Сценарий птички симпатички

Экологическая игра-викторина "Наши пернатые друзья" для учащихся 3 классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ЩКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

СЦЕНАРИЙ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ

  на тему: «Наши пернатые  друзья»

Разработала: Рупас Оксана Анатольевна

                                                         воспитатель

Подольск, 2018

Игра – викторина «Наши пернатые друзья»

 Цели:

-Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.

-Научить проявлять заботу  к голодающим и замерзающим зимой птицам.              

-Раскрыть важность заботы о птицах зимой.

-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;                      

Задачи:

Образовательные:

-Уточнить названия зимующих птиц и расширить представления детей о зимующих  птицах.

-Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

-Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих птицах, развивать диалогическую речь.

Развивающие:

-Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

-Развивать в детях ответственность за «братьев наших меньших».

-Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;

Воспитательные:

-Воспитывать и развивать доброжелательное отношение к птицам.

-Сочувствовать и помогать  птицам  в зимнее время года.  

-Закрепить и обобщить представление детей о сопереживании, доброте, милосердии.

-Создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Коррекционные: развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками развитие зрительного восприятия  в ходе соотнесения изображения на разрезной картинке с птицей на столе, развитие памяти в определении особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов, мест обитания, развития внимания.

Ход занятия

      I. Вступительная беседа.

Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях.
Птиц на свете очень много – около 9000 видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например, пингвины. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие птицы, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие лишь на берегу моря. Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые питаются животными. А есть и те, которые едят только растительную пищу: В основном ягоды и семена (дятел, щегол). Одни селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или на ветвях деревьев и кустов, а есть птицы, которые улетают в теплые края, а некоторые остаются на зимовку в наших краях.  

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Ребята, каких птиц  видели во дворе зимой? ( воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами.

      Сегодня мы проведем игру- викторину на тему: «Наши пернатые друзья». Разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать себе название. Наша викторина будет состоять из конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает одну фишку. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников.
— Прежде чем начать викторину мы немножко с вами разомнемся

II. Конкурсы

Конкурс «Разминка»

А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди

-Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

-Какая птица имеет клюв виде креста? ( клёст)

-Каких птиц можно научить говорить? (попугая, ворону, сороку, скворца)

-Какие птицы не умеют летать? (Страусы, пингвины)

-У какой птицы на голове хохолок? (свиристель)

-Где делает себе гнездо соловей? (на земле)

-Какая птица не выводит птенцов? (кукушка)

-Чем отличается ворона от галки? (ворона серая и больше галки ,галка чёрная)

-Какие птицы выводят птенцов зимой? ( клесты)

-У какой птицы самый красивый хвост? ( у павлина)

-Какую птицу называют будильником? ( петух)

-С прилётом этой птицы начинается весна . (грач)

-Птица с розовым опереньем (фламинго)

-Какая птица не умеет летать, но быстро бегает? ( страус)

-Какую птицу считают символом мудрости? (сова)

-Что зимой страшнее птицам: холод или голод? (голод)

-Какую птицу считают самым лучшим певцом? ( соловей)

-Какая домашняя птица предупреждает хозяина о том, что к дому подходят гости? (гуси, они начинают сильна гоготать)

-Какую птицу считают символом верности ( лебедя)

-Почему аисты и цапли живут в болотистых местах? ( они питаются лягушками)

-Какая птица носит мешок с рыбой? (пеликан)

-Какие птицы прилетают к нам на зиму? (снегири)

-Где строят гнёзда ласточки-береговушки? (на крутых склонах рек)

-Что есть у птиц, но нет у зверей? (у птиц есть перья)

-Какие птицы, кроме совы, живут в дупле? (скворцы)

-Почему перед дождём ласточки летают низко?( ловят мошек, которые низко летают перед дождём).

-Какая птичка снесёт такое яичко, которым можно накормить всю семью? ( страус)

-Зачем дятел стучит по дереву? (добывает личинок и червячков)

-Какие птицы улетают на юг последними? ( утки, гуси, лебеди, т.к. питаются рыбой и могут добыть себе корм, пока река не замёрзла)

-Зачем клесту такой клюв? ( доставать семена из шишек)

-Какую пользу приносит сова? (уничтожает мышей)

Физкультминутка-игра «Перелётные или зимующие»

. Учитель называет птиц. Если птица перелётная — дети поднимают руки, Если зимующая- приседают.

Зимующие          Перелётные

Сорока                 Ласточка

Сова                     Грач

Синица                Соловей

Воробей               Кукушка

Голубь                   Скворец

Ворона                    Журавль

 Конкурс «Узнай птицу»

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это… птицы зимнего леса. Вы легко их узнаете но описанию.

1.Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2.Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на головке черная полоса-галстучек, крылья и хвост серые, спинка желто-зеленая, а брюшко желтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. (Синица.)

3.У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела — черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Эта птица — труженик. Расклюет в своей «кузнице» шишку и летит за новой.

(Дятел.)

4.Эта птичка небольшая, цвета красного, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Это единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 градусах мороза. (Клест.)

5.Голова, крылья, хвост у нее — черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Она очень подвижная, суетливая птица. (Сорока.)

6.У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья — черные, остальное тело — серое. (Ворона)

Конкурс. Весёлые вопросы.

-Птенцов какой птицы считают по осени? (курицы. Цыплят по осени считают)

-Какая птица приносит в дом детей? (аист)

-Как зовут мужа утки? (селезень)

-Какая птица на хвосте новости приносит? (сорока)

-Какая птица является символом мира? (голубь)

-Какая птица варила детям кашу? (сорока)

-На какой птице Айболит долетел до Африки? (на орле)

-Какая птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)

Конкурс «Птичьи ребусы»

Следующий конкурс заключается в том, что по ребусам, изображенным на слайдах, вам надо угадать название птиц.

Конкурс. Игра « Разрезные картинки»

Собрать из разрезных частей птицу и назвать её.

Конкурс. Игра « Один – много»

Ворона   —  вороны

Снегирь —   снегири

Воробей —  воробьи

Дятел —       дятлы

Конкурс. Игра « Наоборот»

Много интересного узнали про птиц. Все птицы разные.

-Снегирь малоподвижный, а синица …( шустрая).

-Синицы высиживают птенцов летом, а клест …( зимой).

-У синицы клюв тонкий, а у дятла-

— Ворона большая, воробей- …..(маленький)

Это интересно знать

«Птицы – синоптики»

-Воробьи дружно чирикают зимой — к оттепели.

— Воробьи веселые, подвижные- к хорошей погоде.

-Ворона перед переменой погоды хрипло каркает.

 Синицы порхают под окном- к холоду.

— Если птицы жмутся к домам — к снегу, туману, ненастью.

— Снегирь зимой поет на снег, вьюгу, слякоть.

Птичьи рекорды

             Продолжительность жизни:

Сова – 60 лет

 Ворона- 120 лет

Щегол – 23 года

Скорость полета:

Щегол-38 км час

Сорока- 56 км час

Голубь- 62 км час

Высота полета

Голубь до 100 метров

Ворона до 2500 метров

Хищники от 100 до 4000 метров

Конкурс «Птичьи профессии».

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Птица – рыболов. Соловей

Птица – плотник. Ласточка

Лесная кошка. Поползень

Птица – строитель. Баклан

Птица – акробат. Иволга

Пернатый солист. Кукушка

Ночной хищник. Дятел

Легкомысленная мамаша. Сова

Конкурс «Третий лишний»

Воспитатель сообщает, что сейчас будет называть тройку птиц, а ребятам надо найти «лишнюю» птицу и объяснить, почему она не подходит для двух других.

1.Ласточка, ворона ,сова.

2. Грач, соловей, сорока.

3.Воробей, дятел, кукушка

4 Дятел, синица, скворец.

Конкурс «Сельские новости». (Конкурс юных корреспондентов)

Вот на эту кормушку сейчас будут прилетать зимующие птицы, а мы послушаем сельские новости, которые подготовили наши корреспонденты.

Обратите внимание, что все птицы разлетелись, а какие должны прилететь на кормушку, каждая команда по очереди находит по описанию.

1. В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (дети ищут по группе и вставляют в кормушку – воробьи.) 

– Кто приготовил репортаж о воробьиной дружной семье? (Выслушиваются сообщения учащихся.)

2 Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синичка – представляет подготовленный репортаж).

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири – заслушивается репортаж детей-корреспондентов).

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы:

непоседы пестрые,

птицы длинохвостные,

птицы говорливые,

самые болтливые.

(сороки – юные корреспонденты представляют свой репортаж).

5.А в пятницу на кормушке побывало много птиц:

-Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит –

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

-Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь: кружат 20 пар

И кричат: карр, карр, карр. (ворона.)

Физкультминутка.

Молодцы, каждая команда рассказала о зимующих птицах, мы узнали много нового. Пока жюри подводит итоги, команда «снегирей» проведет с гостями физкультминутку.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

Конкурс  знатоков пословиц и поговорок.

Ведущая. Какой же счет у наших команд? Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс для самых внимательных на лучшие знания пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю каждой команде первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.

1. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

2. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).

3. Всякая птица свое… (гнездо любит).

4. Старого воробья на мякине… (не проведешь).

5. Лес без птиц и птицы без… (леса не живут).

6. Знает птица, что без Родины… (не годится).

7. Всякая птица своим пером… (гордится).

8. Всякая птица по-своему… (поет).

9. У каждой пташки – свои… (замашки).

10. Вороне соколом… (не быть).

11. Мала синичка, да… (коготок остер).

12. Всякая птица своим клювом… (сыта).

13. Сорока без причины не … (стрекочет).

14. Сорока весть на хвосте… (принесла).

Конкурс знатоков примет. А сейчас надо будет назвать каждой команде по очереди приметы, касающиеся наших зимующих птиц.

– Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, – знай, быть вьюге.

– Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.

– Если вороны устраивают в небе хороводы – быть снегопаду, садятся на землю – жди оттепели.

– Если ворон на нижних ветвях деревьев – значит, скоро поднимется ветер.

– Каркают вороны всей стаей – к морозу.

– Воробьи дружно расчирикались – будет оттепель.

– Ворон летит – на ветер, каркает – к дождю.

– Мелкие птички собираются в кучу – к дождю.

– Сова кричит – на холод.

– Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.

– Ворона кричит зимой – к метели.

– Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

– Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

– Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороза.

– Снегирь зимою поет – на снег, вьюгу и слякоть.

III. Итог викторины»

Жюри подводит итоги игры-викторины.

Наша игра подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы
узнали много интересного из жизни птиц. Давайте повторим,
где же зимуют птицы? 
(В теплых краях.)

Какие птицы зимуют у нас? (Ответы детей)

Давайте, ребята, так относиться к птицам, чтобы они нас не пугались, чтобы звонкие песни их радовали наш слух всегда. Они, так же как и все мы, нуждаются в заботе и внимании. Особенно зимующие птицы, ведь им так недостает корма в лютые морозы.

Государственное казенное

«Птички-
симпатички»
Паспорт проектаобщеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа – интернат №1»

 Проект выполнен обучающимися  
1 доп.-4 кл.,
педагогом
Давтян А.С. 
педагогом-психологом 
   Данильченко С.М.

Паспорт учебного проекта

Название учебного учреждения  Государственное
казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат №1»

Тема проекта «Птички-симпатички»

Тип проекта  мнонопредметный,
общешкольный, внутренний, краткосрочный, практико-ориентированный

Срок реализации проекта   
20 сентября 2018 г.

Аннотация проекта  В
проекте участвуют обучающиеся 1 доп.-4х классов. В технологии коллаж ученики
оформляют шаблоны с изображениями маленьких птиц, отличающихся ярким оперением.
По мере выполнения работы участники проекта проникаются эмпатическими
переживаниями за безопасные условия проживания птиц.  Размышляют, чем человек
может быть полезен птицам.

Невелика
птичка-синичка, и         та –  свой праздник.

(пословица)

Актуальность
проекта

Экологическое воспитание подрастающего поколения
становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать
неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не
создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен
обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом
мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей
современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

В школе экологическое образование носит междисциплинарный
характер. Большую роль в формировании экологической культуры обучающихся играет
учебный проект. Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим
школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В
педагогике и психологии  «исследовательским обучением» именуется подход к
обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к
самостоятельному изучению окружающего мира. Проект «Птички-симпатички»
предоставляет обучающимся такую возможность.

Цель: формирование
потребности бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:   Обогащать
представления о разнообразии животного мира и участии человека в жизни птиц.
Формировать  систему  знаний об экологических проблемах и путях их разрешения

Целевая аудитория  обучающиеся 
1 доп.-4х классов. 

Формы работы:

педагоги:
объяснение (показ) действий по оформлению шаблонов; помощь (от указания на
ошибку до совместно-разделенных действий);

обучающиеся:
знакомство с  содержанием предстоящих действий; изготовление коллажей;
рефлексия.

                      
Этапы проекта

Этап

Сроки

Деятельность участников проекта

Подготовительный

10-15   октября 
2018

Педагоги

Формулирование
проблемы, цели и задач  проекта.

Подбор
изображений птиц, подходящих теме проекта.

Разработка
шаблона для предстоящей деятельности обучающихся .

Отбор
участников проекта, потенциально способных реализовать этапы.

Распечатка
бланков. Подготовка информации о бережном отношении к птицам на конкретных примерах
для распространения ее в процессе выполнения проектных действий.

Основной

16 октября — 26 ноября    
2018

Педагоги

Создают
условия для творческой деятельности.

Помогают
правильно располагать на шаблоне «перья». Обсуждают с детьми условия жизни
птиц, их потребности, участие человека (положительное, отрицательное).

Обучающиеся

Изучают
свой шаблон, слушают про свою птицу. Рассматривают ее изображение. Задают
вопросы педагогам. Наклеивают вырезанные овалы с изображением птицы в определенной
последовательности. Загибают «перышки» для придания объема.

Заключительный

30 ноября   2018

Педагоги

Обобщение 
полученных результатов. Оценка участия каждого  обучающегося в проекте.

Подготовка
коллажей к экспозиции дня открытых дверей («День птиц»)

Обучающиеся

Дают
эмоциональные оценки своего участия в проектной деятельности,  рассматривают
коллажи остальных участников проекта

.

Технологии:   технология
проектной деятельности, технология «коллаж», личностно-ориентированные
технологии, коммуникативная технология обучения, групповые технологии,
технологии развития нравственных чувств, технологии  коррекционно-развивающего 
обучения, объяснительно – иллюстративные технологии, технологии коллективной
деятельности.       

Ожидаемые результаты 
бережное отношение к птицам.

Практическая значимость проекта   Умение
работать по коллективной инструкции, выполнять задания, требующие точных
аккуратных движений. Экспозиция проектного продукта в день открытых дверей.

Литература:

1. Основы
педагогической экологии / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко; Северный
(Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова. Институт судостроения
и морской арктической техники (ИСМАРТ). — Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская
типография», 2015. — с

2. Новолодская,
Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности
учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.Г.Новолодская;
Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. — Бийск: ФГБОУ ВПО
«АГАО», 2012. — 248 с.

3. Экологическое
образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. — 120 с.
(Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).

4.
http://www.knigi-psychologia.com/osobennosti-detei-umerennoi-tyajeloi-stepenyu-otstalosti-a-1023.html

5. Журнал
«Вестник» Выпуск 3 Томского Государственного педагогического университета
Проблемы обучения детей с умственной отсталостью Научная статья автор Г.Н.
Попов

Ход
реализации проекта

Подготовительный
этап

Авторы
проекта подобрали изображения птиц, соответствующих названию проекта.
Оформили фотографии в рамке овальной формы, имитирующей перья птицы. Выбрали
обучающихся, которые могут выполнять проектные задания самостоятельно или с
помощью  педагогов.

      

Основной
этап

Руководители
проекта организовали условия для оформления именных шаблонов.

Участники
проекта наклеивали «перья» на шаблоны птиц.    Усваивали информацию об
опасностях, которые их подстерегают и о помощи человека, в которой они
нуждаются.

 

 

Заключительный
этап

Все
работы детей выставлены в ходе проведения дня открытых дверей «День птиц»

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла весна!

1 апреля мы празднуем Международный день птиц. Эта дата проведения праздника выбрана не случайно. Ведь в апреле большинство перелетных птиц, преодолевая все препятствия и длинный путь, возвращаются домой — в родные края.

В далеком 1894 году в Соединенных Штатах Амеpики в небольшом городке Оил-Сити, который находится в штате Пенсильвания, был впервые проведен День птиц, организованный местным школьным учителем Чарльзом Бабкоком для своих учеников. Эту акцию поддержали журналисты местных печатных издательств, которые распространили эту новость по всей Америке, и новый детский праздник быстро набрал свою популярность.

В начале 20 века праздник попал в Европу, где в Париже в 1902 году была составлена «Всемирная Конвенция об охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», которая вступила в силу 12 декабря 1905 года. Эту конвенцию подписали более десятка государств Европы.

Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В 40-е годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году восстановлена.

С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год «правит бал» лишь один представитель пернатых. Союз охраны птиц России (СОПР) избрал птицей 2021 года кобчика (Falco vespertinus), вид хищных птиц рода соколов. Он заменил серого журавля, носившего этот титул в 2020 году.

Взрослого самца — кобчика не спутаешь ни с каким другим представителем мелких соколов. В его оперении изысканные тёмно-пепельно-серые тона на спине и крыльях оттеняются кирпично-красным цветом низа брюшка и «красными штанами» — яркими перьями на ногах.

В настоящее время состояние популяции кобчика (Falco vespertinus) вызывает у учёных тревогу — численность их в Европейской России составляет около 20 тысяч пар и неуклонно снижается.

 А сейчас я предлагаю провести познавательную викторину, которая называется «Что за птица? Угадай!»:

Предлагаем Вам посмотреть познавательный мультфильм про птиц:

Конкурсно-познавательная игра «Эти забавные
птицы»
проводится в декаду биологии в
два этапа.
Для проведения игры нет
необходимости подбора жюри, подсчёт правильных
ответов ведётся по жетонам, за каждый правильный
ответ – команда получает жетон, по количеству
заработанных жетонов определяется команда –
победитель. Первый этап – отборочный этап
проводится внутри класса. Класс делится на 4
команды. В ходе игры определяется команда
победительница, которая будет представлять
класс в финальной игре между классами.

Второй этап проводится между командами
победителей от каждого класса.

Для проведения игры составляется два сценария!

Цели проведения:

  • развитие познавательной и творческой
    активности учащихся;
  • расширение кругозора;
  • воспитание любви к родной природе и бережного
    отношения к птицам;
  • формирование умения играть в команде, уважать
    каждого члена команды,
  • выполнять правила игры.

Возраст участников – ученики 6-х или 7-х классов
( параллель 4 класса).

Подготовка к игре.

1. Класс делится на четыре команды. Деление
проводится так – учащиеся стоят по периметру
класса и по очереди называют времена года (зима,
весна, лето, осень). Первая команда – те учащиеся,
которые назвали слово «Зима», вторая – «Весна»,
третья – «Лето», четвёртая – «Осень».

2. Созданные команды во внеурочное время
выбирают себе капитанов, название, придумывают
девиз, рисуют эмблемы.

3. Каждая команда выполняет творческую работу,
составляет Азбуку птиц (названия птиц
расположены по алфавиту).

4. Рисуют плакат «Защитим пернатых друзей!» и
готовят его защиту.

Место проведения – кабинет биологии, парты
раставлены для работы четырёх групп.

Оборудование и оформление:


  • буквы на доске «Эти забавные птицы»,
  • иллюстрации «Птицы»,
  • плакаты «Защитим пернатых друзей!», творческие
    работы «Азбука птиц»,
  • четыре стола и стол для ведущего,
  • карточки ребусы, раздаточные материалы,
  • кроссворд,
  • фонограммы «Голоса птиц», «Звуки леса – песни
    птиц»,
  • жетоны — ПТИЧКИ для подсчёта правильных ответов,
    грамоты и призы для награждения.

Сценарий 1. «Первый отборочный этап игры «Эти
забавные птицы».

1. Организационное начало игры.

Звучит фонограмма «Звуки леса – голоса
птиц».

Игроки рассаживаются в классе.

2. Вступительное слово учителя.

Из всех наземных позвоночных животных птицы
один из самых разнообразных классов. Учёные
насчитывают сейчас примерно 8600 видов птиц. Из них
около 750 видов встречаются в нашей стране. Все
птицы теплокровные животные. Тело покрыто
перьями. Передние конечности превратились в
орган полёта – крылья. Почти все птицы умеют
летать, а у тех, которые летать не умеют (пингвины,
страусы, киви) всё равно есть видоизменённые
крылья. У пингвинов крылья – плавники,
позволяющие плыть со скоростью 10 м/с. Птицы могут
быстро и долго бегать. Быстрее всех – страусы.
Австралийский страус бегает со скоростью 31 км/ч,
а наша перепёлка – до 15, 5 км/ч. Самые быстрые
летуны – стрижи, скорость до 170 км/ч. Ласточки по
сравнению с ними «тихолёты», скорость 50-60 км/ч.
Птенцов птицы выводят из отложенных яиц.
Значение птиц в природе и жизни человека очень
велико. Птицы разносят семена растений,
некоторые опыляют растения, поедая вредных
насекомых и зверей, семена сорняков, они приносят
пользу сельскому хозяйству. Некоторые вредят с/х,
переносят болезни. Домашние птицы обеспечивают
человека продуктами питания. Пение птиц
доставляет огромное наслаждение и удовольствие.

3. Сообщение темы конкурсно-познавательной
игры.

Сегодня мы проводим первый отборочный этап
конкурсно-познавательной игры «Эти забавные
птицы», проверим свои знания, получим новые,
будем учиться играть в команде, уважая право
каждого игрока на принятие решения. Оценивать
ваши знания будем жетонами, за каждый правильный
ответ команда будет получать жетон-ПТИЧКУ, какая
команда наберёт больше всех ПТИЧЕК, та и, станет
победителем полуфинальной игры и будет
представлять ваш класс на финальных играх.

Первый конкурс «Представление команд».

Команды выстраиваются у доски, представляют
своего капитана, название, девиз, эмблему.

Второй конкурс «Разминка – кто больше знает
птиц»

Каждая команда по очереди говорит название
птицы, на какой команде цепочка обрывается, та и
получает жетон, повторы исключены, учитывается
внимание и дисциплина в команде, умение
выслушать соперника и распределить порядок
ответов в команде.

Третий конкурс «Песни о птицах»

Команды по очереди называют строчку песни, где
названа птица, например: «Малиновки заслышав
голосок», «В роще пел соловушка там вдали», «У
дороги чибис, у дороги чибис», «Розовый фламинго,
дитя заката», «Соловьи, соловьи, не тревожьте
солдат», «Я — ворона, я – ворона» и т. д. , причём
первой начинают команды каждый раз разные (по
порядку по кругу). На какой команде ответы
заканчиваются, та и получает жетон.

Четвёртый конкурс «Что за прелесть эти
сказки».
Игроки называют сказки, где сказочный
персонаж – птица». Например, «Лиса и тетерев»,
«Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Соловей» и т. д.

Пятый конкурс «Отгадай ребус».

Капитаны команд разыгрывают по одному ребусу и
в команде готовят ответ, та команда, которая
первой угадывает, выходит к доске, при оценке
учитывается быстрота и правильность ответа.

Ребусы:

1. 2. 3. 4.
С 3 Ж ЛАС . 40 а О ва
(СТРИЖ) (ЛАСТОЧКА) (СОРОКА) (СОВА)

Шестой конкурс «Отгадай зашифрованное
название птицы».

Названия напечатаны на карточках, которые
вытягивают капитаны и в команде готовят ответ.

  1. ницаси, лубьго (синица, голубь)
  2. рокасо, шкукаку (сорока, кукушка)
  3. вейлосо, ровона (соловей, ворона)
  4. бейрово, рецскво (воробей, скворец)

Седьмой конкурс «Музыкально-театральный –
«Кто как поёт и передвигается».

На доске под номерами расположены иллюстрации
птиц (гусь, утка, ворона, курица, воробей, петух).
Капитаны команд вытягивают карточку с номером
птицы, вся команда готовит выступление, исполняя
песню и характерные движения птицы. Победителя
выбирают сами дети. Каждая команда называет
понравившееся выступление соперников, лучшая
команда получает жетон.

Восьмой конкурс «Словообразование».

Каждой команде от названия птицы образовать
фамилию людей. Например: птица – Птицын, курица –
Курочкин, орёл – Орлов, павлин – Павлинов и т. д.
Команда, которая последней называет фамилию, при
обрыве цепочки ответов, получает жетон-птичку.
Повторы исключаются.

Девятый конкурс – конкурс капитанов

«Узнай птицу по фотопортрету».

Капитаны вытягивают 1 карточку (цветные
фотографии птиц: иволга, оляпка, фазан,
венценосная цапля, утка-мандаринка, даурский
журавль, скворец) и пытаются узнать птицу, если
капитан затрудняется, то ему помогает команда.

Десятый конкурс «Игра на внимание «Найди
ошибку».

Командам быстро зачитывается строфа
стихотворения, они должны назвать, что не птица.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и
стрижи

Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы,
стрижи…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны,
галки, макароны

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи,
аисты, кукушки, совы и ватрушки….

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, галки и чижи, аисты, стрижи,
лебеди и совы, дятлы и коровы…

Одиннадцатый конкурс «Почему так птицу
назвали».

Капитаны вытягивают карточку с названием
птицы, в команде готовят ответ.

Карточки:

канарейка – привезли с Канарских островов у
берегов Африки;

глухарь – во время токования ничего не
слышит;

воробей – за воровство крошек его бьют;

мухоловка – вечером ловит мух у стада коров и
овец.

Двенадцатый конкурс «Выбери один ответ».

1. Почему у совы широкое лицо?

а)чтобы лучше видеть;

б)чтобы лучше слышать;

в)для красоты и солидности.

Широкое лицо у совы из-за двух перьевых лицевых
дисков

Вокруг глаз. Это не глаза у совы такие большие, а
… уши. Диски – звукоуловители, передающие
сигналы во внутреннее ухо.

2. Укакой птицы гнездо с искусственным
подогревом?

а) у страуса; б) у курицы; в) у утки.

Гнездо с подогревом – инкубатор для
высиживания птенцов научились делать сорные
куры с океанических островов. Сгребают кучу из
мусора, когда мусор загниёт (достигнет
температуры 30 градусов), тогда и откладывают в
кучу яйца. Из мусорной кучи позднее, уже
оперившиеся птенцы выскакивают и разбегаются
кто куда.

3. Кто из птиц лучший танцор?

а) павлины; б)гуси; в)журавли.

Радостным журавлиным криком оглашаются болота.
Впереди постройка гнезда, выведение птенцов.
Вышагивают, приседают друг перед другом,
взмахивают крыльями. Это особый танец – танец
весны.

4. Зачем страус голову в песок прячет?

а)от страха;

б)освобождается от паразитов, блох;

в)разыскивает пищу.

Закрыв свои большие глаза и опустив голову в
горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит),
пока погибнут или сбегут с головы все паразиты.
После этого он погружает в песок шею, грудь,
взбивает песок крыльями, то есть принимает
настоящие песочные ванны.

Тринадцатый конкурс. «Живые синонимы».

Капитаны команд получают карточки. Необходимо
подобрать названия птиц, чтобы получились
выражения, употребляемые в сравнении с людьми.

Например, «мокрый» (беспомощный), как курица
(мокрая курица).

Какая команда первой справится с заданием
получает жетон.

Мудрый, как … (ворон)

Задиристый, как … (петух)

Вороватый, как … (сорока)

Важный, надутый, как … (индюк)

Длинноногий, как … (цапля)

Глазастый, как … (филин)

Взгляд хищный, как у … (ястреба)

Взгляд зоркий, как у … (сокола)

Нос с горбинкой, как у … (орла)

Нос приплюснутый, как у … (утки)

Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)

Величавая походка, как у … (павлина)
(выступает будто пава)

Четырнадцатый конкурс. Кроссворд. «Названия
птиц, оканчивающихся на КА»

Каждая команда получает карточку с
кроссвордом, какая команда быстрее всех
заполнит, правильно отгадав загадки, получает
жетон.

Кроссворд.

7. ТРЯСОГУЗКА
6. КАНАРЕЙКА
5. ЛАСТОЧКА
4. КУКУШКА
3. ОЛЯПКА
2. ГАЛКА
1. УТКА

Вопросы кроссворда:

1. Промысловая водоплавающая птица. (утка)

2. Самая обычная птица, живущая рядом с
человеком. (галка)

3. Водяной воробей – птичка «подводник».
(оляпка)

4. Птица, откладывающая яйца в чужие гнёзда.
(кукушка)

5. Деревенская и городская быстрокрылая.
(ласточка)

6. Домашняя певчая птичка с Канарских островов.
(канарейка)

7. Серенькая птичка с чёрной головкой и грудкой,
белым брюшком, при беге трясущая длинным
хвостиком. (трясогузка)

Пятнадцатый конкурс. «Защита плаката»

Каждая команда заранее готовила плакат
«Защитим пернатых друзей!» и его защиту
«рекламу». За творческое задание каждая команда
получает по жетону.

4. Итог игры . Подсчёт жетонов. Награждение
грамотами и призами победителей.

5. Заключительное слово ведущего. Спасибо
всем за игру. Судьба природы – судьба Родины!
Человек в ответе за свои поступки. Каждый
прожитый день – это день для будущих потомков.
Птицы – наши младшие пернатые друзья. Помните,
что они украшают нашу жизнь, оберегают нас,
помогают нам дышать, спасая зелёные насаждения
от вредителей. Больше птиц – радостнее жизнь.
Почему человек должен заботиться о птицах?
(ответы детей) время не прошло даром, что-то новое
вы узнали. До новых встреч! Следующая финальная
игра проводится через неделю.

Сценарий 2. Финал
конкурсно-познавательной игры «Эти забавные
птицы».

В финале принимают участие по одной
команде-победительнице от каждого класса.

1. Организационное начало игры. Звучит
фонограмма «Звуки леса». Игроки рассаживаются за
столы, за каждой командой сидят болельщики,
подготовившие плакаты поддержки.

2. Вступительное слово ведущего.

Среди многообразия живых организмов одним из
наиболее интересных классов являются ПТИЦЫ.
Птицы дороги нам как часть чудесной нашей родины.
Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое
оперение оживляют природу, вселяют в нас
бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании,
стремлении научиться летать зародились у людей
при взгляде на птиц.

Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от
вредных насекомых, мышей, которые съедают около
четверти всего урожая, обгрызая плодовые деревья
в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего
урожая. Сегодня мы проводим финальную
конкурсно-познавательную игру «Эти забавные
птицы».

Первый конкурс «Представление команд».

Команды называют девиз, название команды,
представляют капитана команды. Каждая команда
получает жетон за творческий подход.

Второй конкурс «Марафон».

Каждая команда по очереди называет птиц,
исключая повторы, выигрывает та команда, которая
последней называет птицу. Победитель получает
жетон.

Третий конкурс «Песни о птицах».

Команды по очереди называют строчку из песни,
где есть название птицы. Команда, последней
назвавшая песню, получает жетон.

Четвёртый конкурс «Литературный».

Команды по очереди называют сказки, где герои
птицы — «Дикие лебеди», «Гуси-лебеди», «Петушок и
бобовое зёрнышко», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина
избушка» и др. Команда последней назвавшая
сказку, получает жетон.

Пятый конкурс «Узнай птицу».

Игроки получают карточки с зашифрованными
названиями птиц.

1. ЛАНБАК 2. КУТБЕР 3. РАВЛЬЖУ 4. ЛИНФИ
ЦАЛИГОР КАЛЯПО ГОМИНФЛА НИКВЯТСТЕР
КАРОВКЕД МОРОДОКЗИ РИКОЛИБ ЗЕНЬПОЛПО
КАГАГАР КАДЕЙИН КАСЯНОВ КАНЛИПЕ
ОТВЕТЫ:
1. БАКЛАН 2. БЕРКУТ 3. ЖУРАВЛЬ 4. ФИЛИН
ГОРЛИЦА ОЛЯПКА ФЛАМИНГО СТЕРВЯТНИК
КЕДРОВКА ЗИМОРОДОК КОЛИБРИ ПОПОЛЗЕНЬ
ГАГАРКА ИНДЕЙКА ОВСЯНКА ПЕЛИКАН

Команда, которая первой отгадает названия птиц,
получает жетон.

Шестой конкурс «Словообразование»

Образовать фамилии людей от названий птиц.

Например: орёл – Орлов.

Рекламная пауза «Полезная информация» показ
иллюстраций и гербариев данных растений

Названия птиц нашли применение и в названиях
растений.

Мох – Кукушкин лён. Цветковые – Гусиный лук,
Кукушкины слёзки, Вороний глаз, Ястребинка
волосистая. Папоротники – Орляк обыкновенный,
Страусник обыкновенный.

Седьмой конкурс – конкурс капитанов. «Чей
это фотопортрет?»

Капитанам команд достаются фотографии птиц,
они должны назвать птицу и сообщить, чем она
интересна. 1. СОЙКА. 2. УДОД. 3. СИЗОВОРОНКА. 4.
ВЕНЦЕНОСНЫЙ ЖУРАВЛЬ.

Первый ответивший получает жетон, если капитан
затрудняется, ему помогает команда.

Восьмой конкурс «Объясни название птицы»

Команды получают карточки с названием птицы и
пытаются объяснить её название.

1. БУРЕВЕСТНИК. (вестник бури, летает над
просторами океана)

2. ПОГАНКА. (утка, питается рыбой, мясо имеет
запах рыбы, «поганое мясо»)

3. КОЗОДОЙ. (питается на пастбище около скота,
где много насекомых; легенда, что доит коз)

4. МАНДАРИНКА. (утка, за грудку оранжевого цвета)

Девятый конкурс «Составь пословицу. Объясни
её значение»

Игроки получают перфокарту, где в разнобой
написаны начало и окончание пословиц, необходимо
соединить линиями, чтобы получилась пословица,
объяснить её значение.

Аист на крыше — а нужна ему зелёная ветка.
Срубили кусты — к тёплой зиме.
Больше птиц — мир в доме.
Увидел грача — прощай певцы.
Поздний отлёт птиц весну встречай
Увидел скворца — выше урожай
Не нужна соловью золотая клетка, весна у крыльца.

Варианты пословиц: Аист на крыше — мир в доме.
Срубили кусты — прощай певцы. Больше птиц — выше
урожай. Увидел грача — весну встречай. Поздний
отлёт птиц к тёплой зиме. Не нужна соловью
золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка. Увидел
скворца – весна у крыльца.

Десятый конкурс «Загадки» За каждый
правильный ответ команда получает жетон

1. Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. СИНИЦА.

2. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат.
ЦАПЛЯ.

3. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт
приют.

Не боится он простуды – с первым снегом тут как
тут. СНЕГИРЬ.

4. Ловит целый день жуков, ест букашек, червяков.

Зимовать не улетает, под карнизом обитает.
ВОРОБЕЙ.

5. Хвост серпом, голова с гребешком. ПЕТУХ.

6. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
СОРОКА.

7. Ночью зряча, днём слепа, мышей ловит, а не кот.
СОВА.

8. Птица сверху налетает и цыплят внизу хватает.
ЯСТРЕБ.

Одиннадцатый конкурс «Выбери ответ»

Из трёх предложенных ответов нужно выбрать
только один.

1. Какая птица выводит зимой птенцов? (воробей,
клёст
, галка)

2. Какие птицы ночуют в снегу? (вороны, куропатки,
филины)

3. Какие птицы совершают дальние перелёты?(полярные
крачки
, ласточки, журавли)

4. Какая из птиц наших хвойных лесов самая
маленькая?(синица, иволга, королёк)

Двенадцатый конкурс «Аудиовикторина –
Голоса птиц».

Игрокам предлагается прослушать фонограмму
голосов птиц, задание определить, кто поёт,
ответы игроки записывают на карточках. По
количеству правильно указанных птиц команды
получают соответствующее число жетонов.

Звучат голоса птиц:

1. ВОРОНА,
2. КУКУШКА,
3. ГРАЧИ,
4. ВОРОБЬИ,
5. ГОЛУБИ,
6. ЖУРАВЛИ,
7. ДЯТЕЛ,
8. ПЕТУХ

Тринадцатый конкурс «Гонка за лидером»

Игроки должны быстро отвечать на заданный
вопрос, если ответа нет, учитель считает до трёх и
право ответа переходит следующей команде, за
каждый правильный ответ – жетон.

1. Какие птицы прилетают к нам первыми? /ГРАЧИ/

2. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду?
/СТРИЖИ/

3. Где гнездятся скворцы? /В ДУПЛАХ, В
СКВОРЕЧНИКАХ/

4. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает
птенцов? /КУКУШКА/

5. Как называется скопление птиц на скалах?
/Птичий базар/

6. Какая птица разоряет гнёзда мелких птиц?
/ворона, сорока/

7. Какие птицы самые пушистые? /совята/

8. Какая птица самая большая в мире? /африканский
страус/

9. Какие птицы самые дружные? /чайки,
ласточки-береговушки/

10. Какая птица живёт у нас только зимой?
/снегирь/

11. Какие птицы курлычут? /журавли/

12. Кто летает выше всех и дальше всех? /орёл/

Четырнадцатый конкурс «Кто как поёт?»

1. Филин

а)охает;
б)ахает;
в)ухает?

2. Перепёлка

а)квохчет;
б)токует;
в) поёт?

3. Вальдшнеп

а)цикает;
б)стонет;
в)шипит?

4. Выпь

а)ревёт;
б)лает;
в)воет?

Пятнадцатый конкурс «Хищные и
водоплавающие»

Игроки получают игровую карточку, где дан
список птиц. Около каждой птицы надо поставить
букву Х — если это хищная птица, и букву В
– если это водоплавающая птица.

ЧЕГЛОК — Х ЛУНЬ — Х ГОГОЛЬ — Х БЕКАС — В
СКОПА – Х ВЫПЬ — В ОСОЕД — Х КАНЮК — Х
ЧОМГА — В БЕРКУТ — Х ЧИБИС — В ГРИФ — Х

По количеству правильно указанных птиц команды
получают соответствующее число жетонов.

4. Подведение итогов. Подсчёт жетонов.
Определение команды победителя. Награждение.

Всего в жизни знать невозможно, главное
научиться познавать непознанное, научиться
видеть вокруг себя интересное и стараться
сохранить это интересное для других. Человек –
творец природы! А природа – это кладовая солнца с
её сокровищами жизни. Давайте сохраним то, что
даёт нам жизнь – нашу матушку природу. Надеюсь,
время, затраченное вами на игру, не прошло для вас
даром, вы узнали что-то новое, и прежде чем
совершить какой-то поступок, вы будете думать: «А
надо ли это природе?» Главным для вас должен
стать принцип – НЕ НАВРЕДИ!

школьный праздник птиц сценарийПредлагаем вам оригинальный сценарий праздника природы в школе — «День птиц». Викторина о птицах. Данный сценарий написан в форме увлекательной театрализованной викторины о жизни птиц для школьного праздника птиц. Вы можете использовать этот интересный сценарий школьного праздника птиц при проведение и организации школьных мероприятий.

 Сценарий праздника в школе: РУССКИХ ПТИЦ ВОЛШЕБНАЯ СТАЯ

Викторина с элементами театрализации на школьный праздник птиц 

(автор: Коломиец Лидия Петровна, режиссер, сценарист)

 Внимание! авторский контент! запрещено к перепечатке!!! 

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник – День птиц.

Впервые День птиц у нас в стране был проведен в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли, лишь иногда в некоторых школах или на станциях юных натуралистов отмечали птичий праздник. Весной 1998 года детский журнал «Муравейник»  предложил возродить День птиц. Теперь этот праздник отмечается 7 апреля. 

А начнем мы наш праздник с такого вопроса: какие птицы обитают в нашей местности?

(ответы детей)

Ведущий: Все птицы, которых вы назвали, очень интересны и приносят неоценимую пользу. Их надо оберегать, подкармливать зимой, вешать для них весною домики. Но важно не только правильно сделать птичий домик, но и правильно его повесить. Скворечники, например, вешают в садах, на опушке леса и на окраинах города на высоте не менее 4 метров на толстых деревьях без сучьев внизу, чтобы до них нельзя было добраться без лестницы. Чтобы главные городские враги птиц – кошки – не могли  разорить гнездо, укрепляй домик так, чтобы кошка не могла влезть лапой в скворечник.

Заботясь о птицах, не навреди деревьям. Ни в коем случае нельзя прибивать птичий дом гвоздями,  а надо прикреплять проволокой или вешать за прикрепленную сзади планку.

Какие бы птицы не поселились в ваших домиках, лес скажет вам спасибо.

Но вот наступила весна. Хотя в марте, зачастую, в наших краях еще лежит снег, но день уже длинный и начинается прилет птиц. Самыми первыми прилетают к нам грачи. Недаром в народной пословице говорится: «Грачи прилетели – на крыльях весну принести».

Первым делом, прилетев, птицы наводят порядок в своем доме. Ремонтируют старые гнезда или строят новые. А вы знаете, что гнезда бывают самые разные? Например, огромные, построенные из веток и сучьев, у аистов, и связанные из шерсти или волокон конопли, подвешенные к  камышу чудо-домики синичек-ремезов. Зимородки и ласточки-береговушки, например, роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце  туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. А синички и поползни строят гнезда в дуплах деревьев. Многие птицы натаскивают в свое гнездо и шерстинки, чтобы сделать мягкий матрасик для будущих птенцов. Скворцы предпочитают теплые уютные квартирки без сквозняков. Они могут свить гнездо в подходящем дупле, но если в лесу или саду есть скворечник, то они с удовольствием поселятся в нем и будут защищать лес и сад от вредителей.

Ведь комары да мухи не только людей донимают, но и всех лесных обитателей. Так одна-единственная ласточка за лето до миллиона этой кусачей мелкоты истребляет. Да и стриж, и даже маленькая мухоловка ей не уступает.

А самая крошечная наша пичужка – королек – за год до 10 миллионов вредных насекомых съедает. Представляете, что осталось бы от леса, если бы не маленькие лесные пташки?  

А сейчас мы проверим ваши знания о птицах.

У нас две команды. Команды, представьтесь, пожалуйста. 

(Команды представляются.)

Первый конкурс  «Разминка» (на знание имен птиц)

( за каждый правильный ответ на вопрос команда получает жетон)

*  Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

*  Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

*  Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

*  Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

*  Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

*  Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

*  У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

*  Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

*  Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

*  У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

*  У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

*  Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

*  Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

*  Любимое лакомство аистов? (Лягушки) 

Второй конкурс: Конкурс пословиц. (на знание пословиц о птицах)

Ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

*  Ласточка день начинает … (соловей кончает)

*  Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

*  У каждой птицы … (своя песня)

*  Цыплят по осени … (считают)

*  Слово не воробей …(вылетит —  не поймаешь)

*  Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

*  Старого воробья … ( на мякине не проведешь)

*  Всякий кулик свое … (болото хвалит)

*  Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

*  Одна ласточка … (весны не делает)

*  … свинье не товарищ (гусь)

Третий конкурс. «Сороки — тараторки» (конкурс на знание скороговорок)

Ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

*  Дятел дуб долбил да не додолбил.

*  У перепела да перепелки пять перепелят.

*  Проворонила ворона вороненка.

*  Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

*  Три сороки – тараторки тараторили на горке.

*  Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок. 

Четвертый конкурс. «Загадки о птицах» 

Ведущий: Наш следующий конкурс – это загадки о птицах.

(Ведущий говорит загадку, команды должны отгадать загадку. Та команда, которая первой дала отгадку, получает жетон.)

*****

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует,

Коноплю ворует.

                                    (Воробей)

*****

Летом за пахарем ходит,

 а под зиму с криком уходит.

                                     (Грач)

*****

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

                                    (Журавль)

*****

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает,

А время знает.

                                       (Петух)

*****

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать  у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

                                     (Снегирь)

 *****

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце.

                               (Ласточка)

 *****

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

                               (Сова)

 *****

Крылатый, горластый,

Красные ласты.

                                (Гусь)

*****

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

                               (Сорока)

*****

По-над полем, над болотом,

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть.

                                (Жаворонок)

*****

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу.

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.

                                (Орел)

*****

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

                                     (Аист)

Пятый конкурс на знание фактов из жизни птиц. 

Ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать командам факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

*  В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

*  Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

*  Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

*  У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

*  Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

*  Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

*   Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

*  Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях.  (Да)

*  У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

*  Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

*  Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

*  Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

*  На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

*  Клёсты выводят птенцов зимой. (Да) 

Шестой конкурс на знание чудесных волшебных птиц из былин и сказок. 

Ведущий: Молодцы, ребята! А кто может назвать чудесных, волшебных птиц, о которых говорится в сказках, былинах? (Царевна-Лебедь, Жар-птица, Финист-сокол и др.) А слышали вы когда- нибудь об Алконосте, Стратим-птице, Птице Гамаюн, Птице Сирин?

Сегодня они сами вам представятся, а кое-что расскажу вам я. Начнем со Стратим-птицы. По-другому ее называют Ногай-птица или Страфил-птица. Сказания утверждают, что она – прародительница всех пернатых. Жила она якобы на море-океане, была так велика и сильна, что от ее крика поднималась буря, а от взмаха крыльев море выходило из  берегов и сносило с земли целые города.

стихи о Стратим-птице:

От меня пошли все птицы,

Я – всем русским птицам мать.

Океан готов взъяриться,

Лишь крылом начну махать.

В кружева одеты волны,

Раскачался океан,

Ветры буйные довольны –

Им по нраву ураган.

Ведущий: Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол. Сказочные герои часто обращались в соколов, например, для того, чтобы мгновенно одолеть огромные расстояния или внезапно ударить по врагу, неожиданно появиться перед красной девицей и т.д.

стихи о птице Сокол:

Птица Сокол! Я в почете у народа.

Не опасна мне любая непогода.

Я, как молния, пространство одолею,

В битве честной я врага не пожалею.

От очей моих укрыться невозможно.

И веду себя я очень осторожно.

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, Сокол млад и  Сокол ясный!

Ведущий: Одним из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. Имя Финист созвучно имени неумирающего Феникса. Есть у древних греков предание о птице Феникс. Состарившись, она взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама сгорает, чтобы тут же возродиться вновь.

В этой легенде есть нечто общее со славянским преданием о Жар-птице, воплощении бога Солнца и бога Грозы. Сияние ее оперенья слепит глаза, ее перо может принести владельцу великое счастье. Живет она в тридесятом царстве в райском саду, где стоит терем Царь-девицы. В том же саду растут и молодильные яблоки, дающие человеку вечную молодость.

стихи о Жар-птице:

Жар-птица – это пламя и огонь!

Ослепнуть можно от ее сиянья.

Ах, сколько было схваток и погонь,

Как говорят старинные сказанья,

Чтоб завладеть хотя б ее пером!

Один герой случайно догадался

И угостил ее хмельным зерном –

И он домой с Жар-птицей возвращался.

Днем, в клетке сидя, птица-Жар поет –

Из клюва жемчуг скатный рассыпает.

А ночью, вольный совершив полет,

Сад райский опереньем освещает.

Ведущий: Пришла пора познакомить вас с птицей, о которой вы, скорее всего, раньше не слышали. Это Алконост: наполовину женщина, наполовину птица. Яйца она, по преданию, несет на краю моря и не высиживает их, а погружает в морскую глубину, и тогда семь дней стоит безветренная, спокойная погода.

стихи о птице Алконост:

Я – райская птица,

Зовусь Алконостом,

Со мною сравниться

Вам, птички, не просто:

В двойном я обличье –

Девичьем и птичьем –

Лицом я девица,

А тело – от птицы.

Ведущий: Если Алконост – птица добрая, светлая, то, очень похожая на нее птица Сирин, является посланницей  злой силы. В преданиях рассказывается о ее несравненной красоте и губительной власти ее голоса. Слушая птицу Сирин, человек забывал обо всем на свете и умирал, ощущая полное блаженство.

Ведущий: Была у славян и вещая птица-Гамаюн, посланник и глашатай богов. Он открывал будущее тем, кто умел истолковать его пение, загадочное для непосвященных. Когда Гамаюн летел с Востока, то приносил с собою смертоносную бурю.

стихи о птице Гамаюн:

Я — посланник богов

И глашатай веков!

Людям гимны пою,

Слушай песню мою:

О земле и о небе,

О воде и  о хлебе,

О герое былинном

И о боге всесильном.

Я пою свои песни,

Нет которых чудесней,

Тем, кто тайное знает,

Тем, кто их разгадает!

Ведущий: Скажите, какая птица вам больше всего запомнилась?

(Ответы детей)

Хотите почитать волшебные сказки, в которых описываются эти и другие волшебные птицы? Приходите в библиотеку.

Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что еще может случиться, если исчезнут все птицы?

(Ответы детей)

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и  леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, и всему животному миру, придет гибель. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…

 Конкурс скворечников.

АВТОР: Коломиец Лидия Петровна (режиссер, сценарист) 

Внимание авторский контент! Защищен от плагиата. Запрещено к перепечатке любой части текста! Если вы хотите рассказать об этом интересном и познавательном сценарии школьного праздника птиц - поставьте ссылку на эту страницу.

Если вам понравились работы Лидии Петровны Коломиец, а также если они пригодились вам при подготовке праздничных мероприятий, вы можете выразить автору свою благодарность. 

РАЗДЕЛ: Сценарии праздников в школе

Ежегодно 1 апреля отмечается Международный день птиц.  Именно 1 апреля  большинство перелётных птиц , преодолевая все препятствия  и длинный путь возвращаются домой – в родные  края. Этому  празднику  в библиотеке №25  был посвящён экологический час «Птички – симпатички». На мероприятие были приглашены дети  из клуба « Эврика» и «Фантазёры».  Библиотекарь  рассказала  ребятам  об интересных моментах из жизни птиц, о пользе птиц , о бережном отношении человека к ним в разное время года.

Ребята принимали активное участие  в разных конкурсах и викторинах,  читали стихи, вспомнили пословицы и поговорки о птицах, а также загадки. Школьники прослушали информацию  об удивительных названиях птиц «Птица – рыболов», «Птица – строитель», «Птица – акробат» и многих других. С большим интересом прошёл конкурс «Узнай птиц по характерному признаку». Внимание детей привлекла яркая книжная выставка  «Пернатые друзья», где были размещены книги и журналы о природе , увлекательные и интересные рассказы о птицах  известных писателей: М.Пришвина, Н.Сладкова, Г.Скребицкого и др.

Материал подготовила ведущий библиотекарь Скуридина Г.А.

Сценарий весеннего развлечения

«Птички, птички невелички»

для детей 2 младшей группы

Автор: С. Д. Легостаева

музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад «Снежинка»

Цель: Создание положительной эмоциональной среды при помощи музыкальной и двигательной активности детей.
Задачи: Развивать творческие способности ребёнка, совершенствовать двигательные способности, танцевальные и певческие навыки, развивать эмоциональную отзывчивость, чувство коллектива.
Атрибуты: Костюм Весны, костюм птички, корзинка с фасолью, ткань «лужи», конфеты в корзинке.

Оформление: Зал украшен весенними цветами, птичками.

Ход развлечения: 

(Дети входят в зал под музыку «Весенний хоровод»)

Ведущий: 
Посмотрите, ребята, как красиво в нашем зале! Давайте пожелаем всем доброго утра и хорошего дня!

Ведущий: Мы сидели у окна, 
Постучалась к нам весна, 
Зайчик солнечный блеснул, 
Солнце в лужицы плеснул.

1 Ребёнок: 
Где ты, солнышко, проснись, 
Где ты скворушка, вернись, 
Сыпать снег зима устала,
Кап, кап, кап, весна настала! 

Ведущий: 
В дорогу, в дорогу нас музыка зовёт
На весеннюю полянку группа « _________________» идёт.
Все мы дружно зашагаем.
Где живёт Весна узнаем.

(под музыку идут по залу и останавливаются у избушки)

Ведущий:
Ребята, а мы и не заметили, как пришли в лес. Послушайте, как поют птицы, радуются солнышку.

(Звучит аудиозапись пения птиц.)

Ведущий: Ребята, что это за избушка, кто в ней живёт? Давайте постучим!
Тук –тук – тук! Может быть, тут живёт Весна? Она не слышит, как мы стучим. Давайте споём нашу песенку, чтобы она услышала и проснулась.

Песня «А весной»

(Весна выходит из избушки)

Весна: Здравствуйте, ребята!
Знаю, ждут меня повсюду.
Всем на свете я нужна.
Приношу я радость людям,
И зовут меня Весна.
А вместе со мной
Пришло к вам в гости
Круглое и ясное 
С лучиками красными. 
Что это?
Дети. Солнышко!

Ведущая: Весна, а почему ты такая красивая?
Весна: Я красивая, потому что умытая первою капелью, ручейками и первым весенним дождиком. А вы, ребята умываетесь?
Ведущая: А вот сейчас Весна, мы тебе и покажем!

Логоритмика — упражнение «Буль-буль водичка»

Ведущая: Дружный маленький народ,
Собирайтесь в хоровод!
Кто в хороводе кружится,
Тот с весной подружится!

Танец «Весенний хоровод»

Ведущая: Мы очень ждали тебя, Весна. И ребятки наши приготовили для тебя стихотворения, вот послушай.
1 ребёнок:
К нам опять весна пришла, 
Свет и радость принесла.
Солнышко пригрело,
Сразу потеплело.

2 ребёнок:
Зазвенели ручейки,
Полетели мотыльки,
Почки распустились,
Листья появились.

3 ребёнок:
Ярко светит солнышко! 
Птички чистят перышки.
Просыпаются жучки,
Бабочки и паучки.

4 ребёнок:
Ручеёк в лесу смеётся,
И запел в саду скворец.
Солнце жарче пригревает,
И пришёл зиме конец.

5 ребенок:

Вся природа оживает,
Все мы радостью полны.
Каждый год вот так бывает,
С наступлением весны!

Весна: Молодцы ребятки. Порадовали меня. Что я слышу? Птичьи песенки! А как красиво птички поют. (запись пения птиц)

Ведущая: Солнышко весной пригрело.
Птичка в гости прилетела!
(Под музыку залетает птичка — ребенок)

Птичка: Здравствуйте, ребята!
Я маленькая птичка
Я птичка- невеличка.
Люблю весну, люблю тепло,
Когда красиво и светло.
Ведущий: Здравствуй, птичка – невеличка. Мы очень рады, что ты к нам прилетела.
Птичка: Ребята, а я очень люблю зернышки клевать.

Ведущая: А птичка – то голодная! Давайте соберём для неё зёрнышки!

Игра «Собери зёрнышки для птички-невелички» (фасоль, корзиночка)

Птичка: Спасибо, ребята! 

Весна: А еще, ребята, наша птичка любит очень играть. Поиграем с ней?

Птички очень любят сидеть на крышах домов, гаражей.

Раз, два, три, дети в птичек превратитесь.

Игра «Птички и автомобиль»

Весна: А вы знаете, как называется дом птицы? (гнездо) А где живёт скворец? (в скворечнике) Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнёзд для птиц. Но каждая птичка должна найти своё гнёздышко. Под музыку птички летают возле домиков, как только музыка смолкнет, птички летят в своё гнездо.

Игра «Птичкин домик»

Ведущая: Посмотрите, снег растаял и оставил много луж. Давайте, будем через них прыгать. Кто быстрее и ловчее.

Игра «Перепрыгни лужи» (ткань, прыгают по кругу)

Ведущая: Мы Весну, встречали,
С нею весело играли.
А теперь прощаться нужно,
До свиданья, скажем дружно!
Дети: До свидания!

Птичка: До свидания, ребята!
С вами быть была я рада!

Весна: Ну а мне пора спешить,
Лес, пригорки нарядить.

А раз ждали вы меня,

То я для вас угощенье принесла.

(Отдает корзинку с конфетами ведущему)

(Птичка и Весна уходят)

Ведущий: Ну вот, ребята, Весна и птичка отправились по домам и наша прогулка по весенней лужайке закончилась. Мы отправляемся к себе в группу.

(Под веселую музыку дети выходят из зала)

3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий птичий двор
  • Сценарий продающего видеоролика пример
  • Сценарий птичий базар
  • Сценарий продающего вебинара пример
  • Сценарий психолого педагогического тренинга