Сценарий рассказа зощенко елка

Проведения ролевой игры детей старшей группы для маленьких детей по рассказу М.М. Зощенко «Елка». Речевая вопросо-ответная игра по данному произведению. 

Сценарий праздника по творчеству писателя М. М. Зощенко.

Цели:развивать коммуникативные навыки детей, основанные на их личном опыте и проведенной ролевой игре по рассказу М.М. Зощенко «Елка»;развивать речевой аппарат и мелкую моторику детей; помочь им осмыслить нравственный подтекст литературного произведения.

Ход работы:

  1. Проведения ролевой игры детей старшей группы для маленьких детей по рассказу М.М. Зощенко «Елка».

Автор: Когда Миньке, дети, ударило пять лет, то он уже отлично понимал, что такое ёлка. И с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как мама украшает ёлку. А его сестрёнке Лёле было в то время семь лет. Она ему однажды сказала…

Леля: Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке. (подходит к ёлке и съедает одну пастилку, висящую на ниточке.)

Минька: Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.(подходит к ёлке и откусывает маленький кусочек яблока)

Леля:  Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку. (встает на цыпочки и поедает вторую пастилку)

Минька: Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.(снова берет руками это яблочко и снова его немножко откусывает)

Леля: Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

Минька: А я, Лелища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.(тянет к ёлке стул, стул падает на подарки, среди которых кукла, которой он отбил вследствие фарфоровую ручку)

Автор: И тогда мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала детям заходить в комнату, где стояла елка. Она давала каждому ребенку игрушку и угощение. Дошла очередь Лельки с Минькой. Мама спросила: «Кто из вас двоих откусил это яблоко?».

Леля: Это Минькина работа.

Минька: Это меня Лёлька научила.

Автор: Лёлю мама поставила в угол носом, а заводной паровозик, предназначавшийся Миньке, подарила другому мальчику. Минька рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. Из-за этого мамы детей начали ссориться, а также из-за того, что девочке досталась кукла с обломанной рукой. Гости стали расходиться.

Минька: Наш папа сказал: «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве».

Лелька: Мы легли спать. На следующий день папа отдал все игрушки гостям.

Автор:И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и Минька до сих пор хорошо помнит эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет он, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее его».

  1. После проведения ролевой игры детей старшей группы для маленьких детей предложена речевая вопросо-ответная игра:
  • Какая ёлка была в рассказе М. М. Зощенко «Ёлка»? Чем она была украшена?
  • Как звали детей?
  • Что они сделали, когда остались одни?
  • Как за это наказали Лёлю и Миньку?
  • Что вы можете сказать по поводу этой фразы из рассказа:

«И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня».

  • Был  ли похожий случай в вашей жизни?

Тип урока: Урок введения нового знания.

Цели урока:

Образовательные:


  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения.

Коррекционно-развивающие:


  • корригировать и развивать устойчивое внимание
    и воображение учащихся;
  • пополнять активный и пассивный словарь
    учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:


  • воспитывать уважение  к другим,
    ответственное отношение к своим поступкам.

Планируемые результаты:



  • личностные: самоопределение – имеют
    желание учиться, принимают социальную роль
    ученика; смыслообразование – имеют
    ценностные ориентиры и смыслы учебной
    деятельности на основе познавательных
    интересов, учебных мотивов и границ собственного
    знания и незнания; нравственно- этическая
    ориентация –
    способны к решению моральных
    проблем, выдвинутых в литературных
    произведениях;

  • метапредметные: регулятивные – осуществляют
    контроль своих действий, участвуют в оценке
    результатов деятельности; коммуникативные – входят
    в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; познавательные
    выделяют события, видят их
    последовательность в произведении, формулируют
    познавательную цель;

  • предметные: пересказывают содержание
    рассказа по вопросам учителя, эмоционально
    реагируют на события произведения при слушании и
    чтении.

Образовательные ресурсы:

компьютерная презентация,
таблица настроений, таблица условных знаков,
таблицы для групповой работы, пособие “шары
мышления”.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

— Садитесь, ребята.

— У нас с вами урок литературного чтения.

— Мне хочется начать его с загадки.

II. Актуализация знаний

Послушайте внимательно загадку:

“Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем”.


— Что это?


(ёлка)

— Какие ассоциации у вас возникают при этом
слове?

(праздник, подарки, снег, хвоя, Дед Мороз…)

— Вы готовы поиграть?

— Внимание!

“Перекрёстная дискуссия”.

+ хорошо

— плохо

— Попробуйте обобщить.

— Молодцы!

— Вы догадались, про что мы сегодня будем читать?


(про ёлку)

на доску: ЁЛКА

— А теперь посмотрите внимательно на экран,
найдите среди буквенного текста слова и
определите имя и фамилию автора нового
произведения. (Слайд 2)

КЁЛМИХАИЛТЫВЦ

ЩЭЗПУЗОЩЕНКОТОЬЖ

(Михаил Зощенко) (Слайд 3)

III. Постановка учебной задачи

— Какова же тема нашего урока?

на доску: М. Зощенко

“Ёлка”

IV. Подготовка к первичному восприятию (Слайды
4, 5, 6)

1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

— Внимание на экран.

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894
года в семье художника и актрисы. После окончания
гимназии  Михаил Михайлович поступает в
университет, но через год добровольцем уходит на
фронт (идет первая Мировая война). Участвует в
боях, в которых отличается храбростью. Трижды
ранен, отравлен газами, после чего получает
заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен
пяти орденов и заканчивает войну в звании
штабс-капитана. Зощенко возвращается в
Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во
множестве профессий: контролер поездов,
начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер
и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским,
который ведет литературные занятия и он высоко
оценивает первые произведения писателя.  Так
началась активная литературная деятельность
автора. В свет выходят многие известные
произведения.  Вскоре Михаила Зощенко
избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца,
которую Зощенко получил еще в первой Мировой
войне, стала о себе напоминать. И в возрасте
  64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен
писатель в городе Сестрорецке.

2. Прогнозирование текста

— Как вы думаете, о чём будет новое произведение?

3. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)

— Нам встретятся необычные слова, давайте
разберём их значение сразу.

— Внимание на экран


  • Золотушный ребенок – больной ребенок

  • Длинновязая – высокая

  • Пастилка кондитерское изделие
    из фруктовой массы и сахара

  • Церемонится – проявлять излишнюю
    мягкость, стеснение

Открываем учебники,
страница 95.

V. Первичное чтение текста

(цепочкой по отрывку)

— Оправдалось ли наше предположение?

VI. Таблица настроений

— Какое у вас возникло настроение?

VII. Чтение с пометами “инсерт”

— Возьмите в руки простой карандаш и
поразмышляйте над текстом 2-3 минуты.

на доску:

+ ЗНАЛ

— НЕ ЗНАЛ

! ИНТЕРЕСНО

^ УДИВИЛО

? СОМНЕВАЮСЬ

— Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

— Спасибо!

VIII. Проверка восприятия

— От чьего лица идёт текст?

(автор-40 лет, о своём детстве)

– Где и когда происходят события?

(в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового
года)

– Чем было принято украшать ёлки в начале 20
века?

(сладостями, фруктами, игрушками)

– Какое событие в рассказе главное?

(Минька разбил фарфоровую куклу и оставил на
ёлке надкушенное яблоко)

— Как вы оцениваете поступок брата и сестры?

(поступили плохо)

— Справедливо ли поступила мама, отдав Минькин
подарок другому мальчику?

(да)

— Почему Минька ударил малыша?

(очень рассердился)

— Что о Миньке стали говорить гости?

(станет разбойником)

— Какую пословицу использует одна из
приглашённых мам?

(с вами водиться, что в крапиву садиться)

— Давайте отдохнём

IX. Физминутка (Слайд 8)

* Встали прямо.

Голову направо, прямо, налево, прямо, вниз,
прямо, …

* Руки на пояс.

Смотрим на локоть: вправо, прямо, влево, прямо, …

* Руки вперёд.

Смотрим на кончики пальцев. Руки поднимаем.
Голова не двигается. Руки опускаем.

X. Акцентное вычитывание

— Продолжаем работу.

— К рисунку на экране найдите в тексте и
зачитайте соответствующие слова.

— Внимание на экран.

* 1 рис. Слайд 10

* 2 рис. Слайд 11

* 3 рис. Слайд 12

* 4 рис. Слайд 13

* 5 рис. Слайд 14

* 6 рис. Слайд 15

— Молодцы!

XI. Работа в группах

— Объединитесь в группы.

— Заполните таблицы

Лёля

Минька

Возраст    
Рост    
Характер    
Что  могут достать с ёлки    
Как ест    
Поведение    

— Нарисуйте волшебную линеечку.

— Критерий — “правильность”.

— Оцените свою работу.

— Давайте проверим вашу работу (слайд 9)

— Если верно +

— Не верно —

Девочки

Мальчики

Леля

Минька

Возраст Было 7 лет Ударило 5 лет
Рост Высокая, длинновязая Удивительно маленького роста
Характер Исключительно бойкая Тихий
Что  могут достать? Могла высоко достать Ничего нельзя достать
Как ест? Моментально съедает Откусываю
Поведение Не церемонится Чуть не заревел

— Подтвердилась ли ваша самооценка?

XII. Творческая работа

— Составьте синквейн: с ключевым словом
“Минька”.

— Давайте проверим.

XIII. Шары мышления

* Мне понравилось

* Мне не понравилось

* Я бы сделал так, что …

XIV. Вывод:

— Да, есть на свете разные люди: добрые и честные,
а бывают жадные и жестокие.

— Хотя, может ли человек быть только хорошим, или
только плохим?

Мы уже знаем, что в каждом человеке есть две
половинки: белая и чёрная.

Важно только, какую человек открывает в себе
больше.

— Помните, как некрасиво поступили дети, и
постарайтесь не повторять их ошибок!

— Семья – это самое главное, что есть у нас.
Берегите своих родных, никогда не поступайте так,
чтобы вашим родителям было стыдно за ваши
поступки.

– Тепло, забота, уют дома исходят не только от
поведения взрослых.

— Наш урок мне хочется закончить словами
Михаила Зощенко:

“Нет, мне, быть может, не удалось стать очень
хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я
всегда стремился” (слайд 16)

XV. Рефлексия

— Давайте подведём итог.

— А сейчас оцените свою работу на уроке:

1. Сегодня я узнал …

2. Было интересно …

3. Было трудно …

4. Теперь я могу …

5. Я научился …

6. Я попробую …

7. Меня удивило …

8. Мне захотелось …

XVI. Домашнее задание


  1. Приготовить пересказ от лица Миньки.
  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.


Урок литературного чтения М.М. Зощенко «Елка»

Урок литературного чтения М. М. Зощенко «Елка»

Тема: М.М. Зощенко «Елка».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством и жизнью М.М.Зощенко,

его произведением «Ёлка».

Задачи:

Образовательные:

пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивающие:

корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение

учащихся;

пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим

поступкам.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, портрет М.М.Зощенко, ребус, елка,

новогодние шары, надписи, листы опроса, конверты, презентация,

кроссворд, таблица на доске, портреты Миньки и Лёльки.

Ход урока

I.Организационный момент.

Ребята, посмотрите на доску и произнесите слово (дети читают

ЗДРАВСТВУЙТЕ).

Давайте пожелаем друг другу чтото хорошее на каждую букву слова

з здоровья

д добра

р радости

а аккуратности

в вежливости

с старания

т терпения

в воспитанности

у уважения

й интереса

т трудолюбия

е единства

Молодцы. Я думаю, чтобы урок прошел интересно, мы должны быть едины.

II.Актуализация знаний.

Дети, а кто любит Новый год?

Мы в новогоднюю ночь с семьей дарим друг другу подарки и обмениваемся

пожеланиями.

А вам чем запомнился этот Новый год?

Как жаль, что новогодние праздники уже закончились в России?

А вы знаете, какой праздник сегодня (5 февраля)? (Сегодня Китайский

Новый год)

Давайте посмотрим, как в Китае отмечают этот праздник? (видео 3 мин. 31

сек.)

Такие красные конверты называются Хунбао, именно их я приготовила

сегодня для вас, только они не с деньгами, а с заданиями.

III.Работа по теме урока

1. Подготовка к первичному восприятию (кроссворд на доске)

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями русских

писателей из раздела «Страна далекого детства».

С каким же писателем мы сегодня познакомимся? Узнаем из первого

Хунбао.

Это Зощенко Михаил Михайлович. (портрет слайде)

Ребята, рассказы Зощенко читают уже несколько поколений.

Вам интересно о нём узнать? Об этом удивительном писателе расскажет

Ульяна.

А вас я попрошу запомнить листы опроса. Напротив каждого верного

утверждения вы должны поставить +, напротив неверного –.

Листы опроса:

1. Зощенко родился в семье художника. +

2. Миша учился хорошо.

3. Михаил Михайлович стал Георгиевским кавалером. +

4. У писателя было мало профессий. –

5. Отправившись в АлмаАту, он взял с собой свои сочинения. +

6. Начал писать в 8 лет. +

Биография:

Михаил Зощенко родился в Петербурге в семье художника. В 8 лет Мишу

отвели в гимназию. Учился неважно, а на выпускном экзамене получил

единицу, хотя уже тогда писал стихи и мечтал о карьере литератора. В

университете отучился недолго, потому что семье нечем было оплачивать

учебу.

Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал

Георгиевским кавалером. По возвращению зарабатывал разными

профессиями: сапожника, плотника, актера, милиционера, их было не менее

15. Поступив в группу противопожарной обороны, писателя принудительно

эвакуировали в АлмаАту, позволив взять с собой багаж не тяжелее 12

килограммов. Зощенко взял тетради со своими сочинениями. Их вес 8

килограммов. Остальные четыре – личные вещи. В самые трудные для себя

годы юморист пишет рассказы для детей. Самое лучшее из всего

написанного Зощенко для детей это рассказы о собственном детстве

писателя «Леля и Минька».

(похлопать после сообщения)

Учитель: Где ты взяла эту информацию? (Ульяна: на сайте Litra.ru)

Ребята, вы можете воспользоваться этим сайтом и узнать об этом писателе

больше).

(На слайде эталон)

+

+

+

+

Проверьте себя и оцените.

2.Угадывание названия рассказа

Ребята, мы с вами познакомились с биографией автора. Но мы не знаем

название нашего рассказа.

А поможет нам узнать название следующий Хунбао конверт 2.

(елка)

Загадка:

Стою в тайге на одной ноге,

сверху шишки, снизу мишки,

Зимою и летом зеленого цвета,

платьице в иголках, а называюсь я …(Ёлка)

У неё одёжки колки:

Всё иголки, да иголки.

Звери шутят: “Дядя ёж

На неё слегка похож”. (Ёлка)

Ёжик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица, стройна,

А на Новый год — важна. (Ёлка)

Давайте назовем хором. Правильно! Молодцы! (на слайде М.М.Зощенко

«Ёлка»)

2. Постановка цели и задач урока:

Что мы будем сегодня делать? Начинаем со слов…

На доске слова:

познакомимся….

узнаем…

определим…

обогатим….

будем развивать….

Сегодня мы с вами познакомимся с одним случаем из жизни мальчика

Миньки, из которого впоследствии вышел замечательный писатель Михаил

Михайлович Зощенко.

3. Прогнозирование.

Открываем учебники на стр. 59

Какие чувства и эмоции у вас возникают, когда вы слышите «Ёлка»?

(написать на домиках на правой стороне елки)

Новый год, праздник, подарки, веселье, гости.

Давайте посмотрим, об этом ли рассказ?

4. Первичное восприятие (прочтение детьми рассказа).

Начинает читать учитель, продолжают хорошо читающие дети.

Останавливаемся на незнакомых словах.

5.Словарнолексическая работа

Что такое пастилка?

Пастилка кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.

Как вы думаете, это какие яблочки?

Крымские яблочки яблочки, привезенные из Крыма.

Длинновязая (на слайде 3 варианта: высокая, с длинной шеей, нескладная).

Если нам нужно узнать лексическое значение слова, куда обращаемся? (к

словарю Владимира Ивановича Даля). Запомните, книга – это наш верный

друг. Открываю и зачитываю …

Длинновязая раньше значение этого слова трактовалось как «человек с длинной шеей«.

Нескладная и очень высокая. Если углубиться в историю возникновения данного слова, то

мы узнаем, что существительное «вязы» обозначало слово «шея». И ещё под обозначением

«долгий» скрыто значение «длинный». На сегодняшний день длинновязыми чаще всего

называют высоких людей.

То есть все варианты верные.

Что значит церемониться?

Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение. Лёля проявляет

стеснение? (Нет) Не проявляет стеснение.

Золотушный ребенок – какой? 4 варианта: золотой, послушный, больной

ребенок, рыжий.

Посмотрим в словарь В.И. Даля:

Золотушный ребенок больной ребенок, страдающий золотухой.

6. Проверка вторичного восприятия

Понравился ли вам рассказ, если да, то чем?

Где и когда происходят события? (В семье Зощенко, в канун праздника

Нового года)

Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи,

пастилки, крымские яблочки)

Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

Почему рассказ создаёт грустное настроение?

Кто главные герои рассказа? (Лёля и Минька)

7.Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки. Работа в группах.

Конверт 3. В 3 Хунбао находятся слова, которые характеризуют главных

героев. Давайте составим таблицу и охарактеризуем Лёлю и Миньку.

1,2,3 группа составляют характеристику Лёли, 4,5,6 Миньки.

Вспомним правила работы в группах.

1. Работать дружно.

2. Уважай соседа.

3. Помогай ему.

4. Не кричи, не шуми.

5.Говори спокойно.

Не забывайте их соблюдать.

Леля: было 7 лет, 10 лет, высокая, длинновязая, низкая, исключительно

бойкая, смелая, скромная, не церемонится, стесняется.

Минька: ударило 5 лет, 1 год, маленького роста, высокий, тихий, смелый,

плаксивый, никогда не плачет.

8. Работа с иллюстрациями к рассказу. Работа в группах.

Ребята, в Хунбао 4иллюстрации к тексту, найдите нужный отрывок из

рассказа к этому рисунку и зачитайте.

1 группа: 1

2 группа: 2

3 группа: 3

4 группа: 4

5 группа: 5

6 группа:6

9. Самостоятельная работа. Размышления над проблемой рассказа.

(Хунбао 5 ) ответить на вопросы устно:

1) Что предсказала обиженная тетя Миньке? (Что он станет разбойником)

2) Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)

3) Почему одна из приглашённых мам использует пословицу «С вами

водиться, что в крапиву садиться!»?

4) Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)

5) Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)

6) Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

« Доброе дело». Помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию.

Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся.

1. Вместе с мамой наряжать ёлку

2. Попросить пастилку

3. Не заходить без разрешения в комнату

4. Признаться маме раньше

5. Извиниться перед гостями

7) В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

Найдите в тексте.

за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого

яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора

говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

Как вы понимаете эти слова?

Учитель: грубость и агрессивное поведение приводят к ссоре. Людей,

поступивших таким образом, как Минька и Лёля, ждёт одиночество.

8) Чему учит этот рассказ?

Никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за

ваши поступки.

Давайте глубоко подумаем. Вспомним весь урок, какие чувства и эмоции у

вас сейчас? (Пишу на домиках на левой стороне елки.)

Стыд, одиночество, ссора, поступок, честность.

Так о чём же произведение М.М.Зощенко «Ёлка»?

IV. Рефлексия

Чтобы праздники всегда были радостными и веселыми, я вам предлагаю

украсить символ Нового года шариками, на которых вы напишите свои

пожелания, на которые вас подтолкнули герои рассказа «Ёлка». (быть

честным, не врать, говорить правду, совершать поступки, быть дружными,

уметь прощать, быть единым целым, уметь признавать свою неправоту…)

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, я желаю вам, чтобы все

пожелания обязательно сбылись, потому что в Новый год все мечты

сбываются!

V. Домашнее задание

На память об этом уроке я вам дарю конвертики Хунбао с д.з. по выбору:

приготовить пересказ от лица Миньки.

разделить текст на части и составить план в тетради

нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

VI. Итог урока

Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:

(слова появляются на экране)

«Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень

трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.» (Михаил Зощенко)

Тема урока: М. М. Зощенко « Ёлка»

Цель:

Знакомство с произведением;

Задачи:

Развивать умение формулировать основную мысль текста;

Учить детей анализировать свои поступки и поступки других людей; отличать хорошее от плохого;

Воспитывать доброе отношение к людям, учить справедливости;

Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, память.

Оборудование:

для учителя: компьютер, экран, мультимедийный проектор;

для учащихся:

учебник Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого — Литературное чтение: 4 класс,

листы для составления кластера

аппликация «Ёлка желаний»

шары из цветной бумаги.

Ход урока

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Н.В.

Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Ваши мышцы все проснулись? Да.

-Ваши губы улыбнулись? Да.

-Тогда приступаем к работе.

II. Вступительная беседа.

-Какой приближается праздник?

-Без чего не обходится ни один Новый год?

-Какие у вас ассоциации со словом «ёлка»?

— События рассказа, над которым мы сегодня будем работать, происходят как раз под Новый год.

III. Знакомство с автором произведения.

— Автор этого произведения известный русский писатель

М. М. Зощенко.

(СЛАЙД №1)

-Родился 29 июля 1894 в Санкт-Петербурге в семье художника. Для детей он написал такие известные рассказы: «Галоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Не надо врать» и другие.

А сейчас угадайте о чём эта загадка?

Я модница такая, что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блёстки — любые украшенья.

Но на мою, поверьте, великую беду

Наряд мне одевают всего лишь раз в году. (ёлка) (СЛАЙД №2)

— Так и называется наш рассказ.

V. Проверка первичного восприятия:

-Дома вы все прочли рассказ и сегодня мы должны проанализировать поведение главных героев рассказа, разобраться, как помогли родители ребятам понять их не правильное поведение и решить можно ли так поступать. Выяснить, зачем автор рассказал нам об этом случае.

« Мозговой штурм»

-Понравился рассказ?

-Кто главные герои? (Лёля и Минька)

-От чьего имени ведётся повествование? ( от лица автора)

-Чем наряжали ёлку в то время, которое описывает Зощенко? (бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки).

VI. Анализ произведения. Описание главных героев.

Вы правильно определили, что главные герои произведения – Леля и Минька.

-Давайте, работая в группах, дадим характеристику главным героям.

Через 3 минуты вы должны дать полное описание Лёли и Миньки.

Вам помогут вопросы, которые я для вас подготовила. Ответы отыскиваете в тексте и заполняете кластер.

Групповая работа.(4 группы) Составление кластера.

( Ватманы)

Девочки (2 группы) — Лёлю

Мальчики (2 группы)– Миньку.

Вопросы:

1) Возраст

2) Рост

3) Характер

4) Что могут достать на ёлке?

5) Как ест?

 

Лёля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что могут достать на ёлке?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Выступления представителей группы.

2. Анализ поведения детей до праздника.

-Чтобы узнать, как ведут себя дети, когда остаются одни в праздничной комнате, мы поработаем с текстом.

1, 3 ряд: работа в парах.

-Подготовить выразительное чтение по ролям отрывка на с.

2 ряд: найдите в тексте отрывки к иллюстрациям (СЛАЙД №3)

-подготовьте выразительное чтение.

Проверка заданий: 1, 3 ряд — чтение по ролям. 2 ряд — чтение отрывков.

-Ответы на поставленные перед работой вопросы.

-Как поступили дети?

-Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?

-А как поступили бы вы?

3.Анализ действий родителей детей.

Праздник не удался. Он был испорчен детьми.

-Помогли ли родители понять детям, что они поступили неправильно.

-Как поступил папа? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Вставьте в текст недостающие слова.

«Недостающие слова» ( У КАЖДОГО НА ПАРТЕ)

«— Такое воспитание (губит) моих детей. Я не хочу, чтобы они (дрались), (ссорились) и выгоняли (гостей). Им будет (трудно) жить на свете, и они (умрут) в одиночестве. И папа подошёл к ёлке и (потушил) все свечи.»

-Проверка по слайду.(СЛАЙД №4)

— Оправдано ли такое наказание? Правильно ли поступил папа?

4. Вывод.

-М. М. Зощенко не просто воспроизвёл эпизод своего детства. Он и для нас, читателей, хотел донести какую – то очень важную мысль.

Я вам предлагаю несколько отрывков из рассказа.

«Работа в парах» (НА ПАРТЕ ЛИСТОЧКИ С ТЕКСТАМИ)

-В каком из них заключается главная мысль произведения?

А) «В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!»

 Б). «И мама каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады»

В). «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.»

-Как понимаете слова Зощенко?

VII. Рефлексия.

-Ребята! А были ли у вас случаи в жизни, о которых вам стыдно вспоминать?

-Чему они вас научили?

А совсем-совсем скоро Новый год. И я хочу, чтобы он у вас был совсем не таким, как в рассказе у Зощенко. Я хочу, чтобы вы его встретили с радостью, шутками и весельем. Под Новый год всегда дарят друг другу хорошие пожелания. И у меня есть « Ёлка желаний» Я вас прошу написать доброе пожелание всем, кто вас окружает. ( Креплю на елочку).

А теперь нужно украсить нашу ёлочку. У вас на партах разноцветные шары. Если урок вам понравился – дорисуйте улыбающийся ротик, а если вам было скучно и грустно на уроке – нарисуйте ротик грустный и приклейте на ёлку.

Словесная оценка работы детей

VIII. Домашнее задание.

Домашнее задание вам будет творческое. Вы должны будете оформить страничку из книжки – малышки. Найти и записать или наклеить стихотворение, загадку, скороговорку о ёлочке и красиво оформить. И в память об уроке у вас останется в классе книжка – малышка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий рассказа живая шляпа
  • Сценарий расскажи снегурочка где была
  • Сценарий распада югославии
  • Сценарий распада украины
  • Сценарий распада россии обоснован