Сценарий репортажной съемки

Что такое репортажная съемка: цели, виды, отличительные особенности. Как правильно снимать репортаж. Где используют репортажную съемку. Как снять хороший видеорепортаж и какое оборудование понадобится. Советы начинающим репортерам.

Как снять хороший видеорепортаж и зачем он нужен

author__photo

Содержание

Контент, который дает ощущение присутствия на мероприятии, намного эффективнее текстового формата. Если вы правильно снимете выставку или презентацию на видео, получите информативный и интересный отчет о мероприятии. 

Рассказываем, как снять видеорепортаж, чем он отличается от новости или интервью, в каких сферах востребован.

Что такое видеорепортаж

Репортаж – распространенный формат видеоконтента для социальных сетей, YouTube-каналов, новостных разделов сайтов. Сюжеты снимают без предварительной подготовки на видеокамеру, реже – на смартфон (преимущественно блогеры).

Формат предполагает фиксацию происходящего «как есть» – без установки штативов, осветительного оборудования, вспомогательной аппаратуры. Съемка без сценария – это импровизация оператора. За счет динамичности удается создать эффект присутствия в эпицентре события.

О других видеоформатах, которые бизнесы активно используют для продвижения прямо сейчас, читайте в статье от эксперта по видеомаркетингу.

Цели видеорепортажа

Основные варианты применения видеоконтента:

  • Продвижение событий (фестивалей, презентаций, выставок). Люди смогут оценить масштабность, значимость мероприятия. Возможно, в будущем захотят поучаствовать.
  • Презентация достижений. Способ эффектно представить инновационные технологии, оборудование.
  • Представление концепции компании. Информация в формате видео воспринимается целевой аудиторией лучше, чем сухой текст, опубликованный на сайте.
  • Популяризация бренда. Информирование общественности о торговой марке, ее особенностях, преимуществах.

caltouch-platform

Оптимизатор

Эффективный инструмент по оптимизации и автоматизации контекстной рекламы

  • Ежедневно собирает и анализирует данные из Яндекс. Директ и Google AdWords
  • Отбирает самые продуктивные ключи и повышает на них ставки
  • Помещает эффективные ключи на самые высокие позиции
  • Снижает ставки на низкоэффективные ключи
  • Увеличивает количество конверсий
  • Уменьшает стоимость лида

Репортаж полезен не только потенциальным клиентам и партнерам. Посмотрев видео, организаторы оценят, насколько успешно они справились с задачей, увидят моменты, которые стоит улучшить в следующий раз.

Виды репортажной съемки

Различают четыре основных класса репортажей: 

  • Событийные. Записи с выставок, спортивных состязаний, концертов, митингов. 
  • Проблемные. Касаются вопросов, важных для целевой аудитории. Подойдет формат «проблема-решение». 
  • Репортажи-комментарии. Ведущий акцентирует внимание аудитории на наиболее интересных, на его взгляд, моментах.
  • Аналитические. Например, подведение итогов компании за отчетный период.

caltouch-platform

Сквозная аналитика Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Узнать подробнее

platform

Видеорепортажи бывают озвученные и без звука. В коммерческой сфере видео почти всегда со звуком.

Отличия от других жанров

Нельзя путать репортажи для коммерческой сферы с интервью, новостной или документальной съемками:

  • Интервью состоит из вопросов и ответов. Направление разговора задает оператор (ведущий). В видеорепортаже участник имеет возможность высказаться: это более развернутый и свободный формат.
  • Новость предполагает беспристрастность оператора, сухое изложение фактов. В видеорепортаже ведущий высказывает свою точку зрения. Он более эмоциональный, «живой», благодаря чему вызывает больший интерес у зрителей.
  • Документальная съемка, как и бизнес-контент, основана на реальном событии с конкретными участниками. В видео вставляют врезки репортажа. Отличия: долгая продолжительность и подготовка, нехарактерная для коммерческого видео.

Репортажи для размещения на ресурсах коммерческих компаний более эффектные. В них преобладают эмоции, атмосфера события. Они точнее передают настроение присутствующих.

Где используется репортажная съемка

Видеорепортажи снимают в интересах коммерческих компаний во время проведения:

  • Бизнес-мероприятий (выставок, конференций). Они представляют интерес преимущественно для организаторов, участников. Событийные репортажи этой категории способствуют повышению интереса лиц, причастных к сфере.
  • Корпоративных вечеринок, тимбилдинга. Репортаж размещают в соцсетях, на сайте компании, информационных ресурсах.
  • Презентаций продуктов. Предположим, организация предоставила услуги по транспортировке и монтажу сборных металлоконструкций. С помощью этого ролика можно заинтересовать потенциальных клиентов.
  • Значимых событий. К ним можно отнести запуск нового продукта, сдачу объекта, церемонию награждения за победу в престижном конкурсе.

Список не ограничен. Подготавливайте видеорепортажи всегда, когда видите в них потребность для компании.

Как снять качественный видеорепортаж

Подготовьте оборудование, которое обеспечит четкую картинку с высоким разрешением и качественным звуком. 

Основные критерии выбора видеокамеры для репортажей:

  • Разрешение – лучше всего 4К.
  • Размер матрицы – полнокадровая дает эффект «кино», но более габаритная.
  • Частота кадров – можно 30, а лучше 60 кадров в секунду.
  • Битрейт – скорость кодирования данных, которая измеряется в Мбит/с. Чем больше битрейт, тем качественнее видео. 

Желательно, чтобы модель предусматривала съемку селфи, LOG-режимы, RAW-вывод, автофокус, стабилизатор и другие полезные функции. Для качественного звука через специальный разъем подключают микрофон.

Акцент на ключевых моментах

Главный принцип видеорепортажа – «вижу и снимаю». У вас всего одна попытка, чтобы снять интересный материал. Оператору необходимо уметь ориентироваться в происходящем, чтобы не упустить важные моменты. 

Ключевые пункты:

  • Цель. Важно понимать задачи съемки, чтобы добиться нужной реакции аудитории. Каждый кадр должен способствовать их решению.
  • Эксклюзивность. Создайте материал, который произведет впечатление на зрителей. 
  • Динамичность. Избегайте длинных диалогов, меняйте фоны, снимайте активные действия, дайте высказаться участникам с разной (противоположной) точкой зрения.
  • Увлекательность. Снимите интересный материал, чтобы привлечь больше зрителей и побудить их к обсуждению репортажа.

Чтобы снять качественный сюжет, ориентируйтесь на потребности целевой аудитории. Используйте триггеры, которые способны затронуть зрителей.

Основные приемы видеорепортажа

Операторы используют для съемки следующие средства:

  • Синхрон. Фрагмент видео, который содержит прямое общение с участниками события.
  • Stand-up. Главный персонаж – репортер, который комментирует происходящее в центре кадра.
  • Закадровый текст. Комментарии озвучены, зрители не видят автора.
  • Видеоряд. Совокупность видеофрагментов, вошедших в репортаж. Отснятый материал просматривают, вырезают лишнее, дополняют текстом и специальными эффектами при необходимости.

Еще один хороший прием – интершум. Так называют живой звук в кадре – крики болельщиков, рев двигателей (например, при съемках авторалли).

Эмоции

Чем ярче эмоциональный отклик, тем эффективнее видеорепортаж как инструмент воздействия на целевую аудиторию. 

Сочетайте все средства, чтобы достичь желаемого результата:

  • Ключевые вопросы для синхронов – Кто? Где? Когда? Что? Почему? Как?
  • Продолжительность репортажа. Влияет на число синхронов (до 3-4 при хронометраже репортажа в пределах 2-2,5 минут). Беседуйте с ключевыми персонами (спикеры, герои события) и зрителями.
  • Структура видеорепортажа. Возможный вариант: вступительный stand-up + синхрон (действующее лицо) + закадровый текст (связка) + синхрон … + завершающий stand-up. Корректируйте схему по ситуации.
  • Стенд-ап. Его цель – привлечь внимание к происходящему, а не презентовать комментатора. В кадре должно оставаться то, что наиболее важно в этот момент: события на сцене, выступления спортсменов, спикеров.
  • Внешность репортера. Избегайте ярких элементов в гардеробе, чтобы не отвлекать зрителей от сюжета.

Лучший способ заснять яркие эмоции – поймать выражение лиц присутствующих в кульминационные моменты.

Длительность и монтаж сцен

Ключевые признаки удачного видеорепортажа – информационная насыщенность, способность удержать внимание зрителя на протяжении всего ролика. Их достигают за счет сжатой подачи информации, чередования синхронов со стенд-апами, закадрового текста. 

Основные рекомендации:

  • Обрезайте лишнее. Неоправданно долгий план выглядит скучно. Минимальная продолжительность – 2 секунды. Если план занимает более 4 секунд, используйте следующие приемы: движение, приближение/удаление, панорамы.
  • По возможности сокращайте репортаж. Материал продолжительностью в 5-7 минут с легкостью обрезают до 3-4.
  • Следите, чтобы пауза между стыками была меньше 1 секунды. 

Обычно при монтаже сохраняют последовательность событий, за исключением коротких видео с нарезкой фрагментов о прошедшем мероприятии. Также иногда по замыслу автора репортаж монтируют по рубрикам в нехронологическом порядке.

Коротко о главном

  • Видеорепортажи – формат контента для решения бизнес-задач. Репортажная съемка востребована при проведении бизнес-мероприятий, корпоративных вечеринок. Ее применяют для демонстрации преимуществ продуктов, ведения хроники.
  • Основные типы – событийные, проблемные, аналитические, репортажи-комментарии.
  • Отличия от новостей, интервью и документальной съемки – эмоциональная насыщенность, возможность репортера донести собственную позицию. Для этого можно использовать следующие средства: синхроны, stand-up, закадровый текст, видеоряд, интершум.

Введение

Съемку любых репортажей, будь то свадьбы, спортивные мероприятия, корпоративы или праздники в школе и детском саду, можно стилистически отнести к фотожурналистике, основными свойствами которой являются объективность, привязка ко времени и последовательность.  

Это направление предполагает совершенно особенный стиль работы. На мой взгляд, это гораздо сложнее, чем создавать постановочные фотографии, даже в студии, потому что, по сути, у вас нет возможности смоделировать реальность, выбрать себе освещение и попросить участников принять позу, которая лучше всего подойдет вашему кадру.

С другой стороны, многие начинают свое обучение фотографии именно со съемки репортажей. Конечно, чаще это звучит как «на вечеринке нас Вася пофоткал», а не как «Василий снимал репортаж нашего праздника», но суть остается прежней.

Преимущество репортажа состоит в том, что вам не нужно выдумывать сюжет – он уже готов. В случае со съемкой в театре или на концерте за вас даже свет продумывают.

В данной статье я предлагаю рассмотреть принципы съемки репортажей практически любых событий, за исключением двух крупных блоков:

1. Спортивные мероприятия – это отдельная тема для разговора, и она уже достаточно хорошо раскрыта в статье «8 советов по созданию спортивных кадров».

2. Новостная фотожурналистика – данное направление имеет ряд отличительных особенностей, в т.ч. повышенный уровень риска для фотографа и абсолютную непредсказуемость развития событий. В этой статье мы собираемся поговорить несколько об ином.

Что же у нас остается? Да что угодно: дни рождения, семейные праздники, свадьбы, благотворительные вечера, выставки, корпоративные праздники, концерты, модные показы и многое другое. Свадьбы, однако, следует рассматривать обособленно, поскольку они комбинируют в себе постановочную и репортажную съемку и развиваются по определенному сценарию.

Лично я куда больше люблю постановку, потому что она дает мне возможность творить, делать мир таким, каким я его хочу видеть, репортаж же – фактическая картинка, которую надо красиво, четко, оперативно и максимально достоверно зафиксировать. Простора для творчества маловато, зато спрос на репортажи обычно выше. А, как известно, кушать захочется, еще не то сделаешь. Стоит, правда, отметить, что порой репортажи снимать бывает чрезвычайно интересно.

Итак, лирику в сторону, что же надо иметь при себе и что необходимо уметь, чтобы эффективно работать в данной сфере?

Что надо иметь

Камера

Ну да, без фотоаппарата тяжеловато снимать репортаж. И конечно, фотоаппарат должен быть самым дорогим, самым лучшим, самым большим и со здоровенной матрицей. Именно так звучат все советы из серии «Собираюсь снимать свадьбы, какая техника мне нужна для начала?». Мне же сразу вспоминается крик души одного фотографа из небезызвестного Цитатника Рунета. Копировать сюда не буду, там слова нехорошие, почитайте сами при желании. Кроме шуток, какие параметры камеры существенны в данном случае?

Конечно, действительно желательно, чтобы камера была с полноразмерной матрицей. Хотя я довольно-таки успешно долгое время снимала репортажи на камеру с кроп-фактором. Большинству заказчиков эти фотографии нужны не для того, чтобы фотообои из них мастерить, а просто на память. В последний раз меня вообще попросили отобрать как можно меньше снимков с трехчасового мероприятия, около 200 штук, и сжать их, потому что времени просматривать 500-800 кадров, и тем более скачивать их в виде архива весом больше гигабайта, у моих клиентов не было – это были профессионалы высокого уровня, которые хотели потратить не более 10 минут на то, чтобы просто просмотреть лучшее из лучшего, и сохранить для себя лучшее из лучшего из лучшего. Если вы думаете, что кто-то способен внимательно рассмотреть все 3000 отснятых вами кадров, по 10 Мб каждый, должна вас расстроить – это маловероятно. Думаю, вы их сами-то с трудом разобрать сможете.

Впрочем, у full-frame камер есть одно преимущество, действительно весомое при съемке репортажа – они обычно выдают лучший результат при съемке на больших ISO, по сравнению с камерами с кроп-фактором. Подавляющее большинство мероприятий проходит в помещении, зачастую – вечером, и без хороших возможностей матрицы в плане восприятия и фиксации информации на высоких значениях ISO, обойтись сложно. Один корпоратив я снимала на две камеры: мой простенький Canon 400D с кроп-фактором и Mark II, который мне выдали на пробу. Должна отметить, что ISO 400 на Canon 400D выглядят примерно так же, как ISO 1600 на Mark II.

Объективы

Что действительно важно при съемке репортажа – так это наличие хорошего быстрого зум-объектива. Желательно брать с собой и широкоугольный, и телеобъектив. Никто не спорит, «фиксы» зачастую отрабатывают гораздо лучше и красивее рисуют, но в репортаже важнее всего вам будет обеспечение собственной гибкости и подвижности. Как вы успеете снять сразу и общий план, и лица участников праздника в темном помещении или на улице вечером, если у вас не будет качественного светосильного объектива с переменным фокусным расстоянием?

Мое мнение: не стоит поддаваться искушению и покупать объектив «все в одном», типа 28-300 мм. Обычно такой диапазон фокусных расстояний чреват снижением качества картинки. Этот вариант на первый взгляд кажется очень заманчивым: всего 10 тысяч рублей, и все, больше никаких объективов не надо!

Одна цена за такое широченное счастье должна настораживать. Стоит попробовать просто взять в прокате пару объективов: один — подобного рода, бюджетный, а второй – высококлассный зум с меньшим разбросом, например, из серии L компании Canon, если у вас фотоаппарат этой марки. После того, как вы увидите картинку с «дорогого» стекла, вы поймете всю разницу, и вряд ли сможете вернуться к универсальным дешевым зумам.

Вспышка

Как я уже упоминала выше, большинство мероприятий, на которые вас могут пригласить поработать, проходят в помещении. Я не люблю вспышки, но, тем не менее, порой без них обойтись крайне сложно, потому следует все же прихватить с собой одну. Модификаторы для вспышек помогут вам получить более мягкий и рассеянный свет. Если же вам повезло снимать репортаж на улице днем – просто наслаждайтесь, хотя необходимость во вспышке может возникнуть даже в таком случае – в качестве способа подсветки теней в солнечную погоду.

Штатив?

По моему опыту, фотограф крайне редко может позволить себе роскошь снимать со штативом репортаж. От вас требуется максимальная мобильность и незаметность, а если вы тащите целую систему с тяжелым разложенным штативом за собой, быть подвижным и никого не снести не так уж просто.

Если же вы понимаете, что достигли предела в значении ISO, выдержки и диафрагмы, далее качество картинки начинает снижаться, а кадр все еще темный, да и вспышку вы использовать не хотите, попробуйте взять монопод. Он легче штатива и удобнее в переноске. Для более подробной информации о работе с ним ознакомьтесь со статьей «Как правильно держать монопод».

Аксессуары

 В зависимости от продолжительности мероприятия и условий его проведения рассчитайте, сколько примерно батареек для вспышки и аккумуляторов для камеры вам может понадобиться, и возьмите с запасом. Обычно на съемочный день около 12 часов НЕ на холоде я беру 3 аккумулятора для камеры и зарядное устройство, чтобы по возможности разыскать розетку и зарядить один, пока снимаю на запасные. На вспышку я беру один комплект аккумуляторов и еще пачку запасных батареек.

Карт памяти стоит брать побольше, поскольку в течение дня у вас не всегда будет возможность остановить съемку и начать удалять неудачные кадры. К слову, хотя формат RAW обеспечивает вам большую гибкость, если вы понимаете, что мероприятие очень масштабное, и в итоге вы получите более 3-5 тысяч снимков, лучше фотографируйте в JPEG. Так вы сэкономите место на карте памяти и свое время на пост-обработку. Это, конечно, вопрос личного выбора, но я предпочитаю делать именно так.

Иногда я фотографирую часть мероприятия в RAW (какие-то ключевые моменты, снимки которых потом потребуют особенно тщательной художественной ретуши), а часть – в JPEG (промежуточные этапы мероприятия, имеющие ценность лишь в плане полноты обзора).

Должна отметить, что вам нужно постараться не перегружать себя и не тащить лишнего. Отражатели, студийный свет, штативы – это то, что вам, скорее всего, не понадобится, а носить их придется весь день. Берите только то, без чего вы действительно не сможете выдать качественный результат. На мой взгляд, репортажная система должна быть относительно легкой и удобной.

Фотосумка

Хотя фоторюкзаки очень удобны и вмещают в себя больше техники, в данном случае они не актуальны. Во-первых, потому, что мы ставим своей целью минимизировать необходимый набор, а во-вторых, из-за его относительной труднодоступности во время съемки – батарейки и карты памяти вы еще можете сложить в карман, а вот чтобы поменять объектив, вам придется останавливаться и стаскивать рюкзак. Я бы советовала использовать наплечную сумку, поскольку она обеспечивает легкий доступ к сменным объективам и аксессуарам.

Что надо уметь

Говорить

Еще до начала съемки вам следует по возможности обсудить с организатором все детали: где будет проходить съемка, в какое время, какие на месте окна и насколько мощные светильники, если речь идет о помещении. Идеально, если вам покажут пару тестовых фотографий будущего места съемки, или же если вы сами сможете предварительно побывать там и осмотреться. Так вы получите шанс заранее просчитать, какое оборудование будет необходимо взять с собой в этот раз.

Выясните план мероприятия: что, когда, кто и почему будет делать, и что из этого действительно важно. На тех же корпоративах часто существует определенный распорядок вечера, основные пункты которого вам необходимо зафиксировать.

Не стесняйтесь говорить с организатором и задавать вопросы. Не стоит пытаться самим додумывать, что важно, а что не важно, лучше по возможности это обсудить. Иначе в конце съемки может выясниться, что та прекрасная дама, пламенную речь которой вы столь усердно фиксировали, всего лишь уборщица Феня, а тот неприметный маленький мужичок с тихим голосом, на которого вы потратили кадра два с половиной – генеральный директор.

Наблюдать

Поймите, что на самом мероприятии, каким бы оно ни было, уже ни у кого не будет времени с вами что-то обсуждать, поэтому теперь все в ваших руках. Наблюдайте, смотрите вокруг, подмечайте детали. Следите за перемещениями людей на месте проведения мероприятия. Если вы вдруг услышали, что в каком-то конце помещения уровень шума усилился, и люди направились туда, стоит сходить и проверить, что там происходит.

Любопытство – неотъемлемая черта репортажника. Стоит только помнить, что в случае заказной съемки все любопытство может быть ограничено законом о неразглашении коммерческой тайны, например. Некоторые компании-заказчики заранее подписывают с фотографом договор о конфиденциальности.

Быстро реагировать

Во время репортажной съемки вы всегда должны быть крайне внимательны и готовы действовать оперативно. Ждать вас или повторять интересные моменты никто не будет, к сожалению, и в этом репортаж явно проигрывает постановке. Впрочем, в этом азарте и вся прелесть. Если научиться не упускать момент, во время подобных съемок можно получить такие фотографии, о которых на постановочной сессии и мечтать не приходится.

Понимать, когда можно сделать паузу

Большую часть времени вы должны быть в тонусе, чтобы ничего не упустить. Однако не менее важно понимать, когда можно немного сбавить обороты и отдохнуть. Если люди, например, сели кушать, стоит перестать бегать вокруг и дать им возможность спокойно поесть. Все равно жующие лица в фотографическом плане особого интереса не представляют, а просто отойдя и сев в сторонке, вы, определенно, поспособствуете качеству их пищеварения.Крайне сложно трапезничать, знаете ли, когда над вами висит человек с камерой, а вам надо постоянно думать, как вы выглядите в этот момент и пытаться проглотить застревающие в горле куски.

К тому же, если вы не будете делать передышек, а мероприятие затянется, вы рискуете потерять концентрацию и упустить что-то действительно важное и интересное.

Быть тенью

Я считаю, что фотограф-репортажник должен привлекать минимум внимания. В данном случае вы должны стать лишь средством фиксации информации. Вспомните фильм «Эффект бабочки» и представьте, что если вы опрометчиво вмешаетесь в ход событий, все может пойти совсем не в том ключе, в каком должно.

Это особенно актуально в случае съемки праздника: не мешайте людям, не толкайте того, кто не дает вам пройти, постарайтесь заранее отметить удобные места для съемки, чтобы потом не мчаться туда, сломя голову, через всю комнату, переворачивая стулья и разбивая бокалы.

Назойливый фотограф или оператор могут просто убить все веселье. Тут самое время вспомнить про телеобъектив с переменным фокусным расстоянием – он позволит вам поменьше бегать и снимать в том масштабе, в каком вам необходимо.

Правильно оценивать свои возможности

Здесь снова всплывает важность предварительной беседы с организатором или обзор предполагаемого масштаба мероприятия в интернете (если вы идете на некий общественный праздник или митинг). Если вам говорят, что корпоративная вечеринка будет проходить в ресторане, рассчитанном на 300 персон, и предполагаемое количество гостей приближается к этой цифре – просто представьте себе эту кучу людей.

В данном случае стоит объяснить заказчику, что вы с радостью возьметесь за работу, но, при всем желании, чисто физически не сможете осветить такое масштабное празднество в одиночку, нужен второй фотограф. Лучше сразу оценить свои возможности, и если вы понимаете, что в данных условиях не сможете обеспечить получение качественного и полноценного материала, либо пробуйте скорректировать условия, либо отказывайтесь от работы.

Если вы выполните ее плохо – вас просто больше никогда не пригласят, и не факт, что только этот заказчик, потому что сарафанное радио работает быстро. Хорошая репутация создается годами, а рушится за минуты.

Видеть настройки

Не всегда у вас будет возможность потратить 5-10 минут на поиск оптимальных настроек экспозиции, и потому уровень освещения нужно учиться оценивать «на глаз», в любом случае, это вам очень пригодится в будущем. Стоит хотя бы понимать, что если сейчас вы снимали у окна, а теперь ушли вглубь зала, то нужно увеличить ISO, выбрать диафрагму пошире или установить выдержку подлиннее. Внимательно отслеживая происходящие события, не забывайте, что вы присутствуете в первую очередь для того, чтобы качественно их зафиксировать.

Помнить о творчестве

Помните, что в каждом мероприятии вы можете найти что-то интересное для себя. Если у вас появилась свободная минутка, оглянитесь, попробуйте найти необычные ракурсы, поиграть с освещением, отвлечься от главного сюжета на секунду и поискать что-то новое. «Набить руку» в съемке репортажей и от души повеселиться можно на всевозможных народных гуляниях типа парада мыльных пузырей «Дримфлеш» или Дня Святого Патрика, проходящих в Москве. Я уверена, что в каждом городе найдутся свои интересные традиции.

Заключение

Съемка репортажа, даже если это утренник в детском саду – дело нелегкое и, прямо скажем, на любителя. Для себя я вижу в этом способ развития фотографической реакции. Право же, пара репортажей – и ловить мимолетные выражения и эмоции на лице модели в постановочной съемке становится в разы легче. Будьте внимательны, подвижны, любопытны, и, кто знает, может и призы в World Press Photo не за горами?  

Автор статьи: Анна Смолина

Репортажи с мероприятий ещё называют видеоотчётами, их цель — показать как всё прошло, что интересного случилось, чем событие запомнилось. У видеопродакшена LISPAKO есть свой взгляд на этот формат.

Чем плох видеоотчёт

Слово видеоотчёты мы не жалуем. От него веет нарезкой плохих кадров с непонятными людьми под бодрую музыку. Такие «отчёты» были популярны на заре коммерческой съёмки, когда доступные камеры уже появились, а насмотренность нет. Поэтому такие ролики нам больше нравится называть репортажами.

От новостных и информационных сюжетов на телевидении репортажная видеосъёмка для бизнеса отличается в лучшую сторону. Коммерческие репортажи обычно не такие сухие, они эмоциональнее. Например, если мы готовим отчёт с конференции или митапа, то у нас нет задачи нагрузить зрителя фактами о количестве участников или докладов, нам важно показать, как все провели время, что нового узнали.

Мы убеждены, что в основе репортажа должна лежать эмоция. Никто не захочет побывать на конференции, где было 100500 непонятных докладов, зато пообщаться с интересными спикерами и потусить между секциями захотят многие.

Почему важны синхроны

На мероприятиях мы стараемся снять как можно больше синхронов — комментариев от участников. Во-первых, это даст те самые эмоции. Во-вторых, не придётся ничего придумывать, люди сами опишут происходящее. В-третьих, это вызовет у зрителя доверие, мы больше верим человеку, а не тексту.

Чем больше синхронов, тем больше выбор. Как и в любом ролике, в итоговый вариант войдёт не всё. Это нормально. Нельзя построить репортаж из нарезки комментариев, для разнообразия нужны и другие кадры. Например, можно вставить документальные съёмки.

В чём отличие репортажа и документального видео

Вообще репортаж и документальные съёмки похожи, снимать нужно реальное событие с реальными участниками. Разница в том, что документалке предшествует значительная подготовка, у неё есть чёткий сценарий, план повествования. В случае с репортажем всё придумывается уже на месте, исходя из развития событий. К тому же, документальные видео обычно длиннее и масштабнее, и для них как раз можно использовать кадры из репортажей.

Наш проект для форума «Молгород» получился из смеси репортажа и документального фильма. Мы снимали во время мероприятия, без долгой подготовки. Но в процессе у нас появилось столько классного материала, что оставить его за бортом было бы неправильно. Мы взяли полноценные интервью у организаторов, у спикеров. И через их слова передали историю и атмосферу фестиваля. На заднем плане постоянно происходило что-то интересное, люди танцевали, обнимались, и это тоже влияло на общее настроение ролика.

Кому нужны репортажи

Коммерческие репортажи почти всегда снимают на каких-либо мероприятиях: конференциях, форумах, выставках. Поэтому и круг потребителей такого контента, на первый взгляд, невелик. Это, прежде всего, организаторы и посетители. Первым нужен отчётный ролик для работы над ошибками, а вторые всегда будут рады найти себя и вспомнить, как хорошо провели время.

Хороший ролик с прошлых мероприятий может оказаться отличной рекламой для последующих, поэтому особенно важны репортажи для серийных событий. Ничто не расскажет об уровне мероприятия лучше, чем ролик с уже прошедших. Главный плюс видео — максимальное погружение в происходящее на экране. Поэтому для классных событий очень важно делать о себе репортажи и мотивировать гостей и спикеров.

К таким выводам мы пришли, снимая репортажи для клиентов, ошибаясь и исправляя ошибки. Мы сделали много таких проектов, а лучшие кадры из них объединили в шоурил:

Как запечатлеть историю в одном кадре, отразить атмосферу ситуации, поймать выразительный момент. Все это входит в задачи репортажной съемки, одного из самых сложных жанров фотоискусства. Наблюдая за шустрыми фотографами, которые ловко меняют объективы, настраивают параметры камеры, быстро перемещаются по месту съемки, может показаться, что все это им дается легко и просто. Да — только для профессионалов, мастерство которых отточено до совершенства. Новичкам, познающим фотодело с нуля, придется изрядно постараться, чтобы получить качественный репортажный снимок. В статье мы раскроем особенности и нюансы репортажного жанра, дадим полезные советы и рекомендации, которые помогут правильно выстроить композицию и эффектно заключить ключевые моменты в рамки кадра. Начнем с основного — оборудования.

Что нужно для съемки репортажа

Фотограф должен действовать ситуативно, ориентироваться на особенности места, условия освещенности, статику и динамику. Собираясь на съемку репортажа, в комплект оборудования должны войти:

Объективы

Вам предстоит менять ракурсы, фокусные расстояния, планы, фоны, подстраиваться под движение объектов. Одной оптикой не обойтись. Снимая свадьбу, в кадре должны оказаться жених и невеста, их гости, родственники как крупно, так и в массовке: на сцене, во время танца, розыгрышей, конкурсов. Запасной объектив лучше держать за спиной, в рюкзаке — чтобы быстро достать и подключить к камере. Чаще всего фотографы используют две модели: широкоугольный и телевик (длиннофокусный).

Широкоугольный объектив позволяет охватить большую площадь, включить в кадр все важны детали и объекты. Применяется при съемке групповых портретов, общих планов, панорам. Также фотографы активно пользуются возможностью изменять фокусные расстояния зумом. Приближение и удаление с качественной фокусировкой необходимы для репортажного жанра.

Телевик незаменим при съемке на удалении, когда у вас нет физической возможности приблизиться к объекту. К примеру, на спортивных соревнования, церемониях открытия, презентациях, концертах, фестивалях, карнавалах. Длиннофокусный объектив решит поставленную задачу, кадры получатся четкими и выразительными.

2933.gif?1502898234056
Вспышка

Съемка может проходить как под открытым небом, так и в помещении, где обязательно потребуется дополнительное освещение. Здесь на помощь приходят вспышки и их сопутствующие элементы. Не забудьте о запасных батарейках. Кадров придется делать много, а вспышка одна, и ее энергоресурсы не безграничны. Будьте готовы к быстрой подзарядке. Репортажная съемка не терпит промедлений и стопов — можете упустить ключевые моменты. Купите три-четыре упаковки батареек, пусть лучше они останутся не использованными, чем закончатся раньше ожидаемого времени.

Цветная калька

Весит она немного, а приносит большую пользу. Иногда освещение слишком яркое и холодное. Зафиксировав к вспышке кальку желтого цвета, вы получите кадры в красивых теплых тонах. Кстати, можете экспериментировать с цветом, задавая снимкам креативные нотки.

Рассеиватели и отражатели

Идеальный вариант, которому отдают предпочтение многие профессиональные фотографы, — софтбоксы и зонты. Они практически невесомы и предельно просты в использовании, не доставят хлопот и сложностей. Достаточно разложить и направить в нужном положении, и лучи вспышки будут рассеиваться, заполняя кадр мягким светом.

85cm-gold-umbrella.gif?1502957764151

Зарядки и аккумуляторы

Батареек для вспышки будет недостаточно. Разрядиться может сама камера, и тогда репортажную съемку придется прервать. Видите, что энергия на исходе, замените аккумулятор. Не ждите, пока полоски дойдут до нулевого уровня.

Флешки

Исходя из практического опыта, на шести-часовую репортажную съемку уходит около 14-16 Гб. Будьте готовы к такому объему и запаситесь флешкой на случай, если ресурсы будут исчерпаны. Оборудование собрано и укомплектовано, вы приехали на место. Теперь встает вопрос, что снимать и как это делать.

Особенности репортажной съемки

Материал, который понравится заказчику, должен соответствовать поставленным задачам и ожиданиям клиента. Прежде чем приступить к съемке, выясните, на чем должны быть сделаны акценты. Профессионалы могут сами ответить на эти вопросы, понимая и тонко чувствуя любую ситуацию. В помощь начинающим фотографам разделим репортажи на категории и выделим ключевые моменты, на которые следует обратить внимание в работе:

Свадебная съемка

Здесь балом правят эмоции и чувства. Фотографии должны передавать атмосферу торжества в различных ее оттенках. Трогательно, нежно, трепетно — крупные планы жениха и невесты, взгляды, жесты, первый танец. Новое настроение зададут родители жениха и невесты, на лицах которых слезы радости, умиление и счастье. Особенно эмоциональными получаются кадры с гостями свадьбы. Танцы, конкурсы, розыгрыши — все это сопровождается забавной мимикой, экспрессией в движениях, смехом, аплодисментами. Будьте всегда начеку, выслеживайте героев для своих фото. Репортажный фотограф — своего рода охотник.

Меняйте ракурсы, работайте с фокусом, акцентируйте главные детали в четкости, художественно смазывайте фон, пробуйте разные приемы. В итоге материал должен передать обстановку праздника, напомнить заказчикам о тех минутах счастья, которые они испытали в свой свадебный день. Появилась улыбка на лице — репортаж удался.

 

Корпоративные праздники

Как правило, заказчиком становится руководитель компании. Что он хочет видеть? Довольные лица сотрудников, торжественные моменты награждения отличившихся, эстетику в оформлении и сервировке стола, яркие и веселые моменты шоу-программы.

Фотографии скорее всего будут использоваться для корпоративной газеты или уйдут в архив фирмы. Почувствуйте себя руководителем, акцентируйтесь на красивой картинке с трезвыми лицами. О корпоративах придумано много анекдотов, но ваша задача сдать достойную работу и получить за нее деньги.

Съемка мероприятия

Выставка, фестиваль, конференция, показ мод, презентация автомобиля — каждый из случаев требует концентрации на деталях. Эти торжества организуются профессионалами, каждая мелочь заслуживает внимания. Снимайте людей, интерьеры, декор, угощения, музыкантов — все это в результате составит комплексную картину о событии.

Будьте внимательны и оперативны во время торжественной части, выбирайте наиболее выгодный ракурс, который позволит включить в кадр главных героев мероприятия. Меняйте точки съемки, свободно перемещайтесь по площадке в поисках ярких, выразительных фотографий.

Репортажная съемка для СМИ

Перед вами стоит задача — дополнить фотографиями газетный или журнальный материал, проиллюстрировать текст. Для начала вникните в происходящее, выделите ключевые моменты, которые должны попасть в кадр. если работаете на площадке вместе с журналистом, спросите о приоритетах.Там вам будет проще ориентироваться, материал оправдает ожидания заказчика, органично дополнит статью.

Кадры не должны быть однотипными Меняйте позиции, ракурсы, приближайте и удаляйте фокус, ищите интересные лица и моменты, эмоционально скрашивающие ситуацию. И не забывайте о деталях — они могут достойно дополнить и композиционно разрядить материал.

Мы сказали о том, как правильно снимать основные типы репортажей. Теперь выделим 10 моментов из анти-списка, которых нужно избегать в своей фото-работе.

10 распространенных ошибок при репортажной съемке

Смазанные объекты в кадре

Зачастую новички не могут поймать движение в резкости. В основном ошибкой является неверное использование параметров. Нам известно такое понятие, как безопасная выдержка. Для статики и динамики этот показатель должен меняться. Фотографируя бегущего или танцующего человека, работайте с приоритетом выдержки (S или TV). Так каждый взмах руки будет четким, в резкости. При съемке со вспышкой оптимальный показатель выдержки — 1/200. Еще вариант — установить на камере приоритет диафрагмы. В принудительном порядке это возможно при работе с зеркальными камерами Canon.

Мистические пятна

Это не НЛО и не привидения, а всего лишь капли дождя, тумана, пылинки, от которых отражается свет вспышки. Чтобы избежать подобного гороха, снимайте без дополнительного освещения на максимально открытой диафрагме, при высоких показателях ISO. Да, света будет маловато, но детали композиции не залепят мутные пятна.

Заваленный горизонт

Обидно испортить хороший кадр кривой линией нижней оси. Иногда такой снимок не получается выровнять даже при помощи фоторедактора. Чтобы избежать этой грубой ошибки, пользуйтесь специальной сеткой или уровнем на камере, которые помогают правильно выстроить горизонталь, задать композиции красивую симметрию, сбалансировать снимок.

Формат Jpeg

Снимая в Jpeg, вы сами роете себе яму. Этот вариант не предусматривает автоматические настройки баланса белого, удаления шумов и прочие важные моменты, которые напрямую влияют на качество снимка. Кроме этого, работать с Jpeg в фоторедакторах гораздо сложнее, чем с RAW. Установив параметр RAW, вам не придется мучаться со сменой условий для съемки, камера все сделает за вас.

Главное следить за выдержкой, диафрагмой и ISO. Профессионалы останавливаются на смешанном варианте RAW + Jpeg, который позволяет быстро отправить фотографии на проектор, презентовав материал заказчику, а в дальнейшем довести до совершенства в Photoshop.

Неинтересный репортаж

Одна из грубых ошибок, которую допускают начинающие или ленивые фотографы — съемка со штатива. Да, в церемонии вручения дипломов 100 участникам мероприятия мало экшена, но и из этого события можно слепить конфетку. Начните с самого здания, зала, в которой происходит действо. Запечатлите участников, которые готовятся к церемонии. Во время награждения меняйте планы: крупные, общие, групповые, акцентируйтесь на деталях. Ловите эмоции на лицах — не забывайте про зрительский зал. Будьте подвижны, не застывайте на месте.

Фотомусор

В кадре важен не только ключевой объект, но и фон, который открывается за его спиной. Певица в роскошном платье на фоне электрического щитка — композиционный диссонанс. Да, лишние детали можно убрать в фоторедактор, но лучше следить за тем, чтобы они не попадали в кадр.

Плотное кадрирование

Когда объект соприкасается с границами снимка — это фото-брак. Кадрируя композицию, немного отодвигайте зум, чтобы минимизировать риски пересечения линий композиции. Всегда оставляйте немного воздуха, не сжимайте пространство. оставляйте место со всех сторон, не только над головой.

Открытый рот

Одна их самых распространенных ошибок, которая возникает при съемке выступающих со сцены людей. Причем, не только рот может смутить, у человека от волнения меняется мимика, и не в лучшую сторону. Даем полезные советы, которые помогут поймать удачные кадры и избежать этих ошибок:

  • Один объект снимайте в дублях, не жалейте кадры. Чем больше вы отнимите, тем богаче будет выбор. И далеко не всегда ЖК-экран камеры позволяет распознать адекватность выражения лица. Часто то, что кажется нормальным, на компьютере расстраивает.
  • Фотографируйте человека в момент, когда он только что поднялся на сцену и готовится к своему выступлению. Особенно сложно снимать спикеров, читающих речь по бумажке — голова наклонена вниз, глаза опущены, лица не видно.

Выстраивая кадр по вертикали, следите за тенями. Оптимальный вариант — в области затылка. Следите за жестами и ловите их в динамике. Они делают фотографию выразительной, эмоциональной, живой.

Неудачный ракурс

Это роковая ошибка, которую практически невозможно исправить в Photoshop. Неграмотная ориентация, некорректная композиция, заваленный горизонт, мелкие объекты в кадре — все это нещадно портит снимок, не давая ему шансов на искусственную реанимацию.

Несоблюдение профессиональной этики

Встать спиной к камере — риск получить вызов на дуэль. Если серьезно, такое поведение недопустимо, порочит вашу репутацию. Хотите отснять качественный материал — приезжайте на место заранее и ищите наиболее выгодные ракурсы.

Старайтесь не допускать этих ошибок, будьте внимательны и следуйте нашим профессиональным советам. Желаем успехов и больше качественных репортажей!

Глав­ная » Блог » Осо­бен­но­сти репор­таж­ной съемки

Репортажная съемка

свадьба репортаж танцы ресторан на болотном

1. Особенности репортажной съемки

Чем отли­ча­ет­ся стан­дарт­ная ста­тья из колон­ки ново­стей от фото­ре­пор­та­жа? Вер­нем­ся на мгно­ве­ние в дет­ство: на вопрос мамы: «Какую книж­ку тебе купить?» сле­до­вал неиз­мен­ный ответ: «С кар­тин­ка­ми!». На стра­ни­цах этих книг ска­зоч­ные герои ожи­ва­ли, фан­та­сти­че­ские пей­за­жи помо­га­ли пол­но­стью погру­зить­ся в собы­тия, почув­ство­вать себя геро­ем повествования.

Поче­му фото­ре­пор­та­жи с каче­ствен­ны­ми фото неиз­мен­но при­вле­ка­ют вни­ма­ние чита­те­ля в первую оче­редь? Визу­аль­ное вос­при­я­тие име­ет клю­че­вое зна­че­ние для боль­шин­ства людей. Хоро­шие каче­ствен­ные сним­ки опти­маль­но отра­жа­ют атмо­сфе­ру собы­тия, дета­ли, настро­е­ние, что­бы мы, как и в дет­стве, «про­жи­ли» опре­де­лен­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни вме­сте с его геро­я­ми. Если мы неволь­но улы­ба­ем­ся, гля­дя на кад­ры счаст­ли­вых людей, а видя тра­ги­че­ские сним­ки — искренне скор­бим, зна­чит, фото­ре­пор­таж удался.

В чем заклю­ча­ют­ся осо­бен­но­сти репор­таж­ной съемки:

  • Огра­ни­чен­ное вре­мя съемки;
  • Быст­рая сме­на событий;
  • Необ­хо­ди­мость чет­ко отоб­ра­жать про­ис­хо­дя­щее, ста­ра­ясь запе­чат­леть всех участ­ни­ков мероприятия;
  • Делать сним­ки с раз­ных пла­нов, отсле­жи­вая хро­но­ло­гию события.

При этом фото­граф не дол­жен рас­слаб­лять­ся, ина­че про­пу­стит инте­рес­ный кадр.

Выби­рать удач­ные ракур­сы, при­слу­ши­вать­ся к сво­ей инту­и­ции, ста­рать­ся пере­дать атмо­сфе­ру про­ис­хо­дя­ще­го, настро­е­ние посред­ством фото — те навы­ки, без кото­рых фото­гра­фу не удаст­ся осу­ще­ствить каче­ствен­ную репор­таж­ную съемку.

2. Виды репортажной съемки

Фото­ре­пор­та­жи дав­но вышли за рам­ки при­выч­но­го фор­ма­та. Если рань­ше к дан­ной кате­го­рии отно­си­лись фото из цен­тра собы­тий в «горя­чих точ­ках», осве­ще­ние собы­тий из мира поли­ти­ки, то сего­дня фото-рас­сказ о зна­чи­мых пуб­лич­ных или домаш­них меро­при­я­ти­ях стал обыч­ным делом.

К основным категориям репортажной фотосъемки относятся:

1. Съем­ка спор­тив­ных соревнований.

Вот где фото­гра­фу осо­бен­но при­го­дят­ся мгно­вен­ная реак­ция и уме­ние «пой­мать момент». Секун­да задерж­ки, и цен­ный кадр поте­рян без­воз­врат­но, повто­рить «на бис» его не полу­чит­ся. Еще слож­нее опре­де­лить­ся с пра­виль­ным ракур­сом: неудач­ная дис­ло­ка­ция све­дет на нет все уси­лия. Осо­бен­но слож­но сни­мать команд­ную игру, когда игро­ки актив­но пере­ме­ща­ют­ся — в этом слу­чае реко­мен­ду­ет­ся исполь­зо­вать режим покад­ро­вой съем­ки. На одном спортс­мене про­ще сфо­ку­си­ро­вать­ся, лег­че пред­ви­деть клю­че­вые момен­ты состязания.

Вы може­те полу­чить допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию и зака­зать про­фес­си­о­наль­но­го фото­гра­фа для репор­таж­ной съем­ки спор­тив­ных сорев­но­ва­ний, перей­дя по ссыл­ке.

2. Кон­церт­ный фоторепортаж.

Важ­на каче­ствен­ная аппа­ра­ту­ра со све­то­силь­ны­ми объ­ек­ти­ва­ми. В кон­церт­ных залах, на откры­тых пло­щад­ках, как пра­ви­ло, недо­ста­точ­но осве­ще­ния, что про­во­ци­ру­ет шумы на фото. Вспыш­ка кон­флик­ту­ет со сце­ни­че­ским све­том, поэто­му опти­ке уде­ля­ем осо­бое вни­ма­ние. Еще один важ­ный момент, выбор пра­виль­ной «точ­ки» съем­ки — пере­ме­ще­ние в зале во вре­мя кон­цер­та ограничено.

3. Съем­ки празд­ни­ков, кор­по­ра­тив­ных мероприятий.

Здесь тоже есть свои нюан­сы: в про­цес­се засто­лья иде­аль­ный ракурс полу­ча­ет­ся с самой высо­кой точ­ки. Если поз­во­ля­ет соб­ствен­ный рост, про­сто под­ни­ми­те фото­ап­па­рат мак­си­маль­но высо­ко, если нет — не беда, вос­поль­зуй­тесь сту­лом, лест­ни­цей и сде­лай­те несколь­ко кад­ров. Этот нехит­рый при­ем исполь­зу­ет­ся для съем­ки тан­цу­ю­щих гостей, когда участ­ни­ки меро­при­я­тия актив­но пере­ме­ща­ют­ся, и перед объ­ек­ти­вом неожи­дан­но воз­ни­ка­ет мощ­ный торс или чьи-то руки.

Вы може­те полу­чить допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию и зака­зать про­фес­си­о­наль­но­го фото­гра­фа для репор­таж­ной съем­ки кор­по­ра­тив­но­го меро­при­я­тия, перей­дя по ссыл­ке.

4. Репортаж-«история».

Имен­но в этом жан­ре вы смо­же­те пол­но­стью рас­крыть­ся твор­че­ски, про­явить фан­та­зию, создать насто­я­щий шедевр. Обыч­ная про­гул­ка по ули­цам дарит мил­ли­он воз­мож­но­стей «пой­мать» удач­ный кадр, но и здесь нуж­но быть пре­дель­но вни­ма­тель­ным: помни­те, имен­но слу­чай­ный «живой» сни­мок спо­со­бен по-насто­я­ще­му заце­пить зри­те­ля, затро­нуть стру­ны души. И не забы­ва­ем о композиции!

Так­же вам воз­мож­но будет инте­рес­на услу­га Love Story, полу­чить допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию и зака­зать услу­гу мож­но перей­дя по ссыл­ке.

5. Сва­дьба. Запе­чат­леть на дол­гую память столь зна­ко­вое собы­тие — серьез­ная ответ­ствен­ность. Извест­ны слу­чаи, когда люби­тель­ские съем­ки закан­чи­ва­лись пол­ным фиа­ско. Чрез­вы­чай­но важ­ны экс­по­зи­ция, «пра­виль­ный» фон, удач­ные точ­ки. В иде­а­ле сле­ду­ет посе­тить место про­ве­де­ния тор­же­ства зара­нее в то вре­мя суток, на кото­рое запла­ни­ро­ва­но тор­же­ство. Оце­ни­те поло­же­ние солн­ца — так удаст­ся избе­жать неудач­ных фото, на кото­рых моло­до­же­ны щурят­ся от ослеп­ля­ю­ще­го све­та. Исполь­зуй­те высо­кий шта­тив, стре­мян­ку для пано­рам­ных сним­ков и не забудь­те о дета­лях, кото­рые мож­но сфо­то­гра­фи­ро­вать отдель­но: букет неве­сты, сва­деб­ный стол, бан­кет­ное меню.

Так­же вы може­те полу­чить допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию и зака­зать про­фес­си­о­наль­но­го фото­гра­фа для репор­таж­ной съем­ки сва­деб­но­го меро­при­я­тия, перей­дя по ссыл­ке.

Лови­те удач­ные момен­ты, когда винов­ни­ки тор­же­ства не пози­ру­ют спе­ци­аль­но, но ни в коем слу­чае не забы­вай­те о важ­ных сюже­тах, сним­ках гостей. Обя­за­тель­но про­дуб­ли­руй­те аппа­ра­ту­ру: в слу­чае вне­зап­ной полом­ки, дру­гих форс-мажор­ных обсто­я­тельств вам не будет оправдания.

Дет­ский празд­ник — дру­гая исто­рия. Малень­кие непо­се­ды весь­ма подвиж­ны. Вряд ли они будут пози­ро­вать в ожи­да­нии, пока вы настро­и­те аппа­ра­ту­ру. Вой­ди­те к ним в дове­рие, стань­те «сво­им». Важ­ный нюанс: фото­гра­фи­руй­те детей на уровне их роста, что­бы не созда­ва­лось ощу­ще­ние бала «малень­ких гномиков».

Вы може­те полу­чить допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию и зака­зать про­фес­си­о­наль­но­го фото­гра­фа для репор­таж­ной съем­ки дня рож­де­ния, перей­дя по ссыл­ке.

Ста­рай­тесь сохра­нить атмо­сфе­ру без­упреч­но­го репор­та­жа, непод­дель­ных эмоций.

Даль­ний план в прин­ци­пе име­ет клю­че­вое зна­че­ние в репор­таж­ной съем­ке: чем бли­же вы к участ­ни­кам меро­при­я­тия, тем боль­ше веро­ят­ность полу­чить фото пози­ру­ю­щих гостей.

3. Какими навыками должен обладать фотограф

Итак, про­фес­си­о­наль­ный порт­рет хоро­ше­го фотографа:

  1. Твор­че­ские спо­соб­но­сти, бога­тая фан­та­зия, про­стран­ствен­ное вооб­ра­же­ние — приветствуются.
  2. Зна­ние и пони­ма­ние экспозиции.
  3. Навы­ки рабо­ты с освещением.
  4. Уме­ние выби­рать пра­виль­ный ракурс, точ­ку съемки.
  5. Рабо­та с фокусом.
  6. Вла­де­ние ком­по­зи­ци­он­ны­ми приемами.
  7. Уме­ние быст­ро при­ни­мать реше­ния, под­стра­и­вать­ся под обстановку.

Каче­ствен­ное про­фес­си­о­наль­ное обо­ру­до­ва­ние — наше все, не забы­ва­ем о тща­тель­ной под­го­тов­ке к каж­дой съем­ке. При­ят­ным бону­сом явля­ют­ся опыт и инту­и­ция, кото­рые помо­га­ют запе­чат­леть самые инте­рес­ные момен­ты само­го обы­ден­но­го меро­при­я­тия, уви­деть его под дру­гим углом.

4. Где используются материалы с репортажной съемки?

Для нача­ла раз­бе­рем­ся, из чего скла­ды­ва­ет­ся сто­и­мость репор­таж­ной съем­ки. Основ­ные составляющие:

  • Про­дол­жи­тель­ность;
  • Коли­че­ство фотографий;
  • Допол­ни­тель­но: арен­да сту­дии, сверх­уроч­ное вре­мя работы.

По пово­ду фор­ма­та съем­ки: жела­тель­но зара­нее знать цель репор­таж­ной съем­ки и на какое каче­ство пре­тен­ду­ет заказ­чик. Фор­мат RAW зани­ма­ет доста­точ­но мно­го места на кар­те памя­ти, под­хо­дит для съем­ки основ­ных меро­при­я­тий, JPEG подой­дет для вто­ро­сте­пен­ных событий.

Мате­ри­а­лы с репор­таж­ных съе­мок в каче­стве иллю­стра­ций исполь­зу­ют­ся в бло­гах, на лич­ных сай­тах, СМИ.

Жела­тель­но сопро­вож­дать фото­ре­пор­таж пояс­ня­ю­щим тек­стом, исто­ри­ей, кото­рые уси­лят визу­аль­ное вос­при­я­тие инфор­ма­ции, при­вле­кут инте­рес ауди­то­рии к изло­жен­но­му материалу.

5. Важные моменты при репортажной съемке

Фото­ре­пор­таж — осо­бый жанр, вклю­ча­ю­щий в себя прак­ти­че­ски все виды съем­ки: пей­заж, порт­рет, пано­рам­ный обзор, семей­ные и быто­вые фото.

Клю­че­вой момент — отра­же­ние собы­тий в «живом» фор­ма­те с ощу­ще­ни­ем энер­ге­ти­ки, атмо­сфе­ры меро­при­я­тия. Это как онлайн-режим: «момент исти­ны» здесь и сей­час, без вся­ких «вы, девуш­ка, встань­те чуть пра­вее» или «возь­ми­тесь за руки и улыб­ни­тесь». Этим дан­ный вид искус­ства отли­ча­ет­ся от тра­ди­ци­он­ной фото­съем­ки. Насто­я­щий про­фес­си­о­нал одно­вре­мен­но сни­ма­ет, дума­ет и смот­рит по сто­ро­нам, дабы не упу­стить важ­ную мелочь — толь­ко так рож­да­ют­ся истин­ные шедев­ры, напол­нен­ные смыс­лом и чувствами.

А еще важ­но рабо­тать с душой… Резуль­тат нетри­ви­аль­но­го под­хо­да к искус­ству репор­таж­ной съем­ки мож­но уви­деть в рабо­тах фото­сту­дии Нико­лая Яку­бов­ско­го. Да, все мы дума­ем, что все луч­шие, зна­ко­вые момен­ты нашей жиз­ни надеж­но хра­нят­ся в памя­ти, но ино­гда так хочет­ся их «повто­рить», про­ли­став семей­ный аль­бом и пере­жить все зано­во, гля­дя на вели­ко­леп­ные сним­ки, пол­ные жиз­ни и теп­ла. Исто­рия в фото­гра­фи­ях — это «днев­ник памя­ти», доверь­те его оформ­ле­ние про­фес­си­о­наль­но­му фотографу.

Пожа­луй­ста, помо­ги­те сде­лать эту ста­тью луч­ше. Ответь­те все­го на 3 вопроса.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографировать ключевые моменты и сделать насколько это возможно качественные снимки, очень часто в сложных условиях по свету. В этой практике я расскажу на какие моменты нужно обратить внимание при съемке репортажа. Репортаж я снимал на камеру Canon EOS R c объективом Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM. Это отличный универсальный объектив, на который можно снимать, как фотографии, для которых требуется широкий угол, так и фотографии, для которых требуется телеобъектив. Но один из самых любимых объективов репортажных фотографов Объектив Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM. Камера изначально была поставлена в сложные условия. Съемка проводилась на открытом воздухе зимой за полярным кругом в Мурманской области. В декабре в этом регионе полярная ночь, поэтому для получения качественных фотографий света не хватало. Но на мой взгляд, тем и интереснее тест, когда камера проверяется в реальных сложных условиях, но при этом необходимо получить приемлемое качество.

Текст и фото: Дмитрий Купрацевич

01

Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4.5, ISO 500, 1/160

Советы:

1. Репортаж снимают в полуавтоматических режимах, так как обычно нет времени на то, чтобы выставлять все параметры вручную. Обычно используют режим приоритета выдержки или диафрагмы. Значение диафрагмы часто выбирают 5,6, при которой можно получить резкий объекты, на которых фокусируется и размытые детали, которые как правило не нужны. Но это не правило, скорее все зависит от задачи, иногда диафрагму открывают максимально, чтобы размыть сильнее детали и также сократить выдержку при недостатке света. Или наоборот закрывают до значений 8 -13, чтобы получить резкими все планы в фотографии.

Выдержку ставят примерно 1/125, это как стандарт выдержки, при которой можно получить резким движущийся объект. Но для съемки, например спортивных событий используют более короткие выдержки 1/500 или 1/1000, иногда еще короче. Значение ISO можно поставить на auto, так как для репортажа самое важное запечатлеть важные событие, а не наличие или отсутствие шумов. Часть шумов можно будет удалить при обработке. Съемка репортажа производится в режиме серийной съемки, так как ключевые моменты моменты нужно запечатлеть технически качественно.

Съемка на Canon EOS R . И хотя новую камеру нельзя назвать репортажной, скорости 8 кадров в секунду хватает для съемки динамичных сюжетов. Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4.5, ISO 200, 1/160

02

03

04

05

06

07

2. При съемке репортажа важно знать расписание мероприятия, чтобы знать когда и где находится в ключевых местах развития событий.

 08

Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 5000, 1/125

09

Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 1600, 1/160

3. При съемке репортажа необходимо сделать несколько фотографий о месте события. Это может быть пейзаж или снимок зала, где происходит событие. Обычно такие фотографии делаются на широкоугольный объектив. Также нужно сделать несколько крупных планов, которые будут указывать на мероприятие, например логотипы. Людей нужно фотографировать, создавая отдельные портреты, так и делая общие планы с людьми, очень важно показать эмоции.

10

Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 6400, 1/125

11

Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 2000, 1/160

12

Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 5000, 1/125

4. Для репортажной фотографии работают все подходы композиции, как и в других жанрах.

5. Вспышку нужно использовать при необходимости. Вернее тогда, когда без нее не обойтись. Так как, например, в небольших помещениях свет переотражается и это только портит кадр.

13

Canon EOS R+ Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 6400, 1/125

Показательная работа автофокуса Canon EOS R. Помещение сделано из снега, в котором один источник тусклого света. При этом фотоаппарат достаточно легко сфокусировался на неконтрастном однотонном объекте. 

 14

Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 5000, 1/160

6. Штатив в репортаже редко используется, так как он усложняет передвижения и не спасает от маза при съемке динамичных сцен. В некоторых случаях используют монопод.

15

С Canon EOS R я получил отличное качество, снимая “с рук”. Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/7, ISO 6400, 1/100

7. Для репортажа допустима съемка в JPEG, так как это ускоряет скорость работы. Но все зависит от задачи.

8. Для съемки репортажа нужны карты памяти с хорошей скоростью записи. Также понадобятся запасные аккамуляторы. В условиях зимы и съемке на улице через три 3 часа мне понадобился второй аккамулятор.

16

Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4, ISO 5000, 1/160

17

Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4.5, ISO 640, 1/125

Canon EOS R отлично справился с задачей съемки репортажа. Конечно, нельзя назвать камеру репортажной по скорострельность и по эргономике. В целом скорости 8 кадров в секунду хватает для съемки динамичных сюжетов. Автофокус без всяких сомнений справляется с самыми сложными условиями. Автофокус Dual Pixel CMOS AF работает быстро и чётко обладает очень чувствительностью до -6 EV.

В Canon EOS R. Также в фокусировке помогает следящий режим и фокусировка по лицам и глазам.

18

Canon EOS R + Canon  RF 24-105 mm F4 L IS USM, f/4.5, ISO 500, 1/125

[adrotate banner=»2″]

Что необходимо знать при первой съемке репортажа. Какую технику с собой взять. Что и как снимать на мероприятии.

Обо всем этом и о многом другом мы поговорим в статье «Первая съемка репортажа». Сегодня я расскажу обо всех основных вещах, которые должен знать фотограф для успешной съемки репортажа.

Итак, вас пригласили снимать репортаж: корпоративный праздник, музыкальный фестиваль, презентацию или любое другое мероприятие. Для успешной съемки, прежде всего, необходимо правильно подготовиться. Давайте посмотрим, какое оборудование должно быть в фотосумке репортажного фотографа.

Фотосумка фотографа

Репортажная съемка

Объективы

Во время репортажа, фотограф должен быть готов к съемке разноплановых кадров. Сначала надо снимать людей в банкетном зале, а потом — музыкантов на сцене.

Именно поэтому вам необходимы объективы, которые будут покрывать все основные фокусные расстояния. Большинство фотографов для съемки репортажа используют два вида оптики:

    • Широкоугольный объектив («ширик»)

Репортажная съемка

Именно «ширик» — основной рабочий объектив репортажного фотографа. С таким объективом вы сможете поместить в кадр большое количество снимаемых объектов. А это необходимо при съемке общих планов или, например, групповых портретов.

35mm — классический широкоугольный объектив для съемки репортажа. Практика показывает, что большинство репортажных кадров делается именно на этом фокусном расстоянии. Также очень удобно использовать зум-объективы, например, 18-70mm. С зум-объективом вы сможете быстро изменять фокусное расстояние, что в условиях репортажной съемки очень важно.

    • Длиннофокусный объектив («телевик»)

Репортажная съемка

Самый популярный и удобный для репортажа телевик — 70-200mm. Телевик используется, когда вы находитесь далеко от объекта съемки, что нередко случается на репортаже. Также с помощью него можно делать интересные крупноплановые портреты посетителей мероприятия.

Итак, в нашу фотосумку мы кладем 18-70mm и 70-200mm объективы, тем самым мы сможем работать на фокусных расстояниях от 18 до 200 mm. А значит — у нас получиться сделать любой кадр, который нам будет нужен.

Основные характеристики объективов я приводил в отдельной статье.

Вспышка

Репортажная съемка

Вспышка — один из основных рабочих инструментов репортажного фотографа. Зачастую на мероприятиях очень слабое освещение, и дополнительный свет просто необходим. А как выбрать вспышку, вы уже знаете.

Но собираясь на съемку репортажа, надо обязательно учесть несколько важных вещей:

    • Возьмите с собой запасные комплекты батареек для вспышки.

На репортажной съемке вы будете делать большое количество кадров, а значит заряд батарей вашей вспышки быстро закончится. Всегда имейте с собой 4-5 запасных комплектов батареек. Лучше, чтобы после мероприятия у вас остались неизрасходованные батареи, чем если батарейки сядут во время съемки и вы не сможете пользоваться вспышкой.

    • Возьмите цветную кальку

Цветная калька, или просто небольшая пластинка из полупрозрачного пластика — необходимая для некоторых случаев вещь. Дело в том, что иногда нужно окрасить свет от вспышки. Например, когда вам нужно сделать свет вспышки более «теплым». Для этого достаточно просто наклеить оранжевую пластинку на вспышку — и вы получите более теплые цвета.

    • Отражатели и рассеиватели

Репортажная съемка
Свет от вспышки очень жесткий и узконаправленный. Именно для того, чтобы его смягчить и рассеять, существуют отражатели и рассеиватели. Если вы хотите делать действительно качественные фотографии — вам необходимо всегда иметь их с собой на съемке. В ближайшее время я отдельно расскажу об использовании отражателей для вспышек.

Важные мелочи

Собираясь на съемку, важно не забыть о нескольких необходимых вещах:

    • Аккумуляторы и зарядные устройства

Кроме комплекта батарей для вспышки, возьмите дополнительный аккумулятор для камеры. Лучше всего иметь с собой и зарядное устройство для камеры и аккумуляторов вспышки.

    • Поляризационный светофильтр

Первая съемка репортажа

Светофильтры — незаменимая вещь в цифровой фотографии. И особенно это верно для поляризационного фильтра. Если мероприятие проходит на открытом воздухе, именно поляризационный фильтр даст вам возможно сделать красивые и очень эффектные кадры.

Репортажная съемка

    • Флешки

Первая съемка репортажа

Снимать в RAW или JPG — решать, конечно, вам. Но для серьезной репортажной съемки профессионалы используют RAW, так как он дает большие возможности для последующей обработки. К сожалению, плата за эти возможности — большой размер файлов. Поэтому захватите с собой как можно больше памяти. Практика показывает, что на 4-6 часовую репортажную съемку уходит порядка 12-16 Гб памяти.

Собрав нашу фотосумку, мы отправились на мероприятие. Теперь перед нами встает важный вопрос — что именно надо снимать на мероприятии, чтобы клиент остался доволен фотографиями?

Работа на мероприятии

Чтобы снять хороший фоторепортаж, прежде всего нужно понять — для какой цели вы делаете фотографии. Понятно, что клиент заказывает съемку не просто так, а чтобы в последствии как-то использовать получившиеся фотографии.

Снимая корпоративный праздник, презентацию или любое другое мероприятие — вы должны понимать, куда потом пойдут ваши фотографии и исходя из этого — снимать те кадры, которые нужны заказчику.

Хороший репортажный фотограф, снимая мероприятие, делает фотографии трех типов:

    • Фотографии для внутреннего использования

Репортажная съемка

Снимки для публикации в корпоративном журнале, оформление брошюр и прочих материалов, которые будут использоваться внутри компании. Какие это должны быть фотографии? Это фотографии, которые интересны прежде всего — руководству компании. Вы должны запечатлеть, как веселятся и отдыхают участники мероприятия. Как проходят конкурсы и розыгрыши призов.

    • Фотографии для использования в СМИ

Репортажная съемка
Фотографии с некоторых презентаций или праздников впоследствии публикуются в СМИ. Соответственно, вы должны делать кадры с расчетом на их дальнейшую публикацию в изданиях.
А именно:

— Позитивные, радостные люди в кадре, где присутствует логотип или символика компании.
— Разноплановые кадры с выступлений высшего руководства компании.
— Кадры, максимально позитивно рассказывающие о мероприятии в целом.

    • Персональные фотографии участников мероприятия

Репортажная съемка
Старайтесь делать и обычные кадры с участниками мероприятия, в стиле «Я и Вася улыбаемся в камеру». Это банальные кадры, но они очень востребованы. Дело в том, что самим сотрудникам компании или участникам мероприятия действительно интересны те кадры, на которых есть они сами. И именно такие кадры они будут потом выкладывать на «одноклассниках» и «вконтакте».

Также не забывайте об абстрактных фотографиях — интерьера, столов с едой и пр. Особо увлекаться такими сюжетами не стоит, но небольшое наличие подобных кадров в вашем репортаже необходимо.

Репортажная съемка

Теперь поговорим о нюансах, которые необходимо учесть для успешной съемки мероприятия.

Всегда приезжайте на съемку заранее. Это даст вам возможность ознакомиться с условиями съемочной площадки и «пристреляться» к ним, а так же узнать у организатора план мероприятия. Уточните, какие моменты мероприятия особенно важны для клиента и во время съемки уделите им особое внимание.

Снимая людей на мероприятии, часто можно увидеть, как встречаются старые друзья или знакомые. Обязательно подойдите к ним и предложите сделать снимок — они будут только рады, а вы получите по настоящему позитивный кадр.

Также вас могут попросить сделать групповой портрет.
Репортажная съемка

Самое главное в съемке группового портрета — делать побольше дублей. Когда в кадре одновременно находится много людей, велика вероятность, что один из них моргнет или отвлечется. Поэтому делайте больше дублей, один да точно удастся.

Снимая репортаж, не экономьте на кадрах. Специфика репортажной съемки такова, что в кадре одновременно находится много людей. И может получиться так, что отличная фотография будет испорчена скривившимся лицом человека на заднем плане кадра. Снимать много дублей — самый эффективный (и по сути единственный) способ избежать этого неприятного момента.

При построении кадра — старайтесь сделать так, чтобы в нем присутствовал логотип компании и название мероприятия. Это очень важно, т.к. подобный кадр больше расскажет зрителю о мероприятии. Ведь по сути, задача репортажного фотографа — рассказать в фотографиях, что это было за мероприятие, а так же где, когда и как оно происходило.

Но самое главное правило для успешной работы на мероприятии — улыбайтесь и будьте на позитиве. И тогда люди, которых вы будете снимать, начнут улыбаться вам в ответ.

Репортажная съемка

Итак, теперь вы знаете о работе на мероприятии, но не менее важно знать некоторые технические тонкости съемки репортажа. О них мы и поговорим.

Съемка репортажа

Есть некоторые классические приемы съемки, которые проверены практикой и действительно очень эффективно работают.

Например, съемка на диафрагму 5,6. Это универсальная диафрагма для репортажной съемки. Дело в том, что именно при такой диафрагме глубина резкости достаточная, чтобы человек на переднем плане был полностью в фокусе, а задний план — ушел в приятный глазу расфокус.

Соответственно, если мероприятие проходит на открытом воздухе, вы можете поставить режим приоритета диафрагмы и ваша камера будет автоматически под нее подстраивать выдержку.

Отдельного разговора заслуживает светочувствительность — ISO.

Снимая репортаж, вам часто придется выбирать между высокими ISO (а значит и большим уровнем шумов) или съемкой на более длинных выдержках, чреватыми появлением шевеленки. Также важно помнить, что при обработке вам может потребоваться повысить яркость фотографии, а значит, шумы станут еще более заметными.

Но тем не менее, практика показывает, что лучше все таки поднять ISO, т.к. шевеленку намного сложнее убрать при обработке, в отличии от цифровых шумов. Для работы с шумами существуют специальные программы шумодавы, например, Noise Ninja или Neat Image.

Когда мы отсняли материал и привезли его домой, наступает следующий этап работы — обработка фотографий.

Обработка репортажных фотографий

В чем главная особенность обработки репортажных кадров?

В том, что вы работаете с большим объемом фотографий. Как правило, «на выходе» у фотографа должно получаться 300-600 отобранных хороших фотографий. Количество кадров варьируется в зависимости от продолжительности мероприятия, но в любом случае — вам предстоит обработка большого объема материала.

Чтобы эффективно работать с таким количеством фотографий — необходимо уметь пользоваться пакетной обработкой, то есть обработкой сразу большого количества фотографий. Подробнее о пакетной обработке я расскажу в ближайшее время, так как эта тема действительно заслуживает отдельной статьи.

Также очень важно уделить внимание цветам на фотографии. Ваши фотографии должны быть яркие цвета, сочные и насыщенные.

Репортажная съемка

Такие фотографии сразу привлекают к себе внимание и априори нравятся заказчикам. Если вы снимаете на улице — всегда немного повышайте Saturation (насыщенность) и контраст — это сделает кадр более живым и ярким.

Кроме яркости и насыщенности, очень важно, чтобы ваши фотографии были резкими.

Резкость кадра — одна из тех вещей, которые замечает даже далекий от фотосъемки и фотографии человек. Самая большая проблема при увеличении резкости в том, что вместе с резкостью увеличиваются и шумы на фотографии. Но этого можно избежать, если использовать один очень эффективный прием по пакетному увеличению резкости с помощью actions в Photoshop. Суть этого способа в том, что мы увеличиваем резкость только на светлых участках кадра, не затрагивая теней (где больше всего заметны шумы).

Подробно я описывал этот метод увеличения резкости в предыдущей статье.

И всегда, абсолютно всегда, вместе с фулл-сайзами фотографий я записываю на диск превью размером 700-800 пикселей по длинной стороне. Просматривать их намного быстрее и проще, нежели громоздкие фулл-сайзы, а также их можно сразу послать по почте или выложить на «одноклассники».

Безусловно, тема репортажной съемки огромна и имеет массу нюансов, о которых не расскажешь в одной статье. И в будущем я обязательно посвящу еще несколько статей этой теме.

Мои другие статьи по репортажной съемке:

«Оборудование репортажного фотографа»
«Выбор камеры и оптики для репортажной съемки»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий репортажа шаблоны
  • Сценарий репортажа новостей
  • Сценарий репки на англ яз
  • Сценарий репка пальчиковый театр
  • Сценарий репка на осенний праздник