Сценарий проведения устного собеседования

    Алгоритм речевого поведения экзаменатора-собеседника во время итогового собеседования (носит характер рекомендательной инструкции)

РЕЧЬ ЭКЗАМЕНАТОРА-СОБЕСЕДНИКА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9-ом КЛАССЕ

    Алгоритм речевого поведения экзаменатора-собеседника (далее ЭС) во время итогового собеседования (носит характер рекомендательной инструкции)

    Внимание!!! Запись поточная! Экзаменатору-собеседнику не забыть включить микрофон. Полностью микрофон не отключаем во время экзамена; ставим на паузу).

     Ученику черновиком можно и нужно пользоваться во время выполнения 1, 2, 3 заданий.

Ход итогового собеседования

ЭС: Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста.

Ученик: ученик четко называет фамилию, имя, отчество, класс в микрофон.

ЭС: Назовите номер варианта.

Ученик: ученик четко называет свой номер.

ЭС: Покажите свой паспорт, возьмите КИМ и заполните бланк регистрации.

Ученик: заполняет Бланк регистрации.

ЭС: вносит данные в «Ведомость учёта проведения ИС» (ФИО участника, класс, время начала ИС)

ЭС: (проводит краткий инструктаж о содержании ИС):

    Вы участвуете в итоговом собеседовании. Вам предстоит прочитать вслух небольшой текст; пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием; выбрать одну из трех предложенных тем беседы; затем Вы поучаствуете в беседе по теме предыдущего задания. Перед тем, как начинать отвечать, Вам необходимо называть номер задания. Желаю Вам успехов!

Задание №1Чтение текста.

ЭС: Выразительно прочитайте текст …… (экзаменатор-собеседник читает формулировку задания №1).

У Вас есть две минуты на подготовку.

Пояснение: экзаменатор-собеседник читает формулировку первого задания, сообщает, что время для подготовки-2 минуты; следит за временем; за несколько секунд напоминает ученику о готовности к чтению.

Ученик: 2 минуты готовится к чтению.

ЭС: Ваше время на подготовку истекло. Прочитайте, пожалуйста, предложенный Вам текст. Не забудьте перед тем, как читать текст, назвать номер задания.

Пояснение:  экзаменатор-собеседник просто слушает чтение, не делает никаких замечаний.

Ученик: «Задание № 1» (ученик читает текст – до 2 мин)

Задание №2. Пересказ текста.

ЭС: Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание ……(экзаменатор-собеседник читает формулировку второго задания).

    Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказ. Вы можете использовать любые способы цитирования. У вас есть 2 минуты на подготовку. 

    Вы имеете право пользоваться записями, сделанными на черновике во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения второго задания (карточка с цитатой).

ЭС:  дает ученику карточку с цитатой.

Вы можете приступить к выполнению второго задания (экзаменатор-собеседник следит за временем).

Ученик: 1 минуту готовится к пересказу.

ЭС: Ваше время на подготовку к пересказу истекло. Сдайте мне, пожалуйста, текст, пересказ которого вы будете сейчас делать.

Ученик: отдает экзаменатору-собеседнику текст.

ЭС: Вы можете во время пересказа пользоваться записями, которые Вы сделали на черновике. Перед тем, как пересказывать текст, назовите, пожалуйста, номер задания.

Вы можете начать пересказывать текст (экзаменатор-собеседник просто слушает пересказ и не делает никаких замечаний).

Ученик:  « Задание № 2»

(ученик пересказывает текст; во время пересказа он может пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу до 3 мин)

ЭС: Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2, поэтому материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2, Вы сдаете мне (экзаменатор-собеседник забирает у ученика материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2- текст для чтения и пересказа, карточку с цитатой).

Задание №3. Монологическое высказывание.

ЭС: Выберите одну из предложенных тем беседы.

(экзаменатор-собеседник дает ученику карточку с заданием №3, читает полностью задание №3).

Тема 1………….. (На основе описания фотографии.)

Тема 2…………… (Повествование на основе жизненного опыта.)

Тема 3…………….. (Рассуждение по поставленному вопросу.)

ЭС: Какую тему для монологического высказывания Вы выбираете?

Ученик: выбирает тему для беседы.

Ученик: Я выбираю тему №2 «………………………………………»

(экзаменатор-собеседник дает ученику карточку согласно выбранной теме беседы. В данном случае карточку с темой №2)

ЭС: У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более трех минут. Вы можете начать готовиться (экзаменатор-собеседник следит за временем-1 минута).

ЭС: Ваше время на подготовку истекло. Не забудьте перед тем, как начать говорить, назвать номер задания. Внимательно слушаю Вас.

Ученик: «Задание №3» ( начинает свой монолог)

(экзаменатор-собеседник просто слушает монолог ученика по выбранной им теме; следит за временем — не более 3 минут).

ЭС:  Благодарю Вас за монолог. Предлагаю Вам побеседовать со мной.

Задание № 4.Диалог.

ЭС: Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. У вас есть одна минута на подготовку. Помните, что Ваше высказывание должно занимать не более трех минут.

ЭС:  поочередно задает вопросы ученику, внимательно слушает ответы, чтобы при необходимости задавать наводящие вопросы; следит за временем — не более 3 минут.

Примечание: если ученик уходит от ответов на поставленные вопросы или отвечает односложно (да/нет), учителю-собеседнику важно «разговорить» ученика, задавая наводящие вопросы в рамках темы диалога.

ЭС: Спасибо! Вы выполнили все задания итогового собеседования. Ваш экзамен закончен. Распишитесь в ведомости. До свидания! Успехов вам на следующих экзаменах!

Автор: Рябова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МОУ СОШ р.п. им. В.И.Ленина МО «Барышский район» Ульяновской области
Населённый пункт: р.п. им. Ленина, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий проведения итогового собеседования по русскому языку

Раздел: среднее образование

Сценарий проведения итогового собеседования

по русскому языку

Данный сценарий составлен учителем русского языка и литературы

МОУ СОШ р.п. им. В.И.Ленина МО «Барышский район» Ульяновской

области на основе нормативных документов и носит примерный

характер. В нем дан подробный алгоритм речевого поведения учителя-

собеседника во время проведения итогового собеседования по русскому

языку.

1.Ученик входит в аудиторию, подходит к рабочему столу, садится.

2.Учитель – собеседник:

Здравствуйте! Садитесь. Представьтесь, пожалуйста. Назовите фамилию, имя,

отчество, класс. Покажите, пожалуйста, Ваш паспорт.

3.УЧЕНИК:

(ученик четко называет фамилию, имя, отчество, класс в микрофон).

4.Учитель – собеседник:

Экзаменатор-собеседник записывает в ведомость учета проведения итогового собеседования в

аудитории: ФИО участника; класс; серия, номер документа, удостоверяющего личность

5.Учитель – собеседник:

Сегодня вы проходите итоговое собеседование по русскому языку. Прочитайте

инструкцию по выполнению заданий.

(Выдать обучающемуся инструкцию и дождаться, пока обучающийся прочитает

инструкцию)

6. Учитель-собеседник:

-Вы участвуете в итоговом собеседовании. Напоминаю, что перед началом ответа, вы

должны четко произнести в средство аудиозаписи номер варианта, а перед ответом на

каждое задание вы должны назвать номер задания. Внимательно читайте задания. Вы

сейчас получите текст, обращаем внимание на то, что с этим текстом вы будете

работать, выполняя задания 1 и 2. В первом задании вы должны прочитать текст.

Желаю Вам успехов!

Экзаменатор-собеседник выдает обучающемуся текст для чтения

7.Учитель-собеседник:

-Назовите номер варианта

8. УЧЕНИК: ЧЕТКО НАЗЫВАЕТ НОМЕР КИМа

9. Экзаменатор-собеседник фиксирует в ведомости учета проведения итогового

собеседования в аудитории время начала ответа обучающегося

10.Учитель – собеседник:

Задание первое. Чтение текста. Выразительно прочитайте текст …… (учитель-собеседник

читает формулировку задания №1) .У Вас есть две минуты на подготовку.

Пояснение: учитель-собеседник читает формулировку первого задания, сообщает, что

время для подготовки-2 минуты; следит за временем; за несколько секунд напоминает

ученику о готовности к чтению.

11.Ученик 2 минуты готовится к чтению.

12.Учитель-собеседник:

Ваше время на подготовку истекло. Прочитайте, пожалуйста, предложенный Вам текст. Не

забудьте перед тем, как читать текст, назвать номер задания.

(учитель-собеседник просто слушает чтение, не делает никаких замечаний).

13.УЧЕНИК : «

ЗАДАНИЕ № 1»

Ученик читает текст

14.Учитель-собеседник:

Переходите ко второму заданию. Вы должны будете пересказать прочитанный вами

текст, включив в него приведенное высказывание.

У вас есть 2 минуты на подготовку. Вы имеете право пользоваться записями,

сделанными на черновике во время подготовки к пересказу, а также дополнительной

информацией, необходимой для выполнения второго задания (карточка с цитатой).

( учитель — собеседник дает ученику карточку с цитатой)

15. Учитель-собеседник:

Вы можете приступить к выполнению второго задания

(учитель-собеседник следит за временем)

16.Учитель-собеседник:

Ваше время на подготовку к пересказу истекло. Сдайте мне, пожалуйста, текст, пересказ

которого вы будете сейчас делать.

( ученик отдает учителю-собеседнику текст)

Вы можете во время пересказа пользоваться записями, которые Вы сделали на черновике.

Перед тем, как пересказывать текст, назовите, пожалуйста, номер задания.

(учитель-собеседник просто слушает пересказ и не делает никаких замечаний)

17.УЧЕНИК :

« ЗАДАНИЕ № 2»

Ученик пересказывает текст; во время пересказа он может

пользоватьсязаписями, сделанными во время подготовки к пересказу

18.Учитель-собеседник:

Сейчас вы переходите к выполнению заданий 3 и 4. Эти задания не связаны с заданиями

1 и 2, поэтому материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2, Вы сдаете мне.

(учитель-собеседник забирает у ученика материалы, необходимые для выполнения заданий 1

и 2- текст для чтения и пересказа, карточку с цитатой)

19.Учитель-собеседник:

Задание №3. Монологическое высказывание.

Для выполнения задания 3 вы должны выбрать одну из предложенных тем беседы.

Выберите одну из предложенных тем беседы

(учитель-собеседник дает ученику карточку с заданием №3, читает полностью задание

№3).

Тема 1………….. (На основе описания фотографии.)

Тема 2…………… (Повествование на основе жизненного опыта.)

Тема 3…………….. (Рассуждение по поставленному вопросу.)

Какую тему для монологического высказывания Вы выбираете?

(ученик выбирает тему для беседы)

20.УЧЕНИК: « Я ВЫБИРАЮ ТЕМУ № «……………»

21.Учитель-собеседник дает ученику карточку согласно выбранной теме беседы. В данном

случае карточку с темой № …

22.Учитель-собеседник:

-У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более трех

минут, Вы можете начать готовиться .

(учитель-собеседник следит за временем-1 минута).

23.Учитель-собеседник:

Ваше время на подготовку истекло. Не забудьте перед тем, как начать говорить, назвать

номер задания. Внимательно слушаю Вас.

24. УЧЕНИК: «ЗАДАНИЕ №3»

Начинает свой монолог

(учитель собеседник просто слушает монолог ученика по выбранной им теме; следит за

временем-не более трех минут)

25.Учитель-собеседник:

— Благодарю вас за монолог. Предлагаю Вам побеседовать со мной.

Во время диалога Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста,

дайте полные ответы на вопросы. У вас есть одна минута на подготовку. Помните, что Ваше

высказывание должно занимать не более трех минут.

26. Учитель-собеседник дает ученику соответствующую карточку с вопросами для беседы,

следит за временем.

27.Учитель-собеседник:

Ваше время на подготовку истекло. Давайте побеседуем.

24. УЧЕНИК: «ЗАДАНИЕ №4»

(Учитель-собеседник поочередно задает вопросы ученику, внимательно слушает ответы,

чтобы при необходимости задавать наводящие вопросы; следит за временем — не более

трех минут).

Примечание: если ученик уходит от ответов на поставленные вопросы или отвечает

односложно (да/нет), учителю-собеседнику важно «разговорить» ученика, задавая

наводящие вопросы в рамках темы диалога.

28. Учитель-собеседник:

Спасибо, собеседование закончено. Экзаменатор-собеседник фиксирует в ведомости

учета проведения итогового собеседования в аудитории время окончания ответа

обучающегося

29.Экзаменатор-собеседник просит обучающегося расписаться в ведомости учета

проведения итогового собеседования в аудитории

30. До свидания!

Нормативно-правовая база:

1.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального

компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего

(полного) общего образования»

2.

.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 20 октября 2017 года № 1025 «О проведении мониторинга качества образования»

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 11 декабря 2017 года № 1205 «О внесении изменения в приказ Министерства образования

и науки Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 1025 «О проведении мониторинга

качества образования»

4.Письмо Рособрнадзора от 28.01.2019 N 10-52 «Об организации и проведении итогового

собеседования по русскому языку».

5.Приказ №92-Р от 24.01.2019 Об утверждении порядка проведения итогового собеседования

по русскому языку на территории Ульяновской области в 2018/2019 учебном году

6.Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области от 21.12.2018 г.

№2184-р «Об утверждении сроков проведения итогового собеседования по русскому языку в

2018/2019

учебном

году

для

обучающихся,

освоивших

образовательные

программы

основного общего образования»

7.Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области №1807-р ом 25

сентября 2017г. «О проведении апробации образцов контрольных измерительных материалов

для модели раздела «Говорение» государственной итоговой аттестации по русскому языку на

территории Ульяновской области в 2017 году»

8.Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области от 04.04.2018 г.

№581-р

«О

проведении

итогового

устного

собеседования

по

русскому

языку

для

обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, на

территории Ульяновской области в 2018 году «

9.Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области №1593-р от 11

сентября 2018г. «Об утверждение мест регистрации участников государственной итоговой

аттестации

по

образовательным

программам

основного

общего

и

среднего

общего

образования, итогового сочинения (изложения) и итогового собеседования по русскому языку

на территории Ульяновской области в 2018/2019 учебному году»

10.Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области от 06.02.19 г.

№202-р

«Об

организации

получения,

формирования,

тиражирования

и

комплектования

экзаменационных

материалов

для

проведения

государственной

итоговой

аттестации

по

образовательным

программам

основного

общего

и

среднего

общего

образования

на

территории Ульяновской области в 2019 году»

Устное собеседование состоится уже совсем скоро. Экзамен довольно прост: не нужно заучивать никакие правила или исключения — лишь говорить. Однако для некоторых он становится настоящим испытанием: многие девятиклассники предпочли бы сдать пять письменных экзаменов, чем один устный. Именно поэтому мы собрали для вас все, что необходимо для гарантированного зачета.

Лайфхаки, как стопроцентно сдать устное собеседование

Сдавать итоговое собеседование волнительно, ведь от этого зависит, допустят ли вас к основной части ОГЭ. Подготовиться к экзамена на максимум вы сможете на экспресс-курсе по итоговому сочинению — 2023. За 3 урока вы разберете все задания собеседования, узнаете алгоритмы решения, которые сэкономят время на экзамене, и разберете основные грамматические и речевые ошибки. Приходите на занятия, чтобы получить заветный зачет!

Ловушки в задании 1

По опыту всех, кто уже прошел через устное собеседование, первое задание самое легкое, а второе — самое сложное. Они оба относятся к одному тексту, просто сперва его нужно прочитать вслух, а потом — пересказать. 

Нет ничего сложного в том, чтобы вслух прочитать небольшой текст. В этом задании оценивается интонация и темп: интонация должна совпадать с пунктуацией, а темп должен быть неторопливым. Читайте уверенно и спокойно, не забывайте делать паузы там, где стоят знаки препинания. 

‍Однако почти каждый из экзаменационных текстов содержит ловушки. Вот что нужно делать при подготовке к заданию 1, чтобы получить за него 2 балла.

Повторите римские цифры

Часто в текстах фигурируют века. Запомните основные: 

  • 17 — XVII век 
  • 18 — XVIII век 
  • 19 — XIX век 
  • 20 — XX век 
  • 21 — XXI век

Освежите в памяти склонение числительных

Это считается одной из самых сложных тем русского языка. Вот лайфхак с курса MAXIMUM Education по подготовке к ОГЭ, который упростит вам жизнь:

Золотое правило склонения числительных: числительные от 200 до 900 склоняются как ноты. 200 = две ноты. Нет двух нот = нет двухсот! 

Числительные очень часто встречаются в текстах, причем записаны они цифрами. Ваша задача — прочитать их, правильно просклоняв.

Уделите внимание сложным словам

Пробегитесь глазами по тексту и прочитайте сложные слова по несколько раз. Делать это нужно только с трудными случаями, ведь простые слова вы спокойно прочитаете без тщательной подготовки.

Распределите время подготовки

Используйте время, отведенное на подготовку к чтению, для подготовки к пересказу. Начните сразу думать над тем, на какие абзацы разделен текст, каковы их основные идеи и что имеет смысл в первую очередь вынести на поле для заметок, когда наступит время подготовки к следующему заданию. Подчеркивайте ключевые слова!

Как справиться с заданием 2

Текст, который вы только что прочитали, как правило, состоит из 4 абзацев. Выносите в поле для заметок первые слова каждого абзаца и основную мысль. Для удобства заранее продумайте систему сокращения слов (Ч — человек, И — искусство) и символов (нарисовать сердечко быстрее, чем написать слово «любил»).

Помимо содержания текста, в голове нужно держать мысль: «Не забыть про цитату!» Она указана в тексте задания в КИМ.

В демоверсии 2023 года цитата предложена такая:

Можно начать или закончить пересказ цитатой — это проще всего. Если же самым логичным положением цитаты будет середина текста, обязательно обозначьте в поле для заметок большой и жирной звездочкой абзац, в который хотите вставить цитату. Тогда вы точно про нее не забудете. 

Для цитирования используйте прямую речь — это проще всего. Например:

С. П. Королев однажды сказал о Ю. А. Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее — он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Именно он отбирал кандидатов в первый отряд космонавтов, среди которых был Юрий Гагарин…

За пересказ можно получить максимум 5 баллов. Также за оценку речи в первых двух заданиях можно получить еще 4 балла, если нет грамматических, орфоэпических и речевых ошибок.

Лайфхаки для задания 3

Готовясь к этой части в течение года, сразу выберите задание, которое нравится вам больше всего и дается проще всего: описание, повествование или рассуждение. И в любом тренировочном варианте выбирайте его! Так вы сэкономите время и не будете лишний раз думать, что же выбрать. Если же тема на экзамене оказалась сложной и категорически вам не нравится, выбирайте описание фото.

Всегда начинайте монолог с вопросов самому себе. Допустим, вы получили такое задание:

Начинайте монолог с вопроса-ответа: «Что мы видим на этой фотографии? На ней изображены…» Затем задавайте вопросы по пунктам плана. Первый пункт — место и время праздника. Спросите вслух: «Где и когда проходит праздник?» — и сами на него ответьте. И так далее по всем пунктам плана.

Таким образом вы избежите неловких пауз и не будете долго формулировать мысль. Диалог всегда проще монолога, поэтому что мы ведем диалог с самими собой! 

В конце не забудьте сказать заранее выученную фразу-заключение, например: «Вот и все, что я могу сказать об этой фотографии».

За монолог можно получить максимум 3 балла. Помните, что вы должны сказать не менее 10 предложений. Причем неважно, какие они по структуре: простые или сложные. Лайфхак: загибайте пальцы после каждого законченного предложения. Как только все пальцы на обеих руках будут загнуты, 1 балл у вас в кармане!

Секрет успеха задания 4

Чтобы снять градус напряжения при разговоре с экзаменатором, представьте, что перед вами не учитель, а ваш друг или член семьи. 

Помните о том, что вам нужно просто говорить. Например, если вас спрашивают о пользе книг, не нужно отвечать односложно: «Не знаю, я не люблю читать». Необязательно отвечать на вопросы честно. Достаточно говорить банальные и общепринятые вещи, которые будет приятно услышать вашему собеседнику. Каждый ответ на вопрос должен состоять из 2–4 развернутых предложений. Ваши мысли должны быть подкреплены примерами-доказательствами. 

Лайфхак: чтобы интонации были живыми, а темп достаточным, улыбайтесь и жестикулируйте. Это придаст эмоциональности вашим ответам, а также снимет лишнее напряжение и уберет скованность.

За диалог можно получить 2 балла.‍ Отдельно оценивается правильность речи за выполнение заданий 3 и 4 — еще 4 балла.

Важно: если вы допустили ошибку, но сами же ее исправили, то она не будет считаться. В целом за монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов, а за весь экзамен — 20.

Удачи на устном собеседовании!

Предмет: русский язык.

Класс: 9 класс.

Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний и умений, урок-практикум развития монологической речи.

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и содержит алгоритм создания монологического высказывания: пересказа прочитанного текста, описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.

Цели урока:

  • Воспитательная: воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.
  • Образовательная: подготовка учащихся к итоговому собеседованию.
  • Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся; развитие функциональной грамотности.

Задачи:

  • Обучающие задачи: закрепить знания об устной речи; отработать основные правила оформления устной речи.
  • Развивающие задачи: развивать интонационно-выразительное чтение, речь диалогическую и монологическую.
  • Воспитывающие задачи: воспитывать уважение к русскому языку, стремиться совершенствовать свою речь; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты образования.

  • Предметные умения: выразительно читать и пересказывать текст, соблюдая грамматические, орфоэпические, пунктуационные нормы; включать в пересказ текста предложенную цитату; отработка алгоритма создания устного высказывания описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.

Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

  • Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме.
  • Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.
  • Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.
  • Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Личностные: осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь, участвовать в диалоге.

Оборудование: проектор, презентация о космонавте А.А.Леонове, раздаточный материал с текстом для чтения и пересказа о космонавте А.А.Леонове, с карточкой участника собеседования по фотографии, фотография читающих людей.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

Запись даты, темы урока в тетрадь.

Эмоциональный настрой.

Учитель приветствует учащихся и обращает их внимание на записанную на доске фразу: «Я существую – мир существует!». Предлагает учащимся прочитать ее, обращая внимание на интонацию, и поделиться возможными вариантами её истолкования.

Ответ учителя: мир существует, пока я говорю, пока люди общаются.

2. Актуализация знаний

Прием «Ключевые термины».

– Что объединяет данные слова в кластере? Какое слово или словосочетание необходимо написать в центре кластера?

  • выразительное чтение текста,
  • пересказ,
  • цитата,
  • монолог,
  • диалог

– Какое испытание включает все эти типы заданий? (Это типы заданий, которые предстоит выполнить на итоговом собеседовании. В центре кластера необходимо написать «итоговое собеседование»).

– Чтобы успешно пройти итоговое собеседование, что необходимо делать? (Необходимо готовиться).

Прием «Исключение» (шутливый).

Исключи лишние даты: 12 февраля, 11 марта, 4 мая.

Да, правильно, давайте исключим даты пересдачи и оставим только 12 февраля.

3. Формулировка темы урока

– Объединим эти высказывания в тему урока и запишем в тетради. Основой задания №2 и №3 итогового собеседования является составление монологического высказывания: пересказ, описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта или рассуждение по поставленному вопросу.

Поэтому более точно тему урока мы сформулируем так: «Монологическое высказывание. Готовимся к итоговому собеседованию».

4. Целеполагание

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю», – гласит китайская мудрость. Мы живем в стремительно развивающемся информационном обществе. Недостаточность любого, даже энциклопедического, объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем. Современные социологи приводят, например, следующие интересные данные: количество новой информации удваивается каждые два года.

– Что мы знаем об итоговом собеседовании?

– Какие задания, на ваш взгляд, наиболее трудные? Над чем вам нужно еще работать, чтобы получить зачет?

– Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего сегодняшнего занятия.

5. Работа над темой урока

Задание №1. Выразительное чтение текста.

– Сегодня я предлагаю вам поработать с необычным текстом для выполнения задания №1 в формате итогового собеседования. Этот текст я не брала ни из открытого банка заданий, ни из материалов апробации, ни из прошлогоднего итогового собеседования. Вы спросите почему? Я отвечу. Потому что человек, о котором сегодня пойдет речь, – это целая эпоха, легенда, личность с большой буквы. И я очень хочу, чтобы мы сегодня его вспомнили самыми добрыми словами.

– Вам знакома эта фотография? (Слайд с фотографией космонавта А.А.Леонова).

– Что вы знаете о нем?

– 10 октября А.А.Леонова не стало, сегодня, 15 октября 2019 года, с ним прощается вся наша страна, весь мир. Мне захотелось, чтобы мы тоже отдали дань такому человеку. Вспомним о нем самое хорошее.

На слайдах демонстрируются фотографии А.А.Леонова и фрагмент видео из космоса.

Учитель коротко рассказывает о нем, комментируя слайды:

Меня поразили некоторые факты его биографии: В 1936 году главу семейства Леоновых репрессировали по доносу. И семья осталась без кормильца, но на помощь пришли родственники.

Из воспоминаний Алексея Леонова: «В это время моя старшая сестра жила в Кемерово и работала на сооружении ТЭЦ. Там же вышла замуж за паренька из Могилева – он тоже работал на стройке и учился в техникуме. У них была комнатка в бараке. В тридцатиградусный мороз муж сестры приехал за нами на розвальнях, разостлал тулуп, положил нас восьмерых и прикрыл тулупом сверху…

С десяти лет Алёша начал самостоятельно зарабатывать деньги – расписывал ковры. Отец приносил хозяйственные краски, натягивал простынь, а он готовил грунтовку: ржаная мука, столярный клей, мел и олифа. За один ковер получал две буханки хлеба.

А еще он все-таки исполнит свою детскую мечту и станет художником.

– Как вы думаете, что он рисовал? (Конечно же, космос).

Он является автором свыше двухсот картин и пяти альбомов с репродукциями. В числе его работ космические и земные пейзажи, портреты друзей, фантастические сюжеты.

Он много выставлялся, две картины Алексея Леонова есть в Третьяковской галерее (на фото вверху). Вместе с другим художником-фантастом Андреем Соколовым Леонов в 1970-х создал дизайн почтовых марок на космическую тему.

На одной из фотографий вы видите А.А.Леонова в окружении ребят и учителя физики из нашей школы.

О нем мы сегодня узнаем много интересного. И не только о нем.

– Выполните задания №1 и №2 по предложенному тексту. (Раздаточный материал с текстом для чтения и пересказа о космонавте А.А.Леонове).

Учащиеся работают с представленным материалом. Учитель напоминает признаки выразительного чтения.

Признаки выразительного чтения:

1) Умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора.

2) Умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски.

3) Чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

– Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще Василием Ильичем Чернышевым, советским языковедом, в начале XX века: «Читай так, как говоришь».

Напоминаю – у вас есть 2 минуты на подготовку.

– На итоговом собеседовании у вас будет всего 2 минуты на подготовку пересказа, поэтому уже при подготовке к выразительному чтению обращайте внимание на микротемы и ключевые слова каждой части.

После подготовки учащиеся читают вслух текст.

Задание №2. Пересказ текста.

Работа в парах. Учащиеся работают в поле для заметок: выписывают ключевые слова, числительные, имена собственные.
Затем 2-3 ученика пересказывают текст. Обращаем внимание на речевые, фактические ошибки, «слова-паразиты», на способы введения цитаты при помощи прямой и косвенной речи, вводных слов.

Два ученика-эксперта помогают учителю оценить ответы учащихся.

Задание №3. Работа по созданию монологического высказывания. Описание фотографии.

– О своем выходе в открытый космос А.А.Леонов пишет в книге «Выхожу в космос». Он является автором нескольких книг, в том числе «Время первых. Судьба моя – я сам» (на слайде). В одном из интервью он признавался, что особенно любил читать книги из серии «Жизнь замечательных люде» (учитель показывает образцы книг из этой серии).

– Хорошо, когда в семье любят читать и прививают эту любовь к чтению детям. Поднимите руку, у кого дома есть большая библиотека. Я тоже очень люблю читать.

– Для выполнения этого задания я предлагаю вам авторскую фотоработу учащихся нашей школы, принимавших участие в фотоконкурсе в номинации «Читающий человек». (Слайды). Выберите сами, какую вы возьмете для описания. Используйте памятки для описания фотографии (приложение) или вот эти конструкции-подсказки, написанные на доске:

КОНСТРУКЦИИ.

  • На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
  • В объектив фотографа попали …
  • В центре снимка мы видим …
  • На заднем плане находится …
  • Вдалеке мы можем разглядеть …
  • Можно предположить, что …
  • Кажется, что …
  • Смотришь на фотографию и представляешь…
  • Фотография передаёт ощущение …
  • Фотографу удалось показать …
  • У вас есть одна минута на подготовку.

Раздаточный материал (или на доске). Не забудьте описать:

  • людей, изображенных на фотографии;
  • их занятие;
  • общую атмосферу происходящего;
  • качества, которые развивает в людях любовь к чтению книг.

После подготовки 2 учащихся рассказывают получившийся монолог.

Задание №3. Работа по созданию монологического высказывания. Повествование на основе жизненного опыта.

Тема: школьная отметка, которая запомнилась надолго. (Материал из пособия ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование: типовые варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 192 с. – (ОГЭ. ФКР – школе), с. 44).

Карточка участника собеседования к заданию 3. Монологическое высказывание.

Расскажите о школьной отметке, которая запомнилась надолго.

Не забудьте рассказать:

  • на каком уроке Вы получили эту отметку;
  • за что Вы ее получили;
  • как отреагировал учитель и одноклассники;
  • почему эта отметка запомнилась надолго.

2 учащихся рассказывают получившийся монолог. (Это задание было домашней подготовкой).

6. Подведение итогов урока

– Какую оценку Вы поставили бы за урок мне, вашему учителю?

– А какую – себе?

7. Домашнее задание по вариантам

1 вариант: составьте монологическое высказывание по теме «Расскажи о своей любимой книге.

2 вариант: составьте монологическое высказывание по теме «Можно ли обойтись в речи без заимствованных слов?

Оба задания из пособия ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование: типовые варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 192 с. – (ОГЭ. ФКР – школе), вариант №5, с. 29.

8. Рефлексивная таблица

С каким утверждением вы согласны?

Я думал (а)

Я работал(а)

Обсуждал(а)

Узнал(а) новое

Понял(а) материал

Получил(а) ответы на вопросы

Вопросы остались

Было полезно

Узнал новое для себя

Понял, что необходимо готовиться

Если на большинство утверждений вы ответили «да», можно считать, что цель урока достигнута.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения турслета
  • Сценарий проведения чугунной свадьбы
  • Сценарий проведения туристического слета
  • Сценарий проведения чгк
  • Сценарий проведения тридцатилетия девушки