Сценарий рекомендательной беседы

Работа по теме: Омский библиотечный технику1. Глава: План подготовки и проведения беседы при записи. ВУЗ: ОмГТУ.

План подготовки и проведения беседы при записи

  1. Собрать сведения
    о пользователе, заполнить формуляр,
    регистрационную карточку.

  2. Познакомить
    пользователя с правилами пользования
    библиотекой, сроком возврата документов,
    дополнительными услугами библиотеки.

  3. Выявить причины,
    побудившие пользователя обратиться в
    библиотеку.

  4. Выполнить запрос
    читателя.

  5. Если пользователь
    хочет выбрать книгу сам, ознакомить
    его с расстановкой документов на полках
    открытого доступа.

В дневнике практики
записать полный текст первой беседы
при записи, а последующие описать по
плану:

  • № формуляра,

  • ФИО читателя,

  • причина обращения
    в библиотеку.

Приложение № 5.

План записи рекомендательной беседы при выдаче издания

  1. Сведения о
    пользователе (ФИО, № формуляра, профессия
    и вид деятельности).

  2. Краткое
    библиографическое описание документа.

  3. Цель беседы.

  4. Приемы раскрытия
    содержания документа.

  5. Текст беседы

Приложение № 6.

План записи беседы при возврате издания

  1. Сведения о
    пользователе (ФИО, № формуляра, год
    рождения, профессия).

  2. Краткое
    библиографическое описание издания.

  3. Цель беседы.

  4. Вопросы о
    прочитанном.

Приложение № 7.

Анализ видового состава фонда библиотеки

Вид
документа по бытованию во внешней
среде

Библиографическое

описание

вид
документа

по
знаковой системе

по

содержанию

по
уровню обобщения

по
каналу восприятия

например:

книга

Справочник
библиотекаря/ Под ред. А.Н. Ванеева,
В.А. Минкина. – 2-е изд., испр. и доп. –
СПб.: Профессия, 2001. – 448 с.

текстовое

ББК

первичное

человекочитаемое

Приложение № 8

Образец оформления
титульного листа дневника практики

Frame3

Приложение № 9

ОТЧЕТ

о прохождении
практики для получения первичных

профессиональных
навыков и умений

в период
с__________________ по ______________ 200_ г.

студента
______________________________________

ФИО

специальности_____________________________

______курса _______группы

База практики
___________________________________________
____________________________________________________________

Виды выполненных
работ:

п/п

вид работы

количество

Запись
новых или перерегистрация пользователей

Беседы
при записи

Обслуживание
пользователей

Выдача
документов

Беседы
при выдаче

Беседы
при возврате

Составление
аналитических библиографических
описаний

Составление
справочных аннотаций

Анализ
справочно-библиографический аппарат
(СБА) библиотеки

Выполнение
библиографических справок

Оформление
на каталожных карточках библиографического
описания

Характеристика
видового состава фонда библиотеки

Выполнение
запросов пользователей с использованием
алфавитного и систематического
каталогов

Характеристика
систематического каталога

Характеристика
алфавитного каталога

Работа
с периодическими изданиями

Характеристика
выполненной работы ______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая оценка за
практику______________________________

Руководитель базы практики
______________________________

Ф.И.О., подпись

Печать базы практики

Приложение №
10.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Библиотечный урок – беседа

«Книги, которые должен знать современный человек»

Цель: расширение знаний обучающихся о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса к ним, обучение умению ими пользоваться.

Оформление урока: книжная выставка, на которой представлены справочные издания для детей «Наши помощники»

Содержание темы: Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, указатель имен, понятий и терминов.

Форма проведения: беседа

Ход урока.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очередной библиотечный урок. Но этот урок у нас будет необычный – в его проведении нам помогут удивительные книги.. Итак, приступим. Сегодня, ребята, мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и, как научиться правильно и быстро ими пользоваться. Отправляемся в путешествие по книжным полкам.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.                                  

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-                                

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,                    

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –              

Купаться ежечасно!

(А. Шибаев)

Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное море слов собрано в словарях. Поэтому именно с них  мы и начнем наше путешествие. Словари появились давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.

Самые первые словари назывались азбуковниками. Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова.  В 16-18 веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней сохранилось более двухсот азбуковников, среди которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные.

А в 1863-1866 годах вышло первое издание «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над ним автор трудился около 50 лет.  Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован,  как справочник по современному русскому языку, т.к. значения многих слов изменились. Но ценность словаря  от этого нисколько не уменьшилась.

Также не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные  под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов.

Есть и обычные орфографические словарики.

-Для чего они нужны? (Ответы детей: чтобы правильно написать нужное слово и верно поставить ударение).

— А как расположены слова в этих словариках? Правильно, по алфавиту.

А давайте найдем несколько слов в этих словариках! Кто быстрее?! (Ищем слова библиотека, учитель, школа, пенал).

Также существуют серии справочников по отдельным темам: например Природа Родного края, удивительный мир бабочек, птицы наших лесов, о грибах и не только, экология для малышей, деревья и кустарники вокруг нас, причуды природы.

Но прежде, чем перейти к знакомству с энциклопедиями, я предлагаю вам немного отдохнуть. В середине XX века много изданий выдержала замечательная книга Владимира Ивановича Даля «Старик – годовик». В 2003 году эту книгу вновь напечатало издательство «Дрофа». Она составлена из сказок, загадок, пословиц и игр, собранных и записанных Далем.

Игра. Продолжи пословицу.

Кто много читает, тот много знает.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книги читать – скуки не знать.

Вставь пропущенное слово в поговорку:

Книга мала, а ума придала.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга друг – человека.

Библиотекарь. Ну что ж, ребята, мы немного отдохнули. Продолжаем наш урок и  переходим к энциклопедиям. Вы растете, познаёте мир, и у вас возникает очень много вопросов: «Откуда? Зачем? Почему?» Бывает так, что родители и учителя не могут вам ответить. Что же делать? Да взять и обратиться к книгам, которые знают все. Это энциклопедии. Есть выражение «ходячая энциклопедия». Так называют человека, который много знает, потому что в переводе с греческого языка слово «энциклопедия» означает «круг знаний».

Энциклопедия — это самая главная справочная книга. Материал в энциклопедии расположен в алфавитном порядке. Как все ученики вашего класса. Поэтому если ты хочешь найти слово «море» ищи на букву «М». А если «земля» на букву «З» и т. д.

Есть энциклопедии универсального характера – обо всем на свете. Это многотомные издания. И есть энциклопедии отраслевые т. е. по какой-то определенной теме или отрасли знаний. Например «Энциклопедия юного математика», или « Все о космосе» и т. д. (показать энциклопедии.)

Но мы поговорим о детских энциклопедиях. Каких только чудес не бывает на свете! В энциклопедии вы прочтете, что маленький паук может съесть верблюда, что бывают дожди из селёдки и апельсинов, что пески поют песни…

Слово «энциклопедия» – французское. Оно значит – «свод знаний». Толстые энциклопедии действительно могут рассказать почти обо всем. Все слова в них расположены по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко искать даже в очень толстом издании. Надо помнить, что все понятия, события, явления описаны в них очень кратко, сжато, для первого ознакомления.

В нашей школьной библиотеке есть разные энциклопедии. Это многотомные издания «Аванта+» и «Школьная энциклопедия «Руссика», «Большая Российская энциклопедия». Сегодня мы с вами познакомимся с ними поближе (показать энциклопедии).

Ребята, энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, это многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия» ( показать )

Как пользоваться энциклопедиями рассмотрим на примере детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Пользоваться этим изданием очень легко. Все слова размещены в алфавитном порядке, как фамилии в классном журнале. Слова, начинающиеся на одну букву , собраны на отдельную страничку. Найдя слово на этой страничке и ссылку на нужную страницу, легко можно по ней найти простой, но интересный рассказ о том, что вас интересует. Например, мы хотим узнать про дятла. Откроем страничку на букву «Д» , найдем слово «дятел», затем открываем страницу и коротко читаем информацию про эту птичку (зачитать).

Также вы можете найти ответ на любой интересующий вас вопрос – «Айсберг», «Верблюды», «Врач», «Вредные привычки» и.т.д.

В других энциклопедиях материал собран по какой-то одной отрасли науки или деятельности. Такие энциклопедии называют отраслевыми. Например,  издательство «Росмэн» выпустило энциклопедии по темам «Живой мир», «История», «География». (показать). Например возьмем энциклопедию «География». Как вы думаете, о чем мы прочитаем в этой энциклопедии? (ответы детей)

В нашей библиотеке есть «Большая детская энциклопедия» издательства «Астрель-АСТ», которая содержит очень много удивительных событий из жизни животных, сокровища мира, самые красивые места мира, военные тайны и многое другое (показать).

Материал в этой энциклопедии расположен по темам. (Зачитать из жизни животных, например, про динозавров)

А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. (Самостоятельная работа по карточкам, ответы учащихся).

1.Что такое вулканы?

2.Где живут антилопы?

3.Где живут акулы?

4.Какие вы знаете ядовитые растения?

5.Где и когда родился детский писатель К.И.Чуковский?

6. Что означает слово «Динозавр»?

7. Какая рыба самая большая?

8. Что из себя представляют пеликаны?

9. Какую роль играет хобот у слона?

Молодцы! Вы замечательно поработали и я, думаю, научились пользоваться детской энциклопедией.

Вот и подошло к концу наше знакомство со справочной литературой. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили.

1. Из какого языка пришло к нам слово «энциклопедия»? (Из французского).

2. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

3. Какие бывают энциклопедии? (Универсальные и отраслевые).

Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания. Надеюсь, они вам пригодятся.

А в заключении предлагаю вам послушать стихотворение.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом.

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты уже вошёл, и ты уже в гостях.

                 Как переулок – каждый книжный ряд.

                 А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

                 Когда ты будешь в этот город вхож –

                 Из Прошлого в Грядущее пройдёшь…

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга – время и страна…

Здесь, в комнате моей, из года в год,

Всё человечество в ладу живёт.

  Надеюсь, ребята, у вас есть такой шкаф или книжная полочка дома. А если нет – не беда. К вашим услугам – наша школьная библиотека. Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить. И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».

2 октября у студентов 5 курса прошло занятие по теме «Индивидуальное библиотечное обслуживание: содержание, основные способы» (дисциплина «Библиотечная работа с детьми и юношеством»).  Студенты познакомились со спецификой индивидуального руководства чтением   дошкольников   и   младших школьников, младших и старших подростков, старшеклассников, учащихся средних специальных учебных заведений. Были рассмотрены  формы индивидуального обслуживания пользователей детской библиотеки,  психолого-педагогические основы индивидуальной работы с юными читателями.

Особое внимание на уроке уделили задачам рекомендации литературы, вопросам подбора  и  рекомендации  книг  в  соответствии с возрастом, интересами детей и методическим приемам рекомендательной беседы. 

Позднякова Н.В.  подготовила  рекомендательную беседу по прекрасной  и доброй книге о приключениях собачки пуми «Репейка» венгерского писателя Иштвана Фексте.  

Можова Т.В. рекомендовала книгу В. Кастрючина «Сказки лесных друзей». Валерий Кастрючин — один из немногих современных детских писателей, который хорошо знает мир животных, понимает язык зверей и птиц и «переводит» его на наш, человеческий, язык. 

Мотина М.А.  подготовила  рекомендательную беседу по пронзительной повести Владимира Железникова «Чучело» о немотивированной подростковой агрессии, о девочке,  сумевшей противостоять несправедливому  большинству. 

Татарушкина Т.В. подготовила  рекомендательную беседу по книге Людмилы Дунаевой «Дождь».

Текст рекомендательной беседы Тарарушкиной Т.В.

Читательское назначение

Читатель 9 лет. Его читательский стаж составляет 5 лет. Интересуется книгами о животных (как художественными, так и познавательными), а также рассказами о детях, отдавая предпочтение душевным произведениям (например, серии книг «Заветная полка»).

Книга, предложенная для рекомендации

Дунаева, Л. Дождь: маленькая повесть / Людмила Дунаева; худож. Диана Лапшина. – Москва : Никея, 2011. – 80 с.: цв. ил.

Цели рекомендации: познакомить с современным автором – Людмилой Дунаевой, вызвать интерес к книге, воспитывать доброту, умение дружить и сопереживать.

Я хочу предложить Вашему вниманию книгу Людмилы Дунаевой — «Дождь». Людмила Дунаева не только современная детская писательница, но и дирижёр. В настоящее время она пишет книги и одновременно работает в Оперном театре Московской консерватории. А ещё Людмила Дунаева очень любит петь: с 16 лет она поёт в церковном хоре. И, конечно же, Людмила Дунаева очень любит животных, особенно, кошек и лошадей. Дома у неё живут два кота. В свободное время она катается верхом на лошади, и мастерски лепит кукол.

В сказочной повести Людмилы Дунаевой «Дождь» Вы познакомитесь со старым Домом, немного ворчливым Псом и удивительно добрым и воспитанным Котом. Как Вы думаете, был ли хозяин у Кота и Пса? Нет, хозяина у них не было. Пёс, сколько себя помнил, всё время охранял Дом, а Дом заботился о нём. Не переставая шёл дождь. Пёс не помнил, когда он начался и не знал, когда он закончится. Пока в Доме не появился Кот.

«Калитка отворилась, и … во двор вошёл толстый кот с большим лопухом на голове и аккуратным узелком в лапах.

— Здравствуйте, — вежливо промолвил кот, приподняв лопух, словно шляпу.

— Тебе чего надо? — спросил Пёс. — Кто ты такой?

Он был ужасно расстроен — и поэтому вёл себя не очень учтиво».

Как Вы думаете, из-за чего был расстроен Пёс? Конечно, он ожидал встретить совсем не Кота, а Хозяина. Кот пришёл с узелком, в котором хранились два его сокровища — Книга и маленькое пуховое Одеяльце. В Книге Кот прочитал, что Хозяин появится тогда, когда прекратится дождь, разойдутся тучи и над Домом взойдёт Звезда.

Посмотрите, какие замечательные иллюстрации к этой книге сделала художница Диана Лапшина, которая, кстати, не только «рисует сказки», как она сама о себе говорит, но и преподаёт, и пишет детские книги. Иллюстрации, сделанные Дианой Лапшиной к сказочной повести «Дождь», временами грустные, печальные, а временами, напротив, весёлые, смешные и, естественно, очень добрые и милые.

Я хочу Вас познакомить с несколькими забавными эпизодами из книги. Вот, например, как произошла первая встреча Кота с мышью.

«Э … здравствуйте, — сказал Кот, кланяясь, — позвольте представиться: Кот …

Мышь не ответила. Она посмотрела на Кота глазками-бусинками, отвернулась и убежала в угол.

«Уж не обидел ли я её чем-нибудь?» — встревожился было Кот …».

Когда Кот появился в Доме, Пёс предложил ему заняться делом, например, пойти ловить мышей. Кот нашёл в кладовке старую птичью клетку и стал приводить её в порядок: повесил качельки, постелил на дно вату, поставил поилку и кормушку с зерном. Потом стал ждать, когда в клетку попадутся мыши. За час ему удалось поймать десяток мышей. Кот провёл с ними беседу о том, как плохо воровать хозяйское добро, и принялся есть булочку. Но, видя какими глазами мыши смотрят на него, Кот нехотя поделился с пленниками булочкой, а затем открыл клетку. Когда Пёс спросил Кота, удалось ли ему извести мышей, Кот ответил, что мыши вернулись в клетку, привели с собой ещё и других, заперлись изнутри и не хотят уходить.

Удалось ли Коту и Псу обрести Хозяина? Кончится ли, наконец, дождь? Какие приключения и переживания ждут главных героев? Об этом Вы узнаете на страницах сказочной повести Людмилы Дунаевой «Дождь». 

КАК БЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ О КНИГАХ

Младенец еще не говорит, а мы уже показываем ему картинки в книге, побуждая называть слова. Но вот ваш ребёнок начинает овладевать активной речью, и у него появляется страстное желание говорить, только он не знает, о чем и как. Вот тут то беседы о книгах — бальзам на его душу, потому что дают поводы для разговоров.

Но чтобы разговаривать о книге, ребёнку надо понимать ее смысл, что бывает не всегда и не сразу. Книги бывают разные. Многие не требуют никаких бесед: и так все ясно. В беседах по другим достаточно одного двух вопросов. Но есть произведения, требующие обстоятельного разговора.

Беседы о книгах с детьми от двух до пяти лет — это чтение с пояснениями, где главная цель — помочь воспринять содержание, осваивая язык. Дальше эта задача, конечно, сохраняется, но к ней прибавляется и другая — ребёнка побуждают выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А что больше всего понравилось? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется?и т. д.

Дети сильно «переживают книги», бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребёнка перемежались вашими впечатлениями. Непринуждённость и создаёт близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.

Беседы бывают двух видов: рекомендательные (до чтения) и беседы о прочитанном.

Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, писателях и художниках, об исторической эпохе и т. д.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления, через день, два. Впрочем, здесь нет твёрдых правил, и не исключено, что ребёнок сам захочет сразу поговорить о книге, взволновавшей его.

Дети любят делиться своими впечатлениями, только не превращайте беседу в экзамен: плохо, если они уловят ее проверочный характер. Разговаривайте так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удаётся, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать.

Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребёнка (о чем эта книга?), и стройте ее так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы — детский пересказ.

Внимательно слушая пересказ, вы можете осторожно направить внимание ребёнка на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность (меткую характеристику героя, изображение пейзажа, образное, поэтическое слово).

Вообще надо сказать, что маленькому читателю должен быть доступен главный смысл произведения. Что касается частностей, иногда прекрасных, то они могут быть и не восприняты и объяснять их не надо. Люди потому и перечитывают книги, что каждый раз видят в них что то новое, не замеченное прежде.

Проведение бесед требует чувства меры, иначе они могут вызвать скуку и разрушить впечатление. Поэтому в беседе избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.

Никогда в беседе не привязывайте к книге мораль, которая не вытекает из ее содержания. Не торопитесь формулировать ее нравственную идею в форме вывода, а постарайтесь усилить переживания от чтения. Тогда душевный опыт героя рассказа станет и опытом вашего ребёнка, чего не дает назидание, потому что всегда предполагает готовые выводы и решения (плохой мальчик, смотри, не поступай, как он), не побуждает к размышлениям и сопереживанию.

В детстве сила сопереживания очень велика, потому что ребята ставят себя на место героя, будто всё, что в рассказе, происходит с ними. Именно поэтому этот возраст особенно благоприятен для начала развития у ребенка стремления сопоставлять себя с литературными персонажами. Для этого в беседах, когда это уместно, желательны прямые обращения к жизни ребёнка.

Произведения, пережитые ребёнком, становятся его душевным опытом, который при случае полезно вспоминать.

С годами стремление анализировать свои поступки с помощью книг укрепится и перейдёт в драгоценную привычку: читая, размышлять о себе и людях, что особенно важно для подростков, когда возрастёт интерес к своей личности, к своему месту в мире, а потому и к книгам, способствующим самопознанию и самоусовершенствованию.

Из книги И.Н. Тимофеевой «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти»

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

January 11 2013, 16:15

Category:

  • Литература
  • Cancel

Беседа как индивидуальная форма работы с читателями

f8d86d852f7c - копия

Содержание пособия таково:
1.
Индивидуальное обслуживание читателей в библиотеке
2.
Виды бесед

  • Беседа при записи в библиотек
  • Беседа при выдаче читателю книги (рекомендательная, тактическая беседа)
  • Беседа при получении от пользователя прочитанной книги (корректировочная беседа)

3. План проведения бесед с читателями
4.
Вопросы  к  беседе  о  прочитанном  тексте  отраслевой   тематики
5.
Вопросы к беседе о прочитанном художественном произведении
6.
Индивидуальное плановое чтени

  • Требования к составлению планов чтения

7. Список литературы

БЕСЕДА С ЧИТАТЕЛЯМИ 9-12 ЛЕТ

ПРИ ЗАПИСИ В БИБЛИОТЕКУ

Чтобы стать хорошим читателем, нужно знать и соблюдать несколько правил:

Книги выдаются на десять дней, если не успел прочитать – продли: зайди в библиотеку или позвони по телефону;

С книгами нужно обращаться бережно:

не бросать, не брать грязными руками, не читать во время еды, не вырывать страниц, не перегибать корешок – от этого выпадают листы, книга теряет свой привлекательный вид – ведь тебе не хочется брать книги рваные и грязные? Значит, запомни, что книга требует бережного отношения.

А теперь подойдем к книжным стеллажам. Правда, глаза разбегаются? Как же ориентироваться, чтобы быстро найти нужную книгу?

Ты должен знать, что на книжных полках или стеллажах, книги стоят в определенном порядке, который нарушать нельзя: пользуйся закладками: вставляй ее на место снятой с полки книги, чтобы потом поставить ее на свое место.

Как найти нужную книгу?

Главный ориентир – это разделители. Стоит только прочитать, что написано на разделителе, и станет ясно, по какой теме книги стоят на данной полке. Например, читаем: «В мире животных». Согласись, что искать здесь книги по вязанию не стоит! Посмотри на другие разделители и определи, о чем эти книги.

Такие названия придуманы для книг научно-популярных, познавательных. Энциклопедии или книги обо всем на свете выделены отдельно. (Рассказать об энциклопедиях)

Повести, рассказы и сказки отделены от научно-популярных книг, но тоже располагаются на полках в определенном порядке.

В начале находятся древние книги, которые были написаны много веков и даже тысячелетий назад, затем произведения более современные: русская литература дореволюционная.

Обрати внимание, для удобства и быстроты поиска на маленькие разделители нанесены буквы алфавита, и если тебе нужен Гоголь, ты ищешь букву Г и за этой буквой нужную фамилию. Внутри буквы авторы также выстроены по алфавиту авторов. В основном, это произведения, которые вы изучаете в школе по литературе или классика – лучшее, что было написано писателями, потому что воспитывают в нас человека.

Затем идут произведения современных авторов, которые были написаны недавно (после 1917 года) на различные темы: фантастика, приключения, книги о войне,  рассказы о природе, о школьной жизни, об исторических событиях, стихи и сказочные истории. Они выстроены тоже по алфавиту авторов.

Следом идут книги писателей других стран. Подумай, в каком порядке? Правильно, как и предыдущие художественные: в алфавите авторов.

Потренируйся и найди О. Уайльда «Кентервильское привидение».

Теперь обрати внимание на книжные выставки.

Для чего они оформляются и зачем тебе на них смотреть?

—  Выставки расширяют твой кругозор и знакомят с праздничными и знаменательными датами; (например, первым полетом человека в космос)

—  писателями и книгами –юбилярами;

—  они могут быть посвящены определенной теме: например, природе, Великой Отечественной войне и т. д.

—  есть выставка новинок, т. е. книг, которые недавно поступили в библиотеку и ты можешь стать их первым читателем;

— особое место в любой библиотеке занимает краеведение. Отдельно на видном месте собираются книги о нашем крае: его истории, природным особенностям, традициям, знаменитых земляках, памятниках, достопримечательностях, произведения азовских писателей и поэтов.

Есть небольшие тематические полки, на которых собраны книги по определенной теме. Например, по истории России или книги для тех, кто учится читать, книги, которые можно читать всей семьей и т.д.

Наша библиотека предоставляет неограниченный простор для творчества: ты можешь принести свои работы на выставку поделок; написать отзыв о книге, принести иллюстрацию к прочитанному, записать свои мысли о пользе книг и чтения, сочинить рассказ или стихотворение, можно красиво оформить свою работу в отделе информационных технологий, создать презентацию, нарисовать электронную иллюстрацию.

В библиотеке работает Интернет, можно с его помощью составить доклад, найти электронную книгу, почитать виртуальный журнал, энциклопедию.

Ежегодно в библиотеке проводятся конкурсы на лучшего читателя, конкурсы творческих работ, в которых ты можешь поучаствовать.

Для тех, кто любит игры и самодеятельность, создан клуб «Всезнайка»: там можно получить роль для участия в библиотечном спектакле на различные темы, порепетировать, поиграть, словом, с пользой для себя провести время, а также узнать много нового из книг, журналов, детских газет.

Ориентироваться в книжном море помогает справочный аппарат, который есть в каждой библиотеке: это, прежде всего, каталоги:

— В алфавитном каталоге собраны описания всех книг, которые есть в библиотеке: т. е. с его помощью можно узнать, есть ли книги интересующего тебя автора в библиотеке, и если есть, то какие именно. (Карточки располагаются в алфавите авторов)

— В систематическом каталоге можно найти сведения по интересующей тебя отрасли знаний: по математике, астрономии, технике, искусству и так далее.

— Об энциклопедиях мы уже говорили. Есть справочные издания по различным темам (показать несколько книг).

— Библиотекари готовят для читателей рекомендательные списки литературы по различным темам, краткую информацию о каких-то важных событиях – памятки. Есть памятки о том, как пользоваться справочным аппаратом, как найти нужную книгу на полке, какие в библиотеку выписывают журналы и газеты, какие книги самые интересные, что читать по определенной теме. (Привести примеры).

Ты можешь стать помощником библиотекарей: подклеивать книги, нуждающиеся в ремонте, помогать другим читателям найти нужную книгу, посоветовать, что почитать интересного, поучаствовать в библиотечном мероприятии: утреннике, литературной игре, самостоятельно составить викторину к понравившейся книге, напомнить товарищам о сроке возврата книг в библиотеку. Иными словами, стать волонтером или проводником книжной культуры.

Не забывай о том, что журналы – это тоже своего рода энциклопедии, которые способны расширить твой кругозор.

Представь на мгновение, что на нашей планете произошла техногенная катастрофа: вышли из строя компьютеры, перестали работать телевизоры, радио, магнитофоны. Что делать, кто будет самым уважаемым и востребованным человеком? Тот, кто много знает, умеет рассказывать, хранит в памяти многочисленные истории. Да, впрочем, и в обычной жизни намного интереснее поговорить с эрудитом, любознательным, много читавшим человеком. Библиотека поможет тебе стать им!

Составитель:  З.Е. Хадыкина, 

ведущий библиотекарь ИКЦ библиотеки им. А. Штанько

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий рекламного ролика конкурс
  • Сценарий рекламы это
  • Сценарий рекламного ролика духов
  • Сценарий рекламы у блоггера
  • Сценарий рекламного ролика детского магазина