Сценарий рассказа чехова размазня

Театральная игра выбранных произведений помогает ребятам окунуться в юмористический мир А.П. Чехова.. Литература, Мероприятия, 9 класс, Сценарий инсценировки произведений по творчеству А.П. Чехова "Мелочи жизни"

МБОУ Михайловская СОШ

Сценарий для участия в районном конкурсе театрального мастерства «Вишнёвый сад» по произведениям А. П. Чехова

(по рассказам «Неудача», «Размазня».)

Действующие лица и исполнители.

Рассказ «Неудача».

Илья Сергеевич Пеплов –

Клеопатра Петровна —

Наташенька –

Учитель чистописания, жених Наташи, Щупкин, —

Марфа — прислуга –

Рассказ «Размазня».

Юлия Васильевна –

Хозяин –

_______________________________________________________________________________________

Голос 1 за кадром: Короткие рассказы-сценки Антона Павловича Чехова, смешные и одновременно грустные, хорошо знакомы нам с детства. Чеховский герой – это самый обыкновенный средний человек в обыкновенной, повседневной жизни, и события, которые происходят с героями – самые обыкновенные. Так – мелочи жизни…

Голос 2 за кадром: Но в этих мелочах, как в зеркале, мы видим самих себя. Взгляд Чехова, этот острый, почти медицинский взгляд на людские пороки, на людскую мелочность, ничтожество устремлений, как будто направлен в душу каждого из нас… И каждый из нас может почувствовать в своей душе эту чеховскую тоску по чему-то прекрасному, возвышенному.

Звучит фонограмма № 1 (Д. Шостакович «Танцы кукол»)

Перед сценой зеркало, рядом портрет писателя с подписью и «образ». Появляются действующие лица, первым под ходит к зеркалу, смотрится в него Илья Сергеевич Пеплов . Ведущие представляют героев поочерёдно.

2 вед. Илья Сергеевич Пеплов… О нём можно сказать словами Александра Сергеевича Грибоедова: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»

(И.С. Пеплов садится на стул с левой стороны зеркала, надевает пенсне, берёт в руки газету, читает…)

1 вед. Его супруга, Клеопатра Петровна.

(Клеопатра Петровна подходит к И.С. Пеплову, садится с ним рядом, достаёт вышивку…)

2 вед. Их дочь Наташенька. (Наташа становится с правой стороны зеркала…)

1 вед. Учитель чистописания уездного училища, жених Наташи — Щупкин. (Щупкин подходит к Наташе, целует ей ручку…)

2 вед. Марфа – прислуга в доме Пепловых. (Марфа тряпкой протирает зеркало, уходит за него…)

Рассказ «Неудача». Сцена 1

Клеопатра Петровна с вышивкой, Пеплов с газетой сидят. Из-за зеркала выходит Марфа.

Марфа. Жених ваш опять пришёл. Там в зале с Натальей Ивановной разговаривают.

Пеплов. (Решительно встаёт) Нет, это так продолжаться не может. Что-то нужно делать! Сколько можно! Ходит, ходит! Пора и честь знать! Честный человек уже давно должен предложение сделать! Нехорошо! Непорядочно!

Клеопатра Петровна. И заметь: ведь каждый раз норовит к обеду угодить! Что зря поим, кормим? Одного кофею со сливками сколько выпил!

Марфа. Вот вы его и прикормили.

Пеплов. А знаете, мы его, подлеца, сегодня же и накроем. Не открутится. Ты, Марфа, погляди-ка за ними потихоньку: как начнутся нежности, или о чувствах, со всех ног беги, образ снимай, идём благословлять. Благословление святым образом свято и нерушимо. Не отвертится тогда, хоть в суд пусть подаёт. Пошли.

(Уходят)

Звучит фонограмма № 2 ( «Собачий вальс»)

Сцена 2

(Выходят Наташа и Щупкин)

Наташа. Нет, признайтесь, это вы мне написали письмо! (показывает письмо) Оставьте ваш характер.

Щупкин. Да вовсе не я. Не писал я вам никаких писем.

Наташа. Ну да! Будто я не знаю вашего почерка. Я сразу узнала. Учитель чистописания, а почерк как у курицы! Как же вы других учите, если сами плохо пишете.

Щупкин. Это ничего не значит! Чтобы кого-то учить, необязательно самому хорошо уметь. Тут главное, чтоб ученики не забывались. Кого линейкой по голове, кого на колени. В учительском деле главное — управлять, следить! Да что почерк! Пустое дело! Некрасов писатель был, а совестно глядеть, как писал. В собрании сочинений показан его почерк. Ещё хуже моего.

Наташа. Ну, сравнили! То Некрасов, а то — вы… (Вздох) Вот за писателя я бы пошла. С удовольствием. Он бы мне стихи писал.

Щупкин. Сказали! Что там стихи? Я тоже могу написать, ежели желаете…

Наташа. Вы? О чём же вы можете написать?

Щупкин. Ну… о любви… О чувствах. О ваших прекрасных глазах. Прочтёте – очумеете! Слеза прошибёт.

Наташа. Ну, напишите! Напишите!

Щупкин. Ну напишу. Только давайте так: вы мне сначала спойте. Что-нибудь этакое — чтобы до самого сердца достало. Вы меня вдохновите. Будьте моей музой!

Наташа. Хорошо, хорошо. Уговорили. Что бы такое вам спеть? А хотя бы это.

Звучит фонограмма № 3 (Поёт романс «Очаровательные глазки»)

Очаровательные глазки,

Очаровали вы меня!

В вас много жизни, много ласки,

В вас много страсти и огня.

С каким восторгом я встречаю

Твои прелестные глаза,

Но в них я часто замечаю —

Они не смотрят на меня.

Щупкин. Замечательно! Замечательно! Вы меня растрогали! Дайте ручку поцеловать! (припал к ручке).

Сцена 3

Вбегают папенька и маменька (Пеплов и Клеопатра Петровна).

Звучит фонограмма № 4 (М.Мусоргский «Прогулка гнома»)

Пеплов. Клюёт! (кричит Марфе): Снимай образ! Быстрей, быстрей!

Марфа бежит за образом. Пепловы хватают жениха. Он бледнеет, коленки трясутся, пытается вырваться. Маменька крепко держит.

Пеплов. Как я рад… Очень рад…Благословляю вас, дети мои. Господь вас благословит, живите.

Клеопатра Петровна. И я благословляю… О! Вы отнимаете у меня единственное сокровище! Любите же её! Жалейте её!

Пеплов. Марфа! Где образ? (Марфа подаёт портрет писателя Ивана Ивановича Лажечникова, отец берёт образ) Благословляю, дети мои!

(Пеплов смотрит, что у него в руках.)

Пеплов. Тумба! Ты что мне принесла? Голова твоя глупая. Да нешто это образ? Это ж писатель.

Все начинают громко кричать, перебивая друг друга. Жених, пользуясь случаем, сбегает. Наташа плачет на стуле.

Звучит фонограмма № 5 «Очаровательные глазки».

Марфа. Всё я виноватая. Марфа сюды, Марфа туды! Марфа быстрее, Марфа бегом!

Пеплов. Я ж тебе говорил: Марфа, не перепутай. Дура необразованная – не разберёшь, где икона святая, а где писатель!

Клеопатра Петровна. Так оконфузились перед женихом. Что он подумает? Нарассказывает всем вокруг!

Наташа. Что вы наделали! Спугнули жениха! Теперь он точно не придёт. (Уходит)

Марфа. Это не моё дело – женихов ваших ловить. Сами разбирайтесь! Бегают от вас как зайцы. А Марфа виновата! (Уходит)

Пеплов. Надо же. Сбёг, подлец! Вот неудача! Ну, впрочем, это всё мелочи жизни! Он ещё придет, голубчик. Мы от своего не отступимся. Пойду Наташу успокою…(Уходит)

Рассказ «Размазня».

1.вед.: А в это время в доме напротив молоденькая гувернантка из рассказа «Размазня» Юлия Васильевна робко вошла в кабинет своего хозяина. Нужно было посчитать жалованье.

Звучит фонограмма № 6 «Полька»

Хозяин. А, Юлия Васильевна! Присаживайтесь, присаживайтесь, голубушка!

Юлия Васильевна. Нет. Спасибо, я постою.

Хозяин. Ну, как знаете. Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы сами никогда не попросите. Ну-с… (Достаёт счёты)Договорились мы с вами по 30 рублей в месяц…

Юлия Васильевна. По сорока…

Хозяин. Юлия Васильевна, вы, наверное, забыли… По тридцати, голубушка, по тридцати… У меня записано…Вспоминайте…

Юлия Васильевна. Да-с… Припоминаю….

Хозяин. Прожили вы у меня 2 месяца…

Юлия Васильевна. 2 месяца и ещё 7 дней.

Хозяин. Нет. Вам положено ровно за 2 месяца… Не путайте. У меня всё записано. Значит вам положено 60 рублей… Вычтем 9 воскресений – вы ведь с Колей не занимались по воскресеньям, а только гуляли… Ещё 3 праздника…

Юлия Васильевна. А…а…я…(Пытается что-то сказать, краснеет, робеет).

Хозяин. Три праздника… Следовательно, долой 12 рублей. Так… далее… 4 дня Коля был болен, и занятий не было. Вы занимались только с Варей. 3 дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда. Ещё 7 дней долой. Итого, 12 и 7 будет 19. Из 60 вычтем 19, остаётся 41 рубль.

Юлия Васильевна. Но…мы… Но…я…(голос задрожал, кашляет)

Хозяин. Но и это ещё не всё. На Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Чашка дорогая, из фамильного сервиза, — но ладно, где наше не пропадало – бог с вами: вычтем всего 2 рубля.

По вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок новый, из хорошей ткани. С вас ещё 10 рублей. Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. То-то! Значит ещё 5 рублей долой.

Хозяин. 10 января вы взяли у меня 10 рублей.

Юлия Васильевна. Я не брала, честное слово…

Хозяин. Но у меня записано!

Юлия Васильевна. Да? Ну … Хорошо!

Хозяин. Значит, из 41 мы вычитаем 27. Что остаётся? 14!

Юлия Васильевна. (дрожащим голосом) Я…я не брала 10 рублей. Я только у вашей супруги взяла 3 рубля на Рождество. Больше не брала!

Хозяин. Да вы что! А у меня и не записано! Значит, из 14 ещё долой 3 рублика. Остаётся 11. Вот ваши деньги, милейшая Юлия Васильевна. (Отсчитывает мелочь) Три, три, три, один, один. Извольте получить-с.

Юлия Васильевна. Мерси. (Поклонилась, уходит)

Хозяин. А Постойте. За что же мерси?

Юлия Васильевна. За деньги…

Хозяин.Но ведь я же обобрал вас, чёрт возьми…Ограбил! Я украл их у вас! За что же мерси?

Юлия Васильевна. В других местах мне и вовсе не давали…

Хозяин. Не давали? А впрочем, с вашим характером неудивительно. Юлия Васильевна! Я пошутил над вами! Я дал вам жестокий урок! Я отдам вам все ваши 80! Вот они, в конверте для вас приготовлены. (Показывает конверт) Но как можно быть такой размазнёй! Отчего вы не протестуете! Чего молчите! Почему не можете постоять за себя! Отчего не даёте отпор наглости, хамству! Разве можно на этом свете не быть зубастой!?…На вашем лице написано: можно. Эх, Юлия Васильевна…

(Юлия Васильевна уходит)

Хозяин. (в зал) Раз-маз-ня! Да, жалко девочку…

_________________________________________________________________________

М.Бонзаниго. Вальс доктору Чехову. Выходят все участвующие в спектакле.

Ведущий 1 (Плешаков Женя, «10»):

(С портретом А.П. Чехова)

Он любил всех живущих в России:

Даже злобных, бесчестных, тупых…

Будь они сколь угодно плохие,

Нет презренья – жалеет он их!

Ведущий 2 (Кравченко Ксения, 9 «Б»):

У него нет героев, злодеев –

Все лишь жертвы неправды земной:

И прощая, любя и жалея,

Как бы просит: жалейте со мной!

04.02.2020

Литературный вечер «Читаем А.П.Чехова»

Калаушина Наталья Владимировна

преподаватель русского языка и литературы

Разработка литературного вечера»Читаем А.П.Чехова» представляет собой конспект мероприятия, посвященного 160 — летию со дня рождения писателя, драматурга А.П.Чехова.Задачи мероприятия:
— привлечь внимание обучающихся к жизни и творчеству великого писателя и драматурга А. П. Чехова, заинтересовать его произведениями,
– развивать творческие способности обучающихся, связную монологическую речь, предоставляя ребятам возможность импровизировать;
– воспитывать активную жизненную позицию, читательскую культуру.

Оценить




1337

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Донецкое многопрофильное профессиональное училище №50»

Литературный вечер

«Читаем А.П.Чехова»,

посвященный 160-летию со дня рождения

Преподаватель: Калаушина Н.В.

2020г.

Литературный вечер «Читаем А.П.Чехова»

Задачи:
– привлечь внимание обучающихся к жизни и творчеству великого писателя и драматурга А. П. Чехова, заинтересовать его произведениями, 
– развивать творческие способности обучающихся, связную монологическую речь, предоставляя ребятам возможность импровизировать; 
– воспитывать активную жизненную позицию, читательскую культуру.
Методы: 
слово преподавателя, сообщения обучающихся с элементами беседы, комментированное чтение, чтение наизусть стихов и прозы, инсценировка.
Оборудование: 
портрет А.П. Чехова, выставка его книг, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение 
(звучит музыка) 

Ход мероприятия:

1 слайд

Преподаватель: Добрый день, я приветствую вас наЛитературном вечере «Читаем А.П.Чехова», который посвящен 160-летию со дня рождения великого русского писателя, драматурга — Антона Павловича Чехова.

Мы приглашаем всех на встречу с Чеховым — талантливым, умным, добрым человеком, который прожил короткую  жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всё разнообразие и сложность русской действительности.

Ведущие вам расскажут о жизни и творчестве писателя, к некоторым его произведениям ребята покажут небольшие инсценировки. Вы внимательно слушайте, запоминайте информацию. В конце мероприятия будет проведена викторина о писателе и его произведениях.

Ведущий 2: Антон Павлович Чехов родился 16 января 1860 года в Таганроге, в доме на Полицейской улице (ныне Чеховская улица, дом 47), здесь находится музей Чехова.

Ведущий 1: Оба деда Антона Павловича Чехова – по отцу и по матери – были крепостными крестьянами, выкупившимися на волю ещё до реформы 1961 года. Отец его уже был купцом второй гильдии и хозяином бакалейной лавкой в Таганроге. В семье было шестеро детей –Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил.

Ведущий 2: Самые нежные, тёплые ощущения раннего детства связаны у Чехова с матерью. «Мать – добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои братья обязаны многим», – писал А.П.Чехов в одном из своих писем. Сострадание к людям, ко всему живому, было передано ему матерью. Он всю свою дальнейшую жизнь лечил и тело, и душу, и всегда с готовностью откликался на боль и страдание.

Ведущий 1: Обанкротившись, в 1876 году отец Чехова бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Шестнадцатилетний гимназист зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. При этом умудрялся ещё помогать родителям.

Ведущий 2: После окончания гимназии Антон Чехов приехал в Москву с рукописью драмы (так и не увидевшей света). Он поступил на медицинский факультет Московского университета. Тогда же начал печатать в мелких юмористических журналах Москвы и Петербурга юморески, пародии, юмористические миниатюры под псевдонимом Антоша Чехонте. «Человек без селезёнки» и др. За счет литературных заработков Антона семья главным образом и держалась на первых порах в столице.

Ведущий 1: Он с поразительной точностью и художественной выразительностью умел рисовать живые образы и картины своего времени, давать яркие характеристики персонажам, создавать незабываемые оригинальные произведения. Давайте вспомним некоторые из них.

Сценка 1.

Отрывок из рассказа «Хамелеон». Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Радость»

Ведущий 2: Первые московские публикации молодого автора привлекли внимание литературной общественности. В 1885 году Антон Павлович побывал в Петербурге, где он познакомился с Д.В. Григоровичем. Через несколько месяцев от Григоровича пришло письмо: «У вас настоящий талант – талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения».

Ведущий 1: Скоро Чехов вырабатывает свой стиль короткого рассказа. По свидетельству современника «крохотные рассказы Чехонте засверкали на газетных страницах как рассыпанные на сером листе алмазы». Авторский юмор улыбчив и безобиден, но нередко становится острым больно жалящим. В других случаях этот юмор делается печально-сочувственным, за ним скрываются грустные размышления писателя о недостатках и пороках отдельных людей и общества в целом. Рассказ-сценка – это всегда зарисовка, выхваченная из жизни и представленная на обозрение, «кусочек жизни без начала и конца».

Сценка 2.

Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Ушла»

Ведущий 2: Многие его произведения занимают всего несколько страниц, но порой на этих страницах умещается целая жизнь. Типичный чеховский персонаж – обыкновенный человек, мы сегодня сказали бы, среднестатистический представитель своего сословия.

Сценка 3. Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Размазня»

Ведущий 1: Наряду с литературной работой Чехов ведет медицинскую практику. Служит врачом в Воскресенске, в Звенигороде. Врачебная деятельность обогатила жизненный опыт писателя, обострила наблюдательность. Многие его рассказы связаны с медициной, докторами, больными.

Сценка 4. Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Хирургия».

Ведущий 2: В 1890 году чехов уже был знаменитейшим писателем России. К этому времени у него вышли сборники повестей и рассказов, а также, поставлена его пьеса «Иванов».

Благодаря «трезвому взгляду врача», Чехов неожиданно и смело раскрывает традиционную для русской литературы крестьянскую тему в повестях «Мужики» и «В овраге». Не довольствуясь уже накопленным запасом впечатлений, Чехов предпринял в 1890 году долгое и трудное по тем временам путешествие на Сахалин, где тщательно изучал жизнь каторжан и ссыльных.

Ведущий 1: В его книге «Остров Сахалин» (1893-1894гг.) запечатлены местные нравы, фигуры начальников и надзирателей, которые «в обращении с низшими, не признают ничего, кроме кулаков, розог и брани», сцены жестоких наказаний и даже казней.

Ведущий 2: После увиденного на «каторжном острове» Чехов значительно резче и беспощаднее стал относиться ко многим явлениям российской действительности, и им овладела жажда перемены обстановки. Скромное имение Мелихово в Серпуховском уезде Антон Павлович купил по объявлению в газете, не глядя зимой 1892 года.

«Если я врач, мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке с мангустом».

Ведущий 1: Мелихово стало настоящей «чеховской усадьбой». Новый низкий дом без всякого стиля, но с собственным уютом. Лучшая комната отведена Антону Павловичу под кабинет. Зимой окна до половины заносило снегом. Иногда зайцы заглядывали в них из сугробов, становясь на задние лапки. А весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он особенно любил цветущие яблони и вишни. Обстановка была более чем скромная. Главное украшение – безукоризненная чистота, много воздуха и цветов. Там было удобно, молодо и весело.

Ведущий 2: Из семи лет, проведённых А.П.Чеховым в Мелихове, две осени были отданы самоотверженной борьбе с холерой. Особенно тяжело пришлось в 1892 – 1893 годах. Пять холерных бараков и два медицинских пункта организовал доктор А.П.Чехов на своём участке.

Только за лето 1892 года было принято около тысячи больных, причём этот труд не оплачивался. Врачебная деятельность А.П.Чехова не ограничилась эпидемией холеры. Он служил земским врачом и постоянно оказывал медицинскую помощь жителям близлежащих деревень. К нему со всей округи шли, ехали больные. Он осматривал, выслушивал, выстукивал, назначал лечение, да ещё снабжал бесплатным лекарством.

Ведущий 1: Едва отступила холера, А.П.Чехов занялся устройством сельских школ. Его трудами были открыты школы в Мелихове и близлежащих сёлах. Во время жизни в Мелихове Антон Павлович принимал участие во Всероссийской народной переписи 1897 года. Он заведовал переписным участком – ему выделили целую волость с 16 деревнями. За участие в ней Антон Павлович был награждён бронзовой медалью.

Ведущий 1: В литературе А.П. Чехов стал первым русским юмористом после Н.В.Гоголя, он заразил своим смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков. «Каждый новый рассказ Чехова все усиливает одну глубокую и нужную для нас ноту – ноту бодрости и любви к жизни», – писал М.Горький.

Ведущий 2: Здесь, в Мелихове были написаны настоящие литературные шедевры. В том числе и знаменитая пьеса «Чайка». В творческой биографии Чехова драматургия занимает важное место. Созданные им пьесы – «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» – стали важным событием в театральной жизни России того времени. А постановка «Чайки» на сцене Художественного театра в Москве стала началом «чеховского театра в России». С этого времени и до конца жизни драматургия Чехова неразрывно связана с театром, созданным К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. Только МХАТ, оценивший простоту, естественность и внутренний подтекст пьес, смог воплотить авторскую концепцию. С тех пор «Чайка» стала символом театра. Вскоре пьесы А.П.Чехова были переведены на иностранные языки.

Ведущий 1: Весной 1897 года здоровье писателя резко ухудшилось. Процесс туберкулёза лёгких, начавшийся ещё ранее и проходивший незаметно для Антона Павловича, обострился. Врачи запретили ему жить на севере.

Ведущий 2: Осенью 1898 года Антон Павлович покупает в Ялте земельный участок и строит там дачу. Наступает последний период в жизни писателя, период, богатый творческими успехами, наполненный светом любви – в 1901 году он женился на актрисе Художественного театра О.Л.Книппер. И вместе с тем это было тяжелое время. Он томится в Ялте, чувствует себя оторванным от жизни. Ему хочется быть в Москве, в центре событий.

Ведущий 1: Подходила весна 1904 года. Здоровье Антона Павловича всё ухудшалось.

Врачи посоветовали увести его в Германию, в Баденвейлер. Начались сборы за границу. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидала писателя. Он мечтал о новой пьесе, совершенно нового для него направления. Сохранились воспоминания жены О.Л.Книппер-Чеховой о последних часах жизни Антона Павловича.

Ведущий 2: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ. Это было в Баденвейлере. После трёх тяжёлых, тревожных дней ему стало легче к вечеру… Антон Павлович тихо, спокойно отошёл в другой мир. В начале ночи он проснулся, и первый раз в жизни попросил послать за доктором… Пришёл доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давненько я не пил шампанского…», спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Ведущий 1: В Москву тело А.П.Чехова было перевезено через несколько дней. Похороны состоялись в середине июля 1904 года. Могила писателя – на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.

Ведущий 2: Прошло 150 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм А.П.Чехова, его искромётный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям 21 века.

Чтец:

Тиснёный том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поёт и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
Пройдут, как тени, через тихий город!
За Софьей Львовной – ведьма, почтальон
Миллионер – кутила Пятигоров,
Пришибеев и Хамелеон.
Профессоров усердных вереницы,
Храня и важность, и мундиров честь,
Пройдут со службы рядышком с больницей,
Где страшная палата №6.
За ними вслед, в мечтах и славной Варе,
Но скупо освещённый поворот,
До глаз укутан, человек в футляре
С сугубой осторожностью пройдёт.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.

(Е.Евстигнеев «Над книгой Чехова».)

А сейчас проведём викторину.

Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Радость»

Ведущий: Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей.

1.Родитель:— Откуда ты?

2.Родитель:— Что с тобой?

Митя: Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это… это даже невероятно! Вы поглядите!

(Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.)

— Родитель:— Что с тобой? На тебе лица нет!

Митя: Это я от радости. Ведь теперь меня знает вся Россия! Вся!

— Родитель:— Да что такое случилось? Говори толком!

Митя: Газет не читаете! Как я счастлив! О, господи! Ведь только про знаменитых людей в газетах печатают, а тут взяли да про меня напечатали!

— Родитель:— Что ты? Где?

Митя: Читайте же!

Читает мать: «29-го декабря, в одиннадцать часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров…

…коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, что на Малой Бронной, в доме Козихина, и находясь в нетрезвом состоянии…

Митя: Это я… Всё до тонкостей описано!

Читает мать …и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь стоявшего здесь извозчика, крестьянина дер. Дурыкиной, Юхновского уезда, Ивана Дротова. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани с находившимся в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку…

Митя: Это я об оглоблю. Дальше! Вы дальше читайте!

Читает мать …который он получил по затылку, отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь»…

Митя: Велели затылок холодной водой примачивать. Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло! Дайте сюда!

3 Ведущий: Митя схватил газету, сложил ее и сунул в карман.

— Побегу к Макаровым, им покажу… Надо еще Иваницким показать, Наталии Ивановне, Анисиму Васильичу… Побегу! Прощайте!

Инсценировка  рассказа А.П. Чехова «Ушла».

Ведущий: Пообедали. В стороне желудков чувствовалось маленькое блаженство, рты позевывали, глаза начали суживаться от сладкой дремоты.

Ведущий: Муж закурил сигару, потянулся и развалился на кушетке. Жена села у изголовья и замурлыкала…

Ведущий: Оба были счастливы.

ОН. Расскажи что-нибудь…

ОНА. Что же тебе рассказать Мм… Ах, да! Ты слышал Софи Окуркова вышла замуж за этого… как его… за фон Трамба! Вот скандал!

ОН. В чем же тут скандал?

ОНА. Да ведь  он подлец!  Урод нравственный! Служит на железной дороге и ворует… Сестру ограбил… Негодяй и вор. И за этакого выходить замуж! Жить с ним! И представить себе не могу мужа-подлеца!

ОН. Тэк-с… Н-да… Ну, а если бы ты сейчас узнала, что я тоже… негодяй Что бы ты сделала ?

ОНА. Я? Бросила бы тебя! Не осталась бы с тобой ни на одну секунду!

ОН. Тэк… Гм… Какая ты у меня… А я и не знал… Хе-хе-хе… Врет бабенка и не краснеет!

ОНА. Я никогда не лгу! Попробуй-ка сделать подлость, тогда и увидишь!

ОН. К чему мне пробовать. Сама знаешь… Я еще почище твоего фон Трамба буду… Трамб – комашка сравнительно. Ты делаешь большие глаза . Это странно… (Пауза.) Сколько я получаю жалованья?

ОНА. Три тысячи в год.

ОН. А сколько стоит колье, которое я купил тебе неделю тому назад

ОНА. Две тысячи…

ОН. А вчерашнее платье?

ОНА. Пятьсот…

ОН. Дача?

ОНА. Две тысячи…

ОН. Хе-хе-хе. Вчера твой папа выклянчил у меня тысячу…

ОНА. Но, Пьер, побочные доходы ведь…

ОН.  Лошади… Домашний доктор… Счеты от модисток. Третьего дня ты проиграла  сто рублей…

ОНА. Но…

ОН. Видишь, матушка, что твой фон Трамб – ерунда, карманный воришка сравнительно со мной… Adieu! Иди и впредь не осуждай!

Ведущий: И она ушла от мужа? Да, ушла… в другую комнату.

Инсценировка рассказа А.П.Чехова «Размазня»

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…

— По сорока…

— Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…

— Два месяца и пять дней…

— Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника…

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..

— Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..

— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки.

Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

— Но у меня записано!

— Ну, пусть… хорошо.

— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать…

Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…

— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

— Merci, — прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

— За что же merci? — спросил я.

— За деньги…

— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

— В других местах мне и вовсе не давали…

— Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Инсценировка рассказа А.П. Чехова «Хирургия».

(оборудование: стол, стулья, на столе приборы для зубного врача, обыкновенные щипцы)

1Ведущий: Эту сценку сам Чехов исполнял в семейном кругу вместе с братом не раз. Брат ложил за щеку пробку, а Антон делал вид, что вынимает щипцами зуб…

За столом сидит фельдшер Курятин, в кабинет входит старик в рясе с широким поясом. На больном зубе повязка.  Кладёт перед фельдшером деньги…

Фельдшер: А-а-а, моё вам! С чем пожаловали?

Больной:  С воскресным днём Вас, Сергей Кузьмич. Вот – всю ночь не спавши, зуб болит, рот раскрыть нельзя,  всё распухши…

Фельдшер: М-да… Садитесь, раскройте рот…

Ведущий: Больной садится и раскрывает рот. Фельдшер заглядывает в рот и хмурится.

Фельдшер: Вырывать его нужно, Ефим Михеевич!

Больной: Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то Вы и обучены. Что вырвать, а что каплями… Дай Бог вам здоровья…

Фельдшер:  Пустяки… Хирургия – пустяки… Тут во всём привычка нужна, твёрдость руки… И – раз плюнуть…

Больной:  Благодетели вы наши… нам дуракам невдомёк,  а вас Господь просветил…

Фельдшер: Не рассуждайте, ежели у вас рот открыт. Это рвать легко, а бывает, что одни корешки. Это раз плюнуть (накладывает щипцы). Сидите неподвижно… Я сейчас в мгновение ока…  Главное поглубже взять…

Больной: Отцы наши! Мать Пресвятая… А-а-а…

Фельдшер: Не хватайте руками… сейчас… Дело-то ведь нелёгкое…Больной: Отцы, радетели… Ангелы… Ого-го! Да дёргай, же дёргай!!! Чего пять лет тянешь?

Фельдшер: Дело-то ведь… Хирургия… Сразу нельзя… Вот, вот.

Ведущий: Больной поднимает колени, трясёт руками. Фельдшер тянет…и щипцы срываются с зуба,  больной вскакивает, лезет в рот, зубы на месте…

Больной: Тянул, тянул! Чтоб тебя на том свете… не умеешь, не берись!

Фельдшер: А ты зачем руками хватаешь? Дура!!!

Больной: Сам ты дура!

Фельдшер: Я господину Египетскому рвал, тот ничего… Садись! Садись, тебе говорю!

Больной: Света не вижу… Дай дух перевести,  не тяни долго, дёргай!

Фельдшер: Учи учёного! Экий, господи, народ необразованный! Так…так… Не шевелись, ну,ну…

Ведущий:  Фельдшер дёргает, больной сидит минуту неподвижно, затем больной, придя в себя, суёт пальцы в рот – зуб на месте, опять суёт в рот палец и находит два торчащих выступа.

Больной: Насажали вас здесь, иродов на нашу погибель!

Фельдшер: Поругайся ещё тут мне…невежа…

Ведущий: Больной берёт свои деньги и, держась за щеку, убегает.

Чтец:

Тиснёный том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поёт и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
Пройдут, как тени, через тихий город!
За Софьей Львовной – ведьма, почтальон
Миллионер – кутила Пятигоров,
Пришибеев и Хамелеон.
Профессоров усердных вереницы,
Храня и важность, и мундиров честь,
Пройдут со службы рядышком с больницей,
Где страшная палата №6.
За ними вслед, в мечтах и славной Варе,
Но скупо освещённый поворот,
До глаз укутан, человек в футляре
С сугубой осторожностью пройдёт.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

МБОУ «Столбищенская  средняя  общеобразовательная

школа имени  Героя Советского Союза  А. П. Малышева

Лаишевского  муниципального района

Республики  Татарстан

Урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу

 А. П. Чехова «Размазня»

                                                                                 Урок разработала учитель      

                                                                       русского языка и литературы

                                                                    Парванян Гаяне Грачиковна

                                                     2018

Тема :  Легко ли быть сильным?

Цели:   — обучающая: познакомить с рассказом А. П. Чехова, раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения;

               — развивающая:  развить умения анализа и интерпретации художественного текста, умения анализа отдельных эпизодов, образов героев, композиции, стиля;

              — воспитательная: воспитать уважение к себе, окружающим, учить сохранять собственное достоинство в любой ситуации;

        Формировать УУД:

Личностные УУД – формировать ценностные понятия в ходе роты с понятиями «быть сильным», «быть размазней»,  «быть беззубым».

Регулятивные УУД – уметь оценивать свою деятельность в ходе совместной работы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД —  уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планировать свою работу, принимать участие в диалоге с учителем и одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные  УУД – развивать умение анализировать художественное произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя, извлекать нужную информацию из текста, читать и слушать.

Планируемый  результат:

Знать литературные термины (эпический герой, тема, идея. сюжет, композиция, образ.

Уметь анализировать прозаическое художественное произведение

Личностные: формировать ценные личностные качества

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи  в тексте формулировать выводы.

Межпредметные: изобразительное искусство, русский язык.

Оборудование: распечатанные тексты рассказа А. П. Чехова «Размазня».

Форма проведения урока: чтение с остановками, работа в группах, составление кластера использование в процессе анализа «тонких и толстых» вопросов

 На доске записи:  дата, тема, опорные слова      

                                               ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Стадия вызова – Формирование интереса к теме занятия.

Сегодня мы с вами будем читать еще один рассказ А. П. Чехова. Вспомните, что мы знаем о писателе, его  творчестве? О какой особенности его творчества говорили критики – современники?

 — Автор коротких рассказов. В малом умел охватить большое.

Как вы думаете, о чем будет сегодняшний рассказ? (учащиеся обсуждают, высказывают свои предположения).

Рассказ, который мы будем сегодня читать, был опубликован в журнале «Осколки» в 1888 году. По словам автора, этим рассказом он из жанра юморески перешел в жанр «серьёза».

Любите ли вы, когда вам читают? Тогда сегодня буду читать я. Я прочитаю начало рассказа, а вы выскажете свои версии относительно одного слова, на котором я остановлюсь.

Чтение учителем начала рассказа до слов «нам надо ПОСЧИТАТЬСЯ»

Как вы понимаете значение этого слова?

Предварительно было дано задание ученику — выяснить толкование слова.

Его  ответ —  расквитаться, свести счеты, отомстить, отплатить.

 Чтение 2 части рассказа до слов «Она взяла деньги дрожащими руками и замерсикала»

Почему гувернантка Юлия Васильевна  слушает, но не произносит ни слова?

 — Страх, робость, безволие.

Почему Юлия  Васильевна  наконец- то заговорила? Но как?

шепнула, ну, пусть…хорошо, я раз только брала – дрожащим голосом

Почему А. П. Чехов так подробно описывает все расчеты хозяина? Ваши версии.

— он её испытывает, проверяет, издевается, насмехается.

Чтение 3 части рассказа.

«Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман» – до фразы  «Я отдам вам все ваши 80 рублей»

Рассказчик, он же герой рассказа, говорит, что пошутил, дал жестокий урок жизни. Почему? Чего он добивался? Разве так шутят?

 — вероятно, герой хотел проверить гувернантку, хотел разбудить в ней чувство  протеста, чувство собственного достоинства, умение постоять за себя.

Как вы понимаете финальную фразу  рассказа? О чем этот рассказ?

Вы обратили внимание на то, что в распечатках рассказа нет названия. Я убрала его намеренно. Как бы вы его назвали? Ваши версии.

Гувернантка. Расплата. Расчет.

 — один из ответов был  таким – Гувернантка – размазня.

Чтение финала рассказа – «Я отдам вам все ваши 80 рублей. Она замерсикала и вышла…  Я подумал: легко на этом свете быть сильным… Как вы понимаете смысл  финальной фразы? О чем этот рассказ?

Чтобы  найти ответы на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с героями рассказа, обратим внимание на средства создания А.П. Чеховым характеров героев.

 Работа в группах  по сбору текстового материала с целью выявления характера героев.

1 группа —  Образ героя-рассказчика.

Кто он? Какой он?

 — Это отец, глава семейства, заботится о воспитании и образовании своих детей. Это хозяин, знающий цену копейке, умеющий считать каждый рубль. «У меня все записано»  — 3 раза и 1 раз – «не записано». Он довольно внимателен. Обратил внимание на характер гувернантки, её скромность.

 Каковы средства создания образа  героя-рассказчика?

Образ создается через реплики героя, их интонации, изменения в его настроении.  В первой части рассказа он кажется злобным насмешником, которому доставляет удовольствие  высчитывать из полагающегося жалования каждый рубль.  Но  в тот момент, когда гувернантка берет из 80 рублей оставшиеся 11 и благодарит его, он « вскочил, заходил. Меня охватила злость. Я вас обобрал, черт возьми, ограбил. Ведь я украл  вас!» Эти глаголы совершенного вида описывают его эмоциональное состояние. Он возмущен, он недоумевает, он негодует  поведением девушки.

Что его возмущает в героине? Почему он позволяет себе в её адрес обидные слова – «размазня, кислятина, беззубая»?

Почему рассказчик поступил с Юлией Васильевной  именно так – он отдал ей все 80 рублей, к её великому удивлению?

 -вероятно, потому что в ней он увидел, прежде всего, честного человека. Человека  в каком – то смысле сильного, ведь она стойко выдержала этот жестокий эксперимент, не унижалась, не умоляла о снисхождении. Поэтому он просит у нее прощения.

В финале рассказа мы видим уже не злодея, насмехающегося над  гувернанткой, а человека, который глубоко сочувствует девушке, и  задающего себе и читателю вопрос – легко ли быть на свете сильным.  

  2 группа – образ гувернантки Юлии Васильевны.

 Кто  рассказывает о ней? Что о ней мы узнаем?

Гувернантка — обучает французскому, в её обязанности входит: обучать, гулять, следить, чтобы дети никуда не лазили и ничего не рвали, чтобы горничная ничего не украла

-Ей, наверное, нужны деньги, а вы «церемонные, сами не спросите».

Какое у неё жалование?

-«Договорились по сорока, но получает по тридцати».

За что снимает хозяин с неё жалование?

-«9 воскресений — только гуляли,

-3 праздника,

-4 дня болезни Коли, но занимались только с Варей,

-3 дня у вас болели зубы — за всё это снимает 41 рубль

-Разбитая чашка

-порванный Колей сюртучок

-кража горничной ботинок Вари — вы должны были смотреть «ещё минус 27 рублей»

-10 января взяла 10 рублей («я не брала. Взяла у супруги вашей 3 рубля»)

Какими средствами автор описывает героиню? Какие виды описания он использует?

Описание внешности

Описание внутреннего состояния

Вспыхнула, затеребила оборочку, но… ни слова!

Левый глаз покраснел и наполнился влагой, подбородок задрожал

Нервно закашлялась засморкалась, но-ни слова!..

Оба глаза наполнились слезами, на длинном хорошеньком носике

Выступил пот

Бедная девочка!

Только раз брала

Сказала дрожащим голосом

Взяла деньги дрожащими пальчиками-MERCI

Сунула в карман, прошептала, кисло улыбнулась, робко замерсикала и вышла…

Каково сюжетное своеобразие рассказа?

— Это рассказ в рассказе. Это рассказ –воспоминание об эксперименте –проверке человека.

Почему А. П. Чехов так подробно описывает каждую деталь, передающую настроение и чувства героев?

— Скорее всего, писателю важно показать не только состояние героев, но и найти ответ на вопрос: «Почему человек поступает именно так?»

Как чувствуют себя участники разговора?

-Если Юлия Владимировна испытывает  глубокое волнение и в конце рассказа «кислую радость « от того, что ей все-таки заплатили, потому что «в других местах не платили вообще», то рассказчик  недоумевает, негодует, он взбешен от безвольности, слабости, беззубости гувернантки.

Какого итога вы ожидали от этого разговора? Как мог закончиться рассказ?

-Может быть,  Юлия Владимировна расплакалась бы и ушла  ни с чем. Возможно, ей тоже не заплатили бы, как и в других местах.

Как бы вы завершили рассказ? Куда вышла Юлия Васильевна?

Рефлексия. Какие чувства у вас вызвал рассказ?  У меня очень противоречивые. Особенно финальные строчки, над которыми действительно стоит задуматься.

 Домашнее задание:

 — написать продолжение рассказа,

 — написать сочинение – размышление «Изменится ли Юлия Васильевна поле этого разговора».

 — о чем заставляет задуматься А. П. Чехов

 -художникам подготовить иллюстрации к рассказу.

Цели урока:

  • отрабатывать умение анализировать
    художественный текст, проникать в замысел
    автора;
  • отрабатывать навык аналитического чтения.

Методика урока:

  • анализ текста;
  • аналитическая беседа;
  • учебный мозговой штурм.

Формы работы: коллективная, групповая
и самостоятельная.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

– Сегодня мы будем говорить о рассказе
А.П.Чехова, название которого я умышленно вам не
сообщаю. Догадаться, как автор назвал свой
рассказ, будет одной из задач нашего урока.
Название произведения – вещь важная, особенно
если размер произведения составляет всего одну
страницу. Среди более 300 рассказов А.П.Чехова,
содержащихся в 8-томном собрании сочинений,
только два рассказа не имеют названия. Автор
оставляет простор для читательских размышлений:
что услышит читатель в рассказе, какую мысль
уловит – так и назовет рассказ. Сможем ли мы
сегодня услышать мысль Чехова? Разгадаем ли
загадку исчезнувшего названия?
Вторая задача урока – восстановить опущенную
развязку рассказа. В тексте есть завязка,
развитие действия, кульминация, а развязка
пропала. Как Чехов окончил рассказ? Проникнем в
мастерскую автора, станем соавторами великого
рассказчика.

(В ходе этой части урока можно вспомнить уже
изученные рассказы А.П.Чехова, обратив внимание
на их названия: «Лошадиная фамилия», «Хамелеон»,
«Злоумышленник». Также необходимо вспомнить, что
такое завязка, кульминация и развязка рассказа).

   Мы знакомы с юмористическими и
сатирическими рассказами А.П.Чехова. Мы знаем,
что смешное и грустное часто идут рука об руку, и
А.П.Чехов как никто другой умеет это показать. Эпиграфом
к нашему уроку мы возьмем его высказывание:
«…трудно за юмором угоняться. Иной раз
погонишься за юмором да такую штуку сморозишь,
что самому тошно станет. Поневоле в область
серьеза лезешь.»

2. Чтение текста.  Лексическая работа.
Думаем на названием.

А) Чтение текста про себя. Отмечаем трудные
слова, объясняем их лексическое значение («нужно
посчитаться», «гувернантка», «церемонная»,
«сюртучок», «горничная», «мерси»).
Б) Определив взаимоотношения героев, их
психологический настрой, читаем текст вслух по
ролям.
В) Каждый ученик записывает на небольшом
листочке свой вариант названия рассказа.

(В то время, когда ученики будут работать в
группах, учитель запишет на доске все
придуманные названия).

3. Восстанавливаем выпущенную развязку
рассказа
(работа в группах по 4-5 человек).

– Прежде чем сочинять «за» Чехова, обратите
внимание на:

А) отношение рассказчика к Юлии Васильевне;
Б)  последнюю фразу перед выпущенным
фрагментом («Меня охватила злость.» На что
сердится рассказчик, если гувернантка со всем
соглашается?);
В) последнюю фразу рассказа (Разве легко быть
сильным?).

(Ученики в группах должны сочинить развязку из
4-5 предложений, содержащую окончание диалога
героев. Записать свои идеи на листе).

Читаем получившиеся развязки, обсуждаем, мог ли
Чехов именно так завершить разговор своих
героев.
Учитель читает настоящую развязку. Обсуждаем,
какая группа лучше всех поняла замысел автора.

4. Работа над восстановленным текстом
рассказа. Поиск настоящего названия.

Беседа с классом:

– Каковы намерения рассказчика в разговоре с
гувернанткой?
– Заметили ли вы, что он только притворяется
прижимистым, бессердечным, а на самом деле
сочувствует Юлии Васильевне? Прочитайте слова и
выражения из текста, которые помогают это
увидеть.
– Почему рассказчика «охватила злость»? Что в
поведении гувернантки ему не нравится? Какой
реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она
себя ведет?
– Найдите настоящее название рассказа в его
последних репликах, обращенных к ней.
– Как вы понимаете это определение, данное
человеку, –«размазня»?
– Рассказчик хотел дать Юлии Васильевне
«жестокий урок». Получилось ли это у него? Почему?
– Почему гувернантка такая «кислятина» и
«размазня»? Возможно, виной этому не только
определенные свойства ее характера, а что еще?

5. Подводим итоги сказанного

– А.П.Чехов показывает нам «маленького»
человека, в душе которого навсегда поселилось
рабство. Рассказчик хотел своей намеренной
несправедливостью разбудить в душе гувернантки
бунт, возмущение, он хотел, чтобы она стала
сильной, «зубастой», чтобы она не боялась
отстаивать свои права. Будь она хоть чуточку
побойчее, она бы сама посмеялась над этой
ситуацией. Но смешно не получилось. Получилось,
как всегда у Чехова, грустно и серьезно. Причем
грустно стало и самому рассказчику. Какой урок
вынес он сам из этой истории? «Легко на этом свете
быть сильным!» – что звучит в этих словах?
Самодовольство (мол, вот я какой!)? Или самоирония
и горечь (да…победил…)?

– А какие уроки вынесли вы, ребята, из этой
истории?

6. Домашнее задание

– Дайте письменный развернутый ответ на
вопрос: «Какие уроки я вынес из истории,
рассказанной А.П.Чеховым»?

Приложение

-

А П.Чехов — Размазня

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.
— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…
— По сорока…
— Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…
— Два месяца и пять дней…
— Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника…
Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..
— Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно?
Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..
— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…
— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.
— Но у меня записано!
— Ну, пусть… хорошо.
— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать…
Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!
— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…
— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с!
И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
— Merci, — прошептала она.
Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
— За что же merci? — спросил я.
— За деньги…
— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?
— В других местах мне и вовсе не давали…
— Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»
Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!
#истории

anikina
Online

54

Solver Rank

 2019-09-26 21:33




+ 2


Очень плохо, это завить от кого-то. tears

Bruno


41

Solver Rank

 2019-09-26 21:44




+ 2


Лично для меня здесь главное

«Разве можно на этом свете не быть зубастой? …. «Можно!»»

.
А самое противное

» легко на этом свете быть сильным!»

Bruno


41

Solver Rank

 2019-09-26 22:01




+ 2


Спасибо @Belyak62, что напомнили замечательную новеллу о столкновении двух противоположных мировозрений!
Я почему-то ее совсем не помню, хотя когда-то мною было прочитано все собрание сочинений Чехова (кроме писем :good :)

Vovka2


31

Solver Rank

 2019-09-26 22:06




+ 3


Естественно, плохо от кого-то зависеть, но общее мироустройство вообще несправедливоgood все мы от кого-нибудь зависим. Мне кажется, Антон Павлович хотел сказать, что важно уметь отстаивать свои права. Ситуацию, подобную описанной в рассказе, легко представить и в наши дни. Думаю и через сто лет, этот рассказ останется актуальным.

kkrazz
Нет больше недели

35

 2019-09-27 01:02




+ 1


vverhaplod

NATAKAPA
Online

53

Solver Rank

 2019-09-27 05:04




+ 1


Актуально! porukamvverhaplod

Vovka2


31

Solver Rank

 2019-09-27 05:43




+ 3


Есть короткометражный фильм «Размазня» с Вячеславом Тихоновым и Жанной Болотовой в ролях.
Киностудия «Мосфильм», которой принадлежат права на это видео, почему-то не хочет показывать свои фильмы на «GrandGames»what можно посмотреть на YouTube.
https://www.youtube.com/watch?v=-6zT3XsEA1Y

Video can not been displayed!

Lena2020


48

Solver Rank

 2019-09-27 06:04




+ 1


У Чехова много мудрых высказываний. Спасибо большое за комментарии, отличного всем дняsolncecvetyrose

anikina
Online

54

Solver Rank

 2019-09-27 09:56




+ 1


vverh vverh vverh

Behappy


9

 2019-09-27 16:21




+ 1


Вроде бы и ничего сверхестественного, обычный жизненный эпизод, а так врезается в память… Хоть и не любитель классики, но рассказ понравился. Чехов — молодец.

Lena2020


48

Solver Rank

 2019-09-27 16:24




+ 1


Я, когда училась в Таганроге, часто бывала в домике Чехова :)

Vovka2


31

Solver Rank

 2019-09-27 16:47




+ 1


А я в Мелихово был, но не часто, всего один разgood

Lena2020


48

Solver Rank

 2019-09-27 16:49




+ 1


Vovka2porukam

anikina
Online

54

Solver Rank

 2019-09-27 18:34




+ 2


Антон Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

Lena2020


48

Solver Rank

 2019-09-27 18:37




+ 0


anikina, спасибо большое за дополнениеporukamvverhcvety

anikina
Online

54

Solver Rank

 2019-09-28 17:01




+ 2


belyak62, спасибо за Ваш труд! rose rose rose

Lena2020


48

Solver Rank

 2019-09-28 17:13




+ 1


anikina, благодаря Вам вспомнила , что я Ветеран труда и это не шуткаserdcerose

 «Грустный» юмор А.П.Чехова. Рассказы «Злоумышленник», «Размазня»

Радькова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе, формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа; формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, формировать умение работать с текстом, развивать устную речь учащихся.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

— Известный русский писатель Ф.М.Достоевский говорил: «…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек – значит хороший человек. Смех – есть самая верная проба души». Эти слова можно с уверенностью отнести и к рассказам А.П. Чехова.

     «Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах», — так начинается не судебный очерк, так начинается юмористический рассказ Чехова «Злоумышленник», который вы читали дома. О чём говорит нам название рассказа?

— Злоумышленник – человек, который замышляет зло. Денис Григорьев, «маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах», зла не замышляет. Ему даже в голову не приходит, что отвинчивание гаек, которыми рельсы прикрепляются к шпалам, может привести к крушению поезда, он сам себя разоблачает, рассказывая о спрятанных у него дома гайках. Давая рассказу такое название, автор хочет подчеркнуть противоречие: злоумышленником называют человека, который зла не замышляет, а совершает свой поступок по незнанию и глупости. Он так и не понял, за что приговаривается к ссылке на каторжные работы.

  Так что же смешного в этой истории? Какова природа юмористического в рассказе «Злоумышленник»?

Юмор в этом рассказе грустный, писатель заставляет задуматься над взаимоотношениями между людьми.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

— Над чем смеётся Чехов в рассказе «Злоумышленник»  и что огорчает писателя?

Над глупостью мужика, который никак не может понять, в чём его обвиняют, и всё стремится рассказать о том,  что ему понятно: о ловле шилипшёра.

— Чехов задумывается о том, как же должен поступать представитель закона в подобной ситуации. Как вы думает, почему писатель  даёт имя мужику, а у следователя в рассказе нет имени?

— Следователь лишён человеческих черт, является лишь олицетворением судебно-правовой системы. Подтверждением этого служит его речь, повторяющая язык казённых бумаг. Приведите примеры из текста.

— Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева был невозможен?

В обществе не должно быть такого разрыва между образованными и необразованными слоями населения, должна вестись просветительская работа, а для этого все граждане должны быть равны в правах и обязанностях перед государством.

— Обратимся к статье «Литература и жизнь» в вашем учебнике (с.309 – 310 чтение).

— Почему Чехов говорит, что на месте судьи отпустил бы Дениса?

Наказание без осознания не имеет смысла.

— Почему в разговоре с юристом писатель вспоминает о граммофоне? Только ли к граммофонам относятся слова: «… они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И всё у них карикатурно выходит, мёртво»?

— Конечно же, эти слова писателя и о людях тоже. Чехов считал: « Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…». Эту задачу и реализовывал писатель в своих юмористических рассказах. В 1883 году в 4-ом номере юмористического журнала «Осколки» под псевдонимом А.Чехонте появился рассказ «Размазня». О чём этот рассказ? Кто его герои?

—  Сюжет рассказа  основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Повествователь олицетворяет силу и могущество. Гувернантка Юлия Васильевна – олицетворение людской слабости, покорности, безропотности, но в то же время честности и искренности. В  «Размазне» Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В рассказе писатель говорит не только о гувернантках,  но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню», не имеющих сил на протест.

      Как вы понимаете это определение, данное человеку, – «размазня»?

РАЗМАЗНЯ́  — перен. Вялый, нерешительный человек (разг.  пренебр.).

—  Рассказчик хотел дать Юлии Васильевне «жестокий урок». Получилось ли это у него? Почему?

—  Заметили ли вы, что он только притворяется прижимистым, бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Прочитайте слова и выражения из текста, которые помогают это увидеть.       

– Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет?

 – Почему гувернантка такая «кислятина» и «размазня»? Почему она готова покорно снести несправедливость? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера, а что еще? Подумайте над последней репликой рассказа.

– А.П.Чехов показывает нам «маленького» человека, в душе которого навсегда поселилось рабство. Рассказчик хотел своей намеренной несправедливостью разбудить в душе гувернантки бунт, возмущение, он хотел, чтобы она стала сильной, «зубастой», чтобы она не боялась отстаивать свои права. Будь она хоть чуточку побойчее, она бы сама посмеялась над этой ситуацией. Но смешно не получилось. Получилось, как всегда у Чехова, грустно и серьезно. Причем грустно стало и самому рассказчику. Какой урок вынес он сам из этой истории?

 «Легко на этом свете быть сильным!»

– Что звучит в этих словах? Самодовольство (мол, вот я какой!)? Или самоирония и горечь (да…победил…но кого)?

— В этом рассказе писатель не только призывает быть сильным и бороться за жизненную правду, но и сочувствует слабым и считает необходимым протянуть им руку помощи.

4.Итоги.

— Какой рассказ произвёл на вас наибольшее впечатление?

— В чём актуальность рассказов Чехова?

Литература: В.Я.Коровина. Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2012

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий рассказа честное слово
  • Сценарий рассказа зощенко елка
  • Сценарий рассказа живая шляпа
  • Сценарий расскажи снегурочка где была
  • Сценарий распада югославии