Сценарий развлечения ярмарка народных промыслов

Итоговое мероприятие в рамках ознакомления детей с истоками народной культуры.

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

 № 684 «Берегиня» Московского района г. Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА ДОСУГА

«ЯРМАРКА НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ»

                                                                                     СОСТАВИТЕЛЬ:          

                                                                                 Воспитатель 1 кв. категории

                                                                                 Быстрова Наталья Юрьевна

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать представление детей о народных промыслах, продолжить знакомить с русскими народными обычаями и традициями.

ЗАДАЧИ: воспитывать интерес к русской народной культуре;

  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, творческое воображение;
  • Воспитывать уважение к народному творчеству;
  • Закреплять понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;
  • Совершенствовать умение двигаться под музыку, выполнять танцевальные движения, развивать чувство ритма, музыкальный слух.

                   ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Рассматривание изделий, иллюстраций, презентаций о мастерах гжельской, городецкой, хохломской, дымковской росписи, павлопосадских платках;
  • Беседы, пословицы, стихи, работа в раскрасках;
  • Роспись разделочной доски по мотивам «хохломской» росписи;
  • Роспись городецкого панно;
  • Роспись гжельской тарелки;
  • Слушание народных песен;
  • Знакомство с русскими народными играми.

       Материал к ярмарке:

Изделия «Хохлома».

Изделия с городецкой росписью.

Дымковские игрушки.

Павлопосадские платки.

Изделия гжельских мастеров.

Столы и зал оформляются в народном стиле.

Самовар, сушки, баранки.

Костюмы в стиле «Хохлома», «Гжель», «Дымка», «Городец», русского народа для детей и взрослых.

   Входят дети: мастера павловопасадские (остальные за занавесом) в зал к дому-избе. Их встречает хозяйка.

— Здравствуй, хозяюшка! (кланяются).

Ведущий:

 — Здравствуйте, ребятушки! Куда путь держите?

Ведущий: Да, слыхали мы, что в здешних местах Ярмарка собирается. Хотим себя показать, да товары разные поглядеть.

Хозяюшка:  — Как хорошо! Я тоже туда собираюсь. Вот и ниток напряла для платков. Поедемте вместе, дорога веселее будет.

Ведущий: — Седлайте лошадок своих, мальчишки! Да едем на ярмарку.

Взрослые берут дугу.

Мальчишка въезжают в танце.

Встречает скоморох!!!

Скоморох:    Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ!

На ярмарке ремёсел

                       Мы вас о многом спросим.

Ведущий:    Приходи, честной народ!

Разевай пошире рот.

Хозяюшка:  Приехали! Приехали!

С платками, да с орехами.

С платками, да с орехами,

С плюшками, с ватрушками,

С дружками, да с подружками!

                      (Дети садятся к столу с павлопосадскими платками)

Скоморох: зовём сегодня всех гостей

Из разных волостей.

Ведущий:   Мы ярмарку начинаем,

И ворота отворяем!

     https://yt3.ggpht.com/a-/AAuE7mBh56Btss_5sXsUzFTv3aveQrqdCOLpUklznw=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no      Остальные дети по очереди группами «въезжают» танцами н ярмарку и садятся у своих столов.

Скоморох:  — Эй, вы гости – господа,

Из какого вы села?

Дети:  -Хохлома

Хозяюшка: — А, вы сестрицы и братцы

                        Из какой вы слободы?

Дети:  — Дымка!

Ведущий: Где ж такой чудной район

Сине-белый голубой?

Дети: — Гжель!

Скоморох:  — Посмотрите – ка, друзья!

Вот ребята из…

Дети:  — Городца!

Ведущий:  —  А вы откуда пожаловали?

(обращаясь к Хозяюшке и детям с платками).

Хозяюшка:  Мы приехали, друзья,

Из небольшого городка

Там нитки прядут,

Да платочки ткут.

А город Павловский Посад зовут.

Скоморох: Ой, народ! Народ!

Становитесь в хоровод!

Пора ярмарку начинать!

Будем петь и танцевать,

Да товары представлять!

https://yt3.ggpht.com/a-/AAuE7mBh56Btss_5sXsUzFTv3aveQrqdCOLpUklznw=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no Общий весёлый танец. Садятся на места.

Путешествие по ремёслам.

Скоморох:  Эй, честные господа

К нам пожалуйте сюда!

Ведущий: Подходите к столику с Хохломой.

Тары – бары! Тары – бары!

Это ж чьи ж будут товары?

Дети в костюмах «Хохлома».

  1. Ну, а это, братцы, мы!

Наш товар из Хохломы!

Посуда и игрушки,                              

Свистульки и зверушки.

  1. Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди                            

Называют Хохломой.  

  1. Написали мы узоры

Как пером жар – птицы

Знают, ценят Хохлому                        

Даже за границей.

  1. Деревянная, резная,

      Расписная Хохлома!                            

      Удивительной посудой –

      Вот чем славится она!

Ведущий:  (подходит к столу с Дымковской игрушкой).

Ах, чуть жива от восхищенья!

Чудо всем на удивленье.

Расписные медвежата,

Барыни, коньки, утята,

Расписные даже хрюшки –

Дети хором: Царство дымковской игрушки!

Скоморох: Ваш выход, гости знатные из села Дымково!

Дмитрий Анатольевич (отец Арины):

Дымковскую игрушку делают в селе Дымково. Лепят её из глины и разрисовывают разноцветными кружочками, клеточками, полосками и получается разноцветный орнамент.

Дети (Арина, Мирослава, Петя, Максим) и Дмитрий Анатольевич (балалайка)  исполняют частушки:

Вот игрушки знатные,

Складные да ладные.

Они повсюду славятся,

Они и вам понравятся.  

Посмотри, как хороша

Эта девица душа.

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд.

У них ручки крендельком,

Щёчки словно яблок

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Хозяюшка:  Ай – да купцы – молодцы!

Хороши товары вы для ярмарки приготовили!

Скоморох: ну, а какая же ярмарка без игр?

Ведущий: Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй!

Русская народная игра «Плетень»

Хозяюшка: Ай, да молодцы, у нас ребята!

Дружно играют!

Скоморох: Ах (подходит к столу с Гжелью), братцы! Чьи же это товары?

Ведущий: Вот чудо то, мы, словно в синюю сказку попали!

Выходят Гжельские мастера (Олеся, Серёжа, Алёна, Ваня):

Синяя сказка глазам загляденье                          

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель.

Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда!      

На товары поглядите и

Чего – нибудь купите!

Все изделия из Гжели                                              

Фон имеют только белый.

А на нём лишь синий цвет.

А других здесь красок нет.

Не товар, а сущий клад,                                          

Разбирайте нарасхват!

Давай подходи

И других приводи!

Ведущий:  Ой, ребята – молодцы.

Скоморох:  пойдём – ка дальше по базару,

Посмотрим – ка ещё товару!

Подходит к Городским мастерам.

Хозяюшка: а вот мастера

Из города Городца…

Наши доски расписные                                              

Посмотри – ка вот какие.

Всем хотим вам показать

И подробно описать.

По розанам и купавкам                                            

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан

До чего красивый он.

Коль на досочке девица                                            

Иль удалый молодец!

Чудо конь и чудо птица,

Это значит Городец!

Ведущий: в Городце всегда любили сказки, да песни, поэтому и изделия городецких мастеров такие яркие, да сказочные.

Скоморох: Эй, публика любезная,

Хлопай веселей!

Мы песенкой про ярмарку

Порадуем гостей.

Песня про ярмарку

(пока дети поют – сходить за медведем).

Ведущий: расступись, народ честной

Идёт медведюшка со мной!

Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

(Медведь кланяется детям).

Скоморох: — Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девочки в детский сад собираются?

(Медведь причёсывается, вертится).

— А какие в нашей группе мальчики?

(Медведь дерётся, рычит).

—  Как Ваня проспал, в сад опоздал?
(Медведь спит, вскакивает, бежит).

— А как Дуняша пляшет?

(Медведь выставляет ногу).

— Да не ты Дуняша, что раньше была, а теперешняя)!

(Медведь крутит задом).

-Молодец! А теперь поклонись да под музыку пройдись!

Ведущий: ну, что, шалунишки, девчонки и мальчишки! Вы ещё не устали? Тогда ещё поиграем?

Игра «Карусель»

Медведь держит карусель.

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели…

Скоморох: Ты, Топтыгин, попляши

И всем людям покажи,

Как старушки пляшут

Да платочком машут.

(Медведь танцует с платочком).

Взять павловопосадский платок.

Ведущий: Не зря медведушка заинтересовался платочком. Посмотрите какая красота у этих мастеров.

Выход мастеров г. Павловский Посад.

(Федя, Саша, Дима, Елисей).

Платки и платочки                    

Для мамы и дочки!

Подходи! Налетай!

Покупай! Покупай!

Мама Тани:  Обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. На Руси давнюю историю. В старину все женщины носили платки. Большие, маленькие, шерстяные, шёлковые, простые и нарядные – русский платок издавна связан с национальным нарядом. Их носили и царица и крестьянка. Он хранил тепло, дарил здоровье и хорошее настроение.

Платок как был – так и остался,                

Он ничего не испугался!

В гардеробе любой дома есть,

Хоть маленький платок –

Он и вправду наш дружок!

Подходите, примеряйте                                

Наши яркие платки!

Время даром не теряйте!

Доставайте кошельки!

Появляется лиса (грустная)

Инсценировка «Лиса на ярмарке»

Ведущая:

Где ты, Лисонька, ходила?

Что на ярмарке купила?

Лиса:

Ах, иду я из Торжка

Присмотрела Петушка,

      Голосистый и красивый,

      Жаль, что денег не хватило!

      Ведущая:  так идешь ты без покупки?

     Лиса:

      Голодаю третьи сутки!

      На прилавках рыбка, мясо.

      Да развешаны колбасы.

      Мне б кусочек колбасы,

      Нету денег у лисы! (трёт глаза).

      Ведущая:

      Не горюй, Лисица, зря-то

      Мы хоть тоже не богаты,

      Но поделимся с тобой.

      Лиса:

      Сжальтесь, люди, надо мною! (Берёт угощенье у ведущего, кладёт в  корзину)

       Там ещё сыры видала,

        Только денег было мало.

         Ведущая:

         Вот тебе кусочек масла.

         Лиса: мои детки просят мяса!

         Ведущая: Вот подарочки лисятам.

         Жаль, что я не так богата.

         Ведущая: Хватит, Лисонька, просить

         Лиса: Ох, как хочется попить!

         Ведущая: Вот тебе воды глоток. (Держит кружку).

         Лиса:

          От воды какой мне прок?

          Мне бы кружку молока!

          Кружка-то невелика.

          Ведущая:

          Хоть подарков нам не жалко,

          Но ты – просто попрошайка!

          Лиса:

          Что вы, что вы, я шучу.

          За гостинцы оплачу.

          Я станцую для ребят

          И пойду кормить лисят.

          Общий танец с Лисой «Комаринская» (папа Андрея, аккордеон).

          Ведущая:

          Тары – бары! Тары – бары!

          Все распроданы товары  

          Скоморох:

           Нашей ярмарке конец,

           Кто был весел – молодец!!!

           Хозяюшка: выносит самовар.

           Тары – бары! Растабары!

           Выпьем чай из самовара.

           С сухарями, с кренделями,

           С бубликами вкусными,

           С сушками, ватрушками.

           С пирогами вкусными.

           Ведущая:

           Ярмарка закрывается.

           И танцем завершается.

           Танец «Русский самовар»

           Уезжаем пить чай!!!

           Взять дугу!!!

«Ярмарка народных промыслов»

Автор: Шаповалова О.А., старший воспитатель,

МБДОУ «Колосок» с.Покровское

Методическая разработка «Ярмарка народных промыслов» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами — Закон Российской Федерации «Об образовании», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, определенных умений. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа на современном этапе является предметом пристального внимания педагогов и воспитателей ДОУ.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Любовь к родному краю, знание его истории — основа духовной культуры всего общества.

Методическая разработка предполагает развитие познавательного интереса дошкольников, направленного на изучение культуры, истории и традиций своего народа; формирование культурных ценностей и ценностных ориентаций; формирование положительной этнической идентичности; формирование личности.

Тематическое направление — приобщение к культурному наследию

Тема воспитательного мероприятия — «Ярмарка народных промыслов».

Актуальность.Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами, и передачами, у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства. Развивая и обогащая мир ребенка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства наши дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия – старший дошкольный возраст.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) – в Законе об образовании РФ говорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Следовательно, развитие познавательного интереса к изучению народной культуры ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель:создать условия для формирования представления о русском народном творчестве.

Задачи:

Обучающие:

— продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымковская игрушка, Городец, Хохлома, Гжель, Матрёшка и т.д.

— активировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Городец»;

— учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

— вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих доски.

2. Развивающие:

— развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

— способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

— развивать мелкую моторику рук, координацию движений, речедвигательную активность.

3. Воспитывающие:

— воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

— продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству;

— приобщать детей к истокам русской культуры.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия

— формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;

— наличие у детей представлений о народном художественном творчестве и умения различать изделия разных народных промыслов;

— приобретение детьми практических умений по работе с различными материалами;

— развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.

6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбораразвлечение, посвященное знакомству с русскими народными промыслами, с играми, забавами, песнями.

7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов – педагогическая игровая технология; словесные, наглядные, практические, игровые методы.

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

В музыкальном зале столы расставлены полукругом. На столах выставлены предметы народных промыслов: Матрёшки, Дымка, Гжель, Хохлома, Городец.

Музыкальное сопровождение.

 Атрибуты для проведения игр.

Канцелярские принадлежности для творческих работ детей

9.Описание подготовки воспитательного мероприятия

Предварительная работа:

Рассматривание изделий, иллюстраций, презентаций о мастерах гжельской, городецкой, хохломской, дымковской росписи;

Беседы, пословицы, стихи, работа в раскрасках;

Роспись разделочной доски по мотивам «хохломской» росписи; городецкого панно; гжельской тарелки;

Слушание народных песен;

Знакомство с русскими народными играми.

Работа с родителями:

Консультация для родителей:

«Приобщение детей к народным традициям»;

««Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами»;

Мастер класс для родителей и детей «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Ведущий:Добро пожаловать, гости дорогие.

Давно я вас жду поджидаю,

Праздника без вас не начинаю.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Большая, великая наша страна – много городов, деревень и сел в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Почти каждый уголок России имеет собственный вид декоративно-прикладного искусства и огромное количество мастеров-умельцев.

Ребята, приглашаю Вас совершить путешествие по торговым рядам ярмарки — Мастерским народных умельцев.

1 мастерская «Дымковская игрушка»

Мастерица:

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки!

А вот какие игрушки отгадайте?

— Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте-ка друзья!

Дети: Дымковская игрушка.

Мастерица:Откуда пришла эта игрушка? Вы знаете?

Дети: А мы сейчас расскажем! (дети читают стихи)

1 ребенок: Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

2 ребенок: У дороги ели спят в инее седом

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок

Словно в дымке всё кругом.

3 ребенок: И село родное люди

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

4 ребенок: Всё игрушки не простые,

А волшебно- расписные

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

5 ребенок: Простой казалось бы, узор.

А отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право!

Ведущий: Ой ребята, посмотрите, что же здесь у нас лежит в коробочке, да это же наши дымковские игрушки! (Нечаянно роняет и высыпает картинки-осколки). Разбились нечаянно! Ребята, удружите и игрушки из осколков вы сложите.

Мастерица:Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные:

Веселы и ярки славные подарки.

А я дудочку возьму

Деток в пляску поведу.

Хоровод со свистульками и трещотками

Ведущий:

Не будем время терять,

Давайте праздник продолжать!!!

Любезный народ! Пришел черед.

Мастеров вам представлять,

Мастера и мастерицы,

Добры молодцы, девицы

Уменье свое покажите

Товар свой расхвалите!

2 мастерская «Золотая Хохлома»

Мастерица:

Посуда моя не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Дети: Золотая Хохлома!

Мастерица:

Расписная красота-

Золотая Хохлома!

Что вы знаете о ней?

Расскажите нам скорей

Легенда о хохломе:

1 ребёнок:

На Волгу в давние века

Пришел мужик издалека.

Он был веселый молодец,

Великий мастер и творец.

Он дом построил, начал жить,

Из липы стал он мастерить

Посуду, мебель и кадушки,

Детишкам всякие игрушки.

2 ребёнок:

Однажды, чуть заря зардела,

К нему жар – птица прилетела.

Он птицу кашей накормил,

Душистым медом угостил.

И в благодарность за добро

Она дала ему перо.

«Взмахни ты им над всей посудой,

И для тебя свершиться чудо».

Сказала так и улетела.

Мужик же принялся за дело.

Махнул жар – птицыным пером,

И засияло все кругом.

3 ребёнок:

А мастер будто — бы прозрел,

Он понял вдруг, чего хотел.

Потом встряхнулся, удивился:

«Какой мне чудный сон приснился»

И вот друзьям на удивленье

Он расписал свои творенья.

Народ от быстрого ума

Назвал ту роспись: «Хохлома».

4 ребёнок:

На черный фон, как ночь густая,

Ложилась краска золотая,

А сочных ягод красный цвет

Похож на утренний рассвет.

Вот кружевной листок калины,

Алеют кисточки рябины,

Вот здесь петух, а там цветы –

Все небывалой красоты.

Здесь ветки нежно изогнулись,

К траве – муравушке пригнулись.

И птица жар над всем сияет,

Все ярким светом озаряет.

5 ребёнок:

Талант свой мастер не скрывал,

Его он детям передал,

А дети внуков научили,

А те соседям раздарили.

О хохломе молва пошла,

И слава та до нас дошла

Как зачарованный стою,

На роспись дивную смотрю.

Ведущий:

Наш русский народ умеет не только расписывать посуду, но и играть на ложках.

Игра на ложках (музыкальный номер)

Мастерица:

Предлагаю, вам, свой ум и ловкость показать

И в игру со мной сыграть.

Игра «Возьми ложку»

Дети встают в 2 колонны. Впереди стоит водящий, в руках ложка. Звучит музыка, двое крайних детейиз колонн бегут и берут у водящего ложку – кто первый.

3 мастерская «Русская Матрешка»

Мастерица:

Есть задание для вас:

Вы загадку отгадайте,

Третью мастерскую узнаете!

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Ну, подумайте немножко,

Куклу ту зовут….

Дети:Матрешка

Ребенок: Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!

Мастерица:

Давайте сядем-посидим,

На матрешек поглядим.

Частушки(музыкальное сопровождение)

Мальчики:

Эх, платочек расписной,
Красные сапожки,
Топни ножкой, да другой,
Попляши матрёшка!

В хоровод вставай, Матрёшка,
Полюбуйтесь – красота!
Заиграют дружно ложки:
Тра-та-та, да тра-та-та!

Беленьким платком взмахни,
Покружись немножко,
Словно в вальсе: раз, два, три!
Потанцуй Матрёшка!

Девочки:

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь –

Вам за нами не успеть!

Девочки исполняют танец «Матрешки»

Мастерица:

Засиделись вы, ребята!

Для всеобщего веселья побежим на карусели!

Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй

Звучит музыка «Карусель».

Ведущий (с каруселью в руках):

Шутки, прибаутки, веселье

Приглашаю кататься на карусели!

Закрутили, завертели колесо у карусели

Становитесь в круг скорее,

Всем нам ехать веселее!

Игра: «Карусель»

Весело, весело, всем нам ехать весело!

Дети: Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите

Раз-два, раз-два –

Вот и кончилась игра.

Ведущий: Мы отправимся в следующую мастерскую, а дорогу нам подскажут волшебные слова:
Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста — взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем…

Дети: Гжель
Ведущий: Да, нас ждет хозяйка росписи — Гжель.

Чем же она прославлялась?

Ребенок: В Гжели из белой глины делают посуду.

И расписывают ее синей и голубой краской.

Больше такую посуду не делают нигде в мире.

Ведущий:

Чтобы ум и логику свои показать,

Нужно загадки мои отгадать.
1. Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я … (Фарфор)

2. На столе, накрытом к чаю,

Испуская важно пар,

Среди блюдечек и чашек

Самый главный… (самовар)

3. К завтраку все чашки, блюдца

Вместе утром соберутся.

К чаю вовсе не случайно

Есть сервиз, какой же? (Чайный)

4. Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Голубенькая… (Чашка)

5. Ароматный чай душистый

Заварить в нем можно быстро.

Он с рисунком на боку,

С круглой крышкой наверху,

С носиком как закорючка

И с фарфоровою ручкой. (Заварочный чайник)

6. Я хочу предостеречь!

Чтобы губы не обжечь,

К чаю подаются

Ложечки и … (блюдца)

7. Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако это не река.

Зовут её… (тарелка)

8. Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром крученная,

В печи обожженная,

От кувшина – низка Глиняная … (Миска)

Ведущий:

Пришло время поиграть,

Быстроту и ловкость свою показать.

Игра «Матушка Гжель»

Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

Ведущий:

Что я вижу! Что за диво?

Сколько радости вокруг,

Правда, дети, тут красиво,

Аж захватывает дух.

Мастерица:

Ой вы, гости дорогие,

У нас доски расписные,

Собирали их, старались.

Показать вам собирались.

Мы с улыбкой на лице

Расскажем вам о Городце!

Ребенок 1: Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

Ребенок 2: Тут и блюда расписные

Что известны в целом мире

Поставцы и сундучки

Коромысла с ведрами,

Ребенок 3: Доски яркие, цветные

И солонки расписные.

Я всегда, признаться рада

Съездить в город Городец

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

Ребенок 4: Розы, травки и купавы

Вырастают из-под рук

Взглянешь – и полюбишь сразу

И изделия, и краски

Словно взятые из сказки.

Ведущий:

Пришло время поиграть,

Быстроту и смекалку свою показать.

Игра «Найди Городецкую роспись»

Дети строятся в 2 команды. На двух столиках лежат плоскостные силуэты Городецкой и Дымковской росписи. По команде ведущего первые дети берут Городецкий силуэт и несут его к своему мольберту и расставляют. Затем возвращаются назад, передавая эстафету следующему ребенку. Чья команда быстрее перенесет силуэты и не допустит ошибок, та и победила.

Ведущая: Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас творческое задание. Мы сейчас представим себя мастерами и попробуем создать свой Городецкий волшебный узор. Хотите стать художниками и изготовить разделочную доску с элементами городецкой росписи.

Разделочная доска «Весёлый Городец»(аппликация с элементами рисования).Вырезаем заготовку разделочной доски из тонированной бумаги желтого цвета.

Цветочныеэлементывырезаем из цветной бумаги.

Располагаем цветы на разделочной бумаге.

А теперь приклеиваем. 

Рисуем черной гуашью с помощью ватной палочки носики нашим цветам.

Теперь перейдем к следующему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью кисточки.

Ведущий:

Все ребята молодцы потрудились от души.

Красно солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Мы друг другу на прощанье

Скажем дружно: «До свиданья!»

Песня “Русский сувенир” /Слова и музыка Э. Чуриловой/

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к народным мастерам!

В начальной школе очень важно уделять внимание
учащихся к истории народных промыслов –
творческому труду народов России, к предметам
декоративно-прикладного искусства, которые
известны не только в России, но и во всём мире

Представленная методическая разработка
(праздник-ярмарка) решает круг задач, связанных с
развитием творческих способностей и
коммуникативных навыков, развитием
эмоциональной среды личности и формированием
нравственных мировоззренческих позиций и,
конечно же, формированием творчески активной
личности ребенка.

 Цели:

— создание представления о характерных
особенностях народных промыслов Хохлома,
Дымково, Гжель, а также таких изделий, как русская
матрешка, павлопосадский платок;

— развитие восприятия, воображения, чувства
красоты, гармонии, национального самосознания,
творческих способностей;

— формирование интереса к истории и культуре
нашей страны.

Сценарий праздника

Звучит фонограмма. Дети хороводом проходят в
зал.

На сцену выходят ведущие.

Ведущий 1.

Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!

Ведущий 2.

Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав,
Он стоит из года в год-
Наша гордость и оплот.

Ведущий 3.

И любыми временами
За кремлевскими стенами,
Русь, спасая от невзгод,
Жил великий наш народ.

Ведущий 2.

Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, не скуки,
Мастера там на все руки:
Шить, варить и рисовать,
Чисто петь и танцевать!

Ведущий 3.

Ремесел очень много
На земле на русской есть.
И всех ремесел нам не счесть!

Ведущий 1.

Велика Россия наша,
И талантлив нам народ.
Об искусниках-умельцах,
На весь мир молва идет.

Ведущий 2.

В давни-давни времена
Совсем не так жила страна,
Не было и “Денди”,
“Сего” и “Лего” — тоже,
И игрушки делали,
Кто какие может.
А создавши свой товар,
Выезжали на базар.

Ведущий 3.

Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары.

Продавец 1.

Продаются самовары.

Продавец 2.

Продаются вилы, санки.

Продавец 3.

И конфеты и баранки.

Скоморох 1.

Здесь на ярмарке игрушки,
Куклы, ложки, погремушки.
Есть и красные флажки,
Расписные сундучки.

Скоморох 2.

Матрешки! Платочки!
Веночки! Цветочки!

Ведущий 1.

И со всех концов земли
Все на ярмарку спешили!

Скоморох 1.

На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь штучки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

Ведущий 2.

Недалеко от Москвы —
В Павловском Посаде
Видны чудные цветы
В каждом палисаде.
Неприметный городок
Вскоре стал известным,
Расписной платочек стал
Достояние местным.

Продавец 1.

Словно на поляне сказок,
На платке — гирлянды роз,
Георгины и ромашки,
Незабудок целый воз.

Продавец 2.

Не страшны цветам морозы,
Не тускнеет красок цвет,
И платочек будет ценен,
Несомненно, много лет!

Скоморох 2

Эй, народ честной,
У возов не стой.
Молод ты аль стар,
Выбирай товар.

Купец.

За семью морями был,
Земли все исколесил…
Лишь платочек из Посада
Всей душою полюбил.

Продавец 2.

Хороши платочки, да?
Такой товар за “так” не отдам!
Распотешьте народ!
Становись в хоровод!

Девочки исполняют хоровод с платочками “Во
поле береза стояла!”.

Ведущий 1.

Лишь у Троицкой у лавры
Есть особые ряды,
На которых чудо есть,
Что не может глаз отвесть.

Продавец 3..

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных, —
Все в одной большой живут,
Их матрешками зовут.

Продавец 4.

Подходи честной народ!
Здесь матрешек хоровод.
Из Полховского Майдана,
Словно дочери султана.

Продавец 3.

Загородские красавицы
Тоже всем понравятся,
И калининские
Тоже миленькие.

Продавец 4.

У семеновских матрешек
Наряд яркий и хороший.
Выбрать лучшую нельзя
Разбегаются глаза.

Скоморох 1.

Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.

Выходят матрешки и поют частушки.

Матрешка 1.

Ой, спасибо тебе, мастер,
Руки золотые!
Получились мы на славу
Яркие такие!

Матрешка 2.

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для меньшой — темница.

Матрешка 3.

На щеках заря играет,
А в руках петух кричит,
И кому глазок мигает,
Уж никто не различит!

Матрешка 4.

Деревянные сестрички,
От большой до невелички,
Изнутри мы все пусты,
Кроме младшенькой сестры.

Матрешка 5.

Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички,
Кто пойдет плясать да петь,
Вам за нами не успеть!

Матрешка 6.

Наши руки-крендельки,
Щечки — будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!

Матрешка 7.

Мы матрешки, мы кругляшки,
Нам похлопайте в ладошки,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!

Купец.

Расскажите-ка, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки,
Да и сказки не простой,
Снежно-бело-голубой?
Где живут мастера?

Продавец 5.

Да что вы, в самом деле?
В Гжели!
Гжель — поселок есть такой
Под Москвой,
Дома с наличниками
И резьбой.

Купец.

Кто придумал это слово,
Это слово немудрено?

Продавец 1.

Жгелью раньше гжель звалась,
Это чудо синею
На блюдечке раскинуто.
Раз мазок, два мазок,
Завиток и точки…
Расцветут на белой глине,
Синее цветочки.

Продавец 2.

Мы, умельцы гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною
У каждого спроси!

Купец.

Верь ты мне или не верь,
Но всех краше роспись Гжель.
Чашки, чайники и блюдца —
Вся посуда просто чудо.

Скоморох.

Солнце по небу плывет,
Всех девиц плясать зовет.

Выходят девочки и танцуют танец “Гжель”.

Купец.

Что случилось? Бело вокруг,
Лишь голубые цветы встали в круг.
Синь морская с рекою белой —
Как подобрано умело!

Девочка 1.

Все мы любим синий цвет,
Потому что краше нет.

Девочка 2.

Небо гжельское такое —
Лучезарно-голубое.

Девочка 3.

В речке синяя водица —
Так и хочется напиться.

Девочка 4.

Ну, а только лето будет —
Голубица там и тут.
Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут.

Девочки танцуют танец.

Ведущий 1.

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягкий падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дыме всё кругом,
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.

Продавец 3.

Все игрушки — не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Ведущий 2.

И пошла о дымке слава —
Заслужили это право!
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.

Купец.

Чем знаменито Дымково?

Продавец 4.

Игрушкою своей.
В нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
Т капельки росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Продавец 5.

Она глядит не прянично —
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте охра с суриком
Чтоб всем светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою,
Без всякого следа,
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!

Продавец 6.

Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
На санях — Емеля,
Вот собачка Бимка.
Только все игрушки
Называют “дымка”.

Продавец 7.

Есть игрушки расписные,
Складные да ладные,
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Эй, ребята, все сюда,
Будет все как никогда!
Детские подарки
Красивы и ярки.
Ребятам продам за пяток,
А девчатам отдам и так!

Скоморох 1.

Подходи, покупай!
Разбирай, не зевай!

Скоморох 2.

Эй, ребята удалые!
И девчата озорные
Почему вы хмурые?
Мы забыли вас позвать?
Выходите танцевать.

Девочки танцуют танец.

Ведущий 1.

То ли солнцем облита, то ль сверкает сама —
Далеко заметна золотая хохлома.
Самоцветные краски, вязь узоров тонка —
Продолжений сказки, что слагалась века.

Ведущий 2.

И в беде, и в ненастье красотою полна,
Добрым людям на счастье создается она.
Вместе с этой посудой входит радость в дома.
Рукотворное чудо – золотая хохлома!

Скоморох 1.

Подходи, детвора, —
Зазывает хохлома!

Девочка.

Ну а это, друзья, мы.
Наш товар — из Хохломы:
Посуда и игрушки,
Свистульки и игрушки.

Скоморох 2.

Ложкари играть начнут —
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари!

Скоморох 1.

Веселей играй, гармошка,
Спойте песню от души.
Русияновцы — ребята.
До чего же хороши.

Мальчики танцуют с хохломскими ложками.

Скоморох 2.

И народ очень рад —
Все товары нарасхват!
Те, что очень хороши,
Покупают для души.
А игрушки, что конфетки —
То-то будет радость деткам!

Скоморох 1.

На нашей ярмарке подарки —
Заграничным не чета.
Всё в них есть:
И красота,
И история страны —
Нашей русской старины!

Скоморох 2.

Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших продавцов работа.

Ведущий 1.

Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Ведущий 2.

Вот — самовар медный.
Сам дымком дымит,
Сам чайком поит.

Все вместе.

За столы всех приглашаем,
Русским чаем угощаем!

Цель:

закрепить знания у ребят об изобразительном, декоративноприкладном

искусствах.

развивать речь, мышление, память, внимание.

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия

произведений профессионального и народного изобразительного искусства;

нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу,

Родине, уважения к её традициям, многонациональной культуре.

Оборудование:

презентация

выставка предметов декоративноприкладного искусства: дымковская

игрушка, разделочные доски расписанные городецкой росписью, посуда

гжельских мастеров, поднос и ложки расписанные хохломскими мастерами

выставка детских работ

собранный детьми материал, представленный в виде видеофильма,

книжкираскладушки, стенгазеты.

Ход мероприятия:

I. Введение.

Ведущий:

Полюбить Россию можно тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой

русской природы, сквозь душу пропустить трагическую и героическую

историю русского народа, удивишься красоте творениям простого русского

народа. Для того, чтобы полюбить, нужно все это видеть и знать.

(слайд 2)

Сегодня мы приглашаем всех гостей на нашу ярмарку народных промыслов.

Это заключительный праздник нашей большой работе по данной теме.

Ведущий:

Здравствуйте, гости званные и желанные!

Люди старые и молодые, женатые и холостые,

Милости просим на наш праздник!

Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки!

Ребятамолодцы, весёлые удальцы!

Почтенные и молодые, полные и худые –

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

(слайд3)

Видите, какие яркие красочные лотки на нашей ярмарке? К нам съехались

умельцы со всей России, приехали людей посмотреть и себя показать,

представить свой “товар лицом

Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с Городецкой

росписи.

Городец

Ведущий:

На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал

его еще в 12 веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий развлечения юные пожарные
  • Сценарий развлечения эколята дошколята
  • Сценарий развлечения шоу талантов лучше всех
  • Сценарий развлечения хэллоуин
  • Сценарий развлечения холодное сердце