Сценарий путевого очерка

Работа по теме: Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Глава: В начало. ВУЗ: НГПУ.

В начало

§2. Этапы работы над созданием путевого очерка

Имея минимум знаний
о риторическом каноне, будущие авторы
публицистических текстов смогут
ориентироваться на этапы построения
текста с целью создания полноценного,
содержательного и интересного. Проследим
на анализируемом тексте, как реализуются
основные положения традиций классической
риторики (риторический канон) в жанре
путевого очерка.

Инвенция

Тема. В
области тематики очерк не имеет
ограничений. Предмет
изображения в очерке – всегда
современность, жизнь людей во всем ее
разнообразии: труд, образование, семья,
быт, отдых, международные связи.

Такое
же тематическое разнообразие свойственно
и информационным жанрам. Разница
заключается в подаче темы и формулировании
ее. Уже этот начальный этап – выбор
и формулировка темы – должен
показать, что автор собирается изложить
выбранную тему в жанре путевого очерка.

В чем же своеобразие
определения тематики очерка? Во-первых,
на начальном этапе тема определяется
в общих чертах, может корректироваться
по ходу развертывания маршрута и даже
изменяться в зависимости от наиболее
сильных впечатлений автора. Во-вторых,
тема путевого очерка обычно не
ограничивается одним событием, а включает
описание мест, событий, людей, с которыми
автор знакомится на протяжении всего
пути.

В общих чертах
тему путевого очерка можно сформулировать
следующим образом: описание наиболее
ярких и интересных эпизодов и впечатлений
за время маршрута.

Так,
тема представленного в пособии очерка
В. Пескова «Кормилец
Севера» – описание
автором жизни тундры зимой.

Когда тема намечена,
требуется накопление впечатлений,
материала, фактов. Следует заметить,
что отбор материала в путевом очерке
(ПО) гораздо более свободен, чем, например,
в информационных жанрах, и менее
предсказуем, поскольку автор может
выбрать наиболее яркий и выразительный
материал.

Для
эффективного раскрытия темы служат «общие
места»
.
Какие же из них наиболее часто используются
в данном жанре?

1.        Род
и вид.
 Ни
один ПО не
обходится без использования
данного «общего места». Всестороннее
раскрытие темы в ПО невозможно
без указания данных отношений.
Например: «Предпочтение
они (олени) отдают тем же грибам (род),
что и люди,
  подберезовикам,
подосиновикам, маслятам (разновидности)».

2.        Целое
и части.
 В
смысловом и структурном отношении данный топос
является незаменимой частью ПО.
Используется такое «общее место» и при
создании портрета героя, и при описании
пейзажа, и при подробном изложении
действий и поступков героев. Это дает
возможность детально и ярко показать
увиденное автором. Песков
использует данный топос
для доказательства исключительной роли
оленя в жизни на Севере. Например: «Олени –это
пища: мясо и молоко. Шкуры оленьи
  это
одежда, обувь, одеяла, мешки, ремни и
покров для жилищ. Олень
 –это
транспорт в бескрайней тундре. Оленья
кровь
  средство
против цинги».

Последовательное
описание составных частей помогает
создать отдельный микротекст, продолжающий
развертывание темы и способствующий
ее раскрытию.

3.        Обстоятельство. Можно
выделить следующие разновидности этого
топоса: указание места, микротекст-пейзаж,
указание времени.

Указание
места выражает суть и назначение ПО.
Это может быть конкретное географическое
название. Например: «На
Аляске мы наблюдали потерявшегося
недельного возраста олененка».
 Возможно
также описание увиденного без конкретного
названия места: «Тундра
зимой неприветлива, безотрадна».

В ПО микротекст – пейзаж,
несомненно, является и необходимым
элементом содержания, и украшением
жанра, поэтизирующим его.

В
каждом ПО обязательно присутствует
прямое или косвенное указание на время.
Без данного «общего места» этот жанр
может не состояться. Например: «Но
жизнь, когда присмотришься, все же тут
теплится и зимой».
Данный
топос может включать в себя указание
на количество дней, проведенных автором
в пути, неоднократное указание времени,
позволяющее связать в единое текст
(«сначала»,
«в течение трех дней», «спустя время»,
«затем»
).

4.        Свойства. Данное
«общее место» тесно связано с введением
в любой очерк «публицистического героя»,
это понятие может быть представлено и
«героем-человеком», и «героем-животным»,
и «героем-городом», и «героем-автором».

Суть
«публицистического героя» состоит в
скрещении двух координат: объективного
и субъективного. Объективность создается
тем, что герой выражает социальную
ситуацию, субъективность же – личным
впечатлением автора. Характерное в
герое ПО раскрывается
лишь на основе его поступков, качеств,
значимых действий.

В
анализируемом очерке В. Пескова «Кормилец
Севера» таким героем является олень,
образ которого передается через авторское
восприятие. Последовательно, тщательно
выписывает автор свойства своего героя.
Например:«Зимний
снег для оленя
  препятствие
небольшое. Копыта раздвоены и широко
раздвигаются. Кроме того, задние «пальцы»
копыт находятся вровень с передними
 (внешняя
характеристика), с
первыми холодами начинают олени свои
великие кочевья, идут проторенными
тысячелетними путями, на которых
встречаются горы, встречаются
реки
 (действия)».

5.        Определение. Поскольку
путевой очерк содержит в себе несколько
микротекстов, то определение появляется
в данном жанре неоднократно, раскрывая
содержание каждого нового смыслового
отрезка. Автор, используя определение,
показывает предмет речи с тех позиций,
которые соответствуют его замыслу.

В
путевом очерке можно обнаружить все
виды определений. Например, определение,
построенное
на родовых-видовых отношениях: «ягель  малопитательная,
лишенная белка и солей
растительность».
 Определение,
включающее в себя свойства
предмета: «Грибы  самое
большое лакомство и самый питательный
корм коренных северян»
 (наряду
с родовыми-видовыми отношениями
в определении перечисляются свойства).
Интересно и выразительно определение
метафоричное, которое часто встречается
у В. Пескова: «Следом
за ними движутся волки–
 “постоянные
пастухи” диких оленьих стад»
 или «Олень
на Севере
  это
сама жизнь».

6.        Причина  следствие. Чаще
всего этот топос используется в
аргументирующей речи. Так как для ПОхарактерны
различные виды доказательств,
причинно-следственные отношения являются
компонентом текста данного жанра.
Например, В. Песков, выдвигая в качестве
тезиса мысль, что добывание корма для
оленей – занятие
тяжелое, описывает причины этого: «надо
разрывать снег», «смертельна для стада
оттепель».

7.        Сопоставление. Поиски
общего и противоположного между явлениями
создает возможность особого структурирования
текста. Вот отдельный микротекст
в анализируемом ПО: «Олени
дикие от домашних разительно отличаются
величиной, статью и бодростью, хотя
живут примерно в равных условиях. Но
дикий волен, а покоренный его собрат
служит людям, ничего не получая взамен.
Отсюда хилость, маленький рост и тихая
грусть в больших миндалевидных глазах…»

Таковы внутренние
«общие места» путевого очерка.

Кроме
внутренних «общих мест» в путевом очерке
используются и внешние топосы,
к которым относятся:

      статистические
данные: «…число
диких северных оленей сократилось в
пятнадцать (!) раз»
;

      цитаты
из научных сочинений, газет, журналов,
художественной литературы: «Константин
Симонов в своих дневниках приводит
забавный рассказ полковника…»
;

      исторические
справки: «Эмблемой
Индии раньше был лев. Сейчас эмблемой
страны сами индийцы считают
тигра…»
 («Слоновая
пристань в Амбере»);

      хроникально-информационные
вставки;

      описания
географического характера: «Настоящую
слоновую пристань встретили мы близ
Джайпура в городке
 Амбер.
Над городком, на горе, открытая солнцу
и ветрам из пустыни, стоит старинная
крепость–
 дворец
великих Моголов».

Работа над очерком
требует большого, всестороннего и
тщательного изучения вспомогательных
материалов.

Итак, этап
инвенции
 в
путевом очерке сохраняет ту же структуру,
что и в других жанрах, но журналист
наполняет ее по-своему, придавая
индивидуальные черты, свойственные
только жанру путевого очерка. Это
своеобразие заключается в следующем:

      автор
всегда накапливает материал не за
письменным столом, а по ходу маршрута.
И здесь очень важна его наблюдательность,
острота зрения, в какой-то мере интуиция
(что из увиденного затем войдет в очерк);

      автор
изучает вспомогательный материал,
способный помочь раскрытию темы;

      автор
собирает объективные данные, присоединяя
к ним известную долю субъективности в
описании мест, событий;

      автор
формулирует тему с учетом маршрута,
отбирает наиболее важные, существенные
характеристики предварительно и во
время пути, на основе тщательного
знакомства с возможно более широким
кругом фактов, мнений, личных впечатлений,
наблюдений, пользуясь при этом «общими
местами».

Все разнообразные
материалы путевого очерка, все его
образы собираются вокруг главной задачи:
изобразить, создать единое впечатление
о том, что автору показалось интересным,
занимательным.

Диспозиция

Построение
путевого очерка неразрывно связано с
разработкой темы. Композиция его – одно
из главных средств выражения содержания.
При расположении найденного материала
путевого очерка необходимо помнить,
что речь идет о материале, печатающемся
в СМИ, специфика которых требует особой
организации, построения, и что речь идет
о создании так называемого комбинированного,
художественно-публицистического жанра.
Очерк является одной из самых разносторонних
и свободных литературных форм: в нем
может соединяться и сюжетный рассказ,
и сценка, и статистическая выкладка, и
публицистический выпад и т.д. Итак,
композиция очерка полифонична, включает
в себя композиционные приемы
публицистического, художественного и
даже научного стилей. Схематично
возможные формы построения жанра
(развертывание этапа диспозиции) можно
представить следующим образом:

ОЧЕРК

сюжетный

бессюжетный

экспозиция

завязка

развитие действия

кульминация

развязка

зачин

основная часть

концовка

Поскольку
путевой очерк в большинстве своем
бессюжетен, рассмотрим более подробно
структуру бессюжетного очерка. Путевой
очерк вмещает в себя несколько временных
планов, связанных с отдельными героями
и маршрутами, различные места, разнообразие
географических описаний. Все они должны
связываться между собой одним мотивом.
Основные типы композиционных форм
должны соответствовать типам связей,
характерных для окружающей действительности:
временным и причинно-следственным. В
связи с этим большинство исследователей
выделяет такие формы
построения бессюжетного очерка:

1.      Хроникальное
построение материала
 (описание
явлений, событий, человеческой жизни в
их временной последовательности). Данный
тип построения – наиболее
часто встречающийся в путевом очерке
(см. анализируемый очерк В. Пескова).

2.      Структурное,
построенное на причинно-следственных
связях.
 Таким образом создаются
очерки-исследования, где нет рассказа
во времени, а все повествование строится
по принципу логической последовательности.
Таково, например, построение очерка
В. Пескова «Слоновая
пристань в Амбере».

3.      Так
называемая эссеистская, свободная форма
построения
,
основанная на сложных ассоциативных
связях и образных обобщениях. Как
правило, эта форма объединяет в себе
признаки первых двух и достаточно часто
встречается на страницах газет. Каковы
связки, переходные мостики от одной
части к другой, от одного изобразительного
момента к другому?

Связки могут быть
простыми, небольшими по объему: краткая
авторская реплика, сравнение или
противопоставление, прямое обращение
автора к читателю, краткий авторский
комментарий, вопрос, заданный автором;
и большими, сложными: пейзажная зарисовка,
развернутый диалог, эпизод, лирическое
отступление, воспоминание, размышления
автора.

Так,
в очерке «Кормилец Севера» зачин и
основная часть связываются вопросительным
предложением «Но
что это там вблизи горизонта?»
 И
дальше от зарисовки вида зимнего Севера
осуществлен переход к непосредственному
описанию жизни оленей: «Облако
пара, и под ним что-то темное… Ба! Да это
ж рога».

В
очерке «Слоновая пристань в Амбере»
зачин и основная часть присоединяются
друг к другу небольшойисторической
справкой:
 «Эмблемой
Индии раньше был лев. Сейчас эмблемой
страны сами индийцы считают тигра… В
Дели мне дали справку: “В Индии сейчас
примерно пятнадцать тысяч диких слонов
и пять ручных”».

Именно
в очерке, как в
никаком другом
жанре, целесообразно использовать
кольцевую композицию. Этот прием придает
структуре произведения особую стройность
и целостность. Кроме того, повторение
наиболее важных фактов и мыслей, выносимых
автором в начало и конец, усиливают
звучание основной идеи материала.

Что
касается наиболее частых способов
оформления зачинов и концовок, а также
использования в них «общих мест», то
здесь можно отметить, что наиболее
частой формой зачина является зарисовка.
Например: «Тундра
зимой неприветлива, безотрадна. Мороз
и ветер царствуют на бескрайней равнине.
Никакого проявления жизни! Кажется,
необитаемая планета».

Поскольку
зарисовка строится на основании таких
топосов как «род – вид»,
«целое – часть»,
«свойства», то они чаще всего и используются
для зачина.

Концовка чаще
всего – краткий,
очень емкий, порой философский вывод: «В
каждой зоне Земли человек приспособил,
поставил на службу себе животных. В
среднем поясе
  это
лошадь, в пустынях
  верблюд,
в горах
 –ламы
и мулы, в тропических зонах
  буйволы
и слоны. Но ни одно из этих животных по
пользе, приносимой людям, не может
сравниться с северным оленем. Олень на
Севере
  сама
жизнь».
 В
данной концовке использованы
топосы«сопоставление»,
«место», «определение»
.

Что
касается основной части, то расположение
материала в ней полностью подчиняется
авторскому замыслу.Трудно
выделить, есть ли градация между
смысловыми частями текста в путевом
очерке (как в проблемном, где есть
требование обозначить структурно
кульминационный момент). В
большинстве своем все описываемые факты
в путевом очерке равнозначны и
располагаются либо во временной
последовательности – шаг
за шагом, или одно вытекает из другого – как
причина и следствие, либо фрагменты
объединяются эмоциональным настроем
автора.

Итак,
кажущаяся вольность изложения в очерке
на самом деле несет в себе художественную
целостность, стройность, являясь способом
организации материала. Задача
автора – умело
скомпоновать подобранный материал,
выделив и усилив наиболее яркие,
существенные моменты, умело представив
собственные впечатления и раздумья,
найдя своеобразный ход выражения и
связи фактов и мыслей.

Этап
диспозиции
 в
путевом очерке учитывает специфические
особенности данного жанра. Прежде всего это
единое связующее звено всего
текста – маршрут,
путешествие. В какие бы стороны ни уходил
автор в своих исследованиях и описаниях,
он отталкивается от главного – от
маршрута и увиденного на нем. Кроме
того, на этапе диспозиции автору
необходимо отобрать наиболее интересные,
яркие и существенные факты из массы
набросков, отмеченных в записной книжке.
Ведя повествование от одного момента
к другому, необходимо учитывать способы
связи отдельных частей и фрагментов.

Элокуция

Двуединая
природа жанра – художественность
и публицистичность – обусловливает
употребление языковых и речевых средств
в путевом
очерке.

О лингвистических
особенностях уже говорилось при общей
характеристике жанра. Поэтому здесь
большее внимание будет уделено тропам
и фигурам, характерным для данного
жанра.

Любой очерк богат
метафорами, эпитетами, сравнениями,
часто встречаются метонимия и синекдоха.
Использование тропов в путевом очерке
проследим на примере того же текста.

В
очерке В. Пескова встречаются
следующие метафоры,
позволяющие сделать текст живописнее
и ярче:«Мороз
и ветер царствуют на бескрайней равнине»;
«ты вдруг видишь шевелящийся на
ветру
 низкорослый
густой
лес.
Ба! Да это ж рога».

Встречаются
и яркие, интересные эпитеты: «Тундра
зимой неприветлива, безотрадна»; «С
первыми холодами начинают олени великие
свои кочевья»
 и
др. Мастерски использует В. Песков
сравнения: «На
снегу олень себя чувствует примерно
так же, как люди на лыжах»; «Вблизи
скопленье животных похоже на один
организм».

Рассмотрим
употребление некоторых фигур.

В
очерке «Слоновая пристань в Амбере»
автор использует для названия слонов,
о которых идет речь, следующие
описательные перифразы.
Они, с одной стороны, позволяют передать
отношение автора к своим героям, с
другой, –дают
характеристику героям: «серая
гора», «серые дирижабли», «живой
механизм», «великан-невольник».

Другая
фигура, часто использующаяся в
очерке – эпифонема.
Хорошо прочувствованный, эмоционально
поданный материал подразумевает
использование эпифонемы.
Жанр путевого очерка – благодатная
почва для выражений эмоций автора.

У
В. Пескова эта
риторическая фигура встречается
достаточно часто: «Тысячи
километров морем, две тысячи по реке…
Представляете путь к родимой своей
речушке или ручью!»
 («У
финиша жизни»).

Для
жанра очерка характерно использование фигур
диалогизма
. Пишущий периодически
задает вопросы от своего или чужого
лица и тут же отвечает на них. Включение
элементов диалога в монологическую
речь делает ее более убедительной и
выразительной. Вот примеры их
употребления: «Как
удовлетворить без обиды желающих тут
побывать? Собирают заявки и устраивают
лотерею» («У финиша жизни»). «Какой
навигационный прибор приводит лососей
в нужное место с такой потрясающей
точностью? Считают: все дело в запахах
и огромной чувствительности к ним
лососей».

Автор
мог бы просто вести повествование-рассказ.
Но использование диалоговых форм
обращает внимание читателей на
определенные моменты в то время, когда,
казалось бы, устаешь от преподнесенной
информации; уместность вопроса помогает
понять ход мыслей автора. Проследим,
какие фигуры диалогизма использовал
В. Песков при создании очерка «Кормилец
Севера». Так, среди фигур выделения
можно отметить разного вида повторы, в
том числе анафору«Сразу приспособлен оленек к
выживанию. Очень теплая шубка спасает
от холодов. Очень густое, сытное молоко
у заботливой матери».
 Анафора
выполняет смысловую нагрузку.

Интересно
и разнообразно в текст очерка включены
разного вида лексические
повторы
.
Например, когда последнее слово
предложения становится первым в следующем
предложении: «И
от холода он не страдает. Страдает от
перегрева».

Среди
фигур, образуемых соединением и
перестановкой слов в тексте,
встречаются: многосоюзие,
антитеза, инверсия, амплификация.

Интересно
проследить, как, используя данный тип
фигур, автор передает картину движения,
динамики в таком отрывке: «На
Севере всем живется несладко. И летом,
когда съедает мошка, и зимой, когда все
укутано снегом и когда ветер с морозом
не знают пощады… Воровски оглядываясь,
песец пробежал… На виду
  олени.
Хотя и низкорослые, они выглядят вызовом
и холоду, и пространству, и явной
бескормице»
 (многосоюзие).

В
очерке есть примеры
фигуры уподобления«тундра  необитаемая
планета».

Для
выражения собственных эмоций и придания
тексту диалогичности очеркист
использует риторический
вопрос, риторическое восклицание и
ответствование.
 Причем
вопрос и ответствование часто идут
рядом: автор задает вопрос и сам отвечает
на него. Например: «Но
что это там вблизи горизонта? Облако
пара, и под ним что-то темное».

Эмоционально
и откровенно звучат в тексте риторические
восклицания
«Никакого
проявления жизни!»; «Ба! Да это ж рога.
Это стадо оленей!»; «Сколько пришлого
люда в тундре!»; «Боже, с каким трудом
им доставалась тут еда».

Безусловно,
любой текст
становится
ярче, выразительнее, если в нем есть
тропы и фигуры. Они выполняют самые
разные функции, помогая автору высказать
основные смысловые моменты, показать
предмет речи с разных сторон, что весьма
важно для такого публицистического
жанра, как репортаж.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1.      Каковы
функции пейзажных зарисовок в путевом
очерке? Каковы особенности авторского
почерка при введении пейзажных зарисовок?

2.      Проследите
на примере данного очерка, как происходит
«перебивка» стиля.

3.      Какие
«общие места» встречаются в начале,
середине, в заключительной части очерка?

4.      Найдите
лирические отступления в тексте и
попробуйте заменить или опустить их.
Выиграет ли текст от такой замены?

5.      Прокомментируйте
выразительность языковых средств:

                                                                     а)      Приведите
примеры специальной лексики в очерке.
Как использование данной лексики
помогает раскрытию темы?

                                                                    б)      Проанализируйте
синтаксис очерка В. Пескова.
Какие синтаксические средства особенно
привлекли ваше внимание?

В литературе несколько десятков жанров. Знакомство с ними начинается уже в начальной школе. А в старших классах рассказывают, что такое путевой очерк и как его писать. Он объединил в себе характеристики художественной литературы и публицистики. Это произведение, в котором отображается мысль автора, факты, размышления над тем, как решить какую-то проблему.

Оглавление:

  • История и компоненты
  • Особенности написания
  • Путевой очерк

Человек за компьютером

История и компоненты

Небольшие произведения были в творчестве писателей XVIII века. Часто они возникают при изменении обычного уклада жизни, во времена кризиса общественных отношений. Сначала ученики знакомятся с литературным жанром на уроках русского языка в 7 классе. Более детально его изучают филологи.

Перед написанием произведения собирают все факты. Действия и происшествия должны быть важными. Статья пишется в описательном стиле, в ней отсутствует личная оценка и собственные домыслы.

Писать сочинение

В сочинении всегда проявляются три основных момента:

  1. Публицистический.
  2. Социологический.
  3. Образный.

Писатель опирается на статистику, но использует не только цифры, чтобы произведение не было сухим. А оно должно затрагивать струны души человеческой. Публицистика важна, так как автор выступает в роли журналиста.

Примеры текстов очерков можно найти в журналах, газетах. Информацию собирают из различных источников. Очеркист должен быть человеком любознательным, разносторонне ра́звитым. Чтобы заинтересовать читателя, должен быть красивый литературный слог.

Особенности написания

Сочинение в публицистическом стиле пишется с использованием художественного и документального жанра. Чтобы произведение было правильно написано, необходимо придерживаться основных структурных компонентов.

Писать очерк

Есть несколько отличительных характеристик:

  • Малая повествовательная форма.
  • Описание реальных событий и людей.
  • Использование неоспоримых фактов.

В литературе выделяют несколько видов очерков.

Нужно знать особенности каждого из них:

Внешность человека

  • Портретный. Описывает жизнь человека, его внешность, внутренний мир, влияние окружающего мира на героя.
  • Проблемный. Описывается острый конфликт. Его можно решить после анализа различной информации. Главное — вовлечь в диалог читателя.
  • Путевой. В произведении рассказывается об интересном и необычном событии, которое произошло во время поездки, например, о встрече с каким-либо человеком. Описываются воспоминания и ситуации, которые наблюдал автор.
  • Публицистический. Очерковая заметка, в которой автор выносит проблему на всеобщее обозрение и при этом высказывает личное мнение.

Путевой очерк

Написать такое сочинение сможет начинающий автор и опытный журналист. Оно отличается некоторыми особенностями, которые учитывают при написании очерка. Сначала следует определить, с какой целью очеркист делится своими впечатлениями. Для этого делают набросок-план: делятся своими впечатлениями, рассказывают о социальной, экономической или экологической ситуации.

Радищев

Сначала знакомятся с работами опытных авторов: А. С. Пушкина, А. Н. Радищева.

Чтобы написать сочинение, нужно пережить описываемые эмоции, увидеть достопримечательности. Здесь отсутствует фантазия, так как произведение полностью правдивое, основанное на достоверной информации.

Во время поездки по интересным местам делают записи деталей пейзажа, интересных происшествий, что произошло не так, как планировалось. Можно вести аудиодневник и делать фотографии.

Приблизительная форма путевого очерка, который часто можно встретить в газете, выглядит следующим образом:

Каждое моё путешествие вдохновляет и заставляет двигаться дальше. Так было и в этот раз. Конечно, я не собиралась уезжать далеко и надолго. Но очень хотелось найти маленький уголок, где тебе откроются новые люди, прекрасная природа.

Я купила билет на автобус и приготовилась ловить каждый прекрасный момент. Рядом сидела морщинистая старушонка. Сначала она задремала, но уже через полчаса ей захотелось поговорить. Бабушка рассказывала о сёлах, которые мы проезжали, о том, кто там живёт. Я, конечно, поддерживала разговор, но всё это было не настолько интересно.

А потом старушка открыла мне нечто удивительное. Она сказала, что уже совсем скоро мы будем в одном из красивейших мест России. Я засомневалась — видела уже многое в своей жизни. Но она меня заинтриговала.

И вот оно — это красивейшее место! Я впервые увидела, как в одном месте соединились все красоты мира. Передо мной находилось ровное поле с зелёным ковром и огромной поляной полевых цветов. Солнце раскидало свои лучи так, как будто хотело накрыть тёплым ковром каждый кусочек земли. Голубое небо искрилось и, казалось, окутывало всё живое мягким одеялом.

Мне захотелось остаться здесь навсегда. В нескольких километрах просматривалась небольшая деревенька. От старушки я узнала, что там можно недорого снять комнату. Дальше я не поехала. Попрощалась с попутчицей и отправилась искать домик. Это были незабываемые выходные. Столько впечатлений и фотографий у меня ещё никогда не было.

Путевой очерк — это небольшое произведение, в котором всё рассказанное является правдой. Читатель узнаёт о новых местах, о необычной природе. Красочное описание переносит человека в красивый и загадочный мир. Именно из газетных статей люди узнают об уголках разных стран.

Путевой очерк в русской литературе

Концепция очеркового жанра

В русской литературе очерковое описание путешествий по России и загранице оформилось как самостоятельное направление в 18 веке. Это уже упомянутый труд Радищева и «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина. Оба писателя художественно описывают нравы, обычаи, социальные отношения и характеры людей, с которыми им пришлось сталкиваться, обозначая собственное отношение к увиденному без искажения действительности. Живой язык, используемый в повествовании, позволяет читателю наиболее полно проникнуться сутью вещей, ощутить их реальность. Для наибольшего эффекта погружения в тему авторы используют:

  • пейзажные зарисовки;
  • разговорный язык;
  • эмоциональное состояние всех действующих лиц;
  • художественные образы.

Что такое путевой очерк

Путевой очерк — это неизменная часть современной журналистики, занимающейся проблемными вопросами на местах, в своей стране и за рубежом. Журналист, направляющийся в рабочую командировку, может уже иметь определенный сюжетный план, сформированный на основании первичных сведений. Но этот план не должен стать «прокрустовым ложем», отсекающим свежую и достоверную информацию, полученную от участников событий и очевидцев.

Публикации в периодических изданиях

В современном виде традиционный жанр обозначил направление, неразрывно связанное с публицистикой, и стал действенным инструментом в политической и общественной жизни социума. В чистом виде описательные заметки остались разве только в туристических проспектах, посвященным преимуществам сервиса. В очерковом сюжете сложно, но органично переплетаются сведения о достопримечательностях страны/региона, социальных отношениях, преобладающих духовных ценностях и материальном положении населения.

Публикации в периодических изданиях

Для тех, кто хочет ознакомиться с жанром путевого очерка, примеры текстов можно легко найти в крупных газетах или в журналах, посвященных путешествиям, туризму и темам международных отношений. В идеале, информация, излагаемая в таких статьях, должна быть исключительно достоверной.

Развитие сюжетной линии предполагает:

  • динамичность;
  • всестороннее исследование событий;
  • личную вовлеченность и заинтересованность автора.

Читатель должен быть захвачен информационным потоком, преподносимым не как свершившийся и оставшийся в прошлом факт, но как феномен, имеющий дальнейшее развитие, приглашая к участию его самого. Читатель может быть согласен или несогласен с трактовкой конкретных событий, но он не должен остаться равнодушным. Задача автора дать почувствовать, что мнение каждого читающего важно и может повлиять на ситуацию. Такая позиция особенно актуальна, если речь идет о проблемах, казалось бы, отдаленных, но на самом деле касающихся каждого:

  • лесные пожары и несанкционированные вырубки;
  • алкоголизм, наркомания среди подрастающего поколения;
  • снижение значимости института семьи;
  • объекты и действия, нарушающие экологическую безопасность;
  • коррумпированность среди властных структур.

Написать очерк гораздо труднее, чем просто информационную статью, основа которой — безликое сообщение о событии или происшествии, приправленное гарниром числовых сводок. Очерк — это плод индивидуальных переживаний, объединенных общей сюжетной линией.

От дневника к путевому очерку

Если отправляясь в поездку-путешествие, человек намерен описать все впечатления и переживания, вызванные природными особенностями посещаемых мест, встречами с новыми людьми, обычаями и привычками «аборигенов», он не должен делать скоропалительные выводы и спешно оформлять их в завершенную форму. Достаточно начать вести дневник и записывать в него самые яркие впечатления, цифровую и вербальную информацию, плохо поддающуюся запоминанию.

Описание впечатлений

Путевой очерк — это сиюминутное эмоциональное восприятие, подвергнутое тщательному внутреннему анализу, с проекцией на особенности местных условий:

  • социальные и религиозные отношения внутри сообщества;
  • экономическую ситуацию, в которой находится страна, регион, отдельная личность;
  • общий культурный уровень.

В документальном повествовании невозможно избежать публицистической направленности. И если очерк готовится к печати, то непременно вызовет общественный резонанс, масштабы которого порой выходят за пределы задумки автора. Подача материала должна предусматривать максимальную объективность и тактичность обзора.

Жанровый диапазон

К путевому жанру одинаково относится и журналистское расследование глобальных событий, и школьное сочинение на тему летнего отдыха и экскурсионных поездок, написанное учеником 4−5 класса.

Он наблюдает за происходящим

Любой очерк, в том числе и путевой, позволяет автору в полной мере раскрыть свое видение мира, через призму которого он пропускает все описываемые жизненные ситуации. Он наблюдает за происходящим или принимает в нем участие, опуская малозначимые эпизоды и заостряя акцент на том, что его беспокоит и волнует.

Художественный язык произведения способствует его большей читабельности, а, значит, и заинтересованности аудитории. Чем красочнее и эмоциональнее изложение, тем более оно привлекает читателя, удерживает его внимание, становится более доступным для органичного понимания.

  1. Сочинения
  2. На свободную тему
  3. Про путешествие в форме путевого очерка

Сочинение в форме путевого очерка Про путешествие

Этим летом мы ездили в гости к бабушке и дедушке, которые живут очень далеко от нас. Папа с мамой готовились к этому дню заранее, купили билеты и подарки родственникам, а я собирала свои вещи. Так как наш путь будет долгим, мы с мамой приготавливали еду с собой в поезд. И вот этот день настал. Рано утром нас всех разбудила мама, и мы пошли завтракать, в спешке собирали последние вещи, проверяли документы. Нас пришла провожать бабушка Валя, это мама папы. Мы сели на автобус и поехали в другой город. Наш путь длился около двух часов, мы ехали через огромную Беловежскую пущу. По пути я успела рассмотреть большое количество деревьев и цветов. Мы проезжали маленькие села и большие города. Дорога была не длинная.

Далее в 13.00 у нас был поезд. Мы с родителями зашли в наш вагон, разложили вещи, приготовили документы, так как дорого проходила через границу. И вот мы отправились в путь. Какие же красивые города и села, мы проезжали, я любовалась восхитительной природой. Спустя 12 часов мы прибыли в пункт назначения. Там нас встретила тетя, это мамина сестра. Сделала не большую экскурсию по городу лично для меня. Последний раз я была тут еще совсем маленькой и ничего не помню. Я видела огромные памятники, театры и парки.

Погуляв немного по городу и осмотрев все его достопримечательности, у нас на назначенное время был автобус к бабушке. Еще 2 часа и мы на месте. Как давно я этого ждала. Дорого показал мне очень быстрой. И вот, наконец, мы в гостях.

Вариант 2

Мой отец — большой любитель пеших походов. Не редко я, проснувшись рано утром, пока еще все спят, наблюдал, как папа, вооружившись большим рюкзаком, удочкой и счастливой улыбкой, уходил из дома, тихо прикрывая за собою дверь. И вот однажды, из разговора отца с мамой, я понял, что следующим утром, он тоже сбирается уйти в грибной поход на несколько дней.

Это были осенние каникулы и я умолял папу, чтобы он взял меня с собой, я даже сказал, что мне не нужен подарок на новый год, так сильно я хотел понять, что же влечет отца, что он с таким счастливым лицом покидает родной дом и спешит уйти. Следующим утром я проснулся раньше, чем даже отец, собрал свой небольшой рюкзак, оделся и стал ждать в коридоре. Спустя полчаса, отец в полной готовности направился в сторону выхода, но тут я преградил ему путь. Я хотел начать умолять его взять меня с собой, но он приставил палец к своему рту и сказал «шшш», взял меня за руку и мы вышли из дома вместе.

На улице было тихо и туманно. Мы молча дошли до станции вокзала, сели в электричку и я тут же уснул. Когда электричка остановилась, я приоткрыл глаза и увидел, что папа уже снимает наши рюкзаки с верхних полок, я вскочил и стал ему помогать. Мы вышли из электрички и сразу же направились в густой лес. Мне стало немного страшно, лес был такой огромный, везде что-то шуршало, падало и кричало, но увидев спокойное лицо отца, я немного успокоился, а после того, как он глянул на меня и весело сказал: «Дыши глубже!», мне стало совсем спокойно и радостно. Немного спустя, мы пришли в лагерь, который уже развели папины друзья. Там горел большой костер, вокруг него стояли палатки, а между ними на натянутых веревочках, сушились разные грибы.

Мы выпили чая и это был самый вкусный чай, который я когда то пробовал, он был из разных трав и совсем без сахара, а после, отец со своими друзьями взяли мешки и ружья, и куда-то двинулись. Я тоже встал, но отец сказал, что мне с ними нельзя, попросил, чтобы я остался в лагере и помогал тете Лене готовить ужин, так я и сделал. Я отлично провел там время, но не дождавшись папу и его друзей, уснул.

Утром я проснулся от того, что мой отец кричит и трясет меня, я ничего не понял! Немного проснувшись, я стал понимать, что он говорит и меня тоже охватил ужас. Папа вспомнил, что уходя из дома, мы не предупредили маму, что я тоже поехал с папой. В тот же миг я оделся и совсем позабыв со всеми попрощаться, я даже забыл свой рюкзак, побежал с папой назад на электричку. Дома мама нас конечно стала ругать за то, что мне не предупредили ее, но она совсем за меня не переживала, сказала, что из того, что я так сильно позавчера уговаривал папу взять меня с собой, она догадалась, что я поехал с ним. Мы с папой долго смеялись.

Вот так вот я первый раз отправился в путь со своим отцом.

Сочинение в жанре путевых заметок 9 класс

5:00 понедельник

Выезжаем. Ура! Даже не верится, что я способен проснуться в половину пятого. Но ради приятного путешествия – с удовольствием. Вчера ещё не получилось пораньше лечь, хотя мама советовала, но мне нужно было кое-какие дела доделать, собрать чемодан. Всё равно отосплюсь в машине!

Понедельник, вечер

Приехали! Ура-ура! Дорога прошла хорошо. Почти всё время спал. Пару раз останавливались на заправках. Все они похожи друг на друга. Кофе невкусный… Из машины смотрел в окно (пару раз ма разрешила мне ехать на «штурманском»), грустный пейзаж, но такой русский. Наша печальная природа осени. Голые ветки, серое небо, морось. Но чем дальше мы ехали на юг, тем больше становилось разноцветных листьев на ветвях – тут они еще не облетели. И трава зеленая, и солнце проглядывает… Немного мы постояли в пробках, на ремонте мостов, немного поплутали. Но приехали, уф.

Вторник

Это был день для отдыха. Город, где живёт бабушка, это городок, скорей. Он от завода, а завод работает уже плохо. Там почти все старики… Молодежь вся уехала в «столицу» региона. Центр города – один ресторанчик быстрого обслуживания, церковь и магазин – просто большой, а не торговый центр даже. Общаемся с родственниками – ходим по гостям.

Среда

Сегодня мы сходили в музей. Было интересно! Немного всё намешано, правда. Музей до шести, но в половину шестого все его работники стояли уже в куртках и осуждающе смотрели на нас.

Четверг

Вот мы добрались до главного города области. Тут размах! И суши-бары, и дискотеки. Пышные здания, много машин, народ-народ. Мы погуляли по улицам, по набережной. Вот только уже осень, там никого особо нет, кафе закрыты.  Но и в этом какая-то особая атмосфера.

Пятница

Сегодня, наоборот, день мы провели в станице. Ходили на речку! Смотреть, конечно, не купаться. Погуляли в лесу – даже грибов собрали, а отец ловил рыбу. Тут ещё столько хризантем.

Станица большая, зажиточная. Много кирпичных домов, виноградники, огороды. Народ веселый.

Суббота

Опять в дорогу. Каникулы скоро заканчиваются… Жаль, я б ещё недельку тут погулял.

Мы ехали намеренно мимо городов – всё по окружным, но проехали, конечно, через много деревень. Деревянные домики, не очень яркие, как и природа.

Воскресенье

Вот мы и дома! Столько впечатлений привезли, гостинцев. Хорошо, что мы в те выходные дома всё сделали, теперь не нужно даже уже в школу на завтра собираться. А там мы, наверняка, напишем сочинение, как я провёл каникулы. Хорошо!

4, 9 класс

Про путешествие в форме путевого очерка

Про путешествие в форме путевого очерка

Несколько интересных сочинений

  • Тема Родины в лирике Ахматовой сочинение

    Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений.

  • Характеристика Гагина в повести Ася Тургенева образ сочинение

    Гагин является одним из главных персонажей повести « Ася». Первое знакомство с ним происходит на одним из праздников в небольшом немецком городе. Господин Н.Н., главный герой, симпатизирует Гагину.

  • Сочинение Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом

    В современной жизни человек тесно связан с обществом. Мы увлеченно общаемся с друзьями, учимся и работаем в коллективе. Найти родственную душу тяжело, иногда люди взаимодействуют

  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Новые хозяева 5 класс

    В самом начале 20 века Россия переживала не лучшие времена. В своей картине «Новые хозяева» русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский раскрывает злободневную тему того времени

  • Образ и характеристика Кити Щербацкой в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Кити Щербацкая – московская дворянка, княжна восемнадцати лет. Она наивная, милая, добрая, искренняя, правдивая и воспитанная девушка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий пусть говорят шуточный
  • Сценарий профессии села
  • Сценарий проделки кикиморы
  • Сценарий пугало огородное на празднике у ребят
  • Сценарий профессии сварщика