой коллективный сбор винограда в Крыму:

ТИМБИЛДИНГ. КРЫМ. СБОР ВИНОГРАДА

Также мероприятия по построению команды подразделяют на офисный тимбилдинг и тимбилдинг на природе.

В офисе

В четырех стенах, в ограниченном пространстве нельзя устроить крупное спортивное соревнование, но офис вполне подходит для тренингов, интеллектуальных конкурсов, квестов и других форм командопостроения. Плюсы такого тимбилдинга в том, что мероприятия происходят в привычной обстановке, а после них рабочие помещения воспринимаются уже совсем по-другому, что вносит элемент дополнительной мотивации.

На природе

Здесь наоборот большую роль играет смена обстановки. Выездной тимбилдинг может организовываться на природе, на базах отдыха, в загородных лагерях, на стадионах и так далее. Содержание мероприятий не ограничивается – это и соревнования, и спокойный совместный отдых с тренингами и конкурсами. Часто менеджмент компаний в качестве основного выбирает веревочный курс (о нем подробнее ниже).

Вот такой выездной тимбилдинг был организован для компании STADA Pharm Development:

Тимбилдинг для компании STADA Pharm Development Ltd

Варианты проведения тимбилдинга

Существует два способа организовать мероприятия по командообразованию:

  1. Своими силами. Работодатель сам планирует и организует мероприятия. Такой способ удобен, если компания совсем маленькая (тимбилдингом занимается сам руководитель, креативный человек) или, наоборот, крупная, и в ней есть специалист или подразделение, занимающееся организацией корпоративных мероприятий. Плюсы – экономия средств (хотя и не всегда), полный контроль над процессом, конфиденциальность (а это в тимбилдинге немаловажный фактор.
  2. С привлечением сторонних фирм. На рынке немало компаний, организующих мероприятия по тимбилдингу – начиная от семинаров и заканчивая элитными состязаниями в экзотических условиях. Стоят такие услуги немало, зато у вас не болит голова ни о чем – разработают сценарий, снимут помещение или территорию, организуют кофе-брейки и так далее, вашему коллективу останется только приехать и поучаствовать.

Как самостоятельно провести мероприятие по тимбилдингу: пошаговое руководство

Просто почитать пару интернет-сайтов о тимбилдинге и скачать сценарий – маловато для того, чтобы провести хорошее мероприятие. Вот что необходимо сделать для достижения нужного результата:

Шаг 1. Определить цели, задачи и бюджет

Что именно вы хотите – сгладить противоречия в коллективе? Сформировать из разрозненных групп единую команду? Совместно отдохнуть? Просто познакомить сотрудников друг с другом? Каким способом? И сколько денег готовы на это потратить?

Шаг 2. Выбрать формат

Это будет веревочный курс, шерстяной тимбилдинг или обычный офисный тренинг? Вы поедете на природу или пойдете в ближайший спортивный комплекс? Станете «снимать кино» или предпочтете спортивные соревнования? Можно выбрать самому, но грамотнее будет опросить работников. Предложите несколько вариантов на выбор. Если решение будет общим, сотрудники станут участвовать в мероприятии более активно и заинтересованно.

Шаг 3. Проконсультироваться со специалистом по тимбилдингу

Можно просто пообщаться с соответствующим экспертом из специализированной фирмы. А можно нанять тренера по развитию персонала, чтобы он и вам рассказал, как нужно мероприятие проводить, и коллектив морально подготовил.

Шаг 4. Разработать сценарий

Самый простой вариант – скачать из интернета и адаптировать для своего коллектива. Ниже мы дадим вам несколько интересных идей. Можно попробовать подготовить сценарий самостоятельно, это имеет смысл, если у вас уже есть опыт проведения подобных мероприятий. Идея должна соответствовать цели тимбилдинга и составу коллектива. Не слишком правильно устраивать состязания на выносливость, если большинство сотрудников – пожилые люди.

Шаг 5. Выбрать подходящее время

В идеале игры на командообразование нужно проводить в рабочее время. Это логично со всех точек зрения: команда же нужна в первую очередь работодателю для достижения его целей. И сотрудникам будет намного интереснее тимбилдинг, проводимый не в их законный выходной. Хотя многое зависит от отношений в коллективе. Если люди сами проявляют инициативу совместно выехать на природу в субботу или воскресенье, их желание обязательно нужно поощрять.

Роман Кожин, в прошлом сотрудник компании Уралсвязьинформ:

Что такое тимбилдинг (командообразование): идеи и сценарии + инструкция как все правильно организоватьКогда я работал в компании «Уралсвязьинформ», то на майские праздники компания организовывала нам выездные корпоративы на природу, где мы придумывали различные игры и состязания, которые, по сути, выполняли роль командообразования. В ходе таких мероприятий мы знакомились с сотрудниками других отделов, которых в рабочее время практически никогда не видели, учились совместному взаимодействию.

После знакомства в неформальной обстановке нам потом было проще общаться на службе и решать какие-то совместные задачи. А у некоторых сотрудников во время тимбилдинга и корпоративов завязывались близкие отношения, которые потом заканчивались свадьбой. Для большинства из них работа потом ассоциировалась с тем, что там они нашли свою вторую половинку. От этого отношение как к самой работе, так и к работодателю было значительно лучше.

Шаг 6. Организовать мероприятие

Чтобы тимбилдинг состоялся, нужно учесть множество бытовых нюансов. Организовать транспорт, если в этом есть необходимость. Предоставить участникам горячее питание или подготовить кофе-брейки. Учесть возможное ухудшение погодных условий. Если мероприятие разбито на блоки или секции, обеспечить занятия для тех, кто уже закончил или еще не начал участвовать в своем блоке (развлечения, фуршет и т.д.). Если тимбилдинг выездной, важно соблюсти все требования к безопасности участников, особенно если речь идет об экстремальных мероприятиях – сплаве по горной реке, восхождению на горные вершины и так далее. Перед началом для участников проводится инструктаж.

Неудачный тимбилдинг

Неудачный тимбилдинг: главные причины

Мероприятия, организуемые самостоятельно, нередко не оправдывают надежд работодателя и оставляют нехороший осадок у персонала. То же случается, когда организацией занимаются неопытные сторонние специалисты. Почему так происходит?

Причина 1. Скучный сценарий

Необязательно речь идет о том, что задуманная игра вылилась в нудную лекцию о важности сплочения. Может быть и по-другому: офисный квест оказался слишком сложным, и большинство сотрудников просто не захотело ломать голову над правилами. Историческая реконструкция была задумана на слишком узкую тему, малознакомую сотрудникам, из-за чего они не смогли использовать логику принятия решений исторических персонажей и сидели, скучая. А может быть, новый специалист, занимавшийся подготовкой тимбилдинга, скачал из интернета сценарий, который уже использовали в прошлом году.

Причина 2. Слишком насыщенное мероприятие

Организатор устроил несколько энергичных конкурсов, тренингов и соревнований, а потом еще и разбор на полтора часа. Все вымотались так, что ни о какой команде и думать не хотели. Иногда на выездном тимбилдинге нет нормальных условий для отдыха, людям приходится стоять по часу-два в ходе мероприятия, это тоже не улучшает восприятие идей руководства.

Причина 3. Не накормили участников

Как ни прозаично это звучит, но именно по такой причине часто оказываются неудачными мероприятия на командообразование. Сотрудникам, привыкшим к комфортному приему пищи, пришлось толкаться у столов, кому-то что-то не досталось, другим пришлось есть остывшую еду. Хуже всего, когда организатор говорит: «Сейчас объявляется получасовой перерыв, в двух кварталах отсюда есть кафешка, можете сходить туда перекусить». В этом случае команда может сформироваться по признаку возмущения работодателем.

Причина 4. Плохая организация тимбилдинга

Приехали сто участников выездного тимбилдинга на трех автобусах, выгрузились разом, подошли к столам организаторов, а там лежит куча бейджиков вперемешку. Столпотворение, ругань, полчаса коту под хвост, все злые, волками друг на друга смотрят. А всего и делов было – грамотно разложить на столах эти несчастные бейджи.

Причина 5. Принудительное участие

«А если не поедут, лишим премии», — некоторые руководители поступают и так. Устраивают мероприятия в выходные или праздничные дни, заставляют сотрудниц предпенсионного возраста, несмотря на их явное нежелание, лазать по веревочным сетям наравне с молодежью и так далее.

Причина 6. Не учитываются погодные условия

Нельзя организовывать выездной тимбилдинг при некомфортной температуре, дожде, мокром снеге или удушающей жаре. Спрогнозировать резкие изменения погоды получается не всегда, а вот скорректировать программу мероприятия можно. Иначе люди замерзнут, вымокнут или кто-нибудь получит солнечный удар, и в памяти у них останется не тренинг, а неприятные ощущения.

Причина 7. Психологический дискомфорт участников

Такое бывает, когда руководство устраняется от участия и остается наблюдателем в общих мероприятиях (работники чувствуют себя подопытными экземплярами). Или требует особого отношения к себе в процессе соревнований. Даже если директор просто не пресекает попытки угодить ему со стороны подчиненных, это уже превращает тимбилдинг в формальное бесцельное мероприятие.

Как избежать ошибок

Если мероприятие прошло неудачно, не стоит посыпать голову пеплом или делать вывод о том, что тимбилдинг – не для вас. Прежде всего, необходимо разобраться в причинах ошибок. Проблема в сценарии или в организации? Не хватило ресурсов или просто неудачно выбрано время? Чтобы выяснить причину, лучший вариант – собрать отзывы: провести в коллективе опрос, устный или в виде анкеты. В нее вносятся как возможные причины для недовольства сотрудников, так и положительные факторы тимбилдинга. В зависимости от результатов опроса вы сможете скорректировать организацию процесса – например, доверить ее специализированной фирме, изменить формат, количество и состав участников и так далее.

Идеи для тимбилдинга

Есть много видов мероприятий на командообразование. Однако используется чаще всего один и тот же набор в разных вариациях. Разделим их на идеи, подходящие для выездного тимбилдинга, а также для офисного.

Офисный тимбилдинг

Идеи для офисного тимбилдинга

Корпоративные игры и соревнования в помещении – это не только тренинги на профессиональные темы.

Офисный квест

Простая, но дающая большой простор для творчества групповая игра. Коллектив делится на несколько команд. Ведущий прячет какой-либо предмет (это может быть приз победителям или любая вещь, желательно имеющая символическую значимость). Чтобы найти предмет, предполагается несколько подсказок. Доступ к каждой появляется у той команды, которая быстрее других решит предлагаемые задания. Задания эти делаются по аналогии со свадебными конкурсами для женихов: нужно отгадать зашифрованные пословицы, правильно сложить воедино разрезанные фрагменты изображения, вспомнить фразы из известных фильмов и так далее – вариантов может быть сколько угодно. Суть игры в том, что побеждают в ней обычно те, кто лучше сможет использовать коллективные знания. Квест, как и любой другой интеллектуальный тимбилдинг, работает на сплочение сотрудников, повышение уровня взаимного уважения в коллективе.

Минное поле («Сапёры»)

В большом помещении (конференц-зал, длинный коридор, фойе и т.д.) на полу или стенах без какой-либо системы располагают предметы – бутылки, бумажные или пластиковые конусы, шары и прочие. Это «мины». Участники разбиваются на пары – обязательно по жребию или так, чтобы в пары попадали представители, например, двух разных отделов. Одному человеку завязывают глаза, а второй должен указать дорогу, не касаясь партнера руками и используя всего несколько фраз. На игровое поле приглашается сразу несколько пар, в результате чего получается легкое столпотворение, и пройти, не наступив на «мину» становиться очень сложно. Мероприятие хорошо помогает знакомству разных подразделений при слиянии двух компаний или реорганизации структуры фирмы.

Инь и Янь («Соль и перец»)

Отличная корпоративная игра для «разогрева» участников тимбилдингового мероприятия (наиболее удобное количество – от 10 до 50 человек). Каждый сотрудник получает свой номер. Ведущий по номерам приглашает участников и прикрепляет им на спину по рисунку. Рисунки парные – Инь и Янь, Том и Джерри, солонка и перечница, мужчина и женщина. Задача участников – узнать у коллег собственный рисунок и найти парный, ответив на чужие вопросы. Допускаются только наводящие вопросы, без конкретики. Устанавливается ограничение по времени. Через эту игру сотрудники знакомятся, обучаются правильно ставить вопросы и находить людей, ответственных за ту или иную задачу.

Дискуссия за обедом

Тема для организации, где большинство работников питаются в одной столовой или кафе. Между сотрудниками проводится жеребьевка на предмет того, кому с кем сидеть за одним столом (в ней обязательно должно участвовать и руководство). Естественно, привычные обеденные компании разбиваются и образуются новые. Затем всем задается общая тема для обсуждений – например, важные преобразования в компании, новая система мотивации, проекты, касающиеся всех, и так далее. Сотрудники не только ближе знакомятся друг с другом, но и получают много новой информации. Такие мероприятия рекомендуется проводить в компаниях, где у персонала ощущается недостаток информации, сотрудники чрезмерно обособлены или разбиты на конкурирующие группы. Перед проведением подобного тимбилдинга стоит спросить мнение сотрудников и ни в коем случае не принуждать, поскольку для некоторых людей прием пищи – дело сугубо интимное. «Заманивать» персонал лучше всего перспективой получения эксклюзивной информации от первых лиц.

Рисуем шедевр

Здесь происходит не соревнование, а сотрудничество: коллектив разделяется на команды, каждая из которых рисует какую-либо часть картины (зачастую участникам не сообщают, какое именно полотно должно получиться). В конце все части соединяются в одну. Такое мероприятие помогает персоналу визуализировать понятие командного труда, в аллегорическом виде показывает содержание и результат деятельности на рабочих местах и в каждом подразделении.

Веревочный курс

Идеи для тимбилдинга на природе

Выезд за город всем коллективом – это не только совместные возлияния, но и много возможностей для сплочения коллектива иными способами.

Веревочный курс

Самый известный тренинг, который очень любят руководители многих компаний. Для него нужно много веревки (также можно использовать тросы, брусья, альпинистское снаряжение), несколько групп от 8 до 12 человек и квалифицированный тренер, который с этим видом тимбилдинга встречается не в первый раз. Суть веревочного курса – в упражнениях, проводимых командой «над землей» — на высоте до 2 метров («низкие») и до 15 метров («высокие»). Вот пример нескольких таких упражнений:

  • «Ловушка» — 4 дерева обвязываются веревкой по типу ринга, команда находится внутри. Задача – всем игрокам покинуть «ринг» сверху веревки, не коснувшись ее и почти не разговаривая друг с другом. Участники при этом не должны подвергаться риску (нельзя раскачать игрока и выкинуть наружу). Требуются умственные и физические усилия всей команды, чтобы правильно определить как способ «выноса» участников, так и последовательность покидания «ловушки».
  • «Паутина» — вертикально натягивается сетка с количеством ячеек по числу участников. Команде необходимо перебраться с одной стороны этой «паутины» на другую. В большинство ячеек самостоятельно не выбраться, требуется помощь других участников. Если кто-то задевает за веревки – вся команда возвращается назад. Разговаривать в момент перехода нельзя.
  • «Лабиринт» — из веревки на земле выкладывается лабиринт. Каждый участник должен пройти его с завязанными глазами, пользуясь только подсказками команды (количество и формат подсказок ограничиваются). Любой заступ приводит к тому, что вся команда возвращается в исходное положение. Упражнение требует от участников большой сплоченности и огромного терпения.

Особенность веревочных тренингов в том, что на них не устанавливается ограничение по времени. Упражнение считается законченным, когда его прошел последний участник. Курс формирует у команды коллективную ответственность за принимаемые решения.

Необитаемый остров («Остаться в живых»)

Как следует из названия, суть мероприятия в том, чтобы поместить группу сотрудников в экстремальные условия с минимально необходимым для выживания набором средств. Можно ввести дополнительные поручения каждому из членов команды. Тренинг может продолжаться до нескольких дней. Но нужно, конечно, обеспечить безопасность участников и возможность в любой момент выйти из игры.

День спорта

Спортивный тимбилдинг очень разнообразен и ограничен только бюджетом и фантазией организаторов. Можно устроить эстафеты, рыбную ловлю на гигантские удочки, совместный бег в мешках. А если позволяют финансы – сплав по рекам, гонки на снегоходах, скалолазание и так далее. Главное – чтобы соревнования соответствовали физическим возможностям и эстетическим представлениям коллектива. Не каждая 50-летняя бухгалтер Марьиванна захочет прыгать в купальнике перед 20-летними глумливыми менеджерами.

Барабанный оркестр

Такое мероприятие можно проводить и в помещении, но если коллектив большой, лучше на природе. Чаще всего для музыкального тимбилдинга привлекают специализированные агентства, способные раздобыть десятки барабанов. Задача команды – синхронно исполнить какой-либо известный ритм. Дирижер распределяет роли (используются разные виды барабанов, и нужно, чтобы каждая партия звучала синхронно). Через какое-то время коллектив улавливает единый ритм. Желающие могут попробовать себя в роли дирижера, ускоряя и замедляя темп и силу звука. Так прививается ощущение управления большой группой людей, человек настраивается на общие эмоции группы.

Выглядит всё это примерно так:

Что такое барабанный тренинг

Экологический тимбилдинг

Сплачивает людей не только совместный отдых, но и совместный труд ради благих целей. Поэтому руководство может организовать (и принять активное участие) уборку берега реки от мусора, высадку рощи, обустройство детской площадки и так далее. В совместном труде, не связанном с основной работой, роли в коллективе часто распределяются по-другому, и это открывает новые перспективы для команды.

Эффект тимбилдинга: от чего он зависит?

Нужно понимать, что даже самое удачное мероприятие – это всего лишь один эпизод в жизни компании, который может пойти на пользу коллективу, а может так и остаться только приятным воспоминанием. Психологи считают, что для достижения эффекта командные ценности должны не только декларироваться, но и реализовываться в повседневной деятельности. Руководитель может сколько угодно обниматься с участниками веревочного курса, но если вернувшись в офис, он будет публично унижать подчиненных или ущемлять их, толку от прошедшего мероприятия не будет. В основе тимбилдинга должны лежать не заклинания о компании как семье, а вполне конкретные меры: признание успехов сотрудников, перспектива развития в профессии, справедливое разрешение конфликтов, поддержка инициативы. Тогда у человека будет достаточная мотивация и для продолжения работы в компании, и для поддержки командных ценностей.

Есть несколько ситуаций, когда тимбилдинг только ухудшит положение дел в организации:

  • если руководитель исповедует сугубо административный стиль управления и считает, что подчиненные должны его принять как должное (тимбилдинг в этом случае превращается в попытку подстроить коллектив под ценности директора, что очень редко дает результат);
  • если главной ценностью компании считаются индивидуальные достижения, и система мотивации настроена на их поощрение (программистам, работающим в частично удаленном режиме над индивидуальными проектами, нет никакого смысла формировать команду);
  • высокая текучка кадров при том, что руководство не видит в ней ничего плохого;
  • опасения руководства перед конкуренцией со стороны нижестоящих сотрудников;
  • в компании нет четкой системы мотивации, руководство оценивает сотрудников исходя из внутренних ощущений (в этих условиях трудно сформулировать направление командообразования, поскольку сотрудники не знают, какие именно компетенции им нужно развивать для карьерного и профессионального роста);
  • команда уже имеется и нормально работает (тот случай, когда лучшее – враг хорошего).

Заключение

Тимбилдинг нередко путают с корпоративами и другими совместными мероприятиями. Но между ними очень большая разница. Командообразование потому так и называется, что цель его – не просто подружить между собой сотрудников, а получить синергию – соединить их навыки и способности для достижения нового, более высокого результата.

Чаще всего тимбилдинг используют в только что возникших компаниях, при реорганизациях, а также если в коллективах не угасают конфликты или сотрудники работают по инерции, без инициативы.

Видов тимбилдинга великое множество, наиболее популярные мы рассмотрели в этой статье. Мероприятия проводятся в офисах, в рабочих помещениях, в кафе, бассейнах и спортзалах, в ближайшей роще и на Гоа. Это могут быть всем известные веревочные курсы или диковинные соревнования в барабанном бое.

Но какой бы способ командообразования ни был выбран, независимо от того, как вы организовывали мероприятия – самостоятельно или с привлечением специалистов – важно поддерживать идеи, заявленные на тренингах, в повседневной деятельности компании. Иначе окажется, что вы потратили немалые деньги на обычную тусовку, толку от которой не больше, чем от дружеских посиделок после работы.

Видео на десерт: Когда невозможное возможно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения развлекательного мероприятия
  • Сценарий проведения телемоста
  • Сценарий проведения фокус группы пример
  • Сценарий проведения пушкинского бала
  • Сценарий проведения творческого вечера музыканта