Сценарий разговор подростков

Данная методическая разработка представляет собой цикл занятий, построенных, в основном, в виде «сократических бесед» на нравственные темы. Методическая разработка явилась следствием занятий-бесед, пр

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра теологии

Методическая разработка курса Нравственных бесед с подростками

Составитель: Заболотнов Никита Владимирович

Полевской

2010

Содержание

Введение.        

Часть 1. Нравственная беседа как средство воспитания подростков.        

Особенности нравственной беседы        

Возможные сценарии и этапы нравственной беседы        

Беседа, построенная вокруг проблемного вопроса:        

Беседа, построенная как обсуждение тезиса или цитаты:        

Беседа, построенная как обсуждение фильма:        

Часть 2. Методическая разработка курса нравственных бесед с подростками.        

Характеристика курса        

Темы занятий.        

Содержание занятий по темам.        

Совместный просмотр фильмов, как важная составляющая нравственных бесед.        

Проблемы и трудности, возникающие в ходе занятий        

Введение.

Данная методическая разработка представляет собой цикл занятий, построенных, в основном, в виде «сократических бесед» на нравственные темы. Методическая разработка явилась следствием занятий-бесед, проводимых автором в течении семи лет на базе церковно-приходской школы прихода Петра и Павла г.Полевской, а так же встреч со старшеклассниками общеобразовательных школ и техникумов г.Полевской.

Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры, за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Разработка различных методик работы со старшеклассниками и студентами по воспитанию духовных и нравственных ценностей как для общеобразовательных школ и лицеев, так и для церковно-приходских школ, видится сейчас очень важной задачей.

Необходимо отметить, что нравственные ценности очень сложно передать сугубо информационным путем, через обычные уроки или лекции, поэтому автором была выбрана форма беседы, как одна из оптимальных форм обучения для избранной тематики. К тому же в подростковом возрасте ребята более всего восприимчивы к подобным формам обучения.

Цель работы – найти оптимальный метод духовно-нравственных занятий с подростками.

Задачи работы – раскрыть методику духовных бесед, как оптимальную для занятий с подростками; создать методическую разработку современного курса бесед о христианской нравственности с подростками, структурировать и последовательно изложить опыт семилетней работы автора.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания подростков.

Предмет исследования – эффективность методики уроков-бесед на духовно нравственные темы с подростками.

Социальная значимость состоит в том, что подростки учатся свободно размышлять, ставить и решать нравственные задачи на основании Евангельских заповедей, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки совместного решения задач, а так же нелинейного подхода к жизненным ситуациям.

Предполагаемый результат, как отдельной беседы, так и всего курса – усвоение  детьми христианской нравственности не из внешних лекций, а через собственные выводы; чтобы христианская жизнь стала не навязанной извне, а внутренним выбором. Несмотря на масштабность и труднодостижимость предполагаемого результата, автор считает важным проводить подобные занятия-беседы, которые могут в дальнейшем сыграть важную роль в окончательном формировании личности молодых людей.

Часть 1. Нравственная беседа как средство воспитания подростков.

Особенности нравственной беседы

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические и нравственные беседы.

Нравственная беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Нравственной беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность нравственных бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Преподаватель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать подросткам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают сами. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя также допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы старшеклассники сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу, а  так же во многом от возникновения личностных доверительных отношений как между учителем и учениками, так и между учениками в коллективе.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному, социальному и возрастному опыту подростков. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на нравственные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не должно быть проигнорировано, преподаватель должен проявлять — объективность, справедливость, культуру общения.

6. Правильное руководство нравственной беседой заключается в том, чтобы помочь подросткам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого учителю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами тех старшеклассников, которые сидят перед ним, понимать их позицию и связанные с ней чувства.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по тезису или просмотренному фильму, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению нравственного правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей.

При постановке вопросов в беседах на нравственные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание старшеклассников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы подросткам связать тему занятия с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Нравственные беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В беседах с подростками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, с участием кого то из присутствующих, которые содержат проблему нравственного выбора.

 Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению нравственного материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

1. Поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое совесть и т.п.;

2. Прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

3. Прежде чем объявить тему, можно вспомнить о каком-то случае из жизни коллектива, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

4. Объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, примеры из жизни или же специально придуманные. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства старшеклассников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Возможные сценарии и этапы нравственной беседы

В зависимости от темы и задач беседы сценарии ее развития могут быть различными, приведем несколько примеров:

Беседа, построенная вокруг проблемного вопроса:

*Постановка вопроса

*Высказывание каждым своего мнения по поводу поставленного вопроса

*Сообщение понятия или фактов, касающихся поставленного вопроса.

*Постановка уточняющих и расширяющих тему вопросов

*Обсуждение поставленного вопроса и дополнительных вопросов

*Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных преподавателем вопросов

*Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

*Примеры из жизни, гипотетические примеры с гиперболизированной стороной жизни, касающейся поставленного вопроса.

*Обсуждение примеров, возможность каждого из учащихся высказать и аргументировать свое мнение.

*Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей ( Я считаю, что в такой-то ситуации, такой-то человек поступил правильно потому-то…)

*Подведение итогов обсуждения

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Совесть и ее проявления».

Урок № 11

«Совесть и ее проявления»

 Ход урока.

Этапы учебного занятия

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Постановка проблемы

Дается этимология слова совесть: В некоторых языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки «с»; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия совесть и сознание. Так же и в русском языке со и весть, возможность со ведать , т.е. совместно ведать с Богом.

Задает вопрос: что такое совесть? Выслушивает ответы по возможности всех учащихся.

Каждый высказывает свою точку зрения.

Начало обсуждения и понимания сути проблемы.

Ставятся на обсуждение вопросы: Есть ли совесть у животных? Есть ли абсолютно бессовестные люди? Одинаковая ли у всех совесть?

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам.

Высказываются различные точки зрения, часто противоположные. Попытки аргументации своего мнения, какие то примеры. В конце все приходят к общему мнению.

Определение.

Совесть – нравственное сознание человека, внутренняя оценка, осознание добра и зла. Способность человека осознавать свой долг и ответственность перед Богом и другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам.

Дается под запись определение совести.

Записывают определение.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: было ли в жизни чтобы шли против совести? Возможно ли управлять или пренебрегать совестью? Как мы переживаем муки совести? А зачем вообще нужна совесть? Что бы было, если бы совести не было в человеке?

Преподаватель призывает детей к большей откровенности, делится своими переживаниями связанными с муками совести. Вопросы предлагаются конкретным учащимся. Беседа сводится к теме функции совести в жизни человека.

Отвечают на конкретные вопросы, кто то дополняет ответ другого.

Практика

В качестве примера берется кто то из присутствующих и придумывается ситуация

  1.  совесть говорит ясно и четко – обсуждается ситуации когда человек послушал свою совесть и когда проигнорировал ее.
  2. совесть уже заглушена привычкой, говорит слабо.
  3. Голос совести сознательно заглушается доводами разума.

Учитель приводит несколько дискуссионных примеров, начинается обсуждение действий героев и возможного действия совести.

Учувствуют в обсуждении приведенных примеров, возможно приводят реальные примеры из своей жизни.

Рефлексия

Ставится вопрос практических взаимоотношений с совестью: что такое муки совести и как они проявляются? что нужно делать когда мучает совесть? Было бы мне лично лучше, если бы только у меня совести не было совсем?

Подводится вывод что муки совести очень часто гораздо страшнее физической боли. Физическую боль можно приглушить, обезболить, боль души обезболить невозможно. Рассказывается, что ад это состояние близкое к мукам совести, только гораздо более сильное и нескончаемое, потому что нет возможности что-либо изменить.

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам.

Высказываются различные точки зрения, часто противоположные. Попытки аргументации своего мнения, какие то примеры. В конце все приходят к общему мнению.

Окончание. Итоги.

Вся дискуссия подводится к теме покаяния, без которого невозможна полноценная жизнь по совести (это тема следующей беседы). Кратко проговариваются все те выводы, к которым пришли на занятии, для этого преподаватель помечает себе самые интересные выводы ребят.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях. Подводит беседу к теме следующего занятия.

Домашнее задание.

Предлагается дома подумать что такое покаяние, в чем разница исповеди и покаяния, выписать в тетрадь определение покаяния.

Записывают домашнее задание.

Важно отметить, что в ходе проведения беседы те или иные этапы могут занимать различные временные отрезки урока в зависимости от темы беседы, напряженности обсуждения, активности учеников, а так же направления обсуждений тех или иных вопросов.

Беседа, построенная как обсуждение тезиса или цитаты:

Такая беседа чаще всего является продолжением беседы, построенной вокруг проблемного вопроса, и основывается на тех выводах, которые были сделаны в ходе предыдущих бесед.

*Краткое обсуждение выводов предыдущих занятий

*Сообщение тезиса или цитаты для обсуждения

*Высказывание каждым своего мнения по поводу поставленного вопроса

*Высказывание преподавателем возможных дополнительных смыслов тезиса или цитаты, не высказанных учащимися

*Постановка уточняющих вопросов

*Обсуждение дополнительных вопросов

*Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных преподавателем вопросов

*Примеры – применение тезиса к различным жизненным ситуациям.

*Обсуждение примеров, возможность каждого из учащихся высказать и аргументировать свое мнение.

*Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей ( Я считаю, что в такой-то ситуации, такой-то человек поступил правильно потому-то…)

*Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

*Подведение итогов обсуждения

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Смысл жизни. Рассуждения на тему».

Урок № 9

«Смысл жизни. Рассуждения на тему»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Повторение.

Повторение выводов предыдущих занятий

По своим записям учитель повторяет выводы

Могут дополнить преподавателя

Постановка проблемы

В качестве цитаты приводится высказывание Ницше: «Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»

Дается цитата, пишется на доске и в тетрадях. Выслушивает ответы, по возможности, всех учащихся.

Записывают в тетради цитату. Каждый высказывает свою точку зрения.

Уточнение

Смысл цитаты в логической связи смысла жизни и ее содержания, отношения к обстоятельствам жизни. От целеполагания в жизни зависит и отношение личности к ней.

Уточняет смысл цитаты, если это требуется.

Начало обсуждения и понимания сути проблемы.

Ставятся на обсуждение вопросы: Если иметь смысл жизни, можно ли  не отчаиваться в любых обстоятельствах? Какой именно смысл жизни может помочь «вынести любое КАК»? Чем для личности грозит потеря смысла жизни? Может ли быть смысл В жизни без Бога?

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам.

Высказываются различные точки зрения, часто противоположные. Попытки аргументации своего мнения, какие то примеры. В конце все приходят к общему мнению.

Примеры.

Человек в тюрьме или концлагере. Борцы за идею. Христианские мученики.

Приводятся примеры, происходит их обсуждение.

Обсуждают приведенные примеры.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: смогу ли я вынести тяжелые жизненные обстоятельства? Какой мне нужно иметь смысл жизни, чтобы «вынести любое как»? Можно ли чего то достичь в жизни без преодоления трудностей?

Преподаватель призывает детей к большей откровенности, делится своими мыслями. Вопросы предлагаются конкретным учащимся.

Отвечают на конкретные вопросы, кто то дополняет ответ другого.

Окончание. Итоги.

Вся дискуссия подводится к теме зависимости смысла жизни и отношения к жизни.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях.

Домашнее задание.

Предлагается дома в тетрадях сформулировать ответ на вопрос: для чего я живу? Какой смысл в моей жизни?.

Записывают домашнее задание.

Беседа, построенная как обсуждение фильма:

*Совместный просмотр фильма

*Высказывание каждым своего мнения по поводу фильма: понравилось то-то, не понравилось то-то (поверхностный анализ)

*Постановка основных вопросов для обсуждения, касающихся смысла и содержания фильма

*Обсуждение поставленных вопросов

*Постановка уточняющих вопросов

*Разбор конкретных эпизодов фильма

*Обсуждение дополнительных вопросов и эпизодов

*Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных преподавателем вопросов

*Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

*Подведение итогов обсуждения

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение».

Урок № 8

«Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Основа.

Просмотр фильма

Старается комментировать непонятные моменты

Смотрят фильм

Начало обсуждения

Возможность высказать первое впечатление, что больше всего запомнилось, поразило.

Дает возможность каждому высказать свое впечатление

Высказывают первые впечатления.

Постановка проблемы

Ставятся вопросы: о чем фильм? Можно ли сказать что это фильм о любви, о смысле жизни? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Обсуждение каждого качества. Восприятие мира «по-детски» это хорошо или плохо? О словах Христа «будьте как дети».

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам. Качества героя пишутся на доске и в тетради в две колонки.

Каждый высказывает свою точку зрения. Записывают в тетради качества героя.

Разбор эпизодов.

Разбор смысловых линий и конкретных эпизодов. Любовная линия в фильме. Успех и удача в жизни героя. Отношение к друзьям, отношение к богатству и славе. Простота героя и отношение других людей к нему. Что главное в жизни героя? Нужен ли сейчас человек, выходящий за рамки общественных стереотипов?

 Дает возможность каждому высказать свое впечатление. Происходит обмен мнениями.

Высказывают свое мнение по каждому поставленному вопросу, обсуждают их.

Форест Гамп – это очень упрощенный голливудский аналог шедевра русской литературы, произведения Ф.М.Достоевского «Идиот». Попытка развить интерес учащихся к прочтению произведения или просмотру сериала В.Бортко

Пытается развить интерес к произведению.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: кто бы из вас хотел выйти замуж за человека, подобного герою? Вы бы хотели иметь такого друга, брата, отца? Кто из вас может хотя бы иногда поступать так же как герой?  

Преподаватель призывает детей к большей откровенности, делится своими мыслями. Вопросы предлагаются конкретным учащимся.

Отвечают на конкретные вопросы, кто то дополняет ответ другого.

Связь с курсом.

Проводится сравнение: герой, вышел за рамки общепринятых норм, живет не как все, по меркам людей «не нормальный», «идиот» — человек, стремящийся к святости, так же выходит за рамки обыденных отношений с Богом и с ближними, у него другие приоритеты и ценности. Если мы хотим жить по заповедям Христовым, с точки зрения мира мы ненормальные.

В основном учитель лично излагает материал, в конце возможно обсудить некоторые аргументы.

Окончание. Итоги.

Подводятся итоги занятия, общие выводы записываются в тетрадь.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях. Выводы записываются в тетради.

Записывают выводы в тетрадь.

Часть 2. Методическая разработка курса нравственных бесед с подростками.

Характеристика курса

Курс занятий-бесед построен на свободном общении и обсуждении темы урока, модератором бесед всегда выступает преподаватель. У преподавателя есть общий план тем на определенный период, от которых, тем не менее, периодически приходится отходить, в связи с обсуждением насущных проблем в группе (молодой человек расстался с девушкой) или теме, особо интересной всей группе (часто учащиеся предлагают актуальную тему сами в неформальной беседе или в начале занятия).

В курсе обязательно затрагиваются современные увлечения подростков (фильмы, сериалы, музыкальные коллективы, социальные сети), преподаватель старается давать христианскую оценку жизни современного общества, популярным течениям, особенно неформальным (готы, эмо).

Основой для обсуждения всегда являются открытые вопросы, поставленные преподавателем, ответы на которые находят учащиеся в процессе дискуссии и обсуждения аргументов и контраргументов. При необходимости преподаватель, выступающий в роли модератора дискуссии, задает дополнительные вопросы для обсуждения, освещая те моменты обсуждаемой темы, которые оставались вне внимания учащихся.

Сложность проведения занятий-бесед состоит в том, что всякая дискуссия идет не линейно и заранее полностью предугадать ход и направление развитие беседы очень сложно. Соответственно преподаватель должен умело направлять дискуссию в нужном направлении, но одновременно давать учащимся самим придти к тем или иным выводам.

Во время проведения занятий-бесед необходима максимальная концентрация внимания, учет нескольких точек зрения, тактичность при аргументации и опровержении аргументов учащихся. Важно уважать участвующих в беседе подростков, с терпением относится к их неопытности и резкости суждений.

Преподаватель всегда должен помнить, что то или иное утверждение, которое для него может быть уже постулатом, для участвующих в дискуссии старшеклассников может являться «чужым» мнением, поэтому необходимо терпеливо аргументировать утверждение, выстраивая логическую связь между теми или иными понятиями.

Возраст детей:

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 14 –17 лет.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год, занятия проходят один раз в неделю в течение 90 минут.

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

— беседа;

— игра,

— просмотр кинофильмов, их обсуждение;

— ролевые игры;

—        совместное обсуждение выделенной проблемы в коллективе;

Форма работы – коллективная, групповая, индивидуальная.

Темы занятий.

  1.  О нравственности.
  2. Человек. Дух, душа, тело.
  3. Человек. Чувства.
  4. Личность. Что же такое я?
  5. Счастье.
  6. Счастье. Разбор примеров.
  7. Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение.
  8. Смысл жизни. Постановка вопроса.
  9. Смысл жизни. Рассуждения на тему.
  10. Смысл жизни. Открытый вопрос.
  11. Совесть и ее проявления.
  12. Совесть. Что такое грех.
  13. Совесть. Покаяние.
  14. Главные страсти и борьба с ними.
  15. Главные страсти и борьба с ними. Продолжение.
  16. Дружба.
  17. Любовь и влюбленность.
  18. Любовь и влюбленность. Продолжение.
  19. Настоящая любовь.
  20. Целомудрие. Разговор на чистоту.
  21. Смерть и ее уроки.

Содержание занятий по темам.

  1. О нравственности.

Что такое нравственность, понятия о добре и зле, бывает ли относительная нравственность. Основные концепции христианской нравственности на основе Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Разбор жизненных примеров и их нравственная оценка.

  1. Человек. Дух, душа, тело.

Что такое человек, понятия о человеке, и его делении на дух, душу и тело. Отличие человека от всего остального тварного мира. Данность и заданность в природе человека. Понятие о первородном грехе и поврежденной природе.

  1. Человек. Чувства.

Какие есть чувства, сильные и слабые чувства. Поврежденность чувств и последствия этого. Как мы можем контролировать свои чувства. Есть ли возвышенные чувства.

  1. Личность. Что же такое я?

Понятие о личности. Что же такое я? Образ Божий в человеке. Заданность личности. Маски, за которыми мы прячемся. Какова моя маска и каков я на самом деле? Правда ли что весь мир театр?

  1. Счастье.

Что такое счастье? Какое оно бывает? Счастье для всех одинаковое или различное? Счастье как цель и как состояние. Определения счастья. Личное счастье и несчастье ближнего.

  1. Счастье. Разбор примеров.

Что мне нужно для счастья? Будет ли оно полным? Погоня за счастьем или путь в никуда? Примеры: человек достигший полного материального благополучия; человек достигший вершины власти; человек на вершине славы; человек, который осуществил свою мечту; безответная любовь; взаимная любовь и семья; служение на благо ближних; жертва за других.

  1. Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение.

Что запомнилось и поразило? О чем фильм? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Жизненные ценности в фильме и отношения к ним героя? Человек, выходящий за рамки общественных стереотипов, нужен ли такой сейчас? Форест Гамп как упрощенный голливудский «идиот».

  1. Смысл жизни. Постановка вопроса.

Зачем искать смысл в жизни? Жизнь как путь, и ее смысл как конечный пункт. В чем может быть смысл нашей жизни? «Проклятые вопросы» и личностный ответ на них. Зачем жить каждый решает сам.

  1. Смысл жизни. Рассуждения на тему.

Рассуждение на тему высказывания Ницше: Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как. Зависимость смысла жизни и отношения к ней.

  1. Смысл жизни. Открытый вопрос.

Провокационные вопросы. Почему люди не хотят думать о смысле своей жизни? Иметь смысл жизни это большая ответственность. Философия вседозволенности – живем один раз, надо взять от жизни всё. Отношение к ней с точки зрения христианской нравственности.

  1. Совесть и ее проявления.

Что такое совесть? Разбор понятия. Зачем нужна человеку совесть? Муки совести. Разбор примеров работы совести. Наши взаимоотношения с совестью. Что делать когда мучает совесть?

  1. Совесть. Что такое грех.

Что такое грех? Почему мы грешим? Падшая природа и склонность ко греху. Понятия добра и зла. Понятия греха и страсти. Грех как болезнь человеческого рода и каждой личности. Святоотеческий принцип развития греха от мысли к делу (по прп.Иоанну Лествичнику). Есть ли люди, которые совсем не грешат?

  1. Совесть. Покаяние.

Что такое покаяние? Разница между исповедью и покаянием. Понятие покаяния. Разбор примера греха и покаяния. Как правильно каяться? Как готовиться к исповеди? Покаяние – единственный путь спасения.

  1. Главные страсти и борьба с ними.

Понятия об основных страстях: чревоугодие, блуд, печаль, уныние, гнев, тщеславие, гордость и сребролюбие. Переход от греха к страсти. Страсть ослепляет человека, делает его своим рабом. Как бороться со страстями.

  1. Главные страсти и борьба с ними. Продолжение.

Как бороться со страстями. Страсти и добродетели. Радость свободы от страстей. Что такое аскетика.

  1. Дружба.

Что такое дружба? Зачем нужно дружить? Без чего дружбы не бывает? В чем разница между другом и товарищем? Примеры из жизни. Друг познается в беде. Как научиться дружить? Предательство – пусть разрушения дружбы.

  1. Любовь и влюбленность.

Что же такое любовь? Что такое влюбленность? А как это когда кого то любишь? Неразделенная любовь. Свойства любви. Бывает ли безрассудная любовь? Я люблю … маму, кошку, шоколадку – разница в понятиях. Оттенки любви – греческие слова, обозначающие любовь.

  1. Любовь и влюбленность. Продолжение.

Влюбленность и ее основные свойства. Розовые очки влюбленности и серость реальности. Как из влюбленности вырастает любовь? А за что же все таки любят? Проверка чувств. А люблю ли я?

  1. Настоящая любовь.

Можно ли никого не любить? Любовь, согревающая сердце. Любовь к Богу, к ближнему, к себе. Любовь как наивысшая добродетель.

  1. Целомудрие. Разговор на чистоту. Раздельное занятие с мальчиками и с девочками.

Что такое целомудрие? Зачем нужно хранить целомудрие до брака? Седьмая заповедь закона Моисеева. Любовь или секс. Отношения без любви путь в никуда. Основа крепкой семьи.

  1. Смерть и ее уроки.

Что такое смерть? Нужно ли бояться смерти? Все мы умрем, но никто не хочет об этом думать. Смерть это итог жизни. Перед смертью все равны. Нужно ли быть готовым к смерти? Если мы здесь жили с Богом, то и после смерти будем с Ним.

Совместный просмотр фильмов, как важная составляющая нравственных бесед.

Не всегда просто выйти на беседу на ту или иную нравственную тему. Иногда начиная говорить и ставить вопросы, можно не найти интереса у подростков. Это может быть обусловлено различными причинами, но важно помнить, что не пробудив в учащемся живой интерес к теме, очень сложно втянуть его в беседу и тем более преподать нравственные уроки.  

Хорошим подспорьем для начала интересного разговора может служить современный фильм, на примере которого можно «зацепить» подростка и провести очень живую, запоминающуюся для него беседу.

Преподавателю необходимо подбирать для совместного просмотра фильмы, где представлены яркие запоминающиеся образы, есть возможность для четкой нравственной оценки поступков героя, психологические моменты, касающиеся тем нравственных бесед.

Современный кинематограф, как и любое искусство, обладает возможностью погружения в иные чувства, передачу эмоционального состояния; может наглядно показать причинно-следственную связь поступков и принятых решений.

Эффективность данного метода зависит от ряда условий:

  1. Просмотр обязательно должен быть совместным с преподавателем.
  2. В ходе просмотра полезно несколько раз остановить фильм, чтобы заострить внимание на какой либо детали фильма или же пояснить культурный и исторический контекст, неизвестный подросткам.
  3. В ходе просмотра не давать превратить серьезный фильм в комедию, постоянными шутками над героем, смехом над серьезными местами фильма.
  4. После просмотра дать 2-3 минуты на «переваривание» увиденного и только потом начинать занятие-беседу.
  5. По возможности усилить впечатление от фильма сообщением дополнительных фактов о герое фильма или его прототипе, подобных исторических событиях.
  6. Проводить совместный просмотр фильмов не чаще одного раза в течении четырех занятий.

Фильмы, рекомендованные к просмотру и обсуждению.

  1. Форрест Гамп. США. 1994.
  2. Побег из Шоушенка. США. 1994.
  3. Жизнь прекрасна. Италия. 1997.
  4.  Хатико: Самый верный друг. США, Великобритания. 2009.
  5. Шоу Трумана. США. 1998.
  6.         Трасса 60. США, Канада. 2002.
  7. Эквилибриум. США. 2002.
  8.         Догвилль. Германия. 2003. (только для старших подростков, не для всех)
  9. Матрица. США. 1999.
  10. Кейт и Лео. США. 2001.
  11. Спеши любить. США. 2001.
  12. Повелитель мух. США. 1990.
  13. Щенок. Россия. 2009.
  14. И через тысячу лет. Россия. 2008. (короткометражный фильм)
  15. 12. Россия. 2007.
  16. Андрей Рублев. СССР. 1966. (не для всех)
  17. Любовь и голуби. СССР. 1984.
  18. Чучело. СССР. 1983.

Существует много прекрасных фильмов, на примере которых можно проиллюстрировать ту или иную тему нравственных бесед, автор представил список фильмов, большинство из которых он просматривал и обсуждал вместе с подростками. Фильмы, представленные выше, послужили хорошим поводом и иллюстрациями к проведению нравственных бесед с подростками.

Стоит особо отметить, что перед совместным просмотром преподавателю необходимо внимательно посмотреть фильм самостоятельно, примерно продумать план беседы и основные моменты, на которых стоит заострить внимание подростков.

Проблемы и трудности, возникающие в ходе занятий

Как уже было отмечено выше, подростковый возраст довольно сложен и противоречив, поэтому при обсуждении многих тем возникали трудности, которые можно весьма примерно выделить в следующие виды:

*Не понимание материала, не восприимчивость к терминам и понятиям. Такая проблема вставала когда при объяснен6иях или обсуждениях приходилось опираться на элементарные философские понятия, которых у многих старшеклассников пока нет. Проблема, конечно, касается и возможности педагога объяснить некоторые философские понятия доступным подросткам языком. Тем не менее при обсуждении некоторых тем приходилось давать философскую терминологию и пояснять ее.

*Споры. Иногда, в процессе обсуждения возникают споры, где каждая из сторон страстно отстаивает свое мнение. Если во время не вмешаться в спор, то он может перерасти в настоящий конфликт с обидами. Здесь преподавателю очень важно тактично и четко увести обе стороны от спора, постараться вместе вычленить все аргументы и контраргументы, перевести эмоциональный спор в русло дискуссии. Не в коем случае нельзя сразу же принимать одну из сторон, даже если преподаватель с ней полностью согласен. Всегда нужно точно объяснить почему именно та или иная точка зрения считается преподавателем верной, опираясь как на логические аргументы, так и на примеры.

Преподаватель должен сам обладать культурой дискуссии и эту культуру в той или иной форме преподать учащимся. Только так возможно успешное проведение занятий-бесед, в противном случае каждое занятие будет грозить превратиться в бессмысленный эмоциональный спор, где важным будет не поиск правильного решения, а победа в споре той или иной стороны.  

*Споры с преподавателем. Более трудную задачу представляют возникающие споры с преподавателем. Т.к. нравственное учение не является точной наукой, где все можно измерить и точно посчитать, по некоторым вопросам могут возникнуть серьезные разногласия между учащимися (или же одним учащимся) и преподавателем. Здесь очень важно не «давить авторитетом» и тем более не высмеивать спорящего подростка.

Преподаватель должен с самого начала занятий-бесед с уважением относится к мнению своих учащихся и тот или иной спор, возникающий во время бесед, приписывать своему неумению четко и понятно объяснить и малоопытности подростков. Здесь нужно проявить такт, смекалку, возможно, чувство юмора, направленное не на оппонента, а на саму ситуацию. Важно понять действительно ли в ходе беседы преподаватель столкнулся с принципиально другой нравственной позицией или полным непониманием со стороны подростка; нет ли в споре мотивов протеста против излишнего давления, излишнего «догматизма»(когда еще не уясненные подростками постулаты, ставятся как изначально неоспоримые аксиомы), навязывания преподавателем своей позиции без должных разъяснений.  

Что такое «современная молодежь»? К счастью, она такая разная, что кратко ответить на этот вопрос невозможно. Почему «к счастью»? Да потому, что чем больше разных  групп, образов, интересов, тем больше шансов, что каждый подросток смогут найти и проявить себя, свою индивидуальность, свою неповторимость, и в тоже время найти поддержку у тех ровесников, кому близки их  беспокойства и интересы.  Это очень важно. Важно потому, что старшеклассником быть трудно.

Взрослые часто предъявляют к старшеклассникам требования, которые в 15-17 лет просто невозможно выполнить. Иногда потому, что они слишком «взрослые». В твои годы давно пора знать, чему ты посвятишь свою жизнь! Или наоборот, совершенно недооценивающие взрослости. Ты помыл руки? Пора ложиться спать, уже 10 часов! Тебе еще рано о девочках думать!

Но самое трудное заключается в том, что подростки начинают задавать себе вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь. Постоянно живешь в ситуации выбора, постоянно испытываешь напряжение, постоянно проверяешь себя, своих друзей, своих близких. Постоянно испытываешь  разочарование, растерянность, удивление, порой злость. Вроде бы хотел поступить честно, а тебя объявили предателем. Не хочешь хвалиться своими знаниями, уже записали в серость, хотел сообщить всем что-то новое, интересное – выскочка!

Но самое грустное, посоветоваться, оказывается, не с кем. У сверстников те же проблемы, но говорить об этом не всегда удобно, а взрослым, как всегда некогда.  Объяснить им, что ты без ответов на эти вопросы жить  не можешь, тоже оказывается, очень непросто.

Ответы на эти вопросы поможет найти  цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь прожить – не поле перейти». 

Цели занятий:  

  • расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;
  • развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Условия проведения занятий

Цикл рассчитан на  8 занятий, продолжительность каждого занятия  от 60 до 90 минут, проводятся один раз в неделю. Количество участников от 8 до 14 человек. Каждое занятие обязательно включает в себя: ритуал приветствия, основное содержание,  рефлексию после каждого упражнения, ритуал прощания.
На занятиях используются методические средства такие как: беседа, дискуссии, самотестирование, различные варианты психотехнических игр и упражнений, самовыражение в рисунках.
Цикл  тренинговых занятий рассчитан на работу с подростками 14-16 лет.

Занятие 1. Семь «Я» человека.

Цель: формирование стремления к
самопознанию, возможности распознавать
личностные качества, стремление к
взаимодействию с другими людьми.

I. Психолог сообщает  цель
предстоящих встреч, кратко  рассказывает об
этапах занятий.

Здравствуйте!  Сегодня мы начинаем цикл
занятий – «Жизнь прожить – не поле перейти», на
которых мы с вами рассмотрим вопросы, волнующие
 каждого человека на протяжении всей жизни.
Для начала познакомимся с ритуалом приветствия,
которым мы будем начинать каждое наше занятие.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи
друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга
и говорят: «Здравствуйте !».

Психолог. На занятиях мы будем
выполнять разные интересные задания и
упражнения. Но для того, чтобы занятия проходили
успешно нам необходимо обсудить правила, которые
необходимо соблюдать на протяжении всех встреч.

(Учащиеся  предлагают, педагог записывает на
ватмане, который будет обязательным атрибутом на
каждом занятии). (Приложение 1)

II. Основная часть

1. Принятие правил.  Ведущий обещает
выполнять правила и просит каждого участника
дать такое обещание.

2. Упражнение «Назови свое имя». Ребятам
предлагается назвать свое имя и сказать нравится
ли оно. Назвать свое имя ласково.

3. Дискуссия по упражнению. Почему
одним людям нравится их имя, а другим нет? Что
обозначают ваши имена?  В честь кого вас
назвали? Кто из родителей вас назвал?

4.  Психолог. Наше первое занятие
мы посвятим  одному очень  важному вопросу.
Что это за вопрос –  предлагаю  отгадать
самим.
(На доске записаны буквы, которые при
перестановке превращаются в слово «м о п а н
н с а о з и е »)
Как вы думаете, что такое
самопознание?

5. Тест «Семь «Я» человека» (Приложение
2
)

Ребятам предлагается выполнить тест «Семь «Я»
человека».

6. Дискуссия по выполнению теста:

Узнали что-нибудь новое о себе? Согласны ли
вы,  с результатами теста? Полезна ли
полученная информация?

7. Упражнение-разминка «Карлики и великаны»

Все встают в круг. На команду «Великаны!» – все
стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть.
Ведущий пытается запутать участников: приседает
на команду «Великаны!»

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия. У учащихся на
столе лежат вырезанные из плотной бумаги
градусники. Ребята должны отметить на них свою
температуру, которая определяется значением
урока.

Шкала оценки следующая: 36,6 – нужно,
полезно, интересно, необходимо 38 – 
сложно, неинтересно, обременительно; 34
– бесперспективно, безразлично.

2. Ритуал прощания. Психолог
предлагает придумать ритуал прощания. После
обсуждения можно предложить такой вариант: все
стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят:
«До-сви-да-ни-я». На последнем слоге участники
поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг
к середине круга

Занятие 2. «Ни печали без радости, ни
радости без печали».

Цель: расширение представлений о
жизненных проблемах и способах их преодоления.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть

1. Мотивационный блок.

Учащиеся в течение минуты анализируют свои
впечатления о прошлом занятии. Ведущий просит
выразить их одним словом, например, любопытно,
интересно, поучительно и др.

2. Притча «О трудностях». Ведущий
 предлагает послушать притчу «О
трудностях» (Приложение 3)

2. Вопрос учащимся: Понравилась ли вам
притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны
ли вы с выводами автора?

3. Блок самоанализа и самооценки. Учащимся
предлагается поработать самостоятельно  и
сформулироватьпричины жизненных трудностей
человека,определить те жизненные трудности,
которые поджидают человека на жизненном пути.
Затем ведущий прикрепляет к доске ватман, на
котором выписаны трудности, встречающиеся в
жизни человека. Ребятам предлагается сравнить и
обсудить, что у них получилось.

4. Обсуждение упражнения

5. Упражнение «Через три года»

Ведущий. Предлагаю вам  выполнить
упражнение, которое позволит взглянуть на
жизненные проблемы в более широком контексте,
сопоставив их с собственным будущим. Кроме того,
оно дает  повод задуматься, какая деятельность
для нас действительно важна, а о чем через
несколько лет мы даже и не вспомним.
Ведущий
просит учащихся составить список наиболее
важных дел занимающих их в данный период жизни.
Когда список составлен, участникам предлагается
представить себе, что они стали старше на три
года, и подумать об этих делах и проблемах
«задним числом» — так, как будто с тех пор уже
прошло три года. Раздумывая над этим, надо
ответить на следующие вопросы (вопросы записаны
на доске):

  • Что именно вы сможете вспомнить об этой
    проблеме?
  • Как она влияет на то, как складывается ваша
    жизнь теперь, по прошествии трех лет?
  • Если бы такая проблема сейчас встала перед вами,
    как бы вы стали ее решать?

6. Дискуссия по упражнению

III. Заключительная часть

1. Беседа

Каждый из нас – строитель собственной
личности. Любой человек способен на многое, если
во время сумеет заглянуть в себя и увидеть то
малое, которое может перерасти в нечто большое и
значительное. Как же стать человеком, способным в
полной мере реализовать свой потенциал? Нужно
просто прислушаться к тем советам, которые
предлагают нам люди, которые имеют на это право.
Учащимся раздаются буклеты  «Советы Чарли
Чаплина». (Приложение 4)

2. Рефлексия занятия

Учащиеся делятся впечатлениями о занятии.

3. Ритуал прощания

Занятие 3. «Сказка ложь, да в ней намек»

Цель:  формирование навыков
преодоления стресса.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть.

1. Психолог предлагает ребятам
вспомнить самый запоминающийся фрагмент
прошлого занятия. Ребята высказывают свое мнение
по цепочке.

2. Сказка «Охотник и его сыновья» (Приложение 5)

Психолог знакомит учащихся со сказкой
«Охотник и его сыновья», написанную
А.А.Рухмановым, которая может заставить
задуматься о том, готовы ли мы к преодолению
трудных жизненных ситуаций.

3. Вопросы для обсуждения. О чем эта
история? Чему она учит? Как она может помочь в
реальной жизни?

4. Психолог.  История учит тому,
что под стеклянным колпаком всю жизнь не
проживешь, что жизнь без тревог и забот  – это
не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят
человеку радость. Наша жизнь это радости и
огорчения, удачи и неудачи, конфликты и
примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И
каждый раз мы должны решать их. Вся жизнь состоит
из стрессовых ситуаций, без которых она
невозможна.

5.  Упражнение «Воздушные шары»

Психолог. Для того, чтобы легче
перенести стресс, психологи разрабатывают
советы, различные упражнения
.

Каждому ученику раздается по два воздушных
шара и фломастеры. Ребятам предлагается
вспомнить несколько неприятных ситуаций,
приводящих к стрессу. Надувая шарик, представить,
что в него передаются отрицательные эмоции. 
Затем проколоть шарик иголкой, представив, что
все отрицательные эмоции улетучились.
Ученикам предлагается надуть еще один шарик,
представляя, что он наполняется положительной
энергией. Подобрав, слово, обозначающее
положительную эмоцию, написать его на шарике.
Шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним,
следует попытаться закрепить в сознании те
слова, которые на нем написаны. Которые были на
нем изображены. В дальнейшее, когда учащимся
придется столкнуться с какой-либо неприятной
ситуацией, им следует вспомнить об этом шарике и
о том, что было на нем изображено.

6. Дискуссия по упражнению

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Передай мяч, не используя
ладони»

Участники встают в круг. Передают друг другу
мяч, не прикасаясь к нему ладонями. Так несколько
раз.  На заключительном круге, передавая мяч
обычным образом, заканчивают предложение: «Любая
проблема может быть решена, если…»

2. Ритуал прощания

Занятие 4. «Либо в стремя ногой, либо в пень
головой»

Цель: формирование  навыков
конструктивного поведения в ситуации сложного
выбора.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Задание «Лилипуты и великаны»

Психолог. Представьте себе, что вам
предложили совершить путешествие или в страну
лилипутов, или в страну великанов. Куда идти? Если
вы отправитесь в страну лилипутов, вы будете
больше и сильнее, чем жители страны, но лилипуты
очень злобные и агрессивные существа. Если ваш
выбор падет на страну великанов, то вы окажетесь
маленькими и беззащитными, но встретитесь с
добродушными и гостеприимными людьми. Сделайте
свой выбор и обоснуйте его. У вас на принятие 1
минута.

2.Обсуждение задания

3. Игра «Путешествие в горы» (Приложение 6)

Психолог говорит о том, что
сегодняшнее занятие будет проходить в форме игры
(приложение).Учащимся предлагается совершить
путешествие в горы.

III. Заключительная часть

1. Психолог. Дорога, по которой вы
ехали, напоминает нашу жизнь? Можно ли прожить
жизнь без препятствий и неудач? Как к ним
относится? Каким образом данная игра относиться
к теме нашего разговора?

2. Ритуал прощания

Занятие 5. «Ни один человек не может быть
островом»

Цель: помощь в осознании роли общения
в жизни человека.

I . Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Расшифруй»

Психолог. Представьте себе, что
слово «общение» требует расшифровки, но
необычной. Необходимо каждую букву, входящую в
это слово использо­вать для того, чтобы дать
характеристику понятия «общение».

2. Беседа «Трудности человека, связанные с
общением»

Можете ли вы подтвердить или опровергнуть
фразу: «Самая главная роскошь на земле – это
роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент
Экзюпери.)

Как отсутствие общения может повлиять на
человека, его физическое и психическое
состояние? Говорил ли кто-нибудь вам слова: «Я не
хочу с тобой общаться»? Эти слова были
справедливо сказаны или нет? Как вы на них
реагировали?

3. Упражнение «Умею ли я общаться»

Учащиеся чертят в тетрадях прямую линию и делят
ее на 10 равных частей. Знаком «+» они отмечают на
прямой линии свое желание общаться. Знаком « – »
 свое умение общаться.

4. Обсуждение упражнения

Учащиеся обсуждают полученные результаты и
определяют, из-за чего чаще всего не складывается
общение. Называют возможные причины
разлада в общении, которые могут назвать
учащиеся самостоятельно или в ходе обсуждения.

5. Игра «Общий язык»

Группа разбивается на тройки, при помощи
расчета на 1-2-3. Игроки должны договориться между
собой, например, о том, где. Когда и зачем они
должны встретиться. Но средства общения у
каждого из них ограничены: один неподвижно сидит
с завязанными глазами, другой обязан молчать и не
двигаться, третий лишается права разговаривать,
и у него тоже завязаны глаза. Задача в таком
состоянии тройка должна за минимальное время о
чем-то договориться. Когда закончит работу
последняя тройка в группе ( за этим следит
ведущий), можно приступать к обсуждению.

6. Обсуждение упражнения. Что
способствовало нахождению общего языка? Что
препятствовало нахождению общего языка?

7. Прослушивание фрагмента из жизни Авраама
Линкольна
(Приложение 7)

8. Обсуждение ошибок оценивания людей в
общении.

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия

Учащиеся составляют график эмоционального
воздействия урока на их ощущения и эмоции. Для
этого на доске написан план урока. Пункты плана
наносятся на график и определяются самые
главные, по их мне­нию, моменты урока.

2. Ритуал прощания

Занятие 6. «С кем поведешься от того и
наберешься»

Цель: осознание подростками
необходимости и важности объединения людей в
группы по интересам; формирование убеждения, что
каждый человек несет персональную
ответственность за свое решение.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Ассоциации»

Психолог. Какие ассоциации
возникают у нас, когда мы слышим слово
«компания».

Слова, которые называют учащиеся, записываются
на доске: «друг», «не бросят», «гуляем»,
«разговариваем», «не скучно» и  др.

Вывод: в основном слово «компания»
вызывает у нас позитивные чувства.

2. Беседа о причинах объединения в группы

Психолог обращает внимание учащихся на то
полезное, что может принести то или иное
объединение ( «научился играть на гитаре»,
«ездить на мотоцикле», «стал сильнее», «стал
увереннее в себе»…), затем интересуется, всегда
ли это влияние является положительным.

3. Упражнение «Различия»

Психолог предлагает учащимся подумать и
назвать отличия отрицательной компании от
положительной. Ответы записываются на доске:

4. Упражнение «Алгоритм двух «О»

Психолог. Как вы думаете, можно ли
отказаться от предложения, если оно не совпадает
с вашими планам, интересами? Как?

Учащимся предлагается перечислить несколько
ситуаций, в которых им было необходимо
отказаться от тех или иных предложений. Например,
друзья приглашают на дискотеку, но у вас другие
планы. Психолог сообщает алгоритм двух «О»
(алгоритм «Оптимального Отказа»): Я-сообщение +
отказ + аргумент + встречное предложение («Мне
приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу
пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем
лучше завтра в кино»). Алгоритм записывается на
доске.  Далее учащиеся делятся на пары, один из
них уговаривает другого ( за основу можно взять
реальную ситуацию), второй отказывается,
используя предложенный алгоритм, затем
участники меняются ролями.

Обсуждение упражнения

Кому удалось отказаться? За счет чего это
удалось? Кому не удалось? Почему? Какие чувства
испытывали, играя разную роль? Что было проще,
уговаривать или отказываться? Что вы
чувствовали, когда вам вежливо отказывали?
Всегда ли отказ звучал убедительно?

5. Тест «Ваша компания» (Приложение
8
)

Психолог. Вам нужно выбрать
наиболее подходящий вариант ответа.
 

Обсуждение результатов теста.
Согласны ли с полученными результатами?  Какие
выводы для себя сделали?

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Комплименты»

Психолог. Умение увидеть сильные
стороны, положительные качества у любого
человека и, главное, найти нужные слова, чтобы
сказать ему об этом, вот что необходимо для
приятного  продуктивного общения. Давайте
попробуем проверить, насколько мы
доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в
других и говорить об этом.

Учащимся предлагается сесть в круг. Каждый
должен внимательно посмотреть на сидящего слева
и подумать, какая черта характера, какая привычка
этого человека ему больше всего нравится, и хочет
сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому
сделали комплимент, должен, как минимум,
поблагодарить, а затем установив контакт с
партнером слева от него, сделать свой
комплимент  так по кругу до тех пор, пока все
учащиеся не скажут комплимент своему соседу.

2. Ритуал прощания

Занятие 7. «Семья в куче, не страшна и туча»

Цель:  осмысление роли ближайшего
окружения как источника поддержки.

Задачи: развивать представления о
роли близких в жизни человека; формировать
убеждения в том, что близкие могут быть опорой в
жизни;

Оборудование:  бумага для записей,
карандаши.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Генеалогическое древо»

Психолог. Откуда мы родом? Где наши
корни? И что такое корни?  Корни – это то, что
дает нам поддержку.
Учащимся предлагается 
изобразить генеалогическое древо своей семьи,
представив себя стволом дерева, а родителей,
бабушек  дедушек – корнями. Сколько уровней
корней (поколений семьи) может нарисовать каждый
из присутствующих? Нужно написать мена тех
родственников, которых  учащиеся вспомнят.В
ходе обсуждения упражнения делается вывод,
почему семья  – это наши корни. Оказывается,
это именно она дает нам поддержку  уверенность
в том, что мы кому-то нужны.

2. Анкета «Моя семья» (Приложение
9
)

Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы
анкеты.

3. Упражнение «Копилка семейных
трудностей»

Психолог предлагает обсудить вопрос:
каковы наиболее распространенные трудности в
отношениях подростков и родителей? По
результатам обсуждения составляется «Копилка
семейных трудностей», которая фиксируется на
доске. Желательно, чтобы трудности
формулировались детально: «непонимание» со
стороны родителей может оказаться и запретами
смотреть телевизор до ночи, и отсутствием  у
родителей времени поговорить о делах.

4. Упражнение «Советы»

Учащимся предлагается подготовить советы
родителям по преодолению жизненных трудностей
их детьми. Учащимся раздаются листочки бумаги.
Учащиеся эти листочки не подписывают. На каждом
листочке – один совет. Все листочки собираются в
корзину, перемешиваются. Психолог вытягивает
советы, зачитывает учащимся.

5. Обсуждение упражнения

6. Упражнение «Фразы»

Учащимся предлагается порассуждать над
некоторыми фразами ве­ликих людей.

  • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет,
    то потребует много жертв. (П. Буаст.)
  • Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего
    детства. (Эбнер-Эшенбах.)
  • Бранью достигается лишь одна треть, любовью и
    уступками – все. (Жан Поль.)

Вопрос: Могут ли такие отношения,
которые заключены в словах великих людей,
привести к жизненным затруднениям?

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Я горжусь»

Психолог просит учащихся закрыть глаза и
представить большой лист бумаги, на котором
красивыми большими  буквам написано: «Я
горжусь тем, что в моей семье…». После того как
участники внимательно рассмотрят красивые
буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать
это предложение, а затем рассказать, что удалось
дописать.

2. Ритуал прощания

Занятие 8. До свидания!

Цель: обсуждение эффективности работы
группы.

I. Ритуал приветствия

II. Основная часть

1. Упражнение «Новогодняя елка»

Все участник должны выстроить из самой группы
«Новогоднюю елку»: кто-то будет стволом, кто-то
ветками, кто-то игрушками. Главное, чтобы все
участвовали в постройке и каждый был
удовлетворен своим местом. После того как елка
будет построена, психолог «замораживает»
картинку. В этот момент можно сфотографировать
группу.

2. Обсуждение упражнения. Какие
чувства испытывали при выполнении упражнения?
Как распределялись роли? Все ли участники
довольны доставшимися ролям?

3. Упражнение «Чемодан»

Один из участников – Отъезжающий выходит из
комнаты, другие начинают «собирать ему 
чемодан» в дорогу: пишут список положительных
качеств, которые группа особенно ценит в этом
человеке, то, что поможет ему в преодолении
трудностей, которые могут встретиться ему на
жизненном пути. Но Отъезжающему обязательно
напоминают, что будет мешать ему в дороге. Затем
Отъезжающему зачитывается вест список.
Процедура повторяется до тех пор, пока все
участники не получат по «чемодану».

4. Обсуждение упражнения

Понравилось ли содержимое «чемоданов»
отъезжающим? Что еще вам хотелось бы взять в
дорогу?

5. Упражнение «Мое будущее» .Психолог
предлагает учащимся закончить предложения:

– Мое будущее видится мне… – Я жду… – Я хочу…
– Я думаю… – Я планирую…– Мне хочется достичь
успеха…– Для этого необходимо…– Главная
сложность, с которой я столкнусь…
– Преодолеть препятствия мне поможет…

6. Упражнение «Коллаж»

Подросткам предлагается вспомнить и  на
листе ватмана изобразить наиболее интересные 
яркие события.

III. Заключительная часть

1.  Рефлексия (Приложение
10
)

Психолог. Пришло время подвести
итоги наших встреч…

Учащиеся сидят по кругу и по очереди продолжают
предложенные фразы.

2. Взаимные благодарности. Учащимся
дается задание выразить свою благодарность друг
другу: «Я тебе благодарен за…»

3. Ритуал прощания

Список литературы:

1. Амбросьева Н.Н. Классный час с
психологом: сказкотерапия для школьников. М.:
Глобус, 2008.
2.  Вачков И.В. Психология тренинговой
работы. М.: Эксмо, 2007.
3. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры,
тренинги 5-11 классы. Волгоград: Корифей, 2010.
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и
коммуникативной мотивации учащихся или учимся
жить в современном мире. М.: ВАКО, 2004.
5. Королева Злата. «Говорящий» рисунок, 100
графических тестов. Екатеринбург: У – фактория,
2005.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор
профессии. М.: Генезис, 2005
7. Родионов В.А. Я и все-все-все.
Ярославль,:Академия развития,2002.
8. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя
вести…М.: Аркти, 2007.

Сценарий мероприятия на тему:

«Права, обязанности и ответственность подростков».

Цель: Формирование правовой грамотности воспитанников. Формировать умение по соблюдению и выполнению прав, обязанностей и ответственности за свои поступки.

Задачи:

  1. Знакомить с основными правами, обязанностями и видами несовершеннолетних посредством игры;

  2. Воспитывать толерантное отношение к окружающим;

  3. Уметь применять знание прав и обязанностей на практике.

  4. Помочь несовершеннолетним осознать, что нет прав без обязанностей, обязанностей без прав.

  5. Закрепить знания о правах, обязанностях, ответственности.

  6. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Оборудование: Плакат с расшифровкой аббревиатур «права», «обязанности». «ответственность»; Всеобщая декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, ручки, листы с заданиями, буклеты с правами и обязанностями, ситуации виды наказаний.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент

Добрый день!

Я рада видеть всех вас в этом зале. Я прошу вас разделиться на две команды, для этого выберите из этой коробки жетон. Выбравшие, красный жетон располагайтесь за первым столом, синий за вторым.

2.Сообщение темы занятия.

Сегодня наша встреча посвящена теме «Права, обязанности и ответственности несовершеннолетних». Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

Наше занятие мне хотелось бы начать строками стихотворения 10-летнего мальчика из г. Старый Оскол Давыдова Димы:

«Право выбора»

В нашем мире существует множество слов.

Есть свобода и совесть, права и любовь,

Есть желанья и чувства, надежды, мечты,

За которыми можем мы долго идти.

Есть дела, за которые благодарят,

Есть поступки, которые душу щемят.

Есть дороги по всем направленьям судьбы

Лишь тебе выбирать, по какой пойдёшь ты!

Только помни всегда! Заучи наизусть-

«Мир открыт для добра и искренних чувств».

  1. Работа по теме.

— Что такое Право?

Права – это правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.

Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

— Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимое для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права?

Конечно — же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся с вами. Это родители, классные руководители, воспитатели, психолог, социальный педагог. Но о детях так же заботятся общественные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является организация объединенных наций (ООН).

10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека (показ документа). Всеобщая декларация прав человека полезный и нужный документ, но в ней говорится о людях, ни слова о детях. А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, заботе и защите. Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (показ документа).

Конвенция – это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботится а вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

 Какие права ребенка вызнаете?

Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

      В Конвенции 54 статьи, с некоторыми из них мы сейчас познакомимся, которые вы должны знать.

  • Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 возраста

( статья 1).

  • Право на жизнь (статья 6).

  • Право на имя при рождении (статья 7), эти сведения записываются в специальном документе, который называется свидетельство о рождении. В этом документе записывают дату и год вашего рождения, где вы родились и кто ваши родители. А когда вам исполняется 14 лет, вы получаете другой документ.

— Как он называется?

  • Право на медицинскую помощь.

  • Право на образование (статья 28), поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

  • Право на отдых и досуг (статья 31), к сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются только во благо своих интересов, не считаются с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому- то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться правами только тогда, когда не нарушаете права других. Вы обязаны уважать права других людей.

  • Право на индивидуальность.

  • Право свободно выражать свое мнение (статья13), ребенок может высказать вслух все, что думает. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.

  • Право на специальную охрану и защиту.

  • Право на заботу и воспитание родителями.

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

  • Право на защиту от эксплуатации (статья 32), когда вас просят вынести мусор, это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание. Дети с 14-16 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 4 часа в день; с 16-18 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 6 часов в день с согласия родителей или законных представителей.

  1. Работа по сюжету сказки.

Сейчас я предлагаю вам определить какие права главного героя сказки нарушены.

  1. Команда сказка «Буратино»;

  2. Команда сказка «Дюймовочка»;

Сейчас я вам предлагаю угадать сказочного персонажа, который нарушил права сказочных героев.

  1. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.

  1. Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.

  1. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев.

  1. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.

  1. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.

  1. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

  1. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.

  1. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду.

  1. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.

  1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

Скажите, пожалуйста, если вдруг кто-то нарушил ваши права, куда вы обратитесь?

Вы можете обратиться к родителям, психологу, администрации школы социальному педагогу. Молодцы ребята, вы все хорошо знаете свои права. Но еще нужно помнить о том, что человек имеет и обязанности.

5. Второй слово в нашей теме это обязанности.

— Что такое обязанности?

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Вспомним высказывание известного политического деятеля К. Маркса

«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

— Ребята, а какие обязанности есть у вас?

Главный закон нашей страны называется Конституцией Российской Федерации, вот в ней-то об обязанностях и написано. Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в конституцию РФ.

— соблюдать законы

— охранять природу

— защищать отечество

— заботится о родителях

— получить образование

Каждый из вас кроме прав имеет и обязанности, и с каждым годом, по мере вашего взросления их становится все больше и больше.

— Где могут быть записаны обязанности учеников? (показ Устав школы), так вот в уставе записаны

Обязанности школьника:

— добросовестно учиться, не пропускать занятия без уважительных причин

— беречь школьное имущество

— уважать учеников и работников школы

— выполнять устав школы

— выполнять правила внутреннего распорядка

        Главная ваша обязанность хорошо учиться, уважать права других людей. Помните золотое правило «Никогда не делай другим того, чего не пожелал бы себе» эти слова принадлежат древнему философу-мыслителю Китая Конфуцию.

        Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями. Какая обязанность вытекает из данных прав. Я зачитываю право, а вы по очереди называете обязанность.

  • Право на образование – каждый обязан учиться.

  • Уважение личного достоинства и защита своих прав – уважать достоинства других людей и их права.

  • На свободу выражения своих мыслей – уважать и прислушиваться к мнению других.

  • На заботу и уважение со стороны родителей – заботиться и уважать своих и чужих родителей.

  • На свои интересы и увлечения – уважать других за их увлечения.

  • Гордиться своей культурой и религией —  уважать культуру и религию других.

  • Право на ошибку – учиться избегать ошибок.

  • На чистую окружающую среду – не загрязнять окружающую среду.

  • Жить без насилия – не применять насилия к другим.

-Чем отличаются права и обязанности ?

Права нужно знать, а обязанности выполнять.

Сейчас каждая команда получит перечень прав и обязанностей, разделите их на две части.

Распредели в два столбика права и обязанности школьника:

  1. Получение бесплатного общего образования (Право)

  2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

  3. Соблюдение Устава школы (Обязанность)

  4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

  5. Уважение человеческого достоинства (Право)

  6. Добросовестно учиться (Обязанность)

  7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

  8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

  9. Выбор формы образования (Право)

  10. Носить школьную форму (Обязанность)

  11. Посещать мероприятия в школе (Право)

12. Не пропускать занятия без уважительных причин

    • Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности

    • вести себя корректно на переменах и уроках

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.

6. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности за совершенные поступки.

— Что такое ответственность?

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

— Ребята, какие виды ответственности вы знаете?

1.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Административная ответственность – наказание за действия, запрещенные административным кодексом. Наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители)

Перечень нарушений:

  • жестокое обращение с животными

  • повреждение транспортных средств

  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах

  • нарушение правил дорожного движения

  • нарушение устава школы

  • мелкое хулиганство

Уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.

— Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

4. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

С 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение следующих преступлений:

— убийство

— умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

— похищение человека

— изнасилование

-кража, грабеж

— вымогательство

-терроризм

— заведомо ложное сообщение

-вандализм

-приведение в негодность транспортных средств

Виды наказаний назначаемым несовершеннолетним:

  • штраф;

  • лишение права заниматься определенной деятельностью;

  • обязательные работы;

  • исправительные работы;

  • ограничения свободы;

  • лишение свободы на определенный срок.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются в суде и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Задания для команд. 

1 Разбор ситуации:

1. Группа подростков сильно избили своего одноклассника, который написал про них в контакте не правду.

2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

Наше мероприятие подошло к концу. Я хочу пожелать вам, чтобы никто не нарушал ваши права, и вы тоже, не нарушали права других.

Чтобы вы знали и выполняли свои обязанности. И чтобы вы совершали поступки, за которые вас только благодарили.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий разговор на равных
  • Сценарий развлечения ярмарка народных промыслов
  • Сценарий развлечения юные пожарные
  • Сценарий развлечения эколята дошколята
  • Сценарий развлечения шоу талантов лучше всех