Сценарий рекламы это

Подробный гайд о том, как написать и создать сценарий рекламного ролика, а также примеры удачных реклам.

PRESIUM BLOG

Разрабатываем сценарий рекламного ролика

Подробный гайд по созданию продающего видео

иллюстрация камера хлопушка

Думаете, что секрет успешных рекламных видео зависит от фееричных спецэффектов, известных селебрити в кадре или съемки на крутую камеру? Ошибаетесь, ведь для создания эффективного продающего видеоролика важно только одно – сильный и продуманный сценарий.

В этой инструкции мы пошагово опишем процесс разработки сценария для рекламного ролика и покажем, как написать всего три строчки, которые принесут миллионы.

Помните мужчину с упаковкой стирального порошка, который грозился прийти к вам? А караван праздничных грузовиков Coca-Cola, уже более 20 лет знаменующих приход Нового года? Читатели постарше должны еще припомнить тетю Асю, с приездом которой белье становилось белоснежным.

грузовик coca cola

Все это – примеры лучших рекламных роликов, которые принесли компаниям внушительный доход и лояльность миллионов потребителей. Если не верите, то взгляните на это изображение:

Зачем нужен сценарий

Спорим, вы тоже начали напевать «Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит»? :)

Да, видеореклама была, есть и будет одним из самых эффективных инструментов маркетинга. Но мало кто осознает, что результативность подобных рекламных кампаний зависит не столько от технического исполнения, сколько от качественного сценария.

Хороший сценарий – это основа любой рекламы, и чтобы написать его, придется приложить немало усилий и времени. По правде говоря, создавать сценарий для рекламного видеоролика намного сложнее, чем для короткометражки или полноценного художественного фильма. Ведь тут кроме писательского таланта потребуются еще глубокие познания в маркетинге, изучение целевой аудитории и в целом понимание покупательской психологии.

Когда мы готовили этот материал, то нашли в интернете массу статей на тему «Как написать сценарий рекламы», но, к сожалению, ни одна из них не была полезной. Все пишут про драматургию ролика, про яркие образы и креативность. Безусловно, это очень хорошо, но никто не упоминает, что рекламный сценарий – это всегда про деньги.

Именно рост продаж является конечной целью любой рекламной компании. Поэтому если вы хотите создать действительно продающий сценарий видеоролика, то вам придется «зарыться» в маркетинг и рассматривать текст не с точки зрения писателя, а со стороны бизнеса. И наша инструкция как раз поможет вам это сделать.

Шаг 1. Подготовка и анализ

Для начала определите, о чем будет ваш рекламный ролик? Вы рекламируете отдельный продукт, линейку товаров или компанию в целом? От этого будет зависеть вся дальнейшая работа над сценарием.

Что рекламируем?

Компании используют данный формат для разных целей. Например, при помощи видеорекламы можно познакомить потребителей с новым продуктом, повысить охват и узнаваемость бренда или же стимулировать продажи.

Какая цель рекламы?

Критически важный пункт. Без подробного анализа целевой аудитории невозможно написать сценарий «на миллион» и снять эффективный ролик. Выясните, кому будет адресована реклама: домохозяйкам, бизнесменам средних лет или пожилым людям? Далее определите, какую проблему ЦА решает рекламируемый продукт?

Кто целевая аудитория?

Также советуем обратить внимание на то, что иногда покупателями и потребителями могут быть совершенно разные сегменты аудитории. Например, потребителями косметики для бритья бороды являются мужчины, но покупают их обычно женщины.

Обязательно уточните у заказчика или руководителя, где будет размещаться рекламный ролик, для которого вы пишете сценарий. Его покажут на ТВ, добавят на главную страницу корпоративного сайта или используют в таргетированной рекламе в социальных сетях? Если последнее, то в каких именно?

Какой формат?

Например, если вас попросили написать сценарий рекламного видео для TikTok или stories в Instagram, то его длительность не должна превышать 15 секунд.

Еще один важный фактор, который также следует учитывать при подготовке сценария. Если общий бюджет на съемки ролика составляет не больше 1000 рублей, то идею с привлечением Ольги Бузовой придется отложить. Шутка, конечно, но финансовая сторона вопроса во многом определяет концепцию и сценарий рекламы.

Какой бюджет?

В результате у вас должен появиться список с базовой информацией, которая ляжет в основу сценария на следующих этапах работы. Выглядеть он будет примерно так:

Шаг 2. Разработка концепции

Проведя первичный анализ и подготовку, вы можете приступить непосредственно к креативной части работы над сценарием – разработке концепции. Условно весь процесс можно поделить на 3 этапа.

Давайте подробнее пройдемся по каждому из них.

Концепция – довольно размытое понятие, которое включает в себя множество различных аспектов. Если говорить коротко, то концепция – это то, каким будет ваш ролик, что вы хотите донести зрителю. Это своеобразная точка зрения, взгляд, позиция, которая определяет общее настроение и тональность рекламы.

Креативная концепция

Например, будете ли вы использовать юмор, или ваша видеореклама должна быть серьезной и солидной? Будет ли ваш ролик мини-фильмом или же это анимационное видео? Повествование от первого или третьего лица?

Сформировав концепцию сценария, вам будет гораздо проще работать над образами и персонажами, писать текст и искать референсы.

Если вы определились с креативной концепцией, то теперь пришло время найти соответствующие ей референсы. Рекомендуем использовать несколько источников для поиска вдохновляющего видеоконтента:

Изучение референсов

Специализированные платформы (YouTube, Vimeo и т.д.)

Видеостоки (Shutterstock, Depositphotos и т.д.)

Социальные сети (Instagram, Facebook, TikTok и т.д.)

Во-первых, вы сможете найти что-то похожее и близкое по смыслу вашей концепции и оценить, насколько хорошо выглядит ваша идея на практике. А, возможно, анализ референсов даже вдохновит вас на новую и более интересную идею.

Чем это полезно:

Во-вторых, вы сможете проанализировать, что до вас уже делали конкуренты и увидеть, что у них получилось хорошо, а что – плохо. Так вы обезопасите себя от возможных ошибок и создадите действительно уникальный видеоролик.

Объективно оценить свою идею бывает крайне сложно, поэтому тут вам на помощь придут коллеги, друзья, руководитель или заказчик.

Мозговой штурм

Презентуйте им концепцию сценария вместе с подборкой референсов и посмотрите на их реакцию. Что им понравилось, а что вызвало негатив. В ходе мозгового штурма с командой вы сможете найти самый подходящий вариант для будущего рекламного сценария и сразу же забраковать провальные идеи.

В результате командной работы у вас должна появиться утвержденная креативная концепция сценария рекламного ролика.

Теперь, когда у вас на руках есть все необходимое, вы можете приступить к самой творческой (и, пожалуй, сложной) части – написанию сценария!

Оставьте заявку на съёмку видео и анимационный ролик в PRESIUM

Шаг 3. Написание сценария

Сразу предупредим: если вы ждете каких-то «волшебных» шаблонов или 100% эффективной «формулы» рекламного сценария, то их не будет. И не из-за того, что мы жадничаем, а просто потому, что невозможно создать универсальный шаблон. Слишком много факторов влияют на итоговый результат ролика: рекламируемый продукт, задачи компании, сегмент ЦА, бюджет и прочее.

К сожалению, мы не сможем предоставить вам готовый сценарий рекламного видео. Но мы с удовольствием поделимся полезными практическими советами, которые помогут вам самостоятельно его написать.

Структура сценария – это тезисное изложение вашего сюжета. Не расписывайте подробности, реплики персонажей, декорации и прочие детали. Все это не требуется на данном этапе. Главное, чтобы структура отражала общий ход событий вашей истории.

Формируем структуру

Тут же подумайте, каких персонажей вы хотите ввести в сюжет. Кто они, какой у них характер, настроение? Как они говорят и одеваются? Кстати, не обязательно, чтобы это были люди. В мировой рекламной практике есть масса отличных примеров, когда главными персонажами рекламы становятся животные, предметы или даже какие-то абстрактные явления. Выбор за вами. Но учтите, что зрителей гораздо больше «зацепит» та реклама, с персонажами которой они могут себя ассоциировать.

После того, как у вас появилась структура и общее понимание ключевых персонажей, подготовьте краткий синопсис сценария. Он должен содержать опорные и фундаментальные точки, которые управляют повествованием и указывают на ключевые моменты истории. Также проверьте, чтобы не нарушалась последовательность событий, отсутствовали «дыры» в сюжете и логические нестыковки.

Работая над сценарием рекламного ролика, будьте готовы исписать немало «бумаги». Поверьте, мы знаем, о чем говорим. Ведь с первого раза мало кому удается написать идеальный сценарий. Это нормально, если у вас будет по 10-20 различных вариантов текста.

Написание текста

Конечно, каждый сценарист выбирает комфортный для себя способ работы с текстом, но мы рекомендуем вам придерживаться простой схемы поэтапного написания сценария.

1. Первый драфт. Тут вам нужно за один раз написать сценарий целиком, ничего не редактируя и не сокращая. Просто излагайте поток сознания без остановки. Абстрагируйтесь от «внутреннего критика» и пишите сценарий таким, каким вы его видите. Не обращайте внимания на опечатки, повторы, лишние слова и несовершенство стилистики. Все это вы будете исправлять позже.

Когда написали, закройте Word и сделайте паузу.

2. Пауза. На данном этапе вам нужно забыть о вашем сценарии и хорошенько «проветрить» голову. Если сложно это сделать, то переключитесь на какую-то другую задачу. Например, погуляйте с собакой, приготовьте ужин, свяжите крючком шарф. Сколько времени уделить отдыху, решайте сами: 2 часа, 2 дня или 2 недели (если такая возможность, конечно же, есть).

3. Редактирование. И только теперь можете вернуться к вашему черновому сценарию и начать работу над ошибками. Отредактировали? Покажите коллегам и узнайте их мнение.

Второй и третий этап повторяйте по кругу до тех пор, пока готовый сценарий полностью вас не устроит.

Вот несколько советов, которые помогут вам в работе над текстом рекламного видеоролика:

Никогда не удаляйте предыдущие версии текста, так как они могут пригодиться. Каждый новый вариант сценария пишите в новом документе, чтобы у вас была возможность вернуться на пару шагов назад и при необходимости взять какие-то фрагменты.

Первые 2-5 секунд рекламного ролика самые важные, так как они влияют на то, будет ли зритель смотреть видео дальше. Учтите это в вашем сценарии, добавив в самое начало что-то яркое, нестандартное и интригующее. То, что зацепит человека и заставит его ощутить ценность вашего ролика.

Не расслабляйтесь и держите ритм на протяжении всего сюжета. Если зрителя привлекло яркое начало, а после 10 секунды ролик становится «пресным» и скучным, то его перестанут смотреть.

Обязательно проверьте с секундомером, вложились ли вы в хронометраж. Мысленно пройдитесь по всему сценарию, прокрутите в голове все события и проговорите вслух все диалоги. Выдерживайте все необходимые паузы и интонации.

Пишите коротко. Если можете сократить, сокращайте, так как любое слово, предлог или междометие занимает драгоценное время, которое в случае с рекламными роликами всегда строго лимитировано.

Когда ваш текст полностью готов, пришло время правильно его оформить. Сегодня используют 2 основных вида оформления сценариев:

текст сценария печатной машинки

Формат рекламного сценария

Классический кинематографический формат

Рекламный формат гораздо проще и понятнее. Весь сценарий делится на 2 колонки: описание действия в кадре и реплики персонажей. Иногда могут присутствовать столбцы с указанием длительности кадра, раскадровками или с какими-то важными комментариями сценариста.

В киношном варианте форматирования сценарий очень похож на пьесу: есть блоки с действиями, диалогами, ремарками.

Мы в Presium верим, что у вас обязательно все получится, и очень надеемся, что наш гайд поможет вам создать гениальный сценарий для вашего рекламного ролика. А если вам нужны полезные советы по разработке презентационного видео о компании, то обязательно почитайте эту статью.

1. DollarShaveClub.com – Our Blades Are F***ing Great

В заключение поделимся примерами креативной рекламы для вдохновения

2. Old Spice – Твой конь всегда едет вперед

3. Реклама грузовиков Volvo со знаменитым трюком Жан-Клода Ван Дамма

4. IKEA – дедушка и стул

5. Liberty Mutual Insurance – Люди

6. Turkish Airlines – Месси и Коби

7. Kaspersky Security – «Смертельная» реклама

8. PANDORA – Женская месть

9. Яндекс – Коляска по лучшей цене

10. Mercedes – Прости, смерть!

Раз в неделю пишем вам о новостях в мире визуальных коммуникаций и рассказываем об обновлениях в блоге. Никакой рекламы

Студия, где создаются визуальные коммуникации, облегчающие работу сотрудников и повышающие эффективность бизнеса

Из чего состоит сценарий рекламного ролика? Герои рекламного ролика: продукт и его потребитель. В чём сюжетные особенности рекламы? Как написать текст для сценария рекламы? Виды и успешные примеры рекламных роликов.

  • Структура сценария

  • Персонажи рекламного ролика

    • Промо-герой

    • Потребитель

  • Особенности построения сюжета

    • Хронометраж

    • Сюжетные линии

  • Текст в ролике

  • Основные виды рекламных видеороликов

  • Примеры хороших рекламных видеороликов

Ежедневно человек видит около трёх тысяч рекламных сообщений, но запомнить способен не больше десяти. 

Реклама — это такой же информационный продукт как фильм или сериал, но она направлено на то, чтобы через любые виды связи привлечь внимание зрителя к товару или услуге. 

Люди любят хорошие истории со времён начала цивилизации. Происшествия на охоте, байки из военных походов, истории про дальние страны от моряков в отпуске — всё это способно было удерживать людей у костра, камина или в питейных заведениях часами. Поэтому увлекательная история более чем подходит для крепкой зацепки внимания и продвижения продукта. 

Запоминающаяся история — то, что делает похожими фильмы, сериалы, рекламы, видео в тик-ток и YouTube. Про искусство сторителлинга мы уже писали в одном из прошлых материалов. Он пригодится при разработке идеи и сценария рекламы. Также он уже содержит интересные примеры сторителлинга. 

Но сегодня мы остановимся на том, как написать сценарий для рекламного ролика. 

Структура сценария

Как и любое произведение, рекламный ролик имеет классическую трёхчастную структуру с началом, серединой и концовкой. Детальнее она может выглядеть так:

  • экспозиция — некий статус-кво ваших героев, их прежняя жизнь;
  • завязка — возникновение проблемы, служащей началом событий;
  • развитие событий — действия героев по решению возникшей проблемы;  
  • кульминация — напряжённый момент, сменяемый ярким разрешением проблемы;
  • развязка или пэкшот — завершение линии главного героя. 

Пэкшот — важная часть развязки и практически одна пятая хронометража рекламы. Это изображение товара или продуктовой линейки одновременно с произнесением ёмкого слогана. Не забывайте, что весь сюжет направлен именно на эффектный финальный пэкшот. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы слоган был логичен и вытекал из решения проблемы, появившейся в начале.

Более того даже в самый небольшой ролик могут поместиться дополнительные поворотные пункты. Например, после завязки и перед кульминацией. Поворотный пункт — это событие, усугубляющее проблему героя или меняющее правила игры. В любом случае поворотный пункт должен преломить повествование и быть неожиданным.

Найдите свой творческий подход и играйте со структурой. Начните повествование сразу же с интригующей завязки либо с флэшфорварда, чтобы подключить внимание зрителя и держать его до конца. 

Флэшфорвард — это техника повествования, когда основное линейное действие прерывается, и показываются события, которые будут в будущем. Например, в кадре испорченный праздник: битая посуда, ёлка на полу, гирлянда и мишура подпалены, скатерть тоже обгорела. Затем начинается основное действие, и мы узнаем, что всё началось с того, герой ролика купил бенгальский огонь не у нашего производителя.

Персонажи рекламного ролика

Яркий герой — основа любой хорошей истории. Каждый появляющийся в кадре персонаж обязан иметь свои уникальные характеристики и привлекать внимание проработанностью.

Промо-герой

Промо-герой ролика должен быть связан с рекламируемым товаров или услугой на уровне ДНК. Промо-герой подключает зрителя к товару и как следствие помогает продать его. Соответственно чем он ярче и чем больше эмоций вызывает, тем дольше хочется смотреть рекламу и купить товар. В рекламных роликах встречаются как положительные герои, так и антигерои.

Запоминающемся антигероем можно смело назвать тётку Мокроту в ролике про средство от кашля. Зелёная, комично полноватая дама в розовой блузке и шляпке имеет злобные планы на ваше горло. Конечно, такого врага надо срочно побеждать только рекламируемым лекарством.

Милые животные, тоже умело привлекают к себе внимание. К примеру, бренд популярных батареек и их розовый улыбающийся зайчик или заяц-звезда знаменитых сухих шоколадных завтраков.

Также смелым решением было сделать корову фиолетовой, и теперь она ассоциируется с популярным шоколадом и отличает его на полках от других плиток.

Существует маленькая рекламная фишка относительно промо-героя: нельзя оживлять сам товар или упаковку. Не очень хочется кушать то, что буквально полчаса назад дружелюбню разговаривало с экранов телевизора. Хотя, как и у любого творческого правила, у этого тоже есть исключения —  две большие говорящие конфеты: желтая и красная, уже несколько десятилетий существуют на экране.

Потребитель

Есть в ролике и герой, который использует продукцию. Создайте его на основе черт целевой аудитории товара или услуги. Кто он? Кем работает? Сколько ему лет? Какие у него цели или мечты? Неудивительно, что рекламы майонезов активно используют образ семьи, а колбасные производители умело применяют образ отца.

Персонаж, противоположный собирательному образу вашей аудитории, тоже может сработать. Можно показать, как товар, ориентированный на российскую семью, изменил жизнь холостяка. Всё зависит от вашего продукта и представлений о его потребителе.

Особенности построения сюжета

Любая история, как бы она того не хотела, содержит классические законы драматургии. Но индустрия и запросы заказчика накладывают свои требования к рекламным роликам.

Хронометраж

Сценарий для рекламного ролика сюжетно мало чем отличается от других проектов, содержащих историю. Важно то, что по длительности ролик должен быть небольшим, в несколько секунд, реже больше тридцати секунд. А события в нём должны развиваться стремительнее и без лишних подробностей. 

Как показать, что ваш герой собирает мебель? Достаточно поставить в кадр коробку с частями шкафа, затем снять как герой что-то вкручивает или заколачивает. А следующий кадр — герой любуется готовым шкафом. На этот видеоряд может уйти не более трёх секунд.

Но существуют ролики, красиво нарушающие это правило. Компания “Apple” за десятилетия смогла создать мощный бренд, названия которого достаточно для установления высоких для рынка цен и получения сверхдоходов. Один их рекламный ролик демонстрирует, как мужчина только что купил новый телефон, принёс его домой и распаковывает. Каждый момент распаковки показан детально. Мужчина снимает крышку, вдыхает запах новой коробки в предвкушении, тянет за язычок, чтобы достать телефон, и даже снимает плёнку. 

В этом случае цель у рекламы была именно в том, чтобы передать ощущения от покупки новой техники. Но все равно стоит обратить внимание, что лишних сцен, например, как герой заходит в квартиру, запирает дверь, разувается, моет руки после улицы и тому подобных, не было. Нам с первых секунд понятно, что он только что пришёл и сразу взялся за распаковку.

Сюжетные линии

Сюжетных линий может быть больше одной. Главное, чтобы все они работали на вашу основную идею и цель рекламы. 

Например, персонажи рекламы живут в разных часовых поясах. Параллельно можно показать, как отец собирается на тяжёлую работу ранним утром в одном регионе, а его маленькая дочка собирается ко сну в этот же момент дома в другом регионе. Но перед этим они созваниваются с помощью рекламируемой программы или электроники. 

Одна из новых реклам Сбербанка рассказывает о том, какими были потребности людей в разные временные эпохи и как они удовлетворены сейчас. В кадре развивается сразу несколько сюжетных линий героев в разные эпохи. Более того, линия из 1841 года находит своё завершение в XXI веке. То есть создатели дополнительно применили кольцевую композицию, закончив тем, чем начали.

Текст в ролике

Текст для закадрового голоса или диалогов в ролике — это ответственный момент. Его не должно быть слишком много или мало. Он должен быть информативен и понятен, но при этом легко восприниматься теми зрителями, которые не смотрят на экран. 

Текст сценария для рекламного ролика обычно состоит из следующих элементов:

  • заголовок — он должен заставить зрители посмотреть на экран телевизора или компьютера;
  • подзаголовок — подводит зрители к сюжету;
  • основной рекламный текст — здесь нужно рассказать о преимуществах товара или услуги, его уникальности и отличиях от других подобных продуктов, а также о том, как он решит проблемы потребителя;
  • слоган — призыв к потребителю о том, что ему нужно делать: покупать, оформлять, звонить и так далее;
  • эхо-фраза — повтор призыва или главных характеристик товара.   

К слову рекламные ролики требуют более гибкого подхода, чем фильм или сериал в связи с небольшим хронометражём и различными требованиями заказчика. Поэтому какие-то ролики могут начаться со слогана, какие-то вообще ограничиться только им, третьи — не иметь никакого текста, а только музыку или звуки. 

Нельзя забывать, что реклама эволюционирует ещё и потому, что меняются и способы её трансляции, плюс повышается конкуренция. И если вам нужно для запоминаемости нарушить правила написания текста для ролика — нарушайте.

Основные виды рекламных  видеороликов

Не просто так каждый день нам на глаза и слух попадается тысячи реклам. Все они для чего-то созданы и хотят донести только определённую информацию. При создании сценария критически важно учитывать для чего создаётся ролик, и как он будет производиться.

По цели применения

Во-первых, самая распространённая реклама направлена на то, чтобы продавать, и рассказывает о том, что мы получим, если купим товар. Такой вид обычно называют коммерческим. Рекламный ролик такого типа может рассказывать про недавно вышедший товар или про существующий товар, но с обновлёнными характеристиками. 

Во-вторых, компаниям-производителям важно поддерживать свой имидж и транслировать миссию предприятия в массы. Рекламные ролики с таким содержанием получили название имиджевые. В них нет фокуса на товар или услугу, так как идея ролика в том, чтобы напомнить целевой аудитории компании о своём существовании. Посыл может быть примерно такой: мы всегда рядом с вами, даже когда вы не видите, или благодарим наших покупателей за то, что выбрали нас. 

Немаловажно для организации рассказать и о своей культуре. К примеру, в современном мире остро стоит экологический вопрос в разных аспектах: и выбросы, и переработка отходов, и глобальное потепление. Для повышения своей репутации предприятие может рассказать, какой вклад она вносит в решение проблемы ежедневно: производит упаковку из переработанных материалов, прикладывает к соку быстро разлагаемые трубочки или устанавливает фильтры на заводские трубы. 

В-третьих, реклама не всегда обязана продавать товар или услугу. Государство, некоммерческие фонды, ассоциации и другие общественные объединения часто имеют запрос на создание социальной рекламы с целью привлечь внимание к важной проблеме.

По способу производства

Цель ролика, бюджет, целевая аудитория, характеристики товара — эти и другие факторы влияют на сценарий, выбор формата рекламы и способов её трансляции. От этого же зависит и производство. В этом материале мы обсуждаем только видео-ролики. По способу их производства различают постановочные и анимированные ролики.

Постановочные ролики

Для постановочного ролика нужно всё то же, что и для съёмок фильма: сценарий, режиссёр, команда, грим, костюмы, декорации, актёры, музыкальное решение и порой внушительный бюджет.

Анимированные ролики

Принято считать, что создание анимационной рекламы экономичнее. Но хороший аниматор способен воплотить в жизнь любую идею заказчика. Хорошо то, что кроме качественного технического задания, интересного сценария, проработанной раскадровки и достойного гонорара, скорее всего мало что потребуется.

Примеры хороших рекламных  видеороликов

Как уже не раз упоминалось выше: запоминающаяся реклама — успешная реклама. Нет времени на долгие экспозиции и виды озёр — надо цепляться за эмоции зрителя. 

Это утверждение смело применяется в рекламе сервиса для поиска жилья “Циан”.

Своей абсурдностью и западающими на весь день мелодиями может похвастаться реклама маркетплейса “Ozon”, например, про руки-загребуки. 

А вот и пример ролика с эмоциональной историей, да ещё и под актуальную дату — Новый год. “ИКЕА” славится своим маркетингом и отлично умеет обратиться к эмоциям аудитории. В рекламе ниже мы видим мальчика, подозрительно усердно готовящимся к новогодней ночи. Зритель с нетерпением ждёт, к чему это приведет. Выясняется, что мальчик так активно помогает родителям поставить ёлку, накрыть на стол и даже вымыть квартиру, так как отмечает Новый год не с ними, а со своими друзьями. Но своим усердием он дарит родителям внимание и показывает свою самостоятельность. В итоге получается следующий посыл: чтобы стать ближе, нужно иногда отдалиться. 

К слову, про рекламируемые сезонные товары не сказано ни слова, они только показаны как средство, способное подарить эмоции.

В качестве вывода стоит повторить две главные основы — успешный сценарий для рекламного ролика обязан быть запоминающимся и иметь хорошую эмоциональную историю. Как сценарист этого добъётся: обратиться к классическим драматургическим законам или даст волю воображению, не так важно в современном маркетинге.

Увеличение количества новых клиентов, повышение узнаваемости бренда, привлечение внимания к вашим товарам и услугам – это лишь некоторые преимущества, которые даст вам качественный рекламный ролик.

Именно поэтому стоит уделить достаточно времени и сил созданию сценария. Хороший сценарий поможет вам заложить прочный фундамент для успешного воплощения замысла. Более того, законы драматургии, которые обычно используются для создания киносценариев, можно и нужно применять и в области видеомаркетинга.

В этой статье я рассмотрю основные этапы работы над сценарием креативного рекламного ролика – начиная от поиска идеи и заканчивая записью «чистовой» версии.

Подготовка

Хронометраж у рекламных роликов обычно совсем небольшой: от 10 до 35 секунд, особенно если речь идет о рекламе для телевидения. Казалось бы, что в этом сложного – сел и написал пару страничек, правда?

Нет. Львиную долю самых важных задач вы будете решать именно на стадии подготовки: прежде чем приступать к процессу написания, нужно определиться, о чем, зачем и для кого вы будете работать.

На этом этапе вам поможет несколько простых советов:

  1. Определите цель. Для чего вы будете работать, на что будет направлено действие готового продукта? Важно понимать, что просмотр вашей рекламы должен подействовать на потенциального клиента определенным образом. «Вау, хочу купить это!», «Ого, надо срочно заказать!», «Позвоню им завтра и узнаю, сколько это стоит!» – представьте себе конечный результат. Правильно сформулированная цель – это основа для выполнения всех последующих шагов.

Я не знаю, о чем писать: как выйти из контент-ступора?

Я не знаю, о чем писать: как выйти из контент-ступора?

  1. Ответьте себе на вопросы: кто ваша ЦА и чего она хочет? Если вы будете рекламировать детское питание, ваша целевая аудитория, скорее всего, будет состоять из родителей, преимущественно – из молодых мамочек. Если вы хотите написать сценарий для рекламы молодежной одежды, вашими потенциальными клиентами могут быть тинейджеры и студенты. Разрабатывая структуру ролика, вы будете ориентироваться именно на их интересы и приоритеты. Четкие представления о ЦА дадут вам возможность создать ролик, который будет близок и понятен ей.
  1. Поищите референсы. На стадии подготовки самое время ознакомиться с рекламой конкурентов: что уже было сказано на эту тему? Посмотрев несколько роликов, затрагивающих интересующую вас проблему, вы избежите повторов чужой мысли и поймете, как можно выделиться среди конкурентов.

А еще просмотр интересных рекламных видео станет отличным способом подстегнуть воображение: использование конкретного приема или особой «фишки» может стать отправной точкой для разработки концепции.

  1. Сформулируйте идею. Идея – это стержень будущего сценария и основная мысль, которую вы хотите донести до зрителя. Отталкиваясь от нее, вы сможете выбрать верное направление сюжета. «Мой товар самый классный», «Наши услуги помогут решить определенную проблему», «С этим товаром вы почувствуете себя крутым/модным/защищенным» – в утрированной форме идея видеорекламы может выглядеть именно так.

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа

Интересно и эффективно

Подробнее

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа

Работа над сюжетом

Итак, у вас есть классная идея и теперь вы знаете, зачем и для кого вы будете писать сценарий. Настало время собирать «скелет» вашей будущей истории:

  1. Придумайте героя. Создать персонажа помогут несколько вопросов: кто он, чем занимается, сколько ему лет, о чем он мечтает? Так как вы работаете именно над рекламой, а не над художественным фильмом, создать персонажа поможет собирательный образ представителя вашей целевой аудитории: например, героем ролика о вегетарианских продуктах может быть молодой инструктор по йоге.

Можно, однако, выбрать метод «от обратного»: например, сделать центральным персонажем рекламы молодежного бренда пожилую женщину и показать, как выбор этого продукта изменил ее жизнь. Такой путь более рискованный, зато смелый и оригинальный.

В любом случае, от героя зависит развитие сюжетной линии, ведь именно ему предстоит действовать в предложенных сценаристом обстоятельствах.

В этой рекламе Amstel мы знакомимся с героем через его окружение: мы слышим весь ролик об Алексе, но лишь в конце узнаем, кто же он такой.

Интрига может быть хорошим «крючком»: я, например, досмотрела рекламу до конца, чтобы наконец-то познакомиться с Алексом :)

Важно: не стоит ждать вдохновения и внезапного появления музы. Пишите здесь и сейчас: вдохновение появится в процессе. Как говорит Вики Кинг в книге «Как написать кино за 21 день», самый подходящий момент начать писать – когда вы думаете, что не знаете, о чем писать.

6. Найдите конфликт. Противостояние – это мощный двигатель, который задаст истории направление.

С чем будет бороться ваш герой? Может быть, он хочет приобрести недорогой и качественный холодильник, но не может найти идеальный вариант? Это внешний конфликт, который должен разрешиться в финале (разумеется, герой получит идеальное предложение, которое его устроит).

Или персонаж должен сделать важный выбор, но сомневается: поехать отдыхать в Турцию или в Таиланд? Это будет внутренний конфликт, который тоже разрешится при помощи рекламируемых услуг: «Все еще не можете определиться? Мы вам поможем!».

В контексте рекламы конфликт может быть выражен в виде проблемы, с которой вы поможете разобраться потенциальным клиентам.

Посмотрите на этот трогательный ролик от Milka: у героя ролика есть серьезный внутренний конфликт – борьба между вежливостью и желанием съесть шоколадку :)

7. Придерживайтесь трехактной структуры. Трехчастная форма предполагает наличие завязки и первого поворотного события в первом акте, развития и второго поворотного во втором акте, и кульминации с развязкой в заключительном акте.

Кажется, что в те же 25-30 секунд уложить сюжет с трехчастной структурой просто невозможно, однако это вполне реально. Мой любимый пример – это креативная реклама Mercedes-Benz.

Всего за 40 секунд разворачивается полноценная история: мужчина едет на автомобиле по заснеженному лесу (завязка), как вдруг внезапно в его машине оказывается сама Смерть (первое поворотное событие). Смерть намекает ошарашенному герою на его скорую гибель лаконичной фразой «Sorry» (развитие). Мужчина едва не становится жертвой несчастного случая, однако он успевает затормозить вовремя (второе поворотное событие), и Смерть остается ни с чем. Теперь уже герой иронично приносит мрачному жнецу свои извинения (кульминация). Почему ему удалось остаться невредимым? Конечно же, благодаря безопасному и крутому автомобилю (развязка)!

Важно: именно пэкшот – кадр с логотипом компании или самим продуктом и лозунгом бренда – наиболее часто становится развязкой рекламного ролика.

  1. Напишите синопсис. Теперь, когда вы выстроили сюжет, можно записать его в сжатой форме, без диалогов и лишних деталей. Пишите кратко и по существу, чтобы четко прослеживались основная мысль и сюжетная линия. Конечно, если ролик совсем небольшой, этот этап можно опустить и сразу приступить к записи черновика, но работа над синопсисом даст вам преимущество. Если в истории есть какие-то пробелы или «косяки», на этом этапе их будет проще отследить и исправить.
  1. Приступайте к записи чернового варианта. Пишите в той форме, которая вам наиболее удобна, корректуру и оформление оставьте для финальной стадии. Сейчас необходимо описать действие, которое зритель увидит в кадре, и прописать все диалоги (если они есть).

Важно: не указывайте в сценарии технические параметры: движение камеры, крупность плана и т. д., особенно если вы пишете сценарий на заказ, а не для себя. Вся техническая информация будет обсуждаться уже при непосредственной подготовке к съемкам при участии режиссера и оператора. Сейчас ваша задача – это написать историю так, чтобы она была логичной, увлекательной и понятной любому.

  1. Больше действия, меньше слов – используйте возможности визуального контента. Помните, что главная функция видеоконтента – показывать, а не рассказывать. Смело сокращайте диалоги, если они вообще необходимы. Полезные свойства продукта демонстрируйте через события – наблюдать за ними зрителю будет гораздо интереснее, чем слушать бесконечный закадровый голос, перечисляющий характеристики товара.

Посмотрите, как необычно и изобретательно показаны функции кабриолета Volvo C70 в этом милом ролике:

А ведь героини этой рекламы не произнесли ни слова!

Творческое ускорение: как научиться писать быстро и эффективно

Творческое ускорение: как научиться писать быстро и эффективно

Важно: прежде чем переходить к следующему шагу, выдержите паузу – отложите материал на несколько дней, отдохните от него. Взглянув на черновик свежим взглядом, вы поймете, нужны ли вам еще какие-то правки или можно приступать к финальному этапу.

Работа над «чистовиком»: выходим на финишную прямую

Теперь, когда основная часть работы позади, дело за малым: нужно провести корректуру и привести в порядок оформление, а также проверить хронометраж, особенно если вы должны уложиться в строгие рамки.

Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Освойте «американский» формат сценарной записи. Этот пункт не обязателен, тем более, у заказчика могут быть собственные требования к оформлению, но у «американки» есть неоспоримые достоинства.

Во-первых, информация будет четко разделена на блоки: место, время, действие и реплики (в том числе и закадровые). Во-вторых, в рамках «американского» формата у вас будет меньше возможности отойти от темы и начать «растекаться мыслью по древу». В-третьих, сценарий, записанный по «американским» стандартам гораздо легче и удобнее воспринимать.

Как отформатировать сценарий в соответствии с «американским» стандартом:

  • Шрифт Courier New, размер 12.
  • Курсив, выделение жирным и подчеркивание не используются.
  • В начале каждой сцены указывается ее номер, место действия (интерьер или натура, название объекта) и режим (утро/день/вечер/ночь).
  • Устанавливаем поля страницы: верхнее – 2,5 см, нижнее – 1,25 см, левое – 3,75 см, правое – 2,5 см.
  • Для строки с именем персонажа отступ слева – 6,75 см.
  • Для блока с репликами отступы слева и справа по 3,75 см.
  • В блоке с ремарками отступ слева – 5,5 см, справа – 4,5 см.

Как это выглядит на практике?

Как писать сценарии

Сравните: слева – сумбур и хаос, справа – структурированный материал

  1. Посчитайте хронометраж. Уложились ли вы во временные рамки?

Проверить, сколько времени будет идти ваш ролик, можно несколькими способами:

  • Возьмите секундомер. Засеките время и прочитайте сценарий вслух, проговаривая все реплики и представляя себе подробно и в деталях все действия. Можно даже пройти их, обозначая схематически: однажды коллега попросил меня посчитать хронометраж одной сложной сцены, и я ходила по комнате с секундомером, залезала в воображаемую лодку и гребла невидимыми веслами (да, со стороны этот процесс может выглядеть забавно). Этот способ пока еще остается самым проверенным.
  • Можно воспользоваться онлайн-ресурсом «Хрономер», однако я бы посоветовала прибегать к этому способу только в крайних случаях – когда сроки горят, и на полноценный просчет не хватает времени. Программа считает тайминг, основываясь на количестве слов в тексте – сами понимаете, что брать в расчет немые атмосферные кадры она не будет.
  • Сценарий, записанный в «американке», можно метрировать исходя из количества страниц: считается, что одна страница такого материала равняется приблизительно одной минуте экранного времени. Этот способ подходит для тех, кто рассчитывает сделать ролик с длительностью от одной минуты и более.

Заключение

В этой статье я привела пошаговую инструкцию по написанию сценария для рекламного ролика и описала основные этапы работы. Тестируйте, творите, фантазируйте! Искренне надеюсь, что материал был полезным и интересным ;)

А если не хочется тратить время на поиски идеи и муки творчества, мы можем полностью взять на себя производство вашей видеорекламы – от разработки замысла до монтажа и цветокоррекции.

В основе создания рекламного ролика лежит идея, которая способна заставить телезрителя запомнить и купить продукт. Но одной идеи для успешного рекламного ролика мало. Нужен сценарий, который учитывает психологию потребителя, законы нарратива и реалии рынка. Но начинающему рекламному сценаристу нужно сначала освоить сценарную технику.

Структура сценария

Рекламный ролик, как роман или рассказ, состоит из последовательных частей:

  1. Экспозиция — то, что было до начала событий.
  2. Завязка — событие, которое послужило началом сюжета.
  3. Развитие действия — основные события сюжета.
  4. Кульминация — напряженный, переломный момент сюжета.
  5. Развязка — заключительное событие, разрешение главного конфликта в произведении; рекламном сценарии — Pack Shot или «продуктовый» финал ролика.

В Pack Short мы видим ассортимент продукта, его название, слоган. Обычно Pack Short занимает 1/6 или 1/5 хронометража рекламного ролика и содержит основные продукты в линейке ассортимента. Удачный ход — когда слоган функционально завершает сюжет рекламного ролика. Например, в слогане содержится ответ на вопрос, заданный в начале или решение проблемы, которая двигала сюжет ролика.

Элементы структуры образуют единую повествовательную линию. В современной рекламе, как и в современной художественной литературе или кино, можно менять местами части. Например, кульминация иногда предшествует  завязке, когда  в самом начале ролика показывают произошедший факт и только потом — его предысторию. Или в ролике следом за завязкой следует мощная кульминация, которая усиливает эффект воздействия.

Выстраивайте сюжет так, чтобы его элементы образовывали плавную смысловую линию, удобную для понимания и запоминания.

Промо-герои

Промо-герой или рекламный персонаж олицетворяет товар. Например, мистер Проппер помогает по хозяйству, а веселый зеленый великан рекламирует горошек.

Промо-герой может советовать, веселить, учить, помогать, но при этом он прочно связан с продуктом. Надо помнить, что сам продукт, его упаковку желательно не «оживлять  то есть не заставлять потребителя покупать и использовать живое существо. Потребителю будет неприятно есть колбасу, которая недавно вещала с экрана телевизора .

Особенности построения сюжета

Сюжетных линий может быть несколько. Они могут идти параллельно. Например, отдельно — утро мужчины и утро женщины. Две сюжетные линии. Сцены сменяют друг друга. Она встает с постели, он чистит зубы, она надевает халат, он пьет кофе, она выходит за порог, и он покидает квартиру. Тут они встречают друг друга. В этот момент две сюжетные линии сошлись в одну.В сюжете важно учитывать хронологию событий

Монтируемые сцены должны содержать одинаковый промежуток времени. Например, женщина готовит еду: режет овощи, засыпает их в воду, добавляет приправы. Следующим должен быть план, который бы произошел в реальном времени через тот же промежуток времени. К примеру, тарелка готового супа на столе.

Чтобы показать, как человек вкрутил лампочку достаточно поставить актера на табуретку вкручивать лампочку, а затем пусть он же включает свет. Необязательно демонстрировать, как лампочку вынули из упаковки, залезли на стул и так далее. Избавляясь от «лишних» сцен, мы оставляем в сюжете ролика лишь важное и  значимое для зрителя и экономим дорогое рекламное время.

Текст в ролике

Главное правило текста в рекламном ролике —  зритель должен воспринимать и понимать текст, не заглядывая в экран. Это делают для тех, кто во время рекламной паузы моет посуду и делает другие вещи по хозяйству. 

Любой текст рекламного объявления состоит из элементов:

  1. Заголовок — привлекает внимание и заставляет зрителя взглянуть на экран.
  2. Подзаголовок— подготовит зрителя к сюжету рекламного ролика, даст вводное пояснение, усилит интерес.
  3. Основной рекламный текст — сообщит то, ради чего и платит деньги рекламодатель при размещении рекламы в эфире.
  4. Слоган — призыв или обращение к потребителю, выражает суть рекламного сообщения.
  5. Эхо-фраза — повторяет важный элемент текста, создает эхо. Часто в роликах из-за недостатка времени эхо-фраза и слоган объединены.

Как написать сценарий корпоративного видеоролика и не раздуть смету? Мы не заменим вам учебник по сценарному мастерству и 10 лет опыта работы с рекламными сценариями, но поделимся 8 ключевыми принципами из собственного опыта, поможем избежать типичных ошибок и разобраться в вопросе на уровне маркетолога “в теме”.

Давайте начистоту: никто не любит смотреть рекламу. Люди приходят в интернет не за этим. В эпоху переизбытка информации, креативный сценарий — один из главных факторов привлечения и удержания зрителя. Но как угодить зрителю, Заказчику и продакшену одновременно?

Человек не в теме часто думает, что сценарий рекламного ролика — это чуть более отполированный вариант обычной рекламной статьи. Человек более продвинутый ищет истину в книгах по сценарному мастерству для большого кино. И только мы, агентство видеопроизводства, знаем, как это делать правильно. И сейчас расскажем.

Видео-версия статьи

Не рассказывать, а показывать

В основе крутого сценария по-прежнему лежит история.

Но когда вы пишите сценарий корпоративного видеоролика, вы пишете не для читателя и даже не для зрителя, а для дизайнера (или для операторов в случае со съемкой). По сути, вы создаете не самостоятельное творческое произведение, а подробное техническое задание.

В голове продюсера, арт-директора и даже Заказчика должна сложиться не столько история, сколько цепочка визуальных образов. А уже их задача — воплотить замысел сценариста на экране при помощи художественно-выразительных средств. У визуала их несравнимо больше, чем у публициста: графика, движение камеры, голос диктора, музыка, монтаж, который держит ритм ролика и внимание зрителя.

Когда вы задаетесь вопросом, как написать сценарий видеоролика, думайте не о том, как бы подобрать более правильные слова, а о том, какие картинки должны появиться на экране.

Миссия сценариста — не просто донести мысль, а разбудить воображение.

Алексей Шамин, Продюсер ВидеоЗаяц.рф

Адаптируйте аудиальную информацию

Этот совет прямо проистекает из первого, но посвящен не визуальной, а звуковой составляющей, точнее работе диктора.

Помните, что одно дело самостоятельно читать текст с листа и совсем другое — воспринимать его на слух. Маркетолог или PR-менеджер чаще работает с печатным текстом и редко работает с аудиальной информацией. Поэтому ему тяжело написать текст, который мягко ляжет на уши зрителя. Да что там, хотя бы текст, об который профессиональный диктор не сломает язык!

Пресс-релиз можно начинить узко специализированной терминологией, длинными речевыми конструкциями и фирменным канцеляритом. Иногда это даже будет неплохо читаться с листа бумаги. Но дайте такой длинный текст без пауз диктору, и он сначала задохнется сам, а потом задушит и зрителя.

Речевые интонации и паузы — секретное оружие диктора, которое позволяет ему задать нужный настрой. Не верите? Попробуйте скопировать фрагмент из поэмы Пушкина, закинуть в Гугл Переводчик и нажать кнопку “чтение”. Те же буквы, те же слова, ноль эффекта. Никакого эмоционального отклика!

Подробнее о тонкостях дикторского озвучивания и проблемах, с которыми сталкивается диктор, обсудили с нашим коллегой Александром Лапшиным — Председателем Союза Дикторов России.

Не борщите с креативом

Вы сейчас подумали “Чтоооо? Да вы же сами минуту назад говорили, что креатив — главный ингредиент крутого сценария”.

И это правда. В основе удачного сценария лежит история. А стандарты хорошей истории неизменны со времен древнегреческих пьес. В ней должны быть завязка, кульминация и развязка, а ещё герои и сюжетные арки.

Но все же рекламный видеоролик — это в первую очередь коммерческий продукт, а не творческое высказывание. И это накладывает ряд существенных ограничений на то, как создавать сценарий для видеоролика.

Хронометраж, стилистические и технические решения, политические и юридические условия и т.д. Проще говоря, ролик должен решать бизнес-задачу и не сжирать бюджет понапрасну.

А о том, как не слить бюджет на видео, смотрите в этом выпуске

Допустим, вам нужен объясняющий ролик для криптовалютой платформы, предназначенной для судоходной индустрии. Сценарист хочет, чтобы в этом ролике была 3D-модель океанского лайнера. Но это сделает ролик в два раза дороже. Если лайнер не обязателен, чтобы рассказать зрителю о преимуществах крипто-переводов в сравнении с обычными банковскими транзакциями, значит обходимся без лайнера.

Кроить сценарий в угоду максимальной эффективности, но в ущерб красоте — это нормально. Поэтому в корпоративных видео сюжетные арки часто сводятся к формуле «проблема – продукт – решение» или «потребность – решение – успех».

Это самый легкий способ донести до зрителя ключевую информацию, не раздувая смету ради ненужных креативных ходов.

Помните, чем выше полет фантазии, тем больнее ей будет падать при отсутствии бюджета.

Алексей Шамин, Продюсер ВидеоЗаяц.рф

Не пытайтесь охватить как можно больше аудитории

Ваш ролик может быть супер-креативным и визуально притягательным, но люди всё ещё ненавидят рекламу. Как бы вы не старались зацепить зрителей нестандартным подходом, уже в первые секунды в его голове щелкает тумблер: “Это реклама. А оно мне надо?”.

И здесь есть два варианта:

  • “О чем там? Опять криптовалюта? Как же вы достали. Пропустить”
  • “Что там за тематика? О, криптовалюта. Интересно. Ну-ка посмотрим”

Как бы вы не старались написать сценарий видеоролика, какие бы приемы Спилберга и Хичкока не применяли, не получится удержать у экрана зрителя, которому изначально не близка ваша тема.

А вот для зрителя, которому стало интересно, достаточно просто быстро и грамотно рассказать о компании или продукте. Простым человеческим языком, но по-деловому, без излишних прикрас и киношного пафоса. Экономьте время тех, кто уделил вам свое время. Не грузите их.

Неопытный сценарист, начитавшись книг о том, как написать сценарий видеоролика, узнав про “маленькие хитрости” и “сценарные крючки”, стремится сделать так, чтобы его ролик посмотрели миллионы. Но нам не нужны миллионы. Точнее ориентироваться надо не на широкую ЦА, а на свою.

Пускай лучше ваш ролик досмотрит 10 потенциальных клиентов, чем 1000 случайных людей, которых вы ввели в заблуждение “фишками” и “крючками”.

Не умничайте больше, чем необходимо

Стремление насытить сценарий профессиональной лексикой, сложными терминами и тяжелыми речевыми оборотами не сделает ваш продукт солиднее, зато повысит риск остаться неуслышанным. Не надо разговаривать со зрителем как с ребенком. Но избавьте его от сочетаний слов вроде «нарушение нутритивного статуса», там где можно сказать «проблема с организмом из-за неправильного питания».

По тем же причинам не стоит перегружать визуальный ряд. Да, у нашего продукта много «преимуществ». Бывает, что все их тяжело объяснить за полторы минуты. Но тогда, выберете три самых основных и самых полезных, а не пытайтесь запихнуть все 10 в один ролик.

Если зрителя начнет укачивать от избытка объектов и быстрой смены сцен, если диктор будет каждые 3 секунды скакать от мысли к мысли, впечатления о компании или продукте будут испорчены.

Используйте специализированный софт

Одно из золотых технических правил — всё, что можно измерить, нужно измерить. Это касается даже такой гуманитарной дисциплины, как сценаристика. В интернете существуют общедоступные сервисы для измерения длительности текста.

Самый популярный — Хрономер. Но подойдут и любые другие сервисы, вроде Soundbox.pro или Купиголос. Все они бесплатны.

Закидываем текст в форму, простая программа проводит подсчет и выдает примерный результат, сколько секунд будет длиться дикторская аудиодорожка.

Например, в тексте 100 слов, его чтение займет от 50 до 54 секунд в зависимости от длины этих слов, темпа чтения, интонации.

ВАЖНО: Даже если ваш текст «влезает» в показатели на счетчиках, это не означает, что вы останетесь довольны соответствием видеоряда и аудиодорожки. Паузы – интонационный якорь нашей речи, они не дают уплыть в открытое море и захлебнуться. Но хрономеры паузы не учитывают. Поэтому рекомендуем всегда оставлять запас хотя бы в 10% времени ролика без дикторского текста.

Хватит штампов, хватит ограничений

Облачка над головой героя, земной шар, географическая карта, бессмысленные графики-диаграммы, человек со смартфоном в руке. Это постоянные спутники “клиентских” сценариев, которые пишут маркетологи и пиарщики. Это надоело даже дизайнерам, чего уж говорить о зрителях.

Удивляйте зрителя и получите продажи

Пожалуйста, не настаивайте на своих готовых сценариях и дайте поработать профессионалам. Хороших проверенных сценаристов на нашем рынке и без того очень мало. А когда и этим специалистам твердо диктуют, как написать сценарий видеоролика, результат выходит плачевный.

Еще одна распространенная проблема — клиенты безапелляционно дают дикторский текст, для которого «нужно придумать визуальный ряд». Это изначально очень плохая затея. В видеоролике все должно быть упаковано органично.

Как мы уже отметили в совете №3, полет фантазии сценариста и без того ограничен рядом условий: бюджет, хронометраж, технические возможности студии. Так зачем же загонять его в еще более узкие рамки?

Заставляя опытного творца-визуала подгонять свои идеи под ваш шаблон, вы сами стреляете себе в ногу. Позвольте профессионалу показать все на что он способен!

Лучше писать сценарий в связке с моушн-дизайнерами

Есть мнение, что “цемент” для крутого видеоролика — это качественные и интересные переходы между сценами, эффектные преобразования в стиле «Трансформеров», полет камеры, игра масштабов между горой и булавкой – это возможности, которые открывает только анимация.

Но, автору, который привык работать исключительно с текстом, невозможно придумать или хотя бы умозрительно представить все эти визуальные украшения. А если даже и придумал, он не понимает, как передать свою идею словами.

Даже простая задумка, описанная литературно, в воображении других специалистов может приобрести совершенно иные формы.

Алексей Шамин, Продюсер ВидеоЗаяц.рф

Моушен-дизайнеры лучше видят возможности для создания крутых переходов. Поэтому над созданием действительно крутых роликов трудятся не многостаночники-одиночки, универсалы, а креативные группы. В них входят сценарист, маркетолог, художник, аниматор, моушн-дизайнер и арт-директор.

Заключение

Никто не знает о продукте или компании так хорошо, как его создатель. И никто не продаст его так хорошо, как нанятый создателем маркетолог.

Руководствуясь этой, без сомнения, верной мыслью, некоторые клиенты занимаются креативной работой самостоятельно. И даже изучив как написать сценарий видеоролика, часто допускают почти все возможные ошибки, о которых говорилось выше.

Как говорил наш сценарист:

Из более двухсот проектов, которые прошли через меня за последние три года, только один клиентский сценарий был безупречен ОТ и ДО. Студия выполнила работу по нему, и сегодня у продукта, для которого создавался этот ролик, тысячи пользователей. Один из двухсот! Остальные 199 нуждались в исправлениях, предложениях, доработках, изменении структуры, пересмотре референсов и, наконец, переписывании с чистого листа.

Станислав Булацкий, Сценарист, режиссер

Почему? Потому что только общая “насмотренность”, личный опыт и плотная связь с видео-индустрией позволяют создать действительно крутой сценарий, который попадет в цель.

Доверяйте профессионалам, изучайте технологию создания видеороликов, подписывайтесь на наш канал… и следуйте за “ВидеоЗайцем”!

Сценарий ролика — это пошаговый план действий для достижения конечного результата. Какой бы гениальной не казалась изначальная задумка, получить нужный эффект без проработанного сценария не получится. В повествовании будет хаос, а в сюжете нестыковки.

Впервые задумываясь о создании видео, клиент не сразу понимает важность сценария в структуре проекта. Почему нельзя набросать захватывающий сюжет за пару часов, а потом красиво всё это отснять? Можно потратить бюджет на актёров и спецэффекты, но так и не достигнуть цели — увеличить продажи товара, лояльность к бренду и т.д.

Грамотно выстроенный сценарий напрямую влияет на конечную эффективность будущего ролика. Важно учесть все факторы — от портрета аудитории до финальной заставки. В этой статье расскажем о том, с чего начинается разработка сценария ролика, какие нюансы учесть, зачем нужна раскадровка и аниматик, и сколько стоит их создание.

  1. С чего начинается создание сценария к видеоролику?
  2. 7 правил разработки сценария
    • 1. Сфокусироваться на целях
    • 2. Включить пользовательский опыт
    • 3. Вызвать доверие
    • 4. Быть проще
    • 5. Проработать заявочный план
    • 6. Сделать мощный пэкшот
    • 7. Зная правила, нарушать их
  3. Раскадровка и аниматик
  4. Режиссёрский сценарий ролика
  5. Сколько стоит сценарий рекламного видео

С чего начинается создание сценария к видеоролику?

Создавая сценарий, важно учесть потребности и болевые точки целевой аудитории. Повествование и сюжет должны отталкиваться от того, как продукт или услуга решит проблемы потребителей. Конечная цель — побудить зрителя к позитивному действию. Поэтому заранее нужно знать:

  • Цель ролика (рассказать о предложении/продукте/акции, повысить узнаваемость бренда, рассказать о компании и т.д.).
  • Портрет аудитории (какие проблемы и боли есть у потребителя).
  • Преимущества продукта или бренда, которые закроют эти боли.
  • Бюджет и срок проекта, чтобы оставаться в рамках.
  • Каналы распространения (ТВ и интернет различаются по тому, что говорить и как говорить).

При обращении в продакшн-студию, все эти пункты есть в брифе. Отталкиваясь от него, разрабатывается концепция и создается сценарий. Над этим работает креативная команда из арт-директора, администратора проекта, продюсера и режиссера. Для сложных задач привлекается также креативный директор.

Заполнить бриф на видеоролик и узнать стоимость вашего будущего проекта можно прямо на нашем сайте.

В сценарий включают самые впечатляющие характеристики продукта, которые будут полезны потребителю. Лишнее и несущественное опускают, чтобы не отнимать хронометраж. Предложения в сценарии составляют так, чтобы самое сильное утверждение было в начале.

Центральный элемент сценария — призыв к полезному действию (CTA — call to action), четко описывающий, что мы хотим, чтобы зритель сделал после просмотра ролика: купил продукт, принял участие в акции, перешёл на сайт, зарегистрировался в приложении и т.д. CTA может быть как вербальным, так и визуальным. Главное — сделать его простым и понятным, чтобы призыв быстро и однозначно считывался аудиторией.

1. Сфокусироваться на целях

Для продуктового ролика акцент будет на товаре. Даже самая блестящая идея и захватывающий сюжет не должны затмевать продукт. Здесь главное —  показать полезные преимущества и особенности товара.

В имиджевых проектах больше творческой свободы. Центральной линией сюжета здесь выступает некая идея или философия бренда, которую он хочет донести до аудитории. Посыл проходит ясно и логично через весь сценарий, чтобы после просмотра зритель смог сказать себе: «Я понял, о чем этот ролик, и я разделяю эту идею».

Один из самых сложных приёмов построения сценария — сторителлинг. Такой подход отлично работает в имиджевых роликах, где через некую историю передаются ценности бренда. Создавать сторителлинг сложно и такую работу лучше доверить профессионалам, которые знают правила построения сюжета и литературные приемы.

Смелый и креативный ролик Bodyform о проблеме диагностирования эндометриоза.

Ролик-эксплейнер служит для того, чтобы объяснить аудитории, как работает услуга, либо как пользоваться сервисом. В сценарии прописывается точный алгоритм работы или последовательность действий, которые нужно совершить потребителю для конечного результата. Основная сложность — добиться синхронности визуального ряда с текстом или речью диктора.

2. Включить пользовательский опыт

Никакие цифры, исследования и экспертные мнения не привлекут зрителя сильнее, чем реальный опыт, который резонирует с болью клиента. Зритель уже не поверит фейковому доктору или ученому, который вещает с экрана о том, что продукт прошел множество испытаний и является лучшим в своем роде. Перечисление наград и участие продукта в каких-либо премиях не принесёт пользу потребителю.

Действенный приём, по которому можно выстроить сюжет — использовать явление, которое называют предвзятостью негативного опыта. Это склонность людей фокусировать больше внимания на негативных событиях, чем на позитивных. В сценарии прописывается реальная проблема и её решение с помощью рекламируемого продукта. Попадание в конкретную боль потребителя вызовет у него живой отклик.

3. Вызвать доверие

Сценарий должен включать ситуации и элементы, близкие аудитории. Это касается как основного плана, так и второстепенного. Если зритель — человек со средним достатком, элементы премиальности в кадре только оттолкнут его.

4. Быть проще

Реклама заранее воспринимается зрителем враждебно, как нечто назойливое и отнимающее время. По данным Всемирного центра рекламных исследований, оптимальный хронометраж ролика — 30 секунд. Этого достаточно, чтобы установить эмоциональную и интеллектуальную связь со зрителем, и не так много, чтобы он потерял к рекламе интерес. Поэтому, если месседж все-таки объёмный и важно донести его полностью, второстепенные вещи лучше вынести в текст на экране.

5. Проработать заявочный план

В сценарии важно учесть, что есть около 5 секунд, чтобы зацепить зрителя, прежде чем он нажмет «пропустить» или переключит канал. Решающую роль в этом играет заявочный кадр — начальная сцена ролика, которая должна сразу окунуть зрителя в тему или проблему.

6. Сделать мощный пэкшот

Пэкшот — это финальная сцена ролика, демонстрирующая продукт, либо бренд и призыв к действию. Кажется, эта часть — простая формальность. Но неудачно сделанный пэкшот испортит впечатление от всего ролика. Последний кадр должен органично вписываться в общую канву, чтобы стать триггером для совершения зрителем полезного действия после просмотра. Поэтому в сценарии ему уделяют особое внимание.

Пример хорошего сюжета и неудачного пэкшота.

7. Зная правила, нарушать их

Ежедневно человек сталкивается с десятками рекламных сообщений, построенных по одному шаблону. Однообразный контент притупляет внимание и пользователь перестаёт на него реагировать. Нетривиальные ходы в сценарии с большей вероятностью привлекут внимание к ролику. Но не если переусердствовать, это приведет к противоположному результату — ролик не поймут и пропустят.

Чаще бренды, особенно крупные, стараются быть более предсказуемыми и понятными для аудитории. В повседневной практике — это привычные, стандартные креативы, эффективность которых заранее просчитана. Сделать интересную, но выбивающуюся из общего фона, рекламу, результат которой сложно предсказать — финансовый и имиджевый риск для компании.

10 удачных рекламных роликов в истории известных брендов

Примеры брендов, которые делали рискованный креатив и это сработало.

10 удачных рекламных роликов в истории известных брендов

Раскадровка и аниматик

После текстового варианта делается раскадровка (сториборд) — это последовательность рисунков, которая служит вспомогательным средством при создании видео. Визуализация сценария помогает избежать дополнительных затрат на правки. Например, в анимационных роликах часто есть вещи и элементы, которых нет в реальности — выдуманные локации, персонажи и т.д. Читая сценарий, клиент может представить себе одно, а дизайнер, который будет делать иллюстрации, интерпретирует его по-другому. Перерисовывать итоговую графику в дальнейшем — затратно, поэтому, создаются упрощенные рисунки будущего ролика. По желанию клиента сториборд анимируют, чтобы увидеть предварительные сцены в динамике — это называется аниматик.

Режиссёрский сценарий ролика

На последнем шаге литературный сценарий адаптируют в режиссерский. Это таблица, в которой для каждой сцены расписывается: хронометраж, визуальный кадр (берется из раскадровки), действие, диалоги, план, ракурс, графика и эффекты, локация и реквизит. По этому сценарию режиссер дает указания съёмочной группе на площадке.

Сколько стоит сценарий рекламного видео

Стоимость сценария рекламного ролика в профессиональной продакшн-студии начинается от 40 000 руб. и доходит до 100 000 руб. в зависимости от объёма задачи. Затраты на адаптацию литературного сценария в технический — порядка 10 000 руб., и столько же на раскадровку. Подробнее о том, как формируются цены на создание видеоролика, можно почитать в нашей статье.

Сколько стоит снять рекламный видеоролик

Сколько стоит снять рекламный видеоролик

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий рекламного ролика духов
  • Сценарий рекламы у блоггера
  • Сценарий рекламного ролика детского магазина
  • Сценарий рекламы творога
  • Сценарий рекламного ролика автомобиля