Сценарий рассказа честное слово

Пьеса в стихах для детской театрализованной деятельности. Можно использовать на праздниках к 23 февраля или к 9 мая.

Пьеса для детского творчества к празднику 23 февраля для старших и подготовительных групп.

                             «Честное слово»

Звучит музыка, выходи группа детей строевым шагом

ВЕДУЩИЙ:

Однажды во дворе ребята

Играть затеяли в солдаты.

Ходили строем по дороге,

Шагали дружно нога в ногу.

1-ый реб., командир:

Ну-ка, дружно, раз, два, три,

И на месте все замри.

Все направо повернулись раз, два,

Замерли и подтянулись раз, два.

(К детям подходит мальчик Саша)

САША:

Ребята, возьмите меня поиграть,

Я тоже могу с вами строем шагать.

Я с детства мечтаю солдатом служить,

Чтоб смело Отчизну свою защитить.

КОМАНДИР:

Ты будешь сержантом, я твой командир.

Здесь склад оружейный у нас.

Стоять часовым мы тебе поручим.

Такой вот сегодня приказ.

2-ой РЕБЁНОК:

Ты должен дать слово, что важный свой пост

Не бросишь ни в дождик, ни в зной.

И, чтоб ни случилось ты, часовой, не побежишь домой.

САША:

Я честное слово даю, командир,

Что пост не покину я свой.

Я выполню долг, как честный солдат

И не побегу домой.

3-ий РЕБЁНОК:

Сейчас мы уходим в поход боевой,

У нас боевые ученья.

А ты нас дождись, солдат постовой.

Такое тебе порученье!

КОМАНДИР:

Все налево повернулись раз, два.

На позиции вернулись раз, два.

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Кто шагает дружно в ряд?

Нашей армии отряд!

Смелые солдаты – дружные ребята.

Не боимся мы преград,

Каждый службе будет рад.

( Отряд уходит, часовой остаётся стоять)

ВЕДУЩИЙ:

Ушли солдаты на ученье,

А постовой стоит столбом.

Гордился Саша порученьем,

Как будто охранял свой дом.

           Проходит время, вот уж полдень.

           Спешит к нему его сестра

        Позвать домой его решила,

        Обедать мальчику пора.

СЕСТРА:

Пойдём домой, нас мама ждёт.

Она обед уж разогрела.

Мультфильм по телеку идёт,

А ты столбом стоишь без дела.

САША:

Я не могу идти домой,

Я на часах, я постовой.

Я слово дал склад охранять,

И пост не должен оставлять.

(Сестра уходит)

ВЕДУЩИЙ:

Проходит время, скоро вечер.

И брат к нему спешит на встречу.

БРАТ:

Пойдём домой, нас мама ждёт.

Она обед уж разогрела.

Мультфильм по телеку идёт,

А ты столбом стоишь без дела.

САША:

Я не могу идти домой,

Я на часах, я постовой.

Я слово дал склад охранять,

И пост не должен оставлять.

ВЕДУЩИЙ:

И вот спешит к сыночку мама.

МАМА:

Зачем ты, сын, такой упрямый.

Ведь сколько времени прошло,

Уже на улице темно.

Иди домой, уж есть пора,

Закончилась твоя игра.

САША:

Я не могу идти домой,

Я на часах, я постовой.

Я слово дал склад охранять,

И пост не должен оставлять.

(Мама уходит)

ВЕДУЩИЙ:

Уже на улице темно,

Все разошлись давным-давно.

Стоит наш стойкий часовой,

Не может долг нарушить свой.

Ждёт с нетерпеньем возвращенья

Солдат с военного ученья.

Не знает Саша, что ребята

Давно забыли про солдата.

Вот, наконец, пришёл отец,

Чтоб спору положить конец.

ОТЕЦ:

У меня есть предложенье,

Как найти для нас решенье.

Ты ведь знаешь, что я, сын,

Тоже в армии служил.

Знаю я, как это важно,

Слово честное сдержать.

Но тебе свой пост оставить

Старший может приказать.

        Я, как лейтенант запаса,

        Вам, сержант, даю приказ:

        Пост свой можете оставить,

        И домой идти сейчас.

ВЕДУЩИ:

С облегченьем сын вздохнул

Лейтенанту козырнул.

САША:

Есть, товарищ лейтенант,

Послужить всегда я рад.

А теперь пошли домой,

Заждалися нас с тобой.

ВЕДУЩАЯ:

Нам не важно, кем он будет.

Этот маленький солдат:

Агрономом, астрономом,

В президенты кандидат.

Честным будет, настоящим

И защитником блестящим.

Ведь ценилась век от века.

Честность в каждом человеке.

Пьеса создана по мотивам рассказа В.С. «Честное слово».

Дело было в Троицын день. Мать, Отец и двое детей отправились в церковь, сына Алешу оставили дома по причине болезни. А пышный букет, который мать поставила в свою любимую дорогую вазочку, приказала горничной перенести к иконе «Троица». Алеша один – тоска смертная! И когда пришла Дуняша навести порядок в комнате, он всячески начал вовлекать её в игру. Оседлал «коня»-швабру и начал носиться по зале, Дуняша – отбирать, нечаянно задели столик, где стояла вазочка – стол опрокинулся, саксонское стекло – вдребезги!.. Ужас. Дуняша – в панике: теперь хозяйка её уволит, а у неё в деревне – мать старая, сынишка маленький… И она умоляет Алёшу взять вину на себя. Чувствуя и собственную вину, мальчик даёт честное слово, что не выдаст их общую тайну… Но рано или поздно все тайное становится явным: мать заметила, что цветы у «Троицы» стоят в простой, дешёвой вазе!.. И пришлось Алеше сдержать слово – признаться, что разбил вазу он!.. А дальше – разборки, экзекуции… Вот и ответьте: стоило ли давать «честное слово» и всегда ли его нужно держать?..

 

ЧЕСТНОЕ СЛОВО

Действующие лица:

АЛЕША, мальчик 8 лет
НАТАША, его сестра 9 лет
ПЕТЯ, его брат 7 лет
МАТЬ
ОТЕЦ
ДУНЯ, горничная
АГАФЬЯ, няня
ИГНАТИЙ, повар

Действие происходит в Троицу.

Картина первая.

      В коричневом домике с зелёными ставнями на углу Бульварной улицы живёт АЛЕША, у него дружная семья: есть и папа, и мама, и сестра с братом. Сегодня замечательный день – Троица. И, как водится, вся семья – ОТЕЦ, МАТЬ, НАТАША и ПЕТЯ –  собирается в церковь, кроме Алеши: он болен, у него болит горло. Алеша с грустью наблюдает за сборами. На небольшом круглом столе лежит охапка цветов, и Мать составляет букетики и вручает детям. АГАФЬЯ украшает зелёными ветками комнату. Намеревается пристроить ветки и возле иконы Троицы, но икона висит  высоко, ей никак не достать.

МАТЬ. Наташа, Петя, возьмите цветы для Святой Троицы. Агафьюшка, дай детям ещё по веточке зелёной.
АГАФЬЯ (вручает Наташе, Пете по зелёной ветке, протягивает и барину). И вам, барин, пожалуйте: в церковь-то как входить будете… Барыня, а божничку-то чем украсить? Ветками али цветочками?
МАТЬ. Цветами, разумеется. Подай-ка мне вазочку… Да не эту зелёную, а мою любимую.

      Агафья, было, схватила простенькую вазу из зелёного стекла, но потом, спохватившись, принесла барыне красивую расписную вазочку из саксонского фарфора. Барыня ставит оставшиеся цветы в вазу, любуется.

МАТЬ. Ну вот, замечательно. (Оставляет вазу на маленьком столике). Пусть тут пока стоит. Скажешь Дуняше, чтобы поставила к иконе. Да сама-то не лезь на высоту, голова закружится, ещё – не дай Бог – упадёшь. Поняла, нянюшка?
АГАФЬЯ. Поняла, барыня, поняла. Всё сделаю.    
ОТЕЦ (Наташе и Пете). Дети, готовы?.. Маруся, и ты поторапливайся, не поспеем же к началу службы.
МАТЬ. Сейчас, родной… Наташа, надень шляпку, и ты, Петя, прикрой голову.
ПЕТЯ. Не хочу. Что я, девчонка?
МАТЬ. Надень. Напечет голову, потом будет болеть.
ПЕТЯ. Мама!.. Сейчас утро!..
ОТЕЦ. Не спорь с матерью. Обратно будем возвращаться, станет жарко.
НАТАША (отцу). Папа, а после службы мы пойдём в парк?
ПЕТЯ. А в цирк?.. Я хочу в цирк!.. Ты обещал!
ОТЕЦ. И в цирк пойдём, и в парк, и на Соборную площадь слушать военную музыку, там будет играть военный оркестр.
ПЕТЯ. Ура!..  Военную музыку!.. (Напевает военный марш и марширует).
ОТЕЦ (Пете). Хватит баловаться. Всё, идём.
МАТЬ (Алеше). Ну, что, мой мальчик?.. Не грусти, поиграй в шашки, конструктор тебя ждёт. Ты ведь хотел построить фрегат?..
АЛЕША (обнял мать). Мамочка, миленькая, возьмите меня с собой! Я совершенно здоров!
МАТЬ. Нет, Алеша. Горло твоё ещё очень плохое. Нельзя. (Поцеловала стриженую голову сына, вытирает ему слёзы своим платком).
ОТЕЦ. Ну что там за сантименты?.. Негоже такому большому мальчику сырость разводить. Стыдно, Алексей!
АЛЕША. Я не развожу, это соринка в глаз попала.
ОТЕЦ (Алеше). Вот тебе задание: покорми рыбок в аквариуме. В детской наведи порядок, а то игрушки по всему дому валяются.  Жду всех на улице. (Уходит).
ПЕТЯ (ехидно). Надо было получше молиться, может, Боженька и послал бы тебе исцеление. А теперь сиди один. (Убегает).  
МАТЬ (Алеше). Будь умником. Не шали и на улицу не выскакивай. Обещаешь?
АЛЕША. Обещаю.
НАТАША (шепчет). Мы тебе гостинцев принесём.

      Мать и Наташа уходят.

АЛЕША. Поиграй!.. С кем играть?.. Дуняша в комнатах убирает, повар Игнатий в кухне обед готовит. Кому охота одному играть!..
АГАФЬЯ. Помолись, Алешенька, полегчает. Троице Единосущной и Нераздельной помолись. (Подходит к иконе). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. (Крестится).
АЛЕША (повторяет слова молитвы). Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. (Крестится). Нянюшка, а можно Боженьку попросить, чтобы я поскорее выздоровел?
АГАФЬЯ. В этой молитве, Алешенька, мы ничего не просим у Бога, а только славим Его за то, что Он нам даёт. Мы любим Бога и славим Его, потому что всё, что у нас есть – от Него. (Подходит к окну, распахивает настежь). Посмотри, какая красота, какое благолепие!..   

            В раскрытое окно вместе с церковным благовестом врывается радостный шум сада. Стрекочет сорока, чирикают воробьи, прыгают с ветки на ветку.

АЛЕША (подходит к окну). И, правда, няня, небо синее, ни облачка!.. Тополем пахнет, просто дух захватывает… Как всем весело и хорошо! Воробышки чирикают, в «догонялки» играют. А вон котик наш за бабочками гоняется. Прыгает, лапой  цепляет. Вот дурачок, где же тебе поймать её!.. Эх, скорее бы в Липовку, вот где раздолье!.. Всего каких-нибудь два часа занятий, и целый день свободен. Делай, что хочешь: хоть в саду гуляй, хоть в лес беги или в поле, на речку. Лишь бы не опоздать к обеду или к вечернему чаю.
АГАФЬЯ. Бог даст, скоро поедете. Пойду я. Надобно Дуняше передать, что барыня наказывала. (Уходит).

      В комнату заглядывает ИГНАТИЙ в поварском колпаке и белой тужурке.

ИГНАТИЙ. Барин, принести вам булочку с молоком?.. Ваша матушка велела, чтобы вы молоко тёплое с мёдом пили.
АЛЕША. Не хочу.
ИГНАТИЙ. Надо, Алексей Егорыч. Горлышко лечить, да и матушка расстроится, если узнает.
АЛЕША. Ладно, неси.

      Игнатий исчезает и тут же вносит на подносе стакан молока и булочки.

ИГНАТИЙ. Пожалуйте, кушайте на здоровье. (Собирается уйти).
АЛЕША. Не уходи, Игнатий. Выпью, если посидишь со мной. Скучно очень.
ИГНАТИЙ (извиняясь). Завтрак не поспею приготовить, барин. Господа вернутся, а на стол нечего поставить. Ушли-то к заутрене, не емши. Проголодаются.
АЛЕША. Успеешь. (Шантажируя). А то не буду пить молоко!..

      Игнатий, вздохнув, подчиняется, присаживается на краешек стула.

АЛЕША. Эх, скорее бы в Липовку уехать!.. Если бы ты знал, как там хорошо!.. Настоящий земной рай!.. Там можно целый день бегать босиком, и никто не заставляет обуваться, в траве кувыркаться, на деревья лазить. Я очень люблю на деревья забираться и птичьи гнезда высматривать. А ещё я там ловлю майских жуков и бабочек. У меня коллекция, хочешь, покажу?
ИГНАТИЙ. Алексей Егорыч, вы бы молочко-то пили, небось, уж остыло.
АЛЕША. Да выпью я твоё молоко!.. (Делает несколько глотков из стакана). Ты послушай!.. А ночью мы ходим на речку раков ловить. С папой, конечно. Вода тёплая-тёплая, и чёрная-чёрная. Папа несёт лучину, держит её низко над водой, чтобы дно реки осветить. (Показывает). Вот так. Раки на огонь выползают, а рыба, наоборот, пугается, и – врассыпную!.. (Смеётся). Умора. Если этим летом поедем в Липовку, обязательно тебя возьмём. Поедешь с нами?
ИГНАТИЙ. Куда ж я денусь. Молочко-то…
АЛЕША (делает несколько глотков). А один раз меня рак цапнул! За палец! Ох, и больно было!.. А речка там отличная. Быстрая, это она так называется, а вообще-то она нормальная. Мы с Наташей несколько раз переплывали наперегонки. Петька ещё не умеет, поэтому около берега обычно плещется. А потом вылезем, перемажемся в песке, нацепим водоросли и носимся, как настоящие индейцы. Здорово!..

      Заскрипела дверь, и в комнату входит  ДУНЯША со шваброй.

ДУНЯША (увидев Игнатия). Вот вы где. А я заглянула в кухню, на плите всё кипит-варится, а повара нет.
ИГНАТИЙ. Да вот барин рассказывал мне, как в Липовке хорошо да привольно.
ДУНЯША. Там и, правда, рай.
ИГНАТИЙ (забирает поднос). Выпили молочко, полечились, и – славно. Пойду. (Уходит).
АЛЕША (внезапно сорвавшись с места). Дуняша, давай играть в лошадки! А то скучно мне одному.
ДУНЯША. Некогда, Алеша. Убраться надо, скоро господа вернутся.

      Но Алеша уже развеселился. Не успела горничная опомниться, как шалунишка выхватил у неё швабру, уселся верхом и начинает прыгать и носиться по комнате. Гикая, прищёлкивая языком, притаптывая каблуками, погоняет импровизированного коня. Мимоходом, расшалившись, ловит Дуняшу то за косу, то за платье, то кружит девушку по комнате, стараясь вовлечь её в игру.

ДУНЯША (насилу сдерживая смех). Полно дурачиться, экий баловник, право!
АЛЕША. Садись, прокачу!.. (Хватая Дуняшу за передник). Эх, прокачу, с бубенцами!..
ДУНЯША (сердито). Отстань, Алеша! Маменьке скажу. (Оглядывая оторванную оборку на переднике). Вот, оторвал!.. Только и знай, что зашивать да штопать после вас с Петенькой. Экие озорники, прости Господи! А ещё господские дети!..
АЛЕША. Дуняша, милая, поиграй со мной, ну хоть немножечко.
ДУНЯША. Говорю тебе, отстань! Отдай сейчас же щетку и не мешай убирать.
АЛЕША. А вот не отдам! Ты меня раньше поймай. Поймаешь, твоя будет!
ДУНЯША. Ещё что выдумал! Есть у меня время за тобой гоняться! Бесстыдник этакий! Отдай сейчас же щётку, слышишь? Пожалуюсь папеньке. Вернутся из церкви, а у меня в зале не прибрано. Вот ещё и цветы надо Троице поставить, как барыня наказывала. (Берёт со столика вазу с цветами).

             Но Алеше жаль расставаться со своим «конём». Он решает ещё разок проехаться по комнате. И вдруг конец щётки задевает круглый столик, который с грохотом падает прямо Дуне под ноги. Она пугается и роняет вазу с цветами, которую держала в руках в тот момент. Слышится звон разбитого фарфора и отчаянный крик Дуняши.

ДУНЯША. Ах, батюшки! Пресвятая Владычица!..
АЛЕША (испуганно). Я не хотел!.. Я нечаянно…
ДУНЯША. Пресвятая Богородица! Что только натворила!.. Что я теперь скажу барыне?.. Ведь это её любимая вазочка из саксонского фарфора!..

      Вдвоём Дуняша и Алеша собирают черепки, вытирают пол. Затем Дуняша цветы ставит в другую вазу, из зелёного стекла и, взобравшись  на стул, пристраивает вазу на божничку, перед иконой.

АЛЕША (успокаивая). Может быть, мама не заметит.
ДУНЯША. Какое там, не заметит!.. Пропала моя головушка!.. Намедни маменька ваша шибко серчала, когда я уронила барышни Наташи розовую чашку, что им к именинам подарили. А тут – её любимая, саксонская вазочка!.. (Сердито). А всё ваши шалости, барин!..
АЛЕША. Но ведь швабра только столик опрокинула, а ты испугалась и вазочку уронила.
ДУНЯША (плачет). То-то и оно, что испугалась. Ой, прогонит меня барыня!.. Ой, прогонит…
АЛЕША. Не плачь, Дуняша, как-нибудь обойдётся.   
ДУНЯША (умоляя). Алеша, миленький, ты только никому не сказывай, что я разбила.
АЛЕША. Не скажу. Обещаю тебе. Успокойся.
ДУНЯША. А если станут спрашивать, кто разбил, скажи уж, миленький, что ты. Тебе, Алешенька, ничего за это не будет. А мне – о-о-ох!.. Подумать даже боязно, как мне достанется! Потому что который раз со мной такая беда! Откажут от места, что тогда делать?!.. Что я буду посылать в деревню?.. Мальчишка маленький, да хворая мать, как им тогда жить?
АЛЕША. Да не бойся, Дуняша, скажу, что я разбил, вот и всё. Ты не горюй.
ДУНЯША. Честное слово?
АЛЕША. Честное слово!

    Картина вторая.

           Накрыт праздничный стол, за столом сидит вся семья: ОТЕЦ, МАТЬ, НАТАША, ПЕТЯ и АЛЕША Оживленно разговаривают, молчит только Алеша. Прислуживает за столом ДУНЯША. Входит ИГНАТИЙ, вносит пирог, ставит на стол, разрезает.

МАТЬ. А вот и наш любимый капустный пирог. Какой красивый, а пахнет!.. Дети, у вас найдётся местечко для пирога?
НАТАША и ПЕТЯ. Найдётся!.. Мы голодные, как волки! Ррр…
МАТЬ. Спасибо, Игнатий, я сама раздам голодающим. (Раскладывает по тарелкам пирог).
ИГНАТИЙ. Рад стараться. На здоровье. (Поклонившись, уходит).
МАТЬ (отцу). Егор, тебе положить?
ОТЕЦ. Пожалуй, самый маленький кусочек. Невозможно устоять.
ДУНЯША (матери). Шоколад разливать?..
МАТЬ. Дети, кому шоколад?
НАТАША и ПЕТЯ. Мне!.. Мне!..

      Дуняша разливает в чашки горячий шоколад. Алеша очень вял, едва притронулся к угощению. Мать за ним наблюдает.

МАТЬ. Что с тобой, Алешенька? Отчего так плохо кушаешь? Словно опять нездоров.
АЛЕША. Да нет, мамочка, я совершенно здоров.
ОТЕЦ. Это оттого, Маруся, что он давно не был на воздухе. Нельзя держать ребёнка взаперти. Пусть погуляет после завтрака, кстати, и погода чудесная. Ну, дети, кто хочет идти после завтрака в городской сад?

      Дети восторженно встречают предложение отца.

МАТЬ (пытаясь возразить). Но, Егор, у Алеши очень нездоровый вид… Он расшалится, вспотеет, и снова простудится.
ОТЕЦ. Пусть Агафья идёт с ними, присмотрит. (Дуняше). Позови няньку.

      Дуняша выходит. Вскоре появляется АГАФЬЯ.

АГАФЬЯ. Звали, барин?
ОТЕЦ. Хочу, чтобы ты пошла с детьми в сад. Пусть погуляют, воздухом подышат. После завтрака очень полезно размяться. Да смотри, чтобы вели себя пристойно.
МАТЬ (Алеше). Хочешь пойти погулять?
АЛЕША. Хочу.
ОТЕЦ. Только помни, Алексей, не шалить, не носиться по бульвару. Веди себя степенно, как подобает такому большому мальчику. (Ласково потрепал сынишку по плечу).

      Дети и Агафья уходят.

ОТЕЦ (виновато). А я, Марусенька, если не возражаешь, прилягу на часок. Что-то притомился, давно не был в церкви, отвык, целую службу стоять трудновато.
МАТЬ. Конечно, дорогой, приляг, сосни часок, ведь встали сегодня рано. И пока в доме – тишина, а вернутся дети, тут уж будет не до отдыха. Пойдем, я провожу тебя. (Дуняше). Можно убирать со стола. (Уходят вместе).
ДУНЯША (крестится). Слава тебе, Господи. Кажись, не заметила, что вазочки нет. Может, пронесет… (Убирает со стола, напевает).

Картина третья.

      Гостиная. Стол убран. Входит МАТЬ. Обратилась к иконе перекрестилась, вдруг замечает, что цветы стоят в зелёной вазе.

МАТЬ (удивленно). Что такое?.. Почему цветы в зелёной вазе?.. А где моя любимая?.. (Ищет). Странно, куда она запропастилась?.. (Громко). Дуняша!.. Дуняша!.. (Звонит в колокольчик).

      Входит ДУНЯША.

ДУНЯША. Звали, барыня?
МАТЬ. Почему цветы в зелёной вазе?..
ДУНЯША (мнётся). Барыня, я хотела… Вы только не бранитесь…
МАТЬ. Что значит, «не бранитесь»?.. Что случилось? Где моя ваза из саксонского фарфора?
ДУНЯША. Она… Она разбилась.
МАТЬ. Что ты говоришь?.. Как разбилась?!..
ДУНЯША. Упала и… разбилась.
МАТЬ. Сама упала и сама разбилась. Кто ей помог?
ДУНЯША (бормочет). Не могу знать, барыня.
МАТЬ. Не прикидывайся овечкой! Не знает она!.. Дома оставались только ты да Алеша. Кто вазочку разбил?
ДУНЯША. Отпустите меня, барыня. Не виновата я.

      Входит ОТЕЦ.

ОТЕЦ (оценивая обстановку). Что тут у вас происходит?..
МАТЬ. Вообрази, Егор: разбита моя любимая вазочка, а виновных нет!
ОТЕЦ. Дуняша, может, скажешь нам, кто это сделал?
ДУНЯША. Не могу знать, барин. Не могу знать…

      Вернулись с прогулки дети, они оживлены, смеясь и дурачась, входят в комнату АЛЕША, НАТАША, ПЕТЯ и АГАФЬЯ. Увидев расстроенную мать, растерянную Дуняшу и сердитого отца, Алеша понимает, что «преступление» раскрыто.

ОТЕЦ. Вот кстати и Алексей явился. Подойди. Не скажешь ли нам, Алеша, кто разбил мамину любимую вазочку?
НАТАША. Вазочку разбил?!.. Ой!..
МАТЬ. Сыночек, скажи правду. Кто?..
АЛЕША (спокойно). Я, мама.
МАТЬ (поражена). Ты?!
АЛЕША (решительно). Я разбил твою любимую вазочку.
ПЕТЯ (Наташе). Ну и влетит ему сейчас!.. Я ему не завидую.
ОТЕЦ. Дуняша, ступай к себе.

      Дуняша бесшумно исчезает за дверью.

      МАТЬ (Алеше). Да зачем ты её трогал?
ОТЕЦ. (Алеше). Ты говоришь правду?.. Посмотри-ка мне прямо в глаза.
АЛЕША (прячет глаза). Да, правду.
МАТЬ. А где была в то время Дуня?
АЛЕША. Не знаю… Не помню…
ОТЕЦ. Позволь мне, Маруся, его допросить. (Алеше). Стало быть, её здесь не было?
АЛЕША. Да… То есть, нет…
ОТЕЦ. Ты уверяешь, что разбил мамину вазочку ты?
АЛЕША. Уверяю.
ПЕТЯ. Вот попался, так попался!
ОТЕЦ (Алеше). Расскажи нам, как это случилось.

      Алеша теребит кушак, одергивает рубашку, избегая смотреть на родителей, молчит.

НАТАША. Папа, не верь ему! Это – не он!
ОТЕЦ. Ну, что же ты молчишь? Если ты разбил, то должен знать, как всё произошло.
АЛЕША (растерянно мямлит). Да так… Я нечаянно.
ОТЕЦ. Что значит, «так»?
АЛЕША (запинаясь). Я… мне захотелось понюхать цветы…
ОТЕЦ. Что же дальше?
АЛЕША. Я нечаянно толкнул… Она упала, ну, и разбилась…
ПЕТЯ (Наташе). Вот заливает!..
ОТЕЦ. Ты даже достать её не мог.
АЛЕША. Я придвинул стул и достал.
ОТЕЦ (раздраженно). Вижу по твоим глазам, что ты лжёшь!
МАТЬ. Алеша, милый, прошу тебя, не серди папу, скажи правду.

      Алеша молчит, кусая губы.

ОТЕЦ. А ты знаешь, Алексей, что полагается за упрямство и за ложь?
АЛЕША. Знаю.
ПЕТЯ (Наташе). Что сейчас будет!..
НАТАША. Замолчи! Какой ты всё-таки злюка!
ОТЕЦ. (Алеше). Всё-таки молчишь?.. Агафья!.. Принеси розги!

      Наташа и Петя испуганно ахают, Агафья нерешительно топчется на месте, переводя взгляд то на барыню, то на барина.

МАТЬ (взволнованно). Егор! Зачем розги, не станешь же ты, в самом деле, бить его?
ОТЕЦ. Ты только портишь мальчика, Маруся, своим вечным заступничеством. Избаловала его вконец! Предоставь, пожалуйста, мне воспитание нашего сына. Агафья, делай, что тебе сказано!

      Агафья уходит.

МАТЬ (Наташе и Пете). Дети, идите к себе.
ОТЕЦ. Нет, пусть останутся. Это им послужит хорошим уроком, как обманывать родителей.
НАТАША. Папочка, пожалуйста, не бей Алешу! Прости его!.. Он больше не будет!
ОТЕЦ. Надеюсь на это. (Вынимает часы). Ну, Алексей, даю тебе ещЁ пять минут на размышления.

      Входит АГАФЬЯ, несёт пучок розг, кладёт на стул.

      АГАФЬЯ. Пожалейте, барин! Он ещё такой маленький!..
ОТЕЦ. Молчи, нянька, тебя не спрашивают. (Алеше). От тебя самого зависит быть прощённым или наказанным. Скажи правду. Ведь не ты разбил вазочку?

            Алеша опускает голову, кусает губы, молчит.

МАТЬ. Алешенька, признайся!..
ОТЕЦ. Ну, что же не отвечаешь?.. Последний раз спрашиваю: ты разбил вазочку? (Протягивает руку к берёзовым прутьям).

      В этот момент дверь шумно распахивается, и в комнату вбегает ДУНЯША. С громким плачем падает в ноги барину.

ДУНЯША. Батюшка-барин! Христа ради простите меня глупую, окаянную!.. Грех-то какой на себя взяла, видно лукавый попутал!.. Не трожьте ребёнка! Я просила его не выдавать меня… Мой грех… Вазочку барынину я разбила… Из рук вывалилась… Видно, Господь наказал… Матушка-барыня, дорогая, уж простите и на сей раз, Христа ради!..
МАТЬ (кинулась обнимать сына). Так я и знала! Так и знала!.. Сердце подсказывало…
АЛЕША. Я обещал, честное слово дал, что не скажу!
ДУНЯША. Прости и ты меня, сердечный, Алешенька! По век жизни буду за тебя Бога молить…
АЛЕША (матери). Она так плакала, так боялась, что ты её прогонишь… А у неё в деревне братик маленький и мама хворая. Кто их кормить будет, если ты прогонишь Дуняшу?
МАТЬ. Да что мы – злыдни какие?.. Сердца, что ли у нас нет?.. Из-за какой-то вазочки… (Обнимает Алешу). Милый мой, родной мальчик…
ОТЕЦ. Погоди, Маруся, тут что-то не так. Кто кого выгораживает?.. Алексей, я требую: как дело было отвечай!
АЛЕША. Мы играли… Вы все ушли,  мне было скучно, ужасно… И я… отобрал у Дуняши швабру и на ней скакал, как будто на лошади. А швабра упала, уронила столик, и… Дуняша испугалась…
МАТЬ. Значит, вазочку разбила всё-таки Дуняша?
АЛЕША. Да, но я уронил столик, а она – вазочку…
ОТЕЦ. Ясно. Оба хороши. (Бросает розги). Убери прочь, Агафья.

      Агафья, проворно схватив розги, уходит.

(Дуняше). Довольно. Встань. Барыня, наверное, простит тебя. Только смотри мне, если уж что натворишь, так должна сейчас же сама обо всём сказать, а не валить на ребёнка. (Помогает Дуне подняться). Ну, ну, будет, не плачь. С кем греха не бывает?
ПЕТЯ (Наташе). Легко отделался. Вот дурак, нечего было её выгораживать.
НАТАША. Сам дурак!.. Ты… ты ничего не понимаешь!
ОТЕЦ. В другой раз, Алеша, будь умнее и всегда говори правду. Доносить на других, разумеется, скверно, я никогда от вас этого и не требую. Сказал бы сразу, как дело было, и – кончен бал.
НАТАША. Папочка, но ведь Алеша честное слово дал!.. Он Дуняшу защищал!
ОТЕЦ. Будет, будет! Ещё одна защитница нашлась. (Алеше). Ну, рыцарь, иди сюда, поцелуемся.

            Алеша выскальзывает из объятий матери, идёт  к отцу. Они обнимаются по-мужски и целуются.

МАТЬ (обнимает детей). Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Крестит всех).

Конец.

Цели:

  • Познакомить с творчеством Л. Пантелеева; учить
    понимать глубину содержания произведения и его
    главную мысль; продолжить работу по
    совершенствованию навыка сознательного,
    правильного, выразительного чтения и умения
    работать с текстом; анализировать поступки
    героев и оценивать свои; отличать хорошее от
    плохого.
  • Работать над развитием речи, мышления;
    развивать умение читать в лицах; с помощью
    интонации передавать состояние героев.
  • Формировать представление о честности,
    отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое
    отношение к отрицательным поступкам.

Оборудование:

1.Карточки со словами

ОБОРДАТ

ВИЧОТЫЗТЬОВС

ВЖИЛСЬТО

НССЕТЬЧТО

2.Надпись на доске

а) ЧЕСТЬ

  • Достойные уважения и гордости
    моральные качества человека; его
    соответствующие принципы.

  • Хорошая, незапятнанная репутация,
    доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).

  • Почет, уважение (честь по труду).

б) пословицы:

Как аукнется, а давши – держись.
Не давши слова – крепись, хозяин.
Не по виду суди, так и откликнется.
Будь своему слову а по делам гляди.

3. Портрет автора.

4. Рабочие тетради по чтению.

5. Выставка произведений Л. Пантелеева.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

III. Проверка домашнего задания (проводится по
усмотрению учителя)

IV. Новая тема

1. Введение в тему урока

У. Ребята, я предлагаю вам разгадать
зашифрованные слова.

ОБОРДАТ   ВИЧОТЫЗТЬОВС   ВЖИЛСЬТО
   НССЕТЬЧТО

(доброта)   (отзывчивость)   (лживость)
   (честность)

У. Попробуйте назвать эти понятия
одним словом.

Д. Это качества человека.

У. Назовите, пожалуйста, “лишнее”
слово.

Д. Лживость.

У. Почему вы так решили?

Дети предлагают варианты ответов.

У. Объясните, как вы понимаете смысл
слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это
качества?

Ответы детей.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с
произведением Леонида Пантелеева “Честное
слово”. 
Давайте послушаем сообщение об
этом авторе, которое приготовили ребята.

Д.Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей
Иванович Еремеев (1908–1987). Родился в Петербурге в
семье военного. В годы гражданской войны потерял
родителей и в 1921 г. попал в школу имени
Достоевского для беспризорных. Воспоминания об
этой школе легли в основу очерков и рассказов.
Пантелеев стремился, чтобы детская книга была
книгой глубокого содержания, “где были бы юмор, и
героика, и лирика, и настоящие человеческие
страсти, и большая мысль”. Этими качествами
книги Пантелеев заслужили свою популярность.

В 1930–40 гг. он объединил ряд своих
произведений в цикл “Рассказы о подвиге”:
“Пакет”, рассказывающий о гражданской войне,
“Ночка”, “Гвардии рядовой”, посвященный
событиям отечественной войны, “Новенькая”,
“Платочек”.

Пантелеев был автором очерков,
рассказов, дневников, посвященных блокадному
Ленинграду: “В осажденном городе”, “Январь”, а
также воспоминаний о писателях – С. Маршаке,
Е. Шварце, М. Горьком.

Некоторые повести и рассказы
Пантелеева были экранизированы (“Часы”,
“Республика Шкид” и др.).

Умер писатель в 1987 г. в Москве.

У. Прочитайте название произведения
еще раз.

Д. “Честное слово”.

У. Подберите родственные слова к
первому слову.

Д. Честность, честный, честь.

У. Какой смысл вкладывает автор в это
понятие?

Дети предлагают свои варианты ответа.

У. Давайте посмотрим, какое толкование
этого слова дается в словаре Ожегова (надпись на
доске). Ребята, я предлагаю вам познакомиться с
произведением.

2. Работа с текстом


а) Чтение учителем.

У. Какие чувства вы испытали, слушая
рассказ?  В каком значении употребил автор
слово “честное” в названии произведения?

б) Чтение учащимися.

У. Как вы понимаете значение слов:

СТОРОЖКА – помещение для сторожа;

БЕЗУТЕШНО – не находя утешения;

ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на
часах;

КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее
охрану кого- чего-либо.

1 часть

До слов “ Вдруг я остановился …”

– От чьего имени идет повествование?

– Где происходили действия?

До слов “Я подошел и спросил…”

– Что узнали о мальчике?

До слов “Мне очень хотелось ему как-нибудь
помочь.”

– Почему мальчик плакал?

– В какую ситуацию он попал?

– Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала
улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.)

– Поставьте себя на место этого мальчика. Как
бы вы поступили в подобной ситуации?

Чтение до конца.

– Какая мысль пришла в голову рассказчику?

– Почему только военный мог снять мальчика с
караула?

Вопросы после чтения.

– Каким вы представили себе мальчика?

– Какой он? Докажите строчками из текста.

– Какую оценку поступку старших мальчиков вы
бы дали?

– Могли ли вы поступить также?

2 часть

Чтение по ролям до слов “Не успели мы втроем
выйти из сада, …”

– Постарайтесь голосом передать настроение и
состояние героев?

– Как понимаете выражение: “Кажется еще
никогда в жизни я так не радовался, как
обрадовался в эту минуту”?

– Как вы думаете, почему майор согласился
помочь?

– Как повел себя мальчик при виде военного?
Почему?

– Что значит “весело и с облегчением
засмеялся”?

Прочитать до конца самостоятельно.

– Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал,
что из него выйдет настоящий воин?

Обобщение.

– Что вам понравилось в этом рассказе?

– Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение
мальчика?

– Как мальчик понимал, что такое “честное
слово”?

– Как рассказчик отнесся к честному слову
мальчика?

– Как майор отнесся к честному слову мальчика?
Почему?

– В каких строчках заключается основная мысль
произведения?

– Давали ли вы когда-нибудь “честное слово”?

– А как его выполняли?

– Тяжело ли держать “честное слово”?

– Представьте, что вам предложили написать
этому мальчику письмо. Чтобы вы написали? (Дети
пишут в тетрадях.)

Работа с пословицами.

У. Ребята, давайте попробуем
восстановить пословицы. (Работа с доской.) Как вы
понимаете каждую пословицу?  Какие пословицы
подходят к произведению Л. Пантелеева? Какую
бы из них вы выбрали для себя?

V. Итог урока

– Какую мысль хотел донести до вас рассказчик?

VI. Домашнее задание: составить рассказ о
мальчике

Тема: Л.Пантелеев «Честное слово»

(с применением ТРКМ)

Цель урока: Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Задачи:

Образовательные:

— учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;

— продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;

— продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения;

Развивающие:

— при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;

— работать над развитием речи, мышления;

— формировать навыки публичного выступления и работы в группе;

Воспитательные:

— формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;

— формировать нетерпимое отношение к недостойным поступкам;

— прививать нормы социального поведения.

Тип урока: комбинированный,

Форма урока: урок-игра, работа в группах

Оборудование:

1) мультимедийная презентация;

2) пословицы;

3) 6 шляп (разных по цвету).

Планируем результаты обучения:

Предметные:

-читать про себя;

-отвечать на вопросы;

-находить ответ в тексте;

— интерпретировать текст.

Личностные:

-учащиеся учатся мотивировать свои действия;

-соблюдая нормы поведения, выражать готовность правильно поступать;

-проявлять в определенных ситуациях лучшие человеческие качества.

Метапредметные:

-соотносить результат совей деятельности с целью и оценить его;

-давать эмоциональную оценку деятельности всех учащихся на уроке;

— соотносить содержание художественного текста с жизненными ситуациями;

-доносить свою позицию до других, владея приемом монологической речи.

Формируемые УУД по работе с текстом:

  • Восприятие (получение и удерживание установки на прочтение или слушание; проявление эмоциональной реакции, адекватной содержанию).

  • Поиск информации для решения учебных задач (работа с характеристикой текста, темой и вопросами по содержанию).

  • Интерпретация (представление содержания по заголовку; определение последовательности событий; анализ и формулировка главной мысли; характеристика объекта на основе текста; выражение учеником личного отношения и обоснование своего мнения).

  • Воспроизведение (определение ключевых слов для каждой части; пересказ).

Ход урока:

1. Организационный момент.

(Дети сидят за столами по группам.)

2. Сообщение темы.

— Ребята, дома вы читали рассказ Л. Пантелеева. Прочитав пословицы со слайда, вы сейчас мне скажите: о чём сегодня на уроке мы будем говорить.

(читают по одному)

СЛАЙД 1

1. Береги честь смолоду.

2. По работе воздаётся и честь.

3. Честность и правда вместе живут.

4. Не давши слово – крепись, а давши – держись.

(Мы будем говорить о честности)

— Верно. Вам, наверное, не раз приходилось слышать выражения: воинская честь, честь мундира, защитить честь дамы. Речь идёт о военных людях, которые в любой ситуации должны проявлять свои лучшие качества: смелость, отвагу, бесстрашие, благородство, героизм.

— Припомните ситуации, когда вам приходилось давать обещание и его исполнить. Чаще всего это, наверное, была фраза: «Мама, даю тебе ….(честное слово). Вот и рассказ, который мы будем обсуждать называется «Честное слово». Написал его Л. Пантелеев. Прежде, чем я расскажу, как мы будем работать на уроке, давайте разберём трудные слова.

3. Словарная работа.

— Посмотрите на экран. Прочитайте.

СЛАЙД 2

Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный человек, заслуживающий уважение.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

СЛАЙД 3

Читай внимательно:

Звание – знание – здание

Читай целыми словами:

Рад – радовал – обрадовал – обрадовался

Крик – крикнул – вскрикнул

Хохот – хохотали – расхохотались

Знаком – знакомил – знакомился – познакомился

СЛАЙД 4

Читай плавно, по слогам, затем целыми словами:

Крас – но – ар – ме – ец – красноармеец (воинское звание рядового состава в сухопутных войсках Красной Армии 1918 – 1946 г.)

Воз – вра – щать – ся – возвращаться

Ко – манн – дир – ская – командирская

Ка – ва – ле – рий – ский – кавалерийский (род сухопутных войск, в котором для передвижения и действий в бою использовалась верховая лошадь)

Про – тис – ки – вать – ся – протискиваться

Вес – нуш – ча – тый – веснушчатый

Дей – стви – тель – но – действительно

— Вы сидите по группам. Сейчас ко мне подойдёт представитель каждой группы и выберет тот цвет шляпы, который ему ближе. (Подходят 5 человек и выбирают шляпы)

— Итак, та группа, у которой Белая шляпа кратко передаёт содержание рассказа.

Группа, у которой Чёрная шляпа, отыскивает всё негативное в этом произведении.

Группа с Жёлтым цветом шляпы называет все положительные моменты в данном тексте.

Красный цвет шляпы передаёт все эмоции, которые испытывала ваша группа при чтении рассказа.

Ну, и наконец, Зелёная шляпа – это творческая группа. Ваша задача состоит в том, чтобы изменить конец у этой истории или придумать свою историю с данным сюжетом.

— Группы могут приступать к работе. На обсуждение вам даётся 10 минут.

4. Шесть шляп мышления.

— Итак, давайте послушаем мнение каждой группы. Первыми у нас выступают представители Белой шляпы. (- Наступил вечер. Вдруг послышался детский плач. Рассказчик окликнул мальчика и спросил, что случилось. Мальчик ответил, что большие ребята позвали его в игру, назначили часовым и взяли с него честное слово, что он не покинет свой пост.

— А давно они тебя сюда поставили? — спросил рассказчик.

— Ещё светло было, – ответил мальчик.

Автор хотел сначала посмеяться, но потом понял, что ничего смешного в этой ситуации нет. Наоборот, надо помочь малышу и освободить его от данного слова. Это мог сделать только военный человек. Спустя некоторое время, рассказчик привёл кавалерийского майора. Он приказал малышу оставить свой пост. После этого майор и мальчик поспешили домой, а автор искренне восхитился знакомством с мальчиком, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово).

— Спасибо. Выступают представители Чёрной шляпы. Что же негативного мы обнаружили в этом рассказе? (Во-первых, плохо то, что на улице стало темнеть, а маленький мальчик всё ещё оставался на улице. Во-вторых, он оказался упрямым и плаксивым. Сам громко плакал, но не сразу захотел автору рассказать, в чём дело, не поддавался на уговоры о помощи, не захотел, чтобы автор проводил его домой. В-третьих, мальчик оказался очень подозрительным и недоверчивым к искренней помощи других. Когда автор привёл военного, то мальчик спросил: какое у него звание и сколько звёздочек на погонах. В-четвёртых, мальчик оказался не совсем вежлив, так как не поблагодарил рассказчика за помощь, а только попрощался с ним. В-пятых, очень плохо поступили старшие ребята. Они сами предложили мальчику поиграть с ними, и так легкомысленно к этому отнеслись. По их вине малыш остался один на улице в тёмное время суток.)

— Спасибо вашей группе за выступление. Третьими мы предлагаем высказаться ребятам под Жёлтой шляпой. (Мы считаем этот рассказ очень поучительным. Рассказчик оказался очень внимательным и отзывчивым человеком. Он не прошёл мимо, когда услышал в саду детский плач. А, узнав в чём дело, поспешил прийти малышу на помощь.

Пример для подражания – сам главный герой. Несмотря на юный возраст, он не побоялся вступить в игру с большими мальчишками. Мальчик ответственный, честный, смелый, волевой. Дал честное слово и сдержал его. Не испугался ни темноты, ни голода, ни одиночества.

Очень достойно поступил майор. Услышав в чём дело, сразу пришёл на помощь. Уважительно отнесся к главному герою.

— Молодей, товарищ сержант, — сказал он.

— Из тебя выйдет настоящий воин.

Так благодарят только за хорошие поступки.)

— Выступление ребят под Красной шляпой. (Знакомясь с этим рассказом, сначала мы испытали любопытство… «Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет». Интересно стало узнать, что случилось.

Потом нам было жалко маленького мальчика, который «громко и безутешно плакал». После чтения разговора мальчика и рассказчика, нам стало неловко, так как малыш грубовато и неуважительно разговаривал с взрослым.

Чувство восхищения главным героем было, когда читали эпизод про данное честное слово.

Стало страшновато, когда мальчик остался один в саду. Ведь было уже темно.

Порадовались вместе с героем, когда майор освободил его от данного обещания.

Ну, и наконец, испытали гордость за мальчика, дочитав рассказ до конца. Нам захотелось стать такими же честными, смелыми, волевыми.)

— Спасибо. Нам понравилось ваше выступление. А сейчас свою версию данной истории представит нам творческая группа, которая выступает под Зелёной шляпой. (У нас получилась такая история: «Когда мы подошли к саду, сторож, как раз вешал на воротах замок. Я попросил его ещё немного подождать, так как в саду остался мальчик и ждёт моей помощи. Но сторож недоумённо посмотрел на нас и сказал, что в саду никого нет. Он рассказал о том, что несколько минут назад сюда вбежала компания старших ребят и устремилась в глубину сада. А через некоторое время они, весело разговаривая и смеясь, вышли из сада. За руку они вели какого-то маленького мальчика. Выражение лица у него было довольное и счастливое. Я не совсем понял о чём они говорили, — продолжал сторож. До меня только донеслось: — Прости нас, пожалуйста. Мы совсем про тебя забыли. Хочешь, мы проводим тебя домой и объясним родителям, почему ты так задержался. С этими словами сторож повернул ключ в замке и побрёл домой.

Я посмотрел на майора и виновато улыбнулся. Я ждал от него упрёков и обвинений. Но майор, услышав рассказ сторожа, обрадовался, что его помощь не потребовалась. Он вежливо попрощался и поспешил домой.

Я тоже очень обрадовался, что старшие ребята загладили свою вину перед малышом, и эта история так благополучно завершилась. А ещё я был рад знакомству с мальчиком, у которого такое крепкое честное слово.)

Синяя шляпа. (Учитель)

— Ну что ж, ребята. Мы выслушали мнение каждой группы. Все справились с заданием на «отлично». А чтобы поставить точку в нашем обсуждении, я хочу вас спросить. Хотели бы вы иметь такого друга, как этот мальчик. И почему? (Да, хотели бы. Мальчик очень честный и играл по-честному. Он как в жизни, так и в игре очень дорожит честным словом, умеет его держать. А, значит, такой друг никогда тебя не обидит и не подведёт)

5. Творческая работа.

— Молодцы! Ну, а сейчас каждая группа разыграет перед нами сценки, когда вы могли бы дать честное слово и сдержать его. А мы с ребятами будем угадывать, что это за ситуации.

1 группа. Ситуация «Драка на перемене»

Входит учитель с повязкой на руке. Держит за руки двух драчунов. У них взъерошенный вид. Вот, Марина Владимировна, разодрались на перемене. Примите меры. Мальчики испуганно:

— Мы больше не будем драться. Даём честное слово. Извините нас.

2 группа. Ситуация «Опять двойка»

Мальчик входит в дом с опущенной головой и грустным видом. Отец спрашивает: — Опять получил двойку? Завтра же схожу в школу. Сын восклицает: — Не ходи, папа. Я её исправлю. Даю тебе честное слово.

3 группа. «Попрошайка»

Один ученик ест конфету, другой – яблоко, третий – печенье. Четвёртый ученик всё у всех просит: «Дай откусить, угости конфетой, поделись печеньем».

Дети окружают его и говорят:

— Как тебе не стыдно. Попрошайничать нехорошо. Это унизительно!

Ученик виновато отвечает:

— Даю честное слово, что больше никогда ни у кого ничего не буду выпрашивать. Буду носить всё своё.

4 группа. «Рыцарь наоборот»

Идёт урок. Сосед тыкает девочку в спину и просит:

— Оля, дай списать. (Оля отрицательно мотает головой)

Ученик больно дёргает её за волосы и восклицает: «Жадина!» (Оля плачет)

Поворачивается Олин сосед и говорит: «А ну извинись перед Олей. Она же девочка, твоя одноклассница. Как тебе не стыдно!

Драчун виновато: «Прости меня, Оля! Честное слово, я не буду больше тебя обижать.

5 группа. Ситуация «Обещание»

Мама спрашивает дочь:

— Лиля, у тебя скоро День рождения! Чтобы ты хотела получить в подарок?

Дочка отвечает:

— Мама, купи мне, пожалуйста, попугая. Обещаю, что сама буду кормить его, чистить клетку, учить его разговаривать.

— Даю честное слово!

Синяя шляпа – итог подводит учитель. Этот рассказ учит быть честными в любой ситуации, отвечать за свои слова честными поступками.

6. Итог урока.

— Спасибо, ребята! Было интересно.

— После всего увиденного и услышанного сегодня, я надеюсь, что данное вами честное слово будет надёжным и крепким, как у героя рассказа Л.Пантелеева.

  1. Домашнее задание.

— Ну, а в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать и нарисовать сценарий фильма «Честное слово».

— Первый ряд – 1 часть, второй ряд – 2 часть, третий ряд – 3 часть.)

— Вы рисуете сюжетные картинки и даёте им словесное объяснение.

— Спасибо всем за хорошую работу на уроке!

Таблица

Белая

(содержание,

Факты)

Чёрная

(негативное)

Жёлтая

(положительное)

Красная

(эмоции)

Зелёная

(творчество)

План пересказа.

1.Неожиданная встреча.

2.«Честное слово – не уйду».

3.- Товарищ майор!

4.Приказано оставить пост.

5.Настоящий человек!

1.Плаксивый.

2.Испуганный.

3.Упрямый.

4.Невежливый.

5.Недоверчивый и подозрительный.

6.Приняли в игру и забыли.

1.Внимательность и отзывчивость рассказчика.

2.Ответственность мальчика, его смелость, сила воли, верность данному слову, честность.

3.Искренняя помощь майора.

4.Поступок мальчика – пример для подражания.

1.Любопытство.

2.Жалость.

3.Осуждение.

4.Восхищение.

5.Страх.

6.Радость.

7.Гордость за мальчика.

Когда рассказчик с майором поспешили на помощь мальчику, то сторож рассказал им, что пришли большие ребята, извинились перед малышом и пошли провожать его домой. Автор с майором обрадовались такому повороту дела. История благополучно завершилась сама собой.

Цель урока: 
­ учить детей анализировать литературное произведение,
­ формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;
Л.Пантелеев «Честное слово».
Задачи:
О б р а з о в а т е л ь н ы е :
 себе черты их характера;
 Р а з в и в а ю щ и е :
­
­
учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
продолжить   учить   детей   на   основании   высказываний   и   поступков   героев   (в   литературном
произведении) представлять
продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного 
чтения;
при   помощи   системы   вопросов   побудить   детей   внимательно   перечитывать   и   просматривать
текст;
работать над развитием речи, мышления;
­
­
­
­
­
­
В о с п и т а т е л ь н ы е :
нравственные суждения;
­ формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать
­ формировать нетерпимое отношение к недостойным поступкам.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Прогнозируемые результаты.
на уроке будет создана благоприятная обстановка;
в ходе урока дети правильно сделают анализ произведения, сделают вывод о том, как важно
иметь для человек; воли, заставить себя поступить правильно;
использование   на   уроке   ИКТ   позволит   активизировать   восприятие   обучающихся   за   счёт
использования зрительных демонстраций.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для работы в группах.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Ход урока.
­Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.
АТОРБОД              ЬТСОВИЧВЫЗТО                     
ЬТСОВИЖЛ   ЬТСОНТСЕЧ (доброта, отзывчивость, 
лживость, честность.)
­ Попробуйте назвать эти понятия одним словом. (Это качества человека.)
­ Назовите, пожалуйста, «лишнее слово». (Лживость.)
­ Почему   вы   так   решили?   Докажите.   (   Потому   что,   лживость   ­   это   отрицательное   качество
доброта (Доброта ­ стремление делать добро другим…)
отзывчивость (Отзывчивость ­ готовый помочь человек…)
честность (Честность­ человек, который держит слово…)
Какие это качества? (Это положительные качества)
человека; a остальные ­ положительные.)
­ Объясните, как вы понимаете смысл слов:
*
*
*
­
­ А вы обладаете такими качествами?
­ Подберите родственные слова к слову «честное» (честность, честь)
­
Как понимаете слово честь? (ответы учеников)
­ Найдите в словаре значение слова ч е с т н ы й .
­ Честное слово. Как даёт этому объяснение Ожегов?
Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как толкует слово честь С И. Ожегов  



достойные уважения и гордости моральные качества человека;
хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
почет, уважение;
Ч е с т н о е   с л о в о   –   у в е р е н и е   в   и с к р е н н о с т и
3. Постановка учебной задачи. ­
­
­
Сегодня познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово».  
Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?
Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? Какие задачи мы 
поставим на урок?
Определить…  (главную мысль произведения, его жанр)
Учиться…  (выразительно и грамотно читать)
Развивать… (речь)
Леонид Пантелеев, настоящее имя ­ Алексей Иванович Еремеев (1908 ­ 1987гг.), родился в
Петербурге в семь военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу
для беспризорных детей. Воспоминания об этой школе легли в основу его рассказов. Умер писатель в
1987г. в Москве.
Чтение текста Л.Пантелева «Честное слово»
4. Первичное восприятие текста.
1 Верно ли, что мальчика зовут Алёша?  (­)
2. Верно ли, что мальчик не оставил свой пост? (+)
3. Верно ли, что мальчик, увидев военного, присел от удивления? (­)
4. Верно   ли,   что   рассказчик   (автор)   остался   постоять   на   карауле,   пока   мальчик   бегал   домой
покушать?(­)
5. Верно ли, что звание военного «майор»?   ( + )
6. Верно ли, что на мальчике были одеты брюки черного цвета?  (­)
7. Верно ли, что мальчик караулил пороховой склад? (+)
8 Верно ли, что майор пожал мальчику руку за то, что он очень вежливый? (­)
9. Верно ли, что мальчик носил звание «рядовой»? (­)
10. Верно ли, что если ты дал честное слово, то необязательно его держать? (+)
­ От чьего имени идёт повествование?
­Где происходили действия?
­ Что узнали о мальчике?
­ Почему мальчик плакал?
­
­
­
­
­
В какую ситуацию он попал?
Как к этому отнесся рассказчик?
Какая мысль пришла в голову рассказчику? 
 Почему только военный мог снять мальчика с караула? 
­   Как   понимаете   выражение:   «Кажется,   ещё   никогда   в   жизни   я   так   не   радовался,   как
обрадовался в эту минуту».
Как вы думаете, почему майор согласился помочь?
Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?
­
­
­ Что значит «весело и с облегчением засмеялся»? 
­
5. Физкультминутка
 Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?
6.Словарная работа.
( одни слова дети объясняют сами, другие при помощи словаря) Чтение   слов,   выписанных   на   доску   и   их   объяснение   (работа   с   толковыми   и   фразеологическими
словарями ).
­
­
­
­
­
­
­
­
­
зарябило в глазах –быстро сменяется, мелькает
безутешно плакал – не находя утешения
поспешно отдернул руку ­ быстро
часовой — военнослужащий, стоящий на посту, на часах.
лейтенант, рядовой, маршал, майор, сержант (воинские знания ).
пороховой склад (порох) ­ (взрывчатое вещество для приготовления огнестрельного оружия).
спохватился ­ вспомнить о чем­либо забытом
десятые сны видят ­ давно спят
ворота заперты ­ закрыты
­ красноармеец – человек, служащий в армии
­ несолоно хлебавши ­ ни с чем
­ публика (народ)
­ протискиваться ­ пролезть
6.Работа в группах.
1 группа.
Образ мальчика.
­ Найдите ответ в тексте:
­
Как начинается рассказ? О чём жалеет автор?
Д: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он
живёт, и кто е папа и мама.
­Как автор описывает мальчика?
Д:   Нос   в   веснушках,   штанишки   коротенькие   и   держались   не   на   ремешке,   а   на   таких
лямочках, которые  neрекидываются через плечи и застёгиваются где­то на животе.
Как говорит о нём?
Д: С любовью, с нежностью, с уважением, с гордостью.
­ Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите правильный ответ.
­
­
Боялся

 Не знал, куда идти
 Потому что дал честное слово
­ Как понимает слово «Честность» мальчик?
Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!
2 группа
Образ мальчишек. Подтвердите словами из текста.
­ Как автор называет мальчиков?            
Подтвердите словами из текста.
 Д: Глупые мальчишки
Как мальчик представляет себе мальчишек?
Д: Какие­то большие ребята.
Как понимают слово «Честность» мальчики?
Д: В данном рассказе «честность « для мальчиков лишь момент игры.
3 группа
Образ военного
­ Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили?
Д: Он был верен данному слову.
­ Подтвердите словами из текста.
Что сделал автор? Как автор искал нужного военного?
Д: Стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой­нибудь лейтенант или хотя бы
рядовой красноармеец.
­ Какие чувства он испытал, когда его увидел?
Д: Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту.
­Как оценил поступок майор?
Д: Майор протянул мальчику руку.
­Молодец, товарищ сержант!­ сказал он.­ Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания!
­ Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку? Д: В знак уважения, благодарности 
гордости за человека. 
Как понимает слово «Честность» 
майор?
Д: Ответил рукопожатием, тем самым показал своё уважение к поступку мальчика, к его
честному слову.
4 группа
Образ мальчика.
Какими качествами обладал мальчик?
Честный, верный, преданный,
Какие действия совершал мальчик в рассказе?
Стоял на посту, держал данное слово,..
­
­
Составить синквейн со словом « мальчик».
Мальчик
Смелый, отважный
Спасает, охраняет, защищает
Всегда придет на помощь
Победитель 
7. Итог урока.
­ Что понимает каждый из героев произведения под понятием «честность?» Как бы поступили на
месте главного г
8. Работа с пословицами (на карточках, проверка ­ слайд)
­
Восстановите пословицы, поработав в парах.
Как аукнется,                                    так и откликнется.
Не давши слова – крепись,              а давши держись.
Будь своему слову                             хозяин.
Не по виду суди,                              а по делам гляди.
Так, какова главная мысль этого произведения?
Как вы понимаете каждую пословицу? 
 ­ Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?
­
­
9. Итог урока.
­
­ Пантелеев хотел, чтобы мы, его  читатели,  поняли одну очень важную вещь: в жизни, каждый
человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно
формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в
жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
10. Рефлексия.
­Кому приходилось когда­нибудь давать честное слово?
­А как его выполняли?
­Тяжело ли держать «честное слово»?

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе »Чтение рассказа Л.Пантелеева »Честное слово»

Автор: Белоусова Валентина Алексеевна

Организация: МБДОУ ЦРР-ДС »Сказка»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Воспитывать положительное отношение к правдивости, вежливости как норме поведения.

Уточнить представления детей об особенностях рассказа, его отличиях от других литературных жанров. Учить правильно понимать нравственный смысл литературных произведений, оценивать поступки героев, полно отвечать на вопросы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение рассказов Драгунского, Осеевой, Носова о детях, беседы на нравственно-этические темы, рассматривание и обсуждение сюжетных картинок о взаимоотношениях детей, составление рассказов по этим картинкам.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ.

Портрет писателя Л. Пантелеева, карточки-схемы выражения эмоций: грусть, радость, злость.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: На свете живет много разных людей. У каждого свой характер, свои привычки, свои предпочтения. Кто-то очень добрый, кто-то очень вежливый, кто-то резкий, злой, неисполнительный. Черты характера бывают разные, их много, но все их можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. Давайте с вами поиграем. Каждому я раздам 2 кружка: на одном изображение радости, на другом – грусти. Я буду произносить черты или качества характера, а вы должны решить, к какой группе – положительной или отрицательной – вы отнесете их. Например, добрый – к положительной группе, вы показываете кружок с изображением радости; ябеда – к отрицательной группе, вы показываете кружок с изображением грусти. Итак, начинаем.

Доброта Злость

Исполнительность Жадность

Вежливость Лживость

Внимательность Драчливость

Смелость Невнимательность

Дружелюбие Бессердечность

Нежность Жестокость

Трудолюбие Лень

Бережливость Расточительность

Щедрость Грубость

Милосердие Зазнайство

Порядочность Хвастовство

Правдивость Трусость

После завершения игры делается вывод о том, что качеств характера много, и порой трудно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Но нужно стремиться делать хорошие, добрые дела, и побеждать свои плохие черты. Это нужно для того, чтобы тебя любили и уважали окружающие тебя люди.

Мы с вами читали много рассказов о детях, об их приключениях и разных жизненных ситуациях. Вспомните авторов, которые написали эти интересные рассказы о детях. (В.Осеева, Н.Носов, Е.Пермяк, В. Драгунский).

Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним писателем, который писал о детях и для детей. Это Леонид Пантелеев.(Показ портрета). А рассказ называется «Честное слово». Послушайте его.

Чтение рассказа.

После чтения проводится беседа по содержанию.

  • Что услышал автор, гуляя вечером по саду?
  • Что случилось с мальчиком?
  • В какую игру играли мальчики?
  • Кем предложили быть мальчику, с которым разговаривал автор?
  • Как договорились дети? Что пообещал мальчик?
  • Как помог ему автор?
  • Почему автору понадобился военный?
  • Как военный помог разрешить данную ситуацию?
  • Понравился ли автору мальчик? Почему?
  • Что вы думаете о поступке мальчика? Как бы вы поступили на его месте?
  • Как вы считаете, это литературное произведение можно отнести к какому литературному жанру: рассказ, сказка, былина, басня и т.д.?
  • Какова главная мысль произведения?

Физкультминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Ножками топают,

Ручками хлопают ,

Глазками моргают,

Потом отдыхают.

Вы сейчас прослушали рассказ, чем он отличается от сказки и стихотво-рения? (Ответы детей). С чего начинается рассказ? (После ответов детей рассказывает воспитатель: Рассказ начинается с экспозиции (зачина), т.е. с обрисовки действующих лиц, их взаимоотношениях, обстоятельствах их жизни до момента начала действия. Затем идет завязка, т.е. событие, с которого начинается развитие действия и благодаря которому возникают последующие события. Потом развитие действия – ряд связанных между собой и последовательно повторяющихся событий. И, наконец, следует развязка или концовка ).

Есть такая пословица «Давши слово, держись, а не давши – крепись». Как вы её понимаете?(Ответы детей, вывод воспитателя о том, как эта пословица соответствует прочитанному рассказу).

Приложения:

  1. file0.docx.. 19,3 КБ

Опубликовано: 27.11.2020

14.03.2018

В детство за честным словом (Праздник по творчеству Л.Пантелеева)

Уколова Елена

учитель начальных классов

Сценарий праздника был разработан к Неделе детской книги и проведен на всех параллелях начальной школы. Ведущими были две лягушки-ученики 3 класса, вставные номера исполняли ребята других классов, поэтому в празднике были задействованы учащиеся всех классов. материал для сценок подобран, чтобы в инсценировке приняли участие большое количество детей

Оценить




1511

Содержимое разработки

В детство за честным словом

Праздник по творчеству Леонида Пантелеева для младших школьников.

Под музыку выходит Фенька с чемоданом. Удивлено смотрит на двух лягушек, скачущих ей на встречу. Читает стих, загибает пальцы.

Фенька: Жили-были две лягушки. Две зеленые подружки,

так похожи друг на дружку.

Вот одна из них подружка – лесная попрыгушка,

храбрая, сильная, веселая лягушка.

На одном месте не сидит, только прыг, да прыг!

А вот её подружка – болотная лягушка,

Все бы на кочке лежала, спала бы и громко зевала!

1-я Лягушка: Во-от и добрались. А ты кто такая и почему так много

о нас знаешь?

2-я Лягушка:(зевает)Она, по-моему, ква-квартирный домовой.

Фенька: А я загадку загадаю, попробуйте отгадать?

Люблю керосин, бумагу, песок,

ваты поем и зубной порошок.

Дом мой – хороший большой чемодан,

его никому никогда не отдам.

А ну, угадай, поскорей-ка

Как мое имя?

Обе Лягушки: Фенька!

Фенька: Здравствуйте, ребята! Правильно, я Фенька.

Живу я и в правду в квартире, только маленькой,

но уютной, под названием – чемодан.

1-я Лягушка: А, что же ты и его не съела?

2-я Лягушка: Да, просто он пыльный, вот и не съела.

Фенька: Чемодан из дома писателя. Угадайте какого?

Белочка, Тамарочка, зеленые лягушки,

поросенок, не умевший с хозяйкой говорить,

Фенька, захотевшая в чемодане жить,

И часовой в тенистой аллее…

Автор всех книг?

Вместе: Леонид Пантелеев.

Фенька: Правильно, и Фенька и зеленые лягушки, мы все герои

рассказов Леонида Пантелеева. А теперь давайте

поиграем!

.

1-я Лягушка: Давайте, а в какую игру? 1

2-я Лягушка: Сейчас мы с вами поиграем в веселый трамвай.

Тащи сюда стулья, неси табуретку…

Фенька: Прокатимся мы в настоящем, как солнце блестящем,

как буря гремящем, веселом трамвае!

Инсценировка рассказа «Веселый трамвай»

Презентация с биографией Л.Пантелеева

Фенька: (1 слайд) Леонид Пантелеев, а настоящее его имя

Алексей Иванович Еремеев родился в 1908 году

в Санкт-Петербурге.

1-я Лягушка: (2 слайд) В семье писателя было трое детей: Старший

Леша, Василий и Ляля. «Книжный шкаф» — так прозвали

его родные, потому что он в четыре года научился

читать, а к семи годам прочитал добрую половину

маминой библиотеки.

2-я Лягушка: (3 слайд) В годы гражданской войны потерял Леонид

Пантелеев родителей и в1921 году попал в школу для

беспризорных.

Фенька: (4 слайд) В тринадцатилетнем возрасте он оказался в

школе социально-трудового воспитания имени

Ф.Достоевского (Шкид). А в семнадцать лет вместе со

своим другом Григорием Белых написали

замечательную книгу «Республики Шкид»

1-я Лягушка: (5 слайд)Воспитывался в детских домах и колониях.

Работал на лимонадном заводе, торговал газетами, был

пастухом, сапожником, носильщиком, поваренком …

2-я Лягушка: (6 слайд)Писатель едва не умер во время войны с

фашистами в блокадном Ленинграде. Его спасли от

крайней степени истощения, и он стал работать

фронтовым журналистом.

Фенька: (7 слайд) А главное он написал много интересных

рассказов для детей, многие из которых вы сегодня

увидите. Начнем с рассказа «Свинка».

Пяточком в земле не копается, в грязной луже не

кувыркается, служит копилкой для разных монеток, для

взрослых и маленьких деток.

Инсценировка рассказа «Свинка»

2

Фенька: Лягушки-подружки, а вы послушные?

1-я Лягушка: Да, послушные.

2-я Лягушка: (зевает)только ленивые.

Фенька: А теперешние дети любят лишь озорничать, не хотят они

порою даже маме помогать.

Я знала двух непослушных сестренок, о которых сейчас

расскажу. У одной мамы было две девочки. Одна

девочка была маленькая, а другая побольше.

1-я Лягушка: Маленькая была беленькая, а побольше – черненькая.

2-я Лягушка: Беленькую звали Белочка, а черненькую – Тамарочка.

Фенька: Девочки эти были очень непослушные.

Инсценировка рассказа

«Белочка и Тамарочка. Большая стирка»

Фенька: (выходит с яблоком) Хотите я угощу вас яблочком?

1-я Лягушка: Да ты сама ешь, там же витамины.

2-я Лягушка: Ты что фрукты с овощами тоже не кушаешь?

Фенька: Нет, яблоки я не люблю. Они не вкусные.

1-я Лягушка: Так чего же тебе? Мороженое? Пирожное подавай?

Фенька: Не удивляйтесь друзья моему аппетиту, я девочка как

девочка, просто не люблю мороженое, пирожное и

конфеты мне не нравятся. А вы любите мороженое и

конфеты? Ух, ты! А мне нравятся гвоздики разные,

проволока гнутая, мыло хозяйственное и бумажки

разные. А еще я люблю спички и пуговки. Запиваю все

это керосином. Да-да именно керосином, или

чернилами, если гвоздики слишком соленые.

1-я Лягушка:Фенька, хочешь, ребята расскажут и про тебя?

Фенька: Конечно, хочу!

Инсценировка рассказа «Фенька»

Фенька: Скажите ребята, вы хорошо умеете считать? Сейчас

проверим. Слушайте внимательно задачу, которую

придумал Леонид Пантелеев, а как решите, кричите

громче ответ.

Задача с яблоками

Нам из Гомеля тетя ящик яблок прислала.

В этом ящике яблок было, в общем, немало.

Начал яблоки эти спозаранок считать я,

Помогали мне сестры, помогали мне братья…3

И пока мы считали, мы ужасно устали,

Мы устали, присели и по яблочку съели.

И осталось их — сколько? А осталось их столько,

Что пока мы считали — восемь раз отдыхали,

Восемь раз мы сидели и по яблочку ели.

И осталось их — сколько? Ох, осталось их столько,

Что, когда в этот ящик мы опять поглядели,

Там на дне его чисто только стружки белели…

Только стружки-пеструшки, только стружки белели.

Вот прошу угадать я всех ребят и девчонок:

Сколько было нас братьев, сколько было сестренок?

Поделили мы яблоки все без остатка.

А всего-то их было — пятьдесят без десятка.

1-я Лягушка: А я знала девочку, которая вместо яблоко говорила

Тыблоко, вместо якорь говорила тыкарь, а вместо язык –

тызык.

2-я Лягушка: А я знаю, как называется этот рассказ(зевает),

называется «Буква ТЫ»

Фенька:Давайте посмотрим!

Инсценировка рассказа «Буква ТЫ»

Фенька: Ой, вижу, вы устали, заскучали, засиделись.

А давайте мы хорошенько позеваем и потянемся.

(Лягушки повторяют движения за Фенькой)

Молодцы, вижу, зеваете вы хорошо, а вот тянетесь

не правильно. Давайте я вас научу как правильно.

Игра-разминка для зрителей «Карусели»

(Фенька ведет игру, а лягушки показывают зрителям движения, которые надо за ними повторить)

4

Фенька: Ребята, а вы любите животных? И я люблю.

Однажды Леонид Пантелеев повстречал на улице девочку,

которая решила научить поросенка говорить. А вы

помните, какие слова она просила его повторить?

1-я Лягушка: Жаба! Болото!

2-я Лягушка: Мухи! Трясина!

Фенька: Давайте представим, что вы розовые, умненькие

поросятки с блестящими пяточками, а мы вас будем учить

разговаривать по-человечески.

1-я Лягушка: Вы как послушные поросята отвечайте «Хрю-хрю».

Давайте прорепетируем, молодцы!

2-я Лягушка: Желаем приятного просмотра!

Инсценировка рассказа

«Как поросенок говорить научился»

Сказка от Феньки. Лягушки показывают свою сценку.

Фенька: В завершение расскажу-ка я вам еще одну сказочку, которая

Называется «Две лягушки» (инсценировка)

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная веселая. А другая была, ни то, ни се: трусиха была, лентяйка, соня.

И вот однажды ночью пошли они погулять.

Идут себе по лесной дороге и вдруг видят — стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.

И стали тонуть.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону«. 5

Подумала она так, перестала барахтаться — и утонула.

А вторая лягушка — та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет». А она и тут не сдается, знай себе лапками, работает. Очнулась, а сама стоит не в жидкой сметане, а стоит она на комке масла. Выпрыгнула из горшка и домой — в лес.

1-я Лягушка: Ведь ты Человек, ты сильный и смелый!

Своими руками судьбу свою делай.

2-я Лягушка: Иди против ветра, на месте не стой.

Пойми: не бывает дороги простой.

Фенька: Какой у нашей жизни путь, не знаем мы с тобой.

Судьбу лягушек не забудь и выбери путь свой!

Занавес.

6

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/303512-v-detstvo-za-chestnym-slovom-prazdnik-po-tvor

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий рассказа зощенко елка
  • Сценарий рассказа живая шляпа
  • Сценарий расскажи снегурочка где была
  • Сценарий распада югославии
  • Сценарий распада украины