Сценарий пряничные посиделки

                                                   Давайте детям больш

Досуг   —  развлечение

для  детей старшего дошкольного возраста

«ПРЯНИЧНЫЕ     ПОСИДЕЛКИ»

Дети, одетые в костюмы, подражающие народному стилю, входят в группу, стилизованную под горницу и садятся на стульчики —  «лавки».

Ведущая – воспитатель, одетая в народный костюм, приветствует детей. Это – Хозяюшка.

Хозяюшка.  Здравствуйте, мои долгожданные, желанные! Очень рада я, что вы ко мне в гости пришли, на мои посиделки собрались. Давайте вспомним, что же такое посиделки?

Ответы детей.

Дети. Это когда все собираются вместе, сидят, беседуют, чем-нибудь занимаются, играют, танцуют, песни поют, загадки отгадывают, сказки рассказывают, читают стихи, потешки, прибаутки, небылицы.

 Хозяюшка. Вот  мы сегодня и собрались на посиделки, чтобы всем этим заняться. Посмотрите, какие вы все нарядные. А во что мы одеты?

Дети. Показывают и рассказывают о своей одежде. Хозяйка дополняет, объясняет.

Хозяюшка. Основной одеждой на Руси являлась рубаха (сейчас —  рубашка у мальчиков, блузка у девочек, у Хозяйки). Рубаху носили все – и мужчины, и женщины, и дети. Ещё женщины надевали сарафан, позднее – юбку, мужчины носили порты – штаны – брюки. Дети до трёх лет – только рубашечку. Голову женщины покрывали платком, девушки (девочки) носили косу, вокруг головы – ленту, надевали кокошник.

(рассматривают иллюстрации, куклу в национальном русском костюме).

Хозяюшка. Вот какие красивые были русские народные костюмы, какие красивые мы сегодня, подражая нашим предкам. Давайте станцуем «Русскую».

                    Музыкальная пауза.

Часть детей берут музыкальные инструменты: бубен, ложки, гудок, трещотку, другие же под их игру выполняют танцевально-ритмические движения: топотушки, присядка с выставлением ноги (мальчики), носок – пятка – топ – топ – топ (девочки), кружатся, мальчики хлопают в ладоши. Те, кто играют на муз. инструментах – приплясывают.

Хозяюшка.  Вот как весело нам, правда? А теперь давайте сядем рядком, да поговорим ладком, и хочу я вас чем–то угостить.

Дети садятся на свои места, Хозяюшка обносит всех блюдом с пряниками.

Хозяюшка. Сначала понюхайте, как вкусно пахнет, а потом попробуйте.

Дети. Пахнет сладко. Вкусно!

Хозяюшка. Не случайно мы сегодня на пряничные посиделки собрались. 18 ноября по народному календарю – Галактион. С этого дня выбирали, присматривали себе женихи невест по следам их гаданий, а невесты дома сидели, чай с пряником пили. А пряник–то не простой. С подружкиной  свадьбы принесённый. На Руси  был хороший подарок – пряник. Пряники дарили на любое торжество. Пряник  большой пекли на свадьбу  и в конце  всем раздавали, напоминая о том, что надо расходиться по домам. Такой пряник назывался «Разгоняй».  Так что же такое  —   пряник?

Хозяюшка рассказывает о пряниках, пряничном промысле, показывает иллюстрации.

Хозяюшка. Давайте же  и мы сейчас много красивых пряников «напечём».

(предлагает детям расписывать заготовленные плоскостные изображения пряников по мотивам узоров, рассмотренных на иллюстрациях во время рассказа).

Дети садятся за приготовленные к рисованию столы и расписывают плоскостные изображения пряников. Во время работы звучит весёлая музыка.

Хозяюшка. Ну вот, пряники  наши готовы, пусть «пекутся», а мы умоем ручки и будем стол к чаепитию накрывать.

Дети сервируют стол заранее приготовленными чайными приборами и  сладостями.

Хозяюшка. А скажите мне, какой недавно праздник был?

Дети. Кузьминки! 14 ноября!

Хозяюшка. Как называются Кузьминки?

Дети. Кузьминки  —  об осени поминки!

Хозяюшка. Чей это праздник?

Дети. Ремесленников, кузнецов.

Дети читают потешки «Кузнец – молодец», «Куй, куй, чеботок…» и др.

Хозяюшка загадывает детям загадки о предметах народного быта, осени, животных. Поздравляет осенних именинников с днём Рождения, дарит подарки и все садятся пить чай из самовара.



Конспект «Пряничные посиделки»

Департамент образования Администрации города Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад «Снегурочка

Конспект интегрированной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Пряничные посиделки»

Подготовила: Тихонова Н.И.

Цель: Формирование у детей интереса к традициям русского народа.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления пряников, данным процессом в современных

условиях. (познание).

2. Воспитывать уважение к хлебобулочным изделиям, как к продукту, особо почитаемому людьми.

( социализация)

3. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с историей

создания пряника.

4. Формировать умение работать с солёным тестом. ( художественное творчество)

5. Закреплять полученные навыки и умения изобразительного, декоративного и оформительского

творчества. Внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.

5. Развивать такие социальнопсихологической черты как терпение, умение терпеливо слушать,

быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой.

( социализация, коммуникация)

6. Используя музыкальный фон, создавать положительный эмоциональный настрой у детей.

Материал:

Атрибуты русской избы, русские народные костюмы, русские народные инструменты (ложки,

трещотки, бубен и т. д.), готовые изделия из соленого теста, краски акварельные, гуашевые, кисти.

Ход

Выходит хозяйка и обращается к гостям

Хозяйка:

На завалинках в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Под русскую народную мелодию «Ах вы сени» выходят дети с музыкальными инструментами

Хозяйка:

Здравствуйте, проходите,

Гости дорогие.

Рады вас видеть у себя в гостях, в горнице.

Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник

Большой, праздник радостный! По обычаю,

По – старинному – посиделками называется.

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Припасли для вас забавушек на всякий вкус.

Кому сказку, кому правду, кому русскую игру.

Русская народная игра «Плетень»

Дети рассаживаются на лавки, хозяйка начинает хлопотать возле стола.

Хозяйка:

В моей горнице часто бывают гости,

Я всегда подаю ароматный чай и знатное угощение

И чтоб к чаю были обязательно пряники.

На стол ставим красивые чашки и сахарницу, в вазочке варенье, а на блюдо выкладываем

пряники. Нет ничего вкуснее, чем откусывать их по кусочку и запивать горячим, ароматным чаем.

Мы пьем чай с пряниками и не подозреваем, сколько интересного можно рассказать и про чай, и про

пряники. Все, что нас окружает, имеет свою историю. Рассказывать можно до утра и никто к

телевизору не уйдет. На Руси в старину заваривали вместо чая листья земляники, смородины и

других трав. А меда в древней Руси было много. Но чаще всего пили напиток из меда. Его варили с

водой, добавляли пахучие травки, которые называли пряными, и пили его с удовольствием..

Стук в дверь, входит двое ребят

Хозяйка:

А что вы, ребята, опоздали.

Дети:

А небылицы нас задержали.

Девочка:

Ой, ребята, а что я видела!

Дети:

Что?

Девочка:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из подворотни лают ворота!

Мальчик:

Лошадь ела кашу, а мужик овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Девочка:

Стучит – бренчит по улице, Фома едет на курице.

А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!

Мальчик:

Катя – Катя, Катюха! Оседлала петуха.

Петух заржал, на забор побежал!

Хозяйка:

Проходите, ребята, садитесь,

А я займусь угощением дальше.

Как мы говорили, неизменным угощением были пряники.

Самое древнее упоминание о пряниках, есть в мифах, где рассказывается о богине мудрости.

Давным–давно в храме, выстроенном для этой богини, где стояла мраморная статуя, жила и

охраняла ее змея. А жители города каждый месяц приносили змее медовую лепешку иначе сказать,

вид пряника. Хорошим знаком считалось, если змея съедала ее. Это означало, что богиня не

сердилась на людей. А если не съедала, значит, люди чемто прогневали богиню.

И у наших предков древний славян, были пряники. Поклонялись славяне богу Святовиту.

Ему приносили в подарок огромный «округлый медовый пирог высотою почти в человеческий

рост».

Это и были первые русские пряники.

Ребята, а какие сейчас бывают пряники?

Дети:

Мятные, тульские, городецкие, ароматные.

Хозяйка:

Совершенно верно, пряники бывают тульские, городецкие, вяземские по названию городов

Тула, Городец, Вязьма. На них есть картинки и надписи, которые печатали, как буквы и картинки в

книжке, поэтому пряники называли печатными. Пряничных дел мастер брал деревянную дощечку и

вырезал на ней изображения птиц, растений, зверей, рыб, солнца, и в нее помещалось пряничное

тесто. Это почти как делают маленькие дети из песка «куличи»

Ребята, а знаете ли вы, что на Руси под Рождество пекут праздничные пряники? А ктонибудь

из вас выпекал с мамой пряники?

Дети:

(Да, нет)

Ребенок:

А про это есть еще и рождественская песенка.

Дети исполняют «Рождественская песенка»

Хозяйка:

Ребята, мы с вами пели? (Пели).

Говорили? (Говорили).

А про что же мы забыли? (Угощение).

Ой, и, правда, но сама, то я не справлюсь,

Давайте пригласим мою соседушку –

Умницу девицу, пряники печь мастерицу.

Соседушка:

Здравствуйте ребята и хозяева.

Раз уж ребята позвали меня к себе, помогу вам и пряники напечь, а пряники будут не простые, а расписные,

и название у них есть рождественские. Их изготовляют и пекут на новогодние праздники на праздник

Коляды и Рождество.

А прежде немного поиграем

1. Пальчиковая гимнастика:

Станет всё зерно мукою.

Потечёт мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, крендельки,

Пряники и колобки.

Дети загибают пальчики на каждое название хлебобулочных изделий.

Соседушка:

Ну вот мы с вами и готовы приступить к работе. Итак, занимайте свои места.

Каким образом мы можем украсить пряники?

Дети: При помощи акварельных и гуашевых красок.

Дети с помощью акварельных и гуашевых красок расписывают пряники. Воспитатель помогает советом

и показом.

Итог:

Вместе с детьми педагог рассматривает получившиеся пряники, дети сами выбирают наиболее

понравившиеся, объясняя свой выбор.

Готовые пряники, уносятся на кухню.

Хозяйка:

Какие пряники у нас получились.

На славу удались!

Но делу время – потехе час.

И сейчас ребята исполнят частушки на чайнопряничную тему.

Ребенок 1:

На столе у нас пирог,

Пряникиватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

Ребенок 2:

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Поглядика на себя –

Ну и отраженьице!

Ребенок 3:

Подавай мне чашку чаю.

Ведь тебе не жалко, чай?

Ято чай свой не считаю,

Но и ты , брат, не считай!

Ребенок 4:

Мое сердце взволновалось.

Как на Волхове вода.

Доедаешь пятый пряник,

Думаешь, что не видал?

Ребенок 5:

Наша Дуня чай пила,

Самоварничала,

Всю посуду перебила,

Накухарничала.

Вместе:

Мясамасла не едим,

Колбасы не кушаем.

Пряник сушкой заедим

И других послушаем.

Хозяйка:

А вот и наши пряники поспели.

Играми да плясками сыт не будешь, Славится наш народ

Гостеприимством да угощением знатным.

Вы нам пели да плясали,

С нами весело играли.

Вот вам угощенье,

Пряники, печенье.

Я приглашаю вас отведать горячего чая с самыми разнообразными пряниками, которые есть

на наших столах.

Литература

1. Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество [текст]: методическое

пособие для воспитателей / А.А.Грибовская.М.: Просвещение, 2004.

2. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобра

зительному искусству. М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Кутявина, Н.Л.,Гаврина,С.Е. Развиваем руки чтоб учиться и писать, и красиво

рисовать [текст]: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кутявина, С.Е.

Гаврина. – Ярославль: Академия развития. 2000.

4. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного

и младшего школьного возраста). М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для

воспитателей и педагогов. М.: МозаикаСинтез, 2005.

6. Комарова,Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду

[текст]: книга для воспитателей детского сада/ Т.С. Комарова.

7. Копцева Т. Природа и художник. М.: Сфера, 2000.

8. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.

26.05.2022

Развлечение в старшей группе «Пряничные посиделки»

Игнатьевская Ольга Ивановна

Воспитатель детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к родному языку средствами знакомства с культурой, разными жанрами детской литературы.
Целью данного мероприятия является : развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации детей; формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.

Оценить




207

Содержимое разработки

Развлечение в старшей группе «Пряничные посиделки»

Цель: знакомство детей с историей русского пряника; изготовление пряника.

Задачи:

— познакомить детей с историей возникновения пряников;

— расширять знания о разнообразии пряничных изделий;

-расширять знания детей о народных традициях, народном творчестве;

-воспитывать уважение к хлебобулочным изделиям.

Предварительная работа: чтение художественной литература по теме; разучивание стихотворений; беседа; разучивание сценки.

Дети по русскую народную музыку заходят в группу.

1 Воспитатель. Здравствуйте, дети, — девчонки и мальчишки. Мы гостей ждали, наряжались, красиво одевались.

2 Воспитатель. Проходите, гости дорогие, садитесь поудобнее, каждому найдется местечко и доброе словечко. Сейчас самовар вскипит, будем чай пить. А с какими сладостями вы любите чай пить?

1 Воспитатель. Чем мы вас сегодня будем угощать узнаете, когда отгадаете загадку.

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (Пряники).

Воспитатель. А прежде чем начать пить чай, давайте познакомимся с историей возникновения пряника. Хотите узнать, как люди научились изготавливать пряники? Тогда устраивайтесь поудобнее да послушайте внимательно, добры молодцы и красны девицы расскажут нам об этом.

Мальчик: — Первые пряники стали изготавливать еще в глубокой древности, ноне для еды, а для того, чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: Бога солнца, дождя, земли, реки и других.

Девочка:Этим богам люди приносили в подарок самое вкусное, что у них было. Люди верили, что боги полакомятся их вкусными подношениями и будут добрее: солнце не выжжет посевы, вовремя пройдет дождик, озера и реки принесут рыболовам вдоволь рыбы.

Мальчик: Прошло время и люди на Руси приняли веру в единого бога Иисуса Христа. Теперь не нужно было приносить Богу такие жертвы, и люди стали сами есть пряники. И очень пряники им по вкусу пришлись.

Девочка: — Рецепты изготовления пряников разошлись по всей Руси. В разных городах и деревнях изготавливали пряники.

Мальчик: — Появились пряники «тульские», «вяземские», «городецкие» — по названиям русских городов: Тула, Вязьма, Городец.

Девочка: — Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья и мармелада, а украшали их картинки или надписи.

Мальчик: — В тесто для пряников добавляли мед и пряные травы, отсюда и название – пряник.)

Девочка. Пряники делали лепные, печатные, вырезные – козули.

И ещё пряничные мастера изготавливали пряничные домики.

Воспитатель. Лепить пряник был самый древний способ, особенно его лепили на севере. Во многих городах стали делать пряники Сейчас нам дети о этом расскажут.

1 чтец

Мы в кондитеров играли

Много сыпали муки,

Мёд и яйца добавляли,

Пряник русский мы пекли.

Наши прадеды печатный

Пряник называли «знатный»

До сих пор его народ

Любит, к чаю подаёт.

2 чтец: Тульский пряник,

Тоже «знатный»

Весь в глазури, ароматный.

Словно только из печи

И с начинкою внутри.

Он дожил до наших дней

Стал теперь ещё вкусней.

3 чтец: Пряник с северных широт,

Вот кто баловал народ!

Весёлыми зверушками,

«козулями» игрушками.

Пряник клали на порог,

Чтобы был богатым год!

Из Архангельска с морозом

Привозили их обозом.

Из коричневой муки

Очень милые они.

Воспитатель. До того полюбились пряники на Руси, что без них не обходился ни один пир. На праздники пекли огромные пряники и украшали как торт изображениями деревьев, цветов, птиц, разными надписями. (Слайд 2 и 3)

Воспитатель. В старину пряники вместо подарков дарили.

Ребёнок

Если хочешь сладко жить

И остаться статным,

Надо чай зеленый пить с пряником печатным.

С давних лет на Руси, пряники любили.

Их наши дедушки, любя,

Бабушкам дарили!

Воспитатель — Рассказывали, что в старину, пряники в формелошадок, дарили мальчикам. Чтобы они были быстрыми и крепкими. А девочкам – птичек, чтобы они были красивыми и шустрыми.

( слайд 4 и 5)

— А пряники в форме сердечек дарили тем, кого любили.

— Ребята, вам понравилась история о пряниках? А давайте споём песенку о них. (Дети поют и выполняют движения руками).

— Мы вот так, мы вот так, тесто разминали.

— Мы вот так, мы вот так, тесто раскатали.

— Вот такой, вот такой, будет пряничек большой.

— Вот такой, вот такой, будет пряник золотой.

— Кушайте, пожалуйста!Воспитатель.Но вот так сложилось, что именно тульским мастерам удалось создать необычайно вкусные рецепты и самые красивые формы для выпечки пряников.

( слайд.6)

— В городе Тула, на площади поставили огромный памятник тульскому прянику. (слайд 7) А ещё, в этом городе, есть музей прянику. Здесь люди могут не только увидеть, но и узнать рецепт, а также попробовать пряники(Слайд.8)

Воспитатель. Сейчаснам Саша с Кирьяной расскажут как они пряник нашли Сценка «Пряник нашел»

1 мальчик: — Мы с тобой шли?

2 мальчик: — Шли!

1 мальчик:- Пряник нашли?

2 мальчик: — Нашли!

1 мальчик:- Я тебе его дал?

2 мальчик: — Дал!

1 мальчик:- Ты его взял?

2 мальчик: — Взял!

1 мальчик:- А где же он?

2 мальчик: — Что?

1 мальчик:- Пряник?

2 мальчик: — Какой?

1 мальчик:- Да такой! Мы с тобой шли?

2 мальчик: — Шли!

1 мальчик:- Пряник нашли?

2 мальчик: — Нашли!…

Воспитатель. Внимание! Внимание! Начинаем пряничное состязание!

«Пряничные загадки»

1.Хоть задрал он кверху нос, но это не всерьёз.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет – убедиться (чайник).

2. В поле родился, на заводе варился.

На столе растворился (сахар).

3. Он пыхтит как паровоз,

. важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится – пригласит чайку напиться (чайник).

4. Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают (тесто).

5. В воде родится, а воды боится (соль).

6. В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).

7. Пузатый, носатый на печке сопел

Потом вдруг нечаянно песню запел (чайник).

Воспитатель. Молодцы! Прошли пряничные состязания на отлично. Пришло время немного поиграть. Игра «Заря – заряница»

Воспитатель. Знаю, знаю наперёд,

Вы смекалистый народ!

Попробуйте ответить на мои вопросы.

Какие пряники вы знаете? (силуэтные, печатные, вырезные, пряники – домики) (Слайд 9, 10,11,12)

Что раньше использовали вместо сахара, когда пекли пряники?

Какое животное афиняне задабривали пряниками? (Козла) (слайд 13)

Какой пряник выпекался самый большой? Пряник – домик)

Почему пряники назвали печатными? (потому что на них вырезали, рисовали)

Что использовали для печатания пряников? (Доску)(слайд 14)

От какого слова произошло название пряника?

Воспитатель Пока мы с вами беседовали и играли уже и чай подоспел. Пора пряники пробовать. Нет ничего вкуснее, чем откусывать их по кусочку и запивать горячим ароматным чаем! Приглашаю всех к столу.

Чаепитие с пряниками.

Хозяюшка: -Окончился праздник, настал расставания час,

Шутили, играли и нас согревали

Улыбки и блеск ваших глаз.

Запомните этот пряника день

А мы не забудем о вас.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/497291-razvlechenie-v-starshej-gruppe-prjanichnye-po

Также вас может заинтересовать

  • У природы нет плохой погоды Сценарий фольклорного праздника явлениях природы
  • Международный День толерантности Дружат дети всей страны
  • Презентация песенки В лесуродилась ёлочка
  • Проект ко Дню защиты детей «А скучать нам не годится!»
  • Спортивный досуг для родителей и детей подготовительной группы «День Взросления»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Интегрированный урок. Предметы: музыка и технология.

Тема: «Пряники русские, сладкие, вкусные…»

4 класс

Цели:

—  формирование у обучающихся ценностных ориентиров в области народного творчества и православных традиций; развитие познавательных потребностей и творческих возможностей на основе изучения народных обрядов и православных традиций; воспитание положительных качеств русского характера: открытости, наблюдательности, смекалки и коллективизма;

— продолжение знакомства обучающихся с традиционным укладом жизни русского народа через национальную кухню – медовым пряником, с историей его появления в русской кухне;

— создание условий для развития интереса к народному творчеству, православной культуре и традициям;

— развитие художественно-эстетического вкуса;

— развитие творческих способностей;

— развитие способностей к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя согласия.

Задачи:

— воспитывать бережное отношение к народному искусству;

— воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды;

— раскрыть обучающимся красоту, художественную ценность пряника, одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народного творчества;

— выявить особенности разных видов пряников;

— развивать творческие способности через практическую работу.

В процессе интегрированного урока формируются УУД :

Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках).

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: учитывать настроения одноклассников, умение работать в паре.

Личностные: мотивация к учебной деятельности; уважительно относиться к православным традициям.

Метапредметные: умение принимать учебную задачу, выполнять практические творческие задания.

Для формирования универсальных учебных действий помогает «Внешний вид» урока: наглядность, своевременность и органичность смены видов деятельности; умение сочетать фронтальные, групповые, индивидуальные виды работ.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (презентация), эвристический полилог, технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность); рассказ учителя о личной истории, связанной с пряником.

Принципы работы по духовно-нравственному воспитанию на интегрированном уроке

Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, православная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

Принцип интегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы уроков музыки и технологии.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем путем повышения активности, инициативы детей в их решении.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение обучающихся и учителей, как равноправных партнеров, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях во имя согласия.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к народному творчеству и православной культуре.

Знакомясь с народным творчеством, учащиеся сами становятся носителями народной культуры и православных традиций.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах и группах.

Рефлексивно оценочный блок проводится на уровне информации, на уровне самооценки, на уровне эмоций.

Оборудование урока:

презентация, оформление кабинета в народном стиле, русские национальные костюмы, пряничные изделия;

— музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольники;

— для учащихся: конверты с алгоритмом работы, конверты с шаблонами, пластилин, стеки, клеёнки, влажные салфетки.

Предварительная подготовка учащихся к уроку включает в себя: сбор информации, создание презентации группой учащихся, разучивание стихотворений, сочинение хореографии танца «Кадриль».

Ход урока

(ОА-Ольга Александровна, учитель начальных классов, ГМ-учитель музыки)

I. Организационный момент, вокальный.

1. Обучающиеся входят в класс под звучащий инструментальный фрагмент песни «Пряники русские, сладкие, мятные» (В. Купревич, М. Хотимский).

2. Приветствие гостей.

Исполнение песни уральского композитора Е. Попляновой «Здравствуйте!».

СЛАЙД 1

3. 1 паренёк:

На завалинке, в светёлке иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели да водили хоровод.

2 паренёк:

Добрым чаем угощались с мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки, ах горелки хороши!
Словом, эти посиделки были праздником души.

3 паренёк:

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир:
Нынче все мы по сусекам личных дач, или квартир.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок! Их бы надо возродить!

4 паренёк:

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.
Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг!

Учитель:

Отдых — это не безделки.

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки.

Вместе: для друзей и для гостей!
II. Постановка целей и задач

ОА Здравствуйте, ребята, да нарядные какие!

ГМ Доброго дня всем! Вам, ребята, и гостям уважаемым!

ОА ГМ, мне кажется, что сладким чем-то пахнет… Но ведь этого не может быть, кабинет-то музыкальный….

ГМ По дороге я пряники купила.

ОА На урок музыки? Пряники?!

ГМ Верно. Урок музыки с уроком технологии соединился!

ОА Ребята, а вы догадались какая тема нашего урока?

(Ответы детей ………)

ГМ Тема: «Пряники русские, сладкие, вкусные…» СЛАЙД 2

ОА Интересно!

— А какая цель нашего урока? Ну-ка, дети, помогите!

III Основная часть урока

Фронтальный опрос / Проверка домашнего задания

— А что же такое пряник? Давайте заглянем в словарь! СЛАЙД 3

Пря́ник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста. На вид пряник чаще всего — слегка выпуклая в середине пластина прямоугольной, круглой или овальной формы, на верхней части обычно выполнены надпись или несложный рисунок, часто сверху нанесён слой кондитерской сахарной глазури.

Пряник — символ праздника, поскольку его ингредиенты не относились к дешёвым и повседневным.

ОА Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепёшках появились около 350 г. до н. э. Уже древние египтяне знали о них.

ГМ А давайте спросим современных детей, что они о пряниках знают? Тем более что им было дано задание поискать информацию в разных источниках.

ОА

А когда пряники впервые появились на Руси?

(предполагаемые ответы учащихся): Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились ещё около IX века, Слово пряник происходит от слова пряности, т.е. «сухие духи» — семена душистых трав: имбиря, корицы, гвоздики, душистого перца, кардамона, которые непременно добавляют в тесто).

ГМ В православные праздники Рождества Христова, в Прощёное воскресенье, на Пасху, в Егорьев день обязательно на праздничном столе должны были быть пряники. На ярмарках продавали пряники с различными начинками. А то и с буквами, учили потом родители своих детушек азбуке по ним. По особо торжественным событиям пряники делали большого размера и заливали их сусальным золотом, эти пряники подавали к царскому столу.

А что входило в состав русского пряника? СЛАЙД 4

(ржаная мука, ягодный сок, мёд)

ГМ В старину эта сладость была трех видов: СЛАЙД 5 (3 информации)

— «козули», «тетёрки»;

Самыми древними считаются лепные пряники – «козули», «тетёрки». Они появились еще во времена языческой Руси и дошли до наших дней. Традиционно фигурки козуль представляли собой коня, козу, утицу, оленя, корову, тетерку с птенцами – образы языческой мифологии Древней Руси. В состав теста помимо грубой ржаной муки входила вода и соль. Лепили пряники руками наподобие глиняных игрушек.

ОА

Почему пряник называли печатным? СЛАЙД 6

(предполагаемый ответ): эти пряники отпечатывают из теста в специальные деревянные формы-изложницы. Такие формы, которые повсеместно называли на Руси пряничными досками или «пряницами”, имели обратный рельеф. Красота и качество пряника зависели от мастера, изготовившего пряничную доску).

ГМ С XVII – XIX веках пряничное дело стало распространенным народным промыслом, каждая область славилась своими изделиями и рецептами теста, секрет приготовления которого тщательно хранился и передавался от отца к сыну. Мастеров, которые были заняты пряничным делом, называли прянишниками. Особенно прославленным в это время стало пряничное производство в таких городах, как Тула, Вологда, Архангельск, Тверь и, конечно же, Москва.

ОА

Чем Тульский пряник отличался от остальных? СЛАЙД 7

(предполагаемые ответы:

Тульский пряник обязательно содержит начинку. Она может быть яблочного, черничного, смородинового повидла.

В состав пряничного теста обязательно входил мёд.

Эти пряники обязательно были печатными, то есть, имеют на лицевой стороне какой-то рисунок или надпись.

Настоящий тульский пряник обязательно покрывается глазурью. А выпекают это лакомство при температуре 400 градусов!)

ОА

А чем славились Сибирские пряники?

(предполагаемые ответы: В Сибири при приготовлении пряников в тесто обычно добавлялись молотые сушёные ягоды черёмухи, которые придавали пряникам тонкий миндальный аромат. Ещё в Сибири выпекались мелкие пряники из теста розового цвета, с добавлением молотых сушёных ягод малины или клюквы).

ОА

Где появились первые русские «весёлые» пряники?

Идея делать пряники в форме человечков появилась при дворе английской королевы Елизаветы I. Пряничный домик появился в Германии в начале 19 века благодаря сказке Братьев Гримм. СЛАЙД 8

А вы знаете, что на Руси был свой аналог имбирных пряников?

(предполагаемый ответ: Архангельские козули. Родиной козуль является Архангельск. Это свой особый старинный рецепт приготовления. У древних поморов эти прянички считались обрядовыми. Пекли их всего лишь один раз в году – во время святок. Для этого события собирались все члены семьи, а тесто месить помогали мужчины. Женщины же вырезали пряники, пекли их, лепили, а детвора помогала украшать. Козули архангельские выпекали чаще всего в виде фигур животных, ведь жили северные народы только за счет скотоводства и промыслов. Приготовление таких пряничков сулило удачную охоту и приплод в новом году. Вообще считалось, что такая фигурка защищает дом от всех злых духов. Потому их не кушали сразу и не выкидывали, а хранили долгое время. В разных районах были свои традиционные рецепты. Их хранили с особым трепетом и никого в них не посвящали. И назывались они – козули – от «козюля» — «змейка, завиток»). СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Сообщения от учащихся. Много народных обычаев и православных традиций было связано с пряниками. Пряники были: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные, лечебные, игровые… Например: на свадьбе пряник дарили невесте, а заканчивалось свадебное торжество тем, что всем гостям давали по кусочку пряника. Получив кусочек, гости уже понимали, что пора расходиться по домам, поэтому этот пряник назывался «разгонный». Сам пряник делали большим, красиво украшенным. На другой день молодые шли в дом к родителям с пряником, и на него все клали подарки и деньги.

Сообщения от учащихся. Был и еще православный обычай: ловить пряники. На второй день Пасхи девушки в лучших нарядах выстраивались в круг на площадке около церкви, а парни кидали в них пряники, баранки, конфеты, причем каждый старался попасть в свою избранницу.

Сообщения от учащихся: В Прощёное воскресенье принято было дарить пряники близким и родным и просить прощение.

ГМ В моей жизни пряник тоже сыграл очень важную роль. Пришёл однажды к нам гости молодой человек. Мы поговорили, и он ушел. Смотрю, а на столе лежит под платочком Тульский пряник. Я вспомнила пословицу: «Без пряников не заигрываю!» Так и вышло, подружились мы с молодым пареньком, да и поженились. Вот уже 38 лет живём в мире и согласии.

Про пряники было сложено немало песен и частушек.

— Мы сами сочинили частушки и просим вас их исполнить для наших гостей. СЛАЙД 11 — 14

Частушки:

Ох, как дружно мы живём,

Песни добрые поём.

Про пряники печатные,

Такие ароматные!

1. Берегла фигуру я-
Пряников не ела.

Но увидев прянички

Всё ж не утерпела.

3. Кулинар Никитушка

Ох как постарался!

Песни пел и пряник ел.

Наде улыбался!

4.Пряник Паша мне купил,

Очень рада я была,
С этим пряником гулять
Я на улицу пошла.

IV Практическая часть

ОА Пора и ручки размять! Сейчас наш класс превращается в мастерские, а вы, ребята — в мастеров – пряничников, которые покажут нам своё творчество и умение.

ГМ А для настроения предлагаю исполнить куплет и припев песни «Пряники русские»
ОА Прекрасно. Давайте вспомним, какой пряник на вид?

(Предполагаемые ответы:

Форма: круглая, прямоугольная, овальная слегка выпуклая в центре.

Украшение: надписи с пожеланиями, памятные даты или несложный рисунок).

— Наши пряники, в отличие от настоящих, будут из пластилина, а работать вы будете в парах. Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение! Настроимся на работу. На счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” посмотри на соседа и улыбнись. Приготовились? “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы!

1. Самоопределение к деятельности:

В каждой мастерской на столе лежат конверты. В конверте под № 1 эскиз пряника, разрезанный на части. Сложив его, вы узнаете, какую форму будет иметь ваш пряник. 

— Форму пряников вы узнали.

В конвертах под № 2 находятся этапы работы по изготовлению пряника.

Ваша задача: расположить по порядку этапы работы.

2. Инструктаж деятельности.

— Вы составили инструкцию по изготовлению пряника. Проверим. СЛАЙД 15

— На экране будут появляться этапы работы в правильной последовательности.

Если вы в таком же порядке расположили этапы, хлопните 1 раз в ладоши.

— Мы будем изготавливать праздничный пряник, тогда какого этапа нет? (Украсить пряник)

Разомнём пластилин.

Раскатаем пластилин.

Приложим трафарет.

Вырежем пряник.

Украсим пряник.

— Ещё раз прочтите внимательно инструкцию.

— При помощи какого инструмента раскатывают пластилин? (Скалки). Что делать? Как раскатать пластилин в лепёшку без скалки? (Слегка придавить ладошкой) Для этого положите кусочек пластилина на доску и слегка придавите ладошкой. Старайтесь, чтобы толщина лепёшки была равномерной.

— Кто догадался, какой вид пряника вы будете изготавливать? (Вырезной)

— Какой инструмент нам потребуется для вырезания пряника? (Стек)

— Каждый из вас должен придумать свой узор для пряника.

3. Инструктаж по ТБ

— Назовите правила безопасной работы со стеком.

(Нельзя подносить стеки близко к глазам, чесать ими уши или грызть их.)

  1. Самостоятельная работа учащихся.

V Выставка работ

— Какие красивые пряники у вас получились!

VI Итог урока

— Обратимся ещё раз к целям урока. Всё ли у нас получилось?

— Какие существуют виды пряников?

— Какой вид пряника вы изготавливали, при помощи чего вырезали?

— В каких православных обычаях и традициях участвовал пряник?

Рефлексия урока

Прилепите, пожалуйста, полоски определенного цвета на прянишный домик.

— красный цвет- урок понравился;

— зелёный цвет — урок был интересным;

— синий — было скучно.

ГМ Вот говорят: «Сделал дело — гуляй смело»!

КАДРИЛЬ! Приглашаем на кадриль!

Литература:

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. №17785;

-Проектирование современного урока в начальной школе : Материалы участника личностно- ориентированного модуля.- М.: Академкнига/Учебник,2013.-56с.-(Серия .»Переподготовка и повышение квалификации работников образования»);

-Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина ].- М. : Просвещение, 2013.-64с.

— Уроки музыки.1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина.-4-е изд. – М.: Просвещение,2009.-207с.;

— Музыка. 4класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина.-3-е изд.-М.: Просвещение,2013.-127 с. : ил.;

— Технология. 4 кл.: учебник /Т. М. Рагозина, А.А. Гринёва, И.Б.Мылова.-2-е изд. стереотип. – М.: Академкнига/ Учебник,2016.-96с. : ил.;

— Основы духовно — нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4-5кл.).Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт.- сост. Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко.- 2-е изд., стереотип.- М. : Дрофа,2013.-187,{5}c/

— Поплянова Е.М. День ромашки [Ноты] : песни для детей : для голоса и фп./ [муз. ] Елена Поплянова ; [сл. ] Николай Шилов.- Челябинск :MPI, 2009.-56с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Приложение 2 (фотоотчёт)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий развлекательной программы мульти пульти
  • Сценарий разбойники против деда мороза
  • Сценарий прямой трансляции
  • Сценарий развлекательной программы молодежный микс
  • Сценарий разбойники на новогоднем утреннике